Open
Close

Основные певческие навыки. Материал для освоения студентами теоретических основ вокального искусства

По утверждению физиолога Сеченова любая деятельность человека – это результат мышечных движений. Это утверждение относится и к вокально-техническим навыкам, так как вокально-технические навыки тоже являются двигательными навыками. А двигательные навыки – это условные рефлексы, которые нужно выработать и закрепить.

Решающая роль в процессе формирования вокально-технических навыков принадлежит преподавателю, который своим словом оценивает действия ученика, объясняет, корректирует, приводит пример верного звучания. И в результате у ученика вырабатываются и развиваются слуховые и мышечные ощущения.

Любые движения, в том числе и движения голосового аппарата, анализируются и синтезируются корой головного мозга. Головной мозг управляет голосовым аппаратом с помощью нервных импульсов. Нервные импульсы корректируют мышечные движения голосового аппарата. То есть, формирование вокально-технических навыков имеет физиологическую основу и во многом зависит от нервной системы и ее деятельности, от развития взаимосвязей между слуховыми и мышечными ощущениями голосового аппарата.

Любой вид деятельности связан с выработкой определенных технических навыков. Постановка голоса, обучение пению – это выработка вокально-технических навыков. На формирование данных навыков большое влияние оказывает анатомия строения голосового аппарата и отношение ученика к обучению – способности, желание, интерес, настойчивость и работоспособность.

Обучаясь вокалу, очень важно уметь контролировать и анализировать свои ощущения во время пения – мышечные, слуховые, вибрационные. Это ощущения на твердом нёбе, нёбной занавеске, гортани, трахее, области груди и лица, брюшной полости.
Ощущения певца связаны с наблюдением, вниманием, памятью, то есть, исполнитель всегда должен анализировать исполнение, быть внимательным.

Как мы знаем, у детей – начинающих исполнителей – развито непроизвольное внимание – они часто отвлекаются и занимаются тем, что им интересно. Выработать же произвольное внимание – задача преподавателя. Развивать внимание нужно постоянно, последовательно приучать учеников быть внимательными при выполнении небольшого и конкретного задания. Внимание более активно утром, после ночного сна и отдыха. Есть выражение «Лучший отдых – смена вида деятельности». Это выражение нужно взять на вооружение и в процессе обучения применять различные формы работы, чтобы переключать внимание.

Занимаясь вокалом, приходится запоминать большое количество текстов. В основе запоминания лежит повторение. Но нужно избегать неосознанного повторения. При выучивании текстов следует подключить логику и образность. И тогда мы выработаем хорошую память, а именно, будем быстро запоминать, долго сохранять и точно воспроизводить выученный материал. В процессе занятий музыкой, в частности вокалом, развивается зрительная, слуховая, логическая, музыкальная память.

В работе вокалиста большое значение играет эмоциональное состояние. В удрученном состоянии не может быть качественной работы – и память, и мышление отказываются работать в этом состоянии. И поэтому на занятиях должна царить атмосфера доброжелательности и оптимизма.


Но бывает так, что ученик чрезмерно старается выполнить техническую задачу, которая пока ему не по силам. И от этого возникают нервозность и напряженность. Следует помнить, что обучение – длительный процесс, и сложности преодолеваются постепенно.

Бывают случаи напряженности, когда ученик не уверен в своих силах, он застенчив, робок. Этот недостаток устраняется тоже постепенно: уверенность вырабатывается в результате концертных выступлений и с помощью педагога – его одобрения и поддержки.

Вырабатывая и совершенствуя вокально-технические навыки, преподавателю необходимо давать ученикам посильные задания и определять конкретную задачу, которую должен выполнить ученик. В работе следует опираться на положительный опыт ученика.

Для выработки вокально-технических навыков важно понимание предпринимаемых действий и осознанное отношение к учебному процессу. А для положительного результата важно стремление, воля и желание познавать новое. И все это – труд, без которого не может быть творчества. Вокальное же творчество предполагает необходимость овладения вокально-техническими навыками и применение их на практике.

Но, даже овладев этими навыками, у каждого исполнителя будет свой результат, потому что большое значение имеют природные данные и особенности деятельности нервной системы, которые характеризуют такое понятие, как «талант» — то есть комплекс развитых способностей, без которых невозможна творческая деятельность.

ОСНОВНЫЕ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Для того, чтобы обучать детей правильному пению, следует со­блюдать певческую установку.

Певческая установка - это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Стулья должны соответствовать росту детей.

Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не при­слоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. Ноги стоят под прямым углом к полу. Руки лежат свободно между животом и коленя­ми. (При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев.)

Дети 2-4 лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставя на пол под углом 90°. Руки также лежат свободно.

Голову держать надо прямо, не вытягивать шею, не напрягать.

Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Разучивать песни с детьми надо сидя. А уже разученные песни можно петь и стоя, так как в таком положении дыхательные мыш­цы, даже у трехлетних детей, работают активнее и звучность пения заметно улучшается.

При пении стоя голова держится прямо, руки опущены.

Организация детей на занятиях - одно из существенных усло­вий для лучшего усвоения ими материала и для развития музы­кальных способностей.

В младшей группе самые маленькие дети, а также отличающие­ся неустойчивым вниманием, беспокойным характером садятся в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать музыкального руко­водителя и воспитателя.

Во второй младшей, средней и старшей группах в первом ряду сидят дети с менее развитым слухом, с небольшим объемом диапа­зона голоса, недостаточно дисциплинированные, а также вновь по­ступившие дети.

Чтобы дети лучше слышали мелодию, инструмент надо ставить так, чтобы высокие регистры находились ближе к ним. Воспита­тель сидит перед детьми на большом стуле в правильной позе. Он должен быть готовым к занятию: знать песни, суметь ими продири­жировать.

В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:

♦ правильному звукообразованию;

♦ правильному дыханию;

♦ хорошей дикции;

♦ чистоте интонации;

♦ ансамблю - стройному, согласованному пению. Остановимся на каждом из этих певческих навыков более подробно.

Звукообразование

Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важен пример - педагогу также следует петь высоко, поскольку дети на­чинают подражать ему и петь в более высоком регистре.

Звукообразование может быть протяжным, напевным, а бывает и отрывистым. Дошкольникам свойственно отрывистое звукообра­зование, поэтому, начиная с самой младшей группы, надо учить де­тей тянуть звуки, протягивать концы музыкальных фраз. Педагог подбирает соответствующие песни,например народные, так как для них характерно преобладание гласных звуков, способствуют м большей протяженности звучания. Развитию протяжною звукоообразования помогает пение песен, написанных в умеренном и мед­ленном темпах.

Дошкольникам, особенно младшим, свойственно произносим слова говорком. Поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пропеванию гласных и четкому произношению согласных звуков.

Дыхание

В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Они имеют место на ежед­невной утренней гимнастике.

На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между му­зыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые дети ды­шат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого что не умеют им управлять. Достаточно музыкальному руководи­телю, воспитателю показать, как надо петь, не прерывая дыхания, где его брать, и ребенок легко справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться брать дыхание, на первых порах исполняются песни с короткими музыкальными фразами. В стар­ших и подготовительной к школе группах этому помогает пение песен по фразам (цепочкой).

От правильного дыхания зависит: чистота интонации, правиль­ная фразировка, выразительность исполнения, слитность звучания. При обучении детей пению педагог не объясняет им всю сложность дыхания, а показывает наглядно, как надо дышать в процессе ис­полнения. Следит, чтобы дети при вдохе не поднимали плеч, чтобы он был бесшумным, спокойным. Подводит их к медленному выдо­ху, умению брать дыхание в зависимости от строения фразы песни, предложения.

Дикция

Выразительность исполнения песни зависит не только от инто­национно точного пения мелодии, но и от правильности и ясности произношения слов (дикции). От дикции поющих часто зависит и качество звучания мелодии. При недостаточной ясности и четко­сти произношения слов пение становится вялым, бесцветным: и нем отсутствуют протяжность, выразительность звука. Однако от чрезмерного подчеркивании текста появляется излишнее напряже­ние, крикливость.

Педагоги должны научить детей певческой дикции, объяснить им, что надо так спеть песню, чтобы слушатели могли понять, о чем поется, показать, как произносить отдельные слова, фразы.

Работа над дикцией связана со всей работой по развитию речи и детском саду. Слова состоят из сочетания гласных и согласных туков. При произношении слов в пении особое значение имеет звучание гласных (а, о, у, э, и, ы) - протяженность пропевания их является основой пения. Но для ясности дикции надо следить так­же и за четким произношение согласных.

Если в пении согласные произносятся вяло и недостаточно ясно, то пение становится невыразительным, недоходчивым. Исполне­ние текста должно быть четким, осмысленным, выразительным. Надо уметь подчеркивать голосом логические ударения. Так, в рус­ской народной песне «Во поле березка стояла» следует выделить слова береза, кудрявая и т. д. Необходимо помнить, что в пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Без­ударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит как «а». Надо петь: «карова», а не -корова»; «актябрь», а не «октябрь»; «мая», а не «моя». Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и». Например: «А на мостик волк нас не пускает, // на мосту он серый отдыхает» (песня «На мосточке», музыка А. Филиппенко).



Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», и менее ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и». Так, мож­но петь «масляна» или «маслена», но не «маслина»; в «октябре» или в «октебре», но не в «октибре».

Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, что­бы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Например: «Огоньки сверкают». Исполняет­ся: ого-нъки све-рка-ют. Если согласный звук находится в конце сло­ва, то его нельзя тянуть. Например: «Ах, какой хороший добрый Дед Мороз». Согласные в конце слова нельзя «проглатывать», их надо обязательно произносить. Некоторые согласные в конце слов меня­ют свое звучание. Например, пишется - листопад, а поется - листо-пат (песня М. Красева «Падают листья»). Другие правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребляются и в певческой дикции. Например, поют што, а не что, хочецца, а не хо­чется, снек, а не снег, отчего, а не отчего, рынка, а не рыбка.

Условием хорошей дикции, выразительного пения является по­нимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мело­дическом выражении.

Правильному произношению слов способствуют:

выразительное чтение педагогом текста песни в процессе ее разучивания; применяется во всех группах;

♦ коллективное пропевание текста нараспев, негромко, на вы­соком звучании, в умеренном темпе, - так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

В старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется прием коллективного произнесения текста шепотом на высоком звучании в ритме песни. Этот прием особенно полезен при разучи­вании песен, исполняемых в быстром темпе, например, «Голубые санки» М. Раухвергера.

Дети и младшего, и старшего возраста часто неправильно произно­сят окончания слов, приставки. В таких случаях уместно предложить как отдельным детям, так и всей группе произносить слова по слогам.

Вышеуказанными приемами следует пользоваться очень осто­рожно, чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональ­ное восприятие песни и углубляло музыкальный образ, а не пре­вращалось в сухую формальную тренировку.

Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста

Козлова Мария Борисовна , педагог дополнительного образования

Статья отнесена к разделу: Преподавание музыки

Выдающийся деятель в области вокальной педагогики, доктор искусствоведения профессор В. А. Багадуров писал: «История детской вокальной педагогики на протяжении ряда столетий с совершенной ясностью показывает, что специальных теорий постановки именно детского голоса никогда не существовало. Некоторые особенности работы с детскими голосами, обусловленные возрастом и детской психикой, спецификой детского восприятия, разумеется, должны быть учитываемы, но это относится не к принципам воспитания голоса, а к педагогическим приемам обучения».

Основные принципы вокального воспитания едины как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе; как для взрослых певцов, так и для детей. Существует различие лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. Обязательно при работе с детьми, особенно в мутационный период, применение голососберегающих технологий. Кроме того, вокальное воспитание детей осуществляется на несколько ином музыкальном материале.

Одной из важнейших задач распевания является не только подготовка голосового аппарата к работе, но и формирование у обучающихся основных певческих навыков. К ним мы можем отнести:

    певческую установку;

    певческое дыхание и опору звука;

    высокую вокальную позицию;

    точное интонирование;

    ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

    использование различных видов звуковедения;

    дикционные: артикуляционные и орфоэпические навыки.

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Примером универсальности приемов служит «концентрический» метод М. И. Глинки. Являясь фундаментом русской вокальной школы, он может быть и основой певческого воспитания детей. Сформулированные М. И. Глинкой требования эффективны в работе с детьми и с взрослыми, с мало подготовленными певцами и с певцами профессиональными. Данные современных исследований подтверждают правильность всех основных положений Глинки. Конечно, постепенно они дополняются на основе выявленных закономерностей развития голоса.

«Концентрический» метод включает в себя стабильные упражнения, которые разработаны М. И. Глинкой для систематического использования из года в год. В них представлены элементы, встречающиеся в вокально-хоровых произведениях в различных вариантах. Сущность метода такова:

    Объем, диапазон голоса, в пределах которого можно в основном работать, для слабых, певчески мало развитых голосов (как и больных) – всего лишь несколько тонов, для здоровых певцов – октава. И в том, и в другом случае не должно быть никакого напряжения.

    Работать надо постепенно, без торопливости.

    Ни в коем случае нельзя допускать форсированного звучания.

    Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

    Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

    Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

    Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

Хочется отметить, что абсолютно все рекомендации М.И. Глинки отвечают современным требованиям здоровьесбережения. Ведь, как мне кажется, основная задача преподавателя вокала научить пользоваться голосом во всём многообразии его нюансов, выявить красоту тембра, развить выносливость голосовых связок. Наши ученики далеко не всегда становятся профессиональными исполнителями, но навык правильного использования голосового аппарата поможет им не только в профессиональной деятельности, связанной с большой голосовой нагрузкой, но и в общении с людьми, поможет сделать речь интонационно разнообразной и грамотной.

Систематическая отработка вокально-технических приемов на специальных упражнениях приводит к ценному навыку – «автоматизму» их применения. Этот принцип заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответственные мышечные системы. Умелое использование дифференцированного возрастного диапазона, подбор репертуара в удобной тесситуре, исключение форсированного звука обеспечивают естественное звучание, гармоничное развитие голосообразующих органов, выявление индивидуального тембра обучающихся.

Влияние певческой нагрузки на здоровье детей.

Чрезвычайно важно знать влияние певческой нагрузки на состояние здоровья обучающихся. Знание преподавателем возрастных особенностей развития детского голоса (особенно в мутационный период) способствует правильному формированию вокальных навыков, несоблюдение же их ведёт к нарушению и даже заболеваниям голосового аппарата. Пение – сложный психофизический процесс, в котором задействованы все жизненно важные системы организма. На певческую нагрузку, кроме певческих органов реагируют также сердечно-сосудистая и нейроэндокринная системы, отвечающие на пение изменением пульса, артериального давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Более того: систематические занятия пением при постоянном контроле педагога могут играть оздоравливающую роль, в частности улучшается дыхание и кровообращение, снижается внутричерепное давление, смягчаются последствия логоневроза и т.д. Также исследования врачей-отоларингологов показывают, что лечение тонзиллита, обострений катаров носоглотки и верхних дыхательных путей облегчается у детей, занимающихся пением в европейской академической смешанно-прикрытой манере. Нельзя также исключить важность овладения навыком певческого дыхания на опоре для снятия бронхоспазма, что немаловажно для лечения детей, страдающих бронхиальной астмой.

Таким образом, можно сделать вывод, что определённый уровень сформированности вокальных навыков необходим абсолютно всем – и обладающим яркими вокальными данными, и тем, кто может правильно интонировать в пределах квинты, тем, кто грезит об оперной сцене, и тем, кто мечтает стать инженером. Правильное певческое развитие способствует не только формированию личностных качеств, но и более гармоничному физическому развитию ребёнка. Исходя из всего сказанного, мы приходим к выводу, что основная форма охраны голоса – это правильное певческое воспитание.

Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формирования основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из примарной зоны ребёнка. Через некоторое время, даже распеваясь a capella, дети сами начинают петь с привычных нот, что, безусловно, говорит о сформированности у них слуховых ощущений.

В работе с детьми 7-9 лет я широко использую русские народные песенки-попевки, что помогает вызвать в детях интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования.

1. Самая первая наша распевка – это песенка-дразнилка. Формируются активная артикуляция и опорное дыхание, не дающее интонационно сползать с заданной ноты.

2. Упражнение помогающее усвоить широкое интонирование большой секунды и твёрдое, уверенное пение тоники. Можно провести параллель в звучании больших, средних колоколов и совсем маленьких колокольчиков. При переходе во вторую октаву дети показывают рукой движение, имитирующее встряхивание маленького колокольчика. Такое лёгкое мышечное движение передаётся на связки, и звучание голосов становится лёгким и более интонационно точным.

3. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми!). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

4. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей сымитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

5. Следующее упражнение состоит из 5 звуков. Таким образом, в каждом упражнении мы прибавляем по одному звуку. Когда впервые обращаешь на это внимание детей, они обычно принимают такую закономерность с восторгом. И, впоследствии, любят подсказывать, сколько звуков в том или ином упражнении.

6. Завершаем стандартную распевку упражнением, где сочетается необходимость правильного интонтрования и чёткость исполнения штрихов.

Этот комплекс распевок является обязательным для каждого урока. Повторюсь, что упражнения всегда следуют в этом порядке и начинаются в заданных тональностях. Но для формирования других навыков, или с целью разнообразить процесс распевки, после него могут использоваться следующие упражнения.

10. Хочу обратить внимание, что, несмотря на очевидную пользу этого упражнения, его мелодичность и любовь детей, в последние годы я всё реже могу использовать его в групповой работе. К сожалению, всё больше детей воспитывается без мам, поэтому перед тем как приступить к его разучиванию, необходимо выяснить, всё ли благополучно в семьях обучающихся. Обычно это упражнение исполняется с распевом в двух последних тактах слова «мама». Но в своей практике я его не использую, так как, как правило, поступенное движение вниз с распевом в младшем возрасте приводит к детонации.

В возрасте 10 лет дети переходят к другим упражнениям. Можно проследить преемственность в мелодических оборотах, но поются они, в основном, на классические для вокального исполнительства слоги, что повышает в глазах ребёнка важность и значимость данного этапа урока, помогает ощутить ему свою «взрослость».

1. Упражнение в движении вверх мы поём активно акцентируя каждую ноту, а при движении вниз используя штрих legato.

2. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения мы заостряем внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляем и другие задачи.

3. Вариант предыдущего упражнения.

4. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» - и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость, а разве не для этого, по большому счёту, мы учим их петь!

5. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

6. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

7. Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

8. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

9. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

10.Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

Данной распевкой заканчивается комплекс обязательных упражнений. Следующие упражнения используются для детей с более высокими учебными возможностями.

11. В распевах в 5 и 6 тактах нужно заострить внимание на исполнение второго звука. Я обычно прошу несколько замедлить их и почувствовать насколько широко и свободно, без «заваливания» звучат секунды.

12. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

13. Акцент на верхней ноте и staccato.

14. Высокая позиция звука, активность артикуляции.

14. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так:

ЛЯ -ли → ЛЕ -ли ← ЛЁ -ли.

В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по нашему мнению наиболее отвечают потребностям именно наших учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось. Приведу пример из личной практики. Многие мои коллеги используют следующее вокальное упражнение:

Я же, при исполнении его, особенно в быстром темпе, чувствовала, что верхняя нота получается плоской, с «завалом» на гортань. Но, как только я его спела на двух соседних нотах, оно превратилось в прекрасное упражнение, не только формирующим дикционные навыки, но и позволяющим успеть без особых усилий приподнять нёбо и поставить верхнюю ноту в высокую позицию.


Вокальные навыки — это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом певческого акта.
В их основе лежит создание и упрочение условнорефлекторных связей, образование систем этих связей – динамических стереотипов с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой.

Частичная автоматизация вокальных навыков возникает как снижение контроля сознания за процессом выполнения различных певческих действий. Но результаты этпх действий постоянно отражаются в сознании. Автоматизм навыков дает воэможность при пении решать более важные – исполнительские, художественные эадачи.

Не владея вокальными навыками, певец не может достичь вокального мастерства.

Поэтому первостепенной эадачей вокального обучения является формирование правильных приемов певческой деятельности, доведение их до автоматизма.

Вокальные навыки принято считать двигательными навыками. Но это не совсем верно. Дествительно, в пении всегда присутствует мышечное движение, без неro невозможно воспроизвести звук. Но доминирующим в формировании певческих навыков по своей значимости является слух.

При воспроизведении звука нельзя отдельно рассматривать работу слуха в качестве слуховых навыков, а мышечные дсйствия – как моторные вокальные навыки. Слух голосовая моторика, хотя и являются в анатомическом плане разными системами, при пении физиологически неотделимы, ибо раздельно функционировать не моrут.

Воспроизведение звука осуществляется через голосовую моторику. Голосовузо моторику побуждает к действию и реrулирует ее работу слух – главный регулятор двигательной системы, воспроизводящей звук.

Такое сочетание работы слуха и голосовой моторики, при котором двигательные акты выполняются под контролем слуха, классифицируется в психологии как сенсомоторный навык. Уточнение вида вокального навька дает возможность глубже понять его сущность и более верно определить методику его формирования.

В психологическом механизме навыка различают две ocнoвные части: ориентировочную и исполнительскую.

Первая определяет способы выполнения действия, а вторая их реализует. Успешность выполнения действия зависит or ориентировочной части, так называемого регулировочного образа.

Поэтому ero формированию придается первостепенное значение при обучении навыку.

В пении регулировочным образом является звуковой образ. Чтобы спеть что-либо, необходимо четко представить звук, который будет воспроизведен.

Отсюда самым первым этапом формирования вокального навыка как сенсомоторного является создание ведущего сенсорного – слухового – звена, т. е. вокально-музыкального образа. Он будет выполнять ориентирующую и программирующую функции по отношению к голосовой моторике.

Следовательно, основной задачей начального этапа формирования вокальных навыков является применение такой методики, которая позволила бы как можно скорее создать у обучающегося реrулировочный вокально-музыкальный образ.

Самым простым способом тут является показ звучания самим педагогом или при помощи магнитофонной записи. Такой метод весьма эффективен.

В начале обучения применяется и показ движений, необходимых для правильного голосообразования:
движение дыхательных мышц, нижней челюсти, губ, форма открытия рта, зевок.

Все это обязательно должно сочетаться с объяснением.

При этом показ, являющийся средством чувственного познания (первая сигнальная система), объединяется со словом (вторая сигнальная система), благодаря чему восприятие звука и образующиеся на этой основе представления становятся более осознанными, устойчивыми и лучше запоминаются.

В объяснении должны быть четко охарактеризованы основные качества профессионального звучания (округленность, звонкость, высокая позиционность, оптимальная близость и сила, правильное резонирование), индивидуальные особенности тембровой окраски, а также указаны приемы достижения правильнго звучания.

Таким образом, у обучающегося в единстве с чувственным познанием голосообразования формируются знания об основных закономерностях вокального звучания и его воспроизведения.

Обучающийся знакомится с профессиональной терминологией, которая затем может использоваться уже без показа.
В процессе выработки и использования вокальных навыков важны все ощущения, возникающие у певца во время пения.

Это, прежде всего, слуховые ощущения от спетого им звука. Обучающийся сравнивает их со слуховыми ощущениями, на основе которых он воспроизводил звук.

При наличии разницы между этими ощущениями (ошибка) делается новая попытка (проба) спеть правильно нужный звук с корректировкой способов работы голосового аппарата. Пробы заканчиваются при соответствии спетого звука представляемой норме звучания. Так будет найден нужный способ голосообразования.

Резонаторные и мышечные ощущения, так же как и слуховые, во время пения выполняют роль обратной связи, при помощи которой контролируется и корректируется процесс голосообразования, формируются вокальные навыки.

Поэтому в процессе обучения следует специально фиксировать внимание учащегося на этих ощущениях, а при достижении правильного звучания помогать ему хорошо их осознать и запомнить.

Усвоение вокального навыка происходит в несколько этапов. Нa начальном этaпe создается регулировочный вокально-музыкальный образ, складывается понимание способов выполнения вокальных действий и делаются попытки их осуществить.

Но у начинающего певца эти попытки еще неустойчивы и неточны, много ошибок и лишних движений. Ему приходится внимательно следить за всеми компонентами воспроизведения звука, его внимание очень напряженно.

На следующем этапе идет образование условнорефлекторных связей в соответствии с заданной акустической нормой. По мере тренировки эти связи упрочиваются, устраняются лишние движения и ошибки, выполнение отдельных действий становится четким, качество их повышается. Они автоматизируются и сливаются в единый певческий акт.

Так складываются системы условнорефлекторных связей – динамические стереотипы. Внимание поющего в значительной мере переносится на конечньй результат – улучшение качества звучания. На этом этапе в процессе голосообразования наряду со слухом все 6ольшее место начинают занимать вибрационные и мышечные ощущения.

Далее идет пластическая приспособляемость процесса голосообразования (сложившихся динамических стереотипов) к изменению ситуации воспроизведения звука (например, освоение звучания и способа голосообразования в верхней или нижней части диапазона, изменение звучания в зависимости от эмоционально-смыслового содержания исполняемого произведения и др.).

На последнем этапе вокальные навыки приобретают гибкость, идет процесс их совершенствования.

Эта методическая работа предназначена для начинающих руководителей детских хоровых коллективов, особенно младшего возраста. Рассматриваемые вопросы в данной методической работе могут быть предложены учителям музыки, вокальным педагогам, певцам для обучения самих, так и детей.

Проблемы хороведческой и вокальной работы в детском хоре далеко ещё не изучены и решены. Ведь одна из сложнейших задач, стоящих перед вокальным педагогом, хормейстером научить детей петь, всех без исключения. И это может сделать только тот специалист, который знает специфику детского голоса, вдумчиво и грамотно следит за работой голосового аппарата, не нарушая его природной сущности. Далеко не каждый ребёнок имеет прекрасные слуховые данные и природно-красивый голос. Руководители детских хоровых коллективов в школах, вокально-хоровых студий при дворцах культуры сталкиваются с проблемами – как набрать детей в хор, как начать работать с ними, какой подобрать репертуар, как построить занятие хора, чтобы максимально и эффективно использовать время обучения.

Стоит вопрос: можно набирать в хор всех детей? Для этого существует второй этап в работе хормейстера – это развитие слуха и голоса ребёнка, используя различные методики: А.В. Свешникова, К.К. Пигрова, Г.А. Дмитревского, фонопедический метод работы с детским голосом В.В. Емельянова. Неумение правильно применять на практике те, или иные приёмы не только не помогают, но и мешают, т. е. вредят работе. В конечном итоге всё зависит от педагога, его таланта, образованности. Хормейстер должен достаточно владеть голосом и художественным талантом для раскрытия содержания хорового произведения, чтобы в конечном результате такое творчество стало достоянием слушателей.

Основные задачи хорового пения в системе музыкального воспитания

Хоровое пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философии всех времён и стран.

В России идея первичности, т.е. основополагающей роли хорового пения, заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры, по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением.

В условиях музыкального образования и воспитания хоровое пение выполняет несколько функций:

Во-первых, разучивая и исполняя произведения хорового репертуара, учащиеся знакомятся с разноплановыми сочинениями, получают представления о музыкальных жанрах, приёмах развития, соотношении музыки и слова в вокальных произведениях, осваивают некоторые черты народного фольклора и музыкальный язык произведений профессиональных композиторов.

Хоровое пение расширяет кругозор учащихся, формирует положительное отношение детей к музыкальному искусству, стимулирует развитие интереса к музыкальным занятиям.

Во-вторых, хоровое пение решает задачи развития слуха и голоса учащихся, формирует определённый объём певческих умений, навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения.

В-третьих, являясь одним из самых доступных видов исполнительской деятельности детей, хоровое пение развивает общеучебные навыки и умения, необходимые для успешного обучения вообще: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др.

В-четвёртых, содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребёнка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки.

За время обучения учащиеся овладевают вокально-хоровыми навыками, осваивают хоровой репертуар различных стилей и эпох, учатся концентрировать внимание на качестве певческого звучания, приобретают опыт хорового пения, концертных выступлений.

В детском хоре важны сочетания индивидуальной и коллективной форм работы, использование общих распеваний и индивидуальной подготовки маленьких певцов к репетициям, практика работы малыми ансамблями (группа хора). Поэтому, хотя основная форма в хоре-групповая, большое значение имеет возможность введения занятий “сольное пение”, что даёт возможность следить за развитием голоса каждого поющего в хоре, возрастным изменениям, быстрее усвоить с ребёнком то, с чем он не мог справиться во время групповых занятий.

Коллективный характер хорового музицирования корректирует вокальную технику певцов и предопределяет использование специфических приёмов пения и воспитания голоса методом направленного воздействия хоровой звучности на индивидуальное вокальное развитие, при котором закладываются основы следующих вокально-теоретических навыков:

1. Правильная певческая установка,

2. Высокая певческая позиция.

3. Певческое дыхание и опора звука.

4. Виды атак звука в пении.

5. Певческая артикуляция и дикция.

6. Способы звукоизвлечения (легато, стаккато).

Кем станут юные музыканты, когда вырастут? Можно поручиться в главном: они станут хорошими людьми. Вот что дорого. Об этом и П.И. Чайковский говорил, наставляя своего племянника: “Кем бы ты ни захотел быть, - прежде всего, стань хорошим человеком”. Музыка, с которой сроднилась, от которой воспиталась детская душа, не позволит делать плохое, злое, недоброе.

Основные задачи обучения и воспитания вокально-хоровых навыков. Младший хор

1. Освоение навыков пения сидя и стоя.

2. Овладением дыханием при пении.

3. Работа над естественным, свободным звуком без форсирования.

5. Развитие навыков a cappella.

6. Подготовка коллектива для концертных выступлений и профессиональных показов (открытые уроки, методические сообщения и т.д.)

Вокальные навыки

1. Певческая установка.

Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Постоянное певческое место у каждого поющего.

2. Работа над дыханием. Правильное дыхание при пении.

Спокойный, бесшумный вдох, правильное расходование дыхания на музыкальную фразу (постепенный выдох), смена дыхания между фразами, задержка дыхания, опертый звук, одновременный вдох перед началом пения, пение более длинных фраз без смены дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе.

Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).

Цезуры. Знакомство с навыками “цепного дыхания” (пение выдержанного звука в конце произведения. Исполнение продолжительных музыкальных фраз).

3. Работа над звуком.

В меру открытый рост, естественное звукообразование, пение без напряжения, правильное формирование и округление гласных. Твёрдая атака. ровное звуковедение Протяжённость отдельных звуков, пение закрытым ртом, достижение чистого, красивого, выразительного пения. Работа над естественным, свободным звуком без форсирования. Преимущественно мягкая атака звука, Округление гласных.

Пение различными штрихами: legato, staccato, non legato. Изучение различных нюансов, постепенное расширение общего диапазона в пределах: до первой октавы - фа, соль второй октавы.

4. Работа над дикцией.

Активность губ без напряжения лицевых мышц, элементарные приёмы артикуляции. Ясное произношение согласных с опорой на гласные, отнесение согласных к следующему слогу, короткое произношение согласных в конце слова, раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова. Совершенное произношение текста, выделение логического ударения. Дикционные упражнения.

5. Вокальные упражнения.

Пение несложных вокальных упражнений, помога.ющих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона и в то же время-наилучшему усвоению репертуара. Например:

Нисходящие трёх-пятиступенные построения, начиная с середины регистра, то же в нисходящем движении, начиная с нижних звуков регистра.

Смена гласных на повторяющемся звуке;

Гамма в нисходящем и восходящем движении (после усвоения её небольших отрезков);

Трезвучие по прямой и ломаной линии вниз и вверх;

Небольшие мелодические обороты (отрывки песен, подсознательное усвоение интонирования тона и полутона, перехода неустойчивых звуков в устойчивые попевки).

Перечисленные упражнения и другие (по усмотрению хормейстера) необходимо петь как в пределах тональности, так и меняя тональность, в хроматическом порядке.

6. Упражнения на развитие ладового чувства.

Пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, звукорядов и гамм.

Мелодические и гармонические секвенции из интервалов.

Сознательное усвоение интонирования тона и полутона, перехода неустойчивых звуков в устойчивые.

Большое значение для успешной работы с маленькими хористами является анализ музыкального произведения. Это общая характеристика содержания произведения. Разбор текста и музыки в доступной учащимся форме: сопоставление музыкальных фраз по направлению мелодии и её строению. Анализ средств выразительности: темп, размер, характерность ритма, динамические оттенки.

Начальный период работы хора

Во время отбора детей в хор, руководителю необходимо обратить особое внимание на физиологические особенности голосов, зафиксировать себе регистровые характеристики, т. е. звучание голосов в различных диапазонах. На первой репетиции хормейстер должен решить все организационные вопросы, познакомить детей с условиями учёбы, правилами поведения на репетициях, распевками и репертуаром хора на данном этапе работы.

Не менее важным вопросом в работе хормейстера является подбор репертуара. Перед руководителем стоит главная задача- научить детей петь, и для этого он должен найти средства, посильные для выполнения, полезные для развития голоса и слуха, а также способствующие воспитанию и развитию музыкального вкуса.

Правильный подбор репертуара - важное условие для успешной деятельности хора. Репертуар должен быть художественно ценным, разнообразным и интересным, полезным в педагогическом отношении, т. е. способствующим художественному росту хора, развивающим и обогащающим мир музыкальных представлений детей. В репертуаре детского хора должен соблюдаться баланс между количеством простых и сложных произведений. Отбирая репертуар, хормейстер должен помнить о том, что классические произведения должны сочетаться с песнями современных отечественных композиторов, народными песнями. В наше исполнительство с 90-х годов 20 века вошёл новый пласт хоровой музыки - русская хоровая музыка обихода и церковных праздников Рождества и Пасхи, ныне широко отмечаемых. Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется. Учащиеся знакомятся с полифоническими формами. Каноны как естественный путь к многоголосию рекомендуется вводить с 1-го класса.

В практике школьного хорового пения приходится встречаться со своеобразной формой амузии: амузыкальными детьми-“гудошниками”. Важными причинами плохого “амузыкального пения” являются, во-первых, повреждения голосового аппарата, во-вторых, недостатки музыкального слуха, в-третьих, недостаток способности воспринимать, дифференцировать и анализировать высоту звука, и, наконец, в-четвёртых - неспособностью правильно интонировать первый звук мотива. Одна из ведущих причин амузии подобного рода заключается в отсутствии координации между музыкальным слухом и певческим голосом. Дети, интонирующие приемлемо, но неточно, могут в процессе обучения улучшить качество своего пения. В течение ряда лет развивают свой слух настолько, что приобретают способность петь, опираясь на правильное пение других участников классного хора. Однако интонируют они всё же неточно, их попытки спеть соло в подавляющем количестве случаев оказываются неудачными. Хотя в практике было несколько примеров, когда благодаря сильной воле и желанию петь и такие учащиеся достигали вполне удовлетворительных певческих результатов. Главное заключается в том, что существует немало детей, которые, несмотря на недостатки слуха и голоса выказывают большое желание петь в школьном хоре, и в этом мы, учителя-музыканты, призваны им помочь.

Опираясь на многолетний опыт работы с младшим хором, могу с уверенностью сказать, что учащиеся младшего хора должны освоить три важных вокально-хоровых навыка: певческое дыхание, дикция и интонация. Данная цепочка является основным звеном в работе с хором на начальном этапе. А теперь рассмотрим каждую субстанцию данной цепочки.

Певческое дыхание

На первом этапе работы с хором нередко выполняются дыхательные упражнения вне пения. Существуют различные точки зрения на целесообразность использования этих упражнений. Большинство педагогов всё же считают их необходимыми. С этой целью используются различные комплексы дыхательной гимнастики.

Упражнение первое.

Короткий вдох через нос по руке дирижёра и длинный замедленный выдох со счётом. При каждом повторении упражнения выдох удлиняется благодаря увеличению ряда цифр и постепенному замедлению темпа.

Упражнение второе.

Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд, активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания хористов. Каждый ученик контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения выдох удлиняется.

Упражнение третье.

Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счётом, но теперь ученикам впервые предлагается сохранить положение вдоха на протяжении всего выдоха. Для этого необходимо научиться упираться диафрагмой изнутри в стенки туловища по всей его окружности, как бы стараясь сделаться толще в районе пояса.

Упражнение четвёртое.

Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания, по руке дирижёра мягко воспроизвести закрытым ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Время звучания потом постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный самоконтроль учеников за сохранением положения вдоха во время пения.

Особое внимание нужно уделить правильному вдоху. Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с полного выдоха. Затем, выдержав паузу, надо дождаться момента, когда захочется вдохнуть. Только в этом случае вдох будет ограниченным: достаточно глубоким и оптимальным по объёму.

Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого пения и проверяются по характеру звука. Тип дыхания влияет на качество звука, а звук, в свою очередь, - на качество певческого дыхания. В этой цепи действует принцип обратной связи. И действительно, если певец будет петь тихим или громким голосом, спокойно, мягко или взволновано, твёрдо, долго тянуть или петь отрывисто, то характер вдоха и фонационного выдоха будет соответственно меняться. Выполнение упражнения. Построенного на нисходящем гаммообразном звукоряде, ровным по силе голосом, тренирует плавность и постепенность выдоха, а это непременное условие формирования навыка хорошего певческого дыхания.

Условием для выработки правильных дыхательных движений следует считать соблюдение певческой установки. На репетициях дети часто не могут долго сохранять необходимую подтянутость. В этом случае целесообразно сделать глубокий вдох, поднимая руки вверх, затем. После задержки дыхания на несколько секунд, медленный выдох, опуская руки. Во время занятий с детьми необходимо чередовать пение сидя и стоя. Весёлая шутка, похвала также снимают усталость, поднимают настроение детей, повышают их работоспособность.

Юные хористы должны быть ознакомлены с правилами цепного дыхания, которое даёт возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений.

Основные правила цепного дыхания

Не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом.

Не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а по возможности, внутри длинных нот.

Дыхание брать незаметно и быстро.

Вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно, т.е. без “подъезда”, и в соответствии с нюансом данного места партитуры.

Чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.

Для выработки навыка цепного дыхания, прежде всего нужно научиться быстро и незаметно менять дыхание внутри длинных нот. С этой целью можно рекомендовать петь упражнение, построенное на нисходящей или восходящей гамме с большими длительностями, без пауз и цезур.

Дикционно-орфоэпический ансамбл

ь

По справедливому замечанию А. М. Пазовского, “хорошая дикция в пении, особенно в пении хоровом, является не только средством выразительного раскрытия мысли, заключённой в слове, но одновременно резцом музыкального ритма”.Для того, чтобы работать над дикционным ансамблем, хормейстер должен сам хорошо знать правила певческого произношения.

Синтез музыки и слова является несомненным достоинством хорового жанра. Но этот же синтез создаёт и дополнительные трудности для хоровых исполнителей, так как требует от них владения двумя текстами-музыкальным и поэтическим. Текст должен быть произнесён исполнителями не просто разборчиво, а осмыслено и логически правильно, ибо компонентами как литературной, так и вокально-хоровой речи являются не только дикция, но и орфоэпия (правильность произношения текста).

Хоровая дикция имеет свои специфические особенности.

Во-первых, она певческая, вокальная, что отличает её от речи, Во-вторых, она коллективная. Нужно не только научить чётко произносить согласные, но и правильно формировать и произносить гласные (в частности, обучить их приёму редуцирования гласных). Редукция- ослабление артикуляции звука; редуцированный гласный – ослабленный, неясно произносимый.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности хора и достижения хорошего унисона.

Гласных в русском языке десять, шесть из них простые – и. э. а, о, у, ы, четыре сложные – я, ё, ю, е (йотированные) При пении сложных гласных первый звук – й произносится очень коротко, следующий за ним простой гласный тянется долго.

Произношение звуков:

Ё – округло, с добавлением О.

А – округлённо, с добавлением О.

И – как французкое U.

Е – как Э, собранно.

О – не узко, округлённо, широко, У – полётно.

Поём А – думаем об О, и наоборот.

Поём И – думаем об Ю, У, и наоборот.

Поём Е – думаем об Э, и наоборот.

Поём Ё – думаем об О, и наоборот

“Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу”. Гласная “я”, переходящая в “е”, оправдывает себя при коротком произношении в быстром пропевании. Гласные произносятся чисто главным образом в ударном положении и на долгих звуках. Гласные – это те звуки, на которых раскрываются певческие возможности голоса.

Если в слове или на стыке слов две гласные стоят рядом, то в пении их нельзя сливать – вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: но остался; ни огня; попадаются одне.

“Й” - относится к согласным и с ними объединяется. Например: “Да-лё-ки-ймо-йдру-гтво-йра-до-стны-йсвет”.

В отличии от гласных, которые поются максимально протяжно, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведениям, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.

Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт в хоровой практике к так называемым “подъездам”, а иногда и к нечистому интонированию. В целях лучшего донесения до слушателей поэтического текста и достижения большей художественной выразительности пения иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных. Однако этот приём уместен лишь в особых случаях (произведениях драматического характера, торжественных гимнах). При исполнении хоровых пьес в быстром темпе следует произносить слова легко, “близко” и очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата. Например. П.И. Чайковский, слова Г.Иващенко “Неаполитанская песня”. Приложение №2

Некоторые правила орфоэпии

Пишется Произносится
б, г, в, д, ж, з в конце слова п, к, ф, т, ш, с.
о безударное а
д, з, с, т перед мягкими согласными дь, зь, сь, ть.
я безударное яе
н, нн перед мягкими согласными мягко
ж и ш перед мягкими согласными твёрдо
ж удвоенное (жж) мягко-жь жь
ся и сь- возвратные частицы са и с
чн. чт шн, шт
ч и н, разделённые гласными ч и н
стн, здн сн, зн; т ид выпадают
сш и зш ш твёрдое и долгое
сч и зч щ долгое
кк, тт (удвоенные согласные) к, т (вторая согласная выпадает).

Согласные делятся на глухие и звонкие в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

Они так называются потому, что тоже могут тянуться и нередко употребляются на правах гласных.

Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных. Это обеспечивается прежде всего активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, главным образом щёчных и губных мышц, а также кончика языка. Как и всякие мышцы, их нужно тренировать.

Для развития артикуляционного аппарата предлагаю использовать первый и второй цикл фонопедического метода по системе В.В. Емельянова. Всего шесть циклов.

I цикл – разминка, массаж лица, подготовка певческого аппарата к работе в хоре.

а) – сидя, дети должны изобразить “полёт птицы” т. е. живот подтянут, грудь вперёд, такое положение напоминает птицу в полёте. За таким положением хормейстеру необходимо постоянно напоминать детям.

б) - проводим массаж лица постукиванием пальцами по лицу, начиная от корней волос, лобовая часть, щёки, подбородок так, чтобы лицо “загорелось”.

в) – покусывание кончика языка до состояния слюновыделения, после чего “шинкуем” язык, вытягивая его вперёд, покусывая до корневой части и также обратно. Обязательно добиваться, чтобы язык двигался плавно до расслабленного состояния.

г) – упражнение “иголочка”, делая острый язык и как иглой прокалываем верхнюю губу, затем нижнюю и щёки. Всё это выполняется активно.

д) – упражнение “щёточка”, проводим языком между губами и зубами, как- будто чистим зубы.

е) – упражнение “крестик и нолик”, вытягивая губы вперёд трубочкой, рисуем губами сначала нолик (четыре раза в одну сторону и в другую), затем рисуем крестик, поднимая губы вверх, вниз и в стороны. При выполнении необходимо следить, чтобы дети не двигали головами, должны работать только губы.

ж) – делается обиженная и весёлая гримаса. Обиженная – выворачивается нижняя губа так, чтобы были открыты нижние зубы. Весёлая – поднимается верхняя губа, чтобы открылись верхние зубы. Затем поочерёдно выполняем оба положения.

з) – упражнение “поза злой кошки”. Основные ощущения мышечного состояния лица – открыты зубы, поднят нос вверх, помогая открывать верхние зубы, круглые большие глаза и открыт рот так, чтобы между зубов помещались вертикально поставленные три пальца. Работать желательно перед зеркалом.

и) – проговариваем текст “у меня ротик маленький”, при этом губы плотно сомкнуты и вытянуты вперёд. На слоги “у меня ротик” губы не должны двигаться, работает только язык. На слове “маленький” резко открывается рот в “позу злой кошки” и активно проговаривается слово так, чтобы челюсти максимально активизировали свою работу. Слог “А” протянуть с громким резонансом и коротко сказать слоги “-лень-кий”. Все согласные произносятся жёстко и активно.

Главная задача первого цикла – это разогрев мускулатуры лица к работеи научиться открывать рот.

II цикл включает в себя интонационно – фонетические упражнения.

А) – произношение глухих согласных - Ш-С-Ф-К-Т-П. Они произносятся таким образом. Для этого нужно вспомнить положение открытого рта. Это является основным исходным положением, проговаривая согласную “ш” смыкаем челюсти и сразу же резко возвращаемся в исходное положение открытого рта. Получается очень короткое “ш”. Так же согласную “с” произносим, при этом участвует язык. При произношении гласной “ф” смыкаются губы. Важно произношение согласной “к”. Рот в позе злой кошки, не закрываясь и не меняя положения, проговаривается корнем языка, челюсти не должны двигаться – это основное условие. Получается как бы “выстрел”.. Согласная “п” произносится активно губами, а “т” прикусыванием кончика языка. Основное требование проговаривания глухих согласных – “глухие должны быть глухими” т. е. после согласной не должна звучать никакая гласная и при возвращении рта в исходное положение после глухой согласной должно быть ощущение вдоха.

Б) – произношение звонких согласных – Ж-З-В-Г-Д-Б . В таком же виде положения рта, как и при проговаривании глухих согласных. Участие мышц языка и губ соответствует “ж-ш”. “з-с”, “в-ф”, “г-к”, “д-т”, “б-п”. При произношении этих согласных ощущение должно быть – как бы отталкиваясь от согласных, проговаривая их по четыре раза каждую. Обязательно после каждой согласной должно быть ощущение активного вдоха. Варианты выполнения этих двух упражнений различны.

В) – упражнение “страшная сказка”. В данном упражнении к произношению гласных “У-О-А-Э-Ы”. Положение рта - “поза злой кошки” т.е. хорошо открыт рот, все гласные формируются только губами, чтобы звук был глубоким и объёмным. Сначала произносим гласную “у”, затем добавляем к ней “о”, таким образом получается протяжное “у-о” и так каждый раз повторяя сначала, прибавляем последующие гласные. Обязательным

условием выполнения этого упражнения является проговаривание гласных У-О-А-Э-Ы на одном дыхании, не прерывая цепочку произносимых звуков. Упражнение должно напоминать запугивающую, страшную картину. Гласные можно произносить и в обратном порядке. Обязательно следить

за положением рта. Челюсти не должны менять положения и только лишь губы должны быть активны в формировании.

Г) – упражнение называется “вопрос и ответ”. В этом упражнении используются тоже гласные, как и в предыдущем упражнении. К примеру: берётся гласная “у” как можно пониже в диапазоне голоса, т. е. грубым, низким голосом и делается глиссандо вверх до самого высокого, крайнего звука диапазона, как бы скользя по всему диапазону голоса вверх и также быстро сверху скользить обратно вниз. Это упражнение напоминает вверх – вопрос, вниз – ответ. Структура использования гласных такова:

Вверх. У-У, У-О, О-А, А-Э, Э-Ы.

Вниз. У-У. У-О, О-А, А-Э. Э-Ы.

То есть, вверх У-У и вниз У-У; вверх У-О и вниз У-О . Рот открыт максимально при выполнении упражнения, во избежания срыва голоса.

Д) – условия выполнения этого упражнения такие же, как и в предыдущем. К классным добавляются глухие и звонкие согласные, которые использовались в пунктах А и Б. Структура такова:

Двухскладные сочетания - у-шу, у-шо. у-ша, у-шэ, у-шы.

У-су, у-со, у-са, у-сэ, у-сы.

У-фу, у-фо, у-фа, у-фэ. у-фы.

На втором складе поднимаемся вверх, а вниз опускаемся на первой гласной и второй слог проговариваем внизу.

Трёхскладные сочетания - у-шу-жу, у-шо-жо, у-ша-жа, ушэ-жэ, у-шы-жы.

У-су-зу, у-со-зо, у-са-за, у-се-зе, у-сы-зы.

У-фу-ву, у-фо-во. У-фа-ва, у-фэ-вэ. у-фы-вы.

Сочетания можно использовать по-разному.

Выразительная подача текста зависит не только в чётком произношении слов. Вчитываясь в текст и музыку любого музыкального произведения, всегда следует ответить на вопрос: как нужно исполнить фразу или слово – ласково, радостно, спокойно, задумчиво. Тревожно, грустно, зло, печально, торжественно, насмешливо, тоскливо, испуганно и т.д.

Итак, решая проблемы хорошей дикции в хоре, необходимо работать над разборчивостью произношения при соблюдении правил орфоэпии; осмысленностью на основе выделения логических вершин в фразах; выразительностью произношения слов на основе единства музыки и содержания исполняемого сочинения его эмоционального содержания.

Звуковысотное интонирование

Проблема интонирования в хоре, который является инструментом с нефиксированной высотой звуков, всегда была одной из самых острых и болезненных. Хоровой строй невозможен без чистого унисона, который возникает благодаря осознанному интонированию музыкальных звуков голосом. Голосовой аппарат и ухо – это две неразделимые части единой системы звуковой передачи. Слух является органом чувств, который доводит до мозга звуковые явления, происходящие в окружающей организм среде. Голосовой аппарат может выразить только то, что вошло в мозг через слух или что возникло в мозгу на основе этих слуховых впечатлений. Немаловажную роль в интонации играет внимание ребёнка. При внимании любая работа спорится: движения точны, аккуратны, в них нет ничего лишнего, мысли ясны, мозг хорошо анализирует, всё хорошо запоминается. “Лучше петь двадцать минут внимательно, чем два часа невнимательно” - говорила известная певица и педагог Полина Виардо. Ещё замечательный русский педагог Ушинский сказал, что педагогика – это наука о заинтересовывании. Сделав занятие интересным, мы тем самым привлекаем к нему внимание ученика, а всё, к чему мы относимся со вниманием, хорошо усваивается.

В литературе по хороведению хоровой строй обычно разделяют на два вида: мелодический и гармонический . На начальном этапе обучения детей пению хормейстер ведёт работу над медодическим строем, который представляет совокупность интонирования ступеней лада и мелодических интервалов. В кратком изложении они выглядят так.

В мажорном ладу I ступень интонируется устойчиво. II ступень в восходящем секундном движении следует интонировать высоко. А в нисходящем – низко. III ступень интонируется всегда высоко, вне зависимости от интервала, какой она образует с предыдущим звуком, поскольку является терцией тонического трезвучия. IV ступень при движении вверх требует некоторого повышения, а при движении вниз – понижения. V ступень интонируется устойчиво, с некоторой тенденцией к повышению, так как является квинтой лада и тонического трезвучия. VI ступень в восходящем секундном движении (т. е. от пятой ступени) нужно интонировать высоко. а в нисходящем – (от седьмой ступени) – низко. VII ступень, как вводный тон, интонируется весьма высоко. VI ступень гармонического мажора, будучи пониженной по отношению к той же ступени натурального мажора, должна интонироваться с тенденцией к понижению

В минорном ладу I ступень, хотя она и является основным звуком тоники, следует интонировать высоко. III ступень – низко. IV ступень при движении к ней с низу (от третьей ступени) интонируется высоко, а при движении сверху (от пятой ступени) – низко. V ступень являющуюся третьей ступенью параллельного мажора, нужно интонировать высоко. VI ступень мелодического – высоко. VII ступень натурального минора следует интонировать низко, а ту же ступень мелодического и гармонического минора – высоко.

Любая альтерация, изменяющая высоту той или иной ступени натурального лада (мажора или минора) вызывает к жизни соответствующий способ интонирования: альтерация, повышающая звук, требует обострения интонации, а альтерация, понижающая звук, - некоторого её понижения.

В основе стройного пения хоровой партии лежит верное исполнение интервалов. Известно, что интервал – это расстояние (промежуток) между двумя звуками по высоте. Последовательно взятые звуки образуют мелодический интервал; взятые одновременно – гармонический интервал. Нижний звук интервала обычно называют его основанием, а верхний – вершиной.

В темперированном строе все одноимённые интервалы равны между собой. Другое дело в пении и игре на инструментах без фиксированной высоты звука. Здесь величина интервала обычно меняется в пределах зоны в зависимости от ладового значения входящих в интервал звуков. С этим связаны некоторые особенности интонирования различных интервалов, которые хормейстеру следует знать.

Чистые интервалы исполняются устойчиво. Это относится к приме, кварте, квинте и октаве. Большие и увеличенные интервалы следует интонировать с тенденцией к одностороннему или двустороннему расширению, а малые и уменьшённые – с тенденцией к одностороннему или двустороннему сужению. При исполнении большого интервала вверх нужно стремиться его вершину интонировать с тенденцией к повышению, а при исполнении большого интервала вниз – с тенденцией к понижению. При исполнении малого интервала вверх, напротив, вершину следует интонировать возможно ниже, а при исполнении такого же интервала вниз – выше. Увеличенные интервалы интонируются очень широко: нижний звук исполняется низко, а верхний – высоко. Уменьшённые – тесно: нижний звук поётся высоко, а верхний – низко. Отдельную область в интонировании интервалов составляет чистое пение больших секунд вверх и малых – вниз. У.О. Авранек говорил: “Научите хор петь чисто малую секунду вниз и большую вверх, и хор будет петь стройно”. В произведении В. Гаврилина “Зима” из вокального цикла “Времена года” мелодия в основном состоит из больших и малых секунд. Приложение №3

Работа над песней – не скучная зубрёжка и не механическое подражание преподавателю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Преподаватель доводит до сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней нужно много работать. На занятиях хора необходимо ввести правило: когда учитель демонстрирует своим голосом образец исполнения, ученики должны смотреть, слушать и мысленно петь одновременно с ним. Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, развивает творческое воображение, которое необходимо для большей выразительности. Таким образом, слуховое внимание делается направленным и далее интонация становиться более точной. Работа над строем в хоре начинается обычно уже на первой стадии пропевания (разучивания) произведения. В это время не следует пропускать ошибок в интонировании потому, что незамеченные ошибки при повторении “впеваются” и в последствии трудно поддаются исправлению.

Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию: 1) разогревания и настройки голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе. 2) развития вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.

Для работы голосового аппарата в нефальцетном регистре диапазона голоса, т. е. грудном использую попевки из четвёртого и шестого цикла фонопедического метода по системе В.В. Емельянова. Диапазон попевок имеет свои запреты: не подниматься выше МИ БЕМОЛЬ первой октавы и самый низкий звук должен быть ЛЯ БЕМОЛЬ малой октавы. За основу музыкального материала берутся самые простые гаммообразные попевки восходящего и нисходящего движения трёхступенчатого и пятиступенчатого ходов. Представляем следующие упражнения: с использованием “вибрации губ” и гласной Ы, а также “штро-баса” и гласными А, Э. Ы, О. У.

“Штро-бас” в переводе с немецкого языка означает – соломенно – шуршащий бас. При выполнении этого элемента, образно представляется скрип двери. На скрипе голосовые связки вступают в работу не сразу, а постепенно. Выполняется это упражнение таким образом: открывается рот в позу “злая кошка”, язык высунут так, чтобы он лежал расслабленный на нижней губе, а гортань должна издавать звук, напоминающий скрип. Большинство случаев у детей во время скрипа слышится “э”. Нужно обратить на это внимание и каждый раз напоминать, что скрип должен выполняться с желанием произнести гласную “а”. В попевках во время скрипа отсутствует интонация и без паузы необходимо перевести его в гласный “А”. Язык должен находиться в исходном недвижимом и расслабленном положении. При выполнении упражнения будет заметно как формируется нейтральная гласная “А”. необходимо вслушиваться как происходит звучание гласных без языка и как формируется порог при переходе от “штро-баса” к гласной (а, о, у, э, ы).

Упражнения с использованием “вибрации губ” и гласной Ы в фальцетном регистре, начиная с ЛЯ БЕМОЛЯ первой октавы и выше без особых ограничений, выполняются также, как и в нефальцетном регистре. При переходе от вибрации губ к гласной Ы, рот должен очень быстро открываться в позу злой кошки. Переход без какой-либо остановки или паузы. Это очень важно во избежание нагрузки на голосовые связки ребёнка. Всё звучит в головном резонаторе.

При распевании хора хормейстера используют многочисленные распевки мелодического склада с применением гласных слогов, словосочетаний, отрывков из текстов песен. Исполняются распевки на различные музыкальные штрихи: legato, staccato, non legato (нон-легато – не связанно). Главный вид звуковедения на начальном этапе – кантилена, то есть плавное, связное, непрерывное, свободно льющееся звучание. Даже выбирая репертуар для младшего хора, нужно в большей степени обращать внимание на произведения кантиленного характера для устранения речевой манеры звука при пении детей. Приведу несколько примеров мелодических распевок.

Во втором полугодии учебного процесса и в дальнейшей работе развития у детей гармонического слуха можно постепенно вводить и гармонические распевки. Например: дети вначале поют один звук на гласную “у” и от этого звука впоследствии выстраивают интервалы. Перед этим хор условно нужно разделить на две группы.

Большое значение для развития гармонического слуха на начальном этапе имеет пение канонов. Слово “канон” переводиться с греческого языка как “правило, порядок” и имеет множество значений. Музыкальный канон – это песня, созданная и исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочерёдно, как бы с опозданием, с отставанием. Прелесть и своеобразие канона составляет и его окончание, так как каждый из поющих, завершив мелодию, снова возвращается к её началу, что образует замкнутый круг. Мысль о бесконечном, круговом движении всего в мире характерна для многих древних культур. Именно эта идея, идея бесконечного возвращения к началу организует форму канона. Представление человека о мире, в котором всё подчинено законам круговорота, отразились в верованиях, укладе жизни, в танцах и песнях. Например. “Спой малышка”. В этом каноне небольшая фраза повторяется последовательно четыре раза, на разной высоте. Поэтому запомнить её и спеть совсем нетрудно. Этот канон можно петь много раз, возвращаясь снова к началу мелодии. Возможно исполнение канонической мелодии с аккомпанементом (гомофонно). Приложение №7

Текст канона “Жил дед на свете” (моравская нар. песня) повествует о флейте, но в мелодии слышны скорее интонации трубы или горна. Спеть такой канон непросто. Для начала можно построить канон между поющими и инструментом (например, роялем), у которого мелодия будет звучать октавой выше или ниже. Такое исполнение создаст новые краски контрапунктического музицирования. Русский перевод текста песни очень забавный. Он выдвигает дополнительные задачи, а именно: чёткость дикции и активность языка, то, что свойственно скороговорке.

Примерный репертуарный план

1. В.А. Моцарт “Весенняя”.

2. О. Фернхельст “Аве Мария”.

3. Й. Гайдн “ Мы дружим с музыкой”.

4. Н. Римский-Корсаков “Проводы зимы”.

5. В. Калинников “Журавель”, “Мишка”.

6. Ц. Кюи “Майский день”, Мыльные пузыри”.

7. А. Гречанинов “Про телёночка”.

8. А. Аренский “Расскажи, мотылёк”.

9. А. Лядов “Зайчик”, “Колыбельная”, “Забавная”.

10. А. Лядов “Зайчик”, “Колыбельная”, “Забавная”.

11. Русские народные песни: “Как у наших у ворот”, 2Как пошли ваши подружки”, “В сыром бору тропина”, “Ходила младёшенька”, “В хороводе ходили мы”.

12.Ф. Груббер “Ночь тихая”.

13. Народная песня “Божья мать”.

14. М. Малевич Песни из сборников о Рождестве и Пасхе.

15. В. Витлин “Дождинки”.

16. С. Дубинина “Козлёнок”, “Бычок”.

17. Ю. Чичков “Осень”.

18. С. Фадеев “Робин-Бобин”.

19. С. Смирнов “Самовар”.

20. С. Гаврилов “Зелёные ботинки”.

21. Е. Зарицкая “Музыкант”.

22. Н. Руссу-Козулина “Пирог”, “Добрая песенка”.

23. С. Баневич “Лети, мой корабль, лети”.

25. О. Хромушин “Маскарад”.

26. Б. Снетков “Чемпионка”.

27. В. Подвала. Песенки-загадки: “Сова”, “Белка”, “Дятел”, “Черепаха”.

Исходя из возможностей юных хористов, следует постепенно пробовать вводить простое двухголосие (на усмотрение хормейстера) – распевки, каноны, а также несложные произведения.

1. М. Глинка “Ты, соловушка, умолкни”.

2. А. Гречанинов “Маки, маковочки”

3. Ю. Литовко “Старые часы”.

4. М. Ройтерштейн “Матушка весна”. “Вечерины”.

5. М. Шыверёва “Зелёное лето”.

6. Е. Рушанский “Замечательное платье”.

7. Н. Карш “Песенка на крокодильском языке”, “ Ночная история”, “Рыбка”.

1. М. Ройтерштейн “Хоровые забавы”, “Ой, ладушки”, “Петушок”.

2. Каноны: “Во поле берёза стояла”, “В сыром бору тропина”, “Братец Яков”, Английская народная песня “Come Follow”, немецеая народная песня “Commt und last”.

3. Чешская народная песня “Белый голубь” (канон)

5. Ю. Литовко “Соловушка” и др. каноны.

6. Русская народная песня “Со вьюном я хожу” (обр. И Рогановой).

Учащиеся, занимающиеся в хоровом классе вначале своего обучения и в следующие годы, должны знать часто используемые термины и понятия, такие как: а cappella, S (сопрано), А (альт), T (тенор). В (бас). Solo, агогика, аккомпанемент, ансамбль, аннотация, артикуляция, вибрато, дикция, диапазон, динамика, дирижёр, дирижирование, диссонанс, дыхание, жанр, интервал, камертон, канон, кантилена, ключ, консонанс, кульминация, ладотональность, лад, метр, ритм, мелодия (голос, голосоведение), мимика, многоголосие, мутация, нюанс, полифония, распевание хора, регистр, резонаторы, репертуар, репетиция, секвенция, синкопа, сольфеджирование, строй, тембр, тесситура, tutti, унисон, форма музыкальная, форсирование звука, фразировка, хоровые партии и хоровая партитура (расшифровка и пояснение), цезура, цепное дыхание, штрих.

Заключение

Цель занятий хором – привить детям любовь к музыке, хоровому пению, формировать навыки коллективного музицирования. Необходимо научить детей правильному пению и приобщить их к прекрасному миру вокально – хоровой классики, народной музыки, современному композиторскому творчеству.

Создание в хоровом коллективе атмосферы творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела способствуют формированию личности ребёнка, помогают ему поверить в свои силы и содействуют раскрытию творческого потенциала.

В отношении сведений по физиологии дыхательного, голосового и слухового устройств:

1) сосредоточить внимание и волю на овладении дыханием, необходимости использовать моменты покоя и движения;

3) вырабатывать технику пения до мутации, учитывать признаки мутации и соблюдать гигиену детского голоса.

С точки зрения педагогической и психологической необходимо:

1) исследовать способ и диапазон восприятия музыкальных тонов, признаки музыкального слуха, одарённости и музыкальности;

2) методически развивать певческие способности и навыки хорового пения, учитывая особенности детского восприятия, развивая знания, чувства и волю детей, а также их психические свойства.

3) анализировать признаки амузии, устранять в ходе обучения недостатки в пении, применять основы дидактики и педагогики и технические средства.

В отношении навыков хорового пения надо:

1) развивать ритм и интонирование с раннего школьного возраста;

2) учитывать признаки музыкальной одарённости и музыкальности, с учётом общей одарённости;

3) систематически развивать технику пения и музыкальное воображение.

В целом – придерживаться требований общей дидактики и частно-дидактической системы, учитывать особенности детского хорового пения, добивать совершенства интерпретации.

Используемая литература

1. Ю.Б. Алиев. “Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика”.

2. Г.П. Стулова. “Теория и практика работы с детским хором”.

3. Н.Б. Гонтаренко. “Сольное пение”. Секреты вокального мастерства.

4. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. “Воспитание музыкой”.

5. В.А. Самарин. “Хороведение и хоровая аранжировка”.

6. В.В. Крюкова. “Музыкальная педагогика”.

7. К.Ф. Никольская-Береговская. “Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века”.

8. К. Плужников. “Механика пения”.