Open
Close

Перспективный план по изо (подготовительная группа). Перспективное планирование по изо деятельности в подготовительной группе

Цель:

  • Закрепить с детьми знания цветов спектра
  • Учить, опытным путём, получать дополнительные цвета: оранжевый, зелёный, из основных цветов: синего, жёлтого, красного.
  • Провести опыт «Цветной дождь»
  • Закрепить технические навыки каждого ребёнка умение рисовать концом ворса кисточки и всей её поверхностью, по мокрой бумаге акварельными красками.
  • Учить эмоционально – образному восприятию цвета.
  • Способствовать внимательному, чуткому отношению друг к другу, эстетическим суждениям.

Словарная работа: Рисование по мокрой бумаге, синь, солнечный, цвета спектра.

Предварительная работа:

Рисование по мокрой бумаге, чтение сказки «Алиса в стране чудес» , проведение опытов по смешиванию красок, рассматривание картинок с розами.

Оборудование:

На листах формата А3 рисунки: «Синий лес» , «Замок Белой королевы» , «Замок Красной королевы» . «Волшебная книга» , три ленты (синяя – река, радужная дорога, жёлтая дорога) , для опыта: стакан с водой, пена для бритья, разведённый в воде пищевой краситель, пипетка, или кисточка. Колбы и краски для смешивания. Для рисования: кисточки, губки, краски синяя, жёлтая, красная, палитры, листы формата А4 на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Приветствие.

Воспитатель. Ребята, посмотрите у меня в руках волшебная книга. Сейчас я её открою, и мы окажемся в сказке.

(Открываю книгу, на первой странице иллюстрация к сказке «Алиса в стране чудес» )

Воспитатель. Ребята, что это за сказка?

Дети. Эта сказка называется «Алиса в стране чудес» .

Воспитатель. Верно ребята. А вы сами хотели бы оказаться в этой загадочной стране.

(Раздаётся стук, в зал вбегает запыхавшийся кролик.)

Кролик: Здравствуйте, ребята.

Дети. Здравствуй Кролик.

Воспитатель. Кролик, опять ты куда – то торопишься, что случилось?

Кролик: Я тороплюсь в страну чудес, я опаздываю. Алиса попала в беду.

(Кролик убегает в туннель)

Воспитатель. Ребята, надо помочь Кролику, выручить Алису из беды. Поможем кролику?

Дети. Поможем.

Воспитатель. Тогда вперёд за кроликом в туннель.

(Дети проходят сквозь туннель.)

Воспитатель. Вот мы и в чудесной стране. Кролик ты нам покажешь дорогу?

(Кролик достаёт из рукава свёрнутый в рулон план.)

Кролик: У меня есть план. Мы должны попасть в синий лес, а приведёт нас в лес синяя река.

(Дети идут по ленте голубого цвета, имитируя движения пловцов. Подходят к мольберту, на котором изображён синий лес.)

Воспитатель. Ребята, мы попали с вами в лес, только он какой – то необычный, таинственный. Что, вы, можете сказать об этом лесе?

В каких тонах он нарисован?

Дети. Этот лес нарисован в холодных тонах.

Воспитатель. Какой он?

Дети. Этот лес холодный, прозрачный, синий, голубой, фиолетовый.

Воспитатель.

В лесу синем – синем просто красота
Синь озёр и речек и кругом вода
Синие деревья, синий небосвод.
Кто – то очень странный в лесу этом живёт.

(Выходит гусеница.)

Гусеница. Здравствуйте, ребята. Что у вас случилось?

Воспитатель. Уважаемая Гусеница мы ищем девочку Алису. Вы её не встречали?

Гусеница. Я знаю, как найти Алису, но сначала вы мне должны помочь. В моём лесу так холодно, зябко, я совсем простужена, а так хочется тепла.

Воспитатель. Ребята, как мы можем помочь Гусенице?

Дети. Мы можем нарисовать травку, цветы.

Воспитатель. Ребята у Гусеницы есть синяя краска и совсем немного жёлтой. Как же нам получить зелёную краску.

Дети. Для того чтобы получить зелёную краску нам надо смешать синюю и жёлтую краску.

(Ребёнок берёт колбочку с жёлтой краской и переливает в колбочку с синей краской, размешивает. Получается зелёная краска.)

Воспитатель. Теперь мы можем нарисовать траву и жёлтые цветы.

(К мольберту подходят двое детей и рисуют.)

Гусеница. Спасибо, ребята, мне стало намного теплее.

Ребята, у меня есть волшебный стаканчик. В нём живёт маленький дождик. Когда капельки дождика коснуться дна стаканчика мы узнаем, где Алиса.

(Гусеница проводит опыт)

Опыт «разноцветный дождь»

  1. В стакан с водой поместить пену для бритья
  2. Развести в воде гуашь.
  3. Капнуть несколько капель разведенной краски на пену. Краска медленно просочится через пену, и можно будет наблюдать, как из пушистых белых облаков идёт разноцветный дождик.

(Пошёл дождик, капельки коснулись дна, и Гусеница из под стакана вытягивает листок, на котором нарисован замок Белой королевы.)

Гусеница. Ребята, для того чтобы найти Алису вам нужно пойти по радужной дорожке к Белой королеве. До свидания, ребята.

(Дети идут по радужной дорожке)

Физминутка

Радуга – дуга
Здравствуй, радуга – дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга – дуга,

Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком,
Через радугу – дугу

Перепрыгнем на бегу
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком

(Дети подходят к замку Белой королевы. Выходит Белая королева с зонтиком в руках.)

Белая королева. Здравствуйте, ребята. Я Белая королева.

Воспитатель. Белая королева, мы ищем Алису, она попала в беду. Ты можешь нам помочь?

Белая королева. Конечно, помогу, но сначала ответьте на мои вопросы.

(Открывает зонт.)

Из каких цветов состоит мой зонтик?

Дети: Зонтик состоит из цветов радуги. Кранный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Белая королева. Ребята, а что будет если я зонтик покручу?

Дети: Зонтик станет белым.

Белая королева. Сейчас проверим. (Крутит зонтик, цвета сливаются, зонт становится белым.)

Белая королева. Ребята, какие вы умные. Знаете, что белый цвет включает в себя цвета спектра (радуги) .

Ребята, идите по красной дороге и придёте к замку Красной королевы. Алиса в этом замке.

(Дети идут по красной дорожке и подходят к замку Красной королевы.)

Воспитатель. Смотрите! Какой чудесный замок.

Что, вы, можете сказать об этом замке? Какой он?
Дети. Яркий, тёплый, радостный, прекрасный.
Воспитатель. В каких тонах он выполнен?
Дети. Он выполнен в тёплых тонах.

Воспитатель. Назовите мне тёплые цвета.
Дети. Красный, оранжевый. Жёлтый.
Воспитатель. Верно, ребята.
Разноцветный, очень нежный на ветру дрожит.

Это яркий замок красок на пути стоит.

Тёплым цветом красит солнце на реке песок.

Тёплым стало настроение, как лесной цветок.

Воспитатель. Ребята. неужели в таком ярком, красивом замке может жить кто – то злой?

Дети. Нет!

Воспитатель. В этом замке живёт Красная королева. Наверняка она добрая, просто её кто- то расстроил.

(Выходит Красная королева с Алисой.)

Красная королева. Здравствуйте, ребята. На самом деле я добрая, а не злая, но я попросила Алису посадить красные, жёлтые и оранжевые розы, а она посадила белые, вот я и расстроилась. Что теперь делать?

Воспитатель. Красная королева, наши ребята могут помочь тебе. Они покрасят розы.

Красная королева. Но у меня нет оранжевой краски. Только красная и жёлтая.

Воспитатель. Это не беда. Наши ребята маленькие волшебники. Они знают как сделать оранжевую краску.

Дети. Надо смешать жёлтую и красную краски и получится оранжевая.

(Ребёнок подходит к столу и проделывает опыт с красками.)

2 часть. Самостоятельная работа детей

Воспитатель. Алиса возьми краски и крась розы на мольберте, а мы с ребятами сядем за стол и поможем тебе рисовать розы.

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель. Ребята, мы будем рисовать розы акварельными красками по мокрому листу бумаги. У нас на столе только три краски синяя, жёлтая и красная, но мы с вами уже знаем как получить зелёную краску, чтобы нарисовать стебелёк и листочки. Как получить оранжевую краску, что бы нарисовать оранжевую розу. Приступайте к рисованию.

3 часть. Анализ детских работ.

Итог занятия.

Воспитатель. Ребята, подарим наши розы Красной королеве.

Красная королева. Какие красивые розы. Они такие нежные, тёплые, ласковые. Вы меня порадовали. Алиса возвращайся с ребятами в детский сад. А ты, Кролик, оставайся в моём королевстве будешь помогать мне ухаживать за розами.

Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

(Уходят по туннелю.)

Воспитатель. Вот и закончилась наша сказка, наша волшебная книга закрывается.

