Open
Close

Почему стоит получать высшее образование. Сохранение рабочих мест

В современной экономике конкуренция за рабочие места становиться все более жесткой. В настоящее время вполне нормально, увидеть сотни недавних выпускников колледжей, борющихся между собой за несколько рабочих мест.

Если вы задумывается о поступлении в институт, или уже учитесь в нем, а может быть недавно окончили его, то вам следует спросить себя, каков должен быть необходимый для получения работы уровень образования. Является ли степень младшего специалиста достаточной для получения работы? Следует ли завершить обучение после получения степени бакалавра? Если вы пытаетесь решить какое образование вам действительно необходимо, то ознакомьтесь с пятью причинами в пользу высшего образования:


  1. 1.

    Конкурс

    По статистике, все меньше обладателей высшего образования ищут работу по сравнению с выпускниками средней школы. Это означает, что чем выше уровень вашего образования, тем меньше у вас будет конкурентов на рынке труда. У вас будете больше шансов на получение работы мечты, при конкурировании с сотнями других кандидатов.

  2. 2.

    Зарплата

    Понятно, что люди с высшим образованием могут зарабатывать больше денег, чем без него. В среднем работники, которые до этого проучились два года в колледже, зарабатывают на 8000 долларов в год больше, чем выпускники школ. Работники со степенью бакалавра зарабатывают почти на 11 000 долларов США больше, чем те, у кого степень младшего специалиста, а те, у кого имеется степень магистра, зарабатывают примерно на $9,000 больше, чем бакалавры. Выпускник школы в среднем может заработать около $27 000 за год, при этом работник с докторской степенью сможет заработать около $80,000. Очевидно, что разница в доходах более чем компенсирует затраты на обучение в университете!

  3. 3.

    Наличие рабочих мест

    Даже в самый разгар рецессии, выпускники универов имели гораздо больше шансов найти работу, чем выпускники школ. Рынок труда широко открыт для людей, которые получили высшее образование. У вас будет больше предложений по работе после окончания колледжа, чем, если бы вы попали на рынок труда только с аттестатом об окончании средней школы. В самом деле, компании, которые совсем недавно были более чем рады принять на работу кандидатов прямо со школьной скамьи, теперь требуют, чтобы соискатели, по крайней мере, имели степень младшего специалиста.

  4. 4.

    Сохранение рабочих мест

    При сегодняшней неопределенности на рынке труда, совсем не редкость, когда человек оказывается на пороге увольнения всего лишь после нескольких месяцев работы в компании. По статистике, выпускники университетов имеют больше шансов проработать в одной компании год или более, в то время как выпускники школ могут стать безработными уже в первый год своей работы. Скорее всего, это может быть связано с тем, что выпускники школ имеют больше шансов быть нанятым в компании, в которых применяется метод «последним пришел — первым ушел».

  5. 5.

    Рост

    Если вы работаете, имея лишь аттестат об окончании средней школы, то вряд ли сможете двигаться вверх по служебной лестнице. С другой стороны, если у вас есть высшее образование, либо вы его получаете параллельно с работой, то больше шансов продвинуться в своей области. Большинство компаний требуют, чтобы работники имели ученые степени для того, чтобы только рассмотреть вопрос о продвижении их по службе. Посмотрим правде в глаза: мало кого устроит, если на пенсию человек уйдет из компании с той же должности, на которую он был принят!

Стоимость высшего образования постоянно только увеличивается, несмотря на это расходы на образование оправдают себя в будущем. Ученая степень практически гарантирует вам широкий выбор рабочих мест, продвижение по службе и повышение зарплаты. С учетом всех этих преимуществ следует получать как можно более высокую степень образования?

Для многих представляется стандартной жизненная ситуация, когда ребенок после окончания школы поступает в университет, получает диплом и идет работать. В этом случае те, кто не смогли начинают чувствовать себя неудачниками или людьми, которые классом ниже студентов. Но стоит разобраться, зачем нужно высшее образование и какие есть способы его получить.

Вожделенный диплом

У людей советской закалки очень глубоко засел стереотип относительно образования. Многие думают, что если их ребенок не получит диплом, то вся его жизнь пойдет «под откос». Но так ли это?

Такое мнение сложилось из-за того, что во времена существования Советского Союза наблюдался избыток рабочих мест низкопрофильного уровня, где рабочие получали низкую зарплату. Если говорить всю правду, то нужно упомянуть, что и людей, имеющих высшее образование, также никогда не баловали высокими зарплатами. Но эта категория относила себя уже к классу интеллигенции, что давало мнимое превосходство.

Сегодня ситуация существенно изменилась. Вопрос о высшее образование, стоит совершенно иначе. Он опирается на пользу знаний, которые можно приобрести во время обучения. Механизированная и автоматизированная техника постепенно заменяет рабочий класс на заводах и фабриках, тем самым увеличивая безработицу и количество «умирающих» профессий. Такое положение дел существенно подняло статус работников интеллектуальной сферы.

Кроме этого, поменялись и методики обучения. Появилось множество частных вузов, где стараются преподать не только теорию, но и практику изучаемой специальности. По этой причине возросла стоимость обучения, а также уменьшился уровень престижа многих государственных учебных заведений.

Такая тенденция заставляет людей с небольшим материальным достатком задуматься, а нужно ли высшее образование их детям? Появилось множество предпринимателей, которые предоставляют возможность получения знаний и умений не через утвержденные государством программы обучения, а благодаря семинарам, вебинарам и прочим системам ученичества.

Способы получения образования

Если говорить о стандартных способах и формах обучения, то можно выделить следующие:

Стационарная;

Заочная;

Дистанционная.

Стационарная подразумевает каждодневное посещение лекций и семинаров, предусмотренных учебной программой. Она представляется наиболее эффективной (с точки зрения получения и усвоения знаний). Такая форма обучения может осуществляться как на платной, так и на бюджетной основе.

Предусматривает прохождение учебных программ дважды в год и хорошо подходит для совмещения работы и учебы. Конечно, знания, полученные за один месяц, могут и не принести существенного образовательного результата, но в совокупности с практикой они могут оказаться весьма полезными. Нужно ли в такой форме людям, которые не работают по специальности? Многие профессии просто предполагают наличие диплома.

Дистанционная форма обучения позволяет не появляться в университете вовсе. Студент получает консультации, задания и рекомендации по электронной почте. Получая высшее образование через Интернет, студент экономит свое время и средства. Стоимость такой формы обучения сравнительно невысока, но и эффективность также не отличается значимыми показателями.

Каждый человек сам должен решить, нужно ли высшее образование именно ему. В жизни наилучший результат приносят действия, которые совершаются при собственном внутреннем руководстве. Так и образование может быть качественным лишь тогда, когда человек сам захочет получить необходимые знания и навыки.

Я бы хотел прокомментировать ситуацию как преподаватель (с той стороны баррикад, так сказать). Я достаточно много общаюсь со своими студентами и многие рассказывают почему они поступили и зачем. Часто заставляют родители, бабушки и дедушки. Часто человек не знает, чем заняться после школы, почему бы не сходить в ВУЗ? Часто девушки считают, что образование - это такой своеобразный вид приданного, с образованной женой мол и поговорить интереснее. Многие идут, потому "сейчас без вышки никуда". И лишь небольшая часть приходит получать образование с адекватными ожиданиями и с пониманием процесса.

На мой взгляд, чтобы ответить на вопрос стоит или не стоит, надо рассмотреть несколько тенденций и фактов.

1. В целом, всем людям высшее образование не нужно. Есть огромное количество работ и специальностей, где человеку нужно среднее специальное образование или просто среднее (оконченная школа). Например, для работы официантом, ресепсионистом, секретарем, курьером, баристой достаточно закончить школу и пройти обучение на месте работы. Если Вас такого рода устраивает (платят за нее, кстати, зачастую и повыше, чем за труд специалистов с высшим образованием), то высшее образование будет просто потерей 4-6 лет времени (за которое Вы заработаете денег на работе и может быть получите пару повышений). Многие студенты хотят получать практические навыки работы и алгоритмы (делай раз, делай два, вот тебе результат), хотят конкретное ремесло, на доходы от которого можно жить. Это хороший запрос, но это запрос по сути на среднее специальное образование. И это не обязательно про электриков, сантехников и автослесарей. Есть еще парикмахеры, маникюрщики, системные администраторы, ювелиры и многие-многие другие. Это хорошие, нужные и оплачиваемые профессии. В них можно сделать карьеру и видеть результат своего труда. Опять же, если Вам такое нравится, то высшее образование снова будет потерей времени и упущенной выгодой.

2. К сожалению, отношение людей к высшему и среднему специальному образованию не одинаковое. Высшее образование у нас еще воспринимается с уважением и почетом. А про среднее специальное говорят часто с пренебрежением (например, "фу, птушник какой-то", "это для тупых", "чего хоть в плохонький вуз не мог поступить"?). Я считаю, что это совершенно неправильно. Корнями это явление уходит в советское время, когда специалисты с высшим образованием работали в более комфортных условиях, получали зарплату намного выше и двигались по карьерной лестнице. Высшее образование имели порядка 20% людей, и получить диплом было мощной заявкой на социальный успех. Память о тех временах жива и поныне в сознании наших родителей, бабушек и дедушек. Ситуация, однако, с середины 80-х годов совершенно изменилась (30 лет прошло, а стереотипы остались). Спрос на специалистов с высшим образованием не так велик, как предложение (тысячи выпускников ВУЗов не востребованы). И, наоборот, профессии визажиста, администратора или оператора call-центра востребованы намного больше, платят на них больше и высшее образование там по сути не нужно. А зачем тратить 4-6 лет?

3. Высшее образование сейчас выполняет те функции, которое раньше выполняло среднее. Раньше в школе не стеснялись оставлять на второй год детей, которые недостаточно хорошо освоили школьную программу. Оценка "единица" была в ходу и двойку надо было заслужить. Предъявлялись не более высокие требования, просто требования выдерживались более последовательно и четко. К окончанию школы человек имел не только базовый набор знаний, но и ряд социальных навыков, достаточный для старта взрослой жизни. Сейчас выпускник школы редко бывает к чему-то готов. Аттестат дают всем, второгодников тянут до 11 класса (даже если они программу 7-го толком не знают). Но в итоге надо куда-то этих людей отправить, чтобы они еще "созрели", набрались навыков коммуникации, поняли как, чего и куда. И вот их отправляют еще годика на 4 в ВУЗ, поучиться уму разуму. Это не про полноценное высшее образование, это про социализацию и вхождение в культуру. + Конечно, сейчас объективно больше информации и сложнее социальное устройство, люди взрослеют позже, чем раньше (общемировая тенденция).

4. Качество высшего образования оставляет желать лучшего (это касается и обычных, и топовых ВУЗов). Причин здесь много. Это и массовый исход преподавателей в 90-ые годы. И недостаточность финансирования, недостаточно высокие зарплаты. И излишняя бюрократизированность, бесконечные проверки. И как я писал выше, не всегда достаточный уровень подготовки абитуриентов (и часто речь не про знания, а про умение планировать свое время, вежливо общаться с преподавателями, самостоятельно выполнять задания без сверх-подробных инструкций, умение мотивировать самого себя и т.п.).

5. В конечном счете, высшее образование для многих - это способ получить некую волшебную корочку. Волшебство ее заключается в том, что от него отстанут родители и родственники. Волшебство в том, что работодатель не будет выпендриваться (а работодатель требует высшее образование и там где надо, и там где не надо).

Так стоит или не стоит?

