Open
Close

Биография юнга. Карл густав юнг - биография, информация, личная жизнь Карл юнг биография

Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Его учитель - основатель психоанализа Зигмунд Фрейд только приоткрыл бездну бессознательного человека, Юнг эту бездну сделал общечеловеческой. Он ввел понятие коллективного бессознательного, архетипов, которые, по его мнению, были источниками сновидений, древних мифов и единой для всего человечества символики.

Моя жизнь представляет собой историю самореализации бессознательного. Все, что есть в бессознательном, стремится к реализации, и человеческая личность, ощущая себя единым целым, хочет развиваться из своих бессознательных источников. Прослеживая это на себе, я не могу использовать язык науки, поскольку не рассматриваю себя как научную проблему. Карл Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления».

Карл Юнг: известный и неизвестный

Общепризнанны достижения швейцарского ученого Карла Юнга в области психологии и психиатрии. Он - основатель аналитической психологии, одного их направлений глубинной психологии, ему принадлежат идеи о существовании коллективного бессознательного, архетипических образов, оказывающих мощное влияние на подсознание человека, им разработана типология человеческих личностей. Годы его жизни охватывали один из самых сложных и трагичных периодов истории человечества - 1875-1961 года. Но, возможно, степень силы влияния Юнга на мышление наших современников мы еще до конца не осознали. Ведь до него внимание серьезных ученых не останавливалось на фактах или явлениях, которые хоть в какой-то степени можно было счесть сомнительными. Весьма рациональный принцип «картезианского сомнения» царил в научной среде. В соответствии с ним при поиске истины сомневаться нужно было во всем, и без колебания отбрасывать или вообще считать несуществующим абсолютно все, что давало хоть малейший повод к сомнению. А как же сны, смутные предчувствия и неясные ощущения? На них могли обращать внимание только не в меру эмоциональные дамы и экзальтированные мистики, а уж никак не серьезные ученые. Однако Фрейд, а за ним Юнг, даже в большей степени, чем Фрейд, строили свои теории на анализе именно этих весьма сомнительных явлений. Например, синхронности.

Синхронность - причинно не объяснимый параллелизм, как это бывает, например, в случаях одновременного появления идентичных мыслей, символов или психических состояний у разных людей. К.Г. Юнг

Обратим внимание, что гносеология, как направление в философии, изучающая процессы познания, в постюнговский период значительно изменилась. В поле её интересов вошли явления, на которые ранее серьезным ученым обращать внимание было просто неприлично. Картина мира у человека ХХ века менялась, не последнюю роль сыграли открытия в области естественных наук, в частности теория относительности Эйнштейна. В связи с этим вспоминается забавная эпиграмма, которая в шутливой форме передает впечатления современников от знаменитой «теории относительности»

Был этот мир глубокой тьмой окутан
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Но сатана не долго ждал реванша,
Пришел Эйнштейн, и стало все как раньше.

Так что интерес к иррациональному был веянием времени, но и исследования Юнга сыграли свою роль. После выхода его трудов и ввода в научный обиход понятия «коллективное бессознательное» научная общественность не слишком удивилась тому, что доктор философии Станислав Гроф, создавая в 60-х годах ХХ века теорию трансперсональной психологии, основывался на изучении измененных состояний людей. А этнолог и философ, профессор Чикагского университета Мирча Элиаде считал мифологическое восприятие мира шаманами не менее достойным внимания и изучения, чем историческое мышление европейских народов. Для жизненной и творческой судьбы Карла Юнга как раз влияние «субъективного фактора» и «сомнительных явлений» и было определяющим.

Истоки юнгианских идей: наследственность, детство, юность

В детстве он был замкнутым и странным ребенком. Карлу не давало покоя удивительное ощущение - в нем как будто живут два человека. Один - мальчик, которому не хочется ходить в школу и учить так надоевшую математику, другой - вполне взрослый и таинственный господин. Юнг вспоминал, а возможно выдумывал, что этот второй, живший в его воображении, был пожилым человеком, жил в 18 веке, носил белый парик и туфли с пряжками, ездил в наемном экипаже с высокими колесами. Эта загадка предопределила путь Юнга, с детства он пытался разобраться в явлении множественности личности. Не исключено, что истоки этой тайны в личностях предков будущего первооткрывателя коллективного бессознательного.

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в семье протестантского священника. Его родина - небольшой швейцарский городок Кесвиль. История семьи Юнга очень интересна, в ней переплелись судьбы выдающихся врачей, богословов и мистиков. В детстве и юности Карл Густав остро чувствовал какую-то странную связь с ними. Наверное, он согласился бы со строками стихотворения русского поэта «Серебряного века» Михаила Кузьмина «Голос предков»:

…вы молчали ваш долгий век,
и вот вы кричите сотнями голосов,
погибшие, но живые,
во мне: последнем, бедном,
но имеющем язык за вас,
и каждая капля крови
близка вам, слышит вас,
любит вас...

Корни семьи уходят в далекий XVIIвек. Первым выдающимся представителем рода был Карл Юнг - доктор медицины и юриспруденции, ректор университета в немецком городе Майнце. Прадед Юнга со стороны отца был врачом, руководил полевым госпиталем во время наполеоновских войн. Дед будущего известного психиатра - тоже Карл Густав Юнг переехал в Швейцарию по приглашению Александра фон Гумбольта. Со стороны матери предки были также замечательными людьми. Его дед - Самуэль Прайсверк - был доктором богословия, масоном, Великим мастером Швейцарской ложи. О нем известен довольно необычный факт: считая себя духовидцем, С. Прайсверк сохранял у себя в кабинете кресло для духа преждевременно ушедшей супруги, с которым он часто беседовал. Ну, с креслом или с духом - это уже на выбор читателей. Так что интерес Юнга к раздвоенности личности и мистике обусловлен особенностями семьи.

Все более сознавая яркую красоту наполненного светом дневного мира, где есть «золотистый солнечный свет» и «зеленая листва», я в то же время чувствовал власть над собой неясного мира теней, полного неразрешимых вопросов. Из воспоминаний К. Юнга.

Поступив в гимназию в возрасте одиннадцати лет, Юнг больше увлекался чтением любимых книг, чем учебой, он очень рано научился читать, с шести лет изучал латынь. Ему не давалась математика, но мальчика это не слишком огорчало. За полное отсутствие способностей к рисованию его вообще освободили в школе от изучения этого предмета, а дома Карл Густав увлеченно рисовал баталии, старинные замки и карикатуры. Для него это было гораздо интереснее, чем на уроках копировать головы греческих богов. В гимназии Карл ясно осознал, что его семья очень небогата, ему приходилось ходить в гимназию в дырявых туфлях, теперь он стал лучше понимать заботы и проблемы своих родителей. Но совсем не эти обстоятельства волновали Юнга в детстве. Его не оставляло ощущение раздвоенности, с ровесниками он был таким же, как и они учеником, немного замкнутым, но обычным ребенком, а наедине с собой становился тем, вторым, мудрым и скептичным человеком из XVIIIвека. Он чувствовал, что владеет некой тайной и ему по-прежнему, как и в раннем детстве снились странные, вещие сны.

Всю мою юность можно понять лишь в свете этой тайны. Из-за нее я был невыносимо одинок. Моим единственным значительным достижением (как я сейчас понимаю) было то, что я устоял против искушения поговорить об этом с кем-нибудь. Таким образом, мои отношения с миром были предопределены: сегодня я одинок как никогда, потому что знаю вещи, о которых никто не знает и не хочет знать.

Из воспоминаний К. Юнга.

Такая интенсивная внутренняя жизнь отделяла Юнга от сверстников и отчасти служила причиной длительной депрессии. Но в 16 лет этот туман, как позже писал сам ученый, стал потихоньку рассеиваться. Приступы депрессии уходили в прошлое, Юнг увлекся изучением философии. Он определил для себя круг тем, которые непременно хотел изучить, читал Платона, Гераклита, Пифагора. Особенно близки ему оказались идеи Шопенгауэра:

Он был первым, кто рассказал мне о настоящих страданиях мира, о путанице мыслей, страстях и зле - обо всем том, чего другие почти не замечали, пытаясь представить либо как всеобщую гармонию, либо как нечто само собой разумеющееся. Наконец я нашел философа, у которого хватило смелости увидеть, что не все было к лучшему в самих основаниях мира. Цит. по Вер, Г. Карл Густав Юнг. Сам свидетельствующий о себе и своей жизни

Не раз Карл Юнг писал, что в юности он особенно сильно ощущал свою связь с далекими предками, ему казалось, что на него оказывают влияние проблемы или обстоятельства, так и не разрешенные его дедами и прадедами. Это касалось также выбора будущей профессии. Франц Риклин писал, что в стремлении Юнга к изучению медицины решающую роль сыграла память о его деде - профессоре медицины в Базельском университете. В возрасте 20 лет он поступает на факультет медицины в Базельский университет. Для Юнга этот период был очень сложным в материальном отношении, умирает отец и семья остается почти без средств к существованию. Семье удалось продать небольшую коллекцию антиквариата, Юнг стал работать младшим ассистентом в университете - так им удалось поддержать довольно скромное существование и оплатить учебу Карла Густава. Позже Юнг вспоминал:

Я не жалею о тех днях нищеты - я научился ценить простые вещи… Оглядываясь назад я могу сказать лишь одно - время учебы было для меня чудесным временем. Цит. по Вер, Г. Карл Густав Юнг. Сам свидетельствующий о себе и своей жизни

В университете помимо чтения обязательной литературы Юнг увлекся трудами философов-мистиков: Карла де Преля, Сведенборга, Эшенмайера. Эта литература нужна ему для диссертации по медицине, которая называлась: «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». Близиться окончание университета, будущему великому психиатру нужно выбирать специализацию, определение которой произошло вполне в духе Юнга. Ему в руки попался «Учебник психиатрии» Крафта-Эбинга, юноша понял, что именно это направление позволит ему объединить увлечение философией и медициной.

И тогда я сразу решил стать психиатром, так как я, наконец, увидел возможность соединить мой интерес к философии, к естественным наукам и медицине, что для меня было главной задачей. Юнг К. Г. Воспоминания, сны и размышления

Работа в психиатрической клинике

Выбор был сделан, К. Юнг решает работать в психиатрической клинике Бургхельцли ассистентом профессора психиатрии Ойгена Блойлера. Близкие и однокурсники были удивлены его решением: запереть себя в психиатрической клинике, заниматься лечением тяжело больных и, возможно, опасных людей - это ли достойный путь для подающего надежды юноши? Но клиника Бургхельцли была необычным медицинским учреждением, для лечения пациентов использовали гипноз, а не обычные для того времени жесткие способы излечения психически больных людей. Там работали настоящие светила медицины: Герман Роршах, Жан Пиаже, Карл Абрахам.

В этой клинике Юнг пишет «Исследования словесных ассоциаций», метод использовали и до Юнга, но ему удалось добиться успешного применения его на практике, разработать на основе уже существующей методики свой тест. В 1903 году Карл Густав женится на наследнице состоятельного промышленника Эмме Раушенбах, она была когда-то его пациенткой. Несмотря на разницу в материальном положении, родственники Эммы поддержали решение молодых людей, Карл Юнг вызывал у них безусловную симпатию и уважение. В 1905 году молодой психотерапевт защищает докторскую диссертацию. В Бургхельцли Юнг начинает разрабатывать свои идеи о коллективном бессознательном, использует для лечения пациентов методы психоанализа.

Из встреч с моими пациентами и занятий психологическими явлениями, которые проходили передо мной в неисчерпаемой череде образов, я узнал бесконечно много, и не только о том, что относилось к науке, но прежде всего о себе самом. - и, в немалой степени, я пришел к этому через ошибки и поражения. Юнг К. Г. Воспоминания, сны и размышления

Карл Юнг и Сабина Шпильрейн

В своих мемуарах ученый, вспоминая годы работы в клинике, пишет, что большинство пациентов составляли женщины. Он подчеркивает их ум и восприимчивость, благодарит за то, что с их помощью ему удалось открыть новые пути в психотерапии. Некоторые из них стали его учениками, дружба с ними продолжалась долгие годы. Все вышесказанное относилось, прежде всего, к Сабине Шпильрейн. В юности она страдала приступами истерии, а Юнг был её лечащим врачом. История взаимоотношений между Сабиной и Карлом Густавом известна из-за явления так называемого «эротического переноса» - термина, используемого в психоанализе. Это явление увлечения пациента лечащим врачом возникает из-за глубокого личностного контакта врача и пациента в процессе психоанализа. Действительно, Сабина и Карл полюбили друг друга. Юнг заметил и оценил острый ум девушки, её научный склад мышления. Шпильрейн помогала Юнгу в его исследованиях, вскоре Сабина была успешно излечена от истерии и покинула клинику. Строгие морализаторы осуждают Юнга за это увлечение, но интересно в этой истории совсем другое: не исключено, что идеи Сабины Шпильрейн о влиянии деструктивных явлений на психику человека были истоками теории З. Фрейда о «Танатосе» - извечном стремлении человечества к саморазрушению.

Сабина Шпильрейн была ученицей и Фрейда, и Юнга, членом Венского психоаналитического общества. Она работала над диссертацией по теме деструктивных явлений в психике человека. Выступала с докладом по этой теме на одном из заседаний Психоаналитического общества. В её дневнике есть запись, где Шпильрейн опасается, что её идеи будут использованы Фрейдом. Её статья «Деструкция как причина становления» действительно предвосхитила идеи Фрейда о «Танатосе» - подсознательном стремлении человека к смерти, разрушению. Не исключено, что Учитель вольно или невольно все-таки опирался на идеи и исследования своей ученицы. К сожалению, судьба Шпильрейн была довольно трагичной. Она была родом из России, после октябрьских событий 1917 года Сабина с мужем возвращается в родной Ростов-на-Дону. Шпильрейн сделала очень много для развития психоанализа в Советской России, но вскоре это направление в психиатрии было запрещено. Сабина с дочерьми погибает во время Второй мировой войны. К сожалению, талантливейший ученый-психоаналитик - Сабина Шпильрейн мало известна в истории науки.

Юнг и Фрейд

Взаимоотношения двух наиболее видных представителей психоанализа - З. Фрейда и К. Юнга - широко известная страница в истории науки. Один считался учителем, второй - учеником. Зигмунд Фрейд был старше Юнга на 19 лет и часто на возражения своего младшего коллеги по поводу чрезмерного акцента на сексуальную составляющую бессознательного в его теории говорил, что Юнг еще слишком молод и неопытен. Но на самом деле Юнг познакомился с Фрейдом уже сложившимся и известным специалистом в области психиатрии. Он был автором двух монографий по лечению шизофрении. Как раз во время работы над второй монографией Юнга и заинтересовали работы Зигмунда Фрейда. Молодого врача особенно увлекали идеи о «вытеснении» в подсознание негативных воспоминаний или эмоций и влиянии этих неосознанных травм на человека. Юнг писал:

Даже беглый взгляд на страницы моей работы показывает, сколь многим я обязан гениальным концепциям Фрейда. Я могу заверить, что у меня, конечно, с самого начала были те же возражения, которые выдвигались против Фрейда в литературе. Справедливость к Фрейду не означает, как опасаются многие, безусловного подчинении догме, при этом вполне можно сохранить свое независимое суждение. Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд

Используя разработанный им ассоциативный тест, Юнг нашел путь диагностики истинной причины невроза и исцеления от него. Но никогда он не соглашался с Фрейдом, что «вытесненные» эмоции имеют исключительно сексуальную природу. Тем не менее, довольно длительное время Фрейд считал Юнга своим лучшим учеником, наследником своих идей. Он даже попросил его пообещать, что молодой ученый никогда не отойдет от его теории о сексуальных истоках неврозов. Оба исследователя ведут активную переписку с 1906 до 1913 года. В 1907 году Карл Юнг приезжает в Вену, происходит их личная встреча и беседа, продлившаяся тринадцать часов. Годы сотрудничества были очень плодотворными для Юнга, но его все больше увлекает идея о коллективном бессознательном, ученый занимается изучением мифологии, он стоит на грани открытия архетипов. В наиболее переломные моменты своей жизни Юнг видел очень яркие и запоминающиеся сны. Незадолго до разрыва с З. Фрейдом Юнг увидел именно такой сон. Ему приснилось, что он стоит в холле красивого, двухэтажного особняка. Стены его украшают старинные полотна живописи, Юнг знает, что это его дом. Ничего себе! Мысленно удивляется он. Но зачем-то ему нужно спуститься в подвал, он спускается туда, подвал очень глубок и, якобы, воздвигнут еще во времена Древнеримской империи. Из подвала Юнг попадает в первобытную пещеру в которой видит два черепа. Проснувшись, он не мог отделаться от ощущения, что ему необходимо понять символику этого сна. Юнг просит Фрейда растолковать его видение. Учитель полу в шутку, полу в серьез спрашивает - признайтесь, чьей смерти Вы желаете? Юнг истолковывает сон по-своему: дом - образ души, верхние этажи - события и впечатления повседневной жизни, подвал - бессознательное, где хранятся скрытие или забытые желания и мысли. Но что же такое пещера? Юнг предположил, что за личным бессознательным прячется бездонный океан коллективного бессознательного. Так сон стал одним из импульсов величайшего открытия ученого. Он не может остановиться, Юнгу очень важно продолжить свои исследования, а не терять свою идентичность, оставаясь учеником Фрейда. Молодой ученый пишет книгу «Либидо. Его метаморфозы и символы», расхождения его с Фрейдом становятся очевидными. После публикации этой работы разрыв становится неизбежным.

Каждый, кто имеет доступ к бессознательному является провидцем

Карлу Юнгу все больше времени требуется на научную и педагогическую работу, частную практику, в конце первого десятилетия ХХ века он приобретает участок земли, расположенный на берегу живописного озера и строит трехэтажный дом. Из клиники уходит в 1913 году, поскольку не успевает охватить в полной мере все направления своей деятельности. Тем более, что его слава, как врача-психотерапевта, становится все более распространенной. Помимо действительно успешного излечения больных, популярности Юнга способствовала довольно забавная история. Однажды к нему на прием пришла пожилая женщина, которая страдала от паралича ног уже 17 лет. На врачебных приемах присутствовали студенты. Женщине предложили расположиться в кресле и рассказать о своей болезни, но рассказ её длился так долго, что Юнг попросил её прерваться и предупредил, что сейчас введет её состояние гипноза. Больная быстро впала в транс и стала рассказывать свои видения еще до того, как была введена в гипнотическое состояние. Ситуация была неловкой, к тому же Юнг не мог истолковать её сны и найти причины психосоматического заболевания, видения пациентки все более стали походить на бред, её необходимо было вывести из транса. Врача могло ожидать фиаско перед студентами. Вдруг женщина очнулась и сказала, что она исцелилась, благодаря гипнозу Юнга, который сказал студентам: «Вот видите, какова сила гипноза». Хотя сам в глубине души недоумевал и не понимал, что же случилось. Исцеленная женщина хвалила замечательного врача, слава о нем распространилась по всей округе. А причина внезапного выздоровления пациентки заключалась в том, что её сын страдал слабоумием. Он за несколько лет до описываемых событий лечился в клинике у Юнга. Тогда совсем еще молодой врач Карл Густав Юнг воплощал в себе все то, что хотела бы видеть в сыне несчастная женщина. И она воспринимала его как сына, даже не осознавая этого. В её воображении Юнг занял место сына, тайная боль за судьбу родного ребенка ушла, поэтому исчезла и болезнь. Ну а Юнг после этой истории больше не использовал гипноз.

Жизнь Юнга заполнена работой, исследованиями, педагогической деятельностью. Но его не оставляют странные сны и видения.

Во мне поселился некий демон, с самого начала внушавший, что я должен добраться до смысла своих фантазий. Я чувствовал, что некая высшая воля направляла и поддерживала меня в этом разрушительном потоке бессознательного. И она же в итоге дала мне силы выстоять. Юнг К. Г. Воспоминания, сны и размышления

Двойственность натуры Юнга опять давала о себе знать: первый - прекрасный врач, талантливый ученый, рациональный и собранный отец семейства. Второй - задумчивый, погруженный в ночные видения, медитирующий у озера человек. Перед Первой мировой войной у него было видение, которое длилось около часа. Он видел трупы людей и обломки строений, которые неслись в бесконечность по волнам желтого моря, затем море окрасилось в кровавый цвет. Видение было в октябре 1913 года и затем повторилось еще несколько раз, война началась в августе 1914.

Свои фантазии Юнг записал и позже издал в так называемой «Красной книге». Этот кризисный период был, в то же время, очень плодотворным для исследований Юнга. В 1919 году он заканчивает работу над книгой «Инстинкт и бессознательное», в ней он впервые использует понятие архетипа.

В последующие годы Юнг много путешествует, посещает страны Северной Африки, индейцев пуэбло в штате Нью-Мехико. В 1920 году выходит в свет одна из основных работ Юнга - «Психологические типы».

В середине 20-х годов совершает путешествие в Уганду и Кению. После возвращение из Африки один за другим выходят его труды: «Духовные проблемы современного человека», «Структура души», «Отношения между Эго и бессознательным». Идеи Юнга становятся известными во всем мире, популярности трудов ученого способствует активный перевод их на английский язык. Юнга избирают президентом Международного психотерапевтического общества.

А что же двойственность и видения? Они не оставляют ученого до конца его жизни. Юнг объясняет эти явления возможностью контакта с коллективным бессознательным, он считает, что каждый, кто имеет доступ к бессознательному - этому бездонному хранилищу всех судеб и идей, тот является настоящим провидцем.

Карл Густав Юнг прожил большую, насыщенную событиями и удивительную жизнь. Его идеи оказала огромное влияние на развитие психологической, философской, антропологической мысли.

Литература:
  1. Бабосов, Е. М. Карл Густав Юнг [Текст] / Евгений Михайлович Бабосов. - Мн. : Книжный Дом, 2009. - 254 с. - (Мыслители ХХ столетия). - Библиогр.: с. 251-254.
  2. Вер, Г. Карл Густав Юнг. Сам свидетельствующий о себе и своей жизни / пер. с нем. - М.: Урал LTD, 1996. - 208 с.
  3. Гиндилис, Н. Л. Научное знание и глубинная психология К.Г. Юнга [Текст] / Наталия Львовна Гиндилис. - М. : ЛИБРОКОМ, 2009. - 158 с. - Библиогр.: с. 156-158.
  4. Овчаренко В. И. Судьба Сабины Шпильрейн // Психоаналитический вестник. 1992. № 2.
  5. Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд // Юнг К. Г. Собрание сочинений: Дух Меркурий. М., 1996. - 339 с.
  6. Юнг К. Г. Воспоминания, сны и размышления // Дух и жизнь. М.: Практика, 1996.

Прочитано 17863 раз

Годы жизни: 1875 -1961

Родина: Кесвиль (Швейцария)

Карл Густав Юнг — всемирно известный швейцарский психолог и психиатр. Родился 26 июля 1875 в Кесвиле, близ Базеля (Швейцария). Когда ему было четыре года, семья переехала в Базель, где мальчик получил образование.

Юнг занимался биологией, зоологией, палеонтологией и археологией. В 1900 он стал врачом в психиатрической клинике Цюрихского университета, которой руководил Ойген Блейлер, в 1902 — доктором медицины, защитив диссертацию на тему О психологии и патологии в так называемых оккультных феноменах (Zur Psychologie und Pathologie sogenannter okkulter Phnomene).

В том же 1902 Юнг отправился в путешествие за границу, сначала в Париж, где слушал лекции Пьера Жане, а затем в Лондон. В 1903 он женился на Эмме Раушенбах.

Первый результат экспериментальных исследований Юнга, проведенных совместно с Францем Риклиным и другими сотрудниками, появился в 1904 и назывался Диагностические исследования ассоциаций (Diagnostische Assoziationsstudien). Этот труд представлял сбой результат исследований, направленных на обнаружение особых групп подавленных и эмоционально окрашенных психических содержаний, которые Юнг назвал «комплексами». Эта работа принесла ему широкую известность и привела к встрече в 1907 с Фрейдом, в трудах которого по интерпретации сновидений он нашел подтверждение своих идей.

После поездки в 1911 вместе с Фрейдом по Соединенным Штатам с лекциями Юнг отказался как от работы по выпуску «Ежегодника психологических и психопатологических исследований» («Jahrbuch fr psychologische und psychopathologische Forschungen»), основанного Блейлером и Фрейдом, так и от поста президента Международного психоаналитического общества. Юнг сформулировал свою новую позицию в самой известной из его книг — Метаморфозы и символы либидо (Wandlungen und Symbole der Libido, 1912), переизданной в 1952 под названием Символы метаморфоз (Symbole der Wandlungen). На примере фантазий молодой женщины на ранней стадии шизофрении Юнг попытался раскрыть символическое значение содержания бессознательного посредством исторических и мифологических параллелей. Юнг назвал свой подход аналитической психологией (в отличие от «психоанализа» Фрейда и «индивидуальной психологии» Адлера).

В 1909 Юнг отказался от работы в больнице, а в 1913 от чтения лекций в Цюрихском университете, где преподавал с 1905, все больше углубляясь в изучение мифологической и религиозной символики. Этот период длился вплоть до публикации в 1921 труда Психологические типы (Psychologishe Typen). В 1920 Юнг побывал в Тунисе и Алжире, в 1924—1925 изучал индейцев пуэбло в Нью-Мехико и Аризоне, в 1925—1926 — обитателей горы Элгон в Кении. Юнг несколько раз путешествовал по Соединенным Штатам, дважды посетил Индию, последний раз в 1937. Важную роль в его психологических исследованиях сыграли религиозный символизм индуизма и буддизма и учения дзен-буддизма и конфуцианства.

В 1948 для продолжения исследований и обучения аналитиков в Цюрихе был организован Институт Юнга. Его последователи создали Общество аналитической психологии в Англии и различные общества в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, а также в ряде европейских стран. Юнг был президентом Швейцарского общества практической психологии, основанного им в 1935. С 1933 по 1942 он вновь преподает в Цюрихе, а с 1944 — в Базеле. С 1933 по 1939 издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt fr Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»). Среди его публикаций — Отношения между Я и бессознательным (Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten, 1928), Психология и религия (Psychologie und Religion, 1940), Психология и воспитание (Psychologie und Erziehung, 1946), Образы бессознательного (Gestaltungen des Unbewussten, 1950), Символика духа (Symbolik des Geistes, 1953), Об истоках сознания (Von den Wurzeln des Bewusstseins, 1954).

Аналитическая психология. Центром учения Юнга является представление об «индивидуации». Процесс индивидуации порождается всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души. Поскольку ее подавление ведет к психическим расстройствам, религиозное развитие — неотъемлемый компонент процесса индивидуации.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцелению). С такой позитивной точки зрения психические нарушения — не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и целостности.

Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль. Чаще, чем свободные ассоциации, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.

Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного». Его содержание — это т.н. архетипы, врожденные формы психики, образцы поведения, которые всегда существуют потенциально и при актуализации предстают в виде особых образов. Поскольку типические характеристики, обусловленные принадлежностью к человеческому роду, наличием расовых и национальных признаков, семейных особенностей и веяний времени сочетаются в человеческой душе с уникальными личностными характеристиками, ее естественное функционирование может быть только результатом взаимовлияния этих двух частей бессознательного (индивидуальной и коллективной) и их отношений с царством сознания.

Юнг предложил знаменитую теорию личностных типов, указал на различия между поведением экстравертов и интровертов сообразно отношению каждого из них к окружающему миру.

Интересы Юнга простирались и на области весьма далекие от психологии — средневековую алхимию, йогу и гностицизм, а также парапсихологии. Феномены, не поддающиеся научному объяснению, такие, как телепатия или ясновидение, он называл «синхронистичными» и определял как некие «значимые» совпадения событий внутреннего мира (снов, предчувствий, видений) и реальных внешних событий в настоящем, непосредственном прошлом или будущем, когда причинная связь между ними отсутствует.

________________________

Введение

Цель моего реферата раскрыть мнение психолога Карла Юнга об архетипах культуры. юнг культура архетипический критика

Основными задачами для описания раскрытия цели считаю: привести краткую биографию Карла Юнга, для того чтобы понять какие факторы повлияли на его теорию об архетипах, проиллюстрировать воззрения Карла Юнга на вопросы культуры его времени, описать концепцию культуры Карла Юнга, и привести некотурую критику его теории.

Актуальность темы не следует и описывать, согласно теории Юнга, которая имеет важное место в психологии и на сегодняшний день, мы можем говорить о том что архетипы будут актуальны, еще крайне долгое время.

Соверщенно очевидно что главным исследователем по теме выступает сам Карл Густав Юнг, однако помимо него, мы можем выделить многих исследователей в области культурологии, которые несомненно обращались к работе Юнга. Такими будут Е. В. Попов или Л. И. Бондаренко

Краткая биография Карла Юнга

Карл Густав Юнг родился 26 июня 1875 года в швейцарском местечке Кесвиль в семье лютеранского пастора. Еще подростком, размышляя над собственным внутренним миром, Юнг пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая -- сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая -- взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе.

При выборе будущей своей профессии, Юнг долго не мог сделать выбор между двумя интересными для него направлениями. С одной стороны, его интересовали естественные науки -- зоология, антропология, палеонтология, а с другой -- гуманитарные, особенно религиоведение, теология и археология. После мучительных раздумий, он остановил свой выбор на последней, но из-за отсутствия средств он мог себе позволить учиться только в Базеле, а в Базельском университете археологию не преподавали. Колебания были решены в пользу естествознания, конкретно -- медицины.

Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание -- психиатрия. В ней ему удается найти наилучшее приложение для своих стремлений, в психиатрии Юнг сумел соединить как свои медицинские и естественнонаучные знания, так и многие постулаты гуманитарных наук.

В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В то время для начинающего специалиста это было небезопасно: большинство авторитетов научного мира приняла идеи Фрейда в штыки.

В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее -- дружба.

Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Юнг тяжело переживал разрыв, писал об этом в своих мемуарах, в письмах друзьям.

Умер Карл Юнг в 1961 году.

, психотерапия

Место работы
  • Базельский университет
  • Цюрихский университет
Альма-матер
  • Базельский университет
Научный руководитель Эйген Блейлер Известные ученики Шарль Бодуэн [d] Известен как cоздатель аналитической психологии Цитаты в Викицитатнике Карл Густав Юнг на Викискладе

Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном , в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо »). Цель психотерапии согласно Юнгу - осуществление индивидуации личности. [ ]

Биография

14 февраля 1903 года Юнг женился на Эмме Раушенбах. Скоро он стал главой большого семейства. В 1904 году у них родилась дочь Агата, в 1906-м - Грета, в 1908-м - сын Франц, в 1910-м - Марианна, в 1914-м - Хелена.

В 1904 году познакомился и позже вступил в длительную внебрачную связь со своей пациенткой Сабиной Шпильрейн-Шефтель . В 1907-1910 годах Юнга в разное время посещали московские психиатры Михаил Асатиани, Николай Осипов и Алексей Певницкий.

Юнг в 1910 году

В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера (неподалеку от своего дома в Кюснахте) и на протяжении многих лет строил там так называемую Башню (нем. Turm). Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырёх этапов достройки к 1956 году Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах Юнг описывал процесс строительства как воплощённое в камне исследование структуры психики .

В 1933 году стал активным участником и одним из вдохновителей влиятельного международного интеллектуального сообщества «Эранос».

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе . Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии.

С 1933 по 1942 год вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 года - в Базеле. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям» («Zentralblatt für Psychotherapie und ihre Grenzgebiete»), который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы , а выдержки из «Mein Kampf » стали обязательным прологом к любой публикации. После войны Юнг объяснял политику журнала требованиями времени. В интервью Кароль Бауман (1948) Юнг отметил, что «среди его коллег, знакомых и пациентов в период с 1933 по 1945 было много евреев». Некоторые историки упрекают Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом, но он никогда не был осуждён официально и, в отличие от Хайдеггера , продолжил преподавание в университете.

Среди публикаций Юнга этого периода: «Отношения между Я и бессознательным» («Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem Unbewussten», 1928), «Психология и религия» («Psychologie und Religion», 1940), «Психология и воспитание» («Psychologie und Erziehung», 1946), «Образы бессознательного» («Gestaltungen des Unbewussten», 1950), Символика духа («Symbolik des Geistes», 1953), «Об истоках сознания» («Von den Wurzeln des Bewusstseins», 1954).

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован . Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 года в Кюснахте . Похоронен на кладбище протестантской церкви города.

Видео по теме

Научные воззрения Юнга

Первоначально Юнг развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии Юнг от этой гипотезы отказался.

Юнг отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Он считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенции с самого рождения». И что «окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено», таким образом, отказавшись от ряда положений психоанализа. Вместе с тем Юнг выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное , которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы .

Юнг полагал, что существует определённая наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определённым образом. И эта определённость выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли , чувства , поступки.

Юнг является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, Юнг предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами . В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.

Юнг предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Но доподлинно природа возникновения и развития комплексов неизвестна. Образно, травмирующие ситуации откалывают от эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определённую автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознаванию комплекса. Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений, содержание бреда или галлюцинаций в психозе, превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию). При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранена, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном расколе личности.

Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду . Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары , ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») - своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.

Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко эффективным событием - обретением новой установки.

Юнг и оккультизм

Ряд исследователей отмечает, что представления современного оккультизма прямо соотносятся с аналитической психологией Юнга и его концепцией «коллективного бессознательного», которую привлекают адепты оккультизма и деятели нетрадиционной медицины в стремлении научно обосновать свои взгляды .

Отмечается, что многие направления оккультизма сегодня развиваются в русле основных идей Юнга, которые адаптируются к научным представлениям современности. Юнг ввел в культурный обиход огромный пласт архаической мысли - магического и гностического наследия, алхимических текстов средневековья и др. Он «возвел оккультизм на интеллектуальный пьедестал», придав ему статус престижного знания. Это, безусловно, не является случайностью, поскольку Юнг был мистиком, и по мнению исследователей, именно в этом следует искать подлинные истоки его учения. Карл Юнг с детства находился в обстановке «соприкосновения с другими мирами». Его окружала соответствующая атмосфера дома Прейсверков - родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших. Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом .

В воспоминаниях Юнга мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья. Вот он задает «крылатому Филимону» (своему «духовному руководителю») вопросы своим собственным голосом, а отвечает фальцетом своего женского существа - анимы , вот в его дом стучат мёртвые крестоносцы… Неслучайно психотерапевтическая техника «активного воображения» Юнга разрабатывала принципы общения с мистическим миром и включала моменты вхождения в транс .

В то же время безусловный знак равенства между юнгианством и эзотерическими представлениями нашего времени ставить нельзя, поскольку учение Юнга отличается от них не только своей сложностью и высокой культурой, но и принципиально иным отношением к миру мистики и духа .

Юнг в кинематографе

  • «Гений» - сериал 2017 г.
  • «Опасный метод » - фильм Дэвида Кроненберга 2011 г.
  • «Сабина (фильм) » - фильм Роберто Фаэнца 2002 г.
  • «Меня зовут Сабина Шпильрейн» - фильм Элизабет Мартон 2002 г.
  • «Карл Юнг: Мудрость сновидений» - 3-серийный документальный фильм 1989 г.

См. также

Публикации сочинений на русском языке

  • Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. Е. И Рузера; Предисл. проф. Ив. Ермакова . - М.: Госиздат, . - 96 с. - (Психологическая и психоаналитическая библиотека. Вып. 7).
  • Неизвестный Юнг. Собрание переводов / Перевод с немецкого В. П. Терина. - М.: Колос, 2010. - 188 с. ISBN 978-5-10-004084-2 .
  • Архетип и символ. М., 1991. - 304 с. - ISBN 5-7664-0462-X .
  • Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов /Пер. с англ. - Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с. , (ошибоч.)
  • Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994. - 415 с.
  • Юнг К. Г. Психологические типы / Пер. с нем. Софии Лорне; Под общей ред. В. Зеленского. - СПб.; М.: Ювента; Прогресс-Универс, 1995. - 718 с.
  • Юнг К. Г. Йога и запад: Сборник / Пер. с нем. П. П. Максимы. - Львов: Iнiцiатива, 1994. - 230 с. ISBN 5-8823-0-014-2
  • Юнг К.Г. Божественный ребенок. - М. : АСТ-ЛТД, 1997. - 400 с. - ISBN 5-7370-0493-4 , 5-15-000037-Х.
  • Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. - Минск: ООО Харвест, 2003. - 496 с. - ISBN 985-13-1220-7 .
  • Юнг К.Г. Психология и алхимия. - М. : Рефл-бук, 2003. - 592 с. - ISBN 5-87983-049-7 .
  • Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М. : Когито-Центр, 2010. - 352 с. - ISBN 978-5-88373-354-2 .
  • Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - СПб. : Питер, 2017. - 336 с. - ISBN 978-5-496-02567-6 .
  • Юнг К.Г. ЭОН Исследование о символике самости. - М. : Академический проект, 2009. - 340 с. - ISBN 978-5-8291-1128-1 .
  • Юнг К.Г. Человек и его символы. - Серебряные нити, 2017. - 352 с. - ISBN 978-5-902582-37-3 .
  • Юнг К.Г. Красная книга . - Клуб Касталия, 2011. - 396 с.

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118558749 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  2. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  3. Anguera J. E. Enciclopedia universal ilustrada europeo-americana - Editorial Espasa , 1905. - Vol. Suplemento 1961-1962. - P. 233–234. - ISBN 978-84-239-4500-9
  4. Юнг Карл Густав // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. Овчаренко В.И . Сабина Шпильрейн: Под знаком деструкции Архивировано 23 июля 2011 года. // Логос . - 1994. - № 5. - С.239-256.

Миф Карла Густава Юнга многообразен: происхождение от самого Гёте и болезненные отношения с Фрейдом, открытие архетипов коллективного бессознательного и пикантные истории с женщинами, эпохальные тексты и заклинания духов. Дух Юнга и сегодня подмигивает нам.

Отто

В начале мая 1908 года в цюрихскую клинику Бург-Хёльцли для лечения от наркомании поступил Отто Гросс, сын создателя научной криминалистики Ганса Гросса. Отто был видным участником психоаналитического движения, Фрейд называл его и Юнга единственными, «кто может внести свой оригинальный вклад» в психоанализ. Идеи и методы Гросса были оригинальны, он требовал отдаваться инстинктивным позывам. И сам подавал пример: соблазнял женщин, пожирал наркотики... Вот и попал в клинику, где им занялся доктор Юнг.

Вообще-то Юнг познакомился с Отто ещё в сентябре 1907 года на Амстердамском конгрессе психиатров. И написал Фрейду: «Д-р Гросс рассказывал, что он кладёт конец переносу, превращая пациента в сексуально аморального человека. По его словам, перенос на аналитика и его жесткая фиксация являются не более чем проявлением моногамии и как таковые должны считаться регрессивными симптомами. Подлинно здоровое состояние для невротика - это сексуальная распущенность».

Слово «перенос» здесь следует понимать как термин, означающий фиксацию либидо пациента на аналитике. Примерно за год до того Фрейд объяснил неискушённому ещё в тонкостях психоанализа Юнгу: «Вы, вероятно, уже поняли, что излечение нашим методом происходит в результате фиксации либидо, ранее имевшего бессознательную форму. Это и есть перенос… По сути дела, излечение происходит через любовь». В случае с Гроссом перенос будет выглядеть парадоксально.

Поначалу больной не вызвал у Юнга интереса, но постепенно процесс анализа захватил его. Позже Юнг напишет Фрейду: «Я пожертвовал ему дни и ночи». Но уже 25 мая сообщает: «Где бы я ни появлялся, Гросс анализировал меня». И добавляет: «В этом плане речь шла о пользе уже для моего собственного психического здоровья». И объясняет: «В Гроссе я обнаружил множество аспектов моей подлинной натуры, причём в таком количестве, что порой он выглядит как мой брат-близнец». Это письмо Фрейду датировано девятнадцатым июня. А за два дня до того Отто перемахнул через забор клиники и был таков. Больше они уже с Юнгом не виделись.

Значит, Гросс анализировал анализирующего его Юнга. Так бывает: пациент пытается копаться в душе аналитика, деформируя ее. Аналитик должен это учитывать, иначе получится то, что Фрейд описывает анекдотом про священника, который приходит к страховому агенту, чтобы обратить его перед смертью, а в результате выходит от него застрахованным. В случае Гросса и Юнга получилось нечто похожее. Гросс остался при своём, а Юнг излечился от некоторых буржуазных предрассудков.

Сабина

В конце августа 1908 года одна пациентка получила от Юнга письмо, которое начиналось словом «Любимая!». Вообще-то это скандал. Аналитик не должен позволять переносу вылиться в интимные отношения. И Юнг до анализа Гросса не позволял себе амурных интрижек. И вот вдруг сорвался. В декабре 1908 года он пишет той же девушке: «Простите ли Вы мне то, что я таков, каков есть? Что я оскорбляю Вас этим и забыл по отношению к Вам обязанности врача?»

Однако Фрейду гипноз казался слишком «капризным и мистическим средством», поэтому он решил от него отказаться. И постепенно разработал новый метод, который и лёг в основу деятельности психоаналитиков всех времён и народов. Метод свободных ассоциаций.

Девушку звали Сабина Шпильрейн, она родилась в 1885 году в семье коммерсанта из Ростова-на-Дону. Отец, случалось, бил девочку и что-то сломал в её психике. В августе 1904 года она поступила в клинику Бург-Хёльцли и провела в ней почти год. Лечащим врачом был Юнг. Сабина была первой пациенткой, которую он лечил методом психоанализа. Уже во второй половине 1905 года врач понял, что не справляется, и дал матери Сабины письмо для Фрейда (лично ему ещё не знакомого), где писал: «Во время лечения пациентка, к сожалению, в меня влюбилась. Теперь она демонстративно и с огромной увлечённостью постоянно рассказывает матери о своей любви, причём немалую роль тут играет тайная хулиганская радость от ужаса, испытываемого матерью при чтении написанных ею писем». Отца и мать пациентки Юнг называет истериками. Мать это прочла, оскорбилась, письмо Фрейду не передала.

Итак, Юнг пытался спастись. Но это не удалось. В 1907 году Юнг пишет Фрейду (не называя Сабину): «Одна пациентка-истеричка рассказала мне стихи… об узнике, единственный товарищ которого - птица в клетке. Узник… открывает клетку и выпускает свою любимую птичку на волю. Каково же основное желание пациентки? «Когда-нибудь я сама хочу помочь человеку обрести полную свободу благодаря психоаналитическому лечению». В своих мечтах она объединяет себя со мной. Она признаётся, что на деле главной её мечтой является родить от меня ребенка, который воплотил бы её неосуществимые желания. Для этой цели я, естественно, должен сначала сам «выпустить птичку».

Юнг выпустит свою птичку где-то через год, вскоре после (или во время) анализа, который проведёт с ним доктор Гросс. В дневнике Сабины читаем: «Я сидела там в глубокой депрессии. Тут появился он, сияя от удовольствия, и начал очень эмоционально рассказывать мне о Гроссе, об инсайте, которого он недавно достиг (то есть о полигамии); он больше не желает подавлять своё чувство ко мне, он признаёт, что я для него первая и самая дорогая женщина, за исключением, конечно, жены, и т. д. и т. д.».

После того как Сабина вернулась из России в Цюрих, на её ростовский адрес пришло ещё одно письмо от Юнга. Мать его, конечно, прочла и излагает дочери: «Он говорит о преданной дружбе с некоторой примесью чего-то другого, что наверняка иначе как естественным не назовёшь. Скорее всего, он пребывает сейчас в путах конфликта, мой совет тебе и ему: не позволяйте любви захватывать власть над вами, подавляйте её, чтобы она не вспыхнула в полной силе». А дальше пикантно: «Сними для себя красивую комнату, пригласи его и напиши мне, как прошла ваша встреча». Мать не прочь поучаствовать в лав стори.

Дочь отвечает: «То, что я его люблю, также верно, как и его любовь ко мне. Для меня он отец, а я для него мать, или, говоря точнее, женщина, ставшая первым объектом, заместившим мать… Допустим, что его жена не удовлетворяет его «полностью», тогда он влюбляется в меня, в истеричку; а я влюбляюсь в психопата, нужно ли мне пояснять это тебе?» Да нет, все ясно... Однако в порыве бытового психоанализа Сабина вникает в детали: «Дважды подряд в моём присутствии эмоции столь сильно завладевали им, что по его лицу начинали струиться слёзы. Если бы ты могла укрыться в соседнем помещении и слышать, как он заботится обо мне и моей судьбе, то ты бы и сама разразилась слезами».

Всё-таки жаль, что любящей матери не пришлось «укрыться в соседнем помещении». Ну ничего, она и так поучаствует в скандале, который в 1909 году начнет разгораться на почве этих страстей. Тут будет много чего… Мать намекнёт Юнгу, что может обратиться прямо к его шефу в клинке Бург-Хёльцли Евгению Блейлеру. Юнг впадёт в панику, напишет Зигмунду Фрейду, стараясь представить дело в выгодном для себя свете. Фрейд получит от Сабины письмо с просьбой о встрече и перешлёт его Юнгу. Тот в ответ начнёт оправдываться и при этом поведёт себя довольно гнусно. К сваре подключится и его жена Эмма Юнг. В общем, шикарная история.

Зигмунд

А параллельно завязывалась ещё одна. Со второй половины 1909 года переписка Фрейда и Юнга наполнится мифологическими сюжетами. Юнг начнет писать книгу «Метаморфозы и символы либидо». Импульс, толкнувший его к писанию, был получен во сне на борту парохода, когда они с Фрейдом возвращались из Америки, где читали лекции (сентябрь 1909 года). Сон такой: Юнг в незнакомом двухэтажном доме, который тем не менее его дом. Верхний этаж обставлен мебелью в стиле рококо. Юнг спускается на первый этаж, там - средневековая обстановка. Дальше он видит лестницу, ведущую в подвал, спускается и понимает, что это римское время. Наконец, обнаруживает ещё один спуск и попадает в пещеру с низким сводом. Там остатки примитивной культуры и два человеческих черепа. Толкование, которое Юнг дает своему сну, отсылает к напластованиям бессознательного.

Действительно, в ходе работы над книгой он нисходит ко всё более древним пластам, всё глубже погружается в мир мифов. И, толкуя их с позиций психоанализа, всё дальше отходит от изначальной концепции Фрейда. Собственно, между двумя аналитиками и изначально была пропасть. Фрейд был твердым позитивистом, а Юнг верил в духов и практиковал спиритизм. Юнг вспоминает, что Фрейд как-то сказал ему: «Мой дорогой Юнг, обещайте мне, что вы никогда не откажетесь от сексуальной теории. Это превыше всего. Понимаете, мы должны сделать из неё догму, неприступный бастион». Юнг спросил: «Бастион против кого?» И учитель ответил: «Против потока чёрной грязи… оккультизма».

Это было уже в 1910 году, когда Юнг с головой погрузился в оккультизм мировой мифологии. Он говорит в связи с «бастионом»: «Многое ещё не было доступно моему пониманию, но я отметил у Фрейда нечто похожее на вмешательство неких подсознательных религиозных факторов». Боюсь, что Юнг тут немого придуривается. Учитель ведь выражается ясно: сексуальная теория - бастион против языческой нечисти, которая может захлестнуть мир иудеохристианской традиции. Фрейда, конечно, трудно заподозрить в какой-либо ортодоксии, но то, что он всю жизнь оставался в лоне европейской культуры, - это факт.

Юнг - другое. Ему ещё в детстве было видение, что Бог испражняется на церковь и кусок фекалий проламывает крышу. Бог, который срать хотел на Церковь, - это, конечно, не иудеохристианский бог, это какой-то языческий похабник. Но именно с ним всю жизнь имел дело Юнг. Когда в 1911 году Фрейд прочёл первую часть «Метаморфоз», он рассердился, хотя сделал вид, что ничего особенного не случилось. Но осенью 1912 года вышла вторая часть книги, и Фрейд испытал культурный шок. И тут уже дело не просто в сексуальной теории, дело в понимании природы божества.

Обобщенно говоря, для Фрейда Бог - это отец, а для Юнга - мать. Отсюда и все противоречия. Ведь мать - это жизнь, которая всё породила. Однако в иудеохристианской культуре она подавлена (как и сексуальность). Да, мы все поклоняемся ей. И Фрейд тоже: его искания сексуальности, высвобождение и переключение её на себя (перенос) - это же заклинания либидо (богини любви) из «Песни песней» Соломона: «Ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна». Но всё-таки для еврея, выросшего в традиционной семье, бог-мать - это уже слишком.

Как раз в то время, когда Юнг писал «Метаморфозы», Фрейд писал «Тотем и табу», где фантазировал, что религия пошла от того, что сыновья жестокого ревнивого отца, присвоившего себе всех женщин племени, однажды собрались и съели его, а женщин (матерей) поделили по некоему закону. Вывод: «В эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа, по которым этот комплекс составляет ядро всех неврозов». Фрейду кажется, что проблемы душевной жизни можно разрешить, «если исходить из одного только конкретного пункта, каким является отношение к отцу». Сравнительно традиционный взгляд.

А у Юнга в «Метаморфозах» читаем: «Человек оставляет мать, источник libido, побуждаемый вечной жаждой вновь отыскать её и через неё получить обновление; таким образом он совершает свой круговорот, чтобы вновь вернуться в лоно матери. Всякое препятствие на пути его жизни, угрожающее его подъёму, обладает призрачными чертами страшной матери, парализующей его жизненную бодрость изнуряющим ядом тайно оглядывающейся тоски; каждый раз, как ему удается превозмочь эту тоску, он обретает вновь улыбающуюся мать, дарующую ему любовь и жизнь».

Это комментарий на вагнеровскую интерпретацию истории Зигфрида («Превратившееся в бога смерти старое солнце, одноглазый Вотан убивает сына; и снова подымается солнце, вечно обновляясь»). А вот митраистский аспект того же: «Жертва есть оплодотворение матери; хтонический демон-змея пьёт кровь, то есть libido (семя) героя, совершающего кровосмешение. Этим поддерживается бессмертие жизни, ибо она, подобно солнцу, вновь порождает и героя». А вот и христианский аспект: нетрудно «увидать и в христианской мистерии человеческую жертву или жертву сына матери».

Тони

В ходе работы над «Метаморфозами» Юнг потревожил какой-то важный пласт бессознательного. И вот началось… Разрыв с Фрейдом, уход из клиники, из университета. Три года он не мог читать научные книги, не мог заниматься наукой (но принимал пациентов). Его преследовали кошмарные сны и видения наяву. Например, в октябре 1913 года он увидел поток, захлестнувший Европу, и трупы, потом всё превратилось в море крови. Видение длилось около часа. Через две недели оно повторилось, и голос сказал: «Смотри, так будет». В дальнейшем кошмар возвращался в разных вариантах, пока не началась мировая война.

Прежде чем утвердиться при власти, христианам предстояло перевести под эгиду иудейского Яхве множество богов и поклонявшихся им народов империи. Для этого надо было определиться с догматикой, утвердить повсюду единомыслие. Но его-то как раз ещё не было даже среди христиан. Пресвитер Арий, например, учил, что Иисус тварен, а Николай придерживался победившей впоследствии точки зрения, что Сын единосущен Отцу. На Первом вселенском соборе, собравшемся в Никее, епископ из Мир не нашёл лучшего аргумента против арианства, как дать в морду Арию.

Юнг старался понять мир, из которого являются такие видения. Собственно, у него и не было другого выхода, поскольку он чувствовал, что сходит с ума. Сначала он попытался найти в своем детстве причину того, что с ним происходило теперь. Но это ничего не дало. И тогда он решил просто дать свободу своим бессознательным импульсам. Стал, как в детстве, играть в кубики, строил дома из песка. Прерывался только на сон, еду и приём пациентов.

Из «Воспоминаний» последовательность событий не очень ясна, но можно понять, что во время игры мысли Юнга прояснялись, затем возникал поток фантазий. В сущности, он ставил на себе эксперимент, в ходе которого использовал технику «активного воображения», то есть позволял содержаниям бессознательного проникать в сознание. Не препятствовал видениям свободно разворачиваться, как бы они ни были нелепы или ужасны, следил за ними, записывал их, даже если не понимал их смысла.

Музой Юнга в это тяжелое время была Тони Вульф. Она стала его пациенткой в 1910 году, а в 1913-м курс анализа был закончен. И началась любовь. Тони все понимала, обладала богоносным лоном и естественным тактом. Никаких истерик и мам в шкафу. Юнг не мог нахвалиться подругой, иногда, забываясь, рассказывал пациентам, как хороша она в постели. С ней он познал мистический смысл сексуальности.

Через какое-то время у Юнга появляется гуру. Симпатичный старик с рогами быка и крыльями зимородка. Он впервые явился во сне. Юнг назвал его Филемоном. Этот гностический дон Хуан учил очень важным вещам. «Филемон представлял некую силу, не тождественную мне. Я вел с ним воображаемые беседы. Мой фантом говорил о вещах, которые мне никогда не пришли бы в голову. Я понимал, что это произносит он, а не я. Он объяснил, что мне не следует относиться к своим мыслям так, будто они порождены мной. «Мысли, - утверждал он, - живут своей жизнью, как звери в лесу, птицы в небе или люди в некоей комнате. Увидев таких людей, ты же не заявляешь, что создал их или что отвечаешь за их поступки». Именно Филемон научил меня относиться к своей психике объективно, как к некоей реальности».

В общем, в ходе эксперимента Юнг понял, что образы, являющиеся из бессознательного, не зависят от «Я» человека, которому они являются. С ними можно обращаться как с существами, обладающими собственной субъективностью. Если в период писания «Метаморфоз» он использовал материал бессознательного скорей теоретически, то теперь на собственном опыте пережил вторжение бессознательного. И не только не был им поглощён (как, скажем, Ницше), но в какой-то степени сам овладел им, стал различать его структуру. Именно в эти годы появляются термины «личное бессознательное» и «коллективное бессознательное». А также представления об «аниме», «тени», «персоне», «самости», «архетипах». Всё это было пока ещё смутно, но это было именно то, что отличает аналитическую психологию Юнга от психоанализа Фрейда.

Зигфрид

Вернёмся немного назад. 12 декабря Юнгу приснилось, как он погружается в тёмные глубины, путешествует по ним, находит камень, приподнимает его, видит труп белокурого юноши с окровавленной головой и скарабея. Сновидец хочет положить камень на место, но не успевает: поток прорывается наружу, и это кровь. Тут на фоне солярной символики снята какая-то пробка. Струя бьёт из щели, Юнгу тошно. А 18 декабря ему приснилось, что он оказался в горах с незнакомым дикарём, светало. «Внезапно раздался звук трубы - это был рог Зигфрида, и я знал, что мы должны убить его… Как только он появился из-за поворота, мы выстрелили, и он упал лицом вниз - навстречу смерти. Мучимый раскаянием и отвращением к себе - ведь я погубил нечто столь величественное и прекрасное, - я бросился бежать».

Проснувшийся Юнг пытается понять, что это значит, и не может. Старается заснуть и слышит голос: «Ты должен понять это, должен объяснить это прямо сейчас!» Впадает в панику. Голос: «Если ты не разгадаешь сон, тебе придется застрелиться!» Тут Юнгу начинает казаться, что он понимает смысл сна. «Зигфрид, думалось мне, является воплощением всего того, чего хотела достичь Германия - навязать миру свою волю, свой героический идеал - «воля пролагает путь». Таков был и мой идеал. Сейчас он рушился. Сон ясно показывал, что героическая установка более не допустима».

Эк ведь человека колбасит: «Сознательный отказ от героической идеализации». Оно верно, такой Зигфрид нам не нужен, и Юнг, конечно, подавит его в себе. Но только не сразу и не до конца. К тому же в данном случае дело не только в арийской героике. Никто ещё, кажется, толком не понял, что за Зигфрида убил Юнг в ночь на 18 декабря. А между тем на поверхности факт: 17 декабря 1913 года Сабина Штильрейн родила дочь Ренату. Телеграмма? Да нет, тут, скорей, значимое совпадение, знаменитая юнговская синхрония (которая, впрочем, будет открыта ещё не скоро).

Напомню: Сабина хотела родить ребёнка от Юнга. Но не простого. Их сын должен был стать спасителем человечества, поскольку соединил бы в себе лучшие черты арийцев и евреев. После кризиса с Юнгом девушка вошла в круг Фрейда. В 1911 году она написала статью с характерным названием «Разрушение как причина становления» и выслала её Юнгу со словами: «Дорогой мой! Получи дитя нашей любви, статью, которая и есть твой маленький сын Зигфрид. Мне было трудно, но нет ничего невозможного, если это делается ради Зигфрида».

Когда летом 1912 года Сабина вышла замуж за россиянина Павла Шефтеля, Фрейд это одобрил: «Теперь я могу вам признаться, что мне вовсе не нравилась ваша фантазия родить нового Спасителя от смешанного арийско-семитского союза. Во время своей антисемитской фазы Господь не случайно дал ему родиться от благородной еврейской расы». А когда Сабина забеременела, Фрейд написал: «Сам я, как Вы знаете, излечился от последней толики моего предрасположения к арийскому делу. Если ребёнок окажется мальчиком, пожалуй, я бы хотел, чтобы он превратился в стойкого сиониста. В любом случае он должен быть темноволосым, хватит с нас блондинов».

Блондина с проломленным черепом Юнг как раз и увидел во сне, а через неделю убил Зигфрида. Но, похоже, какого-то не того.

Вотан

После выхода «Метаморфоз» соратники Фрейда ославили Юнга сумасшедшим и антисемитом. Это, скорее всего, потому, что к вопросам национальности в кругу аналитиков относились почти невротически. Психоанализ возник в еврейской среде. И сам основатель, и большая часть его пациентов и учеников - интеллигентные евреи, претерпевавшие в то время кризис идентичности в условиях ассимиляции европейской культурой. Разрыв с традицией подчас выражался в болезненных состояниях. Фрейд нашел язык для разговора об иудеохристианском Боге в условиях, когда люди уже не верили в него, а Бог тем не менее продолжал действовать изнутри потерявшего веру человека. Психоанализ - это своего рода богословие. Но и сакральная практика: исповедь и объяснение того, что происходит с человеком, в котором действует Бог его предков. Происходит примерно то, что происходило с Иовом: он мучается, не понимая почему. Эти мучения (скажем, невроз) психоанализ старался снять, находя их источник в душе и доводя до сознания пациента.

Фрейд понимал, что в любой момент ему могут сказать, что он лечит еврея, а не человека вообще. Вот почему он так дорожил арийцами вроде Юнга и Гросса. И так бесился, когда Юнг придумал какой-то свой психоанализ. В июне 1913 года Фрейд писал Шандору Ференци (Френкелю): «По поводу семитизма: действительно, имеются существенные отличия от арийского духа. Мы убеждаемся в этом каждый день. Да, у них вполне могут быть различные мировоззрения и различное искусство. Но не должно быть особой арийской или еврейской науки. Результаты должны быть одинаковыми».

Это так, если речь идёт о науке. Но Юнг уже объявил психоанализ религией. И нельзя не признать, что его метод - пусть и не научный - работал. Во всяком случае, позволял понять некоторые вещи отчётливей, чем метод Фрейда. Вот, например, (1936 год), которая начинается идиллической картинкой: немецкая молодёжь с рюкзаками, костры в день солнцестояния, поэзия Ницше, пробуждение национального духа. С поражением в мировой войне всё это мутирует в толпы безработных, странствующих по Германии. И вот явление Гитлера: тысячи марширующих, одержимых божеством, которого Юнг идентифицирует как Вотана. При этом замечает, что «надо было бы вместо Вотана сказать о «furor teutonicus» («бешенстве тевтонов»)». Но в таком случае можно «упустить ценную характеристику феномена в целом, т. е. драматический аспект Одержащего и Одержимого, что является наиболее выразительной частью немецкого феномена».

Надо отдать должное, Церковь хорошо поработала над тем, чтоб народ забыл свою веру (превратился в манкуртов, как сказал бы известный киргизский писатель). Всё, что мы знаем сегодня о прежней религии, лишь реконструкция, фантазии фольклористов. Но ведь боги не умирают, как ни посыпай их дустом. Пока жив народ, живы и боги. Как же происходят купальские радения сейчас?

Всё это будет ясней, если иметь в виду, что Вотан - не просто какое-то околонаучное понятие, но буквально - дух, который является примерно как духи во время спиритических сеансов, а также тех опытов с «активным воображением», о которых речь была выше. Просвещенческая наука, на которую опирается Фрейд, конечно, не может допустить никаких духов, ну и что? Духи всё равно действуют в нас и через нас. А когда дух овладевает массами, его действие может оказаться чудовищным. Русская революция это уже показала, теперь Юнг наблюдает нечто похожее в Германии:

«Вотан - это основополагающая характеристика немецкой души, иррациональный, психический её фактор, действующий как циклон на высокое давление цивилизации и сметающий её прочь. Почитатели Вотана, несмотря на всю их эксцентричность и причуды, похоже, оценивали эмпирические факты более верно, чем поклонники разума. По-видимому, все до одного забыли, что Вотан представляет первобытный немецкий фактор и что он - самое точное выражение и неподражаемая персонификация основного человеческого качества, которое особенно характеризует немца». Иными словами, «можно говорить о некоем архетипе «Вотана». Как автономный психический фактор Вотан порождает эффекты коллективной жизни людей и в соответствии с этим также раскрывает свой характер».

Адольф

А характер этот концентрируется в вожде. Через два года после выхода «Вотана» Юнг даст интервью американскому журналисту Никербокеру, которое называется «Диагностируя диктаторов». Там сказано: «Для всякого немца Гитлер является зеркалом его бессознательного... Он рупор, настолько усиливающий неясный шепот немецкой души, что его может расслышать ухо её бессознательного. Он первый человек, который поведал каждому немцу, какой тот все время представляет и видит в своём бессознательном судьбу Германии… Власть Гитлера не политическая, она магическая».

В свое время Юнг позволил бессознательному овладеть собой в лабораторных, так сказать, условиях. Почувствовал на себе силу архетипов, понял их как потоки, которые подхватывают человека и несут к неким целям. Среди прочего он осознал в себе специфическую архетипику немецкого народа и попытался её преодолеть. Юнг думал, что убил в себе Зигфрида. В этом можно усомниться (архетипы не умирают), но во всяком случае он хорошо понял немцев. Поэтому стоит послушать, что Юнг говорит о Гитлере: «Он подобен человеку, который внимательно прислушивается к потоку внушений, нашёптываемых голосом из таинственного источника, и затем действует в соответствии с ним… Его голос есть не что иное, как его собственное бессознательное, в которое немцы спроецировали самих себя; это бессознательное семидесяти восьми миллионов немцев. Это то, что делает его могущественным».

Мы выслушали Юнга. А теперь послушаем Вотана. В конце интервью Юнг вдруг говорит: «Когда мой пациент действует под властью высшей силы, силы в нём самом, подобно голосу Гитлера, я не рискую приказывать ему не подчиняться своему голосу. Он не послушает меня… Единственное, что я могу предпринять, - это попытаться, интерпретируя голос, побудить больного вести себя с меньшей для него самого и общества опасностью… Поэтому я полагаю, что в этой ситуации единственный путь спасти демократию на Западе… не пытаться остановить Гитлера… Его голос говорит ему объединить всех немцев и вести их к лучшему будущему... Невозможно удержать его от осуществления этих намерений. Остается лишь надеяться повлиять на направление его экспансии. Я предлагаю направить его на Восток… Послать его в Россию. Это логичный курс лечения для Гитлера».

Не слишком ли дорогой курс? Как быть с миллионами русских, которые погибнут в этой войне? Обратим внимание: с того момента, как Юнг начинает объяснять «курс лечения», он будто преображается, с ним явно что-то происходит. Что именно? Аналитик уже понимает, что в коллегу вселился Вотан. Юнг теперь одержим им не хуже Гитлера: ясновидит и бредит. Он уже успел сообщить Никербокеру идиотское мнение, что ленивый славянский мужик не встает по утрам, спит весь день. А теперь, весь проникшись Вотаном, вещает нечто абсолютно людоедское. И как в воду глядит: нездоровая жажда натравить Гитлера на мужика (навязчивая идея Юнга напасть на Россию) будет в точности удовлетворена через три года (конечно, в день летнего солнцестояния).

Что бы там ни говорили, а мусульманские народы нам ближе, чем европейцы. Всё-таки мы живём в одной стране с татарами, а не с французами. И во времена Крестовых походов православные и мусульмане жили бок о бок, а франки - где-то далеко. Если воспользоваться терминами Шпенглера, то на востоке обосновалась магическая душа, а на западе - душа фаустовская. И эта последняя тянется к нам в каком-то неясном томлении. Так иной мужик изо всех сил стремится сесть бабе на шею, хочет господства.

Вряд ли какой-нибудь Черчилль читал это интервью, но ведь и он тоже видел спасение Запада в направлении Гитлера на Советский Союз. И работал над этим. Европа не раз применяла () юнговский «курс лечения», поскольку он вытекает из содержимого коллективного бессознательного Запада. Идеологии здесь ни при чём. В бессознательном нет идеологий, там есть только так или иначе оформленное либидо, психическая энергия, которую надо направить вовне, чтобы она изнутри не взорвала Европу. Вотан всё повторяет устами Юнга: «Я предложил бы послать его в Россию. Там много земли».

Сабину Шпильрейн последний раз видели в августе 1942 года в толпе ростовских евреев по дороге в Змеиную балку, где их расстреливали нацисты.

P.S.: Более полный и подробный вариант исследования Олега Давыдова о Карле Густаве Юнге читайте в интернет-журнале Перемены, .