Приветствую вас, мои друзья и случайные посетители моего блога! С вами Татьяна Сухих. Как вы думаете, лепка, аппликация, рисование в подготовительной группе важны для будущего школьника или лучше делать упор на занятия по счету, письму? Почему мы, воспитатели, относимся к изобразительным видам искусства в системе дошкольного воспитания не менее серьезно, чем к обучению грамоте и азам математики? Прошу, высказывайте свое мнение, мне очень интересно его услышать!

Мне бы хотелось сегодня рассказать о том, что представляет собой занятие по рисованию для деток, которые совсем скоро станут первоклассниками. Я сделаю акцент на том, что дает пяти-шестилеткам искусство передачи на бумаге окружающего мира.

Но сначала, как всегда, обзор полезных для воспитателей и родителей материалов из Интернета.

Традиционно богатый ассортимент интернет-магазинов «УчМаг» и «OZON.RU» не может не радовать покупателей и меня, конечно, тоже.

Так, нашла интереснейшие пособия для воспитателей детских садов и активных родителей:

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – отличный материал о разных способах рисовать, плюс – основные лексические понятия, которые нужны детям для развития речи. Книга разработана для логопедических дошкольных учреждений, но она прекрасно подойдет, если нужно разработать интересный конспект НОД по рисованию в старшей и подготовительной группах.

Еще недавно только в школах применялись печатные рабочие тетради, но сегодня можно ввести их в практику детских садов. Например, есть интересный вариант – серия «Художественный труд. Подготовительная группа». Такая рабочая тетрадь не только сделает занятия по эстетическому развитию интересней, но и подготовят детей к подобной деятельности, которая ожидает их в школе.

Если вы не знаете, чем развлечь деток летом, когда они не посещают садик или школу, предложите им заняться творчеством прямо на асфальте. Подспорьем вам станет очень своевременное для лета пособие «Рисование на асфальте с детьми 4-7 лет». Ведь мало просто дать малышу мелки, нужно суметь заинтересовать его так, чтобы он с воодушевлением проводил время на свежем воздухе и с пользой для общего развития. В книге подана методика обучения детей изображению разных предметов, пейзажей, портретов обыкновенными мелками.

Ну, и как же может проходить рисование без альбомов? «УчМаг» предлагает красочные и недорогие альбомы на спирали из серии «Monster High», которые в первую очередь понравятся девочкам.

Хочу заметить, что предложенные мною методические материалы разработаны по ФГОС и могут спокойно применяться в ДОУ.

Чем мы занимаемся на занятиях по ИЗО в детском саду?

Представим себе, что нам нужно составить перспективный конспект по рисованию на весь учебный год. Хотите заглянуть, что там написано?

Итак, сентябрь начинаем с того, что вспоминаем лето. Обычно мы предлагаем детям подготовительной группы рисовать на тему: «Как я лето провел?»

Изображать дети могут разное, в основном, рисуют море, речку, деревню, дачу. Если малыш задумал море и песок, можно предложить технику мокрый рисунок акварелью. Кто не знает – это рисование краской на мокрой бумаге. Краски при этом размываются, контуры расплываются, что создает изумительный эффект…

Какие при этом мы преследуем цели:

учим детей передавать задуманное на лист бумаги, развиваем воображение, подсказываем, как строить композицию, обучаем разным техникам рисования. Кроме того, ребята учатся работать аккуратно, доводить задуманное до конца.


Проводив лето, встретим осень!

Осенние темы рисования обязательно предусматривают изображение даров осени. Подготовительная группа рисует натюрморты: корзинки с овощами, кувшины с осенними листьями и т.п. Интересно получается рисовать техникой тычок. Дети рисуют эскизы простым карандашом, а потом кистью заполняют эскиз цветом, делая кисточкой тычки по бумаге. Тык, тык гуашью сначала по контуру, потом заполняем пространство внутри контура так, чтобы не оставалось пробелов. Красиво получается, прямо как настоящая живопись!

Нетрадиционная техника рисования в подготовительной группе широко используется, дети этого возраста уже достаточно умело владеют карандашом, кистью, поэтому легко воспринимают другие способы изображения. Например, если хотим нарисовать осенний пейзаж, можно делать это техникой отпечатков. Рисуем сначала стволы деревьев, а затем наносим краску на листок клена и делаем оттиск на бумаге – это крона дерева. Либо наносим на бумагу краску пальцами, получаем множество листочков на деревьях.

