Open
Close

Загадочный образ бабы яги. Изучение волшебных сказок Анализ русской народной сказки «Баба-Яга

Дамбаева Дыжидма

Исследовательская работа по литературному чтению 3 класс «Образ Бабы Яги в волшебных сказках»

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»

«Образ Бабы Яги в волшебных сказках»

Подготовила: Дамбаева Дыжидма, ученица 3-в класса

Классный руководитель: Дамбиева А.Ц.

  1. Введение. Представляю вам исследовательскую работу на тему «Образ Бабы Яги в волшебных сказках».

Цель данного исследования : проследить образ Бабы Яги и определить ее роль в сказках.

Задачи: узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге;

провести опрос по теме работы среди своих сверстников; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга;

проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования : Баба - Яга.

Предмет исследования : волшебные сказки.

Гипотеза: Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования : наблюдение за образами Бабы-Яги при чтении сказок, опрос, анализ результатов, обобщение.

Эта тема актуальна , ведь кто не любит читать сказки, смотреть их. Ну, а какая же волшебная сказка без Бабы-Яги? Все с детства знают, кто такая Баба-Яга, и помнят практически все о ее проделках. Как правило, они весьма неприятны, и сама она страшная. Тем не менее, в любой сказке Баба-Яга выполняет важную роль. Выкиньте ее из сказки, и герой обязательно ничего не сможет: он либо не достанет необходимый ему меч - кладенец, либо не получит точное указание, где искать и куда идти. Таким образом, без нее никуда.

II. Основная часть

1. Общая характеристика Бабы - Яги

Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашла такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому (2, с. 113).
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

2. Опрос среди сверстников: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?

3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога? (На слайде)

Анализ образа Бабы – Яги в сказках.

Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.

В сказках встретились такие образы Бабы-Яги:

  • Яга – воительница встретилась в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин», ее внешний вид « Баба Яга – золотая нога», образ отрицательный, так как бьется с богатырями, хочет их погубить.
  • Яга-похитительница встретилась в сказке «Гуси-лебеди», ее внешний вид «…морда жилиная, нога глиняная», образ Бабы-Яги в этой сказке отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть.
  • Яга-дарительница, делится на два вида:

1. Яга-советчица встретилась в сказке «Царевна-лягушка», ее внешний вид «…зубы – на полке, а нос в потолок врос», образ положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея).

2. Яга-покровительница встретилась в сказке «Василиса Прекрасная», ее внешний вид «В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает», образ Бабы-Яги здесь положительный, она берет Василису под свою защиту, помогает ей, дает ей череп с горящими глазами.

  • Яга-повелительница сил природы и животного мира во всех сказках.

3. Выводы по сказкам.

Таким образом, в прочитанных сказках Баба - Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо

запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья - Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»).

Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).

4. Анализ результатов исследования

Баба - Яга испытывает людей, дает советы, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба - Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба - Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а

значит, она повелительница зверей и леса.
Баба - Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе - Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба - Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит). Ей подвластны - утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним.

III.Заключение.

В ходе своего исследования я нашла ответы на многие вопросы. Я прочитала и посмотрела много сказок, узнала значение непонятных мне слов, провела опрос среди учащихся по теме исследования.

Исследование волшебных сказок показало, что Баба - Яга – вымышленный сказочный персонаж. Сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Из всего видно, что образ Бабы-Яги в сказках не всегда одинаков. Ее образ помогает лучше понять смысл сказки. И читая сказки, можно многое для себя узнать.

Список используемой литературы.

  1. «Василиса Прекрасная» русская народная сказка
  2. «Марья - Моревна» русская народная сказка
  3. «Иван-царевич и Белый Полянин» русская народная сказка
  4. «Гуси-лебеди» русская народная сказка
  5. «Царевна-лягушка» русская народная сказка
  6. В.Я.Пропп «Исторические корни волшебной сказки» Л.,1946
  7. Интернет-ресурс
  8. Энциклопедия

Приложение.

Значения слов, которые узнала.

  1. Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.
  2. Яга – язвить, причинять боль, мучить.
  3. Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.
  4. Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.
  5. Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).

Анкетирование среди сверстников.

Был проведен опрос среди учащихся 3-4 классов.

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

Объект исследования: Баба - Яга. Предмет исследования: волшебные сказки.

Общая характеристика Бабы - Яги Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога». Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому.

Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.

Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом. Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими

Анализ опроса среди сверстников Баба-Яга – старуха

Анализ образа Бабы – Яги в волшебных сказках.

Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Яга-воительница Яга-похитительница Яга-дарительница: 1.Яга-советчица; 2.Яга-покровительница Яга-повелительница сил природы и животного мира

Выводы по сказкам Баба - Яга представляется старой, беззубой, у нее длинный нос. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Помогает героям, но не везде. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу-Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей. Обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.

