Open
Close

Виды психологического консультирования, их специфика. Виды консультирования

1. Определение психологического консультирования.

2. Отличие консультирования от других видов психологической помощи.

3. Виды консультирования.

Социальный педагог всвязи со спецификой своей профессиональной деятельности зачастую выполняет функции юриста, психолога, социального менеджера, и даже священника, выслушивая порой исповеди своих подопечных. Следовательно, социально-педагогическое консультирование включает в себя элементы других направлений социальной консультативной деятельности. Однако по сути своей оно все же ближе к психологическому консультированию.

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны спе­циалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основеличной беседы и пред­варительного изучения той проблемы, с которой в жизнистолкнул­ся клиент. Психологическое консультирование - это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психи­чески здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми воз­никающими в его жизни психологическими проблемами.

Психологическое консультирование отличается от других видовоказания практической психологической помощи людям следующи­ми основными особенностями. В отличие, например, от индивиду­альной и групповой психотерапии оно предполагает относительно кратковременный период и эпизодический характер личных кон­тактов психолога-консультанта с клиентом. Разные виды индиви­дуальной и групповой психотерапии рассчитаны обычно на более длительный срок непрерывного взаимодействия психолога с кли­ентом - от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет, при значительно большем общем количестве часов, затрачиваемых на работу склиентом.

В психотерапии (в отличие от практики психологического кон­сультирования) активную роль в избавлении клиента от психоло­гических проблем играет психолог. Именно он предпринимает ак­тивные действия, направленные на решение проблемы клиента, а сам клиент играет в основном пассивную роль, то есть просто вос­принимает воздействия психотерапевта и реагирует на них. В психо­логическом консультировании дело обстоит иначе: здесь психолог-консультант в основном только дает советы клиенту, а их прак­тическая реализация становится делом самого клиента, активную роль он сохраняет за собой.

В других видах практической психологической работы с клиен­тами в отличие от консультирования проводимая психотерапевти­ческая практика предполагает непосредственное личное общение, взаимодействие клиента и психолога, причем даже в то время, ког­да клиент решает свою проблему. Основная психокоррекционная работа, связанная с практикой психологического консультирования, чаще всего проводится самим клиентом в отсутствие психолога, без прямого или постоянного взаимодействия с ним.

В психологическом консультировании психодиагностика в на­чале работы с клиентом должна быть сведена к минимуму и в ос­новном должна опираться на результаты непосредственного наблю­дения консультанта за поведением клиента, когда консультант об­щается с ним в психологической консультации. Психодиагностика включает в себя анализ и обобщение данных, непосредственно по­лучаемых от клиента без применения специальных психологических тестов. В психокоррекционной работе психодиагностика играет бо­лее заметную роль, проводится обычно в самом начале консульта­ции и на нее отводится гораздо больше времени.

За конечные результаты работы с клиентом психолог-консуль­тант не несет прямой персональной ответственности (консультант не отвечает за то, воспользуется или не воспользуется клиент его советами). Консультант отвечает лишь за правильность своих вы­водов о сути проблемы клиента и за потенциальную эффективность предлагаемых клиенту практических рекомендаций. В других ви­дах психотерапевтической практики психолог несет личную ответ­ственность за конечные результаты своей работы с клиентом, поскольку сам занимается коррекцией психологии и поведения кли­ента, сам реализует свои выводы и рекомендации.

Консультант-психолог не обязательно должен владеть приема­ми и методами психотерапии, за исключением тех, которые он мо­жет применить в самой консультационной практике. Психотерапевт же, занимающийся практической коррекцией, должен профессио­нально владеть ее методами, так как в их применении и заключает­ся основная часть его работы.

Консультирование как основной вид психологической практики преследует следующие цели:

1. Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших
у него проблем.

2. Оказание клиенту помощи в решении тех вопросов, с которы­ми он вполне бы смог самостоятельно справиться без вмешательст­ва со стороны, без непосредственного и постоянного участияпсихо­лога в его делах, т.е. там, где специальные профессиональные пси­хологические знания, как правило, не нужны и необходим лишь об­щий, житейский, основанный наздравом смысле совет.

3. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительном, более или менее постоянном психотера­певтическом воздействии, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на него в данный момент времени.

4. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей про­блемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте.

5. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет.

6. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи кли­енту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.

7. В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультан­та нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минималь­ную и недостаточно эффективную, помощь.

Во всех этих и других подобных случаях психологическое кон­сультирование решает следующие основные задачи:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.

4. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже при­ступил к решению своей проблемы.

5. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возник­новение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилак­тики).

6. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освое­ние и правильное употребление которых возможно самим клиен­том без специальной психологической подготовки. (Психолого-про­светительское информирование клиента.)

