Open
Close

Информация музей усадьба веневитиновых общая характеристика. Музей-усадьба дмитрия веневитинова, подразделение государственного бюджетного учреждения культуры воронежской области "воронежский областной литературный музей имени и.с

Усадьба Веневитиновых является единственной в Воронежской области русской дворянской усадьбой ХVIII в., сохранившейся в таком объёме.
Общая площадь усадьбы около трёх гектаров. Зарождение усадьбы относится к концу ХVII в. В середине ХVIII в. был устроен парк и пруд. А во второй половине ХVIII в., в 1760-1770 гг., был построен каменный дом и каменная Архангельская церковь.
В начале ХIХ в. дом был перестроен в двухэтажный, разбит сад. Считается, что именно в этот период появились боковые галереи с открытыми балконами. Сохранились многочисленные описи имения того времени.
С усадьбой связано детство Д. Веневитинова. Владельцем имения был его отец В. П. Веневитинов (1777-1814). В переписке с родными поэт не раз вспоминал о своих впечатлениях от чарующей придонской природы. «Природа тут по-прежнему прекрасна, - писал Д. В. Веневитинов в одном из писем, - она одна оправдала мои ожидания...». Последний раз он побывал в усадьбе после окончания Московского университета в августе-сентябре 1824 г.

Въезд в усадьбу,
рис. А.В.Веневитинова, 1853 г.

С имением связана и судьба брата поэта - Алексея Владимировича Веневитинова (1806-1872). Сенатор, тайный советник А. В. Веневитинов постоянно жил в Петербурге, но как хозяин имения нередко наведывался в Новоживотинное. Именно ему принадлежат четыре рисунка с видами усадьбы и села начала 1850-х гг.
В 1870-е гг. семейными имениями в Воронежской губернии управлял сын А. В. Веневитинова (1844-1901), известный историк, археограф, организатор музейного дела.
После 1870 г. в имении был наведён образцовый порядок. Произошёл капитальный ремонт дома. Здание было оштукатурено, появилась новая кровля, новые полы. На первом этаже кладовые были перестроены в жилые комнаты. Часть сводов при ремонте разобрали. Несколько комнат в доме были оклеены обоями. Обо всем этом известно из описаний интерьеров здания.
Владимир Алексеевич Веневитинов (1846-1885), младший брат М. А. Веневитинова, был дипломатом, с 1883 г. - церемониймейстером императорского двора, но изредка навещал Новоживотинное. У него и его жены Эмилии Ивановны было семеро детей. В 1887 г. для их воспитания и образования была приглашена в имение гувернантка. Ею оказалась Этель Лилиан Буль, в дальнейшем известная английская писательница (1864-1960).
В 1965 г. было проведено архитектурно-археологическое обследование имения, благодаря которому узнали, что первоначальные размеры здания были несколько меньше, чем сегодня. Оно было кирпичным, двухэтажным. Имелся и третий, антресольный этаж, или мезонин. Первый этаж был низким, со сводчатыми потолками, которые в нескольких комнатах и коридоре сохранились до наших дней. Парадный второй этаж имел высокие потолки, а антресольный - низкие потолки и маленькие квадратные окна. Кроме главного здания на территории усадьбы были хозяйственные постройки. Вся усадьба была обнесена глухой кирпичной стеной. Над Доном стояла кирпичная оштукатуренная беседка, от которой, вероятно, была лестница - спуск к реке. Архитектурно дом Веневитиновых был выполнен в формах классицизма.
Последним владельцем имения до его национализации в 1918 г. был предводитель Нижнедевицкого уезда, коллежский советник камер-юнкер Ю. В. Веневитинов (1879-1954). Он эмигрировал во Францию и жил в Париже.
Потомки Веневитиновых в 1990-е посетили родовое имение и поддерживают связи с Музеем-усадьбой Д. Веневитинова.
В нашем веке здание претерпело немало изменений. В 1930 г. дом приспосабливали под школу, частично изменив при этом внутреннюю планировку. В 1937 г. там размещалась музыкальная школа. В 1939-ом здание занимал детский дом, в котором жили дети Испании и русские ребята-сироты. В первые месяцы Великой Отечественной войны в имении располагалась воинская часть.
С начала войны и вплоть до 1986 г. веневитиновский дом постепенно разрушался. Были утрачены западная галерея, а также южный балкон, в дальнейшем восстановленные.
Реставрационные работы в усадьбе начались в 1988 г., после принятия Воронежским облисполкомом решения о передаче её для организации Музея-усадьбы Д. Веневитинова. Автором проекта реставрации является архитектор Т. Н. Синегуб.
В 1994 г. после реставрации усадьбы Веневитиновых в Новоживотинном и благоустройства партерной зоны был открыт филиал - Музей-усадьба Д. В. Веневитинова. В его экспозиции - убранство залов дворянской усадьбы XIX в. и всё, связанное с родом Веневитиновых.

Интерьер музея. Музей-усадьба Д. В. Веневитинова

На первом этаже дома - книжный и сувенирный магазины, рядом - выставочный зал. На втором этаже семь залов.
Первый из них - каминная, помимо экспозиционных целей, зал предназначен для проведения литературных, музыкальных и других вечеров или торжеств. Оформление интерьера, убранство зала выполнено в духе того времени, когда здесь бывал Д. Веневитинов.
Второй зал - парадная столовая, исполненная в стилевом единстве с первым залом, выполняет интересную содержательную задачу, представляя посетителю типологическую дворянскую усадьбу средней полосы России.
Следующие три зала посвящены жизни и творчеству Дмитрия Веневитинова. Экспозиция третьего зала носит название «Веневитинов и Воронежский край», демонстрируя документы, связанные с предками Д. Веневитинова, письма Д. Веневитинова в Москву, написанные им в Новоживотинном в августе-сентябре 1824 г., рисунки Д. Веневитинова, сделанные в Новоживотинном. В этой же экспозиции - стихотворение Д. Веневитинова , посвящённое сестре и навеянное впечатлениями о Новоживотинном.
Четвёртый зал можно условно назвать «Веневитинов и Москва». Среди его экспонатов - купчая на дом в Кривоколенном переулке, переводы юного Д. Веневитинова с греческого и латыни, первые его стихотворения, письмо поэта о работе журнала «Московский вестник».
Пятый зал посвящён петербургскому периоду жизни поэта. Экспозиция содержит материалы о Коллегии иностранных дел, где служил поэт, письма Д. Веневитинова о встречах с В. Одоевским, А. Дельвигом, с родителями А. С. Пушкина и печальные документы с сообщением в «Московском вестнике» о смерти поэта с его стихотворением «Поэт и друг», последние письма поэта, фотография его могилы.
Шестой зал музея представляет диораму «Народный праздник». По замыслу авторов экспозиции этот зал должен рассказывать о взаимодействии природы и культуры, прошлого и настоящего в формировании различных аспектов окружающей среды.
Последний, седьмой, зал второго этажа назван «Библиотека». Здесь расположилась экспозиция, посвящённая жизни и деятельности , племянника поэта.
В музее есть уголок, посвящённый , где сохранилось пианино, на котором она играла, выставлены фотографии и произведения писательницы.
Ещё одна экспозиция в музее посвящена А. И. Эртелю .

В 2005 г. в честь 200-й годовщины со дня рождения Дмитрия Веневитинова на территории усадьбы был открыт памятник поэту. Бронзовый памятник выполнен в лучших традициях отечественного монументального искусства. Фигура сидящего поэта установлена на гранитном постаменте с надписью: «Дмитрий Веневитинов». Через спинку стула перекинут плащ. У ног Веневитинова - цилиндр и трость. Юное лицо поэта как бы озарено самим вдохновением. Автор памятника - воронежский скульптор М. И. Дикунов.

На открытии памятника. К 200-летию Д. А. Веневитинова, 2005 г.

C 1997 г. в Музее-усадьбе действует Клуб любителей поэзии «Среды у Веневитинова». На заседаниях клуба выступают поэты, музыканты, актёры, краеведы.
30 сентября 2009 г. в Каминном зале Дома Веневитиновых прошли первые Веневитиновские чтения, посвященные 204-летию со дня рождения поэта Д. В. Веневитинова и 15-летию музея-усадьбы Д. В. Веневитинова.
провели Музей-усадьба Д. Веневитинова, Воронежское отделение Союза писателей России и Клуб любителей поэзии «Среды у Веневитинова».
На чтениях выступили писатели В. В. Будаков и Е. Г. Новичихин, профессора В. В. Варава (ВГУ) и Е. П. Белозерцев (ВГПУ), научные сотрудники Музея-усадьбы Д. В. Веневитинова, краеведы, а также директор историко-художественного музея А. С. Хомякова из усадьбы Богучарово Тульской области. Веневитиновские чтения положили начало дружбе и сотрудничеству двух родственных усадеб, связанных тесной дружбой двух гениальных современников - Д. В. Веневитинова и А. С. Хомякова.
Усадьба является памятником истории и архитектуры федерального значения.
Новоживотинное органично вписывается в схему развития туризма в Воронежской области. Оно вполне может стать одним из интересных центров таких туристических маршрутов, как Воронеж - Новоживотинное - Рамонь - Староживотинное - Воронежский государственный заповедник или Воронеж - Рамонь - Новоживотинное - Семилуки - Костёнки - Дивногорье - Лиски - Бобров - Хреновое.

ВЕНЕВИТИНОВСКАЯ УСАДЬБА

К Дону подступает без опаски
Новоживотинное-село.
Рассказать о нём, быть может, сказку?
Только сказки снегом замело,
Замело придонские курганы,
И поля, и рощи замело.
А - как лето - падают туманы
На большое русское село.
И село становится незримым,
Пока солнце не возьмёт разбег.
И лишь дом усадебный, старинный
Проступает - как плывёт ковчег.

Дон, текущий без шума и мирно, как счастье, -
Так поэт Веневитинов в письмах к сестрёнке писал.
Был он юн, и судьбу загадал, осенённую страстью,
Да безвременно рано листы своей жизни слистал.
Но покамест он вышел к заросшему берегу Дона,
А орёл всё кружил и кружил над июльской страдой,
И былинного дуба в зенит уходящая крона
Прошумела ему, что он будет навек молодой.
А столицы -
вдали от донского крестьянского края,
И, как птица на взлёте, нечаянно падает жизнь...
Я у Дона стою, запоздало и немо взываю:
«Его юная жизнь, ты иначе, иначе сложись!»
1995
В. В. Будаков

Литература

Новичихин Е. Усадьбы старинной осень // Русский провинциальный журнал Воронеж. - 1996. - № 4. - С. 10-13.
. Андреева Р. В. Новоживотинное. Усадьба Веневитиновых / Р. В. Андреева, Е. П. Корчагина // Русские провинциальные усадьбы ХVIII - начала ХХ века. - Воронеж, 2001. - С. 96-102.
. Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова: [буклет] / Воронеж. обл. лит. музей им. И. С. Никитина; сост. Е. П. Корчагина; ред. В. Ю. Колчев. - Воронеж, 2005. - с.
. Корниенко Н. Г. Очерки по литературному краеведению. - Воронеж, 2007. - С. 35-39.
. Воронежская энциклопедия. - Воронеж, 2008. - Т. 1: А-М. - С. 507.
. Акиньшин А. Н. Воронежское дворянство в лицах и судьбах: историко-генеалогические очерки с приложением Перечня дворянских родов Воронежской губернии / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Воронеж, 2009. - С. 7-32.

Оригинал взят у s16_n425 в Горожанка. Усадьба Веневитиновых - Чоколовых. Часть 1

Горожанка - село на берегу Дона в Рамонском районе (Воронежская область). Здесь сохранилась старая усадьба, от которой остались барский дом с запоминающейся архитектурой, храм, фонтан начала 20 века, амбар, а также остатки сада и парка. Барский дом заброшен и, скорее всего, будет полностью утрачен.

2. Село названо, как пишут историки, по фамилии первопоселенца Горожанкина. В архивных документах это поселение также именуется как Покровское - по одноименной церкви, построенной здесь еще в 1736 году.
Веневитиновы приобрели Горожанку в конце 17-начале 18 века - к этому времени этому роду в округе, по берегам рек Воронеж и Дон, принадлежало множество сел; так, веневитиновские усадьбы уже существовали в соседних селах Староживотинном и Новоживотинном .

Алексей Веневитинов устраивает в Горожанке усадьбу на берегу Дона, где строит кирпичную Покровскую церковь и господский дом. Позже его потомками обширное поместье было раздроблено и в селе образовались уже три усадьбы, в каждой из которых - свой барский дом. Примечательно, что в одной из них, помимо всего, на 1900 год значились 4 верблюда.)
Самая большая усадьба с кирпичным двухэтажным домом конца 18 века, доныне сохранившимся, со временем переходит к Екатерине Веневитиновой , которая вышла замуж за инженера-путейца Семена Чоколова , жившего в Москве, и это уже конец 19 века.
Чоколовы реконструируют усадьбу: перед домом устраивают фонтан, строят амбар, службы, расширяют сад; здесь действует конный завод по разведению рысистых пород лошадей и школа-мастерская по изготовлению ковров, кружев, мебели, керамики (о школе - ниже ).

Современное состояние главного дома (дворовый фасад).

3. Так этот фасад выглядел до революции. В его центре - полукруглая ротонда с пологим куполом, а края фланкированы ризалитами. Ризалиты, а также центры торцевых фасадов - с треугольными фронтонами. Высказываются предположения, что автором проекта являлся работавший в то время в Воронеже Джакомо Кваренги, однако документального подтверждения сему пока не найдено.
На второй из трех архивных фотографиях ниже - внутренний интерьер, это, видимо, полукруглый зал ротонды, на третьей - дубовая лестница.

источники архивных фотографий: 1,2 - www.na-vasilieva.ru "К биографии художника Сергея Чоколова" ; 3 - Попов П. А. Загадка синих павлинов // Русский провинциальный журнал — Воронеж № 4 (7) / Гл. ред. В. А. Демитриенко. — Воронеж, 2001 (скан: Aleksio.Sav).

4. Еще одна фотография, с подписью "1946 год". В сравнении с предыдущей фотографией видно, что часть элементов уже утрачена, в частности, балкон.

источник этого фото: Aleksio.Sav

5. Внешняя стена дворового фасада сейчас разрушена, и от ротонды ничего не осталось.

7. Про внутреннюю планировку: основой внутреннего плана является анфилада из трех залов: овального, квадратного и полукруглого.

8. Жилые комнаты в доме были небольшими - помещики не жили здесь постоянно, для них усадьба была вроде дачи. Первый этаж - хозяйственный, а на втором — главный зал. В мезонине располагался зал для бильярдной и карточной игр.

9. В оформлении ризалитов выделяются строенные окна с полуколоннами, над которыми — полукруглые ниши.
Левый ризалит; здесь в полукруглой нише - окно:

10. Интересно, что в симметричной нише правого ризалита было не окно, а майоликовое панно с изображением синих павлинов, сидящих на виноградной лозе, изогнутой в форме причудливых вензелей. Одна из птиц была изображена с запрокинутой головой, а другая ела из кувшина некое кушанье, насыпанное горкой. С обратной стороны стены, над тем же окном - в интерьере одной из комнат - был ещё один рисунок павлинов, выполненный в технике росписи по штукатурке, более простой.
Вероятно, фреска появилась при Екатерине Чоколовой, автор неизвестен.
В 1983 году реставраторы увезли плиту с наружной фреской синих павлинов в Воронеж, но реставрацию так и не удалось начать. Известно, что плита пролежала у них в кладовой более 15 лет, часть её была отколота и потеряна, а фреска так и не вернулась на прежнее место. «Внутренние» павлины тоже бесследно исчезли - кто-то тщательно изрешетил место ломом, возможно, искали клад на месте таинственного рисунка… Нишу в которой была фреска, хорошо видно над тройным окном на фото 5.
Так выглядели павлины снаружи и внутри:

источник изображений: Попов П. А. Загадка синих павлинов // Русский провинциальный журнал — Воронеж № 4, 2001. Скан: Aleksio.Sav

11. Торцевое окно.

12. Во дворе усадьбы сохранился фонтан начала 20 века.

13. Его архитектура - с чертами модерна: ярусное сооружение из четырехгранников.

14. Фасад дома со стороны реки пока еще цел; с этой стороны он трехэтажный.

15. Центр здесь усложнен повышенной частью - "башней", овальной в плане и с плоским ризалитом под треугольным фронтоном. К этому фасаду примыкала лестница.

16. Лестницы здесь уже давно нет; ее можно увидеть на старой фотографии:

источник архивного фото: статья П. Попова, Е. Виноградовой в сб. «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века». — 2-е изд., доп. — Воронеж, 2011 (от vik01).

19. Остатки внутренней отделки.

20. Владелица усадьбы Екатерина Чоколова в начале 20 века открыла в селе школу-мастерскую для крестьянских девушек, в которой действовали учебные мастерские по изготовлению кружев, ковров, точеной и резной мебели, керамики.
Горожанские ковры Чоколовы выставляли на московских ярмарках, в Санкт-Петербурге и даже в Париже, Брюсселе и Нью-Йорке, и изделия везде имели громадный успех.

21. По словам Сергея Чоколова (сына Чоколовых), одной из интересных вещей, созданных в мастерской, был толстый бархатный ковёр размером 5x5 или 6x6 метров - на светлом, желтовато-кремовом фоне был большой двуглавый орёл, украшенный гирями из русских и французских флагов. Это ковёр был подарен Николаю II на нижегородской выставке.
Сведения об этой мастерской даже попали в солидный справочник "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (т.2, 1902 г).

22. Здесь тоже были строенные окна с полуколоннами.

23. Между домом и Доном - нижний парк.

24. В северной части усадьбы располагались верхний парк и большой сад площадью около 10 га. Усадебный парк является памятником природы, здесь сохранились аллеи с посадками тополя, вяза, березы, сосны веймутова, одичавшие яблоки, груши, а также боярышник, тёрн.... От многочисленных реликтовых сосен, сохранились лишь единицы - по рассказам старожил, большинство из них было вырублено во время войны для строительства переправы через Дон.

25. Рядом с барским домом - огромный амбар, он выстроен из старинного кирпича, фундамент — из природного камня.

26. На первом этаже хранили зерно и фураж для скота, а на втором — сахар, муку, мёд, масло и прочий провиант.

27. После революции на территории усадьбы была организована колония-коммуна для беспризорных детей. В 30-е годы здесь открывают дом отдыха для работников пищевой промышленности имени Микояна, работавший до начала войны.
В феврале 1943года, после освобождения Воронежа, в Горожанке открылся специальный детский дом для детей командиров РККА, погибших на фронте. Спецдетдом функционировал до 1959 года, когда по инициативе Хрущева почти все детские дома были реорганизованы в школы-интернаты.
На территории усадьбы построили трехэтажные здания учебного корпуса и общежития, а старый усадебный дом забросили.

28. Не так давно на базе школы-интерната создан Горожанский казачий кадетский корпус. При фотографировании усадьбы в кадр попали воспитанники, занятые изучением парашюта.

30. Общий вид на дореволюционную усадьбу, фото с колокольни храма.

Вместо трехэтажных интернатовских корпусов по обе стороны от дома - флигели, на переднем плане - часть амбара. Большой двор был ограждён каменной оградой с тремя воротами. Через южные шла дорога в село и дальше в город, с этой стороны к усадьбе примыкало кладбище с церковью. Северные ворота вели на скотный двор, где стояли конюшня, коровник, сарай (на заднем плане). А напротив дома стояли третьи ворота, которые вели в липовую аллею и сад.

31. О Покровском храме - в следущей части.

Источники исторической информации:
Попов П. А., Тимофеев А. Тайна синих павлинов // Газета «Воронежский телеграф» (приложение к «Воронежский курьер» № 54). — Воронеж, 02.12.1999
Кригер Л.В. Усадьбы Воронежской области, 2011
П. Попов, Е. Виноградова в сб. «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века». — 2-е изд., доп. — Воронеж, 2011
Википедия

Усадьба Веневитинова в Воронеже — это комплекс парковых, жилых и хозяйственных построек, большая часть которых возведена в XVIII века. Когда-то вся эта территория принадлежала известному дворянскому роду.

Усадьба расположена на левом берегу Дона, в 27 километрах от Воронежа. Она входит в состав литературного музея имени Никитина. А этот огромный комплекс, в свою очередь, является одним из важных культурных центров Воронежской области .

Литературный музей имени Ивана Никитина

Главная цель комплекса — хранение литературного наследия края. Музей основан в июне 1922 года. Первую выставку разместили в доме поэта Ивана Никитина. Это здание в годы ВОВ серьёзно пострадало. В пятидесятые было восстановлено. Современное название музей получил в середине девяностых годов, тогда же в его состав вошла усадьба.

Старинный дворянский род

Родоначальником фамилии, представителям которой когда-то принадлежала усадьба, является человек, носивший имя Терентий. Он родился в конце XVI века. В 1622 году Терентий Веневитинов за свою службу получил земли, а позже построил родовое имение.

Известно ещё об одной ветви старинного дворянского рода. Она упоминается в исторических документах, имеющих отношения к Новгородской губернии. Родоначальником ее , согласно некоторым данным, является Гордей Веневитинов . Этот человек жил в начале XVIII столетия .

Большинство же специалистов склоняется к первой версии. После того как Терентию была пожалована земля в " воронежских дачах" , он построил здесь дом. За хозяйством присматривали жена и его сын. Терентий же был военным и службу свою не прекращал. Но село Новоживотинное основал все же вышеупомянутый Лаврентий Герасимович, который приходился основателю дворянского рода внуком.

Он, как и дед и отец, нёс гарнизонную службу в Воронеже, являлся одним из самых состоятельных горожан. В течение двух лет Лаврентий был воеводой в небольшом городке Орлове.

В 1685 году его сына - Антона Веневитинова - вызвали в Москву, а оттуда отправили на Дон. Ему было поручено привезти казакам деньги, жалованные государем, кроме того, сукно, вино и прочее. В восьмидесятые годы XVII века Антон Веневитинов женился и отошел от службы. Но ненадолго . Пётр I в скором времени принялся за создание Русского Морского флота. Тогда Антон Лаврентьевич не только продолжил служебную деятельностью, но и взял на себя управление корабельными лесами. В документах, которые рассказывают современникам о временах создания флота, нередко упоминается его фамилия.

Как и у каждого дворянского рода, у Веневитиновых был свой герб. На изображении, расположенном ниже, можно видеть, как он выглядел.

Строительство родового имения

Итак, представители рода Веневитиновых обосновались на землях, которые сегодня входят в состав Воронежской области, в 1622 году. Спустя несколько десятилетий один из них — Лаврентий Герасимович — на левом берегу Дона приобрёл землю, на которую переселил несколько крестьянских семей. Новое село получило название Новоживотинное . В 1703 году здесь появилась первая церковь.

В XVIII веке усадьбу, которая сегодня является одним из самых посещаемых музеев, еще не построили. Но здесь уже разбит парк, имеется небольшой пруд. Господский дом, согласно мнению большинства краеведов, появился в 60-е годы. Усадьбу построили из камня. Тогда же и возвели церковь, получившую название Архангельская.

В начале XIX столетия здесь, помимо господского дома, была флигель, и погреб, и конюшня. Кроме того, располагался сарай и изба для крестьян. Усадьбу окружала глухая кирпичная стена. А возле дома построили и отштукатурили кирпичную беседку.

Первая реставрация

За свою долгую историю усадьба, конечно, претерпела немало изменений. Впервые она была перестроена владельцами еще в начале XIX столетия. Тогда к господскому дому пристроили второй этаж, а в 70-е годы того же века произвели капитальный ремонт. Поменяли кровлю, полы, отштукатурили стены.

Облик усадьбы в XIX веке

Основная информация, которой владеют современники относительно усадьбы Веневитинова в Воронеже, получена благодаря архитектурно-археологическим исследованиям, проведённым в шестидесятые годы XX века. Известно, что в XIX столетии размеры дома были значительно меньше, нежели сегодня. Здесь имелся и третий этаж — антресольный, другими словами, мезонин.

Первый этаж был довольно низким. Здесь были сводчатые потолки, некоторые из них сохранились и до наших дней. Но большую часть снесли при реконструкции ещё в XIX веке. Потолки второго этажа были значительно выше, а на антресольном имелись маленькие квадратные оконца.

Усадьба Дмитрия Веневитинова

Один из представителей старинного дворянского рода — поэт, живший в начале XIX века. Впрочем, родился Дмитрий Веневитинов в Москве, а умер в Санкт-Петербурге. Среди дворян сложно было найти двух людей, которые не имели бы абсолютно никаких родственных связей друг с другом. Так, Дмитрий Веневитинов приходился дальним родственникам Александру Пушкину .

Вторая реставрация здания

Отец поэта в начале XIX века проживал в воронежском родовом имении. Существует мнение, что именно этот человек, а звали его Владимиром Петровичем, осуществил значительную перестройку усадьбы. Именно в годы его жизни исчез антресольный этаж, но появились открытые балконы и боковые галереи. Описи имения, к счастью, сохранились до наших дней. Благодаря этим документам, известно, что в 1826 году господский дом имел два этажа. Размеры дома, указанные в офисе, полностью соответствуют современному состоянию Усадьбы Дмитрия Веневитинова .

После революции в России большая часть усадеб была уничтожена. К счастью , подобную участь избежало родовое имение Веневитиновых . Но усадьба, конечно, была значительно перестроена. В тридцатые годы в помещениях бывшего господского дома открыли школу. Это потребовало проведения внутренней планировки.

Облик усадьбы не раз изменялся на протяжении XX века . На некоторое время здесь был организован дом для сирот. А в первый период Великой Отечественной войны в усадьбе Веневитинова расположилась воинская часть. С этого момента и до середины восьмидесятых годов в доме не проводились ремонтные работы.

Усадьба в составе музея

Очередная реставрация началась после того, как местная власть приняла решение передать бывшее дворянское имение музею имени Никитина. К тому времени была полностью утрачена западной галерея и южный балкон. Реставрационными работами руководил архитектор Т. Синегуб . Концепцию будущего музея-усадьбы Веневитинова разработал один из ведущих сотрудников литературного музея.

Перед авторами проекта стояли следующие задачи: переоборудовать усадьбу таким образом, чтобы ее содержание стало значительно шире, нежели содержание обычного дворянского имения. Село Новоживотинное , основанное когда-то одним из Веневитиновых , имеет, с туристической точки зрения, довольно удобное расположение. А потому является одним из пунктов многих маршрутов.

Усадьба Веневитиновых — это не просто памятник русской дворянской культуры. Здесь отражено и творчество поэта, одного из представителей старинного рода, и крестьянская культура края.

Последняя масштабная реконструкция была проведена в 2010 году. А за пять лет до этого на территории усадьбы открыли памятник поэту Дмитрий Веневитинову . Автор монумента - Максим Дикунов .

Так сложилось, что за один день мы посетили сразу две довольно известные и популярные достопримечательности Воронежской области: замок принцессы Ольденбургской и музей-усадьбу Д.В. Веневитинова . Поэтому каждый раз невольно возникали сравнения одного места с другим. Каждое оказалось по-своему интересным и живописным, но оставило совершенно разные впечатления и эмоции. В одном мы искали следы приведений и былого великолепия, вспоминая множество легенд и загадок, которыми в большом количестве овеян замок принцессы Ольденбургской. О другом совершенно толком ничего не знали, в памяти всплывала только знаменитая английская писательница Этель Войнич, которая какое-то время работала гувернанткой в усадьбе Веневитиновых.
Этот пост будет, конечно, не битвой титанов усадеб, а скорее попыткой понять историческую значимость людей, которые жили в этих местах и оставили о себе громкую и не очень славу. Возможно, мой рассказ о замке принцессы Ольденбургской и музее-усадьбе Д.В. Веневитинова заставит вас немного по-другому взглянуть на эти места.

“Что в имени тебе моем? ”

Что в нем? Забытое давно…
Кстати из всего древнего дворянского рода Веневитиновых выбрали именно Дмитрия Владимировича, чьим именем и назвали усадьбу. Он приходился дальним родственником А.С. Пушкину и сам был поэтом и философом. Хотя здесь всего лишь прошли детские годы чудесные Димы.


Почему именно его? Наверно на фоне остальных родственников его роль в истории оказалась более значительная. И вправду, если почитать историю рода Веневитиновых, очевидным становится одно, что все они умели вести исправную службу перед государем, а некоторые, вовремя «подлизавшись», сделать прекрасную карьеру. И, в общем-то, и всё. Дмитрий Владимирович же считается основателем нового романтического направления в русской поэзии и авторитетным философом своего времени.


Самым «угодливым» из Веневитиновых оказался Антон Лаврентьевич, который довольно остроумным способом сумел угодить самому Петру Первому. Эта история с «бородой» меня особенно позабавила.


Во времена, когда Петр начал внедрять на русской земле всяческие европейские новшества, одним из нововведений было избавление знатных бояр от самого «ценного» – бороды. При этом вельможи ни за что с ней расставаться не хотели, в том числе и воронежские. А вот Антон Веневитинов решил подойти к делу не только с юмором, но и с дальним прицелом.


Сбрив бороду, он не стал ее выбрасывать, а «аля Дед Мороз» привязал ее к подбородку. Во время осмотра бояр Петр Первый ничего не подозревая потянул Антона Лаврентьевича за бороду, но та благополучно отвалившись осталась в его руках. Государь оценил шутку Веневитинова и назначил его на государеву службу с хорошим «окладом». Вот так, благодаря бороде и не сильно большой принципиальности по отношению к древним обычаям, Антон Лаврентьевич сделал весьма хорошую карьеру.

А вот имена Александра Петровича и Евгении Максимилиановны Ольденбургских вряд ли забудутся потомками. Вклад, который они внесли в развитие и процветание Отечества весьма и весьма значителен.


В основном замок Ольденбургских ассоциируется с Евгенией Максимилиановной, т.к. именно она развила в Рамони самую бурную деятельность, которая принесла многочисленные плоды. И собственно построила самую главную достопримечательность – замок.


Получив в подарок от императора имение в поселке Рамонь, Евгения Максимилиановна с присущим ей энтузиазмом взялась за обустройство своих владений. Малопроизводительный сахарный завод оснастила новой техникой, улучшила производство и построила для нужд завода железнодорожную ветку до станции Графская. По ней впоследствии перевозили не только грузы, но и пассажиров.
Чуть позже появилась кондитерская фабрика. Изготавливаемые конфеты были обернуты не в простые фантики, а в красочные обертки, над которыми работали умелые художники. Фабрика принесла Ольденбургским мировую славу, ее продукция снискала признание и большое количество наград на самых престижных европейских конкурсах. В 1911 году воронежские предприниматели выкупили и перевезли фабричное оборудование из Рамони в Воронеж, где оно дало продолжение «сладкому» бизнесу: Воронежская кондитерская фабрика существует по сей день.


Принцесса Евгения построила лечебницу, школу, мастерские, конезавод, бесплатную столовую для рабочих, водонапорную башню. Был проведен водопровод и электричество. «Зверинец» Евгении Максимилиановны стал началом для Воронежского биосферного заповедника, который в наше время с удовольствием посещают гости и местные жители.




Вся жизнь принцессы проходила в трудах и заботах о ближних. Она лично обходила все производства, следила за порядком и сама пробовала еду, приготовленную для рабочих. Они с мужем стали крестными практически каждому родившемуся при них в селе ребенку.
Кстати, у Александра Петровича Ольденбургского заслуг не меньше, чем у его жены. Занимался благотворительностью, санитарной деятельностью в армии, открыл Институт Экспериментальной Медицины в Петербурге, основал первый на Кавказском побережье климатический курорт в Гаграх.
Думаю, что еще даже не все перечислила из того, что сделала и оставила для нас эта супружеская чета. А самое примечательное, что плодами их трудов мы до сих пор пользуемся.

Что притягательнее: парадный блеск или таинственная полуразруха?

Усадьба Веневитиновых – классическая дворянская усадьба. Потеряв немного в территории - в советское время побыла школой, детским домом, а в годы войны использовалась под воинскую часть - все равно сохранила свои исторические черты.




При входе всех встречает Дмитрий Владимирович Веневитинов, увековеченный, уже известным нам по памятнику Высоцкому, местным скульптором Максимом Дикуновым.


Усадьба расположена на живописном левом берегу Дона. Дорога к реке проходит через красивый парк, где приятно прогуляться по тенистым аллеям, понаблюдать за лягушками в пруду и устремиться мыслями вслед за быстрыми водами Дона,


Поудобнее устроившись там, где открываются лучшие виды на реку.


Несомненно, здесь приятно посидеть в тишине, пытаясь представить, как жили тут люди несколько сотен лет назад, но нет во всем этом душевности и желания вернуться. Наверно, лично меня, не сильно тронул род Веневитиновых, чтобы захотеть продолжить углубляться в их историю.



Красивые въездные ворота с башнями, мощные стены замка – все говорит о фундаментальности постройки.


Но внутри, увы и ах…




Вообще со всеми этими реставрациями и восстановлениями здесь происходят постоянно непонятные истории. Вроде и инвесторы находятся, и договора подписываются и даже что-то восстанавливать начали, но каждый раз все стопорится и практически не двигается с мертвой точки.
Длинным шлейфом не перестают тянуться истории о таинственных явлениях, происходящих в замке. Рассказывают, будто рабочим, выполнявшим ремонт, являлись призраки, то кто-то постоянно мешал выполнять работы. Все эти увлекательные байки хорошо играют на врожденном любопытстве туристов.


А чего стоят истории про саму принцессу. И кровь молодых девушек пила, и слуг своих держала в подвале, отдавая на растерзание хищным зверям, и проклял замок обиженный на Евгению Черный лекарь и куча еще всевозможных страшилок.
Честно говоря, спустившись в подвал, невольно и не в такое поверишь. Мрачные, полуразрушенные помещения, от которых так и веет холодом и всевозможными загадками.







Опять же возникает вопрос: если ты не принадлежишь ни к какому сообществу, зачем в своем доме делать такие изображения?
Загадки, тайны и легенды – это все необыкновенно манит и привлекает в замок принцессы Ольденбургской.


Наше природное любопытство нам не давало покоя, и мы разговорились со смотрительницей, пытаясь выяснить, имеют ли место здесь необычные явления. Смотрительница заверила, что никаких приведений, звуков, стонов и шорохов они в замке за время своей работы не наблюдали. А жаль…


И все-таки, ведь дыма без огня не бывает. Единственное, что еще удалось выяснить, что Евгения Максимилиановна была дамой очень жесткой, а возможно и жестокой. Будучи настоящей бизнес-вумен, она была очень требовательна к своим рабочим во всем и за провинности всегда наказывала. Возможно, это качество и породило эти многочисленные зловещие истории.
В общем, гуляя по полуразрушенным покоям замка, довольно увлекательно присматриваться к деталям и строить догадки по поводу необычной истории людей его населявших.


Как будет развиваться судьба замка принцессы Ольденбургской так и не известно. Усадьбе Веневитиновых опять повезло больше: музей относится к объектам культурного наследия федерального значения и спонсируется из того же бюджета. А вот замок под «крылом» у областного бюджета и результат, как видим, на лицо.

Еще мне очень понравилась фраза нашего друга: «Одни построили больницу, школу, фабрику и сделали кучу других добрых дел, а заслуги других, мягко говоря, меркнут на их фоне. А что мы видим?»

Вот такой парадокс…

Замок принцессы Ольденбургской. Как доехать?

Замок находится в поселке Рамонь Воронежской области. Ехать по М4, свернуть по указателю вправо (если ехать из Воронежа) и двигаться еще 7 километров.
Координаты: 51.917805, 39.346161
От Воронежа до замка 47,5 километров, от Москвы - 495.
Адрес: Воронежская область, п. Рамонь, ул. Школьная, 27

Музей-усадьба Д.В. Веневитинова. Как доехать?

Усадьба находится в с. Новоживотинное Воронежской области. Находится с левой стороны от трассы М4 (если ехать из Воронежа).
Координаты: 51.890331, 39.167831
От Воронежа до усадьбы Веневитинова всего 39 километров.

Маленькой жемчужиной Подворонежья называют усадьбу Веневитиновых . Она раскинулась на крутом левом берегу Дона и просматривается на многие версты. Здесь провели свою жизнь многие поколения знаменитой дворянской семьи Веневитиновых. В документальной летописи рода отразились многие ключевые события из истории края. Фамилия Веневитиновых была одной из старейших воронежских фамилий . Она восходит к служилым людям (военнослужащим), охранявшим российские рубежи в средневековой крепости Воронеж.

Антон Лаврентьевич (ок. 1655 – ок. 1715) – знаковая фигура в веневитиновском роду: именно благодаря Антону семья вошла в большое к доверие самому царю Петру I. Антон стал правой рукой царя среди местного дворянства, руководил первыми кораблестроительными кумпанствами, получая личные распоряжения от Петра I (сохранились подлинные указы). Отталкиваясь от отцовского капитала, сын Фаддей Антонович (ок. 1674 – 1747) занимался предпринимательством, стоял у истоков суконного дела в Воронеже.

Правнук петровского деятеля Петр Анкиндинович (1738 – 1799) был предводителем губернского дворянства, добился в 1780-е годы внесения Веневитиновых в родословную дворянскую книгу Воронежской губернии, для чего собрал необходимые документальные сведения о землевладениях предков. Выйдя в отставку, поселился в имении.

Есть все основания полагать, что еще в петровское время в Новоживотинном была основана господская усадьба с деревянным домом. Осталось предание, опубликованное в 1869 году историком М.А. Веневитиновым: «На берегу Дона (…) лет 40 тому назад сохранялся еще старый, полуразвалившийся деревянный дом весьма старинной постройки, в котором, по преданию, Петр I был принимаем и угощаем Фаддеем Веневитиновым, новоживотинским помещиком…»

Сохранившийся доныне каменный двухэтажный особняк – один из старейших, самых удивительных и неповторимых усадебных домов Воронежской области. Его архитектурная неповторимость в причудливом наслоении переделок, внесенных на протяжении нескольких архитектурных эпох. За переделками же стоит лабиринт человеческих судеб .

Первоначально дом имел вид очень высокой одноэтажной палаты. Во второй половине 18 века Петр Анкиндинович провел существенное расширение дома , изменил уровни этажей. Двухэтажный дом стал отвечать веяниям екатерининской усадебной архитектуры как по внешнему облику, так и по внутренней функциональной организации. Здание стало богаче по меркам конца XVIII столетия. Неизвестный архитектор грамотно и экономично удовлетворил запросы хозяев.

На рубеже 18 и 19 веков Петр Акиндинович и его сын – отец поэта Владимир Петрович (1777–1814) – начинают перелицовывать всю жилую часть усадьбы в соответствии с веяниями классицизма. При В.П.Веневитинове усадьба приобретает статус загородной , а дом становится летним, так как все семейство зимой проживало в Москве С Новоживотиновской усадьбой Веневитиновых связано детство замечательного русского поэта-романтика и зачинателя российской философской поэзии Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805–1827). Родители привозили его сюда ребенком. Дмитрий очень спешил менял лошадей на станциях Московского тракта, наконец, достиг цели своего путешествия, когда уже смеркалось, и приближалась гроза. Он вместе с грозой и ливнем влетел в Новоживотинное, и пред ним лежало его имение.

Мысли поэта то и дело спешили к Дону. Он любил гулять вдоль его берегов и утром, и поздно ночью при полной луне любоваться его течением. Дмитрий Веневитинов дает емкое, глубоко философское сравнение: «Дон – как само человеческое счастье». «Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на середине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, также мирно, как само счастье…»

Новоживотинное стало душевной пристанью и для выдающегося племянника поэта – Михаила Алексеевича Веневитинова (1844–1901) – ученого-историка и мецената, автора известных книг, исследователя воронежской старины и директора Московского Румянцевского музея (послужил основой для создания Библиотеки имени В.И. Ленина). Он и на свет, видимо, появился Новоживотинном, и скончался там. Именно М.А. Веневитинов всю жизнь оставался главным и добрым хранителем родового очага . Его стараниями усадебный дом стал удобным для жилья и внешне импозантным, сочетающим как старые черты барокко и классицизма, так и элементы необарокко и неоклассицизма. М.А. Веневитинова избирали губернским предводителем дворянства, на его средства строились училища и больницы.

Воспоминания о бытовании усадьбы оставил граф П.C. Шереметьев , владелец подмосковного Остафьева. Он посетил Новоживотинное в 1911г. и оставил подробные заметки: «От реки Воронеж до реки Дон верст 11. Обе реки текут рядом, образуя длинную полосу междуречья, воронежскую Месопотамию. Между обеими реками залегла дорога, старый Московский тракт. Эта самая северная часть Воронежской губернии, ранее других населенная русскими, входившая в состав Рязанского княжества. Говор здесь великорусский.… Через поля виднеется с. Новоживотинное на самом берегу Дона со старинной усадьбой. Церковь села довольно интересна. Это позднее барокко, скорее Елизаветинское. Внутренность явно середины 18 века, с итальянской потемневшей живописью. Усадьба здесь старинная. Белые каменные ворота ведут в широкий двор, обнесенной оградой с зеленым кругом посередине. Дом белый, каменный, двухэтажный…особенно интересен нижний этаж, старинный, по словам третьего владельца, относящийся ко времени царя Михаила Федоровича. Стены весьма толстые и у окон идут наискось. Спереди крытая веранда, уставленная плетеной мебелью. По обе стороны дома тенистый обширный сад, куда проникают через двое ворот с белыми каменными колоннами. Старые клены, дубы, вязы дают много тени. Особенно красива та часть сада, что выходит к реке. По довольно высокому берегу вдоль воды идет каменная низкая стена, по концам которой были две высокие башни, сложенные из плитняка… Длинная дорожка идет вдоль стены. Вид здесь чудесный вниз и вверх по реке. Широкая полоса воды и простор полей».

В 2005 году, к 200-летию со дня рождения Дмитрия Веневитинова, в партере усадьбы установлен памятник поэту работы скульптора Максима Дикунова.

Уже появился прекрасный новый объект экскурсионного показа – старинный веневитиновский парк , который, несомненно, принес усадьбе особенное очарование. Парк быстро преображается: он обрел лестничный спуск к Дону, смотровую площадку, аллеи, восстановленный пруд.

Традиционными стали визиты англичан Веневитиновых-Венвортов на праздничные мероприятия. В 1996 году сын Майкла Джеймс впервые побывал в Новоживотинном, был потрясен тем, что здесь хранят память о всем его роде, обещал привезти своего отца. И два года спустя уже сам 78-летний Майкл Венворт с супругой Бетти и детьми – сыном Джеймсом с женой Кэрол и дочерью Джейн с мужем Николасом – посетили музей-усадьбу. С тех пор потомки , как и их далекие предки, навсегда привязались к донской земле . Когда в 2001 году умер Майкл, ему в могилу положили баночку с грунтом, набранным в Новоживотинном возле старой разрушенной церкви.

Возрождаются православные традиции , которым всегда неукоснительно следовали Веневитиновы. По инициативе Музея-усадьбы в 2003 году установлен памятный знак на месте разрушенной церкви, а в 2004 году начато строительство нового сельского храма Михаила Архангела . Церковь вырастает при помощи потомков Веневитиновых: Венворты пожертвовали 60 тыс. рублей на кирпич.

См. также подразделения Литературного музея:

  • Музей-квартира М.Н. Мордасовой