Какие программные задачи выполняют дети, рисуя осень? Они переживают эмоциональный подъем, стараясь передать красоту осени на бумаге, таким образом, обогащают личный опыт восприятия этого времени года. Помимо того, дети закрепляют навыки смешивания красок, создание новых оттенков, различают теплые и холодные цвета.

Завершаем осень хохломой – рисуем характерные узоры на бумаге разной формы. Это могут быть полоски, круги, треугольники. Дети учатся соотносить элементы узора с формой бумаги, представляя, что они расписывают тарелку, ленту, платок.


Зимушка-зима пришла!

Конспект занятия по рисованию зимы включает обучение изображению городского пейзажа – заснеженных улиц родного города. Дети учатся рисовать несложные композиции, где присутствуют дома, городской транспорт, прохожие.

Нетрадиционное рисование на эту тему в детском саду (подготовительная группа) – например, граттаж. Это процарапывание черного фона деревянной шпажкой или пустым стержнем шариковой ручки. В двух словах: белый или цветной фон натираем свечой, потом закрашиваем черной гуашью с добавлением средства для мытья посуды. Когда полностью высохнет – процарапываем контуры задуманного рисунка.

Зимой мы часто рисуем зверей в зимнем лесу, новогодний праздник, зимний пейзаж. Обязательно изображаем птиц на кормушке разными техниками.

Также углубляем знания о народных видах росписи. Мы закрепляем навыки рисования красками, карандашами, учимся рисовать живую и неживую природу разными методами.


Что мы рисуем весной?

Конечно, март ассоциируется, в первую очередь, с женским днем. Мы обязательно в подготовительной группе рисуем портрет мамы. Что мы хотим привить ребятам во время занятия? Мы воспитываем эмоциональное восприятие образа матери, вырабатываем умение изображать лицо человека крупным планом, стараемся научить новым техникам рисования, например, используя шаблоны. Можно заготовить самим или купить готовые шаблоны элементов лица человека – глаза, губы, нос. Это облегчит обучение рисованию портрета и разнообразит занятия с детками.

Далее на тему: «Весна» детки рисуют капель. Это можно сделать по-разному. Я уже, кажется, рассказывала о рисовании капели пластилином? Это несложно: рисуем дом, на крыше которого лежит снег. Затем по краю крыши размазываем вертикально шарики белого пластилина, имитируя сосульки.

Какая весна обходится без цветов? Цветочная тема – очень интересная, дети любят изображать известные и фантастические бутоны всех цветов радуги. Что касается фантастики, то советую предложить детям нарисовать сказочную страну цветов – это полезно для развития воображения и художественного вкуса. Кроме того, мы развиваем эстетическое восприятие весенней поры, закрепляем знания о цвете, о возможностях различных материалов, обучаемся использовать белила для создания нежных оттенков.

Занятие по рисованию (весна) предполагает также иллюстрирование сказок. Мы даем детям готовый сюжет или они сами выбирают сказку, которую будут рисовать, и технику исполнения рисунка.

Вот как необычно можно изобразить ежика с яблочком: туловище и яблоко рисуем кистью, а иголочки и травку – пластмассовыми вилками. Просто прикладываем зубья вилки к бумаге перпендикулярно. Это техника отпечатка. Получается очень реалистично и выразительно!

Традиционно конспект рисования на тему: «Весна» не обходится без сюжета о 9 Мая. Дети рисуют на патриотическую тему: композиция «Победа», салют, флаг России, сюжеты о войне и т.п.


Что ребенок должен усвоить весной? Дошкольник должен уметь самостоятельно придумать сюжет рисунка, продумать композицию, подобрать цвета, сделать эскиз, правильно разукрасить, не оставляя пробелов и не выходя за контур. Также он умеет смешивать цвета в правильных пропорциях и заранее знает, какой оттенок получится при смешивании определенных цветов. Дошкольник освоил способы передачи характерных особенностей живых существ и предметов. Он знает, чем характерен пейзаж, портрет, натюрморт, роспись.

НОД в подготовительной группе по ИЗО – это важный этап в жизни будущего школьника. Ребенок закрепляет все полученные навыки и знания, которые понадобятся ему в дальнейшем. Он развивает ловкость пальцев, мастерство владения карандашом и кистью, тренирует пространственное мышление, укрепляет интерес к творчеству. Все это, несомненно, пригодится ему в школе для успешной адаптации.

