Open
Close

Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификации и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке? Активные методические приемы

В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

Классификация методов обучения

Методы классифицируют по разным признакам:

  • по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
  • по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
  • по источнику учебного материала: словесные, практические;
  • по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
Что такое активные методы обучения?

Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Признаки активных методов обучения

  • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
  • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
  • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
  • мотивированность к обучению.

Классификация активных методов обучения

Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

  • Дискуссионные.
  • Игровые.
  • Тренинговые.
  • Рейтинговые.

Методы и приемы активного обучения

В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

  • Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
  • Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
  • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
  • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
  • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

Что такое интерактивные методы обучения?

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

Задачи интерактивных методов обучения

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о .
  • , сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
  • BarCamp , или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений,

Традиционные типы уроков:

  • изучение нового материала;
  • формирование и закрепление новых знаний;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • комплексное применение знаний;
  • проверка и оценка знаний;
  • комбинированный урок.

Нетрадиционные типы уроков:

  • урок-соревнование (марафон, КВН и т.д.);
  • урок-экскурсия;
  • урок-праздник (Рождество, Масленица и т.п.);
  • урок-диалог;
  • урок-игра;
  • урок-викторина;
  • киноурок;
  • урок-путешествие;
  • урок-спектакль;
  • урок-проект;
  • интегрированный урок;
  • урок-диспут, урок-лекция, урок-обсуждение, урок-конференция и т.п.

Метод в переводе с греческого - «путь к чему-то». Метод – это процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Универсальных методов обучения в педагогике не существует. Использовать только один метод в процессе обучения школьников на уроке невозможно. Как правило, на уроке в зависимости от его типа, цели и задач педагог комбинирует несколько методов обучения. На наш взгляд, в коррекционной школе педагогам может быть частично использована классификация методов обучения, составленная по характеру учебно-познавательной деятельности. Это связано с тем, что успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности школьников, от характера их деятельности. А в данную классификацию заложены степень самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Заметим, что на предметах гуманитарного цикла, характер деятельности, степень самостоятельности и творчества имеют особое значение и служат важным критерием при выборе методов обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания из рассказа педагога, учебной литературы, через пособия и технические средства обучения. Материал обсуждается и осмысливается с помощью репродуктивного (воспроизводящего) мышления. Этот метод чаще всего используют при объяснении нового материала.

Репродуктивный метод обучения - применение изученного материала осуществляется на основе образца или правила. Деятельность учащихся носит алгоритмический характер. Задания и упражнения выполняются по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. Как правило, этот метод используется при формировании и закрепление изученного материала.

Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники становятся свидетелями и соучастниками учебного поиска. Метод используется при изучении нового материала.

Частично-поисковый или эвристический метод - заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач под руководством педагога или на основе методических указаний на карточке, в учебнике и т.п. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися с учебными пособиями. Этот метод используется как на этапе знакомства с материалом, так и на этапе его закрепления и обобщения.

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые максимально самостоятельно выполняют работу. Именно в исследовательской деятельности наиболее полно проявляются инициатива, самостоятельность и творческий поиск. Данный метод чаще всего используют на этапе обобщения и контроля.

Некоторые методические приёмы, используемые на уроках литературного чтения

Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приёмами и средствами. Приём обучения выступает как элемент метода обучения, как его составная часть. Приём не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью метода. Одинаковые приёмы могут быть использованы в разных методах обучения и наоборот. Реальная деятельность обучения состоит из определённых приёмов. Например, приём работы с алгоритмом рассуждения может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследовательский методы. Набор приёмов на уроке зависит от цели и задач, типа урока, этапа урока, используемых методов, вида и способа деятельности учащихся. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.

Средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых педагог осуществляет учебный процесс: дидактические материалы; учебно-наглядные пособия; технические средства обучения и т.п.

«Проблемная ситуация». Данный приём способствует формированию мышления, речи, развивает творческие способности, учит формулировать и отстаивать свою точку зрения. Проблемная ситуация может возникнуть из затруднения, противоречия или удивления. Учитель создаёт проблемную ситуацию и предлагает школьникам найти решение этой проблемы. Приём может быть использован как при обобщении изученного материала, так и при знакомстве с новой темой.

Всё ли в диалоге персонажей в порядке? Вас ничего не удивляет?

Почему мы не можем выполнить это задание (ответить на вопрос)? Чего нам не хватает?

Почему ты выбрал именно этот предмет (ответ)?

Почему ты считаешь, что нужно сделать именно это?

Почему ты думаешь, что я говорю именно об этом герое (произведении)?

А как бы ты поступил на месте героя?

Все ли предметы подойдут нам для …? Что лишнее (чего не хватает)?

«Лови ошибку». Данный приём активизирует внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую ошибку. Учащиеся ищут ошибку группой, парой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к опредёленному мнению, группа озвучивает свой ответ. Ошибка может быть в названии произведения, действиях героя, ответах на вопросы и т.п.

«Да-нетка». Приём формирует умение систематизировать материал, связывать разрозненные факты в единую картину, умение слушать и слышать друг друга. Данный приём используется при фронтальной работе, для того чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание, понимание темы. В коррекционной школе используется облегчённый вариант этого приёма. Педагог задаёт детям вопросы, объединённые какой-то темой или из разных областей. Школьники, отвечая на вопросы, используют в своих ответах только два слова «да» и «нет».

«Послушай, обсудим». С помощью этого приёма школьникам даётся установка на внимательное прослушивание материала и его дальнейшее обсуждение. Это может быть рассказ учителя, чтение текста, доклад ученика. После прослушивания материала ученикам задаются вопросы с учётом индивидуальных особенностей каждого школьника.

«Синквейн». Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Этот приёмов направлен на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроке и используется на этапе закрепления и обобщения материала. Прочитанное произведение предлагается проанализировать по пяти пунктам. Синквейн составляется в соответствии с определенными правилами, данный вариант несколько упрощён для использования в коррекционной школе:

1 строка – предмет, животное или человек понравившейся в произведении. Записывается одним существительным.

