Open
Close

Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. М

Тема: «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности.

Цели:

1) анализ произведения: выявить особенности романа «Герой нашего времени» как психологического произведения; проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; выявить авторское отношение к герою в целом и понять причины трагедии Печорина;

2) обучение монологической речи, развитие навыка выразительного чтения;

3) воспитание интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.

Оборудование:

иллюстрации к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Созданием романа «Герой нашего времени» Лермонтов внёс огромный вклад в развитие русской литературы, продолжив пушкинские реалистические традиции. М.Ю. Лермонтов обобщил в образе Печорина типичные черты молодого поколения своей эпохи, 30 – х годов XIX века, эпохи, наступившей после разгрома декабристского восстания в России, когда преследовались вольнолюбивые взгляды, когда лучшие люди того времени не могли найти применения своим знаниям и способностям, преждевременно утрачивали молодость души, опустошали жизнь погоней за новыми впечатлениями. Именно такова судьба Григория Печорина – главного героя лермонтовского романа.

Тема сегодняшнего урока –«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Роман о незаурядной личности»

Как вы понимаете выражение «незаурядная личность»?

(Необычная, выделяющаяся среди других)

Мы должны выяснить, в чём незаурядность личности Печорина.

А кроме того, мы должны выявить, в чем состоит психологизм романа.

Как вы понимаете значение слова «психологизм»?

(Запись в тетради: Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний.

(Толковый словарь)

III. Проверка домашнего задания.

В чём особенность композиции произведения?

(Роман состоит из 5 самостоятельных повестей. Центральный герой, Печорин, связывает воедино все части романа. Повести расположены так, что явно нарушается хронология жизни героя.

Вам нужно было восстановить фабулу произведения. Вспомните, что такое Фабула?

(Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности.)

Сюжетный порядок Фабульный порядок

1. «Бэла» 4

2. «Максим Максимыч» 5

3. «Тамань» 1

4. «Предисловие к журналу Печорина» 6

5. «Княжна Мери» 2

6. «Фаталист» 3

(Автор использует принцип от «внешнего» к «внутреннему» раскрытию характера главного героя. Сначала о Печорине рассказывают другие люди (Максим Максимыч, офицер «Путешествующий по казённой надобности»). Потом Печорин сам рассказывает о себе в повестях «Тамань», «Фаталист», а также в своём дневнике – исповеди.)

IV. Работа по теме урока (анализ произведения)

1) Работа над вопросами:

В первой главе мы видим Григория Александровича Печорина глазами Максима Максимыча. Что вы можете сказать об этом человеке?

(Штабс – капитан, проведший большую часть жизни в кавказской крепости, способен точно воспроизвести внешний ход событий, но не может объяснить их. Он далёк от понимания душевных поисков героя. Мотивы его поступков для Максима Максимыча необъяснимы. Он замечает только «странности героя»)

Что вы узнали из повести «Бэла» о жизни Печорина в крепости?

О каких чертах характера говорят его поступки?

(Печорин имеет блестящий аналитический ум, он оценивает людей, мотивы их поступков, а, с другой стороны, им быстро овладевает скука, у него нет цели в жизни.)

Что вы узнали о жизни Печорина до появления в крепости?

Как в этом эпизоде проявляется психологизм?

(Мы видим здесь не только описание жизни, но и душевные переживания героя)

При каких обстоятельствах мы встречаем героя, читая главу «Максим Максимыч»?

Кто описывает портрет Печорина

Что показалось необычным во внешности героя?

(Сочетание белокурых волос и чёрных глаз, «глаза не смеялись, когда он смеялся» .Автор делает вывод, что это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти.)

Изменился ли Печорин после отъезда из крепости?

(Возросли равнодушие Печорина к жизни, к людям, апатия, эгоизм.)

С какой целью рассказчик печатает «Журнал Печорина»?

(Показать историю души человеческой)

Кто выступает в качестве рассказчика в повести «Тамань»?

А кто является главным героем?

Каким показал себя Печорин в столкновении с контрабандистами, как раскрывается его характер?

(Печорин оказывается в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов. Но постепенно он выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Стремление вмешиваться в события говорит об активности героя, он не хочет довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни.)

О каких сторонах характера позволяет судить повесть «Тамань»

(Активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, наблюдательность)

Почему, имея такие возможности в характере, Печорин не кажется счастливым?

(Все его действия не имеют глубокой цели. Он активен, но активность не нужна ни ему ни другим. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит несчастье людям. Нет в его жизни цели, действия его случайны).

В повести «Княжна Мери» мы видим Печорина в Пятигорске.

