Open
Close

Волевое усилие как механизм волевой регуляции. Волевые качества личности

воля усилие рефлекторный активность

Современное понимание волевого процесса характеризуется системностью. Эта системность обеспечивается тем, что произвольные процессы обеспечивают контроль за выполнением действия, сознательное и преднамеренное управление деятельностью. Анализ взглядов различных авторов показывает, что количество выделяемых функций несколько различается. Так, в работе С. А. Шапкина, построенной на анализе концепции воли Х. Хекхаузена и его ученика Ю. Куля, выделяются три функции волевых процессов: инициирование действия; поддерживание первоначального намерения в актуальном состоянии; преодоление препятствий, возникающих на пути реализации намерения.

В работе Е. П. Ильина выделено четыре функции: самодетерминация; самоинициация; самоконтроль; самомобилизация и самостимуляция. Легко заметить, что самоинициация соответствует инициированию действия, самоконтроль - поддерживанию актуального намерения; а самомобилизация и самостимуляция - преодолению препятствий. Только функция мотивации не находит соответствия в системе взглядов Х. Хекхаузена и Ю. Куля, поскольку, как мы уже отмечали, этими исследователями мотивация была отделена от волевого состояния сознания.

Если попытаться дать краткую характеристику теории контроля за действием Ю. Куля, то следует, прежде всего, отметить, что в отличие от традиционного понимания воли, Ю. Куль опирается на современные представления о системном строении психики человека и пытается исследовать волевую сферу личности как систему, состоящую из достаточно автономных субсистем. Реализация функций целой системы контроля над действием возможна лишь при гибком, согласованном взаимодействии субсистем, обеспечивающих удержание в активном состоянии намерений и достижение целей в ситуации, благоприятствующей этому, а также прекращение целенаправленной активности в ситуации, неблагоприятной для этого. Понятие «воля» описывает категорию взаимодействующих психических функций, которые при возникновении трудностей реализации действия опосредуют временную, пространственную, содержательную и стилевую координацию отдельных механизмов внутри и между разными субсистемами, такими как восприятие, внимание, память, эмоции, мотивация, система активации, моторика и т.д. Эти механизмы реализуются, как правило, на неосознаваемом уровне, но могут принимать форму осознанных стратегий. Тогда речь идет о мотивационном контроле, контроле внимания, перцептивном контроле, эмоциональном контроле, контроле активации усилий, контроле кодирования и оперативной памяти, поведенческом контроле.

Таким образом, современные представления о множественности процессов, опосредующих волевую регуляцию, побудили Ю. Куля и других психологов отказаться от понятия «воля» в традиционном смысле и заменить его понятием «контроль за действием». Кроме того, Ю. Куль одним из первых сделал предположение о том, что существует альтернативная форма регуляции действия, при которой не требуется дополнительных ресурсов для преодоления препятствий, а когда регуляция осуществляется за счет перераспределения «обязанностей» между компонентами психической системы. Он говорит о двух типах волевой регуляции. О самоконтроле, который проявляется в преднамеренном внимании и поддержании усилий субъекта повысить уровень собственной активности. Этот тип соответствует традиционному пониманию воли. Другой тип волевой регуляции был назван им саморегуляция. Феноменологически это проявляется, прежде всего, в непроизвольном внимании к целевому объекту и в отсутствии усилий со стороны субъекта, направленных на энергетизацию своего поведения. При саморегуляции система действует по «демократическому» принципу, постоянный контроль «Я» более не нужен. Следует обратить внимание, что термины самоконтроль и саморегуляция используются Ю. Кулем в ином смысле, чем Е. П. Ильиным.

Что касается взглядов Е. П. Ильина, то он понимает произвольное управление как интегральное психофизиологическое образование, которое включает мотивы, интеллектуальную активность, нравственную сферу, т.е. психологические феномены, но, с другой стороны, базируется на свойствах нервной системы, на физиологических процессах. Рассмотрим подробнее составляющие воли в широком смысле слова. Опустим анализ мотивационного аспекта, поскольку он был подробно проанализирован нами выше. Начнем с самоинициации и самоторможения (далее просто - инициация и торможение).

Формирование побуждения - это мотивационный процесс, но для того, чтобы намерение осуществилось - действие необходимо запустить. Каким образом это происходит, остается одним из самых темных вопросов психологии. Н. Н. Ланге писал, что мы чувствуем мотивы к действию, затем мы ощущаем само действие, но переход между этими двумя состояниями остается вне сознания. Психический мир: Избранные психологические труды / Н.Н. Ланге; ред. М.Г. Ярошевский. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996 , с. 331

Существует две основные точки зрения на данный вопрос. Первая - это представление об инициации, запуске произвольного действия непроизвольно, с помощью возникающих представлений и связанных с ними идеомоторных актов. Вторая - представление о запуске произвольных актов с помощью волевого усилия.

Сторонником непроизвольной инициации волевого действия был У. Джемс, который считал, что сущность волевого акта характеризуется элементом-решением «да будет». Т.Е. произвольное движение осуществляется по принципу идеомоторного акта. Идеомоторный акт - это переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (т.е. появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем). Принцип идеомоторного акта был открыт в XVIII веке английским врачом Хартли, а впоследствии был разработан психологом Карпентером. Предполагалось, что идеомоторный акт имеет неосознанную, непроизвольную природу. Однако дальнейшие исследования показали, что мышечные сокращения могут быть вполне осознаваемы. В настоящее время в спорте достаточно широко распространена идеомоторная тренировка, с помощью представливания определенных движений. Е. П. Ильин считает, что У. Джемс гипертрофирует роль идеомоторики, т.к. в большинстве случаев инициация осуществляется с помощью пускового импульса, а предпусковые влияния в этих случаях лишь облегчают запуск.

Аналогичные взгляды высказывал Г. Мюнстерберг, у которого воля, по существу, сведена к преднамеренной актуализации образа цели - представлению. Представление играет у него роль условного сигнала, а само действие, соответственно, носит условно-рефлекторный характер.

Под влиянием У. Джемса попытался разобраться в механизме запуска волевых действий и Н. Н. Ланге. Волевые импульсы он так же свел к идеомоторике.

Представления о сознательной инициации волевых действий связаны с мыслью о том, что их запуск всегда осуществляется с помощью волевого усилия. Однако это положение вызывает все больше сомнений, но не по поводу сознательного характера, а по поводу участия волевого усилия в этом процессе. Как следствие, предложение различать волевой импульс и волевое усилие. Под волевым усилием понимается сознательное и преднамеренное напряжение физических и интеллектуальных сил человека. Волевое усилие характеризуется внутренним напряжением, для его проявления необходимо наличие трудностей. Но запуск действия может происходить и без усилия. Таким образом, целесообразно выделять в качестве пускового механизма к действию волевой импульс, а не волевое усилие. Их функции различаются. Функция волевого импульса заключается в запуске действия и в осуществлении перехода от одного действия к другому. Идея о запуске произвольных действий с помощью волевого импульса, а не только и не столько с помощью волевого усилия, проглядывает в высказываниях многих психологов (Селиванов В. И., Калин В. К. и др.). Природа волевого усилия еще не раскрыта. Но наиболее отчетливо волевые усилия проявляются при физическом напряжении. Н. Н. Ланге указывал на три момента, с которыми связано ощущение волевого усилия:

* изменение дыхания;

* идеомоторное напряжение;

* внутренняя речь.

Таким образом, можно предположить, что одним из механизмов усиления побуждения является мышечное напряжение. Оно усиливает возбуждение центров, из которых исходит волевой импульс начала и исполнения действия. Напряжение дыхательных мышц также приводит к усилению проприоцептивной импульсации в кору. Усилия могут быть физическими и интеллектуальными, мобилизующими и организующими. Такова основная проблематика функционального блока самоинициация.

Рассмотрим блок самоконтроля. Упоминание о самоконтроле встречается еще у Аристотеля, но как научный феномен это явление стало изучаться на рубеже примерно столетие назад, хотя по отдельным вопросам работы встречаются и раньше.

Одним из первых, кто занимался этой проблемой с психологической точки зрения, был З. Фрейд. Он связывал самоконтроль с инстанцией «Я». В нашей стране самоконтроль рассматривали Н. Н. Ланге, Н. А. Белов. Но эти работы малоизвестны. Лишь в 60-х годах эти вопросы стали широко обсуждаться, чему способствовало проникновение идей кибернетики в психологию и физиологию. Идеи об обратной связи привели в итоге к созданию моделей механизмов предвидения, сличения и т.д. (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин). Основаниями для пересмотра Павловской идеи о рефлекторной дуге послужили факты, согласно которым один и тот же эффект мог достигаться разными путями. Были предложены различные схемы управления с помощью рефлекторного кольца. Большое распространение получила модель функциональной системы П. К. Анохина. Модель включает блок афферентного синтеза, блок принятия решения, акцептор результата действия и эфферентная программа самого действия, получение результатов действия и формирование обратной связи для сличения полученных результатов с запрограммированными. На протекание афферентного синтеза влияют обстановочная и пусковая афферентация, память и мотивация субъекта. Блок решения связан с уверенностью или неуверенностью человека в принимаемом решении, на что влияет наличие информации у субъекта, новизна ситуации, личностные характеристики. В программировании действия человек анализирует вероятность достижения поставленной цели, наличие или отсутствие информации. При неполной информации разрабатываются разные программы. В процессе выполнения действия и/или по его окончанию происходит контроль, сличение обратных результатов с тем, что ожидалось, при необходимости идет корректировка полученного результата.

Функции обратной связи заключаются, прежде всего, в предоставлении сведений о начале, законченности-незаконченности действия, в корректировании при помехах, в обеспечении научения. Обратная связь может быть внешней и внутренней. Внешняя обратная связь используется преимущественно для контроля за результатом, внутренняя - за характером действия. Внешнее кольцо обратной связи замкнуто только функционально, но не морфологически, внутреннее - замкнуто и функционально, и морфологически.

На начальных стадиях овладения действием высока роль внешнего (и прежде всего - зрительного) контура обратной связи. Затем повышается роль внутреннего контура. Кроме того, есть также данные о том, что на первых этапах высока роль кинестетической информации, а затем ведущей становится вербальная информация. Можно, таким образом, сделать вывод, что важен не только контур, но и вид информации.

Действие следующего блока - механизма сличения - может давать сбои, что во многом связано с лимитом времени.

Следует заметить, что вопрос о функциях самоконтроля достаточно сложен. Одни подразумевают под ним способность сдерживать первые низменные побуждения и подчинять их более высоким целям (например, Сэлли), другие считают, что самоконтроль предполагает умение критически отнестись к своим поступкам (Собиева Г. А.), третьи видят в нем инструмент сознательного планирования деятельности (Кувшинов В. И.). Приведенные трактовки самоконтроля отличаются достаточной широтой понимания. Существуют и более узкие интерпретации самоконтроля, которые сводят функции самоконтроля к проверке (Ительсон Л. Б. - самопроверка в деятельности; Арет А. Я. - процесс слежения за собой, проверки себя; Рувинский Л. И. - корректирование деятельности).

Является ли навык произвольным действием - вот вопрос, по которому в пределах данного функционального блока ведется много споров. Здесь нет единства мнений, но многие исследователи считают, что навык остается произвольным действием, меняется только контроль над его осуществлением. Согласно Е. П. Ильину, автоматизация - это лишь приобретенная в результате обучения возможность отключения динамического контроля за действием, не предполагающая обязательность и неизбежность такого отключения.

Блок самомобилизации практически имеет дело с волевой регуляцией, которая, согласно взглядам Е. П. Ильина, является частным видом произвольного управления. В быту это понятие часто отождествляют с силой воли, очевидно, потому что оно связано с преодолением трудностей. При этом содержание волевой регуляции понимается разными психологами по-разному: как сила мотива; как борьба мотивов; как изменение смысла действия; как включение в регуляцию эмоций. Во всех этих трактовках главным условием мобилизации энергии считается волевое усилие, хотя, как было отмечено выше, природа его до сих пор не ясна.

Некорректно определять силу воли как самостоятельное волевое качество (Корнилов К. Н., Платонов К. К.) или как некий абстрактный показатель (Немов Р. С.). Более правильно говорить о различных проявлениях силы воли, называемых волевыми качествами. В этике волевые качества считаются моральными, а их проявление зависит от нравственных черт характера. Отсюда проистекает оценочный подход к воле. Но едва ли такой подход правомерен. Морально следует оценивать поведение, а не качества.

В каждом конкретном случае волевая регуляция проявляется через волевые состояния. Волевые состояния изучались Левитовым Н. Д. и другими исследователями. Е. П. Ильин относит к волевым состояниям состояние мобилизационной готовности, состояние сосредоточенности, состояние решимости и др.

Состояние мобилизационной готовности изучалось в основном спортивными психологами (Пуни А., Генов Ф.). Но оно проявляется не только в спортивной деятельности. Оно отражает самонастраивание на полную мобилизацию своих возможностей, причем нужных именно для данной деятельности. Мобилизации способствует четкая постановка задания. Иногда включаются эмоциональные механизмы, поддерживающие это состояние. Во многих случаях прямой зависимости между мобилизацией и ее результатами нет.

Состояние сосредоточенности связано с преднамеренной концентрацией внимания, что обеспечивает эффективность восприятия, мышления, запоминания и т.д. В качестве физиологической основы состояния сосредоточенности выступает доминанта А. А. Ухтомского. Организму выгодно ограничивать индифферентную впечатлительность.

Состояние решимости предполагает готовность к действию, готовность инициировать действие при наличии риска или неприятных последствий. Оно достаточно кратковременно и связано с самодисциплиной.

Говоря о волевой регуляции нельзя не затронуть вопроса, как она соотносится с эмоциональной регуляцией. Эти два вида регуляции связаны, но не тождественны. Очень часто они вообще проявляют себя как антагонисты. Вспомните аффект, - как правило, он подавляет волю. Оптимальным, наверное, будет такая их комбинация, когда в личности сочетается сильная воля с определенным уровнем эмоциональности.

Волевые качества - это способность человека достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из них - сила и стойкость воли, целеустремленность.

Сила воли - степень необходимого волевого усилия, прилагаемого ради достижения желаемой цели. Это качество проявляется в преодолении индивидом трудностей.

Стойкость воли - уровень постоянства и повторения усилий, прилагаемых при достижении цели на протяжении достаточно длительного времени. Практически любой человек, поставленный в сложные условия, способен выдержать разовый удар судьбы. Постоянно противостоять трудностям может лишь тот, кто отличается стойкостью воли.

Целеустремленность - степень осознанности и четкости представления цели, а также упорства, с которым преодолеваются препятствия при ее достижении.

Причем воля проявляется благодаря таким качествам личности, как самостоятельность, стойкость, самообладание, самоограничение, решительность, уверенность в себе, настойчивость, напористость, выдержка, обязательность, инициативность, смелость, терпеливость, упорство.

Воля удивительным образом связана с другими познавательными процессами - мышлением, умом, интеллектом. В качестве примера обратимся к размышлениям поэта Н. Доризо:
Ум, он не только лишь ум,
Но характера свойство,
Сила характера и беспокойство.
Воля не существует сама,
Воля есть высшая степень ума.

Психологический дар поэта справедливо отметил неразрывную связь мышления с характером, волей, умом. Ведь источником мысли являются наши мотивы и потребности, наши чувства, влечения, интересы и побуждения. «Повивальной бабкой мысли» становится воля. Можно сказать, что воля - это мысль, переходящая в дело. Воля без рассудка слепа, рассудок без воли - калека. Воля должна сочетаться с гибкостью разума. Воля есть мужество ума, приводящее к действию во имя поставленных целей.

«Высокий ум и низкая воля - чудовищная, насильственно обрученная чета», - изрек испанский мыслитель Бальтасар Грасиан. Если воля заметно уступает уму, то все добрые мысли останутся нереализованными. «Разум - вечное правило для руководства волей» - эти слова Ф. Шиллера можно отнести к высокоразвитой личности с активной жизненной позицией.

Драматично также сочетание низкого интеллекта и сильной воли. Воля без ума опасна. Чаще всего это -упрямство (дефект воли), выступающее под видом силы, но направленное не на дело, а на тупое следование своим прихотям, как правило противоречащим здравому смыслу. Упрямство цепляется за мелочи, оно бессодержательно. Воля же ориентирована на большую цель.

Волевые качества проявляются и в других характеристиках личности, таких, например, как локус контроля, склонность к риску и др.

Локус контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам и обстоятельствам, либо собственным усилиям и способностям. Различают:
- интернальный (внутренний) локус контроля - склонность принимать ответственность за все события своей жизни на себя;
- экстернальный (внешний) локус контроля - склонность приписывать причины своих успехов и неудач внешним факторам (судьбе, случаю, обстоятельствам, злоумышленникам и др.).

Причем волевые качества в более полной мере принадлежат «интерналу» , обладающему высоким уровнем самостоятельности действий и берущему всю ответственность за принимаемые решения на себя.

Склонность к риску - характеристика поведения в ситуациях, неопределенных относительно успеха и неудачи. Воля человека ярко проявляется в рисковом поведении. Ведь рисковое поведение обусловлено двумя видами мотивации личности:
- мотивацией успеха как преимущественной ориентацией индивида на успех своих действий и игнорированием последствий возможной неудачи (обычно такой человек придерживается лозунга «или грудь в крестах, или голова в кустах»);
- мотивацией избежания неудач как ведущей нацеленностью личности на уход от возможных неудач, даже если при этом приходится приносить в жертву вероятность крупного успеха (такой человек довольствуется житейской мудростью: «тише едешь - дальше будешь»).

Проявление воли (точнее было бы - силы воли, волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах (свойствах) личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств. Ярким примером этого могут служить главы о воле в ряде учебников (К. М. Гуревич ; П. А. Рудик ), в которых вообще не говорится ни о силе воли, ни о волевых качествах.

До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации
понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку, настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе со смелостью? Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

В одной из своих работ В. А. Иванников утверждает, что все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое - волю. «...Анализ показывает, - писал он, - что все эти качества выводятся из других источников и по крайней мере связаны не только с волей, а значит не могут претендовать на роль отличительных признаков воли» . Кроме того, в одной ситуации человек демонстрирует волевые качества, а в другой ситуации проявляет их отсутствие. Поэтому В. А. Иванников говорит о так называемых волевых качествах, хотя и не отрицает, что они отражают психические реальности.

Однако через несколько лет В. А. Иванников изменил свою позицию. В работе В. А. Иванникова и Е. В. Эйдмана уже утверждалось, что имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т. е. как личностные свойства. По этому поводу авторы писали: «...если у человека формируется устойчивое (пусть даже и ложное) представление о своей правоте во всех делах и суждениях, о своей способности разрешить любую ситуацию и справиться с любым делом, т. е. устойчивая высокая самооценка своих возможностей и высокий уровень притязания, то такой человек независимо от реального
владения ситуацией будет часто проявлять в поведении настойчивость и другие волевые качества. Если же эти устойчивые образования подкреплены реальными возможностями человека, тогда можно говорить о волевых качествах не просто как о частных характеристиках поведения, а как о его инвариантах, т. е. личностных свойствах» .

Эта позиция близка той, которую ранее изложил В. И. Селиванов. Говоря о смелости, он подчеркивал, что личность может проявить смелость на уровне психических состояний, еще не обладая качеством смелости, и что «смелость, как и другие волевые качества, становится свойством личности, когда она не связана с той или иной конкретной ситуацией и становится генерализованным способом поведения личности во всех ситуациях, где требуется оправданный риск [курсив мой. - Е. И.], чтобы добиться успеха» .

Наличие ситуативных проявлений силы воли создает известные трудности
в диагностике волевых качеств. Ведь о выраженности (наличии) какого либо волевого качества мы судим с учетом того, как успешно человек справляется с трудностями. Но всегда ли эта успешность зависит только от волевых усилий? Если не всегда, то не подменяется ли тогда волевое качество как характеристика волевой регуляции характеристикой произвольного управления - мотивацией? И как выделить в этом случае вклад волевого усилия в преодоление какой либо трудности? Например, смелый поступок может быть обусловлен как волевым качеством смелости, так и состоянием человека. Многие внешне героические поступки совершаются под влиянием аффекта, от безысходности ситуации, а не оттого, что человек смелый.

Имеет значение не только наличное состояние, но и оценка человеком значимости данной ситуации. В одном случае, несмотря на усталость, он будет проявлять силу воли, в другом, если посчитает, что ситуация не содержит в себе ничего важного для него, проявлять силу воли не будет.

А. И. Высоцкий, изучая проявление упорства (называемого им «настойчивостью»), выявил целый ряд внутренних причин, которые побуждали испытуемых продолжать решать поставленную в эксперименте задачу: наличие интереса; стремление быть не хуже других; стремление доказать себе, что можешь решить эту задачу; осмысленный подход к решению задачи (работа по определенной системе). Причем у разных испытуемых эти причины были различны. И тогда возникают вопросы, на которые автор, к сожалению, не дал ответа. Одинакова ли побудительная сила этих причин? Постоянно ли проявляется действие этих причин при решении трудных задач? Что побуждает испытуемых проявлять силу воли: мотив стремления к успеху (мотив достижения) как постоянная характеристика личности или ситуативный фактор - азарт соревнования с другими испытуемыми? А отсюда возникает главный вопрос - насколько характеристики данного волевого поведения зависели от волевого качества упорства? Для того чтобы это выяснить, требовалось уравнять влияние всех ситуативных факторов, а также измерить проявление упорства у одного и того же испытуемого несколько раз и в разных ситуациях.

Таким образом, необходимо дифференцировать ситуативные волевые проявления как характеристики данного волевого поступка или волевого поведения (ситуативное проявление силы воли) и волевые качества как свойства личности (т. е. как устойчивое специфичное проявление силы воли в схожих, однотипных ситуациях).

Среди психологов имеются существенные разногласия по поводу сущности,
содержания, количества и классификации волевых качеств.

Начну с того, что говоря о волевых качествах личности, авторы тут же переходят на другое словосочетание: «качества воли» - невольно отождествляя волю с личностью. На первый взгляд ничего серьезного в такой подмене нет. Но на самом деле это создает определенные теоретические трудности.

Так, В. А. Иванников пишет, что «отнесение волевых качеств к воле без выделения ее сущности и отличительных признаков является малообоснованным, а подход к пониманию природы воли через эти свойства оказывается для нас закрытым» . В другом издании этой же книги В. А. Иванников утверждает, что «стремление увидеть за волевыми качествами человека особое образование - волю - пока не подкреплено какими либо существенными доказательствами. Наоборот, имеется много фактов, свидетельствующих о самостоятельности каждого волевого качества и независимости их формирования друг от друга... Эти факты заставляют сомневаться в наличии воли как интегрального образования всех волевых качеств» .

Действительно, если придерживаться узкого взгляда на волю, т. е. рассматривать ее как проявление волевых качеств (силы воли), то вроде бы получается, что понятие «воля» происходит от понятия «волевые качества» как родовое обозначение последних. Но тогда возникает вопрос: почему эти качества называются волевыми? В рамках такого подхода ответа мы не найдем. Следовательно, воля так называется не потому, что она отражает существование волевых качеств, а волевые качества называются так потому, что они отражают существование воли, поскольку эти качества проявляются произвольно, по желанию самого человека, по его приказу себе. Именно произвольность проявления силы воли (волевого усилия) объединяет все волевые качества в одну общность - силу воли.

Однако понимание воли как произвольного управления позволяет относить
к разряду волевых качеств особенности произвольного поведения, а не только волевой регуляции (напомню, что лишь волевая регуляция имеет ту специфику, в которой используются значительные волевые усилия). Это создает трудности в классификации волевых качеств.

Очевидно не случайно в учебниках по психологии определение понятия «волевое качество», как правило, не дается. Мне удалось найти только два описательных, объяснительных и одно прямое определение этого понятия.

По мнению В. А. Крутецкого , волевые черты характера (так автор называл волевые качества личности) выражаются в готовности, умении и привычке сознательно направлять свое поведение, свою деятельность в соответствии с конкретными принципами, преодолевая препятствия на пути к поставленным целям. При таком определении волевых черт характера они могут относиться как к воле в широком смысле (произвольности), так и к воле в узком смысле (волевой регуляции, силе воли). Специфика волевых качеств в этой формулировке не отражена.

В учебнике «Общая психология» волевые свойства личности трактуются как определенность и устойчивость типичных для личности способов осуществления волевых актов. Такая характеристика скорее подходит для стиля волевого поведения, чем для волевого качества.

Б. Н. Смирнов дал следующее определение: «Волевыми качествами личности
называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий» .

Это, в принципе удачное, определение нуждается все же в некоторой корректировке, прежде всего потому, что волевые качества отражают не столько произвольное управление, сколько волевую регуляцию, связанную с напряженными волевыми усилиями. Кроме того, конкретные проявления воли могут отражать не только качество, но и уровень волевых усилий. Последний же не определяет сущность каждого волевого качества, его специфического содержания. Поэтому, чтобы не было неоднозначного толкования данного Б. Н. Смирновым определения, я скорректировал его следующим образом: волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях,
обусловленных характером преодолеваемой трудности.

Здесь следует отметить, что специфика конкретных условий проявления силы воли обусловлена характером преодолеваемой трудности, а не видом деятельности. В связи с этим нельзя согласиться с немецким психологом В. Дойлем , который утверждал, что решительность игрока и решительность скорохода (имеются в виду спортсмены) или прыгуна в воду - не одно и то же, и что между настойчивостью спринтера и настойчивостью пловца или конькобежца также имеются различия. С моей точки зрения, между спортсменами различных специализаций может быть разница только в степени выраженности этих волевых качеств, а не в их содержании.

В учебниках по разному определяется сущность волевых качеств. В одних говорится, что это проявление воли, в других - что это способность человека, в третьих - что это умение преодолевать различные трудности, управлять собой и т. д. Но если, например, волевые качества - это умения, тогда стоит только научить человека этим умениям - и он начнет успешно преодолевать все трудности. Практика, однако, показывает, что это далеко не так.

А. Ц. Пуни полагал, что структура волевого качества соответствует структуре воли и включает интеллектуальные и моральные компоненты, а также умения преодолевать препятствия. О волевых качествах как способностях он предпочитал не говорить.

Полагаю, различное понимание сущности волевых качеств связано с тем, что разные авторы выделяют различные составляющие этих качеств. Любое качество, в том числе и волевое, я рассматриваю как фенотипическую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного (Е. П. Ильин ). В качестве врожденного компонента выступает способность, обусловленная врожденными задатками (в частности - типологическими особенностями свойств нервной системы), а в качестве приобретенного в онтогенезе компонента - опыт человека: его умения и знания, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении. Проявление каждого волевого качества зависит как от одного, так и
от другого компонента, т. е. это и реализация способности к волевому усилию, и умение его проявлять.

  • Розвиток психіки у філогенезі Леонтьев а.Н. Очерк развития психики
  • Розвиток психіки в онтогенезі Костюк г.С. Роль биологического и социального в онтогенезе человеческой психики
  • Леонтьев а.Н. Биологическое и социальное в психике человека
  • Гудонис в., Радзявичене л., Йодрайтис а. Психосоциальное развитие воспитанников дома ребенка (о биологических, социальных и психологических факторах)18
  • Содержание эксперимента
  • Распределение исследуемых по фактору риска развития
  • Распределение исследуемых по возрасту зрелости плода
  • Распределение исследуемых по весу новорожденного
  • Социальные факторы риска развития в группе исследуемых
  • Изменение психомоторного развития экспериментальной и контрольной групп
  • Связь социального развития с другими сферами психомоторного развития
  • Крутецкий в.А. Условия и движущие силы психического развития
  • Выготский л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте
  • Выготский л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития
  • Эльконин д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте
  • Розділ 2. Психічні процеси
  • Пізнавальні психічні процеси
  • Відчуття та сприймання
  • Ананьв б.Г.[ощущение. Восприятие]
  • Шеварев п.А. Иссдедования в области восприятия
  • Выготский л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте
  • Костюк г.С. [Розвиток і виховання відчуття та сприймання у дітей]
  • Рубинштейн с.Л. Память
  • Зинченко п.И. Вопросы психологии памяти
  • Линдсей п., Норманн д. [системы памяти. Виды памяти]
  • Выготский л.С. Память и ее развитие в детском возрасте
  • Заика е.В., Баженова е.В, Баженов а.С. Применение методики заучивания 10 слов в клинической психологии
  • Костюк г.С. [розвиток і виховання пам’яті у дітей]
  • Уявлення Рубинштейн с.Л. [представления]
  • Маклаков а.Г. Представления
  • Мислення Глуханюк н.С., Дьяченко е.В., Семенова с.Л. Мышление: основные понятия и положения
  • Тихомиров о.К. Виды мышления
  • Выготский л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте
  • Талызина н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления
  • Костюк г.С. [розвиток мислення у дітей]
  • Хохліна о.П. [розумові якості та іх формування (на матеріалі трудового навчання учнів з вадами інтелекту)]
  • Мова та мовлення Леонтьев а.Н. Психология речи (неизданная лекция 1935 года)
  • Леонтьев а.А. Речевая деятельность
  • Рубинштейн с. Л. Речь и общение. Функции речи
  • Ушакова т.Н. Проблема психологии речи в трудах а. Н. Леонтьева
  • Костюк г.С. Розвиток мовлення у дітей
  • Уява Брушлинский а. В. Воображение и познание
  • Дубровина и.В. Психологические механизмы или приемы создания образов воображения
  • Выготский л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте
  • Костюк г.С. [розвиток та виховання уяви у дітей]
  • Формування пізнавальної сфери психіки Хохліна о.П. [формування пізнавальної діяльності у дошкільника]
  • Хохліна о.П. [розвиток пізнавальної сфери психіки дитини в процесі підготовки до школи]
  • Глуханюк н.С., Дьяченко е.В., Семенова с.Л. [рекомендации по развитию познавательной сферы]
  • Увага. Воля Добрынин н.Ф. Основные вопросы психологии внимания
  • Платонов к.К. Внимание
  • Страхов и.В. О психологической структуре внимания
  • Пальм г.А. Класичні теорії уваги
  • Пуни а.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте
  • Селиванов в.И. Волевое усилие. Волевое действие. Волевые процессы. Волевые состояния
  • Иванников в. А. Критерии воли
  • Немов р.С. Теории воли
  • Костюк г.С. [розвиток та виховання уваги та волі в дітей]
  • Емоційна сфера психіки Леонтьев а.Н. Эмоциональные процессы
  • Рубинштейн с.Л. Различные виды эмоциональных переживаний
  • Васильев н.А. Место и роль эмоций в психологической системе
  • Немов р.С. Психологические теории эмоций
  • Костюк г.С. [Розвиток і виховання емоцій у дітей]
  • Розділ 3. Особистість суть та детермінанти формування особистості Леонтьев а.Н. Индивид и личность
  • Логинова н.А. [индивид, личность, субъект]
  • Сайко э.В. Индивид, субъект, личность, индивидуальность в дифференцированной представленности и интегральном определении человека
  • Маркин в. Н. Личность в категориальном ряду: индивид, субъект, личность, индивидуальность (Психолого-акмеологический анализ)
  • Платонов к.К. Сущность личности
  • Максименко с.Д. Поняття особистості в психології
  • Фельдштейн д.И. [социализаия и индивидуализация как детерминанты становления личности]
  • Хохліна о.П. [суть та детермінанти становлення особистості]
  • Структура та теорії особистості Платонов к.К. [структура личности]
  • Ковалев а.Г. Психологическая структура личности
  • Максименко с.Д., Мул с.А. Структура особистості: теоретико-методологічний аспект
  • Максименко с.Д., Максименко к.С., Папуча м.В. Теорії особистості37
  • Рибалка в.В. Психологічна структура особистості
  • Психологічна структура особистості (четвертий рівень узагальнення- конкретизації)
  • Самосвідомість Павлова е.Д. [сознание]
  • Хохліна о.П. [до проблеми суті свідомості]
  • Чамата п. Р. Зміст і основні форми прояву самосвідомості
  • Сидоров к.Р. Самооценка в психологии
  • Бех і.Д. [особистісна рефлексія]
  • Спрямованість особистості Рубинштейн с.Л. Направленность личности
  • Ломов б.Ф. Направленность личности
  • Лишин о.В. Понятие «направленность личности» в отечественной и мировой психологии
  • Платонов к.К. Потребности
  • Иванников в.А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности
  • Алексєєва м.І. [поняття про мотиви навчальної діяльності учнів. Види мотивів]
  • Третьякова г.А. О психологической сущности ценностных ориентаций личности
  • Шкіренко о.В. Психологічний зміст особистісних і духовних цінностей студента
  • Костюк г.С. Розвиток мотивів і цілей діяльності у дітей
  • Здібності Рубинштейн с.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории
  • Рубинштейн с.Л. Общая одаренность и специальные способности
  • Теплов б.М. Способности и одаренность
  • Ямницький в.М. Феномен "здібності" у психологічній спадщині г.С.Костюка
  • Хохліна о.П. Мета освіти в контексті теорії формування загальних і спеціальних здібностей
  • Костюк г.С. Здібност1 та IX розвиток у д1тей
  • Характер Гріньова о.М. Проблема характеру в українській та зарубіжній психології (теоретичний аналіз)
  • Глуханюк н.С. Дьяченко е.В., Семенова с.Л. Понятие об акцентуациях характера
  • Леонгард к. Акцентуированные личности
  • Костюк г.С. [формування характеру]
  • Темперамент Небылицын в.Д. Темперамент
  • Хохліна о.П. [індивідуальний спосіб (стиль) діяльності]
  • Хохліна о.П. [Формування індивідуального способу (стилю) діяльності]
  • Становлення особистості Гонтаровська н.Б. Розвиток особистості в психолого-педагогічному контексті
  • Хохліна о.П. [суть та ефекти соціалізації на різних її етапах у контексті особистісного підходу]
  • Добрович а.Б. Что значит «исполнять роли»?
  • Хохліна о.П. [суть особистісних властивостей та їх формування]
  • Розділ 4. Діяльність. Спілкування Суть та структура діяльності. Формування діяльності Леонтьев а.Н. Общее понятие о деятельности
  • Ломов б.Ф. Проблема деятельности в психологии [Суть, структура, формирование]
  • Платонов к.К. [сущность деятельности. Формирование действий ]
  • Костюк г.С. Уміння й навички
  • Хохліна о.П. Загальна психологічна характеристика людської діяльності
  • Хохліна о.П. Формування діяльності
  • Провідний вид діяльності Леонтьев а.Н. К теории развития психики ребенка [Ведущий вид деятельности]
  • Леонтьев а.Н. Психологические основы дошкольной игры
  • Давыдов в.В. Содержание и строение учебной деятельности
  • Хохліна о.П. [Психологічна характеристика діяльності учіння]
  • Рубинштейн с.Л. Труд
  • Рибалка в.В. Психологічна характеристика трудової діяльності та професії
  • Спілкування Ломов б.Ф. Проблема общения в психологии
  • Характеристика темпераменту
  • Структура діяльності
  • Термінологічний словник
  • Селиванов в.И. Волевое усилие. Волевое действие. Волевые процессы. Волевые состояния