Анализ результатов исследования Баба – Яга ведает судьбой Она связана со смертью и подземным миром Она повелительница зверей и леса Она связана с воздушной стихией Она повелительница времени Она связана с огнем небесным, подземным и домашним.

Заключение Баба-Яга является вымышленным персонажем Баба-Яга в сказках бывает не только отрицательной, но и положительной героиней Баба-Яга помогает лучше понять волшебную сказку

Библиографическое описание: Ткаченко А. О., Елисеева Н. П. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок // Юный ученый. — 2018. — №3. — С. 130-133..04.2019).





Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Ключевые слова : миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет.

Various versions of the origin of the image of Baba Yaga are specified. Analyzed are the negative and positive actions of Baba Yaga in folk tales. The attitude towards Baba Yaga of the pupils of the primary school and users of the social network «VKontakte» has been revealed. A collective portrait of Baba Yaga is proposed based on the results of the survey .

Key words: myth, folk tales, Baba-Yaga, collective portrait.

Баба Яга - одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле. Считается, что первые упоминания о ней встречаются в мифах древних славян 6–9 веков нашей эры. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова ЯГАТЬ, что значит кричать, шуметь, ругаться. На Руси таких женщин часто называли Ягишною.

Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.

По другой версии, прототип Бабы Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Стремление Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», больных младенцев: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало.

Также существует версия, что имя Яги произошло от слова «йог», и сама она - из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов.

Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках». Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель - олений мох, когда-то он назывался «яг».

Интересно, что первое письменное упоминание о Бабе Яге сделано в 16 веке в книге английского путешественника Д.Флетчера, а первая сказка о ней была написана М. Н. Макаровым в 1820 году. В начале ХХ века ее стали изображать известные художники на своих полотнах.

Исследуя происхождение образа Бабы Яги, была поставлена задача изучить народные сказки об этом персонаже. Было прочитано всего 7 сказок (табл. 1). В 4 сказках Баба Яга является положительным персонажем, она помогает главным героям, дает им совет, а в 3 сказках - совершает плохие поступки: обманывает героев, похищает и поедает детей.

Таблица 1

Образ Баба Яги в народных сказках

Название сказки

Характерные черты

Поступки

Заколдованная королевна

«костяная нога, старая, беззубая»,

Положительный персонаж:

помогла герою, созвала буйные ветры

Гуси-лебеди

«морда жилиная, нога глиняная»

Отрицательный персонаж :

похитила братца

«костяная нога - холст ткет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Отрицательный персонаж :

хотела съесть племянницу

Царевна-лягушка

«костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»

Положительный персонаж:

помогла герою, указала, где находится смерть Кощея

Золотой конь

«костяная нога - на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет»

Положительный персонаж:

помогла герою, дала клубочек

Две сестры

«испугалась девочка Баба Ягу, задрожала»

Положительный персонаж:

подарила серебряное веретено

Баба Яга и Лутонюшка

Отрицательный персонаж :

обманула Лутонюшку, хотела его съесть

В ноябре 2017 года был проведен опрос среди учащихся начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» в форме анкеты с целью сравнительного анализа отношения к героине и изучения характерных черт, присущих образу Бабы-Яги. Всего было опрошено 42 ученика и 37 пользователей социальной сети. На вопрос: «Баба Яга является положительным или отрицательным персонажем?» ученики начальной школы в большинстве, а это 86 % ответили, что отрицательным (рис. 1). Однако пользователи социальной сети точно не определились, все-таки, плохая или хорошая бабушка Яга (49 % - отрицательный, 51 % - положительный персонаж).

Рис. 1. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» на вопрос «Баба Яга - положительный или отрицательный персонаж?»

Выявляя характерные черты Бабы Яги, было установлено, что большинство (43 %) пользователей социальной сети считают ее хитрой и смешной, а учащиеся склоняются, что наша героиня - злая и вредная (40 %) (рис.2).

В анкете учащиеся указали, что знакомы с персонажем Бабой Ягой благодаря сказкам «Гуси лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Последний богатырь», «Летучий корабль» и «Морозко». На вопрос о поступках Бабы Яги в этих сказках (рис.3), большинство указало, что она «похищает и поедает детей» (57 %).

Рис. 2. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о характерных чертах Бабы Яги

Рис. 3. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о совершаемых Бабой Ягой поступках в сказках

На вопрос «Представьте, что Баба Яга существует, как ее узнать?» было получено множество разных, интересных характеристик от учеников начальной школы. Мы попробовали создать собирательный образ современной Бабы Яги. По их мнению, Баба Яга - очень худая сильно скрюченная пожилая женщина 600-летнего возраста низкого роста с седыми длинными волосами, длинным и большим носом, на конце которого 1–2 бородавки. Спина у нее неровная, нога костяная. Имеет кривые зубы, страшное, морщинистое лицо, злые глаза, ворчливый голос, злобно смеется, но бывает смешной. Ходит в старомодной одежде с костылем, иногда летает на метле или в ступе. Живет в избушке в лесу, варит зелья. Очень некультурная, совершает плохие поступки.

