Open
Close

Школьный театральный кружок. Театральный кружок для детей

Пояснительная записка

В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных подростков, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении). Большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные занятия, предусмотренные программой данного курса.

Актуальность программы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у воспитанников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры и школьные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии ребят.

Программа направлена на то, чтобы через сценическое искусство приобщить детей к творчеству.

Основные цели программы:

Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности, развитие эстетической отзывчивости.

Получение знаний о выразительности речи, знакомство с основными элементами сценической грамоты.

Поставленные цели раскрываются в следующих задачах:

Создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;

Раскрывать и совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

Учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);

Формировать гармонически развитую и конкурентоспособную личность в процессе сотворчества и сотрудничества.

А так же:

воспитательные - формирование положительных эмоций, активизировать познавательный интерес и образное мышление;

художественно-творческие – развитие творческих способностей, воображения и образного мышления, навыков вежливого обращения с партнёрами по сцене;

технические – освоение и совершенствование технических приёмов владения своим телом и голосом.

Принцип построения программы.

На занятиях кружка ребята поэтапно, соответственно возрасту, учатся создавать сценические образы. Каждый последующий этап предусматривает усложнение характера сценического героя, его места в спектакле, увеличение объёма речи.

Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, их защита, режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому воспитаннику реализовать себя.

Возраст детей: учащиеся 5 – 9 классов. Дети этого возраста способны к заучиванию определённой информации о предстоящей роли.

Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения. В структуру программы входит несколько разделов, которые делятся на темы.

Формы занятий.

Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Методы работы на занятиях.

Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:

- ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);

- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);

- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты.

Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:

Ориентироваться в пространстве;

Уметь запоминать ролевые слова;

Находить нужные и точные мизансцены, мимику и жесты;

Уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;

Уметь строить диалог с партнёром.

    Формировать репертуар творческого коллектива

    Разрабатывать замысел, общую концепцию будущего спектакля или представления

    Писать сценарии театрализованных представлений и праздников

    Подбирать кадры: актеров, музыкантов, технический (звукорежиссеров, операторов, монтажеров) и обслуживающий персонал (костюмеров, художников, гримеров)

    Утверждать состав творческой группы

    Раздавать роли

    Организовывать и проводить репетиции с актёрами

    Осуществлять постановку театрализованных представлений, праздников, художественно-спортивных программ, карнавалов, шоу-программ и т.д.

    Использовать во время постановок технические средства, звуковую, световую и пиротехническую аппаратуру

Творческий отчёт по освоению программы предусматривает следующие формы:

Просмотр инсценировок, подготовленных участниками театральной студии;

Участие в тематических праздничных программах детского дома.

Учебно – тематический план

    Вводное занятие. (4ч)

Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Раздел 1. Игровая театральная педагогика. (8ч.)

    Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.

    Игра «Импровизированный спектакль ».

    Сценка “На вокзале”.

    Упражнение “Отношение”.

    Сценка “Пресс-конференция”.

    Этюд “На вещевом рынке”.

Раздел 2. Об основах актерского мастерства. (32ч.)

Упражнения психофизического тренинга:

Разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;

Основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.

Упражнения на включение воображения - «превращение» комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д. Учащиеся» превращаются» сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.

    Упражнения на релаксацию

    Одиночные этюды по темам:

Этюды на эмоции, на движение, на контрасты

На выразительность жеста,

На развитие органики.

Изучаются следующие теоретические понятия:

    актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.

    сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.

Слушать - это тоже действие. (Слушание, как действие актёра).

Сценическая речь.(16ч.)

    Упражнения:

а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;

б) на снятие мышечных и психологических зажимов

Тренировка мышц дыхательного аппарата:

Подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц)

Дыхательный тренинг.

Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

Постановочная работа. (16ч.)

Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще учащимся будет «присвоить» его себе.

Раздел 3. Театральная деятельность.(16ч.)

Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.

Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.

Вхождение в образ.

Большое в малом (рассказ о маленькой роли. Маленькая роль - огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли). Эстетика пространства.Мизансцена. Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. Мизансцена,как образный язык раскрытия характера персонажа). Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?

Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.

Развитие сценических навыков и умений. (32ч.)

- Работа над телом.

- Физическая экспрессивность.

- Концентрация.

- Работа в ансамбле.

- Доверие.

- Умение подчиняться режиссёру.

Тематическая корректировка сценариев. Утверждение репертуара. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации.

Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь.

Заключительное занятие. Инсценировка. Анализ.

Методическое сопровождение.

Глоссарий.

Театр - учреждение культуры, осуществляющее профессиональную театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве.

Основными видами деятельности театра являются:
- подготовка и показ спектаклей, а также других публичных представлений;
- организация гастролей, концертов;
- проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов;

Театральный словарь

СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат.- spec-taculum - зрелище) - произведение театрального иск-ва, создаваемое театральным коллективом (актеры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в совр. т-ре режиссером-постановщиком.

МИМИКА (от греч. ? - подражательный)- выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, гнева и т. п. В отличие от непроизвольного характера бытовой М., не требующей никакой подготовки, М. в т-ре предопределяется большим предварительным творч. трудом актера, требует от него постоянного и внимательного изучения окружающей действительности, изучения человеческих характеров.

РЕПЕТИЦИЯ (от лат repetitio - повторение) - осн. форма подготовки спектакля. Проводится театр. коллективом под рук. режиссера. В процессе Р.- чтения, обсуждения пьесы, многократного ее исполнения по отдельным сценам, актам и всей в целом - постановщик и исполнители добиваются верного раскрытия идейного содержания драма-тургич. произв.,. яркого воплощения образов; они стремятся найти выразит, средства, необходимые для создания целостного по своему идейному и художеств. решению спектакля.

МОНОЛОГ - в драматическом произведении, пространное обращение одного действующего лица к другому или к группе персонажей, размышления героя вслух в моменты, когда он остается один, иногда речь персонажа, непосредственно адресованная к зрителю. М. позволяет исполнителю раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить противоречия его мировоззрения, сложность характера

МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений.

СЮЖЕТ (от - предмет) - в литературе, драматургии, кино и играх - порядок событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет - основа формы произведения.

КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (коллизия художественная) - противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, а также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения - один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и "энергией") развивающегося действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них свое сюжетное разрешение.

ФИНАЛ (птал.-final, от лат. finis - конец) - заключит, сцена оперы, балета, оперетты, драм. произв. Часто Ф.- кульминация всего произв. или акта. В оперных Ф. чередуются разл. эпизоды - сольные, ансамблевые, хоровые, причем последние обычно играют важную роль.

1.Дикция. Орфоэпия.

В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

2.Логика чтения. Логические паузы.

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.

3.Речевой слух.

Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

    Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;

    Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):

Громче – тише,

Выше – ниже,

Волшебный посредник – видение образа.

«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.

Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.

История возникновения театра в России.

Введение

1. Народное творчество

2. Скоморошество

3. Театры XVII века

3.1. Придворный театр

3.2. Школьный театр

4. Театр начала XVIII века

Заключение

Введение

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а на всем протяжении века –«потеха» (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину «театр» предшествовал термин «позорище», термину «драма» – «игрище», «игра». В русском средневековье были распространены синомичные им определения – «бесовские», или «сатанические», скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину «игрище» близок термин «игра» («игры скоморошеские», «пировальные игры»). В этом смысле «игрой», «игрищем» называли и свадьбу, и ряжение. Совершенно иное значение имеет «игра» в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины «игрище» и «игра» в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

Народное творчество

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряжением, лицедейством.

Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.

Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались «русалиями». В XV веке содержание понятия «русалии» определялось так: бесы в образе человеческом. А московский «Азбуковник» 1694 года уже определяет русалии как «игры скоморошеские».

Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны «народными массами», а с другой – феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи.

В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.

Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный.

Скоморошество

Старейшим «театром» были игрища народных лицедеев – скоморохов. Скоморошество – явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был «глум», т. е. сатира. Скоморохов именуют «глумцами», т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев («Повесть временных лет»). Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряжения, к которым прибегают скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали влать имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату (1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.

Представления скоморохов объединили разные виды искусств: и собственно драматические, и церковные и «эстрадные».

Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами.

Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий – ведь власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами). И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.

В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влияния. Это нашло выражение в развитии литургической драмы. Одни литургические драмы пришли к нам вместе с христианством, другие – в XV веке вместе с вновь принятым торжественным уставом «великой церкви» («Шествие на осмети», «Умовение ног»).

Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создавала своего театра.

В XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.

Театры XVII века

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.

Придворный театр

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских «отроков». Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Школьный театр

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Театр начала XVIII века

По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.

Заключение

Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции.

Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

Список литературы

    История русского драматического театра, том 1.

    «Культурология» под редакцией Марковой.

    Детская энциклопедия, том 12. Москва, 1968 г.

4)Энциклопедический словарь юного зрителя. Москва, 1989

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми

Под психическим здоровьем понимается такая динамическая совокупность психических свойств человека, которая позволяет ему познавать окружающую действительность, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Психический компонент здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в процессе становления личности и социальной адаптации, при реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов и целей.

Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.

С этой целью в своей работе мы используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

"Задуй свечу"

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

"Ленивая кошечка"

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица:

"Озорные щечки"

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

"Рот на замочке"

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

"Злюка успокоилась"

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на расслабление мышц шеи:

"Любопытная Варвара"

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук:

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.

"Пара" (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

"Вибрация".

Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног:

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

"Лошадки"

Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать, не забудьте!

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражнения на расслабление всего организма:

"Снежная баба"

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

"Бубенчик"

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

"Летний денек"

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан.

"Замедленное движение"

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!

Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать
И тихонько будем спать.

Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Скорее всего, на первый вопрос, вынесенный в заголовок, большинство педагогов ответят «нет». Нельзя воспитать актера. Но можно научить театральному мастерству, можно воспитать человека тонко чувствующего, умеющего выражать свои эмоции адекватно, способного к сочувствию и сопереживанию, разбирающегося в театральном искусстве. И для этого занятия в детской театральной студии очень подходят.

Педагог Сергей Кузнецов

Основы театрального искусства полезны для всех, но конечно, не могут быть обязательными. Если руководитель такого кружка понимает, что делает, то даже склонного к самолюбованию ребенка выступления на сцене не испортят, а напротив, помогут ему преодолеть излишнюю эгоцентричность. Спектакль - это всегда коллективное творчество. Умение работать с партнером, чувство ответственности и даже дисциплина, свобода в предлагаемых обстоятельствах, поиск свободы в рамках - этому тоже учит театр. А еще - уважению к своим чувствам и чувствам других.

Чем занимаются в театральной студии

Традиционные театральные студии начинают работать с детьми с 6–7 лет, некоторые элементы обучению искусству перевоплощения используются в различных развивающих студиях с самого раннего детства. Занятия с маленькими детьми, даже с годовалыми, когда их учат рычать как львенок, мяукать как кошечка, - это и есть первые театральные этюды. Так что ограничений, по большому счету, нет, начинать заниматься можно в любом возрасте.

Что нужно ребенку, определить не может никто, кроме ребенка. Задача родителей - предоставить ему возможность выбора, - считает педагог Сергей Кузнецов. - Детям нужно предлагать, возможно, подталкивать к первым шагам, но насильно заставлять заниматься нельзя. Даже если вы уверены, что это совершенно необходимо.

Активный поиск и смену различных кружков в детях стоит поддерживать, только так они могут выбрать. Безусловно, с ребенком нужно говорить, анализировать, почему ему нравится именно эти занятия, а не другие.

Лично я изначально не планировал никуда идти, но в начальной школе весь наш класс отправили в театральную студию, - рассказывает свою историю Дмитрий Шишлянников. Сейчас ему уже 19 лет, он студент и выпускник театральной студии «Эхо» в Новокузнецке. - У нас там были занятия по сорок минут два раза в неделю, и мне там очень понравилось. Мне нравилось быть на сцене, в центре внимания - ребенку это важно. А потом, в пятом классе, я понял, что хочу продолжать заниматься, и сам нашел кружок, куда и ходил до конца школы. Для меня это был отдельный мир.

Угадать, кому понравится возможность выходить на сцену и перевоплощаться в разных персонажей, родители, похоже, не смогут. Но важно понимать, что привносят в развитие ребенка занятия в театральном кружке.


Здесь плохому не научат

Театр учит пластике, а работу с телом трудно переоценить, сегодня много различных психологических подходов основано на телесном проживании, - объясняет педагог Сергей Кузнецов. - Детские постановки - это уникальная возможность в игре телесно проживать разные чувства, учиться распознавать и проявлять разные эмоции. Это учит детей коммуникативным навыкам.

Сергей Валентинович уверен, что огромное значение имеет и возможность примерять на себя чужие образы, иногда проявлять то, что называют «теневой стороной», выражать то, что социум не одобряет. При этом важная часть в процессе обучения театральному мастерству заключается в том, что дети в жизни иногда попадают под влияние «отрицательного обаяния» сверстников неосознанно, а в студиях всегда происходит анализ произведения, разбор образов. Появляется больше осознанности: дети учатся анализировать, что стоит за тем или иным словом, поступком другого человека.

Выбор репертуара очень важен, ведь на нем происходит воспитание и взросление ребят, - поддерживает коллегу Наталья Фриенко, руководитель детско-юношеской театральной студии «Эхо». - С маленькими мы ставим сказки - это отличный способ научиться перевоплощению, а также пониманию, где добрый поступок, а где - плохой. Для старших ребят стараемся выбирать проблемные спектакли.

Наталья Степановна рассказывает, как однажды они в студии - вынужденно - ставили спектакль «Звезда на крыше», сюжет которого держится на наркотическом суициде. Не самая приятная тема, но не затронуть ее педагог не могла: студийцы вдруг резко увлеклись пирсингом, стали баловаться спиртным. Руководитель театральной студии до сих пор уверена, что работа над этим спектаклем спасла ребят от многих ошибок.


Руководитель детско-юношеской театральной студии «Эхо» Наталья Фриенко со своими воспитанниками.

Не только для будущих актеров

Театр, как синтетический вид искусства, развивает память, интеллект, внимание. Многовековой опыт ярко свидетельствует, что дети, занимающиеся в театральных кружках, вырастают в большей степени гармоничными, принимающими себя и других людей в их разных проявлениях. Это, безусловно, более толерантные люди. И вряд ли эти качества помешают современному ребенку.

Моя задача, как руководителя, дать возможность ребятам выражаться, научить их проявлять свои способности, проявлять чувства, проживать разные эмоции, вставать, что называется на чужое место, - делится Наталья Фриенко. - У меня нет задачи вырастить будущих актеров, нет и цели, чтобы ребята обязательно поступили в театральный институт. Конечно, многие мои ребята хорошо подготовлены к поступлению. Но одна из самых талантливых и органичных моих учениц однажды на реплику: «Ну вы-то точно должны хотеть стать актрисой» ответила: «Нет, я хочу быть педиатром. Представляете, зайду в палату с веселой куклой на руке, поздороваюсь…». Для меня это важнее.

Еще один будущий врач и выпускник «Эха», Александр Юшков, не раз замечал, что театральное прошлое помогает ему и в медицинском настоящем.

Идти в детский театральный кружок я не хотел, меня друзья потащили. Но мне понравилось то, чему там учат, как надо держаться на сцене, как не бояться публики, - вспоминает Саша. - Театральный кружок помог мне раскрепоститься, избавиться от каких-то комплексов, найти в себе скрытые таланты. Помогает ли мне это в жизни? Разумеется, помогает. Например, при участии в научных конференциях очень важно знать определенные правила, приемы красноречия, важно иметь хорошую дикцию, уметь заинтересовать слушателя. Кроме того, я научился работать в коллективе, с полуслова понимать партнера, а также с легкостью входить в новую компанию. Я перестал испытывать трудности в общении с людьми, что очень важно в выбранной мной профессии.

Любые навыки, полученные детьми, остаются с ними на всю жизнь. Невозможно угадать, что и когда им пригодится, но то, чему можно научиться в театральной студии для детей, станет отличным фундаментом для строительства будущей жизни, будь то профессиональная карьера или воспитание собственных детей. Ведь «весь мир - театр», как говорил Уильям Шекспир.

Распечатать

Работа кружка ведётся планомерно, начинаем всегда с подбора сказки. Сказка для ребёнка это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Только в сказочной форме дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. д. Слушая или читая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.


На занятиях кружка важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы своё применение чувства ребёнка, испытанные им во время чтения художественной литературы, чтобы он мог содействовать, сочувствовать реально.

Итак, сначала мы выбираем с детьми сказку и я по ней пишу сценарий. Сложность заключается в том, что детей в кружке занимается много, а героев мало. Поэтому приходится добавлять новых героев. Затем читаю сценарий ребятам, и мы анализируем прочитанное. Очень важно, чтобы каждый ребёнок мог высказать свою точку зрения. В конце обсуждения находим главную мысль текста и основную идею, которую хотел донести до нас автор. После обсуждения распределяем роли. Стараюсь учитывать желания детей, их возможности. На следующем занятии читаем выразительно. Если в тексте попадаются непонятные слова, объясняем их значение, подбираем синонимы, чтобы детям легче было заучивать текст.

Чтобы донести до зрителей идею произведения актеры должны проговорить свои реплики чётко и выразительно. Выразительность основана на вдумчивом анализе текста и применении основных положений искусства чтения, содействует умственному и эстетическому развитию учащихся, а также способствует развитию их художественных способностей. Выразительное чтение неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие детей. Оно способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства! Если есть такая возможность, то на занятиях я использую живое слово актёра (запись). Большой наградой для меня является правильно прочитанная реплика.




На занятиях знакомимся с техникой речи - дыханием, голосом, дикцией. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание это ещё и здоровье.

Приведу несколько упражнений, которыми пользуюсь в работе.

1)И. п. встать, расправить плечи, голову держать прямо. Глубокий вдох, задержать дыхание, полный выдох.

2)Глубокий вдох. Выдыхая, постукиваем по носу.

3)Вдох через одну ноздрю, выдох через другую. Затем наоборот.

4)И. п. тоже. На выдохе произносим пословицу, поговорку или скороговорку.

Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать.

На занятиях я использую следующие упражнения для развития голоса.

1)И. п. Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки (м), (л), (н), или другие.

2)То же, что и в 1 упражнении, но с добавлением гласных звуков.

Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться «6-ю рычагами»: громко- тихо, быстро- медленно, выше- ниже.

Очень важна хорошая дикция. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок

1)Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим гласные звуки, в различном темпе.

2)Произносим согласные вместе с гласными би- бе- ба- бо- бу- бы.

Проводится работа, со скороговорками работая с ними, вырабатываю чистоту звука, а затем и интонацию с помощью задания: «Прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, предостеречь, сообщить».

Существует множество различных упражнений, которые способствуют выработке чистоты звука, нужной дикции. Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие рассказы и стихи, которые я даю на первых занятиях и на уроках чтения. В работе над выразительностью речи большое внимание уделяю средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Главное средство речевой выразительности - интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации. Вот некоторые примеры заданий:

1. Перечитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль, ненависть).

2. Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию страха, радости).

3. Прочитай предложение с разной интонацией вопросительной (повествовательной, восклицательной).

Всем этим мы пользуемся на занятиях нашего кружка. Работа над выразительностью ведётся в течение всех репетиций сказки. После нескольких занятий посвящённых отработке интонации и заучиванию ролей переходим к репетициям с движениями. Очень важно чтобы дети могли правильно двигаться по сцене, изображать мимикой, жестами, то, что они хотят донести до зрителей. Затем проводятся репетиции на сцене со всеми декорациями и с микрофонами. Пользоваться микрофонами, тоже нужно учить. Как правильно держать микрофон, куда и как положить, кому передать, на одной репетиции этому не научишь.

Все декорации, костюмы мы готовим своими руками. Конечно не без помощи родителей.

Театральный кружок это большая трудоёмкая работа, но она приносит огромное удовлетворение и мне, и детям. Нашими зрителями являются родители, ребята из детских садов, ученики нашего лицея, малыши из детского дома. В детский дом мы привезли не только спектакль, но и подарки малышам: игрушки, одежду, книги. Посещение детского дома оставило в душах ребят неизгладимое впечатление.


За 30 лет моей работы в школе бало поставлено множество спектаклей: «Мешок яблок» и «Ёлка» Сутеева, спектакль по мотивам произведения В. Катаева «Цветик- семицветик». Благодаря этому спектаклю ученики смогли познакомиться с культурой нескольких стран. Ребята много узнали об Англии, Франции, Италии, Украине и конечно же о России, услышали их песни, увидели танцы. Красной нитью пролегающей по всему спектаклю является идея дружбы народов и мир на земле.

Все наши сказки музыкальные. Есть в них и песни и танцы. А в литературно- музыкальной композиции «Осенины» поют и танцуют все герои, получается настоящая опера.




Иногда сценарии дети приносят сами, я их изменяю, подстраивая под свой коллектив. Так по просьбе детей мы поставили сказку «Про Пима, Серёжку и их путешествие в аквариум» и сказку Маршака «Смех и слёзы». Первая сказка учит детей любить природу и заботиться о домашних животных. Основная мысль этой сказки «Мы в ответе за тех, кого приручили.» Вторая сказка о дружбе, взаимовыручке и о том, что если ты хочешь чего-то добиться, то нужно идти к поставленной цели не пугаясь никаких трудностей. Сценарий последней сказки был очень большим и трудным, но детям он очень понравился, поэтому ставить спектакль было легко.

Детям нравится перевоплощаться в разных сказочных героев: то становиться лисёнком, то рыбкой, а то превращаться в могущественного волшебника. Им нравится выступать на сцене, петь, танцевать, используя силу слова, мимику и жесты, раскрывать характер своего героя.

Конечно, постановка спектакля требует огромного труда, сил и времени, но это того стоит.

Глядя на детей, посещающих кружок, я вижу, как они меняются. Сцена помогает им раскрыть свои таланты, возможности, приобрести уверенность в себе и найти новых друзей. Они становятся более открытыми и доброжелательными, учатся ясно выражать свои мысли и чувства. Кроме занятий в кружке ребята хорошо учатся, посещают спортивные секции и другие кружки. Всё это разносторонне развивает ребят. А главное они становятся активными, самостоятельными и уверенными в себе личностями.

Все дети талантливы, нужно только найти и раскрыть у них этот талант.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Мирновская школа»

Джанкойского района Республики Крым

Рабочая программа

театрального кружка «Улыбка»

Уровень образования : 6-9 классы

Количество часов за год: 92,5 часа в год;

Количество часов в неделю: 2,5 часа;

Программу составила: Османова Эльзара Казимовна

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа театрального кружка «Улыбка» составлена на основе авторских программ: Ю.А. Алисина; Л.А. Палышевой; В.В.Верст; В.А. Борисовой.

Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой и т. д. Привлечение школьников-кружковцев к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Занятия в театральном коллективе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Они должны помогать формированию у кружковцев верных идейно-эстетических оценок доступного их пониманию круга жизненных явлений, человеческих взаимоотношений, конфликтов, поступков, характеров.

Театр - искусство коллективное. Спектакль - результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Вся организация работы в самодеятельном театральном коллективе должна помогать школьникам осознать, что занятия искусством - это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность. Основное содержание занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач, стоящих перед руководителем. Практическое знакомство со сценическим действием как основой данного искусства имеет общевоспитательное значение: способствует развитию творческих возможностей детей, воспитанию у них наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел, культуры речи и др.

Руководитель помогает школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Он развивает природные свойства и способность детей увлекаться художественным вымыслом, с помощью воображения ставить себя в положение вымышленных героев, активно включаться в их жизнь. Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь. Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Слово на сцене, как и в жизни, является средством общения и воздействия. «Говорить - значит действовать» (К. С. Станиславский).

Предлагаемая программа предусматривает примерное усложнение работы с учетом возраста кружковцев.

Программу театрального коллектива, так же как и другие, надо рассматривать как ориентир и применять творчески, стремясь к совершенствованию знаний и способностей как в области режиссерско-педагогической работы, так и в искусстве воспитания детей. Занятия театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов (непосредственно в театре или по телевизору), посещение выставок. В беседах о театре руководитель в доступной кружковцам форме знакомит их с особенностями реалистического театрального искусства, его видам:) и жанрами; с творчеством ряда ведущих деятелей русского и зарубежного театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра.

Беседы о театре, как и их практическая творческая работа, направлены на развитие зрительской культуры кружковцев. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов. Процесс этюдной работы, как и подготовки спектакля, оказывает влияние на формирование духовного облика ученика. Поэтому надо очень внимательно относиться к выбору тематики упражнений и этюдов, предлагаемых детям для развития наблюдательности, эмоциональной памяти, воображения и др. Рекомендуется выбирать темы и сюжеты, которые близки жизненному опыту кружковцев, находят у них эмоциональный отклик, требуют творческой активности, работы фантазии. Начинать знакомить кружковцев с элементами сценической грамоты можно и на материале несложной пьесы, сценки, добиваясь постепенного осознания необходимости учебных занятий, интереса к ним. Во всех случаях нужно проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.

Педагогическая направленность занятий драматического коллектива в огромной мере зависит от правильного выбора пьесы, от степени ее художественно-воспитательной ценности и доступности данному детскому коллективу. Поэтому при выборе пьесы следует учитывать, полезно ли будет учащимся данного возраста детально (как того требует сценическая работа) разбираться во взаимоотношениях героев, посильна ли им та нагрузка, которая требуется для исполнения данной пьесы.

Постановку композиций, сцен и отрывков из классических произведений целесообразно осуществлять силами смешанных по возрасту коллективов (учащихся среднего и старшего возраста).

Параллельно с основными учебными занятиями в плане предусматривается общественно полезная работа, участие в общественной жизни своей школы, в общешкольных вечерах, концертах, помощь в организации художественной (театральной) самодеятельности в школе, летнем лагере, выезды в лагеря труда и отдыха и т. д.

Приводимое ниже распределение часов на отдельные виды работы - примерное. Так, в течение учебного года можно вести работу не над одной большой пьесой, а над небольшими отрывками, сценами, программами тематических вечеров. Поэтому руководитель, сообразуясь с конкретным содержанием занятий кружка, может планировать в указанных пределах различные виды работы.

Цель:

Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития дошкольника, воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности, освоение детьми музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность, накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке, пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу, воспитание культуры движений. Цель будет достигнута при решении следующих задач.

Задачи:

    Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

    Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

    Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

    Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр–драматизаций, упражнений актерского тренинга.

    Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.

    Создание творческого художественного пространства, которое способствует активизации эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений ребенка.

    Воспитание культуры музыкального восприятия, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности детских движений.

    Усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий.

    Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

    Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Программа театрального кружка «Улыбка» основана на следующих принципах проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 92,5 часа. Занятия проводятся два с половиной часа в неделю. Срок реализации программы рассчитан на 1 год.

Формы и режим занятий:

    практические занятия;

    творческие задания;

    групповая работа;

    тренинги по актёрскому мастерству;

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны знать:

    правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

    виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);

    чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

Учащиеся должны уметь:

    владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

    действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

    произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

    произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

    произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

    строить диалог с партнером на заданную тему;

    подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между героями.

Направленность:

    1. Развитие творческих способностей детей, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой.

    2. Духовное развитие детей.

    3. Речевое, социальное и интеллектуальное развитие детей.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Алгоритм работы над пьесой.

    Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.

    Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

    Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

    Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

    Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

    Репетиция всей пьесы целиком.

    Премьера.

Виды театрального искусства. Театр снаружи и изнутри. Просмотр спектаклей. Знакомство с театрами Москвы. Знакомство с театрами Республики Крым.

Культура и техника речи. Сценическая речь (10 часов)

Упражнения по фонационному дыханию. Подготовка речевого аппарата. Постановка голоса. Звуковые упражнения. Посыл звука. Правильная дикция и артикуляция. Упражнения со скороговорками. Словесное действие(скороговорки с заданным действием). Работа с текстом. Логические ударения в предложениях. Творческие игры со словом.

Знакомство с элементами актерского мастерства - внимание, воображение, фантазия, «Если бы…», «Предлагаемые обстоятельства» Развитие артистической смелости. Игры, упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления. Игры и упражнения на развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Отношение к событию (оценка факта). Наблюдение. Взаимодействие актеров на сцене. Перемена отношения к партнеру. Этюды. Оправдание своих поступков. Тренинги. Работа актера над образом. Просмотр видеоматериала.

Хореография (9 часов)

Хореография как важный элемент для актера в спектакле. Хореографические позиции. Хореографическая разминка. Исполнение танцевального шага. Русский народный танец. Танцевальные элементы. Крымско-татарский народный танец. Танцевальные элементы Постановка танцевально-театральных номеров к спектаклю.

Этюды (12,5 часов)

Раскрыть понятие этюд. Импровизация в этюде. Логическое составление и постановка этюдов. Этюды с придуманными обстоятельствами. Этюды на взаимодействие.

Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Деление пьесы на отдельные эпизоды. Импровизация. Репетиции по эпизодам. Мизансценирование. Создание музыкального фона. Обыгрывание реквизита и бутафории. Репетиции в декорациях. Прогоны спектакля. Использование элементов костюмов, реквизита и бутафории.

Установка декораций, смена декораций Репетиция с музыкальным и световым сопровождением спектакля (имитация различных шумов и звуков). Генеральная репетиция. Репетиция с реквизитами, бутафорией, в костюмах. Разбор итогов генеральной репетиции. Показ спектакля. Коллективный анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание перспектив.

Учебно-тематический план театрального кружка «Улыбка»

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Количество

часов

Характеристика деятельности учащихся

Основы театральной культуры

Познавательная. Практическая

Культура и техника речи. Сценическая речь

Актерское мастерство

Познавательная. Игровая. Художественное творчество

Хореография

Художественное творчество. Социальное творчество

Художественное творчество. Социальное творчество

Работа над спектаклем

Художественное творчество. Социальное творчество

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ

Художественное творчество. Социальное творчество

Формы контроля:

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

Промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

Итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать : выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

    включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

    создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

    моральное поощрение инициативы и творчества;

    продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

    регулирование активности и отдыха (расслабления).

    На занятиях широко применяются:

    словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

    метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;

    наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);

    работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

    Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

Календарно-тематическое планирование театрального кружка «Улыбка»

п/п

Наименование разделов программы и тем уроков

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Основы театральной культуры (3,5 часа)

Виды театрального искусства. Раскрыть понятие кукольный театр, драматический театр, музыкальный театр.

Театр снаружи и изнутри (театральное здание, зрительный зал, за кулисами).

Знакомство с театрами Москвы и Республики Крым.

Культура и техника речи. Сценическая речь (9 часов)

Упражнения по фонационному дыханию.

Подготовка речевого аппарата (артикуляционная гимнастика). Игровые тренинги.

Правильная дикция и артикуляция. Упражнения со скороговорками.

Словесное действие(скороговорки с заданным действием).

Работа с текстом. Логические ударения в предложениях.

Актерское мастерство (15 часов)

Знакомство с элементами актерского мастерства Элемент актерского мастерства- внимание. Игры и упражнения.

Элементы актерского мастерства-фантазия и воображение. Игры и упражнения.

Упражнения на «Если бы…»- «Войдите в роль».

Я в «Предлагаемых обстоятельствах».

Развитие артистической смелости.

Игры, упражнения на развитие ассоциативного и образного мышления.

Игры и упражнения на развитие органов чувственного восприятия - слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса.

Отношение к событию (оценка факта).

Наблюдение.

Упражнения на взаимодействие с партнером. Перемена отношения к партнеру. Этюды.

Оправдание своих поступков. Тренинги.

Работа актера над образом. Просмотр видеоматериала.

Хореография (9 часов)

Хореография как важный элемент для актера в спектакле. Хореографические позиции.

Хореографическая разминка. Исполнение танцевального шага.

Русский народный танец. Танцевальные элементы.

Крымско-татарский народный танец. Танцевальные элементы.

Театрализованный танец с элементами актерского мастерства.

Театрализованный танец с элементами актерского мастерства.

Постановка танцевально-театральных номеров к спектаклю.

Этюды (12,5 часов)

Раскрыть понятие этюд. Этюд-упражнение с содержанием.

Завязка в этюде. Событие в этюде.

Кульминация в этюде. Развязка в этюде.

Парные этюды.

Этюды на «Разные отношения».

Этюды с музыкальным сопровождением.

Этюды на пластику. Повадки животных.

Этюды на память физических действий.

4 2

Массовые этюды.

4 3

Самостоятельное составление этюдов на свободную тему.

Работа над спектаклем (36 часов)

4 4

Выбор драматического произведения. Просмотр видеоматериала.

Распределение ролей. Читка по ролям.

Деление пьесы на отдельные эпизоды. Импровизация.

Этюдные репетиции пьесы. Обсуждение характеров персонажей.

Этюдные репетиции пьесы. Обсуждение характеров персонажей.

4 9

Этюдные репетиции.

Репетиция по первому эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона.

Репетиция по первому эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона. Работа в выгородках.

Репетиция по второму эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона.

Репетиция по второму эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона. Работа в выгородках.

Репетиция по третьему эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона.

Репетиция по третьему эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона. Работа в выгородках.

Репетиция по четвертому эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона.

Репетиция по четвертому эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона. Работа в выгородках.

Репетиция по пятому эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона.

Репетиция по пятому эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона. Работа в выгородках.

Репетиция по шестому эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона.

Репетиция по шестому эпизоду. Мизансценирование. Создание музыкального фона. Работа в выгородках.

Хореографические постановки к спектаклю.

Хореографические постановки к спектаклю.

Обыгрывание реквизита и бутафории.

Репетиция в декорациях.

Репетиция в декорациях.

Монтировочные репетиции эпизодов. Корректировка.

Монтировочные репетиции эпизодов. Корректировка.

6 9

Монтировочные репетиции эпизодов. Корректировка

Прогон спектакля. Использование элементов костюмов, реквизита и бутафории.

Прогон спектакля. Использование элементов костюмов, реквизита и бутафории.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ(6,5 часов)

Установка декораций, смена декораций.

Репетиция с музыкальным и световым сопровождением спектакля (имитация различных шумов и звуков).

Генеральная репетиция (репетиция с реквизитами, бутафорией, в костюмах). Разбор итогов генеральной репетиции.

Показ спектакля.

Учебно-методические пособия:

    Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград, 1990.

    Станиславский К.С.- Полное собрание сочинений.

    Чехов М.А. – Литературное наследие.

    «Эстетическое воспитание в школах искусств» М.1988

    «Основы театральной культуры в школе» // Академия педагогических наук СССР. НИИ художественно-эстетического воспитания – М. 1988

    «Основы художественной речи» Киев. 1989

    Петрова А.Н. «Сценическая речь» М. 1976

Описание материально-технического обеспечения программы

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Закон РФ «Об образовании».

Инструкции по ОБЖ.

Конвенция о правах ребёнка.

3. Технические средства обучения

Плакаты, декорации, бутафория, реквизит. Ширма

4. Экранно-звуковые пособия

Магнитофон.