Open
Close

Кто такой Чичиков глазами человека XXI века. Сочинение на тему «Актуален ли образ Чичикова Возможно ли появление чичикова в современном мире

Характер Чичикова находится где-то между точным расчетом и преступлением. Этот человек необыкновенно приличной наружности ведет противозаконную деятельность. Чичиков, по большому счету, ворует деньги у опекунского совета - организации, призванной заниматься проблемами социально незащищенных граждан. Попади Чичиков в руки правосудия - и ему гарантированы каторжные работы и поражение в правах, то есть лишение дворянского звания. Следя за похождениями Чичикова, всегда нужно помнить об этом. На протяжении всех одиннадцати глав первого тома «Мертвых душ» Павел Иванович, что называется, «ходит под статьей». И только благодушие и всеобщая душевная спячка окружающих экономического преступника людей позволяют Чичикову на первый раз избежать наказания. Чичиков - отличный предприниматель. Он виртуозно совершает свои сделки, умеет подыскать ключик к каждому из деловых партнеров. Кроме того, Павел Иванович блестяще устраивает для себя административную поддержку, так называемую «крышу». В сферу его деятельности попадают многие из местных политиков. Продавцы мертвых душ отчасти понимают противозаконность этих торговых операций, однако соблазн получить деньги фактически ни за что делает их соучастниками Чичикова. Еще современники Гоголя замечали, что купля-продажа мертвых душ, согласно действовавшему тогда законодательству, была невозможна. Но время стерло эти несообразности, и мы не без удовольствия наблюдаем за деловой активностью Павла Ивановича. Наверное, многие из читателей могут позавидовать тем простым временам, когда обмануть государство было так просто - нужны лишь хорошая идея, немного денег и личное обаяние, которым Чичиков обладал в полной мере. Упомянув деловые и человеческие качества Павла Ивановича Чичикова, нельзя не остановиться на современности его характера. Современники Гоголя восприняли главного героя «Мертвых душ» с плохо скрываемым отвращением. Сегодня Чичиков выглядит как вполне симпатичный и достаточно безобидный жулик. Действительно, Павел Иванович не нанимал киллеров для убийства конкурентов, не покупал голоса депутатов Государственной думы, не торговал оружием и наркотиками, не развращал малолетних. Сегодня Чичиков, безусловно, добился бы определенных успехов в бизнесе, однако значительных высот ни за что бы не достиг. Вероятно, Павлу Ивановичу недостало бы цинизма и крайней жестокости, прославивших нынешних чиновников далеко за пределами СНГ. Говоря о характере Павла Ивановича, нельзя не сказать о том, что Гоголь намеревался сделать своего героя достойным человеком.

Чичиковы В Современном Мире

Казалось бы, как может произведение, написанное в XIX веке, отражаться на современной реальности, диктовать мораль и отмечать недостатки политического строя и общественной жизни в целом. Тем не менее, находятся произведения, авторы которых точно указывают на проблемы, которые были, есть и будут актуальны. Яркими примерами являются «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. В каждой из этих книг за сюжетом читается подоплека, серьезная или сатирическая.

Несомненным мастером сатиры был Николай Васильевич Гоголь. Взяв за героев обыкновенных людей, типичных для того времени, он помещает их в условия, где проявляются самые главные их недостатки. Так в «Ревизоре» он показывает, как высокопоставленные лица уездного города пресмыкаются перед «вышестоящими» чинами и не гнушаются взяточничеством. В «Мертвых душах» обличается помещичья жизнь, отмечается угасание хозяйства и исчезновение основных человеческих чувств у самих помещиков. Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин и, конечно, сам Павел Иванович Чичиков являются ярчайшими примерами тех самых «мертвых душ», о которых, пускай скрыто, пытается сказать нам автор.

Чичиков — человек, более чем на полтора века, а то и на два опередивший свое время, гость из будущего. Отличный предприниматель, он виртуозно совершает свои сделки, умеет подыскать ключ к каждому из деловых партнеров. Продавцы мертвых душ отчасти понимают противозаконность этих торговых операций, однако соблазн получить деньги фактически ни за что, делает их соучастниками преступления. И только благодушие и всеобщая душевная спячка окружающих людей позволяют Чичикову избежать наказания.