Если Вы просто хотите спокойно зарабатывать деньги, Вам не так принципиально содержание самой рабочей деятельности, на Вас давят Ваши родственники, и Вы хотите "быть не хуже всех", то НЕ СТОИТ. Вы потеряете несколько лет жизни, не видя смысла в своих действиях. Недополучите профессионального опыта и денег, которые могли бы получить, если бы сразу отправились на работу.

Если Вам важно заниматься какой-то конкретной работой или сферой деятельности, требующей углубленной подготовки. Если Вы хотите заниматься преподаванием и/или научной деятельностью. Если Вы хотите получить глубокие познания не только про то, как выполнять конкретную работу, а понимать как устроено общество и мир. Если Вы настроены на саморазвитие в интеллектуальной сфере. Тогда СТОИТ.

Высокий уровень развития науки и техники, возросшие объемы информации не позволяют обычному человеку, не гению, стать высококлассным специалистом в нескольких областях знаний. Для большинства людей становится возможным получить только тот объем знаний, который необходим для изучения того или иного предмета, той или иной профессии. Т.е. подавляющее большинство дипломированных специалистов имеет только одно , но и этого им вполне достаточно для самореализации в жизни.

Только имея те знания, которые можно получить в вузе, вы можете говорить о том, что достаточно хорошо знаете теорию вашей профессиональной деятельности, чтобы считаться высококлассным специалистом. Только специальные знания по предмету, ставшему вашей профессией, делают вас профессионалом высокой квалификации, или ученым.

Высшее дает человеку не только необходимый объем специальных знаний в той или иной науки, техники, литературы, искусства, но и другие, не менее важные навыки. Во время обучения в вузе, вы получаете дополнительные знания в смежных областях, без которых сегодня не обойтись ни одному действительно грамотному и образованному человеку. В вузах студенты всех специальностей изучают , и культуру, основы права, иностранные и экономику.

Но, самое главное, во время обучения, человек получает навыки работы в информационном поле. В вузе он учиться работать с литературой, организовывать поиск необходимых для работы источников знаний, обрабатывать их, анализировать и делать выводы из того, что он узнал. Современные компьютерные технологии и возможности интернета только расширили то пространство знаний, которое доступно студентам и выпускникам вузов.

Можно сказать, что высшее образование – это другой качественный уровень восприятия информации, который отличает выпускника вуза от выпускника . Это ступенька, с которой думающий человек может продолжить свое дальнейшее образование в выбранной профессиональной сфере и смежных с ней областях знаний, которые ему пригодятся для дальнейшего роста и самосовершенствования.

Высшее образование сегодня не редкость, практически каждый школьник по окончании 11 класса идет учиться в высшее учебное заведение. Кто-то делает это осознанно, желая получить определенную профессию, а кто-то идет в ВУЗ, не задумываясь о том, насколько ему это нужно и важно.

Новые знания

Высшее учебное заведение – это, в первую очередь, источник новых знаний, которые невозможно получить в школе. Безусловно, любые знания можно черпать из соответствующих вашим запросам книг, однако никакие книги не заменят общение и взаимодействием с преподавателем, способным разъяснить непонятные моменты и передать опыт, накопленный им многолетним трудом. Кроме того, первые курсы практически всех факультетов являются общеобразовательными и включают в себя такие предметы, как философия, история, психология, социология и т.д. Развитие интеллекта еще никому не мешало, тем более что начитанность и сегодня в большой цене.

Работа по специальности

Если вы определились в том, чем хотите заниматься в течение хотя бы значительной части своей жизни, то лучший способ рано или поздно найти подходящую работу – это пойти учиться в ВУЗ. Некоторые профессии не требуют высшего образования, однако устроиться работать учителем, врачом или инженером без соответствующего диплома не получится. Есть смысл получать высшее образование даже в том случае, если вы не пойдете работать по специальности. Заглядывая в будущее, можно разглядеть ситуации, в которых диплом пригодится и обеспечит вас работой, а следовательно, и средствами к существованию. Поэтому если есть время и возможность, лучше поступить в ВУЗ, максимально подобрав специальность согласно собственным знаниям и интересам.

Престиж

Как правило, большинство абитуриентов идут учиться не на тот факультет, который им действительно интересен, а стараются поступить куда угодно, лишь бы суметь сдать вступительные экзамены. Если проходной балл позволяет учиться за счет государственных средств, то это считается большим везением, и специальность уже значения не имеет. Почему такой безответственный выбор будущей деятельности совершает большинство молодежи, только что окончившей школу? Дело в том, что наибольшее значение в современном обществе имеет собственно наличие диплома. Если просмотреть объявления о вакансиях, можно заметить удивительную вещь: высшее образование требуется и водителю автобуса, и продавцу, и мойщику окон, и даже обычному дворнику. Сегодня устоялось мнение о том, что хороший работник обязательно должен быть образован, а человек без высшего образования не стоит ни хорошей работы, ни приличной зарплаты. К сожалению, именно престиж, закрепленный за получением диплома, до сих пор обусловливает появление тысяч желающих поступить в высшие учебные заведения, хоть большинство из студентов не имеют желание учиться. крепыш 16 февраля 2017 в 18:11

Нужно ли получать высшее образование?

  • Учебный процесс в IT *

Недавно у меня состоялась очень занимательная дискуссия с 17-ти летним молодым человеком, которая началась с его фразы «Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха». Я увидел в нем ту же глупость и наивность, которая была во мне, с той лишь разницей, что в моем 17-ти летии не было Фейсбука, а «необразованным» и успешным кумиром был Билл Гейтс. Я с усердием объяснял родителям, что они совсем не правы, и что успеха можно добиться без высшего образования. Они, в свою очередь, вбивали мне в голову, что с дипломом хорошего ВУЗа я никогда не останусь без работы и всё в таком духе. В дискуссии с молодым человеком я убедился, что вопрос этот по-прежнему актуален. Надеюсь, что этот текст поможет всем 17-ти летним «мне», которые не могут понять нужно ли им учиться в ВУЗе или нет.

«Без диплома ты не найдешь работу»

Фраза, которую в той или иной интерпретации я часто слышал от своих родителей. В ней есть доля правды, поскольку с точки зрения рынка труда специалист без «корочки» действительно имеет огромные трудности в поиске работы, да и стоит такой сотрудник гораздо дешевле «одипломленных», даже если они не из «топ» ВУЗов. Однако, каждый раз, когда родители говорят своим детям подобное, они в действительности обманывают и себя, и своих детей. Со стороны родителей есть потребность в стабильном и качественном уровне жизни своего ребенка, поэтому они хотят, чтобы у него был диплом, т.к. это некое условие «стабильности» в существующей системе. Но подобные формулировки создают у детей неправильную систему ценностей: они идут именно к диплому, а не к знаниям и мозгам, отсюда возникает нежелание учиться - прогулы лекций, «халява, приди» и тому подобное. Для них образование = диплом, что в корне неверно. Вопрос совсем не в том, что без диплома сложно найти работу, вопрос в том, что в ВУЗ нужно идти не за дипломом.

«Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха»

Марк Цукерберг никогда не бросал учебу, как и Билл Гейтс, Стив Джобс, Ларри Эллисон и др. Все они отказались от системного (классического) образования в пользу самообразования и очень усердной работы. И 17-ти летний я этого совсем не осознавал. Я витал в иллюзиях о легкости и крутости предпринимательства, о ненужности образования (именно образования, не диплома), хотел идти против системы и стать миллионером в 20 лет. Но, как это ни банально, не каждый человек - предприниматель. Суть предпринимательства в том, чтобы не только генерить крутые идеи, но и уметь их реализовывать, а значит уметь идти на серьезные риски. Отказ от классического образования - один из таких рисков. Фишка таких людей, как Марк Цукерберг, в том, что их самообразование и талант позволили быстро получить крутой результат, который вывел их из классической системы определения ценности кадров. У них появились кейсы, которые были на порядки ценнее дипломов MIT и других «топ» ВУЗов. Есть ли у Вас абсолютная уверенность в том, что Вы сможете быстро создать подобные кейсы? А если честно?

Классическое образование или самообразование

Самый главный плюс классического образования в давно отлаженной системе мотивации через зачеты, экзамены, курсовые и иные аттестации. Вы попадаете в систему, которая постоянно на Вас давит и заставляет учиться. Это то, за что студенты не любят учебу, но и то, что заставляет их учиться в принципе. В случае с самообразованием никакой подобной системы не будет, что является самым главным риском отказа от классического образования, который необходимо осознавать. Я знаю немало примеров людей, которые бросили ВУЗы и очень быстро деградировали. Не потому что они неумные или плохие люди, а потому что им не хватило собственной воли и интереса заниматься самообразованием. Кроме того, в 17 лет Вы, скорее всего, не в силах правильно организовать собственное обучение с точки зрения полноты, актуальности и нужности получаемых знаний, в тот момент когда классическое образование, хоть и дает немало лишнего, в тот же момент дает и действительно много нужного.

Хватит ли у меня мотивации к развитию?

Долгое время я не питал интереса к учебе, всегда ленился и учился на три-четыре. После второго года обучения в МИФИ я понял, что занимаюсь не тем и перевелся в коммерческий непрестижный ВУЗ, где формально продолжил путь к получению диплома, а в реальности сконцентрировался на «работе». Причем скоро я нашел «работу мечты», где мне платили очень хорошую зарплату, и где практически ничего не нужно было делать. Спустя полтора года я осознал, что, как бы мягче сказать, отупел. Я отстал от трендов, утратил компетенции, мои мозги, не нагружаемые новыми задачами, атрофировались, я перестал заниматься образованием, короче, я отстал и отстал очень сильно. Я измерял свою ценность размером получаемой зарплаты, не понимая, что теряю свою реальную ценность день ото дня. Вывело меня из этого омута только то, что я кардинально сменил направление своей работы и «поймал волну» - стал получать реальное удовольствие от своей деятельности, из-за чего у меня исчезла лень как в части работы, так и в части образования. Я вновь раскачал свои мозги, я набрал и продолжаю набирать необходимые компетенции и опыт. Я пошел получать второе высшее образование уже ради образования, а не ради диплома. Я стал понимать, что именно хочу изучать. Я уже думаю о том, где буду обучаться дальше. Иначе говоря, реальная мотивация у Вас появится только в тот момент, когда Вы найдете дело, которым действительно хотите заниматься. Тогда же Вы начнете понимать, что именно нужно изучать, чтобы добиваться большего успеха в своем деле. Но всё это редко происходит в 17 лет, поэтому то, что Вы сейчас видите своим будущим может оказаться не тем, которое Вы захотите спустя 3-5 лет.

Три главных актива

Реальную ценность Вам создают: развитые мозги, накопленные знания и накопленный опыт. Делайте всё, чтобы системно прокачивать эти активы. Не имеет значения как Вы будете это делать: учась в ВУЗе, читая книжки, участвуя в тематических тусовках, работая на дядю или на себя. Если Вы абсолютно уверены, что знаете как прокачивать все три актива без классического образования, как стоять на ногах (зарабатывать), при этом уверены в том, что собственной мотивации будет достаточно и что Вы точно понимаете к чему и как идёте - дерзайте. Но не витайте в облаках, помните, что Вы строите свою жизнь и чьи-либо примеры или советы не должны быть в этом определяющими. Осознавайте все риски и минусы такого подхода. И да, при отказе от классического образования, формальный диплом всё же получайте, ВУЗов пруд пруди, сделать это не трудно и без отрыва от остальной деятельности. «Корочка» не будет создавать Вам дополнительной ценности, но все-таки нужна. Правила такие.

Теги: высшее образование, вуз, диплом, самообразование, мотивация