Open
Close

Какая главная идея сказки черная курица. Анализ произведения «Чёрная курица

Сказка под названием «Черная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем А. Погорельским в 1829 году. Но произведение не потеряло своей актуальности и сегодня. Сказка будет интересна многим школьникам, а для некоторых может послужить настоящим источником жизненной мудрости.

Как создавалась книга

Многим школьникам пришлась по душе сказка «Черная курица, или Подземные жители». Отзывы об этой книге у читателей самые положительные. Однако не всем известно, с какой целью создавалась сказка изначально. Это произведение было подарком А. Толстому, которому Погорельский заменил отца. Алексей Толстой был родственником по отцовской линии великого русского писателя Льва Толстого . Известно, что со временем Алексей Николаевич также стал популярным сочинителем и даже поспособствовал созданию известного образа Козьмы Пруткова.

Однако это ожидало его лишь в будущем, а пока что отрок доставлял немало трудностей Погорельскому из-за того, что не хотел учиться. Именно поэтому Погорельский решил сочинить сказку, которая подвигла бы его воспитанника на труд в учебе . Со временем книга обретала все большую популярность, и уже каждый школьник мог составить о ней свой отзыв. «Черная курица, или Подземные жители» стала классикой для каждого учащегося. Возможно, поклонникам сказки будет интересно узнать о том, что фамилия Погорельский в действительности является псевдонимом. На самом деле писателя звали Алексей Алексеевич Перовский .

Главный герой сказки, место действия

Главный герой «Черной курицы, или Подземных жителей» - мальчик Алеша. Сказка начинается с повествования о главном герое. Мальчик учится в частном пансионе и нередко страдает от своего одиночества. Он мучим тоской по родителям, которые, заплатив деньги за обучение, живут своими заботами вдалеке от Петербурга. Пустоту в душе и общение с близкими людьми Алеше заменяют книги. Фантазия ребенка переносит его в дальние страны, где он воображает себя доблестным рыцарем. Других детей родители забирают на выходные и праздники. Но для Алеши единственной отрадой остаются книги. Место действия сказки, как было указано, - небольшой частный пансионат в Санкт-Петербурге, куда родители отправляют учиться детей. Заплатив деньги за обучение своего чада на несколько лет вперед , они, по сути, исчезают из его жизни полностью.

Начало повести

Главные герои «Черной курицы, или Подземных жителей» - это мальчик Алеша и Чернушка - персонаж, с которым Алеша знакомится на птичьем дворе. Именно там мальчик проводит значительную часть своего свободного времени. Ему очень нравится наблюдать за тем, как живут птицы. В особенности ему приглянулась курица Чернушка. Алеше кажется, что Чернушка безмолвно пытается ему что-то сказать и обладает осмысленным взглядом. Как-то раз Алеша просыпается от криков Чернушки и спасает курицу из рук кухарки. И этим поступком мальчик открывает для себя необычный, сказочный мир. Так начинается волшебная сказка «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского.

Знакомство с подземным миром

Ночью Чернушка приходит к мальчику и начинает разговаривать с ним человеческим голосом. Алеша очень удивился, однако решил отправиться вслед за Чернушкой в волшебный подземный мир, в котором живут маленькие люди. Король этого необычного народа предлагает Алеше любую награду за то, что тот сумел спасти от смерти их министра - Чернушку. Но Алеша ничего не смог выдумать лучше, чем попросить у короля волшебную способность - уметь правильно отвечать на любом уроке даже без подготовки. Королю подземных жителей не пришлась по душе такая идея, ведь она говорила о лености и нерадивости Алеши.

Мечта ленивого ученика

Однако слово есть слово, и ему пришлось выполнить свое обещание. Алеша получил особое конопляное зернышко , которое нужно было всегда носить с собой, чтобы отвечать на домашние задания. На прощание Алеше велено было никому не говорить о том, что он увидел в подземном царстве. Иначе его жителям придется покинуть свои места, чтобы уйти навсегда, и начать обустраивать свою жизнь в неведомых землях. Алеша поклялся, что не нарушит этого обещания.

С той поры герой сказки «Черная курица, или Подземные жители» становится лучшим учеником во всем Петербурге. Сначала ему неловко, так как учителя хвалят его совершенно незаслуженно . Но в скором времени Алеша и сам начинает верить в то, что является избранным и исключительным. Он начинает гордиться, нередко шалит. Его характер становится все хуже и хуже. Алеша все больше ленится , становится злым, проявляет нахальство.