Является ли Чичиков героем того времени ил его образ переходит из поколения в поколение, из века в век? Думаю, что невозможно поспорить с тем, что этот человек, его образ мысли присущ многим людям, и в XXI веке они называются предпринимателями, банкирами, чиновниками, бюрократами, политиками. Любой бизнесмен, выстраивающий план своей работы, «имеющий мозги» - типичный Чичиков, потому что бизнес - это мыслительный процесс.

За пример можно взять акционерное общество «МММ» Сергея Мавроди, в которое вкладывали деньги миллионы людей, из которых складывалась финансовая пирамида. Гениальная задумка, прекрасно реализованная, особенно для тех, кто стоит на высшей ступени. При том, казалось бы, для низших слоев пирамиды должно было быть очевидным, что обогатиться они уже не смогут, а лишь приносят прибыль высшим слоям. Но человеческая жадность, не знающая пределов, толкает их на вложение денег. Вот прототип помещиков, которые, не разбираясь в деле, да и не пытаясь в него вникнуть, думают лишь о том, как получить большую выгоду. Что же касается Мавроди, то это настоящий Чичиков нашего времени, ловко обводящий вокруг пальца и заставляющий ему верить делец.

Сами мертвые души можно сравнить с денежными средствами, неподкрепленными драгоценными металлами - они не имеют никакой ценности и приводят к печальным последствиям, подобно ситуации, сложившейся в США.

Т аким образом, в мире стало выгодно быть не Коробочкой, не Собакевичем, а именно Чичиковым, который умело располагает к себе людей и пользуется их неосведомленностью. История, как известно, движется по спирали и все всегда повторяется. Время идет, а власть имущая верхушка, гнилая и никчемная, не меняется. В России "Чичиковщина" навсегда!


Создан 21 сен 2013

Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников города NN но и для читателя. Прошлое героя неизвестно (его биография дана не в начале повествования, а лишь в одиннадцатой главе), так же как неизвестны цели, его пребывания в городе NN. Кроме того, автор лишает Павла Ивановича своеобразия, запоминающихся черт, собственного «лица». На фоне ярких, предельно индивидуализированных образов помещиков фигура Чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. Отсутствие индивидуального начала обнаруживается и в речевом поведении героя - не имея собственного «лица», он не имеет и собственного «голоса». Именно безликость и бесцветность позволяют Чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют «интересы дела». Превосходный психолог и блестящий имитатор, он умеет с магическим артистизмом уподобиться своему собеседнику. Во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу. С Маниловым Павел Иванович приторно-любезен, высокопарен («...я немею пред законом») и льстив. С Коробочкой он покровительственно-ласков и патриархально-набожен («На все воля Божья, матушка...»), но держится с ней свободно, «не церемонится». Вместо цветистых фраз теперь из сто уст звучат просторечные, а иногда и грубые выражения («дело яйца выеденного не стоит», «да пропади и околей»). Общение с наглым и бесцеремонным Ноздревым для Чичикова мука, ведь Павел Иванович не терпит «фамильярного обращения» («...разве только если особа... слишком высокого звания»). Однако он и не думает прервать свой диалог с помещиком: тот богат, а значит, впереди перспектива выгодной сделки. Следуя своему испытанному методу, Чичиков всеми силами стремится уподобиться Ноздреву. Он обращается к нему на «ты», перенимает от него фамильярные манеры и хамский топ. Найти общий язык с Собакевичем Чичикову значительно проще - ведь обоих объединяет ревностное служение «копейке». Даже Плюшкина, давно утратившего связь с внешним миром и позабывшего элементарные нормы вежливости, смог расположить к себе Павел Иванович. Для этого помещика Чичиков играет роль непрактичного и великодушного болвана - «мотишки», готового себе в убыток избавить случайного знакомого от необходимости платить полати за умерших крестьян. Кто такой Чичиков? Что он за человек? Среди множества фантастических версий о Чичикове, выдвинутых чиновниками города NN. заслуживает особого внимания версия об антихристе. Антихрист новозаветного «Откровения» предшествует наступлению Страшного суда, появляется в конце времен. Почему же именно Чичиков становится у Гоголя знамением «последних времен», символом грядущей катастрофы? С точки зрения Гоголя, зло, олицетворенное в Чичикове («страсть к приобретению»), есть главное зло современности. Зло обыденное и ничтожное страшнее, чем литературно-величественное зло, показывает Гоголь. Гоголь хочет понять психологическую природу нового явления. Этому служит биография Чичикова, объясняющая генезис изображенного в поэме характера. Тусклое, грустное детство героя - без товарищей, без мечтаний, без родительской любви - многое предопределило в дальнейшей судьбе героя. Глубоко усвоив родительское наставление («...береги и копи копейку»), Павлуша Чичиков развивает в себе энергию, волю и упорство, с которым и устремляется к своей единственной в жизни цели -, богатству. Вначале его действия наивны и прямолинейны: Павлуша рабски угождает учителю и становится его любимцем. Повзрослев, Чичиков манипулирует людьми с гораздо большим искусством, по и результаты его усилий теперь более значительны. Пообещав жениться на дочери своего начальника, Чичиков добывает себе место повытчика. Служа на таможне, Павел Иванович убеждает начальство в своей неподкупности, а затем наживает огромное состояние па крупной партии контрабандного товара. Биография гоголевского «приобретателя» отмечена странной закономерностью: блестящие победы Чичикова всякий раз оборачиваются нулем. Процесс обогащения превращается в нечто самоценное, самодостаточное - ведь это всегда процесс без результата. В то же время биография Чичикова заставляет вспомнить о грешниках, которые преодолели свою греховность и впоследствии стали святыми подвижниками. Предполагалось, что в следующих томах поэмы произойдет пробуждение души героя и его духовное воскрешение. Автор говорил, что пороки времени, не случайно так сгущены и усилены в Чичикове - воскрешение «героя времени» должно стать началом воскрешения всего общества.

