Open
Close

Презентация на тему: "Франц Йозеф Гайдн Отец Йозефа был искусным каретных дел мастером и любил петь, аккомпанируя себе на арфе Мать служила кухаркой в имении графа,". Скачать бесплатно и без регистрации


Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.




Кристоф Виллибальд Глюк

Искусство Гайдна родственно по своему стилю искусству Глюка, но круг его образов и концепций имеют свои особенности. Высокая трагедия, античные сюжеты, которые вдохновляли Глюка – не его область. Ему ближе мир более обыденных образов и чувств. Возвышенное начало вовсе не чуждо Гайдну, только он находит его не в сфере трагедии. Серьезное раздумье, поэтическое восприятие жизни, красота природы – все это становится возвышенным у Гайдна.





Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой при соборе св. Стефана в Вене . Получив приглашение стать хористом при соборе, 8-летний Гайдн впервые соприкоснулся с богатейшей художественной культурой австрийской столицы. Главное музыкальное богатство Вены – разнообразнейший фольклор (важнейшая предпосылка формирования классической школы).



1749-1759 – первые годы самостоятельной жизни в Вене

Это 10-летие было самым трудным во всей биографии Гайдна, особенно поначалу. Без крыши над головой, без гроша в кармане, он крайне бедствовал, скитаясь без постоянного пристанища и перебиваясь случайными заработками





В 1759 году по рекомендации Фюрнберга Гайдн получил первую постоянную должность – место капельмейстера в домашнем оркестре чешского аристократа, графа Морцина. Для этого оркестра была написана первая гайдновская симфония – D-dur в трех частях. Это было началом становления венского классического симфонизма. Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки – Паулем Антоном Эстергази.







Поздний период творчества .

В 1790 году умер князь Миклош Эстергази, завещав Гайдну пожизненную пенсию. Его наследник распустил капеллу, сохранив за Гайдном звание капельмейстера. Полностью освободившись от службы, композитор смог осуществить давнюю мечту – выехать за пределы Австрии. В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Сáломона (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю 12 «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма (несколько ранее, в конце 1780-х гг., появились 3 последние симфонии Моцарта). Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.



Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого» .

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН 1732-1809

австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

Дом- музей Й. Гайдна

Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург- на - Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре. В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.

В 1761 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие - он стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

Й. Гайдн и В. Моцарт В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.

В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын и преемник, князь Антон, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.

Й. Гайдн и Бетховен Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.


(1732 – 1809)

  • великий австрийский композитор,
  • представитель Венской классической школы,
  • один из основоположников симфонии и струнного квартета.

Нижняя Австрия – родина Гайдна

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 г.

в нижнеавстрийском селе Рорау в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763).


  • Его родители серьёзно увлекались вокалом и музицированием.
  • Они обнаружили в сыне музыкальные способности.
  • В 5 лет прибыл к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае.
  • Там Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке.

Учёба в Вене

  • Когда Йозефу было 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал его голос.
  • Он взял мальчика с собой и определил в капеллу собора cвятого Стефана в Вене.
  • Там Гайдн учился пению, игре на клавесине и скрипке.

Французский

клавесин

17-го века


Юность

  • До 18 лет он с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе.
  • Принимал участие в отпевании Антонио Вивальди в 1741 году.
  • В 17 лет у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.

  • Гайдн восполнял пробелы в своём музыкальном образовании.
  • Усердно занимался теорией композиции.
  • Писал сонаты для клавесина.
  • Первыми крупными его сочинениями были
  • две мессы brevis, F-dur и G-dur, опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).
  • две мессы brevis, F-dur и G-dur,
  • опера «Хромой бес» (не сохранилась);
  • около десятка квартетов (1755),
  • первая симфония (1759).

Гайдн дирижирует струнным квартетом

  • В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина.
  • Для своего оркестра композитор сочинил свои первые симфонии.
  • Гайдн - один из основоположников симфонии и струнного квартета.

