Open
Close

Вид образовательного учреждения по новому закону. Общеобразовательные учреждения: типы, виды, различия

Если вас интересуют виды и типы образовательных организаций, или спортивные классы в общеобразовательной школе , типы и виды начальных школ, отфильтруйте результаты поиска по аудитории – "Школа". Первый документ в списке – разъяснение эксперта "Тип и виды общеобразовательных учреждений" – позволит частично ответить на заданный вопрос (рис. 1).

Итак, в соответствии с подп. 2 п. 4 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" существуют следующие типы общеобразовательных учреждений:

  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования.

Виды образовательных учреждений указаны в п. 1 Типового положения об ОУ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196:

  • начальная общеобразовательная школа;
  • основная общеобразовательная школа;
  • средняя общеобразовательная школа;
  • средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов;
  • гимназия;
  • лицей.

Существует и другой принцип классификации ОУ – в зависимости от особенностей их правового положения.

Классификация видов образовательных учреждений

В настоящее время согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" все государственные и муниципальные, в т. ч. дошкольного и общего образования, делятся на три типа:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Для того чтобы узнать, чем они отличаются, введите в строку поиска новый запрос "Автономные, бюджетные и казенные учреждения ". Первый документ в списке полученных в результате поиска материалов позволит узнать основные отличия казенных от автономных и бюджетных.

Искать информацию в электронной системе "Образование" можно не только с помощью строки поиска, но и с помощью рубрикатора. Он расположен на Главной странице и представляет собой набор корневых тематических рубрик, входящих в них подрубрик и материалов. Для того чтобы увидеть подрубрики и входящие в них материалы, необходимо нажать на значок "+" перед названием рубрики.

  1. "Экспертные материалы";
  2. "Шаблоны и примеры";
  3. "Нормативная база".

Если нажать на плюс перед названием подрубрики "Экспертные материалы", появится список ответов экспертов на вопросы, которые от- носятся к интересующей нас теме (рис. 2).

Рис. 2

В подрубрике "Шаблоны и примеры" находятся локальные акты учреждений разных типов, в т. ч. уставы автономных, бюджетных и казенных организаций сферы образования, а в подрубрике "Нормативная база" – : Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и др. Любой документ можно открыть, кликнув на его названии левой кнопкой мыши.

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ об электронной системе "Образование", получив

В статье 23 Федерального Закона «Об образовании в РФ» указаны все типы образовательных организаций, их особенности, цели и задачи. Далее мы проанализируем данную статью и уточним ее детали.

Критерии для деления учебных заведений на отдельные типы

При подразделении всех учебных заведений на типы, учитываются общеобразовательные программы, выбранные для их деятельности. Кроме того, деление осуществляется и с учетом вида программ. Это может быть:

  1. Основные образовательные программы.
  2. Программы дополнительного обучения.

Общеобразовательные программы подразумевают профессиональное и общее обучение. В Законе предусмотрено шесть различных типов образовательных организаций: четыре, предполагающих реализацию основных образовательных программ, и два вида, направленных на дополнительное развитие школьников.

Все учреждения, которые реализуют образовательные программы, дополнительно подразделяют на 4 типа:

  • 2 типа заведений общего образования (общеобразовательные организации и организации дошкольного воспитания);
  • два типа организаций, предоставляющих профессиональное обучение (образовательная организация высшего образования и образовательная профессиональная организация).

По Закону РФ от 10 июля 1992 г. предполагалось всего два типа учреждений образования, причем они не были четко указаны в статье. Специальное образование в Законе отводилось учреждениям коррекционного типа, именно в их обязанности входило обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно выделялись и учреждения для воспитания и обучения детей сирот.

Особенности коррекционных учреждений

По поводу специальных учреждений отметим, что нынешнее переименование их в общеобразовательные организации не предполагает их ликвидации.

Закон предусматривает образование государственными органами субъектов РФ такие образовательные организации, в которых обучение бы велось по специальным программам, адаптированным для слепых, слабослышащих, умственно отсталых или глухих детей, а также для учеников с проблемами опорно-двигательного аппарата, нарушениями речи, аутизмом и иными дефектами здоровья.

Профессиональное обучение детей, имеющих ограничения по физическому состоянию, также выполняется на базе специальных программ, которые адаптированы для этих категорий школьников.

О порядке осуществления образовательной деятельности

По статье 23 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено существование четырех вариантов образовательных учреждений, которые имеют право на реализацию основных образовательных программ.