Развитие сюжета

Недостаточно ознакомиться с кратким содержанием «Черной курицы, или Подземных жителей». Эту книгу непременно стоит прочитать, ведь она заключает в себе немало полезных идей, а ее сюжет будет интересен каждому. Учитель старается больше не хвалить Алешу, а наоборот , стремится образумить. И задает ему выучить наизусть целых 20 страниц текста. Однако Алеша теряет волшебное зернышко , и потому уже не может ответить на урок. Его запирают в спальне до тех пор, пока он не выполнит задание учителя. Но его обленившаяся память уже не может так быстро проделать эту работу . Ночью вновь появляется Чернушка и возвращает ему драгоценный подарок подземного короля. Чернушка также просит его исправиться и еще раз напоминает о том, что следует молчать о волшебном царстве. Алеша обещает выполнить и то, и другое.

На следующий день главный герой сказки «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского с блеском отвечает на урок. Но вместо того чтобы похвалить своего ученика, преподаватель начинает допытывать его, когда он умудрился выучить заданное. Если Алеша не расскажет всего, он будет выпорот. От страха Алеша позабыл обо всех своих обещаниях и рассказал о своем знакомстве с царством подземных жителей, их королем и Чернушкой. Но ему никто не поверил, и все равно он был наказан. Уже на этом этапе можно понять главную мысль «Черной курицы, или Подземных жителей». Алеша предал своих друзей, но основным пороком, который стал причиной всех его неприятностей, была банальная леность.

Окончание истории

Жителям подземного царства пришлось покинуть родные места, министра Чернушку заковали в кандалы, а волшебное зернышко навсегда исчезло. Из-за мучительного чувства вины Алеша заболел горячкой и в течение шести недель не вставал с постели. После выздоровления главный герой становится снова послушным и добрым. Его отношения с учителем и товарищами становятся такими, как и прежде. Алеша становится прилежным учеником, хотя и не самым лучшим. Такова концовка сказки «Черная курица, или Подземные жители».

Основные идеи сказки

Чернушка дает Алеше немало советов, с помощью которых он мог бы сохранить себя, не стать злым и ленивым. Министр подземного мира предупреждает его, что от пороков избавиться не так-то просто - ведь пороки «входят в дверь, а выходят через щелочку ». Стоит отметить, что советы Чернушки совпадают с теми выводами, которые делает школьный учитель Алеши. Труд, как считает и учитель, и Черная курица - это основание нравственности и внутренней красоты любого человека. Праздность же, напротив, только развращает - напоминает Погорельский в произведении «Черная курица, или Подземные жители». Главная мысль волшебной повести - добро есть в каждом человеке, однако чтобы оно проявилось, нужно прилагать усилия, стараться его взращивать и проявлять. Иначе никак. Если этого не делать, беда может обрушиться не только на самого человека, но и на тех близких и дорогих ему людей, которые находятся рядом с ним.

Уроки повести

Сказка Погорельского интересна не только своим волшебным сюжетом, но и той моралью, которую пытался донести до своего воспитанника Погорельский . Из литературного наследия писателя осталось совсем немного, и именно поэтому стоит прислушаться к тем идеям, с которыми можно ознакомиться в дошедших до наших времен произведениях. Чему учит «Черная курица, или Подземные жители» и кому будут полезны эти уроки? Они пригодятся каждому школьнику, вне зависимости от его успеваемости. Ведь они каждого учат быть лучше. И в первую очередь нельзя пытаться поставить себя выше других людей, даже если обладаешь какими-либо выдающимися талантами и способностями.

ГОУ ВПО «МПГУ»

Формирование характера Алеши – главного героя сказки «Черная курица, или Подземные жители»

Работу выполнила

Бердникова Анна

Работу проверила:

ст.пр. Леонтьева И.С.

Москва 2010г.


Волшебная сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» в списке произведений русской классической литературы для внеклассного чтения привлекает внимание учителей тем, что дает возможность познакомить учащихся с подлинно художественным произведением, адресованным детям.

В истории русской литературы с именем А. Погорельского связано возникновение в 20-х годах XIX века романтической прозы. Его произведения утверждают такие нравственные ценности, как честность, бескорыстие, высоту чувств, веру в добро, и тем близки современному читателю.

Антоний Погорельский (псевдоним Алексея Алексеевича Перовского) – дядя по матери и воспитатель Алексея Константиновича Толстого, поэта, писателя, драматурга, чье имя тесно связано с селом Красный Рог и городом Почепом Брянской области.

Он был одним из образованнейших людей своего времени. Закончил в 1807 году Московский университет, был участником Отечественной войны 1812 года, состоял членом Вольного общества любителей российской словесности, где общался с Рылеевым, Н. Бестужевым, Кюхельбекером, Ф. Глинкой. Пушкин знал и ценил повести А. Погорельского. Перу А. Погорельского принадлежат произведения: «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», «Монастырка», «Магнетизер» и другие.

Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого.

Второе столетие живет сказка. Ее любил перечитывать своим детям Л. Толстой, с большим удовольствием слушают и читают ее наши дети.

Детей увлекают фантастические события, которые происходят в реальной жизни маленького воспитанника частного пансиона Алеши. Они живо воспринимают его заботы, радости, печали, осознавая при этом ясную и такую важную для них мысль о необходимости воспитывать в себе трудолюбие, честность, самоотверженность, благородство, преодолевать эгоизм, лень, себялюбие, душевную черствость.

Своеобразен язык повести, в ней много слов, за разъяснением лексического значения которых учащиеся должны обращаться к словарю. Однако это обстоятельство нисколько не мешает понять сказку, ее основную мысль.

Уникальность художественного мира «Черной курицы» во многом обусловлена характером творческого взаимодействия с литературой немецкого романтизма.

В качестве источников сказки принято называть «Эльфов» Л. Тика и «Щелкунчика» Э.-Т.-А. Гофмана. Знакомство Погорельского с творчеством немецких романтиков не вызывает сомнения. История 9-летнего мальчика, попавшего в волшебный мир подземных жителей, а затем выдавшего их тайну, обрекая маленьких человечков на переселение в неизвестные земли, очень напоминает сюжетную ситуацию «Эльфов» Тика – сказки, в которой героиня по имени Мари, побывавшая в детстве в удивительно прекрасном мире эльфов, выдает мужу их тайну, вынуждая эльфов покинуть край.

Живой фантастический колорит Подземного царства роднит его и со сказочным миром эльфов, и с конфетным государством в «Щелкунчике» Гофмана: разноцветные деревья, стол со всевозможными яствами, посуда из чистого золота, дорожки сада, усеянные драгоценными камнями. Наконец, постоянная авторская ирония вызывает ассоциации с иронией немецких романтиков.

Однако у Погорельского она не становится всепоглощающей, хотя и получает множество адресов. Например, откровенно насмехается Погорельский над «учительшей», на голове которой парикмахер взгромоздил целую оранжерею цветов, с сияющими между ними двумя бриллиантовыми перстнями. «Старый, изношенный салоп» в сочетании с такой прической вскрывает убожество пансионного мирка, изредка, в дни приезда значительных лиц, демонстрирующего всю силу подобострастия и угодничества.

Разительный контраст всему этому представляет лишенный лицемерия внутренний мир Алеши, «юное воображение которого бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным дремучим лесам». Это чисто романтический мотив.

Однако Погорельский не был просто подражателем: осваивая опыт немецкого романтизма, он сделал значительные открытия. В центре сказки – мальчик Алеша, тогда как в сказках - источниках два героя – мальчик и девочка. Мальчики (Андерс в «Эльфах», Фриц в «Щелкунчике) отличаются рассудительностью, стремятся разделять все убеждения взрослых, поэтому для них закрыт путь в сказочный мир, где девочкам открывается много интересного.

Немецкие романтики разделили детей на обычных, то есть тех, кто не в состоянии выйти из пределов повседневности, и избранных.

«Такие понятливые дети недолговечны, они слишком совершенны для этого мира…» - замечала бабушка об Эльфриде, дочери Мари. Никакой надежды на счастье для Мари в «земной жизни» не дает и финал «Щелкунчика» Гофмана: Мари, которая выходит замуж, становится королевой в стране сверкающих цукатных рощ, призрачных марципановых замков. Если вспомнить, что невесте исполнилось только восемь лет, то ясно станет, что осуществление идеала возможно лишь в воображении.

Романтику дорог мир ребенка, душа которого чиста и наивна, незамутнена расчетом и гнетущими заботами, способного в богатом своем воображении создавать удивительные миры. В детях нам дана как бы истина самой жизни, в них ее первослово.

Погорельский, поставив в центр сказки образ мальчика Алеши, продемонстрировал этим неоднозначность, многосторонность и непредсказуемость внутреннего мира ребенка. Если Гофмана спасала романтическая ирония, то лишенная иронии сказка Л.Тика поражает безысходностью: с уходом эльфов исчезает благоденствие края, умирает Эльфрида, а за ней и мать.

Трагична и сказка Погорельского: она обжигает сердце, вызывает сильнейшее сострадание к Алеше, и к подземным жителям. Но при этом чувство безысходности сказка не рождает.

Несмотря на внешнее сходство: блеск, неземную красоту, таинственность – Подземное царство Погорельского не похоже ни на конфетно – кукольное государство в «Щелкунчике», ни на страну вечного детства в «Эльфах».

Мари в «Щелкунчике» Гофмана мечтает о подарке Дроссельмайера – прекрасном саде, где «большое озеро, по нему плавают чудо какие лебеди с золотыми ленточками на шее и распевают красивые песни». Попав в конфетное царство, она находит там именно такое озеро. Сон, во время которого Мари совершает путешествие в волшебный мир, для нее самая настоящая реальность. По законам романтического двоемирия этот второй, идеальный мир и есть подлинный, так как реализует все силы человеческой души. Совсем иной характер приобретает двоемирие у Погорельского.

Среди подземных жителей у Погорельского есть военные, чиновники, пажи и рыцари. У Гофмана же в конфетно – кукольном государстве присутствует «всякий люд, какой только встречается на белом свете».

Чудесный сад в Подземном царстве устроен в английском вкусе; драгоценный камни, усыпающие дорожки сада, блестят от света специально установленных ламп. В «Щелкунчике» Мари «очутилась на …лугу, который искрился, словно блестящими драгоценными камнями, но оказался в результате леденцовым.

Стены богато убранной залы кажутся Алеше сделанными из «лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионате.

Все эти рационалистические черты, немыслимые в романтизме, позволили Погорельскому, вслед за немецкими романтиками, воплотить в сказочном царстве понимание ребенком всех сторон бытия, представления Алеши об окружающем мире. Подземное царство – модель действительности, по Алеше, действительности яркой, праздничной, разумной и справедливой.

Совсем иное царство эльфов в сказке Тика. Это страна вечного детства, где царствуют скрытые силы природы – вода, огонь, сокровища земных недр. Это тот мир, которому изначально родственна душа ребенка. Например, не что иное, как огонь, реки которого «текут под землей во все стороны, и от того – то растут цветы, плоды и бывает вино», не что иное как приветливо улыбающиеся Мари, смеющиеся и прыгающие созданьица «как бы из румяного хрусталя». Единственным дисбалансом в беспечном мире вечного детства является подземная комната, где князь металлов, «старый, сморщенный человечек», повелевает уродливыми гномами, таскающими золото в мешках, и ворчит на Церину и Мари: «Вечно все те же шалости. Когда же кончится эта праздность?».

Для Алеши праздность начинается, когда он получает волшебное семечко. Получив свободу, не прикладывая теперь усилий для учения, Алеша вообразил, что он «гораздо лучше и умнее всех мальчиков, и сделался страшным шалуном». Потеря рассудительности, отказ от нее, делает вывод Погорельский, приводят к печальным последствиям: перерождению самого ребенка и страданиям, на которые обрек подземных жителей Алеша своим перерождением. В «Эльфах» показана роковая несовместимость прекрасного мира детства с реальной действительностью, ее неумолимыми законами, взросление оборачивается вырождением, потерей всего самого светлого, прекрасного и ценного: «Вы, люди, слишком быстро растете и стремительно становитесь взрослыми и разумными», - рассуждает эльфа Церина. Попытка сопряжения идеала и действительности приводит к катастрофе.

В «Черной курице» слово Алеши не открывать тайны подземных жителей означает то, что он владеет счастьем целой страны маленьких человечков и возможностью его разрушить. Возникает тема ответственности человека не только за себя, но и за благополучие целого мира, единого и потому хрупкого.

Так открывается одна из глобальных тем русской литературы.

Внутренний мир ребенка не идеализируется Погорельским. Шалость и праздность, опоэтизированные Тиком, приводят к трагедии, которая подготавливается исподволь. По пути в Подземное царство Алеша совершает множество опрометчивых поступков. Несмотря на многочисленные предупреждения Черной курицы он просит лапку у кошки, не может утерпеть, чтобы не поклониться фарфоровым куклам…Непослушание любознательного мальчика в сказочном царстве ведет к конфликту с чудесным миром, будит в нем силы зла.

«Чёрная курица» - небольшой рассказ Антония Погорельского, написанный им для своего маленького племянника Алексея Толстого, будущего известно писателя. В этой статье мы приведем анализ рассказа «Чёрная курица», который поможет вам лучше познакомиться с произведением и понять его суть. Не лишне будет также прочесть краткое содержание этого рассказа. Но сначала обсудим, к какому жанру относится «Чёрная курица» и поговорим о главном герое.

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Образ главного героя произведения «Чёрная курица»

Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.

Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.

За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.

В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.

Выводы в анализе рассказа «Чёрная курица»

Обратим внимание, что и сам Алёша вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь «урок этот не стоит ему никакого труда».

Погорельский показывает, как изменился Алёша: вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками. В итоге герой растерял всех друзей. Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более эгоистичным.

Кроме того, анализ рассказа «Чёрная курица» выявляет, что в этом произведении Погорельский даёт нравственный урок своим читателям: чужие заслуги не принесут счастья, незаслуженный успех, не являющийся результатом труда, приводит к эгоизму и потере добрых качеств характера.

Кульминацией произведения становится момент предательства Алёши. Он рассказывает о подземном царстве, нарушая запрет, и Чернушка вместе со всеми жителями вынуждена переселиться «далеко-далеко от здешних мест».

Погорельский противопоставляет великодушного Чернушку и Алёшу, ставшего мелочным и трусливым. Подземный министр перед уходом прощает Алёшу, он помнит своё спасение и по-прежнему благодарен за него. Об одном только просит он мальчика: снова стать добрым и хорошим. Алёша долго страдает из-за своего поступка, чувствует вину и всеми силами стремится исправиться. Ему это удаётся, он становится «послушным, добрым, скромным и прилежным». И еще отметим одну важную мысль, делая анализ рассказа «Чёрная курица».

Погорельский на примере Алёши показывает своим маленьким читателям, что доброту, любознательность, честность надо постоянно воспитывать в себе. Один наш неосторожный, трусливый поступок может принести несчастье окружающим. Заслужить любовь и уважение людей можно, только совершая добрые поступки для других.

Вы прочитали анализ рассказа «Чёрная курица», автором которого является Антоний Погорельский. Надеемся, что эта статья оказалась интересной и понятной. Почаще заходите в наш блог , ведь там вы найдете сотни статей с подобной тематикой. Читайте также

Название произведения: "Черная курица, или Подземные жители".

Число страниц: 45.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: мальчик Алеша, курочка Чернушка, Подземный король, Учитель.

Характеристика главных героев:

Алеша - мечтательный, одинокий и ветреный мальчик.

Подружился с Чернушкой и стал хорошо знать уроки, но потом все изменилось.

Чернушка - курица, которая умела говорить и была министром.

Добрая и отзывчивая, но строгая.

Король - добрый, мудрый и благодарный.

Наделил Алешу особым даром.

Краткое содержание сказки "Черная курица, или Подземные жители" для читательского дневника

Родители Алеши жили далеко от Петербурга.

Именно сюда они привезли мальчика и оставили на несколько лет в мужском пансионате.

Алеше нравилось учиться среди других мальчишек, но он не любил выходные.

Ведь в такие дни он чувствовал себя одиноко: товарищи уезжали домой, а он оставался один.

Так он подружился с курицами, которые водились на хоздворе. Особенно он любил курочку Чернушку.

Однажды в пансионате намечался праздник и кухарка хотела зарезать Чернушку, но мальчик ее спас, отдав женщине золотую монету.

Ночью к мальчику явилась эта самая курочка и приказала Алеше следовать за ней.

Они шли через огромные и темные покои и палаты, но Алеше нельзя было ничего трогать.

В одной из палат он взял кота за лапку и тут же поднялся шум.

Курица исчезла и Алеша двинулся за ней.

Когда они подошли к высоким дверям, с них спрыгнули два рыцаря и стали сражаться с птицей.

От такой картины мальчик потерял сознание.

На следующую ночь Алеша уже тихо следовал за Чернушкой.

Курица привела его в просторный зал, где стали появляться маленькие люди.

Мальчика поблагодарил сам Подземный король за то, что он спас от гибели его министра.

Он дал Алеше конопляное зерно и попросил никому не рассказывать ничего.

Какое-то время Алеша не видел курочку.

Он начал знать все уроки, которые им задавал учитель, но поведение его стало ужасным.

Когда учитель попросил парня выучить двадцать страниц учебника, Леша потерял зерно и не смог ничего сказать.

Курочка вернула ему зернышко и попросила исправиться.

Учитель решает выпороть мальчишку за то, что он не может сказать, как он выучил урок и Алеша рассказывает ему про курочку и Короля.

В эту ночь к мальчику приходит Чернушка и прощается с ним.

После долгой болезни Алеша начинает хорошо учиться и даже подает пример для других.

План пересказа произведения "Черная курица, или Подземные жители" А. Погорельского

1. Родители привозят Алешу в мужской пансион.

2. Выходные в одиночестве.

3. Любимая курочка Чернушка.

4. Алеша спасает курицу от кухарки.

5. Чернушка ведет Алешу через покои.

6. Рыцари с дверей сражаются с курочкой.

7. Алеша падает в обморок.

8. Ночью мальчик опять следует за птицей.

9. Выученный урок и конопляная семечка от короля.

10. Алеша - баловник.

11. Учитель задает урок и Алеша не справляется.

12. Потерянное зерно и появление Чернушки.

13. Алеша выдает тайну Короля, но учитель ему не верит.

14. Курочка приходит попрощаться с мальчишкой.

15. Алеша болеет.

16. Мальчик исправляется и становится прилежным учеником.

Главная мысль сказки "Черная курица, или Подземные жители"

Главная мысль сказки заключается в том, что человек начинает плохо вести себя тогда, когда получает все даром.

Главный герой был послушным мальчиком, но как получил волшебную семечку, то перестал стараться и быть примерным учеником.

Еще одной главной мыслью сказки является то, что нужно уметь сдерживать слово и отвечать за поступки.

Ведь один неверный шаг может испортить все.

Чему учит произведение "Черная курица, или Подземные жители"

Сказка А. Погорельского учит нескольким вещам:

1. Ценить то, что уже имеешь.

2. Учиться сдерживать слово и обещание, нести ответственность за свои поступки.

3. Не зазнаваться и не гордиться, быть скромными и честными.

4. Быть послушным, добрым и умным.

5. Понимать, что хорошо, а что плохо по отношению к другим.

Краткий отзыв о сказке "Черная курица, или Подземные жители" для читательского дневника

Сказка "Черная курица, или Подземные жители" - поучительная и волшебная история про мальчика Алешу, который спас курицу Чернушку.

Главным героем произведения является мальчик Алеша, которого родители отдали на обучение в пансион.

Однажды он спасает курицу от гибели и животное приводит его к Подземному королю.

Мальчишке дарят волшебную семечку, с которой он будет знать все уроки.

Я считаю, что заполучив семечку, Алеша просто расслабился и перестал стараться.

Да и зачем, ведь итак знаешь все уроки.

Но этот беззаботный период длился недолго для него и секрет выплывает наружу.

Для меня основной смысл сказки состоит в том, что всего нужно добиваться самому и не ждать чудесной пилюли или семечки.

Такие подарки только вредят человеку и портят его: он начинает безобразно вести себя, ведь будет уверен, что ему за это ничего не сделают.

Однако, из сказки я понял и то, что нельзя думать только о себе и выдавать чужие тайны.

Какие пословицы подходят к сказке "Черная курица, или Подземные жители"

"Плохой поступок к хорошему не приведет".

"Один дурной поступок порождает другой".

"Где много слов, там мало дел".

"Слово давать, так слово держать".

"Один нагрешил, а все отвечают".

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Господин король! Я не могу принять на свой счет того, чего никогда не делал.

Третьего дня я имел счастие избавить от смерти не министра вашего, а черную нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца...

Что ты говоришь? - прервал его с гневом король.

Мой министр - не курица, а заслуженный чиновник!

Тут подошел министр ближе, и Алеша увидел, что в самом деле это была его любезная Чернушка.

Он очень обрадовался и попросил у короля извинения, хотя никак не мог понять, что это значит.

Неизвестные слова и их значение:

Пансион - учебное заведение с общежитием.

Аршин - мера длины.

Розги - пучек веток ивы или березы.

Еще читательские дневники по произведениям Антония Погорельского:

"Посетитель магика"

"Монастырка"