Open
Close

Концепция человеческой личности в поздних произведениях Н.В. Гоголя

В любом обществе, в любой отдельной социальной группе людей всегда есть такой человек, внешне ничем не отличающийся от остальных, неприметный, не выделяющийся из толпы. Таких людей обычно называют "маленькими людьми". Тема маленького человека" весьма актуальна в русской литературе во все времена. Не одно произведение посвятил Пушкин этой теме - например, в "Медном всаднике", Станционном смотрителе", он показывает читателю типичный образ "маленького человека"; затрагивают проблему также Чехов в повести "Человек в футляре", Лермонтов во многих своих поэмах, практически вся военная литература посвящена данной теме.

Не обошел стороной проблему "маленького человека" и Н.В. Гоголь. Он особо сильно всегда чувствовал переживания таких людей, был их "голосом" - посвятил немалую часть своего творчества "маленьким людям", и даже в произведениях, не посвященных главным образом этой теме, всегда встречался неприметный, простой человек, на которого всем было всё равно.

Говоря об образе "маленького человека" в творчестве Гоголя нельзя не упомянуть повесть "Шинель". Главный герой, Акакий Акакиевич Башмачкин, изображается как не очень замечательный, низенького роста, болезненного вида "один чиновник" в "одном департаменте". Гоголь сразу же говорит, что таких людей в стране огромное количество и они есть в каждом обществе. Башмачкина презирают, издеваются над ним; он получает крошечную зарплату, ходит в старой шинели, которая в один момент становится уже непригодной для того, чтобы ее надеть, поэтому единственной мечтой Акакия Акакиевича становится покупка новой шинели, и герой начинает жить этой мечтой. В конце он заболевает и умирает, однако мечта о шинели и месть за обиды продолжают жить - ходили слухи, что по городу бродит дух Башмачкина и сдирает шинели с чиновников.

В "Повести о капитане Копейкине" также главной является проблема "маленького человека". Главному герою повести оторвало руку и ногу на войне, и работать у него не было возможности, а жить на что-то нужно было. Тогда решил Копейкин ехать в Петербург к министру - просить "монаршей милости". Министр пообещал, что поможет, однако каждый день все откладывалось на завтра. В итоге Копейкину было сказано самому искать средств помочь себе. И он нашел - спустя два месяца появилась шайка разбойников, атаманом которой был капитан Копейкин.

Н.В. Гоголь не внушает мысли о том, что если не обращать на "маленьких людей" внимания, плохо к ним относиться, то они обязательно будут мстить. Поэт призывает относиться к ним как к равным, без презрения и издевательств. Гоголь понимал, что такие люди чувствуют, о чем мечтают и что переживают; он старался призвать людей к справедливому отношению через свое творчество. Такие попытки были и у других поэтов и писателей, поэтому в литературе существует огромное количество произведений на тему "маленького человека".

0

El_Storm

Из великих русских писателей вслед за Пушкиным обра­тился к теме маленького человека Гоголь. В его произведени­ях усилился социальный мотив противопоставления малень­кого человека, обладающего душой, власть имущим. Его маленький человек - это тоже по преимуществу мелкий чи­новник, чье сознание забито и унижено. Своего Акакия Ака­киевича (повесть «Шинель») Гоголь намеренно делает даже более забитым, чем это могло быть на самом деле, его круг интересов крайне убог и скуден, а жизненные стремления не простираются дальше покупки новой шинели. Поначалу этот герой представляется даже в комическом свете, но очень ско­ро этот налет комизма полностью снимается, уступая место трагизму. Гоголь с огромной силой дал почувствовать, что и в жизни маленького человека есть присутствие души, божест­венного начала, чего не видят равнодушные окружающие. Ка­залось бы, незначительное обстоятельство - кража новой шинели - становится для маленького человека подлинной жизненной трагедией, и мастерство Гоголя в том, что он заставляет читателя переживать эту трагедию, как свою собст­венную. В развитии сюжета повести большое значение приоб­ретает конфликт между Акакием Акакиевичем и «значитель­ным лицом», даже не названным по имени, к которому тот идет за помощью и которое высокомерно в этой помощи отка­зывает - еще бы, ведь «значительному лицу» совершенно безразличны и непонятны страдания мелкого чиновника, да и утруждать себя лишний раз не хочется. Гоголь делает так, что фактически именно «значительное лицо», а не неизвестные похитители шинели становится непосредственной причиной смерти Акакия Акакиевича. Тема чиновного равнодушия к че­ловеку, извращения подлинных человеческих отношений в чиновной среде - одна из важнейших в «Шинели». И в про­тивовес этому равнодушию в повести громко звучит тема со­вести и стыда, которыми должен руководствоваться человек в общении с ближним, невзирая ни на чин, ни на внешнюю не­притязательность и даже комичность какого-то отдельного че­ловека. Одной из лирических кульминаций повести является случай с молодым чиновником, который по примеру прочих начал было издеваться над Акакием Акакиевичем и услышал в ответ лишь беспомощное «Зачем вы меня обижаете?». Эта простая фраза произвела удивительное воздействие на моло­дого чиновника: «он вдруг остановился, как будто пронзен­ный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила от­толкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, сре­ди самых веселых минут, представлялся ему низенький чи­новник с лысинкою во лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих прони­кающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

Продолжение ниже

0

El_Storm
02.03.2019 оставил(а) комментарий:

Гуманистическая мысль Гоголя выразилась в этом эпизоде совершенно отчетливо. Вообще надо сказать, что Гоголь в трактовке темы маленького человека как бы оставляет на вре­мя свой дар смеха, показывая, что смеяться над человеком, пусть даже и самым ничтожным, - грешно и кощунственно, не смеяться надо, а увидеть в нем своего брата, пожалеть, проникнуться той незримой трагедией, которая является на поверхности сначала как повод для смеха, как анекдот. Такова же его трактовка маленького человека и в повести «Записки сумасшедшего». Начинается повесть с чрезвычайно забавных высказываний сошедшего с ума чиновника, возомнившего се­бя испанским королем, и это поначалу очень смешно и нелепо. Но конец у повести совсем другой - трагический.

Тема маленького человека нашла отражение и в «Мертвых душах». Этой теме посвящен самый большой и значительный вставной сюжет - так называемая «Повесть о капитане Копей­кине». Здесь мы встречаемся все с теми же мотивами Гоголя, с комичной поначалу фигурой капитана Копейкина, который, од­нако, поставлен в трагические обстоятельства не чем иным, как именно чиновным равнодушием. При этом осмысление чинов­ных отношений у Гоголя здесь идет глубже: он уже не показывает «превосходительство» тупым и бессердечным человеком, наоборот, он бы и хотел помочь Копейкину и сочувствует ему, но общий порядок вещей таков, что сделать тем не менее ниче­го нельзя. Все дело в том, что государственной бюрократиче­ской машине вообще нет дела до живого конкретного человека, она занята более масштабными делами. Здесь с особой силой звучит любимая гоголевская мысль о том, что мертвая бюро­кратическая форма подавляет собой живую жизнь.

Примечательно, что Гоголь, в отличие от своих предшест­венников, пытается показать пробуждение самосознания ма­ленького человека. Правда, пробуждение это еще робкое, про­исходит помимо сознательной воли героя и часто принимает фантастические, гротескные формы. В сумасшествии и мании величия оно выражается в «Записках сумасшедшего», в пред­смертном бреду - у Акакия Акакиевича. Но ведь не случайно тому же Акакию Акакиевичу уже после смерти дана способ­ность жить и мстить своим мучителям, срывая с них шинели; не случайно в разбойники уходит капитан Копейкин. Все это показывает, что даже самого кроткого и безответного малень­кого человека можно довести до степени, когда в нем подни­мается мужество отчаяния. Этот процесс пробуждения само­сознания в маленьком человеке, захваченный Гоголем на самой первой, начальной стадии, очень важен для дальнейше­го развития этой темы в русской литературе.

0

Olediva
02.03.2019 оставил(а) комментарий:

В русской литературе творчество Гоголя сближается с произведениями А. С. Пушкина. Известно, что Гоголь был довольно дружен с великим русским поэтом. Последний не раз подсказывал Гоголю сюжеты для произведений, подталкивал его на большие работы.

Этих двух русских писателей объединяют многие общие темы, самой значимой из которых явилась тема «маленького» человека. Начатая А. С. Пушкиным в его знаменитом «Станционном смотрителе», эта тема была достойно продолжена Н. В. Гоголем. На мой взгляд, тему «маленького» человека можно назвать одной из ведущих тем творчества писателя. Недаром она разрабатывается во многих творениях Гоголя.

Данная тема начинает звучать уже в сборнике «Миргород» (1835 год). Три из четырех повестей цикла («Вий», «Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») показывают пошлость обыденной жизни героев, мелочность их мыслей и интересов. В «Миргороде» на первый план выходит тема личной ответственности человека за измельчание его души. Философ Хома Брут, герой повести «Вий», не смог одолеть свой страх, не нашел в себе достаточного мужества и поэтому пал жертвой ведьмы. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Товстогубы погрязли в теплой, но застоявшейся атмосфере их дома и друг друга, не допускающей ни малейшего движения извне. Любовь этих героев давно превратилась в привычку, устраивающую их обоих. Ничто не тревожит души Товстогубов, погрязших в уютном обывательском болоте.

Герои «Повести о том, как поссорились…» от скуки завели между собой тягостную судебную тяжбу. Ссора из-за ружья превратила закадычных друзей в заклятых врагов. Иван Иванович и Иван Никифорович - обыватели, позабывшие о своей душе, о ее интересах. Им скучно жить на свете, и они развлекаются, как могут.

С большей отчетливостью тема «маленького» человека прозвучала в комедии «Ревизор» (1835 год). Здесь же начинает формироваться и другая значимая тема в творчестве Гоголя - тема Петербурга. Петербург для Гоголя - это особое историко-культурное пространство, особый мир, воплощение государства и власти, прогресса и культуры. С другой стороны, гоголевский Петербург - это страшный фантасмагорический город, воплощающий в себе силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности. Все в нем иллюзорно и лживо. Этот город сводит с ума, в нем нет житья «маленькому» человеку.

В «Ревизоре» блистательная столица представлена Хлестаковым. В мире петербургских департаментов этот вчерашний провинциал никому не интересен и не нужен. Он всего лишь коллежский регистратор, простой переписчик бумаг. Карьера его не удалась, приобщение к блеску и комфорту столицы не состоялось. Неудачник Хлестаков едет обратно в свой «медвежий угол». Но в его душе живут мечты и страсти, порожденные карьерными амбициями, живут поразившие его воображение детали недоступного ему образа жизни блестящих чиновников. И вот, оказавшись в роли ревизора, окруженного любовью и угождением, знаками почтения и преданности, освобожденный от приниженности и страха, он берет реванш за то, что не состоялось в его жизни. Формой компенсации становится безудержный полет фантазии, включающий Хлестакова в мир генералов и министров, а в апогее едва ли не уравнивающий его с самим государем.

Наиболее полно тема «маленького» человека раскрывается в петербургских повестях Гоголя (1835 - 1842). В него вошли такие произведения, как «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Рим».

Герой «Невского проспекта» художник Пискарев становится жертвой прозаической и циничной действительности. Но в то же время он погибает от собственных романтических иллюзий (принимает продажную женщину за прекрасную даму и влюбляется в нее). Майор Ковалев из повести «Нос» - жертва собственных амбиций. Под их влиянием личность майора раздвоилась на Нос, обличенный властью и чином, и Не-Нос, страстно мечтающий всем этим богатством обладать.

Продолжение ниже

0

Šøбłǻзŋ
02.03.2019 оставил(а) комментарий:

«Маленький человек» - тип литературного героя, обычно мелкого чиновника, который становится жертвой произвола властей или жестоких жизненных обстоятельств. Царская несправедливость и жестокое время заставляли «маленьких людей» уходить в себя, замыкаться, становясь предметом насмешек более удачливых коллег, они жили незаметно и незаметно умирали, а порой сходили с ума. Но именно такие герои, испытав сильное потрясение, начинали взывать к справедливости и даже бороться против сильных мира сего.

Первыми были герои А. С Пушкина: Евгений из поэмы «Медный всадник» и Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель». Но именно герои произведений Гоголя, особенно его «Петербургских повестей», по праву считаются воплощением такого типа. Ф. М. Достоевский после скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», имея в виду, что русские писатели, включая самого Достоевского, будут обращаться к этой теме постоянно, а герои Гоголя станут образцом для подражания.

Сам Гоголь, оказавшись в Петербурге, был потрясен величием города, встретившего молодого человека неласково. Он столкнулся с миром социальных катастроф. Увидел блеск и нищету столицы, за парадным фасадом которой торжествует пошлость и гибнут таланты. Герои Пушкина после столкновения с Петербургом сходили с ума.

В «Петербургских повестях» Гоголя желание «маленького человека» обрести достоинство ведет к бунту и освобождению призрачных сил, что делает этот цикл фантастическим. Критики признают, что весь цикл повестей - выражение негодования против трагической неустроенности жизни и против тех, кто ее опошлил, сделал бесчеловечной и невыносимой.

В «Записках сумасшедшего» повествование ведется от лица мелкого чиновника Поприщина. Сидя в кабинете директора департамента, он очинивает перья и ведет записи, мечтая жениться на его дочери и сделать карьеру. Подслушав разговор двух собачек Фидель и Меджи (фантастика есть во всех повестях этого цикла), он узнает об их переписке и, завладев бумажками, узнает всю подноготную своего начальника и его дочери. Он потрясен: почему так несправедливо устроен мир? Почему он, Аксентий Поприщин, в свои 42 года всего лишь титулярный советник?

В его воспаленном сознании возникает мысль о том, что он может быть кем-то другим, но вслед за безумием растет и его человеческое достоинство. Он начинает смотреть на мир по-другому, так как отказывается от рабского пресмыкательства перед так называемыми «хозяевами жизни». Он вдруг начинает считать себя королем Испании, что дает ему право не вставать перед начальством и даже подписываться Фердинандом VIII. Поприщин ясно представляет, как «вся канцелярская сволочь», включая директора, будет униженно сгибаться перед ним. Заканчивается этот демарш психушкой, где его записи окончательно теряют всякий смысл, но повесть раскрывает остроту социального конфликта.

Повесть «Шинель» описывает не просто случай из жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Вся жизнь героя предстает перед читателем: он присутствует при его рождении, наречении его именем, узнает, где он служил, почему так необходима ему шинель и отчего он умер. Герой живет в своем мирке, где ничего не происходит. Если бы не случилась в его жизни невероятная история с шинелью, о нем и рассказать было бы нечего.

Акакий Акакиевич не стремится к роскоши: пошив новой шинели - жизненная необходимость. Мысль об обновке наполняет новым смыслом жизнь героя, отчего даже меняется его внешность: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером». Когда он достиг предела своих мечтаний, произведя фурор среди коллег, постоянно издевавшихся над ним, шинель крадут. Но не это становится причиной смерти бедного Башмачкина: «значительное лицо», к которому обращается за помощью чиновник, «распекает» его за неуважение к начальству и выгоняет прочь.

Так исчезает с лица земли «существо, ни для кого не интересное», ведь даже смерти его никто не заметил. Финал фантастичен, но восстанавливает правосудие. Призрак бывшего чиновника срывает шинели с богатых и знатных особ, а Башмачкин поднимается на небывалую высоту, преодолев убогие представления о чине.

Творчество Гоголя, которое можно разделить на несколько периодов, имеет ряд своих особенностей: соединение фантастического и реального пластов, использование сатирических приемов. Все произведения, которые так или иначе знакомы русскому народу, оказали большое влияние на всю русскую литературу.

Периодизация творчества

Гоголевское творчество можно разделить на несколько периодов. Жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя тесно связаны друг с другом.

Первый этап, который длился с 1829 по 1835 годы, связан с юмористическими жанрами и приемами. Этот период принято называть «петербургским». Петербург невесело встретил Н. В. Гоголя, уже тогда ему пришлось столкнуться с жизненными невзгодами и проблемами. Это позволило увидеть писателю реальность со всеми ее отрицательными чертами. Н. В. Гоголь мечтает о другой, счастливой жизни. За петербургский период вышли сборники Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и «Арабески». Это связано с тем, что в воображении писателя рисовались картины народной жизни, которые в основном были связаны с Украиной.

Второй период, длящийся с 1836 по 1842 годы, отличался своей реалистичностью, причем Н. В. Гоголь для отображения реальной действительности использовал сатирические приемы. Этот этап связан с написанием и публикацией комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души».

Здесь Н. В. Гоголь поднимает проблемы, связанные с человеческими пороками: стремление к богатству и чинам, коррупция, пошлость, чинопочинание, низость и тупость. Смех над этими качествами стал орудием борьбы с человеческими пороками.

Третий этап, продлившийся с 1842 по 1852 годы, связан с внутренним миром писателя, его желанием размышлять на философские, религиозные и нравственные темы. Находясь за пределами Родины в полнейшем одиночестве, Н. В. Гоголь обращается к религии, переосмысливая при этом все свое творчество.

Помимо работы над вторым томом «Мертвых душ», в котором писатель хотел показать положительные черты отрицательных персонажей, Н. В. Гоголь работает и над публицистическим произведением: «Выбранные места из переписки с друзьями». В этой книге отобразился весь духовный кризис Н. В. Гоголя. Болезнь, а также творческая слабость давали о себе знать: писатель сжег второй том «Мертвых душ», а через некоторое время Н. В. Гоголь скончался.

Особенности творчества

Несмотря на разнообразие жанров, в центре произведений Н. В. Гоголя всегда стоял человек. Описание человеческой жизни происходило с помощью обращения к фольклорным традициям. Народные сказания, предания, легенды являлись основами сюжетов произведений Н. В. Гоголя.

Часто в произведениях Н. В. Гоголя реальный мир воедино соединяется с фантастическим миром. Мистические персонажи сочетаются с реальными личностями. Это указание на двоемирие говорит о романтическом направлении, характерном для раннего творчества писателя.

Н. В. Гоголю с мастерством удавалось описывать реальную действительность, для которой свойственны коррупция и чинопочитание, разделение людей на бедных и богатых. Проблемы, поднятые писателем, до сего дня остаются актуальными, что и является причиной бессмертности произведений Н. В. Гоголя.

Знаменитые произведения

Творческий путь Гоголя недолог. Однако за сравнительно небольшой промежуток времени писателю удалось оставить большой след в русской литературе.

Поэма «Мертвые души», повесть «Шинель», сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», повесть «Тарас Бульба», комедия «Ревизор», повести «Нос», «Заколдованное место» и «Портрет» - известные каждому русскому человеку произведения Н. В. Гоголя.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Творчество Гоголя», рассмотрит этапы творчества Н. В. Гоголя, особенности его творчества, а также перечислит известные гоголевские произведения.

Самые популярные материалы февраля для 5 класса.

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (10-11) (баз., углуб.)

Литература

Человек-эпоха в русской литературе: что рассказать ученикам о Николае Гоголе?

Один из самых загадочных русских классиков. Автор произведений, которые совершенно неожиданно для современников оказывались знаковыми и оказывали огромное влияние на развитие всей отечественной культуры. Что рассказать о нем ученикам? Что напомнить одиннадцатиклассникам, а заодно и себе, о личности этого неподражаемого русского гения?

В чем суть?

Николай Гоголь - очень многогранный писатель; внимательный и любопытный, пишущий об окружающей действительности - и все-таки не совсем в духе реализма. У Гоголя всегда есть много мистики, гротеска. И это, скорее всего, благодаря невероятно яркому воображению писателя - или он обладал таким особым видением реальности. Он так видел - и то, что он видел, иногда оказывается сильнее всякого воображения.

«Кто же это назвал Гоголя реалистом? Помню я свои школьные учебники - Гоголь только реалистом в них и был. А что же такого реалистичного? Черт, на котором Вакула летит в Петербург? Черевички, которые царица дарит ему для Оксанки? Солоха, которая сама ведьма? Что же в нем такого реалистичного? Или, может быть, нос, который оторвался и гуляет сам по себе по Петербургу? У Гоголя все построено на великолепном писательском воображении. Он помнит, что еще в детстве делал так: стоит человеку пройти мимо него, а он, мальчиком, домысливает его биографию. Кем этот человек был? В какой семье живет? Куда он идет? Кем он хочет стать? И так рождались фантомы, Гоголевские фантомы - призраки, населяющие художественный мир Гоголя. Все у Гоголя чересчур, невероятно яркое, запоминающееся. Этот мир выглядит удивительным созданием писательского воображения и писательской фантазии». (Б. Ланин).

Итак, Гоголь придумывал, то есть создавал целые миры. По приезде в Петербург он пытается выдумать Петербург - и вдруг после «Петербургских повестей» в этом городе становятся модными депрессия, ночные кошмары и мания величия. В «Ревизоре» он придумал уездный город и типы провинциальных чиновников - и сам удивился, когда в них узнали реальных лиц (знаменитое «всем досталось, а мне больше всех», сказанное императором Николаем I).

