Open
Close

Главный герой севастопольских рассказов. Проблематика и идейно-художественное своеобразие «Севастопольских рассказов» Л.Н

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
Участие Толстого в Крымской войне. Создание писателем - непосредственным участником событий летописи героической обороны русскими войсками осажденного Севастополя. Его «Севастопольские рассказы» дают достоверную художественно-публицистическую картину обороны Севастополя. Толстой создает яркий документ, основанный на стремлении автора прежде всего «быть до малейших подробностей верным действительности» (Т. 73, с. 353), выразить свой взгляд на происходящие события.

Толстой дает точные детали кавказского офицерского и солдатского быта, детали обмундирования (традиция натуральной школы, физиологический очерк), живую разговорную речь, армейскую, преимущественно артиллерийскую, лексику, терминологию; географические и этнографические реалии подчеркивают документальную основу очерков.

Толстой-автор – сам непосредственный участник, очевидец событий. «Столько я переузнал, переиспытал, перечувствовал в этот год, что решительно не знаю, с чего начать описывать...», –
пишет Толстой через две недели после прибытия в Севастополь (Т. 59, с. 283). Он пишет по горячим следам, передает свои личные впечатления, наблюдения, рассказы очевидцев, набрасывает очерки, эскизы с натуры. Многие рассуждения Толстого почти дословно совпадают с дневниковыми записями, письмами того же времени.

Толстой воссоздает яркие художественно-публицистические картины войны и мира в героической обороне Севастополя4.

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ». 1854-1855.
Толстой пишет «Севастопольские рассказы» – три самостоятельных произведения, объединенных общей темой – воссоздание картины героической обороны Севастополя в 1854-55 гг.: «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».

«Севастополь в декабре» – первый очерк цикла «Севастопольских рассказов» – создан по свежим впечатлениям, полученным в осажденном городе в ноябре-декабре 1854 г. Толстой предлагал поместить рассказ в журнале «Современник», как и материалы, подготовленные для задуманного им, но не разрешенного цензурой журнала «Военный листок». Это фактически документальный биографический очерк, близкий к репортажу. А. В. Дружинин утверждал, что ни одна из воюющих сторон «не имела у себя хроникера осады, который мог бы соперничать с Толстым» («Библиотека для чтения», № 9).

Это яркая журналистская работа Толстого – военного корреспондента, мысли, наблюдения, оценки автора – участника событий, артиллериста, фейерверкера 4 класса, способного отличить визг пушечного ядра от свиста бомбы, пущенной из мортиры.

Молодой писатель, Толстой выступает здесь и как публицист. Документальный материал сочетается с художественными образными зарисовками. И везде дается прямая открытая авторская оценка событий, ставшая характерной чертой, присущей Толстому, обобщенный вывод из увиденного им. Присутствует и «журналистика факта», и наблюдательный взгляд исследователя, и заинтересованный собственный взгляд публициста на происходящее.

Публицистичность «Севастопольских рассказов» также проявляется в стремлении Толстого убедить читателя в том, что он увидел и понял, воздействовать на общественное мнение. Толстому нужна возможность обращения с печатным словом к массовому читателю, важна публичная журнальная трибуна. Отсюда и желание издавать свой военный журнал, и переговоры с редактором «Современника» о цензурных препонах при публикации его произведений.

Современники называли «Севастопольские рассказы» статьями: И. И. Панаев, замещавший редактора Н. А. Некрасова, обратился к Толстому с просьбой присылать в «Современник» «статьи вроде присланной», имея в виду «Севастополь в декабре». Из отзыва И. С. Тургенева: «Статья Толстого о Севастополе – чудо! <…> Статья Толстого произвела здесь фурор всеобщий».

Подступы к замыслу сделаны в конце 1854 г. Всего один день, проведенный в Севастополе, дал огромный материал и первоначальный набросок севастопольского очерка. Сразу же рождается набросок, Толстой пишет первую краткую редакцию очерка «Севастополь в декабре». Показывает не парадную сторону войны, а «в крови, страданиях, смерти».

«Севастополь в мае» – второй очерк о Севастопольской обороне, создан за несколько дней (с 18 по 26 июня). Толстым, переведенным на 4-й бастион, использован уже имеющийся «проспектус маленькой статьи». В основе сюжета – реальные события в ночь с 10 на 11 мая в Севастополе. Отсюда заглавие рассказа. Первоначально указывалось: «Ночь 10 мая».

В рассказе прозвучала известная мысль-кредо Толстого: «Герой же моей повести <...> правда».

Последовали цензурные мытарства. Из письма Н. А. Некрасова И. С. Тургеневу: «Толстой прислал статью о Севастополе – но эта статья исполнена такой трезвой и глубокой правды, что нечего и думать ее напечатать»; Некрасов – Толстому: «Возмутительное безобразие, в которое приведена Ваша статья, испортило во мне последнюю кровь».

«Севастополь в августе 1855 года» – очерк о последнем штурме Севастополя 27 августа 1855 г. и отступлении русской армии. Толстой командовал пятью батарейными орудиями. Он писал этот третий «Севастопольский рассказ» на основании собственных впечатлений, рассказов очевидцев и рапортов, присланных ему со всех бастионов для составления им по поручению штаба артиллерии генерала Н. А. Крыжановского «Донесения о последней бомбардировке и взятии Севастополя союзными войсками».

Этот день запомнился Толстому на всю жизнь: 28 августа – день его рождения. Толстой воспринял падение Севастополя как личную трагедию.

Герой рассказа Володя Козельцев вобрал в себя пережитое Толстым.

В ноябре 1855 г. в Петербурге продолжена работа над последним севастопольским рассказом. 12 января 1856 г. вышла из печати первая книжка «Современника» за 1856 г., где рассказ был опубликован и впервые подписан полным именем: «Граф Л. Н. Толстой». Рассказ напечатан с большим количеством цензурных пропусков и смягчений, выпущена целиком 5 глава. Его перепечатал (с большими извлечениями) «Русский инвалид» (№ 122), назвав рассказ Толстого «истинно превосходной статьей».

В 1856 г. «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» напечатаны в сборнике «Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», с некоторыми цензурными смягчениями.

Севастопольская летопись («Севастополь в декабре», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года»), своеобразный журнал в журнале – «Солдатский листок» Толстого в «Современнике» Некрасова5, получила высокие оценки в печати и современников в частной переписке.

Н. Г. Чернышевский видел в Толстом писателя, которого отличает «чистота нравственного чувства»; А. В. Дружинин говорил о публицистическом даровании Толстого. В Крыму, во время военных действий, как отмечал Дружинин, были представители всех крупнейших европейских газет и журналов, но ни один из них не написал ничего подобного. Некрасов призывал Толстого: «Статья написана мастерски, интерес ее для русского общества не подлежит сомнению... Пожалуйста, давайте нам побольше таких статей!».

В своем первом письме И. С. Тургенев писал Толстому: «Ваше орудие – перо, а не сабля...».

Возникший в июле 1855 г. замысел Толстого написать «Дневник офицера в Севастополе – различные стороны, фазы и моменты военной жизни» остался неосуществленным, как и «Отрывок из дневника штабс-капитана А. пехотного Л. Л. полка».

4 См. также: Предисловие Толстого к «Севастопольским воспоминаниям» А. И. Ершова (1889).
5 См.: Бабаев Э. Г. Высокий мир аудиторий. Лекции и статьи о русской литературе / Сост. Е. Э. Бабаева, И. В. Петровицкая / Под общ. ред. Т. Ф. Пирожковой. – М.: МедиаМир, 2008. С. 328.

«Севастопольские рассказы» - это цикл из трёх рассказов. Они были написаны великим писателем Львом Толстым. Каждый человек, который познакомился с произведениями, не остался равнодушным, так как каждый из трёх рассказов описывает оборону Севастополя. Они передают эмоции и переживания воюющих солдат. Найти отношение автора к боевым действиям, а именно к бессмысленности войны, можно в произведении «Севастополь в декабре месяце». Анализ рассказа поможет понять то, что хотел донести автор своему читателю.

«Севастопольские рассказы»

Нужно сказать, что достоверность и точность событий, происходящих во время обороны Севастополя, автору удалось передать читателю не только благодаря своему мастерству и таланту, но и тому, что автор «Севастопольских рассказов» находился в городе с 1854 по 1855 год. В течение почти 2 месяцев Толстой дежурил на батарее на Четвёртом бастионе, который тогда по праву считался самым опасным. Кроме того, автор участвовал в бою на Чёрной речке, а также в сражениях, происходящих во время последнего штурма Севастополя.

В 1855 в журнале «Современник» в виде статьи был опубликован рассказ «Севастополь в декабре месяце». поможет каждому читателю определить основную мысль и идею произведения.

Обзор города и жизни его обитателей

«Севастополь в декабре месяце» - это одно из произведений «Севастопольских рассказов», написанных Л. Толстым. Этот рассказ самый первый в цикле, и именно он знакомит читателей с сюжетом произведения.

Произведение «Севастополь в декабре месяце» начинается с обзора города. Скорее всего, он был основан на личных впечатлениях автора. Лев Толстой рассказывает читателю, что, несмотря на что в городе до сих пор идёт война, все его жители давно не обращают внимания на боевые действия. Все они заняты своими делами и проблемами, а взрывы их уже не пугают.

Никого из читателей не оставляют равнодушным события, описываемые в произведении «Севастополь в декабре». Анализ произведения сделать совсем несложно, так как читается оно на одном дыхании.

Рассказы офицеров и солдат об обороне Севастополя

Произведением, в котором наблюдаются эмоции солдат во время боя, является «Севастополь в декабре». Рассказ передаёт эмоции и переживания людей, которые гибли под пулями за свою родину.

Автор в начале рассказа «Севастополь в декабре месяце» рассказывает читателю, что раненые солдаты в больницах делились между собой событиями, происходящими на поле боя, а также рассказывали друг другу о том, кто и как потерял своё здоровье при обороне Севастополя. Стоит отметить, что врачи удаляют конечности солдатам с равнодушием, без всяких эмоций.

Толстой рассказывает в произведении «Севастополе в декабре месяца», что по пути на четвёртый бастион можно встретить всё меньше невоенных людей: чаще всего попадаются носилки с раненными солдатами, а также военные.

Офицер-артиллерист повествует, как во время штурма на батарее осталось всего лишь одно действующее оружие. Позже он поделился, что бомба попала прямо в матросскую землянку и убила 11 человек.

Эмоции и переживания главных героев

В конце рассказа «Севастополя в декабре месяце» речь идёт об эмоциях солдат во время боевых действий. Автор говорит, что когда ядро летит на солдата, у него возникает чувство страха и наслаждения: в подобной игре со смертью есть некая прелесть.

Все любители военной литературы просто обязаны прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце». Анализ произведения каждому поможет понять, о чём идёт речь в произведении. Оно раскрывает для своих читателей настоящую правду о том, как проходила оборона города, а также показывает эмоции и переживания главных героев.

«Севастополь в декабре месяце». Анализ произведения

Рассказ «Севастополь в декабре месяце» вызывает у читателя много разных эмоций. Сначала он может удивиться тому, насколько спокойно люди начинают относиться к войне. Однако, с другой стороны, читатель понимает, что в глубине души каждый солдат и простой житель боится за свою жизнь, но всё равно отважно сражается за свою родину. Автор заставляет читателя испытывать гордость за русский народ, который не сдавался ни в каких ситуациях, смело шёл вперёд и был уверен в собственной победе.

Гамму впечатлений и эмоций вызывает у читателей прочтение рассказа «Севастополь в декабре». Анализ этого произведения показывает читателю все основные события, происходящие во время обороны Севастополя.

Лев Толстой уделяет много внимания эмоциям и переживаниям военных: о чём они думают, чего боятся, чего ждут и как воспринимают окружающий их мир. Автор показывает читателю быт и привычки солдат. Толстой сумел передать оборону Севастополя читателю другими красками, открыть её по-новому. Прочитав рассказ «Севастополь в декабре», можно окунуться в жизнь, прочувствовать эмоции военных, а также раскрыть истории человеческих судеб.

Идея и основная мысль произведения

Нужно сказать, что произведение Толстого посвящено не столько событиям при обороне Севастополя, сколько раскрытию эмоций, душевных переживаний и страхов героев рассказа. Автор ушёл от привычного описания военных действий: героических образов солдат, а также восторженного чувства победы. Толстой изложил всю правду о войне, а также о её участниках.

Безусловно, никого не оставит равнодушным рассказ «Севастополь в декабре месяце». Отзывы о произведении это подтверждают.

«Севастопольские рассказы», анализ которых представлен в статье, делятся на следующие 3 части: «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в декабре месяце» и «Севастополь в мае».

Многие события обороны Севастополя в 1-й части видятся нам глазами поручика Козельцова, а также его младшего брата Володи». Оба брата в конце первой части погибают — старший Козельцов в геройской атаке, закончившейся нашей победой, а Володя на батарее, захваченной французами.

Во 2-й части меняется манера изложения. Рассказчик, alter ego самого автора, выдвигается теперь на первый план и является деятельным участником событий произведения.

Реально-бытовая деталь в традициях очерковой прозы 1840-х годов с особым вкусом «выписывается» Толстым. Вслед за рассказчиком читатель видит суету на набережной, военный госпиталь, расположившийся в бывшем Севастопольском собрании, трактир. Однако плодотворно и мотивированно используя литературную технику натуральной школы, Л.H. Толстой не делает описание быта самоценным, как в физиологических очерках У него это просто частности, которые играют свою роль в сложном, организованном глубокой и самостоятельной авторской мыслью художественном целом.

Читая описание пребывания рассказчика на четвертом бастионе, можно почувствовать, на каком реальном жизненном опыте автора основано и описание в «Войне и мире» действий батареи Тушина под Шенграбеном, и пребывания Пьера на батарее Раевского под Бородином. Настоящий героизм не терпит театральности и аффектов. Рассказчик встречает на батарее морского офицера. Во время разговора возобновляется артиллерийская дуэль, от близких разрывов неприятельских бомб гибнут люди Рассказчик отмечает странность собственных ощущений.

Нравственные уроки, невольно преподанные ему защитниками четвертого бастиона, не ведающими, что они герои, приводят его к «кульминационным» по своему значению размышлениям («Итак, вы видели защитников Севастополя…»). К этим словам необходимо добавить то, чего рассказчик нигде не говорит. Он сам защитник Севастополя, имеющий мужество забираться в самые горячие точки обороны, разделяя все опасности передовой линии со сражающимися на ней воинами.

В третьей части произведения "Севастопольские рассказы" опять действует вымышленное лицо — штабс-капитан Михайлов, отличающийся «робостью и ограниченным взглядом». Как и в первой части, автор соответственно этому переходит от документально-очерковой манеры повествования к инсценировкам, диалогам и иным приемам сюжетной художественной прозы. Много внимания уделено характеристике сословного расслоения офицерской среды, которое вопреки разуму и военной целесообразности сохраняется и в обстановке непрерывных боев (Михайлова мучит то, что он «аристократ» но отношению к одним, но некоторые особы — «аристократы» по отношению к нему). Во время сцены боя вводится зарисовка, напоминающая эпизод со смертельным ранением князя Андрея под Бородином — возле Михайлова и другого офицера, Праскухина, падает бомба; Михайлов бросается ничком на землю, уцелев (его легко ранит в голову), а Праскухин, оставшийся на ногах, погибает.

Третья часть произведения "Севастопольские рассказы" Толстого кончается эпизодом перемирия, когда враги, русские и французы, встречаются и беседуют под белыми флагами. В этом эпизоде мысль Толстого обретает интонации, снова напоминающие «Войну и мир», ее философско-исторические и морально-религиозные обертоны.

По своей сути Севастопольские рассказы являются военными репортажами, поэтому можно сказать, что Толстой был первым военным корреспондентом. В осажденном Севастополе и его окрестностях он находился в самый разгар крымской войны, с ноября 1854 г. по август 1855г.

За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», медалями «За защиту Севастополя 1854-1855» и «В память войны 1853-1856 гг.»

Севастополь в декабре месяце

Первый «Севастополь в декабре », в нем писатель передает свои первые севастопольские впечатления. В этом произведении Толстой впервые показал всей стране осажденный город без художественных прикрас и пафосных фраз, которыми сопровождались официальные в газетах и журналах того времени. В рассказе описывается будничная жизнь осажденного города, наполненная взрывами гранат, ударами ядер, мучениями раненных в переполненных госпиталях, тяжелым трудом защитников города, кровью, грязью и смертью. Первый рассказ севастопольского цикла Толстого является ключевым, в нем писатель рассказывает о общенациональном героизме обороняющих город. Здесь же он раскрывает понимание причин этого героизма: «Эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в , но лежащее в глубине души каждого, – любовь к Родине».

Севастополь в мае

Следующий рассказ данного цикла называется «Севастополь в мае», сюжетная линия и форма повествования второго рассказа во многом схожи с декабрьским. Но здесь уже четко видна новая фаза войны, не оправдавшей надежд писателя на единение . «Севастополь в мае» посвящен описанию поведения аристократической офицерской элиты, не выдерживающей тяжелого испытания войной. В кругу людей стоящих у власти главным стимулами поведения являются эгоизм и тщеславие, а не патриотизм. Ради наград и продвижения по карьерной лестнице они готовы бездумно жертвовать жизнями простых солдат. В майском рассказе впервые проявляется толстовская критика официальной государственной политики и идеологии, ставшая впоследствии характерной чертой творчества писателя.

«Севастополь в мае» был опубликован в изуродованном виде – его выправила цензура. И тем не менее общественность была потрясена.

Севастополь в августе 1855 года

Третий рассказ севастопольского цикла описывает самый страшный период осады города – август 855 года. В течении этого месяца город подвергался беспрерывным жесточайшим бомбардировкам, в конце августа Севастополь пал. Героями этого рассказа выступают не родовитые люди – представители мелкого и среднего , которые в ожидании последнего неприятельского штурма понимают и принимают точку зрения простых солдат и отрекаются от офицерской верхушки. Толстой описывает печальную участь осажденного Севастополя, подчеркивая, что сломить волю бесстрашных защитников города, неприятелю позволило только значительное превосходство в военной технике и материальных ресурсах. Город пал, но русский народ оставил его непобежденным духовно. Сам писатель вместе с товарищами по оружию плакал, покидая пылающий город. В конце последнего севастопольского рассказа отражены гнев, боль, скорбь о погибших героях, звучат врагам России и проклятия войне.

В 50-х годах XIX века «Современник» начал публиковать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого. Для читателей, с нетерпением ожидавших новостей о Крымской войне, эти очерки были необходимы, как свидетельство очевидца, как репортаж с места событий. И названия рассказов вполне соответствовали: «Севастополь в августе», «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае».

История сборника

Анализ «Севастопольских рассказов» показывает, что личное участие автора в обороне этого города позволили полно и объективно изобразить и происходящие события, и человеческие характеры. Толстой находился на службе, когда началась война Турции и России. Толстой получил разрешение перевестись в Севастополь. С ноября 1854 года по ноябрь 1855-го он находился в окрестностях Севастополя.

Попав в осажденный город, писатель был потрясен героизмом простого населения и солдат. Свой первый рассказ он начал писать под грохот орудий. Под гениальным пером мастера оборона оживает героическая защита Севастополя. Даже самый беглый анализ «Севастопольских рассказов» позволит отметить, что это не только художественное произведение, но и исторический документ, столь драгоценное для историков свидетельство участника.

Цель и основная тема

Как участник описываемых событий, автор пришел к мысли, что русский солдат, простой русский народ и есть та движущая сила, которая и порождает героический дух. Рассказчика повествования удивляет различие между искренностью простых солдат и тщеславием офицеров, «затеять сражение», убить сотню-другую человек, чтобы получить очередное звание или звездочку. К народной массе близки только лучшие из офицеров.

«Севастопольские рассказы» сыграли свою роль в формировании Толстого-писателя. Впервые в своем творчестве он отобразил русский народ, встающий на защиту своего отечества. Так в русской литературе было положено начало реалистичному изображению войны и психологии человека. Новый, честный, взгляд писателя на войну, лишенную ореола красивости, позволил и читателям увидеть за музыкой и барабанным боем, за красивым строем и гарцующими генералами, - боль, кровь, страдания и смерть.

Август в Севастополе

Продолжаем анализ «Севастопольских рассказов». Третий, последний в сборнике очерк «Севастополь в августе» - один из тех рассказов, который сохранит для будущих поколений характеристику войны, и одновременно останутся образцом литературного произведения по простоте и безыскусности языка, по художественной обработке, по умению приковать к себе взгляд читателя. Автор не прибегает ни к литературным изыскам, ни к интригам и романтическим изобретениям. Он просто пишет о повседневном быте защитников города, они не рискуют из хвастовства жизнью, но и не жалеют о ней в часы опасности.

Оторвемся ненадолго от анализа «Севастопольских рассказов» Толстого и ознакомимся с кратким содержанием последнего в цикле рассказа. Здесь речь идет о молодом офицере, только что «выпущенному из корпуса» Володе Козельцове. Все его мысли заняты только одним – он боится струсить. Так было и утром 27 августа, он думал о том, что чувство страха и опасности больше того, что он станет предателем. Умирать ему не хочется, так мало он еще видел в жизни. В последних числах августа он встретился с братом Михаилом, тот уже давно принадлежит к числу севастопольских защитников, но был в отпуске по ранению.

С ним Володя и приехал в Севастополь. Настроение у него не веселое, у него в голове вертятся мечты, что если брата убьют рядом с ним, то он немедленно кинется мстить за его смерть и умрет возле окровавленного брата. Мечты Володи сбудутся: брата ранят, и он умрет на перевязочном пункте, Володя погибнет на мортирной батарее. Рассказ оканчивается тем, как русские войска переходят через бухту на Северную сторону.


Декабрьский Севастополь

Продолжаем анализ произведения «Севастопольские рассказы». Ознакомимся с кратким содержанием первого в сборнике очерка - «Севастополь в декабре». Утренняя заря окрашивает не спеша небосклон над Сапун-горою. С бухты несет прохладой, изредка утреннюю тишину нарушают раскатистые выстрелы. В городе ведутся боевые действия, но жизнь идет своим чередом: торговцы продают булки и сбитень. Кажется, что все здесь суетятся, но это первое впечатление.

На самом деле большинство людей не обращают внимания ни на взрывы, ни на выстрелы. Только на бастионе можно увидеть защитников города, изумительные, незабываемые картины. В госпитале солдаты делятся впечатлениями. Раненные, ожидающие своей очереди, с ужасом наблюдают, как доктора ампутируют руки и ноги. Только здесь можно увидеть потрясающие душу зрелища, настоящую войну – кровь, боль, смерть.

Молоденький офицерик с четвертого, самого опасного бастиона, жалуется не на снаряды и бомбы, а на грязь. Это у него такая защитная реакция, он еще неопытен и ведет себя непринужденно. По пути на четвертый все реже встречаются гражданские лица, все чаще - носилки с ранеными. Офицер на бастионе ведет себя спокойно и вспоминает, как бомба попала в землянку и разом погибли одиннадцать человек. В лице, осанке защитников бастиона видны настоящие русские черты – простота и упрямство.

Продолжая анализ «Севастопольских рассказов» по главам необходимо отметить, что в этом рассказе особенно ясно просматривается стремление автора изобразить героизм русского народа и показать их убежденность в том, что Севастополь невозможно взять, невозможно поколебать силу русского народа.


«Севастополь в мае»

Этот рассказ занимает центральное место в сборнике. Прошло полгода после осады. Солдаты наблюдают друг за другом, дипломаты не могут договориться, а военными действиями разрешить конфликт еще сложнее.

Продолжим анализ кратким содержанием второго в цикле рассказа «Севастополь в мае». По городу прогуливается офицер Михайлов и вспоминает письмо своего приятеля. Он пишет, что его жена всегда читает обо всем, что происходит в Севастополе, и очень гордится им. Михайлову давно не хватало такого общения. Он всегда мечтал о высокой награде, и чтобы об этом писали газеты.

Незаметно Михайлов подошел к павильону с музыкой, хотел пообщаться с аристократами, но не решился. Он стремился к повышению, и общение с простым народом или солдатами его не устраивало. Офицер осмелился и подошел к ним. Они приняли хорошо и даже прогулялись с ним. Михайлов был счастлив.

Среди аристократов были те, кто не очень-то стремился под обстрел – Праскухин. Михайлов командует ротой на передовой, а Праскухина просят отнести приказ о перемещении. Когда батальон перемещается, офицеры стараются произвести впечатление друг на друга. Праскухина убивают, Михайлов ранен в голову, и от лазарета отказался, поскольку хочет отличиться. На следующий день аристократы прогуливаются по бульвару и рассказывают о своих героических подвигах. Объявляют перемирие. Русские солдаты и солдаты противника разговаривают друг с другом без злобы и ненависти. Но как только убирают белый флаг – все начинается снова.


Вывод

Толстой бескомпромиссно осуждает войну в «Севастопольских рассказах». Краткий анализ художественных особенностей этого цикла сводится к одному: автор не желает приукрашивать события, его цель – изобразить все так, как происходит на самом деле. Основная тема этого цикла - испытания духовной и нравственной силой нации. Война ломает привычный ход жизни, характеры и судьбы людей, но они не только остаются людьми в нечеловеческих условиях, но и способны на любовь к родине и героизм.