Open
Close

Литературные направления (теоретический материал).

Если кто-то думает, что их очень сложно запомнить, то, разумеется, заблуждается. Всё достаточно просто.

Открываем список литературы . Видим, что здесь всё разложено по времени. Даны конкретные временные отрезки. И теперь акцентирую ваше внимание вот на чем – практически каждое литературное направление имеет четкую временную привязку.

Смотрим скриншот. «Недоросль» Фонвизина, «Памятник» Державина, «Горе от ума» Грибоедова – это всё классицизм. Затем на смену классицизму приходит реализм, сколько-то времени существует сентиментализм, но в данном перечне произведений он не представлен. Поэтому практически все произведения, которые указаны ниже, – это реализм. Если рядом с произведением написано «роман», то это только реализм. Ничего больше.

Романтизм в данном списке тоже есть, про него нельзя забывать. Представлен он слабо, это такие произведения, как баллада В.А. Жуковского «Светлана», поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Казалось бы, что романтизм умер еще в начале XIXвека, но мы еще можем его встретить в XX. Там затесался рассказ М.А. Горького «Старуха Изергиль». На этом всё, больше романтизма нет.

Всё остальное, что дано в списке, что я не назвал – это реализм.

А какое тогда направление у «Слово о полку Игореве?» В данном случае оно не выделяется.

А теперь кратко пройдемся по тому, какие черты у этих направлений. Всё просто:

Классицизм – это 3 единства: единство места, времени, действия. Вспомним комедию Грибоедова «Горе от ума». Всё действие длится 24 часа, и оно происходит в доме Фамусова. С «Недорослем» Фонвизина всё схожим образом. Еще одна деталь для классицизма: героев можно четко поделить на положительных и отрицательных. Остальные признаки знать необязательно. Этого вам вполне хватит, чтобы понять, что перед нами классицистическое произведение.

Романтизм – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Вспомним, что происходило в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». На фоне величественной природы, божественной ее красоты и величия, разворачиваются события. «Мцыря сбегает». Природа и герой сливаются друг с другом, происходит полное погружение внутреннего мира и внешнего. Мцыри – личность исключительная. Сильная, храбрая, смелая.

Вспомним в рассказе «Старуха Изергиль» героя Данко, который вырвал своё сердце и осветил путь людям. Указанный герой также подходит под критерий исключительной личности, поэтому это романтический рассказ. Да и вообще все герои, которые описаны Горьким – это отчаянные бунтари.

С Пушкина начинается реализм, который на протяжении всей второй половины XIX века очень бурно развивается. Вся жизнь с ее достоинствами и недостатками, с противоречивостью и сложностью – становится объектом писателей. Берутся конкретные исторические события и личности, которые живут вместе с вымышленными персонажами, которые очень часто имеют реального прототипа или даже нескольких.

Если коротко, реализм – что вижу, то и пишу. Жизнь наша сложна, сложны и герои, они мечутся, думают, меняются, развиваются, ошибаются.

К началу ХХ века стало ясно, что пора бы уже искать новые формы, новые стили, другие подходы. Поэтому в литературу бурно врываются новые авторы, происходит расцвет модерна, который включает в себя массу ответвлений: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм.

И чтобы определить, к какому конкретно литературному течению можно отнести то или иное произведение, нужно знать ещё и время его написания. Потому что, например, неправильно говорить, что Ахматова – это только акмеизм. Отнести к данному направлению можно только раннее творчество. Творчество некоторых и вовсе не подходило под конкретную классификацию, такими, например, были Цветаева с Пастернаком.

Что касается символизма, то здесь будет несколько проще: Блок, Мандельштам. Футуризм – Маяковский. Акмеизм, как мы уже сказали, Ахматова. Был еще имажинизм, но представлен он слабо, к нему относят Есенина. Вот как бы и всё.

Символизм – термин говорит сам за себя. Авторы через большое количество всевозможных символов шифровали смысл произведения. То количество смыслов, которые закладывались поэтами, можно искать и выискивать до бесконечности. Поэтому так достаточно сложны эти стихотворения.

Футуризм – словотворчество. Искусство будущего. Отказ от прошлого. Безудержный поиск новых ритмов, рифм, слов. Лесенку Маяковского помним? Такие произведения предназначались для декламации (читались на людях). Футуристы просто обезбашенные люди. Делали всё, чтобы публика их запомнила. Все средства для этого были хороши.

Акмеизм – если в символизме ни черта не понятно, то акмеисты взялись полностью противопоставить себя им. Их творчество понятно, конкретно. Оно не витает где-то в облаках. Оно здесь, тут. Они изображали земной мир, земную ее красоту. Еще стремились через слово преобразовать мир. Этого достаточно.

Имажинизм – в основу положен образ. Иногда и не один. Такие стихотворения, как правило, начисто лишены смысла. Серёжа Есенин непродолжительное время писал такие стихи. Больше из списка литературы к этому течению никого не относят.

Это всё. Если что-то до сих пор не поняли, или нашли в моих словах ошибки, то пишите в комментариях. Разберемся вместе.

Произведения каждой эпохи имеют присущие только им сходства образно-тематического строя, повторения сюжетных ходов, единство художественного мышления и близость мировоззренческих взглядов. Отсюда и были сформированы основные литературные направления.

Классицизм

Название дано от слова "образцовый" в переводе с латинского. Как художественный стиль и литературное направление появился в Европе в семнадцатом веке и иссяк к началу девятнадцатого. Литературные направления не имели русла шире этого. Характерные особенности:

1. Обращение к античности - в образах и формах - как эстетическому эталону.

2. Строгие каноны, стройность, логика: незыблемость построения, как мироздание.

3. Рационализм без индивидуальных признаков и черт, в поле зрения только вечное и незыблемое.

4. Иерархия: жанры высокие и низкие (трагедия и комедия).

5. Единство места, времени и действий, никаких побочных отвлекающих линий.

Яркими представителями были Корнель, Лафонтен, Расин.

Романтизм

Литературные направления обычно вырастают одно из другого или новое приносит протестная волна. Второе характерно для появления в конце восемнадцатого века романтизма - одного из самых крупных течений в истории литературы. Зародился романтизм в Европе и Америке почти одновременно. Характерные особенности: протест против пошлости буржуазной жизни, за поэзию повседневности и против прозаичности, разочарование в плодах цивилизации.Космический пессимизм и мировая скорбь. Противостояние личности и общества, индивидуализм. Разделение реального и идеального миров, противопоставление. Романтический герой высокодуховен, вдохновен и озарён стремлением к идеалу. Появляется новое явление в литературе: местный колорит, расцветают сказки, легенды, поверья, воспевается стихия природы. Действие часто происходит в самых экзотических местах. Представители: Байрон, Китс, Шиллер, Дюма-отец, Гюго, Лермонтов, отчасти - Гоголь.

Сентиментализм

В переводе - "чувственный". Литературные направления состоят из более или менее заметных течений. Сентиментализм - суть течение в русле предромантизма. Существовал в Европе и Америке второй половины восемнадцатого века, к середине девятнадцатого закончился. Не разум, но чувство превозносил сентиментализм, не признавая никакого рационализма, даже и просветительского. Характерна естественность чувствования и демократизм. Впервые появляется интерес к внутреннему миру простых людей. В отличие от романтизма, сентиментализм отверг иррациональное, в нём нет противоречивости, импульсивности, порывистости, недоступных рационалистическому толкованию. Был силён в России и несколько отличался от западного: рациональное было всё-таки выражено достаточно чётко, нравоучительность и просветительские тенденции присутствовали, совершенствовался и обогащался русский язык за счёт использования просторечий. Любимые жанры: послание, эпистолярный роман, дневники - всё то, что помогает исповедальности. Представители: Руссо, молодой Гёте, Карамзин.

Натурализм

Литературные направления, существовавшие в Европе и Северной Америке на протяжении последней трети девятнадцатого века, включают в своё русло и натурализм. Характерные особенности: объективность, точное изображение деталей и реалий человеческого характера. Художественное и научное познание не разделялись в методах подхода. Художественный текст, как человеческий документ: осуществление акта познания. Действительность - хороший учитель и без морализирования, для писателя не может быть плохих сюжетов и тем. Отсюда в произведениях натуралистов довольно много чисто литературных недостатков вроде бессюжетности, безразличия к общественным интересам. Представители: Золя, Мопассан, Доде, Драйзер, Норрис, Лондон, из русских - Боборыкин, в отдельных произведениях - Куприн, Бунин, Вересаев.

Реализм

Вечен. Родился в конце девятнадцатого века, жив по сей день. В приоритетах: правда жизни как правда литературы. Образы соответствуют сути явлений, литература как средство познания и себя, и окружающего мира. Типизация характеров через внимание к деталям. Жизнеутверждающее начало, действительность в развитии новых явлений, отношений, психологических типов. Представители: Бальзак, Стендаль, Твен, Диккенс. Русские - практически все: Пушкин, Достоевский, Чехов, Толстой, Шукшин и так далее.

Литературные направления и течения, не рассмотренные в статье, но имеющие великих представителей: символизм - Верлен, Рембо, Малларме, Рильке, Брюсов, Блок, Вяч. Иванов; акмеизм - Гумилёв, Городецкий, Мандельштам, Ахматова, Г. Иванов; футуризм - Маяковский, Хлебников, Бурлюк, Северянин, Шершеневич, Пастернак, Асеев; имажинизм - Есенин, Клюев.

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
    1. Литературное направление - часто отождествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:

      а) Классицизм,
      б) Сентиментализм,
      в) Натурализм,
      г) Романтизм,
      д) Символизм,
      е) Реализм.

    2. Литературное течение - часто отождествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерна идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность (как бы подкласс) литературного направления. Например, применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом» и «гражданском» течении. В русском реализме некоторые выделяют «психологическое» и «социологическое» течение.

    Классицизм

    Художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII-нач. XIX веков. Название образовано от латинского «classicus» - образцовый.

    Особенности классицизма :

    1. Обращение к образам и формам античных литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону, выдвижение на этой почве принципа «подражания природе», который подразумевает строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной эстетики (напр., в лице Аристотеля, Горация).
    2. В основу эстетики положены принципы рационализма (от лат. «ratio» - разум), который утверждает взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.
    3. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые, родовые, непреходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
    4. Общественно-воспитательная функция искусства. Воспитание гармонической личности.
    5. Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода; их сфера - государственная жизнь, исторические события, мифология, их герои - монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня, которые изображали частную повседневную жизнь людей средних сословий). Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускалось никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. Ведущий жанр - трагедия.
    6. Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип «единства места, времени и действия», что означало: действие пьесы должно происходить в одном месте, время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля (возможно больше, но максимальное время, о котором должна была повествовать пьеса - один день), единство действия подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна центральная интрига, не перебиваемая побочными действиями.

    Классицизм зародился и получил свое развитие во Франции с утверждением абсолютизма (классицизм с его понятиями об «образцовости», строгой иерархии жанров и т. п. вообще часто связывают с абсолютизмом и расцветом государственности - П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер и т. д. Вступив в полосу упадка в конце XVII века, классицизм возродился в эпоху Просвещения - Вольтер, М. Шенье и др. После Великой французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.

    Классицизм в России :

    Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой русской литературы - А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность. Характерные особенности русского классицизма:

    а) Сатирическая направленность - важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни;
    б) Преобладание национально-исторической тематики над античной (трагедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.);
    в) Высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина);
    г) Общий патриотический пафос русского классицизма.

    В конце XVIII - нач. XIX века русский классицизм испытывает воздействие сентименталистских и предроман-тических идей, что сказывается в поэзии Г. Р. Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражданской лирике поэтов-декабристов.

    Сентиментализм

    Сентиментализм (от английского sentimental - «чувствительный») - течение в европейской литературе и искусстве XVIII века. Был подготовлен кризисом просветительского рационализма, явился завершающим этапом Просвещения. Хронологически в основном предшествовал романтизму, передав ему ряд своих черт.

    Основные признаки сентиментализма :

    1. Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности.
    2. В отличие от классицизма с его просветительским пафосом, доминантой «человеческой природы» объявлял чувство, а не разум.
    3. Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств».
    4. Герой литературы сентиментализма более индивидуализирован: по происхождению (или убеждениям) он демократ, богатый духовный мир простолюдина - одно из завоеваний сентиментализма.
    5. Однако в отличие от романтизма (предромантизма), сентиментализму чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.

    Наиболее законченное выражение сентиментализм принял в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия - произведения Дж. Томсона, О. Голдсмита, Дж. Крабба, С. Ричардсона, JI. Стерна.

    Сентиментализм в России :

    В России представителями сентиментализма являлись: М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин (наиб, известное произв. - «Бедная Лиза»), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский.

    Характерные особенности русского сентиментализма :

    а) Достаточно четко выражены рационалистические тенденции;
    б) Сильна дидактическая (нравоучительная) установка;
    в) Просветительские тенденции;
    г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.

    Излюбленные жанры сентименталистов- элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.

    Романтизм

    Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII-первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. В XVIII веке романтическим именовалось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII и XIX вв. «романтизмом» начинает именоваться новое литературное направление.

    Основные признаки романтизма :

    1. Антипросветительская направленность (т. е. против идеологии Просвещения), проявившаяся еще в сентиментализме и предромантизме, а в романтизме достигшая своей наивысшей точки. Социально-идеологические предпосылки - разочарование в результатах Великой французской революции и плодах цивилизации вообще, протест против пошлости, обыденности и прозаичности буржуазной жизни. Реальность истории оказалась неподвластной «разуму», иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а современное мироустройство - враждебным природе человека и его личностной свободе.
    2. Общая пессимистическая направленность - идеи «космического пессимизма», «мировой скорби» (герои произведений Ф. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи и др.). Тема «лежащего во зле» «страшного мира» особо ярко отразилась в «драме рока» или «трагедии рока» (Г. Клейст, Дж. Байрон, Э. Т. А. Гофман, Э. По).
    3. Вера во всемогущество духа человека, в его способность к обновлению. Романтики открыли необычайную сложность, внутреннюю глубину человеческой индивидуальности. Человек для них - микрокосм, малая вселенная. Отсюда - абсолютизация личностного начала, философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам или морально-нравственным нормам.
    4. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу. Духовное озарение, вдохновение, которые подвластны романа тическому герою, есть не что иное, как проникновение в этот идеальный мир (напр., произведения Гофмана, особенно ярко в: «Золотой горшок», «Щелкунчик», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»). Романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального мира: художник создает свой, особый мир, более прекрасный и истинный.
    5. «Местный колорит». Противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, ее стихией. Именно поэтому у романтиков так часто возникают в качестве места действия экзотические страны и их природа (Восток). Экзотическая дикая природа вполне соответствовала по духу стремящейся за рамки обыденности романтической личности. Романтики первыми обращают пристальное внимание на творческое наследие народа, ва его национально-культурные и исторические особенности. Национально-культурное разнообразие, по философии романтиков, было частью одного большого единого целого - «универсума». Наглядно это было реализовано в развитии жанра исторического романа (такие авторы как В. Скотт, Ф. Купер, В. Гюго).

    Романтики, абсолютизируя творческую свободу художника, отрицали рационалистическую регламентацию в искусстве, что, впрочем, не мешало им провозглашать свои собственные, романтические каноны.

    Развились жанры: фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма, необычайного расцвета достигает лирика.

    Классические страны романтизма - Германия, Англия, Франция.

    Начиная с 1840-х гг., романтизм в основных европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит ка второй план.

    Романтизм в России :

    Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни - общенациональным подъемом после войны 1812 года. Все это обусловило не только становление, но и особый характер романтизма поэтов-декабристов (напр., К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский), чье творчество было одушевлено идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы.

    Характерные особенности романтизма в России :

    а) Форсированность развития литературы в России в начале XIX века обусловило «набегание» и совмещение различных стадий, которые в других странах переживались поэтапно. В русском романтизме переплелись предромантические тенденции с тенденциями классицизма и Просвещения: сомнения во всесильной роли разума, культ чувствительности, природы, элегический меланхолизм сочетались с классицистической упорядоченностью стилей и жанров, умеренным дидактизмом (назидательностью) и борьбой с излишней метафоричностью ради «гармонической точности» (выражение А. С. Пушкина).

    б) Более ярко выраженная социальная направленность русского романтизма. Напр., поэзия декабристов, произведения М. Ю. Лермонтова.

    В русском романтизме получают особенное развитие такие жанры, как элегия, идиллия. Очень важным для самоопределения русского романтизма было развитие баллады (напр., в творчестве В. А. Жуковского). Резче всего контуры русского романтизма определились с возникновением жанра лиро-эпической поэмы (южные поэмы А. С. Пушкина, произведения И. И. Козлова, К. Ф. Рылеева, М. Ю. Лермонтова и др.). Развивается исторический роман, как большая эпическая форма (М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников). Особый путь создания большой эпической формы - циклизация, то есть объединение внешне самостоятельных (и частично печатавшихся отдельно) произведений («Двойник или Мои вечера в Малороссии» А. Погорельского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского).

    Натурализм

    Натурализм (от латинского natura - «природа») - литературное направление, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США.

    Характерные особенности натурализма :

    1. Стремление к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей социальноисторических факторов. Основной задачей натуралистов было изучить общество с той же полнотой, с какой естествоиспытатель изучает природу, художественное познание уподоблялось научному.
    2. Художественное произведение рассматривалось как «человеческий документ», а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нем познавательного акта.
    3. Натуралисты отказывались от морализования, полагая, что изображенная с научным беспристрастием действительность сама по себе достаточно выразительна. Они считали, что литература, как и наука, не имеет права в выборе материала, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем. Отсюда в произведениях натуралистов часто возникали бессюжетность и общественное безразличие.

    Особое развитие натурализм получил во Франции - например, к натурализму относится творчество таких писателей, как Г. Флобер, братья Э. и Ж. Гонкур, Э. Золя (который разработал теорию натурализма).

    В России натурализм не получил широкого распространения, он сыграл лишь определенную роль на начальном этапе развития русского реализма. Натуралистические тенденции прослеживаются у писателей так называемой «натуральной школы» (см. ниже) - В. И. Даль, И. И. Панаев и др.

    Реализм

    Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - литературное и художественное направление XIX-XX вв. Берет свое начало в Возрождении (так называемый «Ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»). Черты реализма отмечаются в древнем и средневековом фольклоре, античной литературе.

    Основные черты реализма :

    1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
    2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.
    3. Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности («типические характеры в типической обстановке»). Типизация характеров в реализме осуществляется через «правдивость деталей» в «конкретностях» условий бытия персонажей.
    4. Реалистическое искусство - искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому - гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, в отличие, например, от романтизма.
    5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.

    Реализм как литературное направление сформировался в 30-е годы XIX века. Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе являлся романтизм. Сделав предметом изображения необычное, создавая воображаемый мир особых обстоятельств и исключительных страстей, он (романтизм) одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлениям предшествующих эпох. Поэтому реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов (колорит места и времени). Между романтизмом и реализмом первой половины XIX века не всегда легко провести четкие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино - напр., произведения О. Бальзака, Стендаля, В. Гюго, отчасти Ч. Диккенса. В русской литературе это особо отчетливо отобразилось в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (южные поэмы Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова).

    В России, где основы реализма были еще в 1820-30-х гг. заложены творчеством А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» А. С. Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм XIX века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обостренный социально-критический пафос - одна из основных отличительных черт русского реализма - напр., «Ревизор», «Мертвые души» Н. В. Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы». Реализм 2-ой половины XIX века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, ставших в конце XIX века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в ее глубинных пластах.

    План.

    2. Художественный метод.

    Литературные направления и течения. Литературные школы.

    4. Принципы художественного изображения в литературе.

    Понятие о литературном процессе. Концепции периодизации литературного процесса.

    Литературным процессом называется процесс изменения литературы во времени.

    В советском литературоведении ведущей концепцией литературного развития было представление о смене творческих методов. Метод описывался как способ отражения художником внелитературной действительности. История литературы описывалась как последовательное становление реалистического метода. Основной акцент делался на преодоление романтизма, на образовании высшей формы реализма – социалистического реализма.

    Более последовательная концепция развития всемирной литературы была выстроена академиком Н.Ф.Конрадом, который тоже отстаивал поступательное движение литературы. В основе такого движения лежала не смена литературных методов, а идея открытия человека как высшей ценности (гуманистическая идея). В своей работе «Запад и Восток» Конрад пришел к выводу об универсальности для всех литератур понятий «Средневековье» и «Ренессанс». Период античности сменяется Средневековьем, потом Ренессансом, за ним следует Новое время. В каждый следующий период литература все больше сосредотачивается на изображении человека как такового, все больше осознает самоценность человеческой личности.

    Аналогична концепция академика Д.С.Лихачева, по мнению которого литература русского Средневековья развивалась в сторону усиления личностного начала. Большие стили эпохи (романский стиль, готический стиль) должны были постепенно сменяться авторскими индивидуальными стилями (стиль Пушкина).

    Наиболее объективна концепция академика С.С.Аверинцева, она дает широкий охват литературной жизни, включая современность. В основе этой концепции – представление о рефлексивности и традиционности культуры. Ученый выделяет три больших периода в истории литературы:

    1. Культура может быть нерефлексивной и традиционной (культура древности, в Греции – до 5 в. до н.э.) Нерефлексивность означает, что литературные явления не осмысливаются, нет литературной теории, авторы не рефлексируют (не подвергают анализу свое творчество).

    2. культура может быть рефлексивной, но традиционной (с 5 в. до н.э. – до новой эры). В этот период возникает риторика, грамматика, поэтика (рефлексия по поводу языка, стиля, творчества). Литература была традиционной, существовала устойчивая система жанров.

    3. Последний период, который длится до сих пор. Рефлексия сохраняется, традиционность нарушается. Писатели рефлексируют, но создают новые формы. Начало было положено жанром романа.

    Изменения в истории литературы могут носить прогрессивный, эволюционный, регрессивный, инволюционный характер.

    Художественный метод

    Художественный метод - это способ освоения и отображе­ния мира, совокупность основных творческих принципов образного отражения жизни. О методе можно говорить как о структуре художественного мышления писателя, определяющей его подход к действительности и ее воссозданию в свете определенного эстетического идеала. Метод воплощается в содержании литературного произведения. Через метод мы постигаем те творческие принципы, благодаря которым писатель воспроизводит действительность: отбор, оценка, типизация (обобщение), художественное воплощение характеров, явлений жизни в историческом преломлении. Метод проявляется в строе мыслей и чувств героев лите­ратурного произведения, в мотивировках их поведения, по­ступков, в соотношении характеров и событий, в соответствии жизненного пути, судеб персонажей социально-историческим обстоятельствам эпохи.

    Понятием «метод» (от гр. «путь исследования») обозначается «общий принцип творческого отношения художника к познаваемой действительности, то есть ее пересоздания». Это своего рода способы познания жизни, которые менялись в разные исторические и литературные эпохи. По мнению некоторых ученых, метод лежит в основе течений и направлений, представляет тот способ эстетического освоения действительности, который присущ произведениям некоторого направления. Метод есть категория эстетическая и глубоко содержательная.

    Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания». Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель - воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) - пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания». Эти две концепции, по мнению советского литературоведения середины 20 века, лежат в основе двух «типов творчества» - «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм.

    Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного. Следовательно, если то или иное направ­ление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, раз­ных направлений и течений.

    Литературные направления и течения. Литературные школы

    Кс.А. Полевой впервые в русской критике применил слово «направление» к определен­ным этапам развития литературы. В статье «О направлениях и партиях в литературе» он назвал направлением «то, часто невидимое для современников внутреннее стремление литературы, которое дает характер всем или по крайней мере весьма многим произведениям ее в известное данное время... Основанием его, в общем смысле, бывает идея современной эпохи». Для «реальной критики» - Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова - направление соотносилось с идеологической позицией писателя или группы литераторов. В целом же под направлением понимались самые разные литературные общности. Но главным объединяющим их признаком является то, что в направлении фиксируется единство наиболее общих принципов воплощения художественного содержания, общность глубинных основ худо­жественного миропонимания. Нет заданного списка литературных направлений, так как раз­витие литературы связано со спецификой исторической, культурной, социальной жизни общества, национальными и региональными особенностями той или иной литературы. Однако традиционно выделяют такие направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, каждое из которых характеризуется своим набором формально-содержательных признаков.

    Постепенно, наряду с «направлением», входит в оборот термин «течение», часто употребляемый с «направлением» синонимически. Так, Д.С.Мережковский в обширной статье «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) пишет, что «между писателями с различными, иногда противоположными темпераментами устанавливаются, как между противоположными полюсами, особые умственные течения, особый воздух, насыщенный творческими веяниями». Нередко «направление» признается родовым понятием по отношению к «течению».

    Термином «литературное течение» обычно обозначают группу писателей, связанных общностью идеологических позиций и художественных принципов, в пределах одного направления или художественного движения. Так, модернизм - общее название разных группировок в искусстве и литературе XX века, которое отличает отход от классических традиций, поиск новых эстетических принципов, новый подход к изображению бытия, - включает в себя такие течения, как импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм, акмеизм, футуризм, има­жинизм и др.

    Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. В свою очередь, в индивидуальном творчестве писателей могут проявляться особенности различных литера­турных направлений и течений.

    Течение - более мелкая единица литературного процесса, часто в рамках направления, характеризуется существованием в определенный исторический период и, как правило, локализацией в определенной литературе. Нередко общность художественных принципов в течении образует «художественную систему». Так, в рамках французского классицизма выделяют два течения. Одно основано на традиции рационалистической философии Р.Декарта («картезианский рационализм»), к которому относят творчество П.Корнеля, Ж.Расина, Н.Буало. Другое течение, опиравшееся преимущественно на сенсуалистскую философию П.Гассенди, выразило себя в идейных принципах таких писателей, как Ж.Лафонтен, Ж.Б.Мольер. Кроме того, оба течения отличаются и системой используемых художественных средств. В романтизме нередко выделяют два основных течения - «прогрессивный» и «консервативный», но есть и другие классификации.

    Направления и течения следует отличать от литературных школ (и литературных группировок). Литературная школа - небольшое объединение литераторов на основе единых художественных принципов, сформулированных теоретически - в статьях, манифестах, научных и публицистических высказываниях, оформленных как «уставы» и «правила». Нередко такое объединение литераторов имеет ли­дера, «главу школы» («щедринская школа», поэты «некрасовской школы»).

    Принадлежащими к одной школе, как правило, признаются писатели, создавшие ряд литературных явлений с высокой степенью общности - вплоть до общности тематики, стиля, языка.

    В отличие от течения, которое далеко не всегда оформлено манифестами, декларациями и другими документами, где отражены основные его принципы, школа практически обязательно характеризуется такими выступлениями. В ней важно не только наличие общих художественных принципов, разделяемых писателями, но и теоретическое осознание ими своей принадлежности к школе.

    Многие объединения литераторов, именуемые школами, названы так по месту своего существования, хотя сходство художественных принципов писателей таких объединений может быть и не столь очевидным. Например, «озерная школа», названная в честь места, где она сложилась (северо-запад Англии, Озерный край), состояла из поэтов-романтиков, далеко не во всем согласных друг с другом.

    Понятие «литературная школа» преимущественно историческое, а не типологическое. Кроме критериев единства времени и места существования школы, наличия манифестов, деклараций и сходной художественной практики, кружки литераторов нередко представляют собой литературные группы, объединенные «лидером», имеющим последователей, преемственно развивающих или копирующих его художественные принципы. Группа английских религиозных поэтов начала XVII века образовала школу Спенсера.

    Следует отметить, что литературный процесс не сводится только к сосуществованию и борьбе литературных группировок, школ, течений и направлений. Рассматривать же его таким образом - значит схематизировать литературную жизнь эпохи, обеднять историю литературы. Направления, течения, школы - это, по выражению В.М.Жирмунского, «не полочки или коробки», «по которым мы «раскладываем» поэтов». «Если поэт, например, является представителем эпохи романтизма, это не значит, что в его творчестве не может быть реалистических тенденций».

    Литературный процесс - явление сложное и разноплановое, поэтому оперировать такими категориями, как «течение» и «направление», следует крайне осторожно. Кроме них, ученые используют и другие термины при изучении литературного процесса, например стиль.

    Стиль традиционно включается в раздел «Теории литературы». Сам термин «стиль» в применении к литературе имеет целый ряд значений: стиль произведения; стиль творчества писателя, или индивидуальный стиль (скажем, стиль поэзии Н.А. Некрасова); стиль литературного направления, течения, метода (например, стиль символизма); стиль как совокупность устойчивых элементов художественной формы, определяемых общими чертами мировоззрения, содержания, национальных традиций, присущих литературе и искусству в определенную историческую эпоху (стиль русского реализма второй половины XIX века).

    В узком смысле под стилем понимают манеру письма, особенности поэтического строя языка (лексика, фразеология, изобразительно-выразительные средства, синтаксические конструкции и т. д.). В широком значении стиль - это понятие, используемое во многих науках: литературоведении, искусствоведении, лингвистике, культурологии, эстетике. Говорят о стиле работы, стиле поведения, стиле мышления, стиле руководства и т.д.

    Стилеобразуюшие факторы в литературе - это идейное содержание, компоненты формы, конкретно выражающие содержание; сюда относят и видение мира, что связано с мировоззрением писателя, с его пониманием сущности явлений и человека. Стилевое единство включает и структуру произведения (композицию), анализ конфликтов, их развитие в сюжете, систему образов и способы раскрытия характеров, пафос произведения. Стиль как объединяющее и художественно-организующее начало всего произведения вбирает даже способ пейзажных зарисовок. Все это - стиль в широком смысле слова. В своеобразии метода и стиля выражаются особенности ли­тературного направления и течения.

    По особенностям стилевого выражения судят о литературном герое (учитываются атрибуты его внешнего облика и форма поведения), о принадлежности здания к той или иной эпохе в развитии архитектуры (стиль ампир, готический стиль, стиль модерн и т.п.), о специфике изображения действительности в литературе конкретной исторической формации (в древнерусской литературе - стиль монументального средневекового историзма, эпический стиль XI-XIII веков, экспрессивно-эмоциональный стиль ХIV-XV веков, стиль барокко второй половины XVII века и др.). Никого сегодня не удивят выражения «стиль игры», «стиль жизни», «стиль руководства», «стиль работы», «стиль застройки», «стиль мебели» и т.п., и всякий раз, наряду с обобщающим культурологическим смыслом, в эти устойчивые формулы вкладывается конкретный оценочный смысл (например, «я пред­почитаю этот стиль одежды» - в отличие от других и т.п.).

    Стиль в литературе - это вытекающая из познания общих законов действительности, функционально применяемая совокупность средств выражения, реализуемая соотношением всех элементов поэтики произведения с целью создания неповторимого художественного впечатления.