Open
Close

К территориальным органам Федеральной налоговой службы России относятся. Федеральная налоговая служба рф

Систему налоговых органов РФ составляют:

а) Федеральная налоговая служба (ФНС) - федеральной орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и соборов;

б) территориальные органы ФНС.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

ФНС РФ включает центральный аппарат и 89 (по количеству субъектов РФ) региональных управлений (РУ) по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. В региональных управлениях по каждому субъекту имеются районные налого­вые инспекции, которые осуществляют непосредственное взаимодействие с налогоплательщиками посредством реализации определенных функций.

Система органов ФНС РФ выступает в качестве:

1) единой системы контроля;

2) независимой системы контроля;

3) централизованной системы контроля.

Основной источник финансирования – средства федерального бюджета.

Структура единой централизованной системы органов ФНС РФ показана на рис. 2.


Местный и межрайонный уровень

Межрайонные инспекции ФНС РФ


Рис. 2. Структура системы органов ФНС РФ

Центральными органами управления в системе налогообложения являются Минфин РФ и входящая в его состав Федеральная налоговая служба, а в системе таможенного регулирования - Минэкономразвития и торговли РФ и входящая в его состав Федеральная таможенная служба.

По иерархии управления система налоговых органов подразделяется на три уровня:

1) федеральный уровень – ФНС;

2) региональный уровень - управления Службы по субъектам Российской Федерации и межрегиональные инспекции Службы,

3) местный уровень - государственные налоговые инспекции (ГНИ) Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления и инспекции Службы межрайонного уровня.

Третье звено является главным, обеспечивающим практический сбор налогов.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполни­тельной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами ме­стного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объеди­нениями и иными организациями.

Налоговыми органами реализуются следующие функции:

Контрольная;

Информационно-консультационная;

Фискальная;

Правоохранительная.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Главная задача налоговых органов Российской Федерации - контроль за соблюдением налого­вого законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законода­тельством РФ. Эффективный налоговый контроль служит одним из необходимых условий обеспе­чения правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты установленных налогов и сборов. Большая часть прав налоговых органов обеспечивает решение именно этой задачи.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивиду­альных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по де­нежным обязательствам.

Кроме того, ФНС осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ была образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ. Функции упраздненной Федеральной службы налоговой полиции РФ по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений были переданы Министерству внутренних дел РФ.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Место нахождения Федеральной налоговой службы - г. Москва.

Таможенные органы России занимаются взиманием налогов и сборов, установленных налоговым законодательством, исключительно при перемещении товаров через таможенную границу страны. В соответствии с этим они пользуются правом контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов при таможенном оформлении товаров, могут привлекать к ответственности лиц за нарушение налогового законодательства. Одновременно они несут ответственность за убытки, которые они причинили налогоплательщикам из-за своих неправомерных действий или принятых решений или наоборот – бездействия.

Основные задачи системы на федеральном уровне:

Анализ динамики поступления налогов по всем отслеживаемым признакам;

Информирование органов власти о поступлении налогов (федеральных, местных);

Совершенствование системы налогообложения (законодательная инициатива, методические разработки, информационное обеспечение, взаимодействие с органами власти в части исполнения налогового законодательства);

Информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснение им системы налогообложения.

Центральный аппарат Федеральной налоговой службы включает следующие подразделения:

Управление налогообложения прибыли (дохода);

Управление косвенных налогов;

Управление налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины;

Управление единого социального налога;

Управление ресурсных и имущественных налогов;

Управление налогообложения малого бизнеса;

Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц;

Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства;

Управление учета и отчетности;

Управление анализа и планирования налоговых поступлений;

Управление контроля налоговых органов;

Управление международного сотрудничества и обмена информацией;

Юридическое управление;

Управление информационных технологий;

Управление по модернизации налоговых органов и некоторые другие.

Каждое управление специализируется на одном из видов налогообложении и решает задачи анализа практики применения действующего законодательства, разработки концепции налоговой политики в своем секторе, участия в подготовке законодательных актов, разработки инструктивного материала и методических рекомендаций, организации контрольных проверок и т.д.

Ряд управлений, например юридическое, административного и финансового обеспечения, управление делами, осуществляют вспомогательные функции.

Налоговые инспекции субъектов РФ не содержат жесткой регламентации. Структура и штатное расписание этих звеньев утверждаются руководителями соответствующей налоговой инспекции в пределах установленного им фонда оплаты труда. Функциональная и структурная схемы краевой, областной и равной им налоговых инспекций строятся с учетом региональных особенностей. Например, если районная или городская инспекция контролирует полноту и своевременность налоговых платежей, то структуры инспекций по субъектам РФ решают задачи в большей степени путем реализации организационно-методических функций.

В инспекции по субъекту РФ основным звеном являются отделы по налогообложению доходов (прибыли), налогообложению агропромышленного комплекса, природным ресурсам и землепользованию, налогообложению физических лиц, косвенных налогов, местных налогов и др.

На налоговые инспекции субъектов РФ возлагаются задачи:

Организации работы нижестоящих налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

Обобщения и анализа отчетов нижестоящих инспекций о проделанной ими работе;

Введения в налоговую практику передового опыта;

Проведения мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров.

Налоговые инспекции Федеральной налоговой службы, занимающие третий уровень системы, выполняют основную роль и нагрузку по контролю за исполнением налогового законодательства. Они обеспечивают учет налогоплательщиков, правильность исчисления ими налогов и сборов, поступление денежных средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, контроль за своевременностью предоставления бухгалтерских отчетов и деклараций, составление аналитических отчетов и др.

В крупных городах и районах в налоговых инспекциях могут быть созданы отделы и группы по видам налогов, работа которых строится по отраслевому принципу.

В инспекции нижнего звена имеются отделы по работе с юридическими и физическими лицами и др. К отделам по работе с юридическими лицами в практике относятся отделы приема отчетности, документальных проверок, по работе с крупными налогоплательщиками, по принудительному взысканию недоимок, аналитической работы и др.

К отделам по работе с физическими лицами относятся отделы налога на доходы физических лиц, по работе с индивидуальными предпринимателями, по обложению имущества и др.

К общим отделам относят отделы учета и отчетности, юридической службы, канцелярию, бухгалтерию. Структура отделов в каждом территориальном образовании строится с учетом местных условий.

С.Г. Пепеляев , управляющий партнер юридической компании
«Пепеляев, Гольцблат и партнеры», канд. юрид. наук

В предвыборной речи в МГУ им. М.В. Ломоносова 12 февраля 2004 года Президент РФ В.В. Путин выразил твердое намерение завершить начатые реформы, в том числе налоговую, где предстоит упростить налоговое администрирование. Одна из проблем налогового администрирования - реформирование системы учета крупнейших налогоплательщиков. Действующая система не основана на законе и нарушает права организаций.

Недавно созданная Федеральная налоговая служба унаследовала от МНС России разветвленную систему органов. Большую ее часть составляют территориальные налоговые органы - управления по субъектам Федерации, налоговые инспекции по городам и районам.

В последнее время увеличивается число так называемых межрегиональных инспекций. Они сосредотачивают значительные полномочия: регистрируют и проверяют крупнейших налогоплательщиков, координируют деятельность налоговых органов по определенным вопросам, обеспечивают межведомственную координацию.

Отношение общества к созданию межрегиональных инспекций неоднозначно. Многие налогоплательщики задаются закономерным вопросом: «Почему расположенные в Сибири или на Урале нефтяные и газовые компании, предприятия электроэнергетики и транспорта принуждаются к постановке на налоговый учет в межрегиональных инспекциях, находящихся в Москве, со всеми вытекающими последствиями - необходимостью посылать в Москву отчетность, документацию, направлять сотрудников в командировки и т. д.?»

Для того чтобы оценить законность создания и деятельности этих инспекций, необходимо четко определить содержание понятия «территориальный орган государственного управления», проанализировать правовой статус межрегиональных инспекций и сопоставить полученные данные.

Понятие «территориальный орган управления»

Статья 30 НК РФ определяет, что «налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации». Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» несколько конкретизирует это положение: «Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов» (ст. 2).

Создание Федеральной налоговой службы Российской Федерации вместо Министерства по налогам и сборам в целом не изменило ранее созданную систему налоговых органов. Реорганизация Правительства РФ не означает изменения структуры территориальных органов управления.

Таким образом, все налоговые органы за исключением центрального (федерального) характеризуются законом как территориальные органы. Из этого также следует, что Законом предусмотрена возможность создания налоговых органов только в двух формах: одного органа федерального уровня и множества территориальных органов. Иное обособление налоговых органов незаконно.

Что это за понятие: «территориальный орган государственного управления»? Каким критериям этот орган должен соответствовать?

Согласно части 1 статьи 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для отправления своих полномочий могут создавать территориальные органы. Комментаторы Конституции РФ указывают, что «необходимость в создании территориальных органов у федеральной исполнительной власти возникает в том случае, когда она нуждается в структурах, обеспечивающих реализацию на местном уровне ее функций в сфере ведения Российской Федерации» .

Территориальный орган, следовательно, понимается как орган, который реализует властную компетенцию в пределах одной или ряда административных территорий, входящих в состав единого государства. Сопоставляя часть 1 статьи 78 Конституции РФ с частью 4 этой же статьи, где речь идет о том, что Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают реализацию полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ, легко заметить, что территориальные органы исполнительной власти должны составлять систему, охватывающую всю Российскую Федерацию. Отсюда же следует и вывод о том, что ни один территориальный орган федерального органа исполнительной власти не может распространять свои полномочия на все государство.

В комментарии к статье 67 Конституции РФ, в которой речь идет о составе территории РФ, отмечено, что «территория - неотъемлемый признак государственности, пространственный предел государственной власти» . С учетом этого, ключевым моментом в понятии «территориальный орган государственного управления» является ограничение полномочий этого органа в пространстве. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти не может иметь полномочия, относящиеся ко всей территории государства либо не ограниченные строго какой-то конкретной территорией. Такие полномочия присущи федеральным, а не территориальным органам.

Законодательство использует понятие «территория» или «территориальный орган» именно для определения пространственного предела реализации тех или иных полномочий.

К примеру, процессуальное законодательство использует понятие «территориальная подсудность» для ограничения полномочий конкретного судебного органа исходя из пространственных ориентиров. Избирательное законодательство оперирует понятием «территориальный избирательный округ» для обозначения территории, группирующей избирателей по месту жительства для проведения выборов в представительные органы и на определенные должности.

Юридическая наука также исходит из признания того факта, что «компетенция большинства органов управления очерчивается не только по содержанию полномочий, но и в пространственном отношении… Элементом компетенции является право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие функции и конкретные полномочия в отведенных ему территориальных пределах» .

«В качестве еще одного элемента компетенции можно рассматривать также права и обязанности органов по выполнению своих функций в отведенных им территориальных пределах. Они составляют, как указывается в юридической литературе, «территориальную компетенцию» .

Следовательно, компетенция органов управления может быть нарушена как по предмету, так и по пространству .

Вопросы создания территориальных органов федеральных органов исполнительной власти рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации . Поводом для обращения в суд послужило упразднение во всех субъектах Федерации аппаратов главных контролеров-ревизоров Минфина России и образование на их основе территориальных органов - контрольно-ревизионных управлений Минфина России в субъектах Федерации, призванных осуществлять в пределах своей компетенции государственный финансовый контроль на территории соответствующего субъекта Федерации или региона.

