Open
Close

Презентация на тему прыжок толстого. Презентация на тему "Произведение "Прыжок" Л.Н

1.Познакомить учащихся с ещё одним произведением Л.Н.Толстого «Прыжок»; учить анализировать поступки героев. 2.Развивать устную связную речь, познавательные способности. 3.Познакомить с историей создания кораблей 4.Воспитывать нравственное отношение к окружающим людям.


Пересказ текста по плану. У берегов Африки. Долгожданная команда: «Купаться!» Соревнование юных пловцов в открытом море. Отец любуется сыном и подбадривает его. Появление морского чудовища. Визг испуганных мальчиков. Страх и отчаяние отца. Мгновенное решение. Спасение мальчиков. Крики радости.




Рассказ о кораблях. Ещё в глубокой древности человеку приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотиться или сократить путь передвижения. Для этого он использовал обыкновенное дерево. Потом человеку нужно было что – то перевезти, и он связал несколько деревьев вместе. Так получился первый плот. В каменном веке человек научился пользоваться орудием труда, и тогда при помощи камня он стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка. Но многие народы делали лодки из шкур животных


Первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме. В 5 веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами вёсел. Корабли с двумя рядами вёсел назывались бремами, с тремя – триремами.


Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В Vll веке в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40 – 50 метров, ширину 6 метров, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел имела две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся вплоть до ХVll – ХVlll веков.













Работа над содержанием. Как появилась на корабле обезьяна? Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? Как вы понимаете фразу «ещё больше расходилась»? Как можно сказать другими словами? Найдите в тексе и зачитайте, что обезьяна сделала со шляпой? Как повёл себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы? Зачитайте. Как дальше разворачивались события?


Как вы понимаете фразу «мальчик раззадорился»? Как можно сказать другими словами? Обратите внимание, какие глаголы употребил автор, характеризуя действия мальчика? О чём ему это говорит? Почему мальчик залез на мачту корабля? Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Прочитайте. Что сделал капитан для спасения мальчика Как вы думаете, почему капитан заплакал? В каком эпизоде вы переживали за мальчика? Как бы вы поступили, если бы вы оказались на месте мальчика? Какой совет вы бы дали мальчику?


Работа по группам с пословицами. Задание: Прочитайте пословицы, предложенные в карточке, и скажите, какие из них можно отнести к рассказам Л.Н.Толстого. Назовите этот рассказ. 1)Будь храбр по уму и по сердцу. 2)Гордится отец, что у него сын - храбрец. 3)Одним умением, без привычки, хорошо не сделаешь. 4)Кому потеха, а мне не до смеха. 5)Где смекнёт боец, там врагу конец.





Слайд 2

Толстой, Лев Николаевич - великий писатель 19 века - золотого века русской литературы. Родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии 09.09.1829 г., умер 20.11.1910 г. в возрасте 82 лет. Граф, принадлежал знатному богатому роду. Был в родственных связях с князьями Трубецкими, Голицыными и другими аристократами. По материнской линии состоял в родстве с А.С.Пушкиным. В молодости Толстой прошел военную службу на Кавказе, участвовал в героической обороне Севастополя. После отставки много путешествовал по Европе. Насыщенная событиями и впечатлениями жизнь в дальнейшем помогла одаренному художнику слова сотворить истинные литературные шедевры. www.сайт

Слайд 3

Жанр произведения - рассказ. В отличие от сказки - выдуманного фантастического произведения, рассказ - это быль, правдивая история.. www.сайт

Слайд 4

Герои рассказа Л.Н.Толстого "Прыжок" - матросы (народ на палубе), мальчик, его отец - капитан корабля и обезьянка. www.сайт

Слайд 5

Краткое содержание - В спокойный теплый день на палубе корабля, возвращавшегося из кругосветного плавания, скучали матросы. Вдруг шустрая обезьянка забрала у 12-летнего мальчугана - сына капитана - шляпу и стала карабкаться с ней на мачту корабля. Раззадоренный насмешками матросов, мальчик бросился отбирать свою шляпу у обезьянки и в погоне за ней забрался на самый верх высоченной мачты. Матросы испугались, что мальчишка упадет с такой высоты и разобьется насмерть. Уже никто не смеялся. Вдруг из каюты вышел капитан. Сразу оценив всю серьезность ситуации, он закричал на сына:"Прыгай в воду или я застрелю тебя!" Мальчик спрыгнул в море. Матросы бросились в воду и спасли мальчика. www.сайт

Слайд 6

Вопросы по рассказу: Где разворачиваются события? (На корабле) Откуда возвращался корабль? (Из кругосветного плавания) Сколько лет было мальчику? (12) Кто был отец мальчика? (Капитан корабля) Почему мальчик бросился за обезьянкой? (Она забрала у него шляпу. Он пытался отобрать ее). Мальчик не испугался высоты. За обезьянкой он лез все выше и выше, не взирая на опасность. Что послужило причиной такого безрассудного поведения? Почему капитал заплакал после того, как его сына спасли? www.сайт

Слайд 8

Высота мачты - мачты на кораблях, которые в 19 в. могли совершать кругосветные путешествия, достигали высоты 25 м, т.е. 8-ми этажного дома. Палубы были сделаны из твердых, как камень, пород дерева. www.сайт

Слайд 9

Выводы - мальчику вовсе не было жаль своей шляпы. Ему стало неприятно оттого, что над ним смеются. Стараясь защитить свое достоинство, он совершил необдуманный поступок, который чуть не стоил ему жизни. Нельзя предавать такое значение насмешкам толпы. Надо иметь свое собственное мнение и не поддаваться сиюминутной обиде. Родители очень любят своих детей и всегда стараются защитить их от беды. www.сайт

Слайд 10

Кульминация - место особого напряжения событий в тексте. www.сайт

Слайд 11

Текст состоит из 3 частей: вступление - описание места, где разворачиваются события; завязка - обезьянка забирает у мальчика шляпу, все смеются, мальчишке обидно; кульминация - мальчик в погоне за обезьянкой забрался на самый верх мачты. ему угрожает смертельная опасность; развязка - капитан решительными действиями спасает сына. www.pptcloud.ru

Класс: 3

Цели урока:

  • Ознакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Прыжок”
  • Развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения
  • Развивать творческие способности детей
  • Обогащать словарный запас и способствовать развитию речи
  • Учить выполнять проектные задачи
  • Учить работать в группах
  • Учить умению преобразовывать художественные тексты от лица героя

Учебные материалы:

Учебник по литературному чтению, презентация к уроку, аудиозапись рассказа Л.Н.Толстого “Прыжок”, раздаточный материал для выполнения проектных задач, раздаточный материал для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

– С каким произведением мы работали на прошлом уроке? (С рассказом Л.Н.Толстого “Акула”).

III. Проверка домашнего задания:

  • – Что было задано на дом? (Пересказ этого произведения).
  • – Сегодня мы будем пересказывать, продолжая друг друга. Что бы наш рассказ получился более точным, можно следить по тексту произведения.

    1. – Какая же главная мысль, которую хотел сказать этим произведением Л.Н.Толстой? (Дети порой не чувствуют опасности и совершают необдуманные поступки, которые могут привести к большой беде. А взрослые очень любят своих детей, переживают за них и порой идут на большой риск, выручая их из беды.)

    IV. Введение в новую тему:

  • – Рассмотрите парусник к рассказу “Акула”. А теперь посмотрите на парусник на слайде. Слайд 2. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5–8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.
  • – Давайте попробуем почувствовать, как тяжело было матросам поднимать паруса к перекладинам на верху мачт. (Физминутка: дети встают и соответствующими движениями показывают, как поднимают наверх паруса).
  • – Сегодня мы будем знакомиться с новым произведением. Это рассказ Л.Н.Толстого “Прыжок”. Слайд 3. Действие рассказа разворачивается на корабле, который находится в открытом море. Это произведение тоже очень поучительное. Слушайте внимательно и думайте, что же хотел нам сказать автор.
  • V. Звучит аудиозапись рассказа Л.Н.Толстого “Прыжок”.

  • – Понравился вам рассказ?
  • Повторное чтение произведения сильными учениками.
  • VI. Работа над содержанием текста:

    (Ответы, по-возможности, цитировать из текста).

    – Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? Слайд 4. (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.)

    – Как понять выражение “ещё больше расходилась”? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т.д.).

    – Почему малыш залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.)

    – Как вела себя обезьяна? (Она ловко взбиралась всё выше и выше.)

    – Что она сделала в конце концов?

    – Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?

    – Когда все замерли от страха? Почему? Слайд 5.

    – Что заставило мальчика опомниться, глянуть вниз и зашататься?

    – Кто в этот момент вышел на палубу? Слайд 6. Что у него было в руках? Зачем?

    – Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?

    – Что сделал мальчик?

    – Как спасли мальчика?

    VII. Характеристика героев:

    – Случайно ли произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты или здесь сыграли роль какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему? Слайд 7. (Выбор детей). Слайд 8.

    –Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации?

    Слайд 9. (Подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

    – Какие чувства овладевали мальчиком? (Сначала не знал, смеяться ему или плакать, потом покраснел, бросился за обезьяной, его разобрал задор, очень раззадорился, потом от крика опомнился и зашатался.)

    – А что вы можете сказать о характере капитана, отца мальчика? (Сильный, находчивый, решительный, человек слова.)

    – Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.)

    VIII. Проектная работа:

  • – Сейчас вы разобьётесь на группы. Каждая группа получит карточку с проектной задачей. После обсуждения мы заслушаем ваши ответы.
  • Дети обсуждают варианты ответов и выбирают выступающего.
  • IX. Итог урока:

    – Какова же основная мысль рассказа “Прыжок”? Что им хотел сказать автор? Слайд 10.

    – Похожи ли эти два рассказа “Акула” и “Прыжок”? (Похожи местом действия – корабль на воде. Похожи настроением и переживаниями: вначале у всех хорошее настроение, потом тревога, волнение, страх, в конце облегчение, разрядка. И в одном и в другом произведении отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их. Им помогают сильные отцовские чувства. В их характерах смелость, умение действовать и не теряться.

    X. Рефлексия:

    – Понравился вам сегодняшний урок?

    – Понравилось ли вам произведение, с которым вы познакомились?

    – Что вы вынесли для себя из этого произведения?

    – Сколько баллов у вас получилось? Слайд 11.

    XI. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа “Прыжок”.

    Приложение

    Карточки с заданием для групп:

    Расскажите о произошедшем от лица матроса, который был на палубе по плану:

    • Что я увидел сначала и почему мне было смешно?
    • Что произошло потом и почему мне стало страшно?
    • Что сделал мой капитан?
    • Что я об этом думаю?

    Расскажите о произошедшем от лица мальчика по плану:

    • Что произошло и почему мне было обидно?
    • Что я сделал и почему я не думал о последствиях?
    • Когда мне стало страшно?
    • Почему я прыгнул в воду?
    • Что я об этом думаю?

    Расскажите о произошедшем от лица капитана по плану:

    • Что я увидел, когда вышел на палубу и почему мне стало страшно?
    • Что я предпринял?
    • Что я чувствовал, пока сын был под водой?
    • Почему я закричал и убежал в свою каюту?

    Карточка для рефлексии:

    Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат)

    1. Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
    2. Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
    3. Участвовал ли я в проектной работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
    4. Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
    5. Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.
    6. Итого я заработал: ______ балла(ов).

    «Урок Л.Н.Толстой» - И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Детские воспоминания. План. Л.Н.Толстой. Маленький Лева Толстой мечтает о «братстве людей». Тема урока: Полководец Кутузов. Счастливое детство Л.Н.Толстого. Эпоха Николая I. «Детство», «Отрочество», «Юность». Палочная дисциплина. Лев Николаевич Толстой.

    «Повесть Толстого Детство» - Николенька плохо помнил свою мать, как и сам писатель. Проблемный вопрос: Какой случай из жизни Николенька запомнил на всю жизнь? Проблемный вопрос: Повесть «Детство» Толстого автобиографична? Николенька до конца своей жизни запомнил случай со скатертью. Проблемный вопрос: Почему Николенька называет своих родителей на французский лад?

    «Годы жизни Толстой Л.Н.» - Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Единственное сохранившееся изображение. Алексей Львович Толстой (родился 31октября 1881 г, умер 18 января 1886г.) 12. 180 лет со дня рождения. В семье Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых родились тринадцать детей:

    «Севастопольские рассказы» - Введение. Содержание. 2. Подвиг человека на войне в романе Б. Васильева «В списках не значился». Образ русского офицера. 1. Русский офицер в представлении Л. Н. Толстого («Севастопольские рассказы» и «Война и мир»). Роман о подвиге главного героя, которому было всего 18 лет. Молодой, безусый лейтенант Плужников, полный желаний, заканчивает училище.

    «Жизнь и творчество Толстого» - Портрет И. Е. Репина. Л. Н. Толстой на пашне. И. Н. КРАМСКОЙ (1837-1887) Портрет писателя Л. Н. Толстого. 1873. Таблица «Жизнь есть увеличение своей души». Картина И. Репина. Н.А. Некрасов, редактор журнала «Современник». Могила Толстого. Л.Н. Толстой, начинающий писатель. Школа для крестьянских детей в Ясной Поляне. «Азбука».

    «Годы жизни Толстого» - У кучера дрожали руки и пот катился с лица. 1870 – 77 – «Анна Каренина» 1879 – 82 – «Исповедь». Писатель, общественный деятель, педагог (1860 – 1870). Получить некоторые познания в естественных науках. 11. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни (1849 – 1851). Толстой в Ясной Поляне. 1908. Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.

    Тема. Л.Н. Толстой "Прыжок"

    Цели:

      Продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого.

      Раскрыть психологический характер конфликта в рассказе.

      Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать.

      Формировать беглое, осознанное, выразительное чтение.

      Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, о богащать словарный запас и способствовать развитию речи.

      Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.

    Планируемые результаты:

    Предметные: продолжат учиться читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; прогнозируют содержание произведения; перечисляют произведения Л. Н. Толстого; понимают основной смысл прочитанного; находят необходимую информацию в произведении.

    Межпредметные.

    Познавательные : анализируют литературный текст с опорой на вопросы учителя, выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности, характеризуют поведение действующих лиц произведения;

    регулятивные: формулируют тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых заданий, читают в соответствии с поставленной задачей, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, оценивают свою работу на уроке;

    коммуникативные : осмысливают правила работы в группе (распределяют обязанности, договариваются о совместных действиях).

    Личностные : оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя, проявляют интерес к произведениям Л. Н. Толстого.

    Оборудование:

    Учебник « Литературное чтение», автор Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий

    Портрет писателя, его книги.

    Компьютер, проектор (презентация к уроку)

    Толковый словарь С. И. Ожегова.

    Ход урока.

    I Организационный момент.

      Эмоциональный настрой.

    Мы – умные! Мы дружные!

    Мы внимательные!

    Мы – старательные!

    Мы отлично учимся.

    Всё у нас получится!

      Мотивация к обучению.

    Учитель.

    Как вы понимаете смысл этого выражения?

    (Слайд 3)

    Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет.

    Человек, который никогда не читает, переживает только одну.

    Ученики .

    Когда человек читает, он все события и приключения переживает вместе с героями произведения. Читатель может путешествовать вместе с героями. Может представить себя на месте героя произведения, вместе с ним радоваться и огорчаться, и таким образом проживать его жизнь.

    ІІ. Проверка домашнего задания.

      Учитель:

    Свидетелями какой истории стали мы на предыдущем уроке?

    Ученики :

    Мы познакомились с рассказом Л. Н. Толстого «Акула».

      Вернисаж иллюстраций к рассказу Л. Н. Толстого «Акула». Учащиеся сопровождают свои рисунки пересказом эпизодов рассказа, к которым выполнены работы.

      Пересказ учащимися произведения Л. Н. Толстого «Акула».

    I ІІ .Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.

    Учитель:

    Извест е н ли вам человек, изображённ ы й на портрете ?(Слайд 4)

    Ученики:

    На портрете изображён Лев Николаевич Толстой.

    Учитель:

    Вспомните, что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?

    Ученики:

    Лев Толстой – известный русский писатель. Жил в имении «Ясная поляна». Писал и для взрослых и для детей. У себя в имении открыл школу для сельских детей и сам их обучал. Написал для детей много поучительных рассказов и басен, составил «Азбуку».Толстой путешествовал по морю и на основании своих наблюдений написал несколько рассказов.

    Учитель:

    Какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?

    Ученики. Л. Н. Толстой написал такие рассказы как «Филиппок», «Два товарища», «Галка и кувшин», «Белка и волк», «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка».

    Учитель.

    К каким произведениям вы видите иллюстрации? (Слайды 5, 6)

    Ученики .

    - «Акула», «Котёнок», «Косточка», «Лев и собачка»

    Учитель.

    Ученики.

    Сегодня мы познакомимся с произведением Л.Н. Толстого.

    Учитель.

    Из букв составьте слово. Это и будет название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Слайд 7)

    Ученики.

    Прыжок.

    Учитель.

    Объясните значение слова прыжок . Какими бывают прыжки?

    Ученики.

    Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом.

    IV . Физкультминутка .

    Раз, два, три, четыре, пять!
    Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

    Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

    Раз, два, три.

    Наклонился левый бок.

    Раз, два, три.

    А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

    И дотянемся до тучки.

    Вверх рука и вниз рука

    Вверх рука и вниз рука.

    Потянули их слегка.

    Быстро поменяли руки!

    Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

    Приседание с хлопками:

    Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

    Ноги, руки разминаем,

    Точно знаем - будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

    Крутим-вертим головой,

    Разминаем шею (Вращение головой вправо и влево.) Стой!

    V .Подготовительная работа к восприятию теста

      Речевая разминка . Работа над скороговоркой .(Слайд 8)

    (Чтение в разном темпе.)

    Вёз корабль карамель,
    наскочил корабль на мель,
    И матросы три недели
    карамель на мели ели.

      Работа над загадкой.

    В нём солёная вода.
    По воде плывут суда,
    Волны, ветер на просторе,
    Чайки кружатся над ….(морем)

      Составление пословиц, слов. ( Слайды 9, 10)

    Слова: парусник, палуба, капитан, матросы, мальчик, мачта, шляпа.

    Пословица. Море любит смелых да умелых.

      Предугадывание содержания произведения .

    Учитель.

    - Какой темой можно связать скороговорку, загадку, пословицы и образованные слова?Это подсказка. Где же будут происходить события в новом произведении?

    Ученики.

    Эти слова и пословицы связаны по смыслу с морем и кораблями. Значит события снова будут происходить на море. ( Слайд 11)

    Учитель.

    Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему. По названию и иллюстрациям определите, о чём пойдёт речь в рассказе? (Слайд 12)

    Ученики

    (Наверное мальчик плыл на корабле. Его шляпа попала на перекладину. Возможно её унёс ветер. Мальчик пытался её достать и ему пришлось прыгать.)

    VI . Изучение нового материала.

      Словарная работа . ( Слайд 13)

    Учитель.

    В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. Где можно найти объяснение значения непонятных слов?

    Ученики.

    Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре.

    Учитель.

    Какие из этих слов можете объяснить самостоятельно?

    Ученики.

    Слово быль обозначает те события, которые были на самом деле.

    Учитель.

    Найдите в словаре значение слов мачта , аршин , каюта, задор.

    (Работа со словарями)

    Ученики.

    ( Мачта - высокий столб для парусов на судне .Аршин - старинная мера длины, равная71см. Каюта - отдельное жилое помещение на корабле. Задор - горячность, азарт.)

    Учитель.

    Посмотрите на корабль. Это корабль – парусник.Палуба на этом корабле была из твёрдых, как камень пород дерева. Мачты - высокие столбы на судне возвышались над палубой на 15 – 25 метров, т.е. были высотой с 5-этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых крепятся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц

      Чтение рассказа учителем, комбинированное с чтением сильными учениками.

      Проверка первичного чтения .
      Учитель
      .

    Вам понравился рассказ?

    Кто герои произведения?

    Ученики.

    Мальчик, капитан, обезьяна.

    Учитель.
    - Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

    Ученики.

    - Когда мальчик бросил мачту и ступил на перекладину. Когда он опомнился, увидел как он высоко и зашатался. Когда капитан закричал, что бы мальчик прыгал, что он будет стрелять.

    Учитель.

    Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?

    Ученики делятся своими впечатлениями.

      Создание проблемной ситуации.

    Учитель.

    - Из-за чего мальчик совершил прыжок? Ученики высказывают свои предположения.

    Из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца, из-за того что испугался, и т. п.

      Чтение произведения учениками.

      Работа над содержанием произведения.

    Учитель.

    -- Главный герой рассказа - мальчик. Как мальчик оказался на корабле?

    Ученики.

    Мальчик – сын капитана корабля. Капитан взял сына с собой в плаванье.

    Учитель.

    А откуда на корабле была обезьяна?

    Ученики.

    Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.

    Учитель.

    Как понять выражение “ещё больше расходилась”?

    Ученики.

    Значит ещё больше корчилась, прыгала.

    Учитель.

    Почему мальчик залез на мачту корабля?

    Ученики .

    Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.

    Учитель.

    Как вначале реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?

    Ученики.

    Сначала люди смеялись, потом испугались.

    Учитель.

    Что заставило мальчика опомниться?

    Ученики.

    На палубе кто то громко охнул. Мальчик глянул вниз и испугался.

    Учитель.

    Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?

    Ученики.

    Капитан не растерялся, быстро оценил ситу ацию и крикнул : «В воду! прыгай сейчас в воду! Прыгай или застрелю!.. Раз, два …»

    Учитель.

    Как спасли мальчика?

    Ученики.

    Матросы прыгнули в море и подняли мальчика на корабль.

    7. Анализ произведения. Работа в группах.

    Учитель.

    Проследим за поведением людей на протяжении всего рассказа. Охарактеризуем их поведение.

    (Ребята делятся на три группы. Первая группа получает задание найти предложения, в которых говорится о поведении людей на палубе. Вторая группа –о поведении мальчика, третья –капитана. Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и анализируют поведение действующих лиц.

    1-я группа

    - Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти. Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросыне раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика.

    2-я группа:

    Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно, что над ним смеются, Мальчик не думал об опасности, которая ему угрожает. Он раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать.

    Мальчик – вспыльчивый, безрассудный, отважный, гордый , стремился отстоять своё достоинство . П оведение мальчика напрямую связано с поведением людей на палубе.: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана, а над ним все смеялись.

    Учитель.

    Что заставило мальчика прыгнуть?

    Ученики.

    Крик отца, следует учесть, что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно)

    3-я группа:

    - Отец не растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял, что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту.

    Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына.

    Учитель.

    Как вы думаете, почему капитан заплакал?

    Ученики.

    Он очень испугался за сына.

    8. Работа с пословицами.

    Учитель.

    Каждая группа выбирает из 3 пословиц те, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.(Слайд 14)

    1. Все, что делается на корабле, делается быстро (Матросы)

    2. Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля. (Капитан)

    3. Всякому своя честь дорога.(Мальчик)

    VIII .Обобщение.

      Тестовое задания: . (Текст заданий распечатан для каждого ученика.)

    а) Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.

    Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор , стремление отстоять своёдостоинство , упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана

    б) Что заставило мальчика совершить прыжок? Правильный вариант подчеркнуть.

    Мальчику было жалко потерянной шляпы;
    - Он хотел посоревноваться в силе и ловкости с обезьяной.
    - Ему стало обидно из-за смеха матросов. Стремление отстоять свое достоинство

    (Проверка результатов

      Проверка выполнения тестовых заданий.

    3. Работа над заглавием рассказа. Учитель.

    Ученики.

    Мальчик мог разбиться об палубу.

    Учитель.
    - Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?

    Ученики.
    - Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.
    Учитель.

    Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына.

    IX . Рефлексия Учитель.

    Какое ваше отношение к герою?
    Ученики самостоятельно размышляют, дают личностную оценку характера мальчика.
    Учитель.

    Можно ли было избежать этой ситуации?

    Ученики.

    Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.

    Учитель.
    - Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он нас учит?
    Ученики.

    Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.

    X . Подведение итогов. Учитель.

    Над каким произведением мы сегодня работали и кто его автор?

    ученики.

    Ученики.

    Мы сегодня познакомились с рассказом Л. Н. Толстого "Прыжок".

    Учитель.
    - Над чем заставило нас задуматься это произведение?
    Ученики.

    Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение.

    Учитель.
    - Чтобы взял из рассказа каждый для себя? (Или: какие бы выводы вы сделали для себя?)
    - Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?
    (Ученики оценивают свою работу.)

    XI . Домашнее задание. (Слайд 15)

    Творческий задание.
    Перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана, мальчика или кого-нибудь из матросов (по выбору). Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.