Open
Close

Перспективный план для театрального кружка 12 лет. Методическая разработка (старшая группа) на тему: Перспективный план театрального кружка

Пояснительная записка

Современная педагогика из дидактической становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста старшей и подготовительной группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Цель – развитие способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи 1-го года обучения (старшая группа)

1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
5. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
6. Познакомить детей с различными видами театра.

Задачи 2 год обучения (подготовительная группа)

1. Развивать творческие способности у детей (исполнительское творчество; умение свободно и раскрепащённо держаться при выступлении; импровизировать).

2. Формировать способность к художественному образованию и воспитанию детей.

3. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

4. Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.

Продолжительность занятия – 30 минут.
Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.

Содержание программы

1 -основы кукловождения.
2 - основы кукольного театра.
3 - основы актерского мастерства.
4 - основные принципы драматизации.
5 - самостоятельная театральная деятельность.
6 - театральная азбука.
7 - проведение праздников.
8 - проведение досугов и развлечений


Ожидаемый результат работы кружка:

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
  3. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Первый год обучения (старшая группа)

месяц

тема

задачи

октябрь

Пока занавес закрыт!

Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Литература:

Ходит осень по дорожкам (по сказке «Теремок на новый лад»)

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.

Литература: «Театрализованные игры в д/с»Москва «Школьная пресса» 2000г.

Мы актёры

Формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

Литература:

Драматизация сказки «Теремок на новый лад»

Развивать интерес детей к сценическому искусству.

Литература: А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»

ноябрь

Ритмопластика

(отработка движений)

Развивать чувства ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

Премьера спектакля «Теремок на новый лад»

Вызвать у детей симпатию к героям сказки. Воспитывать у детей желание выступать.

Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить.

Учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова

Сказка о глупом мышонке

Учить четко, проговаривать слова, сочетая движения и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

Литература: М. Д. Маханева «Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера» 2003г.

декабрь

Зеркало, зеркало – скажи…

Воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Репетиция сказки о глупом мышонке (театр кукол бибабо)

Учить владеть куклой, согласовывать движения и речь.

Мешок с сюрпризом (театр кукол бибабо, кукол марионеток)

Побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Развлечение «Разбойники в новогоднем лесу»

Развивать пластику движений. Доставить детям радость, хорошее настроение.

январь

Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель»

Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений.

Учить детей владеть куклами марионетками.

Инсценировка «Зима и дети»

Развивать навыки монологической и диалогической речи.

февраль

Показ сказки о глупом мышонке (театр кукол)

Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми.

Этюд «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»

Учить детей выражать основные эмоций.

Культура и техника речи (игры и упражнения)

Совершенствовать чёткость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация)

Литература: А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»

Театральная игротека

«Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»)

Игры на расширение диапазона

Упражнять во владении куклой.

Март

Свет мой зеркальце скажи

Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г

Выступление по мотивам сказки «Заюшкина избушка»

Помочь детям испытать удовлетворения от полученного результата творческой работы.

Куклы-марионетки

Продолжить обучения работы с этими куклами.

Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка»

Познакомить детей со сказкой.

Апрель

Техника речи. Отработка диалогов

Развивать умение строить диалог. Расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа.

Ритмопластика

Развивать умение в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

На болоте две подружки, две зеленные лягушки

Развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использовать в игре все пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Продолжать работу над событием в лесу.

май

К нам гости пришли!

Вызывать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учит детей интонационно выразительно проговаривать фразы; учить сочетать движения и речь; развивать воображение.

Литература: Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000г.

Итоговая викторина «Мы любим сказки» с участием родителей

Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Репетиция сказки «Красная шапочка»

Обращать внимание детей на правильное произношение в диалогах, верное исполнение песни.

Спектакль «Красная шапочка»

Второй год обучения (подготовительная к школе группа)

месяц

тема

задачи

Октябрь

Первое посещение студии в новом учебном году. Игры «Назови своё имя ласково»

Пантомимические задания

Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.

Представьте себе…

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Встреча со знакомыми сказками.

Способствовать снятию психологического напряжения и мышечному расслоблению.

Настольный театр «Два жадных медвежонка»

Учить владеть куклой, согласовывать слова с вождением куклы.

Ноябрь

Инсценировки-импровизации

Развивать творчество

Беседа о театре Д/игры сложи сказку, доскажи словечко.

Расширять словарь театральных терминов

Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья»

Поддерживать стремление детей участвовать в показе сказки.

Литературная страничка произведений С.Я. Маршака

(игры загадки)

Расширять знания детей о произведениях С.Я. Маршака.

Развивать воображение, мимику,жест пластику.

Декабрь

Сказка «Двенадцать месяцев» С.Маршака

Познакомить детей со сказкой. Учить с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей, их отношение к людям.

Театральная игротека «Весёлые стихи»

Закрепить умение владеть театральными куклами. Развивать чёткую, выразительную речь.

Репетиция сказки «Двенадцать месяцев» С.Маршака

Работа над мимикой, жестами. Учить детей импровизировать

Этюд «Живая картинка»

На развитие воображения, пластики, мимики.

январь

«Весёлые сочинялки»

Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Развивать связную речь детей (диалогическую).

Подготовка к спектаклю «Двенадцать месяцев»

Продолжать участвовать в театральной деятельности, пробовать проявлять себя в разных ролях, испытывать радость от общения.

Февраль

Показ спектакля «Двенадцать месяцев» С.Маршака

Помочь детям испытать чувство удовлетворения от полученного результата творческой работы.

Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка» (настольный театр)

Воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказки другим детям

Ритмопластика

Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук.

Сказка «Три поросёнка»

(пальчиковый театр)

Упражнять в рассказывании сказок с использованием пальчикового театра.

Март

«Весна пришла»

Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами. Воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Показ сказки

«Три поросёнка» для детей старшей группы.

Развивать разговорную речь. Закрепить у детей представление о том, что в сказке есть мудрое поучение.

Ритмопластика

Развивать творчество, воображение и фантазию.

Сказка «Гуси лебеди»

Вспомнить содержание сказки.

Апрель

«Ладушки-ладушки»

Учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре, развивать память, учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя, воспитать доброжелательные отношения и партнёрские качества. Развивать артикуляционный аппарат, формировать живой интерес к русскому фольклору.

Ритмопластика

Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

Драматизация сказки

В. Сутеева «Под грибом».

Для детей средней группы

Развивать творчество, учить импровизировать.

Культура и техника речи.

Скороговорки

Формировать правильное произношение, артикуляцию, учить детей быстро и чётко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Май

Театральная игра «Сам себе режиссер»

Создать условия для импровизации мини-спектакля.

Репетиция сказки «Гуси лебеди»

Подготовка к спектаклю

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Показ спектакля «Гуси лебеди»

Творческий отчёт по театральной деятельности.

Диагностическая карта

Фамилия, имя

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Навыки кукловождения

Основы коллективной творческой деятельности

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Высокий уровень (18-21 балл) – ребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею (литературного произведения) пьесы. Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать эмоциональные состояния, самостоятельно находить выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественно-творческой деятельности. Импровизирует куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов) – проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра, театральных профессиях. Понимает содержание и главную мысль литературного произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, использую эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять в свободной творческой деятельности. С помощью педагога подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность, согласованность действий с партнерами. Активной участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов) – малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театров. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения.


Перспективный план

театрального кружка «Теремок»

на 2012-2013 учебный год

Составитель:

Анисимова Гульнара Мобудовна

Воспитатель МАОУ

прогимназия «Кристаллик»

I квалификационной категории

Пояснительная записка
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста старшей и подготовительной группа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.

Цель – развитие способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи 2 год обучения (подготовительная группа)

1. Развивать творческие способности у детей (исполнительское творчество; умение свободно и раскрепощённо держаться при выступлении; импровизировать).

2. Формировать способность к художественному образованию и воспитанию детей.

3. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

4. Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.

Продолжительность занятия – 30 минут.
Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
6. «Хореография» - где дети учатся через движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.

Содержание программы

1 -основы кукловождения.
2 - основы кукольного театра.
3 - основы актерского мастерства.
4 - основные принципы драматизации.
5 - самостоятельная театральная деятельность.
6 - театральная азбука.
7 - проведение праздников.
8 - проведение досугов и развлечений


Ожидаемый результат работы кружка:

  1. Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
  2. Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
  3. Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

Календарно-тематическое планирование

месяц

тема

задачи

Октябрь

Первое посещение студии в новом учебном году. Игры «Назови своё имя ласково»

Пантомимические задания

Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально игровой деятельности.

Представьте себе…

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.

Литература: Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович Программа “Театр – творчество – дети” Москва 1995г.

Встреча со знакомыми сказками.

Способствовать снятию психологического напряжения и мышечному расслоблению.

Настольный театр «Два жадных медвежонка»

Учить владеть куклой, согласовывать слова с вождением куклы.

Ноябрь

Инсценировки-импровизации

Развивать творчество

Беседа о театре Д/игры сложи сказку, доскажи словечко.

Расширять словарь театральных терминов

Показ сказки детям своей группы «Лучшие друзья»

Поддерживать стремление детей участвовать в показе сказки.

Литературная страничка произведений С.Я. Маршака

(игры загадки)

Расширять знания детей о произведениях С.Я. Маршака.

Развивать воображение, мимику,жест пластику.

Декабрь

Сказка «Двенадцать месяцев» С.Маршака

Познакомить детей со сказкой. Учить с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей, их отношение к людям.

Театральная игротека «Весёлые стихи»

Закрепить умение владеть театральными куклами. Развивать чёткую, выразительную речь.

Репетиция сказки «Двенадцать месяцев» С.Маршака

Работа над мимикой, жестами. Учить детей импровизировать

Этюд «Живая картинка»

На развитие воображения, пластики, мимики.

январь

«Весёлые сочинялки»

Побуждать детей сочинять несложные истории героями, которых являются дети. Развивать связную речь детей (диалогическую).

Подготовка к спектаклю «Двенадцать месяцев»

Продолжать участвовать в театральной деятельности, пробовать проявлять себя в разных ролях, испытывать радость от общения.

Февраль

Показ спектакля «Двенадцать месяцев» С.Маршака

Помочь детям испытать чувство удовлетворения от полученного результата творческой работы.

Рассказывание украинкой сказки «Рукавичка» (настольный театр)

Воспитывать желание детей рассказывать и показывать сказки другим детям

Ритмопластика

Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук.

Сказка «Три поросёнка»

(пальчиковый театр)

Упражнять в рассказывании сказок с использованием пальчикового театра.

Март

«Весна пришла»

Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами. Воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Показ сказки

«Три поросёнка» для детей старшей группы.

Развивать разговорную речь. Закрепить у детей представление о том, что в сказке есть мудрое поучение.

Ритмопластика

Развивать творчество, воображение и фантазию.

Сказка «Гуси лебеди»

Вспомнить содержание сказки.

Апрель

«Ладушки-ладушки»

Учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре, развивать память, учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя, воспитать доброжелательные отношения и партнёрские качества. Развивать артикуляционный аппарат, формировать живой интерес к русскому фольклору.

Ритмопластика

Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.

Драматизация сказки

В. Сутеева «Под грибом».

Для детей средней группы

Развивать творчество, учить импровизировать.

Культура и техника речи.

Скороговорки

Формировать правильное произношение, артикуляцию, учить детей быстро и чётко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Май

Театральная игра «Сам себе режиссер»

Создать условия для импровизации мини-спектакля.

Репетиция сказки «Гуси лебеди»

Подготовка к спектаклю

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Показ спектакля «Гуси лебеди»

Творческий отчёт по театральной деятельности.


Цель: Стимулировать развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности посредством кукольного театра.

Задачи в средней группе:

1.​ Воспитывать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.

2.​ Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.

3.​ Расширять представления об окружающих их предметах. Расширять знания детей о персонажах, участвующих в театрально – игровой деятельности.

4.​ Пополнять и активизировать словарь детей. Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций, характеризовать душевное состояние и настроение персонажей кукольного спектакля.

5.​ Закреплять знания о правилах манипуляции с верховыми куклами.

6.​ Используя верховых кукол, побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов.

7.​ Стимулировать внимание, память, мышление, воображение детей. Развивать представления о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя.

8.​ Обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придуманной на заданный текст самостоятельно.

9.​ Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях с куклами и без них.

10.​ Поощрять желание детей самостоятельно играть с театральными куклами.

11.​ Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками детского сада.

СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ

1.Основы кукловождения: познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол. «Мама гуляет», «Дед и репка»

Активизировать детей, развивать их память и внимание. «Колобок», русская народная сказка

3.Основы кукольного театра: развивать у детей интерес к кукольным спектаклям, поощрять участие в этой деятельности. «Теремок», русская народная сказка.

Формировать положительное отношение к играм – драматизациям. Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движение, жест, мимику).

5.Проведение праздников: создавать радостное настроение, поддерживать чувство удовлетворения от совместных действий детей и взрослых, воспитывать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям детского сада. «Путешествие в сказку»

Развивать у детей интерес к различным формам представлений, подготовленных взрослыми и детьми. «В гостях у Василисы» (кукольный спектакль)

Побуждать детей разыгрывать знакомые сказки

ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ

1.Основы кукловождения: обучать детей приемам вождения верховых кукол на ширме. «Встреча лисы с зайцем», «Беседа мышки с лягушкой», «Пляска зверей».

2.Основы актерского мастерства: развивать способность правильно понимать эмоционально – выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами. «Это я! Это мое!» «Отдавай», «Сосульки», «Шалтай-Болтай», «Петрушка прыгает».

3.Основы кукольного театра: продолжать воспитывать любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях. « Как собака себе друга искала», морд.н.ск.

4.Основные принципы драматизации: поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, стремление участвовать. Формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь. «Три елочки», К.Масс

5.Проведение праздников: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, младшими детьми«Новогодняя елка»

6.Проведение досугов, развлечений: развивать умение понимать содержание сказок, оценивать поступки действующих лиц, давать им объективную оценку. «Лисичка – сестричка и волк», русская народная сказка.

7.Самостоятельная театральная деятельность: привлекать детей самостоятельным играм с верховыми куклами

МАРТ – МАЙ

1.Основы кукловождения: продолжать обучать детей приемам вождения верховых кукол. «Радостная встреча деда с Жучкой», «Игра в жмурки».

2.Основы актерского мастерства: развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение. «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Провинившийся».

3.Основы кукольного театра: прививать устойчивый интерес к кукольному театру, поощрять активное участие детей в кукольном спектакле. «Репка», русская народная сказка.

4.Основные принципы драматизации: продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, совершенствовать импровизационные способности детей. «Под грибом», В.Сутеева

5.Проведение праздников: вызывать желание участвовать в утренниках, прививать устойчивый интерес к русскому фольклору.

Поддерживать интерес к происходящему на сцене, обучать детей правильно выражать свои чувства. «Посиделки»

6.Проведение досугов, развлечений: поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях. « Приключения Буратино»

7.Самостоятельная театральная деятельность: поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях.

Задачи в старшей группе:

1.​ Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.

2.​ Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3.​ Расширять представления детей об окружающей действительности. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам, куклам, костюмам, декорациям. Закреплять представление детей о различных видах кукольного театра (настольный, верховые куклы, куклы с «живой рукой», театр марионеток)

4.​ Продолжать обогащать и активизировать словарь детей. Поддерживать попытки детей самостоятельно составлять небольшие рассказы, используя кукол.

5.​ Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами-марионетками и куклами с «живой рукой».

6.​ Стимулировать желание искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

7.​ Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.

8.​ Продолжать воспитывать гуманные чувства детей. Приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей, а также действия персонажей кукольных и драматических спектаклей.

9.​ Воспитывать желание играть с театральными куклами.

10.​ Развивать умение использовать импровизации в самостоятельной деятельности.

11.​ Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ

1.Основы кукловождения: Познакомить детей с приемами кукловождения марионеток. « К нам пришла лошадка», « Мыши и кот»

2.Основы актерского мастерства: Развивать память и фантазию детей.

3.Основы кукольного театра. Вызывать интерес к театру марионеток, желание участвовать в спектакле. « В гостях у Василисы»

4.Основные принципы драматизации Продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке. «Колосок», русская народная сказка

5.Проведение праздников Приобщать детей к русскому народному фольклору. «Осенины»

6.Проведение досугов, развлечений. Учить детей эмоционально реагировать на выступление детей и взрослых. «Щелкунчик»

7.Самостоятельная театральная деятельность Развивать инициативу в играх с куклами – марионетками

ДЕКАБРЬ – ФЕВРАЛЬ

1.Основы кукловождения. Побуждать детей создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами – марионетками.

2.Основы актерского мастерства. Развивать выразительность жеста. Танцевальная композиция «Русский хоровод»

3.Основы кукольного театра. Прививать устойчивый интерес к театру марионеток, желание импровизировать с ними. «Вот он какой», «Игра с камушками»

4.Основные принципы драматизации. Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке. «Кот Леопольд»

5.Проведение праздников Воспитывать положительное отношение к праздникам, желание участвовать в подготовке и проведении утренника. «Лисичка – сестричка и серый волк», русская народная сказка.

6.Проведение досугов, развлечений. Учить детей правильно оценивать поступки действующих лиц, воспитывать добрые чувства. «Новогодняя елка»

7.Самостоятельная театральная деятельность Побуждать придумывать сказки, используя куклы – марионетки. «Снегурушка и Лиса», русская народная сказка.

МАРТ – МАЙ

1.Основы кукловождения Познакомить детей с приемами вождения кукол с «живой рукой». «Львенок и черепаха», «Карнавал зверей»

2.Основы актерского мастерства. Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера. «Потерялся», «Котята», «Робкий ребенок», «Повар – лгун»

3.Основы кукольного театра. Вызывать интерес к театру кукол с «живой рукой» «Лиса Алиса и кот Базилио»

4.Основные принципы драматизации Использовать в театрализованной деятельности импровизационные возможности детей. «Приключения Буратино»

5.Проведение праздников Воспитывать любовь и интерес к музыке, литературе, театральному искусству. «В гостях у сказки»

6.Проведение досугов, развлечений. Вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание активно участвовать в различных развлечениях.

7.Самостоятельная театральная деятельность Развивать желание импровизировать с куклами с «живой рукой». «Путешествие в страну сказок»

Задачи в подготовительной группе:

1.​ Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

2.​ Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя различные импровизации.

3.​ Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Продолжать воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к игрушкам, театральным куклам, костюмам, декорациям. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их и называть.

4.​ Продолжать активизировать и уточнять словарь детей.

5.​ Закреплять знания о правилах манипуляции с тростевыми куклами и людьми – куклами.

6.​ Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках. Поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя жест, движение, позу, мимику, речевую интонацию.

7.​ Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

8.​ Продолжать воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, жадности. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.

9.​ Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроения, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами.

10.​ Воспитывать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности, желание играть с театральными куклами различных систем.

11.​ Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

СЕНТЯБРЬ – НОЯБРЬ

1.Основы кукловождения. Познакомить с различными приемами вождения тростевых кукол. «Веселая зарядка», «Лиса умывается», «Неожиданная встреча»

2.Основы актерского мастерства Развивать память и фантазию детей. Обучать их интуитивно распознавать атмосферу человека, события, мета, времени года, дня, и уметь вживаться в эту атмосферу, этюды на внимание, веру, наивность, фантазию

3.Основы кукольного театра. Развивать у детей интерес к тростевым куклам, желание участвовать в кукольном спектакле. «Снегурушка и Лиса», русская народная сказка

4.Основные принципы драматизации. Побуждать детей к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. «Три поросенка», английская Сказка

5.Проведение праздников. Привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении праздника, расширять музыкальные впечатления, совершенствовать импровизационные способности детей. «Золотая Осень»

6.Проведение досугов, развлечений. Воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, прививать любовь к русским народным сказкам.

7.Самостоятельная театральная деятельность Побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя тростевые куклы.

ДЕКАБРЬ — ФЕВРАЛЬ

1.Основы кукловождения. Познакомить детей с приемами управления большими напольными куклами системы «люди – куклы» «Прогулка в лес», «Встреча друзей», «Веселый перепляс»

2.Основы актерского мастерства. Развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей. Этюды М.Чистяковой на выражение основных эмоций

3.Основы кукольного театра Прививать детям устойчивый интерес к людям – куклам, развивать творческую самостоятельность в передаче образа, фрагменты с театральными куклами

4.Основные принципы драматизации. Совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей. «Щелкунчик»

5.Проведение праздников. Прививать любовь к классической музыке, желание импровизировать на музыку к балету «Щелкунчик», муз. П.И.Чайковского. «Новогодняя елка»

6.Проведение досугов, развлечений. Расширять музыкальный кругозор детей, знакомить с творчеством русских композиторов. «Звуки музыки волшебной»

(с участием учеников музыкальной школы)

7.Самостоятельная театральная деятельность Развивать творческую самостоятельность детей, побуждать разыгрывать небольшие сценки, самостоятельно распределяя роли, подбирая необходимые атрибуты.

МАРТ – МАЙ

1.Основы кукловождения Закреплять навыки кукловождения различных видов театральных кукол. По одному этюду для каждого вида кукольного театра

2.Основы актерского мастерства. Развивать выразительность жеста, умение воспроизводить отдельные черты характера. Этюды М.Чистяковой: «Я не знаю», «Дружная семья», «Насос и мяч»

3.Основы кукольного театра. Формировать устойчивый интерес к кукольному театру, желание управлять куклами разных систем. «Путешествие в страну сказок» (фрагменты)

4.Основные принципы драматизации. Побуждать детей к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. «Путешествие в страну сказок»

5.Проведение праздников. Поощрять проявление творческой активности детей, желание доставить радость зрителям. «Выпуск в школу»

6.Проведение досугов, развлечений. Воспитывать доброе отношение к сверстникам, побуждать каждого ребенка активно участвовать в подготовке и проведении концерта. «День рождения»

7.Самостоятельная театральная деятельность Побуждать детей использовать в творческих играх различные виды кукольных театров.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.​ Н.Ф. Сорокина. – Программа «Театр – творчество – дети»

2.​ М. И. Чистякова «Психогимнастика»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 г. Азова

План работы

театрального кружка

« Улыбка »

Музыкальный руководитель:

Кравцова Анна Викторовна

Время проведения:

среда - 15.30-16.00

2016-2017 г.

Пояснительная записка

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. С.Я.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры . Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку:

    формировать опыт социальных навыков поведения, так как каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

    решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Сказанное выше и определило подход к составлению программы театрализованного кружка «Улыбка».

Актуальность программы.

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Поэтому задачи социально-личностного и художественно-эстетического развития детей в театрализованной деятельности представлены по двум направлениям: для педагога и родителей.

Для педагога.

Цель программы : развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

Создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;

Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

Ознакомить детей с различными видами театров: широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра;

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

Нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;

Проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, роли;

Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения;

Учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);

Воспитывать любовь к театру;

Воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.

Для родителей.

Цель : создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности.

Задачи:

Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

Постепенно вырабатывать у ребёнка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок, стараться присутствовать на детских спектаклях.

Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.

На практике эти задачи реализуются через занятия театрализованного кружка «Улыбка».

Цель:

Формировать в детях эмоциональность, артистичность и целенаправленность, приобщать к театру и искусству, содействовать общению детей, возникновению и укреплению дружбы и формированию коллектива.

Задачи:

Развивать у детей положительные качества человека: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность и т.д.

Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность.

Приобщать к сценическому искусству, литературе, театру.

Совершенствовать пластику движения, мимику, танцевальные и игровые импровизации, выразительность и эмоциональность речи.

Предполагаемый результат:

Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Содержательный раздел

Перспективное планирование программного содержания на учебный год .

Содержание

Месяц

Отбор детей в кружок и проверка музыкально-театральных способностей (слух, вокальные данные, пластичность, артистичность).

Сентябрь

1. «Знакомство с театральными профессиями». «Мы играем в театр» - артикуляционная гимнастика

2. «Мы - будущие артисты» - упражнения на развитие выразительной пластики движений , на развитие выразительной мимики .

3. «Изменю себя друзья , догадайтесь кто же я ? » - ряжение в костюмы , имитационные этюды

4. Театральный этюд «Игра Репка » - чтение - беседа по содержанию , поиск выразительных интонаций , мимики , жестов для передачи образа .

Октябрь

1. Сказка « Репка » - работа над отдельными эпизодами , выразительностью речи

2. Показ сказки с деталями декораций , музыкальным оформлением , элементами костюмов .

3. Театрализованное развлечение «Путешествие в осенний лес» - обогатить яркими впечатлениями , вызывать желание принимать активное участие в празднике .

4. Показ сказки «Репка на новый лад» на родительском собрании.

5. Инсценировка « Цирк » - творческие задания , распределение ролей

Ноябрь

1. Театрализованная игра « Цирк » - закрепление в игре элементов актёрского мастерства , воображения .

2. Р абота над отдельными эпизодами , выразительностью речи .
3.
«Новогодний цирк! » - создавать радостное настроение , вызывать желание активно участвовать в празднике .

Декабрь

1. Творческие игры : «Хорошо - плохо» - правила поведения в театре , игроки изображают , используя мимику и пантомимику . Игра «Животные в зоопарке» , игра «Звериные голоса»

2. Театр картинок «Мы играем и поём»

3. Знакомство с театром марионеток .

Январь

1. Инсценировка знакомых песен 2. « Няня для козлят » , «Колосок на новый лад - чтение - беседа по содержанию , поиск выразительных интонаций , мимики , жестов для передачи образа .

3. « Колосок на новый лад » , « Няня для козлят» Вхождение в образ .

4. « Колосок на новый лад » , « Няня для козлят»- интонационно и выразительно передать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа .

Февраль

1. Показ сказки « Няня для козлят» на празднике всех мам, используя музыкальные костюмы , атрибуты . музыкальное оформление .

2. Р абота над отдельными эпизодами , выразительностью речи .

3. Т еатр «« Колосок на новый лад » - работа над отдельными эпизодами , над выразительностью речи .

4. Показ сказки «« Колосок на новый лад »» - детям и родителям на недели театра .

8

1. Конусный театр.

2. Игра: « Импровизация ».

3. Песенная импровизация

4. Театр фланелеграф .

9

1. Упражнение «Представь и услышь».

2. «Изменю себя друзья , догадайтесь кто же я ? » - ряжение в костюмы , имитационные этюды .

3.Показ сказок.

ИТОГО : 34 занятия

Организация занятий

Основными формами организации работы с детьми в рамках данной программы являются подгрупповые занятия . Возраст детей с 4 до 7 лет . Количество лет обучения 1 год . Количество занятий в неделю 1 раз по 30 минут .

Работа проводится фронтально с использованием игровых технологий . Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала .

Структура занятия :

Программа состоит из 3 разделов , работа над которыми ведётся параллельно .

1 раздел « Музыкально - театральные игры» - игры , направленные на развитие эмоциональной сферы ребёнка , умение перевоплощаться , передавать характер и настроение персонажа .

2 раздел « Творчество» - включает упражнения на развитие песенного , танцевального , игрового творчества , помогает раскрыть творческие способности детей в инсценировках песен , стихов , небольших сценок .

3 раздел « Работа над спектаклем» - объединяет все этапы подготовки спектакля : знакомство с пьесой , обсуждение , распределение ролей , работа над музыкальными номерами .

Карта диагностики уровня развития ребенка

в театрализованной деятельности

Цель диагностики:

выявление уровня музыкального, психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), уровня эмоциональности и выразительности.

Метод диагностики:

наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий, наблюдение в ходе инсценировок и драматизаций.

Параметры

Начало года

Середина года

Конец года

1. Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности)

2. Эмоциональная сфера

3. Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка (скованность – общительность, экстраверсия – интраверсия)

4. Выразительность речи (эмоции, тембр, темп речи, сила голоса)

5. Пластичность, гибкость (использование жестов, мимики)

6. Кругозор (знание сказок, рассказов, стихов, умение отличить жанры)

7. Развитие речи (умение пересказывать знакомые художественные произведения)

8. Творческие проявления

9. Внимание, память

Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога). Для каждого возраста педагог определяет разные критерии в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах. Оценка ставится по 5-ти бальной системе.

Для оценки детей 4-го года жизни:

5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать

и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на

каждую часть музыки,

4 – 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп,

начало и конец музыкального произведения совпадают не

всегда,

0 – 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с

темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

Для оценки детей 7-го года жизни:

5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой

нюансировкой, фразами,

4 – 2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм,

0 – 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки,

ориентированы только на начало и конец звучания, а также

на счет и показ взрослого

Игры-превращения

Игры-превращения помогают детям владеть мышцами своего тела, произвольно напрягать и расслаблять их. То же относится и к отдельным частям корпуса, ногам, рукам, в том числе и кистям рук.

Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр.

«Деревянные и тряпичные куклы.»

При изображении действий и жестов деревянных кукол напрягаются мышцы ног, корпуса, рук. Движения резкие, при поворотах вправо и влево сохраняются неподвижными шея, руки, плечи. «Кукла» двигает ногами, не сгибая коленей.

(Музыка энергичная, с четким ритмом, стаккато.)

Подражая тряпичным куклам, необходимо снять излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки «свисают» пассивно. Тело поворачивается то вправо, то влево, руки при этом обвиваются вокруг корпуса, голова поворачивается, хотя ступни и остаются на месте.

(Музыка спокойная, легато.)

«Кошка выпускает когти.»

(постепенное выпрямление и сгибание пальцев рук)

Руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и приподняты вверх. Постепенно, с усилием выпрямляются все пальцы и разводятся до предела в стороны («кошка выпускает когти»). Затем без остановки пальцы сжимаются в кулак («кошка спрятала когти»). Движение повторяется несколько раз безостановочно и плавно, с большой амплитудой.

Позднее в упражнение следует включить движение всей руки: то сгибая ее в локте, то выпрямляя.

«Воробьи и журавушки.»

Под быструю музыку дети весело прыгают, словно воробьи. При замедлении темпа переходят на мягкий шаг, а затем по сигналу взрослого поджимают ножку, придерживая ее руками сзади и замирают, как «журавушки», стоят в той же позе – кто дольше?

«Мельница.»

(круговые движения рук)

Дети описывают руками большие круги. Движения выполняются непрерывно, несколько раз подряд, в довольно быстром темпе (руки летают, как не свои). Необходимо следить, чтобы в плечах не возникло зажимов, при которых нарушается правильное круговое движение и появляется угловатость.

«Паровозики.»

(круговое движение плечами)

Руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак. Непрерывное неторопливое круговое движение плечами вверх – назад – вниз – вперед. Локти от корпуса не отводятся.

Амплитуда движения во всех направлениях должна быть максимальной, при движении плеч назад напряжение усиливается, локти сближаются, голова отклоняется назад. Упражнение выполняется несколько раз подряд без остановки.

«Лесник.»

(развитие воображения)

Стихи С.В.Михалкова, которые читает педагог, становится основой танцевальной игры-превращения.

П.: Зимой и летом круглый год

Журчит в лесу родник.

В лесной сторожке здесь живет

Иван Кузьмич – лесник.

Стоит сосновый новый дом,

Крыльцо, балкон, чердак.

Как будто мы в лесу живем,

Мы поиграем так.

Пастух в лесу трубит в рожок,

Пугается русак,

Сейчас он сделает прыжок…

Дети: Мы тоже можем так! (Танцевальная комбинация, в основе которой движения, имитирующие пляску испуганного зайчика.)

П.: Чтоб стать похожим на орла

И напугать собак,

Петух расправил два крыла…

Дети: Мы тоже можем так! (Танцевальный этюд «Петушок».)

П.: Сначала шагом, а потом,

Сменяя бег на шаг,

Конь по мосту идет шажком…

Дети: Мы тоже можем так! (Танцевальный этюд «Лошадка».)

П.: Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг,

На двух ногах, на двух руках…

Дети: Мы тоже можем так! (Танцевальный этюд «Медведь».)

П.: На лужайке у реки

Пляшут лапки, рожки,

Попляши, малыш, и ты

На лесной дорожке. (Общая пляска.)

Литература и технологии :

1. Сорокина Н . Ф . , Играем в кукольный театр : Программа «Театр - творчество - дети» : Пособие для воспитателей , педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов .-4- е издание , исправлено и дополнено - М .: АРКТИ , 2004.208 с .: (Развитие и воспитание дошкольников )

2. Сорокина Н . Ф . Сценарии театральных кукольных занятий . Календарное планирование : Пособие для воспитателей , педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов .-2 издание исправленное и дополненное - М .: АРКТИ , 2007.288 с .: (Развитие и воспитание дошкольника ).

3. Русские народные детские песни и сказки с напевами / Запись , составление и нотация Г . М . Науменко .- М .: ЗАО Издательство Центр полиграф , 2001 414 с .: ноты .

4. Караманенко Т . Н ., Караманенко Ю . Кукольный театр дошкольникам : Театр картинок . Театр игрушек . Театр петрушек . Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов .-3- е издание , переработано - М .: Просвещение , 1982.-191 с .

5. Картушина М . Ю . Вокально - хоровая работа в детском саду . М .: Издательство «Скрипторий 2003 » , 2010.

6. Каплунова И ., Новоскольцева И . Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» . «Невская НОТА» , С - Пб , 2010.

7. Программа «Музыкальные шедевры» О . П . Радыновой , 2011 г .

8. «Кукляндия» А . И . Буренина 2004. Издательство ЛОИРО Санкт - Петербург .

9. «Ожидание чуда» Л . Гераскина 2007 Издательский дом «воспитание дошкольника»

10. «Чудеса для малышей» Е . Г . Ледяйкина 2007 Ярославль Академия развития .

11. «Развитие ребенка в музыкальной деятельности» Обзор программ дошкольного образования ТЦ «Сфера» 2010 , М . Б . Зацепина .