    Селиванов В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 13 – 21

    Человек способен преднамеренно распоряжаться своими энергетическими ресурсами, чтобы добиваться успеха в своей деятельности. При встрече с трудностями это происходит с помощью волевых усилий.Волевое усилие проявля­ется каждый раз, когда субъект обнаруживает недостаток энергии, необходимой для достижения цели, сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою ак­тивность в соответствие с встречающимися препятствиями, которые надо преод­олеть, чтобы добиться успеха. Наблюдения и специальные эксперименты указы­вают на огромную эффективность волевых усилий в деятельности человека.

    Наука отвергает примитивное представление о волевом усилии лишь как средстве усиления психической напряженности. Ничего хорошего не получается в работе человека, когда он трудится только в изматывающем режиме. При такой «регуляции» неизбежны вредные последствия для организма (переутомление, неврозы и т.п.), резкое снижение работоспособности, появление отрицательных эмоциональных состояний.

    Развитая воля предполагает экономное расходование нервнопсихической энер­гии, когда сознательные импульсы направлены не только на усиление и ускорение процессов, но при необходимости - и на их ослабление или замедление. Именно волевой человек может отключиться от раздражающих помех, заставить себя в положенное время отдыхать или спать, тогда как слабовольный не умеет бороть­ся со своей пассивностью и со своим психическим перенапряжением.

    Но не всякое усилие человека является волевым. Следует различать предна­меренное и непреднамеренное усилия. Волевое усилие - это лишь преднамерен­ное усилие, когда субъект ясно сознает действия, видит трудности, которые препятствуют достижению этой цели, намеренно борется с ними, сознательно вызывая необходимое напряжение, направленное на регуляцию процесса дея­тельности (усиление - ослабление, ускорение - замедление и т. д.).

    Непреднамеренное усилие может быть первичным (безусловно-рефлекторным) и вторичным (привычным, но малоосознанным, которое формируется у че­ловека при повторении преднамеренного, т. е. волевого, усилия). Когда человек усваивает тот или иной навык, то на первых упражнениях он держит под воле­вым контролем все операции. Волевые усилия при этом находят выражение и во внешних реакциях - в напряжении мускулатуры тела, в мимике, в речи. По мере автоматизации навыка волевое усилие как бы свертывается и кодируется. И тогда человеку уже достаточно только одного сознательно-волевого импульса небольшой силы, выраженного, например, в виде мелькнувших в голове слов «это» или «надо» или даже междометия, чтобы что-то изменить в работе. При ре­шении привычной задачи трудность может оказаться больше той, преодоление которой закреплено в стереотипах поведения. В этом случае возникает созна­тельная мобилизация активности, т. е. переход малоосознаваемых (вторичных) усилий в осознаваемые, волевые.

    Без мотивации нет ни одного действия. С увеличением значимости и силы мотива возрастает возможность личности в мобилизации волевых усилий. Но эти понятия не следует отождествлять. Сила тех или иных мотивов чаще создает лишь общее напряжение, вызванное неудовлетворением той или иной потребности. Обнаруживается это и вне деятельности в форме, например, смутного беспокойства, тревоги, эмоций страдания и др. Волевое усилие проявляется лишь при сознательной" регуляции поведения и деятельности, при выборе цели, принятии решения, планировании, самом исполнении. О волевом усилии мы скажем: это то, посредством чего осуществляется действие в затрудненных условиях.

    Велико значение волевого усилия в жизни человека. Но ведь никто не действует ради него. Оно чаще всего бывает эмоционально неприятным. Волевое усилие является лишь необходимым средством реализации мотива и цели. Волевое усилие хорошо поддается упражнению. В соответствии с этим психологи часто определяют волю как умение сознательно преодолевать трудности на пути к цели. Что касается мотивов, то с их формированием и упражнением дело обстоит значительно сложнее. Для целей воспитания важно усвоить не только идею о единстве мотивации и воли, но и идею об их различии, несовпадении.

    Волевое действие, его структура. Основной формой проявления активнос­ти человека является его трудовая деятельность. В структуре трудовой и всякой иной деятельности выделяются отдельные ее «единицы» - действия.

    Действие - это законченная во времени и пространстве совокупность движений и умственных операций, объединенных единой сознательно поставленной целью. Человек изготовляет вещь, сажает дерево, решает алгебраическую задачу - все это действия, в которых наглядно представлена взаимосвязь психического и материального, регуляция сознанием процесса деятельности. Действия могут быть индивидуальные и коллективные, по собственному почину и по заданию других людей. Наряду с термином «действие» в психологии употребляют и термин «поступок».

    Поступком обычно называют действие, в котором выражено осознанное отношение человека к другим людям, обществу, требующее моральной или юридической оценки.

    Как мы видели, не все действия относятся к волевым. Критерием отнесения одних действий к неволевым, а других - к волевым является не отсутствие или наличие сознаваемой цели, а отсутствие или наличие сознательной борьбы человека с трудностями на пути достижения цели. В импульсивных или давно заученных, стереотипных действиях нет этой борьбы с трудностями. Человека, у которого часто наблюдаются импульсивные или аффективные действия, справедливо называют слабовольным. Назовут слабовольным и того, кто «завяз» в рутине привычных действий и уже не способен к инициативе и творчеству.

    Возникновение мотива к действию, осознание его, «борьба» мотивов, поста­новка цели и принятие решения - содержание первой стадии волевого процесса. Вторая стадия - это выбор средств достижения цели, планирование определившихся возможных путей реализации этой цели. Это важное промежуточное звено между постановкой цели и исполнением. Третья стадия - исполнение - включает в себя реализацию цели и плана на практике, а также оценку полученного результата.

    Все стадии волевого процесса взаимосвязаны. Мотив и цель так или иначе представлены в сознании человека на всем протяжении действия, волевое усилие является необходимым компонентом всех трех стадий волевого действия.

    При выполнении задания формирование собственной цели действия индивида опосредствовано уже готовой целью, привносимой извне в виде требования, указания, рекомендации, приказа и т. д.

    Система заданий приучает человека еще в детстве к волевому регулированию своего поведения. Постановка цели в инициативном действии формируется не самопроизвольно, а под воздействием обучения этому в заданных действиях.

    Инициативное волевое действие всегда является избирательным актом. Это и вносит в первую стадию этих действий - постановку цели - свою специфику. Человек теперь уже должен не только осознавать следствия возможных своих действий, но осознавать и оценивать мотивы: побуждают ли они личность к активности в аспекте ведущих ее потребностей и устремлений или, напротив, подрывают их. Оценочная функция разума при действиях по заданию в какой-то степени еще может быть переложена на руководителя. При инициативном же действии человек должен от начала до конца все решать сам. Постановка цели в таких действиях сопряжена с большими внутренними трудностями, колебаниями и конфликтами между мотивами. В процессе перехода желания в категорическое хотение и намерение «буду делать это» происходит напряженная работа созна­ния по оценке и отбору побуждений.

    Протекает ли процесс постановки цели без противоречий или при наличии борьбы мотивов, заканчивается он принятием решения. При положительном решении волевое действие развивается дальше и человек от постановки цели переходит ко второй стадии - к мысленному планированию исполнения.

    Мысленное планирование всегда является раскрытием цели в конкретной совокупности знаний всех тех условий, которые обеспечивают ее реализацию в самом процессе деятельности. Это в равной мере относится ко всякому действию и поступку человека. Если ситуация хорошо известна, то обычно не возникает и никакого особого плана выполнения. Все привычные действия (умываться, по­завтракать, сходить за покупками) совершаются по одному лишь побуждению, только в силу того, что условия для этих действий всегда налицо, а план их выполнения давно заучен, следовательно, необходимость в новом плане исчезает. Но как только эти условия изменяются, сразу же появляется настоятельная потребность в плане.

    В объективной действительности заложены различные возможности для выполнения одного и того же действия. С ними связаны разнообразные варианты плана выполнения. Эти варианты могут вступать в противоречие между собой. В процессе этой внутренней «борьбы» вырабатывается тот окончательный план, по которому мы и действуем. При планировании коллективного действия творческое, критическое обсуждение происходит гласно. В результате коллективной работы принимается план, который наиболее полно отвечает задаче и возможностям ее решения.

    Планирование в сложных действиях - это не только мыслительный, но и волевой процесс. Так, для того чтобы: 1) обдумать тот или иной план действия, необходимы волевой импульс и усилие; 2) выбрать из нескольких вариантов плана один, надо обнаружить решительность и применить усилие; 3) предотвратить поспешное принятие плана, следует проявить выдержку (равным образом необходимы волевые усилия, чтобы прекратить бесплодные колебания и медлительность); 4) не отступить от хорошего плана, нужно проявить упорство, настойчивость и т. д.

    Предвидение - это не только знание, разумный расчет, но и волевая активность, направленная на поиск наилучшего пути достижения поставленной цели.

    Постановка цели и планирование не даются человеку без борьбы с трудностями. Но на этих предварительных стадиях действия борьба с трудностями только начата. Доведение действия до успешного конца зависит от преодоления трудностей исполнения, какими бы они большими ни были. Нередко мы встречаем таких людей, которые ставят перед собой высокие цели, вырабатывают хорошие планы, но как только дело доходит до преодоления трудностей исполнения, то здесь обнаруживается их полная несостоятельность. Таких людей справедливо называют слабовольными. По умению преодолевать трудности, по исполнению намеченной цели судят о степени развития воли. Именно поэтому в характери­стику воли в качестве главного признака входит умение человека преодолевать трудности и препятствия, стоящие на пути к достижению цели.

    Исполнение может выражаться не только в форме внешних активных поступ­ков человека, но и в форме задержки, торможения ненужных, противоречащих цепи движений. Во многих случаях исполнение в сложном волевом акте может быть выражено в форме внешнего бездействия. Нужно различать поступки ак­тивного действия и поступки воздержания от действия. Нередко торможение, за­держка действий и движений требуют от человека большего напряжения воли, чем опасное активное действие. Следовательно, волевого человека характери­зует не только действие, активно преодолевающее внешнее препятствие, но и выдержка, активно преодолевающая во имя цели внутренние препятствия, за­держивающая ненужные или вредные мысли, чувства и движения. Задача вос­питания воли и заключается в том, чтобы научить человека управлять собой в любых условиях, не терять контроля над своим поведением.

    Волевые процессы. Для того чтобы хорошо выполнять работу, нужно точно воспринимать и оценивать информацию, быть внимательным, мыслить, запоми­нать, припоминать и т. д.

    Все психические процессы делятся на две группы - непроизвольные и произвольные. Когда требуется не просто смотреть или слушать, а всматриваться и вслушиваться, чтобы лучше понять и запомнить конкретную информацию, то во всех подобных случаях мы вынуждены мобилизовать волевые усилия, ина­че успеха не добиться. Оператор на производстве не может полагаться толь­ко на свои знания и навыки, он должен быть предельно внимательным, чтобы правильно опознавать сигналы контрольных и измерительных приборов, сво­евременно и быстро определять причины повреждений, принимать решения по устранению неисправностей и др. Те психические процессы, которые осущест­вляются не только осознанно, но с достаточно выраженными усилиями личнос­ти, называются волевыми процессами.

    Разумеется, что и сложная работа не выполняется без участия непроизволь­ных, неволевых процессов. Известно, что произвольное внимание является од­ной из наиболее утомляющихся психических функций. Оберегающий режим для внимания создается различными путями, в том числе интересом и внешними раздражителями, переключающими его без ущерба для дела на непроизволь­ное внимание. Но известно и другое: без достаточного развития произвольного, волевого внимания не может быть никакой продуктивной, тем более творческой деятельности.

    Волевые состояния. Это временные психические состояния личности, являющиеся благоприятными внутренними условиями для преодоления возникаю­щих трудностей и достижения успеха в деятельности. К ним относятся состояния оптимизма и общей активности, мобилизационной готовности, заинтересован­ности, решимости и др. В этих состояниях особенно ярко выражена связь воли с эмоциями. Действия и поступки, выполняемые разумно, но с эмоциональным, страстным увлечением, являются наиболее успешными. Но некоторые эмоцио­нальные состояния могут снижать, а то и блокировать волевую активность лично­сти. К ним относятся состояния апатии и чрезмерной психической напряжен­ности (стрессы). Стрессы возникают и в условиях трудовой деятельности (при управлении сложными агрегатами в производстве, преодолении информацион­ных перегрузок в умственной работе и др.). Стимулируют их возникновение такие общие факторы, сопутствующие научно-техническому прогрессу, как ускорение темпа жизни, быстрые перемены в социальных условиях и др.


    Проявление волевых усилий в виде физического напряжения Если человек регулярно проявляет сознательные волевые усилия, то этим он сильно укрепляет свою полевую форму жизни. Существует много вариантом проявления волевых усилий, но в конечном итоге большинство из них проявляются внешне в виде тех или физических актов, типа напряжения мышц. Эта особенность была давно подмечена в Древнем Китае, где была разработана целая система подготовки и совершенствования сознания и тела на основе произвольных мышечных напряжениях.
    Отдельные люди и у нас добивались значительных результатов в этом виде подготовки. Например, Александр Засс, благодаря оригинальной методике тренировки волевого напряжения мышц, добился потрясающих силовых результатов. При этом он имел обыкновенное телосложение.
    Итак, обратимся к первоистокам укрепления полевой формы жизни, к древне даосской системе "Тайные основы преобразования мышц и костей, тонкое искусство продления жизни".
    Предисловие Сюна. Юю было 17, когда его обозвали слабаком. Он разозлился, но слова вымолвить в ответ не смел. Ему посоветовали не злиться, а заняться преобразованием мышц. Он прозанимался 5 лет, и тогда смог поднять груз весом 300 кг и по площадке диаметром 3 метра носил 20 кругов. И убедился, что есть сила в пояснице. Потом поднимал груз на трёх пальцах, определяя их силу. Сейчас Юю 75 лет, кожа и мышцы - как у ребёнка гладкие, кости не выступают, люди не верят в его года.
    Когда Юй руководил спортивным обществом тонких боевых искусств, среди занимающихся были такие, которым не могли помочь. Они были с постоянно холодной головой, плохим пищеварением, желудочные и лёгочные больные. Всего за два месяца, дойдя до 4-го упражнения первой ступени, у одного за другим состояние начало улучшаться. Со временем те, что не прекратили занятий, излечили все болезни. Такова эффективность работы по преобразованию мышц.

    О составе трактата о преобразовании мышц

    Первая ступень включает 8 упражнений, 5-е и 8-е предусматривают некоторое движение, в остальных движения отсутствуют. Вторая ступень включает 4 упражнения, из них 1-3 без движений, о движении 4-м будет сказано особо. В третьей ступени два упражнения, 1-е без движений, о движении во втором будет сказано особо. На что обращать внимание на тренировке. 1. Каждое упражнение начинают выполнять за 9 дыхательных циклов (один цикл - вдох и выдох) и доводят до 81. Дыхание должно быть медленным и долгим, нельзя допускать резкого и быстрого дыхания. Начиная с 9 дыханий тренируются до чистого выполнения без насилия, затем добавляют ещё 9 дыханий. Продвигаются постепенно без насилия. Каждый раз закончив упражнение, необходимо немного отдохнуть, только затем переходить к следующему. И отрабатывая растянутое дыхание, ни в коем случае недопустимо привлекать усилие. Если чувствуешь усталость, то необходимо отрегулировать дыхание и только потом продолжать. 2. Начинающие должны начинать с первого упражнения первой ступени, с 9 дыханий, и довести до 9х9=81 дыхания. Только почувствовав, что нет насилия, можно переходить ко второму упражнению. Но если вам это покажется слишком однообразным, можно последовательно пройти с 1-го по 8-е. В этом случае выполнять каждое упражнение только по 9 дыханий. Дозировку увеличивать постепенно, доводя каждое упражнение до 9х9=81 дыхания. Увеличение должно быть постепенным, пресекаются все попытки резкого и быстрого дыхания. 3. Дышать необходимо с сомкнутыми зубами, кончик языка поднять к нёбу, рот чуть приоткрыт. Сомкнутые зубы не позволяют потерять старые зубы. Приоткрытый рот способствует естественному дыханию. Касание кончиком языка нёба увеличивает слюноотделение. 4. Изучая данную методику, занимаются утром, в полдень, вечером - по крайней мере 1раз в день. Во время тренировки сознание делают единым, плечи опускают, грудь не выпячивают. Закончив упражнение следует сделать несколько шагов, немного отдохнуть. Если вы слишком переутомились, тренироваться не следует. Тренировка должна идти естественно, без насилия. 5. Выполняя движения: сжимая кулаки, надавливая ладонью, подпирание вверх, толкание вперёд или упирание ладонями влево и вправо, на каждый выдох и вдох необходимо добавлять одно напряжение. Например, после сжатия кулаков, сделать вдох и выдох, ещё немного усилить сжимающее усилие в кулаках, вдох и выдох - ещё усилить сжимающее усилие в кулаках, вплоть до 9х9 дыханий и только тогда расслабляют кулаки. Другими словами, усилие напряжения должно постепенно возрастать от одного дыхания к другому, достигая максимума на последних дыхательных циклах. Толчок вперёд, подпор вверх, упор ладонями влево и вправо выполняются аналогично. 6. Выполнение упражнений 1-й ступени не требует увеличения напряжения, необходима лишь естественность и продолжительность. Длительность в тренировке самопроизвольно увеличат вашу силу и укрепят полевую форму жизни. Во второй ступени, упражнения с 1 по 4 являются способом "складывания костей". Всё тело укорачивается на 5 цуней. При интенсивной тренировки этим способом может овладеть целеустремлённый ученик. Выполняя дыхание в упражнениях необходимо мысленно следить, чтобы вдыхаемая энергия (ци) опускалась, погружаясь в область чуть выше пупка. 7. Первое упражнение третьей ступени - метод "проглатывания инь ". Только целеустремлённые ученики, после нескольких лет тренировок, могут добиться в этом успеха. Второе упражнение предназначено для тренировки силы пальцев рук и поясницы. Выполнение этих упражнений в течении длительного времени приводит к продлению жизни, преобразованию слабости в мощь. 8. Здесь собрано 14 упражнений, каждое обладает своими особенностями. Во время практики их вы почувствуете на что они направлены и постепенно постигните их истинную суть. Методика тренировки по "Трактату о преобразовании мышц". Первая ступень. Упр. 1 . Ноги поставить устойчиво на ширине плеч, глаза смотрят горизонтально, зубы в полном прикусе, рот слегка приоткрыт, кончик языка касается нёба. Завершив каждый цикл дыхания, кулаки чуть сжимают, удерживают усилие и после следующего цикла дыхания ещё чуть сжимают, и так поступают до тех пор пока не достигнут 81 дыхания, после чего кулаки расслабляются. На первой ступени от вас не требуется чрезмерных напряжений. Всё делаете в пол силы. После подобной тренировки в течении нескольких месяцев сила кистей естественно возрастёт. Внимание: плечи должны быть опущены, грудь не выпячивать, мысленно на вдохе проводить энергию в область пупка. Вначале, сделайте 9 дыханий, расслабьте кисти. Затем постепенно увеличивайте число дыханий, при этом не насилуйте себя, добивайтесь естественности. Упр. 2 . Положение тела как в упр. 1. Но ладони отставлены влево и вправо. После каждого дыхательного цикла создавать ладонями надавливающее вниз усилие. При этом происходит не столько надавливание вних, сколько натягивание на себя пальцев рук. По мере надавливания ладони опускаются не расслабляясь. Это упражнение увеличивает силу рук. Внимание : плечи опустить, грудь вобрать, энергию мысленно погружать в область пупка. Во время надавливания вниз пальцы отгибать наружу. Упр. 3 . Ладони толкают вперёд с выдохами и вдохами. Исходное положение, как в упр. 1. Ладони толкают вперёд, большие и указательные пальцы образуют треугольник. Каждый раз, завершив вдох и выдох, ладони "подталкиваются вперёд" (просто создаётся впечатление подталкивания вперёд, на самом деле руки на месте, лишь напряжение возрастает) , при этом пальцы оттягиваются внутрь. По мере "толкания" ладони продвигаются дальше вперёд, и только выполнив 9х9=81 дыхание, расслабляются. Упражнение увеличивает силу кистей и пальцев рук. Внимание: руки и запястья немного согнуты, энергию погружать в пупочный центр, пальцы оттягивать внутрь на себя. Упр. 4 . Левая и правая ладони подпирают с выдохами и вдохами. Исходное положение прежнее. Руки вытянуты влево и вправо горизонтально ладонями вверх. Представьте, что на ладонях находятся тяжёлые предметы. Завершив каждый цикл дыхания, мысленно подпирают ладонями вверх - только мысленно, увеличивают напряжение, ладони при этом неподвижны. И так 9х9=81 дыхание. Это укрепляет руки. Внимание: плечи погрузить, грудь подобрать, энергию опускать в область пупка, кисти вытягивать горизонтально и держать неподвижно. Упр. 5 . Разведение и сведение ладоней с выдохами и вдохами. Положение тела прежнее. Ладони плотно смыкаются на уровне груди, большие пальцы "приклеиваются" (неподвижно прижимаются) к телу. На вдохе ладони расходятся, на выдохе снова смыкаются; тренируют до 9х9=81 дыхания. В этом упражнении лёгкие, то расправляются, то сжимаются, это помогает в случае туберкулёза. Внимание: плечи погрузить, грудь подобрать, энергию забирать в область пупка; когда ладони расходятся и сходятся, пальцы отгибать, большой палец "приклеен" (прикасается) к телу; локти вверх не поднимать (см. рис. 5-1, 5-2); сдвигают ладони на уровне груди. Руки в такт дыханию разводят, сводят и заканчивают упражнение в положении, показанном на рис. 5-а. Упр. 6. Упор ладонями влево и вправо с выдохами и вдохами. Положение тела прежнее. Ладони разведены влево и вправо в позе упирания, центры ладоней направлены наружу, пальцы направлены вверх, кончики пальцев оттянуты к голове. При каждом дыхании ладони как бы упираются наружу. Количество дыханий прежнее 9х9=81. Чем сильнее упор, тем дальше расходятся ладони. Расслабление только после окончания всего дыхательного цикла. Это упражнение увеличивает силу предплечья и плеча. Внимание: плечи погрузить, грудь подобрать, энергию погружать в область пупка, кончики пальцев оттягивать к голове. Упр. 7. Упор ладонями вверх с выдохами и вдохами. Положение ног прежнее, кисти, вывернув ладони, упираются вверх, центры ладоней обращены к небу, большие и указательные пальцы рук, располагаются друг против друга, образуют треугольник, обращённый к небу. На вдохе зубы плотно сжимать, на выдохе рот раскрывать, кисти упираются высоко вверх - чем сильнее напряжение, тем выше, пока не завершиться 81 дыхание. Это упражнение избавляет от неприятного запаха изо рта. Внимание: энергию погружать в область пупка, голову откинуть назад, глаза смотрят в тыльную сторону ладоней, грудь и живот не выпячивать, пальцы оттягивать вниз. Упр. 8. Свешивание кистей с выдохами и вдохами. Положение тела прежнее. Туловище нагибают до 900, кисти постепенно свешиваются вниз. Когда туловище наклоняется вниз - выдох, поднимается вверх - вдох. Кисти по мере наклона туловища опускаются всё ниже. Если дыхание слишком быстрое, то поднявшись в вертикальное положение, можно сделать вдох и выдох, после чего снова наклонить туловище вниз. Если усталость не чувствуется, можно повторить до 81 дыхательного цикла. Внимание: погрузить плечи, подобрать грудь, энергию погружать в область пупка; когда кисти свешиваются вниз, плечи немного перемещаются расслаблено; кисти должны быть расслаблены, никаких напряжений. Это упражнение эффективно в случае избытка жира в области живота. Оно способствует его уменьшению, утоньшению талии. Если жира слишком много, то для быстрого успеха, упражнение необходимо выполнять 3-5 раз в день по 9х9=81 дыханий. Эффект скажется уже через месяц. Вторая ступень. Упр. 9. Лукообразный шаг, потягивание корпуса вправо с выдохами и вдохами. Правую ногу отставить вправо на шаг, образуя правый лукообразный шаг. (Этот шаг, т.е. стойка, образуются так. Поставив ступни параллельно на ширине плеч, правую ступню выдвинуть вперёд на шаг параллельно самой себе, а левую развернуть влево на 450). Корпусом тянуться вперёд вправо, затем правую ладонь помещают за спину, а левую руку, согнув дугой, помещают перед грудью центром ладони наружу. Глаза смотрят на левую пятку. В этом упражнении, встав в стойку, плотно соединяют зубы, лишь затем выполняют от 1 до 81 дыхания. Внимание: данное упражнение представляет собой "правое сложение костей", но при выполнении не в молодом возрасте, успеха добиться трудно. Во время вдохов и выдохов тело совершенно неподвижно. Аналогично выполняют изгиб влево с левым лукообразным шагом. Упр. 10. Сжимать кулаки и обращать лицо вверх с выдохами и вдохами. Ноги, как и в предыдущем упражнении, т.е. в правом лукообразном шаге, туловище держать ровно. Правую руку согнуть в локте и, сжав кулак, поместить его над головой. Голову откинуть назад, глаза смотрят на центр правой ладони. Левую руку сжать в кулак и свесить вниз, центр ладони обращён назад. (рис. 10-а). Прикус зубов плотный. Продолжать выдохи и вдохи 81 раз, лишь потом расслабиться. Упражнение полезно при толстой шее. Внимание: во время вдохов и выдохов всё тело неподвижно, правая рука слегка согнута в запястье внутрь, голова откинута назад, шея напряжённо вытянута. Аналогично выполняют в левую сторону. Упр. 11. Упирание одной ладонью вверх, свешивание другой вниз с выдохами и вдохами. Положение ног - как в предыдущем упражнении: правый лукообразный шаг. Корпус вытянут ровно. Правая ладонь упирается вверх, центр ладони обращён к небу, пальцы отогнуты вниз к голове. Левую ладонь свешивают вниз, пальцы направлены к земле, центр ладони направлен к бедру. Глаза смотрят горизонтально. Прикус зубов плотный, выполняют 81 дыхание, затем расслабляются. Это упражнение оказывает взаимосвязанное действие с упр. 9 первой ступени. Внимание: при выполнении дыхания всё тело неподвижно. После завершения каждого выдоха-вдоха нужно упирать вверх правую ладонь, а левую тянуть вниз: смысл в растягивающем действии на кости. Аналогично выполняют в левую сторону. Упр. 12. Поднимании и опускание в присяде с выдохами и вдохами. Носки ступней "приклеить" к земле на расстоянии 40 см. друг от друга, руки поставить на пояс, туловище медленно опустить в присяде. При приседании пятки отрываются от земли, центр тяжести сохраняется только носками ног. Глаза смотрят горизонтально, прикус зубов плотный. Приседать до горизонтального положения бёдер. Подниматься и приседать до 81 дыхания. Длительная тренировка делает шаг устойчивым, почки крепкими, в старости не будет слабости в ногах. Внимание: во всём комплексе "преобразования мышц", только упр. 5, 12 и 14 содержат движения. В данном упражнении - приседая выдыхают, вставая вдыхают. При вставании используют носки ног, при стоянии - пятки покоятся на земле, при приседании вновь отрываются от земли. Третья ступень. Упр. 13 . Проглатывание Инь с выдохами и вдохами. Ступни "приклеены" к земле, расстояние между ними несколько больше 30 см. Руки помещены за спину, правая кисть сжата в кулак, левая сжимает правое запястье. Туловище слегка в присяде, колени немного согнуты, глаза смотрят горизонтально, зубы в плотном прикусе, кончик языка касается нёба. Выполняют непрерывно 81 выдох и вдох. Данное упражнение эффективно для молодых при длительной тренировке. В зрелом возрасте потренируешься несколько месяцев и результат будет неожиданный. В данном упражнении, стоя в положении "стояние столбом" , втягивая с дыханием энергию и опуская её в область пупка, можно излечить все хронические болезни. Внимание: в положении "стоя столбом" анус слегка напряжён и поднят (это способствует лучшему удержанию энергии в организме и концентрации её в соответствующем энергетическом центре - поле пилюли по китайски). Упр. 14. Отжимание с выдохами и вдохами. Всё тело выровнено в упоре, носки ног и пальцы "приклеены" к земле. Опускают и поднимают тело с выдохами и вдохами 81 раз. Вес тела в основном держат на кистях. Использовать кисти можно трояко. В первом случае движутся, "приклеив" к земле ладони. После чистого овладения, во втором варианте, ладони заменяют кулаками. После чистого овладения этим, при выполнении без перенапряжения, переходят к третьему варианту: кулаки заменяют пальцами. Пальцы также можно располагать по-разному: под углом и вертикально. Под углом - ногти обращены вверх, в вертикальном - ногти перпендикулярны земле. В данном упражнении трудней всего использовать пальцы. Выполнение подъёмов и опусканий туловища начинайте с небольшого числа раз, постепенно увеличивая количественно (число раз) и качественно (становясь на пальцы) нагрузки. В этом случае у вас не будет никаких затруднений. В дальнейшем, уменьшают количество пальцев, доводя до одного большого пальца - такова максимальная задача. Здоровые люди, выполняя это упражнение, через несколько месяцев достигают поразительных результатов в отношении силы пальцев, рук, поясницы. При выполнении этого упражнения больше года, можно гнуть медные монеты. Движения должны быть медленные. Внимание: данные движения нельзя выполнять страдающим туберкулёзом, болезнями сердца и желудка.