Служба у Эстергази. Дружба с Моцартом

В 1761 г. стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии.

В обязанности капельмейстера входило

  • сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
  • сочинение музыки,
  • руководство оркестром,
  • камерное музицирование перед патроном
  • и постановка опер.

За 30-летнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.


Снова свободный музыкант. Знакомство с Бетховеном.

  • В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын, не будучи любителем музыки, распустил оркестр.
  • В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии.
  • Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании.
  • Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.
  • Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

«Сотворение мира»

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. В области инструментальной музыки он считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).


  • Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма.
  • Работа над ораториями подорвала силы композитора.
  • Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802).
  • Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.

Визитная карточка старого Гайдна

Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": " Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн.


Вена. Памятник Гайдну

  • Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.
  • Вена. На самой торговой улице Мариахильферштрассе стоит церковь. А перед церковью - памятник Гайдну.

Вена. Домик Гайдна

Домик же самого Гайдна стоит внутри квартала, в переулке, который когда-то назывался Штейнгассе, а теперь гордо именуется Гайднгассе ("гассе" и значит "переулок"). В конце 18 века это было предместье Вены - Гумпендорф, и жизнь тут была ещё более тихой, чем теперь. Серенький домик, отмеченный флагами - это и есть дом Гайдна, купленный им на честные заработки у князей Эстергази.


  • 104 симфонии,
  • 83 струнных квартета,
  • 52 клавирные сонаты,
  • 24 оперы,
  • 14 месс,
  • несколько ораторий


1 слайд: портрет Гайдна - http://img-fotki.yandex.ru/get/3207/mozartwa.4/0_1e3d0_4333d24_XL

2 слайд: портрет Гайдна - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/be/Haydnportrait.jpg

3 слайд: дом на родине Гайдна - http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=73717609-45-72&n=21

4 слайд: Хайнбург http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0c/Hainburg_donau_austria_1900.jpg/789px-Hainburg_donau_austria_1900.jpg

5 слайд: клавесин - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f3/Clavecin_français.jpg

6 слайд: портрет Вивальди - http://www.aveclassics.net/_ph/1/2/39482788.jpg

8 слайд: Гайдн дирижирует струнным квартетом - http://www.uaculture.com/Music/Images1/ Березень/_ w/classics_jpg.jpg

9 слайд: портрет Моцарта - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1e/Wolfgang-amadeus-mozart_1.jpg/408px-Wolfgang-amadeus-mozart_1.jpg


10 слайд: портрет Бетховена - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c0/Beethovensmall.jpg

11 слайд: «Сотворение мира» - http://i12.fastpic.ru/big/2011/0117/15/02e60e1070b13519880308cf7137c915.jpg

http://i16.fastpic.ru/big/2011/0124/0c/fbb1b4135e117314459a3c0fcc5aed0c.jpg

12слайд: «Времена года» - http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=291240697-48-72&n=21

13 слайд: Визитная карточка старого Гайдна - http://img-fotki.yandex.ru/get/3206/tomyris.1d/0_17570_b36ed04d_XL.jpg

14 слайд: Сайт cleofide Вена. В гости к папе Гайдну. http://cleofide.dreamwidth.org/113991.html

памятник Гайдну - http://img-fotki.yandex.ru/get/3001/tomyris.1d/0_1755b_50000458_XL.jpg

15 слайд: Вена. Домик Гайдна - http://img-fotki.yandex.ru/get/3201/tomyris.1d/0_1755c_c5068a04_XL.jpg

Cлайд 1

Cлайд 2

Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809) великий австрийский композитор, представитель Венской классической школы, один из основоположников симфонии и струнного квартета.

Cлайд 3

Нижняя Австрия – родина Гайдна Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 г. в нижнеавстрийском селе Рорау в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763).

Cлайд 4

Его родители серьёзно увлекались вокалом и музицированием. Они обнаружили в сыне музыкальные способности. В 5 лет прибыл к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае. Там Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. Хайнбург-на-Дунае

Cлайд 5

Когда Йозефу было 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал его голос. Он взял мальчика с собой и определил в капеллу собора cвятого Стефана в Вене. Там Гайдн учился пению, игре на клавесине и скрипке. Французский клавесин 17-го века Учёба в Вене

Cлайд 6

Юность До 18 лет он с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Принимал участие в отпевании Антонио Вивальди в 1741 году. В 17 лет у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.

Cлайд 7

Трудное десятилетие Гайдн восполнял пробелы в своём музыкальном образовании. Усердно занимался теорией композиции. Писал сонаты для клавесина. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).

Cлайд 8

Гайдн дирижирует струнным квартетом В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Для своего оркестра композитор сочинил свои первые симфонии. Гайдн - один из основоположников симфонии и струнного квартета.

Cлайд 9

Служба у Эстергази. Дружба с Моцартом В 1761 г. стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер. За 30-летнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. (1756-1791)

Cлайд 10

Снова свободный музыкант. Знакомство с Бетховеном. В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна. Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики. (1770-1827)

Cлайд 11

«Сотворение мира» Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. В области инструментальной музыки он считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).

Cлайд 12

«Времена года» (1801). Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802). Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.

Cлайд 13

Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн. Визитная карточка старого Гайдна

Слайд 2

Франц Йозеф Гайдн(1732 – 1809)

  • великий австрийский композитор,
  • представитель Венской классической школы,
  • один из основоположников симфонии и струнного квартета.
  • Слайд 3

    Нижняя Австрия – родина Гайдна

    Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда)родился 31 марта 1732 г. в нижнеавстрийском селе Рорау в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763).

    Слайд 4

    Хайнбург-на-Дунае

    • Его родители серьёзно увлекались вокалом и музицированием.
    • Они обнаружили в сыне музыкальные способности.
    • В 5 лет прибыл к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае.
    • Там Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке.
  • Слайд 5

    Учёба в Вене

    • Когда Йозефу было 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал его голос.
    • Он взял мальчика с собой и определил в капеллу собора cвятого Стефана в Вене.
    • Там Гайдн учился пению, игре на клавесине и скрипке.
  • Слайд 6

    Юность

    • До 18 лет он с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе.
    • Принимал участие в отпевании Антонио Вивальди в 1741 году.
    • В 17 лет у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.
  • Слайд 7

    Трудное десятилетие

    • Гайдн восполнял пробелы в своём музыкальном образовании.
    • Усердно занимался теорией композиции.
    • Писал сонаты для клавесина.
    • Первыми крупными его сочинениями были
    • две мессы brevis, F-dur и G-dur,
    • опера «Хромой бес» (не сохранилась);
    • около десятка квартетов (1755),
    • первая симфония (1759).
  • Слайд 8

    Гайдн дирижирует струнным квартетом

    • В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина.
    • Для своего оркестра композитор сочинил свои первые симфонии.
    • Гайдн - один из основоположников симфонии и струнного квартета.
  • Слайд 9

    Служба у Эстергази.Дружба с Моцартом

    В 1761 г. стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии.
    - В обязанности капельмейстера входило
    *сочинение музыки,
    *руководство оркестром,
    *камерное музицирование перед патроном
    *и постановка опер.
    - За 30-летнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.

    Слайд 10

    Снова свободный музыкант. Знакомство с Бетховеном

    • В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын, не будучи любителем музыки, распустил оркестр.
    • В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии.
    • Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании.
    • Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.
    • Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
  • Слайд 11

    «Сотворение мира»

    Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. В области инструментальной музыки он считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).

    Слайд 12

    «Времена года»(1801)

    • Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма.
    • Работа над ораториями подорвала силы композитора.
    • Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802).
    • Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.
  • Слайд 13

    Визитная карточка старого Гайдна

    Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн.