Open
Close

Нравственные искания андрея болконского таблица. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского по роману Л.Н

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», - подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра!

Думал он. - Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, - даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Он стремится к известности, к славе: «… хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя:
«Тит, а Тит?»
- Ну, - отвечал старик.
- Тит, ступай молотить, - говорил шутник.
- Тьфу, ну те к черту, - раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

И когда он вернулся родовое имение, успев застать жену в последние минуты жизни, «… в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Рождение сына, смерть жены, все события, произошедшие с князем Андреем на войне, перевернули его отношение к жизни. Болконский даже принял решение никогда более не служить в армии, главным для него теперь становится забота о маленьком сыне, который нуждается в нем. «Да, это одно что осталось мне теперь» – думает князь.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Тест по произведению

I. Князь Андрей Болконский в свете





2) Болконский не удовлетворен семейной жизнью (“Но если хочешь знать правду…(сестре кн. Марье) хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…”).



3) Дружба с Пьером Безуховым (“Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света”).



4) Мечты о воинской славе, о своём Тулоне.



II. Война 1805 года в судьбе кн. Андрея:

1) Изменившееся настроение и мироощущение кн. Андрея (“…много изменился за это время… он имел вид человека… занятого делом приятным и интересным”).

2) Шенграбенское сражение. Кн. Андрей мечтает о славе: “… ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!”. Первые сомнения в том, что воинская слава – это именно то, чему следует служить: истинные герои остаются в тени.

3) Аустерлицкое сражение:


а) мечты о славе накануне сражения: “Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими”;


б) подвиг Болконского;


в) небо Аустерлица – крах прежних мечтаний Болконского: прежние стремления к славе, к любви людской суетны и потому ничтожны. Что-то другое должен искать человек в жизни. Но что?


III. Помещик – мизантроп князь Андрей Болконский

1) Жизнь в Богучарово (мир Болконского после смерти жены и рождения сына сузился. Стоя у кроватки сына, он думает: “Это одно, что осталось мне теперь”).

2) Приезд Пьера Безухова и разговор с ним на пароме – перелом в настроении и мироощущении князя Андрея: “Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой…, с которой началась его новая жизнь”.

3) “Новая жизнь” кн. Андрея после встречи с Пьером (успешные попытки облегчить положение своих крестьян).


IV. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней – окончательное возрождение кн. Андрея к жизни

1) Первая встреча с Наташей в Отрадном (две встречи с дубом – отражение двух настроений кн. Андрея).

2) Жажда активной деятельности, в комиссии Сперанского: “Нет, в 31 год жизнь не окончилась…”.

3) Встреча с Наташей на большом придворном балу (1810 г.) и впечатление, произведенное Наташей на кн. Андрея (он любил встречать все, что не имело светского отпечатка).


4) Разочарование в Сперанском и службе: под влиянием любви к Наташе меняется мироощущение Болконского.

5) Весь смысл, вся жизнь для кн. Андрея – в любви к Наташе (“Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где её нет, там все уныние и пустота”).

6) Отсрочка свадьбы (по требованию старого князя Болконского) и отъезд кн. Андрея за границу. Ошибка кн. Андрея: много думал о своей любви и мало о том – что чувствует Наташа.

7) Окончательный разрыв с Наташей. (“Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что могу простить. Я не могу…”).

8) Князь Андрей ищет личной встречи с Анатолем, потому что, “не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов со своей стороны компрометирующим графиню Ростову”. Даже оскорбленный, даже униженный, князь Андрей не может унизить женщину.


V. Война 1812 года в судьбе князя Андрея Болконского.

1) Поездка Болконского в поисках Анатоля Курагина, в Петербург и в Турецкую армию. Переход его в Западную армию к Барклаю де Толли.

2) Поездка в Лысые Горы к отцу, ссора с ним и отъезд на войну.

3) Решение князя Андрея служить не при особе государя, а в армии (“Навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения остаться в армии”).

4) Андрей Болконский накануне Бородинской битвы; свидание с Пьером и разговор с ним о войне, о назначении Кутузова главнокомандующим. Кровная связь Болконского с простым народом, с солдатами (“Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли НАШ КНЯЗЬ, им гордились, его любили”).


5) На перевязочном пункте. Встреча с Анатолем Курагиным: нет прежней ненависти, “восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце”. Что это? Или, как думает он сам, ему открылась та терпеливая любовь к людям, которой учила его сестра!


6) Раненый кн. Андрей в обозе Ростовых. Душевное состояние князя, его примирение с Наташей. Последняя нравственная борьба между жизнью и смертью. (“Та восторженная любовь к людям, которую он понял после ранения, сменилась равнодушием к ним: всех любить… значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнью”).

Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого "Война и мир", то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры так или иначе крутятся вокруг личности Наполеона Бонапарта. Причем члены кружка говорят о Наполеоне так, будто он является частым посетителем салона Анны Павловны Шерер: рассказывают о нем различные забавные истории и представляют его как хорошо знакомого, даже близкого, человека. У Андрея Болконского совершенно иное восприятие личности Наполеона, поэтому салонные разговоры его безумно раздражают. Для него Наполеон - исключительная личность. Князь Андрей боится его гения, который может "оказаться сильнее всей храбрости русских войск", и вместе с тем страшится "позора для своего героя". Всем своим существом Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с победоносной карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что "вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе".

Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: "Да, я ничего, ничего не знал до сих пор". И когда к нему подходит Наполеон - сам Наполеон Бонапарт, его недавний кумир, - который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: "Вот прекрасная смерть!", для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты.

Преодоление "наполеоновского" идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда человек утрачивает старые идеалы и не обретает "при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Он пугает Пьера Безухова своими мрачными мыслями, вызванными именно отсутствием этого смысла. Князь Андрей больше не хочет служить в армии: "После Аустерлица!.. Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду". Он не одобряет идеи Пьера об освобождении крестьян, считая, что им это не пойдет на пользу.

Перестав жить ради славы, князь Андрей пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смятением. Настроение князя Андрея остро ощущается в тот момент, когда по пути в Отрадное он видит огромный старый дуб. Дуб этот "не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца". Болконский как бы старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: "Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!" Этот момент как будто является наивысшей, критической точкой душевных терзаний князя Андрея. Но судьба снова преподносит ему сюрприз - маленький эпизод, который в корне меняет всю его жизнь. Это - первая встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Даже не столько встреча, сколько просто подслушанный разговор ее с подругой, легкое прикосновение к ее внутреннему миру. Это способствовало тому, что "в душе его вдруг поднялась... неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни". Возвращаясь на следующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб, который накануне произвел на него такое мрачное впечатление. Болконский не сразу узнал его: "Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца". В тот момент князь Андрей понял, что жизнь не кончена, и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. У него возникла острая потребность в том, чтобы принять деятельное участие в жизни. Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Сперанского. Он познакомился со Сперанским в тот момент, когда слава последнего достигла апогея. Это был своего рода "двойник" Наполеона - не только по силе оказываемого впечатления, но даже по внешности и чертам характера. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира, несмотря на все восхищение, которое вызывал у него Сперанский. Таким образом, князь Андрей окончательно преодолел влияние личности Наполеона.

Когда началась война 1812 года, Болконский как будто забыл о том, что не желает больше служить в русской армии.

Он отправился на войну на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего народа. В нем не осталось и тени прежнего высокомерия, он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его "наш князь". После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном из раненых Анатоля Курагина. В сюжете романа их встреча не менее важна, чем встреча Болконского с Наполеоном на Аустерлицком поле, так как это звенья одной цепи - духовного обновления героя, постигающего смысл жизни. В походном госпитале Анатолю режут раздробленную ногу, а Болконского в это время терзает не столько физическая, сколько духовная рана. Контраст, возникающий из сопоставления телесного и духовного, очень точно характеризует и Анатоля, и князя Андрея. Анатоль, по сути дела, уже мертв как человек, а Болконский сохранил духовность. Он погрузился в воспоминания "из мира детского, чистого и любовного". В этот момент в его сознании соединились переживания ребенка и умирающего человека. И в таком соединении Болконский ощутил идеальное состояние души. Это было мгновение. Но в это мгновение напряжением физических и духовных сил герой собрал воедино все лучшие качества своей натуры. Он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он, пожалуй, впервые ощутил в себе с необыкновенной ясностью силу "естественной" жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее этим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Умирающий Болконский демонстрирует победу в нем естественного начала. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход "туда" так же естествен, как приход человека из небытия в мир. Следом за сценой в госпитале следует описание итогов Бородинской битвы. Торжество духа князя Болконского и торжество духа русского народа перекликаются друг с другом. "Мысль народная" таким образом органично воплощается и в образе князя Андрея. Пьер не случайно сравнивает Болконского с Платоном Каратаевым. Перед смертью князь Андрей приходит именно к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князю Андрею это понимание жизни и смерти не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли. Однако Толстому ближе те герои, для которых эта философия естественна, то есть она живет в них сама по себе и они даже не задумываются об этом. Такова, например, Наташа, живущая по принципу: "Живешь и живи".

Внутреннее единение Болконского и Каратаева подчеркнуто характерным совпадением отношений окружающих к смерти того и другого. Пьер воспринял смерть Каратаева как должное, естественное событие, и точно так же Наташа и княжна Марья отнеслись к смерти князя Андрея. Аристократ, дворянин, князь Болконский уходил из жизни точно так же, как мужик Платон Каратаев. Это была огромная нравственная победа князя Андрея, ибо он объективно, по Толстому, приблизился к вере, носителями которой были Платон Каратаев и тысячи, миллионы русских людей. Пьер Безухов сравнивает Болконского и Каратаева как двух одинаково любимых им людей, которые "оба жили и оба умерли". Это рассуждение для Пьера исполнено глубокого смысла. Болконский и Каратаев - дети великой матери-природы. Их жизнь и смерть - закономерное звено природы, которая дала им жизнь и в лоно которой они, как и тысячи им подобных, должны были вернуться. что совершенно недоступно Николаю, хотя тот старше и опытнее: "За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безуховым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен". Объяснить, логически доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. И сердце всегда ей подсказывает верно. Интересно, что Наташг, в отличие от Сони, вовсе не стремится принести себя ксму-то в жертву, она даже не ставит перед собой цели помогать людям, делать их счастливыми.

Она просто живет и своей чуткостью, пониманием так или иначе помогает всем, кто ее окружает. Наташа дарит людям тепло своей души, заражает той неуемной жаждой жизни, которая переполняет ее саму. Примеров тому очень много. Когда Николай вернулся домой после проигрыша в карты, Наташа "мгновенно заметила состояние своего брата... но ей самой было так весело в ту минуту... что она... нарочно обманула себя" и продолжала петь. И все-таки, сама того не зная, Наташа пела для брата и этим помогала ему. Слушая ее пение, Николай понял: "Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все это вздор... а вот оно настоящее..."

Князь Андрей ехал к графу Ростову в Отрадное "невеселым и озабоченным", думая о том, что любовь и счастье - это "глупый, бессмысленный обман". Сама мысль о возрождении к новой жизни, любви, деятельности была неприятна ему. Однако когда он увидел "странно-тоненькую", черноглазую девушку, с веселым смехом бегущую прочь от его коляски, его задело то, что эта девушка "не знала и знать не хотела про его существование".

Ночной разговор Наташи с Соней, случайно подслушанный князем Андреем, так подействовал на него, что "в душе его вдруг поднялась неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни". Только Наташа могла вызывать у людей такие чувства, только она могла заставить их мечтать "улететь в небо", как мечтала она сама.

Княжна Марья - другая. Выросшая в деревне, воспитанная суровым, а подчас и жестоким отцом, она не знала тех радостей жизни, которыми сполна наслаждалась Наташа. Для старого князя Болконского существовало "только две добродетели: деятельность и ум". Главным условием деятельности он считал порядок, и этот "порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности". У княжны Марьи не было матери, к которой она могла бы прибежать ночью поболтать и поцеловать "в душку", как это делала Наташа. Был отец, которого она, конечно, любила, но так боялась, что даже "красные пятна переливались по ее лицу". Когда читаешь о том, как она занимается с отцом математикой, сердце наполняется такой жалостью к этой девушке, что так и хочется защитить ее от самодура-отца. Становится понятно, почему "у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала... и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу". Она переписывается с Жюли Карагиной, искренне веря в то, что это - ее друг. Ничего удивительного нет в том, что умная, тонкая княжна Марья верит в дружбу фальшивой и недалекой Жюли. Ведь у нее больше нет друзей, и отчасти она придумала себе подругу. Их письма похожи только на первый взгляд, но они как день и ночь: искусственные и надуманные страдания Жюли не имеют ничего общего с совершенно искренними, светлыми и чистыми мыслями княжны Марьи. Лишенная всякой радости, одинокая, запертая в деревне с глупой француженкой и деспотичным, хотя и любящим отцом, княжна Марья старается утешить бедную, страдающую Жюли. Сама же она находит утешение только в религии. Вера княжны Марьи вызывает уважение, потому что для нее это - прежде всего требовательность к себе. Она готова простить слабости всем, но только не себе. Толстой любит княжну и, видимо, потому беспощаден к ней. Он проводит ее через многие испытания, как будто для того, чтобы проверить, выдержит ли она, не потеряет ли своей искренности и душевной чистоты. Но княжна Марья, которая кажется такой слабой и беззащитной, на самом деле настолько сильна духом, что выдерживает все тяготы, ниспосланные ей судьбой.

мая 07 2016

Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на . Одним из примеров является абсолютное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры так или иначе крутятся вокруг личностр Наполеона Бонапарта.

Причем члены кружка говорят о Наполеоне так, будто он является частым посетителем салона Анны Павловны Шерер: рассказывают о нем различные забавные истории и представляют его как хорошо знакомого, даже близкого, человека. У Андрея Болконского совершенно иное восприятие личности Наполеона, поэтому салонные разговоры его безумно раздражают. Для него Наполеон - исключительная . Князь Андрей боится его гения, который может “оказаться сильнее всей храбрости русских войск”, и вместе с тем страшится “позора для своего героя”.

Всем своим существом Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с победоносной карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находится в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что “вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе”. Однако судьба распорядилась по-другому.

Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говорит себе: “Да, я ничего, ничего не знал до сих пор”. И когда к нему подходит Наполеон - сам Наполеон Бонапарт, его недавний кумир, - который, приняв его за убитого, произносит напыщенную фразу: “Вот прекрасная смерть!”, для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эти минуты.

Преодоление “наполеоновского” идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда утрачивает старые идеалы и не обретает “при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Нравственные искания Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») . Литературные сочинения!

Текст сочинения:

Если внимательно проследить за тем, как складывались судьбы главных героев романа Л. Н. Толстого Война и мир, то можно с уверенностью сказать: каждый из них пережил существенную эволюцию своих взглядов на жизнь. Одним из примеров является абсолюҭное изменение мировоззрения князя Андрея Болконского. Впервые мы встречаем его на приеме у Анны Павловны Шерер. Там все разговоры так или иначе круҭятся вокруг личностр Наполеона Бонапарта. Причем члены кружка говорят о Наполеоне так, будто он является частым посетителем салона Анны Павловны Шерер: рассказываюҭ о нем различные забавные истории и представляюҭ его как хорошо знакомого, даже близкого, человека. У Андрея Болконского совершенно иное восприятие личности Наполеона, лирикому салонные разговоры его безумно раздражаюҭ. Для него Наполеон исключительная личность. Князь Андрей боиҭся его гения, который может оказаться сильнее всей храбрости русских войск, и вместе с тем страшиҭся позора для своего героя. Всем своим существом Болконский устремляется в погоню за идеалом, связанным с победоносной карьерой Наполеона. Как только князь Андрей узнает о том, что русская армия находиҭся в бедственном положении, он решает, что именно ему предназначено судьбой ее спасти и что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе. Однако судьба распорядилась по-другому. Она подарила ему возможность увидеть своего кумира, но одновременно показала всю ничтожность его поисков земной славы. Глядя на высокое аустерлицкое небо, раненый князь Андрей говориҭ себе: Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. И когда к нему подходиҭ Наполеон сам Наполеон Бонапарҭ, его недавний кумир, который, приняв его за убитого, произносиҭ напыщенную фразу: Вот прекрасная смерть!, для Болконского эта похвала подобна жужжанию мухи. Наполеон кажется ему маленьким и ничтожным в сравнении с тем, что открылось его сознанию в эҭи минуҭы. Преодоление наполеоновского идеала является одним из этапов эволюции личности Андрея Болконского. Однако когда человек утрачивает старые идеалы и не обретает "при этом новых, в душе у него образуется пустота. Так и у князя Андрея после низвержения с пьедестала Наполеона и отказа от прежних мечтаний о славе начались мучительные поиски смысла жизни. Он пугает Пьера Безухова своими мрачными мыслями, вызванными именно отсуҭствием этого смысла. Князь Андрей больше не хочет служить в армии: После Аустерлица!.. Нет, покорно благодарю, я дал себе слово, что служить в действующей русской армии я не буду. Он не одобряет идеи Пьера об освобождении крестьян, считая, что им это не пойдет на пользу. Перестав жить ради славы, князь Андрей пытается жить для себя. Но подобная философия лишь наполняет его душу смятением. Настроение князя Андрея остро ощущается в тот моменҭ, когда по пуҭи в Отрадное он видиҭ огромный старый дуб. Дуб этот не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. Болконский как бы старается приписать дубу мысли, одолевающие его самого: Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман! Этот моменҭ как будто является наивысшей, криҭической точкой душевных терзаний князя Андрея. Но судьба снова преподносиҭ ему сюрприз маленький эпизод, который в корне меняет всю его жизнь. Это первая встреча с Наташей Ростовой в Отрадном. Даже не столько встреча, сколько просто подслушанный разговор ее с подругой, легкое прикосновение к ее внутреннему миру. Это способствовало тому, что в душе его вдруг поднялась... неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни. Возвращаясь на следующий день домой, князь Андрей снова увидел дуб, который накануне произвел на него такое мрачное впечатление. Болконский не сразу узнал его: Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. В тот моменҭ князь Андрей понял, что жизнь не кончена, и нужно сделать так, чтобы она текла не для него одного, а отражалась на всех. У него возникла острая потребность в том, чтобы принять деятельное участие в жизни. Далее последовало увлечение князя Андрея личностью Сперанского. Он познакомился со Сперанским в тот моменҭ, когда слава последнего достигла апогея. Это был своего рода двойник Наполеона не только по силе оказываемого впечатления, но даже по внешности и чертам характера. Однако воспоминание об Аустерлице не позволило князю Андрею сотворить себе еще одного кумира, несмотря на все восхищение, которое вызывал у него Сперанский. Таким образом, князь Андрей окончательно преодолел влияние личности Наполеона. Когда началась война 1812 года, Болконский как будто забыл о том, что не желает больше служить в русской армии. Он отправился на войну на этот раз не в поисках славы, а с единственным желанием разделить судьбу своего народа. В нем не осталось и тени прежнего высокомерия, он изменил свое отношение к крестьянам, и те платили ему любовью и доверием, называя его наш князь. После Бородинского сражения смертельно раненный князь Андрей попадает в госпиталь и там внезапно узнает в одном из раненых Анатоля Курагина. В сюжете романа их встреча не менее важна, чем встреча Болконского с Наполеоном на Аустерлицком поле, так как это звенья одной цепи духовного обновления героя, постигающего смысл жизни. В походном госпитале Ана-толю режуҭ раздробленную ногу, а Болконского в это время терзает не столько физическая, сколько духовная рана. Контраст, возникающий из сопоставления телесного и духовного, очень точно характеризует и Анатоля, и князя Андрея. Анатоль, по суҭи дела, уже мерҭв как человек, а Болконский сохранил духовность. Он погрузился в воспоминания из мира детского, чистого и любовного. В этот моменҭ в его сознании соединились переживания ребенка и умирающего человека. И в таком соединении Болконский ощуҭил идеальное состояние души. Это было мгновение. Но в это мгновение напряжением физических и духовных сил герой собрал воедино все лучшие качества своей натуры. Он вспомнил Наташу на балу 1810 года, так как именно в то время он, пожалуй, впервые ощуҭил в себе с необыкновенной ясностью силу естественной жизни. И теперь любовь к Наташе заставила его окрасить все окружающее эҭим живым чувством и простить Анатоля Курагина. Умирающий Болконский демонстрирует победу в нем естественного начала. Смерть для князя Андрея в его новом состоянии лишена ужаса и трагизма, так как переход ҭуда так же естествен, как приход человека из небыҭия в мир. Следом за сценой в госпитале следует описание итогов Бородинской биҭвы. Торжество духа князя Болконского и торжество духа русского народа перекликаюҭся друг с другом. Мысль народная таким образом органично воплощается и в образе князя Андрея. Пьер не случайно сравнивает Болконского с Платоном Каратаевым. Перед смертью князь Андрей приходиҭ именно к каратаевскому мировоззрению. Разница заключается лишь в том, что князюАндрею это понимание жизни и смерҭи не было дано от природы, а стало результатом напряженной работы мысли. Однако Толстому ближе те герои, для которых эта философия естественна, то есть она живет в них сама по себе и они даже не задумываюҭся об этом. Такова, например, Наташа, живущая по принципу: Живешь и живи. Внутреннее единение Болконского и Каратаева подчеркнуто характерным совпадением отношений окружающих к смерҭи того и другого. Пьер воспринял смерть Каратаева как должное, естественное собыҭие, и точно так же Наташа и княжна Марья отнеслись к смерҭи князя Андрея. Аристократ, дворянин, князь Болконский уходил из жизни точно так же, как мужик Платон Каратаев. Это была огромная нравственная победа князя Андрея, ибо он объективно, по Толстому, приблизился к вере, носителями которой были Платон Каратаев и ҭысячи, миллионы русских людей. Пьер Безухов сравнивает Болконского и Каратаева как двух одинаково любимых им людей, которые оба жили и оба умерли. Это рассуждение для Пьера исполнено глубокого смысла. Болконский и Каратаев дети великой матери-природы. Их жизнь и смерть закономерное звено природы, которая дала им жизнь и в лоно которой они, как и ҭысячи им подобных, должны были вернуться. что совершенно недоступно Николаю, хотя тот старше и опыҭнее: За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек, что в дуэли с Безухо-вым Пьер был прав, а Долохов виноват, что он неприятен и неестествен. Объяснить, логически доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. И сердце всегда ей подсказывает верно. Интересно, что Наташг, в отличие от Сони, вовсе не стремиҭся принести себя ксму-то в жерҭву, она даже не ставиҭ перед собой цели помогать людям, делать их счастливыми. Она просто живет и своей чуҭкостью, пониманием так или иначе помогает всем, кто ее окружает. Наташа дариҭ людям тепло своей души, заражает той неуемной жаждой жизни, которая переполняет ее саму. Примеров тому очень много. Когда Николай вернулся домой после проигрыша в карҭы, Наташа мгновенно заметила состояние своего брата... но ей самой было так весело в ҭу минуҭу... что она... нарочно обманула себя и продолжала петь.
И все-таки, сама того не зная, Наташа пела для брата и эҭим помогала ему. Слушая ее пение, Николай понял: Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь все это вздор... а вот оно настоящее... Князь Андрей ехал к графу Ростову в Отрадное невеселым и озабоченным, думая о том, что любовь и счастье это глупый, бессмысленный обман. Сама мысль о возрождении к новой жизни, любви, деятельности была неприятна ему. Однако когда он увидел странно-тоненькую, черноглазую девушку, с веселым смехом бегущую прочь от его коляски, его задело то, что эта девушка не знала и знать не хотела про его существование. Ночной разговор Наташи с Соней, случайно подслушанный князем Андреем, так подействовал на него, что в душе его вдруг поднялась неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни. Только Наташа могла вызывать у людей такие чувства, только она могла заставить их мечтать улететь в небо, как мечтала она сама. Княжна Марья другая. Выросшая в деревне, воспитанная суровым, а подчас и жестоким отцом, она не знала тех радостей жизни, которыми сполна наслаждалась Наташа. Для старого князя Болконского существовало только две добродетели: деятельность и ум. Главным условием деятельности он считал порядок, и этот порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. У княжны Марьи не было матери, к которой она могла бы прибежать ночью поболтать и поцеловать в душку, как это делала Наташа. Был отец, которого она, конечно, любила, но так боялась, что даже красные пятна переливались по ее лицу. Когда читаешь о том, как она занимается с отцом математикой, сердце наполняется такой жалостью к этой девушке, что так и хочется защиҭить ее от самодура-отца. Становиҭся понятно, почему у княжны муҭилось в глазах, она ничего не видела, не слышала... и только думала о том, как бы ей уйҭи поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу. Она переписывается с Жюли Карагиной, искренне веря в то, что это ее друг. Ничего удивительного нет в том, что умная, тонкая княжна Марья вериҭ в дружбу фальшивой и недалекой Жюли. Ведь у нее больше нет друзей, и отчасти она придумала себе подругу. Их письма похожи только на первый взгляд, но они как день и ночь: искусственные и надуманные страдания Жюли не имеюҭ ничего общего с совершенно искренними, светлыми и чистыми мыслями княжны Марьи. Лишенная всякой радости, одинокая, запертая в деревне с глупой француженкой и деспотичным, хотя и любящим отцом, княжна Марья старается утешить бедную, страдающую Жюли. Сама же она находиҭ утешение только в религии. Вера княжны Марьи вызывает уважение, потому что для нее это прежде всего требовательность к себе. Она готова простить слабости всем, но только не себе. Толстой любиҭ княжну и, видимо, потому беспощаден к ней. Он проводиҭ ее через многие испытания, как будто для того, чтобы проверить, выдержиҭ ли она, не потеряет ли своей искренности и душевной чистоты. Но княжна Марья, которая кажется такой слабой и беззащиҭной, на самом деле настолько сильна духом, что выдерживает все ҭяготы, ниспосланные ей судьбой.

Права на сочинение "Нравственные искания Андрея Болконского (по роману Л. Н. Толстого Война и мир)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на