Open
Close

Презентация сказочно былинный жанр волшебный мир сказки. Сказочно-былинный жанр

Слайд 2

Что узнаем

Что такое сказочно-былинный (мифологический) жанр. Познакомимся с картинами известных художников, которые работали в сказочно-былинном (мифологическом) жанре. В. М. Васнецов. Царевна – Несмеяна.

Слайд 3

Сказочно- былинный (мифологический) жанр

Сказочно- былинный (мифологический) жанр – это жанр изобразительного искусства, включающий в себя картины, написанные на сюжеты мифов, легенд, преданий, былин и сказок. Жанр зародился в средневековом искусстве, когда древнегреческие мифы перестали быть верованиями, а стали литературными рассказами. М. Врубель Пан.

Слайд 4

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926)

В развитии русской культуры очень значима роль В. М. Васнецова. Его называют «певцом русской сказки». Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. Они производят на зрителя огромное впечатление. Давайте их рассмотрим. В. М. Васнецов. Автопортрет.

Слайд 5

В. М. Васнецов. Богатыри.

Какое чувство вызывает у вас картина?

Слайд 6

Витязь на распутье

О чём задумался витязь?

Слайд 7

Алёнушка

Почему грустит Алёнушка? Одно из лучших произведений художника, создающее сказочный образ сестрицы Алёнушки. Тёмный лес на втором плане, тёмная холодная вода подчёркивают печаль девушки, её беззащитность

Слайд 8

Иван царевич на сером волке.

Сквозь мрачный зловещий лес мчит Серый Волк Ивана – царевича с Василисой Прекрасной. Не просто иллюстрация к знакомой с детства сказке, но и сказ о дружбе и товариществе, любви и верности. Так же картина полна оптимизма, ведь даже в таком мрачном лесу есть нежная цветущая яблонька.

Слайд 9

Баба-Яга

  • Слайд 10

    Кощей Бессмертный

  • Слайд 11

    Ковёр - самолёт

  • Слайд 12

    Царевна - лягушка

  • Слайд 13

    Снегурочка

  • Слайд 14

    Михаил Врубель (1856-1910)

    Врубель во всём опережал своё время. Он открыл новые возможности цвета, научился передавать объём с использованием многочисленных ломающихся граней. Это позволило ему так гениально написать своих сказочных героев. М. Врубель. Автопортрет.

    Слайд 15

    М. А. Врубель. Демон.

    Какой демон у Врубеля? Жестокий, мягкий, свободный, задумчивый, лиричный, злобный, сильный, погружённый, печальный, бунтующий.

    Слайд 16

    Царевна – лебедь

    Какой момент из сказки запечатлел художник? Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь». Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на нежном оперении, переливаясь радужными красками. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза; в них щемящая тоска одиночества.

    Слайд 17

    «Пан»

    В картине "Пан» греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж - безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца...

    Слайд 18

    ИванЯковлевичБилибин(1876 –1942)

    Иван Яковлевич Билибин – известный русский график-иллюстратор и театральный художник. «Билибинский стиль», характерный для его книжных иллюстраций, основан на символах русского народного творчества. Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам и былинам воссоздают фантастический и сказочный мир.

    Слайд 19

    Иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Обратите внимание на орнамент по краю рисунка, взятый из народных орнаментов

    Слайд 20

    Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке»

  • Слайд 21

    Иллюстрация к сказке

    К какой сказке сделана иллюстрация? Почему художник выбрал для данного рисунка такую рамку?

    Слайд 22

    ВасильевКонстантин Алексеевич

    Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров. Необыкновенное дарование, богатый духовный мир и полученное образование позволили Константину Васильеву оставить свой, ни с чем несравнимый, след в русской живописи. Его полотна легко узнаваемы

    7 класс Тема: Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказок.

    1. Общие сведения об уроке: урок проводился __ февраля 20 __ года в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Савдянской средней общеобразовательной школе имени Таранова, в 7 классе. Учитель – Бочарова Ирина Владимировна. На уроке присутствовало 9 учащихся. 1 урок по расписанию. Урок проводился в классе.
    Обстановка в классе: класс чисто убран, Все учащиеся готовы к уроку.
    Оборудование:
    для учителя – презентации «Жанры ИЗО», рисунки на доске, карты рисования сказочных героев.
    для учащихся – альбом для рисования, кисть, гуашь, акварельные краски.
    Организация начала урока: учащиеся приветствовали учителя стоя.
    Тема урока: Ребята в ходе выполнения задания раскрывают тему урока.
    Цели:
    Образовательная – сформировать представление о сказочно-былинном жанре на примере изображения иллюстраций к сказкам
    Воспитательная – воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
    Развивающая – развитие общего кругозора, памяти, речи, мышления.
    Тип урока: Изучение нового материала.
    Основная цель данного типа урока – дать учащимся знания по новой теме урока. Урок состоит из организационного момента, закрепление изученного материала изложение нового теоретического материала и инструкции по выполнению практического задания.
    К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.
    Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок. С помощью схем и рисунков подвела учащихся к теме сегодняшнего урока, где непосредственно учащиеся чётко раскрыли цели и задачи урока.
    Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации. Для повышения эффективности учебного процесса, на уроке использовала схемы последовательности зарисовки сказочных персонажей. Для полного сравнения отличительных особенностей были представлены сюжетно-тематические картины по необходимости.
    Закрепление нового материала провела в форме игры – презентации «Сказочные герои говорят». На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.
    Прежде чем перейти к самостоятельной работе, была проведена физ. минутка, для сохранения здоровье-сбережение учащихся.
    В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей.
    По окончании урока была проведена выставка работ учащихся, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.
    Урок был закончен в стихотворной форме.

    Цель урока:

    Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки и басни, поддержать интерес к русской народной сказке.

    Учить детей передавать в рисунке характерные черты полюбившегося героя.

    Познакомить учащихся с творчеством Васнецова.

    Оборудование:

    Альбомы, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, палитра. Зрительный ряд.

    Зрительный ряд:

    “Аленушка” 1881 г.,

    “Витязь на распутье” 1878 г.,

    “Богатыри” 1898 г.,

    “Иван Царевич на Сером Волке” 1889 г.,

    «Спящая царевна», 1926,

    «Баян» 1910,

    “Три царевны подземного царства” 1881 г.,

    «Царевна-лягушка» 1901-1918.

    “Ковер-самолет” 1880 г.

    Ход урока

    1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.

    2. Сообщение темы урока. Беседа.

    Мы продолжаем рассматривать жанры живописи. Давайте вспомним все жанры, которые вы знаете (портрет, натюрморт, исторический, баталийный, бытовой, анималистический, пейзаж, сказочно-былинный).

    Сегодняшний урок мы посвятим сказочно-былинному жанру. На уроке вы повторите, а возможно и больше узнаете о произведениях Виктора Михайловича Васнецова.

    Вспомните, когда впервые возникают былины и почему? (Возникли в 10 - 11 в. в., когда на Руси возникла феодальная раздробленность и, вследствие этого на долгие годы - татаро-монгольское иго).

    Само слово «история» подразумевает «бывшее раньше», «несегодняшнее». Говоря «сегодня», мы имеем в ввиду некоторую привычную жизнь страны и человека. Но ведь в свое время прошлое было тоже современностью. Значит, и нынешняя современность будет тоже историей.

    Вот и наш народ через века пронес былины, передавая их из уст в уста. 1-ый сборник былин был опубликован в 1804 году. В русское изобразительное искусство тема былин вошла в середине 19 века, когда в русской культуре возник интерес к народному творчеству и фольклору. Внутренняя политика России в середине 19 века очень нестабильна: еще помнятся события 14 декабря 1825 года (восстание народа); неудачно складываются дела в решении 2-го Восточного вопроса (Крымской войны); в стране усиливаются различные подпольные движения против царя. А также усиливается противостояние между западниками и славянофилами. Вот что написал Федор Иванович Тютчев:

    Как не тянитесь, господа,

    Вам не достичь признанья от Европы!

    Пред ней вы будете всегда

    Не слуги просвещенья, а холопы.

    Живописные полотна Виктора Михайловича Васнецова воспели далекое легендарное прошлое Древней Руси.

    — Что лежит в основе любой сказки и былины?

    Запись в тетрадь. Герои былин вставали на защиту земли русской, стремились к

    Объединению земель, помогали слабым и обездоленным, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое Древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры.

    Посмотрите слайды и узнайте героев.

    Слайд 1. «Аленушка» 1881. Васнецов. Сумрачный пруд, хранящий печальную тайну, опушка с юными ёлочками и берёзками — этот этюд воплотился в известной картине. Однако мало кому известна тайна, заключённая в ней.

    Ласточка - божья птица, приносящая счастье.

    Распущенные волосы - думы человека.

    Тёмный омут — ожидание счастья, беды, смерти.

    Что олицетворяют белые березы? (Исцеление)

    Когда Алёнушке будет угрожать опасность, зашумят осиновые листья, вода покажет отражение ведьмы, птицы поднимут гомон.

    Слайд 2. «Витязь на распутье» 1878. Васнецов. Очень ценный экземпляр, особенно для любителей былины “Илья Муромец и разбойники”.

    “Поехал на три дороженьки, три дороженьки, три росстани (пересечение дорог, перекресток).

    На тех росстанях лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись подписана”.

    Васнецов писал так: «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью».

    Эта картина показывает поле битвы. Что ценнее: жизнь или смерть? Что выберет человек? Человека, не пожалевшего живота своего ради друга, ждет вечная память живых. Что остается после человека, какой след он оставил после себя? Решать только ему.

    Слайд 3. Богатыри. 1898. Васнецов. Самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова - это мощная песнь России, ее великому прошлому — картина, призванная выразить дух русского народа. Сила и мощь богатырей - это сила и мощь народа. И, пока народ един и стоит на страже своих интересов и ценностей - государству ничего не угрожает.

    Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

    3 образа, 3 характера, 3 защитника Руси.

    Слайд 4. Иван Царевич на сером - волке. 1889. Васнецов. Это картина-сказка, картина-фантазия - соединение несоединимого, здесь и дремучий лес, и цветущая яблоня. Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной мчатся на Сером Волке сквозь тёмный лес спасаясь от погони.

    Слайд 5. Спящая царевна. 1926. Васнецов. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов — все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание — заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья — все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.

    Очень живописно удалось передать В. М. Васнецову расслабленные позы спящих. А как разнообразны, непохожи их лица! В каждом лице — свой характер.

    Вспомни, что делала царевна перед тем, как её одолел колдовской сон, и найди ответ среди деталей картины. (Она уколола руку веретеном. У её ног изображена прялка)

    Слайд 6. Баян. 1910. Васнецов. Почему так важен совсем не богатырского вида этот былинный персонаж?

    (Зовет словом к действию. Еще не известно, что сильнее: металл или слово. Он зовет, будит, тревожит.)

    Слайд 7. Три царевны подземного царства. Эта картина была создана для центрального вокзала донецкой каменноугольной железной дороги. Это своеобразная аллегория (символ) богатства недр донецкой земли. Обратите внимание на топографические знаки. Старшая сестра превратилась в золото, средняя — в самоцветы, младшая - в уголь.

    Слайд 8. Царевна-лягушка. 1901-1918. Васнецов.

    Слайд 9. Ковер - самолет. 1926. Васнецов.

    3. Практическая работа

    Вспомнить любимые сказки. Нарисовать сюжет к выбранной сказке.

    1.Представить сюжет.

    2.Прорисовка в карандаше главных предметов. (Лучше в центре листа и крупными)

    3.Прорисовка деталей (рисуем крупнее и ниже на листе, а то, что дальше - меньше и выше.

    Одни предметы могут загораживать другие.)

    4. Переходим к работе в цвете. (сначала изображаем в цвете небо, потом землю. Затем с помощью кисти и красок выполняем в цвете нарисованные предметы. При этом сначала выполняем общие цветовые пятна, затем уточняем детали. При помощи цвета стараемся передать характер героев, время года, дня, состояние природы, настроение. Например, чувство тревоги можно выразить мрачными красками и холодными тонами, а радость яркими - тёплыми тонами.

    4. Домашнее задание: Выполнить иллюстрацию к любой басне И. А. Крылова

    «Тема: «Сказочно- былинный жанр. Волшебный мир сказки». Класс: 7.Цель: на примере творчества В.Васнецова и И.Билибина рассмотреть -сказочно былинный жанр...»

    Тема: «Сказочно- былинный жанр. Волшебный мир сказки».

    Класс: 7.Цель: на примере творчества В.Васнецова и И.Билибина рассмотреть -сказочно былинный жанр в живописи; выполнить образ русского богатыря.

    Задачи:

    1.Образовательная- сформировать представление о сказочно-былинном жанре.

    2.Воспитательная- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.

    3.Развивающая- развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.

    Оборудование и материалы:

    1. Репродукции работ И. Билибина и В.Васнецова, по сказкам, а так же книг с иллюстрациями.

    2. Художественные материалы: бумага, акварельные и гуашевые краски, кисти, цветные карандаши и ручки, баночка, палитра.

    План:

    Организационный момент – 1 мин.

    Вводная беседа – 1 мин.

    Сообщение темы и цели урока.

    Объяснение нового материала – 13 мин.

    Творчество И. Билибина

    Творчество В. Васнецова

    Микроитог.

    Практическая часть – 25 мин.

    Инструктаж;

    С/р учащихся.

    Подведение итогов урока – 4 мин.

    Анализ работ и выставление оценок.

    Организационное завершение урока – 1 мин.

    Уборка рабочих мест.

    Ход урока

    Структура урока Содержание урока



    1.Организационный момент:

    Приветствие и готовность к уроку.

    2.Вводная беседа:

    Сообщение темы и цели урока

    3.Объяснение нового материала.

    Творчество В.Васнецова;

    Творчество И.Билибина;

    Микроитог.

    4.практическая часть:

    Инструктаж;

    С/ р учащихся.

    5.Подведение итогов урока:

    Анализ работ и выставление оценок

    6. Организационное завершение урока. Здравствуйте ребята! Садитесь! Прежде чем начать наш сегодняшний урок проверьте свою готовность к уроке, на столах у вас должны лежать: бумага(альбом), краски, кисти, палитра и баночка.

    От того как внимательно вы будите меня на уроке, будет зависеть успех вашей работы.

    Сегодня на уроке мы с вами поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины. И тема урока звучит так, “Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки”. Цель сегодняшнего урока: познакомиться со сказочно-былинным жанром в живописи на примере творчества

    В. Васнецова и И. Билибина. И сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в Тридевятое царство в Тридесятое государство и не одни, а вместе с художниками-сказочниками.

    И первого кого мы рассмотрим, это Виктор Михайлович Васнецов.

    Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в с. Лопьял, ныне Кировской области. Учился под руководством И.Н. Крамского.

    В 1868-1875 гг. совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 г. – член Товарищества передвижных художественных выставок.

    Подъем общественного интереса к национальным древностям в десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве

    художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода – картины “Аленушка”

    (1881),“Богатыри” (1881-1898) «Витязь на распутье», «Иван – царевич на Сером Волке», «Три царевны подземного царства» (1881).Эти картины размывают границы между сказочной фантастикой и реальностью.

    По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции и шутливо-сказочная “Избушка на курьих ножках” (1883). Васнецов по праву считается великим русским художником, творчество которого сыграло ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн.

    И в продолжении нашего путешествия, мы с вами рассмотрим творчество великого русского художника, иллюстратора, Ивана Яковлевича Билибина.

    Иван Яковлевич Билибин родился в 1876 году в Петербурге, в семье военного врача. Поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств. Лето 1899 года Билибин проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством. В этом же году Экспедиция Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Имя Билибина стало широко известным по всей России. В его лице оказался мастер, прекрасно передававший дух радостной и народной сказочности. По сегодняшний день эти “билибинские” сказки являют пример высокой полиграфической техники. В этой серии были “Василиса Прекрасная”, “Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке”. “Белая уточка”, “Царевна-Лягушка” и др.

    В дальнейшем своем развитии Билибин встречается с творчеством Пушкина, и в 1905 г. появляются “Сказка о царе Салтане” и “О золотом петушке”.Последней работой художника была иллюстрация к былине “Дюк Степанович”. Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года.

    Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронес через всю свою жизнь.

    Вот такое путешествие в мир сказки мы с вами совершили.

    Ну а теперь давайте вспомним, что нового вы для себя узнали.

    Отвечая на вы поднимаете руку.

    Чем отличаются картины И. Билибина и В. Васнецова?

    (картины И. Билибина графичны, В.Васнецова, живописны).

    2. Кто основные герои картин В. Васнецова? (Люди или сказочные герои)?

    3. Какая из картин вам больше всего понравилась и почему?

    (ответы учащихся).

    По сказочной дорожке мы пришли с вами на древнюю русскую землю. Здесь живут герои, герои - богатыри.

    В начале урока я озвучила цель практической работы, выполнить образ русского богатыря. Работа усложнена тем, что у вас не будет опоры на репродукции. Вы должны сами создать образ и выполнить работу в цвете. Они такие, какими вы их видите.

    Приступайте к работе!

    В заключении урока, давайте с вами вспомним с какой темой познакомились на сегодняшнем уроке.

    Что нового вы для себя узнали?

    В чем заключалась ваша практическая работа!

    Все (не) справились с целью урока.

    На основе ваших работ мы проведем выставку ко Дню Защитников Отечества.

    Всем спасибо за урок, до свидания!

    По звонку, каждый убирает свое рабочее место.

    Похожие работы:

    « неудачником и для сына хотел иной судьбы. Этого хотел и Поль. Только для отца это ассоциировалось с карьерой адвоката или банкира, а парень хотел как можно быстрее стать взрослым человеком и погрузиться в х...»

    «Контрольный срез по литературе 11 класс (1 вариант) Творчество Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы, и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и зв...»

    «Урок литературы. 10 класс Тема: Анализ эпизода "Сон Раскольникова" (по роману Ф Достоевского "Преступление и наказание"), 2 ч.Цель: познакомить учащихся с термином "эпизод художественного произведения", с его составляющими компонентами; продолжить работу по закреплению изобразительно-выразительны...»

    «Нутукъ инкишафы Мевзу. "Френкистан мектюплери" эсери узеринде чалышув. Макъсат. Эсердеки инсан арекетлерини тарифлемек ве талиль этмекни огретюв, къарамангьа бакъып озь шахсиетине меракъ уятмакъ ве баа бермекни огретмек, иджадий ве мантыкъий къабилиетини, нуткъуны инкишаф этмек....»

    «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Необходимость введения курса "Звонкие голоса" обусловлена тем, что он является весьма действенным средством эстетического воспитания. В процессе изучения курса "Звонкие голоса" школьники осваивают основы...»