«Мертвые души» - это придуманные странствия по России. Убогая и обильная, мечтательная и бессильная, расточительная и скопидомная - в лице представших перед взором Чичикова карикатурных помещиков, - эта Россия была воспринята современниками как настоящая, как последняя правда о ней. Придуманные Гоголем миры воспринимались как реальные, настоящие, более правдивые, чем правда.

Готовясь к разговору с учениками о Гоголе, стоит сделать упор именно на эту уникальную способность Гоголя - придумывать миры, которые затем становятся реальными. Предложите ученикам поставить себя на место писателя, создать собственный вымысел. Например, нарисуйте план квартала, в котором находится ваша школа, и придумайте мифологию мест, которые пометили на плане. За счет чего вымысел становится похож на правду, в каком-то смысле даже более правдив?

Это задание хорошо выполнять, разбив класс на группы и создав виртуальные кабинеты для каждой группы. Для этого воспользуйтесь сервисом «Классная работа» цифровой платформы LECTA: в нем уже есть шаблоны творческих заданий, которые ученикам предстоит заполнить своими наблюдениями.

Вопросы и задания, представленные в тетради, соответствуют содержанию входящего в систему «Алгоритм успеха» учебника (авторы Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова) с учетом структуры государственных аттестаций в 9 и 11 кдассаъ (ОГЭ и ЕГЭ). Учебный материал сопровождается красочными иллюстрациями, позволяющими активизировать работу над развитием речи учащихся. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (2010 г.).

О личности и жизненном пути

Откуда «вырос» Гоголь? Когда он начал учиться в Нежинском лицее, современной литературой считались Сумароков и Тредиаковский. Когда он ушел из жизни, современной литературой был сам Гоголь. Два «крестных отца» было у Гоголя: Пушкин и Белинский, а вот школьные учителя его были скверными; учитель литературы был настолько безразличным и безграмотным, что один из учеников переписал главу из «Евгения Онегина» и подал ему как свою собственную - а тот и не заметил. Не похвалил, не пристыдил: сдал - и ладно.

Учитель - таким был один из первых псевдонимов Гоголя. Так он подписывал свои первые статьи и стихи. Он предчувствовал свою миссию: стать учителем нации, занять место человека, который подготовит Россию к ее исключительной духовной миссии в мире. Он жаждал кафедры, мечтал о преподавании: начал читать лекции по истории, однако одной только страстью преподавательская деятельность не вершится, здесь требуется и тяжелая рутинная подготовка, и кропотливая работа исследователя. В общем, учительская миссия Гоголю не удалась. А пока не удавалась - он писал, публиковался и постепенно становился новой «звездой» русской литературы.

Гоголь и современники. В какой-то момент Гоголь был представлен своему «литературному отцу», Пушкину - и Пушкин подарил ему сюжет. После этого Пушкин смеялся: «Так тебя может обобрать, что потом хоть кричи». Идеи «Ревизора», «Мертвых душ» - все это подаренные сюжеты, которые сегодня неотделимы от личности Гоголя.

А вот с Белинским Гоголь так и не подружился, хотя и был вхож в круг общения критика. Встречались они редко; Гоголю были больше по сердцу словянофилы: Аксаков, Шевырев - впрочем, Гоголя мало беспокоило, к какому течению относились милые и близкие его сердцу люди. Во многом Белинский создал Гоголя как писателя, когда в своей знаменитой статье предвещал закат Пушкину. Так совпали события, что статья была понята однозначно: грядет завершение эпохи Пушкина, а вот и новый гений, новая звезда русской литературы, Гоголь.

Петербург. Этот город - один из главных героев произведений Гоголя. В свое время писатель мечтал стать чиновником, заняться государственной службой. А где? Конечно, в Санкт-Петербурге! В рассказе «Ночь перед Рождеством» Петербург представляется героям таким, каким его ждал увидеть молодой Гоголь: огромные здания, великолепие богатых особняков, огни, нарядные люди... И вот сам Гоголь отправился туда в экипаже, и по мере приближения пассажиры все ловили отблески Петербургских огней: хоть издалека поймать первый яркий свет этого потрясающего города, с его европейским вкусом и лоском. Гоголь выскакивал так часто, что по дороге успел отморозить уши и нос. Они прибыли в Петербург... А Петербург оказался холодным, неприступным, бесприютным городом - с людьми, говорящими иначе, с должностями, выглядящими недоступными, с дверьми, которые не открываются. И рекомендательные письма, с которыми приехал Гоголь в Петербург, мало помогли ему.

Гоголь, каким мы его не знаем . Каким он был со своими современниками? Воспоминания гласят, что общаться с ним было непросто: характер тяжелый и непредсказуемый. Гоголь относился к себе очень странно: плохо питался, никогда не заботился о том, как он выглядит, очень стеснялся своего выговора, рядом с ним редко видели девушек - да, пожалуй, что и вообще не видели. У Гоголя было много страхов и странностей. Например, он был болезненно мнителен; в какой-то момент решил, что болен смертельной болезнью желудка и что из пищи ему подойдут только спагетти, которые умеют готовить только в Риме. Гоголь вообще любил Рим: он для него был спасительным, ему не хватало в Петербурге солнца. Но, надо сказать, и другим городам Европы он с удовольствием отдавал дань: бывал в Дюссельдорфе, в Париже, в Ницце, радостно путешествовал по Швейцарии, восхищался заснеженными вершинами Альп. Там, вдалеке от дома, он писал свои великие произведения о России - и гордился этим, и говорил, что так он устроен: что чем дальше он, тем лучше ему видится Россия, тем лучше он ее представляет и воспринимает.

Писатель-мистик. Таинственная смерть. Гоголь всегда панически боялся, что его похоронят живым. Он настаивал, что на теле должны появиться явные следы тления - только после этого просил себя похоронить. Стоит ли удивляться, что посмертная его история полна суеверий, слухов, догадок. При переносе захоронения после революции появились слухи о том, что исчезла голова Гоголя из гроба, что, судя по скелету, он двигался в гробу - то есть, его смерть могла быть летаргическим сном. Другой слух был связан с тем, что обшивка гроба была поцарапана изнутри. Русский клиницист В.Ф. Чиж уже после смерти Гоголя написал большую статью, в которой подробно обосновывает наличие у Гоголя серьезной психической болезни религиозной экзальтацией, резкой переменой настроения и непредсказуемым поведением. Но, как известно, посмертно такие диагнозы не ставят.

Все это слухи, а что было на самом деле? После сокрушительной переписки с Белинским Гоголь все еще носит в себе замыслы, он хочет подняться над этой суетой, он ощущает в себе прилив святости. Он побывал в Святой земле, приложился к гробу Господню, почувствовал, какой неправильной была его жизнь, каким холодным человеком он пришел к этому гробу. Он несет в себе совершенно иную весть. Но этой вести не дано было прозвучать. Гоголь ушел из жизни в расцвете своего таланта - фактически, уморив себя голодом.

Можно сказать, что талант его был управляем самим человеком, который, возможно, не осознал этого масштаба. Он не понял, кто живет в нем. Он представлял себя учителем, а был он - великим писателем. Он представлял себя учителем нации, а оказалось, что он открывает горизонты воображения человека.

О знаковых произведениях Гоголя

Сжигать рукописи. Каждый школьник знает о печальной судьбе второго тома «Мертвых душ» - но это далеко не единственный случай, когда пришлось предать огню свои творения. Там, в Петербурге, еще в самом начале своего пути писателя, Гоголь отправил в журнал свое стихотворение - и его неожиданно опубликовали. Он так обрадовался, что отдал в печать «Ганца Кюхельгартена», свою поэму в духе немецкого романтизма. А ее так разругали, что пришлось бегать по книжным лавкам и скупать все экземпляры. И сжигать. Запомните: это был первый случай, когда он сжигал свои творения. Еще не раз он будет принимать решение - предать свои творения огню.

«Шинель». Казалось бы, типичная повесть для натуральной школы, открывшей образ «маленького человека». С большой душой, с большим человеческим самомнением, с большой охотой занять совершенно иное место: а в Акакии Акакиевиче ничего этого нет. Да человек ли он вообще? По сути, все, из чего он состоит, это его нелепое спотыкающееся имя и его шинель. А сбросил он эту шинель - и стал настоящим демоном Петербурга. И гоголевская мистика обволакивает город и грохочет над ним как смех ушедшего навсегда бедного писаря. Ведь он же занимает свое место над Петербургом только после смерти - мстя, наказывая, летая над этим странным холодным каменным мешком - будто дьявол в одном из своих неожиданных обличий.

«Ревизор». Еще одно произведение, которое имело огромный резонанс сразу после выхода в свет. Однако сам Гоголь искренне удивился, почему публика смеется над «Ревизором» - вообще-то сатирической пьесой. Как же так, да не рассмешить он хотел, не высмеять. Да и как удивлялся: «Я же всего о шести провинциальных чиновниках рассказал! Что же на меня нападают? Да попробовал бы я рассказать о столичных, о петербуржских...».

«Мертвые души». Это ключевое произведение в творчестве Гоголя, выношенный годами великий замысел. Роман должен был отражать Дантов Ад: то есть, «Мертвые души» это путешествие Чичикова по аду России той поры; он спускается все ниже и ниже, встречая всех российских демонов - глупость, алчность, жадность. Начинает вое путешествие со сладкоречивого Манилова, а заканчивает у Плюшкина, бесполого, омерзительного и пугающего, помните это программное определение: «прореха на человечестве»? Это путешествие по аристотелевским порокам человека, это погружение в глубины человеческого безмолвия и бездушия. И, наконец, над этим поднимается высокая фигура, на которую в ужасе оглядываются все: «А не Наполеон ли он?»

Первый том романа все сообщество встретило единодушно, в едином порыве восторга. Гоголю рукоплескали, Гоголем восторгались. Он почувствовал, что его приняли - хотя слава и не была его конечной целью. Все ждали продолжения романа - и вдруг Гоголь отправляется к гробу Господню, становится религиозным писателем и мыслителем. Далее он проводит время за границей, будто тянет время, затем обострение болезни - не то физической, не то душевной... Потом, наконец, он объявляет, что второй том почти готов. И вдруг - нелепый сюжет с публикацией «Выбранных мест из переписки с друзьями». Тоненькая брошюрка, которую Гоголь передает Плетневу для публикации, должна быть издана в типографии таким образом, чтобы мало кто ее знал, чтобы она не попала в руки недругам - ну и конечно, слух о ней разносится моментально. Книга встречает невероятно жесткий, острый отклик Белинского: он называет Гоголя поборником невежества, мракобесом, поборником кнута. Они не были близки, они не так часто виделись - но все же упрек от Белинского, человека, который открыл ему дорогу, провозгласил его преемником Пушкина, был для Гоголя весьма ощутимым ударом.

Он ответил на письмо, Белинский продолжил - и сказал, что назвать его рассерженным человеком - это ничто, он не рассержен: он в ярости, он удручен. Прочитать выбранные места из переписки с друзьями, написанные автором «Мертвых душ», «Ревизора», «Шинели» для Белинского было страшным разочарованием. Вероятно, вся эта тяжелая история и послужила толчком к тому, чтобы отправить второй том «Мертвых душ» в огонь.

Впоследствии эта переписка была запрещена: письмо Белинского Гоголю оказалось одной из самых запретных тем для чтения. Это была черная метка, за чтение этого произведения полагалась смертная казнь. Поднял эту черную метку Буташевич-Петрашевский, один из первых крупных русских утопистов: в его кружке оказался провокатор - а одним из завсегдатаев кружка оказался и Достоевский. В числе прочих он был приговорен к смертной казни. Достоевский писал потом, что никогда этого не забудет: его везут на площадь, он отсчитывает последние минуты своей жизни. Осталось семь, пять, одна... На голову ему надевают мешок, стучат барабаны... И в последний момент - каторга вместо смертной казни. За что? За прочтение письма Белинского Гоголю.

«Второй том „Мертвых душ“ - это попытка Гоголя написать все, что после напишут Толстой, Тургенев и Достоевский. Это попытка увидеть то, чего еще нет», - считает Дмитрий Быков. Не читая второго тома, попробуйте пофантазировать - куда двинется Чичиков второй половины XIX века и с кем встретится? Сначала придумайте и зафиксируйте, потом познакомьтесь с содержанием 2 тома через интернет и сравните. Это задание можно выполнять с опорой на учебник УМК Б. Ланина для 7, 8, 9 классов.


Тему «маленького человека» впервые раскрыл Александр Сергеевич Пушкин. Эту идею в будущем продолжили Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский.

Рассмотрим произведение А. С. Пушкина «Станционный смотритель», где тема «маленького человека» раскрывается через описание характера Самсона Вырина.


Проблему «маленького человека», его «тяжелой судьбы» удалось раскрыть и Н.

В. Гоголю в своей повести «Шинель». В этом произведении Николай Васильевич рассказал о «вечном» титулярном советнике. Гоголь описывал его следующим образом: «…низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным…». Когда мы представляем этого человека, на лице возникает улыбка, можно даже сказать усмешка. Рождается чувство превосходства и пренебрежения. Но при знакомстве с жизнью Акакия Акакиевича, с его обыденным распорядком дня, понимаешь, что кроме работы, которой он посвящает всё своё время, у него нет других развлечений, всё больше начинаешь проникаться его судьбой и положением. Интересы чиновника убоги и скудны, а пределом мечтаний является новая шинель. Шинель для Акакия Акакиевича, на мой взгляд, - это не вещь, не предмет гардероба, это защита от окружающего мира, от вечных издёвок и насмешек. Он желает спрятаться в ней от других. Безропотность, смирение, неумение постоять за себя - вот главные черты характера Башмачкина. Именно этим и пользуются окружающие его люди. Все смеются над ним, позволяют себе отпускать в сторону Акакия Акакиевича колкие замечания. Чиновник же только, молча, выслушивает эти гадости. В нем нет силы духа, он не может ответить и защитить себя. Но всё может измениться, так и для Акакия Акакиевича день обретения шинели стал настоящим праздником. Он вмиг стал сильнее, а в голове появились смелые мысли: «не положить ли куницу на воротник?». Он весело пообедал, с радостью направился на работу, где все оценили его обновку. Чиновник даже принял приглашение на день рождения от своего коллеги. Но вся ирония автора заключается в том, что на пути обратно у Акакия Акакиевича неизвестные отняли шинель. Нужно сказать, что лишившись новой вещицы, он страдал так, как обычно страдают о потери самого родного и близкого человека. Навсегда потеряв шинель, он вместе с ней потерял и последние свои силы. Слишком тяжелым испытанием явилась для чиновника утрата шинели. Акакий Акакиевич не смог пережить этого горя, у него обнаружилась сильная горячка, и вскоре он скончался. Самое ужасное в этой истории то, что многие люди просто забыли о нем, обществу не было никакого дела до бедного чиновника. Над его бедой все смеялись, никто не пытался поддержать и успокоить Башмачкина. Описав образ Акакия Акакиевича, Гоголь смог рассказать нам о проблеме «маленького человека».

Ф. М. Достоевский также раскрыл тему «маленького человека» в своём произведении «Белые ночи». Но мне кажется, что «маленький человек» Достоевского отличается от героев Пушкина и Гоголя. Ведь мечтатель Достоевского «маленький» лишь потому, что отличается от других. Он отличается своей сердечностью, милосердием, участием, наконец своим добрым сердцем. Мечтатель уходит от этого серого, скучного мира, в свой мир, в прекрасный мир иллюзий и снов. Мы видим яркий контраст между реальной жизнью и той, в которой существует мечтатель Достоевского. И герой говорит о том, что он уже никогда не сможет измениться. Он живет призрачными мечтаниями и одиночеством.


Герой Достоевского после разговора с Настей осознал и испугался своего будущего. Но он понимал, что, прожив столько лет таким образом: ночными мечтами и иллюзиями, снами и сказками, каждый утро возвращаясь в мрачный и серый Петербург, он уже не сможет ничего изменить.

У каждого из трех писателей: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и М. Ф. Достоевского «маленький люди» получились по-разному. Но так или иначе им всем удалось пережать одну очень важную мысль: неважно, какого звания человек, какое место он занимает в обществе, чем увлекается и о чем мечтает, каждый заслуживает уважения. Нужно уметь рассмотреть в каждом из окружающих нас людей личность, нужно уметь постоять за слабого, понять и поддержать человека в трудную минуту. Считать себя лучше и достойнее других – ошибка. Персидский поэт Саади сказал: «Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку».

Человек – это часть общества. Он существует среди себе подобных, связан с ними тысячами незримых нитей: личных и социальных. Поэтому нельзя жить и не зависеть от тех, кто живёт с тобою рядом. С самого рождения мы становимся частью окружающего нас мира. Подрастая, задумываемся о своём месте в нём. В разных отношениях может быть человек с обществом: гармонично сочетаться с ним, противостоять ему или быть такой личностью, которая влияет на ход общественного развития. Вопросы взаимоотношений личности и общества всегда интересовали писателей и поэтов, поэтому нашли отражение в художественной литературе.

Обратимся к примерам.

Вспомним комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий противопоставлен фамусовскому обществу, в которое попадает после трёхлетнего путешествия. У них разные жизненные принципы и идеалы. Чацкий готов служить на благо Родины, но не желает прислуживаться («Служить бы рад, прислуживаться тошно.»), искать тёплого местечка, заботиться только о карьере и доходах. А для таких, как Фамусов, Скалозуб и им подобных, служба – это возможность карьеры, повышения доходов, тесных связей с нужными людьми. В своём монологе «А судьи кто?» Чацкий резко отзывается о крепостничестве и крепостниках, которые не считают простой народ людьми, продают, покупают и обменивают своих рабов. Именно такими крепостниками являются члены фамусовского общества. Также герой пьесы непримиримо относится к поклонению всему иностранному, которое так распространено было в то время в России, к «французикам из Бордо», к увлечению французским языком в ущерб русскому. Чацкий – защитник просвещения, потому что он считает, что книги, учение приносят только пользу. А люди из общества Фамусова готовы «собрать все книги бы да сжечь». Герой Грибоедова покидает Москву, здесь он получил только «горе от ума». Чацкий одинок и пока не в силах противостоять миру Фамусовых и Скалозубов.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» тоже говорится о личности и обществе. В повести «Княжна Мери» автор рассказывает о Печорине и «водяном обществе». За что же так не любят Печорина окружающие? Он умён, образован, очень хорошо разбирается в людях, видит их достоинства и недостатки и умеет играть на этом. Печорин – «белая ворона» среди других. Люди не любят тех, кто во многом лучше их, сложнее, непонятнее. Конфликт Печорина с «водяным обществом» заканчивается дуэлью нашего героя с Грушницким и смертью последнего. Чем же виноват бедный Грушницкий? Только тем, что он пошёл на поводу у своих приятелей, согласился на подлость. А что же Печорин? Ни любовь княжны, ни победа над членами «водяного общества» не сделали его счастливее. Он не может найти своего места в жизни, у него нет цели, ради которой стоит жить, поэтому он всегда будет чужим в окружающем его мире.

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» также говорится о взаимоотношениях человека и того общества, в котором он находится. Главная героиня произведения Катерина попадает после замужества в «тёмное царство», где властвуют такие, как Кабаниха и Дикой. Именно они устанавливают здесь свои законы. Ханжество, лицемерие, власть силы и денег – вот чему они поклоняются. Ничего живого нет в их мире. И Катерине, которую Добролюбов называет «лучом света в тёмном царстве», тесно и тяжело здесь. Она как птица в клетке. Её свободная и чистая душа рвётся на волю. Героиня пытается бороться с тёмным миром: ищет поддержки у мужа, пытается найти спасение в любви к Борису, но всё напрасно. Рассказывая о гибели Катерины, писатель подчёркивает, что она не смогла противостоять окружающему обществу, но, как писал Добролюбов, на миг осветила мир «тёмного царства», пробудила протест против него даже в таких людях, как Тихон, расшатала его устои. И в этом заслуга такой личности, как Катерина.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» есть легенда о Ларре. Ларра – это сын женщины и орла. Гордый, сильный и смелый. Когда он пришёл в «могучее племя людей», откуда была родом его мать, то вёл себя как равный даже среди старейшин племени, сказал, что будет поступать так, как хочет. И люди увидели, что он считает себя первым на земле и придумали для него самую страшную казнь. «Наказание ему – в нём самом», — сказали они, дали ему свободу, то есть освободили (отгородили) от всех. Оказалось, что это самое страшное для человека – быть вне людей. «Вот так был поражён человек за гордость», — говорит старуха Изергиль. Автор хочет сказать, что нужно считаться с тем обществом, в котором живёшь, и уважать его законы.

В заключение хотелось бы отметить, что данная тема заставила меня задуматься о своём месте в нашем обществе, о людях, рядом с которыми я живу.