Пользователи социальной сети современную Бабу Ягу представляют несколько иначе: некрасивая бабушка с большим носом, хитрыми прищуренными глазами, кривыми зубами, хриплым голосом. Одета в лохмотья из мешковины, на шее бусы из сушеных мухоморов и старый шарф. Иногда ходит в халате и с косынкой на волосах. Имеет костяную ногу, лихо управляет метлой и ступой. Но внешность обманчива. На первый взгляд кажется неопрятной, сутулой и опасной. Но если проявить ласку, то она сразу изменится и станет настоящей милой доброй бабусей. Живет в избушке на курьих ножках.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что Баба Яга предстает перед нами и положительным и отрицательным персонажем, совершает как добрые, так и плохие поступки. Результаты опроса показали неоднозначное отношение к нашей героине, ученики считают, что она злая и вредная, однако пользователи социальной сети, а это, в основном, более взрослые люди, считают Бабу Ягу милой и смешной, что также прослеживается и в собирательном портрете современной Бабы Яги.

Полученные материалы в ходе изучения образа бабы-Яги можно будет использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.

Литература:

  1. Мартиросова М. А. Мифы народов мира для детей. - Белый город: 2010, 364 с.
  2. Науменко Г. Вся славянская мифология. - М.: АСТ, 2004. - 190 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т6, ч.1. Религии мира - М.: Аванта+, 1996. - 720 с.
  4. https://ru.Wikipedia.org/wiki/Баба-яга
  5. https://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/babu-iagu

Ключевые слова: миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет .

Аннотация: Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Среди различных жанров устного сказа, конечно, заслуживают особого внимания русские народные сказки. Ни для кого не секрет, что русские народные сказки появились давно и передавались из уст в уста, дожив, таким образом, до времен, когда возникла письменность. Это позволило сказкам завоевать популярность у большего количества людей, и поэтому сегодня каждый из нас может наслаждаться богатством сказочного мира, его многообразием. Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного творчества с установкой на вымысел.

Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых людей, и купцов с купчихами, царей и их дочерей, да и вымышленных героев, среди которых Баба Яга - пожалуй, один из самых колоритных персонажей.

Однажды на уроке мы читали сказку «Гуси – лебеди». Одним из персонажей была баба-Яга. Она была злая – хотела девочку помыть, попарить, а потом посадить в печь, зажарить, съесть и на ее косточках покататься.

Нам стало интересно, а во всех ли сказках Баба-Яга такая же? Мы с учителем организовали кружок «Книжкины посиделки». После уроков мы собирались в классе вместе с родителями, читали сказки, обсуждали образ бабы-Яги. Что же мы выяснили?

Такая же злая, жестокая баба-Яга была только в сказке под названием «Баба Яга». Она хотела то же съесть девочку. Бросается в погоню, от злости зубами скрипит. А встретив преграду на пути в виде реки – начинает пить воду из реки. И лопнула Баба-Яга!

1. Нами были прочитаны сказки:

«Заколдованная королевна»,

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю чего»,

«Сказка о Василисе Премудрой»,

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»,

«Иван меньшой – разумом большой»,

«Финист – ясный сокол»,

«Царевна – лягушка»,

«Марья Моревна»

В этих сказках Баба-Яга встречает пришедших к ней недружелюбно по началу, ворчит, а узнав причину прихода – кормит, поит, парит в баньке, беседует с гостями, даже может ласково называть: добрый молодец, дитятко.

А ещё и помогает – дает совет или указывает дорогу.

2. Где живет баба-Яга?

В дремучем лесу (или на поляне), одна – одинешенька, в избушке на курьих ножках (или на одной куриной ножке, или на воробьиной ножке, на веретенной пятке, на бараньих рожках). У избушки одно окошко, она может поворачиваться к лесу задом, а к гостям передом, а может с востока на запад. Избушка может быть не обнесена забором, а бывает и обнесенная тыном или частоколом с черепами.

3. Как выглядит баба-Яга?

Она старая, седая, беззубая, или с одним клыком. В избушке сидит раскинув ноги из одного угла в другой, зубы держит на полке, нос в потолок врос. Может расположиться на девятом кирпиче на печке. Несмотря на возраст, быстро передвигается и даже кричит громким голосом и свистит молодецким посвистом. Умеет кудель прясть.

4. Есть ли родственники у бабы-Яги?

Да, есть. Дочь родная – Марья-царевна, жена Андрея стрелка. Зятя своего узнает по ширинке, которую ему в дорогу дала Марья-царевна. Есть сестры: средняя и старшая. Есть племянница – девица Синеглазка, Богатырка, дочь одной из сестер. У старшей сестры есть сын – Змей Горыныч, племянник остальным бабам-Ягам.

5. Есть ли волшебные вещи?

Клубочек шерсти путеводный, ступа с пестом и помелом – для передвижения; полотенце, гребешок; имеет власть над буйными ветрами; серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка, серебряное донце и золотое веретенце; серебряные яблочки; табун волшебных лошадей, ворон – птица вещая. Многие из этих вещей дарит, некоторые использует для своих целей, некоторые приводят к смерти бабы-Яги.

6. Необычная Баба-Яга.

На одной из встреч мы прочитали сказку «Иван-царевич и Белый Полянин» и увидели совсем другую бабу-Ягу!

У бабы-Яги золотая нога, она очень быстро бегает, так что ее трудно догнать. Живёт под землёй в большом городе в палатах, в плену держит девицу. Есть рать несметная (которую для неё делают портные и сапожники), она 30 лет воюет с Белым Полянином. Погибает от меча Ивана-царевича.

7. Баба-Яга в славянской мифологии.

Прочитав сказки, нам захотелось узнать, а откуда появился образ бабы-Яги. Вот что мы узнали.

Наши далёкие предки придавали бабе Яге совершенно другое значение. Распущенные, растрёпанные волосы символизировали связь с потусторонним миром. По традиции умершей женщине расплетались косы. А костяная нога - тоже признак давно умершего человека. Да и летает она в ступе, след за собой заметает, потому что славяне, отправляя покойника в последний путь, всегда заметали за ним след, чтоб в мир живых не вернулся. Да и ступа по форме очень напоминает деревянный гроб. Поэтому напрашивается вывод: баба Яга - давно умершая женщина.
А почему же у неё избушка на курьих ножках? Оказывается, по славянскому обычаю, пока душа умершего человека ещё не определилась, ей сооружали «жилище». Ритуальную куколку помещали в специальный домик и ставили на срубленное дерево. Присмотритесь к корням деревьев, чем не куриные ножки. Кстати, у народов севера этот обычай сохранился до сего дня.
Очень интересен и тот факт, что все приходят к бабе Яге за советом. Почти во всех сказках Иван - царевич получает волшебные предметы, которые помогают ему в его «приключениях».
Если обратиться к происхождению «имени» «Баба Яга», то увидим следующее толкование. Бабой называли женщину, которая уже родила ребёнка. «Яга» - огнь - огонь. То есть получается, что баба Яга - женщина - огонь или огненная женщина. Существовал глагол «ягать» - кричать. Это особый крик, в котором концентрировалась очень сильная энергия. Этот крик издавали охотники и роженицы. Исходя из этого, получается, что баба Яга - это главная матерь, которая знала и умела всё.
А как часто в сказках можно слышать: «Сейчас посажу на лопату - и в печь!». Но если вспомнить все сказки, вы не найдёте ни одной, где бы баба Яга изжарила хотя бы одного ребёнка. А пошло это от того, что существовал обряд перепекания больного ребёнка. В заговоренное тесто бабка - повитуха заворачивала больного ребёнка и на хлебной лопате отправляла в печь. Через некоторое время доставала, разворачивала, а тесто отдавала собакам. И что интересно, после такой процедуры, ребёнок шёл на поправку.

Русская народная сказка "Баба-Яга"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Баба-Яга" и их характеристика

  1. Девочка. Живет с отцом и мачехой. Добрая, красивая, отзывчивая, ласковая, трудолюбивая.
  2. Мачеха. Злая и коварная
  3. Баба-яга. Любит кушать маленьких девочек. Злая и скупая, никому добра не делает, а за то, никто ее не любит.
План пересказа сказки "Баба-Яга"
  1. Мачеха и ее задание
  2. Наказ родной тетки
  3. Баба-яга за работой
  4. Работница и платочек
  5. Кот и мясо
  6. Собаки и хлеб
  7. Калитка и масло
  8. Береза и ленточка
  9. Побег
  10. Погоня
  11. Гребень
  12. Полотенце
  13. Смерть бабы-яги
  14. Возвращение домой.
Кратчайшее содержание сказки "Баба-Яга" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Когда отец девочки женился на другой, мачеха невзлюбила девочку.
  2. Отправила она ее к сестре своей, к бабе-яге, а тетя родная девочку научила, что делать
  3. Баба-яга посадила девочку ткать, а сама спать пошла.
  4. Девочка всем угодила, кому платочек, кому мясо, хлеб, масло, ленточку и сбежала со двора.
  5. Баба-яга в погоню бросилась, а девочка то гребень бросит, то полотенце
  6. Не смогла баба-яга реку выпить, а девочка домой прибежала, отцу правду сказала, тот мачеху и прогнал.
Главная мысль сказки "Баба-Яга"
Как ты к людям, так и они к тебе.

Чему учит сказка "Баба-Яга"
Сказка эта учит проявлять доброту к другим людям, быть отзывчивой, вежливой, заботливой. Учит что все добрые дела обязательно вознаграждаются. Учит перед выполнением сложного дела, посоветоваться со знающими людьми. Учит решительности и бесстрашию.

Отзыв на сказку "Баба-Яга"
Мне очень нравится эта сказка, которую я читаю не первый раз. В ней главная героиня - маленькая, но очень смелая девочка, которую отправили на съедение к бабе-яге. Девочка очень боялась страшной тетки, но нашла в себе силы преодолеть свой страх. И это твердость духа героини мне понравилась больше всего.
Ну а то, что девочке помогли все обиженные бабой-ягой, кажется очень правильным.

Пословицы к сказке "Баба-Яга"
Ты мне, я тебе.
За добро добром платят.
Доброе слово и кошке приятно.

Читать краткое содержание, краткий пересказа сказки "Баба-Яга"
Жили муж с женою и была у них дочка.
Но умерла жена, погоревал муж, да на другой женился.
А мачеха оказалась злой, все хотела девочку со свету сжить.
И вот как-то отправляет девочку к своей сестре, за иголкой с ниткою, а сестра та - баба-яга.
Перед уходом девочка к родной тетке заходит, спрашивает как ей быть, страшно ведь к бабе -яге идти. Тетушка ее успокаивает. Дает ленточку для березки, хлеба для собак, маслица для ворот, и мяса для кота, и говорит ничего не бояться.
Вот пошла девочка через лес к бабе-яге. Долго шла, а как приходит, видит баба-яга сидит у окна, холст ткет.
Поздоровалась девочка, попросила иголки с ниткой. А баба-яга ее посадила поработать вместо себя, а сама спать пошла. И уходя так работнице тихонечко говорит, чтобы та баню натопила, девочку искупала, а утром она ее съест.
Девочка услыхала эти слова, сидит ни живая, ни мертвая. Но опомнилась, к работнице бежит, платочек ей красивый дарит. Просит, чтобы не спешила та баню топить, чтобы воду в решете носила. Работница и согласилась.
Как баба-яга высунется, про баню спросит, так работница и отвечает, что топит.
А девочка к коту, что на лавке сидел. Мяса ему отборного дает. Кот съел, ухмыльнулся. А девочка и просит котика научить, как от бабы-яги сбежать.
Кот показывает ей на гребень и полотенце, и говорит с собой взять. Когда баба-яга нагонять будет, за собой бросить.
Схватила девочка гребень и полотенце, и бегом из дома. А на улице собаки. Хотели девочку разорвать, а она им хлеба кинула. Дальше калитка. Хотела заскрипеть, бабу-ягу разбудить, а девочка ее маслом смазала.
За калиткой береза, хочет девочку веткой отхлестать, а девочка березу ленточкой повязала.
Кот в это время ткать сел. Не столько ткет, сколько запутывает
Выходит баба-яга, видит, нет девочки. На кота набросилась, куда смотрел? А тот про мясо вспоминает. Баба-яга на собак, те хлебу радуются, баба-яга на калитку ругаться, а та маслицем довольна. Баба-яга на березу, а та ленточкой хвастает.. Баба-яга на работницу, а та ей платочек показывает.
Бросилась баба-яга в погоню, в ступе скороходной. Услышала то девочка, бросила позади себя гребень. Лес вырос, небо попирает. Остановилась баба-яга, грызть лес стала. Дорогу прогрызла, дальше спешит, снова девочку догоняет.
Бросила девочка полотенце, разлилась река широкая. Не может баба-яга переправится. Стала она реку пить, пила-пила, пока не лопнула.
А девочка домой спешит. Там отец ее уже потерял, у новой жены спрашивает. Прибежала тут девочка, рассказывает про бабу-ягу, да про то, как та ее съесть хотела.
Рассердился отец, прогнал злую жену, и стали они жить счастливо.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Баба-Яга"

Где живёт Баба Яга?

Где живет сказка? Да повсюду: в дремучем лесу, в поле, на распутье дорог, в шорохе листвы… Сказка родилась с человеком, и пока живет человек, жива и сказка. Сказки любят все: и взрослые, и дети. В них много разных чудес. А задумывался ли кто-нибудь над тем, как попала в сказку Баба Яга? Почему она ест маленьких детей? Почему живет одна в темном лесу? Кто ее придумал? Это вымышленный сказочный персонаж? А может быть, Баба Яга – мифологическое существо? Ученик Ломоносовской школы решил больше узнать об этом и найти ответы на свои вопросы. Конечно же поставить гипотезу, определить объект и предмет исследования первокласснику не под силу, поэтому в этой работе ему помогала учительница. Выполненная исследовательская работа была успешно представлена на районной учебно-исследовательской конференции школьников «Юность Поморья».

Тема. «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Цель. Проанализировать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сделать вывод о его сущности.

Задачи. Узнать из дополнительной литературы о Бабе Яге; провести опрос по теме работы среди учащихся; прочитать русские народные сказки, в которых действует Баба Яга; проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Объект исследования. Баба Яга.

Предмет исследования. Русские народные сказки.

Гипотеза. Предположим, что Баба Яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования. Размышления, чтение книг, опрос, анализ результатов.

I. Основная часть

1. Общая характеристика Бабы Яги

Баба-яга – старая слепая горбатая колдунья с длинным носом и растрепанными волосами. Она питается человечиной, да и зовется «костяная нога».
В энциклопедии я нашел такое определение: Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. В православном сознании – воплощение сатанинских сил зла, выражение ненависти ко всему русскому (2, с. 113).
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей. Избушка умеет поворачиваться вокруг себя. В доме Бабы Яги живут разные животные: черные коты, мыши, лягушки, вороны и змеи. Они являются ее советчиками и охранниками.
Баба Яга не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (самокатная колесница), погоняя ее пестом или железной палицей. А чтобы не видно было следов, она заметает их метлою или помелом.
Баба Яга обладает волшебными вещами: ковром-самолетом, гуслями-самогудами, мечом-кладенцом, сапогами-скороходами и многими другими.

2. Баба Яга – мифологическое существо

Сказку всегда предваряет миф.
Баба Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – очень древнее славянское божество, хранительница домашнего очага, рода, традиций, детей и домашнего хозяйства.
Баба Яга (Буря-Яга, Язя) – лесная старуха-волшебница, ведьма, которой подвластны вихри и вьюги.
Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души усопших в царство мертвых. Раньше верили, что Баба Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей, – то есть считали, что она ведьма.
Но все-таки Баба Яга – существо более опасное, чем ведьма. Она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых.
Избушка Бабы Яги стоит в чаще леса или на опушке. Название «курьи ножки», скорее всего, произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI–IХ веках.)
Еще одним прообразом Бабы Яги могли послужить ведуньи и знахарки, которые жили вдали от поселений в глубине леса. Там они собирали различные коренья и травы, сушили их и делали различные настойки, в случае необходимости помогали жителям деревень. Но многие их считали соратниками нечистой силы, так как, живя в лесу, они не могли не общаться с нечистой силой (1, с. 56).

3. Основные черты образа Бабы Яги

Это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего костяная) нога. Костяная нога почти во всех сказках упоминается в единственном числе. Поэтому можно предположить, что Баба Яга – одноногая.
Костяная нога – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то нужно «искать змею». Баба Яга имеет змеиное происхождение. Одноногость Бабы Яги является достаточным основанием, чтобы предполагать, что она входит в круг божеств, ведущих свою родословную от змеи. В имени Яга, считают ученые, также отразилась ее змеиная природа. «Яга» происходит от санкристского «змей». Таким образом, сначала Баба Яга ползала, как змея, потом стала прыгать на одной ноге, еще позже стала ездить в ступе по земле и только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух – таким образом, превратилась в чисто сказочный персонаж (1, с. 62).

4. Баба Яга в русских народных сказках

Сначала я решил провести опрос среди учащихся младших классов, так как мне стало интересно: что думают другие ученики о Бабе Яге? Им было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Кто такая Баба Яга?
2. Какой вы себе ее представляете?
3. Где она живет?
4. Чем занимается?
5. Как выглядит костяная нога?

В опросе участвовали 23 ученика начальной школы. Варианты их ответов я записал в таблицу 1 .

Таблица 1

Результаты опроса учащихся

1. Кто такая Баба Яга?

Вымышленный персонаж

Ведьма, колдунья

Пожилая женщина

Злая сварливая старуха

Старушка с метлой

2. Какой вы себе ее представляете?

Злой, сердитой, плохой

Веселой, шутливой

Агрессивной, нервной

3. Где она живет?

В лесу в избушке на курьих ножках

На болоте в избушке

4. Чем занимается?

Ходит в гости к Лешему

Летает в ступе

Варит зелья, колдует

Ест детей

Прядет пряжу

5. Как выглядит костяная нога?

Сделана из кости

Выглядит как у скелета

Деревянная нога

Волшебная нога

Далее я самостоятельно анализировал образ Бабы Яги. Для этого я прочитал 11 русских народных сказок, где говорилось о Бабе Яге.
Во всех русских народных сказках Баба Яга играет важную роль. К ней порою прибегают герои, как к последней надежде, последней помощнице. Но в сказках она либо помогает, либо нет.
Результаты своего исследования по следующим сказкам: «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Баба Яга», «Баба Яга и Заморышек», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Заколдованная королевна», «Финист – ясный сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» – я записал в таблице 2.

5. Общие выводы

Таким образом, в прочитанных мною сказках Баба Яга представляется старой, беззубой женщиной, у нее длинный нос.
Баба Яга живет в лесу, в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом; забор вокруг избы – из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо дверей – ноги, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами.
Герои обращаются к Бабе Яге ласково – «бабушка». Баба Яга помогает героям, которые заслуживают этого, хотя не переносит русского духа. В 6 сказках из 11 Баба Яга – положительный персонаж, в 5 сказках – отрицательный. Значит, Бабу Ягу нельзя считать только злобной и сварливой колдуньей.
Баба Яга обладает волшебными вещами, служат ей разные животные. Преследуя сказочных героев, убегающих от нее, она гонится за ними черною тучею. В двух сказках Баба Яга погибает: в одной – упала в огненную реку с моста («Марья Моревна»), в другой ей отрубает голову Иван-царевич («Иван-царевич и Белый Полянин»). В трех сказках Баба Яга имеет сестер, в одной сказке – даже детей (41 дочь). Эта сказка необычна тем, что Баба Яга живет не в избушке на курьих ножках, а в белокаменных палатах.
Баба Яга ведает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями. Баба Яга – обладательница огня («Василиса Прекрасная»), волшебных вещей, знания, помогающего главному герою одолеть своего противника («Царевна-лягушка»).
Во всех сказках Баба Яга действует в трех воплощениях: 1) Яга-богатырша («Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями; 2) Яга-похитительница («Гуси-лебеди», «Баба Яга»), где крадет детей; 3) Яга-дарительница (во всех остальных сказках), где она приветливо встречает главного героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает богатые дары.

Статья опубликована при поддержке компании "Msk Centrum" – одного из крупнейших поставщиков межкомнатных и входных дверей. Хотите изменить Ваше жилое пространство, при этом, не вкладывая огромные средства в перепланировку, реконструкцию или даже в серьезный ремонт? Скажете, что это не возможно, и ошибетесь! Межкомнатные перегородки в Москве от компании "Msk Centrum" способны объединять или уменьшать пространство, зонировать помещения, делать их еще комфортнее, практичнее и многофункциональнее. Межкомнатные раздвижные перегородки при минимуме затрат на их изготовление и монтаж, сделают фундаментальную планировку даже небольшой квартиры более гибкой и мобильной, позволят при необходимости разделить помещение на жилую, рабочую или иную функциональную зону. Специалисты "Msk Centrum" помогут выбрать такую модель перегородки, которая не нарушит сложившийся интерьер помещения, или же станет интересным дизайнерским решением или элементом декора. Подробнее ознакомиться с ассортиментом предлагаемой продукции, узнать цены и посмотреть готовые работы можно на сайте mskcentrum.ru.

II. Анализ результатов исследования

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы Яги в русских народных сказках можно сделать вывод о ее сущности.
Баба Яга испытывает людей, наказывает их (губит), дарит клубок (путеводную нить), дает советы, которые способствуют достижению цели, «чует сердцем», а значит – ведает судьбой.
Баба Яга похищает и ест детей и людей, связана с ночью и тьмой, ей служит черный кот, она всегда старая, полускелет (костяная нога), она слепа, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»), живет в избушке без окон и дверей, вокруг ее дома – ограда из черепов; огонь, данный ею, может убить, а значит, она связана со смертью и подземным миром.
Баба Яга живет в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках (полузвериный облик). Служат ей дикие звери, служат ей гуси-лебеди, а значит, она повелительница зверей и леса .
Баба Яга летает на ступе, ей служат гуси-лебеди, она поднимает ветер помелом, свистит (свист связан с ветром), а значит, она связана с воздушной стихией.
Бабе Яге подвластны утро, день, ночь (белый, красный и черный всадники), а значит, она повелительница времени.
Баба Яга ведает огнем (глаза черепов в ограде), лежит на печи, наказывает людей (губит), ей подвластны утро, день, ночь, а значит, она связана с огнем небесным, подземным и домашним. (Приложение. )

Таким образом, мое исследование показало, что Баба Яга – вымышленный сказочный персонаж. Ее прообразом является славянская богиня смерти. Сущность образа Бабы Яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл, нежели просто злая сварливая старуха. Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Мое предположение подтвердилось.

III. Заключение

В ходе своего исследования я нашел ответы на многие вопросы. Я прочитал много русских народных сказок, узнал значение непонятных мне слов, провел опрос среди учащихся по теме исследования, узнал из дополнительной литературы многое о Бабе Яге. По сказкам я сделал вывод о сущности образа Бабы Яги. Мне очень понравилось анализировать сказки. Я понял, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

Словарь терминов

    Баба Яга – популярный персонаж русских народных сказок. Как правило злая старуха-колдунья.

    Яга – язвить, причинять боль, мучить.

    «Курьи ножки» – это название произошло, скорее всего, от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти».

    Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы; недостоверный рассказ, выдумка.

    Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа; наука, изучающая мифы.

    Пест – короткий тяжелый стержень с округлым концом для толчения чего-нибудь в ступе. Каменный, медный, деревянный пест.

    Помело – палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания, метла.

    Сказка – древнейший народный жанр повествовательной литературы, преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

    Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут пестом зёрна, кору, листья и т.п. Ступа с Бабою Ягой (в сказках о Бабе Яге, которая летает в ступе и с метлой).

Приложение 1

Баба Яга


Приложение 2

Слайд 1

Добрый день, уважаемые гости и участники конференции! Я ученик 1 класса Ломоносовской средней школы имени М.В. Ломоносова Проурзин Егор.
Цель моего выступления дать новую информацию по теме проведенного мной исследования. Название темы: «Образ Бабы-яги в русских народных сказках».
Кто такая Баба-яга? Как она попала в сказку? Существовала ли когда-нибудь Баба-яга? Я решил найти ответы на свои вопросы.

Слайд 2

Это определило цель моей работы: проанализировать образ Бабы-яги и сделать вывод о ее сущности.

Слайд 3

Для достижения цели я поставил следующие задачи: Є узнать из дополнительной литературы о Бабе-яге; Є провести опрос среди учащихся по теме работы; Є прочитать русские народные сказки с участием Бабы-яги; Є проанализировать образ Бабы-яги и сделать выводы.

Слайд 4

Гипотеза: предположим, что Баба-яга – это вымышленный персонаж русских народных сказок.

Методы исследования:

    думал самостоятельно;

    читал книги;

    спрашивал у взрослых;

    проводил опрос;

    анализировал

Слайд 5

Сначала я решил провести опрос среди учащихся младших классов, так как мне стало интересно, что думают другие ученики о Бабе-яге. Им было предложено ответить на следующие вопросы (указать рукой на слайд).
Все варианты ответов я указал после вопросов.
Ответы ребят помогли дальнейшему моему исследованию. Я определил для себя основные моменты, на которые должен обратить особое внимание. Это: место обитания Бабы-яги, ее внешний вид, волшебные вещи в сказках и животные, служащие Бабе-яге.
В ходе исследования, я узнал, что Баба-яга – это известный персонаж славянских волшебных сказок. Прообразом Бабы-яги является славянская богиня смерти. Я понял, что сказку всегда предваряет миф.

Слайд 6

На основе связей между различными предметами, явлениями, действиями Бабы-яги я сделал вывод о ее сущности. (Таблица 2 )

Таблица 2

Образ Бабы Яги в русских народных сказках

Название сказки

Место обитания Бабы Яги

Внешний вид

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки

Мышка, гуси-лебеди

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы – на полке, а нос в потолок врос»

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга»

«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба Яга – костяная нога

Гребешок, полотенце

Кот, собаки, быки

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«Баба Яга и Заморышек»

«За тридевять земель на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены»

Баба Яга – костяная нога (имеет 41 дочь)

Волшебный платочек, огненный щит

Отрицательный, так как хотела погубить всех братьев

«Василиса Прекрасная»

«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами»

«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

три всадника (белый, красный, черный);

три пары рук

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Волшебный платочек

Волшебные кони

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»

Баба Яга – золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, так как билась с богатырями

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Сват Наум

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

«Заколдованная королевна»

Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…»

Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка

Положительный, так как помогла найти королевну

«Финист – ясный сокол»

Три Бабы Яги.
«Стоит избушка на курьих ножках – вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,

серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Три Бабы Яги (сестры).
«Избушка на курьей ножке, об одном окошке»

«…шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает»

Живая вода, молодильные яблоки

Волшебные кони

Положительный, так как дала совет, как найти воду и яблоки

Слайд 7

Таким образом, мое исследование показало, что Баба-яга – вымышленный сказочный персонаж. Сущность образа Бабы-яги в русских народных сказках имеет более глубокий смысл (нежели просто злая сварливая старуха). Это образ величественной фигуры древней богини, повелевающей Временем, Огнем, Воздухом, Дикими зверями и Лесом, Жизнью и Смертью, Судьбой.

Литература

    Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.

    Святая Русь. Большая энциклопедия Русского Народа. Русская литература / Сост. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2004.

    Хрестоматия школьника. Русские народные сказки. – М.: Планета детства, 1999.

    Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. – Киев: Рад. шк., 1989.

В оформлении статьи использованы иллюстрации Ивана Билибина к русским народным сказкам.