Open
Close

"Война и мир": персонажи. "Война и мир": характеристики главных героев

Биография Л. Н. Толстого. 1 часть

По ходу просмотра учащиеся записывают факты биографии, даты. Данный ролик был создан по материалам институтских лекций и даёт представление не только о жизни писателя, но и о его мировоззренческих позициях, творчестве, эстетических взглядах. Возможно, несколько затянут и нудноват.

Биография Л. Н. Толстого 2 часть

Этот ролик был сделан через 2 года после 1 части, когда у меня уже была возможность вставлять в фильмы фрагменты документальных фильмов о писателях. На мой взгляд, это более интересный вариант, чем первый. Но вот вопрос: можно ли с ними работать на уроках литературы? Мне кажется, что они длинны, один голос как-то рассеивает внимание, но что-то, несомненно, отсюда можно взять для себя.

Вообще-то раньше ролика не было, это была моя лекция. Что-то надиктовывала. Пока с роликом на уроке не работала. Думаю, что буду его тормозить и давать возможность что-то записать. Дети заполняют таблицу: дата, произведения, события жизни, мировоззренческие взгляды. Вообще-то, конечно, фильм громоздкий. Тем более что у него есть 2-ая часть. Думаю всё-таки обойтись лекцией. Ролик просто дала для примера.

Презентация содержит анимированную схему (по Фогельсону), которая представляет взлёты и падения князя Андрея: Аустерлицкое сражение, ночь в Отрадном и т.д. Слайды содержат вопросы и задания, к которым учащиеся готовятся дома, на уроке учащиеся выступают со связными ответами. Также слайды содержат иллюстрации, аудио- и видеофайлы.

Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. В. Я. Коровиной. Раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. Сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя Андрея и Пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы Кутузова и Наполеона. И это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. Ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. Я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. Вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять Л. Н. Толстого.

Большая проблема для школьного изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. Многие из нас могут похвастать, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» прочитали в полном объёме в школе? Учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. Моя учительница использовала в работе такую форму, как 10-минутный опрос. Каждому выдавалась карточка (индивидуальная), можно было пользоваться книжкой, но если ты не читал, то никакая книжка тебе не могла помочь. Эти работы были опережающего характера: например, на этом уроке мы писали ответы на карточках, а на следующем учитель строил опрос по тем же вопросам.

Я пошла несколько иным путём. Я даю эти карточки на дом. Каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. Как называет их Калганова Т. А., это карточки-задания, организующие интерактивное обучение. Ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. Кроме того, не бывает при такой системе, чтобы ученик не подготовился к уроку и получил «2».

Ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.

А вот какие карточки предлагает Курдюмова (я их когда-то давно записала на курсах повышения квалификации)

2 том. Карточка 1

  1. Что привлекло Пьера в масонстве?
  2. Что лежит в основе отношений Пьера и Андрея?

2 том. Карточка 2. Поездка в Отрадное

Особенности художественной манеры Л. Н. Толстого

2 том. Карточка 3. Первый бал Наташи

Что могло вызвать возглас Л. Н. Толстого "прекрасна"?

2 том. Карточка 4. Пляска Наташи

2 том. Карточка 5. Похищение Наташи

  1. Что лежит в основе дружбы Анатоля и Долохова?
  2. Как сам автор относится к поступку Наташи?

3 том. Карточка 6. Начало войны 1812 года

  1. Как оценивает Толстой роль личности в истории?
  2. Какое значение он придаёт частной и "роевой" жизни человека?

3 том. Карточка 7. Переправа польских улан через Неман

Как раскрывает писатель своё отношение к бонапартизму?

3 том. Карточка 8. Пьер в начале войны

Как характеризует Пьера его душевное смятение?

3 том. Карточка 9. Пожар в Смоленске и отступление

  1. Каким общим чувством охвачены жители и солдаты?
  2. Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

3 том. Карточка 10. В Петербургских салонах

Что лежит в основе "взаимосцепления" эпизодов "Пожар Смоленска" и "Жизнь петербургских салонов"?

3 том. Карточка 11. Богучаровский бунт

  1. Почему княжна Марья не может понять богучаровских мужиков?
  2. Как показаны участники бунта и Николай Ростов?

3 том. Карточка 12. Разговор Кутузова с князем Андреем (часть 2 глава 16)

  1. Как вы понимаете слова Кутузова: "Твоя дорога - это дорога чести"?
  2. Какое значение имеют мысли князя Андрея о Кутузове: "Он русский, несмотря на французские поговорки"?

В салоне А. П. Шерер

Мне очень нравится первая часть фильма С. Бондарчука "Война и мир". По-моему, очень трепетно сделано по отношению к книге. Прекрасная работа оператора, всё по тексту. И в этом смысле это незаменимый материал для уроков литературы. Но, на мой взгляд, целиком фильм смотреть не нужно, да и времени это много займёт.

Данный фрагмент можно использовать как иллюстрацию к роману. Многие ребята при просмотре (особенно те, кто не читал роман) задают вопросы: кто есть кто. Чтобы таких вопросов не возникало, я вставила титры в фрагмент с пояснением. Также в клип включены некоторые вопросы анализа, на которые ребята будут отвечать в ходе беседы после просмотра эпизода.

Кутежи у Курагина

В доме Ростовых и Безухова

Замечательный замысел создателей фильма - параллельно показать, что происходи в доме Ростовых и Безухова. Хотя и у Толстого в романе это так же. Но здесь есть несколько кинематографических деталей, на которых стоит остановиться и рассматривать этот эпизод уже не как иллюстрацию к роману, а как пример интерпретации. Одна из деталей - рука: Долохова, графа Ростова, графа Безухова. Здесь есть над чем подумать. Какую же роль выполняет эта деталь?

Также при параллельном рассмотрении прекрасно видны два мира в романе - мир гостеприимных, живущих сердцем Ростовых, и мир стяжателей Курагиных и Друбецких. Но это общее место.

  • #1

    ваша работа очень помогла мне.спасибо!здоровья вам!

  • #2

    Уникальные материалы. спасибо Вам за этот титанический труд!

  • #3

    Премного благодарна Вам за неоценимую помощь. Будьте благословенны

  • #4

    Инесса Николаевна, здравствуйте! Спасибо за материалы к урокам!Здоровья,творческих успехов ВАМ желаю!

  • #5

    Инесса Николаевна! О Вашем сайте узнала на курсах в г.Кургане. Какая же Вы умница! Радует Ваша щедрость! У меня стаж 36 лет, но Ваши материалы- находка для меня. Спасибо!

  • #6

    Огромное спасибо! Дай Вам Бог здоровья!

  • #7

    Безмерно благодарна. Восхищаюсь вашей работой! Всего доброго и творческого вдохновения

  • #8

    Большое спасибо Вам. Материал замечательный, ведущий к методическому росту

  • #9

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна, за неподдельную любовь к профессии филолога и желание делиться своим опытом безвозмездно!!!

  • #10

    Низкий Вам поклон и безмерная благодарность!

  • #11

    Благодарю Вас за профессиональную любовь к своей профессии-это в первую очередь!
    А еще Вы научили меня новому подходу к моей профессии библиотекаря...Ваш материал помог привлечь в нашу библиотеку новых юных читателей. СПАСИБО ВАМ

  • #12

    Признаюсь, каждый раз, начиная изучать роман, боюсь, не зная. с чего начать и чем закончить. Времени мало, дети не читают. Благодарю Вас за настоящий учительский труд, за ответственность, которая отличает учителей, влюбленных в литературу.

  • #13

    Спасибо огромное.Готовлюсь к открытому уроку, ваш материал станет его "изюминкой".

  • #14

    Низкий поклон Вам за такую кропотливую работу! Помощь грандиозная!!

  • #15

    Всегда приятно осознавать, что есть люди увлеченные, любящие русскую литературу, понимающие ее, желающие передать свои знания нашему новому поколению. Спасибо Вам огромное за труд.

  • #16

    Низкий поклон за талантливо разработанный материал. Такая поддержка в решении вопроса нечитающих ребят. Спасибо!

  • #17

    Спасибо вам огромное. Эти материалы прекрасное подспорье в работе каждого педагога с любым стажем работы.

  • #18

    Скачиваю карточки - классная работа! Спасибо. Но они не полностью? Обрываются на 104. Можете дополнить?

  • #19

    Здравствуйте! Огромное спасибо за материалы и за то, что Вы так свободно делитесь своими наработками с коллегами! Здоровья Вам и творческих успехов!

  • #20

    Будьте здоровы и счастливы!

  • #21

    Спасибо огромное за Вашу необычайно творческую и трудоёмкую работу!!!

  • #22

    Инесса Николаевна, благодарю за Вашу щедрость! Творческого долголетия Вам.

  • #23

    Огромное спасибо.

  • #24

    Огромное спасибо за большую и важную работу. Совершенно согласна с комментарием к проблеме изучения романа.

  • #25

    Огромное спасибо за прекрасный материал!

  • #26

    Галина (четверг, 15.11.2018) (Thursday, 15 November 2018 16:10 )

    Инесса Николаевна, огромное спасибо за вашу работу, за ваше великодушие. Счастья вам и вашим близким!

  • #27

    Низкий поклон за ваш труд! За вашу щедрость!

  • #28
  • #29

    С Рождеством!Огромное спасибо за предоставленный материал!Виват Вашему профессионализму, мудрости и щедрости!

  • #30

    Огромное спасибо за глубокий, продуманный материал, который Вы подобрали и подготовили для ребят и систематизировали для нас. Восхищаюсь Вашим трудолюбием, талантом и Добрым Сердцем.

  • #31

    Огромное спасибо за помощь, щедрость,профессионализм!

  • #32

    Шикарно! Низкий поклон

  • #33

    Спасибо большое за кропотливый труд и вдохновение!

  • #34

    Огромное спасибо Вам за Ваш тщательно отобранный и систематизированный материал

  • #35

    Огромное Вам спасибо! Не устаю удивляться Вашей энергии, трудолюбию, таланту!

  • #36

    Огромное спасибо!

  • #37

    Какая Вы молодец! Я абсолютно с Вами согласна, что нужно подробное изучение романа. Спасибо Вам за готовый материал.

  • #38

    Спасибо огромное за ценный материал!

  • #39

    Спасибо большое!

  • #40

    Инесса Николаевна, спасибо Вам за огромный труд и такую помощь нам, учителям. Будьте здоровы, творческих успехов и неиссякаемой энергии.

  • #41

    Присоединяюсь ко всем словам благодарности! Ценнее материала не встречала!

  • #42

    Огромная благодарность Вам, Инесса Николаевна, за ценнейшую работу по изучению романа "Война и мир", здоровья, успехов.

  • #43

    Спасибо Вам!!!

  • #44

    Инесса Николаевна, все же какую роль играет "рука" в ролике, по вашему мнению? Спасибо.

  • #45

    Уважаемая Юлия!
    Тут нет единого ответа на вопрос, в том-то и дело, что возможно интерпретация, как при разборе любого произведения искусства. Я выслушиваю мнения детей, они часто бывают интересные и неожиданные. Для меня это так: С. Бондарчук показывает с помощью этой детали, что всё это люди, но как же по-разному они себя ведут! Какие разные цели в их жизни, как по-разному руки людей себя ведут. Когда-то Лев Толстой рассказывал, что он будто бы помнил себя, когда его купали, и осознал своё тельце. Заметил свою плоть, ручки, ножки. Возможно! (Только возможно), что режиссёр это читал и обратил внимание на эту деталь, ведь рука ведёт себя бессознательно. Человек может лгать устами, глазами, но руки никогда не лгут. Вот рука Долохова. Посмотрите, как он цепляется за жизнь. Казалось бы: бретёр, гуляка, сорви-голова, но его волнение видно по этой руке. А вот рука умирающего графа Безухова, она тоже цепляется за жизнь. Всего достиг человек, но тленности своей преодолеть не смог. А вот рука графа Ростова, он танцует, в этом вся Ростовская натура. А вот руки тех, кто воюет за "мозаиковый портфель". Они жадные и стяжающие, уже не скрывающие суть людей. Руки характеризуют бессознательное и вместе с тем показывают, какими разными могут быть люди.
    Ну вот как-то так. Это мои мысли. У детей они могут быть гораздо интереснее.

  • #46

    Спасибо огромное за такую помощь при подготовке к урокам!

какие проблемы в романе "Война и мир" и получил лучший ответ

Ответ от Ђатьяна*******[гуру]
Проблема чести и бесчестия поднимается в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» . Честь и достоинство – главные качества человеческого характера, и тому, кто утратил их, чужды какие-либо высокие стремления и поиски. Проблема нравственного самоусовершенствования личности всегда была одной из важнейших в творчестве Л. Н. Толстого.
Проблема поиска смысла жизни. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог - утрата смысла жизни. Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев) , Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.
Одна из философских проблем романа - это вопрос о свободе и необходимости. По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода человека, исторического деятеля - кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого о том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти.
Источник: http://m.seznaika.ru/russkiy/ege/3912-2011-06-17-05-03-53

Ответ от Владислав Бессараб [новичек]
Проблема настоящей жизни.
Князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однообразная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегические планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Андрей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились.
Проблема счастья в романе Л. Н. Толстого "Война и мир"
Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается «на круги своя».
Проблема великого человека
В своем романе Л. Н. Толстой ярко выразил мысль о том, что великим человек может быть только в том случае, если он неразрывно связан с народом, если он искренне разделяет его взгляды, стремления, веру. Если он живет теми же идеалами, мыслит и поступает так же, как поступил бы любой сознательный человек. Только в народе - главная сила, только в связи с народом может проявиться настоящая, сильная личность.
Показ особого характера войны 1812 года как войны народной.
Народный характер войны показан Толстым различными способами. Используются авторские историко-философские рассуждения о роли личности и народа в истории вообще и войне 1812 года в частности, рисуются живые картины выдающихся исторических событий; народ может изображаться (хотя и крайне редко) как целое, общее (например, замечания о том, что мужики не везли в Москву сено, что все жители покидали Москву и т, д.) и как бесчисленное множество живых рядовых персонажей. Побуждения и чувства всей нации концентрируются в образе «представителя народной войны» полководца Кутузова, ощущаются лучшими представителями дворянства, сблизившимися с народом.
Проблема истинного и ложного патриотизма.
Настоящими патриотами являются русские солдаты. Роман насыщен многочисленными эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина.

Илья Репин " Портрет писателя Льва Толстого" 1887 г.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость

Л. Н. Толс той



Учебный проект

"Создание схем опорных положений по содержанию романа "Война и мир"

Цель: через создание опорных положений осмыслить многоплановое содержание романа-эпопеи "Война и мир Л. Н. Толстого"

Консультация

Как составляется схема опорных положений

Схема опорных положений - это приемы "свертывания " знаний, т. е. материал дается в предельно сжатой форме для более прочного запоминания, а затем, когда потребуется, для воспроизведения в "развернутом" виде. Схема не только "свертывает" информацию, но и показывает наглядно последовательность и логическую "сцепляемость" мыслей.

Основой для создания схемы опорных положений является материал плана - основные черты персонажей. Путем рассуждений необходимо определить связи и зависимости между лицами произведения, увидеть в них частное и общее, сделать выводы о роли и значении в идейно-тематическом содержании произведения. Эти рассуждения (или, как говорят, "движение мысли") и фиксируются в виде схемы.

Когда опорные положения составлены,т наступает, пожалуй, самый ответственный момент: их графическое (в схеме) оформление, в котором главное - наглядно показать последовательность и логические связи между отдельными этапами, так и "внутри" их - в "расстановке" самих опорных положений.

А в этом вам предоставляется полная свобода фантазии.

"Война и мир"

(1863-1869)


Вывод " Я старался писать историю народа"

1857 - после встречи с декабристами задуман роман об одном из них

1825 - "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя"

1812 - "Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812"

1805 - "Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама"

Вывод. Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 гг., и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.

Роман состоит из 4 томов, 17 частей, 361 главы. В нем действуют свыше 500 героев.

Задание

Почему замысел произведения возник у Толстого именно в 1856?

Почему именно в 60-е годы Л. Н. Толстой берется за произведение, в котором хочет постичь законы человеческой жизни? Может быть, в ответе на этот вопрос вам помогут слова писателя, взятые из эпилога "Войны и мира": "Движение народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки..."

Смысл названия

Задание

Сопоставьте трактовки смысла названия произведения. Какая из них кажется вам наиболее убедительной? Дайте ответ на этот вопрос сейчас и когда закончите изучение романа, а затем сравните свои мнения.

Э. Е. Зайденшнур: "Одно из понятий слова "мир" - это все люди, весь свет, весь народ. Можно допустить, что, давая название произведению, главным героем которого является народ, Толстой имел в виду не "мир" - как противопоставление войне, а вкладывал в него понятие общей жизни всех людей, всего народа... Название "Война и Мiръ", то есть "Война и народ" , больше соответствует основной идее романа, так как задачей Толстого было показать великую роль народа в освободительной войне, а вовсе не сопоставить военную и мирную жизнь".

С. А. Бочаров: "Мир оказывается не только темой, но он разворачивается как многозначная художественная идея такой полноты и емкости, какая не может быть передана на другом языке"

Один из исследователей говорит о том, что в слове "мир" есть множество смыслов и в романе обыграны по крайней мере три его значения: "в миру" - то есть в повседневной, обычной, мирной жизни; "в мире" - во всем мире, то есть в целом свете; "миром" - общностью, всем народом.

Консультация

"Война и мир" - произведение объемное, многоплановое, сложное. Перечитать все его четыре тома сразу удается немногим; чаще всего читают с перерывами... А ведь мысль Толстого развивается в сложном диалектическом единстве целого и частного. Как же охватить общее содержание и не "запутаться" в частных, но таких важных для целого эпизодах и сценах?

Предлагаем два варианта чтения-наблюдения для последующего изучения произведения

Первый вариант - комментированная запись содержания (от тома к тому, от главы к главе)

Например, основные события I тома

Изображение высшего света

Семья Ростовых

Семья Болконских, Петербург, Лысые горы

Пьер Безухов, Петербург,Москва

Война 1805-1807 гг. Австрия

Петербург.

Салон Анны Шерер, ее гости: князь Василий Курагин, его дети: Анатоль и Ипполит; Анна Михайловна Друбецкая с сыном.

Высокомерие, равнодушие.

Борьба за завещание графа Безухова.

Женитьба Пьера на Элен.

Сватовство Анатоля к княжне Марье Болконской.

Именины дочери и матери.

Гостеприимство, хлебосольство, открытость

Счастье, свобода детей в семье.

Николай, Соня и Наташа.

Граф Илья Ростов.

Графиня помогает своей подруге А. М. Друбецкой.

Старый князь Николай Андреевич Болконский.

Воспитание и образование детей.

"Князь Андрей все знал, все читал, обо всем имел понятие"

Взгляды кн. Андрея на Наполеона.

Почему князь Андрей идет на войну?

Естественность, искренность Пьера, неуместные в салоне А. Шерер

Преклонение, восхищение перед князем Андреем.

Кутежи и попойки в обществе повес, безволие Пьера.

Пьер- богатый наследник (40000 душ).

Изменения отношения к нему в обществе.

Пьер "под руководством" князя Василия - женитьба на Элен.

Смотр при Бранау, отсутствие согласованности в союзнических действиях.

Шенграбенское сражение. Батарея капитана Тушина.

Первый бой Николая Ростова, его любовь к царю Александру I.

Введение

Лев Толстой в своей эпопее изобразил более 500 типичных для русского общества персонажей. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга, ключевые государственные и военные деятели, солдаты, выходцы из простого народа, крестьяне. Изображение всех слоев русского общества позволило Толстому воссоздать цельную картину русской жизни в один из переломных этапов истории России – эпоху войн с Наполеоном 1805-1812 годов.

В «Войне и мире» персонажи условно разделены на главных героев – чьи судьбы вплетены автором в сюжетное повествование всех четырех томов и эпилога, и второстепенных – героев, которые появляются в романе эпизодически. Среди главных персонажей романа можно выделить центральных героев – Андрея Болконского, Наташу Ростову и Пьера Безухова, вокруг судеб которых и разворачиваются события романа.

Характеристика главных героев романа

Андрей Болконский – «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами», «небольшого роста». С Болконским автор знакомит читателя еще в начале романа – герой был одним из гостей на вечере Анны Шерер (где также присутствовали многие главные герои романа «Война и мир» Толстого).

По сюжету произведения, Андрею надоело высшее общество, он мечтал о славе, не меньшей славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Эпизодом, перевернувшим мировоззрение Болконского, становится встреча с Бонапартом – раненый на поле Аустерлица Андрей осознал, как на самом деле незначителен Бонапарт и вся его слава. Вторым переломным моментом в жизни Болконского становится любовь к Наташе Ростовой. Новое чувство помогло герою вернуться к полноценной жизни, поверить, что после смерти жены и всего перенесенного, он может полноценно жить дальше. Однако их счастью с Наташей не суждено было сбыться – Андрей получил смертельное ранение во время Бородинской битвы и вскоре умер.

