Open
Close

Бурлаки на волге история картины. “Бурлаки на Волге” Репина

«Бурлаки на Волге» - одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). Картина была создана в период 1870-1873 гг. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма.

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивания расшивы с места после подъёма якоря.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»

Первое впечатление от полотна - группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге - одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним - и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся с пониманием, что ему сейчас нужно чуть передохнуть.

Центральный персонаж шагает со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему - главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время - осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

С многочисленной критикой на работу Репина отозвался тогдашний публицист Алексей Суворин. Не смотря на это многие коллеги и люди того времени приняли картину восторженно, например Крамской и Стасов. Тем не менее на всемирной выставке картине была присвоена только бронзовая медаль.Полотно очень понравилось великому князю Владимиру Александровичу, который купил ее за три тысячи рублей.

Основное полотно имеет размеры 131,5 см на 281 см, картина находится в Русском Музее в городе Санкт Петербург, меньшее полотно "Бурлаки,идущие вброд", 1872 размер 62 см на 97 см находится в Третьяковской галерее.

1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.


3.Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово(не так уж и мало - всю Москву на извозчике,то есть такси). За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.


4.«Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5.Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька.Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6.«Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые.При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других

.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.


9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно,и иногда поднимали вверх ногами, как здесь.


11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века. Были и женские артели.

Картины «Бурлаки на Волге» написана в 1873 году. Очень подробно история создания этого шедевра описана самим Репиным в книге «Далекое близкое». Впервые мысль создать подобное произведение, которое полностью укладывается в концепцию критического реализма, пришла в голову художнику 1860-х годах. Однажды Репин увидел сцену во время прогулки по реке Неве, когда нарядная толпа дачников оказалась рядом с ободранными, нищими, грязными бурлаками. Репин был настолько впечатлен этой контрастной картиной, что сразу же решил создать шедевр. В 1870 году он предпринимает поездку по Волге, с целью создания этюдов и портретных зарисовок. В результате поездок по Волге в 1873году была написана картина, которая показывает тяжёлую жизнь бурлаков. Построение картины основано таким образом, что из глубины на зрителя движется процессия. Одновременно с этим фигуры не заслоняют друг друга. Репин сделал это мастерски. Мы видим персонажей, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная портретная линия. Каждое лицо персонажа индивидуально. Удивительная натурная убедительность удачно переплетена с условностью картинной формы. Художник разделил вереницу бурлаков на три группы, каждой из которых присущ свой характер, человеческие типы, темперамент. С центральным героем картины бурлаком Каниным, который возглавляет первую четвёрку, Репин сравнивает античным философов. Справа от Канина бурлак, олицетворяющий природную дремучесть силы. Справа - «Илька - матрос», который своим взглядом смотрим прямо на зрителя, и выражает злобу и ненависть. Находящийся по центру Канин представляется серединным характером между двумя этими противоположностями. Не менее характерны и другие персонажи картины. Полный жизни и надежд юноша Ларька, который как бы пытается освободиться от лямок, и не привыкший к такого рода труду, флегматичный старик, умудряющийся по ходу набивать трубку, черноволосый хмурый грек, который чуть обернулся для того, чтобы позвать товарища из последней тройки, который вот-вот рухнет на песок. Безусловно, «сверхсюжетом» Репинских бурлаков на волге является начало и конец пути, продуманное повествование, о существовании людей, которые изо дня в день соединены одной лямкой. Картина Репина Бурлаки на Волге» была восторженно встречена не только зрителями, но и критиками. Впоследствии Репин пишет ещё картину - «Бурлаки, идущие в брод», которая также изображает тяжкую жизнь русского народа.

«Бурлаки на Волге» - картина Репина, которая создавалась долгих пять лет. А идея ее возникла абсолютно у другой реки.

Зарождение идеи

1868 год. Молодой Репин, ученик Академии художеств, отправившись на Усть-Ижору делать эскизы, сталкивается с неприкрытой суровой правдой жизни. Богато одетую, веселую толпу выигрышно оттеняли тянувшие свою лямку ободранные бурлаки. С тех пор художник начал вынашивать идею создания картины о суровой реальности низов Руси.

Его концепция полностью совпадала с веяниями в искусстве того времени: жанр картины «Бурлаки на Волге» относится к реалистичной живописи. Критический реализм набирал обороты. Движение передвижников выступало против порабощения народа царем, обличало существующую проблему в обществе, вело к революции.

Изначально художник хотел показать контраст между богатой, наслаждающейся жизнью толпой и нищими, изможденными бурлаками. Красноречивый прямолинейный упрек существовавшему тогда строю. Однако впоследствии идея претерпевает изменения. Несгибаемую силу русского духа - вот что следовало показать.

Создание картины

После первой встречи с бурлаками Илья Репин создавал наброски и эскизы в поисках наилучшего сюжета. Сцена, уведенная им в Усть-Ижоре, была вскоре откинута. Репин предпринимал несколько поездок на Волгу. Знакомился с бурлаками, узнавал их судьбы и характеры, выполнял портретные зарисовки. Это и сформировало окончательно замысел картины.

В 1871 году картина «Бурлаки на Волге» была впервые выставлена на всеобщее обозрение в Сообществе поощрения художников. Однако произведение не показалось Репину завершенным до конца. Еще одна поездка на Волгу, и художник создает окончательных вариант произведения.

Композиция и художественная ценность

Природа создает пластику и фон главного сюжета. Жаркий летний день и безбрежная река. На фоне предгрозового неба и чистого песка движется на зрителя толпа тянущих свою лямку бурлаков. Значимость их фигур подчеркивается намеренно заниженной линией горизонта. С первого взгляда картина «Бурлаки на Волге» притягивает внимание коричневым пятном рабочих, будто слившихся воедино. Однако присмотревшись, рельефно выделяется каждая фигура. Спины бурлаков опущены под тяжестью выполняемой работы. Идущие в одном ритме ноги вязнут в песке.

Игра светотени, ритмичность линий, уверенность мазков создают впечатление простоты картины и в то же время ее суровости. Цветовая гамма подчеркивает эмоциональное настроение произведения - уныние и безнадежность. Однако описание картины «Бурлаки на Волге» лишь блекло передает впечатление от ее созерцания.

Поражает не только техника исполнения Репиным картины, но и размеры - около трех метров в ширину и полутора в высоту. Если размышлять глобально, «Бурлаки на Волге» — картина Репина в некотором отношении эпическая, монументальная.

Персонажи картины

Во время пребывания на Волге Репин часто сопровождал бурлаков в их работе. Каждый персонаж имеет реального прототипа.

Возглавляет артель поп-расстрига Канин. Его задача - задавать ритм движения. Если группа сбивается, то командой «сено-солома» он восстанавливает синхронность. Справа и слева Канина окружают Илька-матрос и дюжий бородач. Их задача в этой ватаге - контроль идущих позади, потому как были они нерадивыми - кто трубку курил, а кто и демонстративно протестовал против нечеловеческой работы. Халтурщиков понукали и позади идущие - самые добросовестные бурлаки. Замыкает процессию опытный мужик, но уже старый и больной. Он идет особняком, чтобы не нарушать общий ритм движения.

Детали

Реалистичность картине придают тщательно прописанные детали. Взгляд и выражения лица каждого из персонажей. Исхудавшаяся одежда, стоптанные лапти, напряженные лица. Курительная трубка как символ безразличия к происходящему. Открытый кисет - желание переложить свою ношу на плечи рядом идущего. Молодой Ларька, будто скидывающий с себя лямку, - надежда избавиться от кабальной, отупляющей работы. Акцентирована каждая деталь, отражен характер каждого из связанных одним делом, одной судьбой.

А вдалеке можно рассмотреть дымящий пароход. Немое доказательство того, что людской изнуряющий труд намного дешевле, нежели «паровая тяга».

Судьба картины

Даже в период, когда произведение было лишь набором эскизов, на него собирались посмотреть петербуржские художники. Еще в пору создания картина «Бурлаки на Волге» очень заинтересовала Павла Третьякова - тонкого ценителя искусства.

Окончательная версия впервые была выставлена в 1873 году на художественной выставке произведений живописи и искусства. Не могли заставить зрителя пройти мимо «Бурлаки на Волге». Картина вызвала резонанс в среде творцов и противоречивые мнения. Одна часть интеллигенции возносила произведение, называла «первой картиной всей русской школы», олицетворением эпохи. Другая хаяла «лапотность» «Бурлаков». Профессор Академии искусства Бруни и его приверженцы-консерваторы нарекли картину «великой профанацией искусства».

В том же году полотно было показано на всемирной выставке в Вене. Завоевав бронзовую медаль, оно нашло и своего покупателя - князя Владимира Александровича. С тех пор «Бурлаки» долгое время не выставлялись, поскольку заняли свое место в биллиардной княжеского дворца.

Октябрьская революция вернула народу великую картину. Сегодня живописное произведение находится в Государственном русском музее.

В широком смысле картина «Бурлаки на Волге» — это ода несокрушимости духа русского народа. Человек все ниже и ниже наклоняется к земле, но продолжает, стиснув зубы, идти вперед. Наверное, поэтому она по сей день актуальна и не оставляет равнодушными зрителей.

1. Бечевник
Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка - бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено - солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные - ближайшие помощники шишки

По левую руку от Канина идет Илька-моряк - артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое - 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.

4. «Кабальные»

«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар Ларька

Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков - деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6. «Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной - так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман - человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив - плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12 и 14. Бечева и парус

Бечева - трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.

В этот момент шишка затянет запевку:

«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз…»

и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.

В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:

«…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится - удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно…

Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты - не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.