Open
Close

Диалектика души план-конспект урока на тему. Лев николаевич толстой - от "диалектики души" - к "диалектике характера" Толстой мастер диалектики души человек

«Диалектика души» по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого

Цели урока:

Образовательные :

1) раскрыть композиционную роль философских глав романа-эпопеи;

2) разъяснить основные положения диалектики души в романе Л.Н. Толстого.

Развивающая:

проследить психологизм героев в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Воспитательные:

  1. воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций как анализ, синтез, группировка;

2) воспитание чувства прекрасного у учащихся на основе художественного произведения.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого; выставка фотоматериалов; иллюстрации по произведению писателя; книга И. Толстого «Свет в Ясной Поляне»; текст «Война и мир»; книга «Л.Н. Толстой в русской критике», презентация о жизни и творчестве писателя, видеофильм «Война и мир» С. Бондарчука.

Методические приёмы: лекция учителя, рассказ учителя, элементы анализа текста, работа в группах, сообщения учащихся, беседа по вопросам.

План урока:

I. Лекция учителя.

II. Сообщения учащихся.

  1. Работа в группах.
  2. Подведение итогов. Комментирование оценок.
  3. Объяснение домашнего задания.


Эпиграфы к уроку:

«Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература» (М. Горький).

«Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя» (Л.Н. Толстой).

«Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!» (Т. Драйзер).

Ход урока:

  1. ЛЕКЦИЯ УЧИТЕЛЯ.

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910) - гениальный художник и гениальная личность. Толстой оставил огромное литературное наследие: три крупных романа, десятки повестей, сотни рассказов, несколько народных драм, трактат об искусстве, множество публицистических и литературно-критических статей, тысячи писем, целые тома дневников. И на всём этом наследии лежит печать неутомимых идейных исканий великого писателя.

Толстой Л.Н. был горячим заступником народа. Он показал, в частности, в «Войне и мире», его определяющую роль в историческом развитии общества. Но для Толстого было характерно не только это.

В раскрытии психологии Толстой соприкасается со Стендалем и
Лермонтовым. Однако толстовская «диалектика души» составляет подлинно
новое слово в литературе. Синтез эпического и психологического открыл
перед литературой огромные возможности эстетического освоения
действительности.

Над романом «Война и мир» Л.Н. Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Первоначально была задумана повесть на современную той эпохи тему «Декабристы», от неё осталось три главы. Сначала Л.Н. Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири декабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 году. В процессе работы писатель решил рассказать о восстании 1825 года, затем отодвинул начало действия к 1812 году - времени детства и юности декабристов. Но так как Отечественная война была тесным образом связана с кампанией 1805 - 1807 годов Толстой решил начать роман с этого времени.

По мере продвижения замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой всё дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год. Так появилась иная дата, и первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под заглавием «1805 год». В 1866 году возникает новый вариант, уже не конкретно - исторический, а философский: «Всё хорошо, что хорошо кончается». И, наконец, в 1867 году - ещё одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Диалектика души - одна из форм психологического анализа в художественном произведении. Термин Н.Г. Чернышевского (впервые появился в литературоведении в рецензии на повести Л.Н. Толстого "Детство" и "Отрочество" и "Военные рассказы").

Диалектика души - понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т. п.).

Герои Толстого переживают многочисленные события, большие и малые, значительные и незначительные, но каждая из них осмысленная в перспективе всей жизни персонажа. В «Войне и мире» с необычайной художественной силой передается динамика личности, то, что сам автор называл «текучестью» характера. В разнообразии и развития свойств своей натуры предстают перед читателем как главные герои романа, так и второстепенные, эпизодические. Сложные душевные переживания героев передаются Толстым через внутренние монологи, диалоги-споры, через так называемые бессловесные отношения, которые выражаются с помощью жестов, внешней реакции, через описание состояния человека, который находится один на один со своими мыслями и болью. Внутренний монолог - важнейший и очень характерно для Толстого средство психологического анализа, «диалектики души». О совершенно уникальный тип реализма писателя, его умение «создавать» неповторимую, «зримую» художественную действительность писал С. Цвейг: «Когда его читаешь, кажется, что смотришь сквозь открытое окно в настоящий мир».

Обратимся к произведению, в романе Л.Н. Толстого "Война и мир": Т. II, ч. II, гл. 1 (внутренний монолог Пьера); Т. IIII, ч. III, гл. XXXI (внутренний монолог князя Андрея); Т. IV, ч. I, гл. 7 (внутренний монолог Николая Ростова) – чтение и анализ страниц романа .

Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего - связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей; графа Толстого всего более - сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определенным термином... Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других... как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний.

II. СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Заранее подготовленный ученик выступает с сообщениями.

1. Роман - эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» в оценке философа

Н.А. Бердяева.

Обратимся к оценке романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, данной известным философом Н.А. Бердяевым. В своих суждениях он отмечал гениальность Толстого как художника и личности, но отрицал в нём религиозного мыслителя. «Ему не дано было дара выражения в слове, изречения своей религиозной жизни, своего религиозного искания».

Давно уже отмечено, что в произведениях Толстого-художника нашла отражение вся наша жизнь, начиная от царя и кончая крестьянином. Эти полюсы намечены, верно: действительно в «Войне и мире», например, есть поразительно яркий и реальный образ царя в лице Александра I. Это с одной стороны. На другой - мы имеем почти бессловесных солдата Каратаева и мужика Акима (из «Власти тьмы»). Между этими крайностями располагается множество персонажей, - аристократия, деревенские дворяне, крепостные, дворовые, мужики.

Толстой - мыслитель - целиком порождение Толстого- художника. Л.Н. Толстой - яркий представитель стремления, беспокойного, бескорыстного, неустанного и заразительного. Формулы, в которые Толстой время от времени заключает это свое стремление, как готовую истину и как мораль для поведения, менялись не один раз, как менялись они у его героя - Пьера Безухова. Если посмотреть на Толстого с этой точки зрения, то весь он - на протяжении своей долгой и гениальной работы - одно зыбкое противоречие. Вот, например, одна из таких формул: «...Благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передают ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется чувством презрения и жалости...»

Эти слова, в которых чувство «противления» сказалось во всей своей непосредственности и даже крайностях, где даже к побежденному врагу нет другого отношения, кроме жалости, смешанной с презрением.

Этот мотив, единый и никогда не изменявшийся у Толстого, - искание правды, стремление к цельному душевному строю, который дается только глубокой, не разложимой анализом, верой в свою истину и непосредственным ее применением к жизни.

Далее Н.А. Бердяев указывает на антиномичность взглядов Толстого. Ведь, с одной стороны, Л.Н. Толстой поражает своей принадлежностью к дворянскому быту. С другой стороны, Толстой с силой отрицания и гениальностью восстает против «света» не только в узком, но и в широком смысле слова, против всего «культурного» общества.

Таким образом, Н.А. Бердяев приходит к выводу о том, что на гениальной личности и жизни Л.Н. Толстого лежит печать какой-то особой миссии.

III. РАБОТА В ГРУППАХ.

Учитель делит класс на две половины, даёт вопросы каждой группе, через определенное количество времени учащиеся комментируют ответ на данный им вопрос, цитируя текст романа-эпопеи.

Толстой различает два основных состояния в человеческой душе: то, что делает человека человеком, моральный ее сущность, устойчивое и неизменное, и ненастоящее, то, что накладывает общество (светский этикет, желание карьерного роста и соблюдения внешних приличий). «История души» – так называется процесс, в течение которого человек проходит взлеты и падения и, избавившись от лишней «возни», в результате становится настоящим. Такой герой наиболее важный для автора, поэтому Толстой стремится ощутить и показать человека в самые ответственные моменты его жизни.

1 ГРУППА.

Таким переломным этапом для Пьера Безухова является 1812 год, особенно его пребывания в плену. Именно тогда, потерпев различных лишений, Пьер научился ценить по-настоящему жизнь. Там же, встретившись с Платоном Каратаевым, он приходит к выводу, что все несчастья человеческие возникают «не из-за недостатка, а из-за избытка». Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Ему присуще стремление изменить окружающую среду, переделать его в соответствии с каких-то абстрактных идеалов. Он чувствует частью единого природного организма, живет легко и радостно, что в значительной степени влияет и на мировосприятие Пьера Безухова. Благодаря Платону и другим солдатам Пьер присоединяется к народной мудрости, достигает внутренней свободы и покоя.

Из всех героев романа «Война и мир» именно Безухова, по нашему мнению, можно назвать правдоискателем. Пьер – человек интеллектуальный, ищет ответы на главные нравственные, философские, социальные вопросы, стремится выяснить, в чем же заключается смысл человеческого бытия. Герой Толстого добрый, самоотверженный, бескорыстный. Он далек от материальных интересов, ведь у него есть удивительная способность не «заражаться» подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавших его. И все же лишь чувство причастности к народу, осознание общего национального бедствия как личного горя открывает перед Пьером новые идеалы. Вскоре Безухов находит долгожданное счастье рядом с Наташей, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь.

2 ГРУППА.

Глубокое внутреннее перерождение происходит с Андреем Болконским. Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение – все эти события вызывают резкие перемены в его духовном состоянии. Подобные изменения происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марией – все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного, что у них было, найти, наконец, себя.

Князь Андрей идет на войну 1805 года, потому что устал от светской болтовни, он ищет чего-то настоящего. Волконский, как и его кумир, Наполеон, очень хочет найти «свой Тулон». Однако мечта и реальная жизнь заметно различаются, особенно когда князь Андрей оказывается на поле боя. Андрей Волконский, как и Наполеон в битве у Арколи, подхватил знамя на поле Аустерлица и повел за собой войска. Но флаг этот, в его мечтах так гордо трепетал над его головой, на деле оказался лишь тяжелой и неудобной палкой: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном». Толстой отрицает и понятие красивой смерти, поэтому даже описание ранения героя дано в очень резкой форме: «Будто с размаху крепким кием кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного больно это было, а главное, неприятно … ». Война бессмысленна, и стремление уподобиться Наполеона, человека, который ее решила, автор не принимает. Наверное, именно поэтому, уже раненый князь Андрей, лежа на поле боя, видит над собой высокое, чистое небо – символ истины: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И какой же я счастливый, что узнал его, наконец. Так, все обман, все обман, кроме этого бесконечного неба ». Князь Андрей отказывается избранного пути, славы и символа этой славы – Наполеона. Он находит другие ценности: счастье просто жить, видеть небо – быть.

Герой выздоравливает и возвращается в семейное имение. Он едет к семье, к своей «маленькой княгини», от которой он когда-то бежал и которая вот-вот должна родить. Однако Лиза умирает во время родов. Душа Андрея в смятении: он страдает из-за чувства вины перед женой. Князь Андрей признается Пьеру: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол». Под Аустерлицем герой понял великую истину: бесконечная ценность – это жизнь. Но несчастьем в жизни могут быть не только болезнь или смерть, но и беспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей готов был за минуту славы заплатить любую цену. Но когда умерла жена, он понял, что ни Тулон не стоит жизни близкого человека. После разговора на пароме с Пьером Безуховым о смысле бытия, о назначении человека Андрей, наконец, чувствует, что он открыт для людей. Видимо, поэтому и появляется в его жизни Наташа Ростова, чья естественная внутренняя красота способна возродить душу Болконского в новых чувств.

Нам кажется, что недовольство собой присуща всем талантливым и незаурядным людям. Именно в этом непрерывном внутреннем борении мысли и чувств, в неустанных поисках смысла жизни, в мечтах ополезной для всего народа деятельность и оказывается духовная красота героев Толстого. На мой взгляд, не случайно и то, что роман имеет открытый финал, ведь писатель завершает эпопею сном Николеньки Болконского, в котором он видит себя, дяди Пьера и умершего отца во главе «правого» войска. И кто знает, возможно, Николенька и дети Безухова так же мучительно искать свой путь в жизни, как их родители.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. КОММЕНТИРОВАНИЕ ОЦЕНОК.

Л. Н. Толстой пишет "говорящие" литературные произведения, передавая ту или иную идею на более простом и доступном нам языке. Его приёмы различны, подход к каждому персонажу у Толстого особый. Но каков бы ни был способ передачи настроения, душевных переживаний, любви и ненависти создаваемых персонажей или пейзажа, суть остается одной: автор способен донести до нас то, без чего, может, жизнь была бы неполноценной.

Толстой создавал переломные моменты в кажущейся спокойной жизни героев (Наташа, Андрей Болконский, Пьер), чтобы избавить их от искусственного, чужого. Показывая истинное лицо героев, их искренние побуждения и переживания, писатель показывал свое личное отношение к людям и к тому, каким должен быть настоящий человек. Его герои находились в постоянном, усложненном поиске самих себя и искренней жизни, им приходилось бороться за это право не только с окружающими, но и с собственной противоречивой психикой. Через разрушения, борьбу и потери, Толстой избавлял их от наносного и пустого, таким образом, показывая, как протекала история становления, их душ.

Писатель Л. Н. Толстой изображает внутренний мир того или иного человека, героя своего произведения, по-своему. Открывая «диалектику души», Толстой идет к новому пониманию человеческого характера. С ее помощью, вникая в подробности душевного состояния человека, он подмечает в нем переживания и чувства, неподвластные никому другому. Лев Николаевич, как никто до него, дал образцы художественного изображения движущихся, развивающихся событий и «текучих», сложных, противоречивых, живых человеческих характеров. В отличие от многих других писателей Толстой не дает в начале произведения полных, исчерпывающих характеристик действующих лиц. Образ героя, его портрет и, главное, характер, даются писателем в движении, складываются постепенно из черт и признаков, проявляющихся в том, как герой действует, о чем говорит и думает, какое впечатление производит на окружающих. Толстого увлекало изображение самого процесса душевной жизни героев, показ «диалектики души».

V. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

2. Индивидуальные задания - сообщения (краткий пересказ с элементами анализа):

А) Ростовы и Болконские – духовно-нравственная особенность семей; б) Изображение Отечественной войны 1812г. на страницах романа.


Толстой – мастер изображения диалектики души

    Введение - 3

    1. Диалектика души в произведениях Л. Н. Толстого - 4

2. Диалектика души писателя - 5

    Заключение - 14

    Литература - 15

I. Введение

Я выбрала тему диалектики души у Л. Н. Толстого, потому что, как мне кажется, Лев Николаевич как никто другой показывает развитие, эволюцию человека. На протяжении всего повествования многие персонажи Толстого меняются, изменяется их внутренний мир, но читателю самому предстоит дать оценку – неизбежна ли была смерть Анны Карениной, нашёл ли свою стезю Андрей Болконский…

С лёгкой руки Н. Г. Чернышевского критики назвали «диалектикой души» одну из важнейших особенностей произведений Льва Толстого – проникновение в души своих героев, сопереживание с ними на протяжении всего их развития.

1. Диалектика души у Льва Николаевича Толстого

Писатель Л. Н. Толстой изображает внутренний мир того или иного человека, героя своего произведения, по-своему. Открывая «диалектику души», Толстой идет к новому пониманию человеческого характера. С ее помощью, вникая в подробности душевного состояния человека, он подмечает в нем переживания и чувства, неподвластные никому другому. Лев Николаевич, как никто до него, дал образцы художественного изображения движущихся, развивающихся событий и «текучих», сложных, противоречивых, живых человеческих характеров. В отличие от многих других писателей Толстой не дает в начале произведения полных, исчерпывающих характеристик действующих лиц. Образ героя, его портрет и, главное, характер, даются писателем в движении, складываются постепенно из черт и признаков, проявляющихся в том, как герой действует, о чем говорит и думает, какое впечатление производит на окружающих. Толстого увлекало изображение самого процесса душевной жизни героев, показ «диалектики души». Художественные образы, созданные Толстым, поражают своей жизненностью. Предшественники Толстого, изображая внутренний мир человека, как правило, использовали слова, точно называющие душевное переживание: «волнение», «угрызение совести», «гнев», «презрение», «злоба». Толстой был этим неудовлетворен: «Говорить про человека: он человек оригинальный, добрый, умный, глупый, последовательный и т. д. – слова, которые не дают никакого понятия о человеке, а имеют претензию обрисовать человека, тогда как часто только сбивают с толку». Толстой не ограничивается точными определениями тех или иных психических состояний. Он идет дальше и глубже. Он «наводит микроскоп» на тайны человеческой души и схватывает изображением сам процесс зарождения и оформления чувства еще до того, как оно созрело и обрело завершенность. Он рисует картину душевной жизни, показывая приблизительность и неточность любых готовых определений. Он вживляет в своих героев свои понятия об окружающем мире. По мере чтения его произведений мы становимся их героями, переживаем за их судьбы и происходящее, с нетерпением ожидаем исхода описываемых событий. Все это говорит о большом таланте великого писателя. Ему, как мне кажется, гораздо проще передать то или иное душевное настроение человека, нежели художнику. В его распоряжении богатый русский язык, который он использует так же широко, как блестящий художник использует палитру с красками для написания портретов. Но что бы понять все безмолвные чувства, которые живописец вкладывает в свое творение, требуется не только внимание, но и некоторое взаимопонимание.

2. Диалектика души писателя

Тайны творчества Л. Н. Толстого во многом понимаются, если мы изучаем биографию самого великого прозаика. Диалектика души Толстого – это терзания, переход через внутренние противоречия, это постоянное стремление к совершенству. Но мы видим и опрощение человека, который взрослеет, а потом стареет. Опрощение в самом высоком, христианском смысле. Если молодой Толстой берёт масштабный материал, проблемы жизни и смерти, проблемы истории, то к старости всё чаще пишет детские рассказы, героями которых становятся крестьянские дети. И нравоучения эти ненавязчивы, но мудры и добры. Человек, в детстве гордо срывавший с себя крестик, к старости проповедует христианские ценности.

Дневник, который Толстой вёл с 1847 до конца жизни, был первой его литературной школой - школой скрупулёзного самоизучения, уловления тайных движений души, строгости предписываемых себе правил морали. Характерная для Толстого автобиографичность также идёт от дневника.

Два года уединённой жизни на Кавказе Толстой считал необыкновенно значительными для своего духовного развития. Написанная здесь повесть «Детство» - первое печатное произведение Толстого - вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852-54) и «Юность» (1855-57) входила в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого - «Молодость» - так и не была написана. В первых повестях Толстой как бы перенёс реалистические принципы натуральной школы 40-х гг. - предметность, точность и детальность описаний - в область исследования психологии, внутреннего мира ребёнка, подростка, затем юноши. Он заявляет себя исследователем человеческой природы, желающим понять сокровенные законы, по каким движется сознание. Уже в «Детстве» Николенька Иртеньев учится преследовать всякую тень фальши, неискренности в чувстве (своём и чужом). В следующих повестях трилогии нарастают недовольство героя самим собой, рефлексия и самоанализ, смутное ощущение острых противоречий жизни, жажда нравственного совершенствования. Психология ребёнка для Толстого - первый повод к исследованию «естественного человека», чуждого сословным привилегиям.

В 1851-53 Толстой на Кавказе участвует в военных действиях (сначала в качестве волонтёра, затем - артилеристского офицера), а в 1854 отправляется в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе переводят в Севастополь (в осажденном городе он сражается на знаменитом 4-м бастионе). Армейский быт и эпизоды войны дали Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853-55), а также для художественных очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликовано в «Современнике» в 1855-56). Эти очерки, получившие по традиции название «Севастопольские рассказы», смело объединили документ, репортаж и сюжетное повествование; они произвели огромное впечатление на русское общество. Война предстала в них безобразной кровавой бойней, противной человеческой природе. Заключительные слова одного из очерков, что единственным его героем является правда, стали девизом всей дальнейшей литературной деятельности писателя. Пытаясь определить своеобразие этой правды, Н. Г. Чернышевский проницательно указал на две характерные черты таланта Толстого - «диалектику души» как особую форму психологического анализа и «непосредственную чистоту нравственного чувства» (Полное собрание сочинений, т. 3, 1947, с. 423, 428).

В 1855 Толстой приехал в Петербург, сблизился с сотрудниками «Современника», познакомился с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Чернышевским и др. Годы 1856-59 ознаменованы попытками Толстого найти себя в незнакомой литературной среде, освоиться в кругу профессионалов, утвердить свою творческую позицию; это - и пора поисков, проб, ошибок, творческих экспериментов. В рассказе «Утро помещика» (1856, фрагмент неосуществленного «Романа русского помещика») Чернышевский впервые отметил у автора «мужицкий» взгляд на вещи. Написанная под влиянием кружка А. В. Дружинина повесть «Альберт» (1857-58) выражала идею «избранничества», священного огня, вложенного в художника свыше. В рассказе «Люцерн» (1857), навеянном впечатлениями первой поездки в Западную Европу (1857), общественный темперамент Толстого, яростно атакующего буржуазное лицемерие, бессердечие, социальную несправедливость, предвещает автора «Воскресения» и поздних публицистических трактатов. Роман «Семейное счастье» (1858-59) призван был показать крушение идеала уединённого «счастливого мирка». В финале романа зарождалась будущая толстовская концепция семейного долга женщины, её добродетели и самопожертвования в браке. Роман, опубликованный в «Русском вестнике» М. Н. Каткова (что ознаменовало отход Толстого от «Современника»), заметного успеха у читателей не имел.

Тяготение к народной теме, широкому эпосу вызревало у Толстого уже в повести «Казаки» (1853-63). На Кавказе, среди величавой природы и простых, чистых сердцем людей герой повести полнее сознаёт фальш светского общества и отрекается от лжи, в какой жил прежде. Критерием правды социального поведения для Толстого. становится природа и сознание человека, близкого природе, почти сливающегося с ней.

Неудовлетворённый своим творчеством, разочарованный в светском и литературном кругах, Толстой на рубеже 60-х гг. решил оставить литературу и обосноваться в деревне. В 1859-1862 он много сил отдаёт основанной им в Ясной Поляне школе для крестьянских детей, изучает постановку педагогического дела в России и за границей (путешествие 1860-61), издаёт педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), проповедуя свободную, лишённую строгой программности и казённой дисциплины систему образования и воспитания.

В 1862 Т. женится на Софье Андреевне Берс (1844-1919) и начинает жить патриархально и уединенно в своей усадьбе как глава большой и всё увеличивающейся семьи. В годы крестьянской реформы Толстой исполняет обязанности мирового посредника Крапивенского уезда, разрешая тяжбы помещиков с крестьянами, как правило, в пользу последних. В его мировоззрении в эту пору причудливо соединяются верность духу старой родовой аристократии, далёкой от двора и живущей понятиями сословной чести, и демократические устремления. «Совестливое дворянство» как бы подаёт руку мужику через голову буржуазии, бюрократии и городского мещанства.

Аристократ по воспитанию и семейной традиции, Толстой нашёл выход из духовного кризиса конца 50-х гг. в сближении с народом, его интересами, нуждами. Вся логика идейных и творческих исканий писателя начала 60-х гг. - стремление к изображению народных характеров (рассказ «Поликушка», 1861-63), эпический тон повествования («Казаки»), попытки обратиться к истории для понимания современности (начало романа «Декабристы», 1860-61, опубликован 1884) - вела его к замыслу романа-эпопеи «Война и мир».

60-е гг. - пора расцвета художественного гения Толстого Позади остались «годы учения» и «годы странствий». Живя оседлой, размеренной жизнью, он нашёл себя в интенсивном, сосредоточенном духовном творчестве. Самобытные пути, освоенные Толстым, при всей его видимой литературной одинокости, привели к новому взлёту национальной культуры.

«Война и мир» (1863-69, начало публикации 1865) стала уникальным явлением в русской и мировой литературе, сочетавшим глубину и сокровенность психологического романа с размахом и многофигурностыо эпической фрески. Своим романом писатель отвечал на насущное стремление литературы 60-х гг. понять ход исторического развития, роль народа в решающие эпохи национальной жизни. Обращение к особому состоянию народного сознания в героическую пору 1812 года, когда люди из разных слоев населения объединились в сопротивлении иноземному нашествию, создало почву для эпопеи. В свою очередь, поэзия национальной общности находила себе поддержку в утопическом взгляде писателя, с любовью воссоздавшего жизнь поместного дворянства начала века. В отчуждённости от своего народа в пору грозных испытаний Толстой видит главный порок «призрачной» жизни петербургского придворного и светского общества. И, напротив, патриотизм Ростовых предстаёт частью общей стихии народной жизни. Роман пронизывает важнейшая мысль-чувство художника, организующая и его сюжет. Первый этап осознания человеком себя как личности - высвобождение его из пут сословия, касты, кружка (так выделяются и отдаляются от придворного круга, салона Шерер Андрей Болконский и Пьер Безухов). Второй этап - слияние личного сознания с огромным внеличным миром, с народной правдой, обогащение ею и растворение себя в ней. При всей противоречивости духовных исканий Болконского и Безухова главным итогом в движении их судеб остаётся преодоление эгоизма и сословной замкнутости: от гордой единичности, субъективности герои приходят к сознанию своей сопричастности другим людям, народу (сходный путь пройдут Левин, Нехлюдов - герои позднейших произведений Толстого). Национальные русские черты автор «Войны и мира» видит в «скрытой теплоте патриотизма», в отвращении к показной героике, в спокойной вере в справедливость, в скромном достоинстве и мужестве (образы простых солдат, Тимохина, капитана Тушина). Народная мудрость Кутузова выступает ещё ярче в сравнении с декоративным величием Наполеона, облик которого сатирически снижен. При всей художественной свободе в изображении исторических лиц Толстой не выдвигает их в центр своей эпопеи. Он тяготеет к признанию объективных движущих сил истории, слагающих судьбу народа, нации. Война России с наполеоновскими войсками изображена как война всенародная. Русские, по словам Толстого, подняли «дубину народной войны», которая «гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Полнота и пластичность изображения, разветвлённость и перекрещение судеб, несравненные картины русской природы - черты эпического стиля «Войны и мира». Характерные для классического эпоса понятия рока, судьбы заменяются у Толстого понятием жизни в её стихийном течении и разливе. Толстой отвергает традиционные представление о «герое». Его героем в романе как бы становится сама жизнь (частная и общая, «роевая»), её неторопливый ход, её радости и горе, победы и неудачи, простые и вечные её моменты (рождение, любовь, смерть), торжество её постоянного обновления. Мысль, психология не менее, чем «жизнь» в её действиях и свершениях, занимают автора романа. Сложная внутренняя борьба, неожиданные разочарования и открытия, новые постижения мысли и новые сомнения - вот что неизменно сопутствует исканиям толстовских героев. Автор создаёт иллюзию непрерывно текущего психического процесса, «ядро» которого состоит в стремлении к правде, к справедливости, пробивающих себе путь сквозь инерцию жизни, обычаи среды, настроения минуты.

В романе сказались и очевидные противоречия мысли Толстого, его недоверие к теоретическому знанию, идеализация патриархального рассудка, особенно наглядная в художественном типе Платона Каратаева. Философские рассуждения автора о свободе и необходимости, о движущих силах исторического процесса отмечены чертами фатализма. Понятие свободы Т. рассматривает как инстинктивную силу жизни, не подвластную разуму. Но в самой попытке объяснить процессы жизни, учитывая диалектические соотношение свободы и необходимости, суммируя проявление (направление) воли бесчисленных индивидуумов, Толстой стоит несравненно выше современных ему буржуазных историков (таких, как А. Тьер), зачастую считавших «свободные» действия выдающейся личности главной пружиной движения истории.

В начале 70-х гг. писателя снова захватывают педагогические интересы; он пишет «Азбуку» (1871-72) и позже «Новую азбуку» (1874-75), для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения». На время Толстой возвращается к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начинают проявляться симптомы душевного кризиса. При слабой власти над Толстым традиционной церковной веры, с юных лет подтачиваемой в нём скептическим анализом, грозила рухнуть и его надежда на личное бессмертие. Острое ощущение симптомов социального перелома в 70-е гг., связанных с переходом России на буржуазный путь развития, усиливало кризис нравственно-филосфского мировоззрения Толстого

Духом скорбного раздумья, безрадостного взгляда на современность веет от многих страниц центрального произведения Толстого 70-х гг. - романа «Анна Каренина» (1873-77, опубликован 1876-77). Подобно романам И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского, написанным в ту же пору, «Анна Каренина» - это остропроблемное произведение, насыщенное приметами времени, вплоть до газетной «злобы дня». Толстой всё очевиднее терял надежду на возможность примирения интересов крестьянства и «совестливого» дворянства. Разочарование в буржуазных реформах 60-х гг., не принесших ожидаемого социального мира, успокоения и благоденствия, Т. воспринял как доказательство тщеты крутых перемен вообще. Он с тревогой следит за тем, как рушатся остатки патриархального уклада под натиском буржуазного прогресса, как падают нравы, ослабевают семейные устои, вырождается аристократия, как непрактичные чудаки Облонские по дешёвке распродают родовые леса и угодья толстосумам Рябининым. Расшатан исторический оптимизм Толстого, но с тем большей силой ищет он опору и последнее прибежище в патриархальных нравах, в семье. Все попытки Константина Левина, ищущего смысл жизни, разобраться в основах хозяйства и общественного устройства заводят его в тупик, и единственно несомненным благом после всех кризисов личного чувства остаются семейное счастье и наивная вера старика-крестьянина Фоканыча, который «по душе живёт, бога помнит».

Заключение

Как мне кажется, в данной работе мне удалось показать, что на персонажей книг, их развитие, их противоречивость и внутреннюю борьбу накладывает отпечаток «диалектика души» самого автора – Льва Николаевича Толстого.

Л. Н. Толстой пишет "говорящие" литературные произведения, передавая ту или иную идею на более простом и доступном нам языке. Его приёмы различны, подход к каждому персонажу у Толстого особый. Но каков бы ни был способ передачи настроения, душевных переживаний, любви и ненависти создаваемых персонажей или пейзажа, суть остается одной: автор способен донести до нас то, без чего, может, жизнь была бы неполноценной.

Литература

Бурсов Б. И., Л. Н. Толстой. Семинарий, Л., 1963

Громов, Павел. «О стиле Льва Толстого "Диалектика души"» в "Войне и мире". Издательство: Л.: Художественная литература. 1977 г.

Толстой Л.Н.. Полное собрание сочинений, т. 1-90 (юбилейное издание), М. - Л., 1928-58

Диалектики души ... - бытописателя и мастера тонкого психологического анализа. ... Короленко характерно реалистичное изображение народной жизни, внимание...

  • Диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда

    Документ

    ПЕЛЕВИН ДИАЛЕКТИКА ПЕРЕХОДНОГО... особенности земного существования душ , превратившихся после смерти... не просто толстый , а отталкивающе толстый - он... Я мог часами разглядывать изображения Святого Себастьяна, и... до кукольного мастера мечом было величие...

  • А. С. Пушкин и проблема драматургии в России начала XIX века

    Документ

    Не было. Чернышевский игнорировал диалектику исторического развития, противопоставляя... первыми и признает Островского исключительно мастером изображения русского быта: «...всегда, как... прийтись по душе именно те сцены, в которых Л. Толстой выходит за...

  • М. М. Дунаев Вера в горниле сомнений православие и русская литература в XVII xx вв

    Литература

    Что Чернышевский назвал у Толстого "диалектикою души "), и уже нарушая тем... Толстого - в повести "Казаки" (1863). В "Казаках" Толстой - окончательно сложившийся мастер , ... особенности возлюбила босяка в изображении Горького. Именно демократическая критика...

  • Диалектика души - это один из терминов, употребляемых в литературоведении. При его упоминании чаще всего речь идет о художественных образах, которые даны писателем в их развитии и внутренних противоречиях и рассмотрены им наиболее детально. Особенно ярко диалектика души героев представлена у великого русского писателя Л. Н. Толстого.

    Искусство рассуждения

    Прежде чем разобраться в значении рассматриваемого нами объекта, целесообразным будет определиться с толкованием термина «диалектика». Он пришел к нам из Древней Греции и в переводе означает «искусство вести спор, умение рассуждать».

    Так назывался один из философских методов - метод аргументации, а еще и способ, форма теоретического мышления, призванные исследовать те противоречия, что обнаруживаются в самом содержании этого мышления.

    Этот метод следует из «Диалогов» Платона, где два или больше участников, имеющих различные мнения, стремятся найти истину, обмениваясь своими мыслями. В результате происходит движение вперед, развитие, и «в споре рождается истина».

    В художественном произведении

    В литературоведении диалектика души - это понятие, с помощью которого обозначают воспроизводимые в произведении в деталях процессы: сначала зарождения, а затем и формирования у героев:

    • мыслей;
    • чувств;
    • настроений;
    • ощущений;
    • их взаимодействия;
    • изменения;
    • развития одних из других.

    А также это понятие включает в себя и описание самого психического процесса, показ его форм и закономерностей. Например, как любовь перерастает в ненависть или же любовь развивается из симпатии. Яркими примерами является диалектика души в романе «Война и мир» Л. Толстого, которая отражается во внутренних монологах Пьера Безухова, Андрея Болконского, Николая Ростова.

    Рассматриваемый нам термин был введен Н. Г. Чернышевским, когда он писал рецензию на повести Л. Н. Толстого "Детство", "Отрочество" и "Военные рассказы", опубликованные в журнале «Современник».

    Диалектика души у Толстого

    Герои произведений Льва Толстого - люди сложные, интересные, наполненные противоречиями. Автор не просто описывает их в определенные моменты жизни, он показывает развитие их судеб, характеров, личности. Именно этот принцип писателя и называют в литературе диалектикой души.

    Создавая образы героев, автор рассматривал восприятие ими происходящего в мире через призму нравственных ценностей. При этом герои близки ему, так как в произведениях чувствуется его собственный нравственный и духовный поиск, стремление к самосовершенствованию.

    Тонкий психологизм

    У Л. Толстого диалектика души находит отражение и в оригинальности выбираемых им средств изобразительного психологизма, являвшихся новаторскими для русской литературы того времени. Эти приемы не потеряли актуальности и в наши дни. Они вызывают восхищение глубиной психологического анализа и описания влияния событий на изменение личности героев, будь то их нравственное падение или возвышение.

    Например, писатель использовал внутренние монологи героев, как бы подслушивая их мысли, как в описании монолога князя Андрея под аустерлицким небом. Изображая неожиданные повороты в судьбах, автор раскрывал новые глубины в их душах через восприятие самих героев. Иллюстрацией к этому является влюбленность Наташи Ростовой в Анатоля Курагина или духовное перерождение Пьера Безухова, побывавшего в плену у французов.

    Толстым также использовались и сновидения, с помощью которых он старался донести детализированные впечатления Пьера, получаемые им от окружающего мира, показать, на чем именно заостряется его внимание.

    Через страдания и борьбу

    Диалектика души в романе «Война и мир» раскрывается и через изменение героев, через их духовный рост, который происходит в процессе внутренней борьбы и страданий. Им сопутствуют радости, горести, разочарования, взлеты и падения. То есть автор показывает героев в непростые для них минуты жизни, тем самым раскрывая все стороны их личности, в том числе и неприглядные.

    Через страдания проходят все главные герои бессмертной эпопеи Толстого, каждый по-своему, с присущими каждому из них взглядами на жизнь, привычками, нравственными установками, классовыми предрассудками, отношением к миру и окружающим.

    То есть образы писателем прописываются не поверхностно, а воспринимаются как реально существовавшие люди, которым сопереживаешь, с которыми вместе радуешься, набираешься жизненного опыта и открываешь для себя что-то новое.

    Наивный юноша

    Особенно ярко диалектика души в романе «Война и мир» просматривается через изображение развития одного из главных героев - Пьера Безухова. Автор знакомит нас с ним в самом начале произведения как с одним из посетителей модного салона Анны Шерер. По мнению экспертов, образ Пьера весьма близок Толстому в плане того, что через него выражены многие важные мысли и направления духовных исканий автора.

    Жизнь и характер Пьера, как князя Андрея и Наташи, изображены в динамике, то есть в непрекращающемся развитии. Толстым делается акцент на почти детской доверчивости, доброте, искренности и чистоте мыслей юного Безухова. Сначала он без сопротивления и даже с удовольствием идет на поводу у окружающих, подчиняется им, наивно веря в их благосклонность и доброжелательность.

    Так он попадает в сети князя Василия и становится добычей для масонов. Всех их привлекает в Пьере его большое состояние. По словам автора, повиновение для молодого человека было не то что добродетелью, а воспринималось им как истинное счастье.

    От великого человека до антихриста

    Одним из заблуждений молодого Пьера являлось его увлечение Наполеоном Бонапартом, стремление подражать ему. Сначала он восторгается французом, называя его великим человеком, защитником революционных завоеваний, представляет себя в роли благодетеля, а в будущем и освободителя крестьян.

    Затем, в 1812 году, он хочет уже избавить всех от Бонапарта, называя его антихристом. Стремление героя к возвышению над окружающими, пусть и во имя благородных целей, в итоге загоняет его в духовный тупик. Здесь автор на примере молодого человека подводит читателя к мысли о том, что несостоятельными являются и слепое повиновение воле других, и такой взгляд на жизнь, который признает за одними безусловное право повелевать, а за остальными - обязанность находиться у них в подчинении.

    Ценность «негероической» жизни

    Молодой Безухов выступает в романе в качестве представителя интеллектуальной элиты российских дворян. Он с презрением относится ко всему «понятному» и «близкому», то есть к повседневной жизни, лишенной глобальных идей и возвышенных устремлений. Толстой называет это «оптическим самообманом», отчужденностью, неспособностью увидеть бесконечное и великое в простом, возможностью видеть в нем лишь мелкое, бессмысленное, житейское, ограниченное.

    Здесь у Толстого диалектика души героя отражена в духовном прозрении Пьера. Ему удалось постичь ценность обыденной, «негероической» жизни. После испытанных в плену унижений и увиденной изнанки отношений между людьми, после открытия им духовности в обычных русских людях, таких как Платон Каратаев, Пьер многое усвоил для себя.

    Он понял наконец, что счастье находится внутри самого человека, в удовлетворении его насущных потребностей. По словам Толстого, его герой научился видеть вечное, великое и бесконечное во всем окружающем. Он бросил трубу, через которую до этого смотрел поверх голов людей.

    Однако поиск истины дается Пьеру совсем не просто. Сопровождающая этот поиск нравственная напряженность в кризисные моменты еще больше усиливается. Нередко молодой человек ощущает неприятие окружающего мира, людей и самого себя. Все видится ему отвратительным, запутанным, бессмысленным. Но за бурными приступами отчаяния следует просветление. Пьер снова глядит на мир глазами счастливого человека, который постиг мудрость и простоту человеческих отношений.

    Новый Пьер

    Во время пребывания в плену Безухов в первый раз испытал чувство полного единения с окружающим миром. Снизошедшее на него просветление он ощущает и после освобождения - мироздание видится ему благоустроенным и разумным. Автор отмечает, что теперь у героя нет никаких планов, он не имеет цели, но имеет веру, но не в слова, мысли и правила, а веру в живого Бога, которого он постоянно ощущает.

    Пройденные Пьером Безуховым этапы заблуждений, разочарований, сменявших периоды духовного просветления, не рассматриваются как нравственная деградация, возвращение на более низкий уровень самосознания. Его путь - это сложная спираль, у которой каждый виток возводит героя на новый уровень духовной высоты.

    Апогеем раскрытия диалектики души в романе является знакомство в его заключительных строках с новым Пьером Безуховым. Это человек, который убежден в собственной нравственной правоте, но при этом он не стоит на месте, а видит один из возможных путей своего развития и его взаимосвязь с новой, грядущей эпохой и новыми жизненными обстоятельствами.

    ДИАЛЕКТИКА ДУШИ

    Понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм (перерастание любви в ненависть или возникновение любви из симпатии и т. п.). Например, в романе Л.Н. Толстого "Война и мир": Т. II, ч. II, гл. 1 (внутренний монолог Пьера); Т. IIII, ч. III, гл. XXXI (внутренний монолог князя Андрея); Т. IV, ч. I, гл. 7 (внутренний монолог Николая Ростова). Д. д. - одна из форм психологического анализа (см. психологизм) в художественном произведении. Термин Н.Г. Чернышевского (впервые появился в литературоведении в рецензии на повести Л.Н. Толстого "Детство" и "Отрочество" и "Военные рассказы"): "...Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого - влияние общественных отношений и житейских столкновений на характеры; третьего - связь чувств с действиями; четвертого - анализ страстей; графа Толстого всего более - сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души, чтобы выразиться определенным термином... Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других... как чувство, непосредственно возникающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний..." ("Современник". 1856, № 12).

    Словарь литературоведческих терминов. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДИАЛЕКТИКА ДУШИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ДИАЛЕКТИКА
      философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и - соответственно - конституирующаяся в историко-философской …
    • ДИАЛЕКТИКА в Высказываниях известных людей:
    • ДИАЛЕКТИКА в Словаре Одно предложение, определения:
      - наука завираться по правилам. Поль …
    • ДИАЛЕКТИКА в Афоризмах и умных мыслях:
      наука завираться по правилам. Поль …
    • ДИАЛЕКТИКА в Большом энциклопедическом словаре:
      [от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный …
    • ДИАЛЕКТИКА
      [греч. dialektike (technе) - искусство вести беседу, спор, от dialegomai - веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, …
    • ДУШИ
      Так называется струя воды, пара или газа, направленная с известной высоты, с определенною силою на одну или несколько частей тела. …
    • ДИАЛЕКТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      (от греч. ???????????) — ?скусство вести беседу. Аристотель считает Зенона, философа элейской школы, родоначальником Д. Диалектика Зенона состоит в опровержении, …
    • ДИАЛЕКТИКА в Современном энциклопедическом словаре:
    • ДИАЛЕКТИКА
      [от греческого dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный …
    • ДИАЛЕКТИКА в Энциклопедическом словарике:
      и, мн. нет, ж. 1. Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод …
    • ДИАЛЕКТИКА в Энциклопедическом словаре:
      , -и, ж. 1. Философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод …
    • ДИАЛЕКТИКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ДИАЛ́ЕКТИКА [от греч. dialektik; (techne) - искусство вести беседу, искусство спора], филос. метод; в системе ср.-век. образования - одно из …
    • ДУШИ
      ? Так называется струя воды, пара или газа, направленная с известной высоты, с определенною силою на одну или несколько частей …
    • ДИАЛЕКТИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      (от греч. ???????????) ? искусство вести беседу. Аристотель считает Зенона, философа элейской школы, родоначальником Д. Диалектика Зенона состоит в опровержении, …
    • ДИАЛЕКТИКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      диале"ктика, диале"ктики, диале"ктики, диале"ктик, диале"ктике, диале"ктикам, диале"ктику, диале"ктики, диале"ктикой, диале"ктикою, диале"ктиками, диале"ктике, …
    • ДИАЛЕКТИКА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
      -и, только ед. , ж. 1) Философское учение о наиболее общих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, …
    • ДИАЛЕКТИКА в Новом словаре иностранных слов:
      (гр. dialektike) 1) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве …
    • ДИАЛЕКТИКА в Словаре иностранных выражений:
      [гр. dialektike] 1. наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и …
    • ДИАЛЕКТИКА в Словаре синонимов Абрамова:
      [по злоупотреблению - искусство убедительного пустословия, ловкого спора (Даль)] см. …
    • ДИАЛЕКТИКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      ж. 1) Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся …
    • ДИАЛЕКТИКА в Словаре русского языка Лопатина:
      диал`ектика, …
    • ДИАЛЕКТИКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
      диалектика, …
    • ДИАЛЕКТИКА в Орфографическом словаре:
      диал`ектика, …
    • ДИАЛЕКТИКА в Словаре русского языка Ожегова:
      Obs искусство вести спор диалектика самый процесс такого движения и развития Д. истории. диалектика философское учение о всеобщих связях, о …
    • ДИАЛЕКТИКА в Словаре Даля:
      жен. , греч. умосложение, логика на деле, в прении, наука правильного рассуждения; по злоупотреблению, искусство убедительного пустословия, ловкого спора, словопрения. …
    • ДИАЛЕКТИКА в Современном толковом словаре, БСЭ:
      [от греч. dialektike (techne) - искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный …
    • ДИАЛЕКТИКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      диалектики, мн. нет, ж. (греч. dialektike). 1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, как …
    • ДИАЛЕКТИКА в Толковом словаре Ефремовой:
      диалектика ж. 1) Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно …
    • ДИАЛЕКТИКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    • ДИАЛЕКТИКА в Большом современном толковом словаре русского языка:
      ж. 1. Философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся …
    • ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      природы", выдающееся философское произведение Ф. Энгельса, содержащее наиболее развёрнутое изложение диалектико-материалистического понимания важнейших проблем теоретического естествознания. "Д. п." - незаконченное …
    • ФЕДОН, ИЛИ О БЕССМЕРТИИ ДУШИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
    • МИСТИКА в Новейшем философском словаре:
      (греч. mistikos - таинственный) - сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически …
    • ЛЕРМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Лермонтов, Михаил Юрьевич - гениальный русский поэт. Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская …
    • ЧИЧИКОВ в Литературной энциклопедии:
      - герой поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз. назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). …
    • ФИЛОСОФИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      (греч. philosophia, буквально v любовь к мудрости, от phileo v люблю и sophia v мудрость), форма общественного сознания; учение об …
    • ПРОТИВОРЕЧИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      1) диалектическое - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве …
    • ЯЗЫЧЕСТВО ГРЕКО-РИМСКОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      § 1) Анимизм в тесном смысле слова (культ душ). Древнейшей ступенью греко-римской религии мы должны признать ту, которая является для …
    • ЭКГАРТ МЕЙСТЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      (Meister Eckhart) — выдающийся немецкий мистик-богослов. Родился около 1260 г., вероятно, в Тюрингии. Поступил в ранней юности в доминиканский орден; …
    • ФЕДР, ДИАЛОГ ПЛАТОНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      один из лучших в художественном и философском отношении диалогов Платона, признаваемый подлинным по единогласному приговору как древности, так и современной …
    • ФЕДОН, ДИАЛОГ ПЛАТОНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
    • УЛЬРИЦИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      (Герман) — немецкий философ, (1806—1884); был профессором в Галле. Одно из первых его сочинений: "Ueber Princip u. Methode d. Hegeischen …
    • ПСИХОЛОГИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      наука о душе (греч. ???? — душа и????? — понятие, слово). Создателем ее считают Аристотеля, написавшего сочинение "О душе", …
    • ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ В РОССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      I Введение в России П. подати в царствование Петра I вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью найти источники …
    • ЛЕЙБНИЦ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      (Готфрид-Вильгельм Leibniz) — знаменитый философ; род. в Лейпциге, 1 июля 1646 г. Его отец, Фридрих Л., проф. нравственной философии в …
    • БЕССМЕРТИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      т. е. существование человеческой личности в какой бы то ни было форме и за гробом — представление, весьма распространенное и …
    • ДУША в Энциклопедическом словаре:
      , -и, вин. душу, мн. души, душ, душам, ж. 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Предан душой и телом …

    Идет к новому пониманию человеческого характера. Мы уже видели, как в повести “ ” “мелочи” и “подробности” детского восприятия размывают и расшатывают устойчивые границы в характере взрослого Николая Иртеньева. То же самое наблюдается и в “Севастопольских рассказах”. В отличие от простых солдат у адъютанта Калугина показная, “нерусская” храбрость. Тщеславное позерство типично в той или иной мере для всех офицеров-аристократов, это их сословная черта. Но с помощью “диалектики души”, вникая в подробности душевного состояния Калугина, Толстой подмечает вдруг в этом человеке такие переживания и чувства, которые никак не укладываются в офицерский кодекс аристократа и ему противостоят. Калугину “вдруг сделалось страшно: он рысью пробежал шагов пять и упал на землю…”. Страх смерти, который презирает в других и не допускает в себе аристократ Калугин, неожиданно овладевает его душой. В рассказе “Севастополь в августе” солдаты, укрывшись в блиндаже, читают по букварю: “Страх смерти - врожденное чувствие человеку”. Они не стыдятся этого простого и так понятного всем чувства. Более того, это чувство оберегает их от поспешных и неосторожных шагов. Наведя на внутренний мир Калугина свой “художественный микроскоп”, Толстой обнаружил в аристократе душевные переживания, сближающие его с простыми солдатами. Оказывается, (*98) и в этом человеке живут более широкие возможности, чем те, что привиты ему социальным положением, офицерской средой. Тургенев, упрекавший Толстого в чрезмерной “мелочности” и дотошности психологического анализа, в одном из своих писем сказал, что художник должен быть психологом, но тайным, а не явным: он должен показывать лишь итоги, лишь результаты психического процесса. Толстой же именно процессу уделяет основное внимание, но не ради него самого. “Диалектика души” играет в его большую содержательную роль. Последуй Толстой совету Тургенева, ничего нового в аристократе Калугине он бы не обнаружил. Ведь естественное чувство страха смерти в Калугине не вошло в его характер, в психологический “результат”: “Вдруг чьи-то шаги послышались впереди его. Он быстро разогнулся, поднял голову и, бодро побрякивая саблей, пошел уже не такими скорыми шагами, как прежде”. Однако “диалектика души” открыла Калугину перспективы перемен, перспективы нравственного роста.

    Психологический анализ Толстого вскрывает в человеке бесконечно богатые возможности обновления. Социальные обстоятельства очень часто эти возможности ограничивают и подавляют, но уничтожить их вообще они не в состоянии. более сложное существо, чем те формы, в которые подчас загоняет его . В человеке всегда есть резерв, есть душевный ресурс обновления и освобождения. Чувства, только что пережитые Калугиным, пока еще не вошли в результат его психического процесса, остались в нем недовоплощенными, недоразвившимися. Но сам факт их проявления говорит о возможности человека изменить свой характер, если отдаться им до конца. Таким образом, “диалектика души” у Толстого устремлена к перерастанию в “диалектику характера”. “Одно из самых обычных и распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д.,- пишет Толстой в романе “Воскресение”.- Люди не бывают такими. Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умен, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот; но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинокая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, (*99) то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою”. “Текучесть человека”, способность его к крутым и решительным переменам находится постоянно в центре внимания Толстого. Ведь важнейший мотив биографии и творчества писателя - движение к нравственной высоте, самоусовершенствование. Толстой видел в этом основной путь преобразования мира. Он скептически относился к революционерам и материалистам, а потому вскоре ушел из редакции “Современника”. Ему казалось, что революционная перестройка внешних, социальных условий человеческого существования - дело трудное и вряд ли перспективное. Нравственное же самоусовершенствование - дело ясное и простое, дело свободного выбора каждого человека. Прежде чем сеять добро вокруг, надо самому стать добрым: с нравственного самоусовершенствования и нужно начинать преобразование жизни.

    Отсюда понятен пристальный интерес Толстого к “диалектике души” и “диалектике характера” человека. Ведущим мотивом его творчества станет испытание на изменчивость. Способность человека обновляться, подвижность и гибкость его духовного мира, его психики являются для Толстого показателем нравственной чуткости, одаренности и жизнеспособности. Окажись невозможными в человеке эти перемены - рухнул бы взгляд Толстого на мир, уничтожились бы его надежды. Толстой верит в созидательную, преобразующую мир силу художественного слова. Он пишет с убеждением, что его искусство просветляет человеческие души, учит “полюблять жизнь”. Подобно Чернышевскому, он считает литературу “учебником жизни”. Он приравнивает писание романов к конкретному практическому делу, которому часто отдает предпочтение в сравнении с литературным трудом.

    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » От “диалектики души” - к “диалектике характера” . Литературные сочинения!