Презентация на тему: "Франц Йозеф Гайдн Отец Йозефа был искусным каретных дел мастером и любил петь, аккомпанируя себе на арфе Мать служила кухаркой в имении графа,". Скачать бесплатно и без регистрации
Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
Кристоф Виллибальд Глюк
Искусство Гайдна родственно по своему стилю искусству Глюка, но круг его образов и концепций имеют свои особенности. Высокая трагедия, античные сюжеты, которые вдохновляли Глюка – не его область. Ему ближе мир более обыденных образов и чувств. Возвышенное начало вовсе не чуждо Гайдну, только он находит его не в сфере трагедии. Серьезное раздумье, поэтическое восприятие жизни, красота природы – все это становится возвышенным у Гайдна.
Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой при соборе св. Стефана в Вене . Получив приглашение стать хористом при соборе, 8-летний Гайдн впервые соприкоснулся с богатейшей художественной культурой австрийской столицы. Главное музыкальное богатство Вены – разнообразнейший фольклор (важнейшая предпосылка формирования классической школы).
1749-1759 – первые годы самостоятельной жизни в Вене
Это 10-летие было самым трудным во всей биографии Гайдна, особенно поначалу. Без крыши над головой, без гроша в кармане, он крайне бедствовал, скитаясь без постоянного пристанища и перебиваясь случайными заработками
В 1759 году по рекомендации Фюрнберга Гайдн получил первую постоянную должность – место капельмейстера в домашнем оркестре чешского аристократа, графа Морцина. Для этого оркестра была написана первая гайдновская симфония – D-dur в трех частях. Это было началом становления венского классического симфонизма. Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки – Паулем Антоном Эстергази.
Поздний период творчества .
В 1790 году умер князь Миклош Эстергази, завещав Гайдну пожизненную пенсию. Его наследник распустил капеллу, сохранив за Гайдном звание капельмейстера. Полностью освободившись от службы, композитор смог осуществить давнюю мечту – выехать за пределы Австрии. В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Сáломона (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю 12 «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма (несколько ранее, в конце 1780-х гг., появились 3 последние симфонии Моцарта). Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.
Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого» .
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН 1732-1809
австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.
Дом- музей Й. Гайдна
Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург- на - Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре. В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.
В 1761 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие - он стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
Й. Гайдн и В. Моцарт В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.
В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын и преемник, князь Антон, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.
Й. Гайдн и Бетховен Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
(1732 – 1809)
- великий австрийский композитор,
- представитель Венской классической школы,
- один из основоположников симфонии и струнного квартета.
Нижняя Австрия – родина Гайдна
Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 г.
в нижнеавстрийском селе Рорау в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763).
- Его родители серьёзно увлекались вокалом и музицированием.
- Они обнаружили в сыне музыкальные способности.
- В 5 лет прибыл к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае.
- Там Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке.
Учёба в Вене
- Когда Йозефу было 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал его голос.
- Он взял мальчика с собой и определил в капеллу собора cвятого Стефана в Вене.
- Там Гайдн учился пению, игре на клавесине и скрипке.
Французский
клавесин
17-го века
Юность
- До 18 лет он с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе.
- Принимал участие в отпевании Антонио Вивальди в 1741 году.
- В 17 лет у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.
- Гайдн восполнял пробелы в своём музыкальном образовании.
- Усердно занимался теорией композиции.
- Писал сонаты для клавесина.
- Первыми крупными его сочинениями были
- две мессы brevis, F-dur и G-dur, опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).
- две мессы brevis, F-dur и G-dur,
- опера «Хромой бес» (не сохранилась);
- около десятка квартетов (1755),
- первая симфония (1759).
Гайдн дирижирует струнным квартетом
- В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина.
- Для своего оркестра композитор сочинил свои первые симфонии.
- Гайдн - один из основоположников симфонии и струнного квартета.
Служба у Эстергази. Дружба с Моцартом
В 1761 г. стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии.
В обязанности капельмейстера входило
- сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
- сочинение музыки,
- руководство оркестром,
- камерное музицирование перед патроном
- и постановка опер.
За 30-летнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.
Снова свободный музыкант. Знакомство с Бетховеном.
- В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын, не будучи любителем музыки, распустил оркестр.
- В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии.
- Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании.
- Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.
- Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
«Сотворение мира»
Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. В области инструментальной музыки он считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).
- Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма.
- Работа над ораториями подорвала силы композитора.
- Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802).
- Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.
Визитная карточка старого Гайдна
Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": " Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн.
Вена. Памятник Гайдну
- Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.
- Вена. На самой торговой улице Мариахильферштрассе стоит церковь. А перед церковью - памятник Гайдну.
Вена. Домик Гайдна
Домик же самого Гайдна стоит внутри квартала, в переулке, который когда-то назывался Штейнгассе, а теперь гордо именуется Гайднгассе ("гассе" и значит "переулок"). В конце 18 века это было предместье Вены - Гумпендорф, и жизнь тут была ещё более тихой, чем теперь. Серенький домик, отмеченный флагами - это и есть дом Гайдна, купленный им на честные заработки у князей Эстергази.
- 104 симфонии,
- 83 струнных квартета,
- 52 клавирные сонаты,
- 24 оперы,
- 14 месс,
- несколько ораторий
1 слайд: портрет Гайдна - http://img-fotki.yandex.ru/get/3207/mozartwa.4/0_1e3d0_4333d24_XL
2 слайд: портрет Гайдна - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/be/Haydnportrait.jpg
3 слайд: дом на родине Гайдна - http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=73717609-45-72&n=21
4 слайд: Хайнбург http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0c/Hainburg_donau_austria_1900.jpg/789px-Hainburg_donau_austria_1900.jpg
5 слайд: клавесин - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f3/Clavecin_français.jpg
6 слайд: портрет Вивальди - http://www.aveclassics.net/_ph/1/2/39482788.jpg
8 слайд: Гайдн дирижирует струнным квартетом - http://www.uaculture.com/Music/Images1/ Березень/_ w/classics_jpg.jpg
9 слайд: портрет Моцарта - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1e/Wolfgang-amadeus-mozart_1.jpg/408px-Wolfgang-amadeus-mozart_1.jpg
10 слайд: портрет Бетховена - http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c0/Beethovensmall.jpg
11 слайд: «Сотворение мира» - http://i12.fastpic.ru/big/2011/0117/15/02e60e1070b13519880308cf7137c915.jpg
http://i16.fastpic.ru/big/2011/0124/0c/fbb1b4135e117314459a3c0fcc5aed0c.jpg
12слайд: «Времена года» - http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=291240697-48-72&n=21
13 слайд: Визитная карточка старого Гайдна - http://img-fotki.yandex.ru/get/3206/tomyris.1d/0_17570_b36ed04d_XL.jpg
14 слайд: Сайт cleofide Вена. В гости к папе Гайдну. http://cleofide.dreamwidth.org/113991.html
памятник Гайдну - http://img-fotki.yandex.ru/get/3001/tomyris.1d/0_1755b_50000458_XL.jpg
15 слайд: Вена. Домик Гайдна - http://img-fotki.yandex.ru/get/3201/tomyris.1d/0_1755c_c5068a04_XL.jpg
Cлайд 1
Cлайд 2
Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809) великий австрийский композитор, представитель Венской классической школы, один из основоположников симфонии и струнного квартета.Cлайд 3
Нижняя Австрия – родина Гайдна Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 г. в нижнеавстрийском селе Рорау в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763).Cлайд 4
Его родители серьёзно увлекались вокалом и музицированием. Они обнаружили в сыне музыкальные способности. В 5 лет прибыл к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае. Там Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. Хайнбург-на-ДунаеCлайд 5
Когда Йозефу было 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал его голос. Он взял мальчика с собой и определил в капеллу собора cвятого Стефана в Вене. Там Гайдн учился пению, игре на клавесине и скрипке. Французский клавесин 17-го века Учёба в ВенеCлайд 6
Юность До 18 лет он с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Принимал участие в отпевании Антонио Вивальди в 1741 году. В 17 лет у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.Cлайд 7
Трудное десятилетие Гайдн восполнял пробелы в своём музыкальном образовании. Усердно занимался теорией композиции. Писал сонаты для клавесина. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).Cлайд 8
Гайдн дирижирует струнным квартетом В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Для своего оркестра композитор сочинил свои первые симфонии. Гайдн - один из основоположников симфонии и струнного квартета.Cлайд 9
Служба у Эстергази. Дружба с Моцартом В 1761 г. стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер. За 30-летнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. (1756-1791)Cлайд 10
Снова свободный музыкант. Знакомство с Бетховеном. В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна. Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики. (1770-1827)Cлайд 11
«Сотворение мира» Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. В области инструментальной музыки он считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).Cлайд 12
«Времена года» (1801). Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802). Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.Cлайд 13
Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн. Визитная карточка старого ГайднаСлайд 2
Франц Йозеф Гайдн(1732 – 1809)
- великий австрийский композитор,
- представитель Венской классической школы,
- один из основоположников симфонии и струнного квартета.
Слайд 3
Нижняя Австрия – родина Гайдна
Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда)родился 31 марта 1732 г. в нижнеавстрийском селе Рорау в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763).
Слайд 4
Хайнбург-на-Дунае
- Его родители серьёзно увлекались вокалом и музицированием.
- Они обнаружили в сыне музыкальные способности.
- В 5 лет прибыл к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае.
- Там Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке.
Слайд 5
Учёба в Вене
- Когда Йозефу было 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал его голос.
- Он взял мальчика с собой и определил в капеллу собора cвятого Стефана в Вене.
- Там Гайдн учился пению, игре на клавесине и скрипке.
Слайд 6
Юность
- До 18 лет он с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе.
- Принимал участие в отпевании Антонио Вивальди в 1741 году.
- В 17 лет у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора.
Слайд 7
Трудное десятилетие
- Гайдн восполнял пробелы в своём музыкальном образовании.
- Усердно занимался теорией композиции.
- Писал сонаты для клавесина.
- Первыми крупными его сочинениями были
- две мессы brevis, F-dur и G-dur,
- опера «Хромой бес» (не сохранилась);
- около десятка квартетов (1755),
- первая симфония (1759).
Слайд 8
Гайдн дирижирует струнным квартетом
- В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина.
- Для своего оркестра композитор сочинил свои первые симфонии.
- Гайдн - один из основоположников симфонии и струнного квартета.
Слайд 9
Служба у Эстергази.Дружба с Моцартом
В 1761 г. стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии.
- В обязанности капельмейстера входило
*сочинение музыки,
*руководство оркестром,
*камерное музицирование перед патроном
*и постановка опер.
- За 30-летнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом.
Слайд 10
Снова свободный музыкант. Знакомство с Бетховеном
- В 1790 году умер князь Николай Эстергази, а его сын, не будучи любителем музыки, распустил оркестр.
- В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии.
- Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании.
- Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.
- Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
Слайд 11
«Сотворение мира»
Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения. В области инструментальной музыки он считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801).
Слайд 12
«Времена года»(1801)
- Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма.
- Работа над ораториями подорвала силы композитора.
- Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802).
- Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.
Слайд 13
Визитная карточка старого Гайдна
Когда в 1803 году он вследствие нервного истощения перестал писать музыку и очень редко появлялся на людях, он велел изготовить визитные карточки с цитатой из своей песни "Старик": "Иссякли все мои силы; стар я и немощен"... - Йозеф Гайдн.