Open
Close

Шпаргалка по Прогнозированию и планированию в условиях рынка - файл n1.doc. Директивное планирование - это процесс разработки планов, доводимых вышестоящими органами до структурных подразделений

Бизнес с самого начала основан на планировании (бизнес-планах), но в процессе становления предприятия оно тоже может быть разным. Интересной его разновидностью является директивное планирование .

Планирование относится к виду управленческой деятельности, направленному на обоснование мероприятий, которые обеспечивают .

Необходимость в планировании обусловлена потребностями развития бизнеса, условиями рынка. Любая экономическая деятельность требует планирования, предвидения последствий.

В современном предпринимательстве директивное планирование подразумевает носящие обязательный характер планы, выполнение которых строго контролируется.

Директивное планирование представляется также как процесс , имеющих силу нормативных актов. Оно включает комплекс специальных мер по обеспечению выполнения разработанных планов.

Директивные планы носят адресный характер (направлены на конкретных субъектов бизнеса), обязательны для всех исполнителей, при этом должностные лица несут персональную ответственность за невыполнение заданий плана.

Сущность директивного планирования в бизнесе заключена в том, что у юридического лица существует единый плановый центр, доводящий планы работ во все подразделения (отделы), до каждого сотрудника в отдельности, утверждающий цены, прикрепляющий поставщиков, регламентирующий сбыт.

Здесь «плановыполнение» жестко контролируется. Важным условием является использование методов принуждения, а также поощрения за выполнение планов.

Любое директивное планирование всегда подразумевает нечто обязательное, жесткое, подлежащее неукоснительному исполнению.

Также, предполагается применение задач командно-административных рычагов для претворения в жизнь разработанных целей.

Условие обязательности здесь реализуется посредством издания соответствующих административно-распорядительных документов — указов, распоряжений, приказов, инструкций, локальных актов.

После чего осуществляется непосредственная реализация установленных заданий, текущий, промежуточный, конечный контроль степени выполнения этапов плана.

Применяются меры административного, дисциплинарного, материального воздействия на исполнителя в зависимости от качества конечного достигнутого результата.

Самый масштабный эксперимент по директивному планированию в истории человечества — государственное директивное планирование в СССР, потерпел крах и, в итоге, был раскритикован.

Несмотря на это, элементы такого планирования могут и должны использоваться при определенных условиях не только в сфере бизнеса, но и на государственном уровне экономики.

Кроме того, аналогичный эксперимент на современном этапе развития экономики в Китае, принес положительные результаты. А это значит, что плох не сам способ планирования, а конкретные методы его внедрения.

Поэтому в каждом конкретном случае объекты, сферы, объемы применения директивного планирования должны иметь обязательные

К сожалению, реалии российского общества таковы, что без жесткого контроля и принуждения даже в бизнесе порой никак не обойтись.

Поэтому в крупных бизнес-системах, таких как: концерны, конгломераты, транснациональные компании, финансово-промышленные группы, корпорации, директивное планирование вполне оправданно.

Актуально оно и в государственном секторе экономики, в партнерстве государства и предпринимательства/

Сущность

Исторически сложились следующие системы планирования по уровню воздействия и роли государства:

  • директивное;
  • индикативное;
  • стратегическое:
  • программно-целевое.

Замечание 1

Директивное планирование предполагает строгое исполнение планируемых показателей и четкий контроль за их исполнением. За невыполнение целевых показателей наступает ответственность за исполнение.

Система была разработана в СССР и внедрялась в социалистических странах. Такое планирование сохраняет свои позиции в КНДР.

Исторические основы формирования директивного планирования

Экономика новообразованного Советского Союза после свержения монархии, первой мировой войны, гражданской войны переживала спад. Первоочередным стало решение проблемы электроэнергетики. С участием большого количества ученых, квалифицированных кадров, инженеров был разработан первый знаменитый долгосрочный план, который не имел на тот момент аналогов в мире, и назывался «План ГОЭРЛО». Задачи плана состояли не только в развитии энергетики, но и строительстве производств и развитии производительных сил, полностью обеспечивающих данную отрасль.

В 1923 г. образовывается Госплан (Государственная Комиссия СССР по Планированию). Аппарат занимался разработкой планов (сначала однолетних, далее пятилетних), изучением национального хозяйства, выявлением проблем и перспектив.

С 1925 г. стали формироваться годовые планы развития национального хозяйства – «Контрольные цифры». При чем данные цифры являлись директивными, то есть были обязательны к выполнению в разных отраслях хозяйственной деятельности .

В 1928 г. создается начальный пятилетний план (всего их было создано 13, а исполнено 12 из-за распада СССР).

Замечание 2

Система строилась следующим образом: народный комиссариат отправлял документ, где были разработаны конкретные и четкие задания, мероприятия, «контрольные цифры». Исполнение контролируется и строго обязательно. При получении по прямой ответственными исполнителями документа назначались местные, локальные комиссии исполкома.

В исполнении планов большая роль принадлежала советской пропаганде. Пропаганда была направлена на индустриализацию, выполнение планов, народный дух, единство народа, поддержку коммунистических идей.

Последующее развитие директивное планирование получило в составлении пятилетних планов – «пятилеток». Во втором плане цифры задавались с учетом «реализма». С третьего плана критерии выполнения показателей перешли от количественных к качественным, а основной статьей стала, конечно, сфера обороны страны. Эффективность пятилетних планов сохранялась до десятого плана (1976-1980 годы).

Принципы планирования

Такой вид планирования основан на обязательности, централизации, сильной роли государства во всех отраслях и часто подкрепляется коммунистическим строем, социализмом на государственном уровне.

Основные особенности:

  • обязательность исполнения;
  • строгий контроль;
  • ответственность за исполнение ключевых индикаторов за период;
  • осуществляется централизованно («сверху-вниз»);
  • государственная собственность на предприятия;
  • частная собственность полностью отрицается;
  • отрицаются принципы и идеи рыночной экономики;
  • регулятор - командные методы;
  • основывается на повышенной производительности труда, которая проявляется из-за необходимости исполнения планов;
  • предпочтение отдается развитию перспективных отраслей национального хозяйства;
  • составление контрольных «директивных» цифр;
  • роль государства в экономике и других сферах деятельности является ключевой.

Экономический механизм хозяйствования в условиях рынка включает ряд инструментов государственного регулирования . К ним относят: правовое регулирование, налоговую, финансовую, таможенную политику. Они могут быть как прямого так и косвенного воздействия. Одной форм косвенного воздействия государства на предприятия является индикативное планирование .

Индикативное планирование это процесс формирования индикаторов социально-экономического развития, а также прогнозирования экономических результатов , позволяющих достичь состояния экономики, соответствующей выработанной системе индикаторов.

Индикативное планирование – это государственное планирование деятельностью предприятий на основе стимулов в виде льгот, нормативов – индикаторов, мотивирующих деятельность в той или иной отрасли (Пуряев).

Директивное планирование – это государственное планирование деятельностью предприятия на основе «жесткого» плана производства и распределения продукции, имевшего силу закона и подлежащего неукоснительному исполнению.

Ниже в таблице приведены отличительные характеристики индикативного и директивного планирования экономики.

признак

индикативное планирование

Директивное планирование

Характер планирования

Адресный жесткий, приказывающий, навязывающий

Воздействие планирования

Косвенное через систему экономических нормативов и льгот

Прямое через систему указаний, приказов и назначений.

Показатели планирования

Стоимостные (в основном)

Натуральные, стоимостные и все остальные

Регулирование деятельности

Навязывание деятельности

Методы планирования

Экономические

Административные

Концепции

Концепция самостоятельного эффективного использования ограниченных ресурсов. Рыночное ценообразование

Концепция отсутствия инициативы и самостоятельности. Концепция бесплатности факторов производства и лимитного распределения ресурсов. Централизованное ценообразование

Роль индикативного планирования заключается в следующем:

    Определять направления развития и приоритеты развития различных отраслей народного хозяйства.

    Давать импульс развития предпринимательства через участие в реализации различных программ и тем самым способствовать созданию конкурентной среды.

    Создавать предпосылки для развития НТП.

    Создавать инновационную и инвестиционную привлекательность приоритетных направлений развития.

    Способствовать финансовому оздоровлению экономики через систему экономических нормативов и льгот.

    Обеспечивать эколого-социальную безопасность функционирования экономики.

Индикативный план государства должен включать:

    Концептуальную часть , т.е. общую принципиальную модель (концепцию) социально-экономического развития страны (региона). В этой части обосновываются цели и приоритеты государственной социально-экономической политики, а также задачи и способы достижения их.

    Прогнозную часть , прогноз социально-экономического развития страны (региона). Прогноз является базисом для осуществления политики государственного регулирования экономики и социальной сферы. В прогнозах формируются индикаторы (indi с ator от лат. указатель ) социально-экономического развития, т.е. показатели характеризующие необходимое состояние экономики к которому предполагается стремиться (показатели структуры, динамики и эффективности экономики; состояния финансов; денежного обращения; товарных и фондовых рынков; состояния цен; уровня занятости и жизни населения, и прочей хозяйственной деятельности государства). Индикаторы должны быть между собой взаимосвязаны и сбалансированы так, что бы отражать количественную характеристику социально-экономической политики государства. В индикативный план включается целостная система прогнозов социально-экономического развития (от долгосрочных (10-15 лет), среднесрочных (3-5 лет) до краткосрочных (1 год)).

    Планово-регулирующую часть, т.е. государственные федеральные и региональные целевые программы и систему экономических регуляторов.

Государственные федеральные и региональные целевые комплексные программы разрабатываются для реализации приоритетов, определенных в концепции и прогнозах.

Государственное регулирование осуществляется в двух формах: в форме законодательства и форме программ. Законодательство устанавливает общие «правила игры» для всех участников общественного производства. Программы отражают льготные условия ля участников конкретных направлений по приоритетным проблемам. Механизмы государственного регулирования экономики представлены бюджетной политикой, налоговой политикой, финансово-кредитной политикой, ценовой политикой, денежно-эмиссионной политикой и внешнеэкономической политикой.

Система экономических регуляторов состоит из комплекса натуральных и стоимостных нормативных показателей, посредством которых государство воздействует на экономику для достижения поставленных целей. Данная система может включать:

    Перечень лицензируемых отдельных видов деятельности и квоты на экспорт отдельных видов продукции.

    Объемы поставок продукции, работ и услуг для государственных нужд, размещаемые на конкурсной основе на предприятиях.

    Бюджетные субсидии и дотации, необходимые для поддержания отдельных отраслей и регионов.

    Объемы капиталовложений, финансируемых из бюджета, а также перечень важнейших строек, осуществляемых с помощью государства.

    Сведения для предприятий, участвующих в программах по снижению налоговых ставок, процентов по кредитам, ставок таможенных сборов, изменению норм и порядка начисления амортизации и т.д.

  • Шпаргалки для вступительных в магистратуру экономика строительства (Шпаргалка)
  • Шпоры по ОПП (Шпаргалка)
  • Авдеева Т.Т. (д.э.н.) Учебно-методический комплекс по стратегическому планированию (Документ)
  • Виноградов Д.В. Экономика недвижимости (Документ)
  • Волгин В.В. Автомобильный дилер: практическое пособие по менеджменту сервиса и запасных частей (Документ)
  • Костырко Л.А. Финансовый рынок (Документ)
  • Дейан Арман. Изучение рынка (Документ)
  • Разнодёжина Э.Н., Красников И.В. Мотивация рыночной организации труда в современных условиях (Документ)
  • n1.doc

    2. Директивное и индикативное планирование.

    Директивное планированиепредставляет собой процесс разработки пла­нов, имеющих силу юридического закона, и комплекс мер по обеспече­нию их выполнения. Директивные планы носят адресный характер, обя­зательны для всех исполнителей, а должностные лица несут ответствен­ность за невыполнение плановых заданий.

    До второй половины 80-х гг. в бывшем СССР и ряде социалистических стран Восточной Европы директивное планирование применялось в целях прямого воздействия центральной власти на все звенья народного хозяй­ства для достижения определенных целей и заданных общих направлений развития. Планы носили директивный, адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Вследствие названных особенностей они были трудновыполнимыми в масштабах страны и постепенно себя исчерпали. Вместе с тем отдельные элементы директивного планирования входят в состав конституирующих элементов рыночной системы, которые в определенных условиях могут использоваться не только государством, но и в сфере бизнеса. Однако в каждом конкретном случае масштабы, объекты и сферы применения директивного планирования должны строго оговари­ваться и ограничиваться.

    Индикативное планирование - это средство реализации социально-эко­номической политики государства, основной метод его воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Оно обеспечивает решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление ко­торых только рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно. Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих со­стояние и развитие экономики страны, соответствующее государствен­ной социально-экономической политике, и разработку мер государствен­ного воздействия на социальные и экономические процессы с целью до­стижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социаль­но-экономического развития используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.- д.

    Индикативное планирование является наиболее приемлемой для усло­вий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире фор­мой государственного планирования макроэкономического развития. Ин­дикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограни­ченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направ­ляющий, рекомендательный характер.

    4. Планирование как хозяйственно-организаторская функция государства.

    Сущность планомерности в том, что люди сознательно определяют цели своих действий и соизмеряют их с возможностями, ресурсами. Планомерность свойственна каждому трудовому акту. При этом план как категория имеет несколько значений: замысел, проект, порядок работы, выполнение программы, система заданий. Во всех случаях он обычно отражает принятие хозяйственных и других решений и фиксирует потребность в ресурсах, объемы финансирования,

    Сроки реализации мероприятий, исполнителей, гарантии ответственности за невыполнение. По существу план - это надлежаще оформленное управленческое решение, включающее точно определенную цель, предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели.

    План выражает наиболее оптимальный вариант развития, ориентирует на получение заранее известного результата, он - руководство к действию и обязателен для выполнения, но не любой ценой, а при наличии всех необходимых ресурсов. При этом самим планом решается, какие риски невыполнения принимать во внимание, а от каких абстрагироваться.

    Различают планы стратегические, перспективные, текущие, оперативные.

    Главной задачей стратегического планирования является обеспечение высокой эффективности, конкурентоспособности в будущем на основе реализации долгосрочных программ. Стратегический план направлен на предвидение перспективы, поддержание соответствия между целями и возможностями, адаптацию к внешней среде, оптимальное распределение ресурсов.

    Перспективные планы включают технико-экономические расчеты возможностей, направления развития с учетом внедрения новых технологий, рационального использования ресурсов. Текущее планирование предусматривает определение и обоснование конкретных направлений деятельности, источников финансирования,

    Ожидаемых результатов на период до 1 года.

    Процесс планирования состоит из ряда звеньев, образующих единую цепь.

    Наличие всех звеньев, начиная от замысла, повышает реалистичность плана, сводит к минимуму непредвиденные обстоятельства. На каждом этапе, в каждом звене различны степень детализации замысла, увязка его с конкретными условиями объекта планирования, набор параметров, характеризующих количественно и качественно показатели плана. Некоторые звенья могут быть самостоятельными решениями, отражающими представление о будущем.
    3. Зарубежный опыт социально-экономического прогнозирования и планирования.

    В экономически развитых странах прогнозирование обычно бывает двух форм: централизованное (Канада, Швейцария и др.) и децентрализованное (США, Германия и др.)

    В США в аппарате президента имеется статистико-политический отдел, который готовит прогнозные сводки для главы государства. При американском конгрессе функционирует Бюро оценки последствий научно-технического прогресса. Здесь имеются учреждения, оказывающие консультационно-информационные услуги, создано множество специализированных учреждении (отделов) по разработке прогнозов. Пик их организации пришелся на 60-е гг. XX в. Однако в дальнейшем выжило из них лишь около сотни. В стране господствует практика контрактных заказов на прогнозы для правительственных учреждений или частных корпораций. Кроме того, в некоторых штатах с 70-х гг. созданы специальные комиссии и центры для разработки комплексных долгосрочных прогнозов развития штатов. Обмен прогнозной информацией осуществляется через различные научные общества типа «Мир будущего». Издается ряд журналов по вопросам теории и практики прогнозирования. Примечательно, что в США еще в 60-х гг. была предпринята попытка использования системы ППБ (планирования - программирования - бюджетирования), которая предусматривала совместные плановые действия ряда заинтересованных министерств. В дальнейшем правительство неоднократно обращалось к возможности планирования. Однако неудачи страны в антициклическом регулировании привели к росту антиплановых настроений. Поэтому перед современной теорией государственного регулирования в США остро стоит необходимость решения следующих ключевых вопросов:

    * как обеспечить своевременное и эффективное государственное вмешательство в экономику, избежав бюрократии, коррупции аппарата чиновников и деформации решений на микроуровне;

    * как обеспечить свободу конкуренции, инициативу и предприимчивость, должную мотивацию к труду, инвестиции и инновации, не допуская волюнтаризма бюджетно-налогового пресса и увеличения государственного долга.

    С 1988 г. в США введена система финансирования федеральных целевых программ, она осуществляется в форме целевых трансфертов, которые предоставляются на условиях встречного финансирования. В настоящее время в США реализуется более 500 целевых программ финансирования нужд штатов и графств с помощью целевых трансфертов. Одно из важнейших направлений связано с реализацией социальных программ. Большинство из программ попадают под действие федерального закона, некоторые полностью финансируются и контролируются федеральным правительством, но также много программ проводятся правительствами штатов (расходы разделяются между штатом и федерацией). В целом трансферты из федерального бюджета покрывают около 20 % расходов штатов и используются в первую очередь на цели повышения благосостояния населения.

    В Германии используются целевые трансферты, которые специально предназначены для развития проблемных территорий. В Германии среди прогностических центров выделяются по значимости такие, как Институт мировой экономики и Институт экономических и социальных исследований объединения профсоюзов.

    Большое значение, как и в других странах, придается сети обмена информацией. В Великобритании создано несколько научных и прогностических центров, в том числе при университетах, занимающихся вопросами экономического прогнозирования.

    В настоящее время в мире созданы мощные международные организации, осуществляющие прогнозирование в различных областях жизни общества, в том числе в экономике. Широко известны международная ассоциация «Футурибль», Комитет исследований будущего, Римский клуб и др.

    В экономически развитых странах особую роль играют конъюнктурные прогнозы, в которых оценивается экономичная ситуация:

    1) на рынке отдельного товара;

    2) в конкретном секторе экономики;

    3) на мировом рынке.

    В прогнозах рассматриваются не только объективно складывающиеся тенденции развития, но и возможные последствия осуществления государственных мер по регулированию рынка.

    Мировая система хозяйствования в настоящее время активно использует возможности не только прогнозирования, но и планирования. При разработке планов применяются:

    А) макропланирование;

    Б)мезопланирование, т.е. планирование отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, промузлов, исходящих от «метакорпораций», к которым относятся межотраслевые, межрегиональные и международные финансово-промышленные группы;

    В) территориальное планирование, т.е. прогнозы, бюджетные планы и программы региональных и местных властей;

    Г) микропланирование на уровне фирмы. Особого внимания заслуживает опыт индикативного планирования, который уже несколько десятилетий плодотворно используется в ряде стран мира.

    5. Взаимосвязи между прогнозированием и планированием.

    Под прогнозом понимается система научно обоснован­ных представлений о возможных состояниях объекта в бу­дущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз по сравнению с гипотезой имеет гораздо большую определен­ность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет количественно характеризовать будущее состояние объек­та. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, поэтому по сравнению с гипотезой более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и но­сит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

    Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.

    Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется по­средством разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количеству.

    Формы предвидения тесно связаны в своих проявлени­ях между собой и представляют последовательные, конк­ретные ступени познания поведения объекта в будущем. Исходное начало этого процесса - общенаучное предвиде­ние состояний объекта; завершающий этап - разработка методов перевода объекта в новое заданное для него состоя­ние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.

    6. Стратегическое и тактическое планирование.

    13. Прогнозирование научно-технического прогресса.

    Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-техни­ческого прогресса, оказывающие существенное влияние на размещение производства, природные факторы. Выделяют следующие их виды: прогно­зы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности, прогно­зы фундаментальных и прикладных исследований; прогнозы развития и использования достижений научно-технического прогресса в народном хозяйстве; определение последствий научно-технического прогресса.

    В мировой практике в процессе разработки прогнозов развития нау­ки и техники применяются как интуитивные, так и формализованные ме­тоды .

    При прогнозировании фундаментальных исследований широкое рас­пространение получили системный анализ и синтез , методы экспертных оценок : сценариев, построения "дерева целей", морфологического ана­лиза, "Дельфи", коллективной генерации идей .

    При прогнозировании прикладных исследований и разного рода раз­работок применяются методы экстраполяции, экспертных оценок, моде­лирования, оптимизации , а также методы, основанные на анализе патен­тной документации и научно-технической информации.

    В процессе прогнозных расчетов производства и эксплуатации новой техники используются методы экспертных оценок, экстраполяции, оп­ тимизации , факторные и имитационные модели, система укрупненных балансовых расчетов . При выборе методов прогнозирования важным яв­ляется глубина упреждения прогноза. Если прогнозируемый процесс можно представить эволюционным, без скачков, то применение форма­лизованных методов оправдано. В случае появления скачков необходи­мо применять методы экспертных оценок для определения скачка и оценки времени его осуществления. А на участках эволюционного процесса следует применять формализованные методы.

    Стратегия НТП формируется на осно­ве комплексного прогноза научно-технического развития и отражает приоритетные направления развития науки и техники. В рамках приори­тетных направлений разрабатываются научно-технические программы.

    В программно-целевой технологии планирования новое содержание приобретает государственный заказ. Он должен играть роль своеобразного моста, соединяющего текущее общественное потребление с новыми технологическими возможностями, а также быть как бы катализатором, инициирующим революционные технологические изменения.

    План развития науки и техники должен являться стержнем плановых документов экономического и социального развития страны. Он должен охватывать весь научно-технический цикл.

    8. Методы прогнозирования.

    Прогнозирование экономики представ­ляет собой сложный многоступенчатый про­цесс, в ходе которого должен решаться широкий круг раз­личных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве ос­новных используются всего 15-20.

    По степени формализации методы экономического про­гнозирования можно подразделить на интуитивные и фор­мализованные.

    Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоем­ких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными мето­ дами для повышения точности прогнозов.

    Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использова­ния ресурсов и т.п.

    Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Здесь имеет место своеоб­разная экстраполяция. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, от­расли) приблизительно одного и того же уровня, который теперь имеется в менее развитой аналогичной системе, и на основании истории развития изучаемого процесса в вы­сокоразвитой системе строится прогноз для менее разви­той системы. Полученный таким путем "образец" - лишь начальный пункт прогнозирования. К окончательно­му выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние ус­ловия и закономерности развития.

    К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.

    Среди методов экстраполяции широкое распростране­ние получил метод подбора функций, основанный на ме­ тоде наименьших квадратов (МНЕ). В современных усло­виях все большее значение стали придавать модификаци­ям МНЕ: методу экспоненциального сглаживания с регу­ лируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

    Методы, моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономи­ческого процесса (объекта) в виде математических зависи­мостей и отношений. Различают следующие модели: мат­ричные, оптимального планирования, экономико-статисти­ческие (трендовые, факторные, эконометрические), ими­тационные, принятия решений. Для реализации экономи­ко-математических моделей применяются экономико-мате­ матические методы.

    10. Прогнозирование социального развития.

    Прогнозирование социального развития представляет сложный многоэтапный процесс. В данном процессе приходится решать множество разноплановых проблем, как теоретического, так и практического характера. Для успешного решения многих из проблем необходимо обладать обширным инструментарием прогнозирования. Основу инструментария прогнозирования составляют методы прогнозирования. На сегодняшний день разработано более двухсот различных методов, каждый из которых обладает своей областью применения, своими особенностями. Любой метод прогнозирования позволяет делать прогнозы с максимальной степенью достоверности в одних условиях, и является абсолютно неприменимым в других. Однако на практике сегодня на региональном уровне используются порядка 10-20 наиболее распространенных методов прогнозирования социально-экономического развития. В процессе совершенствования прогнозирования социально-экономического развития региона одним из направлений должно стать расширение базы применяемых методов. Для этого следует четко понимать особенности, преимущества и недостатки конкретных методов.

    В рамках классификацииметодов социального прогнозирования можно выделить две большие однородные группы: интуитивные и формализованные методы прогнозирования. Данные группы принципиально отличаются по своей сущности. В рамках научных исследований наибольший интерес представляют методы, отнесенные ко второй группе, однако последние время всё чаще предпринимаются попытки исследования интуитивных методов.

    9. Методы планирования и расчета плановых показателей.

    Плановый показатель - это форма выражения конкретного задания, содержащегося в управленческом решении. Система плановых показателей должна учитывать объективные потребности и закономерности экономического и социального развития предприятия АПК.

    Плановые показатели не могут устанавливаться произвольно. Чтобы выполнять свою функцию - выражать меру развития того или иного социально-экономического явления и процесса на предприятии, они должны соответствовать определенным требованиям.

    Система показателей должна:

    Охватывать все стороны и аспекты развития предприятия;

    Обеспечивать единство и обязательность определенных показателей (утверждаемых, расчетных и информационно-ориентированных);

    Обеспечивать сопоставимость и сводимость различных разделов плана;

    Быть динамичной, отражающей изменения в состоянии объектов планирования, тенденциях их развития;

    Ориентировать предприятие на поддержание рациональных пропорций и рост социально-экономической эффективности;

    Соответствовать ориентации предприятия на поддержание устойчивой конкурентоспособности на соответствующих рынках (национальном, международном, региональном, местном);

    Иметь ограничения в рамках обоснованной достаточности.

    В планировании выделяют следующие группы показателей:

    Натуральные и стоимостные;

    Количественные и качественные;

    Абсолютные и относительные;

    Утверждаемые и расчетные;

    Частные и обобщающие.

    Натуральные показатели;

    Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства и устанавливаются в физических единицах (тоннах, метрах, штуках и т.д.). Кроме того, вследствие многообразия видов и типов одинаковой по назначению продукции применяют условно натуральные показатели (тонны условного топлива, тыс. условных банок и т.д.).

    Современная экономика - сложнейшая система, развивающаяся на инновационной основе, все блоки которой теснейшим образом взаимосвязаны, требует сознательного постоянного поддержания основных динамических пропорций как на уровне народного хозяйства, региона, так и на уровне предприятия. В ней все большее значение отводится стоимостным показателям. С их помощью выражают стоимостную структуру воспроизводства, важнейшие пропорции. Стоимостные показатели, как известно, рассчитывают в текущих и неизменных (сопоставимых) ценах. Например, показатель валовой продукции в сопоставимых ценах используется для выражения фактического объема продукции, изучения ее динамики, в том числе по отдельным отраслям и продуктам, расчетов производительности труда, материалоемкости и капиталоемкости продукции, уровня производства на единицу расходуемых ресурсов, уровня издержек на единицу валовой продукции.

    6. Стратегическое и тактическое планирование.

    Стратегическое планирование (как искусство руководства; как общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на дан­ном этапе развития), как правило, ориентировано на долгосрочную пер­спективу и определяет основные направления социально-экономическо­го развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, веду­щую роль в реализации которых должно взять на себя государство. По­средством стратегического планирования определяются пути, по кото­рым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действо­вать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить со­циальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

    Основная цель стратегического планирования - обеспечение достаточ­ного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общего­сударственного развития.

    Если стратегия организации отражает ее долгосрочные цели, то тактика отражает краткосрочные цели, согласованные с ее долгосрочными целями.

    Тактика, как правило, разрабатывается средним звеном руководства организации в развитие стратегии и на более короткие сроки.

    Процесс формирования тактических планов организации предполагает, как правило, процедуру их согласования между руководством организации и менеджерами среднего управленческого звена.

    Нередко на разных фирмах в процессе согласования тактических планов можно наблюдать наличие противоположных интересов их руководства и менеджеров среднего управленческого эшелона.

    11. Прогнозирование экономического роста

    Конечной целью эк-го роста является рост потребления и состояния. В масштабе всего общественного производства, он характеризует увеличение объема производства товаров и услуг, и измеряется как в абсолютных, так и в относительных величинах.

    Различают 2 типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

    Экстенсивный тип представляет экономический рост, достигнутый путем наращивания масс используемых факторов производства, т.е. за счет количественного увеличения объема производства применяемых ресурсов, при сохранении неизменной технической базы производства.

    Основными факторами этого типа является увеличение числа занятых работников, рабочего времени, основных и оборотных фондов, инвестиций при стабильном уровне. При этом типе развития может возрастать эффективность хозяйствования, т.к. имеет место эффект масштаба (экономия, получаемая от снижения постоянных издержек производства в результате увеличения его объема или масштаба самого предприятия). Это обеспечивает возможность углубления специализации и управления, применение крупных производственных мощностей, повышающих производительность труда.

    Интенсивный тип развития имеет место тогда, когда эк-ий рост базируется на применении в процессе производства более совершенных факторов производства, а также более напряженного использования имеющегося производственного потенциала и других ресурсов.

    К основным факторам этого типа относят: 1) разработка и внедрение новой техники и технологии; 2) повышение квалификации работников; 3) сокращение производственного цикла; 4) ускорение операции и оборота имеющегося фонда; 5) структурное преобразование в экономике; 6) улучшение организации производства; 7) снижение ресурсоемкости продукции и т.д.

    Результатами интенсивного развития является увеличение выхода конечной продукции с каждой единицы повышения качества и рентабельности продукции.

    В последние годы появляется еще один тип развития – инновационный. Он отличается от других целенаправленным производством новой и постоянно-обновляемой продукции, в том числе факторов инновации продуктов (материалов, техники), ему присуще нововведение в технологической базе. Такие свойства обеспечивают эффективный экономический рост.

    Для оценки динамики эк-го развития используются эк-ие показатели, отражающие производство и потребление совокупного продукта, созданного хозяйствующими субъектами, имеющими отношение к данной стране: ВВП и ВНП.

    Все показатели в рамках системы национальных счетов ВВП рассчитываются с помощью нескольких методов: производственный метод, метод конечного использования и подоходный метод.

    При расчете методом конечного использования суммируются все расходы. В итоге мы получаем стоимостное отношение товаров и услуг на территории данной страны и потребленных внутри страны и вне.

    ВВП = C + G + I + Nx, где С – личные потребительские расходы, G – расходы гос-ва, I – валовые частные инвестиции, Nx – чистый экспорт товаров и услуг, сальдо экспорта и импорта (минус).

    Для характеристики эк-го роста используется динамика общего производства, показателями которой являются темпы роста и прироста.

    Т = (ВВП t / ВВП б)* 100 Годовые темпы прироста определяются как разность между ВВП t и ВВП б дельтаТ =(ВВП t - ВВП б) / ВВП б

    Специалисты считают, что экономика любой страны должна стремиться обеспечить рост национального дохода в размере 3-4%, иначе население перестанет ощущать улучшение жизни.

    12. Прогнозирование и регулирование внешнеэкономических связей.

    Внешнеэкономические связи (ВЭС) охватывают взаимодействие всех секторов и отраслей экономики, фаз процесса национального воспроиз­водства, в значительной мере обеспечивая его сбалансированность и эф­фективность. В то же время ВЭС представляют собой подсистему миро­вого хозяйства. Во всем мире в настоящее время наблюдается развитие интеграцион­ных процессов. Они носят объективный, закономерный характер и име­ют определенную договорно-правовую основу. Важнейшими направле­ниями интеграции в мировую экономику являются международная тор­говля и интернационализация производства. Наиболее полно внешнеэкономические связи реализуются при обес­печении научно обоснованного их прогнозирования и планирования. Среди важнейших форм ВЭС следует выделить : внешнюю торговлю; кредитные взаимоотношения; научно-техническое сотрудничество с за­рубежными государствами; межгосударственные связи в сфере услуг; валютно-финансовые операции. Практическое осуществление экономических связей хозяйствующи­ми субъектами данного государства с другими странами характеризует­ся как внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). Главным направлением ВЭД является внешняя торговля. Она охваты­вает продажу товаров в другие страны и приобретение там нужных това­ров. К внешней торговле относятся и оплачиваемые услуги в связи с со­вершением внешнеторговых сделок купли-продажи товаров. Объем внешней торговли данной страны представляет собой сумму оборотов по экспорту (реэкспорту) и импорту (реимпорту). Экспорт - это продажа и вывоз товаров за границу для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Реэкспорт - вывоз товаров, ранее ввезен­ных из-за границы, без их переработки. Импорт - закупка и ввоз ино­странных товаров для последующей реализации на внутреннем рынке страны-импортера. Реимпорт - ввоз из-за границы отечественных това­ров, не проданных на аукционе, забракованных и т.д., которые не под­вергались там переработке. Способность страны производить определенное количество конку­рентоспособных товаров для внешнего рынка называется экспортным потенциалом. Он зависит от освоенных природных ресурсов, экономи­ческих и производственных возможностей, наличия соответствующей инфраструктуры. Для осуществления регулирования ВЭД государство вырабатывает внешнеэкономическую политику , которая представляет собой комплекс организационных, экономических и политических мер по развитию внешнеэкономических связей страны с целью максимального использования преимуществ международного разделения труда. Основными составляющими внешнеэкономической политики являют­ ся : внешнеторговая политика, включающая экспортную и импортную политику; политика привлечения иностранных инвестиций и валютная политика . Инструментами внешнеторговой политики являются тарифное и не­тарифное регулирование. Прогнозирование ВЭС позволяет осуществлять выбор наиболее эффективных вариантов развития экспорта и импорта, межгосударствен­ной специализации и кооперирования, кредитного и научно-техническо­го сотрудничества с зарубежными странами. Внешнеэкономический прогноз охватывает будущее развитие всех форм ВЭС страны. Центральное место занимает прогноз внешней тор­ говли , в процессе которого определяются: совокупный объем внешне­торгового оборота; объем и товарная структура экспорта и импорта как по всем, так и отдельным странам; спрос и предложение на отдельные товары и товарные группы на конкретных рынках; динамика и уровень цен мирового рынка в разрезе товарной номенклатуры, принятой для прогноза; внутренние издержки на товары, которые вовлекаются в сферу международного оборота. Результаты прогнозных расчетов служат основой для принятия аргументированных решений по развитию ВЭС.

    21. Планирование развития государственного сектора экономики.

    Одним из видов комплексного прогноза может рассматриваться прогноз развития государственного сектора экономики.

    Разработка комплексного экономического прогноза преследует две цели:

    Во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики.

    Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета страны.

    Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения возможных последствий, без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование, программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов. Тем самым государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.

    15. Классификация прогнозов и планов.

    В соответствии с установленным порядком в Российской Федерации разрабатываются государственные прогнозы и программы социально-экономического развития. Прогнозы социально-экономического развития отражают демографические, научно-технические, экологические, экономические, социальные, а также отраслевые, региональные и другие параметры общественно значимых сфер деятельности.

    Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

    Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается на 5-10 и более 10 лет. Он необходим в первую очередь при реализации крупных дорогостоящих проектов, когда ошибки в масштабах строительства, сроках, окупаемости могут очень дорого обходиться для общества. В основу долгосрочного прогноза закладываются тенденции развития науки, техники, ожидаемые прорывы в научно-техническом прогрессе.

    Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от 3 до 5 лет и ежегодно корректируется. Исходной основой разработки является концепция социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, содержащаяся в первом после вступления в должность Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

    Краткосрочный прогноз социально-экономического развития включает разделы:

    Основные показатели социально-экономического развития России и субъектов РФ;

    Социальное развитие;

    Развитие науки;

    Формирование и расходование средств внебюджетных и целевых бюджетных фндов;

    Приватизация;

    Платежный баланс;

    Развитие фондового рынка;

    Консолидированный бюджет;

    Динамика производства и потребления.

    Разрабатываются также прогнозы социально-экономического развития на квартал. Для этого Госкомстат РФ представляет в Минэкономики РФ итоги развития РФ за 2 месяца и оценку развития за предыдущий квартал. Минфин РФ представляет в Минэкономики РФ прогноз финансовых показателей на предстоящий квартал и итоги выполнения бюджета за прошедший квартал. Минэкономики РФ ожидаемые показатели развития за истекший квартал и варианты прогноза на будущий квартал представляет на рассмотрение в Правительство РФ.

    Планирование подразделяется на директивное, индикативное, договорное и предпринимательское.

    Директивное планирование осуществляется посредством установления адресных заданий и распределения необходимых для их выполнения ресурсов среди исполнителей плана. В условиях монополии государственной собственности на основные средства производства планирование распространяется на все стороны жизнедеятельности общества. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы.

    Индикативный план опирается на два начала. С одной стороны, он является ориентирующей информацией для разработки программ или отдельных показателей. В этой части он носит рекомендательный характер: показатели используются в качестве индикаторов при принятии решений о стратегии или экономическом поведении. Для вошедших в орбиту индикативного плана хозяйствующих субъектов его показатели являются обязательными, так как их невыполнение делает невозможным решение поставленных планом задач.

    Договорное планирование регулирует коммерческие отношения субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между предприятиями, объединениями, банками, органами власти и управления. Договорные отношения формируют устойчивые производственно-экономические связи, взаимные обязательства, условия их выполнения и создают гарантирующий хозяйственный механизм поддержания планомерности в условиях рынка.

    Предпринимательским планированием является функция предприятий, фирм, всех субъектов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленная на обоснование и выбор путей эффективного развития. Основу его составляют внутрифирменные планы различной срочности, призванные решать оперативные, текущие и стратегические задачи.

    Директивное планирование

    Собственником средств производства является государство, а план воплощает государственную стратегию и приоритеты в распределении ресурсов и доходов, определении темпов экономического роста (в плане также отражаются административные указания, служащие средствами его реализации). Директивное планирование образует ядро централизованно управляемой экономики с преимущественно административным распределением ресурсов. При этом макропланирование выступает как альтернатива рынку и по существу отрицает его. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы. В разработке показателей директивного плана его исполнители играют не главную роль. Основные разработчики плана берут на себя обязательства по материально-техническому обеспечению выполнения плановых показателей. Это положение оказывается уязвимым местом в директивном планировании, доведение планов часто не подкрепляется выделением под них необходимых ресурсов, что превращает в таком случае, план в бремя, разновидность налога.

    Индирективное планирование

    Представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В целом индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер.

    Правильно сочетая экономические, организационные (в том числе административные и индикативные), правовые и иные методы, государство в рыночных условиях прямо или косвенно способно стимулировать или ограничивать развитие отдельных отраслей, производств, предприятий, решать стоящие перед ним экономические и социальные задачи. С целью обеспечения скользящего планирования и взаимодействия микро- и макроуровней должна разрабатываться система планов. Система планов включает планы по уровням управления экономикой и планы временного аспекта. Составной частью планов должны быть целевые комплексные программы, направленные на решение важнейших социально-экономических, научно-технических и экологических проблем. На макроуровне должны разрабатываться планы развития страны, на региональном уровне - планы развития регионов. Развитие отдельных отраслей должно отражаться в отраслевых планах. На микроуровне разрабатываются планы развития предприятий. Долгосрочный план должен отражать стратегию экономического и социального развития на долгосрочный период. В среднесрочных планах должны конкретизировать основные направления стратегии. Наиболее оптимальным сроком считается 5-летний период, поскольку в течении 5 лет можно осуществить строительство и ввод в действие крупных объектов, провести техническую реконструкцию предприятий, подготовить специалистов. Годовые планы формируются на основе пятилетних планов. В то же время учитываются изменения условий в соответствующем году и вносятся коррективы.