Читая произведение, мертвые души очень удивляет необыкновенно доброе отношение Николая Васильевича Гоголя к России и русским людям, -- с каким страданием и участием, с какой тревогой он пишет о своих героях!.. чичиков поэма гоголевский

Каково моё отношение к главному герою? Не знаю. Но точно не любовь. Я не люблю его, такие люди мне неинтересны; попросту противны. Ему не откажешь в некотором обаянии, но внутренний мир этого человека поистине ужасает своим убожеством и мелочностью.

У каждого из нас есть какие-то ориентиры, цели, к которым мы стремимся. Они определяют весь строй личности. Хорошая жизнь вот основная цель и ориентир главного героя. Хорошая, сытая и бездеятельная жизнь. Не отсюда ли и происходит это убожество сердца?

Какая интересная фамилия -- Чичиков. В ней есть что-то воробьиное. Какая то деловитость и суетная торопливость этой маленькой птички. Но к делу.

Давайте посмотрим на Павла Ивановича Чичикова поближе. Вот он совсем ещё маленький, Павлуша. «Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные -- бог ведает; лицом он на них не походил. Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесённое снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве. вечная пропись перед глазами: «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце» . Но в жизни всё меняется быстро и живо.». И точно: отец скоро исчезает, дав сыну блистательное напутствие: «. учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые тебя побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого.а больше всего береги и копи копейку - эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, и всё прошибёшь копейкой».

Предприниматель -- предприниматель душой и сердцем, таков он, наш герой! Талантов особых в нём не было, зато какой практический ум: снегирь из воска, пряники, дрессированная мышь. А школьный учитель! «Способности и дарования? Это всё вздор, . я смотрю только на поведенье» Как прочно усвоил Павлуша Чичиков его уроки, как умел польстить ему (а потом и многим другим), треух вовремя подать. И ничего в нём не шевельнётся, никакой даже неловкости он не чувствует. И вот вышел уже из школы молодой подлец. А дальше -- дальше блистательная карьера. Конечно, воровство, подлоги, приписки и прочее, и прочее; но как у нас-то без этого? Разумеется, были и обидные удары судьбы, но светила и сияла впереди заветная хорошая жизнь. И он не терял времени попусту, поднимался и снова хорошее место, снова взятки и приписки. Дурак тот, кто не умеет из копейки рубля сделать! Стал со временем Павел Иванович и осторожнее, и даже мудрее, и удары судьбы всё реже и реже приходились по нему. Вот он у ворот губернского города NN: красивая небольшая рессорная бричка, в ней господин средней руки: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод» Мы видим даже не человека, а его контур, нечто бесформенное, но готовое в любую минуту принять облик, нами представляемый.

При одном очень характерном условии: нужно быть начальством! Это человек лживый, я бы даже сказал, органически лживый; без сомнения, подлый; настоящий предатель (вспомним старого учителя). Виртуоз перевоплощения, сочетающий в себе потрясающую целеустремлённость и удивительное малодушие. Хочу попутно заметить, что П.И. Чичиков далеко не самый безобразный персонаж поэмы. Более того, он едва ли не лучший среди своих соотечественников. Ум господина Чичикова, с такой лёгкостью выстраивающий изящные и красивые комбинации, такой ум принадлежит человеку не просто талантливому, но гениальному. Разве есть в поэме кто-то ещё, кто мог бы сравниться с ним? Его тонкость позволяет ему легко становиться уважаемым в любом обществе; с ним, что называется, приятно иметь дело. Всех он очаровал, всем понравился.

Любопытно представить жизнь Павла Ивановича после того, как мечты превратятся в реальность. Вот жена, конечно, дочь «его высокопревосходительства»; не глупа и не умна, а так. Вот дочери, прелестные барышни, щебечущие по-французски. Вот обильный и щедрый обед. Вот и каменный дом, один из лучших в каком-нибудь городке. И балы, и приёмы, и карточные столы, и старые знакомые -- чиновники городка. Очень может быть, что дело будет происходить в Москве или Санкт-Петербурге, неважно. Так ли сильно отличается главный герой от современного ему светского общества? Нет, совсем не отличается. Разве что в молодости был он более настойчив: очень уж хотелось быть «человеком», как они.

Все описанные качества достойны самого глубокого уважения; но цель, которой они служат -- вот что вызывает сомнения. Я ничего не имею против дельцов. Эти люди, в отличие от многих других, счастливы. Они знают, чего хотят от жизни, у них есть четкие ориентиры. Рано или поздно, но они достигают желаемого. Они счастливы. Не будь Чичиков таким, каков он есть, никогда бы он не достиг той степени благосостояния, как теперь. Всё это понятно. Но вот ещё что возмущает меня: ведь Павел Иванович уверен, что делает не просто хорошее, а «богоугодное» (!) дело. То есть как бы ещё и о других болеет душой! И именно он, Чичиков, стал образцом и идеалом для рядового русского человека. Но я отвлёкся.

Итак, я не люблю главного героя. Почему? Да потому, что его не за что любить.

И ненавидеть тоже не за что. Он нейтрален, сер при всём своём незаурядном уме. Тут нет никакого противоречия с тем, что я говорил выше. Он лишен каких бы то ни было душевных переживаний -- это лишнее и к делу не относится.

Таковы мои взгляды; я постарался обосновать их. И на этом я хочу закончить своё сочинение.

Для всех остальных никаких сомнений: "Чичиков в сегодняшнем понимании был бы бизнесменом". "Павел Иванович - прадедушка наших дельцов". "Наше время просто переполнено Чичиковыми". "Чичиков олицетворяет современных бизнесменов, предпринимателей, которые, воспользовавшись беспорядком в стране, отсутствием малейшего контроля, стараются извлечь выгоды из всего, что встречается у них на пути". "А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, слава богу, немало... имения брошены, управляются как попало, подати уплачиваются с каждым годом труднее". Сославшись на это место "Мертвых душ", несколько девятиклассников написали, что и сегодня для нынешних Чичиковых время самое удобное, благоприятное. "Наше время очень похоже на время Николая Васильевича Гоголя: развал в государстве, политическая и экономическая неустроенность, бедность и нищета основных слоев государства". "Сейчас в нашей стране положение ничуть не лучше, чем во времена Чичикова. Пользуясь бедственным положением страны, Чичиковы наживаются за счет других людей, тем самым добивая государство". А потому наше время - это "время возвышения Чичиковых". "В наше смутное время такие люди, как Чичиков, должны процветать, они не теряют времени, наживаясь на других людях". Тем более, что "сейчас, когда мало ценятся способности и образованность, деньги делают многое". Вот почему "именно в наше время ценятся такие люди. Они умеют угодить и, самое главное, начальникам". "Они помнят все те же слова отца Чичикова: "А больше всего угождай учителям и начальникам. Если будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь, и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь". Один из основных мотивов, который звучит во многих работах девятиклассников, - Чичиков отражает и выражает не только время Гоголя, но и наше время. "Если поставить мысленно Чичикова в условия нынешние, то он не выделится среди таких же хозяев и дельцов, которые наводняют российский неокрепший рынок, получают прибыль путем перепродажи и не являются производительной силой". "Читая и размышляя о характере и поведении Чичикова, я ясно вижу невзгоды нашего времени: бесчисленные обманы, аферы, мошенничества и плутовства". "Чичиков сегодня мог бы провернуть такую аферу, что его махинации с мертвыми душами показались бы детским лепетом". Более того. По мысли многих десятиклассников, если Чичиков в гоголевское время был явлением новым, непривычным, то в наши дни он фигура обычная и привычная. "Я думаю, что Чичиков в какой-то мере является героем нашего времени". "В то время он вызывал у многих отвращение и недоверие, но сейчас его уважали бы и ценили". "Он живет ради денег, ради того, чтобы ощутить все радости жизни".

В гоголевских «Мертвых душах» (так же, как, к примеру, в «Ревизоре» или «Женитьбе») нет положительных персонажей. Однако главный герой произведения Павел Иванович Чичиков невольно вызывает симпатию у читателя. Поначалу не только характер, но даже внешний облик Павла Ивановича остается загадкой для читателя. Гоголь описывает его то ли толстым, то ли тонким, не красавцем, но и не дурным собой. Однако неукротимая энергия Чичикова не может не привлекать к нему внимание.

Правда, вскоре становится ясно, что энергия Павла Ивановича направлена на . Его цель – скупить за бесценок или получить мертвые души , которые до переписи еще числятся живыми. В дальнейшем Чичиков планирует заложить их в казну и в результате сделки получить немалые деньги.

Чичиков и 21-й век

Во времена Гоголя Чичиков, бесспорно, клеймился как однозначно отрицательный персонаж, идущий по пути порока и преступления. Однако людям 21 века становится ясно, что Павел Иванович – человек, опередивший свое время. Чтобы понять, насколько современен сегодня Чичиков, достаточно вспомнить многочисленные финансовые пирамиды, всевозможные , предлагающие неискушенным новичкам приобрести некую методику, с помощью которой они тут же начнут зарабатывать по несколько тысяч в день.

По сути, все это та же самая торговля пустотой, которой так активно занимается Чичиков. Торговля реальным товаром – дело слишком хлопотное. Однако и продавать «пустоту» не так-то просто. Как минимум, нужно придать ей эмоциональное наполнение, а для этого необходимо знание человеческой психологии.

Павел Иванович показывает себя великолепным психологом. Ему блестяще удается найти подход к каждому из жадных и довольно-таки хитрых помещиков, заставляя их действовать по придуманному им сценарию. При этом, смутно понимая, что предлагаемая им сделка незаконна и, возможно, носит криминальный характер, помещики не выдают Чичикова, а во всем идут ему навстречу. Гоголь ясно дает понять читателю, что за Чичиковым – будущее. В России не переведутся мошенники, пока есть те, кто поддерживает их деятельность, отвечая молчаливым согласием на их сомнительные начинания.

Людям 21 века Чичиков представляется либо вполне безобидным жуликом, либо и вовсе – талантливым предпринимателем. К сожалению, в наши дни быть Чичиковым становится все более выгодно.

В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей. Ф. Шиллер

Помните, как у Булгакова начинается произведение о Чичикове? «Диковинный сон… Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампада с надписью «Мертвые души»… А самым последним тронулся Павел Иванович Чичиков в знаменитой своей бричке…». Кто же едет в этой бричке? Да вконец обнаглевший Чичиков.

Милостивый государь, Николай Васильевич! Третьего дня получил Ваше письмо, в котором Вы со свойственным Вам изяществом в стиле изволили описать новые, доселе неизведанные перспективы нашего с Вами сотрудничества. Буду счастлив засвидетельствовать свое почтение и за чашкой кофию обсудить некоторые детали той работы, которая стала бы благом для нас обоих. Поделюсь с Вами своими наблюдениями за похождением героя Вашей поэмы. Был очень поражен тем, что до сих пор такие люди живут рядом с нами. Встречаются и в наше время, в нашем обществе современные чичиковы, ноздревы, плюшкины, коробочки. Современные ноздревы пересели в новые иномарки, а чичиковы владеют большими состояниями. Современные Чичиковы обманывают людей с помощью своей эрудиции, создают акционерные общества, финансовые пирамиды, не платят налоги, продают некачественные товары… Грянет ли гром? … И вот мы в зале суда. Что рассматривается на заседании суда? Можно ли найти в делах современного судопроизводства чичиковых, ноздревых, плюшкиных? Все перепуталось в наше время. …И вдруг слышу знакомое имя: «Сегодня слушается дело об акционерном обществе «Дай, дай, дай». На скамье подсудимых гражданин Павел Иванович Чичиков. Он обвиняется в сфере . Гражданин Чичиков зарегистрировал акционерное общество, цель которого – оказание помощи мертвым душам.

Однако он стал выпускать лицензии, не имея лицензии, стал заниматься незаконным бизнесом и лжепредпринимательством. Посмотрим, какие статьи были нарушены.

Ст. – мошенничество.

Ст. – присвоение чужого имущества.

Ст. – незаконный бизнес.

Ст. – уклонение от уплаты налогов.

Прокурор берет слово: «Полюбуйтесь, господа! Госбюджет трещит по швам, а мы не можем собрать налоги! И все из-за таких молодцов, как Чичи- ков! Следствием установлено, что Чичиков собрал с акционеров 200 миллионов рублей и не платил налоги. Чичиков! Вам понятно обвинение? Вам слово, Чичиков». Подсудимый: «Помилуйте, какие статьи? Мое акционерное общество «Дай, дай, дай» образовано из чистых помыслов, помочь ближним хотел.

Мои акционеры – это любезнейшие люди. Манилов – приятный человек. Плюшкин и Ноздрев – уважаемые люди… Просто я скупал мертвые души, чтобы помочь друзьям. Какое обогащение, господин прокурор?! Я всегда немею перед законом. Все деньги акционерного общества пустил в оборот, но вот оборот какой получился, запропастились куда-то деньги. Видит Бог, помыслы мои были чистые. Мне и ничего не надо, лишь бы моим акционерам было хорошо».

Прокурор: «Чичиков пытается разыграть простака. Лебезил перед начальством, втирался в доверие, обманывал, но все сходило с рук. Принимался за новое предприятие. В огромных количествах, по сведениям прокуратуры, он завладел товарами, служа на таможне, и продавал за рубежом под видом гуманитарной помощи без таможенных пошлин. Далее вошел в строительную кампанию, получил деньги на строительство, но потом увильнул от наказания, припрятал денежки, полученные нечестным путем.

Данные факты требуют сурового наказания». Председатель суда: «Прошу пригласить свидетелей. Свидетель Плюшкин». Плюшкин: «Думаю, что Чичиков – хороший человек. Записал меня в акционеры, я ему продал свой товар – мертвые души. Обещал 100% дохода, но обманул меня. Присудите ему в мою пользу штраф. Я рачительный хозяин, иногда налоги не плачу, так Чичиков долг не отдает». Слушаем еще одного свидетеля. Коробочка: «Не хотела ему денег давать. Да что делать? 100000% обещал. И денег жалко. Мне не верится, что он мне заплатил полную сумму. Вор он, Чичиков». Выступает Ноздрев: «Люблю я, конечно, денежки. Люблю погулять, да я сам иногда грешен. Я удивляюсь, почему его до сих пор не наказали». Слово берет адвокат Чичикова: «Чичиков – это святой человек, он явился из «царства мертвых душ» Задумал доброе дело, но не получилось из-за непредвиденных обстоятельств.

Виноваты обстоятельства, а не он. Чичиков – заслуживает снисхождения». Прокурор: «Я не могу согласиться с защитой. Последнее слово вам, господин Чичиков». Чичиков: «Любое решение приму как кару небесную, но не виновен, о других пекся, а не о себе». Огласили решение суда. Суд приговорил Чичикова к пожизненному заключению. Но тот написал кассационную жалобу. Общественность выступила с требованием защитить права невинного человека. У нас часто жалеют не тех, кто этого заслуживает. И Чичикова, судя по всему, амнистируют. Правозащитники этого требуют.

Интересно, преступление совершил Чичиков Гоголя, а судят чичиковых сегодняшнего дня. Что-то перепуталось… Какие преступления совершил гоголевский Чичиков? Мошенничество (скупка «мертвых душ»), чтобы стать собственником земли для ее продажи. Какие преступления совершает современный Чичиков? Их легко перечислить: а) незаконный бизнес; б) под видом гуманитарной помощи перевозка без оплаты таможенных пошлин; в) использование государственных денег; г) обман акционеров (мошенничество); д) брал кредиты у государства и не вернул их (присвоение государственного имущества). Казалось бы, должен отвечать, но чаще он избегает наказания. Хотя стоит вспомнить слова Ф. Шиллера: «В том и состоит пагубность дурного поступка, что он таит в себе зародыш новых мерзостей». А если они были впитаны с молоком матери.

Не остановится человек никогда, жаждущий наживы. Не зря говорят, что «кто раз украл яйцо, тот украдет и корову». Есть ли общие черты гоголевского и современного чичикова с точки зрения права. И гоголевский, и современный чичиков совершили преступление: мошенничество. А в чем между ними различие? Современный чичиков еще более опасный преступник. Он совершил ряд преступлений, нарушающих статьи, зная, что совершает преступление, стараясь обмануть государство и доверчивых людей. Какие нравственные черты присущи героям Гоголя, меняются ли они в призме современности? Что сохраняется? Что меняется? XIX век: алчность, жажда наживы, эгоизм, скупость, хитрость. XXI век: алчность, жажда наживы, эгоизм, скупость, хитрость. Все черты, присущие героям Гоголя, сохраняются в наши дни. Адвокат, защищая Чичикова, сказал: «В Чичикове есть недостатки и пороки русского человека. Мы все похожи на Чичикова». Что общего?

Хитрость, подлость, лицемерие, алчность, жадность, скопидомство – это все знакомо нам, и среди нас много людей, стремящихся словчить, обмануть, хотя не все стремятся встать на путь Чичикова. Хотя некоторые скрывают свое лицо под маской. Гоголь так глубоко исследовал человеческую психологию, верно уловил тенденции её развития под влиянием общественных условий, что его герои продолжают жить и поныне. Можно приговорить вышеперечисленных участников суда к вечному презрению за их образ жизни, духовное и нравственное уродство. Быть именам героев Гоголя нарицательными, обозначающими человеческие пороки, но не являются исключением, они – обычные, типичные для нашей среды. Перед нами предстали люди с их взглядами, мыслями, чувствами и поступками, в которых мы наблюдаем утрату человеческих начал, на что и обратил внимание Гоголь: «… один за другим у меня следуют герои, один пошлее другого». Есть замечательные слова у У. Кольриджа: «Будьте осторожны с теми, с кем вы связываетесь, … и не доверяйтесь людям, в чьих принципах вы не уверены». Но… годы намотали целый клубок горького опыта. Распутывая его, мы не должны запутаться вновь. Горький опыт, горький клубок – волшебный клубок. И он выведет нас на солнечную поляну. Остается только надеяться, больше ничего и не остается.

Бардаенко Н. П.,
учитель русского языка
и литературы
БОУ г. Омска «Гимназия № 43»