Как сложились его отношения с «водяным обществом»?

Как складываются отношения Печорина с Грушницким?

Проанализируйте историю отношений Печорина с княжной Мери.

(История обольщения Мери основана на знании человеческого сердца. Значит, Печорин прекрасно разбирается в людях)

Как и почему складываются отношения Печорина и Веры?

На что указывает трагическая сцена погони за Верой?

(Его любовь к Вере пробуждается с новой силой именно тогда, когда возникает опасность навсегда потерять единственную женщину, которая понимала его.)

Почему герой не находит счастья в любви? Как говорит об этом он сам?

(Зачитайте отрывки)

«Фаталист»

Как Печорин испытывает судьбу?

О чём говорит его поступок?

V. Работа с иллюстрациями.

1) Иллюстрация Л. М. Непомнящего к роману «Герой Нашего времени»

«Смерть Бэлы»

Задание:

1. Описать иллюстрацию

2. Найти строки из текста, которые передают состояние героев иллюстрации

(На переднем плане рисунка запечатлён потрясённый смертью Бэлы Максим Максимыч. В проёме двери возле кровати Бэлы виден изображённый в рост Печорин. Лицо его выражает столь же сложные чувства, как и в лермонтовском повествовании («… Я во все времена не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владел собою – не знаю…», « …его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя»)

2) Иллюстрация Л.Е. Фейнберга к роману «Герой нашего времени»

«Печорин и странствующий офицер»

3) Иллюстрация П. Я. Павлинова «Печорин и контрабандистка»

VI. Итог урока

В чём незаурядность личности Печорина?

В чём состоит психологизм романа?

Характер Печорина нельзя оценить однозначно. В нём причудливо переплелось плохое и хорошее, добро и зло. Дело в том, что в своих поступках он исходит из собственных эгоистических побуждений. Собственное «я» - это цель, а все окружающие люди только средство для удовлетворения желаний этого «я». Печоринский индивидуализм сформировался переходную эпоху, признаком которой было отсутствие высокой цели, общественных идеалов.

VI. Задание на дом:

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова


Весь роман воспринимался как глубоко реалистическое произведение. Сам Лермонтов подчеркивал именно такой характер своего романа, противопоставляя его героя «романтическим злодеям» и отмечая, что в нем «больше правды». Реалистичность замысла Лермонтова подкрепляется иронической трактовкой выспреннего романтика Грушницкого. Самое слово «романтический», несколько раз встречающееся в тексте романа, всегда употребляется автором с ироническим оттенком.

Реализм романа Лермонтова отличается от пушкинского, ему присущи свои особенности. Лермонтов сосредоточивает внимание читателя на психике героев, на их внутренней борьбе. Жанр накладывает отпечаток и на композицию произведения - именно поэтому Лермонтов нарушил хронологию событий, чтобы глубоко раскрыть внутренний мир Печорина. Поэтому Печорин сначала нам показан таким, каким его видел Максим Максимыч, кругозор которого предопределил неполное раскрытие облика героя («Бэла»). Затем о Печорине нам кратко повествует автор («Максим Максимыч»). После этого повествование уже ведется от лица самого Печорина.

Сначала он записывает в свой дневник приключение, произошедшее с ним в Тамани, Только тогда образ, с каждой повестью все более интриговавший нас, делается понятным («Княжна Мери»). Последняя из повестей вносит уточняющие штрихи в волевой образ персонажа(«Фаталист»). В этой главе Лермонтов рассуждает о существовании предопределения судьбы человека.

Эта проблема после событий 14 декабря волновала многих представителей русской интеллигенции как вопрос об общественно-политической борьбе или пассивном подчинении обстоятельствам. Лермонтов в «Фаталисте» своеобразно обосновывает убеждение, что «человек должен быть деятелен, горд, силен, смел в борьбе и опасности, неподвластен и непокорен обстоятельствам». «Это - позиция вызова, непримиримости, безустанного отрицания». В итоге «Фаталист» не только более рельефно раскрывает волевой характер Печорина, но и более отчетливо определяет прогрессивное значение всего романа.

Эта своеобразная композиция находится в связи с основными принципами раскрытия характера героя. Лермонтов сознательно ограничивается самыми скупыми данными о прошлом Печорина, Почти совсем устраненной оказывается и бытовая живопись: Печорин чрезвычайно мало говорит об условиях своей жизни, предметах, его окружающих, привычках, ему присущих. Эта манера изображения существенно отличается от той, к которой приучил читателей Пушкин.

Все внимание сосредоточивается на внутреннем мире персонажа. Даже портретная зарисовка его при всей своей обстоятельности не столько стремится дать полное изображение внешности героя, сколько через эту внешность показать противоречия его внутреннего мира.
Большой глубиной отличаются портретные характеристики, данные от лица героя. Особенным богатством и разнообразием отличается описание внешности, игры глаз, характеристичности движений Мери Литовской. Словно предчувствуя портретную живопись Л. Толстого, Лермонтов через посредство своего героя показывает внутренний мир бедной княжны, которая старается скрыть свою любовь напускной холодностью.

Особенно углубленным психологическим анализом характеризуется вообще вся центральная часть романа - «Дневник Печорина».
Роман впервые за историю русской литературы так глубоко своей личности. Переживания его квалифицируются со «строгостью судьи и гражданина». Единый поток ощущений разлагается на составные части: «Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувства кипели тогда в груди моей: то была и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба».

Привычка к самоанализу дополняется навыками беспрестанного наблюдения над окружающими. Все взаимодействия Печорина с другими персонажанми романа являются только психологическими экспериментами, которые забавляют героя своей сложностью.

«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа» Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа» (М.Ю.Лермонтов) (М.Ю.Лермонтов) Понять - это и есть цель нашего урока.




Максим Максимыч – штабс- капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своём веку. Добрый человек, но ограниченный. Провёл немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в «странностях» своего аристократического сослуживца, человека слишком далёкого от него социального круга. Максим Максимыч – штабс- капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своём веку. Добрый человек, но ограниченный. Провёл немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в «странностях» своего аристократического сослуживца, человека слишком далёкого от него социального круга.


Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально- культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нём может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина «…видел…только раз…в жизни на большой дороге» Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально- культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нём может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина «…видел…только раз…в жизни на большой дороге» Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет своё мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет своё мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.


И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя – человека искреннего, «кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки»; человека зрелого ума и нетщеславного. И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя – человека искреннего, «кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки»; человека зрелого ума и нетщеславного. А где же автор? Почему он как бы уходит за кулисы? Повествования, «передоверяет повествование посредникам? А где же автор? Почему он как бы уходит за кулисы? Повествования, «передоверяет повествование посредникам?


Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения? Сюжет – совокупность событий художественного произведения. Сюжет – совокупность событий художественного произведения. 1. «Бэла» /4/ 1. «Бэла» /4/ 2. «Максим Максимыч» /5/ 2. «Максим Максимыч» /5/ 3.«Предисловие «Журналу Печорина»/6 3.«Предисловие «Журналу Печорина»/6 4. «Тамань» /1/ 4. «Тамань» /1/ 5. «Княжна Мери» /2/ 5. «Княжна Мери» /2/ 6. «Фаталист»/3/ 6. «Фаталист»/3/


Восстановите хронологический порядок событий. «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт –Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани; «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт –Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани; «Княжна Мери»: 10 мая -17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведён в крепость под начальство Максима Максимыча; «Княжна Мери»: 10 мая -17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведён в крепость под начальство Максима Максимыча;


«Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя», а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя», а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем.


Восстановим картину, сделанных Лермонтовым, «хронологических смещений» Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развёртываются от начала изображаемой цепи событий к её середине. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развёртываются от начала изображаемой цепи событий к её середине.


Почему Лермонтов нарушает хронологию событий? Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман. Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы


Сюжетом становится «история души человеческой» Сюжетом становится «история души человеческой» Лермонтов даёт нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник Лермонтов даёт нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник


Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим. Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим. Добрый, но ограниченный Максим Максимыч. Добрый, но ограниченный Максим Максимыч. Офицер- повествователь. Офицер- повествователь. «Наблюдения ума зрелого над самим собою». «Наблюдения ума зрелого над самим собою».


В.Г.Белинский утверждал, что роман «несмотря на его эпизодическую отрывочность, нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его автор: иначе вы прочтёте две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать» В.Г.Белинский утверждал, что роман «несмотря на его эпизодическую отрывочность, нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его автор: иначе вы прочтёте две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать»


М.Ю.Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе М.Ю.Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе



Слайд 1

Первый психологический роман в русской литературе.
Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»

Слайд 2

И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов
Печально я гляжу на наше поколенье…
И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови…

Слайд 3

История души человеческой
Впервые в русской литературе герой подвергает себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои поступки - самооценке.

Слайд 4

«Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его»

Слайд 5

Построение романа «Герой нашего времени»
Раскрытие характера героя Лермонтовым
Сначала показывает, как понимает его или не понимает служака Максим Максимыч «Бэла»
умный и проницательный автор-повествователь наблюдает за Печориным «Максим Максимыч»
Раскрытие Печорина в собственном дневнике «Журнал Печорина»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
Хронология событий: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч».

Слайд 6

Психологический портрет главного героя.
Перекрестная характеристика другими персонажами, постепенное «узнавание» героя. в восприятии Максима Максимыча (через сознание простого человека), в восприятии «издателя» (близкая к авторской позиция), через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

Слайд 7

Печорин - типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. «Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Герой 1830-х годов (это было время реакции после поражения декабристов) - разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единственное, что он ценит, - это собственная свобода: «Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам».

Слайд 8

Все, кто сталкивается с Печориным, становятся несчастными:
из пустой прихоти он вырвал из привычной жизни Бэлу и погубил ее
ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради жажды приключений он разорил гнездо контрабандистов
не задумываясь о травме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу
он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство
разрушил жизнь Веры - единственного человека, сумевшего понять его

Слайд 9

«…невольно разыгрывал жалкую роль палача или предателя…» Печорин объясняет, почему он стал таким: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Слайд 10

Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в самооценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Трагедия героя в том, что он «не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».

Слайд 11

Вопросы и задания к семинару (работа по группам):
«В дружбе один раб другого». Дружба в жизни Печорина.
«Я никогда не делался рабом любимой женщины». Любовь в жизни Печорина.
Печорин и Максим Максимыч Печорин и Грушницкий Печорин и Вернер Печорин и Вулич
Печорин и Бэла Печорин и девушка-ундина Печорин и Мери Печорин и Вера

Слайд 12

Печорин и Максим Максимыч Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина? Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Печорин и Грушницкий Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие? Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров? Печорин и Вернер Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни? Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера? Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина? Печорин и Вулич Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов? Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив?

Слайд 13

Примерная схема на семинаре:

Слайд 14

Печорин и Бэла Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина? Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле? Печорин и девушка-ундина Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого? Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? Печорин и Мери Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери? Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери? Каков композиционный смысл образа Мери? Печорин и Вера Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу? Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке? Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

В романе “Герой нашего времени” Лермонтов развил реали­стическую тенденцию, заложенную в русской литературе твор­чеством Пушкина, и дал образец реалистического психологиче­ского романа. Глубоко и всесторонне раскрыв внутренний мир своих героев, писатель рассказал “историю души человеческой”. При этом характеры героев определены временем и условиями существования, многие поступки зависят от нравов определен­ной социальной среды (“простой человек” Максим Максимыч, “честные контрабандисты”, “дети гор”, “водяное

общество”). Лермонтов создал социально-психологический роман, в кото­ром судьба отдельного человека зависит как от общественных отношений, так и от самого человека.

Впервые в русской литературе герои подвергали себя, свои отношения с окружающими беспощадному анализу, свои по­ступки – самооценке. Лермонтов диалектически подходит к ха­рактерам героев, показывая психологическую сложность, неод­нозначность их, проникая в такие глубины внутреннего мира, которые были недоступны прежней литературе. “Во мне два че­ловека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыс­лит и судит его”, – говорит Печорин. В своих героях Лермонтов стремится запечатлеть не статичное, а уловить динамику пере­ходных состояний, противоречивость и разнонаправленность мыслей, чувств и поступков. Человек предстает в романе во всей сложности его психологического облика. Больше всего это отно­сится, конечно, к изображению Печорина.

Для создания психологического портрета героя Лермонтов прибегает к перекрестной характеристике его другими персона­жами. С разных точек зрения рассказывается какое-либо одно событие, что позволяет полнее понять и четче изобразить пове­дение Печорина. Изображение героя построено на принципе постепенного “узнавания”, когда герой дан то в восприятии Мак­сима Максимыча (через народное сознание), то “издателя” (близ­кая к авторской позиция), то через дневник самого Печорина (исповедь, самоанализ).

Глубокому постижению психологии героя служит и композиция романа. “Герой нашего времени” состоит из пяти повестей: “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист”. Это относительно самостоятельные произведения, объединенные образом Печорина. Лермонтов нарушает хронологическую по­следовательность событий. Хронологически повести должны были располагаться так: “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист”, “Бэла”, “Максим Максимыч”, предисловие к журналу Печорина. Смеще­ние событий обусловлено художественной логикой раскрытия характера. В начале романа Лермонтов показывает противоречивые поступки Печорина, трудно объяснимые для окружающих (“Бэла”, “Максим Максимыч”), затем дневник проясняет мотивы поступ­ков героя, углубляется его характеристика. Кроме того, повести группируются по принципу антитезы; рефлексирующему эгоисту Печорину (“Бэла”) противопоставлена цельность душевно добро­го Максима Максимыча (“Максим Максимыч”); “честным кон­трабандистам” с их свободой чувств, поступков (“Тамань”) про­тивоположна условность “водяного общества” с его интригами, завистью (“Княжна Мери”), В первых четырех повестях показано то воздействие, которое оказывает на формирование личности среда. В “Фаталисте” ставится проблема противодействия человека судь­бе, т. е. его способности противостоять или даже бороться с предо­пределенностью рока.

В “Герое нашего времени” Лермонтов образом Печорина про­должил тему “лишних людей”, начатую Пушкиным. Печорин – типичный представитель дворянской молодежи 1830-х годов. Об этом Лермонтов пишет в предисловии ко 2-му изданию романа: “Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколе­ния, в полном их развитии”.

Герой 1830-х годов – времени реакции после поражения де­кабристов – разочарованный в жизни человек, живущий без веры, без идеалов, без привязанностей. У него нет цели. Единст­венное, что он ценит, – это собственная свобода. “Я готов на все жертвы… но свободы своей не продам”.

Печорин возвышается над своей средой силой характера, пониманием пороков и недостатков общества. Ему противны фальшь и лицемерие, духовная пустота среды, в которой он вынужден был вращаться и которая морально искалечила героя.

Печорин от природы не лишен доброты, сочувствия; он смел и способен на самопожертвование. Его одаренная натура была рождена к активной деятельности. Но он плоть от плоти своего поколения, своего времени – в условиях деспотизма, в “глухие годы” его порывы не могли быть реализованы. Это опустошило его душу, сделало из романтика скептика и пессимиста. Он убе­жден только в том, что “жить скучно и гадко”, а рождение – это несчастье. Его презрение и ненависть к высшему свету перерас­тают в презрение ко всему окружающему. Он превращается в холодного эгоиста, доставляющего даже милым и добрым лю­дям боль, страдания. Все, кто сталкивается с Печориным, ста­новятся несчастными: из пустой прихоти он вырвал из привыч­ной жизни Бэлу и погубил ее; ради того, чтобы удовлетворить свое любопытство, ради немного взбодрившего его приключе­ния он разорил гнездо контрабандистов; не задумываясь о трав­ме, которую наносит Максиму Максимычу, Печорин обрывает с ним дружбу; он принес страдания Мери, оскорбив ее чувства и достоинство, нарушил покой Веры – единственного челове­ка, сумевшего понять его. Он осознает, что “невольно разыгры­вал жалкую роль палача или предателя”.

Печорин объясняет, почему он стал таким: “Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, … лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли”. Он оказался жертвой и социальной среды, и собст­венной неспособности противостоять ее лицемерной морали. Но, в отличие от других, Печорин принципиально честен в само­оценках. Никто не может осудить его строже, чем он сам. Траге­дия героя в том, что он “не угадал этого назначенья, … увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; … утратил наве­ки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни”.

Глоссарий:

  • герой нашего времени первый психологический роман в русской литературе
  • герой нашего времени первый психологический роман
  • герой нашего времени психологический роман
  • почему герой нашего времени первый психологический роман
  • герой нашего времени первый реал роман в русской литературе

Другие работы по этой теме:

  1. И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие...
  2. “Герой нашего времени”, написанный в 1838-1839 го­дах на основе “Записок офицера” и романа “Княгиня Лиговская”, – первый крупный социально-психологический роман в русской прозе, объединяющий в...
  3. История романа “Герой нашего времени”. Написан в 1838-1840-х гг. В 1841 г. в свет выходит второе издание, в ко­торое автор включает предисловие с пояснением цели...
  4. Роман “Герой нашего времени” появился в столичных книжных магазинах в 1840 году. Публика отнеслась к этому произведению неоднозначно. Высшие правительственные круги и литераторы, близкие к...
  5. “Герой нашего времени” – первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический...
  6. Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек,...
  7. Каждый литературный герой – всегда частичка души своего творца. Любой писатель вкладывает в него свои взгляды, убеждения, идеалы. И каждый герой неизменно отражает черты своей...
  8. 1. Психологическая картина общества в романе. 2. Какой вопрос занимает Печорина? 3. Композиция романа. В романе “Герой нашего времени” – первом большом социально-психологическом произведении в...
  9. 1. Проблема личности в романе. 2. Особенности времени создания. 3. Трагизм Печорина. 4. Авторское отношение к герою. “Герой нашего времени”, милостивые государи мои, точно портрет,...