Open
Close

Метафора моей жизни. Уроки-практикумы в линии учебников по литературе под ред

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе нашего жизненного опыта. Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так, люди начинают метафорически описывать свою жизнь:

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале… скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду… Вдруг что-нибудь произойдет… И моя жизнь наконец начнется…» (героиня фильма «Девушка на мосту»).

Работая с людьми, важно знать – внутри и посредством какой метафоры он живет: что он думает о жизни, окружающих людях и о себе. Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю своим «пациентам» сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать) ее.

Работая с метафорой человека, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни: есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или в обороне, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется, его жизнь осмысленна или смысл утерян.

В последнем случае вы можете помочь человеку создать новую метафору, найти новый смысл. Другой метафоре будут соответствовать и другие чувства, другие модели поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

Осознание, анализ и изменение образов своего прошлого, настоящего и будущего, влечет за собой и корректировку самого жизненного пути. То есть, если вы хотите изменить свою жизнь, начните менять метафору своей жизни. Как минимум, сделайте ее осознанной. Осознание своих представлений о жизни позволяет сделать выбор: жить так, как живешь, или попробовать что-то другое. Мы сами выбираем ограничения, в которых живем.

Вы никогда не задумывались, в какой метафоре жизни вы живете?

Очень часто, говоря о жизни, люди используют следующую метафору: «жизнь - это борьба»

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба», не сможет уже воспринимать ее как «прекрасное путешествие». «Боец видит повсюду брошенный ему вызов…» (К.Кастанеда)

Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь». Без них нет самой жизни (для него).

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою»?

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, ваш девиз «кто не с нами, тот против нас».

Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб за зуб», «либо я их, либо они меня», «не верь, не бойся, не проси». Мягко говоря, вас многие недолюбливают…

Совсем другое дело, если для вас «жизнь – это игра»

Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (а что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «вся жизнь – театр, и люди в нем актеры», «жизнь – это приключение».

А что, если ваша «жизнь – это танец»?

Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логического смысла, зато есть красота. Красота танца зависит от умения ловить его ритм, и все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются вашими партнерами по танцу.

… ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ.. (Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

Метафора «Жизнь – это дорога (путь, путешествие)»

Путешествие может быть совместным или одиноким. Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас?

У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе.

Близкое определение: «жизнь - это восхождение»

Предполагается, что в жизни есть некоторая вершина, на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться. Этой метафорой часто описывается духовный путь или карьера. А есть ли вершина в вашей жизни? Если да, в чем она заключается?

Метафора – «жизнь - это школа» (большая, жестокая, вечная)

Если мы принимаем эту метафору, мы верим, что приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, приобрести важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность…), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие).

В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых – поощряют (метафоры «ада и рая»)».

Для кого-то жизнь – это тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем), или длинный урок смирения, в результате которого вы приобретаете множество навыков.

На каком вы находитесь этапе: все еще готовитесь или уже сдаете? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что будете делать дальше? За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью.

Метафора «Жизнь – это рассказ (история)»

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда… (Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Ваша жизнь может быть любовным романом, имеющим закрученный сюжет, быть полной приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано… А может, ваша жизнь – это скучная повесть, которая никого не интересует…

Метафора «Жизнь - это страдания»

Иногда сама жизнь превращается для человека в источник боли, избавить от которой может только смерть. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое в прошлом, настоящее печально, будущее – сомнительно. И тогда нужно выяснить переломную точку, когда именно жизнь человека «перестала быть жизнью», и что могло бы его «оживить».

Метафора «Жизнь – это движение»

Мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве, и вы движетесь вместе с ним. Вы можете «гнаться за жизнью», «не отставать от жизни». Какое это движение для вас: вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без? К чему вы движетесь?

Метафора «Жизнь – это сон»

Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время бодрствования как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и покидать реальность (возможно, под влиянием изменяющих сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий. Если для вас жизнь – это сон, то какой: приятный, невероятный, дурной…? Что будет, если вы проснетесь?

Как вы видите, множество людей имеет множество представлений о жизни. И если человека преследуют одна неудача за другой, возможно, имеет смысл понять, как он воспринимает саму жизнь.

МЕНЯЕМ МЕТАФОРУ ЖИЗНИ

Предположим, человек говорит вам: «Моя жизнь – это болото. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами, тем больше я увязаю в них».

Что он подразумевает под этим? Возможно, он говорил о скуке, беспросветности, однообразии своей жизни, в которой ничего не происходит.

А может, о чем-то другом. У вас будут свои ассоциации, связанные с метафорой болота, у вашего собеседника – свои. И это нормально.

Чтобы разговаривать с ним на одном языке, расспросите его:

  1. Какое это болото.
  2. Что для него означает «жить в болоте» (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).
  3. В чем состоит основная проблема «жизни в болоте» (депрессия, или, скажем, одиночество).
  4. Всегда ли его жизнь была «болотом». Если нет, то как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого). Он сам в него попал или кто-то помог.
  5. Кто он в этом болоте: к примеру, «водяной» или «десятая водоросль в восьмом ряду».
  6. Что его окружает? («мои подружки – пиявки, да лягушки»).
  7. Каково желаемое развитие событий (может человек просто хочет улучшить «квартирные условия», сменить «болото» на «озерцо», а вовсе не «стать человеком», как вы сперва решили).
  8. Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (вторичные выгоды от текущей ситуации).
  9. Что он ждет от вас (например, вы «тот, кто поможет ему выбраться», «тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто провалится к нему в болото и составит кампанию»).

С помощью анализа метафоры можно развернуть субъективную картину мира человека, сделать ее более целостной, вернуть «пациента» к активной позиции в собственной жизни.

Общая схема работы с метафорой жизни:

Этап 1. Услышав от своего собеседника метафору, описывающую его жизнь, предложите человеку подробнее рассказать о своей жизненной ситуации, используя вышеприведенные вопросы.

Этап 2 . Помогите человеку понять смысл метафоры, в которой он живет, а также сделать явной его блокированную потребность – что он хочет на самом деле, но боится себе в этом признаться. Для этого особое внимание уделите главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Можно использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо?

Этап 3. Когда вы в процессе общения сделали явными истинные потребности человека, открыли их перед ним самим, предложите способы удовлетворения этих потребностей. Будьте готовы к тому, что в этот момент ваш «пациент» включит защитные рефлексы и постарается «переиграть» все назад. Резкие изменения в жизни всегда пугают!

Этап 4. Для того, чтобы изменения в поведении человека стали более явными, вам нужно внедрить в его подсознание новую, скорректированную метафору жизни, которая в большей степени позволит ему самореализоваться и получить максимум от каждого дня жизни. Например, вместо «Жизнь – это болото», внушите человеку, что «Жизнь – это океан возможностей».

Вы никогда не задумывались, в какой метафоре жизни вы живете?

Что имеют в виду , когда говорят, что: «метафора жизни, используемая человеком, всегда содержит в себе определенные ограничения опыта и поведения»?

Обратимся к наиболее часто используемым метафорам жизни (большинство примеров метафорических определений жизни взято из статьи Ю.Волковой «Употребление метафор жизни в современной российской прессе»).

Очень часто, говоря о жизни, люди используют следующую метафору: «жизнь - это борьба» (постоянная, упорная, суровая и т.п.). Близкая метафора «жизнь – это война». Например, «Жизнь – это война одного против всех» (Ф.Ницше). Метафорические выражения, отражающие данную точку зрения: «разбить чью-то жизнь, бороться не на жизнь, а на смерть» и т.п.

У каждого свое поле боя...

(Х.Мураками, Послемрак)

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба (война)», не сможет уже воспринимать ее как « прекрасное путешествие». Старая английская пословица говорит: « Если у тебя в руке только молоток, то везде будешь видеть одни гвозди». Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь»…Без них нет самой жизни (для него)…

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою» ...?

Если вы считаете, что «жизнь – это борьба или война», вы обязательно найдете врагов, которых, возможно, вокруг вас отродясь не было.

«Боец видит повсюду брошенный ему вызов…»

(К.Кастанеда)

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, средство достижения цели – убийство (не обязательно буквальное, возможно, символическое), девиз «кто не с нами, тот против нас». Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб – за зуб», «либо я их, либо они меня…», «не верь, не бойся, не проси»…Мягко говоря, вас многие «недолюбливают»…

Человек так устроен: если в него выстрелить, польется кровь...

(Х.Мураками, Мой любимый sputnik )

Жизнь может быть не только (и не столько) борьбой с внешними силами (обстоятельствами), но и борьбой противоречий, противоположностей внутри человека. Как это «поле битвы» представлено в его внутреннем мире?

Совсем другое дело, если для вас «жизнь – это игра» (бесконечная, стратегическая, многоходовая и т.д.). Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «жизнь – это авантюра» (которая «неизвестно чем закончится»…), «спектакль», «искусство», «музыка» («песня») (например, грустная, веселая, быстрая, спокойная, колыбельная, лебединая и т.д.); «танец» (ваш собственный танец с Жизнью).

И тогда, если «жизнь – это танец» , то какой танец мог бы метафорически отражать вашу жизнь? Фламенко, степ, «танец с саблями»… «белый танец»? Вы танцор-одиночка или «парник»? Вы предпочитаете вести в танце или подчиняться? И т.д. «Эта метафора неявно предполагает, что все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются партнерами по танцу. Танец, как правило, означает радость, праздник, движение… Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логически обнаруживаемого смысла, но есть красота» (А.Гиршон). Красота танца зависит от умения ловить его ритм, а не от того под чью дудку ты пляшешь… Возможно, у вас нет свободы отказаться от танца, но есть выбор позиции и движения).

... ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги... все твои контакты с миром вокруг оборвутся... поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать... выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой... а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели... так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ..

«Жизнь – это дорога (путь, путешествие)».

Путешествие может быть совместным или одиноким…

Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас? У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе…

Близкое определение: " Жизнь - это восхождение ". «Неявно предполагается, что в жизни есть некоторая вершина (причем еще более неявно предполагается, что одна), на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться (хотя, пока вы на ней не побывали, это предположение, представляется, по крайней мере, гипотетичным). Этой метафорой часто описывается "духовный путь" или карьера» (А.Гиршон).

«Более "эзотерическая" метафора - " жизнь - это школа " (большая, жестокая, вечная), если мы принимаем ее, то оказывается, что мы приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, обрести какой-либо важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность и т.д.), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие). Неявно предполагается, что таких классов и школ достаточное количество, а для тех, кто верит в "реинкарнацию", их может быть бесконечно много. В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых - поощряют (метафоры "ада и рая")» (А.Гиршон).

"Так уж устроена школа. Самая важная вещь, которую мы там узнаем, заключается в том, что все самое важное мы узнаем не там".

(Х.Мураками, О чем я говорю, когда говорю о беге…)

Какой опыт, вы уже приобрели?...

Похожее определение: «жизнь – это экзамен» (например, на зрелость)…И тогда на каком вы этапе? Все еще готовитесь («век живи, век учись?») или уже сдаете? Кто в приемной комиссии? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что вы будете делать дальше, с «дипломом»?... Или «жизнь – это экзаменатор, учитель (суровый, строгий, главный и т.д.), который как нельзя лучше показывает человеку как нужно поступать и вести себя. За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью («отчислением»). Для кого-то «жизнь – это урок»: «тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем)»…или «длинный урок смирения», в результате которого вы приобретаете множество навыков…

«Жизнь – это рассказ (история)». Похожие определения: «жизнь – это книга, повесть, летопись, роман, сказка».

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

Я отношусь к такому типу людей, которые ничего не могут понять, пока не попробуют записать это на бумаге…

(Х.Мураками, Норвежский лес)

И тогда, если «жизнь – это книга», а прожитые годы – это «страницы, которые перелистывает время», то готовы ли вы ее «открыть» для другого человека?

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда...

(Х.Мураками, Мой любимый sputnik )

Какая она (эта книга) для вас? Увлекательная, грустная, трагичная…?

- "Какое заглавие могло бы отразить то, что написано вами?

Каков ваш стиль, тон повествования?

Как называются главы?

Как насчет обложки и предисловия? Захотят ли люди вас «прочитать»?

Дадите ли вы то, что обещаете в предисловии?

Какие главы вашей жизни было труднее всего написать?

Какие главы вы хотели бы вычеркнуть?

Что, по-вашему, подумают люди, которые прочтут вашу жизнь «от корки до корки»?"

Есть два типа людей – одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: «Куда катится этот мир?!»

Возможно, ваша «жизнь – это сплошной любовный роман», имеющий закрученный сюжет, она полна приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано…в ней много людей (участников событий), но мало смысла… А может, ваша жизнь – это поэма (краткая) или повесть (скучная)…, которая никого не интересует и не может заинтересовать …

По сравнению с яркой, полной трагедий и триумфов судьбой Джека Лондона моя собственная жизнь показалась серой и неприметной, как пугливая белка, хоронящаяся в ветках дуба в ожидании весны. По крайней мере, несколько минут мне действительно так казалось. Такая уж это штука – чужие биографии. Кому захочется читать биографию библиотекаря из городка Кавасаки, прожившего мирную жизнь и тихо помершего в своей постели? Нет – читая чужие биографии, мы словно требуем некой компенсации за то, что в наших собственных жизнях не случается, увы, ни черта...

(Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

Метафора «Жизнь - это смерть»

Смерть - не полярная жизни субстанция. Смерть изначально существует во мне. И как ни пытайся устраниться от нее невозможно.

(Х.Мураками, Норвежский лес)

Характерные для человека, живущего в данной метафоре, фразы: «Я не живу. Это меня убило» и т.д.

Иногда, сама жизнь для человека превращается в источник страданий, избавиться от которого можно только умертвив себя окончательно. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое… «в прошлом», настоящее печально, будущее - сомнительно … И тогда, с какого момента жизнь человека «перестала быть жизнью»? Что могло бы его «оживить»?

Метафора «Жизнь – это дар (подарок)» (бесценный, величайший, божественный, хрупкий, таинственный и т.д.). Чей это подарок? Какие чувства он у вас вызывает? Помните ли вы, что подарок не принято возвращать? И т.д.

Близкие определения: «жизнь – это награда» (обычно «высшая»), «чудо» (необыкновенное), «благо» (которым, как правило, «надо уметь правильно распорядиться»)…

Метафора «Жизнь – это движение»


Метафорические выражения: «гнаться за жизнью, не отставать от жизни»… Описание: мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве. Человек (по аналогии) проходит определенные этапы (стадии развития). Какое это движение? «Вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без» и т.д…? К чему вы движетесь?

Метафора «Жизнь – это сон»

- Каждое утро после работы как залезу в постель - в голове одно и то же. Господи, сделай так, чтобы я не просыпалась. Чтобы спала себе и спала целую вечность...

(Х.Мураками, Послемрак)

Если жизнь – это сон, то какой? (приятный, невероятный, дурной и т.д.). Чей это сон? Что будет, если человек проснется?

Как правило, для тех, кто живет в данной метафоре, характерно деление жизни на период сна и бодрствования, и желание продлить состояние ухода от забот. «Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и «отлетать» в определенные моменты от реальности (возможно, под влиянием стимулирующих, изменяющих состояние сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий (В.Н. Дружинин)…

«Жизнь – это время» (мимолетное, временно отпущенное нам и т.п.)…

Реальность утекает меж ее пальцев, словно песок в часах, и время - не на ее стороне.

(Х.Мураками, Послемрак)

И тогда на что вы его тратите? «Время – деньги» - это про вас?...

«Жизнь – это вода» (поток, болото, море, водоворот, река, океан и т.д.)

Пример: «Жизнь – водоворот» - постоянно вращается вокруг своей оси и затягивает в себя.

«Жизнь – река»: бурная, большая, с порогами и т.д.

«Моя жизнь – болото…» - говорит вам клиент. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами сам, тем больше я в нем увязаю …»

О чем это?

Возможно, об однообразии, скуке, беспросветности, вязкости жизни, в которой ничего не происходит?

Как понять? Спросить у клиента. У вас, возможно, "свое болото" (свои ассоциации, связанные с данной метафорой), у клиента свое. Например, у меня данное определение жизни автоматически актуализирует в памяти песню из мультфильма "Летучий корабль" - "Эх, жизнь моя - жестянка"...

Помните?

Я водяной, я водяной

поговорил бы кто со мной,

а то мои подружки:

пиявки да лягушки.

фу, какая гадость!

эх, жизнь моя жестянка,

да ну ее в болото,

живу я как поганка,

а мне летать,

а мне летать,

а мне летать охота.

я водяной, я водяной,

никто не водится со мной.

внутри меня водица,

ну что с таким водиться

противно!

Метафора жизни – это не однажды и навсегда сформулированная жизненная стратегия. Ее можно изменить. Конечно, недостаточно просто взять и нарисовать себя на троне или написать: «хочу быть владычицей морскою»… «Расшифровка» метафоры не отменяет дальнейшей работы.

Кстати, если специалисты правы – и мы запоминаем, только, те события, которые соответствуют нашему представлению о мире, то стоит вспомнить, что в жизни каждого из нас есть как отрицательный, так и положительный опыт.

Если очень хорошо, изо всех сил постараться, можно вызывать из прошлого любые воспоминания. Все, что с тобой в жизни случилось. Все, что сама считала давно забытым. Только настройся на правильный ритм, оно тут же – раз! – и выскакивает. Из глубины памяти – прямо тебе в мозг. Но знаешь, что самое интересное? Наша память – ужасно странная штука. Такой огромный шкаф с ящиками, забитый чем попало. Лишние знания, бесполезная информация, бредовые мысли забивают этот шкаф сверху донизу. А чего то действительно важного не раскопать, хоть тресни…

(Х.Мураками, Послемрак)

Если вы решили изменить свою жизнь, то вам необходимо изменить свои жизненные стереотипы и модели поведения, принять тот факт, что ваши успехи будут чередоваться с неудачами, отношение к вам со стороны изменится (не всегда в лучшую сторону), некоторые ранее близкие люди покажутся вам чужими, временами у вас будут приступы тревоги и сомнений, желание вернуться к старому существованию, вы измените представление о себе, окружающих и жизни.

«Человек есть то, что он думает»

Цель описываемой ниже игры - развитие креативности и эмпатии. Эта двойная цель достигается за счет того, что на разных этапах игры реализуются разные стратегии: на первом этапе в фокусе работы психолога - метафорическое мышление и творческие способности каждого участника в отдельности, на втором - процесс совместного творчества.

Примерное время на игру - два с половиной часа.

Необходимое оборудование: листы бумаги формата А4 и авторучки по числу участников.

Первый этап. «Жизнь - это...»

Ведущий. Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры - это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник почти любого нашего высказывания. Сколько выражений мы произносим, даже не задумываясь о том, что это метафоры! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» - как часто это звучит в наших разговорах. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

А если человеку удается создать свою собственную оригинальную метафору, описывающую его оценку той или иной жизненной ситуации, то это позволяет донести до других именно его неповторимый взгляд на мир. Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

Ведущий раздает участникам листы бумаги и авторучки. Желательно, чтобы на этом этапе игры участники группы сидели за индивидуальными столиками.

1-е задание

Ведущий. Поставьте на листе цифру «один» и напишите: «Жизнь - это...» Я прошу вас закончить это предложение какой-либо метафорой, связанной... с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания.

На выполнение этого задания (как и на последующие аналогичные) необходимо дать 3–4 минуты. Участники пишут, после чего ведущий предлагает желающим озвучить свои определения. Если группа не слишком велика - в пределах двенадцати человек - то есть смысл дать слово всем.

Примеры метафор, придуманных участниками:

Жизнь - это винегрет эмоций, мыслей и поступков.

Жизнь - это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.

Жизнь - это вино: пока пьешь - приятно, а потом, когда болит голова, жалеешь.

Жизнь - это волшебное блюдо, которым - сколько ни ешь - насытиться невозможно.

Жизнь - это большая сладкая калорийная булочка, от которой растет живот и портится здоровье.

Ведущему следует положительно отозваться обо всех определениях и не допускать критических или насмешливых замечаний. Это позволит участникам группы почувствовать атмосферу психологической безопасности и проявить свои творческие способности, не опасаясь неудачи и осуждения.

2-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «два» и снова написать: «Жизнь - это...» Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры.

Определения снова озвучиваются всеми желающими.

Жизнь - это бесформенный кусок глины, из которого каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.

Жизнь - это ломаная, проведенная нами на полотне реальности.

Жизнь - это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.

Жизнь - это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.

Жизнь - это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.

3-е задание

Ведущий. Прошу вас на листе бумаги поставить цифру «три» и снова написать: «Жизнь - это...» Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.

Определения также снова озвучиваются.

Примеры метафор, придуманных участниками в результате выполнения этого задания:

Жизнь - это длинный извилистый путь, на котором происходит множество встреч и даже бывают попутчики, но финиша человек достигает всегда в одиночестве.

Жизнь - это налаживание связей с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится.

Жизнь - это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими и толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.

Жизнь - это черточка между датами, которая служит мостиком огромному количеству людей.

Жизнь - это прокладывание маршрута в человеческом море.

4-е задание

Ведущий. Следующее задание будет отличаться от предыдущих. Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. Например, во фразе «Жизнь - это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, что ключевое слово «ломаная». Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания. А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.

После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры. Например, у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизнь - это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце - и то не всегда».

5-е задание

Ведущий. В последнем созданном вами определении жизни подчеркните, пожалуйста, ключевое слово или словосочетание... Поверните лист бумаги другой стороной. В верхней части листа в середине строки напишите это слово или словосочетание. На что это похоже? Правильно, на заголовок. Потому что это название сказки или истории, которую я вас прошу придумать и записать. Время на эту работу - 20 минут.

Второй этап. «Я понял это так...»

Выполнение заданий по созданию метафор, будучи ценным само по себе, является еще и очень хорошей креативной разминкой, позволяющей настроиться на серьезную творческую работу. Когда участники группы завершат написание сказок и историй, ведущий предлагает желающим прочесть свои творения. Обычно далеко не все стремятся предать огласке результаты своей работы. Достаточно выслушать четыре-пять сказок.

Ведущий. Я прошу авторов, прочитавших свои сказки, встать. Остальные участники должны сделать выбор и определиться, какая из сказок оказалась для вас особенно привлекательной. К сожалению, выбрать можно только одну. Подойдите, пожалуйста, к автору выбранной вами сказки и встаньте рядом .

Число участников, собравшихся возле каждого из авторов, определяет рейтинг сказки. Если окажется, что какую-то сказку выбрал только один человек или не выбрал никто, то ведущий предлагает автору и выбравшему его сказку человеку сделать выбор из других сказок. Таким образом, образуется несколько групп.

Ведущий. Дорогие создатели сказок, прошу вас передать листочки с текстами ваших сказок кому-нибудь из стоящих рядом с вами людей... А теперь сами определитесь, какая из сказок (помимо вашей собственной) кажется вам наиболее привлекательной. Подойдите к той группе, у которой находится листочек с текстом этой сказки...

Итак, теперь у нас есть группы, в каждой из которых собрались люди, выбравшие ту или иную сказку. При этом авторы сказок находятся в других группах. Послушайте задание: каждой группе необходимо через тридцать минут средствами спектакля, пантомимы, живой скульптуры или любого другого жанра искусства отразить важнейшую идею выбранной вами сказки. Важно осознать глубинный смысл авторской метафоры и найти адекватную форму ее выражения. Приступайте!

Спустя полчаса каждая из групп представляет созданный ею продукт. Ведущий заботится о том, чтобы автор сказки, послужившей основой для группового творчества, оказался в первых рядах зрителей, чтобы ему было все хорошо видно и слышно. Следует подчеркнуть уникальность момента: меньше часа назад никакой сказки еще не было и в помине, даже замысла еще не было, и вот теперь рожденная творческим воображением конкретного человека метафора жизни нашла свое воплощение в сценическом действии, ожила, одухотворенная творчеством многих людей.

– Что ты чувствуешь, видя «ожившей» свою сказку?

– Какие мысли породило в тебе увиденное?

– Удалось ли ребятам понять важнейшую идею твоей сказки, «расшифровать» твою метафору?

– Есть ли что-то замеченное ребятами в твоей сказке, что ты сам в ней не увидел?

Подведение итогов

По завершении обоих этапов игры необходимо провести ее обсуждение. Важнейшие вопросы:

– Какой из моментов этой игры оказался для вас самым трудным? Самым интересным?

– Что вас удивило? Огорчило? Обрадовало?

– Что нового вы узнали о себе? О других?

– Какие метафорические представления о жизни показались вам самыми точными и глубокими?

– Удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?

– Что этому помогло или помешало?

– Какой опыт вы приобрели в результате этой игры?

Тема: “Рождение метафоры”.

Тип: урок закрепления материала, урок развития речи.

Место урока в курсе литературы: в начале изучения лирики как рода литературы.

Возможно автономное включение занятия по данной теме в курс русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ как в 9, так и в 11 классе, а также в спецкурсы.

Цель: научиться узнавать метафору в поэтическом тексте и определять ее стилистическую функцию.

Вводная беседа

– Какой род литературы мы начали изучать? (Лирика).

– Чем лирика отличается от других родов литературы? (Особый способ познания мира. Выражает чувства, переживания лирического героя).

– Какие художественно-изобразительные средства вы знаете?

– По нашему опыту, самым сложным для восприятия тропом является метафора.

Цель урока:

  • проследить, как рождается метафора, как авторские впечатления перерождаются в образ, выраженный метафорой; научиться видеть метафоры в художественном тексте и понимать их.

Тема урока

Рождение метафоры (записать). Слайд 1 в программе Power Point

Объяснение нового материала (наблюдение за языковым материалом и формулирование выводов, попутно – работа с определениями, словарная работа).

Учитель читает стихотворение (слайд 2):

Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

– О чем это стихотворение (тема)? (Осень в лесу).

– Чье стихотворение? (С. А. Есенин – “певец русской деревни”). Слайд 3

– Какое настроение оно передает? (Тишина – умиротворение, светлая грусть). Слайд 4,5

– При помощи каких метафор создается образ осени? (Примечание: ранее на уроках уже вводилось данное понятие).

– В тексте стихотворения выделите метафоры.Возможно переключение на программу Note Book – слайд (функции “Маркер” или “Линия”) – 1 человек у доски.

Очень трудно выделить метафоры у данного поэта. Почему? (Одна плавно переходит в другую).

Особенностью стиля С. А. Есенина является употребление метаметафор – развернутых метафор.

Обратим внимание на лексику: еще одна особенность стиля поэта – смешение высокого и повседневного, высокого и низкого (можжевель, рыжая кобыла, на кусту и покров берегов, схимник).

Power Point – слайд 6.

Схимник – монах, принявший схиму. Схима – высшая монашеская степень, требующая

от посвященного в нее выполнения суровых правил.

Почему ветер назван схимником?

Посмотрим, как появляются метафоры. Можно искусственно выделить 4 этапа рождения этого тропа – слайд 7.

1. Мы видим и слышим. В осеннем лесу рыжеватые опавшие листья застряли в ветках можжевельника, висят на них клочками. Река покрылась первым синеватым льдом, земля застыла. Какие мы слышим звуки? Гулко отдаются наши шаги, под ногами хрустят льдинки. Сникла, полегла трава вдоль дорожек. На облетевших, прозрачных рябинах – ярко-красные гроздья.

2. Мы чувствуем. У природы есть душа. Она прячется от нас. (Лирика – как можно изобразить чувства?) Мы видим только ее следы, но ведь кто-то же смял эту траву, развесил опавшие листья… Так уютно, привычно в осеннем лесу, и в то же время так печально, тихо и торжественно. Чувствуем жалость и нежность.

3. Мы сравниваем. Метафора основывается на сравнении. Помогайте: что с чем сравнивается? Какие образы возникают в сознании? (по порядку с начала стих-я). Порыжевшие листья – клочья гривы рыжей лошади. Хруст льдинок под ногами, звук шагов – лязг подков. Рябиновые кисти, как будто висящие прямо в воздухе, – как капли крови невидимого существа, стоящего среди деревьев (Христа).

4. Убираем первый план (“видим”) и подменяем его изображением того, с чем сравниваем. Остаются только образы – метафоры.

Закрепление. Практическая работа

Посмотрим, как вы поняли, что такое метафора.

Работа с определением: восстановить, вставив пропущенные ключевые слова из предложенного ряда.

Метафора – это … свойств одного предмета или явления на другой по принципу их … . В отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента сопоставления, метафора – это … сравнение. – слайд 8

Метафора – это перенос свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. В отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента сопоставления, метафора – это скрытое сравнение.

Возможно переключение на программу Note Book (“подтянуть” к месту пропусков слова из представленного ниже списка вручную – 1 человек у доски). Проверить, зачитать.

Обратите внимание: что-то сравнивается с чем-то или кем-то? Происходит уподобление неживого живому. Автор использует олицетворения – разновидность метафор. Зачем?

Давайте прочитаем еще одно стихотворение С. А. Есенина – слайд 9.

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к осеннему двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Выделите метафоры – по одной нескольким ученикам. Какие из них являются олицетворениями?

Какова стилистическая функции метафор? (Одно из средств создания образа осени. Образ значит что-то наглядное, действующее, живое. Это скрытое сравнение.)

Для чего нужны олицетворения? (Делают окружающий мир одухотворенным: он живой, передает ощущения и чувства лирического героя).

Как чувствует себя лирический герой в мире родной природы? (Он понимает природу, ее душу, живет в гармонии с ней).

Обратите внимание на излюбленный стилистический прием Есенина – смешение высокого и низкого.

Проверим, почувствовали ли вы настроение и замысел поэта. Мы выделили метафоры в стихотворении “О красном вечере…”. Попробуйте “разложить” одну-две метафоры – проследить ее рождение по 4 этапам. Какую вы выбрали? Power Point – cлайды 10, 11.

Подведение итогов

– Что такое метафора? (Определение).

– Что лежит в основе метафоры?

– Какие стилистические функции метафоры можно выделить?

– Какая есть разновидность метафоры?

Домашнее задание

Сами попробуете себя в роли учителя, будете задавать вопросы одноклассникам. Нужно изготовить своего рода учебное пособие: 2 листа для тренировки (выделения метафор). На обоих – 1 короткое стихотворение, рисующее какой-нибудь образ, но на первой просто напечатанное с фамилией автора, а на второй – это же стихотворение с выделенными вами метафорами (прежде чем спрашивать с других, нужно подготовиться самому, чтобы подсказать одноклассникам).

Материалы к уроку

Презентация . Слайды для интерактивной доски.

Метафора нашей жизни

В 2012 в мою жизнь пришли ассоциативно-метафорические карты (далее МАК). Пришли, остались и, похоже, уходить не собираются)))

И, начиная с этой статьи, я буду делиться с Вами своими знаниями в работе с этим красивым, волшебным, игровым, и при этом настолько глубоко проникающим в подсознание инструментом, что переоценить его нужность и полезность в работе с людьми невозможно.

И начать мне хотелось бы с прояснений некоторых понятий, связанных непосредственно с метафорическими картами.

В этой статье я расскажу о том, что такое метафора и какова ее роль в нашей жизни.

Почему важно понимать, что такое метафора, почему она является очень важным элементом нашей жизни и каков смысл метафор?

Если мы научимся это понимать, мы научимся за тем, что мы проговариваем или нам проговоривают другие, видеть то состояние, в котором находимся мы или человек, с которым мы общаемся.

Часто за ставшими привычными выражениями скрываются:

— «судьба человека»,

— то, как он живет, чем он «дышит»,

— то, как он взаимодействует с внешним миром,

— то, как он выстраивает свои отношения в семье, на работе, с друзьями и пр.,

— и многое другое.

Поэтому, поняв смысл метафорического языка, на котором человек общается с миром, мы поймем его потребности, его невысказанную обычными словами боль и радость. А поняв это, мы сможем говорить с человеком на его языке, и тогда у нас будет возможность достучаться до его внутреннего и помочь ему решить его жизненно важные вопросы.

А если Вы научитесь прислушиваться к себе любимому и осмысливать метафоры, которые Вы используете в своем языке, поверьте, вы узнаете очень много нового о мире, в котором Вы живете и, который, как Вам казалось, Вы знаете от А до Я.

Итак…

Метафора (от др. греч. μεταφορά - «перенос») – «иносказание» (Михельсон, 1994) - «слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение одного предмета с каким-либо другим на основании их общего признака» (Википедия)

Другими словами:

Метафоры — это образы, с помощью которых можно выражать мысли более наглядно и сильно короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет или явление, мы можем его сравнить с уже известным предметом или явлением. И мы делаем это постоянно, регулярно, по большей части, неосознанно.

Например, выражения, к которым мы уже давно привыкли, которые перестали для нас быть чем-то необыкновенным:

ледяные руки, ледяное сердце, серебряные волосы, глаз-алмаз, железные нервы, деликатный вопрос, бойкий спор, любопытный вопрос, мудрое решение, горы своротить, струны души, любовь угасла, банк лопнул, хождение доллара, падение доллара.

Просто прочтите сейчас эти слова и представьте, как звучало бы их объяснение на «нормальном» языке. Трудно себе представить, как у доллара вырастают ноги, и он начинает ими ходить. Смешно. Но нам ведь абсолютно понятно, что такое «хождение доллара».

Очень много в нашем языке существует метафор-клише — общепринятых метафор, переносный смысл которых уже не ощущается.

Ножка стула, спинка кровати, лист бумаги, стрелка часов, докторская колбаса и т.п.

Все давно привыкли к таким выражениям, которые тоже являются метафорами:

рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике.

или

лес рук, носок ботинка, пустить корни, концы с концами сводить, пойти как по маслу.

Метафоричными являются связи животное - человек и отсюда возникшие наименования людей в переносном смысле:

баран, осёл, свинья, лиса, сорока, волк, медведь, петух, вол.

Когда мы применяем к человеку название животного, мы совершенно четко понимаем, о чем это))) Т.е. зная, какими свойствами обладает животное, мы переносим их на человека, и всем сразу становится понятным, что мы имеем ввиду, называя кого-то сорокой, а кого-то ослом))))

Мы уже совершенно бессознательно используем в качестве метафор сложных житейских ситуаций сюжеты древнегреческих мифов, которые прочно вошли в европейские языки:

ахиллесова пята (символ точечной уязвимости),

прокрустово ложе (символ непомерных требований, в которые человека искусственно втискивают),

троянский конь (символ обмана, подлой атаки, замаскированной под дар),

яблоко раздора (причина для острой конкуренции),

сизифов труд (труд монотонный, безостановочный и бессмысленный),

танталовы муки (когда то, в чем ты нуждаешься, на расстоянии вытянутой руки, но взять не получается).

Наша жизнь пронизана метафорами. Они являются ее неотъемлемой частью. Без метафоры, практически, невозможно представить нашу речь. Она станет скудной, скучной и непомерно длинной. Мы запутаемся в определениях и описаниях.

И, если мы говорим о «Метафоре жизни» – то можно представить себе, что это такие заархивированные, сжатые папки, где хранятся наши представления о мире.

И, конечно, очень важным является то, какими метафорами Вы пользуетесь, когда описываете какие-то события вашей жизни, свои состояния, свои отношения, свое видение происходящего внутри вас и во внешнем мире.

Другими словами: каково сложившееся у Нас образное представление нашей жизни, что и в каком виде у нас сохранено на уровне подсознания — такова «метафора Нашей жизни». И именно она отвечает за то, в каком мире мы живем, какую реальность мы для себя творим.

Наша жизнь-это метафора, которая не только отражает жизнь, но и творит её.

Часто метафоры, которые сотню лет назад имели один смысл, сегодня имеют абсолютно другой, часто противоположный. И об этом тоже нужно знать. Мы употребляем сегодня слова и выражения, который кардинально изменили свое значение в сравнении с первоначальным и на этом строим свою сегодняшнюю метафору.

Приведу пример, который нашла в интернете, и он как нельзя лучше помогает понять сказанное.

Но иногда все-таки имеет смысл выражать свои мысли обычным языком, потому что в некоторых случаях применение метафорического языка может привести к нежелательным последствиям, как в следующем примере:

Для понимания того, о чем я сегодня говорила предлагаю Вам выполнить три очень простых упражнения. Советую делиться Вашими ответами в комментариях. Тогда Вы наглядно увидите, насколько по-разному мы видим мир.

Упражнение 1.

Придумайте по 5 слов, которые бы наиболее точно описали состояние, которое в ВАС вызывают эти картины

Упражнение 2 .

Напишите по 5 слов, которые бы наиболее точно описали мир, в котором живут изображенные на картинках женщины.