Open
Close

Чет чит правило. Правописание чередующихся гласных в корне слова

Всех правил великого русского языка запомнить невозможно, точно также будет сложно выучить все грамматические правила любого другого языка, хотя, конечно, нельзя списывать со счетов одаренных людей, обладающих особо развитым чувством грамотности - абсолютной грамматической чуткостью и не делающих ошибках в словах, не допускающих пунктуационных недочетов. Из этой статьи вы узнаете так полезный каждому русскоговорящему человеку закон чередования гласных в корнях слов и познакомитесь с группой корней -бер-/-бир-. Правило это включает еще десяток других корней, но на них также распространяется это грамматическое правило, поэтому вам не составит труда запомнить всю группу.

Чередование гласных в корне слова

Для начала каждому из нас будет полезно разобраться, что же такое корень слова? Корнем называется морфема - часть слова, по которой объединяются в одну группу однокоренные слова. То есть, если изменять слово, склонять его, добавлять приставки, суффиксы, то корень не изменится и будет иметь одинаковое написание во всех однотипных словах. Например, слово "род" - все это слово и является корнем, а если попытаться подобрать однокоренные слова, получится целая группа схожих по смыслу слов: роды, родной, родственники, родовой, родство, родители, родня, природа, зародыш - во всех словах один корень - "род". Однако не всегда корни в однокоренных словах пишутся одинаково, в некоторых из них вы встретите чередование согласных, например: рука (корень -рук-) и однокоренное слово ручной (корень -руч-). Встречается в русском языке и чередование гласных, например, уже известный вам корень -бер-/-бир-. Правило чередования гласных в этих корнях вовсе несложное, вы убедитесь в этом на примерах.

Правило чередования в корнях -бер-/-бир-

Одному правилу подчиняются 9+1 корней:

Можно заметить, что все эти девять гласных "и" и "е", но, кроме корней -бер-/-бир-, правило включает в себя еще один корень, десятый с чередованием гласных "о" и "а" - -кос-/-кас-.

-Бер-/-бир-: правило, примеры

Чтобы определить, какая буква должна стоять в данных корнях, нужно обратить внимание на суффикс. Если после корня есть суффикс "а", то писать в корне нужно букву "и", для корня -кос-/-кас - букву "а", если суффикса "а" нет, нужно писать в корне букву "е" или "о" (для корня -кос-/-кас-). Примеры:

прикосновение - прикасаться

В таблице представлен корень -бир-/-бер. Правило, которое объясняет написание в этом корне и в группе схожих корней не так сложно выучить. Достаточно запомнить комбинацию -бер-/-бир-, а остальные корни будут изменяться по шаблону. Однако -бер-/-бир- - правило, в котором есть свои исключения. В словах "бракосочетание", "словосочетание", "сочетание" и "чета" всегда пишется буква "Е". Гораздо проще запомнить исключение из правила, если связать несколько этих слов в небольшой рассказ. К примеру: "Словосочетание "сочетание четы" расскажет вам об их бракосочетании".

В корнях с чередующимися гласными е - и (бер/бир, пер/пир, мер/мир, дер/дир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит) буква и пишется тогда, когда после корня идет суффикс -а-. Например: собе рут - соби рают, заме реть - зами рать, отпе реть - отпи рать, подсте лить - подсти лать, бле стеть - бли стать, выже чь - выжи гать .

Исключения: сочетать, сочетание, чета .

II. Корни с чередованием а , я - им , ин

Правописание корней, в которых а, я чередуются с -им- , -ин- основано на том же принципе, что и чередование е - и . Сочетания -им- , -ин- пишутся тогда, когда после них идет суффикс -а- , например пожа ть - пожим ать , замя ть - замин ать , нача ть - начин ать.

III. Корни с чередованием о - а

  1. В корнях лож - лаг , кос - кас пишется буква а, если за корнем следует суффикс -а- , например: поло жить - пола гать, ко снуться - ка саться.
  2. В корнях клон - клан , твар - твор , под ударением может быть и а , и о . (кла няться - покло н, тва рь - тво рчество) , в безударном положении только о , например: скло нение, накло нить, тво рец . Исключение: утва рь .
    Буква о пишется в положении без ударения и в корне гар - гор , например: заго реть, заго рать, заго релый (под ударением - а : га рь, зага р ). Исключение: выга рки .
  3. В корне зор - зар в безударном положении пишется буква а , например: зо ри - за ря, оза рять, оза рение . Исключение: зо рянка (птица).
  4. В корне плав - плов пишется буква а (пла вать, пла вучий, попла вок ); исключения составляют слова пло вец, пло вчиха , а также плы вуны .
  5. В корне раст, ращ - рос а пишется только перед согласными ст и щ , в остальных случаях пишется буква о , например: возра ст (но выро с, выро сла ), нара стание (но наро сли ), нара щение . Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них слова, например: отраслевой, ростовский .
  6. В корне скак - скоч в безударном положении буква а обычно пишется перед к , а буква о - перед ч , например: ска кать - вско чить , подска кать - подско чить, выско чка . Исключения: ска чок, ска чу (1 л. ед. ч.), ска чи (повелительное наклонение).
  7. Написание а и о в корнях мак - мок , равн - ровн основано на различении смысла слов.
    Корень мак пишется в словах, имеющих значение «погружать, опускать в жидкость», например: ма кать (руку в воду), обма кнуть ; корень мок пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость», например: сапоги промо кают , непромо каемый плащ .
    Корень равн преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «равный, одинаковый, сходный», например: ра вносторонний треугольник , сра внить, все ра вно, ра вняться . Корень ровн преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный, гладкий, прямой», например: ро внять (дорожки), подро внять (клумбы), а также в словах уро вень, ро вня, ро весник, поро вну .

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Примеры слов с корнем -бер-, -бир-?

    Не всегда безударный гласный в корне слова можно проверить ударением. Это невозможно тогда, когда в корне слов происходит чередование, как, например, в словах с корнем бер-/бир- .

    Если за корнем следует суффикс -а-, то в нем пишется буква -и-, то есть корень приобретает вид - бир-. В остальных случаях в однокоренных словах пишется корень бер-.

    Примеры слов с корнем бир- :

    избиратель, избирательный, избирать, избираться, избираемость, избирательность, избирательский, перебирать, перебираться, выбирать, выбирание, отбирать, отбираться, собирать грибы, собираться в поход, собирательный образ, собирательство, собирание, собиратель, собирательница, убирать вещи, забирать с собой, забираться в кладовку, прибирать дом, прибираться в кухне, побираться.

    Примеры слов с корнем бер- :

    соберу ягоды, соберусь с силами, собери посуду со стола, отберет игрушку, выберут депутата, заберем с собой, изберте председателя, переберем картофель, уберут двор, приберу комнату.

    Чтобы объяснить принцип подбора слов с указанными корнями, следует уточнить, что на самом деле, этот корень принимает не только вид БИР-БЕР, но и БОР и БР. Ведь это исторический корень глагола Брать, который оказывается родоначальником огромного количества родственных слов.

    В самом глаголе Брать видим корень БР, в существительном Выбор видим корень БОР, и это не единичные случаи, просто не про эти варианты написания корня задан вопрос.

    Что касается написания корней БИР-БЕР, то тут используется простое правило - если после корня сохраняется или идет глагольный суффикс А, то пишется в слове гласная И, а если этот суффикс не используется, то пишем гласную Е. Как правило с гласное Е идут личные формы спряжения глаголов.

    Пример слов с корнем БИР: Набирать-Обирать-Избиратель-Разбирать-Собирание.

    Пример слов с корнем БЕР: Беру-Выбери-Отбери-Неразбериха.

    Корни -бер- и -бир- - это корни с чередующейся гласной. Гласную в таких корнях проверять путем подбора однокоренных слов с ударением на данной букве нельзя. Действовать тут можно только по правилу.

    Правило: при правописании корней -бер- и -бир- нужно смотреть есть ли суффикс а после корня. Если после корня есть суффикс А, то в корне пишется буква И. Если суффикса а нет, то пишется корень -бер-.

    А теперь примеры слов с корнями -бер- и -бир-: прибирать, забирать, отбирать, выбирать, добирать, забирающий, отбирающий, недобирать, оббирать, убирать, беру, берущий, уберу, заберу, приберу, выберу, доберт, выберет.**

    Основываясь на правило русского языка известно, что корни бер - бир , с чередующимися гласными е, и пишутся следующим образом. Если в слове с таким чередованием гласных присутствует суффикс а, то писать в корне следует букву и. Если отсутствует суффикс - писать нужно е.

    Примеры слов - собирать, соберет, убирать, уберет, выберу.

    Корни -бер- и -бир- относятся к заданиям второго класса. Соответственно слова в примерах тоже нужны для возраста детей вторых классов.

    Корень -бер-, -бир-

    БЕРу, заБИРаю, БРать, уБИРаю, соБИРаю, БЕРем, БРали, муха-БЕРуха, поБЕРушка.

    Все слова с корнем -бер- или -бир- имеют смысловую нагрузку от одного слова брать, при добавлении приставок и изменении окончаний изменяется слово, но не по смыслу, а по склонению его относительно множественного или единственного числа.

    Примеры словосочетаний:

    забираю санки, убираю в комнате, собираю бумажки в классе, выбираю корень слова, отбираю сумку у собаки, берегу природу.

    По правилам русского языка в корне слова бер-/бир- пишется гласная и , если после корня стоит буква а , в остальных случаях пишется гласная е .

    Примеры: избирать - изберу, отбирать - отберу, прибирать - приберу, собирать - соберу, перебирать - переберу, убирать - уберу, выбирать - выберу, набирать - наберу.

    Есть такая категория слов в русском языке, в корнях которых чередуется гласная буква. Причем чередуется она в соответствии с правилами. К ним же и относятся корни -бер-/-бир-. Если после корня идет гласная а, пишем в корне и, в остальных случаях е.

    Примеры с корнем -бир-: собиратель, перебирать, отбирать, убирать, избирательное (право), собирательный (образ), прибирать и другие.

    Примеры с корнем -бер-: соберу (урожай), переберешь, выберет.

    А вот слово побирушка вероятно является исключением.

В напи­са­нии слов с кор­нем бер-/бир- при­ме­ним орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло о чере­ду­ю­щих­ся глас­ных е/и .

В неко­то­рых сло­вах рус­ско­го язы­ка не все­гда без­удар­ный глас­ный мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. Существует мно­же­ство слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е/и в корне.

В корне бер-/бир- пишет­ся бук­ва и , если за кор­нем сле­ду­ет суф­фикс -а- , а если его нет, то пишет­ся бук­ва е . Сравним:

изб и р а ть, изб и р а тель, изб и р а тель­ный - изб е ру, изб е рёшь, изб е рут;

заб и р а ть - заб е ру, заб е рёшь, заб е рём, заб е рет;

отб и р а ть - отб е ру, отб е рёшь, отб е рём, отб е рут;

приб и р а ть, приб и р а ние - приб е ру, приб е рёте, приб е рём;

соб и р а ть, соб и р а тель, соб и р а тель­ный - соб е ру, соб е рёшь, соб е рут.

Это пра­ви­ло при­ме­ним в напи­са­нии слов с чере­ду­ю­щи­ми­ся глас­ны­ми е/и в кор­нях блест-/блист-, дер-/дир-, жег-/жиг-, мер-/мир-, пер-/пир-, тер-/тир-, стел-/стил-, чет-/чит-. Например:

бл и ст а ть, бл и ст а тель­ный - бл е стеть, бл е стя­ще;

сд и р а ть, сд и р а ние - сд е ру, сд е рёшь;

обж и г а ть, заж и г а тель­ный, приж и г а ние - выж е г, выж е гший;

зам и р а ть - зам е реть, зам е рший;

запир а ть, запир а тель­ное (устрой­ство) - зап е реть, зап е ртый;

ст и р а ть, обт и р а ть - ст е реть, обт е реть;

расст и л а ть, расст и л а ние - ст е лить, перест е лить;

выч и т а ть, выч и т а ние - выч е т.

Правописание и – е
в корнях с чередованием

1) обучающая: дать понятие об условии выбора орфограммы, составить опорный конспект, запомнить корни с чередованием, отработать навыки правописания на практике, закрепить изученную орфограмму при выполнении коллективных, индивидуальных и самостоятельных заданий;

2) развивающая: развивать наблюдательность и внимание к слову, любознательность, смекалку, умение аналитически мыслить и быстро ориентироваться при выборе правильного ответа;

3) воспитательная: воспитывать трудолюбие, внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.

Оборудование: учебник, доска, мел, тетрадь по теории, рабочая тетрадь, тесты, раздаточный материал, карточки № 1 и 2, призы.

2. Проверка домашнего задания (упр. 457) (взаимопроверка + устная проверка сильным учащимся) + запись встретившихся орфограмм в домашнем упражнении (слабым учащимся).

3. Мини-тест (дифференцированный) на проверку теоретических знаний (первые пять вопросов базового уровня (на 3), следующие пять – повышенного уровня (4, 5).

Выделите кружочком правильный ответ:

1. Глагол отвечает на вопросы:

а) кто? что?; б) каков? чей?; в) что делать? что сделать?.

2. Глагол изменяется:

а) по временам; б) по родам; в) по числам; г) по лицам; д) по падежам.

3. Чаще всего глагол в предложении является:

а) сказуемым; б) подлежащим; в) определением.

4. Какой глагол пишется с не слитно?

а) (Не)было; б) (не)волит; в) (не)хватает.

5. Какой глагол совершенного вида?

а) Ненавидеть; б) переделывать; в) решить.

6. Морфологические признаки глагола определяются:

а) по корню; б) по окончанию; в) по приставке.

7. Можно ли составить словосочетание

8. С помощью чего можно изменить вид глагола насыпать?

а) Приставки; б) суффикса; в) ударения.

9. Сколько морфем в глаголе беречь?

10. Какой глагол соответствует характеристике: сов. вид, изъявит. наклон., пр. вр., возвратн.?

а) Смыться; б) улыбнулся бы; в) занялся; г) прислушиваюсь.

Ключ к тесту: 1 – в; 2 – а, б (в пр. вр.), в, г; 3 – а; 4 – б; 5 – в; 6 – б; 7– б; 8 – в; 9 – а; 10 – в.

4. Объяснение нового материала.

Для начала расслабимся и вспомним: как говорит ослик? И-а . Ослик нам сегодня поможет выучить правило правописания и – е в корнях с чередованием. Каким образом? А вот смотрите: в слове соби ра л в корне -бир- пишется и потому, что далее идет суффикс -а-, а в слове собе ре шь пишется е, потому что суффикса -а- нет. Получается, что если есть и – а, то пишем в корне безударную и, а если ослик молчит (нет и – а ), то пишем е. То же самое происходит и с другими словами с подобными корнями. Я вам сейчас спою веселую песенку ослика, а вы выпишите в столбик пары слов, подобных нашему примеру. Итак, слушаем:

Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал,
Затереть, но затирал,
Запереть, но запирал,
Расстелить, но расстилал,
Разжечь, но разжигал,
Заблестеть, но заблистал,
Выдеру, но выдирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.

Составление опорного конспекта:

Работа с учебником:

А как об этом говорится в учебнике? Давайте сверим. Какое правило вам больше нравится?

1. В ряде слов еще «спряталось» имя девочки. Найдете его? (Это имя – Ира. )

2. А еще этому правилу подчиняются слова подня ть – подним ать, памя ть – запомин ать, сжа ть – сжим ать, нача ть начин ать и т.п. Как вы думаете, какими морфемами являются -им- и -ин- ?

3. И есть еще одна особенность у этих слов с чередованием. Может, кто-то сумел догадаться?

Ответ. Глаголы с и в корне и суффиксом а – это глаголы несовершенного вида, а глаголы с е в корне – глаголы совершенного вида.

Давайте в тетрадь по теории запишем такую схему:

5. Тренировочные упражнения (работа у доски).

Учитель диктует слово, ученик составляет с ним словосочетание, записывает на доске, объясняя устно и графически условие выбора орфограммы.

Например, взб_раться – взбираться в гору.

Нап_рать, расст_лить, расст_лать, бл_стеть, прод_раешься, пост_ лешь, соб_решься, проб_рает, заж_гает, забл_стел, бл_стать, зам_реть, заст_лать, выт_реть, ум_раешь, нат_реть.

6. Упражнение из учебника на закрепление – 462 (комментирование, по цепочке – устное объяснение, запись после объяснения).

7. Игра «Верю – не верю» (устная отработка правила).

На середину класса выходят двое (трое) учеников, которые на слух должны определить правильность утверждения и сказать «Верю» или «Не верю», если утверждение неверно. При правильном ответе ученики делают шаг вперед. Кто дойдет до черты первым, тот выиграл и получает приз.

1. В слове бирка пишется и, потому что далее идет суффикс -а-. (Нет, —а – это окончание.)

2. Слово зажигалка не подчиняется «ослиному правилу», потому что это существительное. (Нет, подчиняется.)

3. В слове блестящий надо писать и, потому что я обозначает звук [а] и мягкость предыдущего согласного. (Нет.)

4. Слово примирение надо писать с и, потому что гласная в этом корне проверяемая. (Да, мир. )

5. Слово собиратель надо писать с и, потому что здесь действует «ослиное правило». (Да.)

8. Групповая работа с дидактическим материалом (каждой группе – цветную карточку с заданием: руководит группой сильный ученик, записывают все, проверяет руководитель группы).

9. Магический квадрат.

Учитель диктует по одному слову, ученики анализируют его и в клеточку вписывают только чередующуюся корневую гласную букву. Затем соединяют все буквы и и получают одну большую букву И. У кого она получится, тот сегодня молодец.

Слова для магического квадрата

Выдирать, приберу, отпереть, вытер, натирать.

Расстилает, блестящий, зажечь, зажигательный, отмирают.

Блистательный, заблестеть, выжигать, взберешься, взбираться.

Продираешься, отпираешь, расстелю, выжег, стираем.

Отдирает, натереть, разберешься, уберет, выпирает.

10. Самостоятельная работа.

На 3:
Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы:

На 4 и 5:
Карточка № 2

Распределите слова в две колонки: в одну – с чередующимися гласными в корнях, в другую – с проверяемыми гласными корня.

Слова для выбора

Соб_ру ко_екцию, сп_шу на работу, зап_-вать водой, пост_лить простыню, раст_реть в порош_к, бл_стеть на со_нце, выб_раю ка_ету, выт_реть п_тно, изб_рательная к_мпания, бл_стящий ответ, ум_рать от нет_рпения, прим_рять к_стюм, прим_рить поссорившихся друзей, соб_ратель марок, зап_вать песню, сп_шу задачу, ч_стота пульса, ч_стота комнаты, посв_тить фонарем, посв_тить стихи маме, разв_вать память, разв_ваться на ветру, быть ст_рожилом, ст_рожить дачу, ув_дал Петю, ув_дал цветок, ст_ранные дж_нсы, зап_-реть в кл_довке, зап_вать л_карство, зап_рать на ключ, зам_реть от ужаса, соб_рать грибы, бл_снуть умом, мета_ическая заж_галка, ож_г руку, расст_лать постель, ож_г руки, ст_лить ц_новку, выт_райте ноги, поп_рчить суп, п_ровать на свежем воздухе, вып_рает лопатка, какая-то неразб_риха, скр_петь зубами, скр_пить подписью, выж_чь знак, выж_гание по дереву.

11. Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Как ассоциативное мышление поможет вам запомнить это правило?

3. С какими трудностями вы столкнулись в процессе выполнения заданий?

4. Какие приемы на уроке вам показались интересными, какие нет?

5. Какую вы себе оценку ставите за урок?

12. Домашнее задание. Выучите правило, выполните упр. 471.

Задание для любознательных

Ира и Кира – неразлучные друзья. Но вчера они поссорились. Ира сказала, что есть такое слово – собирание и нет слова собрание, а Кира утверждала, что есть слово собрание, но нет слова собирание. Кто из них прав? Разрешите спор двух девочек.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Нужна помощь. Скажите слова с чередующимися гласными И-Е в корнях слов.

В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- — бир-, пер- — пир-, мер- — мир-, стел- -стил, дер- -дир и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать – выберут, запирать – запереть, умирать – умереть, расстилать — расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть. На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуется с -им- или -ин-, например: сажать – сжимать, примять – приминать, начать – начинать, снять – снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-. Но сочетать, сочетание.

В конях лаг- лож- и кас- — кос- буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-; полагать – положить (исключение: полг), касаться – коснуться. В корнях плав- — плов- буква а пишется во всех случаях кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы. Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильницу); корень мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага. В корнях клан- — клон-, твар- -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение, тварь, творчество, творение. Исключение: утварь. В корне гар- — гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением – а), например: загореть – загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки. В корне зар- — зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озаренный, но зори, зарево. В корне сказ- — скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: сказать –вскочить, подсказать – подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу, скачи. Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, все равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня. В корне раст- — рост- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ, перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.

примеры с чередованием гласных в корне слова
Мария Соболевская Ученик (95), Вопрос решён 3 года назад
29 Нравится
ЛУЧШИЙ ОТВЕТ
Sweet Heart Мастер (1551) 4 года назад
Буквы А — О в корнях -ЛАГ -/-ЛОЖ, -КАС-/-КОС-

Предложить, предложение, положение, изложение, предположение, предположить, возложить, приложение.

Предлагать, излагать, прилагательное, располагать, слагаемые, полагаю.

Коснуться, прикосновение. Касаться, прикасаться, касательная линия, соприкасаться, касался.

Растение, растительность, вырастить, возраст, нарастать, нарастание, наращение, наращивать, выращенный, ращение, возрастающий шум, приращение скорости, растет дерево.

Выросший, росли цветы, водоросли, выросли деревья, молодая поросль, недоросль, отросли волосы.

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

З`арево, з`орька, з`ори.
Зарн`ица, зар`я, озарённый, озар`ить, озар`ять.
Исключение: зарев`ать.

Кл`аняться, накл`он, покл`он.
Наклон`иться, поклон`иться, уклон`иться.

Тварь, тв`орчество, затв`ор.
Твор`ить, вытвор`ять, претвор`ять, затвор`ить, натвор`ить, притвор`ить.
Исключение: `утварь.

Заг`ар, уг`ар, наг`ар.
Загор`ать, загор`еть, загор`елый, сгор`ание, гор`еть, загор`еться, нагор`ать.
Исключения: пр`игарь, `изгарь.

Забирать — заберу, замирать -замереть, запирать — запереть, задирать — деру, стирать — стереть.

Блестеть — блистать, поджечь — поджигать, прочесть- прочитать, стелить — постилать.
Исключения: сочетание, чета.

Соберу, собирать, избирательный, прибирать, избирать, изберу, подбирать, раздеру, раздирать, выдирать, выдеру, умереть, обмереть, умирать, умер, вымирать, повымирать, напирать, поднапереть, подпирать, припереть, попирать, спереть, распирать, отпирать, выпереть, затираю, растирать, вытереть, вытирать, растереть, натирать, блестит, расстелю, расстилать, вычесть, вычитать, причитать, почитать, сочетать (искл.) , зажечь, зажигать, обжигать, разжигать, прижигать, сжигать, выжигать.

135 Нравится Пожаловаться
18 ОТВЕТОВ
Пёс и Кот Ученик (197) 4 года назад
забираю-заберёт
6 Нравится Пожаловаться
Не твоя Ученик (123) 4 года назад
Блистает, блестеть
3 Нравится Пожаловаться
Naumenko Высший разум (571711) 4 года назад
хороший справочный сайт по русскому языку.
банер слева — перечень всех тем.

[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]
5 Нравится Пожаловаться
Наталия Яворская Просветленный (21137) 4 года назад
Соберу-собирал
вытер-вытирай
загорел-загар
зорька-заря
растет-выросли
прилагательное-положи
блестеть-блистать
замирала-замерли
17 Нравится Пожаловаться
Александра Евдокимова Ученик (109) 4 года назад
Соберу-собирал
вытер-вытирай
загорел-загар
зорька-заря
растет-выросли
прилагательное-положи
блестеть-блистать
замирала-замерли

-гар- - -гор- под ударением пишется а , без ударения - о : загар, угар -загорелый, угореть. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).
В корне -зар- - зор- а : зарево, зорька - зарница, озарять . Исключение: зоревать.
В корне -кас- - кос (н)- пишется о , если дальше следует согласная н , в остальных случаях - а : касаться, касательная-коснуться, прикосновение .
В корне -клан- - -клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о : кланяться, поклон - поклониться, поклонение .
В безударном корне -лаг- - -лож- перед г пишется а , перед ж - о : предлагать, прилагательное - предложить, обложение. Исключение: полог .
Корень -мак- содержится в глаголах , имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила . Корень -мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокнуть написанное . Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ .
В источниках бюрое перводов , указано что в корне -плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плавать, плавучесть, поплавок . Корень -плов- содержится в словах пловец и пловчиха , корень -плыв - - в слове плывуны .
Корень -равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнивать . Корень -ровн- - в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень . Сравните: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) - выровнен (сделан ровным).
В корне -раст- - -рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ ), в остальных случаях пишется о : расти, наращение - выросший, заросль, поросль . Исключения: отрасль; росток, выросток, ростовщик, Ростов.
В безударном корне -скак- - -скоч- перед к пишется а , перед ч - о : подскакать - подскочить. Исключения: скачок, скачу.
В корне -твар- - -твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о : тварь, творчество - творить, творец . Исключение: утварь.
В корнях -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, -пер- - -пир-, -тер- - -тир-, -блест- - -блист-, -жег- - -жиг-, -стел- - -стил-, -чет- - -чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а- : собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать ; в противном случае пишется е : беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить . Исключения: сочетать, сочетание.
В корнях с чередованием -а- (-я-) - -им-, -а- (-я-) - -ин- пишутся -им- и -ин- , если дальше следует суффикс -а-: сжать - сжимать, понять - понимать, начать -начинать . Сравните: внимательный, заклинать, напоминать, приминать и другие. В производных формах сохраняется -им- , даже если дальше не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и так далее.