Open
Close

Обучение для 3 4 года. О навыках самообслуживания и личной гигиене. О развитии пространственных представлений и понимания времени

В этой статье:

Для каждого родителя важно знать, насколько правильным является развитие его ребенка на каждом этапе. Это нужно прежде всего для того, чтобы выявить возможные отклонения, а также для лучшего понимания того, как себя вести с малышом, чтобы не травмировать его детскую психику и способствовать развитию заложенного природой потенциала.

В 3-4 года главная фраза в жизни малыша - это «я сам!». Кроха очень хочет быть похожим на родителей, на окружающих его взрослых, поэтому проявляет повышенное желание быть самостоятельным. Это основная черта характера ребенка в этом возрасте.

Эмоциональное развитие

В отношении эмоционального развития малыша в 3-4 года можно отметить проявление таких чувств, как любовь, забота, сострадание, доброжелательность, порой даже по отношению к чужим людям. Кроха уже умеет сопереживать и стремится всеми силами помочь тем, кто в этом нуждается. Не раз от малыша можно услышать печальные замечания о том, как мерзнут кошки и собаки во время
дождя на улице или как мечтают о подарках под елку на новый год детки, у которых нет мамы и папы. Малыш уже понимает, что такое «хорошо» и «плохо», чувствует стыд за проступки и старается все исправить.

Впрочем, стоит отметить, что все перечисленные выше чувства по-прежнему нестабильны и могут меняться в зависимости от происходящего. Поступки младшего дошкольника пока еще преимущественно ситуативны, поэтому ребенок не всегда отдает себе отчет о том, какие могут быть последствия.

Малыши в 3-4 года доверчивы и отзывчивы, они уверены, что мир безопасен и настроен по отношению к ним так же, как и они к нему - доброжелательно. Вместе с тем отчаянное желание быть взрослым может привести к не всегда безопасному поведению.

Нормы поведения в понимании младших дошкольников

В 3-4 года малыши уже способны мириться с определенными нормами поведения, реагируют на запреты и разрешения. Очень часто младшие дошкольники в стремлении быть хорошими замечают, что другие дети или взрослые не соблюдают нормы поведения, и это вызывает у них непонимание и даже осуждение.

Интересно,

что дети в этом возрасте, вместо того чтобы указать ребенку, который, по их мнению, ведет себя неправильно, на ошибку, пытаются получить поддержку у взрослого, подталкивая его к воздействию на «нарушителя». При этом сами порой, нарушая запреты, если им на это не указать, не испытывают никакого дискомфорта.

Чаше всего смущение, страх и обиду у детей в этом возрасте вызывает результат собственной неосторожности. Малыш может горько плакать, разбив чашку или порвав новые штаны, и не потому, что ему будет жалко вещь, а потому, что будет считать себя нарушителем таких важных для него взрослых правил.

Знакомство с гендерными ролями

В 3-4 года ребенок уже осознает себя мальчиком или девочкой и четко понимает, что вырастит взрослым мужчиной или женщиной. Именно поэтому он или она

пробует проявить себя в гендерных ролях, играя в папу или маму, пользуясь при этом атрибутами, которые характеризуют половую принадлежность.

В этом же возрасте малыши способны различать людей не только по полу, но и по возрасту, четко определяя разницу между молодыми, пожилыми людьми и глубокими старцами, причем как в окружающем мире, так и на картинках в книжках. Трех- и четырехлетки интересуются детьми противоположного пола, часто проявляя по отношению к ним внимание и заботу.

О навыках самообслуживания и личной гигиене

В три года младший дошкольник уже владеет основными навыками самообслуживания. Кроха с удовольствием:



К концу младшего дошкольного возраста ребенок не только владеет основными навыками самообслуживания, но и соблюдает правила поведения за столом и в обществе. Главным толчком для развития этих навыков становится новый уровень развития моторной координации дошкольника.

Двигательная активность малыша

В 3-4 года дети отчаянно нуждаются в активном движении, которое занимает большую часть их времени в период бодрствования. Кроха уже пробует делать примитивные физическое упражнения, ему нравится соревноваться со сверстниками.

Нередко можно увидеть, как малыши пробуют прыгнуть выше, дальше, дольше провисеть на турнике или быстрее скатиться с горки.

Именно в этом возрасте можно подыскать для малыша подходящую спортивную секцию, где он бы получил возможность развивать силовые, скоростные качества, а также совершенствовать выносливость, координацию и гибкость. Нелишним будет дома установить спортивный уголок для самых маленьких с гимнастический стенкой, матом или батутом.

Развитие сенсорных эталонов

К 3-4 годам у детей уже сформированы определенные представления о том, какие свойства имеют предметы, и развиваются сенсорные эталоны. Это означает, что кроха отлично ориентируется в

цветах и даже оттенках, различает геометрические формы, понимает, что такое «больше» и «меньше», знает о понятиях высоты, толщины.

Можно заниматься с малышом, подготовив для него специальные карточки для работы с цветами, геометрическими фигурами, а также палочки, мячи и кубики, которые ребенок сможет описывать, использовать для создания конструкций в соответствии с полученным заданием. Придумывая задачку для малыша, старайтесь начинать с самого простого и используйте сначала не более трех, а позже не более пяти предметов.

О развитии пространственных представлений и понимания времени

В 3-4 года малыши уже понимают, что такое пространство, и начинают знакомство с этим понятием с собственного дома. Они четко отдают себе отчет в том, что кроватка находится рядом с тумбочкой, стул – рядом с кроваткой, а мяч лежит под диваном. Также малыши способны

рассуждать о том, что видят перед собой на прогулке, делая вывод, что дерево растет за домом, а кошка сидит на дереве.

Процесс освоения пространства происходит синхронно с процессом развития речи. Малыш использует предлоги, включает в речь наречия.

В этом же возрасте малыши начинают задумываться о времени. Они понимают, что наступило утро, после которого придет обед, а затем и вечер. Дети знают, что время невидимо и неосязаемо, но ориентируются в нем, прислушиваясь к потребностям собственного организма. Утром пора завтракать и гулять, в обед - отдыхать, вечером - готовиться ко сну. Также у малышей возникают ассоциации с определенным временем года. Они могут рассказать о том, что лето - это когда море и солнце, зима - подарки и елка.

Знакомство с окружающей действительностью

Представления крохи о явлениях действительности строятся прежде всего на основании личного опыта. Малыш знает, что каждый предмет имеет свое назначение, так же как и объекты или средства передвижения на улице. Для него очевидно, что кровать нужна для того, чтобы на ней спать, автобус - чтобы ездить, а

магазин для того, чтобы в нем покупать продукты или игрушки.

Детки также уже знают об определенных профессиях, имея опыт общения с врачом, водителем автобуса или такси, дворником, который каждое утро подметает двор, и так далее. Кроха прекрасно ориентируется в некоторых свойствах воды, песка, земли, понимая, что они могут быть холодными, теплыми или даже покрытыми льдом. Дети наблюдают за погодой, делая выводы о том, холодно на улице или жарко, идет снег или дождь.

Нормальное развитие малыша в 3-4 года позволяет ему различать овощи и фрукты не только по вкусу, но и по цвету и форме, знать несколько видов птиц, животных и насекомых.

Основные составляющие психического развития малыша 3-4 лет

Речь идет о таких составляющих, как память, внимание, мышление и воображение, которые в этом возрасте активно развиваются и совершенствуются.

Внимание у ребенка в 3-4 года по-прежнему непроизвольное. Так, например, если малышу интересно занятие, он может посвятить ему

более получаса, не отвлекаясь на посторонние вещи. Но если нет, то внимание быстро переключается на что-то более стоящее.

Память в 3-4 года также непроизвольная и имеет четкую зависимость от эмоций. Как правило, в голове у ребенка удерживается та информация, которая произвела на него впечатление. Кроха не прилагает специальных усилий, чтобы что-то запомнить. Даже песни и стихи, услышанные от взрослых, откладываются у него в голове непроизвольно. Дольше всего в памяти сохраняются яркие положительные моменты.

Мышление в 3-4 года имеет наглядно-действенную форму. Кроха пробует найти ответ на интересующий его вопрос, используя подручные предметы. Особенно полезно для развития ребенка на этом этапе играть с ним матрешками, конструкторами

с крупными деталями и пазлами, пирамидками и кубиками, чтобы он собирал конструкции по образцу для освоения навыка соотносить условия и цель.

И, наконец, воображение. В этом возрасте оно лучше всего развивается во время игровой деятельности. Ребенок может использовать одни предметы, воображая их совершенно другими. Например, малыш может слепить пирожное из пластилина и предложить родителям его съесть, пить из пустых пластмассовых чашечек воображаемый чай, ехать на перевернутом стуле – машине.

Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте

В 3-4 года большую часть жизни малыша занимает именно игра. Малыш осваивает навыки использования игрушек, замещает ими разные предметы, распределяет роли. Очень часто малыши на этом этапе развития во время игры подражают действиям взрослых, воображая себя летчиками, милиционерами или докторами.

В этом возрасте дети все еще неспособны играть вместе с другими детьми, хотя стремятся быть в их обществе. Все придуманные игры в первую очередь отражают навыки ребенка, привитые

ему во время совместных игр с родителями. Как правило, у таких игр примитивный сюжет и минимум ролей.

Нежелание ребенка играть вместе с партнером своего возраста вызвано в первую очередь неумением объяснить правила и сюжет, а также неспособностью прийти к согласию. Малыши часто не могут разобраться, кому какая игрушка достанется, на почве чего возникают конфликты со сверстниками.

К концу младшего дошкольного возраста дети постепенно научатся договариваться, используя вежливые слова. Мальчики в 3-4 года во время игры любят быть активными, с удовольствием выбирают для себя большие компании детей. Девочки отдают предпочтение спокойным и тихим играм с одним или двумя партнерами.

Налаживание дружественных связей

К концу младшего дошкольного возраста дети начинают проявлять все больше желания общаться со сверстниками. При этом, если в три года кроха чувствует свое превосходство перед другими малышами, о чем спешит напомнить фразами типа «ты не знаешь» или «ты не умеешь», требуя подтверждения своих слов от взрослых в качестве поддержки, то к 4 годам желание дружить становится преобладающим.

Малыши общаются

друг с другом и со взрослыми с помощью речи. В их словаре уже достаточно слов для того, чтобы выражать эмоции и желания. Дети способны правильно употреблять числа, роды, падежи, умеют строить сложные предложения, пользуются интонациями, регулируют силу голоса. Девочки на этом этапе развития превосходят мальчиков по целому списку показателей развития. Их речь отличается:

  • большим словарным запасом;
  • беглостью;
  • артикуляцией.

Кроме того, девочки лучше запоминают все, что видели и слышали, могут без труда по требованию воспроизводить усвоенную информацию.

Чтобы развитие малыша в 3-4 года происходило правильно и оптимально, специалисты рекомендуют придерживаться основных рекомендаций для родителей:



  • соблюдайте режим дня;
  • укрепляйте иммунитет крохи;
  • читайте положительные рассказы о садике;
  • познакомьтесь с воспитателями и детками из ближайшего садика;
  • оставляйте кроху ненадолго с бабушками и дедушками, приучая его к разлуке с вами.
  1. Вместе с малышом обсуждайте ситуации, с которыми вам приходится сталкиваться, анализируйте поведение взрослых и детей на улице, не забывайте о собственном положительном примере для малыша.
  2. Щадите чувства малыша. Постарайтесь понять его эмоции, разделите с крохой его радости и печали, научите контролировать эмоции, не подавляя их.
  3. Работайте над физическим развитием малыша, делая зарядку, играя с мячом.
  4. Контролируйте собственную речь, ведь речь малыша будет формироваться на ее основе. Старайтесь больше читать малышу вслух, пересказывайте и анализируйте прочитанное, чтобы развивать воображение и мышление ребенка.

В заключение отметим, что 3-4 года - это один из самых важных этапов в развитии дошкольника. Будьте рядом и направляйте, поддерживайте его, помогайте малышу развиваться, находить контакт с окружающими его людьми и миром, ведь он в этом очень нуждается, даже если и не может этого показать.

Вашему ребенку исполнилось 3 года! Много это или мало? В нем есть еще что-то от младенца, но появилось и что-то новое, делающее его более взрослым. В самом разгаре кризис трех лет. Ваш малыш уже осознает себя как личность, и стремится стать более самостоятельным во всем. Уже можно предсказать, каким будет характер вашего чада. Он учится оценивать свои поступки, сравнивает себя с другими, хитрит, знает, как и перед кем нужно выглядеть, чтобы добиться нужного ему результата. Это прекрасное и непростое время, как для родителей, так и для малыша. Вам потребуется еще больше выдержки и терпения. Удачи вам!

Двигательные навыки:
С трех лет у ребенка совершенствуется координация движения, основные двигательные навыки развиты очень хорошо. Он уже не только ходит, но и бегает, прыгает на двух ногах, неуклюже прыгает на одной, может перекатываться с пятки на носок и ходить на цыпочках. Может одновременно двигать и руками, и ногами – например, хлопать в ладоши и топать ножками. К четырем годам марширует в такт музыке, сам бросает и ловит брошенный ему мяч, хорошо катается на велосипеде. Это очень хороший период, чтобы начинать приобщать ребенка к спорту. Начать можно с художественной гимнастики, которая подходит как для мальчиков, так и для девочек. Конечно я говорю не о профессиональном спорте, а о кружках или студиях, где детки получают хорошее физическое развитие, а не огромные нагрузки (например студия художественной гимнастике Ижевска). Благодаря таким занятиям у вашего малыша будет развиваться гибкость, координация, сила, он будет расти крепким и здоровым.

Эмоциональное развитие ребенка 3 лет :
Его эмоции очень бурные и яркие, могут часто и быстро меняться. Когда ребенок в гневе об этом знают все соседи, порою, он может быть безутешен в своем горе. Проявление радости тоже очень эмоциональное – прыгает, громко кричит. Впервые возможно наблюдать проявление чувства страха чего-то определенного – темноты, сказочных персонажей, причем боится он каждой клеточкой души. В этот период малышу очень тяжело ложиться в одиночестве в постель, находиться в закрытой комнате, для него это действительно очень страшные вещи. С возрастом большинство страхов пройдут сами по себе, главное, чтобы вы относились к ним с пониманием, не пугали ребенка еще больше, а помогали преодолевать страх (Объясняйте, например, что такое темнота, она ведь тоже может быть волшебной, покажите смешные тени на стене с помощью фонаря, отвлекая такие образом от чувства страха и раскрывая другие впечатления от темноты).

Психологическое
развитие:

Ребенок 3 лет личность довольно колоритная, у него уже начинается своя осознанная внутренняя жизнь. Он понимает многие нюансы окружающего мира – насмешку над собой, или восхищение им, он уже может обижаться, и не простить обиду. В этом возрасте происходит уточнение норм поведения – дети могут ябедничать друг на друга, жаловаться на кого-то, только для того, чтобы увидеть вашу реакцию и понять как себя «правильно» вести, причем, понимая, что вы одобряете его действия, он будет повторять их, демонстрируя тем самым, какой он хороший. Ребенок 3 лет очень хвастлив, ему, очень хочется показать всем, что он может, знает и умеет, и часто он и к месту и не к месту рассказывает о своих успехах, демонстрирует свои возможности, или просто рассказывает, что у него что-то есть. Малыш уже четко понимает, какая роль в вашей семье отводится каждому ее члену, (кто главный, кто нет), и подстраивает свое поведение, под каждого члена семьи – кого-то беспрекословно слушается, кого игнорирует, а кого-то третирует. Ребенок стремится подражать во всем самому сильному в его понимании этого слова, и пока не понимает, что не всегда самый сильный является самым достойным примером. К этому возрасту происходит четкое разграничение людей по половому признаку и осознание своего пола. Мальчики начинаю вести себя как «мужчины», а девочки – как «дамы».

Социальное развитие ребенка 3 лет:
Ребенку все труднее без общения со сверстниками, его уже не удовлетворяет присутствие только близких людей. Он стремится играть с детьми, понимает, что с ними весело, можно пошалить, немного побаловаться. Но коллективные игры еще не складываются, дети не прислушиваются к мнению или желанию других, они играю рядом, но в то же время сами по себе. Ребенок уже может придумать себе воображаемого партнера и играть с таким другом-неведимкой. Изменяется отношение к матери, малыш, безусловно, очень привязан к ней, но уже ограничивает проявления своих чувств при посторонних. Он учится воспринимать себя как отдельную от мамы личность. Пространственное мышление ребенка развито довольно хорошо, поэтому он ощущает присутствие родителей в своей жизни, даже тогда, когда их нет рядом.

Развитие речи :

К трем года происходит практически полное усвоение родного языка. Пассивный словарный запас очень большой, ребенок понимает все, о чем вы ему говорите (в меру своего возраста). Активный словарный запас из-за любознательности малыша пополняется не по дням, а по часам (до ста новых слов за месяц). Если в начале периода 3-4 лет словарный запас ребенка составляет несколько сот слов, то к четырем годам – уже около 1500 слов (для сравнения взрослый человек в повседневной жизни использует 3000-5000 слов). Помогайте развитию речи вашего чада, разговаривая с ним о знакомых ему предметах и вещах, раскрывайте их новые качества и детали. Обычно в этом возрасте ребенок разговаривает предложениями в настоящем времени, его понятие о прошлом и будущем пока ограничены.

Интеллектуальное развитие ребенка 3 лет:
В этом возрасте начинает развиваться образное мышление, что оказывает огромное влияние на интеллект ребенка. Малыш запечатлевает в памяти не только названия слов, но и их образы и символы. Он уже может пересказывать услышанное или увиденное, особенно, если задавать ему наводящие вопросы, способен по картинке составлять не большие рассказы. К четырем годам ребенок научится обобщать предметы по определенным признакам (чашки, кружки и вилки - это все посуда, кресло, кровать и диван - мебель). С трех лет дети уже начинают мыслить вслух – задавать самим себе вопросы, и сами же на них отвечают. Вопросы: что? где? когда? – сменяются на один вопрос - почему? Терпеливо отвечайте на его вопросы, постепенно увеличивая глубину ответа, помогайте своему ребенку познавать мир. В этом возрасте ребенок уже в состоянии угадывать элементарные загадки (большая коллекция , имеется на нашем сайте). Обычно уже знает некоторые буквы, и если его учить, то может их писать.

Особенности поведени я:

К четырем годам ребенок уже может заниматься одним делом 40-50 минут, хотя часто отвлекается, но, если ему не надоело, то вновь продолжает начатое. Он уже может одеваться и обуваться самостоятельно, но не умеет зашнуровывать шнурки. Малыш научился аккуратно кушать, помогает поддерживать порядок (если его этому учили), убирает свои книги и игрушки. Ребенок может ухаживать за домашним животным, кормить их, может поливать цветы.

Творческие способно сти:

В возрасте трех лет ребенок с удовольствием начинает резать ножницами, и пытается что-то вырезать, круглые поверхности пока получаются хуже. Малыш может рисовать самостоятельно круг, пытается рисовать квадрат, но края его еще не ровные, рисует человечков в виде символа «голова + ноги». Картинку он воспринимает в виде символа, и не понимает, что на ней видно только то, что нарисовано (можно провести тест – покажите ребенку картинку с человеком, стоящим спиной, лица которого не будет видно, и спросите, как он думает, какие у него глаза или еще что-то о деталях лица. В большинстве случаев ребенок перевернет картинку, ожидая увидеть лицо).

Игры для развития ребенка 3 лет:
Ролевые игры:
Самое время начинать играть в ролевые игры. Для этого вам необходимо запастись сюжетными игрушками (набор врача, механика, продавца, водителя и любые другие, близкие по духу вашему малышу). Дайте возможность ребенку рассмотреть эти игрушки, если нужно объясните для чего они, что с ними делают, убедитесь, что он вас понял и запомнил, что вы ему объясняли. Разложите несколько ролевых наборов и позвольте малышу самостоятельно выбрать, кем он будет. Хорошо, если для игры у него будет компания, если нет знакомых деток, подойдут любимые игрушки. Понаблюдайте за ребенком, правильно ли он распределяет роли, использует ли игрушки по назначению, спросите его «Кто он сейчас? В кого он играет?».

Геометрическая мозаика.
К 3 трем годам ребенок уже обычно знает основные геометрические фигуры. Теперь пришла время научить его составлять из них разные предметы. Для этой цели можно использовать магнитную геометрическую мозаику или аппликации.

Живое и неживое.
Очень сложная для ребенка игра, развивающая его интеллект. Для начала объясните малышу, что как отличить живое от неживого (живое – это тот, кто двигается, умеет ходить или плавать, дышать носиком, а не живое - само ходить не умеет, что бы оно двигалось, нужна помощь). Убедитесь, что ребенок вас понял, и начинайте играть – называйте знакомых ему животных, предметы, а малыш должен отвечать живое или неживое, если он ошибся, помогите ему наводящими вопросами (Машина умеет дышать носиком? Нет. Значит машина живое?)

Съедобное и несъедобное.

Это также сложная развивающая игра, заставляющая ребенка думать и рассуждать. Для начала вам нужно объяснить, что такое съедобное и несъедобное (все, что можно кушать – это съедобное, не путайте пока малыша и не объясняйте, что сено съедобное, потому что его может кушать коровка, играйте в съедобное только для человека). Когда ребенок вас понял, начинайте играть, чтобы было веселее можно кидать мяч друг другу (съедобное – мяч ловить, несъедобное не ловить).

Прыжки на перегонки.

Включите веселую музыку. Используйте любые потешки на движение, например(смотри также коллекцию нашего сайта):
Скок- скок маленький дроздок!
С ветки на сучок скок-скок!
Постройте в углу комнаты гнездо, чтобы ваш «дроздок» прыгал до него, можно прыгать на перегонки, вы, например, кошка, которая хочет добраться до гнезда. А ребенку нужно успеть раньше кошки допрыгать до гнезда.

Догонялки.
Игры в догонялки любят все дети. Напомню вам стишки для этих них.
Кошки – мышки: Ах, как мыши надоели! Все погрызли, все поели! Мяу! (и вдогонку за мышкой)
У медведя во бору: У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит и на нас рычит! (убегаем от проснувшегося медведя).
Гуси-лебеди: Гуси-лебеди, домой! Серый волк под горой! (убегаем от волка).

Вопрос и ответ.
Игра способствует развитию речи, внимания, памяти. В 3-4 года ребенок уже должен понимать и запоминать содержание небольших рассказов. Поэтому постепенно начинает обсуждать прочитанное. Прочитайте 2-3 предложения и задайте ему пару вопросов о о том, что он услышал. Ближе к 4 попросите рассказать, что вы прочитали уже без наводящих вопросов. Это упражнения очень хорошо готовят ребенка к устным предметам в школе, поэтому тренируйтесь чаще, что бы потом было легче.



Интересные факты:

Возможно вам будет интересен топ пяти самых популярных развивалок нашего сайта:

1) - осваиваем новые понятия и развиваем полезные навыки.

2) - для игры и обучения, большая коллекция.

3) - развиваем мелкую моторику и получаем новые знания.

4) - наши аппликации это не только творчество, но и развитие.

5) - разработаны специально для малышей, очень яркие и красочные.

Ребенок 3-4 лет проходит важный этап самоутверждения и самосознания в окружающем мире. Позади первые годы активного физического и психологического формирования и развития. Малыш уже абсолютно самостоятельно двигается, у него активно развивается речь и мышление. Перед нами маленькая уникальная личность со своим характером, вкусами и желаниями. Его возрастные достижения удивляют и радуют семью.

Основные умения и навыки

К 3 годам малыш во многом самостоятелен. Уровень физического развития позволяет без посторонней помощи:

  • двигаться (ходить, бегать, прыгать, лазать, перемещать предметы);
  • пользоваться осознанной поэтапной моторикой (ударять об пол и ловить мяч, догонять и бить по мячу ногой, группировать и раскладывать по отдельным коробкам предметы и мелкие детали, ездить на велосипеде, находить и приносить необходимые вещи, целенаправленно находить и брать нужную игрушку, знать, что нужно делать, чтобы разрезать бумагу или нарисовать что-то);
  • быть самостоятельным в вопросах гигиены и самообслуживания (самостоятельно ходить в туалет, пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем, чистить зубы, умываться, снимать - надевать одежду в нужной последовательности, самостоятельно есть, пользуясь основными приборами и салфеткой, причесываться).


Я - индивидуальность

Особенности детей 3-4 лет основываются на постоянном самоутверждении и стремлении к самостоятельности. Ребенок осознает себя как личность: свои имя, фамилию, отчество, свою кроватку, свои игрушки, своих родителей и семью, свое пространство и свои желания. К 3 годам дети прекрасно управляют силой голоса, интонациями и мимикой. Уровень развития позволяет ставить цели и выстраивать логический путь их достижения. В этом дети непроизвольно копируют взрослых, их методы достижения цели: хитрость или прямолинейность, находчивость, терпение и настойчивость или нетерпимость, требовательность и раздражительность. В 3-4 года ребятишки прекрасно улавливают фальшь и неискренность взрослых, хорошо манипулируют старшими членами семьи, пользуясь в определенной ситуации нужными приемами.

Представление о мире

Продолжается активное познание мира и осознание себя в этом мире. Накопленные информация и впечатления постепенно качественно меняют уровень развития. Возрастные представления ребенка об окружающем мире довольно обширны, за многими понятиями закреплены четкие ассоциации. Он различает и понимает особенности:

  • периодов суток (ночь, утро, день, вечер);
  • явлений природы (дождь, снег, ветер, солнце);
  • различает основные фрукты, овощи, ягоды, грибы;
  • знает деревья, кусты, цветы, траву;
  • знает домашних и диких животных, птиц, рыб, насекомых;
  • отличает материалы (твердые и мягкие, гладкие и шершавые);
  • понимает отличия быстро - медленно, вверх вниз, громко - тихо, тяжело - легко.

Речь

Уровень развития речи ребенка 3-4 лет как нельзя лучше характеризует возрастные психофизические особенности его формирования. Малыш копирует не только слова, но и интонации, и жесты. Он приобретает навыки культуры общения, развивает образное мышление. Источником развития речи и мышления ребенка, по-прежнему, являются детские книжки, стихотворения, поговорки, загадки, песенки, беседы со взрослыми. Ребенок учится спрашивать и отвечать на вопросы.

Возрастные особенности речевого развития 3-4 лет:

  • запоминает стихи, песни, сказки, названия;
  • выстраивает и произносит простые предложения;
  • группирует предметы по тематическим группам, называет главный признак предмета (животные, посуда, одежда, шапка теплая, яблоко сладкое и т.п.);
  • различает основные действия (есть, бежать, стоять, ждать и т.д.).


Особенности психофизического развития

Все возрастные особенности в развитии детей 3-4 лет можно наблюдать в процессе игры детей. Игра - главный вид деятельности малышей в этот период. Игра развивает, воспитывает, обучает и проявляет психофизические особенности каждого ребенка. В беззаботной игровой форме и в условиях комфортного психологического состояния ребенок получает мощный интеллектуальный заряд. Формируется логика, усидчивость, внимание, навыки анализа и синтеза. В результате, к 4 годам ребенок должен уметь:

  • собирать пазлы из 4-5 фрагментов;
  • сравнивать рисунки и предметы;
  • выбирать из группы предметов нужный по названному признаку;
  • запоминать предложения из 4 слов;
  • сосредоточенно выполнять заданное не менее 5-6 минут;
  • считать до трех, показывая пальчиками количество;
  • различать основные цвета;
  • различать круг, квадрат, треугольник.

Развитие детей - это непрерывный процесс. Родители должны помнить, что залогом воспитания счастливого и гармонично развитого ребенка является атмосфера любви и уважения в семье. Если малыш растет в условиях психологического комфорта, то процесс обучения и воспитания проходит органично и незаметно для ребенка, доставляя ему удовольствие и радость.


Ребёнок 3-4 лет.

психологические особенности, показатели развития

Психологические особенности детей 3-4 лет

Три года - очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый - малыш», а на равных, как с другом.

⁠⁠⁠⁠ Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых. Малыш проявляет нетерпимость и негативизм к требованиям взрослого, в то же время пытается настоять на своих требованиях. В это время необходимо предоставить ребенку больше самостоятельности, но не забывать о том, что возможностей у него еще недостаточно. Поддержите стремление малыша «я сам», не критикуйте его неправильные и неумелые действия, это может навсегда отбить желание быть самостоятельным.

Помогите увидеть малышу его успехи и достижения, научите его радоваться этому.

Развитие психических процессов у ребенка 3-4 лет

Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

Продолжает активно развиваться речь. Трехлетний малыш может говорить фразами и предложениями, умеет выражать словами свои желания, мысли и чувства. В три года малыш должен уметь называть свое имя и возраст. Ребенок способен воспринимать короткие рассказы без картинок. Малыш интересуется значением различных слов, развивается словарный запас ребенка.

К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку - баночкой.

Игра -основной вид деятельности ребенка 3-4 лет

Ведущая деятельность - игра. Значение игры для детей 3-4 лет чрезвычайно велико.В основном дети младшего дошкольного возраста играют с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игры еще достаточно простые, содержащие не более 1-2 ролей. Начинают формироваться игры с правилами.

В три года детям доступны гендерные роли: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Соотносят себя с представителями своего пола, различают других людей по половому признаку. Начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола.

Для малышей 3-4 лет характерна высокая двигательная активность. Следует формировать такие физические качества, как координация движений, скорость, гибкость, выносливость.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ГОДА:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
-Обращается к воспитателю по имени и отчеству.
-Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
-Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
-Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх.
-Может общаться спокойно, без крика
-Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последова-тельности; умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
-Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).
-Называет членов своей семьи, их имена.
-Соблюдает простейшие навыки поведения во время еды, умывания (Акку-ратно моет лицо, руки, шею; насухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место, пользуется расчёской и носовым платком; умеет пра-вильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошит хлебом, пережёвывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает с полным ртом.)
-Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодоле-вать небольшие трудности.
-Проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
-Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
-Знаком с правилами поведения в природе (не рвать, без надобности расте-ния, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.) ; знаком в пер-вичными представлениями о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого); знаком с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).

Образовательная область «Познавательное развитие»
-Умеет различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».
-Умеет видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»
-понимает вопрос «сколько»
-сравнивает группы предметов, используя приёмы наложения и приложения
-сравнивает два предмета, разные по величине (длине, высоте)
-узнаёт знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
-различает 4 цвета основного спектра (синий, красный, жёлтый, зелёный), знает чёрный и белый.
-понимает слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
-ориентируется в частях суток: день -ночь, утро - вечер.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности
-Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов окру-жающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
-умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету; знает что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и др.), другие созданы природой (камень, шишки).

Ознакомление с предметным окружением
-знает предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта), их функциями и назначением.
-имеет представления о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина).

Ознакомление с социальным миром
-знаком с театром через мини-спектакли, игры-драматизации по произведениям детской литературы.
-сформирован интерес к малой родине и первичные представления о ней

Ознакомление с миром природы
-сформированы представления о растениях и животных (домашние животные и их детёныши, дикие животные)
-Имеет представления о птицах, прилетающих на участок, о насекомых
-умеет отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды
-знаком с некоторыми растениями данной местности (одуванчик, мать-и-мачеха и др.)
-знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.)
-знаком с характерными особенностями следующими друг за другом времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей
-имеет представления о свойствах воды, песка, снега.

Образовательная область «речевое развитие»
-общается со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.)
-различает и называет существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая).
-понимает обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.;
-согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употребляет существительные с предлогами (в, на, под, за, около)
-с помощью взрослого, используя фигурки, куклы, инсценирует отрывки из знакомых сказок
-умеет читать наизусть потешки и небольшие стихотворения, рассказывать о содержании иллюстраций
-называет произведение, прослушав отрывок из него
-умеет говорить «спасибо», здороваться, прощаться

Образовательная область «художественно-эстетическое развитие»

Рисование.
-Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
-Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Лепка.

-Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
-Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

Аппликация.
-Создает изображения предметов из готовых фигур.
-Украшает заготовки из бумаги разной формы.
-Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собст-венному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.

Конструктивно-модельная деятельность.
-Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
-Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
-Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Музыкальная деятельность
-Слушает музыкальное произведение до конца.
-Узнает знакомые песни.
-Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
-Замечает изменения в звучании (тихо - громко).
-Поет, не отставая и не опережая других.
-Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
-Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, ба-рабан и др.).

Образовательная область «Физическое развитие»
-сформированы представления о ценности здоровья; сформировано желание вести
здоровый образ жизни
-приучен к опрятности и в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни
-Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
-Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
-Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
-Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места
-Может катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой.