Open
Close

Растолковать пословицу. Пословицы и поговорки о труде, работе, деле для детей дошкольного и школьного возраста, школы, ДОУ: сборник лучших пословиц с объяснением смысла

Пословицы - это великое наследие наших предков, которое уже не одно поколение передается из уст в уста. В этих небольших высказываниях сокрыта глубокая мудрость, способная раскрыть сущность многих вещей. И все же, невзирая на то, что пословицы и поговорки используются в разговоре регулярно, многие и поныне не могут осознать, насколько они полезны.

Существует огромное количество этих коротких высказываний. Одни предназначены для взрослых, иные более подходят детям. Также они отличаются и по стилю изложения, и по тематике... Впрочем, давайте обо всем по порядку.

Пословицы - это...

Начать следует с того, что многие не знакомы с определением данного понятия. Возможно, это покажется невеликим упущением, но возникает вопрос: «А как тогда понять, что данное выражение является именно пословицей?» Дабы в будущем не возникало подобных ситуаций, приведем наиболее распространенное толкование.

Итак, пословицы - это короткие высказывания, в которых явно просматривается нравоучительный контекст. Чаще всего формулировки эти ограничиваются одним предложением, реже двумя, но короткими. Еще одним указателем является отсутствие автора, так как все они были созданы народом.

Также в пословицах можно проследить рифму, благодаря которой такое выражение читается или говорится на одном дыхании. Для достижения такого эффекта тщательно подбирается порядок слов, а несозвучные части заменяют синонимами или метафорами.

Кто придумал пословицы?

Как говорилось ранее, пословицы - это малая форма Но это не всегда означает, что образные изречения придумывались "всем миром". Нет, в реальности чаще бывает так, что кто-то случайно употребил в своем разговоре интересное выражение, оно понравилось второму, затем третьему и так далее, пока вся округа не начинает использовать его. С годами память о настоящем авторе стирается, и пословица становится народной.

Но бывает и так, что пословицы и поговорки создавались не одним человеком, а целой социальной группой. Это нужно было для того, чтобы приобретенный опыт и знания не затерялись с годами. В таких случаях автором пословиц и правда является народ.

Зачем нужны пословицы?

Значение пословиц в жизни людей трудно переоценить, ведь они, как невидимые учителя, несут в себе истину. Одни изречения рассказывают о том, как правильно вести себя, вторые напоминают о важности здоровья, третьи высмеивают пороки.

Например, пословица «Глаз - бирюза, да сердце - сажа» напоминает о том, что внешняя и душевная красота - это не всегда одно и то же. Второй пример: «В умной беседе разума набраться, в глупой - собственный растерять». Или же «С кем поведешься, от того и наберешься». Как видите, пословицы отображают существующие реалии жизни в простой и доступной форме. Это помогает не только уловить их суть, но и улучшает восприятие.

Применять их можно в повседневной жизни, например, для того чтобы скрасить разговор. Еще более разумно использовать пословицы как примеры, способные подсказать путь к решению важных вопросов.

Как уберечь пословицы от забвения

С годами многие пословицы уходят в тень, что является очень печальным фактом. Причин тому довольно много. Но главная проблема заключается в том, что практически не интересуется устным творчеством, и в частности фольклором. А ведь это такой кладезь

Исправить ситуацию могут только их родители и педагоги, постоянно напоминая детям о важности пословиц. При этом необязательно принуждать читать их, и уж тем более заставлять заучивать на память. Достаточно будет употреблять пословицы в обыденном разговоре, интересуясь тем, понял ли ребенок значение того или иного высказывания.

К тому же для более продвинутых ребят есть современные пословицы. Например, «В чужое авто со своей кассетой не лезут» или же «Леди с дилижанса - пони легче». Звучит немного шокирующе для старшего поколения, зато как понятно для молодежи! Подобная трактовка не только поможет посеять в сердце ребенка тягу к народным метафорическим высказываниям, но и даст возможность родителям почерпнуть что-то новое для себя.

Итак, поехали!

Всыпать по первое число

Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Все трын-трава

Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Гол как сокол

Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле «сокол» — старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская

Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек

В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот

Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос

Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения

Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы

Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Зарубить на носу

Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера

Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши

Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку — баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими — «баклушечниками», и пошла наша поговорка.

II. Цели и задачи.

Сегодня, ребята, мы поговорим о дружбе и о товариществе. Попытаемся
ответить на вопросы:

1. Что такое настоящая дружба?

2. Как проверяется она?

3. Кого человек вправе называть своим другом?

4. какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? (проблема)

Во все времена, у всех народов очень высоко ценились дружба, верность,
преданность.

В XII веке Шота Руставели писал: «кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг». В дружной работе, в общем отдыхе, во взаимовыручке народ усматривает силу.

Игра: Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжите.

· Один за всех, все … (за одного).

· Один в поле … (не воин).

· Старый друг, лучше … (новых двух).

· Без беды друга … (не узнаешь).

· Нет друга, ищи, а нашел … (береги).

Народ сложил много пословиц о дружбе. Послушаем объяснение их смысла.

1. Трусливый друг опаснее врага, (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

2. Доброму коню найдется много хозяев, а хорошему человеку – много друзей, (хорошего коня многие хотят купить, а с хорошим человеком многие хотят подружиться).

3. Неверный друг, что дырявая шуба, (в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведет в трудную минуту).

4. Не тот друг кто потакает, а тот, кто помогает, (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле, лучший друг – это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).

5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг, (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).

6. За что друг побранит, за то враг похвалит, (твой враг хорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие-либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя лицемерно хвалить, а настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная).

7. И много друзей – мало, и мало врагов – много, (много друзей всегда хорошо, а хорошо много не бывает, враг – это всегда зло, а даже маленькое зло – это всегда плохо).

8.Дерево крепко корнями, а человек – друзьями, (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).

9. Дружба, что стекло, расколешь – не соберешь, (разбитое стекло уже не вставишь в окно, если обидишь друга, то можешь потерять навсегда).

10. дружба дружбе рознь – иную хоть брось, (когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют друг на друга, то такая дружба приносит только вред).

11. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью, (надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки и недостойные поступки, именно такой дружбой следует дорожить).

12. Горы и камни разрушаются ветром, а людская дружба словом, (обидные и неприятные слова могут разрушить дружбу, поэтому нужно осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).

13. Хочешь дружбы – будь другом, (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся, каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).

Грамотного и уважающего себя человека характеризует красивая образная речь, особенно если он хорошо относится к родному языку и черпает вдохновение из русского фольклора. Такой оратор всегда может заинтересовать окружающих, и слушать его захочется не один раз.

Людям, имеющим скудный словарный запас , напротив, гораздо сложнее получить авторитет аудитории, поэтому знать язык, на котором разговариваешь и понимать мудрость предков, собранную веками просто необходимо каждому. Часто для украшения речи человек употребляет фразеологизмы, порой даже не замечая этого, чтобы точнее выразить собственные чувства, ощущения и мысли.

Смысл выражения

Впервые это устойчивое выражение было зафиксировано в 1853 году и занесено в толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля. Фразеологизм был отнесён к одному из разделов словаря под названием «много - мало».

Как правило, эта фраза относится к скромному, не бросающемуся в глаза, скорее неказистому человеку или же небольшому предмету, которые на поверку могут оказаться очень ценными, интересными, достойными внимания и уважения. Ещё так говорят о людях маленького роста, но обладающих массой хороших качеств и особой ценностью для общества.

Что значит слово «золотник»

В царской России так назывался эталон (мера веса) для взвешивания драгоценных металлов. Он был равен 4,26 грамма, поэтому самые распространённые гирьки в то время для измерения массы серебра и золота весили именно столько. В то время это была совсем небольшая мера веса, но обладала она особенно ценными качествами.

Помимо этого, в Киевской Руси золотником называлась маленькая монетка из золота, вес которой составлял 1/741 фунта. Но в последние годы своего существования она дошла до 1/96 фунта.

Когда свершилась Великая Октябрьская революция такие меры веса новое правительство отвергло и заменило на новые, которые и используются и по сей день.

Объяснение пословицы

Смысл такого выражения именно в том, что не стоит судить по внешней оболочке о характере и ценности объекта, ведь сначала нужно заглянуть в его «внутренний мир». Зачастую судить по «одёжке» - дело очень неблагодарное, а бывает даже вредное .

Можно утверждать, что задача этого изречения состоит в том, чтобы подчеркнуть ценность и важность предмета, не по его физической силе или крупным габаритам, а в его значимости для окружающих.

Синонимы поговорки

Забавно, что в качестве ироничного антонима этой фразы, часто употребляется народное выражение «Мал клоп, да вонюч», означающее противоположный смысл пословицы про золотник, который не нужно объяснять.

Для учеников

Школьная программа нередко предлагает задания по описанию таких фразеологизмов, как «Мал золотник да дорог» , бывает, что необходимо найти синонимы, антонимы этой фразы или написать сочинение по теме народных поговорок.

Тогда учащейся должен изложить случай из собственной жизни или придумать ситуацию, где раскрывается смысл такого выражения и передать своё понимание фразеологизма.

Получается, что эта мудрая пословица может быть использована в любой области человеческой жизни и совершенно не утратила своей актуальности до наших дней!

Пословицы и поговорки – кажется, это что-то из глубокого детства, из красочного учебника по чтению для младшей школы. И, в то же время, они напоминают о себе каждый день, даже если никто их не произносит. Потому что они – сама жизнь, ее отражение. Если хотите, «формулы» жизни, которые объясняют: если сделаешь то – будет так, а вот это случилось потому-то… Ведь в пословицах – народная мудрость. Опыт поколений, не зависящий ни от исторической эпохи, ни от моды, ни от политической или экономической ситуации. Единственное, от чего зависит этот опыт – это время, которое обогащает, наполняет его.

Кладезем опыта и мудрости в чистом виде можно назвать именно пословицы. Это – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершенный смысл. Например: «без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Поговорка – это нечто другое. Это, скорее, просто устойчивое сочетание, выражающее какую-то мысль, понятие вместо какого-либо слова, или обозначающее часто повторяющееся, узнаваемое явление: «как две капли воды», «как снег на голову», «ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»…

Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь.

Потом, когда распространилась литература, печать, даже телевидение, кладовую мудрости стали пополнять «авторские» пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг… Но значение пословиц и поговорок в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать…

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ: ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ

Все трын-трава

Таинственная «трын-трава» - это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын - это забор. Получалась «трава подзаборная», то есть никому не нужный, всем безразличный сорняк.

Всыпать по первое число

Не поверите, но в старой школе учеников пороли каждую неделю, независимо от того, кто прав, кто виноват. И если «наставник» переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

Гол как сокол

Страшно бедный, нищий. Обычно думают, что речь идет о птице соколе. Но она здесь ни при чем. На самом деле «сокол» - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

Сирота казанская

Так говорят о человеке, который прикидывается несчастным, обиженным, беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему сирота именно «казанская»? Оказывается, фразеологизм этот возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Мирзы (татарские князья), оказавшись подданными русского царя, старались выпросить у него всяческие поблажки, жалуясь на свое сиротство и горькую участь.

Непутевый человек

В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий - ведающий княжеской охотой, путь ловчий - псовой охотой, путь конюший - экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь - должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек.

Шиворот-навыворот

Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы.

Водить за нос

Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

Козел отпущения

Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов. Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем - самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет.

Точить лясы

Лясы (балясы) - это точеные фигурные столбики перил у крылечка. Изготовить такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.

Тертый калач

В старину действительно был такой сорт хлеба - «тертый калач». Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица - «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы.

Зарубить на носу

Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким - согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. «Носом» называлась памятная дощечка, или бирка для записей. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память.

Ни пуха, ни пера

Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух - звери. В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма!» На что добытчик, чтобы тоже не сглазить, отвечал: «К черту!». И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

Бить баклуши

Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»? С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку - баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». Отсюда, из насмешки мастеров над подсобными рабочими - «баклушечниками», и пошла наша поговорка.

Втирать очки

Как очки можно «втирать»? Куда и зачем? Очень нелепо выглядела бы такая картина. А нелепость происходит потому, что речь тут идет вовсе не об очках, которые служат для исправления зрения. Есть и другое значение слова «очки»: красные и черные знаки на игральных картах. Есть даже азартная картежная игра, так называемая - «очко». С тех пор как существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулера. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно «втирать очки» - превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая «очко» или замазывая его особым белым порошком. И выражение «втирать очки» стало означать «обжуливать», отсюда родились и другие слова: «очковтирательство», «очковтиратель» - ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.

После дождичка в четверг

Русичи - древнейшие предки русских - чтили среди своих богов главного бога - бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели - четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну - Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в «свой день» - четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка «После дождичка в четверг» стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .