Open
Close

Искусство, музыка в жизни человека - аргументы. Сочинение на тему «Портрет Дориана Грея Нравственные проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Сочинение

В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд освещает важные проблемы, связанные с культурными, социальными и межличностными аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Уайльд через созданные им художественные образы раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению художника Бэзила, искусство - это определенное зеркало человеческой души, оно отображает чувство, направление, а также моральные качества человека. Художник будто вкладывает частичку собственной души в свое произведение, и его творение свидетельствует о духовном мире изображаемых людей.

Но будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Дориан положил бремя всей грязи своей души на свой портрет. Картина несла это бремя вплоть до смерти владельца, после которой возвратилась к первоначальному виду. В тесной связи с этой идеей возникает и образ лорда Генри. Он тоже был своеобразным творцом - творцом души Дориана. Его инструментом была ошибочная философия, которая пленила ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью, но в то же время подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное злом сердце.

Лорд Генри успокаивал совесть главного героя, заставлял не особо проявлять заботу о морали, и таким образом Дориан Грей начал свое падение в бездну. Вероятно, что у него оставалась еще возможность остановить свое падение, когда после самоубийства Сибиллы Вейн он с большим бременем на сердце размышляет о своем отношении к девушке, которое привело к трагическому концу. Тем не менее, лорд Генри, ужасно упрощая трагедию женских чувств, утверждает, что своей смертью она лишь исполнила свою последнюю роль актрисы.

Шаг за шагом Дориан Грей превращается из человека, который имеет хорошее и чистое сердце, в эгоиста и преступника, чем уничтожает собственную душу. Оскар Уайльд подчеркивает мысль, что только совесть способна контролировать жизнь человека, его поступки и хоть даже не исправлять их, но ставить в укор. Человек живет до тех пор, пока жива его совесть, которую способен уничтожить только он сам.Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» необыкновенен уже тем, что похож на реалистический, но не является таким. Это произведение - воплощение эстетизма Уайльда, его парадоксального мышления.

О чем же роман? Прежде всего, о том, какая связь между жизнью и искусством и что такое красота. Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через саму манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятия. Каждый из героев - воплощение какой-то стороны искусства, прекрасного. Бэзил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасной, как само искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои совершают поступки, которые нельзя считать прекрасными. Ярчайший пример лорд Генри, который с холодным цинизмом выворачивает даже моральные истины просто ради игры ума.

Так раскрывает Уайльд идею о том, что искусство не имеет ничего общего с истиной и моралью. Писатель показывает, куда может привести увлечение интеллектуальной игрой, которая не имеет целью ничего иного, кроме как самой игры. Ведь цель лорда Генри - не истина и красота, а утверждение собственной личности. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс - это гибель. Это область морали. Есть моральные основы, на которых держится человечество, и парадокс здесь неуместен, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло. А это недопустимо. Именно об этом рассказывает произведение искусства - портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, т.е. не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет снова остается прекрасным, возвратив недостатки Дориану.

О чем же свидетельствуют парадоксы Уайльда? Может, о том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное? А может, о том, что для красоты искусства необходимо искупление человеческих грехов, так как мораль и красота составляют гармонию?

Другие сочинения по этому произведению

Книга, которая произвела на меня неизгладимое впечатление Характеристика образа Дориана Грея Философско эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Вайльд освещает важные проблемы, связанные с культурным, социальным и межличностным аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Вайльд через созданные им художественные образа раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению художника Безила, искусство - это определенное зеркало людской души, оно отбивает чувство, направление, а также моральные качества человека. Художник будто вкладывает частичку собственной души в свое произведение, и его творение свидетельствует о духовном миру зображуванихлюдей.


Но будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Дориан положил бремя всего грязи своей души на свой портрет. Картина несла это бремя вплоть до смерти владельца, после которой вернулась к первоначальному виду


В тесной связи с этой идеей возникает и образ лорда Генри. Он тоже был своеобразным творцом - творцом души Дориана. Его инструментом была ошибочная философия, которая пленила ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью, но в то же время подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное зломсерце.


Лорд Генри успокаивал совесть главного героя, заставлял не весьма проявлять заботу о морали, и таким образом Дориан Грей начал свое падение в бездну. Вероятно, что у него оставалась еще возможность остановить свое падение, когда после самоубийства Сибилли Вейн он с большим бременем на сердце размышлял о своем отношении к девушке, которое привело до трагического конца. Однако, лорд Генри, ужасно упрощая трагедию женских чувств, утверждает, что своей смертью она лишь выполнила свою последнюю роль актрисы


Шаг за шагом Дориан Грей превращается из человека, который имеет хорошо и чистое сердце, на эгоиста и преступника, чем уничтожает собственную душу. Оскар Вайльд подчеркивает мысль, которая только совесть способна контролировать жизнь человека, ее поступки и хоть не исправлять их, но ставить в укор за них. Человек живой до тех пор, пока живая ее совесть, которая способна уничтожим только она самая


Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» необыкновенный уже тем, что похожий на реалистический, но не является таким. Это произведение - воплощение эстетизма Уайльда, его парадоксального мышления


О чем же роман? Прежде всего о том, какой связи между жизнью и искусством и что такое красота. Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через самую манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятие. Каждый из героев - воплощение какого-то бока искусства, прекрасного. Безил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасным, как самое искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои осуществляют поступки, которые нельзя считать за прекрасные. Наиболее ярко мыслит лорд Генри, который с холодным цинизмом выворачивает даже моральные истины просто ради игры ума. Так раскрывает Уайльд мысль о том, что искусство не имеет ничего общего с истиной и моралью. Писатель показывает, куда может завести увлечение интеллектуальной игрой, которая не имеет целью ничего, кроме самой игры. Ведь цель лорда Генри - не истина и красота, а самовивищення, утверждение собственной личности. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс - это гибель. Это область морали. Есть моральные принципы, которые держат человечество, и парадокс здесь неуместный, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло. А это недопустимое. Именно об этом рассказывает произведение искусства - портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, то есть не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет снова остается прекрасным, возвратив недостатки Дорианови.


О чем же свидетельствуют парадоксы Уайльда? Может, о том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное? А может, о том, что для красоты искусства необходимое искупление человеческих грехов, потому что мораль и красота составляют гармонию?

«Портрет Дориана Грея» - знаменитый роман английского писателя Оскара Уайльда, вызвавший немалый общественный резонанс и даже скандал сразу после публикации в Лондоне, в 1891 году. Сейчас это произведение пользуется огромной популярностью у читателей всего мира. Будет интересно сделать краткий анализ произведения «Портрет Дориана Грея», а на нашем сайте вы также можете найти его краткое содержание.

Принципы эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея»

Оскар Уайльд был сторонником принципов эстетизма – литературно-философского течения в английском искусстве конца XIX – начала XX вв. Основные положения изложены в предисловии к роману в виде афоризмов.

Эстетизм утверждает превосходство искусства над жизнью: воображение художника ценнее, чем простое копирование действительности. Оскар Уайльд говорит о бесполезности искусства в том смысле, что оно не должно преследовать какую-либо цель, оно служит для удовольствия человека, и анализ романа «Портрет Дориана Грея» это четко выявляет.

Проблематика романа «Портрет Дориана Грея»

В «Портрете Дориана Грея» раскрывается несколько тем, весьма важных в творчестве Уайльда. Даже прочитав краткое содержание романа, вы заметите это. Тема художника, творчества, силы искусства - центральные в романе. Бэзил Холлуорд – талантливый создатель портрета, поклонник красоты. Но в его представлении эстетическое и этическое, красота и мораль неразделимы. Поэтому он с тревогой следит за жизнью главного героя и упрекает его, пытаясь убедить отказаться от пороков. Отметьте эту мысль, если вы делаете краткий анализ «Портрет Дориана Грея».

Образ главного героя при анализе романа «Портрет Дориана Грея»

В произведении изображена жизнь Дориана Грея, поставившего во главу угла красоту и удовольствие. В первой главе он показан прекрасным юношей, внешняя красота которого гармонирует с его душевной чистотой. Впервые он задумывается о своей красоте, когда слышит восхищённые речи художника. Тогда им овладевает мысль о её недолговечности, и он готов отдать всё, чтобы сохранить её. Глядя на портрет, Дориан Грей произносит: пусть стареет портрет, сам он остаётся вечно молодым. Так и случается. Вся жизнь, переживания, страсти, пороки отражаются на портрете. Портрет становится отражением души героя. Здесь мы не приводим краткое содержание романа «Портрет Дориана Грея», но рассмотрим суть сюжета.

Впервые портрет изменяется, когда Дориан предаёт возлюбленную, Сибиллу Вейн. Девушка была актрисой в маленьком бедном театре, куда случайно зашёл Дориан. Она талантливо играла на сцене любовь шекспировских героинь. Молодые люди стали встречаться и признались друг другу в любви. Юноша решил показать её своим друзьям. Но в день спектакля она думала только о любви к Дориану, поэтому плохо играла. Друзья Дориана, как и он сам, были разочарованы. Юноша грубо высказывает возлюбленной своё разочарование и говорит, что больше не любит её. На следующий день он понял несправедливость упрёков, но было поздно: девушка отравилась. Лорд Генри приводит молодого человека к мысли, что в этом нет ничего страшного, и Дориан пренебрежительно вспоминает о знакомстве с ней. В этот момент, посмотрев на портрет, герой замечает, что около губ появилась жестокая складка. Что еще мы узнаем, проводя краткий анализ романа «Портрет Дориана Грея»?

Впоследствии Дориан предаётся порокам, скитается по трущобам, опускается всё ниже в нравственном отношении. Оскар Уайльд не рассказывает подробно о жизни героя, намекая лишь, что он опустился на самое дно в погоне за удовольствиями. О развращённости, жестокости Дориана упоминают многие герои произведения. Он живёт двойной жизнью: посещает светские рауты и грязные кварталы Ист-Энда, поражает всех неизменной красотой и с содроганием следит за ужасными изменениями портрета.

В конце концов, он в ярости набрасывается с ножом на собственный портрет, теперь скрытый от глаз на чердаке. Слуги находят безобразное, отталкивающее дряхлое тело, в котором только по перстню опознают хозяина, и прекрасный, сияющий молодостью портрет Дориана Грея – искусство остаётся нетленным. Анализ финала «Портрет Дориана Грея» показывает, что здесь воплощена центральная идея романа: «Что пользы человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу?»

Вы прочитали в данной статье краткий анализ романа «Портрет Дориана Грея», автором которого является Оскар Уайльд. В нашем литературном блоге вы найдете множество статей на подобную тематику, ознакомьтесь с ними. Вас также может заинтересовать

Проблематика романа «Портрет Дориана Грея»

Общая оценка идейного содержания творчества Оскара Уайльда считается установленной и завершенной. Западноевропейская критика пришла почти что к единодушному заключению, что щедро одаренный и глубоко несчастный художник был чистым эстетом и проповедником крайнего аристократического индивидуализма. Его высшим, верховным божеством была телесная красота, его религиозным культом -- поклонение изящной форме, а его нравственным законом -- гедонизм, признание единственной целью жизни человеку чувственные наслаждения.

Крупнейшим произведением Уайльда был роман «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray, 1890), в котором получили воплощение основные идейные и эстетические принципы писателя в годы расцвета его художественного творчества. Роман построен на интересном вымысле: красивый юноша Дориан Грей мечтает о том, чтобы молодость и красота никогда не покидали его. Художник Холуорд создаёт портрет, который обладает чудесным свойством -- на нём отпечатываются все последствия порочной жизни Дориана, тогда как сам Дориан сохраняет чистый, юношеский облик. .

Воплощение принципов эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея»

Понятия «прекрасное» и «красота» (Уайльд пишет это слово с прописной буквы) ставятся в произведение на самую верхнюю ступень иерархии ценностей. Поучения лорда Генри и их воплощение -- жизнь Дориана -- как будто вполне соответствуют такой расстановке. Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования («избранник -- тот, кто в прекрасном видит лишь одно -- Красоту») .

Буквально все уровни повествовательной структуры раскрывают позицию автора, его сложное отношение к красоте. Так, сюжет «Портрета Дориана Грея обнаруживает, что фабула -- не главное в романе. Фабульная завершенность возникает не в результате событийной завершенности, а в результате итоговой оценки автора. Если в реалистических произведениях сюжет -- способ раскрытия характеров, то роман Уайльда по типу сюжета ближе к произведениям романтическим, в которых «образ автора, как субъективная норма или идеал художника, густо окрашивает своими отсветами весь изображаемый мир» Оказывается, что сюжет романа Уайльда -- это некая иллюстрация точки зрения повествования. .

Английский поэт был настоящим романтиком и гедонистом, выдержавшим точку зрения эстетизма и гедонизма до конца, до ее логических неизбежных последствий. Дориан Грей, отражая, без сомнения, внутренний мир своего творца -- натура цельная, свободная, чуждая раздвоенности и расслабляющей рефлексии.

Одаренный всеми данными для того, чтобы взять из жизни максимум приятных чувственных ощущений, Дориан берет их, не отравляя радости удовлетворения ядом раскаяния.

Исход такого «злоупотребления» удовольствиями жизни был неминуем. Пресыщенный до последних пределов, Дориан Грей, исчерпав все формы наслаждения, сделав красоту и искусство своим религиозным мировоззрением, потерял под этим влиянием всякую эстетическую восприимчивость. И, потеряв ее, он ищет потерянную восприимчивость в диких, грубых, дисгармонических проявлениях. Он устраивает концерты, исполнителями которых являются «безумные» цыгане, негры, индусы игравшие на первобытных инструментах; «дикие интервалы, говорит О. Уайльд, и режущие ухо диссонансы варварской музыки возбуждали Дориана, в то время как изящество Шуберта, дивная скорбь Шопена и могучая гармония самого Бетховена не производили никакого впечатления на его слух».

Дориан пытается уничтожить свой портрет, портрет-символ, который с некоторых пор стал, словно живой двойник, отражать его пороки: лицо молодого человека оставалось прекрасным -- на портрет же ложились морщины. Юноша пытается таким способом убежать от реальности, которую, в свою очередь, так порицал Уайльд. Дориан ударил ножом портрет, однако убил себя: его тело, сделавшееся уродливым и жалким, нашел слуга, между тем на полотне вновь возник прекрасный и вдохновленный облик юноши.

Этой жестокой по отношению к Дориану Грею иронией Уайльд утверждал невозможность безоглядного наслаждения безотносительно к страданию других и вместе с тем торжество творчества над убожеством реальности .

В итоге Дориан карается только тогда, когда тот поднимает руку на прекрасное -- на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет. Все как будто бы согласуется с теоретическими воззрениями писателя. Вместе с тем финал романа может иметь и несколько иное истолкование. Мертвый человек, лежащий на полу, опознан его слугами лишь по кольцам на руках: «лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее». Сам облик мертвого Дориана антиэстетичен, а это обстоятельство позволяет даже в системе ценностей эстетизма прочитать наказание, понесенное за преступления .

Весь строй эстетических убеждений Оскара Уайльда значительно не совпадает с системой отсчета истинности и состоятельности существования героя по законам, декларированным викторианской этикой и согласно с нашими современными воззрениями на этот счет. О том, что доктрина эстетизма представляет собой по авторскому замыслу свод непременных правил, по которым следует интерпретировать роман, напоминает читателю лаконичное предисловие.

Двадцать пять изящных, остроумных афоризмов, составляющих это предисловие, могут быть восприняты как тезисное выражение системы воззрений, которая в ином виде и более пространно была изложена в диалогах и статьях, объединенных в книгу «Замыслы». Некоторые из этих афоризмов, сформулированных с предельным лаконизмом, куда более подробно и обстоятельно развернуты в диалогах.

Вместе с тем предисловие и сам роман как бы ведут между собою своеобразный диалог, в ходе которого согласие и противоречия чередуются. Выраженные афористично в отточенных фразах положения эстетической программы Уайльда проходят испытание «на прочность» в собственно фабульной части произведения. .

«Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все»,-- вспомним еще раз один из самых вызывающих афоризмов в предисловии». С ним перекликается другая сентенция; «Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля» [там же с.5].

Впрочем, у художника Бэзила Холлуорда, как нетрудно заметить, есть «этические симпатии» и даже некоторая склонность к морализированию; однако искусство Холлуорда находится вне сферы проявления этих качеств, а его морализаторству никак не влияет на друзей художника, разве что несколько утомляет их. Здесь Уайльд -- романист нисколько не противоречит Уайльду -- законодателю эстетизма.

Мысль о первичности искусства, отражающего лишь того, кто смотрится в него, «а вовсе не жизни»,-- мысль, заявленная на этот раз фрагментарно, получила развернутое выражение в диалоге «Упадок искусства лжи» ») .

Концепция Уайльда базируется на том, что Дориан сам по себе отражал эстетические взгляды автора, ставшие в дальнейшем его жизненной философией. Юноша представляет собой зеркало под названием «искусство», которое отражает в себе всю порочность и прозаичность жизни. И как последствие переносит это на полотно.

«Искусство отражает не жизнь, а того, кто наблюдает за ней», -- пишет Уайльд в своих письмах.

В романе переплетаются две совершенно противоположные концепции, которые, однако, являются их основой.

Первая: автор показывает стремление Дориана превратить жизнь в искусство, внести в неё красоту. С этой точки зрения роман является, несомненно, эстетическим произведением, в котором наряду с глубоким изучением души героя, подвергшегося эстетическому влиянию, прослеживается история его жизни, целью которой становится попытка Дориана сделать её похожей на красивый портрет. Дориан Грей -- денди, эстет, любитель прекрасного, окруживший себя утончённой роскошью. Исходя из того, что красота единственная высшая ценность, Дориан делает эту сторону бытия центром своего духовного существования.

Вторая концепция, получившая отражение в романе, парадоксальным образом противоречит первой: автор выявляет ограниченность эстетических взглядов Дориана, попавшего под «разрушительное обаяние» лорда Генри. Изощрённый эстетизм лорда Генри становится для него ловушкой. В этом можно усмотреть научно-философскую направленность романа, отразившего современные научные представления об эволюции личности и о причинах её деградации. .

Проблематика романа «Портрет Дориана Грея»

Конфликт между искусством и внутренним миром человека в романе «Портрет Дориана Грея»

«Портрет Дориана Грея» - исключительное произведение Оскара Уайльда, оставившее неизгладимый след в литературе. Это смело, ново и свежо настолько, что покорило сердца многих и заставило глубоко задуматься о ценности собственной жизни. С первых строк предисловия можно определить конфликт между внутренним миром человека и искусством. Автор имел дерзновение заявить: «Искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». Довольно остро афоризм рифмуется с гоголевским «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

Художник Бэзил утверждает, что искусство – зеркало души, оно способно отобразить не только чувства, но и моральные качества человека. Проблема «прекрасного» и «безобразного» легла в основу произведения и стала его лейтмотивом . Действительно, нет ни одного уродства души, которое бы не отразилось на лице и теле.

Все человеческие подлости и поступки не проходят бесследно для нервной системы и ложатся подобно маске на лицо, носить которую с каждым днем становится сложнее. Виртуоз слова Оскар Уайльд решил создать идеальный образ внешне, но гнилой и трухлявый изнутри – Дориана Грея. Все уродства души центрального персонажа отображались на портрете в то время как сам Дориан сохранял ангельское обличие и являлся примером для подражания в обществе.

Этот фактор свидетельствует о невероятной глухоте и слепоте социума и высшего круга к лести, подлости и черни. Пелены на глазах не было только у циника и скептика Лорда Генри, который подобно прозорливому хирургу видел «опухоль мозга» Дориана, как на рентгене. Он обнажил свои идеи: зачем заботиться о проявлениях совести, если по обыкновению для нее нет места в гиблой и пропитанной отсутствием моральных установок душонке?

Генри всегда шел ва-банк и умел рисковать: он нес ответственность за сказанные слова, но не нес ответственности за то, как скажутся его мысли на жизни окружения, в которое был вхож Дориан. Тем самым Грею был предписан «приговор», и он начал свое стремительное падение в бездну.

Когда художник создал портрет, он будто вложил частичку себя в произведение всей своей жизни, вот почему это творение свидетельствует о духовных ценностях человека. Однако будущее плода искусства, как нас уже предупредил в предисловии автор, определяет не сам творец, а непосредственно владелец творения. Дориан заложил в свою душу бремя грязи, а портрет выступил в качестве лакмусовой бумажки его выбора. Вот почему картина, не дававшая покоя Грею, несла это суровое бремя до самой смерти персонажа и только после его физической кончины обрела свой первоначальный вид.

Генри выступал своеобразным творцом души Дориана, в качестве его инструмента значилась ошибочная философия, пленившая ум юного глупца Грея революционными идеями и новаторством и при этом подпилившая изнутри соблазнами зла неопытное сердце. Генри оправдывал поступки Грея, реабилитируя его совесть. В результате герой поднялся в небо в мыслях о собственной непогрешимости и возможности оправдать любое действо. Генри был адвокатом души Грея, а тот не мог уже остановить собственное моральное падение. Даже на убийство Сибиллы Вейн у Лорда Генри нашлась оправдательная речь: до сумасшествия упрощая устройство женской души и трагедию чувств, он говорит, будто смерть ее стала последней ролью никчемной актрисы.

Таким образом, Грей трансформируется в преступника и эгоиста, уничтожая собственную душу. Автор в произведении не раз подчеркивает, что жизнь человека способна контролировать только совесть. Она ставит в укор поступки. Более того, человек жив, пока жива его совесть. Дориан сам уничтожил ее, и она превратилась в атавизм. Его ментальная смерть состоялась задолго до физической.