Open
Close

Инновационные методики преподавания в образовательном процессе ДХШ и ДШИ, а именно: использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Об инновациях в преподавании музыкально-теоретических предметов и не только

ЯМАЛО – НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ НАДЫМСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

П. ПРАВОХЕТТИНСКИЙ»

Методическая работа

«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

и их использование в образовательном процессе в ДШИ »

Преподавателя по классу фортепиано

Трубниковой И.В.

201 7 г

Технология – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

В последние годы концепция развивающего обучения является одной из парадигм современной педагогической науки. В процессе обучения происходит интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности. В технологии развивающего обучения, ребенку отводится роль самостоятельного субъекта педагогического воздействия.

Перестройка происходящая на педагогическом фронте не может оставить равнодушными педагогов – музыкантов. Непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу ребенка, музыкальное искусство играет огромную роль в формировании творчески мыслящей духовно богатой личности. Проблема соотношения обучения и развития - одна из актуальнейших в современной педагогике. Обучение и развитие - категории разные. Эффективность обучения измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития - уровнем которого достигают способности учащихся.

По убеждению Л С Выгодского педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития Он выделил два уровня в развитии ребенка:

    сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может сделать самостоятельно;

    зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития. Определить внешние границы, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача которая решается пока только на интуитивном уровне зависящем от опыта и мастерства учителя.

В сферу учения вовлекаются не только интеллект школьника, но и эмоции, стремления, волевые качества. Одной из ярких черт развивающего обучения, являются добрые доверительные, наполненные положительными эмоциями отношения между преподавателем и учащимися. Созданию радостной обстановки атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением, способствует все построение обучения и прежде всего богатство содержания и образования, которое позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей удовлетворение деятельности.

В условиях развивающего обучения педагогу предстоит организовать деятельность детей, направленную на поиск способа решения возникающей перед ними задачи, т. е. поискового (творческого) типа. В современной психолого-педагогической науке считается, что творчество-понятие условное, может выражаться не только в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового. Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение, и организация оценки найденного способа действия - таковы три составляющие развивающего обучения. Отсюда можно сделать вывод : решающими факторами влияющими на развивающую функцию обучения, являются построение учебно-образовательного процесса, содержание, формы и методы обучения.

Стержневая идея развивающего обучения - опере­жающее развитие мышления, что обеспечивает готов­ ность ребенка самостоятельно использовать свой твор­ ческий потенциал.

Мышление может быть продуктивным и репродук­тивным, творческим и примитивным. Характерной чер­ той продуктивного мышления в сравнении с репродук­ тивным является возможность самостоятельного откры­ тия знаний. Творческое мышление характеризует высший уровень развития человека. Оно нацелено на получение результата, которого раньше никто не добивался; на возможность действовать различными путями в ситуа­ ции, когда неизвестно, какой из них может привести к желаемому итогу; позволяет решать задачи при отсут­ ствии достаточного опыта.

Развивающее обучение невозможно представить без педагогики сотрудничества. Задача сегодняшней школы - активизация инициативы и творчества детей раскрытие личностного потенциала каждого юного человека. Образно говоря, педагогика сотрудничества - путь к личности учащегося.

Основная идея педагогики сотрудничества, заключается в изменении характера межличностных отношений педагога и ученика. Для нее, как уже подчеркивалось, типична установка на открытость общения с обучающимися, принятие любого из них таким, какой он есть, понимание и сочувствие. «Учебная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподавания, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательства, доверия, сопереживания, уважения, школьник легко и охотно принимает учебно-познавательную задачу».

Взаимоотношения по типу сотрудничества, создают возможности для возникновения психологического контакта педагога и ученика. Демократизация межличностного общения является благодатной средой развития основных психологических свойств обучаемого. Важно, создать ситуацию, атмосферу, в которой ученик сам и с удовольствием, включается в преодоление возникающих интеллектуальных трудностей.

Усиление познавательной активности учащихся, создание условий для проявления их самостоятельности, и инициативы, приводят к понятию обучающей творческой деятельности. Общение - это урок сотворчества совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий должен высказать себя.

Фундамент педагогики сотрудничества образует идея помощи ученику. Задача педагога заключается в том, чтобы находить свои пути в поисках оптимальных средств обучения. Таким образом, связь между проблемами развивающего обучения и сотруднических отношений самая тесная. Реализацию принципов педагогики сотрудничества можно рассматривать, как одно из важнейших условий достижения развивающего эффекта в обучении. И наоборот, атмосфера содружества педагога и ученика способна установиться лишь тогда, когда развитие выдвигается в качестве специальной цели педагогической деятельности.

Основные принципы взаимодействия педагога и обучающегося:

Поддержать в ребенке его достоинства и позитивный образ «Я»;

Отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми.

Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;

Не навязывать ребенку, вопреки его желанию, способы деятельности и поведения.

Ценностью и целью педагогической деятельности является личность ребенка и педагога с их интересами и потребностями. Педагогический процесс в школе направлен на создание для каждого обучающегося комфортного образовательного пространства, неформальной среды общения, поля развивающей деятельности, в которой есть все возможности для создания ситуации успеха, укрепления личного достоинства и, как следствие, дальнейшая социальная адаптация ребенка. При этом педагогический коллектив школы опирается на следующие базовые социально-педагогические ценности:

- гуманно-личностный подход к ребенку;

- ориентация на развитие всей целостной совокупности качеств личности;

- личностно-ориентированное образование;

- атмосферу сотрудничества детей, преподавателей, родителей и удовлетворение их потребностей;

- творческий поиск;

- свободу выбора.

Исходя из вышесказанного, определяем цель педагогической деятельности:

становление и развитие здоровой, социально - мобильной личности, обладающей устойчивой мотивацией к познанию и творчеству.

Реализация цели включает в себя решение следующих задач:

Переориентация педагогических кадров с традиционного на гуманистический, личностно-ориентированный подход к ребенку;

- введение в педагогическое пространство интегральной модели дополнительного образования, которая соединяет обучение и воспитание, построена на основе сочетаний социума с индивидуальными потребностями обучающихся, базируется на технологии оказания помощи ребенку в самоопределении, самоорганизации и самореализации,

- построение образовательного взаимодействия на основе диагностики, охватывающей всех участников образовательно - воспитательного процесса ( педагогов, обучающихся, родителей),

- предоставление педагогам более широких возможностей для осуществления свободной творческой деятельности на основе их профессиональных интересов,

Развитие дополнительного образования детей в режиме поиска, изменений, опирается на следующие значимые идеи:

1. Идея личностно-ориентированного подхода . Сущность идеи заключается в ориентации педагога на создание условий для развития личности обучающего: его интеллектуального и творческого потенциала, отношения к миру, людям, самому себе.

2. Идея индивидуального подхода . Признание уникальности и неповторимости каждой личности, ориентация на свойства личности, ее формирование, ее развитие в соответствии с природными способностями в атмосфере взаимопонимания, взаимоуважения.

3. Идея коммуникативного подхода . Сущность которого в том, что учебный процесс строится в форме общения. В учебном процессе превалируют такие формы как диалог, беседа и другие формы, которые развивают коммуникативные качества личности и позволяют каждому стать субъектом коммуникативной деятельности.

4. Идея творческого подхода . Творчество рассматривается как уникальный механизм развития личности. Непременное условие учебного процесса - создание атмосферы творческого поиска и созидания, направленных на обогащение деятельности личности.

5. Идея деятельного подхода . Сущность идеи заключается в том, что личность формируется в самостоятельной деятельности.

Учебный процесс организован таким образом, что обучающийся находится в активной позиции субъекта познавательной деятельности, осваивающего систему знаний, совершенствующего имеющиеся умения и навыки.

Определив главную цель - как становление и развитие здоровой, социально-мобильной личности, обладающей устойчивой мотивацией к познанию и творчеству, ведущими принципами реализации содержания обучения и воспитания принимаем:

1. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, заключающиеся в предоставлении каждому ребенку возможности реализации способностей в условиях индивидуальной развивающей среды, соблюдении при этом добровольности выбора форм самореализации.

2. МНОГООБРАЗИЕ И ДИНАМИЧНОСТЬ образовательного процесса, гибкая мобильная его адаптация к социальным явлениям, возрасту и уровню развития ребенка.

3. ГУМАНИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ образования, внедрение педагогики сотрудничества, накопление опыта нравственных отношений, стимулирование педагогического творчества, гибкость и многообразие используемых средств, методик, форм, технологий.

4. ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, реализуемого в различных интегральных программах, способствующих формированию целостной картины мира.

5. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ заключаются в планировании содержания, развивающегося в системе и по восходящей линии, где новое опирается на предыдущее и вытекает из него.

Развитие содержания учебно-воспитательного процесса на основе вышеназванных принципов позволяет:

- развить мотивацию к познанию и творчеству;

Осуществлять коррекцию психофизического и умственного развития;

Обеспечить профилактику асоциального поведения детей и подростков.

Большое значение в своей работе с обучаемыми преподаватели придают здоровьесберегающей технологии.

Цель здоровьезберегающих образовательных технологий – обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающей педагогики, на которые опираются преподаватели школы:

Принцип сознательности и активности нацеливает на формирование у обучающихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся – формирование и развитие двигательных умений и навыков с учетом функциональных возможностей организма.

Принцип непрерывности выражает закономерности педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности обучающихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

При осуществлении педагогического процесса отводится огромное значение формированию общей культуры воспитанников, их нравственных представлений, эмоционального восприятия, эстетического вкуса. Эффективность обучения измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития - уровнем которого достигают способности обучающихся. Одной из ярких черт обучения, являются добрые, доверительные, наполненные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися. Созданию радостной обстановки, атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением, способствует все построение обучения и прежде всего богатство содержания и образования, которое позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей удовлетворение деятельности. Постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение и организация оценки найденного способа действия - таковы три составляющие обучения. Посредством гибкой, грамотно выстроенной репертуарной политики и созданием на уроке творческой атмосферы моделируется художественный процесс, направленный на погружение в духовную сущность исполняемого репертуара, на формирование таких эстетических качеств как сочувствие, сопереживание. В результате творческого сотрудничества, основанном на принципе личностно-ориентированной педагогики и в процессе взаимодействия между педагогом и учащимися, творческие способности воспитанников реализуются наиболее полно.

Развитие творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоциональной отзывчивости на музыку невозможно без применения технологии развития творческих качеств личности. Эта технология имеет различные целевые акценты: у Волкова И.П. – это выявление и развитие творческих способностей; приобщение обучающихся к многообразной творческой деятельности. У Альтшуллера Г.С. – обучение творческой деятельности; знакомство с приемами творческого воображения; возможности решать изобретательские задачи. У Иванова И.П. – это воспитание общественно–активной творческой личности, способной приумножить общественную культуру.

Творческое начало в человеке есть стремление к прекрасному в широком смысле этого слова. Развитие творческих умений у обучающихся является одной из главных задач современного профессионального преподавателю. Нельзя допускать, чтобы учащийся на уроках бездумно выполнял те или иные указания. Необходимо искать пути и средства развития творческой инициативы, применять алгоритмические и эвристические методы в процессе выполнения творческих задач. Для преподавателя важно мотивировать учащегося к успеху, развивать адекватную самооценку, учить не бояться неудач. Становление творческой индивидуальности является необходимым условием для развития гармоничной личности, без творческой фантазии не может обойтись ни один специалист в области искусства. Преподаватель может способствовать развитию креативности в учениках, эффективно воспитывать художественное воображение, образно– ассоциативное мышление, формировать внутренний мир обучающихся.

В процессе урока нужно работать над различными формами речевого общения, над умением грамотно ставить цели, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Обучение речевому общению важнейшая задача в условиях современной ситуации, когда снижается уровень лично словарного запаса подрастающего поколения. Педагог в работе на уроке должен активно включать учащегося в беседу о произведении, его жанровых и стилевых особенностях, работать над устной аннотацией рабочего материала. Обучающийся должен уметь не только отвечать на поставленный вопрос, но и ставить его; уметь планировать учебную деятельность, работать с учебной литературой; уметь представлять учебный материал.

Использование средств новых информационных технологий позволяет усилить мотивацию учения благодаря не только новизне работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможности регулировать предъявление задач по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. Обучающийся получает возможность развивать свои творческие способности благодаря различным новым развивающим, обучающим программам, умение записать мелодию, сделать аранжировки и т.д.

Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании. Навыки поиска музыкальной информации – сегодня креативный дидактический объект. Компьютер замечательно тренирует лексический состав речи, стилистику, чувство речевой композиции, потому как происходит обработка информации – накопление заготовок, вставки, переброска текстов. Нужно ли говорить, как важна риторическая способность для развития мышления музыканта. Так же по-разному можно применять в учебном процессе минусовые фонограммы: и как средство обеспечения наглядности в тренировочном контексте, и как тренажер развития слуха. Таким образом, использование компьютера не только дает возможность накопить дидактический материал в электронном виде, это дает возможность подойти к вопросу обучения предмету с качественно новой стороны. Использование ИКТ повышает интерес детей к учебе, а это и есть одна из основных целей педагога.

Список литературы

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М, 2001.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Том 2, 2006.

3. Фадеева Е.И., Лабиринты общения – М: ЦГЛ, 2003.

В последние 10-15 лет происходят незаметные с поверхностной точки зрения, но по сути глубокие революционные изменения в способах получения образования, затрагивающие в т. ч. образование музыкальное. Вездесущие digital technology - электронно-цифровые технологии - привносят свои изменения в традиционные процессы обучения музыкальному искусству. И важная задача системы музыкального образования - использовать их во благо, осваивая на высоком художественном, а не только развлекательном уровне современной культуры.

С одной стороны, эти технологии посредством нового электронно-цифрового инструментария открывают для творчества (в т. ч. композиционно-авторского, аранжировочного и концертно-исполнительского) не существовавшие ранее краски и средства художественной выразительности, а также новые способы музицирования и пути к слушателям. С другой стороны, благодаря множащемуся музыкально-компьютерному программному обеспечению, становятся и повсеместно востребованными техническими средствами обучения (ТСО).

Именно на последнее их предназначение - в связи с возможностью использования в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на начальном уровне, в частности, в ДШИ и ДМШ, - обратим здесь более пристальное внимание. И остановимся на двух срезах – общеразвивающего образования любителей музыки и предпрофессионального обучения будущих музыкантов.

В настоящее время встает задача создания общеразвивающих программ обучения на основе обновления таких традиционных для ДМШ предметов музыкально-теоретического цикла (кстати, фигурирующих ныне в числе предпрофессиональных), как «Сольфеджио», «Элементарная теория музыки», «Музыкальная литература», «Слушание музыки». Всё более острой становится необходимость осовременивания методик и средств преподавания, приближения их к особенностям восприятия новых поколений детей и молодёжи. Не секрет, что нередко музыкально-теоретические предметы ведутся сухо, неинтересно, максимально выхолащивая художественную составляющую предмета изучения, навевая скуку и отбивая охоту у детей к занятиям музыкой в целом.

И тут на помощь могут прийти новые ТСО - несущие элементы художественно оформленного наглядного видео-обучения. Зрительный ряд для учащегося в XXI веке играет более существенную роль по сравнению с прошлым. Да и вообще для успешности функционирования каких-либо проектов в современной культурной жизни фактор наличия привлекающего внимание изображения становится очень важным. Помимо того, что электронно-цифровые технологии обеспечивают качественное и мобильное введение видео, они позволяют также создавать различные программные пособия интерактивного свойства - тестирующие, обучающие программы-тренажёры.

Всё шире входят в образовательную практику и интерактивные доски, позволяющие насытить процесс обучения школьников запоминающимися яркими образами и увлекательными игровыми моментами. В общеобразовательных школах они уже прочно занимают своё место. А вот в школах искусств только появляются. И подчас, если закупаются, то по назначению почти не используются.

Назрела необходимость всячески способствовать введению в практику ДШИ современных цифровых технологий обучения - дополнять ими техническую оснастку новых предметов общеразвивающей направленности, которые можно называть по-разному, допустим, «Занимательное сольфеджио», «Музыкальный букварь», «Цифровое сольфеджио», «Арт-сольфеджио», «Музыкальная энциклопедия», «Музыка в мультимедиа» и т. п.

Вместе с тем новые ТСО никак не должны быть самодовлеющими, а только дополнительными обучающими средствами преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. Неумеренное увлечение ими может привести к излишней инструктивности и технологизации или преобладанию соревновательно-игрового компонента, наличие которого всё же необходимо дозировать на уроках.

Применяя электронно-цифровые технологии важно максимально использовать их ресурсы для творческих форм обучения. У наиболее ярких представителей нынешнего обновленческого направления в музыкально-теоретической педагогике музыкальный компьютер становится богатейшим кладезем именно таких возможностей. Во многом благодаря компьютерным технологиям получил большую известность новаторский образно-творческий метод преподавания сольфеджио с опорой на полихудожественные средства выразительности у Т. А. Боровик (Екатеринбург) и её единомышленников в разных городах страны и ближнего зарубежья, в частности, создающих и использующих мультимедийные пособия по сольфеджио и музлитературе: В. В. Ткачёвой и Е. Е. Раутской (Москва), И. В. Ермановой (Иркутск), Т. Г. Шелковниковой (Таштагол), Ю. А. Савватевой (Котельники), Н. П. Тимофеевой (Солнечногорск), Н. П. Истоминой (Чехов), А. Науменко (Украина) и др. Активно используемыми видами методических работ у этих преподавателей предмета сольфеджио становятся такие авторские мультимедийные пособия, как художественно выполненные видеодиктанты, видеопособия по вокальному интонированию, по музыкальной теории, работе над ритмикой и т. п.

Для преподавателей же предмета «Музыкальная литература» большим подспорьем нередко являются музыкально-художественные электронно-цифровые презентации, создаваемые как ими самими, так и совместно с учащимися, в т. ч. для разных творческих фестивалей и конкурсов учебных проектов. Возможность осуществления проектной деятельности во время занятий в школе подчас увлекает ребят больше, чем пассивное заучивание учебного материала.

Создание под руководством педагогов мультимедийных ученических проектов активизирует деятельностный тип процесса обучения, его компетентностную составляющую, что считается особо ценным на нынешнем этапе развития системы образования. Вообще в современной социокультурной среде всё более востребованными становятся творческие личности с широким образовательным профилем, универсальный характер навыков которых закладывается в т. ч. и в школах искусств. Типичная для советского периода узкая направленность подготовки специалистов отходит в прошлое.

Универсальность подготовки будущего специалиста должна ныне просматриваться и в процессе обучения по предпрофессиональным программам. С этой точки зрения такой предмет, как « Музыкальная информатика», по мнению ряда авторитетных специалистов и преподавателей, имеет перспективы в будущем называться «Медиаинформатика» 1 .

1 Мещеркин А. Настаиваю - предмет должен называться Медиаинформатика // Музыка и Электроника. 2012.№ 1. С. 6; Кунгуров А. Основы медиаинформатики как альтернатива музыкальной информатике в ДМШ и ДШИ // Музыка и Электроника. 2014. № 2. С. 6.

А поначалу именно «Музыкальной информатике» нужно заполучить свои ФГТ и «на законных основаниях» войти в перечень предпрофессиональных предметов для всех инструментальных музыкальных отделов школ - фортепианного, струнного, народного и т. д., так как этот предмет изучается и на среднем, и высшем уровнях музыкального образования и входит в основные профессиональные программы, соответствующие ФГОСам. Важно добиться обучения цифровым музыкальным технологиям учащихся всех специализаций предпрофессионального профиля. Пока же во всех предпрофессиональных программах новые электронно-цифровые технологии почти не упоминаются. Предмету «Музыкальная информатика», находящемуся на положении Золушки в предпрофессиональных программах, отводится место лишь в вариативной части школьной программы, что предполагает участь его как предмета по выбору.

Однако теперь уже всем без исключения выпускникам специализированных школ предпрофессионального уровня желательно владеть начальными навыками не только нотации с помощью компьютера, но и простейшими приёмами аранжировки, аудиозаписи (в частности, собственного исполнения), монтажа и обработки звука, а также элементарными видеоредакторами и графическими программами, уметь создавать на компьютере тематические музыкально-художественные презентации.

Кстати, национальные стандарты по даже общему музыкальному образованию в США уже более 20 лет назад предполагали «возможность применения на школьных уроках цифрового MIDI-формата, использования электронных инструментов, таких как синтезатор, семплер, драм-машина (от любых производителей), которые могут быть соединены друг с другом и с компьютерами». В 2014 году, согласно американским стандартам преподавания музыки в школах, уже в 4 классе все учащиеся общеобразовательных школ на уроках музыки (при аранжировке аккомпанемента, игре различных вариационных импровизаций) используют не только акустические и шумовые, но и разнообразные цифровые инструменты, в т. ч. секвенсеры (traditional sounds: voices, instruments; nontraditional sounds: paper tearing, pencil tapping; body sounds: hands clapping, fingers snapping; sounds produced by electronic means: personal computers and basic *MIDI devices, including keyboards, sequencers, synthesizers, and drum machines 2 ).

2 The School Music Programm: A New Vision. Reston (VA): Music Educators National Conference, 1994. URL:

Нередкое обращение преподавателей «Музыкальной информатики» (в частности, в школах Москвы, Ярославля, Петрозаводска, Нижнекамска) к работе с наиболее распространёнными графическими и видео-приложениями является уже признаком расширения рамок предмета до формата «Медиаинформатики» - предмета, посвящённого работе с аудио, видео и графическими редакторами, который в ближайшем будущем будет востребован на всех отделениях школ искусств, а не только собственно музыкальных. Без информационно-компьютерных технологий, которые для цифровых искусств настоящего и будущего имеют все основания стать интегративными, современному музыканту уже не обойтись. Тем более не обойтись мультихудожнику (профессии будущего) - в свете нынешней тенденции к синестезии и всё большей распространённости видов художественного творчества, основанного на синтезе искусств.

* От редакции ЭНЖ «Медиамузыка». Вот, к примеру, такие обучающие видеоролики делает наш британский коллега, член редакционной коллегии журнала, специалист высшего класса в музыкальной и медиа-информатике - Филип Тагг:

Одна из проблемных областей - малочисленность и недостаточная подготовка профессиональных кадров, способных качественно вести новые и модернизированные старые предметы. Важнейшей задачей здесь должен стать пересмотр действующих принципов системы повышения квалификации педагогических кадров. И вот почему. Всем известный факт - каждому преподавателю необходимо набрать n-ное количество часов курсовых занятий для обязательного прохождения периодически повторяющейся процедуры переаттестации. Количество при этом учитывается, но качество нередко трудно проверить.

Пример: на московских курсах по клавишному синтезатору обучился не один десяток преподавателей, а на протяжении нескольких лет регулярно участвует в творческих смотрах и фестивалях со своими учениками одна и та же небольшая группа. Многочисленные курсанты, возможно, отсиживались «для галочки» на этих курсах или просто расширяли свой кругозор. А вот применять на практике полученные знания не захотели.

Возникает вопрос: а стоит ли и дальше проводить курсы в таком формате? Необходимо всё же налаживать «обратную связь» с курсантами - через полгода, год. Что из них каждый сделал? На какой стадии находится? К чему движется? Соответствует ли полученный результат обозначенным на курсах не только техническим, но и художественным критериям? Если методическая служба оплачивает курсы - нужно справляться и об их результатах. Может быть предусмотреть «механизм проверки» - тестирования до и после повышения квалификации? И подключать к этому экспертные советы допустим через год и два года? Или обязать регулярно участвовать в общегородских мероприятиях и смотрах по освоенному на курсах направлению?

Регулярно проводимые творческие фестивали и конкурсы - не только сценически-исполнительские, и композиционно-авторские, но и конкурсы инновационных учебных проектов (например, Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка и Мультимедиа в Образовании») - на самом деле имеют большое значение для мониторинга достигнутых уровней, а также для популяризации лучших достижений и новых образовательных направлений в целом. Немаловажную роль в объединении и активизации педагогических сил вокруг инновационного педагогического движения стала играть ежегодная Общероссийская ассамблея «Cовременность и творчество в преподавании музыкально-теоретических предметов ДМШ и ДШИ». На Ассамблее происходит не только знакомство с новыми методиками и тактиками, но и выработка новейшей методологии и стратегии музыкально-теоретического образования.

В целом, работу по созданию новых и модернизации существующих образовательных стандартов в области музыкального искусства необходимо интенсифицировать на общенациональной платформе с более активным привлечением специализированных общественных организаций, в т. ч. Общероссийского профессионального союза «Национальный совет по современному музыкальному образованию».

К выпуску кадров по новым образовательным направлениям готовы далеко не все музыкальные колледжи и вузы, хотя некоторые уже действуют достаточно целенаправленно (например, УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А. И. Герцена, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского, РАМ им. Гнесиных). Надежда остаётся и на серьёзную переподготовку кадров в немногочисленных специализированных центрах (в т. ч. и за счёт внебюджетных средств) с помощью не «дежурных бюджетных кадров» традиционного уровня подготовки, а высококлассных специалистов нового типа.

Одним из таких центров может стать в будущем Академия цифрового музыкального искусства - экспериментальная площадка для углублённого освоения ресурсов новой художественный сферы, привлечения экспертного сообщества, подготовки квалифицированных кадров, а также поддержки российских производителей музыкально-компьютерного программного обеспечения, ориентированного на потребности музыкального образования, и издательской деятельности по выпуску различных видеохрестоматий, мультимедийных учебников и методических пособий.

Давайте смотреть на то, что происходит в окружающем нас музыкальном мире, открытыми глазами. И отнесёмся совершенно серьёзно к факту значительного отставания в области современных форм музыкального образования, к имеющемуся дефициту квалифицированных кадров, к тому, что молодёжь теряет интерес к существующим формам подготовки музыкантов новой формации. А исправить искусственное затормаживание естественного развития сможет серьёзное обновление политики в области художественного образования в целом.

Орлова Е. В. Об инновациях в преподавании музыкально-теоретических предметов и не только // Медиамузыкальный блог. 28.03.2015.?p=904

Внедрение современных технологий в работе учреждения

дополнительного образования.

Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми. Конечно, основополагающее условие – желание самого ребёнка научиться играть на инструменте и его готовность к обучению. Особенно с маленькими детьми: нужно быть очень чутким педагогом. Их обучение больше подходит на приятный досуг – как игра с игрушками или любимая книжка. Каждый урок – маленький спектакль, где творцом является сам ученик с подачи педагога.

В эпоху быстрой смены технологий речь идёт о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к обучению.

Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса. Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников. Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей. Технический прогресс навязывает им свои новые ценности и правила жизни, которые порой противоречат естественному и гармоничному их развитию. Очень важно, чтобы достижения техники не мешали, а способствовали духовному развитию детей. Настало время существенно преобразовывать систему дополнительного образования. Обращение к современным образовательным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения детей в дополнительном образовании, разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу, так как отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

Многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

Личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;

Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

В связи с этим с педагогами дополнительного образования была проведена большая подготовительная работа по изучению современных образовательных технологий, представлена всесторонняя и актуальная информация о новых педагогических технологиях. Данная тема освещалась на совещаниях при директоре, педагогических советах, МО педагогов дополнительного образования, мастер – классах.

Понятие технологии в образовании.

Технология - от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

В настоящее время, увы, невозможно быть хорошим специалистом в образовании без знания и владения современными информационными технологиями. Не секрет, что большинство педагогов дополнительного образования не обладают достаточными навыками работы с компьютером, мультимедиа и Интернетом, поэтому решалась проблема преодоления технологической беспомощности, прежде всего самих педагогов, так как информационно – коммуникационная технология сегодня занимает ведущее место в работе экспериментальной площадки. Информационные технологии представляют собой методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. Эта составляющая имеет крайне важное практическое значение. Современные методы обучения с использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры. Современные технологии в дополнительном образовании являются эффективным средством в образовательном процессе, который создает перспективы в развитии инновационных управлений общего и профессионального образования. Актуальностью этого является постоянное обновление содержания данных технологий, которые позволяют осуществлять престиж. Применение современных технологий позволяет педагогам и детям принимать более активное участие в различных конкурсах районного, областного, республиканского уровней. Совершенствование процесса обучения в дополнительном образовании поможет сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введёт детей в мир современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и будущим.

В нашей школе применяются следующие современные технологии: Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии: Проектные технологии, креативные технологии, игровые технологи, имитационные, исполнение ролей; «деловой театр», психодрама и социодрама, технологии личностно-ориентированного образования, этнопедагогические технологии (Этносольфеджио), коллективные и групповые способы обучения, тренинги, проблемное обучение технологии «Развитие критического мышления».

Технологии проблемного обучения

Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.д. Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение частично поискового метода. На уроках при эвристическом методе могут проводиться следующие виды деятельности учащихся:

Работа над текстом художественного произведения: - анализ эпизода или целого произведения, - пересказ как прием анализа, - анализ образа героя, - сравнительная характеристика героев - составление плана к своему развернутому ответу, к докладу,

Практический пример:

Пользуясь дополнительной литературой и учебником составить "Воображаемое интервью с И.С.Бахом"

Господин Бах, Вы написали огромное количество произведений. Их можно играть целый год, даже если исполнять ежедневно. Какое из них наиболее дорого Вам самому?

О чем Вы хотели поведать людям, говоря с ними на языке музыки? - Господин Бах, когда вы начали учиться музыке? Кто вас учил? - Где вы получили образование? - Господин Бах, кого из своих современников вы считаете выдающимися композиторами? - Вы писали музыку во всех жанрах, существовавших в ваше время, кроме оперы. С чем это связано? И т.д.

Технология эффективных уроков

Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков. Автор - А.А.Окунев.

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";

Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;

Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;

Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.

Практический пример: упражнение "Дуэль" - назначается 1 дуэлянт, он может выбрать себе противника (противника может назначить и педагог), педагог играет интервалы (аккорды, ступени и т.п.) на слух, "дуэлянты" отвечают по очереди до первой ошибки одного из противников.

Метод проектов

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.

1.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

2.Самостоятельная деятельность учащихся.

3.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

4.Использование исследовательских методов.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д).

Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" Технология РКМЧП (разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стал, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Задача научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Составление конспектов, хронологически и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.

Теория поэтапного формирования умственных действий.

Авторы- Гальперин Петр Яковлевич - русский советский психолог. Талызина Нина Федоровна - академик РАО, Волович Марк Бенцианович - профессор Московского педагогического университета, доктор педагогических наук.

Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий слагается из этапов:

Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действия, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия, ориентировочной основы действия (инструкция) - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, включающая мотивацию, представление о действии, систему условий правильного его выполнения.

1.Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.

2.Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.

3.Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.

4.Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала.

5.В традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого ученика в классе главным образом по конечному результату (после того как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.

6.Прекрасная технология для работы над слуховым освоением интервалов, аккордов, и, особенно, для записи диктантов.

Дифференцированное обучение

В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

Способы внутренней дифференциации:

- содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается - содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные - задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.); - используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников; - предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).

Выводы. Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения. Все знания необходимо преподносить по возможности в виде интересной игры. Важно, чтобы ученик как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме. Анализ работы показывает, что, методика интеграции и вариативности применения инновационных программ и современных технологий позволяет повысить уровень музыкального развития учащихся. Учащиеся школы постоянно участвуют и завоевывают высокие призовые места на Областных, Республиканских и Международных конкурсах. За 2014 – 2015 год копилка школы пополнилась 70 лауреатами. Преподаватели приложили все усилия для улучшения качества обучения, достижения высоких показателей успеваемости, привития учащимся высокого музыкального вкуса, музыкальной культуры, национальных традиций и казахстанского патриотизма. Повысился уровень выпускников поступивших в высшие и средние музыкальные учебные заведения.

Директор

"ДМШ Бурлинского района ЗКО"ГККП

Имашева Асель Жумашевна

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

  • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
  • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П.Беспалько).
  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
  • Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
  • Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М Монахов).
  • Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (МВ.Кларин).

Практически все общепедагогические технологии представляется возможным использовать на уроках теоретического цикла в детской школе искусств.

Технологии проблемного обучения

Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить, обнаружить и т.д.

Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение эвристического (частично поискового) метода.

На уроках при эвристическом методе могут проводиться следующие виды деятельности учащихся:

  • работа над текстом художественного произведения:
    • анализ эпизода или целого произведения,
    • пересказ как прием анализа,
    • подбор цитат для ответа на поставленный вопрос,
    • составление плана как прием анализа композиции части или целого произведения,
    • анализ образа героя,
    • сравнительная характеристика героев;
  • составление плана к своему развернутому ответу, к докладу, сочинению;
  • конспективное изложение результатов анализа произведений разных искусств,
  • анализа поставленной проблемы;
  • выступления на диспуте,
  • сочинения на частные и обобщающие темы как результат своей работы над произведением.

Данная технология с успехом используется на уроках музыкальной литературы и истории искусств.

Практический пример: Пользуясь дополнительной литературой и учебником составить "Воображаемое интервью с И.С.Бахом"

- Господин Бах, Вы написали огромное количество произведений. Их можно играть целый год, даже если исполнять ежедневно. Какое из них наиболее дорого Вам самому?

О чем Вы хотели поведать людям, говоря с ними на языке музыки?

Господин Бах, когда вы начали учиться музыке? Кто вас учил?

Где вы получили образование?

Господин Бах, кого из своих современников вы считаете выдающимися композиторами?

- Вы писали музыку во всех жанрах, существовавших в ваше время, кроме оперы. С чем это связано?

Технология эффективных уроков

Существует отдельная педагогическая технология, основанная на системе эффективных уроков. Автор - А.А.Окунев.

К нетрадиционным технологиям урока относятся:

Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

Уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, "дублер начинает действовать";

Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;

Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян;

Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;

Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудицион", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, "посиделки", "клуб знатоков" и др.

Практически все названные виды уроков могут быть использованы в ДМШ.

Например,

  • на уроке музыкальной литературы - "живая газета" устный журнал, рецензия, урок- презентация, концерт и т.д.;
  • на уроке истории искусств - ролевая игра, изобретательство, конференция, экскурсия в прошлое, путешествие и т.д.

Практический пример: при изучении темы "Архитектура" предлагаю всем представить себя архитекторами, желающими участвовать в застройке родного города. Необходимо подготовить рисунок (плакат и т.п). сооружения, представить его на заседании "архитектурного совета" (педагог и все ученики), доказать его необходимость и пользу. После прослушивания всех участников происходит голосование, путем постановки на вывешенные плакаты с проектами разноцветных магнитов (у каждого ученика один магнит, поставить на свой плакат -нельзя).По итогам заседания "архитектурного совета" выбирается самый полезный и красивый проект. Работа оценивается следующим образом - все участники получают "5". Победитель еще одну "5".

  • на уроке сольфеджио - урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, конкурс, дуэль и т.д.

Практический пример: упражнение "Дуэль" - назначается 1 дуэлянт, он может выбрать себе противника (противника может назначить и педагог), педагог играет интервалы (аккорды, ступени и т.п.) на слух, "дуэлянты" отвечают по очереди до первой ошибки одного из противников.

Метод проектов

Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов Основные требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.
  • Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов.
  • Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал "путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д).

    Широкий простор для использования данной технологии на уроках музыкальной литературы, слушания музыки, истории искусств.

    Практический пример: проект "Исследовательская деятельность учащихся на уроках теоретического цикла в детской школе искусств"

    Данный проект находится в стадии формирования.

    Участники:

    1. Учащиеся 5 класса музыкального отделения, 3 класса по 5-летней программе обучения, 1 класса по 3-летней программе обучения МОУ ДОД "Детская школа искусств г.Светлого"- предмет музыкальная литература
    2. Учащиеся 4 класса музыкального отделения, 5 класса эстетического отделения МОУ ДОД "Детская школа искусств г.Светлого"- предмет "История искусств"
    3. Учащиеся 2 класса музыкального отделения, 3 класса эстетического отделения МОУ ДОД "Детская школа искусств г.Светлого"- предмет "Слушание музыки", "История искусств"
    1. приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,
    2. развитие способности к исследовательскому типу мышления,
    3. активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

    Мероприятия в рамках проекта:

    1. Ученическая конференция "Моцарт. Музыка. Судьба. Эпоха"
    2. Конкурс творческих работ "Моцарт. Музыка. Судьба. Эпоха"
    3. Конференция "7 чудес света"
    4. Учебное исследование "Основные приемы полифонии"
    5. Учебное исследование "Форма фуги"
    6. Учебное исследование "Эпос, драма, лирика в произведениях искусства"

    Для более пристального изучения изучения возможностей использования метода проектов предлагаю ознакомиться с некоторыми положениями ученической конференции "Моцарт. Музыка. Судьба. Эпоха"

    Проведение конференции:

    Для участия в конференции перед зимними каникулами учащимся предлагаются темы. Распределение тем происходит по жребию, однако, в процессе работы над темой возможна ее замена.

    Темы:

    1. Семья Моцарта
    2. С кем общался Моцарт
    3. Моцарт и Сальери
    4. Опера-сказка "Волшебная флейта"
    5. Моя любимая музыка Моцарта
    6. Занимательные истории из жизни Моцарта
    7. Учителя Моцарта
    8. Друзья и враги Моцарта
    9. Вена - музыкальная столица Европы
    10. Гайдн. Моцарт. Бетховен. История взаимоотношений
    11. Что пишут газеты в 21 веке о Моцарте.
    12. Моцарт. География путешествий.

    Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

    Технология РКМЧП (critical thinking) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стал, К.Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

    Задача научить школьников: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; понимать, как различные части информации связаны между собой; выделять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; - уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.

    Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал

    Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

    Составление конспектов, хронологически и сравнительных таблиц как раз существует в рамках этой технологии.

    Практический пример: составление хронологической таблицы по жизненному и творческому пути композитора.

    Практический пример: работа над анализом формы сонаты в творчестве венских классиков

    Теория поэтапного формирования умственных действий.

    Авторы- Гальперин Петр Яковлевич - русский советский психолог, автор теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД). Талызина Нина Федоровна - академик РАО, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор психологических наук. Волович Марк Бенцианович - профессор Московского педагогического университета, доктор педагогических наук.

    Последовательность обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий слагается из этапов:

    Предварительное знакомство с действием, создание ориентировочной основы действия, т.е. построение в сознании обучаемого ориентировочной основы действия, ориентировочной основы действия (инструкция) - текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия, включающая мотивацию, представление о действии, систему условий правильного его выполнения.

    1. Материальное (материализованное) действие. Обучаемые выполняют материальное (материализованное) действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.
    2. Этап внешней речи. После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает, и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь. Обучаемые проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит обобщение, сокращение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.
    3. Этап внутренней речи. Обучаемые проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным, обучаемые могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действия, что способствует его дальнейшему мысленному свертыванию и обобщению.
    4. Этап автоматизированного действия. Обучаемые автоматически выполняют отрабатываемое действие, даже мысленно не контролируя себя, правильно ли оно выполняется. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала.

    В традиционном обучении учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого ученика в классе главным образом по конечному результату (после того как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.

    Прекрасная технология для работы над слуховым освоением интервалов, аккордов, и, особенно, для записи диктантов.

    Практический пример: Урок сольфеджио, работа над диктантом у доски. К доске вызывается один учащийся, он пишет диктант на доске, проговаривая вслух все свои действия:

    • "Пишу скрипичный ключ,
    • расставляю такты,
    • пишу знаки при ключе,
    • во время первого прослушивания мне надо обратить внимание на первый звук (для этого спою устойчивые ступени и сравню первый звук диктанта и ними),
    • я знаю, что последний звук диктанта - тоника, послушаю как к ней пришла мелодия (поступенно, скачком, сверху, снизу),
    • определю размер диктанта (для этого буду тактировать)" и т.д.

    Дифференцированное обучение

    В современной дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.

    Способы внутренней дифференциации:

    • содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
    • содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
    • задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.);
    • используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
    • предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).

    Принципы данной технологии необходимо применять на всех предметах теоретического цикла, в частности,

    на уроке сольфеджио возможно выучивание наизусть из предложенных 5 примеров в четверти на "Отлично", 4 - на "4+", 3 примеров на "Хорошо", 2 -на "4-", 1 примера на "Удовлетворительно";

    на уроке музыкальной литературы предложить контрольную работу на выбор - традиционную - на "отлично", с вариантами ответов - на "хорошо", с помощью учебника - на "удовлетворительно;

    на уроке сольфеджио при записи диктанта "отлично с плюсом" получает тот, кто сдает диктант после 4 (другое количество) проигрываний и т.д.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Бардин К В. Как научить детей учиться. М., Просвещение 1987г.
    2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,Педагогика,1989г.
    3. Бухвалов В.А. Методики и технологии образования г. Рига, 1994г.
    4. Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г.
    5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.М., 1985г.
    6. Границкая А.С. Научить думать и действовать М., 1991г.
    7. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии, М., Знание, 1992г
    8. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии - М.: Сентябрь, 1996.
    9. Гузик Н.П. Учить учиться М., Педагогика, 1981г.
    10. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. -М.: Знание, 1989.
    11. Лихачев Т.Б. Простые истины воспитания- М., "Педагогика".
    12. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. - Волгоград: перемена, 2006.
    13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2005
    14. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.