В пособии представлены программа, краткие методические рекомендации, планирование работы и конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми 6–7 лет на год.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Т. С. Комарова
Занятия по изобразительной деятельности в в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Предисловие

В книгу включены программа по изобразительной деятельности и конспекты занятий с детьми 6–7 лет по рисованию, лепке и аппликации, расположенные в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок. Иногда жизнь требует поменять последовательность, например, воспитатель вносит в тематику занятий изменения, продиктованные региональными особенностями, потребностью сократить разрыв между двумя взаимосвязанными по содержанию занятиями, необходимостью формирования формообразующего умения и т. п.

Представленные в книге занятия разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 6–7 лет и основаны на следующих положениях.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и взаимосвязана со всеми ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; с разными видами искусства – как классического, современного, так и народного, включая литературу и др., а также с разнообразными видами деятельности детей.

Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми. Разносторонняя связь с игрой повышает интерес детей как к изобразительной деятельности, так и к игре. Необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и предметов для игр ("красивая салфетка в кукольный уголок", "угощение для игрушек-зверюшек" и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых, сюрпризных моментов, ситуаций ("слепить мишке друзей", "расписать крылья бабочки – ее украшения с крылышек смыло дождем" и т. п.) во всех видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Следует предоставлять детям возможность изображать, как они играли в разнообразные сюжетно-ролевые и подвижные игры.

Для обогащения образных представлений, развития эстетического восприятия и воображения, успешного овладения детьми изобразительной деятельностью важна взаимосвязь занятий с дидактическими играми. Подробнее об этом можно узнать из книги "Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе" , в которой также представлены конспекты занятий по созданию с детьми дидактических игр, которые могут быть использованы педагогами при работе в старшей и подготовительной группах.

Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс ребят, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов, формата бумаги для рисунков, аппликаций, соответствующего величине и пропорциям изображаемых предметов цвета бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.

Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятия, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительном отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их в оформление групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у ребят положительного, доброжелательного отношения друг к другу и т. п.

В основе развития любых способностей дошкольников лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений, сенсорное воспитание. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук, сенсомоторный опыт закреплялся и на основе его ребенок впоследствии мог самостоятельно создавать изображения различных предметов и явлений. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо развивать у них формообразующие движения, движения рук, направленные на создание изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности (рисовании, лепке и аппликации). Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (по силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы будем рассматривать каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно.

Если в предыдущих группах обучение изобразительной деятельности осуществлялось систематически и последовательно, то в подготовительной к школе группе дети овладевают обобщенными способами изображения. Это позволяет им изображать самые разные предметы, что способствует свободе выбора темы рисунка, лепки, аппликации; свободе творческого решения.

Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисовании, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые, в свою очередь, развиваются в этих видах деятельности.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя их опыт, что похожее они уже рисовали, лепили, как это делали; вызывать ребенка для показа, как можно изобразить тот или иной предмет.

Особое значение в подготовительной группе приобретает рассматривание и оценка созданных детьми изображений. Опыт детей 6–7 лет в изобразительной деятельности, рассматривании созданных ими рисунков, лепки, аппликаций, как индивидуальных, так и коллективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изображения, аппликации, используя усвоенные навыки, знания и умения, а также осознанно оценивать получившиеся изображения. Постепенно от общей оценки "нравится", "красиво" следует подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые составляют его красоту, вызывают чувство удовольствия. Для этого необходимо обращать внимание детей на то, как выглядит изображение: какова форма, величина, расположение частей, как переданы характерные детали. При рассматривании сюжетного изображения следует обратить внимание детей на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены, соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как расположены на листе бумаги, подставке (в лепке), как передано соотношение предметов по величине (в композиции) и т. п. Задавая вопросы, педагог активизирует детей, направляет их внимание на качество изображения, его выразительность. Оценкой детских работ должно завершаться каждое занятие. Если на оценку не осталось времени, можно внимательно рассмотреть с детьми и оценить работы во вторую половину дня. Целесообразно дополнить оценку, данную работе детьми, подчеркнуть что-то, выделить, подвести итог занятия.

Предложенные в данном пособии занятия продуманы таким образом, чтобы не вызывать перегрузки детей, их продолжительность соответствует требованиям СаНПина. В подготовительной к школе группе проводится 3 занятия по изобразительной деятельности в неделю – 12 занятий в месяц. В месяцах, содержащих 31 день, число занятий может увеличиваться на 1–2. В этом случае воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия лучше провести в качестве дополнительных. Если конспектов, представленных в книге, недостаточно, можно воспользоваться конспектами занятий, предлагаемыми в книге Т. С. Комаровой "Изобразительная деятельность в детском саду" (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009).

Конспекты занятий включают: программное содержание, методику проведения, материалы, связь с другими образовательными областями и видами деятельности.

