Open
Close

Анализ произведения «Фауст» (Гёте). Фауст трагедия Иоганн гете фауст тестовые задания

Эстетические проблемы и смысл композиции драмы «Фауст».

Пролог на небе и сцена договора, создающие своего рода смысловую рамку не только первой, но и будущей второй части, появились в процессе работы над первой частью. В прологе Господь и Мефистофель спорят о предназначении человека и о границах человеч духа: М утверждает, что человек по природе зол и что его можно удовлетворить примитивными животными наслаждениями, Г же верит в безграничность исканий и смутных стремлений, которые, вопреки всем заблуждениям, выведут доброго человека на истинный путь. Ставкой в этом споре избран Фауст. Уже в этой сцене ясно выступает стилистич многоголосье, пронизывающее весь поэтич строй трагедии:высок библейск стиль(хор ангелов) чередуется с непринужденно разговорными, фамильяр речами Мефистофеля. Точно так же в первом монологе Фауста разговорн стих внезапно переходит в высокую патетику ямбич строк, а бытовые сцены, сниженные до грани непристойности, сменяютя глубоко лирич песнями Маргариты и философск раздумьями Фауста. Особ место в первой части занимают «Посвящение» и «Театральное вступление», которыми начинается трагедия. «Посв»-проникновенное лирич стих-е, в кот звучит и скорбное воспоминание о молодости и ушедших друзьях, и раздумье о судьбе будущего творения. В сознинии поэта сплавлены прошлое и настоящее, лично пережитое и созданный им худож мир. «Театрал вступ»-беседа Директора театра, Поэта и Комика о задачах театрал зрелища, миссии иск-ва и худож-ка, которую каждый толкует по-своему.В афористически сжатых стиха Г формулирует свои теоретич идеи об организующей и преобразующей роли иск-ва.Вторая часть трагедии пронизана символикой, аллегориями, мифологич образами и ассоциациями.Фантастич элемент резко усиливается и становится господствующим. «Малому миру» земных человеч отношений первой части приходит на смену «большой мир»:история(антич и средневек) и космический охват природы.Во второй ч снимается проблема эмпирич мотивированности. Во второй части каждый акт-самостоят пьеса. Во второй ч-классич драматургия:введение хора, за пределами действия-эпос.Вообще жанр-драма для чтения, сам автор обозначил-трагедия. 2 вальпургиевых ночи:средневековая и античная. Средневек вальпург ночь – соблазн, которому человек не может не поддаться(после того, как Гретхен убивает ребёнка, сам Ф убивает Валентина, брата Гр, и вынужден бежать). Антич вальп н-гармония(Сфинкс, Грифен-человек гармоничен с природой).«Ф»-отразил проблемы эпохи просвещения и надолго оплодотворил литературу и искусство послед времени.

«Фауст» — это произведение, заявившее о своем величии после смерти автора и не утихающее с тех самых пор. Словосочетание «Гете – Фауст» настолько на слуху, что даже не увлекающийся литературой человек слышал о нем, может, даже не подозревая, кто кого написал – то ли Гете Фауста, то ли Фауст Гете. Однако философская драма — не только бесценное наследие писателя, но и одно из ярчайших явлений эпохи Просвещения.

«Фауст» не только дарит читателю завораживающий сюжет, мистику, и таинственность, но и поднимает важнейшие философские вопросы. Гете писал это произведение на протяжении шестидесяти лет своей жизни, а опубликована пьеса была уже после смерти писателя. История создания произведения интересна не только долгим сроком его написания. Уже название трагедии непрозрачно намекает на жившего в XVI веке лекаря Иоганна Фауста, который в силу своих достоинств обзавелся завистниками. Доктору приписывали сверхъестественные способности, якобы он может даже воскрешать людей из мертвых. Автор меняет сюжет, дополняет пьесу героями и событиями и, словно по красной дорожке, торжественно входит в историю мирового искусства.

Суть произведения

Драма открывается посвящением, после следуют два пролога и две части. Продажа душу дьяволу – сюжет на все времена, кроме того, любопытного читателя ждет еще и путешествие во времени.

В театральном прологе начинается спор между директором, актером и поэтом, и у каждого из них, по сути, своя правда. Директор пытается разъяснить творцу, что нет смысла создавать великое произведение, так как большинство зрителей не способно оценить его по достоинству, на что поэт упорно и возмущенно отвечает несогласием – он считает, что для творческого человека в первую очередь важен не вкус толпы, а идея самого творчества.

Перевернув страницу, мы видим, что Гете отправил нас на небо, где завязывается новый спор, только уже между чертом Мефистофелем и Богом. По мнению представителя тьмы, человек не достоин никаких похвал, и Бог разрешает проверить силы любимого творения в лице трудолюбивого Фауста, чтобы доказать черту обратное.

Следующие две части – попытка Мефистофеля выиграть спор, а именно дьявольские искушения одно за другим пойдут в ход: алкоголь и веселье, молодость и любовь, богатство и власть. Любое желание без всяких препятствий, пока Фауст не найдет, что именно достойно жизни и счастья и равноценно душе, которую дьявол обычно забирает за свои услуги.

Жанр

Сам Гете назвал свое произведение трагедией, а литературоведы – драматической поэмой, о чем также трудно спорить, ведь глубина образов и сила лиризма «Фауста» необычайно высокого уровня. Жанровая природа книги склоняется и в сторону пьесы, хотя на сцене могут быть поставлены лишь отдельные эпизоды. В драме так же присутствуют эпическое начало, лирические и трагические мотивы, поэтому ее сложно отнести к определенному жанру, но не будет ошибочным утверждать, что великий труд Гете – философская трагедия, поэма и пьеса в одном лице.

Главные герои и их характеристика

  1. Фауст – главный герой трагедии Гете, выдающийся ученый и врач, познавший многие таинства наук, но все равно разочаровавшийся в жизни. Он не удовлетворен теми обрывочными и неполными сведениями, которыми владеет, и ему кажется, что уже ничего не поможет ему прийти к познанию высшего смысла бытия. Отчаявшийся персонаж даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье – то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта.
  2. «Частица силы, желавшей вечно зла, творившей лишь благое» — довольно противоречивый образ черта Мефистофеля. Средоточие злых сил, посланец ада, гений соблазна и антипод Фауста. Персонаж считает, что «достойно гибели все то, что существует», ведь он умеет манипулировать самым лучшим божественным творением через его многочисленные уязвимости, и все вроде бы указывает на то, как отрицательно читатель должен относиться к черту, но, черт возьми! Герой вызывает симпатию даже у Бога, что уж говорить о читающей публике. Гете создает не просто сатану, а остроумного, язвительного, проницательного и циничного трикстера, от которого так трудно отвести глаза.
  3. Из действующих лиц так же можно отдельно выделить Маргариту (Гретхен). Юная, скромная, верующая в Бога простолюдинка, возлюбленная Фауста. Земная простая девушка, заплатившая за спасение своей души собственной жизнью. Главный герой влюбляется в Маргариту, но она – не смысл его жизни.
  4. Темы

    Произведение, содержащее соглашение трудолюбивого человека и черта, иными словами – сделку с дьяволом, дарит читателю не только захватывающий, полный приключений сюжет, но и актуальные темы для размышления. Мефистофель испытывает главного героя, даруя ему абсолютно иную жизнь, и теперь «книжного червя» Фауста ждут веселье, любовь и богатство. В обмен на земное блаженство тот отдает Мефистофелю душу, которая после смерти должна отправиться в ад.

