Open
Close

Как правильно анализировать произведения. Анализ художественного произведения на примере рассказа «Ионыч

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
План анализа прозаического произведения
1. Литературное направление, в котором создано произведение и его место среди произведений других авторов этого периода.
2. Жанр произведения.
З. Тема и идея (главная мысль).
4. Сюжет и композиция (главная сюжетная линия произведения и есть ли другие; построение произведения — деление на части, главы и пр.; время и место действия событий).
5. Основные персонажи.
6. Особенности языка писателя.
7. Оценка произведения литературной критикой.
8. Современное прочтение произведения и его значение.

Анализ рассказа А. Чехова «Ионыч»

Рассказ создан в соответствии с принципами реализма. Главный герой изображён в развитии. Тема рассказа: бездуховность общества.

Главная мысль заключается в том, что она убивает в людях благородные поры вы, губит любовь. Сюжет: подающий надежды земский врач Дмитрий Старцев из пылкого юноши превращается в жадного и крикливого Ионыча, слившегося с обывательской средой, в которую
попал. Особенность повествования — отсутствие авторских характеристик.

Читателю предложено делать выводы самостоятельно. Рассказ является предостережением: бездуховность превратит любого человека в Ионыча.

Этапы деградации доктора Старцева описаны автором. Он шёл пешком (своих лошадей у него ещё не было) и всё время пел (образ главного героя в начале повествования). У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке (через год). Ездит уже не на паре, а на тройке лошадей (через 4 года).

Ещё через несколько лет казалось, что едет не человек, а языческий бог. Интересы Старцева свелись к пересчёту денег по вечерам. Среда, которую он прежде презирал, приняла его — он стал Ионычем.

Для того чтобы выяснить основные моменты произведения, его необходимо тщательно проанализировать. К сожалению, не все знают, с чего следует начать эту работу. План анализа рассказа поможет структурировать мысли читателя и качественно раскрыть все аспекты произведения.

С чего начать?

Любой школьник сталкивался с задачей проанализировать текст. Как правило, на уроке литературы это произведение, включенное в школьную программу. Но что делать, когда подробный план анализа рассказа нужно выполнить самостоятельно? Стоит начать с постановки цели.

Если основной задачей является анализ эпизода в рассказе, тогда следует определить его роль в нем. Как правило, к изучению предлагается одна из важнейших сцен в произведении. Например, как проявил себя герой в том или ином случае, какие его черты раскрылись при этом.

Основные аспекты

Вы внимательно прочитали текст, теперь необходимо составить план анализа рассказа.

Начните с определения его темы. Обычно их в тексте несколько: темы дружбы, преданности, долга, любви. Необходимо выявить самые основные.

Теперь стоит перейти к описанию главных героев. Это не только внешний вид, который тоже немаловажен, но и основные черты характера персонажей. После переходим к роли героев в раскрытии проблематики рассказа. Их взаимоотношения также являются важным аспектом плана.

Второстепенные герои нередко играют важную роль в произведении. Литературный анализ рассказа должен включить и их описание и характеристику.

Композиция и ее составляющие

Далее переходим к структуре самого рассказа. Каждое произведение имеет индивидуальные особенности построения. Для начала определим пролог, то есть момент предварения основного действия. После перейдем к завязке и опишем момент начала конфликта или проблемы произведения.

Теперь необходимо выявить развитие действия в рассказе. Эта часть композиции обычно самая продолжительная. В ней мы увидим главных героев, их описание, основные события. А вот самый острый момент в рассказе называют кульминацией. Это событие, в котором раскрываются все тайны произведения, происходят самые напряженные действия. Теперь осталось лишь закончить анализ композиции развязкой. Это такой элемент, который снимает так называемое напряжение после кульминации, описывает, что стало с героями после произошедших событий.

План анализа рассказа

Заканчивая исследование произведения, осталось определить его художественное своеобразие. Следует указать творческую манеру любого писателя, которая отличает его от других авторов. Средства использованной художественной выразительности, найденные вами в тексте, сделают анализ более полным и глубоким. Не забудьте об эпитетах, олицетворениях, метафорах и других тропах.

После этого приступите к выводу, который будет включать в себя авторское отношение к проблеме, а также ваше собственное мнение и впечатление.

Перечислим основные пункты, которые содержит план анализа рассказа по литературе:

  1. Тема рассказа.
  2. Идея.
  3. Анализ главных героев.
  4. Второстепенные персонажи.
  5. Особенности композиции.
  6. Средства выразительности, использованные в тексте.
  7. Впечатление читателя.

Теперь вы легко проанализируете любой рассказ, используя нашу статью. Основные аспекты плана, представленные нами, помогут вам выполнить глубокую и качественную работу.

Материалы по теме:

  • План анализа художественного произведения
  • Как написать роман: с чего начать, придумать название, сюжет
  • Анализ и краткое содержание Что делать? (Чернышевский Н. Г.)
  • Как составлять план текста: супер-шпаргалка по русскому
  • Проблематика и анализ рассказа В. Шукшина «Срезал»
  • Тема произведения - это... Что такое тема в литературе
  • Как составить план сказки? Как составить план сказки Царевна-лягушка или Дюймовочка
  • Жанр рассказ: особенности, история развития, примеры. Рассказ - это жанр литературы? Признаки рассказа как жанра

Каждый из нас был когда-то школьником, и, пожалуй, каждый, при всей любви к такому прекрасному предмету, как литература, не очень-то любил копаться в тексте пытаясь выискать то, чего там, по сути, нет. Операция поиска скрытого смысла имеет прекрасное и очень интересное название - анализ литературного произведения. В данной статье мы популярно объясним, как его делать.

Прежде всего, для того, чтобы сделать нормальный анализ произведения, необходимо его прочитать. В идеале нужно прочесть полный вариант книги, однако если вы стеснены во времени и не горите желанием читать, подойдет и хрестоматия. Помните, что вашими лучшими друзьями во время чтения должны стать небольшой блокнот и карандаш, куда вы будете методично записывать все, что пригодится для анализа. А пригодиться может следующее.

Состав произведения - разбивка на главы, части или другие логические разделы. Важно понять, по какому принципу идет разделение - по хронологии, по логике сюжета, по месту действия или каким-то другим способом. Проводя анализ произведения, вы должны в первую очередь описать, из каких частей оно состоит.

Однако, разбивая произведение на отдельные логические разделы, не стоит забывать, что вы все же имеете дело с единым смысловым целым, сюжетные линии которого могут проходить через все повествование. Именно поэтому вам необходимо при переходе ко второму разделу такого вида работы, как анализ произведения, перечислить всех главных героев, после чего кратко описать сюжетную линию, касающуюся каждого из них. Это поможет быстро структурировать содержание произведения как для себя, так и для человека, который будет читать ваше исследование.

А дальше… Дальше начинается творчество! Не забывайте, что литература - дело свободное, и вы, по большому счету, вольны воспринимать содержание каждой прочитанной книги так, как посчитаете нужным. Опишите те чувства, которые вызвало у вас прочтение книги (однако если единственное чувство, которое у вас появилось - это чувство безнадежно утраченного времени, лучше не упоминайте об этом), однако при этом не забывайте, что ваша речь все равно должна быть логичной и согласовываться с тем, что вы написали в первых двух разделах. Сочетание строгой логики и полета фантазии - вот что представляет собой правильный анализ

Вам также необходимо обратить внимание на то, какие использует автор в своем творении. Да-да, придется вспоминать и пытаться выудить из памяти определения таких слов, как «эпитет», «метафора», «гипербола» и многих других. Без этого никак - если вы не упомянете о том, каким образом автор пытался воздействовать на сознание читателя, не объясните, каким образом он пытался заставить нас подумать о чем-то, что можно найти только между строк, то ваша работа - не анализ произведения, а лишь его пересказ. Согласитесь, что просто пересказ какой-либо книги, пусть даже очень детальный, не дотянет до полного анализа. А чтобы лучше уловить разницу между анализом и пересказом, советуем почитать образцы литературной критики.

И последнее. Чаще всего такую объемную работу, как анализ произведения, задают достаточно задолго до срока сдачи - как правило, речь идет о двух-трех неделях, отведенных на написание работы. Советуем не откладывать выполнения задания на последний день - как только вам задали анализ, сразу прочтите книгу и сделайте небольшие заметки, после чего несколько дней не возвращайтесь к произведению, а дайте ему «отлежаться» в сознании. Это поможет при последующем использовании текста произведения во время написания аналитической работы быстро в нем ориентироваться, а также составит целостное устоявшееся впечатление о прочитанном. Желаем вам удачного аналитического труда!

План работы над лирическим стихотворением

1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

(4, 5, 6, 7 - письменно.)

План анализа рассказа

1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?

2. Подумай, какой из трех типов текста здесь преобладает:

· повествование (рассказывает);

· описание (показывает);

· рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

8. В чем главная идея этого произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных.

10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

План анализа сказки

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышленно?

4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

План анализа басни

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?

Планы анализа художественных текстов различного типа

План рассказа о герое

    Расскажи о понравившемся герое (Мне понравился … Мне запомнился … Мне показался интересным… Я восхищаюсь…)

    Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

    Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

    Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

    Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.

    Назови героев других произведений, которые в чём-то схожи с этим персонажем.

    Подумай и скажи, в чём тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

    Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

    Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг.

План работы над лирическим стихотворением

    Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?

    Что послужило толчком для создания этого произведения?

    Какие строки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)?

    Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?

    Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.

    Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?

    Какие слова употребляются в переносном выражении?

    Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

    Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?

План анализа рассказа

    Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан? Что ты знаешь об авторе?

2. Какой из трёх типов текста здесь преобладает:

Повествование (рассказывает);

Описание (показывает);

Рассуждение (доказывает).

3. Вкратце передай сюжет (основные события рассказа).

4. Что является кульминацией (высшей точкой напряжения в

развитии действия) этого рассказа?

5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

8. В чём главная идея этого произведения? О чём нам предлагает задуматься автор?

9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы.

10. Как ты думаешь, как сложиться судьба героев в будущем?

План анализа басни

    Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней?

    Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

    Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.

    Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

    Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

    Перечисли основные черты характера главных героев басни.

    Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

    Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

    Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

    Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?

Словарь настроений

беспокойное

бодрое

боязливое

бурное весёлое возбуждённое

возмущенное

волшебное воспевающее

восторженное

высмеивающее

героическое

грустной радости

грустное

добродушное

добродушно-насмешливое

жуткое

загадочное

задиристое

заносчивое

звонкое

капризное

ликующее

любования

мечтательное

мрачное

насмешливое

нежное

нетерпеливое

обиженное

ожидание

печальное

поучительное

привередливое

прихотливое

прославляющее

радостной готовности

радостной грусти

радостное

робкое

светлое

сердитое

серьёзное

сказочное

скорбное

скрытное

смешное

солнечное

сонное

сосредоточенное

состояние готовности к подвигу

сочувствующее

спокойное

таинственное

тёплое

тихое

торжественное

тоскливое

тревожное

уютное

хвалебное

хвастливое

хмурое

шаловливое