Open
Close

Функции налоговых органов российской федерации. Тема: Налоги. Система и функции налоговых органов

Налоговые органы – единая система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов. Структура налоговых органов РФ :1.уровень Федеральная налоговая служба РФ в Министерстве Финансов РФ; Межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам.2. уровень Управление ФНС РФ по регионам;Межрайонные инспекции ФНС РФ3. уровень Инспекции ФНС РФ по городам и районам. Межрайонные инспекции : 1. инспекции, контролирующие деятельность налогоплательщиков на территории нескольких районов; 2. инспекции, контролирующие деятельность налогоплательщиков определенной категории (ин. Юр. Лиц, банков, крупнейших налогоплательщиков, строительных компаний и т. п.) Основную работу с налогоплательщиками ведут инспекции, другие налоговые органы выполняют контролирующие и управленческие функции над нижестоящими органами.

Функции: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;2) обеспечивать учет налогоплательщиков;3) осуществлять контроль за соблюдением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или из­лишне взысканных сумм налогов;6) соблюдать налоговую тайну. Главной задачей налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Права налоговых органов: 1. требовать от налогоплательщиков документы; 2.проводить налоговые проверки; 3. приостанавливать операции по счетам налогоплательщика; 4. обследовать помещение налогоплательщика, проводить инвентаризации; 5. в бесспорном порядке взыскивать с организаций недоимки, пени, штрафы; 6. требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика Обязанности налоговых органов: 1. соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства; 3. вести учет налогоплательщиков; 4. соблюдать налоговую тайну; 5. бесплатно информировать налогоплательщиков и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщика.

41. Налоговый контроль: экономическое содержание, субъекты, формы. Налоговые проверки, порядок их проведения, значения.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Налоговый контроль является разновидностью государственного финансового контроля. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Подконтрольными субъектами являются любые государственные и муниципальные органы, организации и физические лица, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов. Налоговый контроль в свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутренних дел, таможенные органы, Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу. Налоговый контроль проводится в следующих формах: налоговые проверки (камеральные и выездные); получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); другие формы (такие, например, как создание налоговых постов и т.д.).

Камеральная нал. проверка проводится по месту нахождения нал. органа на основе налог. Деклараций и документов представл. налогопл-ом, и др. документов о деят-ти нал-ка, имеющ-ся у нал-го органа. КП проводиться в теч. 3 мес. со дня представления декларации. При проведении КП в некот. Ситуациях нал. органы им. право затребовать от нал-ка доп. док (при использ-ии нал. льгот, по налогам связанным с исп-ем природных ресурсов и по НДС, когда заявляется возмещение ущерба).Выездная нал. проверка проводится на территории нал-ка на основании реш-ия рук-ля (зам.рук) нал. органа. ВП в отношении одного налогопл-ка м. провод-ся по одному или нескольким налогам. Предметом ВП явл. првильность исчисления и своевременность уплаты налогов, проверкой м.б. охвачено не более 3 лет, предшеств-х году в кот-ом вынесено решение о проведении проверки; нал. органы не вправе проводить 2 и более ВП по одним и тем же налогам за один и тот же период; число проверок в году в отношении 1 налопл-ка не м.б. больше 2; ВП не м. продолжаться более 2 мес (1 мес. для филиалов и представительств), однако в некоторых случаях срок м. б. до 4-6 мес.Результат проверки оформляется актом в кот. отраж-ся выявленные ошибки и даются предложения по наложению ответственности налопл-ка.Повторная проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. В рамках повторной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

Государственные налоговые органы Российской Федерации - это единая система контроля за соблюдением предприятиями, организациями и физическими лицами налогового законодательства, за правильностью исчисления причитающихся с них налогов и сборов, полнотой и своевременностью их внесения в бюджет, а также контроля за соблюдением валютного законодательства.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с органами исполнительной власти, с Федеральной службой налоговой полиции, а также Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Несмотря на общность з а д а ч в осуществлении контроля, сферы действия у данных органов различны. Так, таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу России. Перед Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации стоят задачи по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений, по обеспечению экономической безопасности государства.

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налоговыми органами в России являются только Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его территориальные подразделения (п. 1 ст. 30). Они являются уполномоченной стороной государства во взаимоотношениях с налогоплательщиками по поводу уплаты (взимания) налогов и сборов, в осуществлении налогового контроля, привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства. Министерство РФ по налогам и сборам подчиняется Президенту и Правительству Российской Федерации. Главным звеном этой системы является центральный аппарат - Министерство. Оно осуществляет общее руководство, контроль и координацию деятельности нижестоящих территориальных налоговых органов. В целях единообразного применения нижестоящими налоговыми органами законодательства Министерство издает обязательные для своих подразделений приказы, инструкции, методические указания и другие нормативные документы о порядке применения законодатель-ных актов о налогах и других платежах в бюджет. В пределах своей компетенции оно вправе разрабатывать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, заявлений о постановке на учет в налоговых органах. Кроме того, Министерство устанавливает формы отчетов о проделанной нижестоящими органами работе; проводит не реже одного раза в три года ревизии, а в промежутке между ревизиями - тематические проверки работы нижестоящих подразделений налоговых органов; составляет прогнозы поступлений налогов и сборов; получает, обобщает и анализирует налоговые отчеты нижестоящих налоговых органов и представляет Президенту и Правительству Российской Федерации доклады о ходе налоговых поступлений; осуществляет меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов.

Территориальные подразделения (управления) Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в республиках, краях, областях выполняют аналогичные функции по отношению к нижестоящим налоговым органам.

Первичное звено государственных налоговых органов - государственные налоговые инспекции создаются в районах и городах и районах в городах. Они непосредственно осуществляют налоговый контроль на своей территории, ведут учет плательщиков налогов, следят за своевременным представлением документов, связанных с начислением платежей в бюджет, а также проверяют достоверность данных этих документов в части определения прибыли, обложения и исчисления налогов; ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду налога), а также учет сумм налоговых санкций и административных штрафов; составляют и представляют в вышестоящие налоговые органы налоговую отчетность, а в финансовые органы - ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Одно из эффективных направлений реорганизации системы государственных налоговых органов - создание специализированных налоговых подразделений по работе с крупными налогоплательщиками, а также по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции, добычей и переработкой нефти. Необходимость создания подобных подразделений вызвана тем, что до двух третей доходов бюджета давали именно эти отрасли хозяйства. Это также преследует цель сконцентрировать специалистов, хорошо знающих специфику соответствующих видов деятельности, способных оперативно контролировать денежные потоки внутри указанных структур по всей территории России, изучить их международные связи, в том числе контакты с оффшорными компаниями. Последнее означает, что в налоговых службах будут теперь работать и технологи, предметно владеющие нормами расходов и прочими нюансами технологических уловок и приемов, используемых недобросовестными налого-плательщиками.

Актуальной проблемой является укрупнение налоговых инспекций в связи с созданием семи федеральных налоговых округов, способных организовать крупные компьютерные центры с современной системой электронной обработки документов.

Налоговым кодексом закреплено право налогоплательщиков на бесплатные консультации.

Соответственно важной задачей налоговых органов становится разъяснительная работа по применению налогового законодательства. Некоторые налоговые инспекции проводят семинары с налогоплательщиками, где информируют их о всех предстоящих изменениях налогового законодательства, дают разъяснения о порядке применения отдельных положений Налогового кодекса. Налогоплательщик вправе сделать письменный запрос в налоговый орган. Если разъяснения налогового работника оказывались неправильными, а налогоплательщик действовал согласно полученной консультации, финансовые санкции к нему не применяются. Более того, государственные налоговые инспекции вправе оказывать помощь налогоплательщику при взыскании средств с дебиторов, если последние своевременно с ним не рассчитались. Это позволяло предприятиям-налогоплательщикам избежать банкротства.

