Open
Close

«Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание. Игры в кругу. Подвижные игры для детей - «Развитие скоростно-силовых способностей в ДОУ через подвижные игры»

Наши дети проводят очень много времени у экранов компьютеров и это случается по нашей вине. Еще не поздно научить их играть в играх, которые мы очень любили в детстве и никогда не надоедали нам.

Эти игры для детей подвижные и в них можно играть на свежем воздухе, но некоторые игры можно играть и в помещение, когда на улице плохая погода.

“Прятки”, “Поймай меня”, “Воры”, “Пак-пак”, “Палатка”- эти простые игры, в которые дети могут играть на свежем воздухе в детском саду, во дворе, на лужайке с различным количеством участников.

Читая всю статью вы будете удивлены узнать сколько подвижных игр для детей на свежем воздухе могут играть наши дети при помощи небольшой консультации взрослых. Даже в садиках дети уже не играют в эти игры, проще покататься на качелях, поиграть в песочек. Допускаем большую ошибку когда отказываемся от старых подвижных игр, ведь они развивают физические способности у детей, личностные качества такие как: чувство справедливости, активность, честность, внимательность, способность делиться, целеустремленность и др. и, что очень важно, умение трудиться в коллективе и общаться между собой.

Ниже покажем самые интересные подвижные игры для детей 5 лет и старше, которые не нужно забывать.

Подвижная игра "Страна, хотим солдат!"

В этой подвижной игре учавствуют 10-12 ребят. Они делятся на два лагеря и становятся лицом к лицу на расстояние примерно 6 - 10 метров. Игроки берутся крепко за руки. Одна из команд кричит “Страна, страна хотим солдат!”, а другая команда спрашивает “Кого?”. Первая команда называет имя одного игрока из противоположного лагеря.

Игрок, который был выбран бежит на стенку противника и старается прорываться. Если ему удается прорвать эту стенку, то выбирает и забирает с собой одного игрока в свою команду. А если ему это не удалось, должен остаться сам в ту команду. Выигрывает та команда, у которой больше игроков.

Детская подвижная игра "Утки и охотники"

В рассматриваемые игры для детей подвижные, в которых учавствуют 10 и более ребят (чем больше, тем лучше), используются 2 или 3 легких мяча. Ребята делятся на 2 лагеря.

Одна команда распологается в центре поля - утки, другая напротив - по бокам - охотники. Расстояние между ними зависит от возраста участников игры, чтобы они могли бросить мячи до центра.

Цель игры: удалить команду с центра за установленное заранее время. В тот момент, когда попали мячом в игрока из центра, этот игрок удаляется из игры. Но, если игрок поймал мяч, он имеет дополнительную жизнь в случае, когда следующий раз в него попадут. По истечение установленного времени ведется учет оставшихся членов. Далее команды меняются местами и продолжают играть. Побеждает та команда, которая по итогам игр сумела удалить большее число соперников.

Детская игра "Платочек"

Играют не меньше 4-5 детей, можно больше. Они стоят на четвереньках в кругу с закрытыми глазами. Один игрок, которого выбрали ребята, считая определенным образом, держит платок одной рукой, ходит вне круга, подпевая:

Потерял платочек
Мама ругать меня будет
Кто его найдет,
Пускай мне его отдает.
Платочек пахнет духами и находиться у красивой девочки.

После этого оставляет платочек сзади девочки или мальчика и готовиться убегать. Ребята открывают глаза и смотрят сзади себя. У кого платочек, тот бежит догонять его, а первый старается добежать на его место. Затем игра начинается заново.

Игра "Стой на месте каравай"

Малыши берутся за руки, ходят по кругу как им удобно и поют:

Каравай, каравай,
Стой на месте каравай, -

И так несколько раз. Когда закончили, один из них кричит - стоп. Все замирают в том положении, в котором застал сигнал "Стоп". Выигрывает тот, кто дольше сможет стоять в таком положении. Малыши веселятся за счет разных смешных позиций, при которых им приходится стоять.

"Путанные нитки"

В игре могут принимать участие все дети одной группы детского садика, которые взявшись за руки формируют круг. Далее они спутывают этот круг, не разъединяя рук, разными приемами. Один ребенок, выбранный по считалке, остается вне круга, спиной к играющим, чтобы не увидеть ходы спутывания. Когда "нитки спутаны", этот ребенок старается распутать круг, не разъединяя рук играющих.

Тише, тише - кот на крыше

В игре принимают участие 3 и более ребят. Один из них встает лицом к стене и спиной к остальным участникам. Начинает произнести: Тише, тише, кот на крыше соблюдая разную скорость произношения. В это время остальные участники, которые стоят за линией, начинают тихо приближаться к нему так, чтобы их не заметили. Как только игрок заканчивает речь и останавливает игру, поворачивается лицом к детям и возвращает на место тех, кто перешел линию. Играют до тех пор, пока кто-то не успеет за это время дотронутся до стены. В этом случае они меняются ролями и игра продолжается.

"Царь, царь сколько шагов мне даешь?"

Играют несколько детей. Один из них садится на стул перед детьми, но спиной к ним, на расстоянии, обговоренное всеми участниками. Дети по очереди спрашивают: Царь, царь сколько шагов мне даешь? Царь отвечает каждому по своему желанию. Он может приказать:

Шаги муравья - одна стопа ноги ставиться перед другой;
мамалыга - один прыжок на месте поворачиваясь;
рыба - один шаг вперед;
великан - большой прыжок вперед.

Царь может приказывать и шаги назад. Через определенное время (10-15 минут) игра останавливается. Кто оказался ближе всех к царю, занимает его место и игра продолжается.

"Скакалка"

Очень интересные и полезные для физического развития являются игры для детей подвижные с использованием скакалки. Тренироваться в эти игры они могут и самостоятельно, но потом лучше играть совместно с другими детьми.

Начинается счет.

На счет 1 - выполняется один простой прыжок.
На счет 2 - 2 прыжка со скрещенными руками.
На счет 3 - прыжок со скрещенными ногами.
На счет 4 - 2 прыжка на одной ноге и 2 прыжка на другой.
5 - один прыжок с нормальным расположением рук, другой со скрещенными руками, и так пять раз.
6 - провести скакалку под ногами не прыгая.
7 - прыгать на одной ноге.
8 - прыгать одновременно на обе ноги.
9 - прыгать один раз на левой ноге, потом на правой.
10 - исполнить любой прыжок по желанию.

Если игрок запутался в прыжках или перепутал очередность прыжков, ход переходит к другому игроку.

Подвижная игра "Борьба петухов"

Игроки разделяются на две бригады и устраиваются в две линии друг перед другом в один-два шага. Руки должны быть скрещенными на грудь. Они являются "петухами". По команде начать игру, игроки встают на одной ноге и начинают сталкивать друг друга плечом. Если игрок теряет равновесие и затронул землю другой ногой, выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой остались "петухи".

Простая подвижная игра "Бутылочка с ядом"

Собираются несколько детей. Выбирается командир, который будет произносить слова: Бутылочка, бутылочка с... (например: с водой, с молоком). Если произносит слова - бутылочка, бутылочка с ядом, все игроки разбегаются в разные стороны. Кого поймает командир, тот его заменит и игра продолжается.

Подвижная детская игра "Разбойники"

Из группы ребят и девочек выбирается "Разбойник". Он встанет в сторонке от группы, выберет себе помощника и вместе они установят какое-то время, например 4 часа. Помощник не является членом группы, но вместе со всеми участниками, держась за руки, поет:

Один час прошел, разбойник не пришел,
Два часа прошли, разбойники не пришли,
Три часа прошли, разбойники не пришли,
Четыре часа прошли, разбойники ПРИШЛИ!!!.

Игроки отпускают руки и бегут, чтобы не быть пойманными разбойниками. Кого "разбойник" поймает, тот занимает его место. Кого поймал помощник - станет помощником нового разбойника.

Подвижная детская игра "Ласточка, поменяй гнездо!"

Дети, держась попарно за руки, встают лицом к лицу. Формируются несколько таких групп. В середине распологается третий участник, который выполняет роль ласточки (то есть, вместе формируют гнездо). Один участник (одна "ласточка") остается без гнезда. Когда воспитатель объявляет: "Ласточка, ласточка поменяй гнездо!" Все ласточки "вылетают" и каждая ищет себе новое гнездо, включая ту, что была без гнезда. Таким образом, уже другой игрок (другая "ласточка") останется без гнезда до следующей игры.

Игра "Волк и овца"

Детишки берутся за руки и образовывают круг. По любой считалке выбирают волка. Потом, таким же образом, считают и выбирают овцу. Волк гонится за овцой, которая бежит по кругу, пока не поймает ее. Потом выбирается другая пара волк и овца.

Детская игра "Каменный мост"

Двое из играющих берутся за руки стоя лицом к лицу и поднимают их вверх, образовывая мостик. Остальные дети друг за другом проходят под мостик, то есть под поднятые руки, запевая:

Каменный мостик разрушен,
Вода его унесла,
Построим на речке другой,
Более крепкий и дорогой.

В момент, когда песня закончилась, дети отпускают руки и тот, кто оказался в ловушке, выходит из игры, встав за одним из игроков мостика и ожидая, пока остальные дети не будут пойманы.

Апельсины

Детишки могут играть и в помещение, и на свежем воздухе, сидя в кругу на зеленой травке. Вначале они должны рассчитаться по порядку, чтобы каждый игрок получил определенный номер.

Ребенок с номером один начинает игру:
- Я бы съел 3 апельсина.

Игрок с номером три должен сразу отвечать:
- А почему 3 апельсина, а не 8.

Номер 8 тоже должен сразу реагировать и сказать:
- А почему 8, а не... (говорит любой номер) и так далее.

Выбывает из игры тот, кто не сразу ответил или сказал номер несуществующего игрока. Победителя можно наградить маленьким призом, например, конфеткой.

Интересная подвижная игра "Спящий медведь"

Дети берутся за руки и формируют круг. Один из них с завязанными глазами сидит на четвереньках в центре круга. Детвора ходят по кругу и поют:

Медведь голодный спит,
Не знаем чем его кормить
Медом, но где его купить,
Пусть на ком-то посидит.

Заканчивая песню, дети останавливаются и садятся на корточки, а тот с центра (медведь) присаживается на колени у кого-то с круга. Его спрашивают:

На чем сидишь?, отвечает - на ящике.
А с кем хочешь меняться?, отвечает - с девочкой (или с мальчиком).
А как его (ее) зовут?

Если игрок со связанными глазами (медведь) называет правильно имя мальчика или девочки на чьи коленьки он сидит, они меняются местами и дети могут продолжить игру, пока им не надоест.

Игра "Страны"

Многие игры для детей подвижные нуждаются в наличие мячей, скакалок, флажков и т.д.. Для этой игры нужен мяч. Играют не менее 4 играющих, чем больше, тем лучше. Каждый ребенок выбирает себе имя - название какой-то страны (по договоренности можно выбрать название городов, звезд эстрады, героев сказок и т.д.). Один из играющих, у кого мяч, стоит в центре и готовиться бросать мяч вверх, называя одно имя. Тот, чье имя было названо, должен быть внимателен и поймать мяч, а остальные в это время убегают. Когда поймавший мяч кричит: "Стоп игра!", дети должны останавливаться. Игрок, поймавший мяч, бросает его на выбор в одного из играющих. В кого мяч попал, выбывает из игры.

Гуси-лебеди.

Цель игры:

Ход игры: на одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место луг. Дети, исполняющие роль волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают.

Пастух. Гуси, гуси!

Гуси. (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да, да, да!

Пастух. Так летите!

Гуси. Нам нельзя,

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

Пастух. Так летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья (вытянув руки в стороны), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусий. Затем назначаются новые волк и пастух. Игра повторяется 3-4 раза.

Хитрая лиса.

Цель игры:

Ход игры: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель обходит за спинами детей круг и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот, до кого дотронется воспитатель, становится хитрой лисой. Воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть друг на друга, пытаясь выяснить, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие хором три раза(с небольшими промежутками) спрашивают (сначала тихо, а потом всё громче): «Хитрая лиса, где ты?» При этом все внимательно смотрят друг на друга. Как только вопрос: «Хитрая лиса, где ты?» - будет произнесён в третий раз, играющий, выбранный хитрой лисой, быстро выбегает в середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит (дотрагивается рукой). Пойманного лиса отводит к себе в дом. После того как лиса поймает 2-3 детей, воспитатель произносит громко: «В круг!» Играющие образуют круг, игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.

Медведи и пчёлы.

Цель игры:

Ход игры: улей (гимнастическая стенка или вышка) находится на одной стороне площадки. На противоположной стороне луг. В стороне берлога медведей. Одновременно в игре участвуют 12-15 человек. Играющие делятся на две неравные группы. Большинство из них пчёлы, которые живут в улье. Медведи в берлоге. По условному сигналу пчёлы вылетают из улья (слезают с гимнастической стенки), летят на луг за мёдом и жужжат. Как только пчёлы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей (влезают на стенку) и лакомятся мёдом. Как только воспитатель подаст сигнал «Медведи» ,пчёлы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчёлы жалят (дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.

Указания. После двух повторений дети меняются ролями. Воспитатель следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали с лестницы; если нужно, оказать помощь.

Охотники и зайцы.

Цель игры:

Ход игры: на одной стороне площадке очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находится 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид,что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд. По слову воспитателя «охотник!» зайцы бегут в домики, а ребёнок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.

Указания. У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках нельзя.

Гимнастика пробуждения «Медвежата проснулись»

Медвежата все проснулись,

Хорошенько потянулись,

С боку на бок повернулись

И на место все вернулись.

Сели на велосипеды

Наши мишки непоседы!

На животик повернулись

И в водичку окунулись

Ножками болтаем дружно

Ведь расти большими нужно!

А теперь с кроваток встали

Солнышко рукой достали.

У медведя во бору… (народная)

На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов, очерчивается место для иедведя. На противоположной стороне площадки обозначается линией дом детей.

Воспитатель назначает одного из играющих медведем. Остальные играющие – дети; они находятся дома.

Воспитатель говорит: «Идите гулять». Дети направляются к опушке ласа, собирая грибы, ягоды, т.е. имитируя соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса), и одновременно произносят хором стихи:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда играющие произносят слово «рычит», медведь с рычанием встает, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного медведь отводит к себе. Дети возобновляют сбор грибов и ягод.

После того как медведь поймает двух-трех играющих, назначается или выбирается новый медведь, и игра повторяется.

Зайцы и волк

Одного из играющих выбирают волком. Остальные дети изображают зайцев.

На одной стороне площадки зайцы устраивают себе домики (чертят кружочки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках; волк – на другом конце площадки (в овраге).

Воспитатель говорит:

Зайцы скачут, скок, скок, скок,

На зеленый на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают –

Не идет ли волк.

Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк уводит в овраг.

Как только волк уходит, воспитатель повторяет текст стихотворения, и игра возобновляется. После того, как поймано 2-3 зайца, выбирается другой волк.

Лиса в курятнике

На одной стороне площадки очерчивается курятник (размер его зависит от числа играющих). В курятнике на насесте (на скамейках) сидят куры. На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор.

Один из играющих назначается лисой, остальные – куры. По сигналу воспитателя куры спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу воспитателя: «Лиса!» - куры убегают в курятник и взбиваются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные куры снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется.

Игра кончается, когда лиса поймает 2-3 кур.

Сидит, сидит зайка… (народная)

У стены на корточках сидит зайка. Охотники (10-12 человек) расположились у противоположной стены. Участвующие в игре говорят:

Сидит, сидит зайка,

Сидит зайка серый

Под кустом, под кустом.

Охотнички едут,

Едут, скачут в поле

Во пустом, во пустом.

«Вы, охотнички скачите.

На мой хвостик поглядите:

Я не ваш,

Я ушел!»

1-3 строчки: зайка поворачивает голову из стороны в сторону и замирает прислушиваясь.

4-6 строчки: охотники скачут галопом по кругу и задерживаются в том месте, где их застает речь зайки.

7-10 строчки: Говорит один зайка, стоя во весь рост и слегка пружиня ноги в коленях. На последние строки делает прыжок, еще прыжок, и еще прыжок, поворачиваясь спиной к охотникам.

Затем зайка убегает. Охотники ловят его, окружая сцепленными руками.

Лиса и зайки

На одной стороне площадки находится домик лисы – нора (кружок). Выбирается лиса, она идет в свой дом. Играющие изображают зайцев, их дом находится на противоположной стороне зала(за условной чертой). По сигналу воспитателя зайцы выходят на лужайку, резвятся, бегают и прыгают в разных направлениях. Воспитатель говорит: «Лиса идет на охоту!» Дети быстро бегут в свой дом, но если лиса успеет кого-либо осалить, тот считается пойманным. Когда лиса поймает 2-3 зайцев, выбирается другая лиса. Игра повторяется со всеми детьми.

Зайка серый умывается

Играющие становятся в круг – они зайки. Дети вместе с воспитателем произносят текст:

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо!

Все играющие проделывают движения в соответствии с текстом, затем они прыгают на двух ногах к центру. Воспитатель определяет количество прыжков, чтобы дети не теснились, не мешали друг другу. «Пришли в гости!» - говорит воспитатель, и зайки возвращаются в свой домик (за черту круга). Игра повторяется.

Зайка

(хороводная игра)

Дети водят хоровод. В центре сидит ребенок, изображающий зайца, и держится за «лапку». Дети приговаривают:

А у зайчика серого

Лапочка болит.

И больною лапкою

Он не шевелит.

Мы с ребятками пойдем,

Подорожник мы найдем,

К лапочке приложим,

Зайчику поможем.

Ведущий указывает на ребенка, который должен сорвать лист подорожника и приложить к лапке зайца после слов:

Будет заюшка скакать

И с ребятками играть.

«Зайка» скачет к кому-либо из детей. Выбранный ребенок выбегает из круга, «зайка» его догоняет. Дети делают «ворота», стараются отгородить убегающего ребенка от «зайки».

3-5 лет С бегом

На лесной опушке собрались зверушки

(хороводная игра)

Дети водят хоровод:

На лесной опушке

Собрались зверушки.

Весь лесной народ

Дружно водит хоровод.

Вы, лисички, выходите,

С нами вместе попляшите!

Таким же образом выбираются все зверушки, которые участвуют в хороводе.

3-5 лет С бегом

Возле речки голубой

(хороводная игра)

Водящий стоит в кругу, закрыв глаза. Дети стоят вокруг него и говорят:

Возле речки голубой

Притаился зверь лесной.

Ты, Ванюша, постарайся

И узнай, кто там такой.

Дети изображают какого-нибудь зверя. Водящий открывает глаза и старается угадать, кого показывают дети. Водящий выбирает на свое место ребенка, которому, по его мнению, лучше всех удалось изобразить животное.

Игра «Колючий ёжик»

Цель:развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

Оборудование:массажный мяч.

Ход игры.

Самомассаж оказывает на организм благотворное влияние. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ёжика. Аккуратно кладите шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.

Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая на ряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект.

«Лиса и колобок»

Дети считалкой выбирают «лису»
Раз, два, три, четыре, пять
Выбираем мы опять
Хитрую плутовку, рыжую воровку,
Ты на нас не смотри
Лучше в круг выходи
Поспеши не зевай
Мячик лучше поймай
Красный, синий, голубой,
Выбирай сама любой.

Ребёнок - лиса выбирает цвет мяча, который будет ловить. В усложнённом варианте игры, дети используют 2, 3 мяча (подготовительная группа, средняя и старшая группы играют 1 мячом.
Дети стоя в кругу передают мяч друг другу, ребёнок - лиса идёт за мячом внутри круга.
Ребёнок - лиса
Шла лисичка по дорожке,
Видит вдруг чужие ножки,
Так ведь это ж колобок,
У него румяный бок,
Я возьму его с собой
Будет дома завтрак мой.
Колобок вдруг покатился,
От лисы сбежать решился
Погоди не убегай,
А со мною поиграй
.

Дети перебрасывают мяч друг другу, а ребёнок - лиса старается его поймать, тот ребёнок, у кого лиса перехватит мяч становится лавишкой - лисой. Игра повторяется сначала.

Игра «Ёжик грибник»

Дети сидят в кругу на ковре. Ребёнок идёт внутри по кругу.

Ёжик - Ходит ёжик без дорожек,
Хочет он грибов набрать
Ну а мы, ему поможем,
Будем их в траве искать.
Обращается по очереди к детям сидящим в кругу.
Как зовут тебя грибок (ответ-дети называют своё имя)
Полезай-ка в кузовок. (5-7детей встают и идут за ёжиком по кругу)
Белка - Вот навстречу с ветки белка:
«Здравствуй ёжик, как дела.
Угости меня дружок,
Дай попробовать грибок»
Ёжик - Подходи и выбирай,
Сколько надо отсчитай! (Белка считает грибы - детей)
А грибочки не грибы,
Это наши детки

(Дети убегают на свои места, тот кого запятнает ребёнок - белка, занимает место ёжика или белки, по усмотрению воспитателя)

Миша - шалунишка».

Чему учится ребенок: ориентироваться в ближайшем окружении; понимать значение наречий «впереди, сзади»; предлогов «за, под»; тренировать процессы внутреннего торможения – начинать движения по сигналу.

Ход игры: покажите ребенку медвежонка. Скажите, что медвежонок не простой, а говорящий. Спрячьтесь за штору, а медвежонка покажите из-за нее. Меняя тембр своего голоса на более низкий, расскажите рифмовку.

Я веселый медвежонок,
Шалунишка, озорник.
В прятки я люблю играть,
Спрячусь я, тебе искать!

Предложите ребенку поиграть в прятки. Скажите, что медвежонок будет подсказывать, где его искать. Спрячьтесь за стул. Если ребенок не может найти, скажите грубым голосом: «Я за стулом». Когда ребенок найдет вас и медвежонка, похвалите его и предложите поиграть еще, спрячьтесь в другом месте и продолжайте игру по аналогии

«Мишенька».

Чему учится ребенок: ходить с детьми в хороводе, держась за руки, выполнять роль мишки, тренировать внутреннее торможение – дожидаться окончания хоровода для того, чтобы исполнить свой танец.

Оснащение: плюшевый медвежонок среднего размера.

Ход игры: покажите ребенку медвежонка. Предложите поиграть с ним. Предложите одному из детей быть медвежонком – дайте ему игрушечного медвежонка и поставьте в середину круга. Остальные дети, держась за руки, водят хоровод вокруг ребенка, держащего медведя. Дети выполняют движения по тексту игры:

Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши.
Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши.
А мы вокруг Мишеньки хороводом пойдем,
Песенку веселую запоем, запоем!
Будем, будем в ладушки ударять, ударять!
Будет, будет Мишенька ох плясать, да плясать!

«Помоги животным найти свой дом» (игра на классификацию) .

Дети раскладывают биты в два обруча: диких животных в обруч с елочкой, домашних - в обруч с домиком.

Воспитатель спрашивает, почему дети так разложили животных?

Ответы детей: потому-что домашние живут дома, рядом с человеком, а дикие - в лесу, в степи, в горах.

Воспитатель: Кто ухаживает за домашними животными? Кто строит им жилища? Кто их кормит?(человек) . А кто все это делает для диких животных?(сами животные) .

Физкультминутка (дети в кругу)

«Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки:

Шорох тихий раздается,

Кто-то по лесу крадется.

Заяц путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок он, повернулся

И под кустиком свернулся».

Игра «Найди своего детеныша» (на знание названий детенышей диких животных) .

На стульчики садятся 6 детей в шапочках медвежонка, волчонка, лисенка, лосенка, зайчонка, ежонка. Другие 6 детей с этикетками медведицы, волчицы, лисицы, лосихи, зайчихи, ежихи на груди должны встать за соответствующий стул и ответить на вопросы:

Кто ты? Кто твоя мама? Я - медвежонок, а моя мама - медведица, и т.д.

Ребята, каких вы животных изображаете? - Диких.

«Заинька».

В одном месте ведущий отмечает «домики» для «зайчиков», например, мелом рисует круги. Затем выбирает из детей одного главного «зайца». По сигналу «Зайцы в круг» дети становятся кружком, а посередине в самом центре импровизированного круга встает главный «зайчик». Дальше игроки вместе с ведущим читают следующие стихи, и каждое слово сопровождают подходящими движениями.

Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит, (дети начинают шевелить руками, прижимая их к голове, имитируя ушки.)
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (дети хлопают в ладоши)
Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок, (прыгают сразу на обеих ногах)
Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал.
Зайка прыг…. и убежал. (Дети разбегаются по своим «домам».)

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Вправо-влево целый день

Прыгать белочке не лень.

Зайка беленький сидит

(руки на поясе)

И под кустики глядит.

Наклонился вправо – пусто,

(наклон вправо)

Наклонился влево – пусто.

(наклон влево)

Где же здесь растет капуста?

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Надо лапочки погреть.

На полянке на лесной

Зайки прыгают гурьбой.

Если встретятся с лисой,

Разбегаются домой!

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыг-скок – и за кусток!

(дети-зайчата убегают)


Подвижные игры в детском саду просто необходимы, ведь малыши на протяжении 12 часов просто не могут быть всегда тихими и примерными. Следует отметить, что в интересах педагогов организовывать подобные развлечения для детворы, ведь это отличный способ выплеснуть накопившуюся энергию, в противном случае вполне могут возникнуть и ссоры, и драки.

Идеальным местом для проведения подобных мероприятий будет улица, весьма популярными следует назвать , если же погода не задалась, то всегда можно провести их в спортивном или музыкальном зале, некоторые разновидности вполне подойдут для комнаты для занятий.


Следует отметить, что подвижные игры для детей в детском саду несут не только функцию выброса энергии, но также функции воспитания и развития. Перед началом развлечения педагог непременно оговаривает с детками правила - их нужно помнить, за ними нужно следить и, конечно же, нельзя их нарушать. Если ребенок будет "ловить ворон", то он будет исключен из или младших, это справедливо, хоть и неприятно. Вот почему такие занятия будут развивать у деток память, внимание, воображение и координацию.

Картотека подвижных игр в детском саду

Сборник вариантов веселого времяпрепровождения просто обязан быть у каждого педагога. Давайте же поскорее посмотрим, какими играми можно занять дошкольников в помещении.

Одевайся!

В веселой игровой форме можно обучить деток одеваться побыстрее. Следует отметить, что "Одевайся!" больше подойдет для старшей или средней группы, детки помладше не смогут одеться самостоятельно и удовольствия от процесса точно не получат. Суть довольно проста - ребята делятся поровну, на два стула кладется по кофточке и шапке. После сигнала ведущего по одному представителю от каждой команды должны подбежать к стулу, надеть на себя весь реквизит, а потом снять. Далее наступает очередь следующего игрока, который должен сделать то же самое. Победителем станет та команда, что первой справится с заданием.


Лови шарик

В качестве реквизита будут выступать надутые воздушные шарики. Скажите дошколятам, что шарики всегда должны летать - забава закончится, как только они опустятся на пол. Шары можно подкидывать руками или дуть на них, словом, на что хватит фантазии.

Подуй на шарик

Надуйте шарики по количеству игроков, на каждом следует написать имя ребенка. Дошкольники становятся в шеренгу и каждому дается именной шар. Малыши должны до финиша дуть на шарик, а самый первый станет победителем. Кстати, это не только веселое времяпрепровождение, но и полезное, ведь во время такого занятия прекрасно разрабатываются легкие.

Поймай мячик!

Данный вариант идеально подойдет для воспитанников средней и старшей группы, он развивает ловкость рук. Детки становятся кружком и кидают мяч друг другу. Если малыш его не поймает, то он должен продолжать ловить, стоя на одной ноге. Еще одна неудача и следует стать на одно колено, после третьей неудачи необходимо встать на оба колена. Впрочем, если проштрафившийся игрок будет ловким и поймает мяч, то все неудачи ему прощаются.


Капкан

Ловкость и скорость - вот что будет тренироваться во время веселой забавы. Несколько деток должны взяться за руки и образовать круг. Остальные должны играть роль насекомых и птичек.

По сигналу ведущего капкан должен открыться, т.е. детки должны поднять руки вверх, насекомые и птички в это время могут весело летать, бегать и прыгать в западне. После следующего сигнала капкан должен закрыться, ну а кто не успел выбежать и остался в ловушке, должны встать в круг, меняясь ролями с другими детками. Тут никому не нужно становиться победителем или проигравшим - побеждает дружба и веселый смех.

Через ручеек

Цель подвижной игры в детском саду - научить деток прыгать правильно, держать равновесие, ходить по узкой дорожке.

Воспитатель чертит на площадке пару линий на расстоянии полутора-двух метров друг от друга. Следует нарисовать также и камни на некотором расстоянии.

Участники стоят на берегу ручья (у черты), их задача - перепрыгнуть по камешкам и при этом не намочить ноги. Оступившиеся садятся на скамейку - сушить ноги на солнышке. Потом они вновь возвращаются.

Стрекоза

Это весьма несложный вариант, но он очень нравится ребятишкам и развивает их физические возможности. Дошкольников следует выстроить в линию, сказать им опуститься на корточки, руки поставить в бока. После сигнала деткам следует, передвигаясь прыжками, добраться до противоположного конца помещения.

Картинки - подвижные игры в детском саду:


Подвижные игры в детском саду - старшая группа

Воспитанники старшей группы должны быть не только быстрыми и ловкими, но и очень сообразительными. Вот почему подбираются специально таким образом, чтобы обеспечивать не только физическое развитие.


При этом дети уже интересуются результатом , они стремятся осуществить задуманное, выразить свои чувства. При этом имитация и подражательность никуда не деваются.

Земля-воздух-вода

Участникам необходимо сесть в круг, педагог ходит перед ними и говорит "земля-воздух-вода", при этом расположение слов будет каждый раз меняться. Воспитатель должен остановиться возле очередного ребенка и произнести одно из слов. Ребенок должен изобразить сухопутное животное, птицу или рыбу.

Звери

Данное развлечение будет тренировать детскую внимательность. Первым делом из числа дошкольников выбирается Сова, которая должна охотиться. Все остальные играют роль лесных зверей. Педагог произносит "день" и это сигнал для веселой беготни. Когда же раздается "ночь", то все должны замереть, на охоту выходит Сова, которая "сцапает" любого, кто пошевелится или издаст звук. "Пойманный зверь" выбывает из общего веселья.

Поймай, если сможешь

Выбираются два самых ловких дошкольника, которые должны ловить всех остальных. они берутся за руки, образовывая тем самым кольцо. Именно этим кольцом они и должны ловить участников. Игрок, которого поймали, обязан отойти в сторону.


Рыболов и рыбки

В центре круга игроков стоит ведущий, в его руках - веревка, которой он крутит по низу и старается задеть ноги всех остальных. Ну а "рыбкам" необходимо подпрыгивать, чтобы их не задела веревка-удочка. Те, кого коснулась веревка, выбывают.

Мишка и пчелы

Дошкольники делятся на две команды - на пчел и мишек. Задача пчел - сидеть сперва в своих ульях (это могут быть лесенки, скамейки и т.д.), а потом улететь за медом на луг по команде воспитателя. Ну а мишки тем временем должны забраться в ульи, чтобы полакомиться медком. По сигналу "Медведи!" пчелкам необходимо вернуться к ульям и осалить мишек, которые не успели скрыться. Ужаленный медведь в следующем туре должен сидеть в берлоге.

Горелки

Горелки можно назвать народной подвижной игрой в детском саду . Они помогут поупражняться в беге, научиться правильно реагировать на сигнал и выполнять заранее обговоренные правила.

Для горелок нужно нечетное количество воспитанников, они становятся парочками и держатся за руки. Ведущий становится впереди колонны, он смотрит вперед. Все детки хором повторяют стих:

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят,

Колокольцы звенят.

Раз, два, три - беги!

После того, как прозвучит слово "Беги!", то участники последней пары должны разомкнуть руки и побежать вперед вдоль колонны, при этом один должен оббегать слева, а другой - справа. Их задача - встать впереди перед водящим и вновь сомкнуть руки. Ну а воде необходимо поймать кого-то из парочки до того момента, как они соединят руки. Если же поймать получится, то пойманный и вода становятся новой парой, ну а второй участник становится водящим.


Зимние подвижные игры в детском саду

Елочка

Такая игра великолепно подойдет для утренников, ну а вы найдете еще множество вариантов. Педагог говорит: "Мы украсили елочку самыми красивыми игрушками, а вот в лесу елочки могут быть самыми разными - тонкими и раскидистыми, низкими и высокими". Дошкольники поднимают руки вверх, когда слышат "высокие", приседают и опускают руки при слове "низкие", "тонкие" - сужают круг, "раскидистые" - расширяют круг. Затем воспитатель говорит эти слова не по порядку, а дети не должны делать ошибки в движениях.



Заморозка

Дошкольники встают в круг и вытягивают вперед руки. Двое детей-водящих бегают в противоположных направлениях по кругу и стараются дотронуться до ладоней всех остальных. Если их усилия увенчаются успехом, то детки "замораживаются" и выбывают.

Конечно же, можно придумать еще множество подвижных игр зимой в детском саду .


Подвижные игры на улице в детском саду

Конечно же, и во время прогулок следует развивать силу, ловкость, быстроту и сообразительность. На свежем воздухе физическая активность будет особенно полезной.


Попади!

В песке педагог выкапывает три одинаковые ямочки, расположенные на расстоянии 0,5 м друг от друга. Ребенку следует отойти от ямки на пару-тройку шагов и забросить в нее небольшой мячик. Если попытка увенчалась успехом, то следует перейти ко второй ямке, а потом и к третьей. Потом следует повторить все действия в обратном порядке. Впрочем, если первый бросок завершился неудачей, то игрок выбывает - бросать начинает следующий.

Путешественник

На асфальте педагогу необходимо начертить "тропинки" цветными мелками, дорожки должны петлять и пересекаться между собой. Каждый карапуз должен выбрать себе по дорожке и дойти до самого финиша, при этом ни разу не сбиться.


Самолетики

Площадку следует разделить на четверти и разметить флажками. Дети за флажками становятся в четыре колонны - они представляют себя летчиками на самолетиках. После команды подготовки к полету дошкольники сгибают руки в локтях и принимаются жужжать. После команды лететь они расправляют руки в стороны и, все еще жужжа, начинают "летать" по площадке. Команда "на посадку" сигнализирует о том, что следует возвращаться на свои места. Задача летчиков как можно быстрее вернуться на свое исходное место и встать на одно колено. Ну а воспитателю следует заметить, какая колонна быстрее и четче выполнит задание. Играть подряд можно не более 4-5 раз.

Вы также можете скачать подвижные игры в детском саду и предложить воспитателям разнообразить детский досуг.


Если Вам понравился наш сайт, выразите свое "спасибо"
нажатием на кнопочки ниже.


Всем нам приходится проявлять большую изобретательность в организации детских подвижных игр. Позитивный опыт педагогов в этой сфере мы постарались подробно и разнообразно представить для Вас на страницах данного раздела. Предлагаем Вашему вниманию огромную подборку фольклорных и современных активных игр, подходящих для использования как на свежем воздухе, так и в помещении.

Здесь можно найти различные варианты сценариев и игровых ситуаций для детей дошкольного и младшего школьного возраста. А также: физминутки, эстафеты, комбинированные подвижные конкурсы на быстроту и сообразительность.

Играйте вместе с нами, весело и разнообразно!

Содержится в разделах:
  • Прогулки в детском саду. Наблюдения на прогулках, картотеки, конспекты
Включает в себя разделы:
  • Подвижные игры. Проекты, планы, консультации, педсоветы

Показаны публикации 1-10 из 1300 .
Все разделы | Подвижные игры для детей

Спортивная подвижная игра-досуг для младших дошкольников «Вместе с мамой» Ход игры . Воспитатель приглашает родителей в спортивный зал и предлагает им присесть на скамейки. Дети под весёлую музыку заходят в зал стайкой и собираются вокруг воспитателя. Воспитатель : - Здравствуйте, уважаемые гости и родители! Рады Вас приветствовать у нас в детском...

Консультация для родителей «Подвижные игры дома» Подвижные игры дома Боулинг » Можно устроить дома боулинг. Если у вас нет кеглей, их могут заменить пустые пластиковые бутылки. Пусть малыш бросает или толкает мяч, пытаясь сбить расставленные на полу кегли. Если налить в бутылки воду, их будет труднее сбить. «ЛОВКАЧИ (САМЫЙ...

Подвижные игры для детей - План-конспект подвижной игры «Лиса в курятнике»

Публикация «План-конспект подвижной игры «Лиса в...» Место проведения: спортивный зал. Цель: Формирование двигательной самостоятельности, развитие ловкости, закрепление умения правильно выполнять физические упражнения. Задачи: Образовательные: Упражнять детей в беге в рассыпную, с увертыванием, в ловле, упражнять в прыжках с...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект подвижной игры для детей второй младшей группы «Серый волк и зайчата» Задачи: - Обогащать двигательный опыт детей (прыжки, бег. - Побуждать к активным самостоятельным действиям. - Воспитывать сочувствие и доброжелательность. - Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками. Материал: Шапочки (маски) зайчат, серый волк...

Конспект культурной практики по теме «Тематические подвижные игры» (старший дошкольный возраст) Цель: создание социальной ситуации развития детей через игровую деятельность –тематические подвижные игры. Задачи: * знакомить с различными видами фольклора - считалки, хороводные,...

Конспект подвижной игры для детей второй младшей группы «Кошка Муська» Цель: Развивать двигательную активность. Задачи: Прививать интерес к играм; Учить слышать воспитателя и выполнять определённые движения; Установить контакт с детьми. Ход занятия: Воспитатель: Сегодня мы будем играть в игру «кошка – Муська». Какие бывают мышки? Что они...

Подвижные игры для детей - «Развитие скоростно-силовых способностей в ДОУ через подвижные игры»



Развитие основных двигательных качеств - ловкости, быстроты, выносливости позволяет ребенку успешно овладевать двигательными умениями (бегом, прыжками, метанием) и спортивными упражнениями (ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде, и пр. К данным двигательным качествам относится...

Картотека подвижных игр старшего дошкольного возраста Подвижные игры Старшая группа Сентябрь Карточка №1 «Мышеловка» Играющие распределяются на две неравные группы. Меньшая группа (примерно треть играющих) образует круг- мышеловку. Остальные дети изображают мышей и бегают вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и...



Уважаемые коллеги! Наши дети очень любят играть в лошадки. Это старая программная игра. Но сколько я не наблюдаю, мало кто из воспитателей играет в неё с детьми. А зря! И всего- то для этой игры нужны вожжи. Вот такие вожжи я смастерила для средней группы в прошлом году. Сначала...

Русские народные подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста О разных жанрах русского фольклора написано и рассказано очень много. Я хочу поговорить о русских народных играх, в которые мы играли, будучи детьми. Сразу вспоминаются милые сердцу названия игр, таких как: " Золотые ворота", "Казаки разбойники", "12 палочек", "Цапки",...

С приходом лета у многих родителей и воспитателей начинает болеть голова - чем занять маленьких непосед дома и на улице. Знаете, изобретать велосипед все-таки не стоит. Ведь до Вас эту головную боль уже пережили мудрые и опытные люди. Причем решили они эту головоломку очень эффективно и разместили на сайте всевозможные варианты подвижных игр, эстафет и конкурсов.

Для игр в помещении воспитатель или родитель может использовать любые подручные материалы. Например, отличная идея изготовления каната для перетягивания из старого галстука. Педагог один или с помощью группы набивает галстук синтепоном или ватой, по желанию можно пришить глаза – получится настоящая живая змея. Такой забавный зверь сможет увлечь и занять ни один десяток дошколят. Так же, отличное времяпрепровождение и развитие органов дыхания – игры с перышками, трубочками и бутылкой. Педагог может устроить азартные и веселые игры на скорость и ловкость, а так же организовать настоящий чемпионат по футболу, если в качестве мяча использовать бусинку, а вместо силы мышц футбольной команды, весь объем детских легких.

Так же, на сайте представлена целая подборка детских игр, которые не требуют дополнительных навыков и материалов. Такими забавными конкурсами и соревнованиями родитель может увлечь кроху в дороге, а педагог – проверить детей на знание форм, понятий, природных явлений и тому подобное.

Дети становятся в круг и произносят: «Не боюсь я холода, не боюсь мороза». Одновременно с этим они подпрыгивают, разводят руки в стороны и сводят их перед грудью скрестно. Водящий - «мороз» становится в середину круга. Он старается коснуться тех детей, у кого руки вытянуты в стороны. Тот, кого «мороз» поймает (коснется рукой), стоит неподвижно и не принимает участия в игре. Заканчивают игру, когда поймано 2-3 играющих.

«Птицы и кукушка». Цель: совершенствование бега и ориентировки в пространстве.

На одной стороне площадки дети чертят небольшие кружки - «гнезда птичек». Водящий - «кукушка» стоит в стороне, у него нет «гнезда». На слова: «Птички полетели!» дети выбегают из «гнезд» и разбегаются в разные направления по площадке. «Кукушка» летает вместе с ними.

На слова: «Птички домой!» все бегут быстро к своим «гнездам», а «кукушка» старается быстро занять какое-либо из «гнезд». Ребенок, «гнездо» которого заняли, становится «кукушкой». Повторить 4-5 раз.

« Ловишка по кругу».

На земле чертят круг (диаметром 3-4 м). Ловишка становится в середину круга, остальные играющие - за кругом.

После слов взрослого: «Раз, два, три - лови!» дети перебегают круг, а ловишка их ловит (касается рукой). После того как будет поймано 2-3 детей, выбирают нового ловишку. Длительность игры 5-6 мин.

«Кто быстрее докатит обруч?»

На одной стороне площадки стоит несколько детей (двое - четверо). На расстоянии 8-10 м чертят линию, до которой они должны как можно быстрее докатить обруч.

По сигналу взрослого дети катят свой обруч толчком ладони. Побеждает тот, кто быстрее достигнет финишной линии. Повторить 3-4 раза.

«Дети и волк». Цель: совершенствовать бег и прыжки на обеих ногах.

На одной стороне площадки, перед начерченной на земле линией, стоят дети. На противоположной стороне, за деревом (столбиком, скамейкой), сидит один из них - «волк».

На слова: «Дети по лесу гуляют, Ходят, бегают, играют, Комариков отгоняют» (повторить 2-3 раза) дети расходятся по площадке и бегают врассыпную. После слов: «Комариков отгоняют» подпрыгивают, хлопают в ладони над головой, как бы отгоняя комариков. На слова: «Дети, поспешите, волк за деревом-бегите» они убегают за линию, а «волк» их ловит (касается рукой). После этого назначают другого водящего. Повторить 3-4 раза.

«Лягушка».

Взрослый произносит:

«Лягушка скачет по дорожке. Вытянула свои ножки, Увидала комара, Закричала …»

Ребенок продолжает: «Ква-ква-ква». После этого выполняет подряд 3-4 прыжка. Если в игре принимают участие несколько человек, взрослый произносит: «А за лягушкой лягушонок кричит громко…» Второй ребенок заканчивает «Ква-ква-ква» и начинает прыгать вслед за первым. Повторить 3-4 раза.

«Воробышки-прыгунчики». Цель: совершенствовать прыжки в длину с места.

На площадке чертят круг (диаметром 2,5-3 м). В середину его становится «кот» (водящий). Остальные дети - «воробышки» - стоят вне круга. Они прыгают в круг и выпрыгивают из него. В это время «кот» старается коснуться кого-либо из «воробышков». Когда двое из них будут пойманы, выбирают другого «кота». Игра продолжается 5-6 мин.

«С кочки на кочку». Цель: развивать ориентировку в пространстве и ловкость.

На площадке чертят несколько кружков (диаметр 30-35 см). Расстояние между ними 40-50 см. Это «кочки на болоте», по которым дети должны перебраться на провоположную сторону. Если игра проводится в помещении, «кочками» могут быть вырезанные из картона кружочки. По ним можно ходить широкими шагами, бегать или прыгать толчком обеих ног, с мягким приземлением на полусогнутые ноги. Если ребенок наступил мимо «кочки», он начинает игру сначала. Повторить 3-4 раза.

«Волк во рву». Цель: совершенствовать прыжки в длину с разбега.

Поперек площадки двумя параллельными линиями чертят или выкладывают из двух скакалок (лент) «ров» шириной 80-100 см. В нем находится водящий - «волк». Остальные играющие - «козы». По сигналу взрослого «Козы в поле, волк во рву!» они бегут на противоположную сторону площадки и перепрыгивают через «ров». «Волк» старается коснуться рукой прыгающих «коз». После этого назначают другого ведущего. Повторить 4-5 раз.

«Обезьянки». Цель: развивать ловкость и координацию движений.

Водящий показывает различные физические упражнения, а все остальные дети «обезьянки» копируют его. Кто сумеет правильно повторить упражнение, тот становится водящим (взрослый подсказывает, какое упражнение нужно выполнить). Игра длится 5-6 мин.

«Гуси-лебеди». Цель: совершенствовать бег и ловкость.

На одной стороне площадки чертой обозначается «дом гусей». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от «дома» «логово», где находится «волк». Остальное место - «луг», на котором «пасутся гуси». Пастух - Гуси-Гуси! Гуси (хором) -Га-га-га!

Пастух - Есть хотите?

Гуси - Да-да-да!

Пастух - Так летите!

Гуси - Нам нельзя, Серый волк под горой Не пускает нас домой.

Пастух - Так летите, как хотите, Только крылья берегите!

После этих слов «гуси» бегут в свой «дом», а «волк» их ловит (касается рукой). Повторить с другим водящим («волком») 3-4 раза.

«Пятнашки». Цель: совершенствовать бег, ловкость и ориентировку в пространстве.

В игре берут участие несколько детей. Один из них - водящий. Дети бегают по площадке, а водящий их старается поймать (коснуться рукой). Тот, кого коснулись рукой, становится водящим. Продолжительность игры 3-5 мин.

«Пятнашки, ноги от земли». Цель: совершенствовать бег и ловкость.

В этой игре нельзя ловить тех детей, которые успели встать на какой-нибудь предмет, бревно, скамейку, пенек и т. д. Нужно заранее договориться, до какой границы площадки (поляны) дети могут бегать. Игра продолжается 4-6 мин.

«Кто летает?» Цель: развивать внимание.

Дети становятся в круг, взрослый называет предметы, птиц, животных, которые летают и не летают. Называя их, воспитатель поднимает руки вверх. Например, он говорит: «Воробей летает, печка летает, самолет летает и т. д.» Дети поднимают руки вверх и произносят слово «летает» только в том случае, если назван действительно летающий предмет. Игра длится 4-5 мин.

«Подбрось и поймай». Цель: совершенствовать ловлю мяча и бег.

На двух столбиках (стойках) натянута веревочка на высоте поднятой вверх руки ребенка. Он подбрасывает мяч через веревочку и ловит его на противоположной стороне. Если играют несколько детей, то можно провести между ними соревнование. Побеждает тот, кто большее количество раз поймал мяч за обусловленное число бросков (8-10 раз).

«Мяч в ворота». Цель: развивать ловкость и точность удара ногой.

Из двух чурок (городков) делают ворота шириной 1 - 1,5 м. С расстояния 3-3,5 м ребенок бьет по мячу ногой, стараясь попасть им в ворота. Эту игру можно провести в виде соревнования между несколькими детьми. Побеждает тот, кто после 5-6 ударов большее количество раз!3 попал в ворота.

«Не давай мяч». Цель: развивать быстроту и ловкость.

Дети становятся в круг и прокатывают мяч друг другу. Водящий бегает в круге, стараясь перехватить мяч. Если он сумел это сделать, в круг идет ребенок, который перед этим прокатывал мяч. Побеждают те, кто ни разу не был водящим. Игра длится 6-8 мин.

«Охотники и зайцы». Цель: совершенствовать метание мяча в подвижную цель, бег и прыжки на обеих ногах.

Выбирают «охотника». Он становится с одной стороны площадки, остальные дети («зайчики») - с другой стороны площадки становятся в свои «норки» (кружки, начерченные на земле).

На слова взрослого:

«Зайчики прыг, зайчики скок, Во зеленый, во лесок».

«зайчики» выходят на площадку и прыгают на обеих ногах. На слово «Охотник!» они убегают в свои «норки». «Охотник» в это время бросает в них мячом. Тот, в кого он попадает, становится «охотником». Повторить 4-5 раз.

«Попади мячом». Цель: совершенствовать бег и метание в цель.

Дети становятся в круг, водящий в середине его с мячом в руках. Он подбрасывает мяч вверх и называет имя кого-нибудь из играющих. Все остальные разбегаются по площадке, а ребенок, имя которого назвали, старается поймать мяч. Как только мяч окажется в его руках, он кричит «Стой!» Все должны остановиться. Водящий бросает мячом в кого-нибудь из играющих. Если ему удалось попасть, тот ребенок занимает место водящего, если нет, то он вновь бежит за мячом и снова кричит «Стой!» играющим, которые в этот момент от него убегают. Водящий имеет право на 3 попытки, после чего игру начинают сначала. В момент броска дети не должны убегать в сторону, но они могут нагибаться, приседать, отклонять туловище и т. д. Повторить 4-5 раз.

Игры-соревнования:

Такие игры более приемлемы для небольшого числа участников. Они сгруппированы по тому двигательному качеству, на развитие которого преимущественно направлены. Игры-соревнования могут быть использованы для предварительной подготовки к коллективным играм с большим числом участников, в которых в комплексе будут проявляться все двигательные качества детей. 1. Игры на силу — «Кто сильнее?» для детей 6- 10 лет.

Соревнование выигрывает тот, кто большее число раз или с большим отягощением выполнит следующие упражнения:1. Поднимание мешочков различной массы (1, 2, 3, 4, 5 кг) многократно.2. Сгибание и разгибание рук в упоре на полу.3. Приседание с отягощением на плечах (многократно).

4. Броски набивного мяча на дальность - от груди, снизу вверх, из-за головы из положения сидя на полу ноги врозь.5. В висе на гимнастической стенке многократное поднимание и опускание ног.2. Игры на гибкость для детей в возрасте 5-10 лет.

«Наклонись ниже» - стоя на скамейке, ребенок, не сгибая ног, должен наклониться вперед как можно ниже. Выигрывает тот, кто может опустить руки ниже края скамейки. 2. «Держи руки уже» - взявшись двумя руками за палку, ребенок делает выкрут в плечевых суставах. Побеждает тот, у кого при хвате будет наименьшее расстояние между руками.3. «Делай «шпагат» - ребенок старается как можно больше развести ноги в передне-заднем направлении.4. «Подвижная рука (нога)» - лежа на полу, поднять руку как можно выше или стоя поднять прямую ногу как можно выше.3. Игры и соревнования на выносливость для детей 6-10 лет.

1. «Бег по кругу». На площадке или полянке через каждые 20 м устанавливают 10 цветных флажков. Около каждого из них лежат различные предметы (игрушки, шишки, пуговицы и т. п.) по числу участников соревнования. По сигналу дети бегут от флажка к флажку, поднимая у каждого по одному заданному предмету. Кто раньше прибежит к финишу с 10 предметами, тот выигрывает.Игра может быть усложнена за счет увеличения расстояния между флажками.2. На поляне расставлены 5 флажков: на расстоянии 50 м от старта - красный-)-100 м - желтый + 60 м - синий + 40 м - черный)-70 м - зеленый. По команде дети начинают бег. У каждого флажка они отмечаются, например, пишут первую букву своего имени. Побеждает тот, кто раньше всех прибежит к финишу.Игра может быть усложнена за счет увеличения числа флажков или расстояния между ними.

3. «Бег до ориентира». Детям предлагается добежать до какого-либо заметного ориентира - дерева, куста, дома - и вернуться обратно. Маршрут может составлять от 300 до 600 м.4. «Бег в эстафетах». Дети делятся на команды. По сигналу по одному представителю от каждой команды бегут к флажку, установленному на расстоянии 50--200 м, поднимают там шишку, возвращаются обратно и передают шишку следующему игроку своей команды. Тот, кто прибежал быстрее, приносит своей команде одно очко. Затем бегут вторые пары и т. д. Та команда, которая набрала больше очков, становится победительницей.Игру можно повторить 2-3 раза, каждый раз меняя составы команд.5. «Самый выносливый». Дети в течение 2 мин выполняют бег по кругу от флажка к флажку, расстояние между которыми 30 м. За временем следит по часам кто-либо из взрослых. По команде «стой!» дети останавливаются. Каждому сообщают, сколько он пробежал. Победителем становится тот, кто пробежал большее расстояние за 2 мин.6. «Попрыгунчик». Между двумя стойками натягивается шнур на высоте, на 20 см выше поднятой вверх руки ребенка. Дети по очереди встают под шнуром и по сигналу начинают выполнять подскоки вверх, каждый раз доставая рукой до шнура. Взрослый вслух считает число прыжков. Упражнение прекращают тогда, когда из-за усталости ребенок не сможет достать шнур над головой. Выигрывает тот, кто сделает больше прыжков.4. Игры и соревнования на быстроту для детей 6-10 лет.

1. «Кто быстрее?» - пробежать 20 или 30 м на время; челночный бег - 4X30, т. е. по 30 м туда и обратно; сделать больше хлопков за 5 с (руки поднять через стороны вверх, хлопнуть над голоэой, опустить вниз, коснуться бедер и т. д.).2. «Кто сделает больше шагов?» - дети выполняют быстрый бег на месте, а родители подсчитывают число движений. Выигрывает тот, кто сделает больше шагов за 6 с.Игры и соревнования на прыгучесть для детей 6-9 лет1. «Кто прыгнет дальше? - прыжок в длину с места на дальность.2. «Прыгай как зайчик» - выполнить три прыжка на двух ногах на дальность.3. «Кто прыгнет выше?» - на различной высоте на нитках висят игрушки. Выигрывает тот, кто достанет игрушку, висящую на самой большой высоте.4. «Кузнечики» - на земле нарисованы цветы - ромашки, колокольчики и др. Дети прыгают с цветка на цветок (как кузнечики), стараясь как можно меньше времени затратить на «посещение» всех цветов.5. «Не замочи ноги» - на площадке или в комнате на полу нарисован ручеек. Ребенок должен перепрыгнуть через ручеек в самом широком месте.6. «Прыгни точнее» - от линии старта сделать отметки на расстоянии 15, 20 и 30 см. Нужно выпрыгнуть точно на это расстояние. Выигрывает тот, кто меньше ошибается.Варианты игры - прыжки боком, спиной, на одной ноге.

5. Игры и соревнования в упражнениях на равновесие для детей 6-9 лет.

1. «Кто дольше простоит на одной ноге?» — руки на пояс, согнуть правую ногу и стопу поставить на голень левой ноги, глаза закрыть. Фиксируется время устойчивого положения.Варианты: с различным положением рук (вперед, вверх, в стороны), ног (вперед, в сторону, назад) или с предметами (мяч, гантели).2. «Пройти по рейке гимнастической скамейки» — как можно быстрее.3. «Не теряй равновесия» - играющий принимает определенную позу на одной ноге, стоя на скамейке, табуретке, кубике. Выигрывает тот, кто дольше выдержит заданную позу.4. «Пройди по линии» - на полу проведена 10-метровая прямая линия. После двух поворотов на 360° нужно пройти по этой линии с закрытыми глазами. Выигрывает тот, кто меньше всего отклонится от начерченной прямой.

6. Игры, способствующие тренировке зрительных функций у детей 6-9 лет

1. «Запомни и зарисуй» - детям в течение 20 с показывают таблицу с различными геометрическими фигурами. После этого дети должны нарисовать эти фигуры по памяти. Выигрывает тот, кто больше запомнит фигур и расставит их в порядке, в каком они представлены в таблице. Игру можно усложнить за счет сокращения времени на просмотр таблицы.2. «Что ты видел?» - детям в течение определенного времени (5, 10 или 15 с) показывают картинку с различными предметами. Затем рисунок убирают, а дети перечисляют предметы, которые они запомнили.3. «Просчитай таблицу!» - детям показывают таблицу, на которой цифры расположены в произвольном порядке. Ребенок должен найти их в порядке возрастания. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.4. «Кто лучше запомнил?» - на столе выставляют 10 игрушек и показывают их детям в течение 5 с. Затем игрушки накрывают покрывалом, а дети должны их перечислить. Выигрывает тот, кто запомнил больше игрушек.Варианты: предложить запомнить последовательность расположения игрушек, их цвет, размеры^ уменьшить время показа.5. «Кто больше увидел?» - детям предлагают пройти участок леса (100 м) и рассказать, кто что увидел и запомнил.Варианты: что увидел на площадке, поляне, в спортивном зале, своей комнате.6. Игры для тренировки глазомера - сколько шагов между стульями, стенами комнаты, различными предметами? Правильность ответа ребенок проверяет сам, проходя данное расстояние и считая шаги.Выигрывает тот, кто меньше ошибся.7. «Попади в корзину» - на полу ставят корзину. Дети выполняют броски мяча в корзину с расстояния 3-5 м.Выигрывает тот, у кого будет больше попаданий из 5 попыток.8. «Метание на заданное расстояние» - стоя на линии старта, бросить мяч на отметку 5 м. Выигрывает тот ребенок, чей мяч упадет ближе всего к заданной линии.Игру можно усложнить за счет увеличения расстояния броска, изменения способа броска - от груди, из-за головы, справа, слева, одной рукой и т. д.9. «Попади в квадрат» - стоя в центре круга диаметром 6 м, стараться попасть мячом броском снизу вперед в квадраты (30X30 см), расположенные на линиях круга спереди, сзади и с боков.