Open
Close

Как развить музыкальный слух у ребёнка? Речевой этап развития. Как развивается слух у новорожденного

Прежде всего музыкальное воспитание ребенка направлено на развитие чувствительности к языку музыки и потребности ее слушать, формирование эмоционального отклика, активизацию слуховых способностей. Начало обучения должно быть увлекательным, наполненным разнообразными впечатлениями.

Особенно важно увлечь малыша музыкой, развить его образное мировосприятие вне зависимости от того, захочет он стать профессиональным музыкантом или нет.

Влияние музыки на развитие ребенка бесспорно – музыкальное воспитание способствует целостному созиданию личности малыша. Гармоничное звучание стимулирует развитие центральной нервной системы, помогает в становлении художественного мышления.

Основными задачами музыкального воспитания являются:

  1. развитие творческих способностей;
  2. воспитание гармоничной личности;
  3. определение и развитие музыкальных способностей;
  4. развитие координации и мелкой моторики;
  5. знакомство крохи с разнообразием стилей в искусстве;
  6. обучение переживанию эмоций, вызываемых музыкой и музицированием.

Кроме этого, прослушивание спокойных композиций способствует формированию устойчивой психики малыша, помогает адекватно реагировать на окружающую обстановку. При этом совсем необязательно заставлять ребенка с утра до вечера слушать наследие классиков. Современные музыкальные инновации для развития ребенка и разработанные музыкальные методики призваны усовершенствовать определенные наклонности и способности малыша

Определение склонности ребенка к музыке

Музыка – это искусство, влияющее на ребенка уже с первых месяцев жизни. Ее непосредственное воздействие на эмоциональную сферу способствует тому, что возникают первоначальные ответные действия, в которых определяются предпосылки к формированию основных музыкальных способностей. Склонность малыша к музыке проявляется достаточно рано, и ее нетрудно определить, наблюдая за реакцией вашего чада на те или иные звучания.

Ранний возраст

Не так давно учеными было проведено исследование с детьми младше одного года, в результате которого выяснили, что у большинства малышей с рождения абсолютный музыкальный слух. Это доказывает, что у всех людей приблизительно одинаковые способности (и музыкальные в том числе), однако уровень их развития у всех разный. Получается, что сами по себе способности не влияют на успешность в той или иной области деятельности человека. Можно от рождения обладать красивым голосом и абсолютным слухом, но при этом не любить музыку. А вот если иметь интерес и склонность к музицированию или пению, постараться развить возможности, данные природой, положительные результаты обязательно проявятся.

О наличии у малыша раннего возраста склонности к музыке и музыкальных способностей свидетельствует следующее:

  1. явное проявление заинтересованности к звучанию музыки и повышенное внимание к любому звучащему фону;
  2. яркое эмоциональное выражение радости во время звучания любимой музыки крохи (некоторые малыши, еще не умеющие ходить, пытаются пританцовывать сидя в кроватке или коляске);
  3. круг интересующей ребенка музыки не ограничивается колыбельными и детскими песенками в мамином исполнении.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте склонность к музыке можно выяснить двумя способами:

  1. беседа с малышом;
  2. определение общей музыкальности крохи.

Беседа – первый способ выяснения способностей и влечения малыша к музыке – кажется элементарным делом. Но на практике получается совсем не так: если ребенка напрямую расспрашивать о его наклонностях, он вряд ли будет отвечать вразумительно и четко. К этому разговору необходимо подготовиться, подстроив все так, чтобы беседа прошла естественно. С ребенком лучше поговорить в процессе игры либо после совместного прослушивания музыки. А можно и не устраивать целенаправленную беседу, а просто время от времени вскользь возвращаться к нужной теме.

В любом случае разговор с ребенком должен преследовать две цели. Первая цель – это определение уровня эмоциональности и артистизма малыша. Другими словами, насколько глубоко кроха способен переживать художественные образы, как эмоционально и ярко он может их передать. Такие качества очень важны как для поэзии, так и для музыки. Так что если ваш малыш любит стихи и легко их запоминает, декламирует их с выражением, стараясь передать настроение, – он обладает эмоциональностью и артистизмом. Все это является доказательством того, что у крохи есть творческие наклонности, и в музыке он может добиться немалых успехов.

Но если малыш стеснительный, и читает стихи невыразительно и сухо, делать критические выводы все равно не стоит.

Возможно, кроха – интроверт, то есть человек, который открыто не демонстрирует свои глубокие чувства. А может быть, он еще не научился осознанно выражать свои эмоции. Однако если вы уверены, что малышу скучно: ему не нравится рассказывать стихотворения и слушать музыку, тогда лучше заняться спортом, и не пытаться сделать из него музыканта.

Вторая цель, которую необходимо достичь в результате беседы, – определение интереса малыша к музыке. Что кроха знает о музыке, хочет ли он ею заниматься? Он бы предпочел петь или играть на музыкальном инструменте? Каков характер музыки, которая ему больше нравится? Есть ли у малыша любимая песня? Может ли он ее напеть? Получив ответы на эти вопросы можно понять, есть ли у дошкольника склонность к музыке, стоит ли ему заниматься более серьезно.

Помните, чтобы определить интерес дошкольника к музыке, не так важно, что он ответит, а как он ответит на ваши вопросы. Если ребенок равнодушен к музыке и она не вызывает у него особого восторга, стоит задуматься о необходимости музыкального образования для самого малыша. Ведь занятия могут раскрыть его способности и увлечь ребенка, но могут и оттолкнуть, вызвать отвращение к музыке. Тут многое будет зависеть от умения преподавателя.

Что считается показателями музыкальности дошкольника и наличием у него творческих способностей?

  1. Сохранение влечения к музыке, которое проявилось в раннем возрасте. Если малыш прерывает свою игру и прислушивается к вдруг зазвучавшей мелодии, если ему нравится хорошая эстрадная музыка или классика, если он подпевает или начинает пританцовывать – без сомнения, ваш ребенок музыкален.
  2. Малыш легко запоминает понравившиеся песни, более-менее «чисто» поет, сочиняет свои собственные стихи и песенки.
  3. Ребенку нравится выступать на публике, он с удовольствием принимает участие на праздниках и утренниках, занимается различными видами творчества (рисует, поет, танцует, лепит из глины или пластилина). У малыша развито воображение, он любит фантазировать.

Не стоит забывать, что воспитание играет немаловажную (но не главную) роль в этом вопросе. Если малышу музыкальность дана природой – он проявит это независимо от того, занимались с ним специально или нет. Однако если родители не обратили внимание на интерес малыша, проявленный в раннем детстве, тяга ребенка может угаснуть.

Когда особой склонности к искусству у малыша не наблюдается, можно «расшибить себе лоб», пытаясь привить ему любовь к музыке. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста путем слишком навязчивых действий родителей может зайти в тупик. Лучше помочь крохе открыть в себе музыкальность, не принуждая и не заставляя его заниматься.

Музыкальный слух и чувство ритма малыша

Чтобы малыш научился слушать и воспринимать музыку, важным моментом является музыкально-сенсорное воспитание, которое предполагает распознавание звуков по высоте, силе звучания, тембру, длительности.

Чтобы определить, насколько хорошо ребенок различает звуки, чувствует ритм и обладает музыкальной памятью, существуют несколько традиционных тестов. Подобные испытания предлагаются малышу на собеседовании при приеме в музыкальную школу. Эти тесты просты, однако для их выполнения необходимы минимальные музыкальные знания родителей и, желательно, наличие фортепиано дома.

Тест 1. Предложите малышу подойти к пианино и отвернуться. По очереди сыграйте два звука в верхнем и нижнем регистрах, затем спросите ребенка, какой звук был выше, а какой ниже.

Тест 2. Нажмите одну клавишу фортепиано и спросите малыша, сколько звуков прозвучало. После нажмите одновременно две клавиши (лучше те, которые расположены далеко друг от друга), спросите, сколько теперь прозвучало звуков. В случае, если кроха затрудняется с ответом, по очереди нажмите те же клавиши. В широком расположении сыграйте аккорд двумя руками и спросите, сколько прозвучало звуков – один или много.

Эти тесты направлены на проверку активности слуха, ориентацию в звуковом пространстве, выделение отдельных элементов из общего музыкального звучания на простейшем уровне. Таким образом определяется, понимает ли малыш разницу в высоте звуков и отличия отдельного звука и нескольких, прозвучавших одновременно. В случае, если ребенку эти испытания даются нелегко – не отчаивайтесь. Разобраться в подобных вещах не так-то и просто, и в подготовительном классе музыкальной школы этому научат.

Тест 3. Попробуйте пропеть с ребенком разные ноты, чтобы установить диапазон голоса малыша. Пойте сами, без помощи пианино. Дело в том, что звуки инструмента сбивают детей, к ним сложнее подстроиться, чем к более привычному человеческому голосу. И тем более не используйте для этой цели детские музыкальные инструменты (ксилофоны, дудочки, детские синтезаторы). Чтобы не ошибиться со звуками, воспользуйтесь камертоном.

Тест 4. Спойте короткую простую мелодичную фразу, после чего попросите кроху повторить ее.

Тест 5. Предложите малышу спеть любимую песенку.

Эти три теста позволяют проверить:

  • музыкальную память ребенка;
  • музыкальный слух;
  • диапазон голоса малыша;
  • способность ребенка интонировать («чисто» петь).

Если малыш показал средние результаты (улавливает направление мелодии, но не попадает в ноты), музыкальный слух у него есть, хоть и недостаточно развитый. Конечно, встречаются и исключения – «гудошники» – дети, которые могут петь только в узком диапазоне, не способны интонировать, не понимают общее направление мелодии. Однако с такими детьми умеют работать в музыкальных школах, развивая их способности до определенного уровня. К тому же неумение петь – совсем не препятствие тому, чтобы в будущем стать даровитым трубачом или пианистом.

Для определения чувства ритма ребенка так же существует ряд тестов.

Тест 1. Не очень быстро простучите простую ритмическую последовательность, попросите малыша повторить. Если у него все получается, усложните последовательность.

Тест 2. Попросите малыша похлопать в ладошки под музыку. Пусть покажет, как это делают зрители на концерте, когда им нравится песня.

Тест 3. Предложите крохе промаршировать под музыку (например, «Вместе весело шагать»).

Если у ребенка недостаточное чувство ритма, его вполне можно развить. Ну а если эти тесты малыш выполнил успешно, это значит, что учиться музыке ему будет намного легче.

Развитие музыкальных способностей

Приступать к развитию музыкальных способностей малыша можно сразу же после его рождения. Разумеется, первой учительницей для него в этом деле (и не только в этом) будет мама. Когда кроха видит, как поет и играет его мама, он будет стремиться ей подражать. Именно таким образом создаются предпосылки к обучению, однако главное в любых начинаниях – это желание ребенка. Поэтому любые занятия нужно проводить только в случае хорошего расположения духа крохи.

Прослушивание музыки

Прослушивание музыки можно начинать еще тогда, когда малыш находится в утробе у мамы. Будучи в животике, он способен слышать звуки извне. И очень хорошо, если эти звуки приятны и гармоничны.

После рождения крохи слушайте с ним детские песенки и классику. Чуть позже, когда малыш начнет говорить, его можно научить словам. Для этого выберите простую песенку и напевайте ее по пять-семь раз подряд. Между повторениями следует делать музыкальные паузы – проигрывание той же мелодии на инструменте-самоделке или настоящем инструменте (фортепиано, скрипке, клавишном синтезаторе). Не спешите обучить малыша сразу всему – достаточно выучить одну песню за занятие.

Единство музыкального и литературного текстов оказывает на детей большее влияние, так как малыши связывают звучание с конкретным образом. Текст песни расширяет представление ребенка об окружающем мире. Впечатляющая сила музыкального звучания углубляет поэтическое содержание песни.

Работа над ритмикой

Ритмикой можно заниматься уже с трех месяцев малыша. Возьмите его под мышки и поставьте на большой мяч. Под веселую песенку шагайте по мячу. Может быть, сначала вам понадобится помощь бабушки или папы, но со временем вы самостоятельно будете справляться с подобным упражнением.

Малыши постарше не откажутся попрыгать на мягком диване под размеренную музыку. Главное, чтобы прыжки совпадали с ритмом песни или мелодии.

Продолжительность подобных музыкальных занятий для маленьких детей не должна превышать пяти минут, а настроение (как малыша, так и ваше собственное) должно быть отличным. Чередуйте прыжки с ритмичной ходьбой и переменки для отдыха, во время которых ребенок сидит (или лежит), а мама продолжает напевать эту же песенку, сжимая и разжимая его кулачки в такт мелодии.

Развитие слуха

Развитие слуха – это формирование долговременной памяти на каждый услышанный звук. Эта своеобразная тренировка занимает немного времени, но упражняться следует ежедневно. Но как развить музыкальный слух у маленького ребенка?

Работу над развитием слуха можно начинать с двух месяцев малыша, используя погремушки. Знакомство с разнообразными звуками, издаваемыми погремушками, впоследствии побудит кроху к самостоятельному музицированию. Коллекцию звучащих предметов можно пополнить разнообразными колокольчиками, маленькими пищащими или звенящими игрушками, которые легко подвесить над кроваткой, чтобы малыш мог сам дотягиваться до них и извлекать из них звуки.

Когда кроха подрастет, можно использовать простой и эффективный метод: пойте ему песни, рассказывайте сказки, играйте с ним, меняя характер своего голоса (тихо и громко, протяжно и отрывисто, сумбурно и ритмично).

Музицирование

Элементарное музицирование с детьми подразумевает, что взрослый наигрывает мелодию на каком-то музыкальном инструменте (можно и на самодельном), а ребенок подыгрывает на барабане, бубне, маракасах или какой-либо иной стучалке-звенелке. Играя, старайтесь подобрать темп, удобный для малыша.

Цель подобных занятий – общение родителей с ребенком посредством музыки. В элементарном музицировании малыш выступает не только слушателем и исполнителем, но и творцом, создателем музыки.

Таким образом музицирование может стать очень важной ступенькой, которая поможет малышу открыть мир музыки, освоить игру на простых инструментах, стимулировать потребность в углубленном изучении выбранного ребенком музыкального инструмента.

В заключение

К сожалению, современное общество отводит слишком мало внимания музыкальному воспитанию ребенка. Хорошо, что в детских садиках занятия музыкой вписаны в учебный план. Однако дома большая часть подрастающего поколения развивается «под телевизор и компьютер». Такой путь содержит ряд достаточно негативных моментов. А вот музыкальное развитие открывает множество возможностей для малыша, чего не может дать никакое другое воспитание.

” №1/2007 04.08.11

Человек с хорошо развитым слухом отличается феноменальной памятью, нестандартным мышлением, стойким вниманием, ему легко дается изучение языков. Ничего сверхъестественного для развития слуха не требуется. Достаточно простых игр и занятий. Но результат получится грандиозный!

Мелодичное окружение способствует активному развитию ребенка. Об этом говорят психологи в самых разных странах. Конечно, не стоит включать дома музыку на 24 часа в сутки. Но и находиться в «стерильной» тишине младенцу вредно. Ведь каждый звук превращается в импульс, который идет в головной мозг. Больше «раздражителей» значит, активнее идут мыслительные процессы.

Только имейте в виду, что не все звуки полезны. Вам нужно провести строгий отбор и включить в список лишь лучшее. На первом месте – голоса близких людей. Не забудьте о классической музыке, о народных песнях. Во время дождя приоткрывайте форточку, чтобы ребенок в шуме капель учился различать мелодии.

Развитие слуха у новорожденных детей

Новорожденный постигает мир на слух. Нежные или резкие звуки сейчас по-разному воздействуют на незрелую нервную систему. Колыбельная расслабляет и успокаивает ребенка, дыхание становится глубже, он засыпает. Марш Мендельсона или телефонный звонок, наоборот, заставляют его напрячься, а иногда и пугают. Резкие звуки провоцируют безусловные рефлексы. Если вы тихо хлопнете в ладоши или слегка стукнете по кроватке возле ребенка, он разведет руки, раскроет ладошки и обхватит себя ими.

Поиск источника звука

Первое, чему учится ребенок находить источник звука. В трехмесячном возрасте он уже поворачивает голову на ваш голос и начинает улыбаться (врачи называют такую реакцию «комплексом оживления»).

Закрепить это умение и одновременно развивать слуховое внимание поможет погремушка. Основное требование к игрушке – мелодичный звук. Стоя над кроваткой, потарахтите ею справа от ребенка, слева, внизу, над головой. Пусть он поищет источник шума глазами, потянется к нему руками.

Распознавание звука

Ребенок слушает разговоры родителей, и постепенно у него складывается речевая карта родного языка. Он начинает понимать, как соединяются звуки, улавливает ритмику родной речи. Совершенствовать это умение поможет игра. Вам понадобятся часы, молоточек (музыкальный или из набора игрушечных инструментов) и банка, наполненная фасолью. Не торопитесь показывать ребенку все предметы, начните с двух и постепенно с каждым занятием увеличивайте количество.

Сначала пусть ребенок послушает, как «разговаривает» каждый из предметов. Затем предложите ему отвернуться и угадать, чей «голос» он сейчас слышит. Не забывайте хвалить малыша за каждый правильный ответ. Такие занятия вовсе не обязательно проводить дома. На прогулке обращайте внимание ребенка на то, как скрипит снег на морозе, как чирикают воробьи, как сигналит автомобиль. Дома повторите пройденный материал.

Музыкальные инструменты для ребенка

Барабан, мини-рояль, ксилофон или маракасы никогда не будут пылиться в углу. Многие психологи считают, что они замечательно развивают слух и музыкальный вкус. Поэтому не отбирайте инструмент у ребенка, не прячьте на дальнюю полку. Лучше подыграйте маленькому солисту. Начните с «Чижика-пыжика». Исполняя простые песенки, ребенок научится распознавать тональность.

Музыка для детей

Регулярно пополняйте домашнюю фонотеку. Моцарта, Штрауса и Гайдна вы слушали еще до рождения ребенка? Значит, эти произведения нравятся и ему. Но ребенок растет, у него появляются свои интересы. Учитывайте их, поэтому отправляйтесь в музыкальный магазин вместе. В коллекции появятся сборники Дунаевского, Гладкова... Ритмичные мелодии действуют как волшебные гусли-самогуды: заставляют ноги пускаться в пляс. Прекрасно! Умение гармонично двигаться под музыку помогает тоньше ее почувствовать.

Знакомьте ребенка со звуками различных музыкальных инструментов. Помогут в этом детские утренники в филармонии. На сцене представляют каждый инструмент и знакомят детей с его «голосом». Так малыш начнет связывать звук и зрительный образ.

Когда ребенок начнет различать звуки инструментов, предложите ему игру «Чей голос?». Она развивает слуховое внимание и память. Малыш слушает мелодию (на первых порах выбирайте музыку попроще) и говорит, сколько инструментов участвуют в произведении

Берегите слух с рождения. Передачу звука в мозг осуществляют сенсорные рецепторы. Во внутреннем ухе около 20 тысяч микроработников. Громкая музыка травмирует их, в результате слух ухудшается. Поэтому никогда не включайте музыкальный центр на полную мощность.

Следите, чтобы телевизор и радио не работали одновременно. Такая какофония нагружает нервную систему и снижает слух.

Развитие слуха ребенка от рождения до 3-х лет

Проверять слух ребенка нужно с рождения. Специалисты определили, с какими задачами и в каком возрасте ребенок способен справиться.

  • Ребенку 1,5-3 месяца - Оживляется, когда слышит голос.
  • Ребенку 4-5 месяцев - Гулит в ответ на обращение.
  • Ребенку 6 месяцев-1 год - Поворачивается в сторону тихих звуков. Улавливает тиканье часов на расстоянии 1 метра. Реагирует на оклик из другой комнаты.
  • Ребенку 1,5 года - Произносит около 10-15 слов, подражает голосам животных. Откликается на призыв (когда вы говорите спокойным голосом без жестикуляции).
  • Ребенку 2 года - Слышит, когда его зовут с расстояния 4-5 метров. Узнает звуки, не видя их источника. Произносит 100-150 слов.
  • Ребенку 3 года - Без труда различает похожие мелодии. В речи появляются сложные предложения.

Книги и игрушки для развития слуха ребенка

  1. Развивающая музыка для детей
  2. Мягкие погремушки и погремушки с шариками.
  3. Барабан
  4. Губная гармошка.
  5. Музыкальная карусель
  6. Клавесин
  7. Записи голосов животных и птиц
  8. Сборник произведений П. И. Чайковского.
  9. Э. Успенский «Кот Матроскин и другие...».
  10. Г. Гладков «Трубадур и другие...».

Очень часто родители беспокоятся насчет того если ли музыкальный слух у их ребенка и можно ли его развить. Безусловно, слух есть у всех в той или иной степени, ведь это всего-навсего навык и самое главное правильно и вовремя его развивать. Ничего сложного в этом нет, ведь большинство упражнений проходят в виде интересных игр, которые придутся по душе как крохе, так и его родителям.

Особенности развития музыкального слуха.

Как и любая другая способность человека, музыкальный слух может развиваться и тренироваться. Это не что иное, как запоминание определенных структур, компонентов музыкальной ткани, их осмысление и воспроизведение. При развитии слуховой памяти, а также определенных знаний это не составит особого труда. Возрастных ограничений, по развитию музыкальных навыков нет, занятия можно начинать в любом возрасте, даже если человек утверждает, что ему «наступил медведь на ухо». Однако, наиболее легче это сделать именно в детстве.

В каком возрасте можно начинать развитие слуха.

Здесь действует один закон – чем раньше, тем лучше. Первое, что запоминает малыш – это мамин образ и голос. Поэтому пойте колыбельные, чаще разговаривайте с ребенком, он будет следить за интонацией. Чуть позже можно включать ему для прослушивания небольшие фрагменты классической музыки, звуки природы. При этом важно взаимодействовать с малышом, рассказывать, что звучит, какой характер музыки. Выделяйте некоторые моменты в композиции чтобы привлечь внимание крохи и поясняйте их, например, звучание колокольчика, капли дождя, пение птиц. Играя с погремушками, также комментируйте звуки, как звучит тот или иной предмет (громко, тихо). Ближе к году малыш начинает делать первые шаги, можете начать развивать у него чувство ритма. Включайте музыку и хлопайте в ладоши в такт ей. Регулярно выполняя такое несложное упражнение, вы заметите, что малыш без труда сам сможет повторить это. Можно попросить хлопнуть или топнуть ногой только в определенный момент, например, на каком-нибудь слове или ярком фрагменте. Такие занятия отлично разовьют ритм, а также слух, память и координацию.

Ближе к двум годам можно начинать изучение низких и высоких звуков. Для этого отлично подойдут программные произведения различных композиторов, послушайте вместе с малышом отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова или «Карнавал животных» К. Сен-Санса, обсудите то, что вы услышали. Также полезно будет знакомить малыша со звуками, которые издают различные животные, учите с ним вместе как «говорит» корова, кошка, мышка, комарик, у кого из них высокий голос, у кого низкий. Уже в этом возрасте можно пока в игровой форме учиться извлекать звуки на музыкальных инструментах – ксилофоне, губной гармошке, флейте, синтезаторе. Полезно использовать также барабан, маракасы и бубен.

Особенно важно при развитии музыкальных навыков уделять внимание стихам. Обратите на этот этап занятий особое внимание. Стихи А. Барто, К. Чуковского и С. Михалкова хорошо ложатся на музыку, поэтому в течение дня читайте их малышу, весьма полезно будет произносить их нараспев.

Начиная с четырех лет, можно играть в разные игры, например, угадать звучащий предмет. Для этого приготовьте различные кухонные принадлежности, это может быть стакан, фужер, кастрюля, ковш или даже терка. Карандашом постучите по нему и предложите ребенку найти этот предмет.

Предложите малышу с помощью музыкальных инструментов, которые у вас имеются в арсенале изобразить звуки природы и голоса животных. Детям постарше предложите нарисовать то, что они услышали в прослушанном фрагменте, это отлично развивает память, слух и образное мышление. Предварительно обсудите с ним то, что услышали, какие звуки, какие инструменты были.

Не забывайте разучивать простые детские песенки, фрагменты мелодии, петь вместе с малышом, это тоже весьма полезно для развития музыкального слуха.

Уже в этом возрасте можно вместе посещать концерты симфонического оркестра, детские представления, некоторые ансамбли и творческие коллективы устраивают специальные детские программы с элементами беседы и игры.

Во всех этих занятиях важно не только правильно и четкое выполнение ребенком всех пунктов, а в первую очередь его взаимодействие с родителями. Занимайтесь, пойте, читайте стихи и сказки как можно чаще с малышом и тогда он будет также активно включаться в музыкальную деятельность вместе с вами.

Еще, будучи беременной, многие рекомендуют включать классическую музыку в комнате, где находится будущая мама, т. к. это оказывает положительное влияние на развитие плода. В нашей жизни малышу также, необходимо понемногу приучаться к прекрасному, и это молодые родители делают с самых ранних периодов.

Важно понимать, что прививая грудничку музыкальный слух – тем самым родители развивают в нем сенсорные способности.

РАЗВИВАЕМ СЛУХ МУЗЫКАНТА С РАННИХ ПЕРИОДОВ ВЗРОСЛЕНИЯ

Первым знакомством с музыкой будет не аудиозапись на проигрывателе, а первая, подаренная дудочка или гитара, а может маленький синтезатор. Только нажимая каждую клавишу по отдельности, перебирая каждую струну – взрослый может хоть немного объяснить юному дарованию звук. Объяснить звук словами весьма сложно. Стоит изощряться, ассоциируя нижние ноты с рычание тигра или медведя, средние со звуками, которые издают олени, лягушки, а самые высокие – со сверчком, кузнечиком, соловьем и т. д.

Еще раньше можно начинать знакомить со звуками в возрасте 10-11 месяцев от роду, по картинкам демонстрируя собачку, которая говорит «ГАВ-ГАВ», кошечку связывать со словами «МЯУ!МЯУ!» и так далее. Малышу очень понравится такая игра – он сначала будет просто молча улыбаться и внимательно следить за тем как двигается ваш рот и язык, позже он сможет произнести что-то подобное голосу кисы или собачки. Можно напевать песенку и танцевать с ребенком на руках, при этом менять темп подачи музыки, то очень быстро, то медленно, иногда – плавно меняя темп.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЛУХА

Грудничкам в первые месяцы жизни покупают пищащие, шуршащие игрушки, одни из них очень громкие, другие потише. Можно собрать несколько игрушек и рассказать ребенку стихи в виде импровизированного спектакля. Причем на повышение и понижение тембра голоса менять зверюшку, тем самым прививая внимательность и наблюдательность маленькому человечку.

Существует масса интересных песен по типу «Каравай», «Тень-тень», «Тили-бом! Загорелся кошкин дом!» и огромное множество других композиций, которые легко можно найти в сети интернета.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВ

Эти игры уже для деток постарше, которые уже могу сопоставить, где низкий тембр и с чем он схож, а где высокий и, также, привести примеры. Именно развивая правильное восприятие звуков, ребенку гораздо проще будет запоминать стихотворения, проще будет читать книги по школьной программе и не только.

Звуки струящейся музыки – это не иностранный язык, который учат со словарем. Это эмоциональное восприятие чьего-то душевного излияния.

С музыкальным слухом не рождаются, его надо долго и правильно тренировать и пестовать.

Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха , а возможности его развития практически безграничны. Отсутствие слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота. Без него мы, например, не узнавали бы людей по голосу. Невербальные характеристики речи дают нам порой гораздо больше информации, чем произнесенные вслух слова.

У подавляющего большинства людей слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию своих способностей.

Занятия на инструменте требуют от ребенка и его родителей само-отдачи. Готовы ли вы к этому?

2 Если ребенку, как говорится, «медведь наступил на ухо», то тут уже ничего не поделаешь!

Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь? Значит, тебе «медведь на ухо наступил», у тебя «нет слуха».

Важно учитывать, что такие проблемы как «нечистое» интонирование отдельных звуков и музыкальных фраз далеко не всегда свидетельствуют об отсутствии музыкальных способностей. Зачастую дети, особенно маленькие, не умеют управлять своим голосом, голосовыми связками, вследствие чего не могут точно передать звучание ноты или мелодии, которое существует в их сознании в абсолютно верном варианте. Отсюда рождается распространенное заблуждение, что ребенок, который поет фальшиво, лишен музыкального слуха в принципе.

Как развить у ребенка музыкальные способности?

Слушайте вместе музыку, когда малыш еще в животике

Младенцу пойте песенки - от колыбельных до бодрых маршей

Разучивайте с малышом детские и мелодичные взрослые песни

Показывайте малышу музыкальные мультики

Покупайте детские инструменты и показывайте, как ими пользоваться

Играйте на гаджетах в музыкальные игры.

3 Малыш будет слушать классическую музыку, только если он привык к ней с колыбели.

Если в доме часто звучит классическая музыка, ребенок будет воспринимать ее хорошо. Но она не должна навязываться ребенку, иначе будет вызывать отторжение. Ставьте классику, но понемногу, по 5–10 минут. Не включайте музыку громко, следите за реакцией малыша. Ему не нравится? Выключите: либо ваш малыш еще не дорос до такой музыки, либо она не подходит ему на психоэмоциональном уровне.

4 Занятия музыкой - это пустое времяпровождение и ими стоит заниматься лишь тем, кто решил сделать карьеру в этой сфере.

Бытует мнение, что если уж «лишать ребенка детства», так уж только ради профессиональных занятий. Но ведь занятия музыкой необычайно полезны и на уровне общего развития!

Музыкальное образование очень нужно всем детям для их развития. У музыкальных детей лучше развиты память, зрительное восприятие, речь, координация слуха и движений, фантазия. Кроме освоения навыка игры на инструменте, ребенок тренирует память, усидчивость. становится более дисциплинированным. Музобразование оказывает положительное влияние на общее развитие. Но прежде чем вести малыша в специализированную школу, подумайте о той нагрузке, которую вы добавляете и ребенку, и себе. Ведь далеко не все дети (и родители) готовы это принять и выдержать.

5 Есть «сложные» и «легкие» музыкальные инструменты, и делать первые шаги лучше на «легких» - таких, например, как барабаны.

Все инструменты сложны, при игре на них нужно развитие слуха, памяти, ритма. Например, для игры на ударных инструментах нужно хорошо развитое чувство ритма . У многих детей, которые приходят поступать в музыкальную школу, оно недостаточно совершенно. Нужна также блестящая координация. Кстати, без нее на любом инструменте никуда…

Произведения классики, которые должен услышать каждый малыш:

П.И. Чайковский, музыка к балету «Щелкунчик»
П.И. Чайковский, пьесы из «Детского альбома»
П.И. Чайковский, пьесы из цикла «Времена года»
В.А. Моцарт, «Маленькая ночная серенада»
Э. Григ, сюита «Пер-Гюхт»
Ф. Шопен, произведения на выбор родителей
Н.А. Римский-Корсаков, «Шехеразада»
В.А. Моцарт, симфония № 40, 1 часть
Л. Бетховен «К Элизе»