Наташа Ростова – жизнерадостная, добрая, очень эмоциональная и умеющая любить девушка: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Важной чертой образа центральной героини «Войны и мира» является ее музыкальный талант – прекрасный голос, которым очаровывались даже неискушенные в музыке люди. С Наташей читатель знакомится в день именин девушки, когда ей исполняется 12 лет. Толстой изображает моральное взросление героини: любовные переживания, выход в свет, предательство Наташей князя Андрея и ее переживания из-за этого, поиск себя в религии и переломный момент в жизни героини – смерть Болконского. В эпилоге романа Наташа предстает перед читателем совершенно другой – перед нами скорее тень мужа, Пьера Безухова, а не яркая, активная Ростова, которая еще несколько лет назад плясала русские танцы и «отвоевывала» у матери подводы для раненых.

Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках». «Пьер был несколько больше других мужчин в комнате», у него был «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной». Пьер – герой, находящийся в постоянном поиске себя через познание окружающего мира. Каждая ситуация в его жизни, каждый жизненный этап становились для героя особым жизненным уроком. Женитьба на Элен, увлечение масонством, любовь к Наташе Ростовой, присутствие на поле Бородинского сражения (которое герой видит именно глазами Пьера), французский плен и знакомство с Каратаевым полностью меняют личность Пьера – из нелепого увальня «вырастает» целеустремленный и уверенный в себе мужчина с собственными взглядами и целями.

Другие важные персонажи

В «Войне и мире» Толстой условно выделяет несколько блоков персонажей – семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, а также действующих лиц, входящих в круг общения одного из этих семейств. Ростовы и Болконские как положительные герои, носители истинно русской ментальности, идей и духовности, противопоставляются отрицательным персонажам Курагиным, которые мало интересовались духовным аспектом жизни, предпочитая блистать в обществе, плести интриги и выбирать знакомых по их статусу и богатству. Лучше понять суть каждого главного персонажа поможет краткая характеристика героев «Войны и мира».

Граф Илья Андреевич Ростов – добрый и щедрый мужчина, для которого самым главным в его жизни была семья. Граф искренне любил свою жену и четырех детей (Наташу, Веру, Николая и Петю), помогал жене в воспитании детей и всеми силами поддерживал теплую атмосферу в доме Ростовых. Илья Андреевич не могу жить без роскоши, ему нравилось устраивать пышные балы, приемы и вечера, но его расточительство и неумение управлять хозяйственными делами в итоге привели к критическому финансовому положению Ростовых.
Графиня Наталья Ростова – женщина 45-ти лет с восточными чертами лица, умеющая производить впечатление в высшем обществе, жена графа Ростова, мать четырех детей. Графиня, так же как и ее муж, очень любила свою семью, стараясь поддерживать детей и воспитывать в них лучшие качества. Из-за чрезмерной любви к детям, после смерти Пети женщина чуть не сходит с ума. В графине доброта к близким соединялась с расчетливостью: желая поправить финансовое положение семьи, женщина всеми силами старается расстроить женитьбу Николая на «не выгодной невесте» Соне.

Николай Ростов – «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Это простодушный, открытый, честный и доброжелательный юноша, брат Наташи, старший сын Ростовых. В начале романа Николай предстает восхищенным юношей, который хочет воинской славы и признания, однако после участия сначала в Шенграбеском сражении, а затем в Аустерлицкой битве и Отечественной войне, иллюзии Николая развеиваются и герой понимает, насколько нелепа и неправильна сама идея войны. Личное счастье Николай находит в браке с Марьей Болконской, в которой почувствовал близкого по духу человека еще при первой их встрече.

Соня Ростова – «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице», племянница графа Ростова. По сюжету романа это тихая, рассудительна, добрая девушка, умеющая любить и склонная к самопожертвованию. Соня отказывает Долохову, так как хочет быть верна только Николаю, которого искренне любит. Когда девушка узнает, что Николай влюблен в Марью, то безропотно отпускает его, не желая препятствовать счастью любимого человека.

Николай Андреевич Болконский – князь, генерал-ашеф в отставке. Это гордый, умный, строгий к себе и другим мужчина невысокого роста «с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». В глубине души Болконский очень любит своих детей, но не смеет показывать этого (только перед смертью смог показать дочери свою любовь). Умер Николай Андреевич от второго удара, находясь в Богучарово.

Марья Болконская – тихая, добрая, кроткая, склонная к самопожертвованию и искренне любящая своих родных девушка. Толстой описывает ее как героиню с «некрасивым слабым телом и худым лицом», но «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Красота глаз Марьи после поразила и Николая Ростова. Девушка была очень набожна, всю себя посвящала заботе за отцом и племянником, потом перенаправив свою любовь на собственную семью и мужа.

Элен Курагина – яркая, блистательно-красивая женщина с «неизменяющейся улыбкой» и полными белыми плечами, которой нравилось мужское общество, первая жена Пьера. Элен не отличалась особым умом, однако благодаря своему очарованию, умению держать себя в обществе и налаживать нужные связи, устроила собственный салон в Петербурге, была лично знакома с Наполеоном. Женщина умерла от сильной ангины (хотя в обществе ходили слухи, что Элен покончила жизнь самоубийством).

Анатоль Курагин – брат Элен, такой же красивый внешне и заметный в высшем обществе, как и его сестра. Анатоль жил так, как ему хотелось, отбрасывая все моральные принципы и устои, устраивал пьянки и дебоши. Курагин хотел украсть Наташу Ростову и повенчаться с ней, хотя уже был женат.

Федор Долохов – «человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами», офицер семеновского полка, один из лидеров партизанского движения. В личности Федора удивительным образом соединились эгоистичность, цинизм и авантюризм с умением любить своих близких и заботиться о них. (Николай Ростов очень удивляется, что дома, с матерью и сестрой Долохов совершенно другой – любящий и нежный сын и брат).

Заключение

Даже краткое описание героев «Войны и мира» Толстого позволяет увидеть тесную и неразрывную взаимосвязь судеб персонажей. Как и все события в романе, встречи и прощания действующих лиц происходят по иррациональному, неуловимому разумом закону исторических взаимовлияний. Именно эти непостижимые взаимовлияния создают судьбы героев и формируют их взгляды на мир.

Тест по произведению

Князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита. Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Отношение ко всем окружающим у князя В. снисходительное и покровительственное. Автор показывает своего героя «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица», с «надушенной и сияющей лысиной». Но, когда он улыбался, в его улыбке было «что-то неожиданно грубое и неприятное». Специально князь В. никому не желает зла. Он просто пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих планов. В. всегда стремится сблизиться с людьми, которые богаче и выше его по положению. Герой считает себя образцовым отцом, он делает все возможное, чтобы устроить будущее своих детей. Он пытается женить своего сына Анатоля на богатой княжне Марье Болконской. После смерти старого князя Безухова и получения Пьером огромного наследства, В. примечает богатого жениха и хитростью выдает за него свою дочь Элен. Князь В. большой интриган, умеющий жить в обществе и заводить знакомства с нужными людьми.

Анатоль Курагин

Сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Сам князь Василий смотрит на своего сына как на «беспокойного дурака», которого постоянно нужно выручать из различных неприятностей. А. очень красив, щеголь, наглец. Он откровенно глуп, не находчив, но популярен в обществе, потому что «у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». А. друг Долохова, постоянно участвует в его кутежах, смотрит на жизнь как на постоянный поток удовольствий и наслаждений. Его не волнуют другие люди, он эгоистичен. К женщинам А. относится с презрением, чувствуя свое превосходство. Он привык всем нравиться, не испытывая ничего серьезного в ответ. А. увлекся Наташей Ростовой и попытался увезти ее. После этого происшествия, герой был вынужден бежать из Москвы и скрываться от князя Андрея, который желал вызвать на дуэль соблазнителя своей невесты.

Курагина Элен

Дочь князя Василия, а затем жена Пьера Безухова. Блестящая петербургская красавица с «неизменяющейся улыбкой», белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. В ней не было заметно кокетства, как будто ей совестно было «за свою несомненно и слишком сильно и победительно действующую красоту». Э. невозмутима, предоставляя всем право любоваться собою, отчего на ней чувствуется как бы лоск от множества чужих взглядов. Она умеет быть молчаливо-достойна в свете, производя впечатление тактичной и умной женщины, что в соединении с красотой обеспе- чивает ей постоянный успех. Выйдя замуж за Пьера Безухова, героиня обнаруживает перед своим мужем не только ограниченность ума, грубость мысли и вульгарность, но и циничную развращенность. После разрыва с Пьером и получения от него по доверенности большой части состояния, она живет то в Петербурге, то за границей, то возвращается к мужу. Несмотря на семейный разрыв, постоянную смену любовников, в числе которых Долохов и Друбецкой, Э. продолжает оставаться одной из самых известных и обласканных петербургским светом дам. В свете она делает очень большие успехи; живя одна, она становится хозяйкой дипломатического и политического салона, приобретает репутацию умной женщин

Анна Павловна Шерер

Фрейлина, приближенная императрицы Марии Федоровны. Ш. - хозяйка модного в Петербурге салона, описание вечера в котором и открывает роман. А.П. 40 лет, она искусственна, как и весь высший свет. Ее отношение к какому-либо человеку или событию полностью зависит от последних политических, придворных или светских соображений. Она дружна с князем Василием. Ш. «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением». В 1812 году ее салон демонстрирует ложный патриотизм, едя щи и штрафуя за французскую речь.

Борис Друбецкой

Сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Б. и Наташа были влюблены друг в друга. Внешне это «высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица». Б. с юности мечтает о карьере военного, позволяет матери унижаться перед вышестоящими, если это поможет ему. Так, князь Василий находит ему место в гвардии. Б. собирается сделать блестящую карьеру, заводит много полезных знакомств. Спустя время становится любовником Элен. Б. удается быть в нужном месте в нужное время, и его карьера и положение утверждаются особенно прочно. В 1809 году вновь встречает Наташу и увлекается ею, даже думает на ней жениться. Но это помешало бы его карьере. Поэтому Б. начинает искать себе богатую невесту. В конце концов он женится на Жюли Карагиной.

Граф Ростов

Ростов Илья Андрееви - граф, отец Наташи, Николая, Веры и Пети. Очень добродушный, щедрый человек, любящий жизнь и не очень умеющий рассчитывать свои средства. Р. способен лучше всех сделать прием, бал, он радушный хозяин и примерный семьянин. Граф привык жить на широкую ногу, и тогда, когда средства уже не позволяют этого, постепенно разоряет свою семью, от чего сильно мучается. При выезде из Москвы именно Р. начинает отдавать подводы для раненых. Так он наносит один из последних ударов по бюджету семьи. Гибель сына Пети окончательно сломила графа, он оживает лишь тогда, когда готовит свадьбу для Наташи и Пьера.

Графиня Ростова

Жена графа Ростова, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение». Р. создает в своей семье атмосферу любви и доброты, очень заботится о судьбах своих детей. Известие у смерти младшего и любимого сына Пети едва не сводит ее с ума. Она привыкла к роскоши и выполнению малейших капризов, и требует этого после смерти своего мужа.

Наташа Ростова


Дочь графа и графини Ростовых. Она «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая...». Отличительные черты Н. - эмоциональность и чуткость. Она не очень умна, но у нее есть поразительная способность угадывать людей. Она способна на благородные поступки, может забыть о своих интересах ради других людей. Так, она призывает свою семью вывозить на подводах раненых, оставив имущество. Н. со всей отдачей выхаживает мать после гибели Пети. У Н. очень красивый голос, она очень музыкальна. Своим пением она способна пробуждать лучшее в человеке. Толстой отмечает близость Н. к простому народу. Это одно из ее лучших качеств. Н. живет в атмосфере влюбленности и счастья. Перемены в ее жизни происходят после встречи с князем Андреем. Н. становится его невестой, но позже увлекается Анатолем Курагиным. Спустя время, Н. понимает всю силу своей вины перед князем, перед его смертью он прощает ее, она остается с ним до его кончины. Настоящую любовь Н. испытывает к Пьеру, они прекрасно понимают друг друга, им очень хорошо вместе. Она становится его женой и полностью отдается роли жены и матери.

Николай Ростов

Сын графа Ростова. «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Герой отличается «стремительностью и восторженностью», он весел, открыт, доброжелателен и эмоционален. Н. участвует в военных кампаниях и Отечественной войне 1812 года. В Шенграбенском сражении Н. идет в атаку сначала очень храбро, но потом ранен в руку. Это ранение вызывает у него панику, он думает о том, как может умереть он, «кого так любят все». Это событие несколько принижает образ героя. После Н. становится храбрым офицером, настоящим гусаром, сохраняющим верность долгу. У Н. был долгий роман с Соней, и он собирался сделать благородный поступок, женившись на бесприданнице вопреки воле матери. Но получает от Сони письмо, в котором она говорит, что отпускает его. После смерти отца, Н. берет на себя заботы о семье, уйдя в отставку. Они с Марьей Болконской влюбляются друг в друга и женятся.

Петя Ростов

Младший сын Ростовых. В начале романа мы видим П. еще маленьким мальчиком. Он типичный представитель своей семьи, добрый, веселый, музыкальный. Желает подражать старшему брату и пойти в жизни по военной линии. В 1812 году полон патриотических порывов и уходит в армию. Во время войны юноша случайно попадает с поручением в отряд Денисова, где и остается, желая принимать участие в настоящем деле. Он случайно гибнет, накануне проявляя в отношении к товарищам все свои лучшие качества. Его смерть - величайшая трагедия для его семьи.

Пьер Безухов

Незаконный сын богатого и известного в обществе графа Безухова. Он появляется практически перед самой смертью отца и становится наследником всего состояния. П. очень отличается от людей, принадлежащих к высшему обществу даже внешне. Это «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках» с «наблюдательным и естественным» взглядом. Он воспитывался за границей, получил там хорошее образование. П. умен, имеет склонность к философским рассуждениям, у него очень добрый и мягкий нрав, он совершенно непрактичен. Его очень любит Андрей Болконский, считает его своим другом и единственным «живым человеком» среди всего высшего света.
В погоне за деньгами, П. опутывает семья Курагиных и, пользуясь наивностью П., вынуждают его жениться на Элен. Он с ней несчастлив, понимает, что это страшная женщина и разрывает с ней отношения.
В начале романа мы видим, что П. считает Наполеона своим кумиром. После он страшно разочаровывается в нем и даже желает убить. П. свойственны поиски смысла жизни. Именно так он увлекается масонством, но, увидев их фальшь, уходит оттуда. П. пытается переустроить жизнь своих крестьян, но у него это не получается из-за его доверчивости и непрактичности. П. участвует в войне, не совсем еще понимая, что это такое. Оставшись в горящей Москве, чтобы убить Наполеона, П. попадает в плен. Он переживает большие нравственные муки во время казни пленных. Там же П. встречается с выразителем «мысли народной» Платоном Каратаевым. Благодаря этой встрече, П. выучился видеть «вечное и бесконечное во всем». Пьер любит Наташу Ростову, но та замужем за его другом. После смерти Андрея Болконского и возрождения Наташи к жизни, лучшие герои Толстого женятся. В эпилоге мы видим П. счастливым мужем и отцом. В споре с Николаем Ростовым П. высказывает свои убеждения, и мы понимаем, что перед нами будущий декабрист.


Соня

Она «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой».
С. - племянница старого графа Ростова, воспитывается в этом доме. С детства героиня влюблена в Николая Ростова, очень дружна с Наташей. С. сдержанна, молчалива, рассудительна, способна жертвовать собой. Чувство к Николаю настолько сильно, что она хочет «любить всегда, а он пусть будет свободен». Из-за этого она отказывает Долохову, который хотел жениться на ней. С. и Николай связаны словом, он обещал взять ее в жены. Но старая графиня Ростова против этой свадьбы, он упрекает С… Та, не желая платить неблагодарностью, отказывается от женитьбы, освобождая Николая от данного обещания. После смерти старого графа живет вместе с графиней на попечении Николая.


Долохов

«Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица». Этот герой небогат, но умеет поставить себя так, что все вокруг уважают и побаиваются его. Он любит развлекаться, причем достаточно странным и порой жестоким способом. За один случай издевательства над квартальным, Д. был разжалован в солдаты. Но во время военных действий вновь обрел свой чин офицера. Это умный, храбрый и хладнокровный человек. Он не боится смерти, слывет злым человеком, скрывает свою нежную любовь к матери. На самом деле Д. не желает знать никого, кроме тех, кого действительно любит. Он разделяет людей на вредных и полезных, видит вокруг себя в основном вредных и готов от них избавиться, если они вдруг встанут на его дороге. Д. был любовником Элен, он провоцирует Пьера на дуэль, нечестно обыгрывает в карты Николая Ростова, помогает Анатолю устроить побег с Наташей.

Николай Болконский

Князь, генерал-аншеф, был отставлен от службы при Павле I и сослан в деревню. Он отец Андрея Болконского и княжны Марьи. Это очень педантичный, сухой, деятельный человек, не выносящий праздности, глупости, суеверия. В его доме все расписано по часам, он все время должен быть при деле. Старый князь не ни малейших изменений порядка и графика.
Н.А. невысок ростом, «в напудренном паричке… с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». Князь очень сдержан в проявлении чувств. Свою дочь он постоянно изводит придирками, хотя на самом деле очень ее любит. Н.А. гордый, умный человек, постоянно заботится о сохранении фамильной чести и достоинства. В своем сыне он воспитал чувство гордости, честности, долга, патриотизма. Несмотря на уход от общественной жизни, князь постоянно интересуется политическими и военными событиями, происходящими в России. Лишь перед смертью он теряет представление о масштабе трагедии, случившейся с родиной.


Андрей Болконский


Сын князя Болконского, родной брат княжны Марьи. В начале романа мы видим Б. как умного, гордого, но достаточно надменного человека. Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и не уважает свою хорошенькую жену. Б. очень сдержан, хорошо образован, у него сильная воля. Этот герой переживает большие духовные перемены. Сначала мы видим, что его кумиром является Наполеон, которого он считает великим человеком. Б. попадает на войну, отправляется в действующую армию. Там он сражается наравне со всеми солдатами, проявляет большую храбрость, хладнокровие, рассудительность. Участвует в Шенграбенском сражении. Б. был тяжело ранен в Аустерлицком сражении. Этот момент крайне важен, потому что именно тогда началось духовное перерождение героя. Лежа недвижим и видя над собой спокойное и вечное небо Аустерлица, Б. понимает всю мелочность и глупость всего происходящего на войне. Он осознал, что на самом деле в жизни должны быть совсем иные ценности, чем те, что у него были до сих пор. Все подвиги, слава не имеют значения. Есть лишь это огромное и вечное небо. В этом же эпизоде Б. видит Наполеона и понимает все ничтожество этого человека. Б. возвращается домой, где все его считали погибшим. Его жена умирает при родах, но ребенок выживает. Герой потрясен смертью жены и чувствует свою вину перед ней. Он решает больше не служить, поселяется в Богучарове, занимается хозяйством, воспитанием сына, читает много книг. Во время поездки в Петербург Б. во второй раз встречается с Наташей Ростовой. В нем пробуждается глубокое чувство, герои решают пожениться. Отец Б. не соглашается с выбором сына, они откладывают свадьбу на год, герой уезжает за границу. После измены невесты он возвращается в армию под руководство Кутузова. Во время Бородинского сражения смертельно ранен. Случайно он покидает Москву в обозе Ростовых. Перед смертью он прощает Наташу и понимает истинный смысл любви.

Лиза Болконская

Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют «маленькой княгиней». «Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение». Л. была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Л. не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Л. живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Л. предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов.

Княжна Марья

Д очь старого князя Болконского и сестра Андрея Болконского. М. некрасива, болезненна, но все ее лицо преображают прекрасные глаза: "… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты". Княжна М. отличается большой религиозностью. Она часто принимает у себя всевозможных богомольцев, странников. У нее нет близких друзей, она живет под гнетом отца, которого любит, но невероятно боится. Старый князь Болконский отличался скверным характером, М. была абсолютно забита им и совсем не верила в свое личное счастье. Всю свою любовь она отдает отцу, брату Андрею и его сыну, пытаясь заменить маленькому Николеньке умершую мать. Жизнь М. меняется после встречи с Николаем Ростовым. Именно он увидел все богатство и красоту ее души. Они женятся, М. становится преданной женой, полностью разделяя все взгляды своего мужа.

Кутузов

Реальное историческое лицо, главнокомандующий русской армией. Для Толстого он идеал исторического деятеля и идеал человека. «Он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое». К. знал, что «решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». К. сливается с народом, он всегда скромен и прост. Его поведение естественно, автор постоянно подчеркивает его грузность, старческую слабость. К. - выразитель народной мудрости в романе. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. К. умирает тогда, когда исполнил свой долг. Враг вытеснен за границы России, больше этому народному герою нечего делать.