Open
Close

Российский государственный архив. Российский государственный архив литературы и искусства (ргали)

Николаева Людмила Игоревна
Директор ЦГАЛИ СПб

Историческая справка

С ноября 2011 года - Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга» (ЦГАЛИ СПб)

2008 - 2011 - Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга» (ЦГАЛИ СПб)

1991 - 2007 - Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб)
1988 - 1991 - Центральный государственный архив литературы и искусства Ленинграда (ЦГАЛИ Ленинграда)
1969 - 1988 - Ленинградский государственный архив литературы и искусства (ЛГАЛИ)

Архив создан в 1969 г. Основу архива составили материалы за 1920 - 1930-е гг., переданные из Ленинградского государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства (ныне ЦГА СПб). Это документы фондов государственных учреждений и общественных организаций литературы и искусства города и области: издательств, редакций, театров, концертных организаций, киностудий, Комитета по радиовещанию и телевидению, творческих и профсоюзных организаций, художественных учебных заведений, библиотек профиля культуры. Кроме того, с 70-х гг. ХХ века архив активно пополняется личными архивами деятелей культуры.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.10.2007 № 1268 было создано Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга» (ЦГАЛИ СПб) с целью формирования и содержания архивного фонда литературы и искусства Санкт-Петербурга

История здания архива

В одном из старинных уголков Санкт-Петербурга на Шпалерной улице располагается здание, построенное в духе классицизма с элементами барокко в голубовато-белых тонах.

История создания этого дома восходит к 1730-1740 гг., построенного по проекту архитектора М.Г. Земцова как здание склада для Магазинного двора Гофф-Интендантской конторы. В 1841 г. выполнено расширение склада, в результате которого построена двухэтажная часть здания, фасадом выходящая на Воскресенскую набережную, по проекту архитектора Л.И. Шарлемань. В 1851 г. выполнена перестройка двухэтажной части по проекту архитектора Е.И. Мартынова.

Начиная с 1853 г., здание переоборудуется под архив Министерства Императорского Двора. Так, в 1853 г. переоборудована двухэтажная часть здания, а в 1899-1902 гг. по проекту А.А. Бруни выполнена перестройка четырехэтажной части. Фасад здания приобрел барочные черты.

Заведовал архивом Константин Яковлевич Грот, профессор, член-корреспондент Академии наук, член Совета Министерства Народного Просвещения, который жил во флигеле дома. После 1917 г. название архива было несколько изменено на II Отделение I Секции Государственного Архивного Фонда. А в 1926 г. фонды архива бывшего Министерства Императорского Двора переместились в нынешний Российский государственный исторический архив.

С 1936 по 1969 гг. в помещениях архива располагался Ленинградский государственный архив Октябрьской революции и Социалистического строительства (ныне ЦГА СПб).

В 1971 г. здание на Шпалерной, 34 раскрыло свои двери для Ленинградского государственного архива литературы и искусства, который находится здесь и сегодня.

Характеристика фондов

976 фондов, 338 317 ед.хр.*

В ЦГАЛИ СПб сосредоточены фонды государственных учреждений, общественных организаций литературы, искусства и культурно-просветительной работы, а также фонды личного происхождения деятелей культуры С.-Петербурга с 1917 г. по настоящее время.

В архиве представлены документы ликвидированных и ныне действующих учреждений культуры: Управления по делам искусств и Главного управления культуры Ленгорисполкома, Управления ленинградских академических театров, Управления по охране государственных тайн в печати (Главлит, 1939–1976), управлений и комитетов культуры, культпросветучреждений и кинофикации, а также фонды творческих организаций, в том числе Пролеткульта, ленинградских отделений союзов: кинематографистов, писателей, журналистов, архитекторов, художников. Архив хранит документы фондов издательств «Аврора», «Брокгауз и Эфрон», «Всемирная литература», «Советский писатель», «Художественная литература» и др., редакций журналов «Аврора», «Звезда», «Нева» и местных газет, Петроградского бюро Российского телеграфного агенства (РОСТА). В материалах Ленинградского комитета радиовещания имеются тексты выступлений писателей А. А. Ахматовой, О. Ф. Берггольц, В. В. Вишневского, В. Ф. Пановой, Н. С. Тихонова перед жителями блокадного Ленинграда.

Сценическое и музыкальное искусство представлено фондами Всероссийского театрального общества (ВТО), Русского музыкального общества, Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), Государственного академического Большого драматического театра им. А. М. Горького (ныне АБДТ им. Г. А. Товстоногова) и др., Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича и Капеллы им. М. И. Глинки, Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Хореографического училища им. А. Я. Вагановой (ныне Академия русского балета), Академии театрального искусства, Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной и др.

Здесь сосредоточены фонды киностудии «Ленфильм», Ленинградского отделения «Госкино» и др. В фондах Отдела имуществ республики Наркомпроса РСФСР, Государственного музейного фонда Ленинградского отделения Главнауки (1917–1929), Комиссии по контролю за вывозом за границу научных и художественных ценностей, ряда городских и пригородных музеев сохранились документы по организации руководства музейным делом, отчеты и справки о национализации, государственном учете и охране художественных ценностей, материалы по реставрации памятников и т. п.

В архиве имеются фонды научно-исследовательских институтов, расположенных в Ленинграде, таких как: НИИ театра, музыки и кинематографии (ныне Российский институт истории искусств), художественной культуры, сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока, книговедения, Ленинградского филиала Академии строительства и архитектуры. Просветительские организации представлены материалами фондов библиотек (в т. ч. Российской национальной библиотеки и Центральной городской библиотеки им. В. В. Маяковского), дворцов и домов культуры, клубов, лекториев, а также объединенным фондом национальных домов просвещения Ленинграда (1924–1938).

Коллекции представлены материалами по истории Петербурга, собранными С. М. Вяземским, и историко-художественной коллекцией Д. И. Котельникова.

Значительную группу составляют фонды личного происхождения: писателей и поэтов А. Р. Беляева, Д. А. Гранина, М. А. Дудина, В. В. Конецкого, Ю. С. Рытхэу, М. Л. Слонимского, литературоведов Г. А. Гуковского, В. А. Мануйлова, искусствоведа Ф. И. Шмита, художника Е. Е. Моисеенко, композиторов Б. А. Арапова, В. П. Соловьева-Седого, режиссера А. А. Брянцева, актеров Е. И. Тиме, Ю. В. Толубеева, кинорежиссера Ф. М. Эрмлера, балетмейстера Л. В. Якобсона и др.

За последние годы в архив поступили документы организаций: Санкт-Петербургской общественной организации "Всемирный клуб петербуржцев" и Санкт‑Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственная филармония Санкт‑Петербурга для детей и юношества", а также документы личного происхождения - кинорежиссера А.Н. Сокурова, архитектора Г.П. Степанова, искусствоведа П.Е. Корнилова, кинооператора Д.А. Долинина, композитора В.Е. Баснера, актера Н.В. Бурова, поэта Г.С. Гампер, художника А.А. Блинкова, композитора И.Г. Адмони, актера Б.Е. Жуковского, артиста эстрады Д.М. Лузанова, актрисы Н.Я. Мазаевой, художника В.Г. Шевченко и др.

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) -- крупнейшее хранилище России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры

Локомотив в деле собирания, хранения и использования документов литературы и искусства - Российский государственный архив литературы и искусства. Это один из немногих архивов страны, который хорошо знаком не только архивистам. РГАЛИ снискал себе известность среди широкой читательской аудитории: многочисленные сборники, подготовленные на основе материалов этого архива, расходятся по всей стране. Знают архив и за рубежом. Он по праву считается культурным центром, притягивающим деятелей литературы, искусства, науки.

История организации РГАЛИ

Архив был основан в 1941 году, частично на базе собрания Государственного литературного музея -- Гослитмузея (ГЛМ) -- как Центральный государственный литературный архив (ЦГЛА). Сюда же были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, ГИМ, ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ.

Днем рождения архива считается 29 марта 1941 г. В этот день СНК СССР принял постановление, предусматривавшее организацию к 1 июля 1941 г. в Москве Центрального государственного литературного архива (ЦГЛА) для хранения литературных фондов государственных архивов и соответствующих документальных материалов музеев, библиотек, научно-исследовательских институтов и других учреждений. Появление нового архива с одобрением встретили и поддержали деятели культуры и общественность.

Однако широко задуманной концентрации в нем рукописных материалов историко-литературного характера помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Она выдвинула на первый план задачу спасения материалов, которые срочно вывозятся сначала в Саратов, а затем в Шадринск и Барнаул.

Тем не менее кроме материалов Гослитмузея, составивших основу нового архива, уже в первый год войны были приняты из Государственного архива феодально-крепостнической эпохи (ныне РГАДА) фонды семьи Аксаковых, историков Н.П. Барсукова и Н.И. Веселовского, Салтыкова-Щедрина, издателя А.С. Суворина. Из Московского областного архива - материалы Московской конторы императорских театров, Комитета по делам печати; из Центрального государственного исторического архива в Москве - фонды Н.П. Огарева, А.Н. Островского.

Фонды государственных учреждений пополнялись сданными в те годы архивами редакций и издательств («Литературная газета», «Детиздат», «Искусство», «Музгиз»), журналов «Октябрь» и «Знамя». Из Третьяковской галереи поступили документы Училища живописи, ваяния и зодчества, художественного кружка «Среда» и других объединений, а также рукописные материалы художников И.К. Айвазовского, А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского. Из Исторического музея были переданы отдельные документы П.И. Чайковского, поэта Н.М. Языкова, из подмосковного имения Мураново - архивы поэтов Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева, из саратовского Дома-музея Н.Г. Чернышевского - архив Н.Г. Чернышевского, из Полтавы - материалы В.Г. Короленко, из Киева - Н.В. Гоголя и др.

Интенсивно пополняясь документами по истории русской литературы и искусства, находящимися в учреждениях, архив одновременно предпринимал энергичные меры по спасению и сохранению архивов советских писателей и поэтов. По предложению ЦГЛА, руководство Главархива направило 24 июля 1941 г. письмо председателю правления Союза писателей СССР А.А. Фадееву, в котором, в частности, говорилось: «Главное архивное управление НКВД СССР просит Вас известить популярных писателей и поэтов, что в целях обеспечения сохранности архивных материалов ЦГЛА может принять на постоянное или временное хранение личные архивы членов Вашей организации». Благодаря этой инициативе тогда же в архив были переданы материалы К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского и некоторые другие.

Наряду с комплектованием в эти трудные первые годы становления архива проводились и другие необходимые работы: проверка наличия и состояния документов, их описание и использование. Ценой больших усилий, а иногда и ошибок, связанных с отсутствием опыта, вырабатывались методы фондирования и научного описания фондов личного происхождения, составления научно-справочного аппарата, ведения учета. К работе научного совета архива привлекались известные писатели, литературоведы и искусствоведы. Они принимали участие в решении вопросов о профиле и принципах комплектования архива, подготовке путеводителя, рассмотрении первого плана научно-издательской деятельности. В 1943 г. утверждена первая структура архива в составе четырех отделов:

литературных фондов,

фондов искусств,

научно-публикаторского,

научно-справочной литературы (библиотеки).

К началу 50-х годов архив укрепился организационно и в кадровом отношении, приобрел определенный научно-методический опыт. Изданы первые сборники документов, посвященные творчеству Чехова, Репина, Римского-Корсакова, а также описи отдельных фондов. В 1951 г. появился и первый путеводитель по архиву. С самого начала своего существования архив широко комплектовался не только материалами литературного характера, но принимал целые фонды и отдельные документы учреждений искусства, а также личные архивы актеров, композиторов, художников. Поэтому в 1954 в соответствии с фактическим содержанием своих материалов он был переименован и стал называться Центральным государственным архивом литературы и искусства СССР.

К концу 60-х годов определился круг государственных учреждений и общественных организаций, материалами которых он комплектуется. Развернулась активная работа по выявлению и получению документов из частных архивов. В результате этих усилий в ЦГАЛИ созданы фонды выдающихся деятелей культуры уже советской эпохи: Н.А. Островского, В.Э. Мейерхольда, С.С. Прокофьева, И.И. Бродского, К.С. Петрова-Водкина, С.М. Эйзенштейна многих других. Новым направлением комплектования ЦГАЛИ явилось получение из-за рубежа материалов по истории русской культуры. Широко развернувшаяся в этом направлении работа позволила получить: из Англии - 30 писем С.М. Степняка-Кравчинского; из США - автографы С.А. Есенина, материалы о Л.Н. Толстом, из Югославии - письма И.Е. Репина.

В 1992 г. переименован в РГАЛИ. В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 года РГАЛИ был включен, наряду с Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереей, Эрмитажем, Русским музеем, Государственным архивом РФ, Российским государственным военно-историческим архивом, Российским государственным архивом древних актов и др., в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Помимо личных фондов в РГАЛИ имеется ряд фондов различных учреждений, связанных с управлением культурой, образованием в этой сфере и т.д.

По дореволюционному периоду имеются фонды образовательных учреждений (например, Академии художеств – ф. 647), общественных организаций (например, Русского театрального общества и Всероссийского театрального общества – ф. 641 и 970), учреждений культуры (например, Городская художественная галерея П.М. и С.М. Третьяковых – ф. 646).

В целом, документы дореволюционного периода по учреждениям культуры в РГАЛИ не слишком многочисленны. Нужно иметь в виду, что представленные в РГАЛИ документы могут быть лишь частью сохранившегося массива, оставшаяся часть которого хранится в других архивах (например, в РГИА хранится фонд Академии художеств).

По советскому периоду документы представлены массово, поэтому поиски в фондах государственных учреждений, связанных с культурой нужно начинать в РГАЛИ. Так, здесь имеются фонды Комитетов по делам искусств при Советах народных комиссаров РСФСР и СССР (ф. 2075 и 962), Министерства культуры СССР (ф. 2329) и т.д. Среди фондов советского периода в РГАЛИ хранятся также документы учебных заведений, киностудий, театров, выставок, музеев, редакций газет и журналов, издательств.

Нужно иметь в виду, что в РГАЛИ хранятся далеко не все документы по литературе и искусству. Значительная часть документальных материалов хранится в музеях писателей (например, фонд Л.Н. Толстого хранится в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве), однако отдельные документы писателя в РГАЛИ всё-таки присутствуют в составе других фондов. Кроме того, фонд писателя или деятеля искусства может и присутствовать в архиве, однако содержать лишь небольшое количество документов (например, в РГАЛИ имеется фонд М.А. Шолохова (ф. 1197), включающий лишь несколько десятков единиц хранения, большая часть его материалов находится в его музее-заповеднике в станице Вешенской Ростовской области).

Фонды РГАЛИ в некоторых случаях могут дать дополнительную информацию для генеалогического исследования. Это касается не только фондов учреждений и организаций, в которых может содержаться информация о работе того или иного человека, а также переписка с этим учреждением

Полезными могут быть также личные фонды. Дело в том, что в них хранятся не только рукописи, но и переписка деятелей литературы и искусства. Если ваши предки были с ними знакомы, в фондах архива могут найтись письма, упоминания в дневниках и другие ценные находки.

Например, в рамках одного из исследований нашей компании мы изучали родословную одного дворянского рода, несколько представителей которого в конце XIX – начале XX в. были связаны с семьёй Л.Н. Толстого и его окружением. В документах РГАЛИ удалось найти несколько десятков писем, которые писали члены изучаемой нами семьи или которые были им адресованы.

Если вы интересуетесь творческими поисками или подробностями биографии художников, музыкантов, архитекторов и других деятелей культуры, хотите поработать с дневниками, уникальными фотографиями или рисунками, то ваш путь лежит по адресу: улица Выборгская, дом 3, корпус 2. Изначально архив создавался как литературный. В 1941 году сюда передали коллекции Государственного литературного музея, а также некоторые материалы из Третьяковской галереи, Исторического музея, Архива Октябрьской революции и других музеев и частных архивов, имевших отношение к искусству и литературе.

Семь лет спустя его переименовали в Центральный государственный архив литературы и искусства СССР, а после 1992 года первое слово в названии сменилось на «Российский». Неудивительно, что литературная часть архива наиболее масштабна.

Среди ее сокровищ самый древний документ – рукописная книга XIV века «Пасхальная Агада» с описанием ритуала пасхального седера на древнееврейском языке. Другие древние произведения датируются XVI–XVII веками. Тут же содержатся материалы о жизни и творчестве замечательных деятелей русской культуры – от Пушкина и Лермонтова до Розанова и Солженицына.

Особую ценность представляет «Остафьевский архив», хранящий документы нескольких поколений семьи Вяземских. В нем рукописи князя Петра Вяземского, друга Пушкина, автографы выдающихся деятелей – от Петра I и императрицы Екатерины II до английского поэта Джорджа Байрона и французского писателя Оноре де Бальзака. На хранении в РГАЛИ находится часть архива Достоевского. Благодаря ему можно представить, как создавались классические произведения русской литературы «Преступление и наказание», «Идиот» и «Подросток». Серебряный век представлен творческим наследием Блока, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Пастернака, а также Бунина, Андреева и других выдающихся писателей и поэтов. Многие документы из литературных архивов того периода долгое время были засекречены. Они стали доступны исследователям и широкой публике в конце 1980-х – начала 1990-х годов. Часто эти материалы были либо привезены из-за рубежа, либо некогда выведены из общего хранения за их «антисоветскую направленность».

Не менее богатая коллекция документов, хранящихся в РГАЛИ, касается истории русского театра. Здесь вы найдете архивы Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества; личные архивы Мейерхольда и Яблочкиной, Собинова и Петипа. Помимо фотографий, запечатлевших сцены различных постановок, можно увидеть эскизы декораций и костюмов, режиссерские сценарии пьес, прочесть заметки режиссеров о спектаклях и репетициях или записи, раскрывающие актерское видение. Особенность РГАЛИ в том, что он совмещает функции музея и архива. На хранении в фондах находится огромный изобразительный материал – картины, фотографии, плакаты, графика и т. д.

Особые коллекции

Есть и еще один нюанс. В свое время многих художников запрещали выставлять в музейных залах по идеологическим и политическим причинам. В архиве их работы были спасены и сохранены для потомков. Таким образом, например, уцелели творения русских авангардистов.

В РГАЛИ находится бесценная коллекция Владимира Татлина и Алексея Крученых, работы таких мастеров авангарда, как Любовь Попова, Надежда Удальцова, архитекторы братья Александр и Виктор Веснины. За счет личных архивов пополнилась коллекция графики и плаката, например здесь можно увидеть 400 оригинальных плакатов Маяковского. Графика поступила сюда еще при создании архива из разрозненных собраний книжных издательств и редакций художественных журналов. Тогда же Третьяковская галерея передала хранившиеся в ее фондах документы мастерской ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН, Российской академии художеств, а также личные архивы некоторых художников. В дальнейшем изобразительный отдел архива пополнялся за счет различных поступлений. Например, благодаря искусствоведу и коллекционеру Илье Зильберштейну здесь можно взглянуть на акварели Бенуа, театральные эскизы Добужинского, рисунки Коровина, Лифаря, Ремизова.

Из деятелей кино свое наследие оставили архиву Яков Протазанов и Иван Мозжухин, Михаил Ромм и Лев Кулешов, Дзига Вертов и Роман Кармен. Несомненное украшение собрания – пять тысяч рисунков режиссера Сергея Эйзенштейна. Чрезвычайно богаты музыкальная коллекция и собрание кинофотодокументов (к примеру, именно здесь хранится одна из лучших коллекций русской фотографии). Уникально собрание личных вещей и предметов, принадлежавших выдающимся деятелям культуры и искусства. Среди них грушевый ларец Марины Цветаевой, ее серебряный перстень и чернильница, а в архиве Николая Бердяева – портмоне и бумажник, часы и портсигар.

Родственники поэта Константина Симонова передали на хранение в архив весь интерьер его рабочего кабинета. РГАЛИ регулярно устраивает выставки, ведет большую просветительскую и исследовательскую работу. Его собрание постоянно пополняется.

Но самой важной задачей сотрудники полагают создание электронной базы документов, мечтая потягаться с ведущими мировыми архивами не только объемами фондов, но и новыми технологиями. Возможно, уже скоро благодаря этому нововведению мы сможем читать дневники Лермонтова или изучать редкую партитуру Мусоргского, не выходя из дома.

Вот сказала же как-то про страну и время писательница Зоя Богуславская, что дело наше небезнадежно - пока кому-то еще дорог неведомый листок черновика, хранящий след слезы поэта Мандельштама. Вроде бы лирика - а смыслов в ней пропасть.

Подходим к архиву, знаменитому РГАЛИ, огибая гаражи и помойки. Вспоминаем попутно: в прошлом году в новостях промелькнули сюжеты - как архив пытался от мусорки отгородиться. Безуспешно, как видно. Впрочем, атмосфера снаружи и там, внутри, - это две разные атмосферы.

Договаривались, что времени нам уделят здесь - часа два с половиной. Вышло шесть с хвостиком, и этого показалось мало. Время тут часами-минутами не измеришь - блуждая в закоулках эпох. Затягивает, как в воронку? Назавтра после нас тут ждали актера Михаила Ефремова. Миша, как его тут ласково назвали, готовился к вечеру памяти Игоря Кваши. Когда-то и сам Кваша, с которым в архиве очень дружили, трудился здесь над своей книгой мемуаров.

Ну да, говорят, есть тут такое: аура. А то, что электрики там кабели тянут, так это, не обессудьте, перманентное усовершенствование быта. Здание еще пленные немцы строили после войны. Год назад передали наконец на баланс еще один корпус, напротив, бывший трофейный архив (20 лет за него бились). Хозяйство старое, сложное, требования к архиву суровы, ремонты неизбежны.

Входим в самое заповедное и заветное, хранилище, - уже в бахилах. Двери как в бункер, внутри не жарко: температурный режим. Чинно коробки по стеллажам. В коробках - сокровища. Протянешь руку - коснешься Ахматовой. Или Маяковского. Или Эйзенштейна, их тут не счесть. Некоторые опечатаны: до такого-то года.

А потом… нам откроют записную книжку Марины Цветаевой. Буквы, строчки тщательны и аккуратны. И вдруг - между листочками засушенный цветочек. Не хуже той самой слезы Мандельштама, между прочим, - цветочек крокуса, вложенный еще рукой поэта, помнящий ее дыхание.

Опять лирика? Тонкие вибрации чуда? Привет из страшного далека? Назовите как хотите - но и самый бесчувственный тут что-то да ощутит. По правилам хранения цветочки надо бы изъять: мало ли как они влияют на бумагу. К счастью, ни у кого в архиве не поднялась рука: оставили Цветаеву, как есть, с гербарием.

Увидим мы и картины художника Татлина, узнаем, каким чудом их нашли и уберегли. Услышим, как появился удивительный альбом "Озорной Эйзенштейн" - и как директора архива Татьяну Горяеву по такому случаю пригласили на Каннский кинофестиваль, пройти, как кинозвезде, по красной дорожке.

Поговорим неизбежно о заботах и проблемах "архива муз". Про завтра уникального учреждения, в котором всем желающим исследователям вместе пока и разместиться негде. А потом… Впрочем, обо всем по порядку.

Разговор с директором РГАЛИ Татьяной Горяевой

Никаких секретов

На столике у Татьяны Михайловны аккуратно нитяные перчаточки. Вопрос и придумывать не пришлось:

Недавно был в гостях у редакции композитор Родион Щедрин, передавший вам часть своего с Майей Плисецкой архива. Вторую часть они передали немцам, которые привели его в восторг - и перчаточки он вспомнил прежде всего… А у нас это еще дело будущего?

Татьяна Горяева: Почему будущего? Это и у нас позавчерашний день. Мало того, я же на глазах у Родиона Константиновича вытаскивала рукописи Чайковского. Я ему даже писала письмо (он же не первый раз об этом говорит) - вспомните, я тоже была в белых перчатках…

С перчатками разобрались. Давайте о другом: как у вас появляются эти личные архивы? Вот Щедрин с Плисецкой - вдруг взяли и принесли?

Татьяна Горяева: Нас все-таки знают, у РГАЛИ история, репутация. Но бывает по-разному. Что касается Родиона Константиновича и Майи Михайловны, их убедила Екатерина Сергеевна Власова из Московской Консерватории. Она работала в наших фондах, сейчас она доктор наук, занимается Прокофьевым, советской музыкальной культурой. Но от начала переговоров до передачи -- всегда очень долгая дорога.

- Внезапные находки, открытия случались на этом непростом пути?

Татьяна Горяева: Как ни странно, чудеса происходят. Вот совсем недавно − телефонный звонок, из трубки: "Я - сын Николая Заболоцкого, хочу передать в архив всю переписку папы, начиная с его с 1930-х годов, с его писем из лагеря". Конечно, такие минуты дорого стоят.

Или открывается дверь, входит исследовательница из читального зала: "А я сейчас обнаружила в деле автограф Чехова". Представляете?

Давида Самойлова мы получили архив сейчас полностью. Очень много фондов современных. Сейчас передает свой архив Эльдар Александрович Рязанов…

- Он сам предложил свой архив?

Татьяна Горяева: Сам. По частям передает. Есть такие люди, у которых на протяжении всей жизни присутствует историко-архивное сознание, как я это называю… Вот у нас огромный фонд Чуковского. И в свое время Елена Цезаревна Чуковская передала нам архив его дочери, Лидии Корнеевны. Это очень важно, соединились целые эпохи.

А кому-то, наверное, негде вещи хранить, старые бумаги кажутся ненужными, их выбрасывают. Такое ведь тоже случается?

Татьяна Горяева: В последние 20 лет мир очень изменился, люди стали легче менять место жительство, уезжать, продавать свои квартиры. Хорошо, если позвонят: приезжайте, заберите, завтра выброшу. А чаще… Вот в приемной у нас стоит пианино Алексея Михайловича Ремизова из Пензы. Сохранилось чудом. Правнук его переезжал - знакомые позвонили нашей сотруднице, мы забрали пианино, выброшенное уже на улицу, настроили, починили. Такое бывает тоже…

- Видимо, не все достается архиву бесплатно?

Татьяна Горяева: Очень много безвозмездно передается. На приобретение государство выделяет нам скромные средства, но мы находимся в условиях дикой конкуренции из-за всевозможных аукционов, черных рынков… В советские времена, кстати, очень много покупалось. А сейчас это вопрос очень острый - в условиях массового коллекционирования, которое, правда, трудно назвать коллекционированием, скорее, просто "инвестирование", "вкладывание средств".

- А скромные госсредства - это, извините, сколько? Все-таки что-то выкупать вам удается…

Татьяна Горяева: Нам выделяется миллион рублей. И мы практически единственные среди федеральных архивов, кто имеет возможность приобретать. В прошлом году продолжили частями приобретать коллекцию Зильберштейна. Туда входит Дж. Гарибальди, А.С. Грибоедов, рукописи которого мало сохранились, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский. У наследников были приобретены автографы Леонида Андреева, художника Василия Шухаева, поэта Давида Самойлова.

- Много таких ценностей "проплывает” мимо РГАЛИ - потому что денег на них нет?

Татьяна Горяева: Иногда коллекции предлагают - а мы не можем найти средства. У государства на все не хватит. Спонсоров у нас нет, к сожалению. Обращались в банки, в фонды - безуспешно. Им интереснее купить одну картину и немедленно выставить ее в музее, чем отдать в архив. Так потеряли часть коллекции Мандельштама, которая принадлежала его младшему брату, а мы ведь главные хранители его наследия… В начале 70-х нам поступил фонд Юрия Павловича Анненкова, по завещанию вся остальная часть из Парижа должна была тоже достаться нам. Но часть принадлежала его жене и была передана другим владельцам. Таких масштабных потерь много, и их можно было бы избежать, если иметь экстренную поддержку попечителей.

Один автограф, конечно, может греть душу коллекционера, но нам важен комплекс, глубина и полнота коллекций. Вроде бы все понятно, но… Вот у нас огромный архив писателя Алексея Ремизова, недавно наследники предложили еще часть. И в Министерстве культуры меня вдруг спрашивают: ну зачем вам так много Ремизова? А потом из СМИ я узнаю, что архив куплен, но для Государственного литературного музей. Я, конечно, очень рада за коллег. Но такое решение вызывает много вопросов. Хотелось бы более продуманных подходов, а не просто: у этих уже есть -- надо, чтобы и у тех немножко было.

- РГАЛИ перевели в статус казенного учреждения. Это облегчило или осложнило вашу жизнь?

Татьяна Горяева: Да, по закону от 8 мая 2010 года музеи и библиотеки перешли в бюджетный тип учреждения, а архивы в казенный. У этого есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, государство гарантирует необходимый минимум. Финансируются основные направления архивной деятельности: средства хранения, коробки, папки, оцифровка, микрофильмирование. Зато с другой стороны - теперь мы не можем получать гранты на ту же научную, исследовательскую работу, на многие проекты.

К слову, в этом году обеспечили полную замену электрики, выделив почти пять миллионов. А вот зарплата, к сожалению, уменьшилась на десять тысяч рублей. Прошу коллектив потерпеть. Обещают постепенно повышать заработную плату с этого года так, чтобы к 2018 году она достигла уровня московских зарплат.

- Какое количество единиц хранения сегодня в РГАЛИ?

Татьяна Горяева: У нас полтора миллиона. Среди 15-ти федеральных архивов есть не комплектующиеся, например, архив древних актов. А мы же комплектуемся активно. Здесь вся отрасль культурная, начиная с Минкульта, все агентства, театры, киностудии, издательства, вузы, творческие союзы… И, конечно, личные фонды - они составляют половину всего, такого богатства нет ни в одном архиве.

- А зачем вам бумажный каталог? Электронные технологии на дворе, а вы все по старинке?

Татьяна Горяева: Во-первых, у нас не только бумажный каталог, а во-вторых, объясню, в чем его значение. Наш рукотворный каталог уникален. Другого такого в мире по русской культуре нет. Вообще не стоит смотреть на Россию как на "родину слонов”. И перчатки у нас есть, и богатая традиция российской архивистики, что не менее важно. Научно-справочный аппарат, глубина описания, методики, разработанные в РГАЛИ еще в 50-е годы, удивляют многих зарубежных исследователей…

Теперь нам говорят, не надо вести традиционный каталог, тратить рабочее время, рабочий бюджет, сотрудников загружать… Но я за здравый смысл. Информатизация - это блеск, но случись вдруг блокаут, "месть машины”, и мы потеряем всю информацию. Так что бумажный каталог надо беречь, как уникальную интеллектуальную собственность.

А если вы заходили на наш сайт, то могли убедиться, что с информатизацией у нас тоже все хорошо.

- Уже составлен электронный каталог на все ваши фонды?

Татьяна Горяева: В электронном каталоге на нашем сайте представлена информация не только обо всех архивных фондах и коллекциях, но и 40 процентов архивных описей и даже полнотекстовых образов документов уже сейчас в открытом доступе.

Помимо всего прочего, у вас в архиве хранится целая коллекция живописи Татлина, выставлявшаяся на ура во многих странах. Может, РГАЛИ пора назвать архивом-музеем?

Татьяна Горяева: Мы ежегодно участвуем в среднем в четырех крупных международных выставках. Были выставки в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Третьяковской галерее, в Русском музее… Конечно, статус архива-музея давал бы нам большие возможности. Кстати, "зеркальные" архивы, созданные в свое время на Украине и в Белоруссии по образу и подобию РГАЛИ, имеют такой статус. Но "по умолчанию" мы все-таки считаем себя частью не только архивного, но и музейного сообщества.

Татьяна Горяева: Очень востребована. Треть наших исследователей - иностранцы. РГАЛИ знают везде и всюду, куда бы я ни приезжала. Другое дело, что в Европе, в Германии, Франции, с невероятным пиететом относятся именно к архивам, а к российским особенно - у нас же в России архивисты на нижайшей социальной ступени.

Что касается уважения к архивистам на Западе - неспроста же вы оказались однажды на красной дорожке Каннского кинофестиваля?

Татьяна Горяева: Было и такое. Мы представляли выставку эротических рисунков С. Эйзенштейна и альбом "Озорной Эйзенштейн". Ведь в РГАЛИ самая большая коллекция его рисунков - свыше 5 тысяч. Это был персональный проект директора Каннского фестиваля Жиля Жакоба… Кстати, а в прошлом году наш архив был почетным гостем 62-го Берлинского кинофестиваля (Берлинале) в связи с мировой премьерой реконструированного фильма Сергея Эйзенштейна "Октябрь". И это тоже благодаря нашим документам.

Поэт Юрий Кублановский рассказывал, что передает в архив свои дневники с пометкой "ограничить использование на 20 лет". Много у вас таких "закрытых" материалов?

Татьяна Горяева: Давайте договоримся о терминах, у нас сегодня нет закрытых архивов. Еще в конце 1980-х все фонды, находящиеся в спецхране, были рассекречены и стали доступны для работы в читальном зале. Это были фонды Николая Бердяева, Аркадия Аверченко, Дон-Аминадо, Тэффи и других писателей, находившихся в эмиграции. Но в ряде случаев остаются иные ограничения: доступ к документам личного происхождения. У наследников бывают определенные условия: например, переписка или дневники, которые до определенного периода не выдаются исследователям.

Так, фонды Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой по воле наследников были ограничены до 2000 г. На особых условиях хранится фонд Владимира Высоцкого: и та часть, которую мы получили от Марины Влади, и та, которую передал его сын, Никита Владимирович. Часть фонда известного литератора, коллекционера Николая Харджиева по его завещанию закрыта до 2019 года. Но таких фондов совсем не много, и, как правило, наследники всегда идут навстречу всем, кто серьезно исследует творчество их великих предков.

Сотрудники архива, имея доступ к этим к тайнам завещаний, получают зарплаты по 8-15 тысяч - что удерживает их от искушений и соблазнов… Подписывают бумаги о неразглашении?

Татьяна Горяева: Ну, здесь зарплата особой роли не играет. И никаких бумаг никто не подписывает. К нам на работу приходят все-таки (а у нас почти 40% молодежи) сознательно, по идейным соображениям. Есть Международный кодекс этики архивистов, где все эти вопросы оговорены, как, впрочем, и многие другие.

- Дмитрий Лихачев называл музейных работников "последними святыми на Руси". Видимо, это и про архивистов...

Татьяна Горяева: Если честно, то не хотелось бы возвращаться к этим словам, сказанным Дмитрием Сергеевичем более двадцати лет назад, сегодня в XXI веке. Хотя менталитет отечественного архивиста действительно отличается от международного стандарта. И в этом наша привычная российская особость.

- Чем вы все же не похожи на своих западных коллег?

Татьяна Горяева: На Западе архивист практически никогда не является исследователем. Во французских архивах, например, вообще нет публикаторских отделов. Нашу же деятельность трудно представить себе без подготовки научных изданий, альбомов и справочников. Хотя ограничительная тенденция теперь появляется и у нас. Речь идет, конечно, о финансировании общественно значимых проектов в рамках Федеральной целевой программы "Культура России". В этом году, например, поддержали наши заявки на издания, посвященные 200-летним юбилеям Михаила Юрьевича Лермонтова и Тараса Григорьевича Шевченко, которые будут отмечаться в 2014 году. Остальные публикации мы можем готовить… уже во внерабочее время.

- Реконструкция зданий РГАЛИ - дело далекого будущего?

Татьяна Горяева: В прошлом году нам был, наконец, передан в управление соседний корпус бывшего Особого архива, но пока часть хранилищ и рабочих помещений по-прежнему занимает соседний Российский государственный военный архив. А мы сейчас озабочены созданием концепции комплексной реконструкций зданий РГАЛИ, потому что ограничиться косметическим ремонтом нельзя. Тут ведь море всего: заменить все стеллажи, оснастить хранилища новыми средствами пожаротушения, создать инфраструктуру, соответствующую значимости Архива муз и отвечающую современным запросам, - вместительный электронный читальный зал, выставочное пространство, удобные рабочие помещения, наконец, столовая для сотрудников и посетителей. При этом архив должен оставаться в рабочем режиме и для сотрудников, и для исследователей.

- Современные архивные центры на Западе все чаще переезжают куда-то на окраины…

Татьяна Горяева: Я недавно побывала в Париже в только что построенном здании Национального архива Франции. Теперь архив размещается в Сен-Дени. Это какой-то космический корабль из стекла и металла. Как рассказывала директор, материал очень дешевый, а архитектура дает много света. Но мне было как-то неуютно. Со временем обживутся, наверное.

- Разве свет не вреден для хранения?

Татьяна Горяева: Речь идет, конечно, о тех помещениях, которые не предназначены для хранения документов. Хранилища всюду одинаковые, как бункеры. Конечно, важны и условия хранения, но… мы же выносим документы в читальный зал. И реставраторы уверяют, что картине нужно иногда давать дышать, "смотреть"...

Главный хранитель РГАЛИ Наталья Штевнина

Загадка от Пушкина

С главным хранителем мы прошли по хранилищам. Узнали, что оптимальная температура для хранения документов - 18-20 градусов. Повышение температуры на один градус "старит" документ сразу на десять лет. В хранилищах слишком сухо, к сожалению, системы промышленного кондиционирования в архиве нет. Самые раритетные документы хранятся в специальном сейфе. Многие из них, судя по записям, выдавались посетителям лишь раз 10 за шесть десятков лет. Некоторые из них достали и показали - специально для нас.

* Ранний автограф Пушкина - стихотворение "Краев чужих неопытный любитель", написанное в 1817 году (в РГАЛИ сегодня хранится 11 автографов поэта). Стихотворение было адресовано поэтом княгине Е.И. Голицыной, прозванной современниками "Princesse Nocturne". В 1817 г. Пушкин был чрезвычайно ею увлечен, о чем свидетельствует сам текст. Стихотворение было написано после встречи поэта с Е.И. Голицыной в доме Карамзина. По сохранившимся сведениям автограф какое-то время находился петербургского знакомого Пушкина Н.И. Кривцова, затем перешел к зятю Кривцова П.Н. Батюшкову, войдя в состав альбома его жены С.Н. Батюшковой.

* Рисунок Пушкина. "Изображение Натальи Николаевны Гончаровой открыто нашим сотрудником в 70-е годы… К жене Вяземского забежал Пушкин, когда она читала письмо от мужа, она сказала Александру Сергеевичу, что Вяземский передает ему привет. И Пушкин изобразил на обороте свою невесту. Однако нижняя часть фигурки Натальи Николаевны аккуратно вырезана. Что было на нем - загадка для пушкиноведов. Рисунок, вероятнее всего, сделан между 26 мая и 16 июля 1830 г., в период сватовства поэта".

* Письмо Гоголя Белинскому. В истории литературы - документ необыкновенной общественно-политической силы. "В 1853 г. письмо было разорвано на 48 частей. Оно попало к Павлову, секретарю Белинского. Когда к нему пришли жандармы с обыском, он его разорвал на мелкие кусочки, опасаясь, что жандармы могут найти в письме крамольные мысли. Разорванное письмо было конфисковано, но никакого криминала в нем не нашли и вернули владельцу. Так письмо сохранилось. Лишь в 2010 году реставраторы собрали эти кусочки почти в целостное письмо. Отсутствуют лишь некоторые фрагменты".

* "Сестра моя жизнь", рукопись книги Бориса Пастернака. "Если Пушкин и Достоевский правили в черновиках, зачеркивая, писали на полях, - то Пастернак относился к своим рукописям трепетно. Всегда писал на хорошей бумаге, всегда прекрасными чернилами. А неудачные фрагменты текста заклеивал полосками бумаги - к сожалению, силикатным клеем: он "съедает" изображение на бумаге. Реставраторы же сделали так, что мы можем видеть, что написано на этих полосках, и что было под ними".

* Картины футуриста Владимира Татлина. "После смерти художника в 1956 году его картины и рисунки оставались в мастерской без присмотра. Друг художника скульптор С. Д. Лебедева предлагала их музеям - все отказывались. Она обратилась в РГАЛИ, где его и приютили. А в 90-х годах архивисты открыли миру Татлина-художника. На сегодня собрание его картин в РГАЛИ по полноте сравнимо только с собранием Русского музея. К сожалению, некоторые работы уже требуют реставрации - осыпается красочный слой. Пока на это нет денег".

Главный специалист Мария Рашковская

Хлебников от Харджиева

Мария Аркадьевна работает в архиве 45 лет, занимается описанием личных фондов и уверяет, что главное в ее работе - бескорыстный интерес к культуре во всех ее проявлениях. Да и какая уж тут корысть за пятнадцать тысяч рублей в месяц. Она занималась научным описанием документального наследия И.Г.Эренбурга, Б.Л.Пастернака, сейчас описывает фонд Николая Харджиева, часть которого вернулась в РГАЛИ недавно из Голландии - после семилетних переговоров. Показывает нам рисунки Хлебникова из коллекции - и с ужасом следит за фотографом, который никак не может успокоиться, выбирая ракурсы.

"Николай Харджиев уехал в 1994 году. Часть его вещей была задержана на таможне: попросили прислать экспертов. Там были его рукописи, документы, личная переписка, рукописи Мандельштама, Маяковского, Хлебникова. После нашего описания начались переговоры о том, кому это достанется. Наш директор на тот момент, Наталья Борисовна Волкова, связалась с Николаем Ивановичем, и ей удалось договориться о хранении этих материалов у нас, но при условии закрытия этого архива на 25 лет.

В 2004 Татьяне Михайловне удалось договориться, что мы сможем познакомиться с тем, что хранится в Амстердаме, помочь им в обработке, это считалось частью фонда Харджиева, который был создан после смерти Николая Ивановича и его жены. Была надежда, что и эта часть перейдет нам. В 2006 году мы поехали, голландцы были благодарны за помощь. И в 2011 году они согласились передать эту часть документов. Так что уже сейчас можно поработать с этими материалами в читальном зале микрофильмов".

Руководитель Центра комплектования РГАЛИ Лариса Бабаева

Неслучайные случайности

Лариса Бабаева знает все о том, как, какими путями попадают в РГАЛИ личные архивы. И каким чудом, бывают, здесь делаются открытия.

Вот, например, две истории. Нашему директору дали телефон юриста, который должен был помочь в решении архивных проблем. Она звонит - и слово за слово, в разговоре выясняется, что у в семье юриста хранится письмо А.А.Блока, адресованное их бабушке, ростовчанке Клавдии Петровне Цинговатовой. А у нас в Фонде Блока хранилось письмо Клавдии Петровны - и кто такая Клавдия Петровна, никто не мог понять. Все прояснилось лишь благодаря случайному совпадению.

В 2006 году нам предложили архив Ники Николаевны Глен, известной литературной переводчицы. Разбирая его, мы обнаружили два автографа Шостаковича. Как раз шел год юбилея Шостаковича, и вдруг всплывает первое исполнение Ленинградской симфонии. Она была впервые исполнена в Куйбышеве в эвакуации. А у Ники Николаевны Глен папа был скрипачом Большого театра. Он участвовал в этом концерте и сохранил программку с автографом Шостаковича... Представляете?

Начальник отдела архивных коммуникаций РГАЛИ Наталья Стрижкова

О казенном статусе науки

У нас не реализован потрясающий издательский проект с Пастернаком: факсимильное издание рукописи "Доктора Живаго" с открытыми фрагментами первоначального текста, которые автор в процессе работы над словом заклеивал и поверх писал новый вариант. Научная ценность этих заклеек велика. Можно открыть и увидеть весь процесс работы над текстом. Реставраторы берутся, но это стоит больших денег. По нашим подсчетам - два миллиона рублей реставрация плюс издательские расходы. Таких денег пока нет. Подобные издания делаются в количестве 200-300 экземпляров, рассчитаны на специалистов, коллекционеров. Нужно искать финансирование.

Но, уже два года, как мы лишены статуса бюджетного учреждения, мы казенное учреждение, и гранты на свой счет не имеем права получать. Ищем пути, заключаем договоры с научными институтами, издательствами. Это очень сложный и длительный процесс.

Мы готовим полноценные научные сборники документов, альбомы, справочники. В РГАЛИ за годы научно-исследовательской и публикаторской деятельности выработалась своя текстологическая школа. Ежегодно наши издания получают первые премии в книжных конкурсах и презентуются на международных Книжных выставках. Но это все не берется в расчет. Государство в отношении к нам основывается на том, что мы оказываем услуги - предоставляем справки в Пенсионный фонд, исполняем тематические запросы. Для государства формально мы склад, куда свозят документы на хранение. Сфера обслуживания, казенное учреждение".

Только цифры

* 8 тысяч рублей - зарплата молодого сотрудника РГАЛИ.

* 15 тысяч рублей - зарплата специалиста.

* 1 миллион рублей периодически выделяет государство на приобретение документов для РГАЛИ

* 300 тысяч рублей стоило одно письмо А.С.Грибоедова В.Г.Кюхельбекеру.

* 18-20 градусов - температура, комфортная для хранилищ. Системы увлажнения и кондиционирования в архиве нет.

* К XIV веку относится Пасхальная Агада - самая древняя в РГАЛИ рукописная книга, содержащая изложение пасхального седера и фрагментов библейских текстов, исторических сказаний и молитв на древнееврейском языке. Украшена микрографией XV-XVI вв.

Научные издания последних лет

РГАЛИ выпущены:

* Между молотом и наковальней. Союз советских писателей: Док. и коммент. Т. 1: 1925 - июнь 1941 г.

* Марина Цветаева, Борис Пастернак. Души начинают видеть. М.: Вагриус, 2008.

* А.М. Ремизов. Рукописные книги. Спб.: Пушкинский дом, 2008.

* И.Е. Репин, В.И. Базилевский. Переписка. 1918-1929 гг. Спб.: Мiръ, 2012.

* И.А. Гончаров в литературной критике русского зарубежья: Сб. документов и материалов. М.: Центр книги Рудомино, 2012.

* А.П. Довженко. Дневниковые записи. 1939-1956 гг. Харьков.: Фолио, 2013.

РГАЛИ готовятся:

* Шедевры русской культуры XVIII-XX вв. из собрания Российского государственного архива литературы и искусства. Альбом.

* Документально наследие М.Ю. Лермонтова в РГАЛИ. К 200-летию со дня рождения. Альбом.

* Фотографическая история. 1840-1950. Из фондов Российского государственного архива литературы и искусства.

* Живое о живом: Максимилиан Волошин и Марина Цветаева. Альбом.

* Странствующий художник. Путевые дневники художника А.Е. Яковлева.

* О.Ф. Берггольц. Дневники. Т.I (1923-1941), Т.II (1941-1971 гг.).

* Кино: государственная политика и организация управления. 1917-1938 гг. Сборник документов.

Справка "РГ"

Архив основан в 1941 году, частично на базе собрания Государственного литературного музея. В 1954 г. он был назван ЦГАЛИ СССР, в 1992 г. - РГАЛИ.

C апреля 1997 г. включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (наряду с ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской галереей, Эрмитажем, Русскими музеем, Госархивом РФ и др.).

"Российская газета" благодарит сотрудников РГАЛИ за помощь в подготовке публикации.

Российский государственный архив литературы и искусства