Open
Close

Кружки и секции: правильная организация досуга школьника. Кружки и секции для детей – делаем правильный выбор

Кружковая деятельность, клубный и индивидуальный досуг

Кружковая работа и деятельность клубных объединений

Познание окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в процессе обучения, но и в целенаправленной познавательной деятельности в кружках.

Целью работы кружков является развитие творческих способностей и дарований детей и подростков, формирование практических умений и навыков, использование учащимися имеющихся знаний в кружковой работе, воспитание интереса в области науки и техники.

Кружковая работа в начальных классах имеет свои особенности. Работа в кружках с учащимися среднего звена строится на определенном интересе их к какой-либо науке или учебному предмету. Для младших школьников такой определенный интерес еще не характерен. У учащихся этого возраста преобладает постоянное «вопросительное» отношение к жизни, к окружающей действительности.

Младшие школьники интересуются буквально всем, у них еще нет устойчивых, постоянных интересов. Им свойственны любознательность вообще и переключения внимания на различные области знания. При организации кружковой работы с младшими школьниками эти возрастные особенности обязательно учитываются. Кроме того, учитывается также их уровень знаний, умений и навыков.

Строится работа кружков на основе занимательности, содержание работы должно быть близким интересам учащихся. При организации кружковой работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли педагога. Кружковая работа с младшими школьниками может строиться не по учебным предметам, а охватывать различные области знаний.

Занятия любого кружка будут проходить успешно, если кружок работает по плану, а каждое его занятие тщательно подготовлено. При отборе содержания деятельности детей в кружке учитываются учебные программы, общее развитие детей, их интересы. Кружковая работа обязательно должна носить общественно полезную направленность, дети должны не только получать новые знания, практические умения и навыки, но и видеть общественную значимость своей работы в кружке. План работы кружка должен включать в себя самые разнообразные занятия, но они обязательно направлены на расширение общего кругозора учащихся, на формирование практических умений и навыков, на воспитание разносторонне развитой личности.

Продолжительность кружковых занятий - 20-40 минут (в зависимости от профиля кружка и возраста детей). Одним из важных требований педагогического руководства кружком должно быть создание условий для активной самостоятельной деятельности (познавательной, художественной, спортивной и др.). В работе кружков должно правильно сочетаться сообщение новых знаний с занимательностью, словесные методы сообщения знаний с практическими делами учащихся и с привитием практических умений и навыков.

Ведущим методом кружковой деятельности является практическая работа учащихся. Практическая деятельность выражается в конструировании, моделировании, опытнической работе, наблюдениях за явлениями природы и др.

Кружковая деятельность должна быть гласной. Учащиеся отчитываются о своей работе в форме выставок, подготовки праздников, смотров, спортивных состязаний.

Самыми распространенными видами кружковой работы среди детей и подростков являются кружки эстетической направленности: музыкальный, хореографический, театральный, драматический и др. Кроме того, как показывают наблюдения, в зависимости от своих интересов и способностей учащиеся активно включаются в работу кружков научно-технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности.

Клубное объединение - это самодеятельная организация, которая объединяет людей в свободное время. От многочисленных стихийно возникающих групп, компаний объединение отличается организационным оформлением.

В 1905 г. под руководством С.Т. Шацкого были учреждены первые в России детские клубы. Основной идеей клуба, по его мнению, являлось «создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы». Большое значение С.Т. Шацкий придавал учету влияния среды на формирование личности ребенка. Как было им отмечено, «могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб». В 1911 г. в Калужской губернии С.Т. Шацким была организована летняя трудовая колония «Бодрая жизнь». Он считал, что труд имеет большую воспитательную ценность, но наряду с этим он придавал немаловажное значение организации досуга детей. Первостепенными были вопросы детского самоуправления, экспериментировалось единство посильного труда и эстетического воспитания, общественной работы и самодеятельности детского коллектива.

Рычагом всей клубной системы коммунаров был принцип получения разнообразных знаний и умений, которые они могли использовать в общественно полезной деятельности. Умение создать детский коллектив, содружество ребят разного возраста, которое становилось воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка, создать органы детского самоуправления, приобщить воспитанников к различным видам деятельности - все это имеет непосредственное отношение к педагогической деятельности.

Основу клубных объединений составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совместных действий.

Условиями эффективности деятельности клубных объединений являются:

    Целенаправленность и многообразие форм деятельности;

    Действенность актива;

    Социально-психологический климат;

    Наличие традиций;

    Учет интересов каждого участника объединения.

В практике работы школ и учреждений дополнительного образования можно выделить разнообразные виды клубных объединений. Самыми распространенными среди них являются:

    Объединения общественной направленности (например, экологические клубы, краеведческие, поисковые клубы и др.);

    Объединения производственной и научной направленности (клубы технического творчества);

    Объединения естественно-научной направленности (клуб любителей природы, клуб цветоводов, садоводов и др.);

    Объединения эстетической направленности (фольклорные клубы, клубы изобразительного искусства, клубы юных фотографов и др.).

Кроме вышеперечисленных клубов можно выделить дискуссионные клубы, молодежные, семейные, клубы выходного дня и др.

Последовательность действий педагога в организации работы клубного объединения:

    Составление общих положений деятельности клубного объединения;

    Определение цели, задач и форм деятельности;

    Определение прав и обязанностей членов клубного объединения;

    Составление программы работы клубного объединения.

Таким образом, занятия в кружках и в клубных объединениях способствуют расширению кругозора учащихся, обогащению их новыми знаниями, развитию художественного вкуса, творческих способностей, привитию навыков коллективной работы.

Индивидуальный досуг

Индивидуальный досуг имеет большое значение в организации свободного времени детей и подростков. У каждого ребенка есть свой интерес к тому или иному виду деятельности, есть свое хобби.

Поэтому педагогу, родителям необходимо вовремя выявить этот интерес и помочь ребенку реализовать свои силы и возможности. В организации индивидуального досуга важна реализация поискового метода, поэтому остановимся на его характеристике более подробно. К основным видам поисковой деятельности относятся:

    Библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа учащихся по подбору и изучению литературы, связанной с определенной темой. Устойчивый интерес ребенка к той или иной проблеме первоначально стимулируется учителем, родителями, которые могут предложить ребенку для ознакомления с той или иной проблемой дополнительную литературу. Впоследствии ученик, овладевший соответствующими библиографическими навыками, уже сам способен подобрать и изучить интересующие его литературные источники. Библиографический поиск совершенно необходим при выполнении работ творческого характера (доклады, рефераты, выступления и др.). Также этот вид поиска используется и при организации индивидуального досуга (подбор и изучение литературы по интересующей ребенка проблеме), и при организации самостоятельной подготовки учащихся к проведению экскурсий, турпоходов, путешествий;

    Сбор краеведческих материалов: археологических, историко-литературных, этнографических и др. Краеведческий поиск включает много разнообразных умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности: сбор различных фольклорных, природных, историко-культурных материалов, их систематизация и анализ;

    Коллекционирование - следующий вид поисковой деятельности. Учащиеся коллекционируют чаще всего монеты, открытки, значки, фотографии животных, автомашин, вкладыши, фишки и др. Умелое педагогическое руководство может превратить это подобие детской игры в серьезное увлечение, в поисковую деятельность, обогащающую детей и подростков новыми знаниями и способствующую выработке таких важных качеств, как умение систематизировать те или иные материалы. Коллекционирование без контроля со стороны родителей и педагогов может приводить и к отрицательным результатам, не всегда безобидным может быть и сам предмет коллекционирования;

    Опытно-практические работы, например, в кружках, секциях, в трудовых объединениях, в школьных лабораториях и др. Здесь поиск, как правило, сложный, он нередко проводится в течение длительного времени и осуществляется в основном коллективно, но служит основой для продолжения индивидуальной работы, в то же время дает возможность самостоятельно применять полученные теоретические знания на практике, помогает каждому учащемуся найти для себя конкретный участок по интересам и способностям.

Основными этапами поисковой деятельности являются:

    Определение цели и объекта поиска, постановка и конкретизация его задач, т.е. ответы на вопросы: «Зачем нужен поиск?», «Что искать?» и «Для чего?». Это один из наиболее ответственных моментов работы, во многом предопределяющий успех дела и его воспитательные результаты;

    Сбор материалов (от того, насколько учащиеся будут обучены правильно обращаться с самыми разнообразными находками, которые могут попасть к ним в руки, во многом зависит ценность результатов всей поисковой деятельности);

    Обработка, систематизация, изучение и оформление подобранного материала. Участники поиска под руководством педагога определяют эффективность использования собранной информации, оформляют подобранный материал, руководствуясь соответствующими требованиями и правилами.

К формам индивидуального досуга мы можем также отнести разнообразные виды увлечений, например, цветоводство, танцы, музыка, занятия спортом, вязание, выжигание, плетение, вышивание, конструирование и др. Здесь уже важна роль родителей, их поддержка, подсказка, поощрение, помощь в подборе необходимой литературы, материала, инструментов. Интерес к тому или иному виду деятельности необходимо у ребенка вовремя увидеть, помочь ему определиться в выборе форм индивидуального досуга, проявить внимание и свой интерес к данному увлечению ребенка.

Как известно, у каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации и проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.

Следует отметить, что структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга - это отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем человек занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть чтение, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И тем не менее он является неотъемлемым элементом жизни, служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, функцию развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая - развитие его духовных и физических сил, третья - гармонию души и тела. В общем, многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если индивид обладает хорошо развитым умением отдыхать.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении научной литературы, посещении музеев, выставок и др. Если, например, развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, служит для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому.

Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека.

Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями, все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Также, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.

Мы стремимся к гармоничному развитию нашего малыша и хотим, чтобы он не только был успешен в учебе, но и умел хорошо танцевать, рисовать, петь. Для этого существуют разные кружки, но у родителей часто возникают сомнения в том, какой кружок будет наиболее полезен ребенку.

Когда ребенок подрастает, уже заметно, чем он интересуется – либо собирает конструктор, либо рисует, либо играет в футбол. Часто именно детские пристрастия оказываются стремлениями на всю жизнь. Поэтому обратите внимание, чем занят ваш малыш, что доставляет ему радость. Впоследствии именно это увлечение может перерасти в занятие, с которым ребенок свяжет свою деятельность.
1. Спортивные секции (конный спорт, командные игры, водные занятия, школа боевых искусств Киев , фитнес, биатлон и т.д.). Первым делом обратите внимание на здоровье ребенка. Если он с детства часто болеет, имеет аллергию или другие серьезные заболевания, то медицинскую комиссию он не пройдет, а значит, любые спортивные секции ему противопоказаны. Посещая спортивную секцию, ваш малыш сохранит здоровье и сможет в полной мере проявить себя в различных соревнованиях, не только городского, но и международного уровня. Обязательно проконсультируйтесь с самим ребенком, узнайте, чего бы он хотел – играть в команде или заниматься самостоятельно. Это важно, так как позволяет развить разные навыки. Ребята, играющие в команде, учатся не только терпению, силе и преодолению препятствий, но и делают это сообща, развивают навыки общения и умения договариваться с остальными.
2. Изобразительное мастерство. Здесь простор для фантазии вашего малыша. Дети, которые любят рисовать, получают дополнительный навык лепки, аппликации, так как все эти навыки связаны с развитием творческого мышления.
3. Пение. Этот кружок создан для тех, кто любит и хочет петь, но не думайте, что позанимавшись в нем, ваш малыш заголосит как Элвис Пресли. Целью такого кружка является общее развитие ребенка, без формирования профессиональных навыков.
4. Театр. Ребенок научится громко и четко говорить, вживаться в роль, чувствовать актеров, не только говорить, но и показывать. Впоследствии это умение пригодится и в обучении в школе, и в различных выступлениях в институте, при подготовке презентации на работе. Умение правильно и грамотно говорить всегда подкупает работодателей и ценится в любой профессии.
5. Техника. Это настоящий рай для любителя мастерить. В кружке можно создать собственный корабль, подводную лодку, самолет, наделить их двигателем и запустить в небо или в воду. Представьте, сколько радости получит ваш ребенок, не только изготовив, но и запустив свой самолет.

Дети очень любознательны и обожают учиться новым вещам. Они постоянно участвуют в различных мероприятиях и ставят эксперименты. У каждого ребенка есть свой круг интересов и определенные предпочтения. Однако малыши еще не в состоянии преобразовать свои увлечения в основную занятость. Это мы – родители, имеющие какой-то жизненный опыт, должны определить то, чем наш ребенок любит заниматься больше всего. Нужно уважительно относиться к интересам своего ребенка, поощрять его и направлять. Не теряйте времени, ведь правильно выбранный кружок поможет всестороннему развитию их личности. Разные кружки и секции не только занимают детей в свободное время, но и доставляют им много удовольствия. Это очень важно и нужно для здорового образа жизни. Определите предпочтения своего ребенка и постарайтесь их одобрить и поддержать.

Почему важно отдать ребенка в кружок?

Детям постоянно любопытно узнавать какие-то вещи и затевать новые дела. Они задают родителям различные вопросы для обретения знаний. Но, к сожалению, в нынешнем ритме жизни мы слишком заняты, чтобы потратить много времени на своих малышей. Да и делать мы умеем не все. Например, я совершенно не умею рисовать, а моя племянница обожает это занятие. Она посещает художественную студию и мечтает стать художником. Поэтому стоит потратить некоторое время на выявление интересов своего ребенка, выбрать правильный кружок, заинтересовать его и развивать простое увлечение во что-то серьезное и большое.

Более того, кружки и секции занимают ребенка на какое-то время и нам не нужно будет придумывать всевозможные способы, чтобы его развлечь. Помимо обучения и получения определенных знаний, кружки помогают детям в социализации, делают их более осведомленными и уверенными в себе. Те малыши, которые посещают кружки, проявляют естественный интерес ко всему новому, пробуют делать открытия и изобретают что-то свое. Кроме того, они становятся более дружелюбными и ответственными. Плюсов и преимуществ у кружков и секций масса. Поэтому постарайтесь подобрать тот вид занятости, который будет нравиться и вам, и ребенку.


Как правильно выбрать кружок для ребенка?

Выбрать подходящий кружок для своего ребенка, задание на самом деле не слишком сложное. Все, что нам нужно - это немного терпения и внимательности. Понаблюдайте некоторое время за малышом, запишите все его интересы на листочек, так будет проще ориентироваться и ничего не забыть. Выделите те из них, к которым ребенок проявляет наибольшее внимание.

Не заставляйте ребенка все его свободное время посвящать новому виду деятельности. Не оказывайте на него давление, иначе весь план будет провальным. Пусть ребенок свободно смотрит телевизор, как и смотрел и играет в игры, как и раньше. Дайте ему свободу, вместо того, чтобы напрягать и ограничивать. Постарайтесь постепенно приучать малыша к тому, что ему нужно будет систематически посещать кружок, в котором будут незнакомые люди. Рассказывайте ему обо всем, что касается его будущей «работы», выделяйте преимущества и положительные моменты. Важная вещь, на которую стоит обратить внимание, это расходы на посещение кружка или секции. Поэтому выбирайте то увлечение для своего ребенка, которое является приемлемым по цене.


Какой кружок выбрать?

1. Музыкальная школа. Если ребенок очень любит музыку и игру на музыкальных инструментах, то отдайте предпочтение этому кружку. Там создадут музыкальный коллектив и организуют выступление перед публикой. Это сделает ребенка увереннее в себе и ему будет проще находить общий язык со своими сверстниками.

2. Театральный кружок. Ребенок ни минуты не может усидеть на месте? Знает много стишков и песенок? Выступает перед всеми родственниками и друзьями? Отдайте его в театральный кружок. Это поможет правильно и красиво поставить его речь и выработает уверенность в себе и своих силах. Никакого стеснения, вперед к покорению мировой сцены!

3. Художественная студия. Если вы без подсказок можете понять что нарисовал малыш, то может пришло время задуматься о художественном образовании? Как правило, многие дети очень любят рисовать или разукрашивать. Если все альбомы уже изрисованы и в ход пошли обои, то не теряйте времени и записывайтесь в кружок. Может перед вами дорисовывает на полу бабочку будущий художник.


4. Кружок любителей фотографии. Идеально вам подойдет, в случае, если ребенок сильно увлекается красотой внешнего мира и фотографией. Это очень интересное и оригинальное увлечение, которое научит малыша уважительно относиться к природе и животному миру. Если ребенок играет на улице и обращает внимание на вещи, мимо которых все проходят не проявляя интерес, то этот кружок – то, что вам нужно.

5. Танцы. Только где-то заиграет музыка, а ваш ребенок уже показывает акробатические номера? Красивая фигура, гибкость, правильная осанка – это не весь перечень того, что дают нам танцы. Какая девочка в детстве не мечтала стать балериной? Исполните одновременно две мечты: свою детскую и желание своего ребенка.

6. Кружок юного журналиста. Если ребенок от природы склонен к чтению и анализированию книг, то этот кружок замечательно поможет в развитии логики и мышления. О пользе чтения книг сказано много. Так что же вам мешает помочь своему малышу расти интересной и развитой личностью?

7. Интеллектуальные кружки. Может у вас растет маленький гений, склонный к точным наукам или иностранным языкам? Если ваш ребенок отличается усидчивостью и внимательностью, интересуется тем, как устроен мир или сколько будет два в кубе, тогда смело выбирайте интеллектуальный кружок. Нобелевская премия еще впереди, а пока пусть ваш ребенок развивает свою логику и мышление.


8. Цирковая школа. Кто в детстве не любил цирк? Если ребенок каждые выходные просит отвести его на представление, то стоит задуматься о том, как превратить его жизнь в ежедневный праздник. Отдайте ребенка в цирковую школу и только успевайте удивляться, как же быстро развивается ваша кроха и схватывает все на лету.

9. Спортивные секции. Их множество и на любой вкус, от гимнастики и плавания, до каратэ и дзюдо. Отдав ребенка в спортивную секцию, в первую очередь, мы укрепим его здоровье. Ну а выигранные золотые медали и кубки будут лишь приятным дополнением. Выплескивая на тренировке негативную энергию, ребенок станет послушнее и жизнерадостнее.

10. Прикладное творчество. Ваш малыш изучает все и сразу? Сегодня он целый день рисует, а завтра не может оторваться от цветной бумаги и ножниц? Выход есть – лепка, оригами, выжигание по дереву, выбор за вами! Можно попробовать всего понемногу и остановить свой выбор на самом интересном. Ребенок будет расти творческим и внимательным человеком.


О кружках и секциях

Нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Или, наоборот, следует исходить из того, что смена деятельности - лучший отдых? Тогда в какой именно кружок записать сына или дочку? Как выбрать тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?

Наверное, каждый родитель однажды задается этими вопросами. Однозначного ответа на них дать нельзя. Папе и маме в каждом конкретном случае придется взвешивать все "за" и "против".

Итак, "ЗА" :

1. Занятия в кружке или секции - это:

- смена вида деятельности . Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши сын или дочка предпочли шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;

- смена стиля общения. Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляется столь жестких требований к дисциплине. Представляете, какое удовольствие маленький школьник получает от того, что не нужно сидеть неподвижно и молча, отвечать только тогда, когда тебя спросят? Преподаватели в кружке не такие строгие, как учителя в школе, - разрешают пошалить, побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете
не опасаться, что вашего ребенка "избалуют" подобной снисходительностью;

- смена круга общения. Такие внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных, нежели среднестатистический класс в школе, группах. Для занятий обычно отводится отдельное помещение. В отличие от занятий и, тем более, перемен в школе, ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения в школе;

- смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой. В хорошем кружке к услугам уставшего ученика различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь - занимайся за столом, хочешь - удобно устройся на детском диванчике или пуфе, можешь даже расположиться на ковре, если тебе так больше нравится.

Переключение поможет вашим сыну или дочери отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции ребенок может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.

способ организации досуга ребенка . Это один из наиболее частых аргументов "за", приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или пристраститься к игре на автоматах, которые сегодня стоят на каждом углу и призывно мигают разноцветными лампочками). Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.

общение . Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс не столь велик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений.

Кроме того, для всех детей группа в кружке - модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы.

4. Занятия в кружке, секции способствуют формированию ответственности, самостоятельности . Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:

Запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
- запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);
- запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);
- организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.

Для ребенка семи - девяти лет это очень сложная задача. У него еще нет ни "взрослой" силы воли, ни "взрослой" памяти, ни "взрослой" предусмотрительности и рассудительности. Стоит учесть, что всему этому ребенок не научится, если все за него будут делать родители или бабушки-дедушки. Тут уж все зависит от взрослых. Нельзя выполнять за ребенка ту работу, которую он способен сделать (пусть вначале и с усилием) сам, если вы хотите использовать потенциал внешкольных занятий. А вот помочь малышу научиться самостоятельности просто необходимо. О том, как организовать время ребенка, посещающего внешкольные занятия, мы поговорим позже.

5. Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов.

Первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;

Второй вариант: ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, вы обнаружите то, к чему у сына или дочки действительно имеется склонность. В любом случае приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни.

6. Занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.

Безусловно, успехов в кружке самих по себе может оказаться недостаточно. Родители должны обязательно обратить внимание на его достижения. Похвалить, подчеркнуть, что они очень гордятся им. Возможно, похвастаться его успехами перед окружающими - разумеется, в присутствии ребенка. Выразить надежду, что и в остальном он теперь будет таким же молодцом и со всем справится. Только крайне важно не перестараться. Не стоит думать, что, раз ребенок мал, он не в состоянии отличить искреннее восхищение от лести. Пусть ваша похвала будет адекватна реальным достижениям ребенка. Если же вы, желая сделать ему приятное, будете неискренни, сын или дочь перестанут доверять вашей оценке.

Стоит отметить и еще один немаловажный аспект. Родители в чем-то не очень успешных детей часто сами бывают настолько сосредоточены на этих кажущихся им непреодолимыми трудностях, что просто не видят за ними способностей и талантов своего ребенка. Вот лишь один случай из практики психолога:

Лену, высокую со спортивной фигуркой девочку, привела на прием мама. На консультации Лена молчала: казалось, беседа ее не интересовала. Видимо, все, что говорила мама, девочка слышала далеко не раз.

Мама Лены была очень расстроена. Как выяснилось, очередной двойкой дочери по математике. И мама и папа Лены в школе учились на пятерки и четверки. Поэтому плохая успеваемость дочери просто не укладывалась у них в голове. "И ведь занимаемся с ней. Уроки вместе делаем, объясняем все, а толку никакого. Только и говорит: "не понимаю, не могу, не хочу"".

Прервав монолог мамы, психолог спросил у Лены: "Тебе нравится учиться, ходить в школу?"
Девочка, не глядя на психолога, равнодушно ответила: "Нет".
"У тебя есть в школе друзья?" - поинтересовался психолог.
"Нет, - говорит Лена, - никто со мной не дружит... Мне все равно".

Все это время мама Лены всем своим видом подчеркивала: "Вот видите! Я же говорила вам - ничем не интересуется, ничего не хочет!" - и явно выжидала момент, когда же ей предоставят возможность сказать это вслух.

"Ну, может, хоть что-то тебе нравится в школе?" - допытывался психолог у девочки.
"Да у меня ничего не получается. Ну, правда... - Лена оглянулась на маму и нерешительно закончила: - Физкультуру я люблю, особенно когда в баскетбол играем".

Реплика вызывала возмущение мамы: "Баскетбол - это не полезное занятие! Лучше бы дочь учила уроки! Заниматься баскетболом некогда, потому что Лена и так не справляется со школьной программой! Кроме того, чтобы взяли в секцию, нужно обладать данными, а Лена никогда серьезно не занималась спортом. И вообще, Лена все равно бросит занятия уже через неделю, потому что она не может даже расписание уроков запомнить и сделать без десятка напоминаний домашние задания..."

Психолог был вынужден прерывать мамин монолог, потому что видел, что у не решающейся возразить девочки на глазах заблестели слезы.

Попросив Лену подождать за дверью, психолог долго беседовал с мамой. Объяснял ей, как важно для ребенка поверить в себя, как важно, чтобы в тебя поверили другие, особенно самые дорогие и близкие люди - родители. Рассказывал о том, как важно ребенку добиться успеха, причем вовсе не обязательно именно в математике.

Выслушав психолога, мама Лены согласилась попробовать показать дочь тренеру команды школы по баскетболу.

С Леной и ее мамой психолог встретился случайно спустя год. Лена улыбалась и смотрела в глаза, а ее мама больше не выглядела такой расстроенной. Тренер, к огромному удивлению мамы, согласилась заниматься с Леной. К еще большему удивлению родителей, тренировки Лена не пропускала. Через полгода девочку перевели в основной состав школьной команды, и теперь она защищает на соревнованиях честь школы.

"А как с математикой?" - рискнул поинтересоваться психолог.
"С математикой? - мама слегка смутилась. - Да, честно говоря, практически по-прежнему. Но мы с папой подумали, что это не так важно. Можно и без математики прожить. Особенно спортсменке. Правда, дочка?" Вид при этом у мамы был очень гордый.

Задумайтесь. Возможно, вы мучаете уравнениями талантливого музыканта. Или заставляете рисовать способного шахматиста. Безусловно, родителям приятно, когда их ребенок успешно учится в школе. Безусловно, школьные знания полезны в будущей жизни. Но если что-то у вашего ребенка не получается, остановитесь на минутку и ответьте сами себе на вопрос: может быть, получится прожить и без этого? Может, все это не стоит ваших нервов и слез ваших сына или дочки? Присмотритесь, у вашего ребенка обязательно есть способности, которыми можно гордиться. Причем ничуть не меньше, чем пятерками в дневнике. Сумейте разглядеть эти способности. Найдите место, где вашему ребенку помогут их развить. Поверьте в него и поддержите. Тогда он обязательно добьется успеха и станет более уверенным не только в конкретной узкой области, но и в жизни вообще.

Есть, конечно, и аргументы "ПРОТИВ" :

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. Нельзя не согласиться с родителями, которые утверждают, что кружки отнимают время. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке - один из возможных вариантов.

2. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Требования к школьникам, количество изучаемых предметов, уровень сложности учебного материала растут. И это нужно учитывать. Выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Не записывайте его, без особой необходимости, в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.

Не пытайтесь объять необъятное и записать сына или дочь сразу во много кружков. Ограничьтесь для начала одним, максимум - двумя. Если останется свободное время, ребенок всегда может пойти еще куда-нибудь.

3. Занятия в кружке, секции - это дополнительные нагрузки для родителей . "Заниматься будет якобы ребенок, а следить за всем (одеждой, расписанием) и делать домашние задания с ним будем мы", - опасаются родители. Скорее всего, ребенок сделает попытку переложить на вас все неприятные обязанности. Но тут уж все зависит от ваших организаторских способностей, от твердости духа и настойчивости.

4. Занятия в кружке, секции - это дополнительные расходы. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Как это ни прозаично, но необходимость платить деньги за развитие творческих способностей любимого ребенка - вполне реальная проблема. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Однако не стоит отчаиваться. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.

5. Ребенка кто-то должен отводить на занятия , а после их окончания - встречать . Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте. Конечно, одного ребенка не отпустишь. Приходится маме и папе отпрашиваться с работы или просить помощи у бабушек и дедушек.

Эти две последние проблемы довольно неприятные, но все же в большинстве случаев решаемы. Было бы желание у взрослых.

Итак, взвесив все за и против, вы решили отдать своего ребенка в какой-нибудь кружок, но пока не знаете, в какой именно? Выбрать один-единственный - действительно задача не из простых. Ассортимент огромный, даже глаза разбегаются. Охарактеризуем хотя бы наиболее популярные.

Спортивные секции. Краткая характеристика:

Физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;
- психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, умение терпеть боль и усталость, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.

Спортивные секции могут быть самыми разнообразными: хоккей, волейбол, баскетбол, футбол, теннис, различные виды борьбы, легкая атлетика, батут, бассейн. Всего и не перечислишь. У каждого вида спорта своя специфика. Для занятия некоторыми нужны определенные исходные способности. Другие под силу любому желающему. Конкретный выбор зависит от данных будущего спортсмена, его интересов и предпочтений, других факторов (наличие секций рядом с домом, стоимость занятий и т. д.)

Хореографические кружки. Краткая характеристика:

Физическое развитие: так же как и спортивные секции, способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений. Кроме того, помогают выработать чувство ритма, гибкость;
- психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами. Как правило, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе. Дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность;
- дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы. А владение техникой исполнения различных танцевальных элементов всегда пригодится вашему ребенку.

Художественные кружки. Краткая характеристика:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению. Воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;
- дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы: листья, семена, скорлупу орехов и т. п. Получит некий объем знаний об истории искусства, его основных направлениях.

Музыкальные школы, кружки. Краткая характеристика:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух. Тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность. От ребенка потребуются хорошие внимание и память;
- дополнительные преимущества: ребенок получит музыкальное образование.

Если остальные кружки можно посещать на уровне хобби, то музыкой нужно заниматься серьезно, профессионально или не заниматься вообще. Обучение потребует затрат времени, сил. Ребенка придется контролировать, иногда заставлять. Если сын или дочка не проявляют горячего желания посвятить себя музыке, как следует подумайте, стоит ли начинать занятия.

Вокальные студии. Краткая характеристика:

Физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух;
- психическое развитие: выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;
- дополнительные преимущества: вашему ребенку поставят голос, научат технике пения.

Направленность может быть различной: оперное пение, популярная эстрада, фольклор.

Театральные студии. Краткая характеристика:

Физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;
- психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;
- дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.

Кружки прикладного творчества. Краткая характеристика:

Физическое развитие: развивают мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: способствуют выработке терпения, усидчивости, настойчивости. Требуют внимания и самоконтроля. Развивают творческие способности;
- дополнительные преимущества: ребенок приобретет умения и навыки, которые обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.

К этой группе, в частности, относятся кружки вязания, кройки и шитья, бисероплетения, мягкой игрушки, лепки.

"Научные" кружки. Под этим условным названием мы объединили те кружки, занятия в которых направлены на познание различных научных областей, развитие мышления. Например:

Журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;
- психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;
- историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом ребенком, расширяет кругозор;
- компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;
- иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;
- шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность.

Что нужно учесть, выбирая кружок или секцию для своего ребенка

Начать, пожалуй, стоит с анализа того, к чему, на ваш взгляд, у вашего сына или дочки есть способности, склонности, что их интересует. Не обязательно, чтобы у ребенка был талант к чему-либо. Поскольку в большинстве случаев мы преследуем цель организации досуга ребенка, эмоциональной разрядки от накопившегося за день напряжения, иногда целесообразно выбрать вид деятельности, к которому у ребенка нет никаких способностей, но зато есть желание заниматься. Исключение составляют секции, для занятий в которых необходимо изначально обладать определенными способностями и навыками. Если у ребенка их нет, то его не возьмут, как бы велико ни было его желание. Естественно, если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в той или иной области, заниматься ему следует тем, к чему, во-первых, у него есть способности и что, во-вторых, при наличии этих способностей ему интересно.

Поинтересуйтесь мнением ребенка. Возможно, у него уже есть на примете какой-нибудь кружок, в который он хотел бы ходить. А может быть, он вообще ничего об этом не знает. Тогда вам придется объяснить, для чего это ему нужно, и рассказать о возможных вариантах, предложив на выбор самый привлекательный. Не стоит записывать ребенка в секцию, не посоветовавшись. Конечно, дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят. Иногда, наоборот, как в стихотворении Агнии Барто, "драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота...". Иногда ребенок выбирает что-то, что ему совсем не по силам, только потому, что там занимается одноклассник, на которого он хочет быть похожим. Но все же водить ребенка против его воли туда, куда он не хочет, не стоит: это не доставит удовольствия ни вам, ни вашему ребенку.

Если сын или дочка настаивают на своем, не соглашаются с вашими доводами, то возможен вариант, при котором вы уступите. Выбор кружка не столь ответственен, как выбор школы. В худшем случае ребенок вскоре бросит тот кружок, в который так рвался. Для него это будет полезным жизненным опытом: в следующий раз он будет более критично оценивать себя и внимательнее прислушиваться к советам родителей. Если ребенок не справился с тем, к чему стремился, не стоит говорить: "Ага, я же говорила тебе, а ты не слушал!" Лучше спокойно, без упреков обсудите с ним причины неудачи.

Целесообразно поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.

Если же у ребенка не складываются отношения со сверстниками, то, возможно, общение на нейтральной территории поможет их наладить. Однако будьте осторожны, если у ребенка явно негативные отношения с одноклассниками, не стоит записывать его в ту же секцию, где занимаются его "недруги". Конфликт "переселится" вместе с ним в новый коллектив, и посещение кружка станет для ребенка не удовольствием, а наказанием. Лучше начать все с чистого листа. Вдруг в новом коллективе ребенку больше повезет?

Близость кружка к дому, школе тоже немаловажный фактор. Ведь ребенку либо придется ходить туда самому, либо в сопровождении кого-то из взрослых. Посещение пусть самого распрекрасного клуба на другом конце города вряд ли хорошая идея. Дорога отнимет слишком много времени и будет очень утомительна для ребенка.

С практической точки зрения, безусловно, имеет значение и цена, в которую вам обойдется подобное развитие и развлечение ребенка. Выбирайте кружок, который вы действительно в состоянии оплатить. Скорее всего, если вы остановите свой выбор на чем-то баснословно дорогом, вы и от ребенка начнете требовать ответных жертв: чтоб не пропускал занятия, чтоб старался изо всех сил, чтоб были ощутимые результаты. А иначе, за что вы отдаете буквально-таки последние деньги?! А на самом деле занятия должны приносить радость вашему ребенку и вам. Кроме того, высокая цена далеко не всегда соответствует качеству занятий.

Если вы примерно определились с секцией (или секциями), куда хотите отдать ребенка, отправляйтесь в разведку на местность. Придя в клуб, пообщайтесь с преподавателем, руководителем кружка. Посоветуйтесь с родителями детей, которые там уже занимаются. Если есть возможность, поинтересуйтесь мнением самих детей. Осмотритесь, уютно ли в клубе, есть ли все необходимое для занятий. Обязательно узнайте, что еще вам придется принести для занятий ребенка, какая принята форма одежды.

Если вам все понравилось и условия вас устраивают, посетите с ребенком пробное занятие. Как правило, оно бесплатное. После занятия узнайте, понравился ли ему руководитель, другие дети, сами занятия. И если понравилось, значит, можно смело записываться.

У родителей, записавших ребенка в секцию, возникает новая проблема: дел стало больше, а количество часов в сутках все то же. Необходимо по-новому организовать время сына или дочки, чтобы все-все успеть.

Время и день недели следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Например, если после школы он очень устает или не может делать уроки без вашего контроля, то секцию целесообразнее посещать после уроков, а домашние задания делать вечером, когда ребенок отдохнет или когда придут с работы папа и мама. Занятия могут быть в рабочие дни или только по выходным. Последний вариант стоит выбрать, если на неделе ребенка некому водить в кружок, а сам он добраться не может, или если у ребенка очень большая нагрузка в школе.

Частота и продолжительность занятий зависят от многих факторов: работоспособность ребенка, нагрузка в школе, сложность и утомительность занятий в секции, возможности родителей по сопровождению ребенка. Единственное общее правило, которое следует иметь в виду: занятия не должны превращаться для вашей семьи в наказание.

Сколько кружков может посещать ребенок? Ответ прост: столько, на сколько у ребенка хватит времени, сил и желания, а у вас - денег.

Если занятия в секции для вас не важнее учебы (а как правило, это так), то очевидно, что увлечение ребенка не должно вредить учебному процессу. Задача родителей - организовать время ребенка таким образом, чтобы он все успевал. При этом желательно, чтобы сначала была выполнена вся обязательная работа, а затем уже развлечения. Подобное правило может быть одним из пунктов договора между вами и ребенком.

Желательно привлечь самого ребенка к разработке плана дня. Вероятность того, что он будет соблюдать режим дня, который вроде бы разработал сам, а не вынужден был подчиниться, выше. При составлении плана дня предлагайте ребенку альтернативы, возможность выбора. В конце концов, именно ему придется жить по этому плану.

Ясно дайте понять ребенку, что кружок - это для него удовольствие, которого в принципе он может лишиться при плохом поведении. Достаточно один раз в самом начале однозначно и категорично объяснить это ребенку. Но ни в коем случае не используйте это как шантаж при малейшем непослушании.

Заранее избавьтесь от иллюзий. Ребенок еще достаточно мал и не в состоянии нести за себя полную ответственность. Его интересы неустойчивы. Это означает, что даже при самом благоприятном развитии событий вам придется быть в курсе того, когда и какие у ребенка занятия, что он должен подготовить дома, что он должен принести с собой. Знать это нужно не для того, чтобы делать все за ребенка, а для того, чтобы подстраховать его. Если уж он забудет - напомните. Не раз и не два вам придется уговаривать ребенка пойти на занятия, даже в самый любимый кружок. Однако делать это стоит только в том случае, если вы действительно уверены, что нежелание идти в секцию у ребенка связано с сиюминутным настроением, а не является стойким нежеланием заниматься там вообще.

Помните, что вы заботитесь о физическом, психическом, творческом, социальном развитии своего ребенка. Разве так уж велики трудности, с которыми вы сталкиваетесь, по сравнению с вашей целью?

Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей.

Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята могут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МСКОУ «Специальная школа-интернат VII-VIII вида»

Куратор блока

дополнительного образования

Дмитриев Денис Владимирович

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной школы VII - VIII вида.

Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей.

Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята могут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Кружки в коррекционной школе могут быть самыми разнообразными. Однако, прежде всего следует подумать о создании таких кружков, занятия в которых помогли бы умственно отсталым учащимся подготовленными вступить в самостоятельную жизнь. Сюда относится кружки, ставшие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков всестороннего физического и эстетического воспитания.Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках.

Практика работы показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей 5-8 классов, так как они уже в определённой мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих учащихся более четко определились интересы и наклонности. Однако отдельные кружки организованы и для учащихся 3-4 классов.
Кружки могут быть самыми разнообразными. Существуют кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания.
Для учащихся в нашей школе организованы кружки вышивания, лепки, работы с бумагой и т.п. Этот вид деятельности весьма полезен для детей, так как способствует воспитанию усидчивости, четкости и аккуратности в работе.

Организованы кружки по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра . Для учащихся старших классов существуют кружки на основе профессионально-трудовых навыков и знаний, которые они приобрели на уроках труда. Это кружок художественной резьбы по дереву, различные виды моделирования, инкрустации и других народных промыслов.
Для девочек работают
кружки ручного и машинного вязания, художественной вышивки, плетения кружев, ленточный дизайн и другие виды прикладного искусства. В нашей школе имеется кружок домоводства и кулинарии.
Большое воспитательное и познавательное значение имеют
кружки юннатов . Выбор деятельности для таких кружков весьма разнообразен. Уход за растениями огорода, сада, простейшие виды селекционной работы, парниковое хозяйство, выращивание плодов, овощей, цветов.
Старшеклассникам – членам юннатских кружков под руководством учителей можно поручить работу по охране окружающей природы. Для этого целесообразно закрепить за школой определенные участки леса, сада, сквера и постоянно проводить там работу по охране насаждений и разумному уходу за ними.

Изучением родного края, его исторического прошлого и настоящего, природных богатств и экономики своего региона дети могут заняться в кружке краеведения «Я познаю мир» , который целесообразно комплектовать в основном с учащимися 5-8 классов.
Не менее важное значение для воспитанников и коррекции личности умственно отсталого школьника имеют кружки литературного чтения, драматические кружки.
В школе организован кружок театрального искусства. Дети принимают активное участие в различных смотрах-конкурсах, концентрах. Многим детям доступны массовые виды художественной самодеятельности, а отдельные дети добиваются даже весьма значительных успехов.
Целесообразна такая организация педагогического коллектива, при которой большинство учителей и воспитателей оказывают практическую помощь в организации своему коллеге, ведущему кружок. Этому важному участку воспитательной работы руководству школы и методическим объединениям следует уделять серьезное внимание. Перед каждым учителем и воспитателем необходимо поставить задачу, чтобы он умел во внеурочной работе заинтересовать детей, стремился передать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы его воспитанникам в жизни. Важность и значимость кружковой работы в школе VII-VIII вида, как и всех других видов внеклассной воспитательной работы, определяются тем, что для умственно отсталых детей школа – единственное учебно-воспитательное учреждение. Во внеклассной воспитательной работе мы стремимся максимально расширять кругозор учащихся доступными видами практической деятельности во внеурочной обстановке, в занимательной форме воспитываем и прививаем жизненно необходимые навыки и привычки.

Работа кружков в школе проводится во второй половине дня. В зависимости от условий школы – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Но следующие условия должны быть обязательны:


  • занятия кружков должны проводиться не ранее, чем через 2-3 часа после окончания учебных занятий;

  • если занятие кружка проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;

  • не следует проводить кружковую работу в вечерние часы (после ужина). Исключение могут составлять такие занятия, на которых дети делают какие-либо простые поделки и эта работа не требует от них дополнительной мыслительной нагрузки и усвоения новых операций и приемов;

  • одно занятие кружка продолжается не более 1 часа. Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.


Количество учащихся в одном кружке (за исключением хоровых) не должно превышать десяти. Однако в школе VIII вида могут быть и кружки в составе 3-5 человек. Такими малочисленными бывают в основном кружки, более сложные для основной массы умственно отсталых детей. Это, например, кружки художественной обработки дерева, металла, художественной машинной вышивки и вязания, а также кружки для ознакомления с рядом других видов деятельности.

Весьма важное значение имеет организационная работа по комплектованию кружков. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива с тем, чтобы очень тактично помочь ученику выбрать именно тот кружок, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая у ученика чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ученику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание.
Кружки с первых дней из работы не могут быть укомплектованы полностью стабильным составом учащихся. В процессе занятий возможен переход детей из одного кружка в другой. С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда удовлетворять его в тех случаях, когда ребенок проявляет подлинный интерес или же когда для него переход в другой кружок целесообразен.
В общей системе внеклассной воспитательной работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех учащихся школы о работе кружков. Это могут быть различные тематические мероприятия, которые организуют и проводят члены того или иного кружка, вечера-отчеты кружковцев о своей работе, выставки поделок, изготовленных участниками кружков. Подобные мероприятия являются эффективной формой агитации и будут способствовать вовлечению в кружковые занятия детей, еще не участвующих в кружковой работе. В то же время такая гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься в кружке, а всякие поощрения в процессе проведения этих мероприятий делают желание заниматься кружковой работой более устойчивым и способствуют формированию у ребенка стремления и дальше совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки.
Уже в самом начале деятельности в кружке детям надо в общих чертах рассказать, чем они будут заниматься, чему научатся и какую полезную для всех работу они смогут сделать.
Один из видов полезной для школы деятельности – изготовление наглядных пособий или помощь в их создании.
Руководители школ и педагоги должны видеть в практической деятельности детей общую пользу и огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умение трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно придавать работе общественно-полезный характер, создать в школе положительный эмоциональный настрой для такой работы. Целесообразно участвовать детям в городских и областных мероприятиях, организовывать различные экскурсии.
Велико коррекционно-воспитательное значение кружков художественной самодеятельности. Здесь в процессе работы у ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах.
Практика работы школы показывает, что педагогически оправдана такая организация внеклассной работы, когда дети принимают участие в отдельных городских мероприятиях совместно со школьниками массовых школ. Отбираются, конечно, только те мероприятия, которые доступны умственно отсталым учащимся. Это могут быть праздники: песни и танца, различные трудовые дела школьников. Для участия в этих мероприятиях можно организовать группы детей от школы, скомплектованные из детей, занимающихся в соответствующих кружках, так как именно они имеют наилучшую подготовку.

И другие виды деятельности в процессе кружковой работы в школе надо использовать для воспитания положительных личностных качеств детей.
Кружки художественной самодеятельности должны так организовать свою работу по развитию и воспитанию учащихся, чтобы они могли выступать не только перед учащимися школы, но и в других аудиториях вне школы. Организуя работу кружков, не следует забывать, что они решают проблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы воспитания.