Соколова Татьяна,

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИЗО

(подготовительная группа)

Сентябрь

1. ЛЕПКА «ФРУКТЫ»

Пр.сод.: познакомить с жанром «натюрморт», учить детей воссоздавать в памяти и называть фрукты растущие в саду, их цвет, форму, учить изображать различные формы, составляя при этом натюрморт; дать представление о правильном расположении предметов натюрморта продолжать учить лепить разные формы (яблоки, груши, сливы виноград из целого куска), передавать особенности каждой из них, развивать старательность.

Материал: пластилин, стеки, дощечки, муляжи фруктов, ваза.

Предш.раб.: рассматривание картин с изображение натюрморта, составление натюрморта из различных предметов, беседа о фруктах, месте их произрастания.

Литература:

АППЛИКАЦИЯ «ОСЕННИЙ НАТЮРМОРТ»

Пр.сод.: продолжать знакомить с видом изобразительного искусства – натюрмортом, учить сравнивать разные способы изображения объемной формы (пластический и декоративно-силуэтный), составлять композицию из 2-3 предметов. Продолжать учить вырезать симметричные предметы из сложенной вдвое бумаги (вазу), и несколько фруктов (яблоко, груша), дополнять композицию деталями; совершенствовать навыки плавного вырезывания округлых форм. Закрепить «правила ножниц»: держать острыми концами от себя и вниз, следить, чтобы под лезвия не попали пальцы, подавать кольцами вперед.

Материал: лист картона темного цвета (фиолетовый, синий), заготовки цветной бумаги для вазы, оранжевая и желтая бумага для фруктов, заготовки зеленого цвета для листьев, клей, кисти, клеенка, поднос, ножницы, простой карандаш.

Предш.раб.: рассматривание натюрмортов, анализ расположения предметов при выполнении натюрморта. Рисование и лепка натюрморта.

Литература: Швайко «Занятия по ИЗО» стр. 19

РИСОВАНИЕ: «ВАЗА С ФРУКТАМИ»

Пр.сод.: учить детей зрительно воспринимать и определять жанр в искусстве – натюрморт, учить детей самостоятельно составлять натюрморт из предложенных предметов, упражнять в умении правильно располагать предметы натюрморта; учить передавать в рисунке характерные особенности фруктов, учить новому техническому приему - двухцветному боковому мазку.

Материал: стол, скатерть, муляжи фруктов, ваза, предметы кухонной утвари, цветы (по усмотрению), кисти краски гуашь, акварель.

Предш. раб.: лепка и аппликация натюрморта, разучивание стихотворения А.Кушнера «Что я узнал?», составление натюрморта из предметов окружающей обстановки.

Литература: О.А.Куревина «Путешествие в прекрасное» стр. 172, 181-184

2. ЛЕПКА « ЛУКОШКО С ЯГОДАМИ И ГРИБАМИ»

Пр.сод.: продолжать учить детей составлять натюрморт, упражнять в умении отличать жанр «натюрморт» от других видов искусства, развивать навыки создания объемных изображений, упражнять в лепке различных форм грибов и ягод, передавая их характерные особенности. Воспитывать стремление выполнить работу аккуратно, самостоятельно анализировать полученный результат.

Материал: пластилин, дощечки, корзина, муляжи грибов и ягод.

Предш.раб.: рассматривание муляжей грибов, иллюстраций грибов, ягод, упражнения в составлении натюрморта.

АППЛИКАЦИЯ «ДАРЫ ОСЕНИ»

Пр.сод.: учить на основе впечатлений, знаний и умений полученных на предыдущих занятиях, самостоятельно определять содержание натюрморта, его композицию, цветовую гамму предметов, фона, а также способы изображения, продолжать учить симметрично вырезать предметы круглой и овальной формы из бумаги сложенной вдвое, в несколько раз, учить работать коллективно, согласовывать свои действия, воспитывать терпимость, взаимопощь. Закреплять «правила ножниц».

Материал: три больших листа бумаги, цветная бумага для вырезания фруктов, овощей, грибов, зеленая бумага для вырезания листьев, клей, кисти, ножницы, простой карандаш, поднос, клеенка.

Литература: Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» стр. 150

РИСОВАНИЕ «ОСЕННЯЯ БЕРЕЗА»

Пр.сод.: учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона),осеннюю окраску листвы, обучать правильным способам действия полусухой жесткой кистью при рисовании вертикальных мазков для образования листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий; через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ белоствольной стройной березы. Следить за правильной осанкой при рисовании.

Материал: иллюстрации с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, две кисти – мягкая и жесткая, краски.

Голубая бумага насыщенного цвета в виде вытянутого прямоугольника, дополнительные листы белой бумаги для упражнения в рисовании тонких линий и разных способах работы жесткой кистью; кисточки мягкие и щетинистые, краски гуашь.

Литература: Швайко «Занятия по ИЗО» стр. 29

3. ЛЕПКА « ЧУДО-ДЕРЕВО»

Пр.сод.: познакомить детей с новым способом составления объемной мозаики – модульной лепкой, а именно составление из бесформенных кусочков, учить детей отщипывать, отрывать или отрезать стекой небольшие кусочки и создавать из них образ украшенного дерева, показать способ лепки дерева, развивать у детей самостоятельность в украшении поделки, используя природный материал.

Материал: образец, пластилин, стеки, дощечки, природный материал.

Литература: И.А. Лыкова «Лепим, фантазируем, играем» стр.27-29

АППЛИКАЦИЯ «УЗОР В КРУГЕ» (из листьев и мелких цветов) -декоративное

Пр.сод.: познакомить в новым видом аппликации – флористикой, аппликацией из листьев, цветов, трав; учить составлять композицию из листьев в круге, аккуратно наклеивать, развивать творчество, трудолюбие, художественный вкус.

Материал: тонированная бумага в виде круга, засушенные растения (листья, цветы), клей ПВА, кисть, клеенка, ножницы, тряпочка, образцы.

Предш.раб.: сбор и засушивание листьев и цветов, составление композиции из засушенных растений.

РИСОВАНИЕ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (с использованием природного материала)- сюжетное

Пр.сод.: познакомить с новым приемом рисования с использованием засушенных растений – печатание цветов и трав (ТРИЗ), учить составлять композицию, передавать в ней изменения произошедшие в природе, закреплять умение детей различать и называть жанры искусства – пейзаж, закреплять в умение располагать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта, развивать творчество, художественный вкус, терпение.

Материал: образец, засушенные листья различной формы, лист альбомный, краски акварель, гуашь, кисти.

Предш.раб.: рассматривание осенних пейзажей, беседа по картинам, заучивание стихотворения А.Кушнера «Что я узнал?»

Литература: О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное» стр. 132.

4. ЛЕПКА « ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ» (декоративная)

Пр.сод.: продолжать учить детей лепить конструктивным способом (соединяя детали),

получать из цилиндрической формы чашки, а из большого шара – чайник, делая углубления и равномерно увеличиваю полученную форму (растягивая и вытягивая пальцами, получая одинаковые по толщине стенки посуды), сглаживать и выравнивать края; украшать изделия ленточным орнаментом, предварительно намечая схему орнамента, учить выполнять ленточный орнамент. Развивать творчество, аккуратность, стремление выполнять работу красиво.

Материал: глина (пластилин, соленое тесто), стеки, образцы орнамента, дощечки.

Предш.раб.: рассматривание ленточных орнаментов, тренировка в их лепке.

Литература: И.А.Лыкова «Лепим, фантазируем, играем» стр. 40-42

АППЛИКАЦИЯ «ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ» (предметная)

Пр.сод.: познакомить с новым приемом выполнения аппликации – обрыванием, продолжать учить подбирать холодные и теплые тона для композиции, продолжать учить переводить трафарет на лист бумаги, развивать самостоятельность, инициативу, выполнять работу аккуратно.

Материал: альбомный лист, трафарет чайной посуды, цветная бумага, простой карандаш, клей, кисть, тряпочка, поднос.

Предш. Раб.: повторить с детьми тему «Посуда». Обсудить назначение чайной посуды. Д/и «Собери из частей целое», «Четвертый лишний» по теме «Посуда».

Литер.: Малышева «Аппликация в детском саду» стр. 98

РИСОВАНИЕ «БАБОЧКА» (монотипия)

Пр.сод.: познакомить с новым способом изображения – монотипией (ТРИЗ), формировать навыки рисования по нетрадиционной технике, развивать творчество, фантазию.

Материал: гуашь, лист бумаги, тонкая кисть, образец.

Литература: Семинар – практикум по ИЗО «Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте»

Наталья Самохина

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе «Закат »

ЦЕЛЬ : Знакомить с художественными техниками; развивать чувство

композиции и цвета и побуждать интерес к изобразительному творчеству.

ЗАДАЧИ : 1. Учить понимать выразительные средства живописи (цвет,

линия, колорит, ритм) Закрепить умение различать виды пейзажа.

2. Развивать графические навыки (подбирать цветовую гамму, соответствующую определенному времени суток; использовать различную живописную технику при изображении неба)

3. Содействовать воспитанию личности, воспитывать трепетное отношение к родной природе.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ : Изображение заката солнца , репродукции картин с пейзажами, музыкальное сопровождение, бумага, восковые мелки, акварельные краски, кисточки.

Ход ЗАНЯТИЙ:

Ребята сегодня у нас необычное занятие , мы отправимся на экскурсию в наш необычный музей. Ребята, а вы были в музеи, где весят картины, поднимите руки, кто был? Давайте с вами представим, что мы находимся в музее, где висят картины разных художников. А кто это художники? Правильно ребята это человек, который рисует картины. Художник подобен волшебнику, магу который в своих картинах восхищается красотой природы, он изображает великолепие просторов полей, лугов, озёр и рек, может показать в рисунке красоту цветущего сада или величавость могучего дуба, различных животных, людей, море и закаты солнца . Посмотрите сколько у нас здесь картин и все они разные, но что объединяет эти картины. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все.

(Солнце)

Удивилась очень Катя,

Посмотрев в оконце -

Почему-то на закате

Стало красным.

Сегодня мы продолжаем работу над пейзажем. Но вначале давайте повторим, какие бывают пейзажи (городской, морской, сельский) :- у меня на доске все картинки перемешались… Помогите мне поставить их на свои места. Вот и мы сегодня как настоящие художники будем рисовать закат солнца , а рисовать мы будем восковыми мелками и акварельными красками. Мы не раз уже с вами рисовали восковыми мелками, поэтому знаем различные приемы рисования с восковыми мелками. Но вначале давайте посмотрим, какие разные бывают закаты… .Смотрим картинки с закатами солнца и слушаем стихи

Закат солнца

Закат ослепительный солнца,

Лучистым узором игрив,

Наблюдать удивительно молча,

Золотистый на море разлив.

Сверкает багровое небо,

Миллионом зажжёных огней,

Оно каждый раз в новом цвете,

Изумляет палитрой своей.

Огненный шар ярким шлейфом,

Играет в кипучей волне,

Золотым с переливами светом,

Отражается солнце в воде.

Моментально светило садится,

Лишь диском коснувшись воды,

С горизонта исчезла зарница,

В пучине гаснут лучи.

Стаи чаек кружатся над морем,

Ласкают волны морские прибой,

В дивный вечер огромное море,

Наполняется вновь синевой.

Мария Гордеева 2

Закат на реке

Закончив дня прошедшего свершения,

Чтоб дать земле немного отдохнуть,

Владыка Солнце с огненным свечением

За горизонтом завершает путь.

Раскрасив небо яркими мазками,

И попрощавшись с уходящим днем,

Шар золотой в потоке вод растаял,

Оставив лишь воспоминания о нем.

Приняв закат в прохладные объятья,

И растворив его огонь в волнах,

Река ласкает горизонт лобзанием,

Выплескивая нежность небесам.

В закатный час все тайною покрыто,

Все замерло в предчувствии чудес,

И тенью незаметно подступает

В почти угаснувшем закате лес .

Река… Закат . … бескрайние просторы….

И небосклон в пушистых облаках,

Устало Солнце скрылось с горизонта…

Настала Ночь, День успокоив в снах….

Рисовать восковыми мелками мы будем на плотной бумаге. Рисунок пейзажа восковыми мелками делаем мелком того цвета которым у нас будет солнце. Показ педагогом нескольких способов рисования солнца, закрашиваем, оставляя белые просветы. Потом при работе с красками эти просветы закрасятся, и получится красивый эффект. Штрихи лучше наносить по форме. Сначала светлые тона, затем постепенно затемнять в нужных местах, создавая тенями объем.

Дальше продолжаем рисовать акварельными красками нескольких способов тонирования неба : по-сырому, когда краски осторожно вливаются цвет в цвет, можно изобразить контрастные переходы цвета, можно нарисовать небо отдельными мазками. Не забываем, что небо на нашем рисунке не само по себе отдельно. Оно отражается в воде, его отблески будут присутствовать везде, поэтому не забываем добавить соответствующих рефлексов в работу. Педагог предлагает ученикам вспомнить, какой закат они видели , наблюдали в природе и нарисовать его. Дети работают под музыку.


У каждого свой неповторимый закат .

Давайте рассмотрим, какие выразительные работы у вас получились.



Вы хорошо работали сегодня на занятии . На этом наше занятие окончено .