Для реализации своих задач налоговые органы наделены соот-ветствующими правами. Так, они вправе требовать от налогопла-тельщиков предоставления документов по установленным формам, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснений, подтверждающих правильность исчисления и свое-временность уплаты. На основании письменного уведомления на-логоплательщики могут вызываться в налоговый орган для дачи пояснений в связи с уплатой (неуплатой) налогов, с налоговыми проверками.

Налоговые органы имеют право проводить осмотр (обследование) любых используемых для извлечения дохода производственных, складских и торговых помещений, а также инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. В случае, если должностным лицам отказывают в допуске к осмотру помещений либо не предоставляют в течение более двух месяцев документы, необходимые для расчета налогов, если отсутствует учет доходов и расходов, то суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, налоговые органы вправе определить расчетным путем на основании имеющейся у них информации, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Налоговым органам предоставлено право требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать выполнение указанных требований. Они вправе при проведении налоговых проверок производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений. Выемка документов представляет собой администра- тивно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении налогоплательщика возможности пользоваться и распоряжаться указанными документами. Эта мера применяется в том случае, если есть достаточные основания полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

При взыскании налогов должностные лица налоговых инспекций вправе приостановить операции по счетам плательщиков в банках. Одновременно с этим действием налогоплательщику направляется требование об уплате налога в установленные сроки. Эта же мера может быть применена в случае непредставления в течение двух недель по истечении установленного срока налоговой декларации.

Государственные налоговые органы имеют право по отношению к налогоплательщику применять меры экономического принуждения за несвоевременную уплату налогов. При уплате их в более поздние сроки с налогоплательщиков взыскиваются пени. Пени служат своего рода компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм. В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ процентная ставка пени за несвоевременную уплату налогов принимается равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка России.

Если налогоплательщик не выполнил требования налогового органа и не уплатил причитающихся с него сумм, то налоговые органы вправе применить к нему установленные законодательством меры по принудительному взысканию недоимок. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание с рублевого и валютного счетов. При недостаточности или отсутствии денежных средств налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика - последовательно в отношении наличных денежных средств в кассе, имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (в частности, ценных бумаг, легкового автотранспорта, готовой продукции, сырья и материалов, а также станков, оборудования, зданий и сооружений). Взыскание налога за счет имущества производится путем направления соответствующего постановления судебному приставу (исполнителю). Арест имущества может быть полным или частичным. При полном аресте налогоплательщик не вправе распоряжаться имуществом, при частичном - владение имуществом осуществляется только с разрешения и под контролем налогового органа.

Налоговые органы осуществляют также иные права, предоставленные им законодательством, такие, как право контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; право заявлять ходатайства об аннулировании лицензий на осуществление определенных видов деятельности налогоплательщика; право создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организации.

Система налогообложения – совокупность налогов и сборов , взимаемых в установленном порядке. Законодательной основой построения налоговой системы Российской Федерации является Налоговый Кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов Российской Федерации.

В основе построения налоговой системы заложены два принци­па - функциональный и территориальный. Функциональный принцип регламентирует порядок взимания налогов с физических и юридических лиц. При этом, когда речь заходит о физических лицах, во внимание принимаются граждане страны, а когда о юридических - предприятия и организации. С доходов физических лиц взимаются личный подоходный налог, социальные выплаты. Налог с юридических лиц включает: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, социальные отчисления от прибыли и нало­ги, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Территориальный принцип функционирования налоговой системы определяет величину и принципы отчислений средств в централизованный доход государства, механизм налоговых поступлении в региональные бюджеты, а также налогов, идущих в местные органы власти - городские, районные, поселковые.

Налог - это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога , а именно:

    субъект налогообложения;

    объект налогообложения;

    налоговая база;

    налоговая ставка;

    налоговый период;

    льготы по налогу;

    порядок исчисления налога;

    порядок и сроки уплаты налога

Существует несколько способов уплаты налогов .

    Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

    Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

    Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

    Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты.

Налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Главными задачами налоговых органов являются является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Налоговые органы вправе:

    требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

    проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

    производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

    вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

    приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

    осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;

    определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

    требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

    взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном настоящим Кодексом;

    контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

    требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

    привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

    вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.