Заявитель жалобы полагал, что согласно статье 78 (часть 1) Конституции РФ территориальные органы федеральных органов исполнительной власти должны создаваться в каждом субъекте Федерации, а создание территориальных органов, распространяющих свои полномочия на регион, объединяющий несколько субъектов Федерации, недопустимо.

КС РФ указал, что «статья 2 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации” наделяет Правительство Российской Федерации правом устанавливать порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, утверждать положения о них. При этом Правительство Российской Федерации исходя из специфики конкретных управленческих задач, целесообразности и экономической эффективности самостоятельно определяет территориальную сферу деятельности этих органов (территория субъекта Российской Федерации, регион) и их наименование (территориальные, региональные, межрегиональные, бассейновые и т. п.), что не меняет их предназначения как звеньев (подразделений на местах) соответствующих федеральных органов исполнительной власти в смысле статьи 78 (часть 1) Конституции Российской Федерации».

Таким образом, правовая позиция КС РФ, выраженная в Определении от 13.01.2000, состоит в том, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти - это такие звенья единой системы исполнительной власти, которые выступают подразделениями этой системы на местах, то есть имеют определенную (ограниченную) территориальную сферу деятельности, не обязательно совпадающую с территорией конкретных субъектов Федерации или административно-территориальных образований, но всегда пространственно ориентированную в установленных границах .

Принятый Конституцией РФ территориальный принцип формирования звеньев единой системы федеральных органов исполнительной власти имеет большое значение для развития системы федеративных отношений.

Реализация органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами властных полномочий на территориях субъектов Федерации предполагает взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Федерации путем координации и согласования деятельности. Особенно это важно в отношении компетенции федеральных органов исполнительной власти по предметам совместного ведения (к таковым, в частности, относится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации - ст. 72 Конституции РФ) и по предметам, так или иначе связанным с полномочиями субъектов Федерации (например, налоговые инспекции как территориальные органы федерального органа исполнительной власти обеспечивают контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты не только федеральных, но и региональных, а также местных налогов. Полномочия по введению и установлению ряда условий взимания этих налогов принадлежат субъектам Федерации либо органам местного самоуправления. В их же бюджеты поступают и сборы от некоторых налогов).

«Система территориальных органов ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти) создает предпосылки для более согласованного режима управления в области совместной компетенции органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Здесь частично реализуются полномочия совместной компетенции при назначении руководителей территориальных органов, а также при принятии решений, касающихся интересов субъекта Федерации» .

Отход от территориального принципа формирования звеньев единой системы федеральных органов исполнительной власти нарушает конституционные принципы федерализма.

Система налоговых органов

Теперь проанализируем, что вкладывает налоговое ведомство в понятие «территориальный орган», соответствует ли его интерпретация конституционным нормам и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Правительство РФ Постановлением от 16.10.2000 № 783 утвердило Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам . Согласно Положению МНС России реализовывало возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы (п. 2). К территориальным налоговым органам Положение относило в том числе межрегиональные инспекции. Они вместе с другими территориальными налоговыми органами образовали единую централизованную систему налоговых органов (п. 3).

Положение также требовало, чтобы МНС России вел свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями (п. 4).

В схематичном виде система налоговых органов представлена в Приложении 1 к приказу МНС России от 21.05.99 № ГБ-3-20/150 «О системе органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его подведомственных организациях» (схема 1).

Само Положение о МНС России вполне соответствовало основанным на Конституции РФ и законодательстве представлениям о территориальных налоговых органах. Оно оставляло определенный простор для осмысления того, что Правительство РФ имело в виду, вводя институт межрегиональных налоговых инспекций. Вполне вероятно, что таковыми предполагалось считать, например, инспекции по «матрешечным» субъектам Федерации, то есть по субъектам, включающим другие субъекты Федерации» .

Однако практика создания и деятельности межрегиональных налоговых инспекций, формально основанная на нормах Положения, демонстрирует существенное отступление от правовых стандартов.

Схема 1.

Система налоговых органов России, предусмотренная приказом МНС России от 21.05.99.

Административное творчество МНС России привело к созданию межрегиональных инспекций трех типов:

● это межрегиональные инспекции по федеральным округам;

● межрегиональные инспекции функциональной (предметной) компетенции;

● межрегиональные инспекции по контролю за крупнейшими налогоплательщиками.

В обобщенном виде основные различия между этими инспекциями представлены на схеме 2.

Схема 2.

Межрегиональные налоговые инспекции

Необходимо проанализировать задачи, функции и полномочия межрегиональных инспекций для точного определения их правового статуса и места в системе налоговых органов. От этого зависят ответы на вопросы о законности их создания и деятельности, характере и объеме их полномочий по отношению к налогоплательщикам и др.

Межрегиональные налоговые инспекции по федеральным округам

Межрегиональные инспекции по федеральным округам формально отнесены к территориальным налоговым органам межрегионального уровня. Этот статус закреплен в Положении о межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу, утвержденном приказом МНС России от 21.07.2003 № БГ-3-15/413 «Об утверждении Положения о межрегиональной инспекции МНС России по федеральному округу».

Однако по существу эти межрегиональные инспекции являются не территориальными налоговыми органами, а территориальными подразделениями аппарата федерального налогового ведомства .

Этот вывод следует из анализа задач и функций этих инспекций: они не имеют специфических задач и функций, свойственных только им и не присущих центральному аппарату налоговой системы.

Как определено в пункте 1.2 Положения, межрегиональная инспекция создана для взаимодействия министерства с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, проверки эффективности работы налоговых органов в субъектах Федерации, контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении налогового ведомства. Эти задачи полностью соответствуют задачам самого центрального аппарата.

Поэтому, закрепляя за межрегиональной инспекцией соответствующие функции, Положение тесно увязывает их с волеизъявлением самого министерства.

Так, межрегиональная инспекция организует и проводит проверки налоговых органов только по решению центрального органа управления, по его же решению проводит выездные налоговые проверки. По заданию министерства межрегиональная инспекция выполняет дистанционный контроль; по согласованию с министерством участвует в других проверках и мероприятиях; подготавливает для министерства предложения по выявлению, пресечению и предупреждению схем уклонения от налогообложения; представляет министерству различные данные, контролирует выполнение указаний и приказов министерства, взаимодействует со структурными подразделениями министерства.

Фактически, создание межрегиональных инспекций по федеральным округам ввело институт полномочных представителей МНС России в федеральных округах с координационными и внутриведомственными контрольными функциями. Назвать эти инспекции территориальными органами специальной компетенции не представляется возможным. Реализация на региональном и местном уровнях полномочий МНС России в сфере ведения Российской Федерации проводится территориальными органами: управлениями МНС России по субъектам Федерации и подчиненными им органами (инспекциями по районам, городам и т. д.). Дублирование функций и полномочий органов одной системы, действующих в одних административных границах, исключается.

Поскольку межрегиональные инспекции МНС России по федеральным округам действуют на той же территории, где задолго до их создания действовали территориальные органы МНС России, реализующие все полномочия МНС России регионального и местного характера, перераспределения этих полномочий и функций между территориальными органами и межрегиональными инспекциями не произошло, то есть у межрегиональных инспекций по федеральным округам не может быть компетенции регионального и местного характера. Перераспределение объема полномочий и функций произошло между подразделениями центрального аппарата МНС России и межрегиональными инспекциями по федеральным округам.

Поэтому следует признать, что путем создания межрегиональных инспекций МНС России по федеральным округам шло расширение центрального аппарата министерства через образование его территориально обособленных подразделений.

Это процесс, обратный тому, который проводил Минфин России, ликвидируя аппараты главных контролеров-ревизоров на местах и приводя тем самым свою структуру в соответствие со статьей 78 Конституции РФ, которая предусматривает, что на территориях федеральные органы действуют посредством своих территориальных органов, а не территориальных отделов центрального аппарата. К тому же расширение министерства проводилось за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных для финансирования территориальных органов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.02.99 № 254 «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам» разрешено создание межрегиональных инспекций, наряду с другими территориальными органами, в пределах численности и фонда оплаты труда работников территориальных органов.

Создание под видом межрегиональных инспекций территориальных подразделений центрального аппарата министерства нарушило положения бюджетного законодательства РФ о целевом использовании средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.

Межрегиональные налоговые инспекции предметной компетенции

Некоторые межрегиональные налоговые инспекции созданы на основе функционального (предметного) критерия. Эти инспекции, как и межрегиональные инспекции по федеральным округам, не ведут налогового администрирования налогоплательщиков (не регистрируют их, не принимают отчетность и т. п.). Их сфера - координация и контроль деятельности территориальных налоговых органов и межведомственная координация в определенных предметных областях.

К таким инспекциям относятся, в частности, Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных, Межрегиональная государственная налоговая инспекция по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков , Межрегиональная государственная инспекция по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг , Межрегиональная инспекция по контролю за алкогольной и табачной продукцией .

В отличие от межрегиональных инспекций по федеральным округам эти инспекции не имеют территориального ограничения сферы их деятельности, реализуют свои полномочия на всей территории Российской Федерации.

Анализ положений об этих инспекциях также приводит к выводу о том, что и они не являются территориальными налоговыми органами, а выступают формально обособленными подразделениями центрального аппарата МНС России и по своему статусу могут быть отнесены к федеральным органам государственного управления .

Этот вывод подтвержден Положением о межрегиональной государственной инспекции МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг: «…инспекция является федеральным государственным учреждением и самостоятельным юридическим лицом» (п. 1.5).

В других Положениях межрегиональные инспекции названы просто учреждениями без указания федерального, регионального или местного статуса. Однако комплексный анализ элементов их статуса не оставляет сомнений относительно федерального уровня этих органов. Межрегиональные инспекции являются федеральными органами исполнительной власти целевой (предметной) компетенции, о чем свидетельствует ряд признаков.

Во-первых, они обеспечивают реализацию задач и функций федерального масштаба. Межрегиональные инспекции выполняют координирующие функции в определенной предметной сфере для всей системы налоговых органов Российской Федерации. В зоне их ответственности находится и межведомственная координация.

К примеру, межрегиональная инспекция по контролю за налогообложением малого бизнеса создана в целях проведения во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата, территориальными налоговыми органами, правоохранительными и другими контролирующими государственными органами целенаправленного контроля за налогообложением субъектов малого предпринимательства, игорного бизнеса и плательщиков единого налога на вмененный доход (п. 1.2 Положения о межрегиональной государственной инспекции).

Во-вторых, межрегиональные инспекции занимают особое место в системе налоговых органов МНС России. Они непосредственно подчиняются министерству и выполняют функции вышестоящих органов по отношению к территориальным налоговым органам по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В-третьих, межрегиональные инспекции наделены властными полномочиями в отношении всех территориальных налоговых органов. Руководители территориальных налоговых органов обязаны принимать необходимые меры к полному и своевременному выполнению указаний и поручений соответствующих межрегиональных инспекций по вопросам, входящим в компетенцию этих инспекций.

При иерархической системе территориальных органов исполнительной власти такая подчиненность всех территориальных органов возможна только федеральному органу исполнительной власти. Противопоставление межрегиональных инспекций территориальным налоговым органам свидетельствует о том, что в систему этих органов межрегиональные инспекции, по существу, не входят.

В-четвертых, отсутствует территориальная ограниченность полномочий межрегиональных инспекций. Сфера деятельности инспекций совпадает со всей территорией Российской Федерации, следовательно, с той территорией, на которую распространяет свои полномочия МНС России как федеральный орган исполнительной власти.

В-пятых, следует отметить особое положение руководителей межрегиональных инспекций. Они имеют право представлять МНС России в федеральных органах государственной власти, в органах власти субъектов Федерации, правоохранительных и контролирующих органах и органах местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции. Напротив, руководители территориальных налоговых органов не имеют такого права.

В-шестых, сотрудники межрегиональных инспекций - это федеральные государственные служащие, пользующиеся социальным обеспечением, предоставленным работникам центрального аппарата.

В-седьмых, все межрегиональные инспекции расположены в федеральном центре - в Москве.

Приведенные факты подтверждают, что функции указанных межрегиональных инспекций могли бы выполняться и соответствующими функциональными подразделениями центрального аппарата МНС России - управлениями или департаментами. Однако в связи с ограниченностью ресурсов, выделенных бюджетом на содержание центрального аппарата министерства, выход найден в создании межрегиональных инспекций, содержащихся за счет бюджета территориальных налоговых органов.

В связи с этим уместно упомянуть приказ МНС России от 11.06.99 № АП-3-20/175 «О создании межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по контролю за алкогольной и табачной продукцией». Приказ предусматривал создание этой инспекции в пределах, установленных Постановлением Правительства РФ «О предельной численности и фонде оплаты труда работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

Межрегиональные налоговые инспекции по контролю за крупнейшими налогоплательщиками

Третью категорию межрегиональных налоговых инспекций составляют инспекции, созданные по субъектному отраслевому принципу. Они созданы для налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, занятых в определенных сферах производства: в добыче нефти и газа, в энергетике, в сфере транспортных услуг и др. (схема 3).

Схема 3.

Распределение подконтрольных субъектов (крупнейших налогоплательщиков) между межрегиональными инспекциями

Например, приказом МНС России от 14.02.2003 № БГ-3-15/66 создана межрегиональная инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4. Основные задачи этой инспекции - контроль за уплатой налогов и сборов крупнейшими налогоплательщиками в сфере электроэнергетики, налоговое администрирование крупнейших компаний, занятых производством, передачей, распределением и реализацией электрической и тепловой энергии. Причем это администрирование проводится данной инспекцией с учетом структурной и отраслевой специфики деятельности энергетических компаний, их территориальное расположение во внимание не принимается.

По аналогичным принципам создана и действует межрегиональная инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6. Согласно приказу о ее создании, инспекция представляет собой территориальный орган МНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов. На инспекцию возложен контроль за крупнейшими налогоплательщиками, оказывающими транспортные услуги. Согласно приказу, «деятельность инспекции направлена на создание прозрачного поля налогообложения в сфере оказания транспортных услуг крупнейшими налогоплательщиками на всей территории Российской Федерации» . Инспекция ведет налоговый учет крупнейших транспортных организаций, контролирует представление в инспекцию налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, других документов, взыскивает недоимки и пени, налагает штрафы и др.

Таким образом, межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам в настоящее время создаются не для объединения под контролем одной инспекции ряда территорий, а на основе субъектного отраслевого принципа, никак не связанного с территориальным устройством страны. Подконтрольны такой инспекции не налогоплательщики, расположенные или ведущие деятельность на какой-либо определенной территории, а налогоплательщики, занятые в определенной отрасли производства, независимо от их местонахождения. Таким образом, полномочия этих межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам не имеют строго очерченных административных границ. Инспекции реализуют свою компетенцию на всей территории Российской Федерации и по существу являются не территориальными налоговыми органами, а федеральными органами управления, подконтрольными МНС России и имеющими отраслевую компетенцию.

Этот вывод подтверждается и мнением бывшего руководителя межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам № 1 А.В. Ефимова. Он указывает, что эти инспекции являются налоговыми органами федерального уровня, и противопоставляет их территориальным налоговым органам

(Продолжение следует)

[ сноска 1 ]

II. Полномочия


5. Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор за:

5.1.1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

5.1.5. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);

5.1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

5.1.7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. N 75 подпункт 5.1 дополнен подпунктом 5.1.10

5.1.10. исполнением организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля;

5.2. выдает в установленном порядке:

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.13 с 4 октября 2017 г. - Постановление

5.2.13. свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.14 с 4 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2017 г. N 1142

5.2.14. свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами;

5.3. осуществляет:

5.3.1. государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

5.3.5. выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1138 подпункт 5.3 дополнен подпунктом 5.3.9

5.3.9. государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;

5.3.11. аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций);

5.5. ведет в установленном порядке:

5.5.6. Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. N 594 Положение дополнено подпунктом 5.5.12

5.5.12. единый реестр лотерейных терминалов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1138 подпункт 5.5 дополнен подпунктом 5.5.14

5.5.14. государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в букмекерских конторах и государственный реестр саморегулируемых организаций организаторов азартных игр в тотализаторах;

5.5.15. государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.5.17

5.5.17. реестр фискальных накопителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.5.18

5.5.18. реестр экспертных организаций;

5.6. бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов о действующих налогах, сборах и страховых взносах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.6.1 с 20 июля 2017 г. - Постановление

5.6.1. уведомляет в установленном порядке саморегулируемую организацию организаторов азартных игр в букмекерских конторах о выявлении фактов нарушения организатором азартных игр в букмекерской конторе требований, установленных статьей 6.2

5.7. осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и страховых взносов, а также пеней и штрафов;

5.8. принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2016 г. N 300 Положение дополнено подпунктом 5.8.2

5.8.2. акты о прекращении действия выданных резидентам в пределах полномочий, предусмотренных подпунктом 5.1.5 настоящего Положения, разрешений, за исключением разрешений, выданных Центральным банком Российской Федерации или его территориальным учреждением, в случаях, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.8.3

5.8.3. решения об аннулировании разрешения на обработку фискальных данных;

5.9. устанавливает (утверждает):

5.9.5. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

5.9.6. форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;

5.9.9. форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

5.9.11. форму представления в налоговый орган налоговым агентом информации о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период;

5.9.12. форму заявления о возврате удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам;

5.9.13. форму представления в налоговый орган органами, выдающими в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведений о сроках уплаты сбора;

5.9.14. форму представления организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, в налоговые органы по месту своего учета сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов;

5.9.15. перечень документов, представляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган для зачета или возврата сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) на пользование объектами животного мира;

5.9.16. форму представления в налоговые органы организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами водных биологических ресурсов на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов;

5.9.17. форму заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

5.9.18. форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции;

5.9.19. форму представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

5.9.21. формы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) в банках за пределами территории Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2006 г. N 318 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.22

5.9.22. форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось;

5.9.23. порядок доведения до налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов сведений об изменении реквизитов соответствующих счетов Федерального казначейства и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

5.9.24. форму квитанции, подтверждающей прием средств в счет уплаты налогов, сборов, страховых взносов, выдаваемой местной администрацией налогоплательщикам (налоговым агентам), плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 351 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.29

5.9.29. форму сообщения банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 351 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.31

5.9.31. по согласованию с Центральным банком Российской Федерации форму и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 351 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.33

5.9.33. порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 351 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.34

5.9.34. по согласованию с Центральным банком Российской Федерации порядок контроля выполнения кредитными организациями обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;

5.9.36. формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в электронной форме (по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации);

5.9.37. формы и форматы документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм и направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, если полномочия по их утверждению не возложены Налоговым кодексом Российской Федерации на иной федеральный орган исполнительной власти;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 135 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.38

5.9.38. формы заявлений, уведомлений, сообщений , представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 135 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.39

5.9.39. требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2010 г. N 135 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.40

5.9.40. форму и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

5.9.41. порядок направления заявителем или нотариусом в регистрирующий орган документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг";

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 июня 2012 г. N 552 пункт 5.9 дополнен подпунктом 5.9.42

5.9.42. порядок взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 г. N 615 Положение дополнено подпунктом 5.9.43

5.9.43. формы и порядок предоставления заинтересованным лицам выписки из реестра дисквалифицированных лиц и справки об отсутствии запрашиваемой информации;

5.9.44. формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации (за исключением представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, и представительств иностранных кредитных организаций);

5.9.45. формы и форматы представления в налоговый орган Центральным банком Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), сведений об аккредитации, о принятом решении об аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращении действия аккредитации, принятом решении о прекращении действия аккредитации представительств иностранных кредитных организаций и представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, сведений о численности иностранных граждан, являющихся работниками соответствующих представительств, иных сведений, подлежащих включению в реестр;

5.9.46. форму документа о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

5.9.47. порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечень документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требования к их оформлению;

5.9.48. порядок создания, эксплуатации и ведения государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и предоставления сведений из него, состав содержащихся в нем сведений, а также состав сведений, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

5.9.49. форму выписки из государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц о конкретных филиале, представительстве иностранного юридического лица или справки об отсутствии запрашиваемой информации, а также порядок их предоставления;

5.9.50. формы , форматы и порядок представления сведений о филиале, представительстве иностранного юридического лица, которые аккредитованы или осуществляют деятельность на основании разрешения на открытие представительства на территории Российской Федерации до 1 января 2015 г. и у которых срок действия соответственно аккредитации или разрешения не истечет до 1 апреля 2015 г., для внесения в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

5.9.51. формы и форматы документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, порядок заполнения форм и порядок направления и получения таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, а также форматы истребуемых у налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов документов, представляемых в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, и порядок представления таких документов, если полномочия по утверждению форм и (или) форматов указанных документов не возложены Налоговым кодексом Российской Федерации на иные федеральные органы исполнительной власти;

5.9.52. основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, а также порядок использования результатов этих мероприятий;

5.9.53. форму письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц;

5.9.54. форму заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.55

5.9.55. форму заявления о соответствии модели контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и форму заявления о соответствии модели фискального накопителя требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения указанных документов на бумажном носителе;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.56

5.9.56. формы заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения указанных документов на бумажном носителе;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.57

5.9.57. случаи, порядок и сроки предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники информации и документов в электронной форме организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет контрольно-кассовой техники;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.58

5.9.58. методику проведения экспертизы моделей контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных);

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.60

5.9.60. перечень сведений и (или) документов, формы, форматы и порядок их предоставления оператором фискальных данных налоговым органам при проведении ими контроля и надзора;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.61

5.9.61. порядок обеспечения налоговым органам доступа к фискальным данным в режиме реального времени и представления фискальных данных оператором фискальных данных по запросу налогового органа;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1173 Положение дополнено подпунктом 5.9.63

5.9.63. типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.9.64 с 20 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2017 г. N 814

5.9.64. форму представления саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах в Министерство спорта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу перечня заключенных членами саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах соглашений об использовании символики и наименований спортивных мероприятий (по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации);

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.9.65 с 20 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2017 г. N 814

5.9.65. форму представления саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах в Министерство спорта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу информации о принятых ставках в отношении спортивных мероприятий, организованных общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами, а также о выплаченных выигрышах (по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации);

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.9.66 с 20 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2017 г. N 814

5.9.66. форму представления саморегулируемой организацией организаторов азартных игр в букмекерских конторах в Министерство спорта Российской Федерации и Федеральную налоговую службу информации об объеме подлежащих уплате и фактически уплаченных сумм целевых отчислений (по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации);

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.9.67 с 20 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 10 июля 2017 г. N 814

5.9.67. порядок уведомления Федеральной налоговой службой саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах о выявленных нарушениях организатором азартных игр в букмекерской конторе требований, установленных статьей 6.2 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

5.10. разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, страховым взносам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направляет их для согласования в Министерство финансов Российской Федерации;

5.11. представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

5.13. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

5.14. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.15. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.16. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.17. организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Службы, а также контроль и координацию деятельности подведомственных организаций по их мобилизационной подготовке;

5.19. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

5.20. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.21. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.22. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

6.4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.6. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии , группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 561 пункт 6 дополнен подпунктом 6.9

6.9. учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.

7. Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Службы по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

Продавец может избежать штрафа за неприменение ККТ, если сам сообщит в ИФНС, что он торговал без онлайн-кассы, например, из-за ее поломки.

Федеральная налоговая служба РФ

  • соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей;
  • производством и оборотом табачной продукции;
  • применением ККТ.

Кроме того ФНС выполняет функции органа валютного контроля в пределах своей компетенции.

ФНС находится в ведении Минфина (п. 2 Положения о ФНС).

Положение о ФНС раскрывает вопросы правового положения Федеральной налоговой службы, ее полномочий и особенностей организации деятельности.

Подробнее о функциях, задачах и полномочиях ФНС мы рассказывали в нашей .

Структура Федеральной налоговой службы РФ

ФНС ведет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. В состав территориальных органов ФНС входят (п. 4 Положения о ФНС):

  • управления ФНС по субъектам РФ;
  • межрегиональные инспекции ФНС России;
  • инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления;
  • инспекции ФНС межрайонного уровня.

По сути в составе ФНС налоговые инспекции - центральное ядро, осуществляющее работу по непосредственному взаимодействию с налогоплательщиками.

Напомним также, что ранее вопросами выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений занималась Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП) (п. 3 утратившего силу Положения о ФСНП , утв. Постановлением Правительства от 11.10.1993 № 1037). Однако с 01.07.2003 ФСНП была упразднена (п. 3 Указа Президента от 11.03.2003 № 306). Ее функции были переданы МВД.

Федеральная налоговая служба, а по сокращению ФНС РФ, считается федеральным органом, относящимся к исполнительной власти.

Система налогообложения сейчас имеет трехступенчатый контроль . Изначально осуществляет его Федеральная налоговая служба, затем Межрегиональная, а потом дело переходит на управление ФНС России.

Возглавляет ФНС России руководитель, назначенный Министром Финансов РФ. Руководитель несет полную ответственность за все действия, а также персональную ответственность за выполнение задач.

Исходя из вышеописанной структуры, руководитель налоговой службы утверждает , в том числе департаменты и офисы управления. Для определения и анализа состава подразделений берут условия в виде наличия у налоговой службы основных и дополнительных видов деятельности.

Финансирование и оплата заработной платы осуществляется за счет федерального бюджета страны. Сама структура и ее территориальные отделения считаются юридическими лицами, имеющими собственные бланки и печати государственного образца. На таковых объектах находится , эмблема.

Федеральная налоговая служба ведет свою деятельность через территориальные отделения с взаимодействием с остальными государственными структурами. Структура представленного органа утверждается приказом. При этом каждое подразделение считается отдельным юридическим лицом. При этом каждый из них находится в подчинении и входит в центральный офис.

Часто можно услышать о реформировании структуры. В данном случае это возможно с целью создания межрегиональных и межрайонных инстанций . Отличием работы становится строительство своего рабочего процесса исходя из категории налогоплательщика, его деятельности и статуса.

Основная задача и функции

Данная структура осуществляет функции по контролю и надзору выполнения обязанностей налогоплательщиков, исчисляет налоги и уведомляет каждого о сумме, подлежащей к уплате. Действует на основании действующего законодательства в интересах государства.

Также осуществляет контроль за своевременным внесением денежных средств в государственную казну .

Федеральная налоговая служба подразделяется на:

  1. Центральный аппарат , который выполняет функции по изучению и анализу практики применения различных законодательств. Помимо этого, участвует в подготовке необходимых законодательных актов, разрабатывает инструкции и рекомендации.
  2. Краевые и областные отделения организуют рабочий процесс нижестоящих инстанций, анализируют отчетность, где прописана проделанная работа, осуществляет рекомендации.
  3. Районная инспекция выполняет контроль за исполнением обязательств в соответствии с законодательством, анализирует и предоставляет отчетность в вышестоящие инстанции.

Основной задачей государственной инстанции становится контроль за исполнением Налогового кодекса и остальных правовых актов, касаемо налогообложения в России. Также налоговая следит за корректностью исчисления платежей, полнотой исполнения обязательств и корректностью заполнения деклараций.

Осуществляет валютный контроль в соответствии с действующим законодательством.

Если объединить все вышесказанное, то основными функциями представленной организации становятся:

  • соблюдение исполнения законодательных мер, установленных в Российской Федерации касаемо налога и сбора;
  • контроль за исчислением и полнотой внесения денежных средств в государственную казну;
  • контроль за производством спиртосодержащей и алкогольной продукции, в том числе и табачной;
  • соблюдение валютного оборота и соответствующего законодательства;
  • уведомление граждан об уплате налога в установленные сроки.

Также Федеральная налоговая служба осуществляет:

  • , физлиц и ИП;
  • предоставление требований об уплате долга при подаче лицом дела о банкротстве в судебную инстанцию.

Федеральная налоговая служба находится под контролем Министерства Финансов Российской Федерации, руководствуется Конституцией, региональными правовыми актами, федеральными законодательными актами, Указами президента и правительства и другими положениями.

Федеральная налоговая служба создавалась для:

  • взаимодействия с представителями правительства и с президентом Российской Федерации по вопросам налогообложения;
  • для соблюдения всеми гражданами законодательства;
  • проведения и корректности заполнения документации;
  • контроля переработки, разведки и добычи нефтепродуктов;
  • контроля за разведкой, добычей и транспортировкой газа;
  • контроля за производством табачной продукции;
  • передачи и производства электроэнергетики;
  • реализации металлургии;
  • оказания транспортировочных услуг;
  • связи.

У налоговой службы субъекта несколько ограниченный функционал – контроль за соблюдением законодательства и обеспечение поступления денежных средств по налогам.

Цели и полномочия

Основной целью Федеральной службы становится контроль за соблюдением норм и правил законодательства.


ФНС имеет следующие полномочия :

  1. Контролировать и анализировать все действия, которые связаны с выполнением законодательства. Осуществляет надзор за соблюдением нормативно-правовых актов, правильностью исчисления и уплату налогов. Контролирует подачу налоговой декларации и правильность ее заполнения.
  2. Регистрировать юридических и физических лиц в качестве ИП.
  3. Осуществлять постановку граждан в Единый государственный реестр.
  4. Информировать граждан о действующих налогах в соответствии с законодательством, а также о порядке их исчисления и правах, обязанностях сторон.
  5. Помогать гражданам заполнять налоговую декларацию для исчисления и уплаты государственных сборов, разъяснять порядок уплаты.
  6. Принимает в соответствии с законопроектом изменения о сроках уплаты.
  7. Самостоятельно разрабатывает политику и порядок заполнения расчетов по налогообложению, иных документов, касаемо уплаты сборов в государственную казну.
  8. Проверяет деятельность юрлиц, физлиц и фермерских компаний.
  9. Проводит испытания и анализ касаемо контроля за соблюдением выполнения законодательных норм.

Права налоговых органов

Федеральная налоговая служба не вправе оказывать платные услуги и управлять государственным имуществом, если этого не предусмотрено действующими правовыми актами.

Налоговые органы имеют право на:

  • требование выполнения норм законодательства, предоставление отчетности и уплаты налогов и сборов в установленном порядке;
  • проведение налоговой проверки в установленном порядке Российской Федерации, в том числе исполнение обязательств кредитными учреждениями по переводу денежных средств;
  • у клиента для проведения налоговой проверки на корректность заполнения;
  • вызов налогоплательщика после письменного уведомления для пояснения ответственности за невыполнения обязательств;
  • приостановление операции, если клиент не оплачивает налоги, арест имущества в соответствии с законодательством;
  • осмотр всех помещений, которые используются налогоплательщиком для получения прибыли в порядке, предусмотренном законодательством;
  • корректное определение суммы к уплате по налогам на основании имеющихся сведений о налогоплательщике;
  • устранение нарушений касаемо налогооблагаемой базы;
  • взыскание недоимок при их обнаружении в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2009 года №318 ;
  • требование из кредитного учреждения документов, подтверждающие списание денежных средств со счетов должника;
  • привлечение сторонних специалистов для проверки налогоплательщика;
  • вызов свидетелей для осуществления налогового контроля;
  • заявление о лишении юридического лица лицензии на осуществление деятельности;
  • посещение суда и подачи искового заявления по нарушению Налогового законодательства.

ФНС как субъект государственного финансового контроля

Переход к рыночному отношению в сфере экономики превратили государственные сборы в основной источник дохода. Следовательно, появилась необходимость назначения нового органа, который будет осуществлять контроль за исполнением обязательств.

Указ Президента позволил НС преобразоваться в Министерство РФ по налогообложению. Затем, по указу президента, данная инстанция переименовалась в Федеральную налоговую службу.

Именно она выполняет все функции касаемо контроля финансового оборота в Российской Федерации. Финансовый контроль за исполнением обязательств осуществляется различными методами, в том числе в виде ревизии, наблюдения, анализа и обследования.

Все эти методы позволяют в полной мере ознакомиться с финансовой деятельность налогоплательщика и проанализировать его доходы. Иногда структура проводит обследование в виде опроса. Основным же методом, как и ранее, остается ревизия, осуществляемая за счет документации.

Действующие правовые акты оговаривают обязательный характер ревизии, который основывается на проверке первичной документации и учетного регистра. Затем уже проверяется фактическое наличие денежных средств и .

Развитие в России

Для минимизации рисков обмана со стороны налогоплательщика, в России планируется усовершенствовать контроль ФНС. Также из приоритетных задач стоит выделить повышение качества сервиса . Основной акцент сейчас ставится на уровень развития электронных услуг.

Если будет усовершенствован сервис, то декларацию налогоплательщик сможет подать дистанционно, не посещая отделение. Это поможет снизить нагрузку на специалистов, а также минимизировать затраты времени самого клиента. Положительным моментом данного вопроса становится возможность постоянного доступа налогоплательщика к своему личному кабинету. Изначально такая услуга внедрялась, но в кризисное время не хватило достаточного финансирования.

Как показывает практика прошлых лет на Западе, такая возможность не даст значительного уменьшения личного посещения. А вот если обязать налогоплательщика подавать декларацию в электроном виде, это несколько снизит процент посещаемости. Мало того, планируется утверждение Единого стандарта обслуживания клиентов, что значительно повысит уровень оплаты налогов в срок.

Михаил Мишустин в данном видео-обращении рассказал про сердце ФНС России.