    1. Наиболее важная тема произведения – вечное противоборство добра и зла, где сторона зла, Мефистофель, пытается совратить доброго отчаявшегося Фауста.
    2. После посвящения затаилась и тема творчества в театральном прологе. Позицию каждого из спорящих можно понять, ведь директор думает о вкусе публики, которая платит деньги, актер – о наиболее выгодной роли, чтобы понравиться толпе, а поэт – о творчестве в целом. Нетрудно догадаться, как искусство понимает Гете и на чьей стороне он стоит.
    3. «Фауст» — настолько многогранное произведение, что здесь мы найдем даже тему эгоизма, которая не бросается в глаза, однако при обнаружении объясняет, почему персонаж не был удовлетворен знаниями. Герой просвещался лишь для себя, а не помогал народу, поэтому его накопленные годами сведения были бесполезны. Отсюда вытекает и тема относительности любого знания – то, что они непродуктивны без применения, разрешает вопрос, почему познание наук не привело Фауста к смыслу жизни.
    4. Легко проходя через соблазнение вином и весельем, Фауст и не догадывается, что следующее испытание дастся намного труднее, ведь ему предстоит предаться неземному чувству. Встречая юную Маргариту на страницах произведения и видя безумную страсть Фауста к ней, мы разглядываем тему любви. Девушка привлекает главного героя чистотой и безупречным чувством правды, кроме того, она догадывается о натуре Мефистофеля. Любовь персонажей влечет за собою несчастья, и в темнице Гретхен раскаивается за свои грехи. Следующая встреча влюбленных ожидается только на небесах, но в объятиях Маргариты Фауст не просил повременить мгновенье, в противном случае произведение завершилось бы без второй части.
    5. Присматриваясь к возлюбленной Фауста, отметим, что юная Гретхен вызывает симпатию у читателей, однако она виновна в смерти своей матери, которая не проснулась после сонного зелья. Так же по вине Маргариты умирают еще ее брат Валентин и внебрачный ребенок от Фауста, за что девушка оказывается в темнице. Она испытывает страдания от совершенных ею грехов. Фауст предлагает ей сбежать, но пленница просит его уйти, отдаваясь полностью своим мучениям и раскаянию. Так в трагедии поднимается еще одна тема – тема нравственного выбора. Гретхен предпочла смерть и Божий суд побегу с чертом, и тем самым спасла свою душу.
    6. Великое наследие Гете таит в себе и философские полемические моменты. Во второй части мы вновь заглянем в кабинет Фауста, где усердный Вагнер работает над экспериментом, создавая человека искусственным путем. Сам образ Гомункула – уникальный, прячущий разгадку в его жизни и поисках. Он томится по реальному существованию в реальном мире, хотя ему известно то, что еще не может осознать Фауст. Замысел Гете добавить в пьесу такого неоднозначного персонажа, как Гомункул, раскрывается в представлении энтелехии, духа, каким он вступает в жизнь до всякого опыта.
    7. Проблемы

      Итак, Фауст получает второй шанс провести свою жизнь, уже не сидя у себя в кабинете. Немыслимо, но любое желание может вмиг исполниться, героя окружают такие соблазны дьявола, перед которыми довольно трудно устоять обычному человеку. Возможно ли остаться собой, когда все подчинено твоей воле, — главная интрига такой ситуации. Проблематика произведения кроется именно в ответе на вопрос, реально ли устоять на позициях добродетели, когда все, чего ты только желаешь, сбывается? Гете ставит Фауста нам в пример, ведь персонаж не позволяет Мефистофелю полностью овладеть своим разумом, а по-прежнему ищет смысл жизни, то, ради чего мгновенье может действительно повременить. Стремившийся к истине, добрый врач не только не превращается в часть злого демона, своего искусителя, но и не теряет своих самых положительных качеств.

      1. Проблема поиска смысла жизни так же является актуальной в произведении Гете. Именно от кажущегося отсутствия истины Фауст и задумывается о самоубийстве, ведь его труды и достижения не принесли ему удовлетворения. Однако, проходя с Мефистофелем через все, что может стать целью жизни человека, герой все-таки познает истину. И так как произведение относится к , взгляд главного персонажа на окружающий мир совпадает с мировоззрением этой эпохи.
      2. Если внимательно присмотреться к главному герою, то можно заметить, что трагедия поначалу не выпускает его из собственного кабинета, да и сам он не особо пытается из него выходить. В этой важной детали скрывается проблема трусости. Изучая науки, Фауст, будто боясь самой жизни, прятался от нее за книгами. Поэтому явление Мефистофеля важно не только спором между Богом и сатаной, но и для самого испытуемого. Черт выводит талантливого врача на улицу, окунает его в реальный мир, полный загадок и приключений, таким образом, персонаж перестает прятаться в страницах учебников и живет заново, по-настоящему.
      3. Произведение так же представляет читателям отрицательный образ народа. Мефистофель еще в «Прологе на небе» говорит о том, что божье создание не ценит разум и ведет себя подобно скоту, поэтому он испытывает отвращение к людям. Господь в качестве обратного аргумента приводит Фауста, но с проблемой невежества толпы читатель все равно еще столкнется в кабачке, где собираются студенты. Мефистофель рассчитывает, что персонаж поддастся веселью, но тот, напротив, желает скорее удалиться.
      4. Пьеса выводит в свет довольно противоречивых героев, и Валентин, брат Маргариты, так же является отличным примером. Он заступается за честь своей сестры, когда влезает в драку с ее «ухажерами», вскоре умирает от шпаги Фауста. Произведение раскрывает проблему чести и бесчестия как раз на примере Валентина и его сестры. Достойный поступок брата вызывает уважение, но тут довольно двояко: ведь умирая, он проклинает Гретхен, таким образом, предает ее всеобщему позору.

      Смысл произведения

      После долгих совместных с Мефистофелем приключений Фауст все-таки обретает смысл существования, представляя себе процветающую страну и свободный народ. Как только герой понимает, что в постоянном труде и способности жить ради других кроется истина, он произносит заветные слова «Мгновенье! О, как прекрасно ты, повремени» и умирает. После смерти Фауста ангелы спасли его душу от злых сил, награждая его неутолимое желание просвещаться и стойкость перед соблазнами демона во имя достижения своей цели. Идея произведения скрывается не только в направлении души главного героя в рай после соглашения с Мефистофелем, но и в реплике Фауста: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Гете подчеркивает свою мысль тем, что благодаря преодолению преград ради пользы народа и саморазвитию Фауста, посланец ада проигрывает спор.

      Чему учит?

      Гете не только отражает идеалы просветительской эпохи в своем произведении, но и вдохновляет нас на раздумья о высоком предназначении человека. Фауст дает публике полезный урок: постоянное стремление к истине, познание наук и желание помогать народу спасают душу от ада даже после сделки с чертом. В реальном мире нет гарантии, что Мефистофель даст нам вдоволь поразвлечься прежде, чем мы осознаем великий смысл бытия, поэтому внимательный читатель должен мысленно пожать Фаусту руку, похвалив его за стойкость и поблагодарив за такую качественную подсказку.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Гете. Трагедия Фауст. Вопросы по произведению!! ! Помогите кто читал!!! и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
Ночь. Кабинет средневекового ученого.
В мрачной задумчивости сидит доктор Фауст. Отчаявшись разгадать тайны природы, найти смысл бытия, он решает умереть. Точно призыв любви, молодости и счастья, снаружи доносится веселая песнь девушек. Фауст смущен; чаша с ядом дрожит в его руке. Идёт ночь Святой Пасхи, Благовест спасает Фауста от самоубийства. "Я возвращён земле, благодаренье за это вам, святые песнопенья! "
Но вне себя проклинает он все земное, науку, бога, неспособных вернуть ему огонь и веру юности. В отчаянии Фауст взывает к злому духу. Перед ним мгновенно возникает Мефистофель. Он предлагает Фаусту золото, славу, власть. Но Фауст жаждет одной лишь прекрасной юности, способной возвратить любовь.
Бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его в любую бездну, веря, что чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель, как истинный дух отрицания, принимает спор, обещая заставить Фауста пресмыкаться и "жрать прах от башмака".
Грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного, возвышенного и низменного начинается.
Мефистофель, готовый выполнить любое его желание, вызывает видение Маргариты. Взамен он требует, чтобы после смерти Фауст всецело принадлежал ему. Условие подписано; Фауст принимает из рук Мефистофеля чашу с волшебным напитком.
Простые горожане и крестьяне пируют на площади. Появляется блистающий юностью и красотой Фауст и они теперь
кланяются ему и уступают дорогу.
Но и это искреннее признание не радует героя. Он не переоценивает собственных заслуг.
Его даже не привлекают кружащиеся в вихре вальса юные красавицы.
5-6.Испытывая в очередной раз горечь от непоправимости случившегося, Фауст восклицает: "Я мену предлагал со мной, а не насилье, не разбой. За глухоту к моим словам проклятье вам, проклятье вам! "
Он испытывает усталость. Он снова стар и чувствует, что жизнь опять подходит к концу. Но его ждёт ещё один удар- Фауст слепнет. Однако он различает стук лопат, движение, голоса. Им овладевает неистовая радость и энергия - он понимает, что заветная цель уже брезжит.
Незрячему Фаусту невдомёк, что Мефистофель сыграл с ним коварную штуку. Вокруг Фауста копошатся в земле не строители, а лемуры, злые духи. По указке дьявола они роют Фаусту могилу.
Герой между тем исполнен счастья. В душевном порыве он произносит последний свой монолог, где концентрирует обретённый на трагическом пути познания опыт. Теперь он понимает, что не власть, не богатство, не слава, даже не обладание самой прекрасной на земле женщиной дарует подлинно высший миг существования. Только общее деяние, одинаково нужное всем и осознанное каждым, может придать жизни высшую полноту.
Так протягивается смысловой мост к открытию, сделанному Фаустом ещё до встречи с Мефистофелем: "В начале было дело". Он понимает, что "лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил".

Эссе на тему « Вопросы Фауста» по произведению «Фауст» Гёте. Какой я бог! Я знаю облик свой. Я червь слепой, Я пасынок природы…(Гёте. «Фауст».) Почти каждый человек рано или поздно неотвратимо задаёт себе вопросы: «Могу ли я тягаться с судьбой? Подвластны ли мне её улыбка и гнев? Что есть счастье и свобода? Обязательно ли утешать себя будущим райским счастьем, отказывая себе в бурях страстей здесь, на Земле? Так ли страшен Божий гнев? Есть ли вообще сила, следящая за каждым нашим шагом?». Задумываясь об этом, мы пытаемся ответить на поставленные вопросы по- разному. Если обратиться к художественной литературе, героев, мучимых подобными вопросами, найти будет нетрудно. Это Гамлет, и Мцыри. Давным - давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»). Герой поэмы бросает вызов самому Богу. Быть иль не быть, Вот в чём вопрос. Смириться под ударами судьбы, Иль надо оказать сопротивленье И в смертной схватке с целым миром бед Покончить сними? (У.Шекспир «Гамлет»). Какие же вопросы бытия терзают Фауста? О чём задумался он. сидя в готической комнате со сводчатыми потолками? Он, учёный, стремящийся познать законы мироздания, «вселенной внутреннюю связь». Какое благородное занятие! Отчего же Фауст невесел? Назло своей хандре Ещё я в этой конуре… Героя волнует свой вопрос: постигаемы ли законы бытия простыми смертными? Он, многие науки изучивший, способен ли тягаться с богами?
Неслучайно Дух, пришедший на разговор с Фаустом, иронично называет того сверхчеловеком, потому что получает дерзкий ответ: Кто б ни был ты, я, Фауст, Не меньше значу! Фауст – очень смелый человек, его не страшат костры и распятия, грозящие людям пытливого ума. Однако насмешливые слова Духа ранят его глубоко. Решил я, что светлей, чем серафим, Сильней и полновластнее, чем гений, И уничтожен словом громовым. Необходимо доказать себе, что стремление к познанию сильнее страха! Фауст решается заглянуть за смертную черту. Мефистофель готов стать учителем и поводырём смельчака. Рухните своды Каменной кельи! С полной свободой Хлынь через щели Голубизна! Хоть герой колеблется, любопытство, стремление к невероятным эмоциям толкают его на сделку. Фаусту надоели проповеди о смирении души, однообразие жизни, мелкие страстишки людей. Его наполняют зовы плотских наслаждений. которые осуждаются. Он хочет познать в жизни всё. Я проклинаю мир явлений, Обманчивых, как слой румян. И обольщенье семьянина, Детей. Хозяйство и жену, И наши сны, наполовину Неисполнимые, кляну! Кляну терпение глупца. И Фауст продаёт душу лукавому, хотя в нём изначально живёт сомнение в том. что Мефистофель способен раскрыть перед ним все двери познания, страстей и наслаждений.
Словами Фауста Гёте говорит нам обо всех людских пороках, о власти денег, азарте карточных развлечений, о прелестях почёта и признания, о славе, о сладостях порочных любовных утех. КОТОРЫЕ БЫСТРО НАДОЕДАЮТ. В самом Фаусте живёт дух отрицания, достойный Мефистофеля. Тем не менее именно пороки - тот заветный плод, что так манит людей, и никогда их не насыщает… Он у меня пройдёт всю жизнь, все пытки, Всю грязь ничтожества, всю пустоту! Он будет пить - и вдоволь не напьётся, Он будет есть - и он не станет сыт…(Мефистофель о Фаусте). Мы смотрим вослед улетающему за лукавым Фаусту. Он выбрал свой путь познания, выбрал того, кто ответит на вопрос: « Я бог иль пасынок природы?» Но нет в душе успокоения. ибо путь, предстоящий герою, будет тяжёл.

ВОПРОСЫ ПО ТРАГЕДИИ И.В. ГЁТЕ «ФАУСТ»

  1. Какой деятельностью занимался в своей жизни И.В.Гёте? Где начался его творческий путь?
  1. Какие государственные обязанности выполнял И.В.Гёте?
  1. Чему посвятил себя И.В.Гёте, будучи в Италии?
  1. В чем состоит универсальность таланта И.В.Гёте?
  1. Из каких источников почерпнул Гёте сюжет «Фауста»?
  1. Каковы жанровые особенности «Фауста»?
  1. О чём спорят Мефистофель и Господь в «Прологе на небесах»? В чём заключается их пари?
  1. Кто такой Фауст? Почему в конце своей жизни он разочарован?
  1. Что останавливает Фауста от самоубийства?
  1. В какой момент в жизни Фауста появляется Мефистофель?
  1. Почему Мефистофель является антагонистом Фауста?
  1. Какой договор и ради чего заключает Фауст с Мефистофелем?
  1. Какие условия ставит перед Фаустом Мефистофель?
  1. Где Фауст знакомится с Маргаритой? Какие качества отличают эту женщину?
  1. Какова судьба Маргариты? Как Мефистофель губит её? Кто стал причиной её гибели?
  1. Как Фауст путешествует во времени? Что он пытается сделать для людей?
  1. Как утопические замыслы Фауста рушатся при столкновении с действительностью?
  1. Кто победил в споре – Мефистофель лил Фауст? Почему душа Фауста была спасена?
  1. Какова идея трагедии «Фауст»?

Карточка №1

Карточка №1

« Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» - драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел.

«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» - вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». (Н.Н. Вильмонт)

  1. Какова тема трагедии «Фауст»?
  2. Какое место занимает «Фауст» в творчестве И.В.Гёте?

Карточка №2

Карточка №2

«Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник.

В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». (А.А. Аникст)

  1. Как И.В.Гете переосмыслил народную легенду о Фаусте?
  2. Чем близок автору образ Фауста?
  3. В чем состоит глобальность замысла И.В.Гете?

Карточка №3

Карточка №3

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)

  1. Согласны ли вы с мнением А.А. Аникстом в том, что И.В.Гете наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.
  2. Какую мысль автора подчеркивает проигравший спор Мефистофель?

Карточка №4

Итог всего, что ум скопил.

Жизнь и свободу заслужил».

(И.Ф.Волков)

Карточка №4

« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил».

(И.Ф.Волков)

1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?

2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?

3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?

Карточка №4

« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил».

(И.Ф.Волков)

1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?

2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?

3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?

Карточка №4

« Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:

Вот мысль, которой весь я предан,

Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил».

(И.Ф.Волков)

1. В чем заключается высший смысл жизни для Фауста?

2. Что стремился познать Фауст? Достиг ли он своей цели?

3. Как вы думаете, заслужил ли Фауст жизнь и свободу?

Карточка №1

  1. Какова тема трагедии «Фауст»?
  2. Какие мечты и надежды выразил И.В.Гёте в своем творении?

Карточка №1

« Гёте начал работать над «Фаустом» с дерзновением гения. Сама тема «Фауста» - драма об истории человечества, о цели человеческой истории – была ему, во всем её объёме, ещё неясна; и всё же он брался за неё в расчёте на то, что на полпути история нагонит его замысел.

«Фауст» занимает совсем особое место в творчестве великого поэта. В нем мы вправе видеть идейный итог его (более чем шестидесятилетней) кипучей творческой деятельности. С неслыханной смелостью и с уверенной, мудрой осторожностью Гёте на протяжении всей своей жизни («Фауст» начат в 1772 году и закончен за год до смерти поэта, в 1831 году) вкладывал в это свое творение свои самые заветные мечты и светлые догадки. «Фауст» - вершина помыслов и чувствований великого немца. Всё лучшее, истинно живое в поэзии и универсальном мышлении Гёте здесь нашло свое наиболее полное выражение». (Н.Н. Вильмонт)

  1. Какова тема трагедии «Фауст»?
  2. Какое место занимает «Фауст» в творчестве И.В.Гёте?
  3. Какие мечты и надежды выразил И.В.Гёте в своем творении?

Карточка №2

Карточка №2

«Великая эпопея, созданная Гёте по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гёте удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гёте по духу и единомышленник.

В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего». (А.А. Аникст)

  1. Как И.В.Гете переосмыслил народную легенду о Фаусте?
  2. Чем близок автору образ Фауста?
  3. В чем состоит глобальность замысла И.В.Гете?

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)

  1. Согласны ли вы с мнением А.А. Аникстом в том, что И.В.Гете наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.
  2. Какую мысль автора подчеркивает проигравший спор Мефистофель?

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)

  1. Согласны ли вы с мнением А.А. Аникстом в том, что И.В.Гете наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.
  2. Какую мысль автора подчеркивает проигравший спор Мефистофель?

Карточка №3

« Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения». (А.А. Аникст)

  1. Согласны ли вы с мнением А.А. Аникстом в том, что И.В.Гете наделяет Мефистофеля «чертами прогрессивного, остроумного мыслителя»? Обоснуйте свой ответ.
  2. Какую мысль автора подчеркивает проигравший спор Мефистофель?

Карточка №5

  1. Пергаменты не утоляют жажды.
  1. Не трогайте далекой старины.
  1. Что трудности, когда мы сами

Себе мешаем и вредим!

Живейшие и лучшие мечты

  1. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

  1. Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются…

Карточка №5

Прочитайте афоризмы из «Фауста» И.В.Гете. Как вы их понимаете?

  1. Пергаменты не утоляют жажды.

Ключ мудрости не на страницах книг.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит их родник.

  1. Не трогайте далекой старины.

Нам не сломить её семи печатей.

  1. Что трудности, когда мы сами

Себе мешаем и вредим!

Мы побороть не в силах скуки серой,

Нам голод сердца большей частью чужд,

И мы считаем праздною химерой

Все, что превыше повседневных нужд.

Живейшие и лучшие мечты

В нас гибнут средь житейской суеты.

  1. Задумались ли вы в своей работе,

Кому предназначается ваш труд?

  1. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

  1. Суха, мой друг, теория везде,

А древо жизни пышно зеленеет.

  1. Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются…

Карточка №5

Прочитайте афоризмы из «Фауста» И.В.Гете. Как вы их понимаете?

  1. Пергаменты не утоляют жажды.

Ключ мудрости не на страницах книг.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,

В своей душе находит их родник.

  1. Не трогайте далекой старины.

Нам не сломить её семи печатей.

  1. Что трудности, когда мы сами

Себе мешаем и вредим!

Мы побороть не в силах скуки серой,

Нам голод сердца большей частью чужд,

И мы считаем праздною химерой

Все, что превыше повседневных нужд.

Живейшие и лучшие мечты

В нас гибнут средь житейской суеты.

  1. Задумались ли вы в своей работе,

Кому предназначается ваш труд?

  1. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

Жизнь и свободу заслужил.

  1. Суха, мой друг, теория везде,

А древо жизни пышно зеленеет.

  1. Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются…

Карточка №6

Карточка №6

«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.

С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». (Н.Н.Вильмонт)

  1. Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?
  2. Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?
  3. Какую роль И.В.Гете отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?

Карточка №6

«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.

С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». (Н.Н.Вильмонт)

  1. Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?
  2. Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?
  3. Какую роль И.В.Гете отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?

Карточка №6

«Образ Мефистофеля – образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля – соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре – о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако здесь он терпит неудачу – «дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.

С другой стороны, Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом он является движущим началом трагедии». (Н.Н.Вильмонт)

  1. Почему образ Мефистофеля является сложным и неоднозначным?
  2. Какова задача Мефистофеля, везде сопровождающего Фауста?
  3. Какую роль И.В.Гете отводит Мефистофелю в развитии сюжета драмы?

ПРАКТИКУМ

ПО ТРАГЕДИИ И.В.ГЁТЕ «ФАУСТ»

(ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ)