Open
Close

Образовательный процесс как система и целостное явление. Характеристика основных закономерностей целостного образовательного процесса

3.1. Школа осуществляет образовательный процесс в соот­ветствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней об­щего образования:

I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);

III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года).

3.1.1. Задачами начального общего образования является воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

3.1.2. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения сред­него (полного) общего образования, начального и среднего профессио­нального образования.

В рамках основного общего образования Школа организует и проводит предпрофильную подготовку учащихся 8 - 9 классов.

3.1.3. Задачами среднего (полного) общего образования являются
развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося,
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных пред­ставителей), при наличии соответствующих условий в Школе, может быть введено обучение по различным профи­лям и направлениям.

На 3 ступени обучения - среднего (полного) общего образования, может осуществляться как универсальное (непрофильное), так и профильное обучение. При этом возможна кооперация старшей ступени школы с другими общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования и учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

С целью осуществления профильного обучения учащихся 10 – 11 классов в рамках утверждённого учебного плана школы, составленного на основе базисного учебного плана, в дополнение к обязательным учебным предметам, вводятся элективные курсы, спецкурсы учебные предметы по выбору учащихся.


Образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. Для обучающихся с большим учебным потенциалом, с целью развития их способностей, могут открываться факультативные курсы, предметные кружки, производиться предметные олимпиады, конкурсы творческих работ, создаваться научные общества обучающихся.

Для слабоуспевающих обучающихся обеспечиваются формы педагогической поддержки: организация классов компенсирующего обучения, организация индивидуальных занятий, консультации

3.3. Обучение и воспитание в Школе ведутся на русском языке.

3.4. Школа при наличии лицензии (разрешения) может по договорам с организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительной образовательной услуги, в том числе за плату. Профессиональная подготовка в Школе может проводиться только с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей).

3.5.Текущий контроль успеваемости обучающихся Школы осуществляется учителями (педагогическими работниками) и определяется в соответствии с критериями по пятибалльной системе: «1», «2», «3», «4», «5» Учитель (преподаватель), проверяя и оценивая работы, в том числе контрольные, устные ответы учащихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет оценку в классный журнал и дневник обучающегося. Промежуточные итоговые оценки выставляются за четверть на I и II ступенях обучения, за полугодия – на III ступени обучения. В конце учебного года выставляются итоговые оценки. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему предмету комиссии, образованной педагогическим советом Школы и утверждённой директором Школы.

Освоение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена, а для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в форме государственного выпускного экзамена.

3.6. Результаты единого государственного экзамена признаются Школой, как результаты государственной (итоговой) аттестации.

Лицам, сдавшим единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения. Лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию выдают документы государственного образца об уровне образования, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

Лицам, не завершившим образования соответствующего уровня (основное общее, среднее (полное) общее), не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.

3.7. Освоение годовых образовательных программ в 2-8, 10 классах может завершаться промежуточной аттестацией обучающихся. Сроки проведения, порядок и форма атте­стации принимаются решением педагогического совета Школы, утверждаются директором Школы и доводятся до сведения учащихся и их родителей не позднее января теку­щего года. При промежуточной аттестации обучающихся может устанавливаться следующая система оценок:

1 класс – безотметочная система (качественное оценивание развития и успехов обучающихся)

2-9 классы – пятибалльное оценивание учебных достижений и бальное оценивание надпредметных достижений компетенций обучающихся;

10-11 классы – пятибалльное оценивание учебных достижений и бальное оценивание надпредметных достижений компетенций обучающихся, возможно введение зачетной системы.

3.8.Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, Школа создает условия для ликвидации обучающимся этой задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах.

Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета Школы.

3.9. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу пре­дыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени об­щего образования.

3.10. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются (могут осваиваться) в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Школа может использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением отдельных, определенных законодательством РФ образовательных стандартов и требований.

3.11. Порядок организации получения образования в семье опреде­ляется Положением о получении образования в семье и настоящим Уставом.

3.12. Порядок организации получения общего образования в форме экстерната определяется Положением о получении общего образования в форме экстерната и настоящим Уставом.

3.13. Школа обеспечивает занятия на дому с учащимися, которым это необходимо в со­ответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья и на основании договора, заключенного между Школой и родителями (законными представителями) учащегося. В соответ­ствии с инструкциями Министерства образования РФ выделяется необходимое количество учебных часов в неделю, составляется расписание, приказом опре­деляется персональный состав педагогов, ведется журнал проведенных занятий. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения занятий на дому.

3.14. Учебный год в Школе, как правило, начинается 1 сентяб­ря. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступе­нях общего образования составляет не менее 34 недель без учета госу­дарственной (итоговой) аттестации, в первом классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для учащихся первых классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

3.15. Режим занятий в Школе определяется Управляющим Советом и устанавливается следующим образом:

а) начало уроков в I смене – не ранее 8.00 ч. (устанавливается приказом директора школы ежегодно), продолжи­тельность урока – 45 минут (за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется СанПин РФ); продолжительность перемены между уроками – устанавливается ежегодно приказами директора Школы в соответствии с нормами СанПиН РФ.

б) при наличии в Школе двухсменных занятий во II смене не могутобучаться учащиеся 1-х, 5-х, 9-х и 11-х классов.

в) начало занятий групп продленного дня в I смене – не ранее 8.00 ч., во II сме­не - после окончания последнего урока первой смены

г) учащиеся питаются в соответствии с утвержденным директором Школы графиком.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

Для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

Для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

Для обучающихся 5-6 классов - не более 6 уроков;

Для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком возможен перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 ч, в 4-5 классах – 2ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах - до 3,5 ч.

3.16. Количество классов в Школе определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливается в количестве 25 обучающихся, для сельских учреждений 14 человек.

3.17. При проведении занятий по иностранному языку во 2-11-х классах, информатике и вычислительной технике, трудовому обучению в 5-11-х классах, физической культуре в 10-11-х классах, физике и химии (во время практических занятий) производится деление классов на две группы при наличии в классе 20 человек.(для городских 25)

При наличии у Школы необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при изучении указанных предметов, а также первой ступени общего образования при изучении иностранного языка. Учащиеся проходят обязательную подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) образования.

3.18. В Школе, по согласованию с управлением образования и с учетом интересов родителей (законных представителей), могут открываться классы компенсирующего обучения.

Управление образование, по согласованию с учредителем, могут открывать в Школе специальные (коррекционные) классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется управлением образования только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

3.19.Дисциплина в Школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства участников образовательного процесса и всех работников. Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается.

3.20. Школа может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги, не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих ее статус на основе договора с родителями (законными представителями) учащихся:

К числу платных дополнительных образовательных услуг относятся:
- изучение учебных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом, по выбору обучающихся;
- занятия по углубленному изучению предметов;
- обучение по дополнительным образовательным программам;
- курсы по подготовке к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения;
- курсы по подготовке детей к школе;

Создание различных групп по программам дополнительного образования детей;
- организация секций и групп по укреплению здоровья обучающихся

Другие платные образовательные услуги не противоречащие законодательству;

Платные образовательные услуги оказываются на материальной базе Школы в свободное от основных занятий время, согласно расписания.

По договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями. Школа может проводить допрофессиональную и профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии на указанный вид деятельности и реализовывать дополнительные образовательные услуги (в том числе и платные) по программам следующих направлений:
- художественно-эстетическое,

Военно- патриотическое

Туристско- краеведческое,

Научно-техническое;
- эколого- биологическое,

Физкультурно-спортивное;

Культурологическое

Естественнонаучное

3.20.1. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность только для достижения целей его создания и в соответствии с этими целями при условии указания такой деятельности в его учредительных документах. Доходы, полученные от указанной деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Порядок оказания платных дополнительных образовательных услуг:

· Доход от указанной деятельности Школы реинвестируется в школу. Такая деятельность Школы не является предпринимательской.

· Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджета.

· Потребность в платных образовательных услугах определяется путем изучения запросов учащихся и родителей (законных представителей).

· Перечень предоставляемых платных образовательных услуг определяется Управляющим Советом.

· Школа получает лицензию на дополнительные платные услуги, которые сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Информация о платных образовательных услугах и порядке их оказания предоставляется родителям в полном объеме на основании закона РФ «О защите прав потребителей», а также в соответствии с требованиями «Правил оказания платных образовательных услуг».

· Школа предоставляет платные дополнительные образовательные услуги, устанавливает цены и тарифы (утверждаемые Учредителем) на оказание услуг и выполнение работ на уровне рыночных с учетом возможности развития и совершенствования образовательного процесса и материально-технической базы учреждения.
Директором Школы издается приказ об организации платных дополнительных образовательных услуг.

· Школа имеет право привлекать организации и лиц, имеющих лицензии на образовательную деятельность для оказания платных дополнительных образовательных услуг.

3.22.Школа несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность:

1) За невыполнение функций, отнесенных к компетенции Школы.

2) За реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

3) За качество образования своих выпускников.

4) За жизнь и здоровье учащихся и работников Школы во время образовательного процесса.

5) За нарушение прав и свобод учащихся и работников Школы.

6) За иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Школа несет ответственность и осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

Страница 14 из 42


9. Образовательный процесс
Образовательным процессом является специально созданное, развивающееся в границах определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности учащихся.
Процесс (от лат. processus – «продвижение») означает, во-первых, последовательную определенную смену состояния, ход развития чего-либо; во-вторых – сочетание определенных последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Главной единицей процесса воспитания является образовательный процесс. Образовательный процесс определяет, устанавливает, формирует целостную систему педагогических взаимоотношений учителей и учащихся. Понятие «процесс воспитания» имеет значение целенаправленного формирующего влияния на развитие личностных характеристик. Понятие «образовательный процесс» отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий.
Задачи образовательного процесса
1. Определение мотивационной направленности познавательной деятельности учащихся.
2. Организация познавательной деятельности учащихся.
3. Формирование навыков умственной деятельности, мышления, творческих особенностей.
4. Постоянное совершенствование познавательных знаний, умений и навыков.
Основные функции образовательного процесса
1. Образовательная функция предполагает формирование стимулирующего направления и опыта практической познавательной деятельности.
2. Воспитательная функция предполагает развитие определенных качеств, свойств и отношений человека.
3. Развивающая функция предполагает становление и развитие психических процессов, свойств и отношений человека.
Основные принципы организации и функционирования образовательного процесса
1. Целостный подход к воспитанию.
2. Непрерывность воспитания.
3. Целенаправленность в воспитании.
4. Интеграция и дифференциация совместной деятельности педагогов и воспитанников.
5. Природосообразность.
6. Культуросообразность.
7. Воспитание в деятельности и в коллективе.
8. Последовательность и систематичность в обучении и воспитании.
9. Единство и адекватность управления и самоуправления в педагогическом процессе.
В классическую структуру образовательного процесса входит шесть компонентов.
1. Цель – выработка педагогом и учеником конечного результата взаимодействия.
2. Принципы – определение основных направлений.
3. Содержание – часть опыта поколений.
4. Методы – действия педагога и учащихся.
5. Средства – способы работы с содержанием.
6. Формы – логическая завершенность процесса.
Содержание образовательного процесса – это конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством, является основой для развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности, определяется учебными планами, учебными программами по предметам. Учебный план показывает, какова продолжительность учебного года, а также длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету и т. д. По предметам составляются учебные программы, в основе которых лежит учебный план.
Можно определить, что образовательный процесс – это целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых.
Под содержанием образовательного процесса следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Существуют различные формы образовательного процесса, которые представлены в виде внешнего выражения педагогического взаимодействия учителя и учащихся и характеризуются количеством участников педагогического взаимодействия, временем и порядком его осуществления. К формам организации образовательного процесса относят классно-урочную форму, которую отличают следующие особенности.
1. Постоянный состав учащихся одного возраста.
2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом.
3. Каждый урок посвящается только одному предмету.
4. Постоянное чередование уроков (расписание).
5. Педагогическое управление.
6. Вариативность деятельности.
Урок – это временной период учебного процесса, который является завершенным в смысловом, временном и организационном отношении и на котором решаются задачи образовательного процесса.
Таким образом, имея представление об основном категориальном аппарате педагогики, можно сказать, что все эти понятия находятся в постоянном развитии в поисках эффективного решения, неразрывно связаны и представляют единую неразрывную систему педагогической науки.

Что такое образовательный процесс? Процесс (от лат. – продвигаться) – совокупность последовательных действий для достижения какоголибо результата. Педагогический процесс в вузе - совокупность последовательных действий преподавателя и студента с целью образования, развития и формирования личности последнего. Образовательный процесс - совокупность последовательных действий обучающегося для достижения образовательного результата.

Основа образования – обучение Обучение Учение Преподавание Образование – процесс и результат последовательных действий обучающегося

Организация педагогического процесса - совокупность наиболее эффективных действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса.

Интенсификация (франц.) – увеличение напряженности (интенсивности). Интенсификация учебного процесса – это решение вопроса о том, как при наименьшей затрате времени, увеличив до максимума объем информации на каждом занятии, качественно улучшить подготовку специалиста.

Интенсификация образовательного процесса - стратегия и тактика развития высшей школы, средство повышения качества подготовки специалистов Она затрагивает различные аспекты педагогической системы вуза: - студентов, - преподавателей, - формы организации образовательного процесса.

Цель занятия выявить и оценить плюсы и минусы интенсификация образовательного процесса, те проблемы, которые сопутствуют её реализации, которые она порождает, наметить возможные пути их решения.

Формы и методика работы 1 этап - индивидуально-диагностический 2 этап – микрогрупповой 3 этап – коллективное обсуждение (общая дискуссия) Подведение итогов

Работа в микрогруппах Каждый излагает свой взгляд на поставленные вопросы коллегам: - плюсы и минусы интенсификация образовательного процесса, - проблемы, которые она порождает, - возможные пути их решения.

Рефлексия в группах: Каждый ли имел возможность высказать свою точку зрения, быть услышанным? Кто отличился, обогатил групповое мнение? Кто не работал, почему? Кто выступит с сообщением от группы?

Структура педагогического процесса это субъектный состав (студенты, преподаватели, работодатели), это процессуальный состав (целевой, содержательный, операционнодеятельностный, мотивационный, контрольно-оценочный компоненты)

Что способствует учёбе студентов? Интерес к учёбе, желание, перспектива, трудолюбие Манера преподавания Материальная база и организация обучения Удобное расписание

Что мешает учёбе студентов? Неорганизованность Совмещение учёбы с работой Неудачное расписание Преподаватели Содержание учебных дисциплин

Любая профессия имеет определенную структуру: - заданные цели, представление о результате труда (для нас это - формирование специалиста как личности и профессионала); - заданный предмет (учебно-воспитательный, научно-исследовательский процесс); - система средств труда (они различаются и могут быть вещественными и невещественными) - система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций) и прав; - производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Педагогическая деятельность - это: - Формулирование педагогических целей - Диагностика особенностей и уровня обученности студентов - Выбор содержания учебного материала для занятий - Выбор методов обучения - Проектирование своих действий и действий студентов - Установление дисциплины, рабочей обстановки на занятии - Стимулирование деятельности студентов - Организация своей деятельности по изложению учебного материала - Организация своего поведения в реальных условиях. - Организация деятельности студентов - Организация контроля результатов педагогических воздействий и корректировки - Установление правильных взаимоотношений со студентами - Осуществление воспитательной работы - Анализ результатов обучения, воспитания - Выявление отклонений результатов от поставленных целей - Анализ причин этих отклонений - Проектирование мер по устранению этих причин - Творческий поиск новых методов обучения, воспитания

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности. Формируются на основе задатков (врожденных особенностей). Умение – освоенный субъектом способ действия, обеспечивающий совокупность приобретенных знаний и навыков. Формируются путем упражнений.

1. Способностью передавать обучающимся учебный материал, делая его доступным, преподносить материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у студентов активную самостоятельную мысль (дидактические способности).

2. Способность к соответствующей области наук (математике, физике и т. д.). Способный преподаватель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведёт хотя бы скромную исследовательскую работу (академические способности).

4. Способность ясно и четко выражать мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь педагога всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли ясное, простое, понятное для студентов (речевые способности).

5. Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать студенческий коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу, что предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных преподавателей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.

6. Способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на студентов и умение на этой основе добиваться у них авторитета (авторитарные способности). Наличие волевых качеств (решительности, выдержки, настойчивости, требовательности и т. д.), а также чувства собственной ответственности зa обучение и воспитание.

7. Способность к общению с людьми, умение найти правильный подход к студентам, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта (коммуникативные способности).

8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это способность к предвидению последствий своих действий, проектированию личности студента, представлению о том, что из него получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств студента.

Итак, преподаватель должен обладать следующими способностями: Дидактическими Академическими Перцептивными Речевыми Организаторскими Авторитарными Коммуникативными Педагогическим воображением Способностью распределять внимание

Гностические умения: - извлекать новые знания из различных источников, из исследований собственной деятельности; - самостоятельно работать с различными источниками информации; - выделять главное, существенное в отборе и структурировании учебного материала и изложении его; - анализировать педагогические ситуации; формулировал, педагогические задачи; - добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный; - логически рассуждать и проводить логические вычисления; - осуществлять поисковую, эвристическую деятельность; - изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.

Проектировочные умения: - осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных задач и способов их решения; - предвидеть возможные результаты от решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование; - намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы; - научить студентов ставить и реализовывать цели самостоятельной работы; - ставить учебную работу, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности; - проектировать содержание читаемого курса; - проектировать собственную педагогическую деятельность.

Конструктивные умения: - отбирать и структурировать информацию во вновь разрабатываемые учебные курсы; - отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии; - проигрывать разные варианты построения занятий в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решена конкретная задача; - отбирать формы организации, методы и средства обучения; - конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельностью студентов.

Организаторские умения: - организовывать групповую и индивидуальную работу студентов с учетом всех факторов; - организовывать индивидуальные и проводить деловые учебно-технологические игры, дискуссии, тренинги; - управлять психическим состоянием студентов на учебных занятиях; - диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности; - оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня усвоения учебного материала программным требованиям и потенциальным возможностям студентов; - осуществлять коррекцию учебной деятельности.

Коммуникативные умения: - строить взаимодействие, взаимоотношения между преподавателями и студентами для эффективной организации педагогического процесса и достижения положительных результатов труда; - строить взаимодействие преподавателей и студентов в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения; - индивидуально воздействовать на студента в ходе фронтального изложения учебного материала; - устанавливать доброжелательные, доверительные взаимоотношения со студентами; - вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения; - мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.

Структура педагогического процесса Определение целей воспитания, обучения (целевой компонент) Разработка содержания образования содержательный) Определение процедуры обучения (воспитания), взаимодействия участников (операционно-деятельностный) Проверка, оценка, анализ результатов (оценочно-результативный)

Образовательный процесс (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Образовательный процесс как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географиче-ских, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические.

Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.

Педагогическая структура ОП представляет собой систему из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) опе-рационно-деятельностного; г) аналитико-результативного. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности, содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей, операционно-деятель-ностный – организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

Методическая структура ОП включает следующие элементы: а) задачи обучения (воспитания); б) последовательные этапы деятельности педагога; в) последовательные этапы деятельности учащихся.

Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.

Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.

В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.

Процессы образования и образовательные процессы. Педагог - субъект образования и педагогической деятельности. Возрастно-ориентированная модель образовательной деятельности.

Процессы образования и образовательные процессы

Важное значение для понимания характера и специфики педагогической деятельности в образовании имеет различение понятий "процесс образования" и "образовательный процесс".

Процесс образования - это то, что происходит, случается с человеком, это пространство, где складывается спонтанный субъектный опыт - даже если никто никого не образовывает. Процесс образования - это "школа жизни" (А. Моль).

Процесс образования имеет временную детерминацию - это естественный процесс становления у человека определенных качеств и способностей. Мы говорим "жизнь учит", "жизнь воспитывает", "среда формирует" и т.п. Способы поведения, содержание культуры, формы мышления и сознания, нормы общения осваиваются ребенком спонтанно, естественно в процессе совместной жизни, общения и взаимодействия с взрослыми, через язык и речь, посредством предметного контекста жизнедеятельности и т.п. Естественные формы жизнедеятельности человека не всегда осознаются, но они могут выступить предметом рефлексии, специально (искусственно) построенной развивающей педагогической деятельности - стать содержанием теперь уже образовательных процессов.

Образовательный процесс - это осознанно, рационально построенная (искусственная) практика образования, исходящая из общих задач социализации молодых людей в данной культуре. Иными словами, целевая модификация процесса образования педагогическими средствами порождает специализированные формы образовательных процессов. И хотя это также процесс, но образование здесь осуществляется особым образом. Образовательный процесс не происходит сам по себе, а должен быть специально построен, целенаправленно ориентирован и организован. Поэтому он имеет искусственный характер, определяется целевой детерминацией, а значит, предполагает вполне определенные способы достижения этих целей.

Образовательные процессы как специально организованные осуществляются в том случае, если образцы культуры не представлены в формах реальной жизни индивида и поэтому не могут быть освоены в естественной форме. В образовательных процессах индивид овладевает высшими, собственно человеческими способностями и психологическими функциями - интеллектом, желаниями, волей, эмоциями и чувствами - как собственными, превращает себя в культурного, исторического субъекта.

Актуальность различения и сопоставления двух видов (стихийного и целенаправленного) образования определяется своеобразием социокультурной ситуации в современном образовании: в жизни современного общества границы и содержание образовательных процессов весьма динамичны и изменчивы. Информатизация всех сфер общественной жизни приводит к тому, что закрепленное ранее за образовательными институтами (школами, вузами) содержание осваивается индивидом вне его рамок - в повседневном общении, посредством информационных коммуникаций. Для профессиональной деятельности в образовании это обстоятельство имеет важнейшее значение.

В педагогике давно известно, что наиболее эффективным является непрямое, недирективное, опосредованное воздействие, которое не ощущается ребенком как воспитывающее, а воспринимается как самостоятельное пополнение своего жизненного опыта. Поэтому важно и в образовательных процессах сохранять естественность освоения культурного содержания, присущую процессу образования, стремиться к тому, чтобы наиболее важные и значимые ситуации максимально полно проживались ребенком, чтобы знания о возможных вариантах поведения и их последствиях открывались им самостоятельно, а не сообщались ему педагогом в ходе воспитательной беседы или внушения.

Ключевой вопрос - вопрос содержания культуры, осваиваемого в естественном процессе образования человека и в специально построенном образовательном процессе. Ответ на этот вопрос определяет выделение внутри единого процесса образования и образовательного процесса отдельных типов процессов. В настоящее время в педагогике принято выделять два образовательных процесса - обучение и воспитание. При этом, как было показано в разделе I, основные усилия ученых, педагогов и психологов, были направлены на исследование и обоснование процесса обучения в его достаточно ограниченном понимании - обучения школьников учебным предметам. В образовательном процессе обучения осваиваются достижения научной мысли и развиваются познавательные способности школьников.

Развитие только одной - хотя и важной - способности человека не отвечает запросам современного общества к образованию. В последние годы активно обсуждается вопрос о необходимости возвращения школе функций воспитания. Действительно, образование не может передать задачу приобщения школьников к ценностям культуры и человеческих отношений стихийному процессу социализации. Выше мы писали об актуальности проблем безопасного образования, здоровьесберегающего образования. Сохранение здоровья в школе, воспитание нравственной устойчивости школьников к деструктивным воздействиям социума в современных условиях приобретают особое значение. В современном обществе образование должно принимать па себя функции развития многообразных способностей и качеств человека.

Выделение типов процессов образования и вслед за этим типов образовательных процессов возможно на основе анализа способа или ситуации человеческого бытия. Различные стороны человеческого бытия задают цели и содержание качественно определенных процессов образования. На основе анализа способа или ситуации человеческого бытия в рамках антропологического подхода к образованию в качестве основных нами выделяются четыре формы процесса образования - взросление, инкультурация, научение, социализация, каждая из которых существует как вполне определенная и относительно независимая от других форма человеческой жизнедеятельности.

Взросление представляет собой процесс становления адекватного и хорошо адаптированного человека ко всему многообразию жизненных коллизий. В ходе взросления происходят изменения в физическом облике человека, в его внутреннем мире, в социальных взаимодействиях. Процесс взросления вбирает становление многообразных телесно-органических, нейрофизиологических, психофизиологических и собственно психологических структур и функций человека. Взросление включает процессы оформления полового диморфизма как процессы роста и превращения девочки в женщину и мальчика в мужчину.

Инкультурация - это процесс освоения культурных форм жизни или совершенных форм культуры и формирования специальных способностей. Процесс инкультурации фиксирует достаточно очевидный факт - чтобы быть культурным человеком, необходимо по-человечески обращаться с предметами жизнедеятельности человека, освоить общечеловеческие способности (язык, речь, письмо, информационные технологии и т.п.), попять смысл совершаемых действий и усвоить способы деятельностно-преобразующего взаимодействия с миром, овладеть средствами и нормами культуросообразного общения и поведения. Инкультурация превращает индивида в умелого субъекта, способного к осуществлению многообразных форм деятельности и поведения в родной ему культуре.

Научение - это процесс усвоения той стороны социокультурного опыта, которая связана с выработкой у каждого индивида умения приобретать необходимые знания, новый опыт, обобщенные способы действий. Процесс научения отличается от процесса инкультурации своей направленностью на внутренние, идеальные средства и способы преобразующего отношения к окружающему миру. И если инкультурация направлена на освоение уже достигнутого опыта, научение ориентировано на выращивание нового опыта посредством развития у себя способностей к идеальной деятельности, фиксации средств и способов мыслительной, познавательной деятельности. Результатом процесса научения как естественного процесса обретения опыта выступает владение общими способами познавательной деятельности. В процессе научения приобретается желание и умение учиться, потребность в самосовершенствовании, в самообразовании.

Социализация - это опыт вхождения человека в социальную среду и систему социальных связей и отношений, но также и активное воспроизводство им этой системы в своей жизнедеятельности. Социализация - это процесс и результат усвоения и воспроизводства социального опыта как опыта совместной жизнедеятельности людей, опыта общения и взаимодействия между людьми. Социализация включает способность к адекватному восприятию новых социальных требований, избирательное отношение к социальным воздействиям, сформированное личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации, процесс активного индивидуального участия в освоении и творении социальных форм жизни.

Итак, взросление, инкультурация, научение, социализация как процессы образования существуют как вполне определенные, самодостаточные и относительно независимые друг от друга формы человеческой жизнедеятельности. В индивидуальной жизни человека они также выделяются как самостоятельные процессы образования - образования различных сторон субъективной реальности. Этим формам жизнедеятельности человека соответствуют четыре специально организованных типа образовательных процессов - выращивание, формирование, обучение, воспитание.

Выращивание - это образовательный процесс, обеспечивающий становление жизнеспособного и жизнестойкого человека. Выращивание (или взращивание) как образовательный процесс - это решение задач взросления человека педагогическими средствами. Выращивание включает деятельность взрослых по уходу, заботе, взращиванию физически и психологически здоровых детей, подростков, юношей и девушек. Основная роль в процессе выращивания жизнеспособного человека принадлежит родителям, воспитателям детских садов. Все собственно человеческое растущий человек получает от других людей.

Формирование - это процесс образования индивидуальных способностей человека, овладение существующими формами мышления, сознания и самосознания. Формирование как образовательный процесс - это специально построенный процесс инкультурации - погружения в культурные формы. Корневая основа термина "формирование" - "форма"; это процесс отработки у субъекта совершенных форм познания, совершенных способов действия, видов деятельности по освоению им различных областей культуры.

Формирование как образовательный процесс ориентирован на культуры приобщения, передачу-освоение образцов, эталонов и норм человеческой деятельности, типов отношений, форм сознания, мировосприятия, способов и техник мышления. В образовании процесс формирования "встраивается" в другие образовательные процессы, "доводит" до эталона культурно определенные формы выращивания, обучения, воспитания.

Обучение - это процесс передачи-освоения учащимися всеобщих способов деятельности, освоения теоретических понятий и идеальных способов действия, знаний и умений. "Школа должна учить мыслить" - это название статьи выдающегося отечественного философа Э. В. Ильенкова как нельзя лучше характеризует саму суть процесса обучения. Обучение как образовательный процесс имеет специфические особенности на ступенях образования - от дошкольной до вузовской. В процессе обучения происходит (должно происходить) становление субъекта собственной учебной деятельности, что является залогом самостоятельного обретения жизненной и профессиональной позиции.

Воспитание - это процесс передачи-усвоения культуры общения, ценностей и норм взаимоотношений в человеческом обществе. Самостоятельность образовательного процесса воспитания заложена в самом понятии "воспитание". В нем можно "вычитать" два исходных значения или смысла. Во-первых, "воспитание" в своей корневой основе имеет смысл "питания" или "напитания" воспитанников ценностями, смыслами, назначением и нормами совместной человеческой жизни. В образовательном процессе воспитания происходит освоение духовно-нравственных ценностей человеческой жизни, духовное становление человека, становление его личности и индивидуальности.

Во-вторых, "воспитание" имеет смысл восполнения отдельного человека до всеобщности человеческого рода, создания условий по превращению человека в цельного, настоящего человека, восстановление всечеловеческого в человеке. Воспитание всегда ориентировано на целое, на сообщество, на построение связей и отношений между детьми и взрослыми, учащимися и педагогами, между воспитанниками.

Основной смысл воспитания - становление в каждом воспитаннике отношения к другому человеку как к самоценности, как к цели и никогда как к средству. Становление такого отношения возможно лишь в практике многообразной совместной деятельности взрослых и детей, в многообразных формах их событийной общности, в которых происходит встреча ребенка со взрослым в его разных педагогических позициях и с разновозрастными сверстниками.

Образовательные процессы - в отличие от процессов образования - в своих исторических формах не самостоятельны, не практикуются в чистом виде. Они имеют культурную заданность, а в рамках определенной образовательной программы, определенного образовательного института оказываются (должны оказаться) взаимосвязанными и взаимопроницаемыми. Мы специально уточняем: "должны оказаться", так как в реальной образовательной практике одни образовательные процессы занимают доминирующее, а другие - подчиненное положение. Такими ведущими образовательными процессами выступают, как правило, процессы обучения, изредка - воспитания; процессы выращивания и формирования строятся как сопутствующие и, по сути, стихийные процессы образования.