Open
Close

Культура России XVIII в. Русское барокко совместная исследовательская работа учителя и учащегося по мировой художественной культуре Зарождение русского барокко

Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко - термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем этого направления был Ф.Б. Растрелли. В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях - Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века - во главе с Д.В. Ухтомским и И.Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих - С.И. Чевакинский, А.В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П.А. Трезини. Елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

Постройки:

Храм Священномученика Климента, Папы Римского - православный храм в честь Священномученика Климента (1932 г.).

Никольский морской собор (1753-1762 г.).

Мариинский дворец

Дворец был построен по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 1744. Проект в стиле барокко был разработан Бартоломео Растрелли.

Творчество В.В. Растрелли (Б. Растрелли)

Бартоломео Франческо Растрелли, знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, родился в Париже в 1700 году. Наиболее яркий представитель русского барокко. Сын известного русского скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), также итальянского происхождения.

Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.

В 1716 году Растрелли приехал со своим отцом в Санкт-Петербург, где его отец был приглашён Петром I на работу по строительству императорского дворца. С 1725 по 1730 года проходил обучение, скорее всего в Италии.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего был дом молдавского господаря А. Кантемира в Петербурге (1721-1727). В 1730 году был назначен придворным архитектором императрицы Анны Иоанновны. Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века в 1745-1757. С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла и перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора и уехал в Швейцарию.

Умер Растрелли в Петербурге в 1771 году.

Наибольший расцвет творчества Бартоломео Растрелли - время правления Елизаветы Петровны (1741-1761). Первый заказ от императрицы - деревянный летний дворец в Санкт-Петербурге (1741 - 44, не сохранился). Затем последовали дворец Воронцова (1749 - 52), дворец Строганова (1752 - 54). С 1747 по 1752 года архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 был создан эскиз Андреевского собора в Киеве, в 1752 - 57 - перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе. Две его наиболее известные работы - это ансамбль Смольного монастыря (1748 - 64) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754 - 62).

Иорданская лестница в Зимнем дворце

Ансамбль дворцов и парков Петергофа - памятник архитектуры и садово-паркового искусства. Строительство Петергофа было инициировано Петром I. Первое открытие - 1723 год. После смерти Петра строительство замирает и лишь в царствование Елизаветы Петровны начинается заново. Она поручает Растрелли отстроить новый главный дворец взамен старого петровского.

Работы начались в 1747 году, а уже в 1756 здесь состоялись пышные празднества. Роскошь и размеры помещений, блестящее мастерство архитектора и сотен первоклассных мастеров производили ошеломляющее впечатление.

Роскошная золоченая парадная лестница вела в не менее пышный Танцевальный зал, а за ним в новый Аван-зал, также украшенный золоченой резьбой и живописными плафонами. Миновав его, гости оказывались на оси парадной анфилады покоев дворца. Казалось, длина его бесконечна. Тем более что в глубине перспективы находилось окно, через которое взгляд проникал в пространство парка.

Большой дворец в Петергофе

Екатериниский дворец в Царском Селе

История строительства начинается в 171о году, когда на месте усадьбы появляется загородная царская резиденция. Вокруг нее возникают русские деревни. В 1719-1720 гг. на территории будущего города появляется слобода дворцовых служителей, и проводятся мероприятия по упорядочению ее планировки и застройки. С 1811 по 1843 гг. здесь находился Царскосельский императорский лицей.

С конца 1748 года и по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор двора Ф. - Б. Растрелли. 10 мая 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, а 30 июля 1756 года Ф. - Б. Растрелли показывал свое творение Елизавете Петровне и иностранным послам. Своими размерами, мощной пространственной динамикой и живописностью декора дворец, возведенный в стиле русского барокко, производил сильное впечатление. Широкая лазоревая лента дворца с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Над северным корпусом возвышались пять золоченых глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, - позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле.


Смольный монастырь

Сооружение Воскресенского Новодевичьего монастыря, начато по проекту Ф.Б. Растрелли в 1748 г. (закончен в 1764 г.). В центре монастырского ансамбля возвышается пятиглавый собор. Окончательную достройку и внутреннюю отделку собора осуществлял В.П. Стасов в 1832-1835 гг. Двухъярусный основной объем храма увенчивают пять глав, тесно примыкающих друг к другу. Пластика наружных стен отличается исключительным богатством и живописностью. Выступы углов украшены пучками колонн в первом ярусе и пилястр во втором. Окна обрамлены наличниками с перехватами причудливого рисунка. Интерьер собора, исполненный уже в эпоху классицизма, резко контрастирует своей строгостью и простотой с праздничным и нарядным наружным обликом. Невысокая глухая каменная ограда (возведена в 1750-1760х гг.), окружавшая прежде весь ансамбль сохранилась далеко не полностью (часть северной и западная стена были разобраны). Колокольня, запланированная Растрелли с западной стороны ансамбля, не была осуществлена.

Зимний дворец

Зимний дворец в Санкт-Петербурге - памятник архитектуры русского барокко. Построен в 1754-1762 Б.Ф. Растрелли. Был резиденцией российских императоров. Здание решено в виде мощного каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадное звучание здания подчёркивает пышная отделка фасадов и помещений. Грандиозный пожар в 1837 г. уничтожил внутреннюю отделку, лишь отчасти восстановленную в 1838-1839 гг. В.П. Стасовым и А.П. Брюлловым. Более всего отпечаток стиля Растрелли сохранила Большая церковь с нарядным золоченым декором и Главная (Иорданская) лестница, мраморные марши которой, раздваиваясь, ведут на второй этаж к анфиладе парадных залов. В 1922 всё здание передано Государственному Эрмитажу.

Расцвет архитектуры русского барокко в середине XVIII века. Рококо.

В середине XVIII в. стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные национальные особенности благодаря преемственности композиционных декоративных приемов русского зодчества XVII - начала XVIII в. Нарядная полихромия зданий, выразительная пластичность архитектурных образов и вместе с тем простота планировочной и объемно-пространственной композиций сооружения, свойственные лучшим произведениям московского барокко XVII в., нашли также воплощение в русской архитектуре середины XVIII в. Именно в середине XVIII в. соборам и церквам повелением императрицы было возвращено традиционное для русского культового зодчества пятиглавие, вновь ставшее господствующей особенностью русского храмостроения.

Несмотря на использование архитекторами ряда приемов и форм, вошедших в русскую архитектуру из общеевропейского стиля барокко (в Италии - Ф.Барромини; в Германии - М.Д.Пеппельман; во Франции - Ж.А.Мансар), все сооружения стиля барокко в России носят специфически национальный характер, что дает основание говорить об архитектуре русского барокко середины XVIII в.

Истинный расцвет русского барокко связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли (сына Бартоломео Карло Растрелли, 1700–1771). Им было построено несколько великолепных зданий, считающихся настоящими шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного монастыря (1764 г.). Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый причудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора. Помимо Растрелли в стиле барокко работали архитекторы Д. В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1769 г.), С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге, 1762 г.).

В XVIII веке в России был перенят и популярный в Европе стиль рококо. Рококо - оригинальный художественный стиль, выработанный в искусстве Франции первой половины XVIII в. Характерными особенностями стиля стали многообразие выразительных форм, буйство красок, сложные сюжетные линии. В отделке стен преобладали многочисленные панно, в том числе деревянные резные, украшенные позолотой; картины с разнообразными сюжетами, пейзажи, натюрморты. Вычурность и пышность отделки дополнялась богато декорированными элементами мебели, напольными вазами, гардинами, каминами.

1. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры ХVII в. - Л.: Наука, 1987.

2. Солдатов А.П. Культура России XVIII - XIX вв. – М.: Логос, 2002.

Русское барокко в архитектуре

Сухаревская башня на открытке 1927 года

В Россию барокко пришло в 18 веке и достигло расцвета в середине века, то есть уже тогда, когда в Европе уже наметился переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некоторую самобытность, благодаря чему появились такие понятия, как московское или нарышкинское барокко, русское барокко.

Строгановская церковь в Нижнем Новгороде (1696—1719)

Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, свойственны большая простота и структурность композиций. В отличие от каменных фасадов Европы, в России в качестве материалов отделки предпочитали использовать гипс и штукатурку, что позволяло использовать окраску. Именно поэтому объекты, относящиеся к русскому барокко, отличаются ярким контрастным колером.

Ансамбль Новодевичьего монастыря в Москве

Наиболее часто в архитектурных композициях той эпохи встречаются сочетания красного, голубого или желтого с белым, а также синий цвет, применение белой жести и позолоченных материалов в качестве кровельных покрытий.

Придворная церковь в Петергофе

В качестве декоративных элементов, украшающих фасады зданий стиля барокко, наиболее часто применяется орнаментная лепка, в которой прослеживается традиционный русский колорит. В архитектурных памятниках русского барокко дошедших до наших времен, в отличие от западных образцов, отсутствует такой характерный признак, свойственный этому стилю, как мистицизм.

Церковь Знамения в Дубровицах — яркий образец голицынской вариации «московского барокко»

В конце 17 - начале 18 века в Москве появилось и распространилось по другим городам такое направление, как нарышкинское барокко. Позднее, на смену ему пришло барокко голицинское, влияние которого прослеживается практически до середины 18 века.

Сольвычегодский Введенский монастырь — недействующий мужской православный монастырь Котласской епархии Русской православной церкви в городе Сольвычегодск Котласского района Архангельской области России.

Смоленская (слева) и Владимирская церкви

Эти стили получили свое название по фамилиям родов под чьим покровительством и строились самые значимые объекты той эпохи, обладающие своими характерными чертами. К знаменитым памятникам архитектуры этого периода относят Новодевичий монастырь, церковь Покрова в Филях, Церковь Знамения Богородицы в Дубовицах недалеко от Подольска, Церковь Ивана Воина в Москве на Якиманке, многочисленные храмы в других городах России.

Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово (1714-22) заказана князем Долгоруковым, однако продолжает традиции голицынского барокко

Наиболее ярко и величественно барокко проявило себя в объектах дворцовой архитектуры Петербурга, а также Петергофа и Царского Села. С помощью особенностей этого стиля подчеркивалось могущество и процветание России того периода.

Церковь царевича Иоасафа

Впечатление усиливалось за счет внутреннего декоративного оформления в этом же стиле интерьеров, по роскоши которым не было равных в Европе.

Строгановская (Рождественская) церковь в Нижнем Новгороде

Одним из наиболее выдающихся архитекторов того периода считается Ф. Растрелли. Под его руководством возводились городские и окрестные императорские резиденции, в частности, Зимний, Строгановский и Воронцовский дворцы, а также Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе. Всеобщее восхищение вызывали и вызывают до сих пор грандиозность масштабов его зданий, роскошь и пышность декоративного убранства, праздничность и торжественность дворцов.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1706—1713) намечает переход от нарышкинского барокко к петровскому

Другими выдающимися архитекторами той эпохи считаются М. Земцов, Д. Ухтомский, Квасов, Трезини, С. Чевакинский. Так, по проектам Трезини создавались первые пятиглавые петербургские храмы, в частности, Фёдоровская церковь, лишь фрагментарно сохранившийся ансамбль Троице-Сергиевой пустыни близ Стрельны. По проектам Чевакинского строились Шуваловский дворец, Никольский Морской собор, а также знаменитый дворец Шереметевых. К типичным барочным постройкам того периода относятся также церковь Архангела Гавриила в Москве, также известная как Меньшиковская башня и Петропавловский собор в Казани.

Храм Воскресения Христова в Кадашах

Церковь Бориса и Глеба

Период барокко в России был относительно недолог. Уже в середине 18 века в столичных, а затем и в провинциальных постройках барокко соседствует с рококо, а к 1770 году оно и вовсе начинает активно вытеснятьсяклассицизмом.

Храм иконы Божией Матери «Знамение»

Смоленская церковь в Софрино, вид с юга

Церковь Покрова в Филях

Новоиерусалимский монастырь в 2014 году. Воскресенский собор, на первом плане — подземная церковь Константина и Елены

Спасский храм в селе Уборы

Западная стена Донского монастыря, на заднем плане — надвратная колокольня

Церковь Успения на Покровке. Рисунок А. Вейса, 1845 г

Троицкая церковь в Троице-Лыкове

Меншикова башня в 2008 году

Палаты В. В. Голицына в Охотном ряду. Дворцовый фасад. Начало 1920-х годов.

Воробьёвский дворец — впервые построенный при Иване III во второй половине XV в. великокняжеский дворец, расположенный на месте бывшей вотчины бояр Воробьёвых на Воробьёвых горах. Был любимой резиденцией Великого Князя Василия III, впоследствии неоднократно перестраивался. В 1684—1690 гг. первый этаж был выстроен в камне, верхние этажи оставлены деревянными (деревянное жильё считалось более здоровым). Последний раз перестроен после 1775 г. Сгорел при пожаре Москвы в 1812 г. Здесь бывали Иван IV, Алексей Михайлович, Пётр I, Екатерина II. На территории парка у современной ул. Косыгина возможно восстановление деревянно-каменного дворца с созданием музея древнейшей московской великокняжеской и царской загородной резиденции.

Петровское барокко

Екатериненталь

Петровское барокко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.

Кунсткамера

Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры (представленной, в частности, Тессинами). Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности.

Кикины палаты

К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Меншиковский дворец

Петровские ворота Петропавловской крепости

Летний дворец Петра I

Здание Двенадцати коллегий (гравюра 1753 года)

Александро-Невская лавра

Зимний дворец в 1750-х гг. Фрагмент по рис. Махаева

Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо) — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).

Смольный собор (арх. Ф. Б. Растрелли)

Никольский морской собор (арх. С. И. Чевакинский)

Екатерининский собор (арх. А. Ринальди)

Елизаветинское барокко (иногда от него отделяют «аннинское», однако различие между ними условно) тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.

Зимний дворец

Большой Екатерининский дворец

Вид на Большой Петергофский дворец и Большой каскад в створе Морского канала

После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным. В Петербурге при Елизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.

Библиография:

Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. М.: Наука,1978.
Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. С.73-104.
Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси. СПб.: Искусство-СПб.(2-е изд.), 2001.
Русское искусство эпохи барокко. Новые материалы и исследования. Сборник статей. СПб., 1998.

Смольный монастырь.

На 12 островах в устье Невы

Петр I построил Санкт-Петербург.

Большой дворец в Петергофе

//оздним феодализмом характеризуется на Руси XVIII в. Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни.

Их начало связано с реформами Петра I (1672-1725). В России утверждается самодержавная власть - абсолютная монархия.

В XVIII в. развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами, способствующие вхождению ее в мировой историко-культурный процесс. Во второй половине XVIII в. в недрах феодальной экономики формируется капиталистический уклад.

В конце XVIII в. завершается процесс складывания русской нации. Формирование русской нации происходит на базе уже сложившейся русской народности с высоким уровнем культуры и чувством национального единства. Основным содержанием историко-культурного процесса в этот период было формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры- - наука, художественная литература, светская живопись, театр и др.

Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъему государства. Намного продвигается просвещение, что оказывает большое влияние на дальнейшее развитие культуры. Происходит крутой перелом в культурной жизни, оказавший большое влияние на ее дальнейшее развитие.

Образование С 1 января 1700 г. вместо применявшейся византийской системы летоисчисления, по которой счет производился от «Сотворения мира», указом Петра I было введено новое летоисчисление «от Рождества Христова». В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России - Кунсткамера.

Впервые при Петре I образование стало государственной политикой, поскольку для осуществления задуманных им реформ нужны были образованные люди. В этот период открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей посылали за границу учиться, в основном корабельному и морскому делу.

В 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа - первое светское государственное учебное заведение. Ученики школы изучали математические и навигационные науки (арифметику, гео-

тригонометрию, навигацию, астрономию.) При Посоль-эм приказе была создана школа для обучения иностранным язы-4, а позже - школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавались профессиональные шко-- Артиллерийская, Инженерная, Медицинская; на уральских - горнозаводские училища. Все профессиональные школы Цдели подготовительные отделения, где обучали письму, чтению, ^метике. Науки изучались последовательно: каждая наука со-отдельный класс. Ученики переходили из класса в класс экзаменов. Вначале в школы принимали наряду с детьми дво-и детей разночинцев, но постепенно школы стали превра-ся в закрытые учебные заведения только для дворянских детей. В первой четверти XVIII в. стали создаваться так называемые оные школы - государственные начальные общеобразователь-школы для обучения мальчиков всех сословий кроме кресть-Тем, кто не имел свидетельства об окончании цифирной шко-, даже не разрешалось жениться. Однако постепенно число этих уменьшалось, а затем они прекратили свое существование, в то время и церковно-приходские училища, в которые прини-ась дети людей любых сословий.

Существовали также духов-семинарии и школы. В 1786 г. был издан Устав народных учи-

Первый законодательный акт в области образования. Впер-вводились единые учебные планы, классно-урочная система.

К середине XVIII в. уровень образованности в России был еще JCOK, однако она стала модной среди дворян. Дворянские дети обучались в семьях, их учителя в основном были ино-и специалисты-практики, выпускники школ. Стали соз-ся закрытые сословные учебные заведения для детей дворян: ш корпус, где детей-дворян готовили к придворной службе; питательное общество благородных девиц при Смольном мона-

: в Петербурге; Шляхетский корпус для подготовки офицеров. Организация среднего и высшего образования была тесно свя-с созданием Академии наук (официально с 1724). В нее входи-Академия, Университет и гимназия. Академия делилась на три математики, физики и гуманитарный класс. Вначале среди ков не было ни одного русского. Первый русский акаде-

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), ученый миро-значения, ученый-энциклопедист. Многие научные открытия

«оносова предвосхитили ряд важнейших достижений науки III-XIX вв. Он также крупнейший русский поэт, заложивший новы современного русского литературного языка. Ломоносов. много сделал для развития русской науки и организации об-В 1755 г. стараниями и усилиями М. В. Ломоносова

был создан Московский университет, имевший философский, юридический, медицинский факультеты. В созданной университетской типографии издавалась газета Московские ведомости» (выходила до 1917 г.).

Появились профессионально-художественные учебные заведения: В Петербурге - Танцевальная школа, в Москве - Балетное училище и Академия художеств.

В конце XVIII вв. России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся. Книгоиздание. Успешно развивалось книгоиздательское дело. В

Литература 1708-1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу. Введение граокданской (в отличие от церковной) азбуки и гражданской печати способствовало увеличению издания светских, гражданских книг, в том числе учебников. Для народных училищ издавались Азбука, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого, и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтирь. С 1708 по 1725 гг. было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи их еще были невелики.

Большая заслуга развития российского книгоиздания принадлежит русскому просветителю, писателю, журналисту Н.И. Но-викбву (1747-1818). В его типографиях печаталось около одной трети издаваемых в последней четверти XVIII в. книг (приблизительно тысяча названий). Он издавал книги по всем отраслям знаний, а также сатирические журналы «Трутень», Живописец», «Кошелек», в которых выступал ярым противником крепостного права. Новиков - организатор библиотек и школ в Москве и книжных магазинов в 16 городах России. Издавал он и учебники. В 1757 г. была издана «Российская грамматика» М. В. Ломоносова, которая в качестве основного учебника заменила устаревшую «Грамматику» М. Смотрицкого.

С 1703 г. стала выходить первая печатная газета «Ведомости», в которой публиковалась хроника внутренней и зарубежной жизни.

Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще широко был распространен церковнославянский язык.

Популярными были сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя А Кантемира (1708-1744), одного из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Поэт-филолог В.К. Тредиаковский (1703-1768) стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе «Новый краткий способ к сложению российских стихов» он сформулировал принципы русского

отческого стихосложения1. Это дало мощный толчок яейшему развитию литературы в России. Основоположником русской драматургии был А.П. Сумароков 1717-1777), поэт, автор первых русских комедий и трагедий, да-ор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жан-; лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях и «Недоросль» Д.И. Фонвизин (1744/45-1792). Его комедии, прически изображавшие нравы дворянского сословия, изобли-ге крепостное право как корень зла всех бед в стране, поло-начало обличительно-реалистическому направлению русской ературы.

Последняя четверть XVIII в., - время расцвета творчества по-государственного деятеля Г.Р. Державина (1743-1816). Пред-русского классицизма он утверждал в литературе начала Основной жанр его произведений - ода. В них он дал экую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые эвки, философские размышления, сатиру на вельмож. Зна-ода «Фелицв» проникнута идеей сильной государственной В ней он показывает образ идеального монарха и призыва-«истину царям с улыбкой говорить». В своих стихах Державин по сочетал «высокий» и «низкий» стили, внес элементы живой: в русский язык. В 80-90-е годы XVIII в. были опубликованы философские прорусского мыслителя, писателя АН. Радищева (1749- 2). Ода «Вольность», повесть «Житие Ф.В. Ушакова» и главное произ-лс -«Путешествие из Петербурга в Москву» - пронизаны идеями Просвещения, обличением крепостничества и самодер-сочувственным изображением жизни народа. Книга i из Петербурга в Москву» была конфискована и до 1905 г. тространялась в списках, автор был сослан в Сибирь. Основоположником русского сентиментализма стал Н.М. Ка-зин (1766-1826), достигший вершин сентиментализма в повес-«Бедная Пиза». Автор «Писем русского путешественника». Основное со-ение Карамзина - «История государства Российского» (в 12 томах) " новый этап в развитии русской исторической науки и вместе с: образец русской прозы. Архитектура ® Петровскую эпоху вносятся новшества в ар-" Опюительсгво хитектуру и строительство, обусловленные тре- ^ бованиями правительства: выразить в архитек-

сооружениях силу, мощь и величие Российской империи, финансировало крупные постройки.

i на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. Основные метры ионического стихосложения-ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

С политико-экономическим развитием страны предъявляются новые требования к гражданскому строительству. Появление промышленных мануфактур, учреждение Сената, Коллегий потребовало нового типа построек.

Строительство в Москве отличалось разнообразием городских зданий. Были распространены и дворянские усадьбы, расположенные просторно, далеко друг от друга. Наиболее интересными строениями того времени в Москве были Хамовный двор, Суконный двор, Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки, где вначале помещался первый русский университет.

В храмовом зодчестве начала XVIII столетия особенно выделяется церковь архангела Гавриила (Меншикова башня), построенная талантливым русским архитектором И. П. Зарудным (?-1727). Традиционная композиция церкви (восьмерик на четверике) сближает ее с постройками XVII в., но ее завершение в виде шпиля 30-метровой высоты со скульптурой ангела (шпиль существовал до пожара 1723 г.) и обильные лепные украшения в стиле европейского барокко говорят о новых тенденциях в архитектуре, пришедших вместе с реформами Петра. Меншикову башню отличают смелость решения высотной композиции, оригинальность декора. Вместе с тем, это образец переходного периода между ярусной композицией XVII в. и стилем барокко первой половины XVIII в.

Выдающимся зодчим Москвы в 50-х годах XVIII в. был Д. В. Ухтомский (1719-1774), представитель стиля русского барокко. По его проекту деревянные триумфальные Красные ворота в 17S3 г. были заменены каменными. Они были украшены скульптурными фигурами, группами колонн, декоративными вазами.

Наиболее значительное творение Ухтомского - колокольня Троице-Сергиевой лавры, отличающаяся многоярусной композицией и богатством декоративного убранства. Фигурная глава колонны, размещенные в каждом ярусе по-своему, декоративные вазы составляют замечательный наряд этого выдающегося произведения.

В 1749 г. Д.В. Ухтомский организовал в Москве Архитектурную школу, в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы, как В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов и др.

В.П. Баженовым (1737/38-1799) построены дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, дом Пашкова в Москве, Михайловский замок в Петербурге. Его творения отличаются смелостью композиции, разнообразием замыслов, сочетанием западного и русского стилей.

По проектам М. Ф. Казакова (1738-1812) построены Сенат Московского Кремля, Московский университет, Голицынская боль-

(ныне Первая градская), Петровский дворец, возведенный в цоготическом стиле, Дворянское собрание с великолепным Ко-! залом. Казаков руководил составлением генерального плана сквы, организовал архитектурную школу. И.Е. Старов (1745-1808) - автор ряда замечательных архитек-творений в Петербурге - Троицкого собора, Александро-ой лавры и Таврического дворца - памятника победы в Рус--Турецкой войне. Петровская эпоха это прежде всего строительство новой сто-- Петербурга (1703), для чего были приглашены иноземные яе Трезини, Растрелли. На первом этапе строительством руко-Д. Трезини (ок. 1670-1734). Новая столица была задумана регулярный (спланированный) город, с длинными лучевыми пестами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площа-каменными домами равномерной высоты. Трезини - автор новых проектов» жилых зданий трех категорий: для именитых

1, для зажиточных и простых («подлых») людей. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля.раннее Адмиралтейство, здание Двенадцати коллегий. Самое значи-его сооружение - собор Петропавловской крепости (1712- 3), отличавшийся колокольней с высоким узким шпилем. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со «енитыми парковыми ансамблями, а также Кронштадт и Ека-инбург на Урале. Петергоф был задуман как загородная рези-Петра I, которую он хотел уподобить Версалю, особенно i центр с каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона. Решающим для расцвета русского барокко было творчество отца 1-сына Растрелли. Итальянский скульптор Б.К. Растрелли (1675- ?44) с 1716 г. работал в Петербурге, участвовал в декоративном эрмлении Петергофа. Он автор бронзового бюста Петра I и

рной группы «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». Сын его, Б. Растрелли-младший (1700-1771), был уже русским эром, в творчестве которого сочетались и западные, и ские традиции. По его проектам построены Смольный мона-оь и Зимний Дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, оининский дворец в Царском Селе и др. Растрелли любил к, пышность, яркие краски, использовал богатое скулыпур-убранство, затейливый орнамент. В 60-е гг. XVIII в. на смену русскому барокко пришел русский ицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Осо-яо он проявился в усадебном строительстве, которое представ-) собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо впи-иеся в русский пейзаж.

Главное достижение классицизма - ансамбль, организация пространства: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Яркий пример - Дворцовая площадь в Петербурге, построенная по проекту архитектора К.И. Росси (1775-1849). Она пред. ставляет собой плавную дугу с замыкающей ее двойной аркой Главного штаба, с высокой Александровской колонной посредине площади и барочным фасадом Зимнего дворца.

Архитектура и строительство XVIII в. в России переживают подлинный расцвет, сохранившиеся здания и сегодня являются не только украшением русских городов, но шедеврами мирового значения. Изобразительное В XVIII в. претерпевает изменение и изобрази-нскусство тельное искусство - живопись, скульптура и др. Это время расцвета портретной живописи. Художественная линия русского портрета сохранила свою самобытность, но одновременно впитывала западные традиции.

Наиболее известные художники Петровской эпохи - А. Матвеев (1701-1739) и И. Никитин (ок. 1690-1742) - основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Портреты Матвеева отмечены непринужденностью поз и правдивостью характеристик. Ему принадлежит первый в русском искусстве автопортрет - «Автопортрет с женой*. Добивался в своих портретах передачи характерных индивидуальных черт модели, выразительности изображаемых предметов И. Никитин. В портретах «Напольный гетман» и Появление портрета в Петровскую эпоху было, по словам академика И. Э. Грабаря, «одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи».

К концу 20-х гг. наметился перелом к придворному направлению в живописи. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в творчестве лучших портретистов XVIII в. - Антропова, Рокотова, Левицкого, Боровиковского, скульпторов Шубина и Козловского.

Портреты А. П. Антропова (1716-1795) хотя еще и сохранили связь с парсуной, но отличаются правдивостью характеристики человеческой личности (портрет Петра III).

Тонкие по живописи и глубоко поэтичные портреты Ф. Рокотова (1735-1808) проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека («Неизвестная в розовом платье», «Портрет ft ? Новосильцевой»).

Крупнейший портретист того времени Д. Т. Левицкий (1735- 1822) создал великолепную серию парадных портретов - от портрета Екатерины II до портретов московских купцов. В его полот-

; торжественность сочетается с красочным богатством. Жизнен-обаянием наполнены его женские портреты, особенно яок - воспитанниц Смольного института. Творчество В.Л. Боровиковского (1757-1825) отличает сочетание оративной тонкости и изящества с верной передачей характера. [ рисует портрет на фоне мягкого пейзажа. Чудесен его лириче-: портрет очаровательной молодой женщины М.И. Лопухиной. Известный скульптор Ф. Шубин (1740-1805), земляк М. В. Ло-эва, холмогорский крестьянин. В 19 лет талантливый юноша вся в Петербург. Сначала он был истопником, а затем уче-эм Академии художеств, совершенствовал свое мастерство за дей. Шубин создал галерею психологически выразительных рных портретов - бюсты AM. Голицына, М.Р. Паниной, Орлова, М.В. Ломоносова. Классическое направление представлял скульптор и рисоваль-М. Козловский (1753-1802). Его творчество проникнуто идея-Просвещения, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональ-Особенно ярко это выразилось в скульптурной группе для. фонтанов в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва» - ал-эии, олицетворяющей победу России над Швецией. Интересен i памятник А. В. Суворову (в образе Марса) в Петербурге. Известный французский скульптор Э.М. Фальконе (1716 - И) приехал в Россию специально для сооружения памятника ру I. Над памятником «Медный всадник» он работал 12 лет. От-»е памятника на Сенатской площади состоялось в 1782 г. В зм всаднике» воплощен образ созидателя, преобразователя: вставший на дыбы, усмиряется твердой рукой могучего

Памятник стал символом города на Неве. В конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных некций мира - Эрмитаж. В его основе - приобретенные Ека-гой II частные собрания картин западноевропейских масте-В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера, roe искусство XVIII в. сделало значительный шаг еред в развитии светского направления.

Теато Балет ^ XVIII в. продолжалось развитие театра. По Музыка велению Петра в 1702 г. был создан Публичный

театр, рассчитанный на массовую публику, ?ю для него на Красной площади в Москве была вы-ена «Комедиальная храмина», где давала спектакли немецкая И.Х. Кунста, который потом обучал и «русских робят». В ертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не и театр прекратил свое существование, так как прекрати-Всь субсидии Петра I.

В начале XVIII в. продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра I.

Петровский официальный театр распался на несколько театров. Театральные труппы продолжали свою деятельность в столицах и провинциях.

С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр. В 40-х гг. при Шляхетском кадетском корпусе был создан школьный театр, актерами в котором выступали учащиеся корпуса. Душой этого театра был А. Сумароков, который ставил там и русские пьесы. Именно там была поставлена первая русская трагедия «Xqpee», написанная Сумароковым.

В середине XVIII в. во многих городах Российской империи выступали иностранные актерские труппы - французские, немецкие и др. Но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъемом национального самосознания.

В 1730 г. в Ярославле начались спектакли первого провинциального публичного театра с русскими актерами, художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Возглавлял театр первый известный русский актер Федор Волков (1729-1763). Царица Елизавета Петровна выписала Федора Волкова со всей труппой ко двору, и в 1752 г. театр переехал в Петербург. На основе этой труппы в 1756 г. указом царицы был создан театр «для представления трагедий и комедий». Директором его стал Сумароков, а первым придворным актером - Ф. Волков. Таким образом был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр под названием Российский театр (с 1832 г. - Александрийский).

В 1779 г. был создан частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актер И.Л. Дмитриевский (1734-1821). Он начал свою актерскую деятельность в театре Ф. Волкова в Ярославле, затем был актером Российского театра. Дмитриевский был также режиссером и педагогом, действительным членом Российской Академии. В его театре на Царицыном лугу впервые были поставлены пьесы Д.И. Фонвизина. В 1783 г. по указу Екатерины II театр был закрыт.

В 1780 г. в Москве был открыт Петровский театр, где разыгрывались драматические, оперные и балетные спектакли.

В конце XVIII в. возник крепостной театр - дворянские театры с труппами из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). В историю русского театрального искусства вошли имена крепостных актрис Прасковьи Жемчуговой (1768-1803), Т. В. Шлы-ковой-Гранатовой. В вначале своей творческой деятельности кре-

был и известный русский драматический актер Михаил [Семенович Щепкин (1788-1863). Крепостные театры стали основой ской провинциальной сцены.

Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. [Постепенно стали складываться балетные группы. Для подготовки доров придворной балетной группы в 1738 г. был утвержден ект «Собственной Ее Величества танцевальной школы». Со вступлением на русский престол в 1741 г. дочери Петра I был издан указ об учреждении в Петербурге русской летной труппы. Со времени постановки отдельного балета f«Победа Флоры над Бореем» приглашенным австрийским балетмейсте-Гильфердингом в 1760 г. сюжетный балет прочно утвердился России. Первым русским балетным либреттистом был А 7. Сумароков.

Наряду с иноземными танцорами прославились и русские ар-Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком в Петербурге, придворный чин и звание танцмейстера двора. В Москве артистами балета были Иван Еропкин, Василий Бала-Гаврила Райков. Первые русские балетмейстеры Балашов и ков ставили в Москве комические балеты и дивертисменты.

цей московской танцовщицей была Арина Собакина. В XVIII в. начинает широко распространяться светское музы-искусство - любительское музицирование, домашние и концерты с участием русских и зарубежных исполните-В 1772 г. в Петербурге был основан ^Музыкальный клуб*, а в |802 г. - Филармоническое общество, на концертах которых испол-

Старинная и классическая музыка.

В последней трети XVIII в. формируется русская композитор-школа, появляются первые русские композиторы - авторы ерной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской музыкальной культуры того стала музыкальная мелодрама Орфей» композитора К И. Фо-(1761-1800), создавшем также песенную оперу на нацио-русский сюжет *Яищики на подставе», оперу жАтриканцы* и р. Ведущим музыкальным жанром становится опера. На рубеже XVIII-XIX вв. появился новый жанр камерной ли-кской песни - русский романс. Одним из создателей русского аса стал О.А. Козловский (1754-1831), написавший «Российские героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г. Р. Державина - «Гром победы раздавайся» - долгое время был рус-[ национальным гимном.

Церковную музыку в это время представлял композитор Г.С. Бортнянский (1751-1825) - директор императорской певче-

Итоги историко-культурного развития России в XVIII в. весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства, в то же время нарастание связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру.

Укрепление могущества Русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры - образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство.

Произошло обмирщение, секуляризация культуры, проникновение в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры - первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.

Развитие культуры России XVIII в. подготовило блестящий расцвет русской культуры в XIX в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры.

Основные термины и понятия

Абсолютная монархия

Автопортрет

Ансамбль

Крепостной театр

Национальная русская

культура

Русская композиторская

Русская нация Русский романс Русский сентиментализм Русское барокко

Силлабо-тоническое стихосложение Социальная комедия Усадебное строительство Церковноприходское училище Цифирная шкала Школьный театр

Этот причудливый, а порой и странный стиль, главенствующий в архитектуре и искусстве Европы с конца шестнадцатого до середины восемнадцатого веков, утвердился в эпоху интенсивного создания государств по национальному признаку. Он был тесно связан с церковью и аристократическими кругами. прославлял и пропагандировал их могущество. Поэтому для него в первую очередь характерна пышность, грандиозность и патетическое пристрастие к эффектным зрелищам. В этом стиле совмещены иллюзорность и реальность, есть сильные контрасты масштабов и ритмов, а также фактур и материалов, тени и света.

Описание барокко

Как только вначале не называли этот стиль: странным, склонным к излишествам, нелепым, вычурным, неестественным... Эти характеристики в эпоху его зарождения звучали как насмешки. А все потому, что барокко не соответствовал тогдашним канонам античного искусства и архитектуры.

Но постепенно зодчество стало приобретать новые приоритеты и качество. Барокко зародилось в Италии. Именно эта страна была в то время центром культуры, откуда этот стиль начал свое триумфальное шествие по Европе. И в каждом государстве барокко приобретало свои национальные черты.

Архитектура барокко, в России в том числе, в первую очередь поражает своим размахом и сложностью. Ей свойственны обилие сложных, как правило, криволинейных форм, масштабные колоннады. На фасадах зданий того времени и в их интерьерах наблюдается изобилие скульптур. Встречаются и многоярусные купола со сложными формами. Ярким примером можно назвать собор св. Петра в Ватикане. Отличительными деталями стиля являются атланты, кариатиды, поддерживающие своды и играющие роль колонны, а также маскароны - скульптурные украшения в форме человеческой головы или морды животного в анфас.

Именно в архитектуре, как считают специалисты, барокко было представлено во всем разнообразии и полноте. Всех зодчих, создающих свои работы в этом стиле, сложно перечислить. Это итальянцы Бернини, Мадерна и Борромини, поляк Ян Глаубиц и многие другие. В России архитектором, чьи творения можно причислить к барокко, считается в первую очередь Б. Растрелли. Нужно сказать, что в нашей стране оно развивалось по особому пути.

Зарождение русского барокко

Начало восемнадцатого века в России ознаменовалось крупнейшими событиями. В результате успешно завершенной Северной войны и многочисленных петровских реформ страна начала развиваться и культурно, и экономически. Возникновение Петербурга тоже явилось важным событием, оно положило начало новому этапу в истории не только нашего, но и мирового зодчества. Именно с этого и началось, собственно, распространение барокко в архитектуре 18 века. В России для строительства столицы и ее пригородов собрались не только отечественные, но и зодчие из Западной Европы. Решение грандиозных задач градостроительства осуществлялось на основе традиций русской архитектуры.

Западноевропейские веяния

Тем не менее петербургское зодчество времен Петра I, а это - первая четверть восемнадцатого века, хоть и сложилось как истинно национальное, отвечающее местным особенностям, в то же время отражало результаты освоения многих стилей западноевропейского строительства. Возник некий монолитный и весьма органичный сплав нашего и зарубежного архитектурных стилей. Так началась в России.

При этом процесс ассимиляции и творческой переработки западноевропейских стилей, по существу, зародился еще в пятнадцатом веке, когда при Иване III в Москву приехали работать итальянцы. Во второй половине семнадцатого века влияние иностранцев усилилось, когда в русской архитектуре стали понемногу распространяться и антаблементы, фронтоны, наличники и скульптурные мотивы.

В нашей стране он долго не мог утвердиться. Несмотря на то что критики ниспровергали классицизм в архитектуре, они, тем не менее, не видели альтернативы «колоннам и куполам». Яростно обсуждались достоинства неоготики и «неоренессанса», однако термин «барокко» в России употреблять избегали. Брюллов во время поездки в Италию был возмущен «развращенным вкусом» и нелепостью творений Борромини.

И только в восьмидесятых годах девятнадцатого века исследователем древнерусского зодчества Н. Султановым был введен термин «русское барокко». В России им обозначали допетровскую архитектуру семнадцатого века. С тех пор появилась устойчивая концепция, по которой первая фаза этого стиля сложилась в 1640 годах.

По определению Лихачева, барокко в России приняло на себя некоторые черты Ренессанса, который так и не смог достаточно полно проявиться. Тем не менее термин «русское барокко» в России и вообще в мире принимается не всеми специалистами. Поэтому его считают условным, а название берут в кавычки.

Формально по своим качествам этот стиль близок к маньеризму. В нем выделено несколько стадий: «нарышкинское», «голицынское», «петровское барокко в России» (18 век, первая четверть) и «зрелое», относящееся к елизаветинскому времени. Последний стиль наиболее ярко воплощен в творчестве Ф. Растрелли Младшего во многих строениях Петербурга.

Нарышкинское, или московское барокко

Под этим стилем подразумевают группу храмов, выстроенных этим знаменитым боярским родом. Нарышкинский стиль барокко в России представлен такими произведениями архитектуры конца семнадцатого - начала восемнадцатого веков, как церкви в Филях и Троицком-Лыкове, в Уборах и Дубровицах, а также Успения, возведенного на Маросейке.

Специалисты называют его в какой-то мере его последующей стадией, в которой проступили преобразованные формы из западноевропейской архитектуры, такие как ордера с и их элементами, декоративные мотивы барочного происхождения и т. д.

Особенности нарышкинского стиля в архитектуре

Он возник в переломный для нашего зодчества момент. Именно тогда в русский патриархальный стиль стали постепенно проникать веяния из Европы. От архитектуры шестнадцатого века его отличает вертикальная пронизывающая энергия, которая скользит по граням на стенах и выбрасывает пышные узорчатые волны.

Для зданий этой эпохи русского зодчества характерно смешение противоречивых тенденций, в строениях наблюдается разнородность структур и декоративной отделки. В строениях «нарышкинского» барокко в России, в особенности в Москве, присутствуют явные черты европейского маньеризма и отголоски готики, есть немного от ренессанса и романтизма, и все это сливается с традициями деревянного и древнерусского каменного зодчества.

Голицынский стиль

Постепенно началось развитие барокко в России. На смену нарышкинскому в московской архитектуре пришел другой стиль - голицынский, который считается переходным. Его расцвет пришелся на первое десятилетие восемнадцатого века, а влияние сохранялось до середины этого же столетия.

Первыми зданиями, возведенными в этом стиле барокко в России, считаются церкви в Дубовицах, в Перове, Волынском, Лаврентьевский монастырь в Калуге. В отличие от «нарышкинских», в декоративном убранстве «голицынских» строений больше используется чисто барочных элементов. Однако их конструктивные решения, композиции изолированных объемов и замкнутый характер массивов ближе к европейскому Ренессансу. Ясность плана с простотой форм в сочетании с богатым внутренним убранством роднят многими памятники барокко в России с классическими образцами древнерусского зодчества. Особенно явственно это прослеживается в поздних постройках - церкви Петра и Павла в Москве, а также в Троекурове и на Якиманке.

Строгановский стиль

Данное стилистическое направление русской архитектуры конца семнадцатого и начала восемнадцатого веков свойственно строениям, возведенным по заказу известного промышленника, в честь которого оно и названо.

От более радикальных памятников эпохи московского барокко строгановские отличаются сохранением традиционного для русских храмов пятиглавого силуэта, на который нанесен пышный, словно вылепленный от руки, барочный декор. К ним относятся Казанская в Устюжне, Смоленская в селе Гордеевка, Рождественская в Нижнем Новгороде и многие другие церкви, а также Введенский собор, построенный в Сольвычегодске.

Петровское барокко

Этот термин применяется историками искусства к архитектурному стилю, который был одобрен Петром I и широко использовался в Санкт-Петербурге. Ограниченный условными рамками, он больше ориентировался на образцы шведских, немецких и голландских зодчих. Архитектура барокко в России времен Великого реформатора представляла собой во многом эклектичные здания, с пристрастием к классицизму и готической старине. Сводить все многообразие решений петровских зодчих к этому стилю можно лишь с долей условности.

Архитектуре этого времени свойственна простота объемных построений, в ней много четких членений и сдержанности убранства, нередко наблюдается и плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко в России, петровское представляет собой решительный отказ от византийских традиций, которые доминировали у наших зодчих почти семи столетий. Вместе с тем налицо отличия от голицынского стиля, вдохновляемого непосредственно итальянскими или австрийскими образцами.

Яркие представители

Неоценимую роль в становлении барокко в России сыграли не только русские, но и многие известные иностранные архитекторы. Одним из представителей западной школы, работавших в нашей стране, является Франческо Бартоломео Растрелли - сын итальянского скульптора, служившего при дворе короля Людовика XIV. Судя по словам его биографов, свой строительный опыт он приобрел в России. Будучи весьма одаренным художником, Растрелли сумел проявить себя искусным зодчим и занять очень высокое место при дворе, получив должность «обер-архитектора». Его творчество в 1740-1750 годах достигло своего апогея.

Другие яркие представители барокко в России - это А. В. Квасов, спроектировавший и построивший Большой Царскосельский дворец до перестройки, осуществленной Растрелли. К его творчеству относят и не сохранившуюся на Сенной площади церковь Успения Пресвятой Богородицы. Не менее известными зодчими эпохи русского барокко являются П. Трезини, А. Виста и, конечно, работавший в России с 1760-го по 1770-й яркий иностранный представитель этого стиля Последний, в своих ранних постройках еще находившийся под влиянием «стареющего» барокко, впоследствии перешел на классицизм, который в нашей стране только-только зарождался. Однако сказать однозначно, что Ринальди является представителем именно этого раннего стиля, невозможно.

Постройки эпохи русского барокко

Достаточно известное творение Растрелли - Смольного монастыря, построенный в 1748-1764 годах в Петербурге. Он создан в русских традициях аналогичных ансамблей, относящихся к предыдущим столетиям. Не менее известны и находящиеся в Северной столице дворцы двух елизаветинских вельмож - С. Строганова и М. Воронцова. Однако на первом месте среди работ Растрелли стоит, конечно же, Зимний дворец, который возводили восемь лет. Он был завершен в 1762-м. Именно здесь в наивысшей степени проявился талант этого зодчего. Среди других шедевров барокко - Большой дворец в Царском Селе и многие другие. Все они очень ярко характеризуют тот стиль, который преобладал в середине восемнадцатого века в России. Эволюцию творчества замечательного архитектора П. Трезини подчеркивает Федоровская церковь, расположенная в Александро-Невской лавре. Сегодня много споров по поводу того, кому принадлежит построенный на Владимирской площади одноименный собор. Однако многие склоняются к тому, что это был не неизвестный мастер, а именно П. Трезини, который, словно соперничая с Растрелли, создал в конце 1760-го эту удивительной красоты церковь. Надо сказать, что, к сожалению, очень многие строения, принадлежащие этому зодчему, впоследствии были перестроены или просто исчезли.

Не отставал от своих коллег и Ринальди, который создал несколько православных храмов, сочетающих в себе многие элементы барокко. В частности, это Андреевский собор с его пятиглавием куполов и высокой многоярусной колокольней, Ботный домик, расположенный в Петропавловской крепости, Китайский и Мраморный дворцы. Последний считается в русской архитектуре уникальным явлением.