Open
Close

Святой василиск, житие мученика василиска команского. Смерти нет, Любовь побеждает смерть

Кто такой святой Василиск? Чем он знаменит? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье. Василиск Команский – мученик, христианский святой. Он был племянником страстотерпца Феодора Тирона. Василиск пострадал вместе с братьями Клеоником и Евтропием в период гонений императора Галерия Максимиана (305-311) на христиан.

Чудо

Итак, кто же такой святой Василиск? Известно, что мученики Клеоник, Василиск и Евтропий родились в городе Амасье. Их за православие представили перед властителем города Асклепиодотом, а затем жестоко избили. Но им было видение святого Тирона Феодора и Господа. Поэтому они сразу же излечились от всех ран.

Многие язычники удивились этому чуду и обратились к Христу, за что были обезглавлены. Асклепиодот увидел, что не может святых силой обратить в язычество, поэтому стратегию решил изменить: сперва он их разделил, а затем попытался уговорить и убедить обещаниями и лестью отказаться от христианской веры.

Его убогая попытка потерпела неудачу. Праведный Клеоник смеялся над властителем, но не согласился на подкуп.

Статуя

Далее святые Василиск, Евтропий и Клеоник молитвами заставили упасть на землю статую Артемиды. Это действие явилось причиной их кровавого мученичества. В землю были врыты деревянные высокие колья, к которым привязали мучеников. Их тела стали рвать железными крючьями, поливать кипящей смолой. Раны страдальцев истязатели посыпали смесью, состоящей из соли, горчицы и уксуса.

Клеоника и Евтропия утром 3 марта распяли, а мученика Василиска отправили в Команы, где поместили в темницу. В то время в город Амасью прибыл правитель Агриппа и начал христиан преследовать. Святой Василиск в тюрьме готовился к дальнейшему мученическому подвигу. Ему во сне явился Господь, который пообещал мученику свою поддержку и предсказал ему страдальческую кончину в Команах.

Прощание с родными

Известно, что христианский мученик Василиск просил стражей темницы отпустить его в родную деревню попрощаться с родными. Его отпустили, так как почитали за совершаемые чудеса и святость жизни. Когда Василиск пришел домой, то родным сообщил, что это его последняя встреча с ними, и попросил их твердо стоять за веру.

Вскоре Агриппа узнал, что Василиска отпустили домой к родным и разозлился. Он жестоко наказал стражей темницы и отправил за мучеником отряд воинов, которым руководил жестокий магистриан (помощник властителя).

Когда магистриан встретил возвращавшегося Василиска, то на него надел массивные оковы, а ноги обул в сапоги, изготовленные из меди, в подошвы которых были вбиты гвозди. Далее Василиск был отправлен в Команы.

Волшебный источник

Итак, путники дошли до одного села и в жаркий полдень остановились в жилище женщины Трояны. Воины отправились в дом подкрепиться пищей и отдохнуть, а Василиска к сухому дереву привязали.

Мученик стоял под палящим солнцем в тяжких кандалах и возносил святые молитвы Богу. Внезапно свыше послышался голос: «Я с тобою. Не бойся». Заколебалась земля, и источник забил из скалы. Трояна, магистриан и воины, напуганные землетрясением, в тот же миг выбежали из дома. Они были поражены произошедшим чудом и моментально освободили Василиска, к которому стали приходить жители деревни и получать исцеления с помощью его святых молитв.

Как погиб Василиск?

Когда Василиска наконец привели к Агриппе, тот приказал ему языческим богам принести жертву. Святой ответил: «Я каждый час Богу приношу жертву благодарения и хвалы». Тогда его отвели в капище. Там на Василиска с Неба мгновенно сошел огонь, который капище сжег, а идолов, стоявших в нем, сокрушил в прах.

Тогда в бессильной ярости Агриппа приказал Василиску отсечь голову, а тело его кинуть в реку. Казнь святого состоялась в 308 году.

Тайное погребение

Вскоре христиане смогли выкупить святые мощи мученика. Они их тайно ночью погребли на вспаханном поле. Прошло немного времени, и на нем была возведена церковь во имя мученика Василиска. В нее и были перенесены его мощи. С помощью святых молитв к страстотерпцу стали вершиться исцеления.

Данные

Кто такие святые Единой Церкви? Это те люди, которые были канонизированы (то есть, прославлены) Христианской Единой Церковью до Великой схизмы (1054 год). Их почитают как в католических, так и в православных церквях.

Итак, вы уже знаете, что все действия, описываемые в статье, произошли в III-IV веке. Василиск появился на свет в городе Амасье, в Каппадокии. Преставился он в 308 году, в Команах.

Василиск почитается в лике мученика и в католических, и в православных храмах. День памяти Василиска:

  • 3 марта, 22 мая – у католиков;
  • 3 (16) марта, 22 мая (4 июня) – у православных.

Нюансы

Что еще можно рассказать о святом Василиске? Известно, что он появился на свет в благочестивой семье, которая проживала в селе Кумиальском. Семья состояла из четырех человек: матери и трех братьев. Также известно, что властитель, осудивший святого Тирона Феодора на смерть в 306 году, преставился. Поэтому Агриппа, который стал преследовать христиан с той же жестокостью (о чем мы говорили выше), был назначен на его место.

Евтропий, Василиск и Клеоник во время нахождения в темнице много язычников, содержащихся вместе с ними, обратили в христианскую веру. Друзья желали перед Господом предстать вместе, но Василиска бросили в темницу для того, чтобы их желание не сбылось.

Когда Василиска стражи отпустили из темницы к родственникам, он прибыл в родную деревню, то стал объяснять им, что в царство Христово можно войти лишь путем скорбей. Когда он завершил свою речь, люди стали сильно плакать. Они попросили мученика молиться о них Господу. В итоге Василиск получил от матери своей благословение на смерть и отправился обратно в темницу.

Когда Василиск был привязан к сухому дереву и молился Богу, взывая его показать милость и явить чудеса, внезапно произошла подземная буря и вериги спали, а сапоги медные - растаяли. Дуб сухой зазеленел, а источник воды потек на том месте, где праведник стоял, и где земля была обагрена его кровью.

В этот же день стадо волов, шедшее в селение с пастбища, пало на колени перед Василиском. Магистриан и его ратники, узрев чудеса, в содеянном раскаялись.

Когда странники продолжили свой путь в Команы, на каждом живописном и высоком месте Василиск опускался на колени и возносил молитвы Господу. Он отказывался от еды и пищи, говоря, что его питает слово Божие и благодать Святого Духа.

Великомученик Евсигий рассказывал, что когда Василиск был убит, явилось большое число ангелов, вознесших на небо его душу. Христиане подкупили палача, чтобы он не сбрасывал в реку тело Василиска. Когда для захоронения святых мощей люди копали могилу, они захотели пить. Они помолились мученику Василиску, и в тот же момент около могилы появился источник. Этот родник существует и сегодня, а вода его считается лечебной.

Исцеление Агриппы

После смерти Василиска на Агриппу напала нечистая сила. Властитель пошел на то место, где был усечен страстотерпец. Он там нашел пару капель его кров, собрал ее собственными руками вместе с земной пылью и в свой пояс завязал. В тот же миг Агриппа исцелился и уверовал в Иисуса Христа.

Церковь

Церковь во имя мученика Василиска была построена гражданином Комана Марином. Именно он перенес святые мощи в эту церковь. Что собой представляют Команы? Это место размещено высоко в горах Закавказья, в Абхазии. Там находится мужской монастырь, возле которого и размещена часовня преподобного Василиска. История духовной жизни этого страстотерпца так же трагична, как и у большинства первых христиан.

Часовня мученика Василиска страннику открыта всегда. Перед тем как зайти в нее, нужно снять обувь и перекреститься. В часовне чисто, благодатно. Здесь после длительного пути по раскаленному солнцу легкая прохлада окутывает утомившихся людей. Зная о физических немощах человека, монахи всегда в часовне оставляют стаканы и баки с водой.

Известно также, что праведнику Иоанну Златоусту (память - 13 ноября) перед его кончиной, случившейся в Команах, явился во сне мученик Василиск и сказал: «Завтра будем вместе». А еще в этих горах немного выше есть место, где более века сберегалась глава Крестителя Иоанна.

Литературы по этому вопросу не было. А карт тем более, так как Абхазия ни Грузия, и не Россия. На свой страх и риск сели с другом в поезд и поехали в Адлер. Был сентябрь, на юге в это время бархатный сезон и после прохладного севера, календарь приятно отматывался немного назад. Добрались на маршрутке до границы, прошли ее без проблем, сели в автобус и поехали в сторону Сухуми.

Потрясала резкая разница между территорией России и Абхазии, казалось, что въехали в рай (сразу почувствовали, что это удел Матери Божией). Бурная растительность, прекрасные виды из окна, только как в фильме «Сталкер» заброшенные дома, запущенные сады и очень много ржавого металла, все давно не крашено и трещины на бетоне.

Вышли в Новом Афоне, чтобы помолится и разместится в монастыре и расспросить обо всем. Надо отметить, что в то время, когда мы ездили, еще видны были последствия войны. Народ боялся ехать сюда, поэтому в большой келье разместились вдвоем и получили инструктаж, как передвигаться по местности. Еще много мест было не разминировано, поэтому не рекомендовалось сходить с дороги и особенно обходить углы домов (так как стрельба велась в основном из-за углов, то в таких местах и ставили мины). Так же в монастыре получили ориентировочное направление движения и, помолившись утром, поехали в Сухуми. Подтвердив маршрут движения у таксистов около вокзала, пошли в сторону обезьяньего питомника, после него налево и на подъем никуда не сворачивая.

Прежде чем поехать в это святое место прочитали житие Василиска Команского и по пути молились ему. Всю дорогу думая, что мы идем в удобных ботинках, а мученик шел этой дорогой в металлических сапогах.

«связали Василиска двойными цепями; также и шею его заковали в железную цепь, а на ноги надели медные сапоги с гвоздями внутри, так что гвозди проникли в ноги святого до самых костей, и кровь обильно текла из его израненных ног; при этом мучители сильно били Христова мученика, когда вели его к городу Коману

Множество чудес по молитвам мученика было явлено по пути, но особенно чудесно поклонение животных: «вечером, стадо волов, шедшее с пастбища в селение и проходившее по тому пути, где стоял святой Христов мученик, как бы прославляя великие дела Божии, пало перед святым на колени»*.

Немного с искушениями, но мы добрались до монастыря в Команах, определились с ночлегом и пошли на источник. Но прежде, надо было поклонится могиле мученика, которая находится недалеко от источника.«Когда благочестивые христиане копали мученику могилу, то некоторые из них захотели пить воды; по молитвам святого Василиска, которого они призвали, тотчас близ могилы показался источник воды; напившись, они прославили и возблагодарили Бога. Источник же тот существует и до нынешнего времени, и больные, которые с верою пьют воду из него, получают исцеление.»*

могила мученика Василиска

Обнаружив на ней акафист, написанный неразборчивым почерком от руки на засаленных листах, ну и конечно же его прочитали. Пока мы были там три дня, каждый день по два раза окунались в источнике, причем подолгу и находили много камешков с кровью мученика.

не только мы были на святом источнике

«После казни напал нечистый дух на правителя Агриппу, и он стал искать тело мученика, помышляя в себе: "Если бы я прикоснулся к телу Василиска, наверно я избавился бы от несчастия". И никто не смел сказать ему, что тело мученика было погребено в земле. Некоторые сказали ему: "Ты велел бросить тело в реку; для чего же теперь ищешь его?"

Тогда Агриппа отправился на место, где был усечен Христов мученик, нашел там несколько капель его крови и, собрав ее своими руками вместе с земною пылью, завязал ее в пояс свой. Тотчас он освободился от нечистого духа и уверовал в Господа нашего Иисуса Христа»*.


Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305 - 311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру.
Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.
Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: "Не бойся, Я с тобою". Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.
Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: "Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения". Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: "Завтра будем вместе". О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).
Дни памяти: Март 3, Май 22

МУЧЕНИК ИОАНН-ВЛАДИМИР, КНЯЗЬ СЕРБСКИЙ
Святой и славный князь, мученик за имя Христово, жил на рубеже X–XI веков. Он был сыном Петрислава, который правил сербскими княжествами Захумье и Превала. С детства Владимир отличался мягкостью, скромностью, богобоязненностью и целомудрием. Унаследовав престол, он с еще большим усердием предался благотворительности. Горя желанием объединить всех подданных в лоне святой Церкви, он разослал по своим владениям проповедников, чтобы вернуть к истинной вере богомилов и других еретиков, сеющих раздор. Он основал много монастырей, построил церкви и благотворительные дома.
Однажды в сопровождении трех придворных Владимир верхом отправился на охоту в дремучий лес. Там он вдруг увидел летящего золотого орла с сияющим крестом на шее. Князь бросился за ним и попал в густую чащу. Тут орел остановил свой полет и обратился в светоносного ангела с крестом на груди. Князь Владимир бросился перед ним ниц, а позже на этом месте построил церковь, в которую приходил молиться семь раз в день.
Несмотря на желание жить в мире с соседними правителями, святой Владимир до конца царствования был вынужден противостоять притязаниям византийского императора Василия II и болгарского царя Самуила (976–1014). Когда болгарский царь двинулся походом на его княжество, святой Владимир предпочел отступить, нежели принимать смертельный бой, и удалился со своим войском на высокую гору. Царь Самуил отправил к нему гонца с требованием сдаться. Благоверный князь ответил отказом, но из-за предательства одного из своих приближенных был схвачен и заключен в тюрьму. Там он все время проводил в молитве. Однажды ему явился ангел и предсказал скорое освобождение, а впоследствии мученический венец.
У царя Самуила была дочь по имени Косара, которая часто посещала тюрьмы, чтобы омыть ноги узникам и поддержать их. Так она познакомилась с Владимиром, полюбила его и отправилась к отцу, чтобы заступиться за князя и попросить отца выдать ее за Владимира замуж. Царь Самуил дал согласие, а потом с почестями отправил святого на родину. Вернувшись в свое княжество, святой предложил супруге хранить девство, чтобы на земле подражать ангелам. Так они вместе стали вести благочестивую жизнь.
Через некоторое время умер царь Самуил, и ему наследовал его сын Радомир. Но вскоре он был убит двоюродным братом Иоанном Владиславом, жестоким и властолюбивым, который завладел болгарским троном и стал стремиться покорить княжество Владимира. Замыслив убийство, он пригласил его ко двору, а в залог доброй воли подарил через посланника золотой крест. Святой велел передать ему: «Известно, что Господь наш Иисус Христос, положивший жизнь за нас, был распят не на золотом, не на серебряном, а на деревянном кресте. Если вера твоя истинна, а слова искренни, пошли мне через своих священнослужителей деревянный крест, и я приду во имя нашей веры в Господа Иисуса Христа».
Не останавливаясь перед вероломством, царь отправил к нему двух священников и одного пустынника, которые вручили князю деревянный крест. С доброй верой тронулся Владимир в путь. Милостью Божией он избежал нескольких расставленных на его пути ловушек и прибыл к царскому двору. Царь был потрясен, увидев живого Владимира. Он бросился к нему, желая убить, но не смог причинить вреда. Тогда Владимир сам протянул царю свой меч со словами: «Возьми и убей меня, ибо я готов на смерть, как Авель!» Ослепленный и обезумевший от гнева Иоанн Владислав схватил меч и обезглавил благоверного князя.
По преданию, святой поднял свою главу с земли, сел на коня и отправился в церковь. Прибыв туда, он спустился с коня, сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой» – и испустил дух, обретя немеркнущий мученический венец. Это произошло 22 мая 1015 года. Мученик был похоронен в этой церкви, а его могила, над которой часто появлялся небесный свет, стала местом исцелений молящихся.
Услышав о чудесах и исцелениях, царь-убийца разрешил супруге благоверного князя перенести святые мощи на родину, в монастырь святого Иоанна в Элбасане (в нынешней Албании). Сообщается, что во время нового похода против Сербии Иоанн Владислав увидел перед собой воина в облике Иоанна Владимира. Испуганный царь решил спастись бегством, но ангел пронзил его, и он упал замертво (1018).
Впоследствии святые мощи были обретены нетленными и источали чудесное благоухание. В руке князь держал крест, посланный ему убийцей в залог доброй воли. Мощи почитаются православными Албании как одно из самых ценных сокровищ.
Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря
Дни памяти: Май 22, Август 30 (Серб.)

ПРАВЕДНЫЙ ИАКОВ БОРОВИЧСКИЙ
Праведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства. Больше о жизни его ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Осте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: "Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня". Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховский храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с 1572 года. В Иконописном подлиннике о святом Иакове сказано: "Подобием млад, наг, препоясан платом". В 1657 году патриарх Никон часть мощей святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель.
Дни памяти: Май 22, Октябрь 23

ПАМЯТЬ ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА
Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году и довершил победу Православия, одержанную в 325 году на Первом Вселенском Соборе.
В трудные годы, протекшие после принятия Никейского Символа веры, арианская ересь дала новые побеги. Македоний, под видом борьбы с ересью савеллиан, учивших о слиянии ипостаси Отца и Сына, стал употреблять слово "подобосущен" по отношению Сына к Отцу. Эта формулировка была опасна еще и тем, что Македоний выставлял себя как борца с арианами, употреблявшими термин "подобен Отцу". Кроме этого, македониане - полуариане, склонявшиеся в зависимости от обстановки и выгоды то к Православию, то к арианству, хулили и Святого Духа, утверждая, что Он не имеет единства с Отцом и Сыном. Второй еретик - Аеций ввел понятие "иносущен" и говорил, что Отец имеет совершенно другое существо, чем Сын. Его ученик Евномий учил о иерархической подчиненности Сына Отцу и Святого Духа Сыну. Всех, кто приходил к нему, он перекрещивал в "смерть Христа", отвергая Крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа, заповеданное Самим Спасителем.
Третья ересь родилась из учения Валента и Урсакия на Аримонском Соборе. Они пытались обмануть православных епископов, провозгласив, что Сын Божий от Бога и подобен Богу Отцу, а не есть творение, как учат ариане. Но под тем предлогом, что слово "существо" не находится в Священном Писании, еретики предлагали не употреблять термин "единосущный", по отношению Сына к Отцу. Кроме этих трех основных ересей, было много и других лжеучений. Еретик Аполлинарий говорил: "Плоть Спасителя, взятая с Неба из лона Отца, не имела человеческой души и разума; отсутствие души восполняло Слово Божие; Божество оставалось мертвым в продолжении трех дней".
Для обличения ересиархов, святой царь Феодосий Великий (379 - 395) созвал в Константинополе Вселенский Собор, на котором присутствовало 150 епископов. На рассмотрение святых отцов было предложено утвержденное на Римском соборе исповедание веры, которое святой папа Дамас прислал епископу Антиохийскому Павлину. Прочитав свиток, святые отцы, отвергая лжеучение Македония, единодушно утвердили апостольское учение, что Дух Святой есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения прочих ересей: евномиан, ариан и полу-ариан, святые отцы подтвердили Никейский Символ Православной веры.
В Символе, принятом I Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Святого Духа, ибо духоборческой ереси тогда не было. Поэтому святые отцы II Вселенского Собора прибавили к Никейскому Символу 8, 9, 10, 11,и 12 члены, т. е. окончательно сформулировали и утвердили Никео-Цареградский Символ веры, исповедуемый и ныне всей Православной Церковью.
Второй Вселенский Собор кроме того установил формы церковного суда, определил принимать в общение через Таинство Миропомазания раскаявшихся еретиков, которые крестились во Имя Святой Троицы, а крестившихся единократным погружением принимать как язычников.
Святитель Григорий Богослов (память 25 и 30 января) на Соборе дал в своем слове следующее изложение Православной веры: "Безначальное Начало и Сущее с Началом - Един Бог. Но безначальность или нерожденность не есть естество Безначального. Ибо всякое естество определяется не тем, что оно не есть, но что оно есть: оно есть положение, а не отрицание существующего. И Начало, тем, что оно начало не отделяется от Безначального, ибо для Него быть началом не составляет естества, как и для первого быть безначальным; потому что это только относится к естеству, а не есть самое естество. И Сущее с Безначальным и с Началом есть не иное что, как то же, что и Они. Имя Безначальному - Отец, Началу - Сын, Сущему вместе с Началом - Дух Святый; а естество в Трех единое - Бог. Единение же - Отец, из Которого и к Которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом".
День памяти: Май 22

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Иоанна, Владимира, Михаила

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня святая Церковь также совершает память святого мученика Василиска.

Святой был племянником мученика Феодора Тирона и его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия. Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах, а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа прибыл в город Амасию и начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Команы - это деревня в Абхазии. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру. Когда Агриппа узнал, что Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощником правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями и отправил в Команы.

Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою». Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда наконец мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Святой ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: «Завтра будем вместе». О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий святой Евсигний.

Недавно на встрече с молодежью одна из девушек задала вопрос, очень важный для каждого, потому что без его решения человек очень путанно двигается по жизни. Она спросила: «Как научиться доверять Богу?». Этот вопрос можно разбирать, делая акценты на разных словах. Например: «как научиться»?

Любая наука - это и теория, и практика. Наука или опыт, «сын ошибок трудных». Опыт всегда приходит в результате эксперимента, в результате ошибок и преодоления тех или иных неверных решений. Далеко не каждый человек, к сожалению, способен учиться на чужих ошибках, как правило, они его не трогают. Например, человек видит, как его товарищ в мороз прилип языком к железной ручке двери, но пока не попробует сам и не сдерет свой, не запомнит этого. Поэтому научение означает и работу над ошибками, и приобретение личного опыта, в том числе опыта падений и, что гораздо важнее, вставаний. К одному опытному духовнику пришел инок и сказал: «Отец, я пал». - «Вставай», - ответил духовник. Через какое-то время инок приходит вновь: «Я снова пал». - «Снова вставай». И в третий раз состоялся такой же диалог. «Так сколько можно?» - спросил инок. «До тех пор, - ответил духовник, - пока не придет Господь и не застанет нас в том моменте, в котором мы пребываем: в падении или восстании». Поэтому нельзя задерживаться в состоянии падения - нужно быстрее вставать и идти дальше. Наша жизнь, как правило, строится не от победы к победе, а от поражения к поражению. Но всякое поражение делает человека опытным в смирении, покаянии и надежде на Бога. Поэтому нужно запастись терпением и учиться, не боясь экспериментировать и брать ответственность за принятые решения, никогда не теряя надежды на Бога.

Можно поставить акцент на слова «как доверять». Вопрос доверия - очень важное духовное качество, которое в отношении к Богу формируется задолго до того, как человек встретится с Ним. Как сказал Гилберт Честертон, вера в человеке формируется не когда отец учит ребенка закону Божиему, а когда мама учит благодарить за вкусно испеченный пирог. Вера - удел благодарных душ. Если в сердце сформирована способность благодарить, то человек рано или поздно придет к тому, что этот мир не самобытен, но создан и управляется любящим Отцом Небесным. Прежде чем научиться доверять Богу, человек учится доверять человеку. В первую очередь - родителям, и здесь важнейшим условием является послушание, то есть умение слышать и слушаться, потому что лучшей подготовкой к доверию является способность человека вслушиваться в то, что ему открывается.

Послушание, а не знание воспитывает основу веры. Когда человек говорит «докажите, покажите», то доказать не сложно, потому что вера очень логична и законна. Человека можно «прижать к стене» аргументами, цитатами, доказательствами, и он может согласиться с этим, но тогда будет потеряна награда, потому что награждается только вера - знание не награждается. Научиться доверять Богу можно через доверие родителям, духовнику, жене, мужу.

И наконец - «как доверять Богу»? Когда человек осознает, что Бог есть, его душа приобретает опору на камне, который есть Христос. Когда почувствует присутствие Бога в этом мире, то обретает драгоценную жемчужину, и тогда оставляет все и строит свою жизнь исходя исключительно из того, угодно это Богу или нет. Тогда слово Божие становится для человека очень ценным, оно становится истиной в последней инстанции, и многие вещи и события могут быть сверяемы так: это в русле Евангелия или вопреки ему? Поэтому так важно ежедневно напитывать свою душу словом Божиим, чтобы наш ум плавал в Евангелии и человек интуитивно чувствовал истину: как поступить в той или иной ситуации.

Если человек доверяет Богу, он очень трепетно и внимательно относится к внушениям своей совести, которая становится для него маяком, голосом Божиим, звучащим в его сердце. Он очень чуток к этому голосу и старается не забивать его. Если человек доверяет Богу, он начинает доверять и Церкви, которая установлена Богом и является живым телом Христовым, через которое Дух Святый открывает божественные истины.

Дай Бог, дорогие мои, чтобы мы все были на этом пути, все учились доверять Богу, и тогда жизнь во многом станет проще. Помогай нам всем Господь.

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Юлия Подзолова

Святой Василиск, племянник святого великомученика Феодора Тирона, родился в городе Амасии, в благочестивой семье. В селении Кумиальском проживала его семья: мать с тремя братьями.

Правитель, осудивший святого Феодора Тирона на смерть в 306 году, скончался, и на его место был назначен Агриппа, который с той же жестокостью стал преследовать христиан. Он повелел привести к себе двух братьев, Евтропия и Клеоника, которые особенно были дружны со святым великомучеником Феодором Тироном, а также его племянника Василиска. Эти христиане во время своего заключения в темнице обратили ко Христу много язычников, содержавшихся вместе с ними.

Правитель подвергал Евтропия и Клеоника пыткам, но они доблестно все терпели и после многочисленных мучений были осуждены на крестную казнь. Василиска бросили в темницу для того, чтобы не сбылось желание друзей предстать перед Господом вместе.

В темнице святой Василиск со слезами просил Господа послать ему венец мучения. Господь явился ему в сонном видении и предсказал мученическую смерть и погребение в Команах. Пробудившись, святой Василиск преисполнился радости и возблагодарил Бога. Затем он увидел, что двери темницы открыты, но стал ждать рассвета, когда пробудится стража. Василиск попросил стражников отпустить его на 4 дня в родное селение попрощаться с родней. Воины уступили его просьбе и несколько стражников пошли вместе с Василиском в его селение.

Собрал Василиск утром всех родственников и наставлял их в истинах христианского учения: объяснял, что только путем скорбей можно войти в царство Христово. Когда святой окончил свою речь, поднялся сильный плач и рыданье, и люди стали просить святого молиться о них Господу.

Получив благословение на смерть от матери своей, Василиск с воинами отправился в обратный путь, в темницу. В это время в город Амасию прибыл правитель Агриппа и, созвав всех «почетнейших» граждан, вошел в храм языческий и принес жертву своим нечистым богам.

На следующее утро правитель потребовал к себе Василиска, так как слышал о нем и хотел свой суд начать с него. Градоначальник не нашел святого в темнице и привел стражника на суд. И тотчас правитель послал с тем стражем магистриана - помощника правителя области - и дал ему поручение схватить Василиска и направить его в Команы, куда отправляется сам правитель.

Магистриан велел сделать медные сапоги со множеством острых железных гвоздей внутри и отправился в селение Василиска. Прибыв в селение, воины схватили Василиска, связали его двойными цепями, а на ноги надели медные сапоги с гвоздями внутри. В пути к Команам мучители сильно били святого. С плачем провожали его мать, братья и множество народа.

Достигнув селения Дакозария, магистриан и воины захотели отдохнуть. Владелица того селения пригласила их в свой дом, предложив им обильное угощение. Они ели, пили, а Василиск стоял привязанный к сухому дубу. Возле него собралось множество народа. Видя мучения святого, все умилялись и выражали ему соболезнование.

Святой молился Богу, взывая явить чудеса и показать милость. Внезапно произошло землетрясение и медные сапоги на ногах мученика растаяли, а вериги спали. Сухой дуб зазеленел, а на том месте, где стоял святой, и где земля обагрилась его кровью, потек источник воды.

После этого многие уверовали во Христа и привели больных и прокаженных, которых святой исцелял прикосновением руки и словом. В тот же вечер стадо волов, шедшее с пастбища в селение, пало перед Василиском на колени. Магистриан и его воины, увидев чудеса, раскаялись в содеянном.

На следующий день путники вышли из селения и продолжили путь в Команы. Во время шествия святой на каждом высоком и красивом месте преклонял колени и молился Господу. Василиск отказывался от пищи и воды, говоря, что его питает небесное слово Божие и благодать Святого Духа.

Достигнув города Команы, путники услышали, что правитель казнит всех, кто не согласится принести жертву идолам. Правитель приказал привести святого Василиска в храм Аполлона. Вошедши в храм, Василиск помолился Богу, попросив его сокрушить идола. В тот же миг земля затряслась и идол разбился. Все выбежали из храма, а Василиск опять помолился и на этот раз храм сгорел.

Правитель разгневался на Василиска и приказал усечь главу его мечом и бросить тело в реку. Святой Евсигий повествует, что когда Христов мученик был убит, явилось много ангелов, вознесших его душу на небо. Христиане подкупили палача, чтоб он не сбрасывал тело Василиска в реку. Ночью святые мощи вынесли на вспаханное поле и похоронили. Когда копавшие могилу захотели пить воды, они помолились святому Василиску, и тотчас близ могилы показался источник. Источник этот существует и по сей день, вода в нем считается целебной.

После этого на Агриппу напал нечистый дух, и правитель отправился на место, где был усечен Христов мученик, нашел там несколько капель его крови и, собрав ее своими руками вместе с земной пылью, завязал ее в свой пояс. В тот же миг Агриппа излечился и уверовал в Иисуса Христа.

Спустя некоторое время гражданин Комана, Марин, построил церковь во имя святого мученика Василиска и, вынув из земли его святые мощи, перенес их в эту церковь.

День Василиска Команского в православной церкви празднуется 22 мая/4 июня.
-------------
Это - житие святого. А далее - мои впечатления о Команах, месте его мученической кончины (это отрывок из моей статьи, написанной для нашего приходского издания).

Недалеко от границы с Грузией существовало древнее селение Команы с двухтысячелетней историей. Команы переводится как «святое место». Однако в результате грузино-абхазского конфликта древнее селение полностью разрушено, ведь в нем велись наиболее активные боевые действия во время грузино-абхазского конфликта 1992-93 гг.

Жители ушли. Остались только разрушенные стены домов и заросшие бурьяном и травой некогда прекрасные фруктовые сады... Грустное зрелище. Вся земля Коман полита кровью мучеников за веру и воинов, за Отечество свое живот положивших.

В Команах находится монастырь в честь святого Иоанна Златоуста. До прихода в эти края Советской власти монастырь был женским, но новая власть беспощадно расправилась с монахинями... Сейчас в Команах небольшой мужской монастырь.

Главной святыней храма является каменная гробница, в которой 30 лет находились мощи святого Иоанна Златоуста. Тело св. Иоанна Златоуста хранилось в этом саркофаге тридцать лет, после чего с почестями было перенесено в Константинополь. Здесь, в отрезанном от мира храме, стоит эта драгоценная святыня.

История мощей святителя Иоанна Златоуста самым тесным образом связана с именем святого мученика Василиска Команского – племянника Феодора Тирона, который пострадал вместе с братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305-311 гг.). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах, а мученик Василиск был отправлен в Команы, где его держали в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в Амассию, начал преследовать христиан, и святой Василиск готовился к мученическому подвигу. Во сне ему явился Сам Господь, укрепил Василиска и предсказал мученическую кончину в Команах.

Предание гласит, что в знойный полдень воины отправились отдохнуть и подкрепиться пищей, а мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскалённым солнцем с окровавленными ногами, святой молился Богу. Внезапно свершилось чудо. Произошло землетрясение, и послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобой». После этого медные сандалии с гвоздями на ногах мученика мгновенно расплавились, цепи спали, а сухой дуб зазеленел. На том месте, где стоял святой, возник источник воды, который сохранился и по сей день.

По молитвам святого мученика Василиска и сегодня совершаются исцеления и подаётся помощь. В самом же источнике иногда находят камни с кровавыми пятнышками – каплями крови.

Святому Василиску отрубили голову, а тело его бросили в воду. Это случилось в 308 году.
Христиане тайно выкупили мощи святого мученика Василиска за 30 золотых монет и погребли его. Через некоторое время на месте его погребения была выстроена церковь во имя святого мученика Василиска. Сейчас в Команах есть вновь отстроенная небольшая Церковь в честь святого Василиска.

Могила святого находится возле Церкви под открытым небом. Местное предание свидетельствует, что незадолго до революции 1917 года была сделана попытка поднять мощи святого из земли для всеобщего почитания. Однако, когда над захоронением раскопали верхний слой камней, из могилы неожиданно вырвалось пламя. Смиренный мученик Василиск не пожелал прославления своих мощей.