Open
Close

Как появилось выражение «По Сеньке шапка»? Значение пословицы «Не по Сеньке шапка», или Правила житейской мудрости.

    Это выражение По Сеньке шапка означает то что ты заслужил, то и получил, а на большее не стоит и надеяться.

    А выражение это было придумано еще во времена существования русских бояр, которые носили красивые меховые шапки. По этим шапкам можно было определить насколько он богат и знатен. А простой народ не мог себе позволить таких шапок носить.

    Это выражение известно ещ с допетровских времн. В боярской думе все очень кичились своим происхождением, знатностью. Одним из внешних признаков такой знатности была высота шапки боярина, чем выше и богаче была шапка, тем знатнее род.

    По Сеньке и шапка - означает соответствие чего-либо чему-либо. Сенька - образ абстрактный, аллегорический. Моя бабушка всегда говорила: По Сеньке шапка всегда найдтся, когда речь заходила о том, что кто-то никак не может жениться (выйти замуж) по причине какого-то своего недостатка. То есть рано или поздно этот человек по-любому найдт себе подходящую пару.

    Я думаю, что выражение по Сеньке шапка означает, что человек находится на своем заслуженном мести. То есть когда человек беден и ленив, то и шапка у него соответствующая и наоборот, когда человек богат и трудолюбив, тогда шапка хорошая.

    Народное выражение по Сеньке и шапка обозначает, что жизнь преподносит каждому человеку, то на что он заслужил или заработал, благодаря своему труду или положению в обществе. Это выражение пошло еще со времен русских бояр. У них было принято носит высокие шапки, и чем выше и дороже шапка, тем богаче боярин. В свою очередь простой люд не мог носить такой головной убор.

    Выражение означает, что каждый получает честь по своим заслугам.

    А заслуги - это, особенно раньше, было знатное, в первую очередь, происхождение. А высоту этого происхождения можно было определить как раз по головному убору - шапке, по е высоте. Чем вельможа был сановнее, знатнее, представительнее, тем его убор на голове был выше.

    Шапки эти звались горлатными, от слова горло. Шились они из соболя, бобра, куницы, мех брался с горла, поэтому горл-атные.

    Простолюдины такого шика себе позволить никак не могли, на это у них ни средств необходимых не было, ни права, не по Сеньке она была пошита, недостоин е носить он был.

    Кстати, СеньКи, МаньКи, ВаньКи, ПетьКи были из народа, из вельмож были Семены, Иваны, Птры и Марьи, по имени тоже можно было определить положение его носителя на иерархической лестнице.

    Всем известно народное выражение Не по Сеньке шапка, это означает, что человек занимает должность, непосильную для него.

    В старой Руси знатность рода бояр устанавливали по высоте меховых шапок, которые они носили. Чем знатней был вельможа, тем выше была такая шапка, сшитая меха соболя, куницы, бобра.

    Простой человек не только средств на покупку такой шапки не имел, но и права на их ношение. Благодаря этому обстоятельству и появились такие пословицы, как По Сеньке и шапка и По Ерме и колпак , которые подтверждали - каждому честь по заслугам.

    Верно подмечено было народом и перешло в пословицу выражение По Сеньке и шапка.... Его уместно употреблять, когда имеете ввиду положение вещей и людей на 100% соответствующих им местах. То есть,например, если кого-то поставили на место, а до этого положение было иным: выпускник МГИМО стал атташе в посольстве, а двоечник из школы вором или алкашом. Но ведь было время, когда оба были равны.

    Эта поговорка раньше была- Не по Сеньке шапка шита. Рень-ка, мань-ка так звали простолюдинов. А знатные были-Семн, Марья. Знатные носили из дорогих мехов шапки, а простолюдинам они были не по карману. Потом перекочевало в- По Сеньке и шапка, тоесть каждому сво чего достоин.

    Эта поговорка родилась ещ до революции. Тогда бояре носили горлатные шапки.

    Выглядели они вот так:

    Простолюдинам было запрещено носить такой головной убор. Чем значительнее был боярин, тем выше была его шапка и тем дороже мех, из которого она была сшита.

    Отсюда и пошло данное высказывание.

    Сейчас значение этой фразы в том, что все люди и явления разные, у каждого свой уровень и величина, поэтому и подходы требуются разные. Например на охоту за каким-нибудь мелким зверьком и мелкую шавку с собой берут, а на охоту за волком - волкодава. По Сеньке и шапка. В данном примере Сенька - это волк, а волкодав - шапка.

Согласно традиции, мужчины на Руси при входе в церковь снимали шапки и складывали их у входа, а по окончанию службы разбирали их обратно. Тот, кто опоздал, приходил уже к шапочному разбору , и с тех пор это выражение закрепилось в значении «прийти куда-либо слишком поздно, когда всё уже кончилось». А выражение «шапочное знакомство» , означающее поверхностное и беглое знакомство с кем-либо, тоже связано со старым обычаем. Когда встречались знакомые или приятели, они в знак приветствия приподнимали шляпы, и только друзья пожимали друг другу руки.

Обычай прикрывать волосы пришёл к нам из глубокой древности. Именно тогда родилась идея, что волосы являются вместилищем магической жизненной силы.
На Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию. Возможно, в те времена и появилась поговорка «По Сеньке и шапка» . Известная пословица «По Сеньке и шапка» впервые зафиксирована в русской письменности еще в XVII в., У Сеньки из пословицы был богатый выбор головных уборов, но имущественные возможности позволяли ему носить войлочный колпак и шапку из овчины. Богаче одевался боярин: он носил зимой соболью шапку, а под ней теплый колпак, летом - пуховую шляпу, а дома отдыхал в нарядно расшитой тафейке.

Слово шапка возникло в русском языке из французского заимствования шап, игапа, хотя, высказывается предположение и о тюркском происхождении этого слова. В текстах XVII в. наряду с распространенным шапка употреблялись еще шап, шапа, которые можно считать исторически первоначальными для шапка (шап + к + а с первоначальным уменьшительным значением, которое вскоре исчезает): «Явил новгородец Ануфреи Артемьев сын 110 шап муских»; «Михаила шапки мне не отдал начюи де здеся са мною, так де и шап твою отдам». Примеры эти взяты из исторических источников XVII в.
Все русские мужские шапки делились на нескольких видов. «У простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом», - отмечал Олеарий. Эти шапки и назывались колпак, хотя само название появилось только в XVII в., до этого шапки были валяные и назывались валёнками.

Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых "горлатных" (горлатными они назывались потому, что мех для них брался с горла убитого зверя) шапок. Чем знатней и сановней был вельможа, тем выше вздымалась над его головой такая шапка. Простой народ не имел права (да и средств) на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или собольего меха. Отсюда и родились пословицы: "По Сеньке и шапка" или "По Ерёме и колпак", то есть: каждому честь по заслугам.

По Сеньке и шапка (значение) - достоин не больше того, что имеет, как раз только того и заслуживает (Толковый словарь , 1935-1940)

В современном языке применяется и "Не по Сеньке шапка", в значении - слишком трудная задача, дело для кого-либо.

В старину, по высоте меховых "горлатных" шапок можно было легко установить знатность рода бояр. Чем выше "горлатная" (сшитая из мягкого дорогого меха с горла убитого зверя: куницы, соболя, бобра) шапка, тем знатнее род. Простые люди не носили такие шапки из-за дороговизны.

Пословица «По Сеньке и шапка» впервые зафиксирована в русском языке в 17 веке. Крестьяне носили войлочный колпак и шапку из овчины. Бояре носили зимой соболью шапку, а под ней теплый колпак, а летом - пуховую шляпу.

"За чем пойдешь, то и найдешь", 1, 4: "Маменька, нехорошо заведено! Богатый женится на богатой, бедный - на бедной. Если б я был царь, я бы издал такой закон, чтоб богатый женился на бедной, а бедный - на богатой. (Пока от тебя такой закон не вышел) все будет по старому русскому заведению: по Сеньке шапка, по Еремке кафтан ."

Письмо А. С. СУВОРИНУ 11 марта 1889 г. Москва - "Мне нужна только Ваша карточка; мои же карточки нужны не мне, а тем лицам, которые делают вид, что моя карточка им очень и очень нужна. Ведь и у меня тоже есть почитатели! Нет того Сеньки, для которого нельзя было бы подобрать шапку ."

"Современная идиллия" (1877) - Прудентов рассуждает:
"- Насчет народной мудрости можно так сказать, - возразил он, - для черняди она полезна, а для высокопоставленных лиц едва ли руководством служить может. Устное-то предание у нас и доселе одно: сколько влезет! - так ведь это предание и без того куда следует, в качестве материала, занесено. Что же касается до поговорок, то иногда они и совсем в нашем деле не пригодны. Возьмем, для примера, хоть следующее. Народ говорит: по Сеньке - шапка , а по обстоятельствам дела выходит, что эту поговорку наоборот надо понимать.
- Почему же так?
- А потому что потому-с. Начальство - вот в чем причина! Сенек-то много-с, так коли ежели каждый для себя особливой шапки потребует... А у нас на этот счет так принято: для сокращения переписки всем чтобы одна мера была! Вот мы и пригоняем-с. И правильно это, доложу вам, потому что народ - он глуп-с".

"Признаки времени" 4: "Где видано, чтобы прекрасная пословица "по Сеньке шапка " прилагалась наоборот? Где найдется пример, чтобы прежде устраивали шапку, а потом прилаживали к ней Сеньку? Оболванивать Сеньку по шапке противно даже всем правилам человеколюбия."

"Современники", 2. Герои времени:

Занимали всюду деньги

И, "пристроить" их спеша,

Ищет он по шапке Сеньки...

Головные уборы, одежда и внешний вид с древних пор являлись отличительной чертой, определяющей различные сословия. Внешние данные это важное условие для того, чтобы считаться своим в кругу определенного социального класса. На Руси именно шапка показывала принадлежность человека к тому или иному сословию. Раньше Сенькой называли дворянина, который заседает в сенате, вот он и должен был носить шапку в соответствии со своим сословием. Простые люди обычно носили колпаки, именно поэтому существует аналог поговорки «По Сеньке шапка», в котором говорится, что «по Ереме и колпак».

А вообще обычай прикрывать волосы пришел к нам из глубокой древности. Именно тогда люди стали считать волосы вместилищем магической силы. Так, вычесанные и срезанные волосы нельзя было просто выкидывать – считалось, что это может вызвать головную боль или, и того хуже, их найдет колдун и наведет беду на обладателя волос.

На Руси мужчины стригли волосы коротко. Обычно они делали стрижку при помощи горшка, которая так и называлась – «под горшок». Для того чтобы сделать эту прическу, нужно было просто подставить к голове горшок и обрезать выступающие края волос. Женщины же носили длинные волосы, заплетенные в косу. Причем они носили одну косу до замужества и две после того, как выйдут замуж. Замужняя женщина не могла появляться на людях без головного убора.

Головной убор на женщине, это, в первую очередь, дань традиции и украшение. Мужской же головной убор обозначал его положение и социальный статус. Российская знать могла носить шапки из бархата и ценного меха. Кроме того, по головному убору женщины можно было определить ее возраст семейное положение и в какой местности она живет.

Все мужские шапки на Руси можно разделить на несколько типов. Простой люд летом носил шапки, сделанные из белого войлока, а зимой – из сукна и меха. Состоятельные люди могли носить шапки из тонкого сукна или бархата, а богатые могли себе позволить шапки из парчи или атласа, кроме того, сюда мог быть пристегнут околыш с жемчугом. Московские щеголи добавляли к такой шапке золотые пуговицы. Головные уборы царей поражали своим великолепием и роскошным убранством. Одним из таких головных уборов является широко известная «шапка Мономаха». Она попала в Россию в XIV в. в качестве подарка бухарского князя и с тех пор стала символом власти и самодержавия в России. Шапка также помогала определить знатность бояр. Так, это можно было понять по тому, насколько высокими были их меховые «горластые» (шапки сделанные из меха, взятого с горла животного). Чем более знатным был человек, тем выше была шапка на его голове.

Простой народ не имел права носить роскошные меховые шапки, сделанные из собольего, бобрового или куньего меха. Скорее всего, именно с тех времен и пошло такое выражение как «по Сеньке шапка». В современном русском языке фразеологизм употребляется в том случае, когда мы хотим сказать, что человек претендует на то, чего он не заслуживает в соответствии со своими возможностями, душевными качествами или умственными способностями.

Выражение "не по Сеньке шапка" - означает, что человек, о котором так говорят находиться не на своём месте не достоин этой должности, почестей, уважения, не по силам выполнить определённую работу, такая ответственность не по плечу.
Происхождение этого фразеологизма уходит в корнями в русскую историю. В те далёкие времена весьма статусной вещью считался головной убор. На Древней Руси можно было легко определить положение в обществе человека по его шапке. Опытные люди того времени могли по материалу, форме и высоте колпака тотчас сказать, кто таков, этот прохожий. Например дворяне и бояре одевали высокие головные уборы необычной формы из дорогих материалов. В качестве основного использовался мех элитного зверя, который искусные мастера украшали цветными вставками, красивой формы пуговицами, отделывали серебряной и золотой канителью . Особым шиком считалось присутствие на этом изделии драгоценных камней и жемчуга.

Богатство конкретного гражданина, его авторитет в обществе, знатность можно было узнать по высоте его шапки.
Простые люди о подобных колпаках и не мечтали, в то время для люмпенов существовали головные уборы попроще. Они выглядели, как современные ушанки, сделанные из войлока или плетёные из ткани, с плоской или круглой тульей. Кроме того заслуженной популярностью пользовались изделия из меха. Например заячьи треухи с большим негнущимся меховым козырьком и со спускающей вниз, либо отворачивающейся задней частью.

"Наши предки любили высокие колпаки из бобрового, собольего или куньего меха. Чем аристократичнее и знатнее были предки у боярина, тем выше был его колпак" ("Очерк нравов и домашней жизни великорусского народа в 16 и 17 веков" Н. Костомаров)

Аналоги поговорки "по Сеньке шапка" на английском языке

"The higher the ape goes, the more he shows his tail " перевод - "чем выше поднимется обезьяна, тем больше её хвост"

"To fit like a glove " - означает "сидит словно перчатка"

"The cobbler should stick to his last ", что можно перевести, как "сапожнику нужно держаться за свою подошву"

"Не по Сеньке шапка" синонимы пословицы

Учестили Савву ни в честь, ни в славу;

Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть;

По Ерёме и колпак;

Не по чину берешь;

По холопу и барин;

По заслугам и честь;

Каждому - своё;

Богатством ума не купишь.

Использование выражения в литературе

"Через пару минут когда он удостоверился, что она умерла, необходимость постоянно о ней думать потеряла всякий смысл... - В её смерти нет ничего не обычного, что-нибудь...и должно было случиться. По Сеньке - шапка" ("Жизнь Клима Самгина" М. Горький)

"Строение капитана располагалось на возвышении...повсюду виднелась мерзостное запустение - у мезонина отсутствовали стёкла, колонны наклонились, крыша почти сгнила. - По Сеньке и шапка, - проговорил Лекандра, поднявшись по рассохшимся ступеням сломанного крыльца" ("Все мы хлеб едим" Д. Мамин-Сибиряк)

"Я чувствую, что мы с вами соперницы Евлалия Андревна. Я хочу сказать вам, чтобы вы отдали мне Артемия Васильича. Ведь я знаю, что вам подойдут люди только глубоко чувствующие окружающую жизнь, а мне он и такой сгодится. По Сеньке и шапка" ("Невольницы" А. Островский)

"Клавка спорила с улыбкой, легко при этом сильно переполошив стариков... - Это вы такие и есть, тётка Дарья. Сами едва на ладан дышите и жизнь по себе выбираете. Впрочем, по Сеньке и шапка" ("Прощание с Матерой" В. Распутин)

"Боже мой! Рылеева удавили, Лермонотова убили, Писарева утопили, Пушкина убили...Думаешь в этом правительство виновато? Да ведь по Сеньке и шапка, по холопу и барин" ("Деревня" И. Бунин)