Первой из них называется образовательная дошкольная организация - учреждение, основной целью деятельности которого является уход и присмотр за детьми, а также реализация обучения и воспитания по образовательным программам для дошкольников.

30 августа 2013 года Приказом Министерства науки РФ (№1014) был утвержден специальный Порядок, согласно которому организуется и осуществляется вся образовательная работа по основным программам. Их варианты для дошкольного образования разработаны для тех организаций, что осуществляют уход за малышами, включая и частные детские сады, и группы дневного пребывания.

Дошкольное воспитание

Важно помнить о том, что рассчитывать на дошкольное образование, малыши могут не только в специализированных детских учреждениях, но и в семье. В п.6 указано, что в организации уход, присмотр, дошкольное обучение, осуществляются от 2 месяцев до полного прекращения отношений (в случае достижения воспитанником 6-7 летнего возраста). Группы, создаваемые для реализации данной цели, могут быть оздоровительной, компенсирующей, общеразвивающей и комбинированной направленности.

Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 года был признан утратившим свою юридическую силу. Письмо от 8 августа 2013 года Минобрнауки содержало Рекомендации Департамента гос. политики относительно комплектования тех учреждений образования, которые занимаются реализацией основных общеобразовательных программ дошкольного воспитания и обучения. Причем в письме шла речь о создании единых подходов к количеству детей, которые нуждаются в посещении дошкольных образовательных учреждений.

Имелись в письме и рекомендации муниципальным органам власти о создании единого информационного ресурса «электронной очереди» в детские сады. Были определены и сроки предоставления информации о количестве заявлений (движения) на текущий учебный год. Для постановки на учет в реестре, родители либо законные представители дошкольника заполняют в Интернете форму, представленную в свободном доступе, или же пользуются консультацией специалиста из УО муниципалитета. Также можно лично обратиться в уполномоченный орган с письменным заявлением о предоставлении места в детском дошкольном учреждении.

Школьное образование

Общеобразовательная организация является учреждением, которое своей основной целью ставит выполнение программы начального, среднего и Их функционирование подчинено постановлению Правительства РФ от 2001 года. Несмотря на то что документ был издан давно, периодически модернизируется и переиздается, он не утратил своей силы и используется в настоящее время.

По этому документу к общеобразовательным организациям причисляют:

  • начальную общеобразовательную школу;
  • основную общеобразовательную школу;
  • среднюю общеобразовательную школу;
  • учреждения среднего звена с углубленным изучением определенных предметов;
  • гимназии, осуществляющие подготовку школьников по естественнонаучному, техническому, гуманитарному направлению;
  • лицеи, реализующие программы среднего и основного образования по профилям (направлениям).

Специфика ст. 23 закона РФ «Об образовании»

Описываемый Закон не предполагает отдельного деления на типы образовательных организаций, которые обеспечивают углублённую (дополнительную) подготовку школьников, как лицей либо гимназия, поэтому и появились вопросы еще до его введения в действие.

Были опасения, что он не предусматривает развитие одаренных (талантливых) детей. Но на самом деле все не так, данный закон об образовании в Российской Федерации направлен именно на формирование талантливой молодежи. Независимо от статуса образовательного учреждения, педагогический состав создает для школьников благоприятные условия.

Разные типы образовательных организаций предполагают отличия не только в статусе, но и в особых условиях финансирования. По новому Закону предусматривался переход и классического варианта финансирования на финансирование по итогам выполнения муниципального (государственного) заказа. Все требования к выпускнику школы прописаны в стандартах нового поколения: воспитание гражданственности, патриотизма, способности к саморазвитию, самосовершенствованию.

Профессиональное образование

Профессиональной образовательной организацией считается учреждение, основной целью функционирования которого является образовательная деятельность по специальным программам профессионального среднего образования.

Постановление Правительства РФ №543 от 18 июля 2008 года регулирует эти виды образовательных организаций. В качестве основных задач учебного заведения выделяются:

  • реализация потребностей личности в культурном, интеллектуальном, нравственном развитии, путем получения профессионального среднего образования;
  • насыщение рынка специалистами, имеющими среднее профессиональное образование;
  • развитие у подрастающего поколения трудолюбия, гражданственности, ответственности, творческой активности, самостоятельности;
  • сохранение культурных и нравственных ценностей общества.

По данному закону предусмотрены такие типы образовательных организаций среднего звена:

  1. Техникум, в котором реализуется программы по базовой подготовке.
  2. Колледж, предлагающий подготовку по углубленным программам.

Наименование образовательных учреждений

Высшее образование

Рассматривая различные формы, типы образовательных организаций, нельзя обойти вниманием высшие учебные заведения. Основной целью их является образовательная и научная деятельность по специальным программам. По типовому положению о структуре высшего образования, постепенно вводятся стандарты к каждому направлению обучения и к специальностям высшего звена.

Дополнительное образование

Центры дополнительного образования созданы для организации внеурочной деятельности дошкольников и детей школьного возраста. В законе об образовании РФ даны разъяснения по поводу наполняемости групп, секций, кружков, нормативного и финансового обеспечения деятельности. В последнее время интерес к подобным учреждениям возрастает, в каждом районном центре есть как минимум одни центр дополнительного образования, причем большая часть секций, кружков, предлагаемых ребятам, бесплатные.

Образовательный процесс в ЦДО осуществляется на основе индивидуальных учебных планов. Группы создают по интересам, возрасту, направлению деятельности. Разнообразные лаборатории, секции, клубы, кружки, ансамбли, оркестры, студии, театры: все это предлагается ребятам вне школьных стен. Помимо групповых вариантов, дополнительное образование предлагает и индивидуальные формы работы.

Дополнительное профессиональное образование

Цель создания таких организаций - осуществление деятельности по специальным профессиональным программам. Они по «Закону об образовании» выполняют следующие функции:

  1. Помощь специалистам в овладении информацией о новейших достижениях в науке и технике, передовом зарубежном и отечественном опыте.
  2. Повышение квалификации и переподготовка специалистов учреждений, организаций, высвобождаемых работников, государственных служащих, безработных специалистов.
  3. Проведение научных исследований и экспериментов, осуществление консультационной деятельности.
  4. Полноценная научная экспертиза индивидуальных проектов, программ, иных документов по профилю организации

Заключение

В статье 23 Закона «Об образовании РФ» в полной мере объяснена вся классификация образовательных учреждений, их цели и задачи, особенности финансирования и правовая форма. Указаны в ней и виды образовательных программ. Кроме того, российское законодательство определет порядок создания учреждений государственного образования разного вида и типа.


Указанные субъекты наделяются правами, обязанностями, несут ответственность и обладают социальными гарантиями. Данные положения распространяются и на работников учреждений. Образовательные организации В качестве них выступают некоммерческие структуры. Общеобразовательные организации работают на основании лицензии. Обучение в них выступает основной целью создания. Учреждения, осуществляющие деятельность в сфере образования, представляют собой организации, которые также работают по лицензии. Реализуя основные задачи, они дополнительно проводят обучение. Образовательные организации создаются в формах, предусмотренных гражданским законодательством, регламентирующим работу некоммерческих структур. Частные учебные заведения Их работа также регулируется ФЗ №273.

В Законе такие учреждения определяются как организации, созданные в установленном нормами порядке, одним или несколькими гражданами либо их объединениями. Не могут формировать такие учебные заведения зарубежные религиозные общества. Право создавать организации, которые реализуют образовательные программы в области безопасности и обороны государства, принадлежит только РФ.


Внимание

Особенности наименования В названии учебного заведения могут присутствовать указания на специфику работы. Например, «общеобразовательная школа с математическим уклоном». В наименовании может присутствовать указание на интеграцию учебных планов разного типа.


Программа деятельности образовательной организации может предусматривать дополнительные задачи. Например, это может быть коррекция, содержание, реабилитация, психолого-педагогическое сопровождение, технологическая, научно-исследовательская и прочая работа.

Статья 23 типы образовательных организаций

Дошкольное воспитание Важно помнить о том, что рассчитывать на дошкольное образование, малыши могут не только в специализированных детских учреждениях, но и в семье. В п.6 указано, что в дошкольной образовательной организации уход, присмотр, дошкольное обучение, осуществляются от 2 месяцев до полного прекращения отношений (в случае достижения воспитанником 6-7 летнего возраста). Группы, создаваемые для реализации данной цели, могут быть оздоровительной, компенсирующей, общеразвивающей и комбинированной направленности.
Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 года был признан утратившим свою юридическую силу. Письмо от 8 августа 2013 года Минобрнауки содержало Рекомендации Департамента гос. политики относительно комплектования тех учреждений образования, которые занимаются реализацией основных общеобразовательных программ дошкольного воспитания и обучения.

Статья 23. типы образовательных организаций

Важно

В статье 23 Федерального Закона «Об образовании в РФ» указаны все типы образовательных организаций, их особенности, цели и задачи. Далее мы проанализируем данную статью и уточним ее детали. Критерии для деления учебных заведений на отдельные типы При подразделении всех учебных заведений на типы, учитываются общеобразовательные программы, выбранные для их деятельности.


Кроме того, деление осуществляется и с учетом вида программ. Это может быть:
  1. Основные образовательные программы.
  2. Программы дополнительного обучения.

Общеобразовательные программы подразумевают профессиональное и общее обучение. В Законе предусмотрено шесть различных типов образовательных организаций: четыре, предполагающих реализацию основных образовательных программ, и два вида, направленных на дополнительное развитие школьников.

Все предметы Педагогика Образовательная cистема России Виды образовательных учреждений 1.Виды образовательных учреждений 2.Вариативность образовательных программ Виды образовательных учреждений В законе «Об образовании в РФ» нет деления образовательных учреждений на виды. Согласно закону, все образовательные организации делятся по типам в зависимости от образовательных программ, которые они применяют в своей деятельности. В таблице представленной ниже приведено соответствие между типами образовательных учреждений и возможными видами организационной формы.


Вариативность образовательных программ Вариативность образования — это один из основных принципов и векторов развития современной системы образования в Российской Федерации.
Причем в письме шла речь о создании единых подходов к количеству детей, которые нуждаются в посещении дошкольных образовательных учреждений. Имелись в письме и рекомендации муниципальным органам власти о создании единого информационного ресурса «электронной очереди» в детские сады. Были определены и сроки предоставления информации о количестве заявлений (движения) на текущий учебный год.
Для постановки на учет в реестре, родители либо законные представители дошкольника заполняют в Интернете форму, представленную в свободном доступе, или же пользуются консультацией специалиста из УО муниципалитета. Также можно лично обратиться в уполномоченный орган с письменным заявлением о предоставлении места в детском дошкольном учреждении. Письмо содержало и рекомендации по поводу очередности поступления малышей в дошкольные учреждения.

Виды образовательных учреждений

В вузах, как правило, предусматривается бакалавриат и магистратура. Кроме этого, в таких учебных заведениях ведется научная работа. Общеобразовательная школа реализует учебные планы в начальных, средних и старших классах.

Учреждение принимает детей, окончивших ДОУ и подготавливает их в течение 10 лет к поступлению в вуз. Часть 2 ФЗ №273 определяет также организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным дисциплинам. При этом данная работа является основной их целью. В Законе определены образовательные организации основного и профессионального дополнительного обучения.

Они проводят педагогическую работу, не включенную в ООП. Комментарии к Закону В ст. 1 ч. 1 ФЗ №273 определяются субъекты, имеющий право вести обучение. Ими являются образовательные организации, а также индивидуальные предприниматели.

Образовательные организации. фз «об образовании в российской федерации»

Эти типы государственных и муниципальных учреждений определены в связи с переходом от сметного финансирования к обеспечению государственных (муниципальных) учреждений финансами лишь для выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) в виде бюджетных субсидий. Различия в типах государственных и муниципальных учреждений заключаются в степени финансовой самостоятельности учреждения - доходы от приносящей доход деятельности полностью получает автономное учреждение, а казенное учреждение передает доходы от платных услуг и работ в бюджет своего учредителя. Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Образовательные организации в россии

Аналогичные данные предоставляются и в отношении наемных преподавателей.По смыслу гражданского законодательства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области образования на платной основе, должны заключать соответствующие договоры. Они могут быть в простой письменной форме. Договор должен отражать основные условия предоставления услуг, обязанности и права, а также ответственность сторон. Кроме этого, в документе определяется срок, порядок и размер оплаты.

  • 20.06.2016

Образование – неотъемлемый процесс становления человека, без которого существование современного социума было бы невозможным. Ведь чтобы быть полезной государственной единицей, нужно обязательно чему-то научиться. Именно для этого и созданы дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения профессионального образования. В статье пойдет речь об общеобразовательных учреждениях - их типах, видах и особенностях.

Терминология

При рассмотрении данной темы сначала надо разобраться, что же такое образовательное учреждение. Это специальное заведение, где осуществляется педагогический процесс, где реализуются программы обучения, воспитания и развития детей. В свою очередь, существует целый перечень образовательных учреждений, которые подразделяются по типам.

  • Дошкольные.Тут в зависимости от вида возраст детей колеблется от 1 до 7 лет.
  • Общеобразовательные учреждения
  • Учреждения профессионального образования, в которых дают специфические знания узкой направленности и получают соответствующую квалификацию.
  • Коррекционные учреждения, куда попадают дети, относящиеся к категории учеников с особыми образовательными потребностями.
  • Учреждения для детей-сирот или приравненных к ним детей. Это детские дома, где ребята не только учатся, но еще и проживают.
  • Учреждения дополнительного образования детей и отдельно – взрослых (последипломное образование).


Детские сады

Первые образовательные учреждения, которые посещают дети - это дошкольные. Общеобразовательные учреждения будут следующей ступенью. Большинство детскихсадов принимают ребятишек с двух лет. Помимо образования, которое является бесплатным, в детском саду осуществляется присмотр и уход за детьми, так как они проводят в стенах учреждения почти целый день. Эта услуга оплачивается родителями, но не в полном объеме. 80% затрат берет на себя муниципалитет, а родители платят за оставшиеся 20%.

Градация групп в детских садах осущестляется по двум признакам - возрасту и направленности. Классификация учитывает возраст ребенка на начало учебного года (1 сентября) и включает группы для детей 2-3-лет, 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет.

Направленность группы определяется контингентом воспитанников, в соответствии с которым подбираются образовательные программы. Таким образом, различают:

  • группы общеразвивающей направленности;
  • группы комбинированной направленности;
  • группы компенсирующей направленности.

Об общеобразовательных учреждениях

Дольше всего дети посещают именно общеобразовательные учреждения - с 7 до 18 лет. Если для дальнейшего обучения подросток выбирает учреждение начального или среднего профессионального образования, то школу он заканчивает в 16 лет.


Разновидности общеобразовательных учреждений

Начальная школа. Это первые четыре класса обучения ребенка. В 1 класс детки поступают согласно результатам определенных тестов, позволяющих определить степень их готовности к обучению в школе. Главная задача учителей тут – не только дать ребятам знания, но также и научить их учиться, привить интерес к наукам.

Средняя школа. Можно сказать, что это промежуточное звено между начальной и старшей школами. Занимает период с 5 по 9 класс, возраст учеников колеблется от 9-10 до 14-15 лет. После окончания данного периода желающие могут поступать либо в старшую школу, либо же в учреждения профессионального образоввания (начальные или средние).

Старшая школа. Обучаются дети в 10-11 классах, возраст которых от 15 до 17 лет. Тут происходит более глубокое изучение наук, подготовка к поступлению в ВУЗы. По окончанию ученики получают аттестат о среднем полном общем образовании. Для некоторых видов деятельности этого уже достаточно.


Специальное образование

Существуют также и коррекционные или специальные общеобразовательные учреждения. Для кого они предназначены? Туда определяются детки, у которых есть некие проблемы с развитием, или же ограниченные возможности здоровья. Однако надо отметить, что современная система образования предлагают альтернативный вариант – инклюзивное образование для удачной социализации таких малышей. Хотя на практике не всегда все получается настолько отлично, как в теории. Еще один альтернативный вариант для таких ребят – дистанционное обучение. Однако и тут возникают проблемы с дальнейшим внедрением детей в общество.

Денежные вопросы

Разобравшись, что такое образовательное учреждение (средняя общеобразовательная школа, младшая и десткая школы) нужно отметить, что такие заведения могут разниться еще и по типу финансирования. Такие тут существуют виды:

  • Государственные или муниципальные школы, которые являются полностью бесплатными.
  • Частные школы, где за обучение детей родители вносят определенную плату.

Вопрос тут стоит только лишь в оплате за сам процесс обучения. Родительские деньги на улучшение материально-технической базы класса или школы к этому разделу совершенно не относятся.

Гимназии, лицеи

Государственные общеобразовательные учреждения могут также именоваться лицеями или гимназиями. По сути, это обычные школы. И после их окончания ребенок получает тот же аттестат о среднем образовании. Однако особенность их в том, что они предлагают более детальное изучение определенных предметов. Иногда такие ОУ сотрудничают с вузами, подготавливая для обучения в них будущих студентов.

Вечерние школы

Рассматривая общеобразовательные учреждения, нужно также понять, что такое вечерние школы. Практика их работы сегодня не столь активна, нежели во времена Советского Союза, однако они еще существуют и прекрасно функционируют. Для кого же они предназначены? В нашей стране среднее полное общее образование является обязательным. В отличие от высшего. Так, без аттестата о завершенном среднем образовании работодатель не может работника обеспечить хорошим местом. Если вовремя, в подростковом возрасте, по каким-либо причинам не удалось закончить школу, позже человека могут направить доучиться в вечернюю. Название говорит уже само за себя. Сюда люди приходят после завершения рабочего дня. Пройдя обучение в вечерней школе, человек получает аттестат о среднем полном общем образовании.

Граждане Российской Федерации имеют конституционное право на получение образования. В стране данная область признана приоритетной, правительство уделяет ей особое внимание.

В законодательстве есть нормативные правовые акты, в которых прописаны типы учебно-образовательных учреждений, их структура, функциональные обязанности.

Специфика политики в сфере образования

В данной области государственная политика базируется на следующих принципах:

  • Гуманизация образования. В приоритете - общечеловеческие ценности, здоровье и жизнь современного индивида, свободное формирование личностных качеств, развитие трудолюбия, гражданской ответственности, уважения к другим людям, семье, родине, окружающей природе.
  • Взаимосвязь образовательного и культурного федерального пространства. Предпочтение отдано сохранению национальной культуры, традиций, учитывая многонациональность российского государства.
  • Адаптация образовательного процесса к уровню и специфике подготовки и развития воспитанников, обучающихся.
  • Отсутствие религии в образовании для муниципальных и государственных учебных заведений.
  • Плюрализм и свобода в ОУ.
  • Государственно-общественный вариант управления образовательным процессом.

Характеристика современных образовательных заведений

В статье 12 ФЗ «Об образовании» говорится о том, что учебные учреждения разного типа осуществляют процесс обучения с реализацией одного или нескольких видов образовательных процессов, полноценного воспитания, развития. ОУ представляет собой юридическое лицо, у которого может быть разная организационно-правовая форма: государственная, муниципальная, негосударственная (частная, религиозная, общественная).

Все муниципальные и государственные типы образовательных учреждений функционируют на основании базовых положений об ОУ, которые утверждаются Правительством РФ. Негосударственные учреждения не подчиняются таким Постановлениям, они могут стать для них лишь образцами (рекомендациями).

Установление государственного статуса учебного заведения (вида, типа, категории ОУ) осуществляется с учетом направления его деятельности во время официальной государственной аккредитации. Структурные подразделения, отделения, филиалы образовательного учреждения по доверенности могут иметь в полном объеме либо частично правомочия юридического лица. Допускается и использование подразделением собственных счетов, самостоятельного баланса в кредитных и банковских организациях.

Подобные типы образовательных учреждений России создают в целях совершенствования и развития учебного и внеурочного процесса. Закон в полной мере регламентирует порядок создания, а также деятельность таких УО.

Классификация

Типы дошкольных образовательных учреждений, функционирующих на территории Российской Федерации:

  • Детский сад оздоровления и присмотра.
  • Учреждение с национальным (этнокультурным) образовательным компонентом.
  • Дошкольные группы образовательных государственных учреждений по типу «сад – школа».
  • Центры развития ребенка.
  • Прогимназии при ОУ.
  • Центры образования школьников.

Рассмотрим подробнее все типы дошкольных образовательных учреждений.

Специфика детских садов

Они являются максимально распространёнными учреждениями по обеспечению дошкольного государственного образования. Здесь предполагается полноценный уход, присмотр, оздоровление, воспитание, обучение малышей. Это самые массовые и доступные типы образовательных учреждений. Типы образовательных программ могут различаться в зависимости от направления деятельности, выбранного в детском саду.

В подобном заведении комбинированного типа есть несколько различных групп:

  • компенсирующие;
  • общеразвивающие;
  • оздоровительные

Такие типы образовательных учреждений есть в каждом районном центре РФ, они рассчитаны на воспитание малышей от трех до семи лет.

Характеристика разных видов ДОУ

В дошкольной сфере есть и определенные типы специальных образовательных учреждений компенсирующего (коррекционного) характера. Подобные заведения посещают дети, имеющие разнообразные патологии: задержку психического развития, проблемы с опорно-двигательной системой, с туберкулезной интоксикацией, ослабленным слухом и зрением, нарушениями интеллектуального развития, с дефектами речи.

Подобные типы образовательных учреждений в основном функционируют круглосуточно, располагаются они за пределами городов. Здесь для малышей создаются специальные условия: бассейны, диетическое питание, массажные кабинеты. Работают в садах высококвалифицированные воспитатели, медицинские работники, психологи. Для того чтобы ребенку было легко адаптироваться среди сверстников, наполняемость групп не превышает 15 человек.

Помимо лечения малышей в таких дошкольных учреждениях компенсирующего типа осуществляется обучающий и воспитательный процесс, для занятий разрабатываются особые программы. Специальные консультационные центры, создаваемые при ДОУ, помогают родителям справляться со сложными ситуациями, решать своевременно возникающие проблемы. Для того чтобы попасть в подобное учреждение, нужно иметь направление врача-педиатра, а также справки установленного образца, соответствующие профилю детского сада.

Общеразвивающие дошкольные учреждения в качестве приоритетного направления своей деятельности выбирают интеллектуальное, физическое, эстетическое, художественное. Такие типы государственных образовательных учреждений посещают малыши от трех до семи лет.

Сады оздоровления и присмотра функционируют с акцентом на оздоровительные, профилактические, санитарно-гигиенические процедуры и мероприятия.

Если рассматривать образовательные учреждения нового типа в дошкольной среде, нужно выделить сады с этнокультурным компонентом. Основной их задачей является формирование в воспитанниках уважения к разным культурам, терпимости к представителям иных национальностей, бережного отношения к семейным ценностям.

Воспитатели помогают ребятам осваивать культурные традиции, раскрывают истоки народных обрядов, верований и т. п. На занятиях уделяется особое внимание уважению старшего поколения.

Существуют в системе дошкольного воспитания и такие типы образовательных учреждений, как центры развития ребенка. В них есть специальные физкультурные, оздоровительные, игровые комплексы, изостудии, компьютерные классы, бассейны, детские театры. Применение комплексного подхода при организации работы с дошкольниками в подобных центрах позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Особое внимание уделяется художественно-эстетическому и интеллектуальному развитию детей.

Есть новые типы и виды образовательных учреждений дошкольного звена, например, прогимназии.

Основным контингентом подобных заведений являются ребята младшего школьного и дошкольного возраста. Отличие в том, что здесь систематически изучаются определенные предметы: русский язык, математика, устное чтение, основы английского языка. Также в программе прогимназического обучения есть специальные предметы эстетической направленности, позволяющие в полной мере развивать личность ребенка: риторика и ритмика, плавание и подвижные игры, рисование и лепка, хореография и музыка.

Родители, выбирающие прогимназию для своих детей, сначала должны ознакомиться со списком предлагаемых предметов. Там занятия проводятся в основном в форме игры, проектной, исследовательской деятельности. В возрасте от трех до семи лет дети знакомятся с окружающим миром с помощью игр. Подобные дошкольные учреждения позволяют ребятам привыкать к обучению, постепенно погружают их в образовательную среду. Проблем с дисциплиной, домашними заданиями, посещением уроков у таких «маленьких гимназистов» в школе не возникает.

Самым ранним вариантом дошкольного образования являются ясли-сад. В таком учреждении осуществляется присмотр за малышами от двух месяцев. В яслях существует специальный распорядок дня, есть и свои развивающие занятия. Малыш, который посещает ясли, должен иметь элементарные навыки, соответствующие его возрасту.

Школьные образовательные учреждения

В современной России существуют разные формы, типы образовательных учреждений:

  • начальная общеобразовательная школа;
  • основная школа;
  • полная (средняя) школа;
  • учреждения с углубленным изучением отдельных предметов;
  • сменная (вечерняя) школа;
  • гимназия;
  • центр образования;
  • кадетские школы;
  • ИТУ (заведения при исправительно-трудовых учреждениях).

Образовательные учреждения для ребят младшего школьного возраста функционируют на основе специально разработанной программы. Целью подобных учреждений является создание оптимальных условий для развития гармоничной личности учащихся.

Школы - основные типы образовательных учреждений в России, укрепляющие физическое и психическое здоровье детей. Начальные предназначены для детей от трех до десяти лет. В таком образовательном учреждении задействованы педагогические работники, родители (либо законные представители) и сами воспитанники.

Между дошкольными учреждениями и начальной ступенью обучения существует преемственность в физическом, художественном, эстетическом, интеллектуальном направлении. Именно в самом начале обучения важно сформировать в ребятах любознательность, коммуникативность, познавательную способность. Для подобных целей введены федеральные государственные стандарты второго поколения. Согласно им выпускник 4 класса (начальной ступени образования) должен иметь собственную гражданскую позицию, быть патриотом своей страны, бережно относиться к традициям, природе, семейным ценностям. Младшие школьники обязаны получить навыки самостоятельного мышления, представлять целостность картины мира.

В школах существует и вторая ступень обучения – общее девятилетнее образование. Здесь присутствуют уже другие типы и виды образовательных учреждений: гимназии, лицеи. Первые предполагают углубленное обучение по одному либо нескольким предметам. В РФ часто гимназии взаимосвязаны с высшим профессиональным образованием, в таких учебных заведениях работают преподаватели академий, университетов.

Ребята с пятого класса вовлекаются в проектную и исследовательскую деятельность, проводят эксперименты на базе научно-исследовательских лабораторий. В лицеях кроме классических образовательных программ, утвержденных Министерством образования РФ, реализуется дополнительная профильная подготовка. В гимназистах формируется трудолюбие, воспитывается уважение к старшему поколению, любовь к родному языку, правам и свободам личности. Выпускники этих элитных учреждений легко адаптируются в современном обществе, поступают в престижные вузы, быстрее находят свой профессиональный и жизненный путь.

Целью любого государственного образовательного учреждения считается формирование полноценной личности на основе усвоения минимума по ФГОСу второго поколения. Все основные типы образовательных учреждений, функционирующих в России, являются бесплатными, доступными для граждан нашей страны в возрасте от 7 до 17 лет.

При наличии запроса со стороны родителей в школах открывают специальные группы продленного дня. Под присмотром опытных наставников школьники делают домашние задания, посещают выставки в музеях, обедают в столовой. Кроме того, при соответствующем согласовании в ОУ можно открывать специальные классы компенсирующего обучения.

Ступени общего образования

В зависимости от уровня образовательных программ, выбранных в ОУ, предполагается три ступени обучения:

  • общее начальное образование (начальная ступень), рассчитано на 4 года;
  • общее основное образование (вторая ступень) - 5-6 лет;
  • полное (среднее) образование - 2 года обучения

Общее начальное образование направлено на освоение обучающимися счета, основ чтения, письма, овладение теоретическим мышлением, элементами самоконтроля, основами гигиены, навыками проектной и исследовательской деятельности.

Именно эта ступень является базой, фундаментом для формирования и становления личности, социального самоопределения.

Среднее (полное) образование предполагает развитие творческих способностей школьников на базе индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку. Помимо обязательных предметов сами обучающиеся имеют право выбирать элективные и факультативные курсы, чтобы правильно определиться с будущей профессией.

Учитывая запросы родителей, на старшей ступени обучения могут быть введены профильные и базовые классы. Программы, используемые на данном этапе, создаются, реализуются на базе образовательных государственных стандартов второго поколения. Элективные и факультативные курсы также преподаются по специальным программам, утвержденными в установленном порядке.

Во всех типах государственных образовательных учреждений ученики бесплатно пользуются библиотечными, информационными ресурсами, беспрепятственно участвуют в работе ОУ, посещают спортивные секции, занимаются в компьютерном классе.

Сменные (вечерние) ОУ

В подобных учебных заведениях граждане России независимо от возраста имеют право на получение среднего (общего) и основного общего образования. Именно здесь создается основа для дальнейшего саморазвития, выполняется осознанный выбор будущей профессии, формируется культурная личность. В таких ОУ есть две ступени:

5 лет для общего основного образования;

3 года для общего (среднего) образования


Школа-интернат

Данный тип ОУ создают в первую очередь для помощи в воспитании талантливых и одаренных детей. Среди принципов, используемых в образовательном процессе, выделяют следующие: гуманизм, демократия, общечеловеческие ценности, автономность, светский вариант обучения. Такие школы могут быть нескольких видов: лицеи-гимназии, гимназии-интернаты. Для зачисления чада в такое заведение родители (законные представители) пишут заявление о приеме. В исключительных случаях ребенок становится учеником школы-интерната по решению муниципальных органов власти, органов опеки. В интернатах, создаваемых для развития талантливых российских школьников, выбирается определенное направление деятельности: физическое, музыкальное, интеллектуальное.

Детские дома

Для сирот в РФ существуют такие типы ОУ, как детские дома, школы-интернаты. Основная задача подобных заведений - создание благоприятных условий для умственного, физического, эмоционального развития личности ребенка. Государство берет на себя все материальные расходы, связанные с питанием, проживанием, обучением сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заключение

В Российской Федерации на данный момент существуют образовательные учреждения разного типа. Несмотря на серьезные отличия используемых образовательных программ, направлений работы, все они нацелены на формирование гармоничной личности ребенка.