Open
Close

Тенденции развития литературы 20 века. Развитие мировой литературы конца ХХ–XXI вв

Если можешь, иди вперёд века,
если не можешь, иди с веком,
но никогда не будь позади века.
Валерий Брюсов

Русская литература рубежа ХІХ-ХХ веков — важная веха историко-литературного процесса, яркая и своеобразная эпоха, время, когда подводились итоги века минувшего, анализировались культурные достижения и промахи, приобретения и утраты. Новая литература, отталкиваясь от исканий Достоевского, Толстого, Чехова, пыталась найти ответы на волнующие современников вопросы. В качестве ориентиров были выбраны «вечные ценности», отстаиваемые великими классиками. В то же время русская литература рубежа веков отразила процесс смены эпох и утверждения новых реалий. В 1905 году Лев Толстой писал: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другой веры, другого способа общения». В чём же выразилось это другое мировоззрение? Новым по сравнению с прошедшим веком было мироощущение человека. Традиционные для ХIХ века категории жалости, сострадания, самоотречения критиче-ски переосмысливались русскими философами и писателями, главными словами эпохи рубежа веков были исчерпанность, пограничность, перелом . Осознание кризисности времени отразилось и в художественных произведениях, которые были далеко не однородными. Но объединяло русских писателей рубежа веков отрицание серой обыденности, скучного бездеятельного существования. Общим, по словам известного литературного критика Семёна Венгерова, было «устремление в высь, в даль, в глубь, но только прочь от постылой плоскости серого прозябания».

Усложнение общей картины мира начала ХХ века, её калейдоскопичность и фрагментарность, шаткость таких фундаментальных понятий, как судьба и человеческая жизнь, в литературе приводят к изменениям в жанровой системе. Традиционный для русской литературы ХIХ века роман вытесняется более подвижными жанрами — рассказом и очерком, в которых писатели сосредоточиваются на отдельных событиях человеческой жизни.

Как вам известно, в русской литературе второй половины ХIХ века главенствующую роль играл реализм. Это литературное направление остаётся популярным и на рубеже ХIХ - ХХ веков. Яркими представителями реализма конца ХIХ — начала ХХ веков были Максим Горький, Владимир Короленко, Леонид Андреев, Иван Бунин, Александр Куприн . Напомним, что в этот период продолжают творить и такие признанные авторы, как Л.Н. Толстой и А.П. Чехов . Так, в 1899 году Толстой заканчивает свой роман «Воскресение» , а в 1904 году Чехов пишет пьесу «Вишнёвый сад» .

Таким образом, новые качества русской литературы рубежа веков возникали в тесном контакте с традицией.

Не менее значительные изменения произошли и в поэзии. Классический реализм поэтов второй половины ХIХ века сменяется новаторской, загадочной, мистической лирикой Серебряного века, с самыми значительными представителями которой вам ещё предстоит познакомиться.

Одной из особенностей русской литературы этого периода было и одновременное сосуществование нескольких литературных направлений и течений. В прошлом оказался и приоритет одной эстетической системы и плавный переход от одного направления к другому, когда, например, классицизм уступал место сентиментализму, а ему на смену приходил романтизм. В русской литературе рубежа ХIХ-ХХ веков одновременно сосуществовали реализм и нереалистические направления и течения. Причём внутри они также не были однородными. В этот период наблюдается небывалый всплеск и стремительное развитие различных литературных объединений, группировок, школ, мастерских. «Литература разручеилась», — заметил один из ведущих критиков начала века Пётр Пильский.

Важной тенденцией для русской литературы рубежа веков было и усиление контактов с мировой литературой. Это стало возможным, прежде всего, благодаря всемирному признанию таких писателей, как Лев Толстой и Фёдор Достоевский, популяризации русской культуры за границей (например русские сезоны Сергея Дягилева). Но самому широкому культурному взаимообмену способствовала переводческая деятельность русских писателей, таких как Иван Бунин, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Николай Гумилёв и др. Материал с сайта

Стремительное развитие театрального искусства, бурное развитие киноиндустрии, открытие многочисленных художе-ственных выставок, галерей привело к увеличению зрительской и читательской аудитории и способствовало усилению влияния искусства на духовную жизнь страны. В этом влиянии разные виды искусства, в том числе и литература, нередко взаимопроникали друг в друга, т. е. происходил своеобразный синтез искусств. Так, музыкальностью обладали стихи Александра Блока, живописность была присуща поэзии Николая Гумилёва и прозе Ивана Бунина. Для многих представителей этого периода характерен также и творческий универсализм. Например, Михаил Кузмин сочетал в своём творчестве поэзию и композиторскую деятельность, поэты Давид Бурлюк и Владимир Маяковский занимались изобразительным искусством. Межвидовая диффузия происходила и в жанровых разновидностях. Композитор Александр Скрябин называл свои симфонии «поэмами », а поэт Андрей Белый , наоборот, свои стихи считал «симфониями ».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отечественная литература, музыка начала 20 века-основные тенденции развития в русле событий эпохи
  • «литература разручеилась».
  • как рубеж веков отразился на литературе?
  • основные направления развития русской литературы
  • ведущие направления в литературе рубежа веков

238.15kb.

  • Задачи урока: Обучающая: в ходе урока: а охарактеризовать международное и внутреннее , 132.77kb.
  • , 93.36kb.
  • Россия на рубеже XIX – XX веков Основные цели урока , 67.69kb.
  • Лекция №1 Основные тенденции развития автоматизированного электропривода , 205.82kb.
  • Общие вопросы экономики сга рыночная экономика, принципы ее функционирования и основные , 32.65kb.
  • Основные тенденции развития литератур на рубеже 19-20 веков.

    Рубеж веков – это 1890-ые – 1918.

    Именно в этот период большинство из литератур зап и юж славян в основном преодолевают отставание от западноевр литер-р, наверстывают упущенное. Лишь польская лит-ра, прошедшая еще до утраты Польшей независимости (18 век разделы Польши – 1772, 1793, 1795) основные эволюционные стадии, по-прежнему развивалась синхронно с зап-евр литературами.

    Во второй половине 19 в. завершается (хоть и в разное время) национальное возрождение литератур, и в новый век они входят со своей поэзией, прозой, драматургией, развитой системой жанров и институтами литературной жизни (журналы издательства и тд).

    Несмотря на периодическое ослабление иноземного гнета, проблема национального суверенитета и на рубеже веков остается актуальной. Так, пол лит развивается на землях, входящих в состав Австро-Венгрии, Германии и России. Чехия, Словакия, Словения, Сербская Воеводина, Хорватия –все еще в составе Австро-Венгрии. (1877-1878 Русско-Трецкие войны и поражение Османской Империи, Сан-Стефанский мирный договор => окончательное освобождение Сербии и Болгарии, 1882 Сербское княжество => в Сербское королевство.

    Начало 20 века богато драматическими и судьбоносными для славян событиями. К ним можно отнести ПРР 1905-1907 гг в России, которая способствовала усилению борьбы за нац и соц права во многих славян странах, а также росту популярности социалистических идей.

    Большие последствия имели и Балканские войны 1912-13 гг (в 1912 году между Балканским союзом (Болгария, Сербия, Черногория, Греция) и Турцией), а в 1913 году между союзниками – Болгария против Греции и Сербии. Болгария потерпела поражение и потеряла часть своих территорий. Македония была разделена между Болгарией Сербией и Грецией).

    На рубеже веков все земли зап и юж славян затрагивают процессы интенсивного развития капиталистич отношений, городов, промышленности. Появляется буржуазия, разорются мелкие собственники – крестьяне, ремесленники. Сословные, классовые противоречия обостряются.

    Примечательная особенность нового периода - невиданная прежде дифференцированность литературного процесса, в котором разные течения начали сочетаться друг с другом очень активно. Внутрилитературные причины этого: стремление творческой мысли охватить новые горизонты и глубины мира. Внелитературные: стремление литератур отреагировать на сложность мира и нового общества какими-то новыми средствами, а также с испоьзованием зарубежного опыта. Появляется огромное колич-во переводов и очень сильно возрастает интерес к зап-евр литературе, а также к рус литре (Толстой, Тургенев, Достоевский плюс романтики Пушкин, Лермонтов, плюс Гоголь).

    Сложность и запутанность общественных отношений, сквозь которые проступал раскол национальных социумов на богатых и бедных, растущая власть денег, власть капитала вызывают чувство разочарованности в настоящем, ностальгию по прошлому. Одни готовы действовать во имя серьезных перемен, другие переживают чуства безысходности, растерянности и отчаяния. Творческой реакцией на противоречия эпохи были с одной стороны критика и углубленный анализ бытия, стремление пробиться к суровой правде жизни, с другой- стремление уйти в себя, в изолированный внутренний мир или далекие от повседневности сферы, погрузиться в поиски чистой красоты, высших смыслов и тайн бытия. И если в первом случае возникали условия для развития реализма, то во втором – для декаданса, символизма, чистого искусства. Модернизм короче.

    Усиление критико-аналитического начала способствует освобождению реализма от романтических примесей, более глубокому проникновению в суть явлений и психологию личности. «Фольклоризированный» реализм, прораставший из сентиментально-романтической прозы периода нац возрождения, уступает место «суровому», «жестокому реализму» (так говорят например о творчестве чеш Бенешовой, словац Тимравы). Тяга к неприкрашенной правде жизни стимулирует сближение ряда авторов с натурализмом. Натурализм не сложился в большинстве слав литератур в особое направление, проникая в виде тенденций в творчество отдельных писателей (чех Карел Чапек-Ход «Кашпар Лен – мститель», Мрштик, пол Владислав Реймонт «Мужики», серб Станкович и др – это если спросят). Однако например в Польше и Чехии есть тенденция выделять натурализм в особое течение.

    Все более глубокое и масштабное освоение действительности способствует развитию эпических жанров, прежде всего романа, нередко выраставшего из рассказа или цикла рассказов. Возникают историч и семейные хроники, эпопеи, дилогии и трилогии.

    Меняется и сам рассказ, где объектом изображения стновятся будни жизни, большое внимание уделяется бытовым подробностям, происходит снижение лексики и стиля (словац Янко Есенский, Йозеф Грегор-Тайовский). Наряду с рассказами, романами, повестями на соц-быт темы о жизни давно сформировавшихся сословий, о судьбах патриархальных родов и «дворян гнезд» в условиях формирования капиталистич отношений появляются произведения, где авторы обращаются к фабрично-заводской среде, к образам пролетариев или опустившихся на дно жизни людей. Одной из главных становится тема драматич конфликтов личности с обществом, созвучная другим зап-евр литературам.

    По-прежнему остается актуальной и ист тематика. К героическим и трагическим страницам нац и мировой истории с целью оттенить настоящее или восстановить с помощью историч документов и фактов правду обращаются поэты, писатели и драматурги (пол Болеслав Прус «Фараон», Стефан Жеромский, чеш Ирасек – целый ряд романов из истории Чехии, болг Иван Вазов «Под игом» и др).

    Деидеализация бытия, стремление выставить в комичном свете его реалии => развитие сатиры (чеш Махар, Ярослав Гашек, пол Запольская, словац Янко Есенский «Демократы»). Объекты сатиры – система гос власти, деспотизм правящей верхушки, полицейско-бюрократич произвол, ерноподданические чувства покорных сограждан, новый тип хитрого и изворотивого хищника-дельца.

    Как уже было сказано, наряду с литературой реалистического характера, устремленной к соц-быт пластам жизни, возникали течения и тенденции декаданса, символизма, импрес-ма, неоромантизма.

    Опираясь на философию Шопенгауэра, Бергсона, Ницше, развивавших представление о специфике худ познания, о роли в нем интуиции, иррац начал, а также утверждавших ценность инивидуума, эти течения расковывали фантазию и мысль художника. Воспаряя над бытом, они призывали думать о вечном, заглядывать «по ту сторону» бытия и тд. Обтекая пласты будничной жизни, они устремлялись к филос проблемам и сферам, создавая в совокупности с реализмом немыслимую прежде амплитуду колебаний тем, мотивов, образов.

    Если проза рубежа веков тяготела в основном к реализму и натурализму, то поэзия – к декадансу и символизму (особенно ярко – пол Станислав Пшибышевский). Также появились идеи элитарности творчества, культа красоты, хотя они не получили большой поддержки (заложил их Пшибышевский в своем творчестве). Можно сказать, что в слав лит-рах формировался в целом «мягкий» вариант символизма, где имел место не только отстраненно-филос, но и социальный угол зрения на человека (чеш А. Сова, словац Иван Краско, болг Пейо Яворов, Петко Славейков). Развитию символизма сопутствует освоение техники импрессионизма с его вниманием к оттенкам и нюансам в состоянии природы и чел души, расцвет любовной и пейзажной лирики (чеш А. Сова, словац И. Краско, пол Казимеж Тетмайер, болг Пейо Яворов и др).

    Рубеж веков характеризуется и заметным присутствием в литературах региона романтизма, сознательным обращением к романтич традициям, особенно выразительно в творчестве пол поэтов и драматургов - Казимежа Тетмайера, Б. Лесьмяна, С. Выспяньского.

    В начале 20 века как реакция на символистско-декадентское искусство возникает неоклассицизм, стремившийся к ясности языка, объективности образов, к использованию тем и персонажей античной мифологии (пол Л. Стафф, чеш Теер, укр неокласскики).

    Многие течения и направления рубежа веков в слав лит-рах вошли в историю как «модерн(а)». Этот термин употреблялся или самими писателями, или в последующие годы критиками. Польский модерн - термин условный вообще, он относится к писателям «Молодой Польши». Славян модерна – оч пестрая картина, но есть и общие тенденции- поиски новых филос-эстетических ориентиров, переосмысление функций литературы, ее взаимоотношениями с обществом. Принцип индивидуализма, стремление писателя всегда быть самим собой, право на выражение собственного «я», право на духовную свободу. Индивидуализм помогал славян литературам совершить рывок вперед: от национального самоутверждения к самоутверждению личности.

    Помимо писателей-реалистов, сохранявших чистоту стиля (чеш Алоиз Ирасек, пол Генрих Сенкевич), появляется целая плеяда художников, в поэтику которых вмешивается импрессионизм, символизм, натурализм (чеш Мрштик, Карел Чапек-Ход, пол Болеслав Прус, Стефан Жеромский, серб Кочич и Станкович). С другой стороны, реалистич тенденции просматриваются в творчестве символистов и декадентов (А.Сова, К. Главачек – чеш).

    Происходит не только развитие, но и взаимодействие поэзии и прозы, лирики и эпики. Яркие тому примеры – субъектвизация и лиризация эпических жанров: введение внутрен монолога, совмещение позиций рассказчика и героя, отражение реальности сквозь призму субъективного восприятия. (Здесь можно рассказать о Коцюбинском, у него лиризация прозы в чистом виде, но подробнее я ниже напишу). Используется более свободная композиция, нередко произведение строится по принципу тока сознания, монтирования картин и фрагментов. (эти тенденции просматриваются у: чеш Шрамек, пол С. Жеромский, словац Тимрава, Есенский, словенец Иван Цанкар, серб Ранкович). Возникают произведения переходные между поэзией и прозой – стихотворения в прозе, стихи свободных размеров, происходит синтез жанров, часто тяжело дать жанровую классификацию произведениям.

    Итог: рубеж веков в лит-рах зап и юж славян – это не только время формирования новых течений и тенденций, которые обогатили облик славянских литератур, но и период формирования новых качеств и возможностей старых течений. Литература рубежа веков, устремляясь вперед, не стремится сжечь все мосты и вызвать волну нигилизма по отношению к пердшественникам, как это попытаются сделать авангардные течения потом. Активно приобщаясь к мировым культурным традициям, они сохраняют и свои национальные традиции (остаются верными гражданской тематике; несмотря на распространение верлибра, сонета, стихов в прозе – сохраняются песни, баллады, молитвы. И т.д.). Новые течения и направления сыграли огр роль в совершенствовании эстетич функций славян литератур, в расширении их горизонтов и поисках новых глубин.

    ^ СЛОВАЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Начало 20 в - 2ая волна реализма.

    Йозеф-Грегор Тайовский , Тимрава, Янко Есенкский.

    Тайовский. В период рубежа веков он пишет прозу автобиографического хар-ра. (р-з «Моя мать»), рассказы. Прозаические сборники «Рассказы» 1900, «Печальные ноты» 1907. А вообще он больше будет писать в межвоенный период, там у него произведения с общественно-значимой проблематикой.

    ^ Янко Есенский . Лирика, басни, поэмы, новеллы, сатирич роман «Демократы» Тематика: любовь, нравы общества, антивоенная, разоблачение порядков гос-ва, чеш-словац отношения. Реализм с чертами неоромантизма, импрессионизма, символизма.

    ^ Словацкая модерна. Ее специфика: корни в нац литературе, национ традиции (традиции романтизма, фольклор), использование достижений франц лит-ры (Бодлер, Маларме), чешской модерны, румынского поэта Эминеску. Спец-ка в объеме – он небольшой, написано мало.

    Иван Галл поэзия. Уходит в мечты, во сне может открыться истина. Музыкальность стиха. ^ Владимир Рой «Росой и терниями», «Когда исчезают туманы»

    Самый яркий – Иван Краско . 1909 сб «Ночь и одиночество» (грусть, одиночество, скорбные раздумья о своей судьбе, ощущение своей убогости и незначительности. Пейзажная живопись: немой месяц, тополя, серое небо, черная ночь, холодный дождь – цветовая гамма серая, черная, бледная в общем).

    1912 сб «Стихи»+ было прозаическое тв-во. Проза Краско – «Милостыня», «Свадьба». Ощущается сближение с импрес-тами. Психологические этюды («Свадьба»). Предпочитает увядающую, грустную природу. Импрессионизм: впечатления, мазки.

    В прозе модерна отход от резко выраженной социальности, повышенная субъективность, эмоциональность, психологизм, важная роль деталей, зрительных впечатлений, изысканный литературный язык язык. В поэзии подчеркнутая субъективность, внимание к тонким оттенкам душ состояния, фиксация трудноуловимых впечатлений, образная насыщенность стиха, недосказанность переживаний.

    ^ ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    В принципе, основные имена уже названы во вступит статье. Повторюсь:

    Реализм у Реймонта и Жеромского.

    Модерн – «Молодая Польша» (поэты) – Тетмайер, Ян Каспрович, Зенон Пшесвицкий. Эстетические принципы изложены у Пшибишевского.

    СЕРБСКАЯ

    Реалисты- Милован Глишич, Сима Матавуль

    Модернисты – Пандурович и Петкович-Дис – поэты-декаденты.

    ^ ЧЕШСКАЯ МОДЕРНА – главнее имена – Врхлицкий и Зейер.

    СЛОВЕН важное имя Иван Цанкар - модернист

    Рубеж веков.

    • Поворот к Европе
    • Реализм, но новые течения – с запада –
    • натурализм (Золя) – интерес к естеству (Чапек-Ход, Реймонт), бг – Райчев (Лиина, Страх, Грях, Незнайният) – но это позже
    • Импрессионизм – КОЦЮБИНСКИЙ (Интермеццо)
    • Быстрее реагирует на все поэзия – поэтому модернизм:
    • Символизм – вечные проблемы, внимание к форме стиха, мелодика, символ, попытка перейти от частного к общему
    Плс – ТЕТМАЙЕР (впечатлительность, спос-сть подхватывать идеи; сначала банален, дух позитивизм)

    Бг

    Реализм на закате (кроме тв-ва Елин Пелина)

    В поэзии реализма уже нет

    • модернизм, пролетарская литеретура
    • в Бг очень развиты марксистские кружки Тодор Благоев из Петербурга, складывается соц-демократическая партия
    Самое яркое – можернизм: партия молодых – борьба за европеизацию, ж.»Мисл» - Пенчо сын Славейков

    «группа 4х»:

    Д-р Кръстьо Кръстев

    Поэт Петко Яворов

    Проза Петко Тодоров

    Задавали тон в стране

    3 этапа модернизма:

    индивидуализм (Пенчо Славейков до 10 года)

    Символизм (Пейо Яворов «бессонница» 12г, Димчо Дебелянов)

    Авангардизм (после войны) многие погибли, устали не дойдя до вершины

    Словац

    Реал (2 волна)

    Задачи социального плана, интерес к простому человеку.

    ТАЙОВСКИ (расск)
    ТИМРАВА
    ЕСЕНСКИ (стихи, рассказы)

    Модернизм

    В основом, поэзия

    КРАСКО (симв + импрессионизм)

    • Импрессионизм – впечатления, мазки
    Плс – ТЕТМАЙЕР

    Уркр – КОЦЮБИНСКИЙ

    • Неоромантизм – романтизм с обновленной поэтикой
    ЛЕСЯ УКРАИНКА (Лесная песня)

    Чешские земли под властью Австрии. Формирование чешской политической системы. Партии: национ, соц-демокр, потом +аграрная, «реалисты». Объединены идеей национального освобождения, развиваются массовые обществ движения с яростным нац.уклоном (например, «сокол»).

    1. 1895 – Чешская модерна.
    модернистические методы (натурализм, символизм, экспрессионизм и т.п.) используются для решения реалистич. проблем.

    ^ Йозеф Вацлав Сладек – реалист, он побывал в Америке, когда вернулся, писал воспоминания. 1889 – «Сельские песни», кон.80х – «Чешские сонеты». Идеализация патриархальности, неприятие современной цивилизации, но и стремление к Европе.

    1895 – Манифест чешской модерны (Махар, Шальда) в журнале «Горизонты». Махар впервые высказывает мнение о том, что Неруда – лучший поэт, а Галек??? – так себе, поэт Ян Врхлицкий – на противоположной позиции, называет молодых поэтов «модерной», они приняли это название.

    Роль личности в искусстве, самоанализ, критика чешского общества, осуждение буржуазии, защита трудящихся, быстро распалась.

    1. Католическая модерна.
    альманах «Под единым знаменем». С. Боушка, Кс. Дворжак

    Изменить тональность и пафос религиозного искусства: вместо поучающей и карающей церкви – поющая и созидающая, духовно живая. Философское осмысление христианства.

    ^ Отокар Бржезина – считается символистом, символ, метафора, аллитерация.,Мотив загадки, неразрешимости, противоречий.

    Карл Достал–Лютинов. О доме, о себе, об окрестностях. Внимание к нравственному миру, человек не замыкается в себе.

    ^ Франя Шрамек – импрессионист. Он начинал как анархист. Проза: романы-воспитание («Серебряный ветер». Роман «Тело» – история юной девушки Мани. Жизненные и психологические впечатления. Антивоенный.

    1. Декаданс.
    Культ аристократизма как преграды заурядности. Журнал «Современное обозрение». Ориентация на Францию. Гордый герой, отрицающий мир.

    ^ Иржи Карасек из Львович 1871-1951. Коллекционер, скромный чиновник, но писал произведение в готическом духе. Мотивы душевной усталости, неоправданных надежд, нелюбви к обыденности, предчувствия и ожидания смерти.

    Рабочая поэзия /гражданские мотивы.

    Петр Безруч «Силезские песни» - декларативная, тенденциозная поэзия.

    Поэзия – разнообразная (влияние модных концепций – натурализм, символизм, экспрессионизм).

    Проза – более консервативна:

    1. Деревенская тематика (Антал Сташек , Тереза Новакова ).
    2. Тема города, тех прогресса (Вильям Мрштик – тяга к натурализму, иногда романтизм и символизм, Игнат Герман ).

    Карел Матей Чапек-Ход 1860 – 1927.

    Беллетрист, элементы различных эстетических концепций: реализм +внимание к инстинктам, свойственное натурализму.

    1908 – «Кашпар Лен – мститель» .

    1916 – роман «Турбина». Богатая добропорядочная буржуазная семья, глава семьи разоряется.

    Новеллы: элементы натурализма и импрессионизма (внимание к цвету и звуку).

    Франя Шрамек.

    1910 – «Серебрянный ветер» (1 из наиболее импрес романов).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Развитие мировой литературы конца ХХ-XXI вв.

    Тема: «Развитие мировой литературы конца 20-начала 21 века» показалась мне наиболее интересной, так как она затрагивает время, в котором мы живем. Именно литература имеет огромное значение на развитие общества в целом.

    Так же эта тема понравилась мне чисто из личного интереса. В будущем, мне бы хотелось связать свою деятельность, в частности учебную, с литературой. Данная работа мне может пригодиться в будущем.

    Моя задача выяснить основные литературные направления и ознакомиться с самыми известными писателями данного временного периода.

    Для достижения моей цели я воспользуюсь материалами из Интернета и учебной литературой из библиотеки.

    Изменения, происшедшие в Европе после второй мировой воины, ангажируя общество и искусство, повлекли за собой изменения не только художественных систем, но и способствовали появлению новых форм. Необходимость воссоздания исторических событий и осмысления происшедшего привела к сращиванию художественных и документальных вариантов отражения реальности, созданию мультимедийных текстов, распространению произведений, в которых недавнее прошлое стало источником размышления о настоящем, представляя варианты интерпретаций «микросреды» индивида, акцентируя, в то же время, особую, надвременную и надидеологическую ценность личности.

    Рубежом, меняющим ХХ век после второй мировой войны еще раз, стал 1968 год, когда университетские городки Франции, США, Англии, Германии захлестнули студенческие бунты. Сам факт выступления анархиствующих студентов Сарбонны разрушил миф об устойчивости общества потребления и обострил проблему всеобщей дегуманизации. Осмысление последствий студенческих “революций” пришло позднее (Р. Мерль “За стеклом”), но безнадежный, на первый взгляд, бунт обнажил устрашившую европейцев глубину противоречий технологической и потребительской цивилизации, утрату идеалов и падение духовности.

    Виртуальный мир, телевизионная или мультимедийная картинка заменяют слово, в мировой коммуникативной сети изображение зачастую теснит последнее.

    Все это приводит к тому, что возникает серьезнейшая проблема: потребляя информацию, а искусство тоже начинают относить к информации, реципиент рискует потерять навык понимания слова

    Критический реализм.

    Он обращался к нерешенным общественным проблемам, судьбам людей, вырванных обстоятельствами и привычных условий существования. Именно реализм оказал влияние на литературу 20 века.

    Психологический реализм

    Появился в первой половине 20 века. Наиболее яркие его представители - У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Бёлль, С. Цвейг. В центре внимания - судьба личности в меняющемся мире, поиск ею смысла жизни. «Героя можно убить, но не победить».

    Неореализм

    Новое направление возникло на волне широкого демократического антифашистского движения. Оно утверждало гуманное отношение у человеку, веру в красоту и богатство души народной и потому оказало большое и плодотворное влияние на культуру послевоенного мира.

    Вместе с тем вскоре обнаружились и слабые стороны неореализма.

    Это, прежде всего, известная созерцательность, недостаточно острое изображение социальных конфликтов, уклонение от ясного ответа на вопрос, что нужно делать, чтобы избавить простого человека от невзгод.

    Представители: В. Пратолини, К. Леви, А Моравиа и др.

    Психологический реализм

    Одно из ведущих направлений. Его представители - Б. Шоу, Б. Брехт, Т. Драйзер, И. Стоун, С. Моэм, Э.М. Ремарк и др.

    Мир, как следует из их произведений, не только губит человеческое в человеке, но и изначально создается им как мир антигуманный.

    Социалистический реализм

    Это направление ориентировалось не только на выполнение идеологических требований правящих партий. В странах запада многие известные писатели и поэты выражали искренние симпатии революционным идеям. Во Франции это Р. Роллан, А. Барбюс, Л. Арагон, в Испании - Г. Лорка, в Чили - П. Неруда. Они ввели в литературу новый образ - это массы, охваченные единой идеей, порывом, способные как к разрушению, так и к созиданию.

    Авангардизм (от фр. avant garde - передовой отряд)

    Для него характерен разрыв с традициями прошлого и стремление к коренному обновлению искусства. Многие писатели отдали дань авангардизму. В своем творчестве они отошли от традиционных сюжетов и логики повествования. Ирландский писатель Дж. Джойс использовал в качестве метода описания «поток сознания» (или внутренний монолог), фиксируя переходы мыслей, впечатлений и ощущений (самоотчет ощущений). В рамках авангардизма экспериментировали М. Пруст, А. Жид и многие др. писатели.

    Экспрессионизм («Искусство крика»)

    Неоспоримая заслуга экспрессионизма - воинственное выдвижение на передний план человека, его внутренний мир в пору, когда человеку угрожало уничтожение в кровопролитных войнах.

    Например, в рассказах австрийского писателя Ф. Кафки за повседневной рутиной жизни всегда действуют обезличенные, враждебные человеку силы. В них просматриваются контуры бездушной государственной машины. Для экспрессионизма характерен гротеск, отсутствие оптимистической перспективы, незащищенность человека, страдающего от одиночества и абсурдности жизни.

    Экзистенциализм (от лат.exsistentia -существование)

    Согласно экзистенциализму, мир вообще абсурден, лишен сущности, смысла.

    Его представители - французские писатели Ж.П. Сартр, А. Камю рассматривали личность как абсолютную ценность. Нет привычных для реалистической литературы положительных героев. Их персонажи эгоистичны, враждебны друг другу и обществу.

    Социальная антиутопия

    Сочетает элементы авангардизма и реализма. Английские писатели Г. Уэллс, О. Хаксли, Д. Оруэлл, обращаясь к теме будущего, создали романы-предостережения. Их герои живут в обществе, где возобладал тоталитаризм. В этих обществах беспощадно искореняется инакомыслие, не допускается появление людей способных к критическому восприятию действительности. Последствием торжества такого режима, предостерегал Г. Уэллс, будет полная деградация и управляющих, и управляемых.

    «Плохое время: все пишут никто не читает»

    Курс нынешней отечественной словесности это курс на массовость, на историю («story»), на приключения, на карнавальность… Для прозы последних лет характерен «журнализм», который выражается прежде всего в стилистике. Реалистическая тенденция отодвигает постмодернистскую.

    Успех книги в сетевой среде обеспечивается сходством с компьютерной игрой.

    Ориентация на образцы западной литературы вполне заметная сейчас тенденция - тенденция к универсализму, космополитизму. Ныне на нашу жизнь влияют коммерческие проекты. Книга сегодня стала продуктом. Существует даже такой термин как «бизнес-роман». Литература создаётся под определённый формат, книга является товаром, получая прямую или косвенную пиар-поддержку. Многие книги читаются только потому, что они включены в определённую серию.

    На развитие русской литературы в XXI веке будут оказывать влияние три основных фактора:

    Первый фактор - экономический

    Второй фактор - технологический

    Третий фактор - идеологический

    Глобализация мира, с одной стороны, и потребительская идеология, с другой стороны, оказывают существенное влияние на облик потребителя современной литературы. Главное свойство человека ныне - быть потребителем. Поэтому книга всё более становится товаром и всё менее источником преображения.

    Эта работа заставила приложить много усилий, особенно для поиска информации. Развитие литературы достаточно долгий, но интересный процесс. Как итог можно сказать, что он ещё очень важен для общества. Ведь именно литература имеет огромное влияние на человека, а от человека зависит и существование Мира.

    Так сказал один журналист: «Для меня литература - это живое слово, способное выразить сокровенное и преобразить человека. Литература, если она настоящая, способна изменять сознание людей, а значит и саму жизнь! Задача литературы -- формировать новые идеалы, вспоминая Вечные истины, доказывать их необходимость и возможность! Искусство слова -- кое и есть литература -- состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что. Литература -- это крик, зов к человеку, призыв к лучшему в человеке!»

    Список аннотированных источников информации

    неореализм экспрессионизм космополитизм

    1. Страницы истории «Зарубежной литературы ХХ-XXI веков», Учебное пособие для студентов. Царева Р.Ш.

    2. http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=194.

    3. «Зарубежная литература» пособие по факультативному курсу для учащихся 8-10 классов. Изд. 1977 г.

    4. «Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Загладин Н.В.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Истоки, особенности и значение европейского Просвещения, особенности литературы этой эпохи. Анализ значения произведения "Фауст" в мировой литературе и попытка рассмотреть его как зеркало просветительской художественной мысли и вершину мировой литературы.

      курсовая работа , добавлен 24.04.2009

      Установление советской власти в Беларуси и вхождение Белорусской советской социалистической республики в СССР, связанное с этим развитие новых прогрессивных направлений во всех видах искусства. Особенности и направления становления литературы эпохи.

      презентация , добавлен 18.12.2013

      Анализ развития детской литературы России в различные исторические эпохи. Зависимость детской литературы от политических, религиозных, идеологических установок общества. Основные тенденции развития российской детской литературы на современном этапе.

      дипломная работа , добавлен 18.11.2010

      Исследование показательных черт поэзии Е.А. Благининой в соотношении её стихотворных произведений с жанровыми формами фольклора и традициями мировой и отечественной литературы. Оригинальности образного ряда и поэтики "взрослых" стихотворений Благининой.

      дипломная работа , добавлен 29.04.2011

      Основные закономерности и особенности экспрессионизма в поэзии и музыке, средства достижения нужного эмоционального воздействия на слушателя. Социально-критический пафос, характерный для экспрессионизма. Анализ "Песни о гражданской войне" Ю. Шевчука.

      творческая работа , добавлен 23.05.2010

      Общечеловеческое, философско-этическое и художественное значение художественной литературы времен Первой мировой войны. Роль литературы в изучении истории. Первая мировая война в творчестве А. Барбюса, Э.М. Ремарка, Э. Хемингуэя и Р. Олдингтона.

      курсовая работа , добавлен 08.01.2014

      Новый этап социально-экономического развития страны. Окончание Кавказской войны. Развитие литературы на Северо-Западном Кавказе. Представители украинской литературной традиции на Кубани. Национальное самосознание украинского населения Кубанской области.

      реферат , добавлен 23.11.2008

      Своеобразие и этапы раннего американского романтизма. Анализ критической литературы, посвященной творчеству В. Ирвинга. Специфика сопоставления прошлого и настоящего в новеллах американского писателя. Характеристика американской литературы ХVII века.

      курсовая работа , добавлен 01.06.2010

      Ступени исторического развития литературы. Стадии развития литературного процесса и мировые художественные системы XIX–XX веков. Региональная, национальная специфика литературы и мировых литературных связей. Сравнительное изучение литературы разных эпох.

      реферат , добавлен 13.08.2009

      Возникновение и развитие литературы русского зарубежья. Характеристика трех волн в истории русской эмиграции. Социальные и культурные обстоятельства каждой волны, их непосредственное влияние на развитие литературы русского зарубежья и ее жанров.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века. урок литературы в 11 классе

    2 слайд

    Описание слайда:

    «Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых нравственных исканий, боли за судьбу родного народа в час опасности...» В.А. Чалмаев Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г., Русско-японскую война 1904-1905 гг. Первая мировая война 1914-1918гг., Гражданская война Сталинские репрессии Вторая мировая война Экологические катастрофы Литература XX века

    3 слайд

    Описание слайда:

    «Наше время трудновато для пера...» В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...» В.А. Чалмаев «XX век всех нас переломал...» М.И. Цветаева Литература XX века

    4 слайд

    Описание слайда:

    Периодизация литература XX века Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г.г.) Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г.г.) литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.) литература середины века (50 – 70-ые годы) литература 80-90-ых годов современная литература Эмигрантская литература (литература русского зарубежья)

    5 слайд

    Описание слайда:

    Серебряный век «Серебряный век – это не столько время и отдельные творческие личности, сколько целостное мировоззрение, картина мира, в которой личность и творчество едины...» В.А. Чалмаев «...писали как жили, жили как писали» В.А. Чалмаев

    6 слайд

    Описание слайда:

    Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

    7 слайд

    Описание слайда:

    «Культурный ренессанс» «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» Н. Бердяев

    8 слайд

    Описание слайда:

    Литературная полифония Что есть искусство? Какова роль искусства в обществе? Каково влияние искусства на человека? Какова связь искусства с жизнью? Каким должно быть искусство будущего? Каким должен быть творец?

    9 слайд

    Описание слайда:

    Основные литературные направления XX века Критический реализм. Декаданс. Модернистские течения: символизм акмеизм футуризм Социалистический реализм.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Критический реализм (XIX век -начало XX века) Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

    11 слайд

    Описание слайда:

    Декаданс (кон. 19 - нач. 20 вв.) От франц. decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок. Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».

    12 слайд

    Описание слайда:

    Декаданская лирика Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие... Висел всегда, висит поныне... Безумие! Безумие! Единый миг застыл – и длится, Как вечное раскаянье... Нельзя ни плакать, ни молиться... Отчаянье! Отчаянье! Пугает кто-то мукой ада, Потом сулит спасение... Ни лжи, ни истины не надо... Забвение! Забвение! Сомкни плотней пустые очи И тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи. Конец. З. Гиппиус

    13 слайд

    Описание слайда:

    Декаданская лирика Так жизнь ничтожеством страшна, И даже не борьбой, не мукой, А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна, Что кажется - я не живу, И сердце перестало биться, И это только наяву Мне все одно и то же снится. И если там, где буду я, Господь меня, как здесь, накажет, - То будет смерть, как жизнь моя, И смерть мне нового не скажет. Д.С. Мережковский

    14 слайд

    Описание слайда:

    Модернизм (от франц. moderne - современный) Понятие «модернизма» применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма. Совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда - само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.

    15 слайд

    Описание слайда:

    Серебряный век – поэзия начала XX века. Условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг. Термин возник по аналогии с «Золотым веком». Формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты вторичности, и в то же время утонченности. Поэты Серебряного века создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не все создаваемое людьми осознается, есть области, недоступные аналитическому разуму.

    16 слайд

    Описание слайда:

    Символизм (1870-1910гг.) Выражение идей посредством символов. «Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ впечатления. Внутренний мир личности – показатель общего трагического мира, обреченного на гибель. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Валерий Брюсов «Женщине» Ты – женщина, ты – книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты – женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты – в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя!

    18 слайд

    Описание слайда:

    Акмеизм (образов. в 1910 г.) Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина», «цветущая сила», «высшая степень». Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над всем остальным. Возврат слову его изначального, не символического смысла.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие» Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Футуризм (начало 1910 г.) Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского fиtиrиm – будущее). Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие. Создание «заумного языка», игра слов и букв. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Велимир Хлебников «Заклятие смехом» О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смеячей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейво, смейво, Усмей, осмей, смешики, смешики. Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

    Литературный процесс XX века своими корнями уходит в век XIX.

    Глубинные связи, существующие между литературой XIX и XX веков определили во многом своеобразие развития литературных направлений нового искусства, формирование различных течений и школ, возникновение новых принципов отношения искусства к действительности.

    Литература XX века отразила коренные социальные изменения, прок шедшие в России. Эпоха Октябрьской революции, круто изменившая судьбы страны, не могла не оказать решающего воздействия на национальное самосознание народа и интеллигенции.

    Время рубежа XIX-XX столетий называют русским ренессансом . Рос­сия переживает в этот период небывалый по размаху культурный подъем: в литературе той поры творили Лев Толстой и Чехов, Горький и Бунин, Куприн и Л.Андреев; в музыке - Римский-Корсаков и Скрябин, Рахманинов и Стравинский; в театре - Станиславский и Комиссаржевская, в опере - Шаляпин и Нежданова. При всех конфликтах и противостояния идеологических и эстетических каждый художник-творец имел право отстаивать свое видение мира и человека.

    Явлением в литературной жизни рубежа веков был символизм , с которым прежде всего связано понятие "серебряный век" русской поэзии. Символисты чутко уловили и выразили тревожное предощущение социальной катастрофы. В их произведениях за­печатлен романтический порыв к миропорядку, где царит духовная свобода и единение людей. Это были поэты и прозаики и одновременно философы и мыслители, широко эрудированные люди, обновившие поэтический язык, создавшие новые формы стиха, его ритмику, словарь и краски. Брюсов, Баль­монт, Белый, Блок, Бунин - у каждого из них свой голос, своя палитра, свой облик. Симво­листы свято верили в искусство, в его великую преображающую земное бы­тие роль.

    Своеобразным развитием идей символизма стал акмеизм (от греч. слова "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила), возникший из отри­цания представления символистов об истинности мира, созданной интуицией художника. Акмеисты (А.Ахматова, Н.Гумилев, О.Мандельштам) провозгла­шали высокую самоценность земного мира, утверждали права конкретного слова, которому возвращали изначальный смысл, освободив его от многозначительности символистских толкований.

    Несколько раньше акмеистов на литературную арену вышли футурис­ты , утверждавшие возможность создания нового искусства путем отказа от искусства прошлого. Объявляя классику отжившим явлением, призы­вая сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого... с "парохода" современности, футуристы (от лат. слова "futurum" - будущее) утверждали свое право на обновление слов, на создание нового слова, выражающего древнейший смысл звука (В.Хлебников). В 1910-е годы в России существовало несколько групп футуристов: кубофутуристы (В.Хлебников, Д.Бурлюк А.Крученых, В. Маяковский), кружок "Центрифуга" (Н.Асеев, Б.Пастер нак), эгофутуристы (И.Северянин). В.Маяковский был одним из вдохновенных участников обновления искусства и, несмотря на существующую между ним и футуризмом связь, сразу заявил о себе как о самобытном таланте. Маяковский стал глашатаем бунта против "жирных", ненавидя современную ему жестокую действительность. Нарушая нормы классического стихосложения, ломая привычные ритмы, поэзия Маяковского была ярко экспрессивна, выражала трагическое мироощущение ее лирического героя.



    Удивительным явлением поэзии "серебряного века" стало возникновение в 1900-х годах течения "неокрестьянских" поэтов , которым суждено было сыграть значительную роль в духовной культуре XX столетия (С.Клюев, С.Клычков, С.Есенин, П.Орешин). Эти поэты, при всем их различии, родовыми корнями были связаны с русской деревней, крестьянством. Пути эти поэтов к творчеству были различны, но все они выступали как продолжатели традиций поэзии русского крестьянства Кольцова, Никитина, Сурикова. Народная песня, сказка, былина, усвоенная с детства, с одной стороны, усвоение образов классической поэзии Пушкина и Некрасова рождали са­мобытную поэзию одного из наиболее ярких представителей этого течения - С.Есенина.

    Одной из ве­дущих тенденций литературного процесса начала XX века становится обра­щение к романтизму . Романтический пафос утверждения нового мира и че­ловека, рожденного Октябрем, проявился прежде всего в лирических жан­рах, в обращении поэтов к таким жанрам высокой лирики конца XVIII - XIX века, как ода и баллада.



    Этапом в развитии романтизма как литературного направления в XX веке стало творчество М.Горького. Пафос романтической веры в безграничные возможности человека определяет идейно-художественную концепцию его рассказов и повестей 1890-1900 годов. Вместе с тем Горький, уже в предрево­люционные годы, обращается к реализму, к большим видам эпической прозы - повестям и роману ("Фома Гордеев", "Трое", "Мать").

    С именем и творчеством Горького связано такое понятие, как "социа­листический реализм" , литературное направление и метод, идейно-эстети­ческая концепция которого была сформулирована М. Горьким. В послед­нее десятилетие ведутся ожесточенные споры о том, можно ли рассматри­вать "социалистический реализм" как явление искусства, поскольку лите­ратурный процесс в России советской эпохи находился под жестким иде­ологическим контролем. Именно в творчестве М. Горь­кого проявилось значение данного этапа развития литературы в изобра­жении действительности как творящейся на глазах у человека истории; это исследование психологии коллективного сознания, его активного, преобразующего мир начала, это сочетание критического пафоса изображения действительности с глубокой верой в человека и его будущее. Социалистический реализм как художественный метод был во многом нормативен (выбор темы, героев, принципов изображения), но эти "ограничения" были обусловлены задачей создания образа героя времени - труженика, творца, созидателя (творчество А.Серафимовича, Ф.Гладкова, ЛЛеонова, В.Катае­ва, М.Шагинян и др.).

    К 20-м годам в русской литературе складывается тенденция к эпичес­кому осмыслению действительности . Искусство ставит перед собой зада­чу отразить судьбу отдельной личности в стремительном движении вре­мени. Так рождаются лиро-эпические поэмы В.Маяковского и С.Есени­на, Э.Багрицкого и Б.Пастернака. В прозаических жанрах возникает но­вая видовая форма романа, опирающаяся на документ и использующая ху­дожественный вымысел (Д.Фурманов "Чапаев"). Другим типом романа становится произведение, в котором исследуется психология массы, коллектива (А.Фадеев "Разгром"); в новых исторических условиях развивается жанр социально-психологического романа (М.Булгаков "Белая гвардия"). В 20-е годы складываются подходы к созданию крупной эпической формы - романа-эпопеи ("Тихий Дон", "Жизнь Клима Самгина", " Хождение по мукам"), окончательное становление которой произойдет в 40-e годы.

    Вторая половина 20-х - начало 30-х годов отмечена развитием сатирических традиций в прозе, поэзии и драматургии. В эти годы все отчетливее начинают проявляться отрицательные стороны нового общественного строя, формирующегося в Советской России. В рассказах М.Зощенко, повестях Булгакова, романах И.Илъфа и Е.Петрова, пьесах В.Маяковского, рассказах Толстого резкой критике подвергается рожденный революцией новый социально-психологический тип бюрократа, мещанина, приспособленца, выявляются объективные социально-исторические корни формирования психологии данного типа. Сатира советской эпохи наследует традиции Гоголя и Щедрина в художественном изображении чуждых гуманизму общественных явлений: широко используются элементы фантастики, иронии, гротеска наряду с пафосом утверждения, органически формирующим новый тип художественного мышления.

    Эпическое начало, мощно заявившее о себе в конце 20-х годов, завершится созданием эпопейного жанра , взявшего на себя задачу осмысления исторических путей становления русской нации на новом этапе ее судьбы. Всем ходом развития русской литературы, и прежде всего опытом национально-исторической эпопеи Л.Толстого, подготовлено рождение романа "Петр Первый" А.Толстого. Проблемы "государство и народ", "человек и история", интеллигенция и революция" отразились в этом историко-документальном по типу повествования психологическом полотне. Исследованию одной из важнейших нравственно-философских и исторических проблем - проблеме судеб народных масс в революции - посвящен роман-эпопея "Жизнь Клима Самгина" М.Горького, "Хождение по мукам" А.Толстого - эпос о потерянной и возвращенной родине, а "Тихий Дон" М.Шолохова - эпопея-трагедия русского народа.

    Литература 40-50-х годов отразила один из сложнейших этапов в судьбе России. Это была литература, воспевшая подвиг советского народа , его реальную силу и нравственную стойкость в схватке с врагом.

    В 40-е годы лирическая поэзия определяет своеобразие литературного процесса. Одические и элегические жанры, различные формы песни, опирается на традиции русского фольклора (в поэзии А.Твардовского, А.Суркова, А.Ахматовой, Б.Пастернака, В.Инбер), отражали мир чувств и дум народа в годы великих испытаний.

    Особую роль в литературе 40-х годов сыграли документально-публицистические жанры (очерки и повести А.Толстого, М.Шолохова, А.Платонова, определившие во многом становление повествовательных жанров о войне, созданных уже в 50-е годы ("Судьба человека" М.Шолохова). Новое поколение литераторов (Ю.Бондарев, В.Быков, Г.Бакланов), прошедшее войну, продолжало традицию изображения человека на войне, расширив и углу­бив нравственную и философскую проблематику очерков и повестей воен­ных лет.

    Нравственные конфликты, ушедшие на второй план в годы войны, вновь заявили о себе в 60-е годы. Советская литература обращается к исследова­нию психологии человека, прошедшего испытание войной ("Две зимы и три лета" Ф.Абрамова); появляется жанр "лирической прозы" в творчестве В.Солоухина, О.Берггольц. Развитие жанра "лирической прозы" происходит в дальнейшем творчестве В.Астафьева, Е.Носова.

    Глубоким анализом нравственных процессов в жизни общества и отдельного человека, вызванных к жизни эпохой тоталитарного господства коммунистической идеологии процессов, разрушающих личность, деформирующих ее, отмечены произведения, созданные в 50-60-е годы, - это роман Б.Пастернака "Доктор Живаго", романы-исследования А.Солженицына, поэмы А.Ахматовой "Реквием", А.Твардовского "По праву памяти".

    Евгений Замятин говорил, что писателю необходима духовная свобода. В противном случае «у русской литературы останется толь­ко одно: ее прошлое».

    Если всмотреться в глубинные токи литературной жизни, то нельзя не заметить, что ее движение в наши дни все меньше определяется уз­коидеологическими и политическими задачами. Возникает литерату­ра, уже не претендующая на учительскую роль. Она подчеркнуто скеп­тически, вплоть до презрительного пародирования, до «чернухи» и де­монстративного политического «нигилизма», относится к идеологичес­ким моделям.

    И в то же время она потрясенно останавливается перед словно бы заново раскрывшейся глубиной и напряженностью экзистенциальных проблем. Человек в ней погружается в неотвратимые вопросы о смысле его личной жизни, о ценностях мира, в котором ему приходится жить, - вопросы, страшно запущенные или решенные в предшествующей ли­тературе не в пользу духовного выживания человека, его «самостоянья».

    Это направление в литературе связано, например, с драматургией А. Вампилова, прозой В. Маканина, А. Битова, С. Каледина, с книгой «Москва - Петушки» В. Ерофеева, прозой и пьесами Л. Петрушевской и т. д.

    Появление этой, условно говоря, «экзистенциальной» литературы (от лат. existentia - существование), разумеется, не перечеркивает большой традиции, которая всегда существовала.

    Заслуги большой литературы и в советские времена неоспоримы. Даже в наиболее неблагоприятные для нее годы без особой надежды на появление в свет (а поэтому и вне конъюнктурной «идеологии») сидел над рукописями Андрей Платонов, писала «Поэму без героя» Анна Ахматова, создавали свои романы Б. Пастернак и В. Гроссман. Совер­шенно вопреки рекомендованным образцам начиналась «военная» и «деревенская» проза, пришли в литературу А. Солженицын, В.Астафь­ев, Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Шаламов, В. Шукшин...

    Но следует сказать и то, что одной традицией, даже самой ценной, не исчерпывается живая литература.

    Сегодняшняя новая литература углубляется одновременно в «быт», в поток повседневной жизни, в «молекулярный» анализ текущего и, ка­залось бы, преходящего. И погружается - в глубь души, в смутные про­странства сознания современного человека, оказавшегося перед неразрешенностью главных смыслов своего существования. Сегодня в «быто­вого», обычного человека перемещается новая, еще неведомая ему ду­ховная активность. Показать пути ее воплощения в новых судьбах, не похожих на все, что было пережито русским человеком на протяжении последнего столетия, - вот поле, на которое вступила новая литература.

    Иным становится отношение к книге. Может показаться даже, что литература, особенно текущая, умира­ет за невостребованностью. Еще немного - и читать будет почти неко­му. В том числе и великую классику всех времен и народов - интерес к чтению пал в последние годы. А те, кто читает книги, - читает их по привычке и зачастую, увы, псевдолитературу.

    Сегодня, на рубеже XXI века, естественно задать вопрос: а есть ли будущее у русской литературы?

    Вероятно, будут существовать одновременно и параллельно, как это было всегда, две литературы. Одна - «для внутреннего употребления» как иногда, даря свои книги, писал В. Маяковский. Это будет литера­тура вечных вопросов, которые стоят перед каждым человеком.

    И - рядом, но не пересекаясь с этой литературой, - будет суще­ствовать «массовая литература», беллетристика, привлекающая тем, что она снимает с человека духовные перегрузки, освобождает его от труд­ного личного выбора, от собственного решения своих вопросов...