Open
Close

КВН для старшего дошкольного возраста «Знатоки природы. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Экологический КВН в старшей группе

Олеся Целовальник
КВН для старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Программное содержание.

1. Формировать у детей осознанно правильное отношение к объектам живой и неживой природы, формирование элементов экологического сознания и культуры;

2. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней;

3. Развитие коллективных и творческих способностей, воображения, кругозора в процессе игры;

4. Воспитание доброжелательности друг к другу.

Оборудование и материалы: картинки с изображением животных: собака, обезьяна, лиса, кошка, медведь, слон, дятел, тир, хомячок, попугай, белка, бегемот; карточки «Береги живое»; картинки: живая и не живая природа; дипломы; картинки с изображением животных, занесённых в красную книгу, грамоты, музыкальное сопровождение, угощение.

Ведущий: Есть весёлая игра. Называется она КВН! Клуб весёлых и находчивых!

Шутки, смех, вопрос, ответ.

Знает ту игру весь свет!

Что ж пора нам начинать,

Я хочу вам пожелать,

Чтобы дружными вы были,

Чтоб смеялись, не грустили,

Чтобы не было печали,

Чтоб на все вопросы отвечали!

Сегодня мы проведем экологический марафон, проверит ваши знания он.

Как это интересно – много знать! Всем своим друзьям умение показать!

К интеллектуальным конкурсам готовы?

Вперед друзья к победам новым!

Мы с вами много говорили о защите воды, воздуха, земли и животных и сейчас посмотрим, кого из вас можно назвать лучшим знатоком и защитником природы.

Открывают игру дети из подготовительной группы «Радуга» и п. гр. «Ромашки».

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы окажемся одни.

Давайте будем беречь планету,

Во всей вселенной прекрасней нету,

Во всей вселенной совсем одна,

Что буде делать без нас она?

Представление жюри. Жюри, как видите, у нас достойно уважения.

Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!

1 конкурс «Представление команд». (Название, девиз, эмблема)

2 конкурс Разминка. «Вопрос-ответ»

Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы.

Слушаем вопрос:

1. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

2. Что делает ёж зимой? (спит)

3. Как называют птиц улетающих в тёплые края? (перелётные)

4. Сколько лап у паука? (восемь)

5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)

6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

9. Можно ли пингвина назвать птицей?

10. Где обитает самый длинный дождевой червяк?

11. У какого дерева белый ствол? (береза)

12. Как называется дом у муравья? (муравейник)

13. Как называется самое длинное насекомое? (палочник)

14. Какой овощ завезли в Россию из Америки?

15. Какие перья помогают птицам летать? (полётные)

16. Почему красную книгу называют красной, а не зелёной?

3 Конкурс «Живая - неживая природа»

Командам необходимо разложить все картинки на три группы:

1 группа: картинки, на которых изображены объекты не природы.

2 группа: картинки, на которых изображены все объекты живой природы.

3 группа: картинки, на которых изображены все объекты не живой природы.

Игра со зрителями «Кто как кричит»

Воспитатель называет животное или птицу, а дети называют, как они кричат.

1. Голубь – воркует 2. Утка – крякает 3. Филин – ухает

4. Журавль – курлычет 5. Ворона – каркает 6. Воробей – чирикает

7. Медведь – ревет 8. Конь – ржет 9. Овца – блеет

10. Пчела – жужжит 11. Сверчок – стрекочет 12. Комар – пищит. 13. Свинья – хрюкает.

4 конкурс. «Домашнее задание».

Выступление в защиту:

1 команда (гр. «Солнышки») – водоёмов

2 команда (гр. «Радуга») – леса

3 команда (гр. «Ромашки») – животных

4 команда (гр. «Пуговки») – воздух.

5 конкурс «Назови правило» (карточки)

6 конкурс «Экологические ситуации»

Однажды волшебник решил превратить густой, тёмный еловый лес в берёзовую рощу.

Как вы думает, к чему это привело?

Волшебник решил осушить все болота?

К чему это привело?

Волшебник решил избавить лес от лис.

К чему это привело?

Волшебник решил сделать так, чтобы всегда стояла солнечная, тёплая погода.

К чему это приведёт?

7 конкурс «Пантомима»

Каждой команде дается карточка с заданием изобразить животное. 1 дикое животное, 1 домашнее, 1 птицу.

Затем показывается пантомима, а команда – соперница угадывает животное. Задание проводится под музыку.

1 команда: тигр, корова, попугай

2 команда: слон, свинья, петух

3 команда: обезьяна, кошка, дятел

4 команда: медведь, собака, пингвин

Пока жюри подводит итоги.

Загадки-обманки.

1. Кукарекает спросонок

Милый, добрый …

2. Кто грызет на ветке шишку?

Ну, конечно, это …

3. Кто взлетит с цветка вот-вот?

Разноцветный …

(бабочка)

4. Паутину меж ветвей сплёл искусно (паук)

5. В курятнике большая драка!

Кто зачинщики? Два … (петуха)

6. Летом по лесу бродил,

Ел малину… (медведь)

7. Быстро бегает от страха по лесочку… (заяц)

8. В огороде в старом баке,

Громко квакают … (лягушки).

9. Очень медленно и тихо

По листу ползет …

Подведение итогов.

Воспитатель:

Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

Публикации по теме:

Цель и задачи. Учить детей различать живую и неживую природу. Уточнить представления детей о свойствах воды и воздуха и их роли в жизни.

КВН для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию «Знатоки родного края» КВН для детей старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию: «Знатоки родного края» Подготовительная группа Подготовила.

Музыкально-познавательная игра «Знатоки родного края» для детей старшего дошкольного возраста Входят дети и исполняют чувашский танец «Белый лебедь» (садятся на стулья) Ведущий: Здравствуйте дети! Ыра кун пултар ачасем! Знаете ли.

«Явления природы». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ Презентация «Явления природы». Цель: Познакомить с различными явлениями природы; развивать зрительную память, наглядно-образное мышление;.

Развлечение «Знатоки природы» Цель: - Закрепить экологические знания детей - Развивать логическое мышление, быстроту реакций, умение работать в команде - Воспитывать.

Сценарий познавательной игры «Знатоки сказок Пушкина» для детей старшего дошкольного возрастаавторы-разработчики: методист Коробейникова.

Конспект экологического КВНа для детей старшей группы и родителей «Знатоки природы»

Рязанова Анастасия Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории ДО АНО «Детский центр развития «Оранжерея» города Обнинска.
Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшей группы по познавательному развитию. Будет полезен педагогам ДОО, родителям.
Цель: Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.
Задачи:
- Формировать представление о взаимосвязи растений и животных друг с другом и
с их средой обитания.
- Расширить и обобщить знания детей о разнообразии окружающего мира в
совместной деятельности с родителями.
- Закрепить знания экологических знаков, правила поведения в природе,
приметы, пословицы, умение составлять цепи питания.
- Развивать сообразительность, логическое мышление, эрудицию, внимание,
наблюдательность, смекалку, творческие способности, умение устанавливать
причинно-следственные связи, умение проводить опыты, работать в группе,
договариваться, учитывать мнение партнера и отстаивать свое мнение.
- Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по
игре, любовь к природе, бережное отношения к ней.
Материал: эмблемы для команд, грамоты для награждения, «Экологические плакаты», интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация, картинки растений, животных для составления цепи питания, рыбья чешуя, пинцеты, увеличительные стекла, 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкая липкая лента, пятилитровая пустая бутылка, кувшины с водой каждый 1 литр.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Предварительная работа:
Выбор названий команд, девизов, изготовление эмблем, елки из втулок от туалетной бумаги, подбор грамот, заучивание пословиц, примет, разучивание девиза, загадывание загадок о природе. Проведение занятий, бесед на экологические темы об исчезающих животных и растениях, которые занесены в красную книгу; «Как помочь птицам зимой»; «Живые ли деревья зимой»; «Деревья». Проведение опытов, наблюдений за изменениями в природе, следами животных. Настольные и дидактические игры: «Съедобное и несъедобное», «Часть и целое», «Кто что ест?», пазлы, разрезные картинки, лото «Домашние и дикие животные». Рассматривание энциклопедий, экологических знаков.
Рассматривание иллюстраций о природе: «Деревья», «Растения», «Грибы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Пауки», «Рыбы», «Земноводные», «Птицы».
Чтение познавательной литературы для детей. Чтение художественной литературы: И. Винокуров «Кто как зимует»; М. Пришвин «Этажи леса»; Н. Сладков «Птичьи столовые»; И. Бунин «Метель»; Е. Благинина «Рябина»; С. Михалков «Прогулка»; В. Бианки «Лесные домишки»; Э. Успенский «Проказы старухи зимы»; В. Чарушин «Что за зверь»; пословиц, поговорок.

Ход КВН:
(Дети под музыку заходят в зал).
Ведущий:
Добрый день, дорогие ребята, родители и все гости! Мы приветствуем всех вас в нашем клубе веселых и находчивых! Сегодня состоится КВН "Знатоки природы" между командами родителей и детей. Вам предстоит продемонстрировать знания, умения и доказать, что вы являетесь настоящими знатоками природы.
-А что такое КВН? (Ответы ребят).
Экологический КВН – это не только увлекательная игра, конкурсы, вопросы, с помощью которых я проверю ваши знания, умения и находчивость, но и новые знания.
Итак, сегодня будут соревноваться команда родителей «Спасатели» и команда дошколят «Капитошка». А судить их будет жюри. Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри.
За каждый конкурс жюри будет присуждать баллы, 1 балл равен 1 фишке.
Начинаем игру! По традиции начнем с приветствия команд.
(Команды по очереди представляют названия своих команд и девизов, представляют капитана команды.)
«Приветствие команд».
Команда «Спасатели» (родители)
Девиз:
Дарите миру каждый день добро.
Дарите людям каждый день улыбки!
Пусть будет чисто, красиво и светло.
Пусть будет всем уютно на планете!

Команда «Капитошка» (дети)
Девиз:
Мы в любую непогоду
Будем охранять природу.
От любви заботливой нашей.
Станет земля богаче, и краше!

Уважаемые знатоки, первый конкурс называется
Конкурс «Занимательные вопросы».
За две минуты вы должны дать как можно больше правильных ответов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал. Итак, команды готовы? Первой отвечает команда родителей.
Вопросы для команды «Спасатели»:
1. Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)
2. Чем в основном питаются птицы? (Насекомыми.)
3. Сколько лет живут дубы? (300-400лет, до 1000лет)
4. Зачем улитке рога? (На верхних щупальцах находятся глаза и орган,
заменяющий нос, а на нижних орган, отвечающий за чувство вкуса.)
5. Сколько ног у паука? (Восемь.)
6. Какой самый страшный враг лeca? (Лесной пожар.)
7. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
8. Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)
9. Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.)
10. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота.)
11. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)
12. Как назвать детеныша овцы? (Ягненок.)
13. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка.)
14. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
15. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)
16. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб.)
17. Кто кукует в семье кукушки? (Самец.)
18. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит).
19. Кто трижды поменяет свое обличье? (Насекомое: из яиц - гусеница, куколка,
бабочка).
20. Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору: у него задние ноги
длиннее).
Вопросы для команды «Капитошка»
1. Пингвин птица или животное? (Птица.)
2. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)
3. Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью.)
4. Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка.)
5. Что делает ёж зимой? (Спит.)
6. Для чего рыбе жабры? (Дышать.)
7. Какие животные носят своих детенышей в сумке? (Кенгуру, коала.)
8. Почему крапива жжется? (Благодаря содержанию муравьиной кислоты в
«сосудиках» с острым концом. При соприкосновении с кожей острое горлышко
отламывается и под кожу попадает кислота.)
9. Как называется дом у муравья? (Муравейник.)
10. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (Лесник.)
11. Сколько глаз у стрекозы? (Тысячи.)
12. У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)
13. У кого язык длиннее тела? (Хамелеон.)
14. Кит - это рыба? (Нет, млекопитающее.)
15. Чем питается бабочка? (Нектаром.)
16. Сколько ног у жука? (Шесть.)
17. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)
18. Кого называют шатуном? (Медведь.)
19. Как называется лес, где растут одни дубы? (Дубрава.)
20. Какое дерево является символом России? (Береза.)
Подведение итогов конкурса.
Ведущий: Уважаемые знатоки, внимание на экран.
-Знаете ли вы, что на свете важнее всего?
На интерактивной доске показываются поочередно слайды (СОЛНЦЕ, ВОДА, ВОЗДУХ, ПОЧВА, РАСТЕНИЕ, НАСЕКОМОЕ, ЖИВОТНОЕ, ЧЕЛОВЕК, МИКРОБ).
-Я - солнышко, я самое главное. Всем нужно тепло.
-Я - вода, я главнее. Без меня вы погибнете от жажды.
-Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я- самый важный.
-Я - почва, я самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня
ничего не вырастет.
-Я – растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.
-Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!
-Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.
-Я - хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.
-Я - человек. Могу управлять водой и ветром, распахивать землю, посадить
растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.
-Я - микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я
главный!

В природе все важны, все взаимосвязано и чтобы в этом убедиться следующий конкурс.
Дидактическая игра «Составь цепи питания».
Каждой команде выдаются картинки, с помощью которых необходимо составить цепи питания. Время на обдумывание 3 минуты.
«Спасатели»
1. Водоросли – рачки – рыбы – белый медведь.
2. Лесные орехи - белка- лесная куница – сова.
3. Листья - гусеница - жук - ёж – лиса.


«Капитошка»
1. Желуди – кабан – волк.
2. Яблоня – заяц – лиса.
3. Зерна – мышь – змея - сова.


Подведение итогов конкурса.
Следующий конкурс покажет, как хорошо вы знакомы с правилами поведения в природе и экологическими знаками.

конкурс «Экологические знаки».
Каждая команда получает экологические знаки. По очереди объясняет значение каждого знака. Та команда, которая выполнит задание быстро и правильно, получает 3 балла.
Команда «Капитошки»
1) - Не рви цветы.
Знаешь ли ты, что люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25000 видов растений. Среди них ландыши, колокольчики, подснежники, ветреница дубравная, венерин башмачок, который зацветает лишь на 18 году жизни, и многие другие.
2) - Не уничтожай грибы, даже ядовитые.
Знаешь ли ты, что полезными являются даже грибы, ядовитые для человека, потому что они представляют собой корм для некоторых животных, кроме того, некоторые растения не могут без них жить.
3) - Не лови бабочек.
Знаешь ли ты, что нельзя убивать никаких животных, потому что они являются частью нашего природного окружения. Под особой охраной находятся такие животные, которые требуют особого внимания, потому что они либо очень полезны, либо очень редки.
4)- Не трогай птичьих гнёзд.
Знаешь ли ты, что птицы бросают гнёзда, которые трогал человек, и больше не возвращаются на это место. Если в гнезде были яйца, то из них не появятся птенцы. Если в гнезде были птенцы, то они погибнут без матери.
5) - Бережно относись к воде.
Знаешь ли ты, что всем живым организмам нужна вода. Здоровый человек употребляет ежедневно около 2 литров воды. Люди получают воду не только в виде напитков, но и содержащуюся в пище. Например, яблоко содержит 80% воды. Человек не может больше недели прожить без воды.
6) - Не ломай ветки.
Знаешь ли ты, что растения задерживают огромное количество атмосферных загрязнений и пыли, кроме того, они гасят шум. Деревья, поглощая загрязнения, очищают воздух, но сами заболевают и гибнут. Помни, что если сломать хотя бы одну ветку, дерево может засохнуть!
7) - Не разоряй муравейники.
Знаешь ли ты, что муравьи являются санитарами леса.
8) - Нельзя шуметь в лесу.
Знаешь ли ты, что в лесу можно увидеть многих интересных животных при условии, что ты будешь вести себя тихо и не испугаешь их. Серна, олень, белка боятся шума.
9) - Не оставляй мусор.
А знаете ли вы? Почва образуется очень медленно: для этого ей нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить ее можно очень быстро.
Знаешь ли ты, что большая часть мусора разлагается очень долго, например:
Брошенная бумага, кожура апельсина сгнивает – 2 года;
пластиковые мешочки – от 10 до 20 лет;
жестяные банки – от 80 до 100 лет;
пластмассовые бутылки вообще не разлагаются!

Команда «Спасатели»
1) - Не курите в лесу.
2) - Не бросайте горящие спички, окурки.
Может случиться пожар. Огонь-враг для леса.
3) - Не оставляйте стеклянные предметы.
Об осколки предметов могут пораниться животные.
4) - Не оставляйте промасленные или пропитанные горючими веществами материалы.
5) - Не разводи костер. (В хвойных молодняках, на участках поврежденного леса, на торфяниках, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев.)
6) - Не причиняй вред деревьям.
Знаешь ли ты, что человек использует деревья для производства бумаги. Экономя бумагу, ты спасаешь деревья от вырубки! Деревья-это легкие нашей планеты. Лес гибнет, когда вырубают старые дуплистые деревья. В дуплах старых деревьев живут птицы, летучие мыши. Они истребляют вредных насекомых леса. Не стало гнезд - не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых.
7) – Не сорите в лесу.
8) – Не паркуйте транспортные средства вне отведенных мест.

А какие добрые дела можете сделать вы, ребята, чтобы наша Земля стала чуточку краше и чище? (Развесить кормушки, убрать свой двор, посадить деревья, разбить клумбу около подъезда, побелить деревья, рассказать младшим о правилах поведения в природе и т.д.)
Подведение итогов конкурса.
Практически каждый день мы с вами в речи употребляем пословицы или поговорки, так как они тесно переплетаются с действительностью. Эту народную мудрость люди копили столетиями, и она дошла до нас. Пословица воспитывает, наставляет на правильные поступки. Давайте вспомним некоторые из них. За правильный ответ команда получает 1балл.

Конкурс «Договори пословицу».
Без труда не вынешь… (рыбку из пруда.)
Кто умеет добрым быть – тот природу… (не будет губить.)
Слово не воробей, вылетит... (не поймаешь.)
Лето припасиха, а зима... (подбериха.)
За двумя зайцами погонишься,… (ни одного не поймаешь.)
Люби лес, люби природу, будешь...(вечно мил народу.)
По лесу ходи –… (под ноги гляди.)
Враг природы тот, …(кто ее не бережет.)
Много леса – не губи, мало леса – береги, а…(нет леса – посади.)
Лес – богатство и краса, …(береги свои леса.)
Дереву цена – по плодам, а…(человеку – по трудам.)
Деревья – …(украшения земли.)
Подведение итогов конкурса.

Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды. Предлагаем вам небольшой
Блиц- конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Напоминаем вам начало приметы будущей погоды, а вы заканчиваете строчку. За правильный ответ команда получает 1балл.
1. Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (будет дождь).
2. Комары и мошки вьются столбом (будет хорошая погода).
3 . Синичка с утра начинает пищать (жди мороза).
4. Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода).
5. Лошадь храпит – (к ненастью), фыркает – (к теплу).
6. Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь).
7. Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде).
8. Стрижи, ласточки низко летают (дождь предвещают).
9. Если утром трава сухая (к вечеру ожидай дождя).
10. Цветы перед дождем (пахнут сильнее).
11. Вороны садятся на нижние ветки деревьев (к ветру).
12. Куры раскудахтались (будет снег).
13. Лягушки вечером громко квакают (будет теплая погода).
14. Много шелухи на луковицах (быть зиме холодной).

Подведение итогов конкурса.
А сейчас нам предстоит заглянуть в лабораторию и провести несколько занимательных опытов.
Опыт «Определи возраст рыбы».
Через увеличительное стекло рассмотрите колечки на чешуйках. Сосчитайте светлые, более широкие кольца. Как и годовые кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках рыб образуются по одному в год. Кольца растут быстрее всего в теплое время года, когда много пищи. У разных пород рыб кольца отличаются по форме и расцветке.



Опыт «Могучая скорлупа».
Для проведения опыта вам понадобятся: 4 половинки яичной скорлупы, ножницы, узкая липкая лента, пятилитровая пустая бутылка, кувшины с водой каждый 1 литр.
1. Обернём липкую ленту вокруг середины каждой половинки яичной скорлупы.
2. Ножницами отрежем излишки скорлупы так, чтобы кромки были ровными.
3. Положим четыре половинки скорлупы куполом вверх так, чтобы они составили квадрат.
4. Осторожно ставим сверху бутылку, затем осторожно наливаем воду... пока скорлупа не лопнет.
Суммируйте вес и узнайте, сколько можно положить, чтобы фокус удался. Секрет силы - в куполообразной форме скорлупы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида №72 «Родничок»

г. Балаково Саратовской области

Конспект непосредственной

образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: КВН «Знатоки природы»

Составила:

Махалина И.А.

воспитатель группы №12

2012 год

Приоритетная образовательная область: познание.

Образовательные области: коммуникация, социализация, здоровье, безопасность, физическая культура.

Цель: Систематизировать знания детей о природе.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о животных, птицах, рыбах, растениях.

2.Уточнить знания о съедобных и несъедобных грибах, о росте и развитие разных животных и насекомых.

3.Продолжать совершенствовать речь как средство общения.

4. Формировать умение работать в команде, оказывать друг другу помощь.

5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование: эмблемы для участников, счётный материал: грибочки, ягодки, иллюстрации для игры «Как растёт живое?», иллюстрации грибов, запись голосов для игры «Кто издаёт такие звуки?», протокол для фиксации результатов конкурсов.

Ход.

1.Организационный момент

(Дети стоят в кругу)

Воспитатель:

Давайте с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.

Здравствуйте, щечки. Плюх - плюх - плюх.

Пухленькие щечки. Плюх - плюх - плюх.

Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.

А теперь дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

2. Основная часть

Воспитатель: Доброе утро дорогие ребята и гости! Я рада приветствовать вас в Клубе Весёлых и Находчивых! Сегодня состоится КВН между командами «Белки» и « Медвежата». Ребята хотят продемонстрировать свои знания о природе и доказать, что они являются настоящими друзьями природы. За каждый правильный ответ "Белки" будут получать грибок, а "Медвежата" – ягодку. Капитан команды «Белок» Аня, капитан команды «Медвежата» Глеб.

Нам нужно справедливое жюри (в составе жюри приглашённые воспитатели).

Приветствие команд

Белки

Мы команда белок

Сильных и умелых,

Ловко прыгаем в лесу,

Сохраняя красоту.

Медвежата

Мы ребята медвежата

Живём в густом лесу,

Мы всё видим и всё знаем,

И природу охраняем.

(Дети сидят за столами по командам)

Воспитатель: Для разминки я предлагаю командам принять участие в игре:

«Доскажи словечко»

1).Серёжки надевает,

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь … (берёзку)

2.)Как это скучно-

Без движенья

В воду глядеть

На своё отраженье.

Свесила ветки с обрыва

Очень грустная…(ива)

3).Ёжик вырос в десять раз,

Получился (дикобраз)

4).Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасётся весь день,

Кто же это? (олень)

5).Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу я в карманчик

Бывший … (одуванчик)

6).Я в любую непогоду

Уважаю очень воду

Я от грязи берегусь-

Чистоплотный серый (гусь)

7).На ветке не птичка –

Зверёк-невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? … (белка)

8).В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово дрозд, приятель!»

И ставит подпись (дятел)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Обе команды справились с этим конкурсом и жюри оценивает выполнение задания.

Воспитатель: Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению следующего задания.

Конкурс «Загадаю-отгадайте»

Вопросы задаются поочерёдно командам, если одна из команд не отвечает на вопрос - ход переходит к другой команде.

1.Какую птицу называют «лесным барабанщиком»? (дятел)

2.Какие грибы растут на пнях? (опята)

3.Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

4.Какое животное называют «кораблём пустыни»? (верблюд)

5.Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

6. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)

7. Какую траву и слепой узнает? (крапива)

8. Какое дерево называют «русской красавицей?» (берёза)

9. Какие звери летают? (летучие мыши)

10. Что случится с пчелой, после того, как она ужалит? (умирает)

11.Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)

12. Какие жуки носят название того месяца, в котором они появляются? (майские)

Конкурс «Как растёт живое?»

Воспитатель: На доске вы видите разные иллюстрации, на которых изображены рост и развитие разных животных, птиц, насекомых. От каждой команды один человек должен будет выложить иллюстрации в нужной последовательности, кто быстрее и правильно выполнит задание, значит, та команда и выиграла.

Яйцо-цыплёнок вылупляется из яйца - цыплёнок в оперении – курица.

Икринка - гусеница - куколка – бабочка.

Воспитатель: Просим членов жюри подвести итог конкурса.

Физминутка «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили

(поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали

(наклоны туловищем вправо и влево)

И вразвалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили

(наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали!

(поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок!

(прыжки вверх)

Воспитатель: а сейчас я приглашаю на следующий конкурс - капитанов

«Назови гриб правильно»

На столе лежат иллюстрации грибов, капитаны по очереди будут брать иллюстрации и называть грибы, выигрывает тот, кто не ошибётся.

Воспитатель: Просим членов жюри подвести итог конкурса.

Конкурс «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это звери.

Берёза, сосна, дуб, липа – это деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это птицы.

Щука, карась, сом, налим – это рыба.

Клубника, малина, смородина, крыжовник – это ягода.

Опята, маслята, рыжики, грузди – это грибы.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это цветы.

Воспитатель: Просим членов жюри подвести итог конкурса.

А сейчас давайте с вами проведём гимнастику для глаз «Бабочка».

Следующий конкурс « Кто издаёт такие звуки?»

Сейчас для каждой команды по очереди будут проигрываться звуки разных животных, насекомых, вы должны внимательно прослушать и определить, кто издаёт такие звуки.

Воспитатель: Просим членов жюри подвести итог конкурса.

Конкурс «Домашнее задание»

Каждая команда поочерёдно рассказывает пословицу о любом времени года.

3.Итог

Воспитатель: Дорогие ребята, я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в которой вы показали хорошие знания о природе. А сейчас наше уважаемое жюри подведёт итоги и подсчитает общее количество баллов и объявит команду победителей. (Награждение победителей).

КВН закончен и всем хочу сказать на прощанье:

Любите родную природу – озёра, леса и поля.

Это наша с вами родная земля!

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Уточнить и углубить знания педагогов по экологии, экологическому воспитанию. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.

Место проведения : музыкальный зал детского сада.

Оборудование: поделки детей и родителей из осенних листьев для оформления зала,два стола для команд; ноутбук, проектор для презентации , тексты экологических ситуаций, музыкальное оформление – Антонио Вивальди “Времена года”.

Участники: воспитатели и специалисты детского сада – 2 команды по 7 участников в каждой.

Предварительная работа: изготовление костюмов из бросового материала, проведение консультации по методике экологического воспитания.

Ход конкурса

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы знаем, что сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им и правила поведения в природе. При этом важно научить видеть красоту природы, тот кто не видел этой красоты, хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того у кого слепа душа не жди добра и честности, преданности и мужества. А нужно ли говорить о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру? Мы воспитываем в детях четкое понимание – человек – часть природы. Не будет зелени, животных, и ему не жить на Земле, и наоборот: чем богаче мир вокруг, чем лучше человеку жить в этом мире.

Сегодня у нас проводится экологический конкурс “Знатоки природы”. Наши педагоги сегодня постараются отстоять свои знания по экологии, по экологическому воспитанию дошкольников. Педагогический состав нашего детского сада богат многочисленными талантами, знаниями и опытами.

А чтобы конкурсы начать,
Надо нам жюри созвать.
Клятву с них мы не берем,
Справедливости лишь ждем!

Судить наш конкурс будет представительное жюри в составе заведующего детским садом Шакировой Ф.В., представителя Северного территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ Ахметовой Л.Р.

1 конкурс. “Придумай название”.

Ведущий . Так как команды не имеют названия, первое задание командам, которое и объединит участников игры, называется “Придумай название”.

Каждая команда должна придумать название команды и представить себя в соответствии с выбранным названием. Но, прежде чем приступить к выполнению задания, командам необходимо выбрать капитанов, которые будут представлять свою команду. Время для обсуждения – 1 минута, время для представления – 1 минута. Максимальна оценка данного задания – 2 балла.

2 конкурс. Экологическая разминка.

Ведущий. В данном конкурсе времени для обсуждения не будет. Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, если одна команда не ответит – право ответа будет передано другой команде. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

Вопросы команде “Ласточка” Вопросы команде “Друзья природы”
1.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла .)

2.Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью .)

3. Какое дерево является символом России? (Берёза)

4.Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб .)

5.Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит .)

6.Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб .)

7. Кто написал сказку “Гадкий утенок”? (Г.Х. Андерсен)

8.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина .)

9.Какую траву любят кошки? (Валериана.)

1. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)

2.Лесной петух. (Глухарь .)

3.Что означает “плач” берёзы весной? (Сокодвижение. )

4. Какое дерево является символом Канады? (Клён)

5.Почему лиственницу называют “добрым деревом”? (Не колется .)

6. Кто написал музыку к балету “Лебединое озеро”? (П.И. Чайковский)

7.Пингвин птица или животное? (Птица. )

8.Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб. )

9.Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц .)

10.Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота.)

3 конкурс. Игра “Ассоциация”.

Ведущий. Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения “цветёт как роза”, “работает как лошадь”, “устал как собака” и т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды противников, не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из педагогов ).

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:

Со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

С природным явлением;

С животным (зверь, птица, насекомое);

С растением (дерево, кустарник, цветок);

С минералом. (Остальные пытаются догадаться, о ком идет речь.)

4 конкурс. “Картины - загадки”.

Ведущий. Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения.)

  • И.И. Шишкин “Рожь”;
  • И.И. Левитан “Весна. Большая вода”;
  • А.К. Саврасов “Грачи прилетели”;
  • И.И. Левитан “Март”;
  • И.Э. Грабарь “Февральская лазурь”;
  • И.И. Шишкин “На севере диком”;
  • И.Э. Грабарь “Зимний пейзаж”;
  • А.И. Куинджи “Берёзовая роща”;
  • И.И. Шишкин “Корабельная роща”;
  • И.И. Шишкин “Дубовая роща”;
  • А.А. Пластов “Первый снег”.

5 конкурс. Кто больше знает пословиц об охране природы. Ведущий. Пословица воспитывает, наставляет на правильные поступки. Пословица тесно переплетается с действительностью. Наш родной язык стал бы намного беднее без пословиц и поговорок. Прикоснитесь к чистому источнику знаний, на котором воспитывались ваши мамы и папы, бабушки и дедушки.

За каждую пословицу об охране природы команды получают 1 балл.

  • Кто умеет добрым быть – тот природу не будет губить.
  • Враг природы тот, кто ее не бережет.
  • Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
  • Птиц, зверей оберегай – никогда не обижай.
  • Лес – богатство и краса, береги свои леса.

6 конкурс. “Простые истины”.

Ведущий. Капитаны команд выбирают по конверту. Внутри – текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания. Задача каждой команды импровизировать и проиграть сценку, продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать, проиграть решение. Каждой команде дается по 5 минут.

Первая педагогическая ситуация.

Вы идете на работу. На дороге мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У детей в руках по большой охапке.

Как вы поступите в этой ситуации: пройдете мимо в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь и поговорите с мамами, что скажете?

Вторая педагогическая ситуация.

На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: “Давай поймаем бабочку и подожжем ей крылья!” Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает и спрашивает мальчика: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот немного помолчав, ответил: “Просто так”

Что бы вы сказали, как поступили, какие методы и приемы применили, чтобы вызвать у мальчика сочувствие и навсегда избавить от желания издеваться над живыми существами?

7 конкурс. “Народный барометр” (Звучит музыка Антонио Вивальди “Времена года”).

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет.
Дошли до нас и вот – живут поныне.
(Роман Ругин)

Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс “Как растения и животные предсказывают погоду”. Напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

1.Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (будет дождь ).

2.Комары и мошки вьются столбом (будет хорошая погода ).

3.Синичка с утра начинает пищать (жди мороза ).

4.Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода ).

5.Лошадь храпит – (к ненастью ), фыркает – (к теплу ).

6.Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь ).

7.Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде).

8. Стрижи, ласточки низко летают (дождь предвещают).

9.Когда цветет черемуха (к холоду, заморозкам).

10.Если утром трава сухая (к вечеру ожидай дождя).

11.Цветы перед дождем (пахнут сильнее).

12.Вороны садятся на нижние ветки деревьев (к ветру).

13. Куры раскудахтались (будет снег).

14.Из березы течет много соку (к дождливому лету).

15. Лягушки вечером громко квакают (будет теплая погода).

16. Много шелухи на луковицах (быть зиме холодной).

8 конкурс. Домашнее задание “Презентация костюмов”.

Ведущий. Мечта современного человека – мир без свалок, чистые улицы и чистый воздух. Экологи уже не первый год задумываются над тем, как этого достичь и одним из лучших способов много лет подряд называли утилизацию. Творчество и воображение способно привнести революцию в мир старых вещей. Все эти и ещё множество других интересных идей позволят реализовать мечту многих экологов о мире, свободном от пластикового мусора. Творческий человек хоть из чего сделает яркие вещи. Мы сейчас убедимся в этом. А теперь каждая команда представляет костюм из фантиков, пластиковых бутылок, пакетов и т.д.

9 конкурс. “Методический турнир”.

Ведущий. А теперь участникам команд предстоит показать свои методические и природоведческие знания. Данный конкурс мы проведем в форме соревнования. Это значит, что командам будет задан один и тот же вопрос. Для обсуждения каждого вопроса будет дано 30 секунд. Та команда, которая первая подготовит ответ, поднимает флажок. Если ответ будет дан неправильный или неточный, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Все вопросы составлены по “Программе воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой.

1. С какой возрастной группы введен раздел “Экологическое воспитание”? (С первой младшей группы)

2. Назовите основную цель раздела “Экологическое воспитание”? (Формирование осознанно бережного отношения к живой и неживой природе, формирование начал экологической культуры)

3. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников (уголок природы, модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений; огород, цветник, уголок леса, поля и сада)

4. Перечислите основные экологические праздники и дату их проведения? (22 марта – Всемирный день воды, 1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – День Земли, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября – Всемирный день животных).

5. Как называется книга, в которой дается информация об исчезающих видах животных и растениях? (Красная книга) Почему эта книга “Красная”?

6. Какие требования предъявляются к оформлению гербария? (Засушивать можно только те растения, которые не занесены в Красную книгу)

7. Перечислите составляющие части окружающей среды? (Вода, воздух, лес, почва)

8. Какие природоохранные мероприятия можно проводить в детском саду? (Экологические акции)

9. Назовите парциальные программы развитию основ экологической культуры. (С.Н. Николаева “Юный эколог”, Н.А. Рыжова “Наш дом – природа”).

10. “Песенно-поэтический марафон”.

Ведущий. Последнее конкурсное задание – самое интересное. Командам предстоит вспомнить стихи и песни, в содержании которых присутствует название дерева. Зачитывается или поется только одна строчка. За каждое выступление – 1 балл.

Подведение итогов конкурса совместного творчества детей и родителей “Осенний листопад”.

Подведение итогов. Награждение команды-победителя.

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!

Литература/

1. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999г.

3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – М., 2000.

4. Рыжова Н.А. “Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ”. Дошкольное воспитание, 2000 г. № 9.

5. Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.

Галина Пиняскина
КВН «Знатоки природы» в подготовительной группе

Цель : формирование положительного отношения к природе ;

обобщение знаний детей о природных сообществах ;

воспитание бережного отношения к природе .

Задачи речевого развития :

Продолжать формировать речь, учить связно, лаконично отвечать на поставленные вопросы;

Активизировать словарный запас детей;

Задачи социально коммуникативного развития :

Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.

Словарная работа :

называть природные сообщества (поле, луг, лес и др.) по составляющим их растениям и обитающим в них животным;

Предварительная работа :

проведение работы по экологическому воспитанию (игры, наблюдение, проведение опытов и т. д.) ;

заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок о природе и погоде ;

беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в красную книгу;

настольные и дидактические игры о природе и погоде : «Съедобное и несъедобное» , «Поле, лес, огород» , «Рыбаки и рыбки» , лото «Домашние и дикие животные» и т. д. ;

Рассматривание энциклопедии «Животные и растения нашей природы » .

Вед : Сегодня нас ждёт увлекательное путешествие по экологическим тропинкам. Экология – это наука о доме, о природе . А природа – это и есть наш большой дом, и мы все сообща должны поддерживать в нём порядок.

Ведущий :

Раскрывайте шире двери!

Заходите поскорее! (Под музыку КВН дети входят в зал)

КВН, скликает тут,

Всех друзей и всех подруг.

Что за чудо?

Что за диво?

Зал наряжен так красиво!

Надо же соображать,

Пора КВН начинать!

Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем вас в клубе веселых и находчивых! Наш КВН сегодня называется «Знатоки природы » . Воспитатель читает девиз КВН :

«Ты человек, любя природу ,

Хоть иногда её жалей,

В увеселительных походах,

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши.

Она твой давний добрый лекарь,

Она союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую

Нас много, а она одна.

Подготовка к игре .

Ведущий раздает всем присутствующим элементы разрезных картинок. По команде, играющие, начинают собирать целую, картинку : например, у одних получается солнышко, у других - тучка. В команду объединяются дети, имеющие части одной и той же картинки. Команды придумывают себе название и выбирают капитанов.

Итак, сегодня в игре будут участвовать две команды. А судить их будет жюри. Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри.

Представление членов жюри.

Жюри, как видите, у нас достойно уважения.

Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!

За каждый конкурс жюри будет присуждать один балл, который равен 1 шишки.

(Ведущий кладет шишки на стол)

Команды прошу занять свои места. Много тайн и загадок скрывает от нас природа . Но мы с вами любознательный народ и нам открываются любые тайны! Начинаем игру. Итак – вперед к победе!

1 конкурс «Представление команд» (название, девиз, эмблема)

Воспитатель спрашивает у детей название их команды

1 команда – «Солнышко» . Ответ детей хором.

Капитан команды «Солнышко»

Наш девиз : «Береги свою планету - ведь другой на свете нету» .

2 команда – «Капелька» Ответ детей хором.

Капитан команды «Капелька»

Ваш девиз : «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься! Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни».

Слово для оценки предоставляется жюри

2 Конкурс «Разминка» (вопрос-ответ)

Представляет собой блиц опрос. Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы.

За три минуты нужно ответить на как можно большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой сигнал жюри.

Вопросы для команды «Солнышко» :

1. Когда орешки белка запасает? (осенью)

2. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

3. Карась, сом, щука, окунь? (рыбы)

4. Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)

5. Когда в саду малина поспевает? (летом)

6. Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)

7. Сколько ног у паука? (восемь)

8. Какая птица лечит деревья? (дятел)

9. Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (домашние)

10. Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)

11. У какого дерева белый ствол? (у березы)

12. Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)

13. Чем питается бабочка? (нектаром)

14. Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)

15. Назовите детенышей курицы (цыплята)

16. Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)

17. Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)

18. Когда листва с деревьев опадает? (осенью)

19. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

20. Кто в лесу плетет паутину? (паук)

21. Когда земля под снегом отдыхает? (зимой)

22. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

23. Что такое зеленый покров Земли? (трава)

24. У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)

25. Что делает ёж зимой? (спит)

Вопросы для команды «Капелька»

1. Когда картошку дедушка копает? (осенью)

2. На каком дереве растут желуди? (на дубе)

3. Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)

4. Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)

5. Как назвать детеныша коровы? (теленок)

6. Когда сосулька капает и тает? (весной)

7. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)

8. Сколько ног у жука? (шесть)

9. Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)

10. Когда вода на речках замерзает? (зимой)

11. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

12. Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)

13. У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей коровки)

14. Когда земляника поспевает? (летом)

15. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)

16. Как называется дом муравьев? (муравейник)

17. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

18. Кто носит свой дом на спине? (улитка)

19. У какого зверя есть иголки? (у ежа)

20. Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)

21. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

22. Когда над полем, бабочка летает? (летом)

23. Какую птицу называют «лесное радио» ? (сорока)

24. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

25. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)

Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет.

3 Конкурс (Загадки-описания природных сообществ )

Догадайтесь, куда мы пришли?

1. Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели (луг) .

2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Здесь растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев (лес, роща) .

3. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди? Не конь, а бежит, не лес, а шумит, журчит (ручей) .

4. Речка все медленнее, течение все мельче. Пахнет тиной, квакают лягушки. Комары летают целыми стаями (болото) .

По окончании конкурса слово предоставляется жюри.

4 Конкурс «Объясни ситуацию»

Проводятся инсценировки-малютки на тему : «Как вести себя в природе »

1 ситуация (для команды «Солнышко» )

Гуляла девочка в лесу ранним весенним утром.

Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!

А в нем яичко.

Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.

Мы будем заботиться о нем!

Девочки взяли яичко с собой.

Ведущий : Правильно ли девочки поступили?

Дети : Неправильно. Птенец погибнет, так как ему нужно материнское тепло.

2 ситуация (для команды «Капельки» )

Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.

Ведущий : Правильно поступил мальчик?

Дети : Неправильно. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.

5 Конкурс «Правила поведения в лесу» (презентация)

1 слайд Нельзя стекло в лесу кидать,

Нельзя бутылки разбивать;

Осколки острые опасны –

О них порежешься ужасно!

А если вдруг на них свалиться –

В больнице можно очутиться!

И обитателям лесным

Стекляшки тоже не нужны…

2 слайд Дети запомнить должны

И понять :

Гнёзда у птичек

Нельзя разорять!

Если в травеувидали яйцо,

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда

И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.

3 слайд Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно, надо :

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья :

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберём его с собой!

4 слайд Без взрослых с огнём развлекаться опасно –

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой,

Костёр обернётся серьёзной бедой!

Представьте, что пламя легко разгорится,

Начнёт полыхать, разбегаться искриться –

Его потушить невозможно тогда…

Пожары лесные – большая беда!

5 слайд У леса музыка своя…

Её послушайте друзья!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

Как много звуков тут и там!

В лесу не нужен шум и гам :

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

6 слайд Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится,

Пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают,

Землю украшают…

7 слайд Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса-

8 слайд В лесу летают мотыльки,

Ползут козявки и жуки…

Природа мать им жизнь дала .

У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути –

Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой

И одинокий, и пустой…

9 слайд Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса-

В них пчёлы находят целительный дар,

И бабочки пьют из них сладкий нектар.

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять…

Завянут букеты…Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

10 слайд Для ёжиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой :

Находят пропитанье

Своих детей растят

И уходить из леса

Нисколько не хотят…

Поэтому не стоит

Их в город забирать…

Поверь : они в неволе

Не будут есть и спать…

Физ. минутка «Знакомство с лесными жителями»

(Дети выполняют движения согласно тексту. Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерного образа животных.)

У нас славная осанка

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый.

И как серый волк-волчище.

И как заинька-трусишка,

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

6 Конкурс капитанов

Задание для капитанов такое : надо голосом изобразить животных, название которых вы услышите в рассказе. Капитан, сделавший это лучше, заработает для своей команды шишку.

Было темно и пустынно. Только изредка было слышно завывание волка. А рядом ему вторил другой, но вот лучик солнца разбудил петуха. Следом за ним проснулась курочка. Загоготал гусь, потом другой. Около сарая послышался лай Полкана, а затем Шарика. Замычала корова, а за ней и теленок. За забором жалобно замяукала кошка Мурка, а потом и котенок. Наступило утро.

7 Конкурс «Отгадай загадку и помоги детенышу найти свою маму»

Слово предоставляется жюри,награждение команд.