Open
Close

Что делать в православном храме. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять? Церковные правила при входе в храм и подготовке к богослужению

Многие сегодня стремятся в храмы. Однако, не все знают, как вести себя в церкви правильно, особенно это касается тех, кто недавно приобщился к православию. Тем, же, кто впервые переступает порог Божьего дома нужно уделить некоторое внимание не только своему внутреннему состоянию, но и внешнему виду. Данные советы помогут избежать неловкостей и чувствовать себя более уверенно.

Готовиться к посещению службы надо начинать с раннего утра. Проснувшись и умывшись, необходимо засветить лампаду. Помолиться душевно и поблагодарить Господа за спокойную ночь и тихое начало дня. Почитать не спеша Евангелие (одну из любимых глав).

Приготовленная одежда должна быть простой и скромной, хотя и праздничной. Желательно, чтобы она не была кричащей и слишком пышной. Для женщин — закрытые платья и длинные юбки, оголенных участков тела быть не должно. Голова тоже покрывается шарфом, платком или косынкой. Обилие косметики на лице не приветствуется. Парфюм должен быть легким и не резким.

Мужчины в брюках, никаких бриджей или шорт, всевозможные футболки с большими вырезами и борцовки не одевают. При входе головной убор снимается. Обувь у всех посетителей должна быть удобной, чтобы можно было длительное время провести без усталости стоя.

Религиозные правила предписывают посещение православной церкви на голодный желудок. Не надо насыщаться. Однако, если человек болен или женщина в положении, то кушать не запрещается.

Иногда приходится нести с собой какие-то вещи, которые не оставишь у входа (сумки, пакеты). Их можно брать с собой, но желательно, обходиться без них, так как они будут мешать креститься и кланяться.

Как входить в церковь?

Верующие всегда входят с поклоном, причем кланяются три раза. К каждому поклону есть свои слова.
Можно прочесть специальную молитву, показанную ниже на фото.

При этом надо видеть образ Спасителя. Входя, особенно впервые, стоит осмотреться, обращая внимание на поведение других людей.

Поведение во время службы

Если решено сходить на службу, то отстоять ее надо до конца. Ведь она считается жертвой Господу. Сидеть во время нее позволяется только немощным. Молодые и здоровые стоят.

Крест класть тогда, когда идет славословие Св. Троице и Христу. При каждении священником храма, надо уступать ему дорогу.
Есть моменты во время службы, обязывающие склонять голову. Это делается при открытии и закрытии царских врат.

Нельзя гулять по храму и переговариваться, когда читается Евангелие, прикладываться к иконам, вести телефонные разговоры, что-то жевать, копаться в сумке или в кармане, покупать свечи.

Правила для посетителей православного храма с детьми

Родители должны следить за поведением своих чад. Не позволять им шуметь, бегать, прыгать и громко смеяться.

  • Если ребенок сильно расплакался или разыгрался, то лучше выйти во двор.
  • При причастии так же беспокойного малыша заводят ближе к концу службы.
  • Уходить в момент службы беспричинно нельзя.
  • Записки о здравии или упокоении подаются в лавку.

Важные советы как правильно вести себя в церкви православной

  • Мужчины находятся с непокрытой головой, а женщины в платках. Девочки и юные девушки также могут не покрывать голову.
  • Внимать словам священника,соучаствовать молитве всей душой.
  • Целовать лики икон неправильно. Мощи святого — разрешается в чело.
  • Мобильник отключается.
  • Пользоваться фото и видео техникой только с благословения настоятеля.
  • Нельзя ходить в церковь в неадекватном состоянии (пьяным, под наркотой). Курить — тоже грех.
  • Пространство алтаря и солеи пересекать не следует. Надо при службе лишь стоять лицом к иконостасу.
  • Никаких ссор и замечаний в адрес других.
  • С животными посещать церковь запрещено.
  • При подаче церковных записок туда вносятся имена крещенных и не вносятся иноверцы, самоубийцы, некрещеные. Если имя не христианское, то стоит узнать, какое было дано при крещении и вносить именно его. Ничего лишнего помимо писать не надо. Исключение, если это священнослужитель, тогда сокращенно добавляется сан.
  • Обычно женщины располагаются в левой части помещения.
  • При благословении голова должна быть склонена.
  • Милостыню лучше подать пищей, одеждой.

О чем говорить во время Покаяния

Исповедуясь, человек отвечает только за свои собственные грехи. Он не должен рассказывать о чьих-то еще. Перечисляются не все, а лишь те, что осознанны и вызывают желание измениться.

Старые грехи, о которых уже было рассказаны и которые не повторились, на Таинстве Исповеди больше не упоминаются. У аналоя долго не задерживаться, надо помнить и о других, желающих исповедаться.

Как принимать Причастие

При подходе к Святой Чаше называется имя, данное при крещении. Руки крестом сложены, рот открыт. Причастие глотается, целуется краешек Чаши. Затем православный отходит. Лишь после запивки иконы можно целовать.

Причащая детей

Чтобы во время таинства, ребенок, испугавшись, не толкнул руку или чашу, его надо придержать. Поднося его к Чаше, следует постараться, чтобы ручки и ножки не болтались свободно.

Если дитя расшумелось, следует его успокоить. Разрешается отойти в сторонку или выйти.

В любом случае, когда что-то непонятно, можно обратиться с вопросом к служителям храма или более опытным людям.

Нередко в жизни человека появляется необходимость посетить церковь. Причины на это могут быть совершенно разные: к примеру, вы можете посетить известный храм, являющийся достопримечательностью, посещать церковь в праздники, такие как Рождество или Пасха, а может быть, у вас появилось желание стать воцерковленным - полноправным членом православной церкви. В любом из перечисленных случаев вам придется соблюдать ряд определенных правил, чтобы не оскорбить поведением других прихожан. Сегодня предлагаем поговорить о том, как вести себя в церкви, чтобы потребность в общении с высшими силами и искренний порыв души не были жестко прерваны из-за отсутствия платка на голове или несоблюдения церковного этикета.

Устройство православного храма

Прежде чем мы перейдем к правилам поведения, предлагаем поговорить о том, как устроена православная церковь. Стоит отметить, что любой храм, расположенный даже в маленькой деревеньке, поражает своим величием и красотой. Золотые купола, сияющие на солнце, колокольный звон, и, конечно, церковный хор - все это внушает благоговение перед этим местом.

Храм можно разделить на три основные части - это алтарь, притвор и храм. В притворе обычно расположены стеллажи с религиозной литературой, различная иконы и свечи, которые выставлены на продажу. Здесь же находятся вешалки для одежды прихожан. Миновав притвор, человек попадает в храм, где молящиеся стоят во время богослужений. Однако самое сакральное место в церкви - это алтарь. Обычно он огорожен иконостасом, доходящим до самого потолка. Следует сказать, что женщинам туда вход воспрещен, а прихожане мужского пола могут заходить в алтарь только в особых случаях и, разумеется, с согласия священника. К церковному иконостасу примыкает небольшая возвышенная площадка, ступать на нее так же нельзя. Собственно, вот и первое правило, говорящее о том, как правильно вести себя в церкви: прихожане могут находиться лишь в притворе и в храме.

Внешний вид

Верующие говорят о том, что православный храм является местом особого присутствия Божией благодати, а значит, пребывать в этом месте следует с особым благоговением и любовью. Когда человек собирается в гости, он старается выглядеть достойно, точно так же следует приходить и в церковь. Люди, следящие за состоянием своей души, отмечают, что поведение, мысли и желания нередко зависит от одежды. К примеру, строгая одежда обязывает ко многому. Так какую же одежду выбрать для посещения храма?

Женщинам следует находиться в церкви с покрытой головой - подойдут платочек, шарф или любой головной убор. Юбка не должна быть выше колена, прикрытыми должны быть и руки. Косметика в храме неуместна, особенно это касается помады или блесков для губ. Мужчинам нельзя входить в храм в футболках и шортах, спортивной или рабочей одежде. Не следует отправляться на службу и в неопрятном виде. Головной убор следует снять.

Однако священнослужители говорят: если мужчина или женщина пришли в храм в вызывающей одежде, голова женщины не покрыта, не следует по этой причине покидать храм. Дело в том, что православная церковь - это уникальное место, где Бог и человек могут встретиться, а потому одежда не может этому препятствовать. Но на будущее следует учесть, что в обществе людей верующих принято появляться на службах в строгой закрытой одежде. Ну и, конечно, христианин всегда должен носить на себе нательный крест.

Как подготовиться к посещению храма

Говоря о том, как правильно вести себя в православной церкви, следует особое внимание уделить подготовке к посещению этого места. По пути в храм необходимо подготовить себя к молитве. Важно отложить на время все свои заботы, внутренне примириться с близкими людьми. Рекомендуется прочитать и следующую молитву:

Вниду в дом Твой, поклонюсь ко храму святому Твоему в страхе Твоем.

Или Иисусову молитву:

Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ую).

Прежде чем войти в храм, необходимо сделать три поясных поклона, непременно с крестным знамением. Обратите внимание - крестное знамение и поклон в сторону алтаря являются обязательными как при входе в церковь, так и при выходе из нее.

Лучше всего приходить в храм за двадцать минут до начала богослужения. За это время вы успеете подать поминальные записки, приобрести свечи, оставить пожертвование, вести себя в православной церкви в том случае, если вы встретили своих знакомых? Поприветствуйте их молчаливым поклоном, не начинайте обсуждать какие-либо вопросы, и уж тем более не переходите с места на место во время богослужения.

Не следует забывать о том, что в храм нередко приходят люди, которые были ранены грубостью или цинизмом, опечалены или обрадованы, находящиеся в ликовании или в горе. Постарайтесь воздерживаться от замечаний, это уместно лишь в том случае, если есть признаки явного хулиганства или кощунственного поведения. Человеку, нарушившему нормы, можно сделать замечание. Однако он должно быть максимально деликатным без высокомерия и раздражительности.

Перед началом богослужения

Как правильно вести себя в церкви прежде, чем начнется богослужение? Разумеется, необходимо отключить мобильный телефон. Не следует переводить его в режим вибровызова - так он будет только отвлекать вас. Абсолютно недопустимы громкие разговоры, суета и ссоры. Верующие ходят в храм и пребывают в нем в тишине, с благоговением, вниманием и готовностью к молитве. На что еще обратить внимание, говоря о том, как ведут себя в церкви люди? Не следует проявлять любопытство, расспрашивать о чем-то прихожан, разглядывать их. Куда полезнее сосредоточиться на богослужении, участвовать в общей молитве.

Во время богослужения

Существует древняя традиция, согласно которой мужчины в храме становятся с правой стороны, а женщины, соответственно, с левой. Разумеется, во время богослужения следует стоять лицом к алтарю. Нередко в размышлениях о том, как нужно вести себя в церкви, люди задаются вопросом - можно ли сидеть во время богослужения? Священнослужители говорят: сидеть можно лишь во время чтения кафизм и паремий. Однако исключение делается для людей, у которых есть проблемы со здоровьем, и особо утомленных.

Говоря о том, как правильно вести себя в церкви, порядке и традициях, стоит отметить и то, что во время каждения не нужно разворачиваться вслед за священником, поворачиваться к алтарю спиной. Рекомендуется просто отойти в сторону, чтобы пропустить служителя церкви, который совершает каждение. Если кто-то из прихожан не отошел, не следует отталкивать его или тянуть в сторону, достаточно просто подсказать. Как вести себя в церкви на службе? Ни в коем случае не ходить и не вести разговоров! К Литургии нужно приходить натощак, причем даже в том случае, если в этот день не причащаются.

Опоздание к началу богослужения - это неуважение к Таинству. Как, впрочем, и уход из храма до его окончания. В крайнем случае можно уйти, но не во время совершения причащения или во время чтения Евангелия.

Посещение церкви с детьми

Как вести себя в церкви, приняв решение отправиться туда с детьми? Во-первых, важно подавать личный пример молитвы и поведения. Необходимо следить за детьми, не допуская того, чтобы они отвлекали других прихожан, громко смеялись или шалили. Если ребенок расплакался, нужно постараться успокоить его или выйти с ним из церкви.

Свечи

Что обычно делает человек, только переступив порог церкви? Можно с уверенностью сказать, что в девяти случаях из десяти, он подходит к свечному ящику. Именно с маленькой восковой свечки и начинается практическое христианство. Согласно толкователю Литургии блаженному Симеону Солунскому, воск - это символ раскаяния, веры. Священнослужители говорят: ставить свечку формально нельзя, сердце человека, совершающего это действие, не должно быть холодным. Очень важно ставить свечку с молитвой, даже самый простой.

Вообще, нет каких-то строгих правил, говорящих о том, как вести себя в православной церкви со свечами, сколько их ставить и куда. Люди, посещающие храм постоянно, обычно ставят несколько свечей - к праздничной иконе, которая лежит на аналое, к образам Богородицы или Спасителя - о здравии близких людей, к Распятию, находящемуся на прямоугольном столике, так же именуемом кануном - об упокоении усопших.

Церковные записки

Как вести себя в церкви, если вы хотите подать в алтарь поминальную записку? Существует ряд определенных правил:

  1. Писать такую записку лучше всего печатными буквами, упоминая в одной не более 10 имен.
  2. Записку нужно озаглавить - «О здравии» или же «О упокоении».
  3. Все имена необходимо писать в родительном падеже, употребляя полную форму имени (рекомендуем узнать церковное написание светских имен).
  4. В записках детей до 7 лет принято называть младенцем, а от 7 до 15 - отроком или же отроковицей.

Поклонение Святыням в храме

Отдельного внимания заслуживает поклонение Святыням. Как ведут себя в церкви, когда прикладываются к Святому Евангелию, иконам и мощам? Не следует спешить и тесниться, перед целованием нужно совершать два поклона, после - еще один. Целовать лики святых (то есть, их лица) не принято. Прикладываясь к иконам святых и Божией Матери, следует целовать ручку, к иконам Спасителя - ножку (или ручку при поясном изображении).

Приметы: верить или нет?

Говоря о том, как вести себя в церкви, нельзя не уделить внимание и приметам, о которых нередко можно услышать. К примеру, бытует мнение, что свечу можно ставить исключительно правой рукой, если она потухла, вас ждут несчастья. Кто-то даже считает, что спросив у кого-то в храме, который час, человек укорачивает себе жизнь! Служители церкви говорят: все околоцерковные приметы и суеверия бессмысленны, верить в них не следует.

Россия – страна православная, и люди в ней – преимущественно такие же. Номинально. Многие когда-то были крещены, многие верят в Бога, но... до церкви доходят, к сожалению, не все. Кому-то мешает недостаток веры, кому-то – совершенно естественный страх сделать что-то не то в храме и быть подвергнутым осуждению всевидящих и всезнающих бабушек. Между тем, именно в церкви человек может соприкоснуться с истинным пониманием небесного и земного мироустройства, пообщаться с Богом, очистить свою душу от грехов, получить помощь для себя и близких, попробовать хотя бы на один шаг стать ближе к Раю.

Как одеться в церковь?
Двери православных храмов открыты для всех. Придти в них может любой человек, в том числе и тот, который не знает, как правильно вести себя в церкви. Главное, просто придти. Всему остальному можно научиться в процессе. Разве что правильно одеться придётся заранее. Мужчины должны быть в храме в брюках и без головных уборов, женщины – в платьях или юбках и платках.

Основной принцип выбора одежды для посещения храма заключается в том, чтобы выглядеть не вызывающе. Женщины должны отдавать предпочтение свободной одежде, закрывающей ноги и руки. В качестве головного убора желательно использовать платки (светлые – в праздничные дни, тёмные – в дни поста) и только в крайнем случае – шапки. Мужчины должны обратить внимание на то, чтобы их брюки и рубашки не были слишком обтягивающими и откровенными. Шорты, даже в летнюю жару, в храме не приветствуются. Зимой женщины могут позволить себе придти в храм в брюках, при условии, что их верхняя одежда доходит хотя бы до уровня колен. Последнее является исключением и допускается не во всех храмах.

Как вести себя во время богослужений?
Научиться правильно вести себя в православной церкви можно по окружающим вас прихожанам. Обычно в каждом храме есть своя постоянная паства, которая приходит туда регулярно и знает все нюансы проходящих богослужений. Расписание служб, как правило, вывешивается в притворе – месте, располагающемся между уличными и внутренними дверями храма. В крупных храмах богослужения проходят каждый день утром и вечером. В праздничные дни проводится две утренние службы – одна ранняя, одна обычная. На неделе также могут быть ранние утренние службы. Любая воскресная служба, в том числе и в дни поста, считается праздничной и проходит особенно торжественно. Во время совершения богослужений нельзя разговаривать друг с другом, пользоваться мобильным телефоном и совершать любые громкие и отвлекающие других людей от молитвы действия. Помните: во время церковной службы с Богом общается не только священник, но и каждый прихожанин, одним из которых являетесь и вы. Соблюдать тишину в храме необходимо и в часы, когда богослужения не проводятся, поскольку люди приходят пообщаться с Богом в любое время.

Как и когда креститься и кланяться?
Для того, чтобы осенить себя крестным знамением, необходимо сложить вместе большой, указательный и средний палец правой руки так, чтобы они соприкасались друг с другом подушечками. Три пальца являются символом Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Оставшиеся два пальца прижимаются к ладони. Они символизируют собой двойное естество Иисуса Христа – Божественное и Человеческое. Правую руку со сложенными пальцами в начале нужно поднести ко лбу, затем к животу, потом к правому и в конце – к левому плечу.

После осенения крестным знамением совершается поклон. Его глубина во многом зависит от физических возможностей человека, но предполагается, что поклон должен быть поясным. Земной поклон отличается от поясного тем, что совершается, стоя на коленях с обязательным касанием лбом пола. Земные поклоны кладутся в особо важных случаях. Узнать о том, когда их нужно делать, можно, оглянувшись вокруг. Если основная часть прихожан во время службы падает ниц, значит, и вам лучше сделать то же самое. Старым и больным людям земные поклоны разрешается не делать.

Крестное знамение совершается один раз перед входом в храм, три раза при входе, один раз при подходе к любой иконе, три раза при выходе из храма и один раз на улице перед храмом. Во время службы креститься можно вслед за священником и остальными прихожанами. Если вы по каким-то причинам испытываете неловкость, не можете уследить за происходящим или сильно погружаетесь в молитву, то не нужно волноваться из-за того, что все осенили себя крестным знамением, а вы – нет. Многие люди в храме крестятся чисто интуитивно, ощущая, что именно сейчас им нужна помощь Господа.

Что можно делать в храме?
Научиться правильно вести себя в церкви внешне – не сложно, но гораздо важнее освоить внутреннюю подоплёку духовного вопроса. Первое, что нужно сделать при входе в храм, это подойти и поклониться центральной иконе. Подходя к иконе, в начале необходимо перекреститься, затем поклониться, потом приложиться к ней губами и лбом. Через поцелуй православные выражают свою любовь и почитание того, кто изображён на иконе; прикосновение лбом делают в надежде на обретение высшей мудрости и благодати. Таким образом можно прикладываться ко всем иконам, находящимся в храме.

Свечи, которые ставятся перед иконами, лучше всего покупать в свечном ящике. Всё, что продаётся внутри храма, - освящено и угодно Богу. Свечи, купленные с рук на улице, в православных храмах не приветствуются. Для того, чтобы свеча стояла ровно, необходимо в начале зажечь её от другой свечи, затем расплавить нижний кончик и быстро поставить свечку на выбранное место. Трогать чужие свечи, поправлять их, если они гнутся под действием пламени, или зажигать их, если они погасли, - можно. Тушить чужие свечи и выбрасывать их в специальную посуду – нельзя. Для этого в храме есть специальные люди. Со своей свечой можно делать всё, что угодно, - даже потушить на середине молитвы и унести домой. Наиболее действенную силу имеют свечи, горящие во время совершения богослужений.

Подать записки «о здравии» и «о упокоении» для прочтения их священником можно только в отношении крещёных людей. Обычно записка составляется лично, иногда её могут написать за вас в свечном ящике. При составлении записки нужно обязательно написать её цель и поставить изображение православного креста.

Во время службы желательно не бродить по храму туда-сюда. Выходить из храма на улицу, чтобы «подышать свежим воздухом», тоже не желательно. Это можно делать, только если вам стало плохо. При пересечении центральной линии храма нужно один раз перекреститься. Ходить за центральными иконами (основной и центральными иконами пределов) – нельзя. Их нужно обходить спереди. Поворачиваться спиной к алтарю можно только в самом крайнем случае. При каждении (когда священник обходит храм с дымящимся кадилом) необходимо встать во внутренний круг – в противном случае вы окажетесь за пределами наиболее действенных в отношении каждого православного молитв.

В жизни каждого человека случаются такие моменты, когда ему необходимо попасть в церковь. На то могут быть разные причины: вы можете зайти в большой, известный храм ради любопытства или же посещаете церковь только на большие праздники (Пасха, Рождество), а быть может, вы искренне захотели быть воцерковленным, то есть стать полноценным и равноправным членом церкви. Вариантов может быть много, но в любом случае, в церкви необходимо соблюдать определенные правила, чтобы не оскорбить своим поведением других молящихся. В храме я часто вижу таких людей: по их растерянному взгляду сразу можно понять, что здесь они впервые, свечку не вовремя поставят, про платочек забудут – и на них уже налетают всезнающие бабушки (несомненно, они есть в любом храме) с осуждением. Смотришь, как они, бедные, сконфузившись, уходят из храма, и с грустью понимаешь, что они сюда больше не вернутся. Порыв души или даже потребность в общении с Богом жестко прерывается из-за каких-нибудь брюк вместо юбки или отсутствия . Поэтому перед посещением православного храма обязательно ознакомьтесь с правилами поведения в нем.

Как устроен православный храм

Православная церковь, любая, даже в маленькой деревеньке, всегда поражает своею красотой и величием. Колокольный звон, купола, золотые одежды священнослужителей – все это уже внушает благоговение перед местом, куда мы собираемся войти.
Храм, как правило, делится на 3 основные части: алтарь, притвор и собственно храм. В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан. Минуя притвор, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения. Алтарь – самое сакральное место в храме, он отгорожен иконостасом, который нередко доходит до потолка. Женщинам туда вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника. К иконостасу примыкает возвышенная площадка, солея, на нее также нельзя ступать вне особых случаев (например, Причастие).
Таким образом, можно подытожить, что нам, простым прихожанам, можно находиться только в притворе и собственно храме, а как только начинается возвышенная площадка (солея), то дальше нам нельзя.

Правила поведения в православной церкви

Если вы собираетесь посетить храм, то подготовьтесь к этому заранее. В первую очередь, это касается одежды. Женщинам принято находиться в храме с покрытой готовой (это может быть платочек, шарф или просто верхний головной убор), в юбке ниже колен и в кофте с длинными рукавами. Не стоит пользоваться косметикой. Мужчинам при входе в храм головной убор необходимо снять, также недопустимы шорты, футболки – только одежда, максимально скрывающая тело.
Подходя к храму, трижды перекреститесь и поклонитесь; войдя в храм, остановитесь около дверей и еще раз перекреститесь 3 раза и поклонитесь. Хочу обратить внимание читателей МирСоветов на то, что креститься положено тремя пальцами, собранными в горсть, безымянный и мизинец обязательно прижать к ладони. Дотроньтесь сначала до лба, потом до живота, до правого плеча, затем до левого и поклонитесь.
Богослужение в храме принято совершать 3 раза. Если вы попали в церковь в то время, когда богослужения нет, то вы можете тихо постоять и помолиться, поставить свечи (о них речь пойдет ниже). Если же вы решили попасть именно на литургию (дневное богослужение), то помните, что приходить нужно заранее, примерно за 10-15 минут до начала. В разных храмах богослужение начинается в разное время, поэтому поинтересуйтесь заранее. Во время богослужения в церкви много молящихся, и их не нужно тревожить. Постарайтесь найти удобное для вас место, где вам будет все хорошо видно и слышно. Ребенком я всегда стояла в самых первых рядах, чтобы хорошо видеть, что происходит. И это не лишено здравого смысла: простой человек не сразу поймет, что вообще происходит, он даже не поймет, что говорят и поют (потому что богослужение происходит на старославянском языке), поэтому имеет смысл хотя бы видеть происходящее.
Во время службы нельзя разговаривать, рассматривать окружающих, переминаться с ноги на ногу. Сотовый телефон необходимо выключить. Ведь мы приходим в храм для молитвы, житейские дела лучше оставить дома. В среднем служба длится 2-3 часа, с непривычки трудно провести столько времени на ногах, поэтому если вы устали, то можно присесть на лавочку, которые стоят в притворе или в собственно храме. При открытых Царских вратах сидеть нельзя, если даже немощные больные старушки встают, то что уж говорить о молодых и сильных людях вроде нас. Также нельзя поворачиваться спиной к алтарю, конечно, это не обязывает вас пятиться как рак при выходе, но демонстративно поворачиваться спиной к алтарю во время богослужения не стоит. Если по каким-то причинам вы не можете находиться в храме до конца богослужения, то нужно тихонько выйти, перекрестившись у выхода и перед самим храмом.
Приходя заранее перед богослужением, верующие также совершают несколько действий: ставят свечи, подают записки, прикладываются к иконам. Все это необходимо сделать заранее, чтобы вовремя службы не мешать молящимся хождением.
Придя в храм, необходимо приложиться к главной иконе, которая находится напротив Царских врат перед солеей. Для этого нужно трижды перекреститься, а затем поцеловать уголок иконы или краешек одежды изображенного, вновь перекреститься и тихонько отойти, не мешая остальным. Женщинам недопустимо прикладываться к иконам с накрашенными губами. Лично я перед этим стираю даже гигиеническую помаду. В течение службы к иконе приложится много человек, так на что же она будет похожа в конце богослужения, если женщины будут чмокать ее накрашенными губами? Следует помнить также, что прикладываясь к иконе, мы целуем не доску с краской на ней, но через поцелуй адресуем свою любовь и почтение к тому, кто на ней изображен.
Перед началом богослужения также можно поставить несколько свечей за здравие или за упокой. Свечи за упокой ставятся на определенном подсвечнике, который легко узнать по квадратной форме и малому распятию. Свечи за здравие можно поставить на остальных подсвечниках. Неважно, какой рукой вы будете это делать, нужно лишь делать это с искренней молитвой за того, за кого вы ставить эту свечку. Свеча – это жертва Богу, и она сгорает без остатка только ради Него.
Если вы пришли в храм с детьми, то внимательно следите за ними, чтобы те не шумели и не бегали по храму. Если ребенок расплачется, то нужно его поскорей вывести и успокоить, чтобы он не мешал остальным.
И напоследок, наверное, самый главный совет: во время службы делайте то, что делают остальные. Если верующие крестятся – креститесь вместе с ними, кланяются – кланяйтесь тоже. Каждый поклон или крестное знамение совершается в ответ на какие-нибудь слова или действия священнослужителей. И уж поверьте мне, большинство присутствующих в храме не знают, почему они крестятся и кланяются именно в этот момент, а не в другой. Но за каждым действием стоит глубокая традиция, которая складывалась веками. И не стоит нарушать их, стремясь показать свою либеральность или независимость от правил. Ведь мы входим в церковь для молитвы, но это не принесет нам истины и пользы, если мы будем входить в храм без смирения.

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному. – Поклон.

Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. – Поклон.

Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…

Слава, и ныне.. .

Господи, помилуй! (Трижды) Благослови .

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне, а женщинам – на левой.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли. Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности. Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся , на Святый Боже , на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение. На Сподоби, Господи как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон. При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «помолимся».

После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови , Отче (или Владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке или икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются земные или поясные поклоны (по дню): такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же всегда поясные).

По Достойно на повечерни и утрени, также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона – поклон по дню; после стиха Хвалим, благословим полагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи ) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания – по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животворящего Креста , при начале чтения Апостола, Евангелия и парамий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь)Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим , следует делать поясной поклон, без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их.

При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы .

Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствиеХристос воскресе , говорят: Воистину воскресе .

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целованием и один после целования святыни; поклоны творить по дню – земные или глубокие поясные, досязая рукой до земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.

На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.

Всенощное бдение

Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения.

Пение 103-го псалма (предначинательного): Благослови, душе моя, Господа изображает величественную картину мироздания. Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возжженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия.

Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных (вечерних) молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как перед заключенными вратами рая, молят Творца своего о помиловании.

Пение псалма Блажен муж со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью – раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя.

Пение Господи, воззвах со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам.

Отверзание царских врат при пении Догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.

Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святый исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует Вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к Горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцем Своим за род человеческий. Возглашением диакона Премудрость, прости! Святая Церковь научает нас с благоговением внимать вечернему входу. Песнопение Свете Тихий содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления.

Лития (общее исхождение и общее моление) содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах и, прежде всего, о прощении согрешений наших Божиим милосердием.

Молитва Ныне отпущаеши повествует о сретении праведным старцем Симеоном Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском и указывает на необходимость постоянного памятования о часе смертном.

Молитва Богородице Дево, радуйся напоминает о благовещении Архангела Гавриила Пресвятой Деве Богородице.

Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч народа.

Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю.

Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души во грехе. Мерцание светильников (лампад) изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: Слава в Вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение .

Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его.

Священник, во время чтения шестопсалмия пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о Вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом – Господе Иисусе Христе.

Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примеренной с Богом.

Пение Бог – Господь и явися нам напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем.

Пение воскресного тропаря изображает славу и величие Воскресшего Христа.

Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа.

Пением стихов Хвалите Имя Господне Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому.

Тропари Ангельский собор напоминают о благовестии Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя.

Во время воскресного всенощного бдения Святое Евангелие, благовествующее об одном из явлений Воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам, по Уставу положено читать в алтаре на престоле, как на месте, знаменующем Живоносный Гроб, из которого восстал Христос Спаситель.

По прочтении Евангелие износится на средину храма для поклонения и лобызания верующими. При изнесении Евангелия из алтаря молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого Воскресшего Господа, поклонясь и взывая: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу . Это пение должно быть общенародным.

В канонах утрени прославляются Воскресение Христово (или другие священные события из жизни Господа), Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день. При пении Величит душа Моя Господа каждый раз после припева Честнейшую полагается поклон земной или поясной – по дню.

В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа.

Божественная литургия

На Божественной литургии вспоминается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части: проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.

На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, вспоминается Рождество Спасителя. В это же время вспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великая отрада бывает душам усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников и знаемых, и всех православных христиан.

Молиться за усопших можно так: Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена) , и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

На литургии оглашенных песнью Единородный Сыне изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа.

Во время малого входа с Евангелием, изображающего исшествие Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха: Приидите, поклонимся и припадем ко Христу совершается поясной поклон. При пении Трисвятого – три поясных поклона.

При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение апостола и каждение означают проповедь апостолов всему миру.

Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной главой.

Поминовение членов Церкви показывает, за кого приносится Жертва Евхаристии.

На литургии верных великий вход символизирует исшествие Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.

Пение Херувимской песни при открытых царских вратах бывает в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в предуготовленных и переносимых Святых Дарах.

Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко Гробу Его.

По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с преклоненной главой и при словах: И всех вас, православных христиан говорить про себя: Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем . Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем . В конце поминовения надлежит говорить про себя: Помяни мя, Господи, егда (когда) приидеши во Царствии Твоем.

Слова: Двери, двери пред пением Символа веры в древности относились к привратникам, дабы они не впускали в храм оглашенных или язычников при совершении таинства Святой Евхаристии. Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова: Премудростию вонмем (будем внимать) призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры (догматы). Пение Символа веры общенародно. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение.

При возглашениях священника: Приимите, ядите… Пийте от нея вси следует полагать поясные поклоны. В это время вспоминается Тайная вечеря Господа Иисуса Христа с апостолами.

Во время совершения самого таинства Святой Евхаристии – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особенным вниманием, и по окончании пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Важность этой минуты так велика, что с ней не сравнится ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключаются все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.

Во время пения Достойно есть (или другой священной песни в честь Богородицы – задостойника) священник молится о живых и усопших, поминая их по именам, в особенности тех, за кого совершается Божественная литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть поименно своих близких, живых и умерших.

После Достойно есть или заменяющего его задостойника – земной поклон. При словах: И всех, и вся – совершается поясной поклон.

В начале общенародного пения Молитвы Господней – Отче наш – следует изобразить на себе крестное знамение и положить земной поклон.

При возгласе священника: Святая – святым земной поклон полагается ради возношения Святого Агнца пред Его раздроблением. В это время надлежит вспоминать Тайную вечерю и последнюю беседу Господа Иисуса Христа с учениками, Его крестные страдания, смерть и погребение.

При отверстии царских врат и вынесении Святых Даров, означающем явление Господа Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении: Со страхом Божиим и верою приступите! полагается земной поклон.

Приступая к принятию Святых Таин Тела и Крови Христовых после того, как священник прочитает молитвы пред причащением, надлежит положить земной поклон, сложить руки на груди крестообразно (ни в коем случае не креститься, дабы не толкнуть нечаянно и не пролить Святую Чашу, – крестообразно сложенные руки заменяют в это время крестное знамение) и не спеша, благоговейно, со страхом Божиим подходить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по принятии Святых Тайн облобызать нижнюю часть Чаши, как само пречистое ребро Христово, и затем отойти в сторону спокойно, не творя крестного знамения и поклонов до принятия теплоты. Надлежит особенно возблагодарить Господа за Его великую милость, за благодатный дар Святого Причащения: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совершаются причастниками до вечера. Те, кто не причащается за Божественной литургией, в святые минуты причастия должны стоять в храме с благоговейной молитвой, не помышляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскорбить Святыни Господней и не нарушить благочиния церковного.

При последнем явлении Святых Даров, изображающем Вознесение Господа Иисуса Христа на Небо, при словах священника: Всегда, ныне и присно и во веки веков полагается земной поклон с крестным знамением для тех, кто не сподобился Святых Таин, а для причастников – поясной поклон с крестным знамением. Кто не успел еще к этому времени принять теплоты, должен обратиться лицом к Святой Чаше выражая этим благоговение к великой Святыне.

Святой антидор (с греч. – вместо дара) раздается присутствующим за Божественной литургией для благословения и освящения души и тела, дабы те, кто не приобщались Святых Таин, вкусили освященного хлеба. Церковный устав указывает, что антидор можно принимать лишь натощак – ничего не евшим и не пившим.

Антидор так же, как и хлеб, благословленный на литии, должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. В дни Святой Четыредесятницы полагаются еще следующие земные и поясные поклоны.

При произнесении молитвы святого : (моей жизни) полагаются 16 поклонов, из них 4 земных (в Уставе они называются великими) и 12 поясных (метаний). Устав церковный заповедует читать эту молитву с умилением и страхом Божиим, стоя прямо и возводя ум и сердце к Богу. Совершив первую часть молитвы – Господи и Владыко живота моего , – полагается положить великий поклон. Затем, став прямо, по прежнему обратив мысль и чувства к Богу, следует произносить вторую часть молитвы – Дух же целомудрия – и, окончив ее, снова сотворить поклон великий. После произнесения третьей части молитвы – Ей, Господи Царю – полагается третий земной поклон. Затем полагаются 12 поклонов поясных («излегка, утомления ради» – Типикон, понедельник первой седмицы Великого Поста) со словами: Боже, очисти мя (меня), грешного . Совершив малые поклоны, снова читают молитву святого , но не разделяя на части, а всю целиком, и в конце ее полагают земной поклон (четвертый). Эта святая молитва произноситься на всех седмичных великопостных службах, за исключением суббот и воскресений.

На вечерне полагается по одному земному поклону после песнопений Богородице Дево, радуйся, Крестителю Христов и Молите за ны, святии апостоли.

На великом повечерии должно внимательно слушать чтение церковных молитв. После Символа веры, при пении Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных и прочих молитвенных стихов, по окончании каждого стиха полагается земной поклон, в полиелейные празднования – поясной.

О поклонах при чтении Великого покаянного канона преподобного в Уставе сказано «Творим же на кийждо (каждый) тропарь метания три, глаголюще настоящий припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя ».

На Господи сил, с нами буди и прочих стихах полагается по одному поясному поклону.

При произнесении священником великого отпуста – молитвы Владыко, Многомилостливе необходимо преклониться до земли, с сердечным умилением испрашивая у Господа прощения согрешений.

После тропарей часов с их стихами (1-го часа: Заутра услыши глас мой ; 3-го часа: Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа ; 6-го часа: Иже в шестый день же и час ; 9-го часа: Иже в девятый час ) полагается по три земных поклона; на тропаре Пречистому образу Твоему – один поклон до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-ом часе: Что Тя наречем, о Благодатная ; на 3-м часе: Богородице, Ты еси лоза истинная ; на 6-ом часе: Яко не имамы дерзновения ; на 9 м часе: Иже нас ради рождейся ) совершаются три малых поклона. В чине изобразительных, во время пения Блаженн: Во Царствии Твоем помяни нас, Господи , после каждого стиха с припевом полагается делать малый поклон, а при последнем трехкратном пении Помяни нас полагаются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави , хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегда полагать поклон (земной или поясной – по дню).

На Литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-ой кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, а также при появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии Свет Христов просвещает всех ! полагается падать ниц до земли. Во время пения: Да исправится молитва моя моление всего народа совершается с преклонением колен; певцы и чтец встают на колени поочередно по исполнении положенного стиха; по окончании пения всех стихов молитвы положены три поклона до земли (по обычаю) с молитвой святого Ефрема Сирина). Во время великого входа при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых. По окончании пения Ныне Силы Небесныя полагаются три поклона до земли, по обычаю, также с молитвой святого Ефрема Сирина. Заамвонную молитву священника надлежит слушать со вниманием, прилагая ее смысл к сердцу, и по окончании ее совершить поклон поясной.

В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. В Уставе об этом говорится так: «На Буди Имя Господне : поклоны три, и абие (тотчас) упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются. Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождается тремя земными поклонами».

Поклоны входные и исходные , а также о которых сказано, что они полагаются в зависимости от дня («по дню») – в дни суббот, воскресений, праздников, предпразнств и попразнств, полиелея и великого славословия совершаются поясные, в простые же дни полагаются земные. В седмичные дни поклоны земные прекращаются с вечерни в пятницу от Сподобив, Господи , и начинаются от вечерни в воскресенье, также от Сподоби, Господи .

Накануне однодневных праздников, полиелея и великого славословия земные поклоны прекращаются также с вечерни и начинаются с вечерни же от Сподоби, Господи, в самый праздник.

Пред великими праздниками земные поклоны прекращаются накануне предпразднства. Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и в воскресный день.

Во время чтения паримий и кафизм с седальнами принято сидеть. Полезно помнить, что по Уставу сидеть разрешается не во время чтения самих кафизм, а во время житий и святоотеческих поучений, положенных между кафизмами с седальнами.

Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедает нам и расходиться из храма в благоговейном молчании, с благодарением Господу, сподобившему нас присутствовать в храме, с молитвой, чтобы Господь даровал до конца нашей жизни всегда посещать Его святой храм.

В Уставе об этом говорится так: «По отпущении же, исходяще из церкве, идем со всяким безмолвием в келии своя, или на службу. И не подобает нам беседы творити друг с другом на монастыре в пути, удержано бо сие от святых отец».

Бывая в храме Божием, будем помнить, что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, святых Ангелов и Церкви первородных, то есть всех святых. «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним (мыслим)».

Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Поэтому, если невозможно положить поклон по той или иной причине, то лучше со смирением испросить у Господа прощения, чем нарушать церковное благочиние. Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным Богослужением, чтобы питаться им. Тогда только за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Будем твердо памятовать слова святого апостола Павла: «Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим» ().