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются раз­ные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в за­висимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Прежде всего выделим так называемое интимно-личностное пси­хологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагива­ют человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычнотщательно скрываемые от окружающих людей. Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования - семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникаю­щим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Третий вид консультирования - психолого-педагогическое кон­сультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. Четвертый из числа наиболее распространенных видов психоло­гического консультирования - деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же дело­вым называется такое консультирование, которое связано с реше­нием людьми деловых проблем.

психологический консультирование профессиональный

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Прежде всего, выделим так называемое интимно-личностное психологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования - семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем.

Третий вид консультирования - психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования - деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Каждый из перечисленных видов психологического консультирования в чем-то сходен с другими, например в том, что одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Но вместе с тем в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых от посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента, доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Семейное консультирование в свою очередь требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли сможет стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но ему это сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее всего в отрицательном плане. Вместе с тем надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения.

Психолого-педагогическое консультирование в свою очередь предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

То же самое касается и делового консультирования. Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они собираются вести психологическое консультирование.

В иерархии видов деятельности практического психолога консультативная деятельность имеет свою специфику. Она заключается в том, что психолог встречается с клиентом на сравнительно непродолжительное время, которое включает в себя все виды деятельности практического психолога. Это прежде всего профилактическая деятельность, включающая просветительную и превентивную. Здесь и диагностическая деятельность, в ходе которой на основе представленных кли­ентом данных и результатов экспресс-диагностики опреде­ляется характер проблем, с которыми пришел клиент. Тут и коррекционная деятельность, представленная в виде разнооб­разных советов, рекомендаций и даже прямых психотерапевтических воздействий, оказываемых психологом на клиента. Наконец, это и развивающая деятельность, ориентирующая клиента на жизненную перспективу и открывающиеся возможности.

Иными словами, в консультативной деятельности практического психолога в миниатюре представлены все виды деятельности: "в миниатюре" - потому что время консультации ограничено, и потому что ограничены возможности всех видов деятельности. Консультирование можно определить как ориентационный вид деятель­ности, с которого начинается работа с клиентом.

В зависимости от того, какая сторона деятельности представлена в консультации наибольшим образом, различают следующие виды консультирования:

а) профилактическое консультирование, которое может носить или просветительный характер (ответы на вопросы), или превентивный характер (тематические беседы);

б) диагностическое консультирование, в котором опреде­ляются возможные варианты диагноза;

в) коррекционное консультирование, в котором опреде­ляются возможные варианты коррекции нарушений;

г) психотерапевтическое консультирование, связанное с более глубоким вмешательством в психику клиента, чем кор­рекционное;

д) развивающее консультирование, связанное с определе­нием путей развития личности клиента;

е) комплексное консультирование, сочетающее в себе все виды консультирования.

В зависимости от возрастного статуса консультируемого контингента можно выделить;

а) младенческое консультирование,

б) консультирование детей раннего возраста,

в) дошкольное консультирование,

г) консультирование младших школьников,

д) подростковое консультирование,

е) юношеское консультирование,

ж) взрослое консультирование,

з) геронтологическое консультирование.

Разумеется, некоторые возрастные виды консультирования интегрируются, однако трудно представить, чтобы практический психолог в одном лице был специалистом по всем возрастам.

В зависимости от тематической направленности можно выделить следующие виды консультирования:

а) семейное консультирование,

б) сексуальное консультирование,

в) консультирование по учебным вопросам,

г) профориентационное консультирование,

д) консультирование по разрешению конфликтов, и т.д.

В зависимости от числа консультируемых лиц консультации делятся на:

а) индивидуальные,

б) групповые.

Индивидуальные консультации занимают больше времени и дают больший эффект, чем групповые. Последние, в свою очередь, позволяют охватить достаточно большое число лиц и тем самым сэкономить время, силы и добиться в массовом отношении большего эффекта.

Техника психологического консультирования представляет собой специально организованную психологом системную процедуру, включающую комплекс приемов, предписаний, действий, осуществляемых им в отношении клиента в рамках консультативного процесса. Техника преследует определенную цель и направлена на решение одной или нескольких консультативных задач.

Большинство техник также могут быть использованы в диагностических целях для получения информации о клиенте и способах его психологического функционирования. Выбор и использование той или иной техники при работе с клиентом определяется следующими факторами:

    особенности проблемной ситуации, обратившегося за психологической помощью;

    особенности ситуации психологического консультирования (пространственно-временной континуум процесса консультирования; композиция команды специалистов и др.)

    уместность использования техники на данном этапе работы с клиентом;

    предпочтения педагога-психолога, основанные на его личностных особенностях (данный технический прием должен органично сочетаться с индивидуальным стилем деятельности педагога-психолога).

Техники обслуживают сам процесс консультирования: поддержание контакта с клиентом, достижение взаимопонимания и т.п.

В таблице 2 представлена процессуально-техническая модель, отражающая целесообразность применение общих техник на определенных этапах консультативного процесса:

Таблица 2.2 – Процессуально-техническая модель психологического консультирования

Этап консультирования

Техники и технические приемы, используемые в консультирования

1.Установление консультативного контакта

Техники установления контакта.

Технические приемы ведения беседы

2.Мультимодальное определение проблемы

3. Желаемые изменения

Технические приемы ведения беседы (техники рефлексивного слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и выяснение чувств, обобщение и др.)

4.Альтернативные пути решения проблемы.

Технические приемы ведения беседы (техники рефлексивного слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и др.). Техники воздействия (самораскрытие, конфронтация, директивы)

5. Поиск ресурсов

Технические приемы ведения беседы (техники рефлексивного слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и др.).

6. Экологическая проверка

Технические приемы ведения беседы (обобщение, резюмирование и др.)

Этапы процесса психологического консультирования являются взаимосвязанными и взаимозаменяемыми модулями (за исключением первого и последнего этапов). Кроме того, этапы не являются строго фиксированными. Педагогу-психологу приходится неоднократно в ходе работы отслеживать изменения, происходящие с клиентом, корректируя свою работу и определяя направление дальнейших интервенций.

Основные инструменты педагога-психолога, независимо от принадлежности к той или иной психологической школе – это навыки наблюдения за клиентом, проявления внимания и интереса, техники слушания и воздействия. Этими инструментами служат вербальные и невербальные формы коммуникации (А. Айви с соавт, Ю.Е. Алешина, Р. Кочюнас и др.). Далее представлен краткий обзор общих техник (микротехник) и технических приемов консультирования, используемых в работе педагога-психолога.

Селективное внимание – понятие, означающее, что педагог-психолог избирательно обращает внимание или выборочно игнорирует некоторые высказывания клиента. В идеале педагог-психолог должен следить за всеми проявлениями клиента, в том числе телесными. Обычно он активно использует и вербальные, и невербальные средства общения. Слова используются психологом в большей мере для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для выражения поддержки, демонстрации внимания, интереса, сопереживания.

Таким образом, можно получить важную информацию о клиенте путем соотнесения того, что он рассказывает о себе и о проблемной ситуации, с выражением его лица, жестами, характером позы, размещением в пространстве.

С самого начала консультирования важно помнить о том, что клиент обратился за помощью, и на первом этапе работы важно установление контакта, а не демонстрация технических приемов.

Способы, помогающие выявить новые факты, понять поведение, мысли и чувства клиента, относятся к навыкам слушания.

Построение контакта с клиентом при помощи вопросов. Вопросы, которые педагог-психолог задает клиенту, нацелены на решение ряда задач:

    поддержка контакта с клиентом;

    получение информации;

    выявление чувств;

    проверка либо уточнение гипотез.

Навык формулирования вопросов занимает одно из главных мест среди профессионально важных навыков педагога-психолога. Вопросы являются важнейшим элементом беседы и основным средством получения информации от клиента.

Педагог-психолог в ходе консультации задает клиенту различные вопросы, направленные на достижение определенных целей.

Таблица 2.3 – Целевое назначение вопросов

Цель вопроса

Вид вопроса

Получение информации

Анализ ситуации и причин ее возникновения; конкретизация; выявление представлений клиента о причинах возникших дисфункций

Когда это случилось?

Как Вы думаете, почему это происходит?

Что, на ваш взгляд, привело к…?

Стимулирование клиента на более подробный рассказ

Побуждение клиентов иллюстрировать свой рассказ примерами

Вы можете рассказать о какой-нибудь конкретной ситуации?

Проверка терапевтических гипотез

Выявление закономерностей в функционировании клиента

Правильно ли я поняла, что каждый раз, когда вы входите в учебную аудиторию, уровень вашей тревоги возрастает?

Выявление чувств клиента

Получение информации о характере эмоциональных переживаний клиента

Что вы чувствовали в этот момент?

Вы расстраиваетесь, когда получили низкую оценку?

Выявление ресурсов

Выявление сильных сторон клиента, его способностей реорганизовываться

Вспомните, был ли кто-то из ваших близких в подобной ситуации? Как он справилась с ней?

Открытые вопросы обычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «могли бы», «а если». Они требуют развернутого ответа от клиента, так как на них трудно ответить «да» или «нет». Открытые вопросы дают возможность получить важную информацию о сути затруднений клиента. Например, открытый вопрос: «Не расскажете ли вы, чего ожидаете от консультирования?» дает возможность клиенту сформулировать без ограничений свой ответ.

Педагогу-психологу необходимо сохранять чувство такта и меры при расспрашивании клиента. Вопрос «почему» особенно тревожит и вызывает у клиента желание защититься. Кроме того, этот вопрос активизирует защитный механизм рационализации: обычно человек уже обдумывал данную проблему и выстраивал для себя систему объяснений.

Закрытые вопросы обычно включают в себя частицу «ли». Они содержат в себе формулировку ответа или ее варианты. На них можно ответить «да» или «нет». Закрытые вопросы используются для сбора информации, а также для того, чтобы что-то выяснить, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. Закрытый вопрос, как правило, мешает клиенту уклониться от темы разговора. Но при частом использовании закрытые вопросы также могут вызвать тревогу.

При выборе той или иной формулировки вопроса необходимо учитывать определенные ограничения. Например, закрытые вопросы создают опасность существенного сужения круга возможных ответов. Это особенно важно учитывать при работе с легко внушаемыми клиентами. Вместе с тем использование закрытых вопросов иногда может стать полезным приемом, который помогает клиенту выразить социально не одобряемые установки. Когда альтернативные ответы даются рядоположно, сама форма вопроса может внушить клиенту, что они оба являются в равной степени социально приемлемыми.

Не задавая клиенту вопросов, информацию о нем можно получить при помощи таких техник, как минимальное подкрепление, поддержка, пересказ, отражение чувств.

Минимальное подкрепление (минимизация ответов, невмешательство) – микротехника, представляющая собой использование педагогом-психологом тех «минимальных» средств общения, которые позволяют поддерживать диалог с клиентом. Реплики педагога-психолога позволяют клиенту высказываться без принуждения, открыто и свободно. К их числу можно отнести высказывания типа: «Я понимаю», «Продолжайте, это интересно», «Расскажите поподробнее» и др. Эти реплики способствуют развитию и углублению взаимодействия с клиентом. Они снимают у него напряженность, помогают педагогу-психологу выразить заинтересованность, понимание или выразить одобрение.

Повтор (поддержка) – это прямое повторение сказанного клиентом, либо короткие комментарии («ну-ну», «так», «угу», «расскажите еще»). Этот прием облегчает беседу и поддерживает главное ее течение, обеспечивает наименее навязчивое вмешательство педагога-психолога в мир клиента. Повтор или поддержка является прямым способом продемонстрировать клиенту, что психотерапевт их слушает и слышит.

Перефразирование (парафраз) – формулирование мысли клиента другими словами. Перефразирование всегда является определенным риском для педагога-психолога, так как никогда нельзя быть уверенным, что понимаешь другого человека правильно. Целью перефразирования является проверка того, насколько точно психотерапевт понимает клиента. Существуют стандартные высказывания, с которых часто начинается перефразирование: «Как я понял…», «Вы считаете …», «По Вашему мнению…», «Другими словами, вы думаете», «Если я правильно понял, Вы говорите о…» и др.

При перефразировании основное внимание уделяется идеям, мыслям, смыслу сказанного, а не чувствам и эмоциям клиента. Важно, чтобы психотерапевт умел выражать мысли клиента своими словами.

Пересказ – это сжатое изложение основных слов и мыслей клиента. В нем передается объективное содержание речи клиента, переформулированное педагогом-психологом, причем обязательно должны использоваться самые важные слова и обороты. Пересказ помогает свести воедино разные моменты беседы. Техника пересказа часто несет и терапевтический эффект, поскольку клиент может еще раз услышать ключевые мысли и фразы, направленные на прояснение сущности их проблем. Пересказ, по сути, является использованием техники перефразирования для больших объемов информации.

Отражение чувств . Эта техника сходна с пересказом, но пересказ обращается к фактам, а отражение чувств – к эмоциям, связанным с этими фактами. Важно, чтобы педагог-психолог умел отмечать для себя эмоциональные состояния, чувства и переживания членов семьи. Прием отражения чувств можно разбить на части: произнести имя клиента (это персонализирует отражение); сообщить свои предположения о его чувствах: предложения-штампы (Ирина, Вы, кажется, чувствуете стыд). Часто добавляется контекст данного переживания. «Чистое» отражение чувств не включает контекста переживания.

Выяснение (прояснение, уточнение) – микротехника, помогающая сделать сообщение клиента более понятным для педагога-психолога. Психолог обращается к клиенту с вопросом или просьбой уточнить то, что он сказал. Можно использовать следующие ключевые фразы: «Не повторите ли вы еще раз?», «Я не понимаю, что Вы имеете в виду», «Объясните, пожалуйста, еще раз», «Мне не совсем ясно, о чем вы говорите», «Не объясните ли вы это подробнее?» и др.

Для уточнения сообщения можно пользоваться закрытыми вопросами, например: «Вы обиделись?», «Вы бы хотели изменить ситуацию?», «Это все, что Вы хотите сказать?» При этом необходимо помнить об ограничениях, связанных с использованием закрытых вопросов, которые иногда активизируют защиты клиента. Более предпочтительны открытые вопросы либо высказывания типа «Я не совсем вас понял» и др. В этом случае педагог-психолог не вносит своих интерпретаций, сохраняет нейтральность к сообщению и ожидает его более точной передачи.

Осознание значения (смысла) связано с изучением того, что значит эта ситуация для клиента. При осознании смысла анализируются глубокие, подспудные значения слов. Клиент повторно интерпретирует свои переживания. Осознание смысла идет рядом с интерпретациями, которые относятся к микротехникам воздействия. Интерпретация дает клиенту альтернативные построения, при помощи которых тоже можно рассматривать эту проблему. При осознании смысла клиент способен сам найти новую интерпретацию или смысл прежних фактов и ли ситуаций.

Резюме (подведение итогов) позволяет педагогу-психологу подытожить основные мысли и чувства клиента. Резюме – микротехника, позволяющая «соединить» в смысловое единство идеи клиента, факты из его жизни, испытываемые чувства, смысл проблемной ситуации. Педагог-психолог анализирует все сказанное до этого им самим и клиентом, а затем представляет клиенту в законченной форме основные моменты, касающиеся содержания полилога между ними. Резюме дает психологу возможность проверить точность восприятия сообщений клиента. Резюме обычно формулируется педагогом-психологом своими словами, однако при этом могут использоваться стандартные вступительные слова, например: «То, о чем Вы мне рассказали, свидетельствует о …», «Как я понял из Вашего рассказа…», «Главными пунктами Вашей истории являются…».

Резюме полезно использовать в конце сессии, когда нужно кратко подвести итоги всему, о чем говорил клиент.

Фокус-анализ – важная микротехника слушания. При фокус-анализе педагог-психолог отражает главную тему взаимодействия с клиентом. Возможны следующие направления выбора фокуса:

          Фокус на клиенте. «Что вы делали?», «Что вы чувствуете?», «Как вы считаете, …» и др.

          Фокус на проблеме. Основное внимание уделяется проблемной ситуации, условиям ее появления и развития, влиянию на жизнь клиента.

          Фокусирование на педагоге-психологе. Концентрация внимания на себе полезна как прием самораскрытия или обратной связи, помогает развить у клиентов чувство доверия.

          Фокусирование на общности: «мы – фокус»: «Чего мы достигли за сегодняшнюю встречу?», «Мне нравится то, как мы сегодня взаимодействуем».

          Культурно-контекстный фокус: «Это тревожит многих студентов», «Такие затруднения испытывают многие студенты на данном этапе своей жизни».

На основе вышеперечисленных микротехник выделяют несколько видов слушания .

Нерефлексивное слушание (пассивное слушание, принцип молчания) – это самый основной вид слушания. Он состоит в умении педагога-психолога молчать, оставаясь внимательным и не вмешиваясь при этом в рассказ или деятельность клиента. Пассивным этот процесс можно назвать лишь условно, так как он требует огромного внимания от педагога-психолога. Условным понятием также является и «нерефлексивность», так как при этом педагог-психолог остается в контакте с собой, своими чувствами, продолжает выстраивать терапевтические гипотезы либо обдумывать дальнейшую стратегию работы с клиентом.

Существуют различные варианты нерефлексивного слушания. Первый предполагает исключение любых действий со стороны педагога-психолога: кивков головой, «угу-слушания», поддержки. В другом варианте в ходе нерефлексивного слушания педагог-психолог может выражать понимание, одобрение, поддержку, использовать микротехнику минимального подкрепления. Нерефлексивное слушание является незаменимым инструментом в тех ситуациях, когда:

    психологу необходимо составить представление о клиенте;

    клиент находится в ситуации сильного эмоционального возбуждения;

    клиенту трудно четко сформулировать свои существующие проблемы;

    клиенту необходимо выговориться и они пока не готовы выслушивать комментарии, вопросы и замечания;

    клиент переживают горе или утрату, и испытывают такие чувства, как гнев, разочарование, страх, обиду.

Рефлексивное (активное) слушание используется педагогом-психологом для того, чтобы более точно понимать суть сообщения. Большинство слов нашего языка являются многозначными, многие имеют синонимы. Это создает определенные трудности понимания, так как одно и то же слово может по-разному восприниматься говорящим и слушающим. Таким образом, психологу необходимо «раскодировать», «расшифровать» сообщение клиента.

Педагог-психолог поддерживает клиента в его способности проанализировать, рассмотреть ситуацию с разных сторон и принять подходящее для нее решение, но при этом сам не дает советов и не предлагает, что именно сделать клиенту в этих ситуациях. Цель рефлексивного слушания состоит в как можно более точном осознании того, что говорит тот или иной клиент.

Педагог-психолог использует в основном навыки прояснения, поддержки, перефразирования, отражения чувств, резюме.

Эмпатическое слушание включает способность реагировать на другого человека (клиента) возникновением эмпатии. Эмпатия – это постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, понимание и принятие того содержания, которое он пытается постичь и осознать.

Эмпатия характеризуется переживанием особого отношения к другому человеку. Основное правило эмпатического слушания – не сочувствие, а сопереживание , то есть создание эмоционального резонанса переживаниям клиента. Цель эмпатического слушания состоит в как можно более точном понимании чувств другого человека. При этом психолог не диагностирует и не оценивает клиента, так как основная цель эмпатического слушания (по К. Рождерсу) – находиться в мире чувств другого человека, а не навязывать ему собственные чувства. Эмпатическое слушание включает понимание психологом чувств клиента и передача этого понимания клиенту. В эмпатическом слушании применяются те же приемы, что и в рефлексивном: поддержка, вербальное следование, уточнение, перефразирование, резюме.

Помимо микротехник слушания, существуют техники воздействия на клиента. Техники воздействия – это приемы активного вовлечения педагога-психолога в процесс разрешения актуальных жизненных проблем клиента. Все теории консультирования базируются на том, что психолог выступает как агент изменений и личностного роста клиентов. В том случае, когда педагог-психолог использует специальные приемы воздействия, изменения могут произойти быстрее и эффективнее.

Техники воздействия тесно связаны с техниками слушания. При оказании воздействия на клиента педагог-психолог поддерживает визуальный контакт, использует невербальные сигналы (кивает головой, жестикулирует, изменяет пространственное расположение и др.). Техники воздействия (влияния) обычно подразделяют на серию микротехник коммуникативной практики, таких как директива, конфронтация, интерпретация и самораскрытие (А. Айви с соавт.).

Овладеть техниками воздействия гораздо сложнее, чем техниками выслушивания. Для этого необходимо руководство опытного супервизора. Техники воздействия более эффективны при достаточно редком использовании в разумном сочетании с методами выслушивания.

Интерпретация является основным инструментом психоанализа и широко используется в консультировании. Согласно Р. Гринсону, «интерпретировать означает делать бессознательный феномен сознательным… Путем интерпретации мы выходим за рамки того, что поддается прямому наблюдению, и придаем значение и каузальность психологическому феномену» (Р. Гринсон, 2003, стр. 57.).

Отправной точкой для интерпретации является психологическая теория, на которой базирует свою работу психолог. Интерпретация используется нечасто, так как обычно является вызовом точке зрения клиента на проблему. Говоря об интерпретации, хочется обратиться к ставшей классической фразе Д. Винникотта: «…я делаю интерпретацию, преследуя две цели. Во-первых, чтобы показать пациенту, что я бодрствую. Во-вторых, чтобы показать пациенту, что я могу ошибаться».

О сложности и корректности при использовании интерпретаций писал Р.Меннингер: психологам «не помешало бы напомнить о том, что они должны выступать не в роли оракулов, волшебников, лингвистов, следователей, занимающихся «истолкованием» сновидений, но лишь в роли наблюдателей, слушателей и – иногда – комментаторов» (R. Menninger, 1958).

Директива – самая сильная из техник воздействия. При использовании директивы психолог говорит клиенту, какое действие ему следует предпринять. В рамках разных теорий используются разнообразные виды директив, например:

    свободные ассоциации: «Вспомните и расскажите, с какими моментами из вашего детства ассоциируется это чувство…»;

    гештальт-метод работы с пустым стулом: «Представьте, что ваш преподаватель сидит в этом кресле. Скажите ему все, что думаете и чувствуете. Теперь пересядьте в это кресло и ответьте себе от его имени»;

    фантазирование: «Представьте, что прошло 5 лет... Вы попали в будущее… Перед Вами – молодая женщина… Эта женщина – Вы… Подойдите к ней поближе… Посмотрите, во что она одета, как выглядит… Чем она занимается? Как живет? Вы можете спросить ее о чем-то важном…»

    релаксация: «Закройте глаза… Почувствуйте свое тело… Расслабьте мышцы лица…»

    пожелание: «Я хотел бы, чтобы вы сделали следующее…»

Психолог может давать указания клиентам, предлагая определенные изменения в поведении (тренировка поведенческих навыков), языковые замены («должен» на «хочу» и «не хочу»). Необходимо помнить, что использование директив возможно только после установления контакта психолога с клиентом.

Конфронтация . Термин «конфронтация» имеет 2 смысла: 1) стоять напротив, смотреть в лицо и 2) враждебно противостоять, быть в оппозиции. Для психолога основным является первое значение термина, так как конфронтация не является агрессивным вторжением в пространство клиента и не должна вести к поляризации отношений с ним.

При конфронтации педагог-психолог обращает внимание клиента на те факты в его рассказе, которые являются противоречивыми, неадекватными. Важным для понимания конфронтации являются понятия «рассогласования» или «инконгруэнтности». Клиент дает двойные сообщения во время интервью (да…но); демонстрирует противоположные либо противоречащие друг другу чувства и мысли. Психолог указывает клиенту на эти двойные сообщения и тем самым ставит клиента перед лицом фактов. Цель консультирования – идентификация и конфронтация главных противоречий клиента.

Заметив противоречия в рассказе клиента, психолог может использовать следующий шаблон: «С одной стороны вы думаете (чувствуете, поступаете) …, но с другой стороны вы думаете (чувствуете, поступаете…)». Психолог также поднимает вопрос о возможном значении данного поведения клиента для его жизни в настоящий момент. Тем самым можно использовать способность клиента смотреть на вещи с иной точки зрения, установить характер связи между разными темами в его рассказе. Важно отмечать реакцию клиента на конфронтацию: способен ли он испытывать эмпатию к психологу, в чем отражается его понимание этой противоречивой ситуации. Конфронтация – метод, требующий такта и терпения.

Конфронтация поддерживает баланс между методами наблюдения и воздействия. Она становится более эффективной, когда преподносится в виде сложного пересказа или рефлексии чувств. Конфронтации можно достичь и с помощью методов наблюдения, и воздействия, но когда она происходит в рамках пересказа или обобщения, еще остается пространство для личностного роста клиента. Требуется тщательный баланс конфронтации с необходимым количеством теплого, положительного отношения и уважения.

Самораскрытие – это техника воздействия, основанная на том, что педагог-психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства клиента. Она связана с техникой обратной связи и строится на «Я-высказываниях» специалиста.

Различные системы консультирования используют различные микротехники в различных «пропорциях». Квалификация педагога-психолога складывается из понимания общей структурной модели консультирования и компетентности в микротехниках, а также умения применять все это с учетом индивидуальных и культурных особенностей клиента.

В заключение хочется отметить, что успешность психологического консультирования достигается множественностью и жанрово-стилевой неспецифичностью языков консультативного взаимодействия.

Виды психологического консультирования

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности).

1. Индивидуальное консультирование:

  • экстренная психологическая помощь в экстренных ситуациях (телефон доверия)
  • индивидуальная психолого-педагогическая помощь
  • индивидуальное психологическое консультирование
  • катарсическая психотерапия
  • психоанализ

2. Семейное консультирование:

  • тренинг эффективности родителя
  • поведенческая терапия
  • коллаборативная терапия (терапия совместного проживания – Спок)

3. Групповое консультирование:

  • ролевой и коммуникативный тренинг
  • психодрама
  • тренинг сензитивности (эмпатии)
  • группы встреч
  • разъяснительная психотерапия (лекции)
  • телесно-ориентированные тренинги
  • арт-терапия
  • тренинг делового общения
  • групп-анализ

В Психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting). Акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling). Центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk). Упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приемов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии. Рассмотрим подробнее некоторые техники решение-ориентированного психологического консультирования. Активация ресурсов, поиск их у клиента осуществляются с помощью вопросов или цепочек вопросов. Поиск ресурсов может быть ориентирован на прошлое («Что раньше помогало Вам преодолевать подобные проблемы?», «Как такие проблемы решали Ваши родственники, знакомые?»), на настоящее («Что сейчас помогает Вам решать проблему хотя бы временно?») и на будущее («Кто или что могло бы Вам помочь в разрешении проблемы?»).

Введение. 3

1. Определение консультативного контакта. 7

2. Психологическое консультирование и его виды.. 16

Заключение. 18

Литература. 19

Введение

В самом общем виде психологическая помощь в психологических словарях трактуется как профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем клиента.

С большей детализацией это понятие уточняется в другом справочном издании по психологии: "Психологическая помощь - вид помощи, который оказывает квалифицированный психолог человеку или группе людей в оптимизации психофизиологических состояний, познавательных процессов, поведения, общения, реализации индивидуальной и особенно групповой деятельности".

Лично мне ближе и лучше отражает мой взгляд на психологическую помощь определение Британской ассоциации консультирующих психологов: "Психологическое консультирование есть специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий".

Хотя, конечно, определение психологической помощи не может не зависеть от используемого психологического подхода, от длительности предполагаемого консультирования, от уровня и количества участников процесса, а также от многих других факторов. Это приводит к мысли о желательности наиболее полного учета и отражения этих факторов во всей их полноте и многообразии, об их систематизации, т.е. - к необходимости создания классификации видов психологической помощи.

