Open
Close

Таблица диагностики детей подготовительной группы. Диагностика знаний и умений детей подготовительной группы по разделу «Социальный мир

ольга назина
Диагностика знаний и умений детей подготовительной группы по разделу «Социальный мир»

Педагогическая диагностика в подготовительной группе по разделу «Социальный мир»

Педагогическая диагностика обеспечивает воспитателя оперативной информацией о характере детских представлений о труде взрослых как социальном явлении, предметном мире, о самостоятельных трудовых навыках ребёнка. В подготовительной группе диагностика проводится по трём разделам: 1- предметный мир, 2- ребёнок и взрослый, 3- я сам.

В разделе - Предметный мир необходимо выявить:

1. Умение детей сравнивать предметы разных видов, вычленяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщая результаты сравнения. Дошкольникам предлагают игровое упражнение «Сравни предметы». Перед детьми лежат предметные картинки: сумка дамская, школьный рюкзак, портфель, сетка. Дети рассматривают предметные картинки и объясняют, чем предметы похожи, чем отличаются.

2. Умение классифицировать предметы по родовым и видовым признакам, доказывать правильность обобщения.

В игровом упражнение «Разложи по полочкам» ребёнок получает набор картинок: шубу и свитер, меховую шапку и кофту, джинсы и куртку, пальто и юбку, шорты и платье, футболку и шляпу, кепку. Карточки: - летняя одежда, - демисезонная, - зимняя одежда.

После рассматривания предметных картинок ребёнку предлагают разложить одежду на полочки. Рядом карточкой солнце дети кладут летнюю одежду, рядом с тучкой демисезонную одежду, со снежинкой зимнюю одежду.

Вопросы: Назови головные уборы? Зимнюю (летнюю, демисезонную) одежду?

Низкий уровень . Существенные родовые особенности предметов ребёнок выделяет только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на несущественные, но привлекательные признаки.

Средний уровень Ребёнок выделяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов с небольшой помощью взрослого. В своих объяснениях использует средства языковой выразительности.

Высокий уровень Ребёнок правильно доказывает обобщений, самостоятельно группируя предметы по разным признакам. Речь выразительна, богата эпитетами, сравнениями.

В разделе - Труд взрослых не обходимо выявить

1. Выявить представление о роли современной техники в трудовой деятельности, о роли машин и механизмов труде человека. Используя игровые тестовые задания: д/и «Кому, что нужно для работы» Ребёнку предлагают картинки: Фермера – комбайна, трактора, сеялки, бараны. Строителя – подъёмного крана, экскаватора, бульдозера, шпателя, дрели, валика. Учителя – компьютера, клавиатуры и компьютерной мышки, блокнота, глобуса, ручки.

После рассматривания предметных картинок ребёнку предлагают разложить предметы рядом с карточками фермера, учителя, строителя.

Вопрос: Зачем людям нужны машины? Какие машины используют для выращивания хлеба?

2. Выявить представление детей о связи труда людей разных профессий, занятых на одном производстве, о структуре трудового процесса.

Ребёнку предлагают выложить операционные карты в порядке поэтапного изготовления платья.

Вопросы: Люди, каких профессий заняты в изготовление одежды? Что делают закройщик (модельер, швея?

3. Выявление познавательного интереса к труду взрослых, интерес к труду как социальному явлению проводят индивидуальную беседу

Вопросы: Люди, каких профессий работают на стройке? Расскажи, что делает каменщик (плотник, маляр? Какие машины нужны на стройке? Зачем они нужны? Откуда в городе хлеб? Расскажи, как его выращивают? Откуда фермеры получают машины? Для чего все люди работают? Что будет, если все люди перестанут работать? Зачем людям нужны деньги?

Знания детей оценивают с помощью уровня социальной компетентности ребёнка

Низкий уровень . Нечёткое представление о трудовом процессе. Ребёнок знает некоторые профессии, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Речью доказательством владеет недостаточно; познавательное отношение к труду неустойчивое.

Средний уровень . Ребёнок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда, понимает значение используемой техники, современных машин и механизмов в труде. Стремиться аргументировать свои суждения, интерес к труду взрослых устойчив.

Высокий уровень . Ребёнок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, правильно обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых.

В разделе – Я сам не обходимо выявить

1. Умение самостоятельно подбирать материал, инструменты и изготавливать поделку, опираясь на пооперационные карты.

Для этого ребёнку индивидуально предлагают сделать поделку из бумаги в подарок малышу. Выложить последовательно пооперационные карты, самостоятельно выбрать материал и необходимые инструменты.

Для проведения диагностики необходимо обеспечить широкий выбор материалов и инструментов для работы. В процессе наблюдения следует выявить ручную умелость и способность реализовывать замысел.

Знания детей оценивают с помощью уровня социальной компетентности ребёнка

Низкий уровень . Беспомощность во всех компонентах трудового процесса, не видит необходимости повседневного труда. Результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

Средний уровень Труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослого или сверстника. Качество результата высокое, но без элементов новизны, недостаточны комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла.

Высокий уровень . Труд результативен. Хорошо развиты комбинаторные умения, обеспечивающие проявления творчества и индивидуальности. Развиты умения использовать пооперационные карты, обобщённый способ конструирования. Такая диагностика помогает воспитателю определить уровень

Диагностическая тетрадь

Воспитанника подготовительной группы ___

_________________________________ школы

_____

Возраст _________

20 -20 учебный год

Протокол психолого-педагогического обследования

ФИ ___________________________________________________

Возраст, дата рождени ­ я ____ ______________________________

Дата обследования ______________________________________

Диагностическая программа

    Ориентировка в окружающем

    1. Вопросник

1 ____ 2 ____ 3 ____4 _____ 5 ____6 ____ 7 ____ 8 _____ Итоговый уровень ____________________

    1. Методика «Дополни фразы»

Итоговый уровень __________________________________

    Мотивационная готовность

2.1 Вопросник

1 ____ 2 ____ 3 ____4 _____ 5 ____6 ____ 7 ____

2.2 Текст в картинках

1-ый выбор________ 2-ой выбор__________ 3-й выбор_________

Итоговый уровень __________________________________

    Уровень развития образных представлений

    1. Методика «Разрезные картинки»

1 ____ 2 ______ 3 _______ Итоговый уровень __________________________________

    1. Методика Соотнесение с эталоном»

Итоговый уровень __________________________________

    1. Методика «Самое непохожое»

1-ое задание________ 2-ое задание__________ 3-е задание_________

Итоговый уровень __________________________________

    Уровень произвольного запоминания

1 ____ 2 ____ 3 ____4 _____ 5 ____ Итоговый уровень ____________________

    Развитие мышления и речи

    1. Методика «Четвертый лишний»

1 ____ 2 ____ 3 ____4 _____ 5 ____6 ____ Итоговый уровень ____________________

    1. Методика «Назови одним словом»

1 ____ 2 ____ 3 ____4 _____ 5 ____6 ____ 7 ____ 8 _____ 9 ____ 10 ____ 12 ____13 _____ 14 ____ Итоговый уровень ____________________

    1. Рассказ по картинкам

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Уровень саморегуляции

Методика «Да и нет»

Количество ошибок ________________________ Итоговый уровень _________________________

    Уровень развития моторики руки

Уровень ____________________________________

    Уровень физической подготовленности

Уровень (нормальный, низкий)

    Индивидуальные особенности

    Интерес к заданиям:

    Работоспособность: а) _____________________ б) _______________________

    Общение со взрослыми: а) _____________________ б) _______________________

    Медицинские показатели ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Выводы об уровне развития ребенка :

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностическая программа

    Выявление ориентировки в окружающем

1.1 Вопросник на осведомленность:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется село где ты живешь?

5. Каких ты знаешь домашних животных?

6. В какое время года на деревьях появляются листья?

7. Что остается на земле после дождя?

8. Чем отличается день от ночи?

«Высокий» - 7-8 баллов, «Средний» - 5-6 баллов, «Низкий» - 4-0 баллов

1.2 Методика «Дополни фразы»

2. Тесты школьной мотивации

Тест-опросник на определение сформированности "внутренней позиции школьника".

Задайте ребенку приведенные ниже вопросы и запишите полученные ответы.

    Ты хочешь идти в школу?

    Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?

    Чем тебе больше всего нравиться заниматься в детском саду (дома)? Почему?

    Ты любишь, когда тебе читают книжки?

    Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?

    Какие у тебя любимые книжки?

    Почему ты хочешь идти в школу?

    Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?

    Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?

    Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?

    Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем?

    В игре в школу что у нас будет длиннее - урок или перемена?

Учитываются ответы на вопросы № 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12.

При сформированной "внутренней позиции школьника" ответы на вопросы будут такими.

1 - Хочу идти в школу.

2 - Не хочет еще на год остаться в детском саду (дома).

3 - Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)

4 - Люблю, когда мне читают книги.

5 - Сам прошу чтобы мне прочитали.

10 - Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

11 - Хочу быть учеником.

12 - Пусть будет длиннее урок.

3.1 Методика «Разрезные картинки»

Цель : изучение особенностей установления причинно-следственных связей и отношений между объектами и событиями, изучение состояния устной связной речи, соотношения уровней развития мышления и речи.

Оборудование : четыре сюжетно-связанных картинок.

Процедура и инструкция : перед ребенком выкладывают картинки в нарушенной последовательности, предлагают разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета: «Положи картинки по порядку». Предложение составить рассказ по картинкам: «Художник составил рассказ про бабушку и кота, а ты расскажи, что здесь происходило». В случае отказа ведется беседа по картинкам. Фиксация деятельности испытуемого и определение одного из уровней.

3 .2 Методика Соотнесение с эталоном » ( «Эталоны» по О.М. Дьяченко)

особенности овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам. Методика предназначена для группового обследования.

Материал: тетрадь из 8 листов, на каждом из них расположены 8 картинок, изображающих различные предметы. Под картинками изображена фигура – эталон для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Инструкция: «Рассмотри внимательно на этой странице все картинки, строку за строкой и фигурку под ними. Выбери те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставь под такими картинками крестики. Когда ты отметишь все картинки, похожие на фигурку, переверни страницу и на следующей странице тоже отметь картинки, которые похожи уже на другую фигурку, ту, которая нарисована под ними. Так ты должен отметить фигурки на всех 8 страницах.»

Во время выполнения задания необходимо обратить внимание ребенка на анализ формы фигурок – эталонов – чтобы избежать случайного выбора картинок: «Внимательно смотри на фигурки под картинками».

Правильное решение:

1лист – ботинок, собака, машина, коляска;

2 лист – чашка, гриб, шапка, корзинка;

3 лист – груша, лампочка, матрешка, гитара;

4 лист – пирамида, кукла, морковь, желудь.

Оценка результатов

Максимальный балл по всем восьми страницам – 48 очков. За каждую правильно отмеченную картинку – 3 балла. За неверно отмеченную – 1 штрафной балл. Реальный балл будет равен: правильные баллы минус штрафные.

Качественный анализ результатов

    1-й тип . Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали - выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.

    2-й тип . Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.

    3-й тип . Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.

Определение уровней развития

Очень низкий уровень – менее 10 баллов

Низкий уровень - от 10 до 20 баллов

Средний уровень – 20-28 баллов

Высокий уровень – 29-32 балла

Очень высокий уровень – 33-48 баллов

3.3 Тест на мышление для детей 4,5 - 7 лет "Самое непохожее" Л.А. ВЕНГЕРА

Стимульный материал

8 геометрических фигур разной формы, цвета и размера, из них: 2 синих круга (большой и маленький), 2 красных круга (большой и маленький), 2 синих квадрата (большой и маленький) и 2 красных квадрата (большой и маленький). В приложении фигурки, соответственно, черные и незакрашен­ные.

Инструкция

Посмотри на эти фигурки. Чем они отличаются друг от друга? А теперь выбери из этих фигурок одну, которая бы ничем не была похожа на выбран­ную мной (взрослый берет одну из фигурок и выкладывает перед ребенком), вспомни, что выбранная тобой фигурка не должна походить на мою ни фор­мой, ни цветом, ни размером (для детей 4,5-5,5 лет). Посмотри на эти фигур­ки. Я выкладываю перед тобой одну из них, а ты должен найти другую, которая ничем не походит на выбранную мной (для детей 5,5-7 лет).

Проведение теста

В начале работы все восемь фигурок раскладывают на столе в один ряд. Во время беседы дети могут брать их в руки, раскладывать по форме, цвету или размеру. Затем их снова в произвольном порядке выкладывают в один ряд, из которого взрослый вынимает одну фигурку, кладет ее на стол перед ребенком и просит положить рядом самую непохожую из оставшихся фигур. В том случае, если ребенок 4-5 лет затрудняется в выделении всех трех отли­чий (параметров) этих фигурок, ему можно помочь, подсказав: "Обрати вни­мание на размер (или цвет) фигурок". Если дети находят неправильную фи­гурку, им надо помочь, подсказав, чем эта фигура схожа с выбранной взрос­лым. Если вы, например, выбрали маленький синий квадрат, а ребенок выб­рал большой синий крут, ребенку можно сказать: "Молодец, действительно твоя фигура большая, а моя - маленькая, это круг, а у меня - квадрат. Но не и. я просила, чтобы они ничем не были похожи, а у тебя они одного цвета. Давай положим эту фигурку на место, и ты найдешь другую, самую непохо­жую". Таким образом вы не только указываете на ошибку, допущенную ре-ос и ком, но и подчеркиваете еще раз, какие параметры необходимо учиты­вать при выборе нужной фигуры. Такое объяснение при ошибке можно дать детям любого возраста. Помощь можно оказывать два раза, но если ребенок несправился с заданием даже после ваших объяснений, тестирование прерывают. Если ребенок правильно выбрал фигурку, задание повторяют еще раз, чтобы убедиться в том, что правильный выбор был не случаен. В конце Тестирования ребенка просят объяснить, почему он выбрал именно эту фигуру.

Дети 6-7 лет самостоятельно вычленяют следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентируются на весе эти параметры при выборе фигурки.

Уровень выполнения задания определяются количеством признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе "самой непохожей" фигурки и которые он назвал.

    Ниже среднего - преобладание выбора по одному признаку без называния признака.

    Средний уровень - преобладание выбора по двум признакам и называние одного.

    Высокий уровень - преобладание выбора по трем признакам и называние одного - двух.

4. Методика "Заучивание 10 слов" А.Р.Лурия

Эта методика "Заучивание 10 слов" одна из наиболее часто применяющихся. Предложена А.Р.Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.
Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.
Первое объяснение . "Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?"
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
Продолжение инструкции . "Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их - и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,- все вместе, в любом порядке".
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: "Еще раз".
В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, - ставит и под ними крестики.
В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этогоопыта допускать нельзя.
После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания). В результате протокол опыта принимает следующий вид:

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

огонь

Спустя час

По этому протоколу может быть составлена "кривая запоминания". Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид.

Кривая запоминания.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово "огонь" и в дальнейшем при повторении "застрял" на этой ошибке. Такие повторяющиеся "лишние" слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких "лишних" слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания.
"Кривая запоминания" может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения - все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.


Кривая истощаемости внимания

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше.
Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.

5.1 «Четвертый лишний»

Позволяет выделить уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов и способность отнесения их к определенному классу понятий.

Испытуемому предлагается 5 карточек, на каждой из которых изображено по 4 разных предмета. Инструкция: внимательно посмотрите на каждую карточку. Вам нужно определить, какой из изображенных на карточке 4-х предметов лишний, т.е. не подходит к группе трех предметов объединенных каким-то общим признаком.

Учитывается время и точность. На примере 1 карты экспериментатор проверяет, правильно ли понята инструкция.

Обработка результатов. Оценка: А=В+Т, где В – оценка успешности, Т – оценка времени.

В

Время(с)

Т

I карта

1.бурав
2.шуруп
3.пила
4.топор

1
9
1
5

6
6-60
6-120
120

1
0
-1
-2

А1=В1+Т1

II карта

1
1
5
9

3
3-40
40-60
60

1
0
-1
-2

А2=В2+Т2

III карта

1.часы
2.очки
3.весы
4.термометр

1
9
1
1

3
3-40
40-60
60

1
0
-1
-2

А3=В3+Т3

IV карта

1.шкаф
2.кровать
3.комод
4.этажерка

1
9
1
5

3
3-40
40-60
60

1
0
-1
-2

А4=В4+Т4

V карта

1.пуговица
2.катушка
3.пряжа
4.крючок

1
9
1
1

3
3-40
40-60
60

1
0
-1
-2

А5=В5+Т5

Общая оценка в баллах складывается из оценок показателей успешности по всем картам, кроме А1, которая рассматривается как тренировочный этап.

А=А2+А3+А4+А5

В зависимости от полученных баллов уровень развития мышления оценивается как: средний -20-36 баллов, выше среднего -37-40 баллов, ниже среднего 20 баллов

5.3 Рассказ по серии сюжетных картинок

Методика направлена на исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственых и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательных событий.

Для детей 5-7 лет





Диагностическое обследование детей

подготовительной к школе группы.

педагог – психолог

МАДОУ «Детский сад № 80»

Шляпина И. В.

Заключение по уровню развития познавательной сферы, мотивации к обучению и самооценки детей подготовительной группы.

Исследование уровня развития познавательной сферы, мотивации к обучению и самооценки детей подготовительной группы проводилось в октябре 2014 года. Обследованы 18 детей.

Цель: определение уровня готовности детей к обучению в школе.

Исследование проводилось индивидуально по методике «Экспресс – диагностика в детском саду».

Издательство Генезис М., 2008г.

Субтесты:

1. «Лесенка»

2. «Вырежи круг»

3. «Домик»

4. «10 слов»

5. «Закончи предложение»

6. «4-й лишний»

Цель: Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.

8. «Найди недостающий»

9. «Рисунок человека»

10. «Разрезные картинки»

11. «На что это похоже?»

13. «Графический диктант»

Цель: Оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Результаты представлены в диагностической карте, заполняемой на каждого ребенка и сводной таблице по группе.

По результатам исследования получены данные об уровне развития познавательной сферы:

Высокий уровень – 2 человека;

Средний – 13 человек;

Низкий – 3 человека.

Уровень

Количество

Процент

Высокий

11 %

Средний

72 %

Низкий

17 %

Результаты по субтестам:

1. «Лесенка»

Цель: изучение самооценки ребенка.

Самооценка

Количество

Процент

Адекватная

50 %

Заниженная

50 %

2. «Вырежи круг»

Цель: выявление тонкой моторики пальцев рук.

Уровень

Количество

Процент

Высокий

Средний

Низкий

3. «Домик»

Цель: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук.

Уровень

Количество

Процент

Высокий

22,5 %

Средний

55 %

Низкий

22,5 %

4. «10 слов»

Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.

Уровень

Количество

Процент

Высокий

72 %

Средний

11 %

Низкий

17 %

5. «Закончи предложение»

Цель: оценка умения вычленять причинно – следственные связи в предложении.

Уровень

Количество

Процент

Высокий

44 %

Средний

33 %

Низкий

23 %

6. «4-й лишний»

Цель: определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.

Уровень

Количество

Процент

Высокий

Средний

23 %

Низкий

27 %

7. «Последовательные картинки»

Цель: выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно – следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Уровень

Количество

Процент

Высокий

62 %

Средний

11 %

Низкий

27 %

8. «Найди недостающий»

Цель: диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.

Уровень

Количество

Процент

Высокий

17 %

Средний

60 %

Низкий

23 %

9. «Рисунок человека»

Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики.

Уровень

Количество

Процент

Высокий

55 %

Средний

40 %

Низкий

10. «Разрезные картинки»

Цель: выявление сформированности наглядно – образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.

Уровень

Количество

Процент

Высокий

89 %

Средний

11 %

Низкий

11. «На что это похоже?»

Цель: выявление уровня развития воображения, оригинальности и гибкости мышления.

Уровень

Количество

Процент

Высокий

33 %

Средний

44 %

Низкий

23 %

Цель: выявление уровня произвольности.

Уровень

Количество

Процент

Высокий

27 %

Средний

46 %

Низкий

27 %

13. «Графический диктант»

Цель: оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Уровень

Количество

Процент

Высокий

17 %

Средний

46 %

Низкий

47 %

Сформированность мотива обучения

Сформированность

Количество

Процент

Сформирован

54 %

Не сформирован

46 %

По итогам диагностического обследования можно констатировать недостаточное развитие произвольности, мелкой моторики у большинства детей. У 50% детей заниженная самооценка. У 46% детей не сформирован мотив обучения.

Наибольшие затруднения вызвали методики «Графический диктант», «Найди недостающий», «Четвертый лишний».

По результатам обследования создана группа для проведения коррекционно – развивающих занятий по подготовке к школе: (ФИО).

Индивидуальные занятия по развитию познавательной сферы рекомендованы: (ФИО).