2 строка – признаки выбранного предмета, животного или человека - два прилагательных.

3 строка – действия, совершаемые выбранным предметом, животным, человеком - три глагола.

4 строка – предложение, фраза, несущая определенный смысл, выражающая отношение к персонажу.

5 строка – резюме, вывод, отношение к произведению персонажу или ко всему произведению - одно слово или словосочетание.

«Повтори моё и добавь своё». Приём развивает кратковременную оперативную память, помогает выявить знания школьников по изучаемой теме. Приём может быть проведён в виде игры-эстафеты. Учитель (или ученик) называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.

«Хорошо или плохо». Приём, направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Формирует умение находить положительные и отрицательные стороны в предмете, ситуации; умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли. Учитель называет предмет или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Может быть и другой вариант, когда учитель предлагает предмет (ситуацию), а ученик описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта ситуация и т.д. Третий вариант может проходить в виде игры «Продавец и покупатель» или «Купим или нет?». Ученики делятся на продавцов и покупателей. Одни пытаются продать этот предмет и описывают его плюсы, другие не уверены в нужности этой покупки и называют минусы. Роль продавца может быть исполнена каким-то известным персонажем. Он предлагает купить книгу, в которой является главным героем и рассказывает обо всех плюсах этой книги. А какой-то отрицательный персонаж, отговаривает всех покупать эту книгу.

«Коротко и по существу». Приём направлен на развитие умения кратко формулировать свою мысль, как в устной, так и в письменной форме. Этот приём предполагает составление кратких текстов – телеграмм, объявлений, записок, отзывов, аннотаций, рецензий. Возможны два варианты использования этого приёма: более сложный вариант этого приёма заключается в самостоятельном составлении текста; лёгкий вариант – когда школьники определяют вид текста, кому он адресован, кем написан и т.п. Например, учащимся предлагается самим составить текст телеграммы от себя лично или от какого-то персонажа. Кратко написать самое важное, что-то пожелать герою произведения, о чём-то просить, пригласить куда-то. Телеграмму можно адресовать и соседу по парте, например с рекомендацией прочитать какую-то сказку.

«Встреча с героем». Приём направлен на формирование умения самостоятельно формулировать и задавать вопросы. Данный приём предполагает создание диалога с персонажем произведения. Учитель создаёт речевую ситуацию, в которой школьникам предлагается представить, что им предстоит встреча с героем изучаемого произведения. Учитель просит сформулировать и задать этому герою один-два вопроса. Можно попросить школьников предположить, что ответит на заданный вопрос герой.

«Шкатулка». Приём направлен на развитие мыслительных операций, умения обобщать и выделять главное, а также на развитие связной устной речи при доказывании правильности выбора предмета. Педагог предлагает заполнить шкатулку (корзинку), положив в неё, например, качества характера персонажа, пожелания герою, предметы, которые пригодятся ему в дальней дороге и т.д. Использование шкатулки или корзины не обязательно, карточки с изображением предметов, названиями предметов, пожеланиями могут прикрепляться на магнитную доску, раскладываться на парте и т.п. Свой выбор школьники обязательно объясняют.

«Без слов». Приём направлен на развитие невербальной коммуникации, творческой активности. Этот приём предполагает использование элементов драматизации. С помощью мимики и жеста учащимся предлагается продемонстрировать своё эмоциональное отношение к герою, ситуации, показать повадки и характер героя, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.

«Диктант значений». Приём направлен на формирование активного словаря школьников, на умение определять предмет по его признакам, действиям и назначению. В этом приёме учитель диктует не слова, а их значение. Это может быть диктант, а может быть кроссворд. Например, футляр для стрел – колчан.

«Хочу спросить» или «Задай вопрос».

Вопросы могут задаваться не только к тексту, но и к иллюстрациям, конкретной ситуации. Ученик может начать со слов «Хочу спросить…» или сразу задавать интересующий вопрос. Для подготовки вопросов отводится некоторое количество времени, вопросы могут быть записан на листочке. Могут быть использованы опоры в виде карточек с первыми словами-вопросами (как, почему, что, где и т.д.). Также для этого приёма используют подстановочные таблицы.

«Согласен – не согласен». Приём способствует актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение выражать свое мнение, грамматически правильно оформлять высказывание. Школьникам предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений. Утверждение может быть как верным, так и нет. Ответ на утверждение необходимо начать словами: «Да я согласен с вами, что… или Нет, я не согласен с вам, что...».

«Верно – неверно». Приём способствует формированию умения высказывать и отстаивать свою точку зрения. В данном приёме школьникам предлагаются утверждения. Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями. Ученик должен ответит это верно или неверно и обосновать свою точку зрения.

«Что было бы если бы…». Этот приём направлен на развитие речетворчества школьников, воображения, на умение прогнозировать и изменять ситуацию. Учащимся предлагается пофантазировать и предположить, как бы развивались события в произведении если бы ситуация или действия персонажа были несколько иными.

«Публичное выступление». Данный приём направлен на формирование умения уверенно и спокойно выступать с небольшим докладом перед классом. Учащимся предлагается подготовить дома выступление по теме. В зависимости от уровня школьников поиск материала к теме происходит самостоятельно, ученику может быть дан план доклада, вопросы или учитель даёт готовый текст доклада.

«Артисты и зрители». Данный приём направлен на развитие творческих способностей учащихся и предполагает использование драматизации разных форм. Постанову групповых и индивидуальных сценок, спектаклей. Работа проходит в основном во внеурочное время.

«Задай вопрос». Приём направлен на повышение интереса к учебному материалу и формирует умение содержательно формулировать вопросы. Педагог просит составить к тексту (абзац, отрывок, глава) как можно больше вопросов или указывает конкретное число вопросов.

Прежде всего назовем метод художественно-педагогической драматургии, который разработан Л.М. Предтеченской и уже давно используется в практике преподавания предмета «Мировая художественная культура» в старших классах школы1. Этот метод, соединяя в себе законы развития действия в динамических видах искусства, прежде всего в драматургии, и законы построения школьного урока, помогает композиционно выстроить урок искусства как единое художественно-педагогическое целое. Выделяется несколько этапов, вытекающих один из другого и образующих единую линию урока: с момента его зарождения (экспозиция, завязка, создание проблемной ситуации), через развитие (разработка проблемы) к его вершине (кульминация) и, наконец, к его спаду (развязка). Но развязкой действие урока не завершается: как и художественное произведение, урок искусства, запав в души учеников, разбудив их мысль и чувство, будет для них продолжаться и за стенами класса в их размышлениях и поступках -- этот важный этап урока, который не имеет конца, мы называем «последействием». Использование метода художественно-педагогической драматургии дает возможность слить линию события урока с линией переживания учеников, а значит, создать максимально благоприятные условия для возникновения общения между тремя «партнерами» урока искусства. Кроме того, этот метод позволяет достичь еще одного очень важного в преподавании искусства результата -- целостности впечатления школьников от художественного явления, которому посвящен урок: в сознании ребят создается и надолго запечатлевается его образ. Не просто знание, а именно образ, художественная картина, т. е. то, что коснулось чувств и эмоций, что пережито и прочувствовано, имеет личностный смысл.

Художественное восприятие, сопереживание -- сложнейшая психическая деятельность, в которой участвуют все ее сферы: как сознание, так и «неосознаваемое психическое» с его интуицией, эмоциями, воображением. Организуя сопереживание учеников на уроке, нужно включить в работу все названные «механизмы психической деятельности», причем не только включить, но и настроить их на нужную волну -- на одну волну с художественным произведением, которое рассматривается в классе. Урок должен не только нести информацию о художественном произведении -- историю его создания, сведения об авторе и т. д., но и быть пронизан его пафосом. Пафос художественного произведения должен царить на уроке, определяя его интонацию, его темп, его ритм, проникать во все его элементы. И среди средств выразительности урока МХК, определяющих его пафос и доносящих его до учеников, -- литературные и музыкальные эпиграфы, а также другие виды использования на уроке, посвященном какому-либо одному виду искусства, произведений других искусств.

Важнейшим средством выразительности урока МХК -- урока искусства является его речевой текст. учитель художественной культуры, несомненно, должен быть способен к воодушевленному рассказу, образному высказыванию, должен уметь использовать в своей речи изобразительно-выразительные средства искусства слова, должен владеть и некоторыми секретами актерского мастерства, которые придадут его языку интонационную выразительность, а его поведению -- артистизм.

К художественно-педагогическим средствам выразительности урока мировой художественной культуры нужно отнести и приемы организации «высказывания» искусства , к которым относится выбор художественных произведений (или фрагментов из них), которые будут «высказываться» на уроке. Важно отобрать произведения, наиболее ярко характеризующие автора и эпоху, в которую они созданы, и в то же время интересные и близкие нашим ученикам. Необходимо также, учитывая психологические аспекты восприятия, определить количество «высказываний» и их продолжительность. К внешним условиям восприятия относятся и качество аудиовизуальных средств и звуковоспроизводящей аппаратуры, и создание в классе обстановки, близкой к обстановке концертного зала или театра.

Организацию процесса восприятия учениками «высказываний» искусства на уроке, т. е. внутренних условий восприятия, продумана в соответствии с его этапами, которые определены наукой о художественном восприятии: это подготовка к восприятию (или пред настройка), непосредственный процесс восприятия (или процесс первоначального восприятия) и осмысление восприятия.

Первый этап -- подготовка к восприятию заключается в создании условий для внутренней готовности учеников к общению с искусством -- установки на восприятие. Она формируется всем предшествующим восприятию ходом урока с помощью художественно-педагогических средств, о которых говорилось выше. Наши ученики должны захотеть увидеть, услышать или прочитать то или иное произведение, ожидать его «высказывания» на уроке.

Второй этап -- непосредственная, «лицом к лицу», встреча учеников с искусством. Первое впечатление, полученное школьниками от художественного произведения, может оказаться очень сильным, надолго им запомниться, определит дальнейший ход восприятия. На чем нужно заострить внимание при организации этого важного этапа? Во-первых, на постановке перед учениками задачи предстоящего литературного чтения, прослушивания музыкального произведения или просмотра картины. Во-вторых, на создании условий для замирания физических действий учеников В-третьих, на предоставлении достаточного (не меньше, но и не больше) количества времени для первоначального восприятия, в которое должна войти обязательная пауза после прослушивания или просмотра произведения искусства. Переход к следующему этапу восприятия -- осмысление увиденного или услышанного -- следует осуществлять очень мягко, осторожно, боясь разрушить то эмоциональное состояние, в котором еще находятся ученики. На третьем этапе восприятия у учеников должно начаться прояснение первого впечатления, его корректировка, проникновение в глубь произведения -- т. е. должно начаться его осознание. (Отметим, что осознания как такового на уроке может и не произойти, у кого-то оно произойдет спустя некоторое время или же не произойдет вовсе.) Здесь школьники вступают в диалог с автором произведения, выражают свое согласие или несогласие с ним. Средством организации деятельности учащихся на этом этапе восприятия станет художественно-педагогический анализ. Выделим его принципы.

  • 1. Художественно-педагогический анализ не разрушает целостности восприятия. Рассмотрение отдельных частей, фрагментов, деталей произведения, т. е. «выборочный ход восприятия», осуществляется в тесной связи с «целостным охватом произведения».
  • 2. Художественно-педагогический анализ осуществляет подход к произведению, который наполнен смыслом для ученика. А это значит, что он: вовлекает в работу весь психический аппарат учеников: эмоции, воображение, мысль; делает восприятие учениками произведения искусства сознательным; способствует в процессе разбора произведения и в связи с ним возникновению у школьников взаимосвязей между художественным произведением и уже известными им фактами, представлениями, чувствами, ощущениями, жизнью самих учеников.
  • 3. Проникая в замысел произведения и выводя учеников на диалог с его автором, художественно-педагогический анализ опирается на форму произведения, которая рассматривается не как набор технических средств, а как форма содержательная, выражающая художественное содержание.
  • 4. Конспект урока МХК «Романтизм в зарубежной музыке. Фридерик Шопен(1810-1849).

План урока.

Этапы урока.

Их логический смысл.

Вопросы к ученикам.

I.литературные и муз.эпиграфы

(Второй концерт для фортепиано с оркестром)

Экспозиция.

II.Шопен- нац. польский композитор

Завязка и постановка

проблемы.

Почему музыку Шопена, которого поляки национальной гордостью,

называют близкой люди всего мира?

III.Концерт в парке Шопена.

«Революционный этюд».

  • 1)прослушивание-1
  • 2)Беседа. Шопен и борьба Польши за нац. Независимость.
  • 3)прослушивание-2 С одновременным просмотром картины Э.Делакруа «Свобода,

ведущая народ».

4)Беседа. Шопен и Делакруа.

Разработка.

Образ Польши, борющейся за национальную

независимость в

творчестве Шопена.

Свободолюбивые идеи в

Тоска по Родине в

творчестве Шопена.

Какие события происходили в это время в Польше?

Что роднят эти произведения?

IV.Мазурка №2, соч.24.

  • 1)прослушивание
  • 2)картина народного сельского быта
  • 3)самобытность произведений Шопена

Шопен- нац. Польский

композитор. Влияние на

творчество Шопена

польской народной

Какую картину вызывает в вашем воображении эта муз. миниатюра?

Можно ли сказать, что мазурка Шопена является только лишь

Подражанием народному танцу?

V. Исполнительское

мастерство Шопена

Разработка

VI.Полонез №6- напоминание о былом величии Польши

  • 1)прослушивание
  • 2)беседа
  • 3)высказывания великих людей о

4)значение музыки Шопена.

Кульминация . Конкретно-

исторический смысл

музыки Шопена и её

общечеловеческое

значение

О чём повествует музыка

полонеза, обращенная к современникам композитора?

VII.Ноктюрн №2

Развязка. Своеобразие

ноктюрнов Шопена.

Сценарий урока- концерта.

«Мое сердце там, где моя родина».

Надпись на мемориальной доске в Варшаве, где хранится сердце Шопена.

« …Какая красота в творчестве,

Какое совершенство…

Какое величие!»

А.Рубинштейн.

Урок начинается звучанием второй части фортепианного концерта № 2 Фридерика Шопена, написанного в 1829г. в Варшаве. Далее следует рассказ учителя. В центральном парке Варшавы стоит памятник Фридерику Шопену. Он создаёт возвышенный романтический образ национального польского композитора, вдохновенного своей родиной. Люди всего мира любят музыку Шопена, но особенно чтут память о нём в Польше, в стране, где находится сердце композитора. Тело Шопена покоится на кладбище пер-Лашез во Франции, где композитору пришлось прожить последние двадцать лет жизни, а его сердце по просьбе самого Шопена, было привезено на родину и с тех пор бережно хранится в костеле Св. Хреста в Варшаве.

Музыку этого композитора считают родной и близкой люди самых разных национальностей. Его музыка звучит в лучших концертных залах всей планеты. Чем же это объяснить? Задумаемся над этим вопросом, слушая музыку Шопена на сегодняшнем уроке.

Представим, что мы находимся на родине композитора, в Варшавском парке Шопена. Здесь каждое летнее воскресение устраиваются концерты: лучшие пианисты разных стран исполняют произведения Шопена. И вот концерт начинается. Все слушают музыку… звучит этюд №12. После окончания музыки, ученики, стараясь не нарушать возвышенные атмосферы, отвечают на вопросы: какие чувства охватывают нас, когда мы слушаем это произведение? Какой образ создает оно? Весь этюд пронизан горячим дыханием борьбы, переел нами возникает образ революционной Польши. Этюд написан в 1831 году. Ученики отвечают на вопрос: какие события происходили в это время в Польше? Как раз тогда, в 1830-1831 гг. в Польше произошло восстание за национальную независимость.

Фридерик Шопен воспитывался в духе свободолюбия и патриотизма, еще в юности Фридерик слышал речи, исполненные горячей любви к родине, ненависти к угнетателям. Закончив в 1826 году Лицей, Шопен поступил в высшую музыкальную школу. Ее студенты часто посещали университет, который был одним из центров национально - освободительного движения. В ноябре 1830 года Шопен покинул Польшу совершенствовать свое мастерство. В ноябре это го же года в Варшаве вспыхнуло восстание. Скорбь и отчаяние охватили Шопена, именно тогда он создал «Революционный этюд». На экран проецируется картина Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ». Что роднит эти произведения? Музыка Шопена и картина Делакруа удивительно созвучны друг другу. И этюд и картина - произведения романтические, ярко раскрывающие меры ощущения людей того времени, создают образ вдохновенной борьбы, оба пронизаны жаждой свободы.

Несколько позже французский художник Эжен Делакруа и Польский композитор Фридерик Шопен стали близкими друзьями. На экране - «Портрет Шопена» Э Делакруа.

Другая музыка - другие представления и образы рождает она. Начинает звучать Мазурка № 2. Соч. 24. Какую картину вызывает в нашем воображении эта миниатюра? Мы слышим танец - веселый и живой, и в то же время несколько сдержанный. Музыка его очень изобразительна - благодаря тому, что Шопен, создавая ее воспользовался средствами выразительности широко распространенного в польском народе танца мазурки. Шопен вводит в свою мазурку подражание народному польскому музыкальному инструменту. Шопен прекрасно знал и любил польскую народную музыку, она взрастила его талант. За свою жизнь Шопен написал около 60 мазурок. Назвав мазурку жанровой «картинкой», можно-ли сказать, что она является лишь простым подражанием народному танцу? Нет, это не подражание танцу, а как бы рассказ о нем, где главное - личность композитора, образ его души. Шопен - романтик поэтизирует народный быт, любуется им. Поэтому деревенская мазурка превратилась под рукой художника - музыканта в изящную, отточенную музыкальную миниатюру.

Представим, что у себя на родине играет для своих соотечественников сам Шопен. И для выступления он выбрал один из своих знаменитых полонезов. Звучит полонез №6 о чем повествует музыка полонеза, обращенная к современникам композиторам? Перед слушателями разворачивается грандиозное торжественное шествие. Повелительные аккорды и размеренное движение старинного танца, влекут за собой, напоминая о страницах прошлого Польши. Нужна ли была такая музыка полякам? Напоминание о былом величии Польши было необходимо полякам, охваченным идеей национальной независимости. И тогда, во времена Шопена, его полонезы имели огромное общечеловеческое значение, определившее им вечную жизнь - в них, по словам Ф. Листа, «слышится как бы твердая, тяжелая поступь людей, выступающих с доблестной отвагой против всего самого наглого и несправедливого в судьбе человека».

  • - Трудно найти что-нибудь столь же совершенное. Он больше, чем кто-нибудь другой напоминает Моцарта.
  • - Да, Шопен - самый выдающийся композитор, Шопен в музыке - это то же, что Пушкин в поэзии, - выразил мнение о своем любимом композиторе Л.Н. Толстой.

Теперь под Варшавским небом звучит лирическая мелодия Ноктюрна №2. Шопен не был основоположником ноктюрна, но он «вознес ноктюрн на небывалую художественную высоту, сделав его одним из ярчайших выразителей романтического стиля».

Стимулом в психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • 1. словесные,
  • 2. наглядные и практические методы,
  • 3. репродуктивные и поисковые методы,
  • 4. методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.
  • 1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
  • 2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
  • 3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
  • 4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Для повышения мотивации учения целесообразно использование так называемых «контрактов» (индивидуальных и групповых договоров), заключаемых между учителем и учащимися. В таком добровольном контракте соглашении (после совместного обсуждения) фиксируется чёткое соотношение объёмов учебной работы, её качества и оценок. Контракты, с одной стороны, стимулируют и организуют самостоятельное и осмысленное учение школьников, а с другой стороны, они создают в процессе обучения психологическую атмосферу уверенности и безопасности, свободы и ответственности.

Одна из составляющих мотивации - умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.

  • - Что вы уже знаете об этой теме?
  • - Подберите слова об этом или на эту тему.

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения - это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:

Вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.

Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли.

  • ? вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
  • ? вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины - шаг к более глубокому пониманию.
  • ? Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, дома нарисовать рисунок на понравившуюся тему).
  • ? Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей.
  • ? Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок - один из действенных методов обучения и развития учащихся.

Необходимо также стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т.п.) В настоящее время принцип деятельностного подхода в образовании становится ведущим, и школьная практика требует конкретных технологий, обеспечивающих его реализацию. Поэтому, на наш взгляд, особое место должна занять организация общения сверстников, чему могут способствовать особые (например, проектные) формы организации учения. В чем же суть обучения учащихся в форме проектной деятельности?

Виды деятельности: урок - путешествие, беседы, виртуальные экскурсии, проектная деятельность, работа в разных художественных техниках с различными художественными материалами.

Виды работ, выполненных учениками: Рисунки, поделки, коллективные проекты.

Желательно, проведение выставок в конце урока.

Следует отметить важность наглядных пособий, различных репродукций, распечатанного текста.

Использовать внеурочные формы обучения: экскурсии в художественные галереи, архитектурные заповедники, культурные центры. Такие формы работы, расширяют кругозор, и формирует эстетический вкус ребенка.

Коменский считал, что познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств. Однако не всегда учитель может организовать изучение самих предметов, самих явлений. Методист предлагал в этом случае «употребить замену их, т.е. копии или картины, заготовленные для учебных целей», которые должны быть понятны ученикам и без сомнения верными. Осуществляя наглядное обучение, учитель, по мнению Коменского, должен придерживаться следующих важных правил: необходимо сначала воспринимать предмет в целом, а затем каждую часть отдельно. Изучение частей предмета должно идти в определенной последовательности, от начала до конца, «чтобы глаз оставался на каждой части столь долго, пока не будет верно схвачен весь предмет, в его различных подробностях». Эти советы по методике применения наглядности сохраняют свою ценность и для современной методики преподавания.

Что касается непосредственно самих уроков, следует учитывать возраст учеников. В данном случае мы рассматриваем среднюю школу. 6-7 класс.

Необходимо следить за дисциплиной. Это залог успеха и продуктивной работы в данной возрастной категории.

Так же не стоит забывать о ведущей роли интереса.

Например, при проведении урока «Народный костюм» следует принести на занятие как можно больше наглядных пособий. На моих уроках были настоящие китайские костюмы и соломенные шляпы. Так же распечатанные репродукции и прочий дополнительный материал. Чем больше материала, тем больше полет фантазии, а соответственно более продуктивная работа.

Необходимо помнить о технике безопасности, особенно на декоративно прикладных уроках.

Например, урок посвященный азиатским животным.

Во время работы с ножницами следует тщательно следить за дисциплиной. Нельзя допускать, чтобы дети передвигались по классу или проворачивались к соседям по партам. Педагог должен внимательно следить за этим.

Так же стоит приучать детей к порядку. Не стоит завершать урок и освобождать детей до того. Как они уберут свое рабочее место и протрут парты от клея и грязи. Можно назначить дежурного или же попросить каждого убрать за собой.

Что касается урока «Далекая Азия. Особенности флоры» то тут следует сделать акцент на «чистое творчество» и экспрессию.

Не следует ожидать от учеников качественных и хороших работ. Но нужно заинтересовать их. Продемонстрировать новую технику и пробудить желание работать с ней.

Именно поэтому стоит, как можно больше времени посвятить практической части.

Методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения.

Прием - это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Например, прием записи студентами базовых понятий применяется при объяснении преподавателем нового материала, при самостоятельной работе с первоисточником. В процессе обучения методы и приемы применяются в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности студентов в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания студентов, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Классификация методов обучения

В современной дидактике выделяют:

    словесные методы (источником является устное или печатное слово);

    наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);

    методы проблемного обучения.

Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства студентов. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ - устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала. Продолжительность рассказа по времени 20 — 30 минут. Метод изложения учебного материала отличается от объяснения тем, что он носит повествовательный характер и применяется при сообщении студентами фактов, примеров, описании событий, явлений, опыта работы предприятий, при характеристике литературных героев, исторических деятелей, ученых и т. д. Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов и кинофрагментов, фотодокументов.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогически требований:

    рассказ должен обеспечить идейно-нравственную направленность преподавания;

    включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

    иметь четкую логику изложения;

    быть эмоциональным;

    излагаться простым и доступным языком;

    отражать элементы личной оценки и отношения преподавателя к излагаемым фактам, событиям.

Объяснение . Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий, правил, законов. Доказательность обеспечивается, прежде всего, логичностью и последовательностью изложения, убедительностью и ясностью выражения мыслей. Объясняя, преподаватель отвечает на вопросы: «Что это такое?», «Почему?».

При объяснении должны хорошо использоваться различные средства наглядности, которые способствуют вскрытию существенных сторон, изучаемых тем, положений, процессов, явлений и событий. В ходе объяснения целесообразно ставить периодически вопросы перед студентами с целью поддержания их внимания и познавательной активности. Выводы и обобщения, формулировки и объяснения понятий, законов должны быть точными, ясными и краткими. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Использование метода объяснения требует:

    последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

    использования сравнения, сопоставления, аналогии;

    привлечение ярких примеров;

    безукоризненной логики изложения.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит студентов к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

Преподаватель, опираясь на знания и опыт студентов, последовательной постановкой вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний. Вопросы ставятся перед всей группой, и после небольшой паузы (8-10 секунд) называется фамилия студента. Это имеет большое психологическое значение — вся группа готовится к ответу. Если студент затрудняется ответить, не следует «вытягивать» из него ответ — лучше вызвать другого.

В зависимости от цели занятия применяются различные виды беседы: эвристическая, воспроизводящая, систематизирующая.

    Эвристическая беседа (от греческого слова «эврика» — нашел, открыл) применяется при изучении нового материала.

    Воспроизводящая беседа (контрольно-проверочная) имеет цель закрепления в памяти студентов ранее изученного материала и проверку степени его усвоения.

    Систематизирующая беседа проводится с целью систематизации знаний студентов после изучения темы или раздела на повторительно- обобщающих уроках.

    Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с группами в целом, так и с отдельными группами студентов.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль студента. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих па угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующие преимущества:

    активизирует студентов;

    развивает их память и речь;

    делает открытыми знания студентов;

    имеет большую воспитательную силу;

    является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

    требует много времени;

    содержит элемент риска, (студент может дать неправильный ответ, который воспринимается другими студентами и фиксируется в их памяти).

Беседа, в сравнении с другими информационными методами, обеспечивает относительно высокую познавательную и мыслительную активность студентов. Она может быть применена при изучении любого учебного предмета.

Дискуссия . Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда студенты обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения. Работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством преподавателя или самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:

Конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного без подробностей и второстепенных деталей. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответов на вопросы плана.

Конспекты бывают текстуальные, составленные путем дословной выписки из текста отдельных положений, наиболее точно выражающих мысль автора, и свободные, в которых авторская мысль изложена своими словами. Чаще всего составляют смешанные конспекты, некоторые формулировки переписываются из текста дословно, остальные мысли излагаются своими словами. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы в конспекте точно была передана мысль автора.

Составление плана текста : план, может быть, простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

Тестирование - краткое изложение основных мыслей прочитанного.

Цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).

Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

Рецензирование - написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

Составление справки : справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т. д.

Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.

Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними. Выдвигаются и аргументируются отдельные научные положения, освещаются различные точки зрения по изучаемой проблеме и обосновываются правильные позиции. Лекция — самый экономичный путь получения информации студентами, так как в лекции педагог может сообщить научные знания в обобщенном виде, почерпнутые из многих источников и которых еще нет в учебниках. Лекция, кроме изложения научных положений, фактов и событий, несет в себе силу убеждений, критической оценки, показывает студентам логическую последовательность раскрытия темы, вопроса, научного положения.

Чтобы лекция была эффективной, необходимо соблюдать ряд требований к ее изложению.

Лекция начинается сообщением темы, плана лекции, литературы и кратким обоснованием актуальности темы. Лекция обычно содержит 3-4 вопроса, максимум 5. Большое число вопросов, включенных в содержание лекции, не позволяет обстоятельно их изложить.

Изложение материала лекции ведется в соответствии с планом, в строгой логической последовательности. Изложение теоретических положений, законов, раскрытие причинно-следственных связей осуществляется в тесной связи с жизнью, сопровождается примерами и фактами) применением различных средств наглядности, аудиовизуальных средств.

Преподаватель непрерывно следит за аудиторией, за вниманием студентов, и в случае его падения, принимает меры по повышению интереса студентов к материалу: изменяет тембр и темп речи, придает ей большую эмоциональность, ставит перед студентами 1-2 вопроса или минуту-две отвлекает их шуткой, интересным, забавным примером (меры по поддержанию интереса студентов к теме лекции планируются преподавателем).

На уроке лекционный материал объединяется с творческими работами студентов, делая их активными и заинтересованными участниками урока.

Задача каждого преподавателя не только дать готовые задания, но и учить студентов добывать их самостоятельно.

Виды самостоятельной работы разнообразны: это и работа с главой учебного пособия, конспект или тегирование ее, написание докладов, рефератов, подготовка сообщений по тому или иному вопросу, составление кроссвордов, сравнительных характеристик, рецензирование ответов студентов, лекций учителя, составление опорных схем и графиков, художественные рисунки и их защита и т.п.

Самостоятельная работа - важный и нужный этап в организации урока, и ею необходимо продумывать наиболее тщательно. Нельзя, например, «отослать» студентов к главе учебника и просто предложить им законспектировать ее. Особенно если перед вами первокурсники, да еще слабая группа. Лучше всего дать сначала ряд опорных вопросов. При выборе вида самостоятельной работы надо подходить к студентам дифференцированию, учитывая их возможности.

Форма организации самостоятельной работы, наиболее способствующая обобщению и углублению ранее приобретенных знаний и — главное — развитию умений самостоятельно овладевать новыми знаниями, развитию творческой активности, инициативы, склонностей и способностей — это семинарские занятия.

Семинар - один из эффективных методов проведения занятий. Проведению семинарских занятий обычно предшествуют лекции, которые определяют тему, характер и содержание семинара.

Семинарские занятия обеспечивают:

    решение, углубление, закрепление знаний, полученных на лекции и в результате самостоятельной работы;

    формирование и развитие навыков творческого подхода к овладению знаниями и самостоятельному изложению их перед аудиторией;

    развитие активности студентов в обсуждении вопросов и проблем, поставленных на обсуждение семинарского занятия;

    семинарам присуща также функция контроля знаний.

Семинарские занятия в условиях колледжа рекомендуется проводить в учебных группах второго и старших курсов. Каждое семинарское занятие требует большой и тщательной подготовки, как преподавателя, так и студентов. Преподаватель, определив тему семинарского занятия, заблаговременно (за 10-15 дней) составляет план семинара, в котором указывается:

    тема, дата и учебное время семинарского занятия;

    вопросы, выносимые на обсуждение семинара (не более 3-4 вопросов);

    темы основных докладов (сообщений) студентов, раскрывающих главные проблемы темы семинара (2-3 доклада);

    список литературы (основной и дополнительной), рекомендованной студентам для подготовки к семинару.

План семинара доводится до студентов с таким расчетом, чтобы студенты располагали временем, достаточным для подготовки к семинару.

Занятие начинается со вступительного слова преподавателя, в котором преподаватель сообщает цель и порядок проведения семинара, указывает на какие положения темы следует обратить внимание в выступлениях студентов. Если в плане семинара предусмотрено обсуждение докладов, то после вступительного слова преподавателя заслушиваются доклады, а затем идет обсуждение докладов и вопросов плана семинара.

В ходе семинара преподаватель ставит дополнительные вопросы, стремиться побудить студентов перейти к дискуссионной форме обсуждения отдельных положений и вопросов, поставленных преподавателем.

В конце занятия преподаватель подводит итоги семинара, дает аргументированную оценку выступлениям студентов, уточняет и дополняет отдельные положения темы семинара, указывает, над какими вопросами следует поработать студентам дополнительно.

Экскурсия - один из методов приобретения знаний, является составной частью учебного процесса. Учебно-познавательные экскурсии могут быть обзорно-ознакомительные, тематические и проводятся они, как правило, коллективно под руководством преподавателя или специалиста-экскурсовода.

Экскурсии — довольно эффективный метод обучения. Они способствуют наблюдательности, накоплению сведений, формированию визуальных впечатлений.

Учебно-познавательные экскурсии организуются на базе производственных объектов с целью общего ознакомления с производством, его организационной структурой, отдельными технологическими процессами, оборудованием, видами и качеством выпускаемой продукции, организацией и условиями труда. Такие экскурсии имеют очень большое значение для профориентации молодежи, привития любви к избранной профессии. Студенты получают образно-конкретное представление о состоянии производства, уровне технической оснащенности, о требованиях современного производства к профессиональной подготовке работников.

Экскурсии могут быть организованы в музей, фирму и офис, в заповедные места по изучению природы, на различного рода выставки.

Каждая экскурсия должна иметь четкую учебно-познавательную и воспитательную цель. Студенты должны ясно представлять, какова цель экскурсии, что они должны выяснить и узнать в процессе экскурсии, какой собрать материал, как и в какой форме, обобщить его, составить отчет по итогам экскурсии.

Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

    применяемая наглядность должна соответствовать возрасту студентов;

    наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы студенты могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

    необходимо четко выделить главное, существенное при показе иллюстраций;

    детально продумать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

    демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

    привлекать самих студентов к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

Методы практического обучения

Практические методы обучения основаны на практической деятельности студентов. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста студентов.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них студенты совершают умственную и практическую работу.

Пo степени самостоятельности студентов при выполнении упражнений выделяют:

    упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления — воспроизводящие упражнения;

    упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий студент про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции; такие упражнения называют комментируемыми. Комментирование действий помогает преподавателю обнаружить типичные ошибки, внести коррективы в действия студентов.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и вниманию студентов. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы студентов по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т. д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает студентам лучше воспринимать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы, в зависимости от степени самостоятельности студентов при их выполнении, могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Творческие работы студентов. Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей студентов, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач. К творческим работам студентов относятся: написание рефератов, сочинений, рецензий, разработка курсовых и дипломных проектов, выполнение рисунков, эскизов и различного рода других творческих заданий.

Лабораторные работы - это проведение студентами по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение студентами каких- либо явлений с помощью специального оборудования.

Практическое занятие - это основной вид учебных занятий, направленный на формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков.

Лабораторно-практические занятия играют важную роль в процессе обучения студентов. Значение их состоит в том, что они способствуют развитию у студентов умения применять теоретические знания к решению практических задач, вести непосредственно наблюдения за происходящими процессами и явлениями и на основе анализа результатов наблюдения учатся самостоятельно делать выводы и обобщения. Здесь студенты приобретают самостоятельно знания и практические навыки обращения с приборами, материалами, реактивами, оборудованием. Лабораторные и практические занятия предусмотрены учебными планами и соответствующими учебными программами. Задача преподавателя — методически правильно организовать выполнение студентами лабораторно-практических работ, умело направить деятельность студентов, обеспечить занятие необходимыми инструкциями, методическими пособиям, материалом и оборудованием; четко поставить учебно-познавательные цели занятия. Важно также при проведении лабораторных и практических работ ставить перед студентами вопросы творческого характера, требующие самостоятельной постановки и решения проблемы. Преподаватель осуществляет контроль за работой каждого студента, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается, дает индивидуальные консультации, всемерно поддерживает активную познавательную деятельность всех студентов.

Проводятся лабораторные работы в иллюстрированном или исследовательском плане.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер.

Методы проблемного обучения

Проблемное обучение предполагает создание проблемных ситуаций, т. е. таких условий или такой обстановки, при которых необходимость процессов активного мышления, познавательной самостоятельности студентов, нахождение новых неизвестных еще способов и приемов выполнения задания, объяснения еще непознанных явлений, событий, процессов.

В зависимости от уровня познавательной самостоятельности студентов, степени сложности проблемных ситуаций и способов их решения различают следующие методы проблемного обучения.

Сообщающее изложение с элементами проблемности . Этот метод предполагает создание единичных проблемных ситуаций незначительной сложности. Преподаватель создает проблемные ситуации лишь на определенных этапах урока, с тем, чтобы вызвать интерес студентов к изучаемому вопросу, сконцентрировать их внимание на своих словах и действиях. Проблемы решаются по ходу изложения нового материала самим преподавателем. При использовании в обучении данного метода роль студентов довольно пассивна, уровень их познавательной самостоятельности невысок.

Познавательное проблемное изложение . Суть данного метода состоит в том, что преподаватель, создавая проблемные, ситуаций, ставит конкретные учебно-познавательные проблемы и сам в процессе изложения материала осуществляет показательное решение поставленных проблем. Здесь на личном примере преподаватель показывает студентам какими приемами и в какой логической последовательности следует решать проблемы, возникшие при данной ситуации. Усваивая логику рассуждений и последовательность поисковых приемов, которыми пользуется преподаватель в процессе решения проблемы, студенты производят действия по образцу, мысленный анализ проблемных ситуаций, сопоставляют факты и явлений и знакомятся со способами построения доказательства.

На таком уроке преподаватель использует широкий круг методических приемов — создание проблемной ситуации с целью постановки и решения учебно-познавательной проблемы: объяснение, рассказ, применение технических средств и наглядных учебных пособий.

Диалогическое проблемное изложение . Преподаватель создает проблемную ситуацию. Решение проблемы идет совместными усилиями преподавателя и студентов. Наиболее активная роль студентов проявляется на тех этапах решения проблемы, где требуется применение уже известных им знаний. Этот метод создает довольно широкие возможности для активной творческой, самостоятельной познавательной деятельности студентов, обеспечивает тесную обратную связь в обучении, студент привыкает высказывать свои мнения вслух, доказывать и отстаивать их, что, как нельзя лучше, воспитывает активность его жизненной позиции.

Эвристический или частично-поисковый метод применяется тогда, когда преподаватель ставит цель обучить студентов отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами студентов частичный поиск новых знаний. Поиски решения проблемы осуществляются либо в виде определенных практических действий, либо путем наглядно- действенного или абстрактного мышления — на основе личных наблюдений или информации, полученной от преподавателя, из письменных источников и т. д. Как и при других методах проблемного обучения, преподаватель в начале занятия ставит перед студентами проблему в словесной форме, или путем демонстрации опыта, или в виде задания, состоящего в том, чтобы на основе полученной информации о фактах, событиях, устройстве различных машин, агрегатов, механизмов студенты сделали самостоятельные выводы, пришли к определенному обобщению, установили причинно-следственные связи и закономерности, существенные различия и принципиальные сходства.

Исследовательский метод. В деятельности преподавателя при применении исследовательского и эвристических методов мало отличий. Оба метода с точки зрения построения их содержания идентичны. Как и эвристический, так и исследовательский методы предполагают постановку учебных проблем и проблемных задач; управление преподавателем учебно-познавательной деятельностью студентов, а студенты в том и другом случае усваивают новые знания, в основном путем решения учебных проблем.

Если в процессе реализации эвристического метода, вопросы, указания и частные проблемные задания носят упреждающий характер, т. е. ставятся до или в процессе решения проблемы, и они выполняют направляющую функцию, то при исследовательском методе вопросы ставятся после того, как студенты в основном справились с решением учебно - познавательной проблемы и постановка их служит для студентов средством контроля и самопроверки правильности своих выводов и понятий, приобретенных знаний.

Исследовательский метод, таким образом, является более сложным и характеризуется более высоким уровнем самостоятельной творческой поисковой деятельности студентов. Он может быть применен на занятиях со студентами, обладающими высоким уровнем развития и довольно хорошими навыками творческой работы, самостоятельного решения учебно- познавательных проблем, ибо этот метод обучения по своему характеру приближается к научно-исследовательской деятельности.

Выбор методов обучения

В педагогической науке на основе изучения и обобщения практического опыта преподавателей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

Выбор метода обучения зависит:

    от общих целей образования, воспитания и развития студентов и ведущих установок современной дидактики;

    от особенностей изучаемого предмета;

    от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

    от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

    от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

    от возрастных особенностей студентов;

    от уровня подготовленности студентов (образованности, воспитанности и развития);

    от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

    от возможностей и особенности преподавателя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, педагогический работник стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности студентов.