Open
Close

"Образ Чичикова. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

Чичиков герой «Новой формации»

В поэме “Мертвые души” Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, - это главный герой поэмы, Чичиков. Подобно “лишним людям”, Онегину и Печорину, он не похож на толпу, но не исключительностью натуры и не стремлением преобразить мир, а своей активностью, деятельностью и предприимчивостью.

Что же за человек Чичиков? В поэме “Мертвые души” Гоголь показывает, что старая патриархальная дворянская Россия умирает. Неумолимый ход истории порождает людей иной жизненной ориентации, дельцов-предпринимателей.

Раскрывая образ главного героя, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков - единственный, за исключением Плюшкина, персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы поэмы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье, чья усадьба перестала быть источником доходов. Отец Чичикова оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, - беречь и копить копейку. В завещании отец ничего не сказал о чести, долге и достоинстве. В отличие от Гринева, Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели.

Вот почему Павлуша пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Но благополучие свое он строит за счет других людей: оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне - орудия Чичикова. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдание.

Гоголь, тщательно анализирующий не только поступки, но и мысли героя, с грустной иронией говорит, что в его “рассуждениях была некоторая сторона справедливости”. Чичиков по-своему способен к сочувствию, по-своему переживает, что в мире торжествует глупость и несправедливость. Герой знает, что такое жалость и сострадание, более того, он “чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме”. Итак, основу комизма и одновременно трагизма этого образа составляет то, что смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Это еще не плюшкинская мания обогащения ради обогащения. Для Чичикова деньги - средство, а не цель. Он хочет благополучия, достойной жизни для себя и своих детей, но в этом-то и ловушка: человек, лишенный нравственной основы, обманывает себя, считая деньги средством.

От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает и сила характера. Поставив себе цель, он проявляет для ее достижения громадную энергию, упорство и невероятную изобретательность. Автор говорит о нем: “Надобно отдать справедливость непреодолимой силе его характера. После всего того, чтобы достаточно было если не убить, то охладить и усмирить навсегда человека, в нем не потухла непостижимая страсть”. Жаль только, что страсть эта была далеко не самая благородная.

Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, в котором он оказывается. Даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: “не красавец, но и не дурной наружности”, “не слишком толст, не слишком тонок”, “человек средних лет” - все в нем неопределенно, ничто не выделяется. Чичикову не откажешь в знании людей. Он постиг “великую тайну нравиться”, с каждым из персонажей он говорит на его языке, на близкие собеседнику темы. Более того, именно Чичиков - единственный персонаж, способный на проявление движений души. “Видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов”, - говорит автор, наблюдая, как его герой останавливается, “будто оглушенный ударом”, перед молоденькой шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете не сомнительные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а “человеческое” движение души послужило причиной краха его затеи. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, искренность, бескорыстие - самые опасные.

Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно замыслу, автор собирался “провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерз-кость к нравственному возрождению”. Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России. Но история второго и третьего томов поэмы известна. Гениальный художник, Гоголь понял невозможность воплощения первоначального замысла. Чичиковы не могут, да и не хотят спасать Россию, их мир неизбежно замкнется на идее накопительства.

Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в поэме “Мертвые души” впервые в русской литературе был выведен тип людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период зарождения капитализма, тип дельца-предпринимателя, человека “новой формации”.

Тема: «Чичиков - новый «герой» эпохи».

Цель: учить строить рассуждение на основе текста от анализа предложенного фрагмента; развивать навыки структурирования развёрнутого ответа на предложенный вопрос с учётом учебной задачи, умение использовать в качестве аргументационной базы литературный текст и литературно-критический материал, делать анализ и самоанализ выполненной работы, умение находить ошибки и совершенствовать выполненную работу; воспитывать чувство порядочности и внимательного отношения к окружающим людям, целеустремлённость.

Тексты для работы на уроке русского языка (контрольный тест по программе 9 класса).

1 вариант

1) Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. 2) Приобретение - вина всего. 3) Из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых. 4) Правда, в таком характере есть уже что-то отталкивающее. 5) Но мудр тот, кто не гнушается никакими характерами, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. 6) Быстро всё превращается в человеке. 7) И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рождённом на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое. 8) Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его. 9) И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью небес. (Н.В.Гоголь «Мёртвые души» 11 глава).

1 вариант

1. Из предложения 7-8 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 8-9 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой глухого согласного звука.

4. Объяснить постановку тире во 2 предложении.

5. Написать номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным (предложения 1-4)

6. Из предложений 3-6 выписать вводное слово.

7. Выписать номер предложения (из предложений 5-7), содержащего обособленное обстоятельство.

Ключ (1 вариант)

1. разрасталась

2. бесчисленны

3. заключено

6. правда (предложение 4)

8. запятые при однородных членах предложения.

9. 1,2 - сравнительный оборот, 3 - ССП, 4 - ССП, 5,6 - обособленные согласованные определения, выраженные одиночными прилагательными

2 вариант

1) Приём разоблачающей градации - сознательная установка Гоголя. 2) В «Выбранных местах…» он пишет: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

3) В процессе изображения помещиков перед читателями развёртывается и образ главного героя - Чичикова. 4) Помещики и чиновники, обрисованные Гоголем, соревнуются в душевной выхолощенности. 5) Но и тех и других явно превосходит Чичиков - деятельный рыцарь «копейки». 6) Он более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка, дерущая семь шкур со своих крепостных, черствее Собакевича и наглее Ноздрева в средствах обогащения.

7) В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада, цивилизованного подлеца, хозяина жизни.

8) Гоголь, зоркий наблюдатель, верно усмотрел рост в недрах феодально-крепостнического режима буржуазных тенденций, быстро развивающейся. 9) И эти тенденции нашли в нём беспощадного обличителя, который подметил в них страшную, закабаляющую власть денег, связанную с чудовищными спекуляциями, с сознательно мошенническими авантюрами. (А.И.Ревякин «История русской литературы 19 века». М. «Просвещение» 1985)

2 вариант

1. Из предложения 5-6 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 3-4 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой звонкого согласного звука.

3. Из 9 предложения выписать страдательное причастие.

5. Написать номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным (предложения 7-9)

6. Из предложений 4-5 выписать согласованное определение.

7. Выписать номер предложения (из предложений 5-6), содержащего обособленное определение.

8. Объяснить постановку знаков препинания в 7 предложении.

9. Пронумеровать знаки препинания в 8 предложении и объяснить их постановку.

10. Выбрать правильный ответ, в котором дана характеристика 9 предложения:

1) простое осложнённое предложение

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение

4) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Ключ (2 вариант)

1. дерущая

2. развёртывается

3. связанную

4. распространённое приложение, стоящее в конце предложения

6. обрисованные Гоголем (4 предложение)

8. 1,2 - причастный оборот, 3,4,5 - однородные члены

9. 1,2 - распространённое приложение, 3 - причастный оборот

3 вариант

1) Вспомните дорожную шкатулку Чичикова - это же поэма! 2) Это поэма о приобретательстве, выжимании пота во имя миллиона. 3) Там и городская афишка, сорванная с тумбы, и похоронный билет, говорящий его трезвому уму о скоротечности жизни. 4) Та же куча Плюшкина, только не растрёпанная, а приведённая в симметрию, где каждый предмет - к делу. 5) Куча Плюшкина - это кладбище умерших вещей, шкатулка Чичикова - походный чемодан делового человека.

6) Комическое путешествие заканчивается трагически, и трагизм пронизывает заключительные строки «Мёртвых душ» о летящей в неизвестность тройке.

7) Перед этим финалом Чичиков засыпает, успокоенный своим удачным бегством из города, и будто бы во сне видит собственное детство, о котором рассказывает сам автор.

8) Этот-то рассказ о детстве Чичикова и даст потом разгон его тройке, подхватит её как на крыльях и понесёт к неведомому второму тому.

9) В этом отрывке особенно чувствуется контраст - необъятная Русь и «казённый экипаж» - символ бездушной, страшной государственной власти. (Золотусский И. Статья «Чичиков замешен совсем на иных дрожжах» «Литература в школе», №2, 1999).

3 вариант

1. Из предложения 4-5 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 4-5 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой глухого согласного звука.

3. Из 3 предложения выписать страдательное причастие.

4. Объяснить постановку тире в 5 предложении.

5. Написать номер сложносочинённого предложения (предложения 5-6)

6. Из предложений 2-3 выписать однородные члены.

7. Выписать номер предложения (из предложений 1-3), содержащего обособленное определение.

8. Объяснить постановку знаков препинания в 7 предложении.

9. Пронумеровать знаки препинания в 9 предложении и объяснить их постановку.

10. Выбрать правильный ответ, в котором дана характеристика 7 предложения:

1) простое осложнённое предложение

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение

4) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Ключ (3 вариант)

1. умерших

2. растрёпанная

3. сорванная

4. тире между подлежащим и сказуемым, выраженным именами существительными (составное именное сказуемое при пропущенной связке)

6. приобретательстве, выжимании пота; афишка, билет

8. 1,2 - причастный оборот, 2 - однородные сказуемые, 3 - придаточное определительное

9. 1и2 тире - распространённое приложение, 3 запятая - однородные члены

Как проверить работу.

1. Посмотреть, есть ли в работе вступление и ответить на вопрос: «Соответствует ли вступление содержанию основной работы, готовит ли к восприятию основной части работы?» Если нет - перестроить вступление или убрать.

2. Посмотреть, правильно ли истолкован предложенный фрагмент, все ли мысли и понятия, заключенные в нем, проработаны и объяснены.

3. Посмотреть, есть ли в работе рабочий тезис и соответствует ли он толкованию фрагмента.

4. Перечитать аргумент и ответить на вопрос: «Подтверждает ли аргумент рабочий тезис и истолкованный фрагмент?» Если не подтверждает - «обрамить» размышлениями или заменить (аналогичную работу проводим с каждым из аргументов).

5. Посмотреть, есть ли в работе заключительная часть, перекликается ли она со вступлением, рабочим тезисом и толкованием фрагмента, является ли она логическим выводом из всего сказанного выше. Если нет - перестроить вывод.

6. Проверить, все ли предложения и части работы связаны между собой по смыслу и грамматически.

7. Проверить ошибки. Если сомневаетесь в правописании слова - проверьте по словарю или замените синонимом. Если не удаётся проанализировать структуру предложения - перестройте его. Устраните речевые и грамматические ошибки («отчеканьте» фразы).

Критерии оценки:

К1. Вступление есть и оно соотносится с истолкованием фрагмента и рабочего тезиса, соответствует содержанию основной части работы, готовит к её восприятию (1 балл).

К2. Предложенный фрагмент истолкован, все мысли и понятия, заключенные в нем, проработаны и объяснены (2 балла).

Фрагмент истолкован, но рассмотрены и объяснены не все понятия (1 балл).

Фрагмент не истолкован (0 баллов).

К3. Рабочий тезис и соответствует толкованию фрагмента (2 балла).

Рабочий тезис есть, но он не соответствует истолкованию фрагмента (1 балл).

Рабочего тезиса нет (0 баллов).

К4. Аргументы подтверждают рабочий тезис и истолкованный фрагмент (учитываются первые три тезиса) (за каждый правильно подобранный аргумент - 3 балла; максимальное количество баллов - 9).

К5. Заключительная часть перекликается со вступлением, рабочим тезисом и толкованием фрагмента, является логическим выводом из всего сказанного выше (3 балла).

Вывод логически завершает основную часть работы, но он не соотносится со вступлением и рабочим тезисом (1 балл)

Вывода нет или он не соотносится с содержанием работы (0 баллов).

К6. Все предложения и части работы связаны между собой по смыслу и грамматически (3 балла).

Есть одна логическая ошибка (2 балла).

Есть две логические ошибки (1 балл).

Допущено более 2 логических ошибок (0 баллов).

Максимальное количество баллов - 20.

Оценки: 15-20 баллов - «5»

11-14 баллов - «4»

9-13 баллов - «3»

0-8 баллов - «2»

Оформление доски.

Обратная сторона (доска закрыта)

Домашнее задание:

1 вариант

Отметить в тексте поэмы наиболее яркие лирические отступления (глава 5 (отступление о метко сказанном русском слове), глава 7 (о двух типах писателей; о бурлаках), глава 11 (о птице-тройке, о дороге, о Руси и её богатырях, о выборе героя). Какую художественную функцию они выполняют?

2 вариант

Подготовить сообщение на тему: «Что означает гоголевский образ дороги?»

Доска в развороте

1 створка

Фрагменты из 11 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1)Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям…добронравный человек всё-таки не взят в герои…пора наконец припрячь и подлеца

2) Кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетельный, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим?

3) Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперяя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин.

Центральная створка

Чичиков - новый герой эпохи?

Сочинение-рассуждение

Структура:

1. Вступительная часть

А)+- Вступление

Б) Работа с фрагментом (истолкование фрагмента)

В)Рабочий тезис, сформулированный на основе истолкования фрагмента

2. Основная часть работы - рассуждение с доказательством или иллюстрацией рабочего тезиса, содержащее не менее 2-3 аргументов (ссылка на текст, цитирование, частичное цитирование, частичный пересказ; ссылка на литературно-критическую оценку произведения), подтверждающее положения, выдвинутые в тезисе.

3. Завершающая работу часть (вывод из всего сказанного выше).

2 створка

Тезис - положение, кратко излагающее какую-либо идею.

Аргумент - довод, доказательство.

Ход урока

1. Запись домашнего задания

2. Определение учебной задачи

Сегодня мы отрабатываем навыки составления сочинения-рассуждения в соответствии с той учебной задачей, которую вам предлагается решить при выполнении задания в части С2 на ГИА. Различие в том, что в качестве аргументационной базы мы будем использовать текс произведения и его литературно-критическую оценку (тексты, предложенные для выполнения контрольной работы на уроке русского языка, учебные пособия, литературно-критические материалы). Таким образом, мы продолжим подготовку к экзамену по русскому языку и отработаем несколько тем сочинения, которое вам будет предложено написать по завершении изучения поэмы «Мёртвые души» и творчества Н.В Гоголя.

В конце урока нам предстоит уточнить формулировку темы урока, записанную на доске.

К сегодняшнему уроку вы написали сочинение на тему: «Кто он, этот Чичиков?», пользуясь листком-консультантом «Как проверить работу» проверили написанную работу, устранили ошибки и оценили свою работу в соответствии с критериями оценки.

3.Работа с написанными учащимися сочинениями. Кто поставил себе оценку «5»? (одна работа берётся учителем для проверки, учащиеся делятся на пары, обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга при помощи листка-консультанта. Все пометки и исправления делаются карандашом. После проверки выставляется вторая оценка. При выставлении оценки учитывается только литературная составляющая в соответствии с предложенными критериями). На выполнение работы - 15 минут.

4. Анализ работы, оценённой учителем (работы учащихся, оценённые одноклассниками сдаются на контроль).

5. Работа с предложенным образцом (работа анализируется без вывода).

Кто он, этот Чичиков?

Так почему же он всё-таки, по определению автора, подлец? Да потому что с одной «страстью» он справиться не мог. Это страсть к приобретению, накопительству, желанию стать хозяином жизни. «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его», - говорит Н.В.Гоголь. Чичиков попал под власть «низкой» страсти и сделался её рабом. А виной тому - условия жизни, время, навязывающие жёсткие и жестокие законы, и Бог ещё знает что! Н.В.Гоголь намекнул на будущее перерождение Чичикова и на тот назидательный урок, который получает в связи с этим его «страсть» - приобретательство. «И, может быть, в сём же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью небес». Но замыслу автора не суждено было сбыться. Чичиков так и остался тем Чичиковым, с которым мы расстаёмся, перелистывая последнюю страницу поэмы - «странным подлецом», у которого есть, однако, чему поучиться.

Литература в целом, литературное произведение и каждый литературный герой в частности - это «учебник жизни». Так какие же уроки мы усваиваем, разгадывая загадку Чичикова? Умеренности аккуратности, умению, если это необходимо, обуздать свои желания, дипломатичности в отношениях с людьми, организованности, упорству и целеустремлённости может научить нас герой. Но самый главный урок, полученный при общении с Чичиковым, - урок порядочности. На примере неблаговидных поступков нашего героя мы убеждаемся в том, что самый большой грех - играть судьбами людей, перешагивать через людей на пути к достижению любой, пусть даже очень «высокой» цели. Нет ничего безнравственнее фразы: «Цель оправдывает средства». Только та цель, которая достигается «нравственными средствами» может быть оправдана и принесёт достигающему её удачу и душевный покой.

6. В работе нет завершающей части. Завершим работу вместе. Так какие же уроки мы усваиваем, разгадывая загадку Чичикова? (беседа с классом, зачитывается вывод)

7. Уточним формулировку темы (слово «герой» целесообразно закавычить и убрать вопросительный знак).

Кто он, этот Чичиков?

Ф.М.Достоевский утверждал, что каждый человек - это загадка, и её следует разгадывать, чтобы оставаться человеком. А Н.В.Гоголь продолжил и развил его мысль: «…мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин». Следуя заветам классиков, попытаемся разгадать загадку Чичикова. Ведь, «разгадывая» другого, мы становимся мудрее, потому что у каждого, пусть даже не очень «добродетельного героя», есть чему поучиться.

А именно таковым видит своего главного героя, Чичикова, автор. В 11 главе поэмы «Мёртвые души», приступая к обстоятельной обрисовке его характера, «доискиваясь» «первоначальных причин» его «качеств нравственных», Н.В.Гоголь предполагает, что «избранный» им «герой» вряд ли может понравиться читателю, однозначно именуя его подлецом. А уже завершая рассказ о нем, призывает нас не быть «строгу» к нему. Создаётся впечатление, что сам автор неоднозначно относится к своему герою, и для него он - загадка.

Так кто же такой Чичиков? Подлец он или человек «добродетельный»? А если подлец, то в чём причина его подлости? Где спрятана загадка Чичикова и как её разгадать?

И. Золотусский говорил о Чичикове так: «…он всё же подлец какой-то странный». Внимательно вчитываясь в строки произведения, мы убеждаемся в этом. Чичиков - натура двойственная. Он, можно сказать, «подлец поневоле», не лишённый положительных качеств.

В том, что Чичиков подлец, сомневаться не приходится. Наставления отца о том, что нужно угождать учителям и начальникам, «водиться» с теми, кто побогаче и может быть полезен, копить копейку, которая «надёжнее всего на свете» и может «всё перешибить» не только «заронились глубоко…в душу» Павлуши, но и получили творческое развитие. Уж в этом деле он преуспел! Павлуша не только «копил копейку», отказывая себе во всём и готовясь к будущей безбедной жизни (это не самый большой грех), но и «перешагивал через людей», двигаясь к намеченной цели (а это уже грех, и того, кто поступает подобным образом иначе как подлецом не назовёшь). Вспомним, как изощрённо он «выкачивал» деньги из одноклассников, как «надул, сильно надул» своего учителя. Следует отметить, что уж его было за что надуть, когда он был «при силе и власти». Но обстоятельства изменились, и как-то подло поступил бывший любимый ученик, отказавшись помочь тому, кто оказался в униженном положении и «с чьей руки он кормился». А случай с «бесчувственным» и «непотрясаемым» повытчиком, под началом которого трудился в поте лица чиновник Чичиков. И к нему «подбился», «привлёк его расположение» и «надул» его наш герой, «надул» самым бесчестным образом, сыграв на его отцовских чувствах. Да не просто «надул», а ещё и «подсидел»! А перешагнув через этот «самый трудный порог», наш герой уже «легче и успешнее» справлялся с разноуровневыми трудностями, возникающими на пути к заветной цели, оттачивая мастерство пройдохи-надувателя. Он «примеривал» различные роли, мастерски перевоплощался, не гнушался никакими средствами, играл людьми, как кошка с мышкой. Ну кто он после этого, как не подлец! Не случайно А.И.Ревякин называет его «ловким хищником», «цивилизованным подлецом», обвиняет в жадности («более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка»), в чёрствости («черствее Собакевича»), в наглости («наглее Ноздрёва в средствах обогащения»), вынося ему безоговорочный обвинительный приговор: Чичиков превосходит всех помещиков «в душевной выхолощенности».

Но так ли чудовищно бессердечен наш герой? Рискнём предположить, что нет. Не случайно И. Золотусский называет его «странным подлецом», Н.Г.Чернышевский утверждает, что Чичиков - «характер самый трудный», а Н.В.Гоголь, будучи гениальным художником и великолепным психологом, просто не мог создать столь однозначный образ да еще сделать его главным героем своего «вершинного» произведения. У Чичикова масса достоинств. Он, в отличие от помещиков и чиновников, необыкновенно деятелен. Его изобретательность не знает границ. Чего только стоит его авантюра с покупкой мёртвых душ и обогащением за счёт косности и недальновидности помещиков, «заторможенности» «государственно-бюрократической машины»! Он аккуратен. Даже выполняя черновую работу, он выгодно отличался от своих сослуживцев, мелких чиновников. Он чувствителен. Вспомним момент его встречи с блондинкой, воплощением чистоты и невинности. Он задумался, позабыл про всё окружающее. А при встрече с уже знакомой блондинкой на балу у губернатора «Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова». И в этой немоте «спряталась» доля истинного переживания. Чичиков тонкий психолог. «Зерно» этого героя - умение приспосабливаться к людям, угадывать их. С Маниловым он любезен, с Коробочкой - настойчив, с Ноздрёвым - напорист, с Собакевичем торгуется так же неотступно, как и Собакевич с ним, Плюшкина покоряет своим «великодушием». Чичиков способен на глубокие размышления. Интересно для постижения характера Чичикова следующее место в произведении. После одной из своих неудач - увольнения с таможни за контрабанду - , Чичиков размышляет: «Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда? Кто же зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру…За что же другие благоденствуют и почему должен я пропасть червём?» И это действительно так: Чичиков хотел обогатиться, «надувая» государство, но он, на данном этапе своей жизни, не совершал бесчестных поступков по отношению к людям. Продолжая свои размышления, Чичиков задаёт себе вопрос: «И что скажут потом мои дети? «Вот», скажут, «отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!» Это тоже характеризует нашего героя с положительной стороны: отцовский урок пошел впрок (отец, по большому счёту, оставил ему только завет, который во многом определил его дальнейшую судьбу: следуя завету бесхозяйственного и безответственного отца, Чичиков превратился в пройдоху и надувателя). А наш герой хочет обеспечить своим детям безбедную жизнь. Да и все размышления, сопровождающие поступки Чичикова - , своего рода попытка уяснить их, дать себе в них отчет. С другими персонажами поэмы этого не происходит. Им свойственно поступать как существам низкой духовной организации, чуть ли не животным. Чичиков не опускает руки, когда его постигают многочисленные неудачи и возвращают на исходную позицию. «Плачем горю не пособишь, надо дело делать», - даёт он себе установку, вновь с чистого листа принимается за дело и опять добивается желаемого. Таким целеустремленности, организованности и упорству можно позавидовать! Следует учесть, что Чичикову приходилось всего в жизни добиваться самому, не рассчитывая па постороннюю помощь, а это очень трудно! Вернёмся к оценке автором нравственных качеств своего героя. Восхищаясь его умением терпеть и ограничивать себя во всем, если это необходимо, автор говорит, что он «самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал на свете». А вот другой фрагмент из произведения, в котором автор положительно оценивает нравственные качества своего героя: «Нельзя, однако ж, сказать, чтобы природа героя нашего была так сурова и черства и чувства его были до того притуплены, чтобы он не знал ни жалости, ни сострадания; он чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме... Но в нем не было привязанности собственно к деньгам для денег; им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками…Чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно всё это, вот для чего береглась копейка, скупо отказываемая и себе и другому». А кто из нас, положа руку на сердце, не мечтает о безбедной и «сладкой» жизни? Вот только далеко не каждый умеет обуздать свои страсти и ограничить себя во всём, а Чичиков умел.

Так почему же он всё-таки, по определению автора, подлец? Да потому что с одной «страстью» он справиться не мог. Это страсть к приобретению, накопительству, желанию стать хозяином жизни. «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его», - говорит Н.В.Гоголь. Чичиков попал под власть «низкой» страсти и сделался её рабом. А виной тому - условия жизни, время, навязывающие жёсткие и жестокие законы, и Бог ещё знает что! Н.В.Гоголь намекнул на будущее перерождение Чичикова и на тот назидательный урок, который получает в связи с этим его «страсть» - приобретательство. «И, может быть, в сём же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью

На уроке литературы мы познакомились с произведением Н.В. Гоголя «Мертвые души». Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин - символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич - неотёсанный человек, маниловщина - погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями.

Главным героем поэмы является Чичиков. Портрет Чичикова отличается от остальных жителей города. Он не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, не стар, но и не молод. Автор относит его к «господам средней руки». Но все же Чичиков любил, чтобы все в его внешности было благородно, т.к. внешность является одним из его главных оружий. Сначала он носил фрак брусничного цвета, но после к концу поэмы меняет его на пиджак европейского стиля. Это можно объяснить тем, что он чувствует изменение своего положения в обществе. Его статус вырос, поэтом выглядеть теперь нужно иначе. Людям с высокими чинами он старался льстить и не позволял грубости в разговоре, а с ровней или же с низшими чинами он вел себя горделиво. Все герои отзывались о нем, как о порядочном человеке, даже «Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны», назвал его «пренеприятным человеком».

Происхождение Чичикова «темно и скромно». Он – дворянин, столбовой или личный – не известно. Детство его прошло в маленьком домике, без товарищей, друзей, с больным отцом. Отец постоянно заставлял учиться сына грамоте, и воспитывал его по принципу «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце». Когда отец отдавал сына в училище, он дал ему наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителями начальникам. Водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете » Чичиков следовал наставлению отца и очень преуспел в этом деле. В результате он вырос эгоистом, жадность которого не имеет границ.
В училище он угождал учителю, как наставлял отец, и закончил учебу с неплохими оценками. Так же Чичиков преуспел в коммерческих делах. Он отказывал себе во всем и продавал товарищам их же угощения, после он проявлял инициативу разными способами и стал зарабатывать на этом неплохие деньги. Копейка стала для него выше всяких человеческих отношений. Когда его бывшие товарищи собирали деньги для помощи учителю, оказавшемуся в беде, Чичиков отговорился неимением и был готов дать лишь пятак серебра. Так началась его политика накопительства.

На службе Чичиков находил подход даже к самому неприступному начальнику. Он тонко чувствует натуру человека и является хорошим артистом. Все это помогает в работе. Так же хотелось бы отметить его терпеливость. Не каждый готов ждать столько, чтобы достичь своей цели, учитывая все взлеты и падения, которые пережил Чичиков. Хотелось бы рассказать о его службе на таможне. В начале он делает вид, что пришел служить с благими намерениями. Начальство повышают его, и тут он принимается за свои истинные цели. Но по неосторожности он привлекает к этому делу своего товарища. После, позволив себе глупость, он умудряется с ним поссориться. И в конце они доносят начальству друг о друге.

  • Почему, изображая Кутузова в романе «Война и мир», Толстой намеренно избегает героизации образа полководца? - -
  • Почему в финале шестой главы романа «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом? - -
  • Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? - -
  • В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») - -
  • Созидателен или разрушителен в своей основе характер Натальи? (по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон») - -

ЧИЧИКОВ – НОВЫЙ ГЕРОЙ ЭПОХИ

1 вариант

В 1846 году Белинский, известный своей критической проницательностью, заметил, что Чичиков “как приобретатель не меньше, если еще не больше Печорина, – герой нашего времени”. Чичиков может приобретать “мертвые души”, железнодорожные акции, он может собирать пожертвования для благотворительных учреждений. Безразлично, какого рода деятельностью он занимается.

Бесспорным является одно: Чичиков – бессмертный тип. С ним можно встретиться везде, он принадлежит всем странам и всем временам: он только принимает различные формы, сообразно условиям места и времени.

Действие в поэме “Мертвые души” начинается со знакомства читателя с главным героем. Кто он? Ни то ни се, золотая середина: “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод”. С чего начинает свое пребывание в новом городе почтенный коллежский советник Павел Иванович Чичиков? С визитов: к губернатору, вице-губернатору, прокурору, полицеймейстеру, откупщику, начальнику над казенными фабриками и т. д. Ведя себя, как вполне благонамеренный человек, Чичиков “в разговорах с сими властителями… очень искусно умел польстить каждому”: губернатора похвалил за “бархатные дороги” его губернии, полицеймейстеру “сказал что-то очень лестное насчет городских будочников”, вице-губернатора и председателя палаты дважды ошибочно назвал “ваше превосходительство”.

Губернаторше он сделал комплимент, “весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком большой и не слишком малый”, а себя называл “незначащим червем мира сего”, сетуя, что много испытал на своем веку, “претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его”.

Характерной чертой Чичикова является умение поддержать разговор: “Шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, и здесь он сообщал очень дельные замечания… Но замечательно, что он все это умел облекать какою-то степенностью, умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует”. Как видим, маску пошлости и мнимой благопристойности Чичиков научился носить мастерски, истинное же содержание его помыслов и действий скрыто под этой личиной-маской вполне порядочного, благопристойного господина. В первой главе автор лишь косвенно, иносказательно выражает свое отношение к герою и его поступкам. Да и сам герой в рассуждениях о мире толстых и тонких дает некоторый намек на свое истинное видение окружающего мира: “Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда”. Чичиков отнесен автором к миру толстых, которые надежно и крепко сидят на своих местах. Таким образом, подтверждая видимость Чичикова, кем он кажется, автор начинает подготовку изобличения его, “раскрытия” правды о нем.

Первый успех (сделка с Маниловым) укрепляет уверенность Чичикова в легкости и безопасности осуществляемой им аферы. Окрыленный этим успехом, герой торопится заключить новые сделки. По дороге к Собакевичу Чичиков встречается с Коробочкой, которая показала Чичикову, что его предприятие требует не только настойчивости, но и тонкости, а главное, осторожности. Урок, однако, не пошел ему впрок. Чичиков спешит к Собакевичу, но встречает Ноздрева и отправляется к нему. Среди свойств Ноздрева едва ли не главным является “страстишка нагадить ближнему своему, иногда вовсе без всякой причины”. И Чичиков невольно попадается на эту удочку: в конце концов, он раскрывает истинную цель приобретения “мертвых душ”. В этом обнаруживается слабость и легкомыслие героя. Конечно же, впоследствии Чичиков бранил себя за то, что поступил неосторожно, заговорив с Ноздревым о столь деликатном деле. Как видим, упорство и целеустремленность в тех случаях, когда заходят слишком далеко, оборачиваются недостатком.

Наконец Чичиков прибывает к Собакевичу, который, будучи изворотливым и настойчивым в преследовании своей выгоды, скорее всего, догадывается, для чего нужны Чичикову “мертвые души”. Он безбожно торгуется, да еще выхваляет мертвых крестьян: “А Еремей Сорокоплехин!

Да этот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ! Это не то, что вам продаст какой-нибудь Плюшкин”.

Предприятие Чичикова завершается сделкой с Плюшкиным, у которого даже деньги выходят из живого оборота, уложенные им “в одном из ящиков, где, верно, им суждено быть погребенными до тех пор, пока… не погребут его самого”. Чичиков на высоте: бумаги все подписаны и в глазах обывателей он превращается в “миллионщика”. Как известно, “миллионщик” – это волшебное слово, которое открывает все дороги и “действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, – словом, на всех действует”.

Однако вскоре триумф Чичикова-“миллионщика” заканчивается ноздревским разоблачением: “А! херсонский помещик, херсонский помещик!.. Что? много наторговал мертвых? Ведь вы не знаете, ваше превосходительство… он торгует мертвыми душами!” В городе начинается переполох и сумятица, так же как и в сознании читателя. Ведь подлинную биографию героя автор приберег для финала поэмы. Чичиков казался порядочным и добродетельным, но под этой личиной крылась иная сущность. Сын полунищего дворянина, он даже лицом не походил ни на отца, ни на мать. “Жизнь при начале, – пишет Гоголь, – взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!” Неожиданно в один прекрасный день отец решил отдать мальчика в городское училище. При расставании не было слез, но было дано важное и умное отцовское наставление: “Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай… угождай учителям и начальникам… А больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете”.

Это наставление одинокий и нелюдимый Павлуша принял всем сердцем и всю свою жизнь руководствовался только им. В классах училища он быстро постиг дух начальства и осознал, в чем должно состоять его поведение. На уроках Чичиков сидел тише воды, ниже травы и в результате, не имея особых способностей и талантов, при выпуске получил “аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение”. По окончании училища Павлуша окунулся в реальность бытия: отец умер, оставив ему в наследство лишь “четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука” и незначительную сумму денег. Примечательно, что в это же время происходит еще одно событие, раскрывающее истинные качества будущего афериста. Учитель, так любивший смирного ученика Чичикова, был уволен из училища и пропадал без куска хлеба в забытой конурке. Бывшие непокорные и заносчивые ученики собрали для него деньги, и только Павлуша ограничился пятаком, сославшись на свою крайнюю бедность. Нет, Чичиков не был скуп, но “ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками: экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды”. Ради этого Чичиков готов был голодать и “жарко” заниматься службою. Вскоре он понял, что честный труд не принесет ему желаемого. В поисках новых возможностей для улучшения своего положения он начинает ухаживать за дочкой своего, начальника, но получив долгожданное повышение, напрочь забывает о своем добродетеле. Взятки, аферы – вот путь, на который вышел Павлуша. Постепенно он добился некоего видимого благополучия, однако на место прежнего начальника был назначен человек военный, строгий, в доверие к которому Чичиков втереться не смог. Он переезжает в другой город, где по счастливой случайности становится таможенным чиновником и вступает в “коммерческие” отношения с контрабандистами. Через некоторое время этот преступный сговор был раскрыт, а виновные, в том числе и Чичиков, отданы под суд – именно таким способом герой “пострадал на службе”. Заботясь о своих потомках (“Такой чувствительный предмет!”), Чичиков решается на новую аферу, свидетелями которой мы и становимся в “Мертвых душах”.

Таким образом, Чичиков, поставленный лицом к лицу с традиционным порядком вещей, своими действиями способствует разложению существующего порядка и закладывает фундамент нового. В этом аспекте его можно по полному праву назвать “героем нашего времени”.

2 вариант

Главный герой поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” – господин Чичиков. Начало к оценке этого образа дает авторский портрет, с которого, собственно, и начинается повествование. Согласно ему, этот господин был “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод”. Подобная внешность, в которой отсутствуют какие-либо характерные черты, настраивает читателя на восприятие образа “маленького человека”.

Конечно же, Чичиков – образ совершенно новый в русской литературе тех лет. Но это не означает, что у него нет литературных родственников. Анализируя имена и ассоциации, которые возникают в поэме в связи с Чичиковым, можно сделать вывод: в первую очередь, в этом образе синтезируются персонажи, завещанные пушкинской традицией. Если обратиться к истории создания поэмы, необходимо принять во внимание факт, документированный самим писателем. Осенью 1835 года Гоголь беседовал с Пушкиным. Пушкин в заключение беседы убеждал Гоголя приняться за обширное повествование и даже подарил ему свой собственный сюжет. Кроме того, Гоголь считал Пушкина своим литературным наставником, к мнению и опыту которого он не мог не прислушаться. Образы пушкинских произведений нашли свое художественное осмысление и воплощение в творчестве Гоголя. Правда, пушкинский светский романтик и разбойник в облике рыцаря наживы, стяжателя и демонического эгоиста Германна отображен у Гоголя в пародийной проекции.

Вспомним Чичикова в сценах приготовления к балу и самого бала. Приободренный любовным посланием неизвестной дамы, он, в духе романтического героя, погружается в весьма благостное и взволнованное настроение: “А письмо очень, очень кучеряво написано!” Готовясь к балу, Чичиков очень много времени уделяет своему туалету. Крутясь возле зеркала, сделал самому себе “множество приятных сюрпризов, подмигнул бровью и губами и сделал кое-что даже языком… Наконец он слегка трепанул себя по подбородку, сказавши: “Ах ты мордашка эдакой!” – и стал одеваться”. Проведем параллель и вспомним, как готовился к балу пушкинский Онегин:

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере.

Далее Чичиков проявляет себя совершенно неожиданно. Увидев на балу молоденькую дочку губернаторши, он “остановился вдруг, будто оглушенный ударом”. Но, в отличие от Онегина – гения в науке “страсти нежной”, – гоголевский персонаж оказывается ловеласом никудышным: “Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова и пробормотал черт знает что такое, чего бы уж никак не сказал ни Гремин, ни Звонский, ни Лидин” (герои модных повестей).

Но Чичиков не только пародийный герой-любовник, он и пародийный романтический разбойник, по словам дамы, приятной во всех отношениях он врывается к Коробочке, “вроде Ринальдо Ринальдини”; к тому же он замыслил увезти губернаторскую дочку (“правдивые” показания Ноздрева, который, по его же словам, находился в тесных отношениях с Чичиковым, вознесли эту выдумку в ранг реального события). Чичикова отождествляют и с капитаном Копейкиным, делателем фальшивых ассигнаций, бежавшим из соседней губернии от законного преследования. Правда, этот факт позже вызвал сомнение у чиновников: “ведь капитан Копейкин… без руки и ноги, а у Чичикова…”

Чичиков – демоническая личность, он ассоциируется с Наполеоном, которого держали на каменной цепи, за шестью стенами и семью морями, а теперь выпустили “с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию, будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе не Чичиков”. Конечно, чиновники этому не поверили, а, впрочем, призадумались и, рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень похоже на портрет Наполеона. “Полицеймейстер, который служил в кампанию 12 года и лично видел Наполеона, не мог тоже не сознаться, что ростом он никак не будет выше Чичикова, и что складом своей фигуры Наполеон тоже, нельзя сказать, чтобы слишком толст, однако ж и не так чтобы тонок”. Описание сходства Чичикова с Наполеоном – пародийная цитата соответствующего места из “Пиковой дамы”: у Германна “профиль Наполеона”; “он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона”.

Именно в этом пародийном сравнении Чичикова, мелкого мошенника и проныры, с образом романтического героя, романтического разбойника, вершителя судеб мира Наполеона и состоит новаторство Гоголя. Это сравнение позволяет выделить основную мысль автора: чичиковы – “маленькие людишки”, в чьих руках именно сейчас находится управление миром. Они знаменуют время, когда порок перестал быть героическим, а зло – величественным. Впитав в себя все романтические образы, он обесцветил их и обесценил, поставив во главу всех моральных ценностей передаваемый по наследству лозунг: “Копи копейку”. Однако Гоголь, в соответствии с христианским мировоззрением, устами Муразова дает Чичикову шанс на исправление и перерождение: “Если бы хоть кто-нибудь из тех людей, которые любят добро, да употребили бы столько усилий для него, как вы для добывания своей копейки!” Гоголевский герой имеет надежду на возрождение, потому что дошел до предела зла в его крайних проявлениях — низких, мелочных и смешных. Зло существует не только в чистом виде, но и в ничтожных его формах. И именно в беспросветности его таится возможность столь же полного и абсолютного возрождения.

(No Ratings Yet)

  1. Поэма Гоголя “Мертвые души” была написана в эпоху крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться капиталистические отношения. В этих условиях...
  2. В июне 1836 года после тяжелых переживаний, вызванных премьерой “Ревизора”, Гоголь уезжает за границу. И работа над новым произведением становится главным делом писателя. Сюжет “Мертвых душ”, как и сюжет “Ревизора”,...
  3. ЧИЧИКОВ И НОЗДРЕВ: В ЧЕМ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ДВУХ ХАРАКТЕРОВ? Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” представляет собой крупномасштабное исследование мира “мертвых душ”, мира людей, скрывающих за маской активной жизненной позиции пошлость...
  4. ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ ЭПОХИ В ТРАГЕДИИ И. В. ГЕТЕ “ФАУСТ” В исторической смене культурных эпох просветительство обращает внимание напряженной концентрацией идей в ограниченном временном пространстве. Новый читатель в эту...
  5. ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. Т. ТВАРДОВСКОГО А. Т. Твардовский – одна из самых значительных и трагических личностей в русской литературе советской эпохи. Поэт, выросший в фигуру первой величины в...
  6. ПРОСЛАВЛЕНИЕ ГЕРОЯ В СТИХОТВОРЕНИИ ДЖ. БАЙРОНА “ТЫ КОНЧИЛ ЖИЗНИ ПУТЬ, ГЕРОЙ!” Джордж Гордон Байрон, великий английский поэт, известен во всем мире как певец свободы. Его вольнолюбивая поэзия всегда встречала отклик...
  7. Мой любимый литературный герой План I. Мой любимый литературный герой – Остап Бендер. II. Образ, взятый из жизни. 1. Жизнелюбие, беззлобность Остапа. 2. Широкая натура Бендера. 3. Тонкий психолог. 4....
  8. Общеизвестно, что в Древней Греции “героями” называли людей, которые рождались от союза богов и простых смертных. Но времена изменились, а вместе с ним изменилась и семантика этого слова, которое сейчас...
  9. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА – ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН В образе главного героя романа A. C. Пушкина “Евгений Онегин” воплотился тип “современного человека” пушкинской эпохи. Над осмыслением и художественным воплощением этого образа Пушкин...
  10. Русская литература 1-й половины XIX века “Человек – это… живая загадка” (С. Н. Булгаков). (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) В центре внимания русских писателей всегда находился человек...
  11. История создания и замысел поэмы “Мертвые души” В 1841 году Гоголь завершил работу над первым томом “Мертвых душ” и привез его в Москву. Книга потрясла всю читающую Россию, вызвала массу...
  12. ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ В. Г. Белинский о романе “Герой нашего времени” 1. О композиции “Постепенное проникновение во внутренний мир героя. “Бэла”, заключая в себе интерес отдельной и оконченной повести, в...
  13. Герой повести И. С. Тургенева “Ася”. Как изменилось его отношение к жизни Повесть И. С. Тургенева “Ася” рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает...
  14. Среди героев романа А. Фадеева “Молодая гвардия”, простых юношей и девушек, ставших борцами за свободу с фашистскими захватчиками, трудно выделить какую-то одну фигуру: все они, несмотря на различие характеров и...
  15. Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” явился читателям в качестве зеркального отражения эпохи...
  16. В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Это были нелегкие времена в жизни страны. Подавив восстание декабристов, Николай I стремился превратить страну...
  17. Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – яркое явление романтической литературы. Произведение сохраняет все необходимые каноны романтизма: один герой, в котором воплощен абстрактный “любимейший идеал” – человек, рвущийся к свободе, передача...
  18. КЛАССИКА А. С. ПУШКИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН – ГЕРОЙ РОМАНА А. С. ПУШКИНА Евгений Онегин… Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это...
  19. “Герой нашего времени”, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Ж. Ю. Лермонтов Лермонтов выступил как...
  20. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов В эпиграф вынесены...
  21. Роман Лермонтова “Герой нашего времени” стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как “исследование души человеческой”. Структура романа своеобразна....
  22. Основной задачей, которую ставил перед собой Лермонтов, было создать образ современного ему молодого человека. Эта творческая задача во многом была подсказана ему пушкинским Онегиным. Но Лермонтов рисовал героя того времени,...
  23. Нет ничего на свете прекраснее женщины… Ф. И. Тютчев Основа творчества писателя – вдохновение, ниспосланное свыше. И это вдохновение имеет женское начало. Не случайно муза – женщина, К женским ногам...
  24. Каждый поэт рано или поздно начинает размышлять о назначении своего творчества. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина занимает особое место: Поэзия, как ангел-утешитель, Спасла меня, и я воскрес душой....
  25. Сквозные темы Писатель и персонаж: проблема взаимоотношений. (На материале цикла рассказов И. С. Тургенева “Записки охотника”, романов И. С. Тургенева “Отцы и дети” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)... Мы впервые встречаемся с Николаем в доме Ростовых на именинах графини и ее дочери Наташи. В то время как хозяйка разговаривает с гостьей Анной Михайловной, в комнату вбегает Наташа, а...
ЧИЧИКОВ – НОВЫЙ ГЕРОЙ ЭПОХИ