Оказание психологической помощи в психологической парадигме требует перехода от классификации, основанной на феномене болезни (медицинская парадигма), к собственно психологической классификации человеческих проблем. Изучение основных видов психологической помощи, а также методов работы приводит к заключению, что на настоящий момент и, скорее всего, в ближайшем будущем, единое основание для классификации вряд ли будет найдено. Причиной этого является многообразие существующих видов, типов и форм, уровней, а также школ психологической помощи. Сложно представить себе, как их объединить в какое-либо ограниченное количество групп, принимая во внимание такие факторы, как нижеследующие:

Некоторая путаница пониманий, смешение понятий "вид", "форма", "уровень" и т. п. Это происходит, опять же, из-за различного определения и понимания психологической помощи разными авторами, отнесения ими того или иного понятия к "виду", "типу" или "форме" помощи. Кроме того, придается различный объем и содержание одному и тому же конкретному понятию, различная значимость, удельный вес, воздействие на психическую сферу пациента.

Невозможно выделить все основания для классификации, так как спектр оказываемой психологической помощи в настоящее время очень широк, а главное, продолжает формироваться, углубляться и расширяться. Происходит как интеграция, так и разделение методов, выделение одних методов из других. Возникают и совсем новые методы, техники и методики, производятся практические исследования и теоретические разработки. Поэтому возникают большие проблемы с оперативной систематизацией, и, собственно, с созданием какой-либо систематизации, претендующей на полный охват всех видов психологической помощи.

Один и тот же вид психологической помощи может быть по разным основаниям отнесен либо в различные группы, либо может попасть в два и более класса одновременно, а может вообще не войти ни в один их них. Так, экстренная психологическая помощь может оказываться в рамках различных школ, но вряд ли применим, например, подход арт-терапии. Осуществляться экстренная помощь может как в форме индивидуальной консультации (очно, по телефону доверия и т.д.), так и в групповой форме (обычно при оказании помощи жертвам катастроф, террористических актов и др. массовых психотравмирующих событий), но трудно представить себе (хотя теоретически и возможно) экстренную помощь в форме психологической помощи семье, в связи с краткосрочностью воздействия и направленности этого вида помощи на снятие последствий конкретного стрессового воздействия. Проблематика обратившихся к экстренной помощи клиентов является проблемой, возникшей воздействия стрессовой ситуации, а не проблемой взаимоотношений.

Поэтому приходится сделать общий вывод, что в настоящее время найти исчерпывающую классификацию видов психологической помощи не представляется возможным. Во-первых, нет единого критерия выделения вида, и, по всей видимости, он не может быть найден в ближайшей перспективе. А, следовательно, нет и исчерпывающего перечня видов - даже если включить в понятие "вид" также и понятия "тип", "форма", "уровень" и проч. - психологической помощи.

Но исследовать и разрабатывать дальше эту тему интересно, важно и нужно для понимания теоретических аспектов психологической помощи, для ее определения, понимания ее содержания, основных отличий и специфики каждого конкретного вида. А это служит одной из главных целей и задач психологической помощи и психологии как науки в целом - более качественного оказания помощи человеку, лучшего понимания запроса клиента.

Все виды и формы психологической помощи имеют и какие-то общие черты, и свои отличия и характерные для них особенности. Но у них есть общая цель - помощь и поддержка личности в процессе ее становления и развития, избавление человека от того, что мешает ему быть счастливым и гармоничным в окружающем мире.

1. Определение консультативного контакта

В 1975 г. С. Rogers (цит. по: Gelso, Fretz, 1992) задал вопрос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий:

1. Два лица находятся в психологическом контакте.

2. Первый персонаж, назовем его "клиентом", пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен.

3. Второй персонаж, назовем его "консультантом", активно участвует в общении.

4. Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту.

5. Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять.

6. Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.

Никакие другие условия не обязательны. Если в определенный промежуток времени обеспечены данные шесть условий, этого достаточно. Позитивные изменения личности произойдут.

Итак, клиент должен быть в контакте с консультантом и прийти в состояние, делающее его чувствительным к помощи со стороны. Особенно важны 3-е, 4-е и 5-е условия, обеспечивающие достаточный для помощи консультативный контакт.

Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов - существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии.

Консультативный контакт, хотя внешне кажется формальным и весьма непродолжительным по сравнению со всей жизнью клиента, все же является более тесным, интенсивным и глубоким, нежели любая другая межличностная связь. В консультировании клиент обращается к незнакомому человеку и раскрывает ему мельчайшие подробности своей личной жизни, о которых, может быть, никто больше не знает. Рассказанное клиентом часто представляет его не в лучшем свете. Иногда в процессе консультирования "всплывают" новые стороны личности, удивляющие, огорчающие и даже шокирующие самого клиента. Все это делает консультативный контакт интимным отношением двоих людей, причем специфически интимным, непохожим на привычные дружеские или любовные отношения.

Консультативный контакт - это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990).

Консультативный контакт - это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент - Прим. авт. ) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985).

Практически все определения указывают на несколько уникальных черт консультативного контакта. George и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров:

· эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов);

· интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным);

· динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта);

· конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности);

· оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому);

· добросовестность.

Психоаналитическое направление - Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого