Open
Close

Но истина важнее. Платон мне друг – но истинна дороже

Платон мне друг, но истина дороже... Рассуждаем-сочиняем...

Платон (427-347 г. до н.э.) родился в знатной аристократической семье. По линии отца он был потомком последнего аттического царя Кодра, не менее знатным был и род его матери. Столь высокое происхождение представляло широчайшие возможности для физического и духовного совершенствования. Известно, что Платон уделял много внимания художественной деятельности, а также получал призы в весьма престижных спортивных состязаниях. Но в историю античной культуры Платон вошел в первую очередь не как талантливый поэт, музыкант или выдающийся спортсмен, а прежде всего как философ, у которого “больше, чем у кого-нибудь, философия была жизнью”.

Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Родился Аристотель в 384 г. до н.э. в Стагире в Македонии (отсюда стагирит), в семье лекарей при дворе македонских царей. В 17 лет отправился в Афины и вступил в Академию . Являлся ее участником в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона в 347. Аристотелю принадлежит такое изречение, как: "Платон мне друг, но истина дороже".

Итак, что же такое дружба? Дружба - это бескорытсная помощь, поддержка, разделение радостей и горестей вместе. Настоящая дружба не имеет права на ложь, предательство, оскарбления. Это уверенность в том, что тебя поймут, что ты не одинок в огромном мире. Друзья, настоящие друзья, познаються в беде или наоборот в радости. Друг - это человек, который искренне порадуеться твоему счастью и не будет высмеивать тебя за спиной. Друг - это человек, который поддержит, выслушает, поможет в беде и не станет распространяться о твоих промахах. Друг - это прежде всего своеобразное кладбище чужих тайн и секретов. Дружба не может держаться только на словах. Легко сказать: " Я тебе друг", но вот доказать правдивость своих слов для многих тяжело. Друзей не бывает много. Один, два за всю жизнь, а остальные просто приятели, знакомые, обычные прохожие. Дружба - это ценный клад. Человек словно открывает душу перед тобой, пускает в свой персональный мир. И только тот, кто принимает этот дар бескорытсно, только тот, кто не просит ничего взамен, тот может быть нстоящим другом. Дружба - это спасение. Спасения человека от одиночества.

Истина... А что же такое истина? "Истина - верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания". Есть хорошая поговорка: "Тайна всегда становиться явью". Этот пример наглядно доказывает нам, что истина всегда выходит победителем из любой ситуации. Ее невозможно скрыть, ее невозможно спрятать или утаить. Истина - это противоположность лжи. Истина - это самое светлое, самое искреннее, самое чистое, что есть в человеке. Да, ее можно скрыть на какое-то время, Но... Но она все равно возьмет вверх, все равно пробьеться к свету.

Стоит вопрос: Что дороже истина или дружба? Мне кажеться, что на этот вопрос сложно дать ответ, потому что каждый человек сам раставляет для себя приоритеты. Но без истины не было бы никакх отношений между людьми, не было бы доверия. Истина - это свет в конце черного тунеля. Она не зависит от человека, не завсит от обстоятельств, она может наказать, но в тоже время может и вознести человека.

Я понимаю, что это бред, но надеюсь преподу по риторике понравиться... Все для него, родимого...

Исследователи сходятся во мнении, что автором фразеологизма "Amitus Plato, sed magis amica veritas", что переводится, как "Платон мне друг, но истина дороже" является известный древнегреческий философ Сократ. Которому также приписывается такое высказывание "Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине". Об этом изречении учёные узнали из малоизвестного широкой публике сочинения Платона (427-347 до Р.Х.), которое называется "Федон". В этой книге любопытным моментом является то, когда Федон, который являлся в то время учеником Сократа общается с Эхекратом философом-пифагорейцем. Из этой беседы мы узнаём, как провёл свои последние часы Сократ и о его общении со своими друзьями перед казнью.

Применение выражения в литературе

"Как-то вечером, когда у короля было дурное настроение, он лишь слегка улыбнулся, узнав, что существует вторая девушка ле Фонтан. Он помог ей с замужеством и выдал за богатого молодого судью, хотя и буржуазного происхождения. Кроме того, предоставил ему почётный титул барона. Кода же вандеец спустя год попросил устроить государя судьбу своей третьей дочери, он ответил ему язвительным тонким голосочком на латинском языке "Amicus Plato, sed magis amica Natio", что можно перевести, как "Платон - друг, но нация дороже" ("Загородный бал" Оноре де Бальзак)

"Здесь у меня возникло одно дело, которое скорее всего отправит меня в немилость к королю, и меня это приводит в уныние, но ничего поделать нельзя. Ведь в конце концов мне придётся считаться с неудовольствием или удовольствием, сколько со своим собственным предназначением, как говорится в известном выражении "amicus Plato, sed magis amica veritas" ("Дон-Кихот" М. Сервантес)

"Вникая во все подробности Плеханов, спрашивал и спрашивал, как-будто пытаясь проверить себя самого. Хотя по большому счёту это было похоже на экзамен старого приятеля старому же приятелю. Понимал ли вообще приятель всю высоту задачи, которую так яростно проповедует, и какой он придерживается тактики. Amicus Plato, sed magis amica veritas (Друг Платон, но истина выше дружбы), - Об этом говорил его ледяной взгляд" ("Георгий Валентинович Плеханов. Из личных воспоминаний" О. Аптекман)

"Прошу прощения, но мне очень стыдно так говорить о человеке, который научил меня настоящей дружбе, но amicus Plato, amicus Socrates, sed magis amica veritas - ты слвоно свинка, которая бы стала доказывать человеку, что зря он кушает бананы, что жёлуди гораздо вкуснее" (Н. Чернышевский)

Писательница Марко Вовчек выбрала эпиграфом для своей книги "Путешествие внутрь страны" выражение "Amicus Plato, sed magis amica Veritas" (Марина Вовчек - это псевдоним Марии Александровны Вилинской)

"Совсем недавно в нашем городе случился пожар. При этом сгорело несколько хо-лостых строений во дворе мещанки Залупаевой. Спросите, кто последним прибыл на этот пожар. Мне стыдно города в котором я проживаю, но ради истины (amicus Plato, sed magis arnica Veritas) я должен всем рассказать, что самой последней к месту трагедии приехала городская пожарная команда, и причём тогда, когда пожар был потушен усилиями соседей" ("Сатиры в прозе" М. Салтыков-Щедрин)

"Если вы считаете, что льстить живым дело неблагодарное, то как при этом называть лесть мёртвым? Тем же гражданам, которые могут посчитать, что я являюсь приятелем Грановского, и что мне неприлично высказываться о нём с большей строгостью, могу ответить старинным, но от этого не менее звучным выражением amicus Plato, sed magis arnica Veritas" (А. Герцен)

"А что сказать о защитниках своих произведений и своих авторов, которые похоже лично оскорбились отзывами "Отечественных записок" о Марлинском? Попытайтесь объяснить им, что если бы наш журнал ошибался в мнении об этом авторе, то за ним следует оставить собственный взгляд на различных авторов...и что amicus Plato, sed magis amica Veritas" (В. Белинский)

Как отмечает А.Ф. Лосев – один из авторитетнейших исследователей античной философии, «вопрос о взаимном отношении систем Платона и Аристотеля – большой и трудный вопрос, на который все еще не дано ответа, способного одинаково удовлетворить всех исследователей » , хотя сама его констатация имеет не только давнюю историю, но и различные формы выражения: Рафаэль Санти дал гениальное воплощение спора философов в их образах на фреске «Афинская школа», а выдающийся историк философии и комментатор сочинений Аристотеля прошлого столетия В.Ф. Асмус пишет, что «через всю “Метафизику ” Аристотеля проходит … критика основного учения Платона – учения об идеях» . Понимание идей – эйдосов и было предметом спора учителя и ученика.

Открытие эйдосов – сверхчувственного мира идей, существующего до и вне мира вещей, было величайшей заслугой Платона. Все его учения о бытии выстраивается на этом тезисе – независимом существовании сущности

  • идеи-эйдоса – от вещи. Как свидетельствует Диоген Лаэртский, по Платону, «вещество беспредельно, из него рождается всё сложное» , но этот вещественный мир принимает значение лишь тогда, когда высший разум связывает его с миром идей и превращает разрозненность веществ в космос. Платон полагает, что все идеи представляют собой некое единство. Основной идеей является идея блага. Она объединяет всё множество идей в некоторое единство цели – всё направлено к благой цели.

Относительно человека Платон утверждал, что только душа делает человека причастным к высшему миру идей. Поэтому смысл жизни человека состоит в самосовершенствовании и следовании высшей цели.

Учение Аристотеля берёт своё начало из трудов Платона. В то же время Аристотель сформировал собственное отношение к учению об идеях: он видел в отделении сущности от реальных вещей один из серьёзных недостатков концепции Платона.

В тринадцатой книге «Метафизики» Аристотель дает критику учения об идеях, которое не может в полной мере объяснить непрекращающиеся перемещения и преобразования в вещественном мире. Идеи в этом случае не направлены на полное познание бытия вещей, так как, по сути, не причастны к ним.

Аристотель утверждает, что идея вещи находится внутри самой же вещи , именно в их единстве и сосредоточена сущность вещи. Это и есть одно из основных отличий теорий Платона и Аристотеля. Как отмечают А.Ф. Лосев и А.А. Тахо-Годи, «тезис о пребывании идеи вещи внутри самой же вещи есть то основное и принципиальное, в чем заключается аристотелизм и его отличие от платонизма. И это есть то, в чем Аристотель разошелся с Платоном и его школой» .

Сущность у Аристотеля объясняется через понятия формы и материи. Материя у Аристотеля сама по себе не является ни сутью вещи, ни чем-либо другим. Определенность же материальные вещи получают лишь благодаря форме – эйдосу. Форма и есть суть бытия каждой вещи, ее сущность. Она находится внутри самой вещи и в полной мере характеризует её. Однако и сама форма раскрывается только в единстве с материей.

В конечном итоге Аристотель всё-таки приходит к выводу о существовании высшей формы, лишенной материальной составляющей, идеальной, что связывает теории Аристотеля и Платона.

Таким образом, несмотря на различия, существующие в учениях Платона и Аристотеля, в итоге они сходятся в одном важном положении – признании мирового разума, бога или высшей формы. Как отмечают А.Ф. Лосев и А.А. Тахо-Годи, «между ними в одних случаях действительно была пропасть, но зато в других случаях были весьма крепкие и надежные мосты» .

Аристотель в сочинении «Никомахова этика», полемизирует с Платоном и имея в виду его, пишет: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине».

Смысл выражения: истина, точное знание - это высшая, абсолютная ценность, а авторитет - это не аргумент. Сатиры в прозе. 4. Ср. Мне истина всего дороже. В мировой литературе впервые встречается в романе (ч. 2, гл. 51) . «Дон Кихот» (1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616). После выхода романа в свет выражение стало всемирно известным.

Латинские афоризмы

То есть Платон советует ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя. У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее». Это выражение послужило основой для формирования однотипных фраз, самая известная из которых - слова немецкого церковного реформатора Мартина Лютера (1483-1546).

Крылатые выражения, афоризмы

Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине. Таким образом античные философы указывали на верховенство истины. Его утверждения можно опровергнуть, в случае если они не соответствуют истине, так как истина - вершина. Цицерон о Платоне, и поехали…Но это еще ничего — это точная ссылка на (пусть и заблуждающийся сам по себе) источник. Платон в сочинении \»Федон\» приписывает аналогичные слова Сократу.

Итак. Фразы схожие только по смыслу, не по букве — у самого Платона (Федон), Аристотеля, Лютера; и по смыслу и по букве — у Сервантеса. В написанном Аристотелем на смерть Платона стихотворении говорилось, что дурной человек не должен сметь даже хвалить Платона. Однако Аристотель уже в школе Платона увидел уязвимые места платоновского идеализма. Позднее Аристотель скажет: \’Платон мне друг, но истина дороже\’. И это опровергается \»Выражение «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит не Аристотелю, как принято считать, а автору «Дон Кихота» Сервантесу.

Однако дело было так. Началось с того, что Платон в сочинении \»Федон\» приписал Сократу слова: \»Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине\»

И опять. Если один говорит, что смысл фразы идет еще от самого Платона и доходит до Сервантеса, которому сама фраза т.о. принадлежит. Когда он критиковал учителя, Платон шутя говрил… По иронии судьбы — ученик Платона, всем ему обязанный. Позднее Мартин Лютер перефразировал его слова так: \»Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует преподносить\».

Об истине писал, думал, выводил, анализировал ее саму наконец — как раз Платон

Постоянно упоминают что еще в Фелоне Платон относит тот же смысл к Сократу. Но \»пристает\» он именно к Аристотелю. Кстати, то что Аристотель критиковал этой фразой Платонову Атлантиду, есть чистый миф, и легенда, недаром нету никаких ссылок на места в текстах. 10) Первым об Атлантиде, могучем островном государстве, исчезнувшем под водой, поведал миру древнегреческий философ Платон.

По Платону, Атлантида находилась в океане за Геракловыми столбами (так в древности назы- вали Гибралтарский пролив). Платон писал: «На этом острове, именовавшемся Атлантидой, возник великий и достойный удивления союз царей, чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка».

Действительно, где брал Платон доказательства для своих утверждений? Только лишь в легенде, пересказанной ему предком? Мы этого не знаем. А история Атлантиды в изложении Платона такая убедитель- ная, что ей верят люди уже на протяжении двадцати четырех веков! И мало кто сомневается в ее подлинности. Вообще, подобная менторская фраза по отношению к своему учителю выглядела бы довольно невежливой, будь она произнесена в присутствии учителя или во времена пребывания философа в академии у Платона.

И все-таки, наверное, лучше — во всяком случае, это долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого, особенно если мы философы. Они есть литература, пожалуй больше, чем что бы то ни было в философском творчестве. Искать в них и за ними точности — особенно исторической — вещь поверхностная. Ее там не может быть. В них есть вспышки смысла, поданные стилистически и завершаемые первым же обостренным «сколом» логики.Вот что такое афоризм или максима.

Мы исследуем и выявляем ЛЯПы. Мы не критикуем философскую литературную фразу. А Ляп надо во-первых, найти, заметить, опознав в качестве такового, и обязательно разоблачить. И далее, виски: в который вдарить? Популярности свидетельствуют множественные перецитации и ссылки на него во все века греческой и эллинистической истории. Своеволие следует гасить скорее, чем пожар. В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем.

В своей работе «О порабощенной воле» он написал: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть». Платон мне друг, но истина дороже» – эти крылатые слова были сказаны в споре об Атлантиде. Окончательно знаменитую фразу \»Amicos Plato, magis amica veritas\» — \»Платон мне друг, но истина дороже\» сформулировал… Первым усомнился в версии Платона его ученик Аристотель.


Платон мне друг, но истина дороже

С латинского: Amicus Plato, sed magis amica veritas [амикус плато, сэд магис амика вэритас].

В мировой литературе впервые встречается в романе (ч. 2, гл. 51) «Дон Кихот» (1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616). После выхода романа в свет выражение стало всемирно известным.

Первоисточник - слова древнегреческого философа Платона (421- 348 до н. э.). В сочинении «Федон» он вкладывает в уста Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». То есть Платон советует ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя.

Похожая фраза есть и у Аристотеля (IV в. до н.э.), который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее».

Таким образом, история знаменитого выражения парадоксальна: его фактический автор - Платон - стал одновременно и его «героем», и именно в этом, отредактированном временем виде слова Платона вошли в мировую культуру. Это выражение послужило основой для формирования однотипных фраз, самая известная из которых - слова немецкого церковного реформатора Мартина Лютера (1483-1546). В своей работе «О порабощенной воле» он написал: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть».